Джон Дикки Cosa Nostra история сицилийской мафии. История мафии Высший суд у сицилийской мафии

Общее и структура

Мафия – криминальное сообщество, «теневое» государство с собственной структурой, организацией, собственным кодексом поведения («омерта») и собственными понятиями чести. О происхождении названия этого явления до сих пор ведутся споры, впрочем, одно известно наверняка: самим сицилийским преступникам никогда не приходило в голову называть своё сообщество «mafia». Они называли его «общество чести», а о членах сообщества говорили «люди чести», «наши друзья» или даже «добрые люди».
Зародилась мафия на Сицилии, а с волной миграции итальянцев в Новый Свет это явление пустило свои корни и на берегах Америки. Американская мафия унаследовала основные законы и традиции сицилийской, но пошла развиваться по своему пути. Подобно сицилийской мафии, мафия американская не использует термин «мафия», это слово перекочевало из итальянской прессы в американскую, где и прижилось.

Внутренняя структура мафии выглядит следующим образом:

Босс, дон - глава. Является верхушкой системы, заведует всеми делами в семье, получает информацию о действиях совершаемых каждым членом семьи. Босс избирается голосованием капо; в случае равенства количества голосов проголосовать должен подручный босса.
Во главе стоит наиболее уважаемый и влиятельный мафиози в клане. Власть, как и в любой другой структуре, можно получить разными способами от долгого и упорного выслуживания до убийства конкурентов. Ограничений на возможность занять должность практически нет (кроме абсолютного соблюдения «омерты», но это относится ко всем членам мафии) и общего правила, согласно которому женщина не может возглавлять клан. Исключением последнего правила в рамках игры является клан Мартеллов, где подобные прецеденты имели место быть (впрочем, крайней редко). Возраст значения практически не имеет, главное - опыт, влияние, уважение.
В рамках игры - лорд Дома, т.е., например, боссом Старков на начало игры является Эддард Старк.

[!] Отдельно стоит упомянуть такой термин как «Босс всех боссов», под которым принято считать того мафиози, клан которого является наиболее влиятельным. В рамках игры им является Роберто Баратеон.

Младший босс или подручный - «заместитель» босса, его правая рука, второй человек в семье, назначаемый самим боссом. Подручный несет ответственность за действия всех капо. В случае ареста или смерти босса подручный обычно становится действующим боссом, но этот обычай не является безусловным правилом наследования власти.
В рамках игры младшим боссом не обязательно является перспективный наследник Дома в каноне, т.е., младшим боссом Баратеонов является не Джоффри, а Ренли, так как старше и опытнее первого.

Консильери - советник семьи, к советам которого босс прислушивается для принятия тех или иных решений. Служит посредником для разрешения спорных вопросов между боссом и подкупленными политическими, профсоюзными или судебными деятелями и/или выполняет роль представителя семьи на встречах с другими семьями. У консильери, как правило, нет собственной «команды», но консильери имеет значительное влияние в семье. Что характерно, у них обычно есть и законный бизнес, например, адвокатская практика или работа биржевым маклером.
В рамках игры консильери может быть кто угодно безотносительно его кровных отношений с главой Дома, т.е., например, консильери Старков является Русе Болтон.

Капореджиме , капо, или капитан - глава «команды», или «боевой группы» (в рамках игры - вассалы), который несет ответственность за один или несколько видов криминальной деятельности в определенном районе города и ежемесячно отдаёт боссу часть доходов, получаемых с этой деятельности. Представление в капо делает подручный, но непосредственно капо назначает лично босс.
В рамках игры капо может быть кем угодно.

Полный перечень членов структуры:

1. Capo di Tutti Capi (Капо ди тутти капи) - "Босс всех боссов" - глава всех семей.
2. Capo di Capi Re (Капо ди капи ре) - дословно "Король-босс всех боссов" - титул, в знак уважения присуждаемый "Боссу всех боссов" на пенсии.
3. Capofamiglia (Капофамилия) - дон, глава семьи.
4. Consigliere (Консильери) - "советник" - консультант Дона.
5. Sotto Capo (Сотто Капо) - заместитель Дона - второй человек в семье.
6. Capodecina, Caporigeme, Capo (Каподечина, Капорежим, Капо) - капитан "людей чести", солдат мафии. Как правило, в подчинении Капо находится от 5 до 20 "солдат".
7. Uomini D"onore, Sgarrista, Soldato (Умини Доноре, Сгарриста, Солдато) - "люди чести" или "солдаты" мафии, начальная ступень в мафиозной карьере.
8. Picciotto (Пиккиотто) - "маленький человек". К этой группе относятся люди, которые хотя стать частью мафии, но пока не приняты в семью.
9. Giovane D"Onore (Джиоване Доноре) - юноши чести - друзья и сторонники мафии, как правило, не итальянских кровей. В это обширную группу входят коррумпированные чиновники, полиция, юристы, банкиры мафии, и все те люди, которые помогают семье функционировать.

Кодекс чести и заповеди мафиози.


