Е.и.в. великая княгиня мария владимировна

Виртуальная выставка

400-летие Дома Романовых

В 2013 г. отмечается 400-летие дома Романовых. Празднование приурочено к воцарению Михаила Фёдоровича Романова на московский престол 11 июня 1613 года (в Успенском соборе Московского Кремля по решению Земского собора). Воцарение Михаила Фёдоровича стало началом новой правящей династии Романовых.

В обширной литературе, посвященной истории Дома Романовых и отдельным царствованиям, нет однозначной трактовки роли самодержцев — преобладают крайние, зачастую полярные точки зрения. Однако, как бы ни относиться к династии Романовых и ее представителям, объективно оценивая наш исторический путь, следует признать, что именно при Романовых Россия стала одной из великих держав мира, с ними связаны ее победы и поражения, взлеты и падения, достижения и политические и экономические провалы, обусловленные в значительной мере нараставшим несоответствием общественного строя задачам времени. Дом Романовых - это не история частной семьи, а собственно и есть история России.

Романовы — русский боярский род, носивший такую фамилию с конца XVI века; с 1613 года — династия русских царей и с 1721 года — императоров всероссийских, а впоследствии — царей Польши, великих князей Литвы и Финляндии, герцогов Ольденбурга и Гольштейн-Готторпа и великих магистров Мальтийского Ордена. Прямая ветвь рода Романовых на всероссийском престоле пресеклась после смерти императрицы Елизаветы Петровны; с 5 января 1762 года императорский престол перешёл к династии Гольштейн-Готторп-Романовской, сыну Анны Петровны и герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского, по династическому договору их сын Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский (будущий император всероссийский Пётр III) признавался членом императорского Дома Романовых. Таким образом, по генеалогическим правилам императорский род (династия) именуется Гольштейн-Готторп-Романовской (Гольштейнъ-Готторпъ-Романовской династии), а императорский дом — Романовых.

Начало

Конец XVI в. принес нашей Родине тяжелое потрясение, ставшее первым шагом к Смуте. Со смертью Царя Феодора Иоанновича (1598 г.) пресеклась Династия Рюриковичей. Еще раньше, в 1591 г., в Угличе погиб младший представитель Династии св. Царевич Димитрий. Впрочем, права его на наследование Престола были весьма спорны, т.к. он родился от пятого венчанного (а фактически от седьмого) брака Царя Иоанна Грозного, и считался незаконнорожденным.

Свыше 700 лет Рюриковичи правили Россией. И вот их не стало. Трудно описать то впечатление, которое произвел конец Династии. Русский народ столкнулся с беспрецедентным случаем и нужно было решить вопрос, от которого зависели судьбы государства. Дому Московских Великих Князей и Царей должен был наследовать Род, имеющий полное законное на то право. Из потомков Рюрика, после гибели Князей Старицких, не осталось никого, кто обладал бы такими правами. Ближайшими родственниками Московского Дома являлись князья Шуйские, но их родство было 12-ой (!) степени. Кроме того, в соответствии с принятыми в то время на Руси нормами византийского права, ближнее свойство (т.е. родство через жену) предпочиталось дальнему кровному родству.

Исходя из этого (муж и жена составляют "плоть едину") брат Ирины Годуновой, жены Царя Феодора Иоанновича, Борис Годунов, считался одновременно и Его братом. Именно Годунова и призвали тогда на Царство с благословения Патриарха Иова. Определение по этому поводу вынес Земский Собор 1598 г.

И Царь Борис занял Престол не по "праву" избрания, а по праву наследия. Следующим родом в таком порядке наследования были Романовы, потомки первого шурина Иоанна Грозного - Никиты Романовича Захарьина-Юрьева.

Борис Годунов царствовал относительно безмятежно до возникновения в 1603 г. первых слухов о Самозванце. Появление "царевича Димитрия" заставило народ усомниться в законности воцарения Годунова. Как это ни парадоксально, но явление самозванчества свидетельствует о стихийном легитимизме Русского народа. Для того, чтобы занять Престол, нужно было обладать законными на то правами или выдать себя за обладателя таковых. В противном случае можно сколько угодно "избирать", "назначать" и "провозглашать" Царя - никакой поддержки это получить не могло. Но "царевич Димитрий" - якобы чудом спасшийся сын Иоанна Грозного - не мог не найти отклика в русских сердцах. И вот смерть уносит Царя Бориса, его сын Феодор убит, и торжествующий Самозванец въезжает в сопровождении поляков в Москву.

Отрезвление наступило не сразу. Может быть, процесс тянулся еще дольше, если бы не опрометчивое поведение Лжедимитрия в отношении Православной Церкви. Самозванец дерзнул короновать в Успенском соборе свою супругу Марину Мнишек, не крестив ее, а ограничившись миропомазанием. Сын Иоанна Грозного, по народному понятию, никогда не поступил бы подобным образом. Менее чем через две недели после, кощунственного венчания Самозванец был убит. Но основы Российского Царства так поколебались, что остановить Смуту простой ликвидацией Лжедимитрия стало уже невозможно.