Несмотря на то, что мафия - противозаконная организация, нарушающая всевозможные принципы морали, мафиози обладают определенным кодексом чести, несоблюдение которого не просто осуждается, но жестоко карается. В основе этого кодекса лежат христианские заповеди (претерпевшие переосмысление в рамках мафиозного сообщества), семейные ценности и строгая негласность. Как бы странно это ни звучало, христианство действительно играет важнейшую роль в миропонимании большинства членов мафии, и даже если (вдруг) в вас умерла вера - будьте добры не афишировать этого и уважать веру в других. Что любопытно, на то обрядах посвящения зачастую присутствовали иконы, но их применение не было традиционным (об этом далее в тексте), что говорит в пользу того, что мафиози сами переосмыслили религию своей земли и подали под выгодным им соусом, закрыв глаза на основные ее принципы (непротивление злу, любовь к ближним и врагам, самопожертвование и т.д.) Большинство членов мафии искренне верят в Христа и даже пытаются по-своему следовать его заповедям, например, любить Господа Бога, любить своего ближнего (чаще всего, члена своей семьи), оставаться верным своей супруге и не сметь даже смотреть на чужих жен и т.д. Однако соблюдение заповедей одних не отменяет пренебрежение другими (запрет на убийства, клятвы, накопление богатств и т.д.)

Главная добродетель члена мафии - уважение к организации. Кроме того, ни о каких алкогольных и наркотических зависимостях не может идти речи, равно как и о нетрадиционных сексуальных отношениях. Почтительное отношение к женщине, особенно, к своей жене, также является важным заветом сообщества.

Тем не менее, мафиозный «кодекс чести» нередко нарушается: взаимные предательства, доносы друг на друга в полицию и интриги достаточно типичны для представителей мафиозных кланов. В рамках игры исключение составит клан Старков, для которого соблюдение «омерты »неоспоримым условием существования мафии.

«Омерта» - «кодекс чести», кодекс молчания у мафии.
- есть только одна причина покинуть организацию - смерть;
- обидчик одного члена организации обижает всю организацию;
- правосудие вершит только организация;
- члены организации подчиняются главе организации беспрекословно;
- предательство карается убийством предателя и всех его родственников (под предательством подразумевается даже произнесение любых слов в стенах тюрьмы во время следствия). Под «всех его родственников» подразумеваются и женщины, и дети, но до этого редко доходит.

«Десять заповедей»
«Десять заповедей Коза Ностра» - неофициальный свод законов, которым должен следовать каждый член мафии.
1) Никто не может сам подойти и представиться кому-то из «наших» друзей. Он должен быть представлен другим нашим другом.
2) Никогда не смотрите на жён друзей.
3) Не допускайте, чтобы вас видели в обществе полицейских.
4) Не ходите в клубы и бары.
5) Ваш долг - всегда находиться в распоряжении «Коза Ностра», даже если ваша жена рожает.
6) Всегда являйтесь на назначенные встречи вовремя.
7) С жёнами надо обращаться уважительно.
8) Если вас просят дать любую информацию, отвечайте правдиво.
9) Нельзя присваивать деньги, которые принадлежат другим членам «Коза Ностра» или их родственникам.
10) В «Коза Ностра» не могут входить следующие лица: тот, чей близкий родственник служит в полиции; тот, чей родственник или родственница изменяет супруге (супругу); тот, кто ведёт себя дурно и не соблюдает нравственных принципов.

Ритуал посвящения.


Мафия - не только преступная организация и теневое государство, но и тайное братство, скрепленное клятвой крови.
Для того чтобы стать полноправным членом мафии недостаточно просто изъявить желание, необходимо сперва стать партнером, а после получить рекомендацию от трех мафиози и пройти обряд посвящения.
Рекомендация основывается на личных качествах испытуемого и результатах выполненного им задания.
Рекомендация может даваться, исходя из личных качество подопечного или каких-то выполненных заданий, начиная от простого запугивания и заканчивая жестоким убийством. После получения характеристик подопечного предупреждают, что нельзя добровольно выйти из организации и мафия создана для защиты слабого от произвола сильного.
Сам ритуал проводит лично глава семьи, попутно задавая вопросы, ответы на которые позволяют понять лояльность и верность испытуемого к организации. Затем посвящающий прокалывает палец новичка и проливает его кровь на священный образ святого. Икону, помещенную в руку новичка, зажигают. Новичок должен противостоять боли, перекидывая образ из одной руки в другую, пока изображение не сгорит. При этом он должен торжественно произнести клятву "Коза Ностры" - "Пусть моя плоть горит как этот святой, если я не в состоянии соблюдать правила мафии".

Бороться в одиночку против системы можно, если вы хотите стать знаменитым и, скорее всего, мертвым. Истории противостояния итальянской мафии известны такие примеры борьбы — успешные и не очень.

Чезаре Мори

«Остается просто человек, гражданин Мори, фашист Мори, борец Мори, живой и полный сил человек Мори», — так говорил о себе Мори в прощальной речи, в июне 1929 года. Пожалуй, стоит добавить, что Чезаре Мори оказался в нужном месте в нужное время. В наши дни он бы сидел вместе с мафиози на скамье подсудимых. В январе 1926 года верный соратник Муссолини организовал жестокую блокаду города Ганджи, что на Сицилии, в котором находилась штаб-квартира сицилийской мафии. Кто не спрятался, я не виноват – такой принцип действовал у полицейских во главе с «Железным перфектом» без исключения для женщин и детей.

Методы и фантазии преданного служителя фашистского режима принесли результат 10 января, когда члены мафиозного клана сдались властям. Город украсили, заиграл военный оркестр — это была победа, Муссолини направил своему префекту:

«Выражаю свое полное удовлетворение и советую Вам продолжать в том же духе до тех пор, пока Вы не завершите свою работу, невзирая на чины и звания».

Мори следовал указаниям своего лидера и не обращал внимания на детали, в результате его работы около 11 тысяч человек были арестованы, из них 5 тысяч только в провинции Палермо, даже его коллеги признавали, что среди них были и честные люди. Конец пришел довольно скоро, спустя три года Муссолини направил телеграмму с благодарностью за службу. Чезаре Мори не настигла месть мафиозных структур, он умер своей смертью в 1942 году, за год до падения фашистского режима в Италии.

Джованни Фальконе

В начале 1960-х годов молодому и напористому Фальконе поручили вести дело о банкротстве фирмы, в деле были замешаны известные политики и бизнесмены, этот момент можно назвать отправной точкой его борьбы против мафиозного клана. Возможно, Джованни принял решение гораздо раньше, он всегда повторял, что мафия это проблема всей Италии, а не только Юга. В 1987 году Джованни Фальконе стал абсолютным лидером по числу желающих его убить среди членов Сицилийской мафии. Причиной для ненависти стал судебный процесс, на котором Фальконе был государственным обвинителем, на нем вынесли приговор более 400 членам группировок, среди которых не только рядовые исполнители. Фальконе застал «свинцовые годы», когда мафия не церемонилась с правоохранителями, и редко кто из них доживал до пенсии.

Джованни Фальконе погиб 23 мая 1992 за рулем автомобиля вместе женой Франческой Морвильо и полицейским эскортом. Взрывчатка, заложенная в подземном переходе, сдетонировала в 17:56 на повороте, который соединяет аэропорт Пунта Раиси в Палермо с выездом на Капачи. Пять тонн тротила рванули с такой силой, что сейсмологи зафиксировали толчок, а участок дороги на месте трагедии восстанавливали больше года. Джовании Фальконе остался для соотечественников символом борьбы против мафии и страшным сном для тех, кто был его врагом.

Паоло Борселлино

Джованни Фальконе и Паоло Борселлино были не просто друзьями, их объединял не только родной город Палермо, не красный диплом юридического факультета и даже не страстная любовь к футболу. Они вместе боролись за безопасность граждан Италии, за что и положили свои жизни. Броселлино начинал свою карьеру в гражданском суде, в 1980-х он стал членом команды «Антимафия», которая занималась расследованием преступлений совершенных мафиозными группировками. Броселлино в начале пути учился у своих коллег, друзей, он знал, что однажды придут и за ним.

3 июля 1992 года Борселлино сказал: «Я знаю, что для меня уже готовят динамит.» Своей жене Аньезе судья сказал: «Мафия убьет меня, тебе нужно смириться и быть готовой, это лишь дело времени». 19 июля в Палермо он направлялся к своей матери, около 17:00 автомобиль судьи разорвало на куски от взрыва мощной бомбы, вместе с ним погибли пять его телохранителей. Народ горячо и напрасно требовал наказать виновных, дошло до того, что разгневанная толпа едва не устроила самосуд над президентом Республики Луиджи Скальфаро прямо в соборе Палермо. Имена заказчиков были известны, только кому от этого легче.

Несс Эллиот

По мере роста могущества итальянской мафии борьба с ней приобретала все более глобальный характер. Во многом деятельность Альфонсо Капоне в США привлекла внимание местных спецслужб. Культовый персонаж для преступного мира. Мимо масштабов его личности не могли и не должны были пройти ведущие кинокомпании США. Правоохранители в 1920 годы часто занимают места в зрительном зале, коррупция в органах присутствовала в большом количестве.

Эллиот Несс был равнодушен к деньгам, насколько это возможно, он спокойно работал в министерстве финансов и по совместительству тайным агентом. Осенью 1929 года он получает карт-бланш от высшего руководства и создает специальную группу, средний возраст которой не превышал 30 лет. Специалисты по организации наблюдения, стрелки, финансисты и саперы были отобраны, чтобы разобраться с Аль Капоне. В ходе расследования «Неприкасаемые» вышли на след черной бухгалтерии мафиози с документальным подтверждением всех операций, облачного сервиса тогда еще не было, да и бухгалтера Капоне оказались очень разговорчивыми ребятами.

5 мая 1931 года усилиями Элиота Несса и его команды Аль Капоне оказался в местах лишения свободы сроком на 11 лет. Операция прошла успешно, если не принимать во внимание, что «общак» удалось увести из-под носа блюстителей закона.

Джон Дикки

Cosa Nostra история сицилийской мафии

Предуведомление

Как не замедлит стать очевидным, в этой книге неизбежно выдвигаются серьезные обвинения в адрес конкретных лиц. Поэтому категорически не следует читать эту книгу, упуская из виду следующее.

Мафиозные семьи и семьи, «объединенные кровью», ни в коей мере не являются синонимами. Из того обстоятельства, что один или несколько членов какого-либо семейства, упомянутого в этой книге, вступили в мафию, ни в коей мере не следует, что их родственники по рождению или браку принадлежат к мафии, действуют в ее интересах или даже имеют представление о сфере деятельности и интересов своих родичей. В самом деле, поскольку Коза Ностра - тайное общество, одно из ее правил гласит: членам организации запрещается рассказывать своим родственникам что-либо, касающееся ее деятельности. По той же причине afortiori, потомки ныне умерших людей, относительно которых имелись подозрения в связях с мафией, не могут и не должны подозреваться в этих связях.