Царь Василий Шуйский по-своему он стремился принести пользу Отечеству. Но трон этого единственного в истории России выборного Царя не мог быть прочным. "Выкрикнутый" на Красной площади случайной толпой, связавший себя обязательствами перед боярами, Царь Василий никогда не чувствовал себя уверенным Самодержцем. А потому не мог он эффективно противостоять ни внешним, ни внутренним врагам, и повествование о его - до смешного легком - низложении говорит нам о бесплодности внедрения чуждых традиций и законов. Конца Смуте не предвиделось.

Спасти Россию суждено было II Ополчению, руководители которого сумели извлечь некоторые уроки из прежних ошибок и создать единое народное движение. Воодушевленные посланиями Патриарха Гермогена нижегородский гражданин К. Минин и кн. Д. Пожарский объединили русских людей под знаменем борьбы за освобождение и восстановление Православного Царства. Позднее к ним присоединился и кн. Д. Трубецкой с остатками I Ополчения. В октябре 1612 г. казаки взяли приступом Китай-город, и вскоре осажденные в Кремле поляки капитулировали. В освобожденной столице появились условия для устроения государственной жизни.

В начале 1613 г. в Москву съехались посланцы "всея земли" на Великий Земский и Церковный Собор, главнейшей задачей которого было определение Законного Наследника Престола.

Когда в очередной раз на Соборе разгорелся спор о кандидатуре, некий галицкий дворянин подал записку, обосновывающую права Михаила Феодоровича на его родстве с Царем Феодором Иоанновичем (отец Михаила Митрополит Филарет был двоюродным братом Царя Феодора и наследовал бы сам, если бы не монашеский постриг, совершенный над ним в царствование Бориса Годунова), со ссылкой на авторитет замученного Патриарха Гермогена. Своим поступком он вызвал гнев бояр, грозно вопрошавших, кто осмелился принести такое писание. Тогда выступил казачий атаман и также положил письменное заявление. На вопрос кн. Пожарского, о чем идет в кем речь, атаман ответил: "О природном (выделено мной - А.З.) Царе Михаиле Феодоровиче". "Повесть о Земском Соборе 1613 г." приводит речь атамана, в которой он определен-но указал на незаконность "выборов" Царя и обосновал права на Престол юного Михаила Романова.

Окончательное решение по вопросу престолонаследия было принято 21 февраля 1613 г. Разосланная во все концы Русской Земли грамота возвещала, что "человеколюбивый Бог по смотрению Своему вложи в сердца всех людей Московского государства от мала до велика и до сущих младенцев единомышление, чтобы обрати на Владимирское, и на Московское, и на все государства Российского Царствия Государем Царем и Великим Князем всея Русии Михаила Феодоровича Романова-Юрьева". Утвержденная грамота Собора закрепляла Престол за Династией "в роды и роды" и предавала анафеме любого нарушителя священной клятвы верности Дому Романовых. Воцарение Дома Романовых стало победой порядка над смутой, и в начале XVII в. в России утвердилась новая династия, вместе с которой государство функционировало более трехсот лет, переживая взлеты и падения.

Последний российский царь Николай II, расстрелянный с семьей в Екатеринбурге в 1918 году, до сих пор одна из самых противоречивых фигур отечественной истории. Несмотря на почти столе-тие, прошедшее с тех трагических событий, отношение к нему в обществе резко полярное. С од-ной стороны, Русская православная церковь причислила его с семьей к лику святых, с другой — "хозяин земли русской" (его собственное определение) общественным мнением воспринимается как бездарный глава государства, который не смог спасти от гибели не только страну, но даже собственную семью.

Нужно отметить, что юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. п.). Кроме того, с 1761 года в России царствовали потомки сына Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла-Фридриха, которые по мужской линии происходили уже не от Романовых, а от Гольштейн-Готторпов (младшая ветвь Ольденбургской династии, известной с XII века). В генеалогической литературе представители династии начиная с Петра III носят название Голштейн-Готторп-Романовы. Несмотря на это, названия «Романовы» и «Дом Романовых» практически общепринято употреблялись для неофициального обозначения Российского Императорского Дома, герб бояр Романовых был включён в официальное законодательство.

После 1917 года фамилию Романовых официально стали носить (по законам Временного правительства, а затем в эмиграции) практически все члены царствовавшего дома. Исключение составляют потомки великого князя Дмитрия Павловича. Он был одним из Романовых, кто признал Кирилла Владимировича императором в изгнании. Женитьба Дмитрия Павловича на Одри Эмери была признана Кириллом морганатическим браком члена царствующего дома, а супруга и дети получили титул князей Романовских-Ильинских (сейчас её носят двое внуков Дмитрия Павловича — Дмитрий и Майкл/Михаил, а также их жёны и дочери). Остальные Романовы также вступили в морганатические (с точки зрения российского закона о престолонаследии) браки, однако не посчитали нужным менять фамилию. После создания Объединения князей дома Романовых в конце 1970-х Ильинские стали его членами на общих основаниях.