На протяжении своей истории сицилийская и американская мафии устанавливали контакты с отдельными бизнесменами, политиками и представителями таких общественных организаций, как профсоюзы. Также обе мафии устанавливали контакты с компаниями, профсоюзами, политическими партиями или определенными группами в составе этих партий. Имеющиеся в нашем распоряжении исторические данные неопровержимо свидетельствуют о том, что одна из важнейших характеристик подобных контактов - их разнообразие. К примеру, в тех случаях, когда мафии платили за покровительство, вовлеченные в процесс организации индивидуумы могли быть как невинными жертвами, так и добровольными пособниками организованной преступности. Встречающиеся на страницах этой книги упоминания таких организаций и отдельных лиц не могут и не должны трактоваться как определяющие виновность конкретных лиц и структур. Необходимо иметь в виду, что если какие-либо лица или организации в прошлом имели контакты с мафией, они совершенно не обязательно продолжают их иметь до сих пор. Вдобавок на основании текста этой книги не следует делать далеко идущих выводов относительно организаций и отдельных лиц, чьи названия и имена, по чистой случайности, совпадают с названиями и именами, упомянутыми на этих страницах.

Эта книга, подобно большинству работ по истории мафии, рассматривает широкую историческую перспективу, в рамках которой членам мафии удавалось ускользать от ответственности - гораздо чаще, чем можно было бы ожидать. Число таковых случаев достаточно велико, а причины, по которым обвинительные приговоры не выносились, весьма разнообразны, и отнюдь не всегда мягкосердечие правосудия объясняется недальновидностью или некомпетентностью представителей правоохранительных органов и юстиции, свидетелей и судей. Поэтому за исключением тех случаев, когда о такой недальновидности или некомпетентности говорится впрямую, не следует искать в действиях указанных государственных служащих небрежение или злой умысел.

Многие люди на протяжении полутора столетий отрицали сам факт существования мафии или стремились преуменьшить степень ее влияния на общество. Очень многие из этих людей говорили и действовали вполне искренне. Одновременно. множество людей выражали искренние, разумные и нередко вполне обоснованные сомнения в надежности свидетельств, полученных от отдельных pentiti («отступников») или от pentiti в целом. При отсутствии на этих страницах прямых утверждений обратного не следует делать выводов о связи какого-либо человека с мафией лишь на том основании, что он отрицает существование мафии или выражает сомнения в свидетельствах pentiti.

Когда в этой книге упоминаются отели, рестораны, магазины и другие общественные места, где происходили встречи мафиози, из фактов подобных упоминаний категорически не следует, что владельцы и менеджеры этих заведений, равно как и персонал, в какой-либо мере содействовали мафии, знали о встречах мафиози, об их принадлежности к криминальному сообществу или о криминальной природе бизнеса, служившего темой для встреч.

По причинам чисто практическим автор не имел возможности лично проинтервьюировать всех людей, чьи высказывания приводятся на страницах этой книги (цитируются по письменным источникам - таким как интервью в книгах и газетах). Автор пользовался этими источниками, исходя из убеждения, что приводимые в них слова воспроизведены аккуратно и достоверно.

Две истории, два майских дня, разделенные бурным столетием. Каждая история (первая - мелодраматический вымысел, вторая - трагическая реальность) открывает нам нечто важное относительно сицилийской мафии и отчасти объясняет, почему наконец-то стало возможным написать историю мафии.

Первая история явила себя миру в римском Театро Констанци 17 мая 1890 года, на премьере оперы, которую многие считают наиболее успешной оперой всех времен, - «Cavalleria Rusticana» («Сельская честь») Пьетро Масканьи. Бесхитростный рассказ о ревности, чести и мести сицилийских крестьян был положен на бойкую музыку. Оперу встретили с восторгом. На премьере певцов тридцать раз вызывали на бис; королева Италии аплодировала, не скрывая эмоций. Несколько месяцев спустя в письме к другу двадцатишестилетний Масканьи признался, что эта одноактная опера сделала его богатым на всю жизнь.

Каждому известны хотя бы несколько тактов из «Caval-leria», каждый знает, что место действия оперы - Сицилия. Интермеццо Масканьи звучит в знаменитой финальной сцене из «Неистового быка» Мартина Скорсезе, этого беспощадного анализа итало-американского мачизма, гордости и ревности. Музыка из оперы также звучит на протяжении всей третьей части «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. В финальной сцене киллер-мафиози, облаченный в сутану, преследует свою жертву по роскошному Театро Массимо в Палермо, а на сцене тем временем исполняют «Cavalleria». Сын дона Майкла Корлеоне исполняет ведущую партию Туридду. В конце фильма интермеццо возвращается как аккомпанемент смерти престарелого дона, которого играет Аль Пачино.

Гораздо менее известно, что сюжет этой оперы представляет собой «сицилийский миф» в его чистейшей, первозданной форме; этот миф весьма близок официальной идеологии, которой сицилийская мафия придерживалась почти полтора столетия. Согласно последней мафия - не организация в привычном смысле этого слова; принадлежность к мафии проистекает из дерзкой гордости и щепетильности, глубоко укорененных в душе всякого сицилийца. Представление о «сельской чести» тем самым как бы обосновывало исторически возникновение мафии. Сегодня уже невозможно рассказывать о мафии, не принимая во внимание этот миф.

Вторая история началась на холме над дорогой, которая ведет к Палермо от аэропорта. Время - около шести вечера, 23 мая 1992 года. Джованни Бруска, коренастый и бородатый «человек чести», наблюдает за коротким отрезком дороги перед поворотом к городу Капачи. В этом месте его люди с помощью скейтборда загнали в сливную трубу тринадцать бочонков, вместивших в себя почти 400 килограммов взрывчатки.

В нескольких метрах позади Бруски другой мафиозо, постарше, курит и разговаривает по радиотелефону. Внезапно он заканчивает разговор и подается вперед, чтобы взглянуть на дорогу в телескоп, установленный на табуретке. Разглядев кортеж из трех автомобилей, приближавшийся к повороту, он шипит: «Ваи!» («Ну давай!»). Ничего не происходит. «Ваи!» - снова шипит он.

Бруска замечает, что кортеж движется медленнее, чем ожидалось. Он ждет, секунды тянутся бесконечно, автомобили минуют старый холодильник, положенный у дороги в качестве отметки. Лишь когда в третий раз слышится раздраженное, на грани паники «Ваи!», он нажимает на кнопку.

Раздается глухой взрыв. Земля дрожит под ногами. Асфальт вздыбливается, первая из трех машин взлетает в воздух. Она описывает дугу и приземляется в шестидесяти или семидесяти метрах от дороги, в роще оливковых деревьев. Вторая машина - белый бронированный «Фиат-крома»: лишившись оторванного взрывом двигателя сползает в образовавшуюся на шоссе яму. Третий автомобиль тоже пострадал, но не сильно.

Жертвами взрыва оказались магистрат Джованни Фальконе и его жена, ехавшие в белом «Фиате», а также трое охранников в первой машине. Фальконе возглавлял расследование преступлений мафии. Покончив с ним, сицилийская мафия избавилась от самого опасного из ее врагов, символа антимафиозной деятельности.

Взрыв в Капачи поверг в шок Италию. Это событие навечно запечатлелось в сознании многих людей; некоторые политики публично заявили, что им стыдно называть себя итальянцами. Для некоторых - трагедия Капачи явилась наглядной демонстрацией силы и могущества мафии. Одновременно эта операция показала, что миф о «сельской чести» окончательно ушел в прошлое, как бы подтвердил банкротство официальной идеологии мафии. Не случайно первая заслуживающая доверия история сицилийской мафии была опубликована в Италии именно после Капачи.

Рассказ о деревенском любовном треугольнике в «Cavalleria Rusticana» достигает своего апогея на площади сицилийского городка: возчик Альфио отказывается от выпивки, которую ему предлагает молодой солдат Туридду. До взаимных оскорблений еще не дошло, однако оба знают, что стычка непременно закончится кровью, - ведь Альфио нашептали, что Туридду покусился на честь его жены. В кратком разговоре этих

Об организованной преступности в различных странах существует немало легенд, приукрашенных и романтизированных художественными произведениями. Благодаря этому члены преступных группировок окутаны неким брутальным флёром, который если и не превращает их в Робинов Гудов, то хотя бы позволяет не воспринимать их как жестоких и алчных головорезов. Одной из таких легенд гласит, что у преступников существует свой особый кодекс чести, которому они неукоснительно следуют. Это представление в определённой степени соответствует действительности, а наиболее известным из подобных кодексов является омерта, неписанный закон сицилийской мафии.

Слепоглухонемой – вот идеальный мафиози…

Благодаря книгам и сложилось представление, что омерта (в русском произношении ударение на второй слог, в оригинальном итальянском звучании – на последний) это исключительно закон молчания, которое должны хранить все мафиози. То есть член мафии никому ничего не должен сообщать о делах «семьи», о членах организации, о её деятельности – в общем, молчать, как рыба. Это действительно одна из главных составляющих омерты, но далеко не единственная.

Омерта переводится как «круговая порука» и включает в себя самые различные традиционные установки поведения для члена мафии.

Основная из них – все дела должны решаться исключительно в мафиозном кругу. Это повелось ещё с XVIII – XIX веков, то есть с момента зарождения мафии как тайных криминально-патриотических обществ на Сицилии. Тогда остров и вся Италия находились под чужеземным владычеством, так что нужно было находить какие-то формы противостояния оккупационной власти. Открыто воевать сицилийцы не могли, поэтому и возникли мафиозные организации, ведшие, с одной стороны, диверсионную борьбу, с другой, отвечавшие за самоорганизацию сельских общин. Поэтому требование строгой конспирации было самым важным, о мафии ничего нельзя было сообщать посторонним, все вопросы и взаимные обиды разрешались не с помощью официальных властей, а «между своими».

Позднее это вылилось в строгую установку – что бы ни случилось, о мафии и её делах не сообщать. Если против члена мафии совершил преступление его «коллега», нельзя идти к властям и требовать справедливости. Нужно разобраться самому, «по понятиям». Но кроме кодекса молчания закон омерты включал в себя и другие важные принципы. Например, недопустимость предательства: предательство считалось наиболее страшным преступлением и каралось беспощадно. Потенциальный предатель должен был заранее понимать последствия своего поступка – наказанию в виде смерти подлежал не только он, но и вся его семья. Нередко вырезали не только ближайших членов семьи отступника, но и всех, даже дальних, его сородичей. Кроме того, омерта предполагает безусловное подчинение вышестоящим членам мафии и пожизненный статус мафиози. Мафия - это на всю жизнь, здесь нельзя уйти в отставку или на пенсию. Бывших мафиози не бывает, есть лишь мафиози живой и мафиози мёртвый. Ну и, разумеется, действует тот самый принцип круговой поруки, «один за всех и все за одного». За обиду, причинённую одному члену мафии, сполна отплатят все участники организации.

Омерта и мафия: классический набор для книг и фильмов

Вырисовывается пускай суровая, но по-своему привлекательная картина: строгий кодекс чести, дисциплина, готовность отомстить за «ближнего», верность своей «семье» и тому подобное. Но жизнь показывает, что это по большей части идеализированное представление из художественных произведений. В реальности омерта, закон молчания и круговой поруки, конечно, действует, но он неизменно даёт сбои. Современная мафия это своего рода огромная корпорация, имеющая дело с нелегальным бизнесом и получающая колоссальные доходы. А где речь заходит об очень больших деньгах, на десятый план отступают традиции, моральные правила и кодексы чести. Так что взаимные предательства, междоусобные войны и сотрудничества с властями не являются редкостью внутри мафии.

Омерта, как и в целом сицилийская и итальянская мафия, была прославлена американскими писателями 1960-х – 1970-х годов, прежде всего знаменитым Марио Пьюзо.

В первую очередь он известен, конечно, как автор легендарного «Крёстного отца», но он написал ряд других романов о мафии: «Последний Дон», «Сицилиец» и «Омерта». Но Пьюзо получил сведения о мафии не просто в силу своего итальянского происхождения. Источником этих знаний, шокировавших в своё время американское общество, стали откровения арестованного мафиози Джозефа Валачи. Именно Валачи впервые открыто нарушил закон омерты и поведал «посторонним» о структуре и основах деятельности сицилийской мафии, Коза Ностры (переводится как «Наше дело»). Сам этот термин закрепился в массовой культуре именно благодаря словам Валачи. В 1962 году он был арестован за торговлю героином и испугался, что в тюрьме его убьют за старые разногласия с его боссом, Вито Дженовезе. Чтобы получить защиту от государства, в 1963 году Валачи решился дать публичные показания о мафии.

Именно этот гангстер средней руки рассказал, что сицилийские мафиозные «семьи» имеют структуру, во многом схожую с иерархией других организованных преступных группировок мира (японских якудза или китайский триад , например). Во главе семьи стоит «крёстный отец», босс, который советуется по стратегическим вопросам с «советником» (консильери). Непосредственно рядовыми участниками мафии руководят «капитаны» (капореджиме), в подчинении которых находятся отдельные подразделения или территориальные округа. Во избежание прямых контактов между крёстным отцом и непосредственными исполнителями преступных действий существует специальное доверенное лицо. Схема такова: крёстный отец с глазу на глаз отдаёт указание доверенному лицу, тот, в свою очередь, также наедине передаёт приказ капореджиме, который уже даёт распоряжения «рядовым». Таким образом, в случае предательства никто не сможет дать свидетельские показания о том, что слышал, как, например, босс приказывает киллеру убить неугодного человека.

Александр Бабицкий


«Коза Ностра» - эти слова вгоняли в дрожь каждого обитателя солнечного острова. Целые семейные кланы были вовлечены в преступные мафиозные группировки. Сицилия , этот цветущий сад, взращивался на реках крови. Сицилийская мафия простерла свои щупальца по всей Италии, и даже американские крёстные отцы вынуждены были с ней считаться.

Вернувшись с юга Италии, я делилась впечатлениями с одним из знакомых. Когда я сказала, что мне не у далось попасть на Сицилию , то в ответ услышала: «Ну, и к лучшему, ведь там мафия!»

К сожалению, печальная слава омываемого водами трех морей острова такова, что его имя вызывает воображении не восхитительные ландшафты и уникальные памятники культуры, не вековые традиции народа, а таинственную преступную организацию, опутавшую, подобно паутине, все сферы жизни общества. Такому представлению о «преступном синдикате» немало способствовали известные фильмы: о комиссаре Каттани, павшем в неравной битве со «спрутом», или о «крестном отце» доне Корлеоне, перебравшемся в Америку все с той же Сицилии . Кроме того, до нас дошли отголоски громких судебных процессов над главарями мафии в 80-х - 90-х годах, когда борьба с организованной преступностью в Италии достигла апогея. Однако никакие успехи властей и полиции в этом начинании не могут изменить укоренившийся в сознании общества постулат: «Мафия бессмертна». Так ли это на самом деле?

Принято считать, что мафия представляет собой достаточно сложную разветвленную преступную организацию со своими жесткими законами и традициями, история которой уходит в Средние века. В те далекие времена в подземных галереях Палермо скрывались вооруженные шпагами и пиками люди, прячущие лица под капюшонами, - члены таинственной религиозной секты «Беати Паоли». Само название «мафия» появилось в XVII веке. Предполагается, что в основе слова лежит арабский корень, означающий «защита»; есть также другие его толкования - «убежище», «нищета», «тайное убийство», «ведьма»...В XIX веке мафия представляла собой братство, защищавшее "несчастных сицилийцев от эксплуататоров-иностранцев", в частности, от правивших в то время Бурбонов. Борьба закончилась революцией в I860 году, однако крестьяне вместо прежних угнетателей обрели новых в лице своих соотечественников. Причем последние сумели внедрить в жизнь сицилийского общества отношения и кодекс поведения, сложившиеся в недрах тайной террористической организации. Криминальная ориентация быстро стала краеугольным камнем «братства», коррупция, с которой оно якобы боролось, на деле являлась основой его существования, взаимопомощь превратилась в круговую поруку.

Умело использовав традиционное для населения региона недоверие к официальной власти, мафия сформировала альтернативную власть, практически подменив собой государство там, где могла действовать более эффективно, например, в такой сфере как правосудие. Мафия бралась решить любые проблемы крестьянина, причем - на первый взгляд - бесплатно. И бедняки обращались к ней за защитой, которую не могло обеспечить им государство. О том, что когда-нибудь настанет их черед оказывать услуги своему покровителю, крестьяне не задумывались. В результате в каждой деревне возник собственный мафиозный клан, вершивший свой суд. А распространенный миф о секретной, централизованной и разветвленной организации с тысячелетней историей весьма способствовал укреплению авторитета таких кланов как ее «местных подразделений».

Аэропорт Палермо носит имена Фальконе и Борселлино, которые стали легендой в сегодняшней Италии. Прокурор Джованни Фальконе и его преемник Паоло Борселлино как никто другой потрудились над тем, чтобы очистить Сицилию от мафии. Фальконе стал прототипом знаменитого комиссара Катаньи.

1861 год - важная веха в истории мафии - она стала реальной политической силой. Опираясь на бедное население Сицилии , организация сумела выдвинуть в итальянский парламент своих кандидатов. Купив или запугав других депутатов, мафия получила возможность в значительной степени контролировать политическую ситуацию в стране, а мафиози, по прежнему опираясь на низовые преступные структуры, превратились в респектабельных членов общества, претендующих на место в высшем его классе. Исследователи сравнивают итальянское общество того времени со «слоеным пирогом, в котором связи между слоями осуществлялись не официальными представителями, а неформальными, т.е. солдатами мафии». Причем, не отрицая криминальной природы такого государственного устройства, многие из них признают его вполне рациональным. В книге Нормана Льюиса, например, можно прочитать, что в «мафиозном» Палермо домохозяйка спокойно могла забыть сумочку на столике в баре, поскольку на следующий день она непременно нашла бы ее на том же месте.

Власти Палермо разработали программу по борьбе с мафией, который назвали «сицилийской тележкой». «Сицилийская тележка» двухколесная. Одно колесо – репрессии: полиция, суд, спецслужбы. Другое колесо – культура: театр, религия, школа.

Тем не менее новая, «легальная» мафия не могла уберечь юг Италии от страшного обнищания, в результате которого между 1872 г. и первой мировой войной около 1,5 миллионов сицилийцев эмигрировало, преимущественно - в Америку. «Сухой закон» послужил благоприятной почвой для нелегального бизнеса и накопления капитала, бывшие члены братства вновь объединились и с успехом воссоздали на чужой земле свой привычный образ жизни - так родилась «Коза Ностра» (первоначально это имя применялось для обозначения именно американской мафии, хотя сейчас так нередко называют и сицилийскую).

В Италии мафия продолжала оставаться государством в государстве вплоть до прихода к власти фашистов в 1922 году. Как всякий диктатор, Бе-нито Муссолини не мог примириться с существованием каких-либо альтернативных властных структур, даже неформальных и извращенных. В 1925 году Муссолини лишает мафию ее главного инструмента политического влияния, отменив выборы, а затем решает окончательно поставить на колени неугодную режиму организацию и отправляет на Сицилию специального префекта Чезаре Мори, наделив его неограниченными полномочиями. Тысячи людей были брошены в тюрьмы без достаточных улик; иногда с целью захвата «крестных отцов» объявлялись осады целых городов, однако жесткая тактика Мори принесла свои плоды - многие мафиози были посажены за решетку или убиты, и в 1927 году не без оснований было заявлено о победе над организованной преступностью. По сути же, фашистская партия сама стала играть роль мафии как гаранта общественного порядка на Сицилии и посредника между правительством и крестьянами.

Самая «мафиозная» сицилийская сладость - канноли, вафельные трубочки со сладкой начинкой. Такие все время едят в «Крестном отце». Еще один сицилийский десерт – кассата, пирожное на основе миндаля. А туристический город Эриче специализируется на овощах и фруктах из цветного марципана.

Те влиятельные мафиози, которым удалось спастись от преследований Мори, нашли прибежище в Соединенных Штатах. Однако и здесь привольная жизнь «Коза Ностры» была нарушена: сначала - отменой «сухого закона» в 1933 году, нанесшей удар по бизнесу мафии, а затем - достаточно успешными, хотя и не всегда легальными, действиями государства против наиболее одиозных фигур преступной организации. К примеру, печально знаменитый Аль Капоне был посажен в тюрьму на 11 лет за неуплату налогов, а другой "величайший гангстер Америки", Джон Диллинджер, - просто застрелен федеральными агентами, когда выходил из кинотеатра. Однако близился конец второй мировой войны, и союзникам показалась заманчивой идея использования авторитета глав организованной преступности при захвате Сицилии . В качестве посредника между сицилийской и американской мафиями выступил «босс боссов» последней Лаки Лучиано, приговоренный судом США к 35 годам тюремного заключения. Замена этого наказания на высылку в Рим явилась для него, по-видимому, хорошим стимулом - Лучиано договорился с итальянскими «коллегами» об оказании помощи союзникам при высадке на Сицилию , и жители острова встретили английские и американские войска как освободителей.

Однако не было еще случая, чтобы обществу не приходилось расплачиваться за услуги мафии. Почти поставленная на колени, она внезапно получила возможность возродиться в новом качестве. Наиболее отличившиеся в борьбе с фашистами доны были назначены мэрами в главных городах Сицилии , за счет итальянской армии мафия сумела пополнить свой арсенал, тысяча мафиози, помогавших союзным войскам, были амнистированы по мирному договору. Сицилийская мафия упрочила свои позиции на родине, укрепила связи со своей американской «сестрой» и, более того, значительно расширила свои владения - как в территориальном отношении (проникнув в ранее нетронутые ею Милан и Неаполь), так и в сфере своего преступного бизнеса. С конца 50-х годов главы сицилийской организации становятся основными поставщиками героина в Америку.

Начало этому положил все тот же Лаки Лучиано, который дожил, кстати, до глубокой старости и умер от сердечного приступа чуть ли не во время встречи с американским режиссером, собиравшимся снимать фильм о его жизни. Усилия его последователей были направлены как на торговлю наркотиками, так и на установление связей между мафией и политиками. О том, насколько они преуспели в этом за последние десятилетия, можно судить по докладу Итальянской комиссии по борьбе с мафией: «Между мафиози, бизнесменами и отдельными политиками образовались многочисленные взаимосвязи, приведшие к тому, что органы государственной власти попали в крайне униженное положение... Мафия нередко прибегала к угрозам или прямой физической ликвидации людей, вмешиваясь даже в вопросы политики, так как от них зависели судьбы всего бизнеса, доходы мафии и влияние ее отдельных представителей».

Таким образом, создавалось впечатление, что благополучию мафии ничто не угрожало. Но это не совсем так - опасность крылась внутри самой организации. Структурное построение мафии общеизвестно: на вершине пирамиды стоит глава (капо), возле которого постоянно находится советник (консильери), непосредственно главе подчиняются руководители подразделений (капореджиме), управляющие рядовыми исполнителями (пиччотти). В сицилийской мафии ее ячейки-отряды (коски) состоят из кровных родственников. Коски под руководством одного дона объединены в консорте-рию (семью), а все консортерии вместе и составляют мафию. Однако романтическая версия об объединенной общими целями организации становится не более чем мифом, когда речь заходит о больших деньгах.

Ритуал посвящения в сицилийскую мафию заключается в том, что палец новичка ранят и проливают его кровь на икону. Он берет икону в руку, и ее зажигают. Новичок должен терпеть боль, пока она не сгорит. При этом он должен сказать: «Пусть моя плоть горит, как этот святой, если я нарушу правила мафии».

Каждая консортерия имеет свои собственные интересы, часто весьма отличные от интересов прочих звеньев мафии. Иногда главам семейств удается договориться между собой о разделе сфер влияния, но это происходит далеко не всегда, и тогда общество становится свидетелем кровопролитных войн между мафиозными кланами, как это было, например, в начале 80-х годов. Ответом на торговлю наркотиками, приведшую к этой страшной бойне, стала правительственная антимафиозная кампания, а мафия в свою очередь установила террор, жертвами которого стали высокопоставленные лица, политики и служители порядка. В частности, в 1982 году был убит генерал Делла Чиза, который начал раскапывать аферы мафии в строительной индустрии и заинтересовался вопросом, кто ее защищает в правительстве. Спустя 10 лет арестованный в Бразилии главный мафиозо Томмазо Бушетта заявил, что убить Делла Чизу приказал клану Джулио Андреотти, семь раз занимавший пост премьер-министра. Бушетта является также автором так называемой «теоремы Бушетты», согласно которой мафия представляет собой единую организацию, основанную на строгой иерархии, имеющую свои законы и конкретные всеобъемлющие планы. В эту «теорему» твердо верил борец с мафией судья Джованни Фальконе, который еще в 80-х годах провел ряд расследований, в результате которых сотни мафиози были привлечены к суду.

После ареста Бушетты Фальконе, опираясь на его показания, получил возможность начать против них несколько «громких дел». Судья поклялся посвятить всю свою жизнь борьбе с "проклятьем Сицилии ", был уверен, что "мафия имеет начало и конец", и стремился добраться до ее главарей. Фальконе создал нечто вроде комитета по борьбе с мафией, успехи которого были столь очевидны, что комитет был... распущен властями, недовольными его авторитетом и славой, а возможно, и опасающимися разоблачений. Оклеветанный, оставшийся в одиночестве Фальконе покинул Палермо , а в мае 1992 года вместе со своей женой пал жертвой теракта. Однако убийство Джованни Фальконе и еще одного боровшегося против мафии судьи - Паоло Борселино - заставили итальянскую общественность очнуться. Мафия в значительной степени утратила былую поддержку населения. Был нарушен закон «омерта», окружавший организацию завесой молчания, и множество «пенити» (покаявшихся), т.е. отказавшихся от мафиозной деятельности перебежчиков, дали показания, что позволило отправить за решетку дюжины важных донов. Однако на смену вынужденному отступить в тень старому поколению гангстеров пришло молодое, готовое дать бой как законным властям, так и своим предшественникам...

Итак, борьба против организованной преступности, которая с переменным успехом велась на протяжении всего XX столетия, продолжается и поныне. Мафия порой «меняет кожу», всегда сохраняя при этом свою сущность криминальной террористической организации. Она неуязвима до тех пор, пока официальные институты власти остаются малоэффективными, а чиновники - коррумпированными и эгоистичными. По сути, мафия является гипертрофированным отражением пороков всего общества, и пока общество не нашло в себе мужества бороться с собственными пороками, мафия по-прежнему может именоваться бессмертной.