Генеалогическое древо Романовых

Генеалогические корни рода Романовых (XII-XIV вв.)

МАТЕРИАЛЫ ВЫСТАВКИ:

Image caption Великая Княгиня Мария Владимировна принимала участие в торжествах, однако попросила отметить юбилей скромно

Россия вот уже несколько месяцев отмечает 400-летие дома Романовых. Правда, эти торжества не так уж заметны.

Юбилейные мероприятия в течение года проходили в Екатеринбурге, Костроме, Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и других городах.

В основном это были конференции и выставки: Государственный исторический музей представил экспозицию о предках дома Романовых, до этого в Москве показывали наряды российских императриц, в Екатеринбурге - документы семьи Николая II. Прошло также несколько праздничных аукционов, концертов, торжественных богослужений.

Празднование 400-летия дома Романовых совпало со скорбным юбилеем - 95 лет назад, в июле 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна царская семья. И в 2013 году многие торжественные мероприятия посвящены скорее гибели царской семьи, а не началу царствования.

Празднуя такой юбилей, нужно сосредоточиться не на помпезных мероприятиях, а на молитве, на поминовении святых и героев, на просветительской деятельности и благотворительности Александр Закатов,
глава канцелярии дома Романовых

Правда, представители императорского дома Романовых сами пожелали, чтобы 400-летний юбилей отмечали скромно, об этом они заявили еще в начале года.

"Празднуя такой юбилей, нужно сосредоточиться не на помпезных мероприятиях, а на молитве, на поминовении святых и героев, на просветительской деятельности и благотворительности", - изложил в интервью Би-би-си точку зрения дома Романовых глава канцелярии дома Александр Закатов.

Фактически юбилей не заинтересовал российские власти, в последние годы не скупившиеся на всенародные праздники, считают многие наблюдатели.

И это при том, что власти относятся к отечественной истории с большим вниманием, стараясь найти в ней опору для создания новой российской идентичности.

В поиске национальной идеи

Одной из таких опор стал День победы в Великой отечественной войне - отношение к ней в России пытались даже регулировать на государственном уровне .

400 лет назад

  • 21 февраля (6 марта по новому стилю) 1613 года Великий Собор определился с кандидатом на царский трон - им стал Михаил Феодорович Романов
  • 14 марта (27 марта по новому стилю) 1613 года в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре Костромы прибывшая из Москвы депутация объявила Михаилу Феодоровичу постановление Великого Собора, и он согласился взойти на трон
  • 11 июля (21 июля по новому стилю) 1613 года Митрополит Казанский Ефрем венчал Михаила Федоровича на царство в Успенском соборе Московского Кремля

Другой должны были стать события начала XVII века, преодоление смутного времени, изгнание польских оккупантов. В 2005 году в России появился праздник - День народного единства , приуроченный как раз к победе над интервентами.

Логично предположить, что коль скоро эта победа оказалась важна для укрепления патриотизма и единства, то ее прямое следствие - начало царской династии Романовых - окажется не менее существенным.

Более того: Михаила Федоровича - первого в династии Романовых - на царствие призвал Земский собор, который выбирал его кандидатуру из нескольких. Другими словами тут вполне уместно говорить о зарождении некоей демократической традиции в России.

Монархическая идея также крепко связана в российском обществе с православием. И хотя не все православные - монархисты, но большинство монархистов все-таки подчеркивают связь с православием.

Русская православная церковь, сам Патриарх Кирилл приняли участие в мероприятиях памяти дома Романовых, но в торжественных богослужениях не принимали участие государственные деятели федерального уровня.

Поликонфессиональное государство

Как полагает политолог Дмитрий Орешкин, в высших эшелонах власти в России, возможно, произошло некоторое разочарование в идеях, которые были популярны в последнее время.

"Власть на практике начала ощущать, что современная Россия не вписывается в тот образ, который еще недавно существовал у нее в голове. Образ простой - православная страна с православными традициями, которые просто необходимо восстановить", - сказал он.

Если б эти большие праздники состоялись, то были бы массовые спекуляции на тему того, как 2013 год неизбежно повлечет за собой 2017 Ирина Карацуба,
историк

В настоящее время, как отмечает Орешкин, в России все большую силу набирает "евразийская" идея. "Автор этой концепции господин Дугин предлагает симфонию нескольких религий. Очевидно четырех так называемых традиционных - христианство, ислам, буддизм и иудаизм", - сказал он.

"В этом смысле такие пафосные торжества одной из религий уже не вписываются в ту концепцию власти, которая доминирует в головах у лиц, принимающих решения", - заключил Дмитрий Орешкин.

Роковой 17-й год

Есть и другие объяснения. Историк Ирина Карацуба отмечает, что в России в последнее время распространено убеждение, что в 2017 в стране должно произойти некое крупное событие.

"Одно из излюбленных мест современного российского общественного сознания - ожидание 2017 года. И если бы эти большие праздники состоялись, то были бы массовые спекуляции на тему того, как 2013 год неизбежно повлечет за собой 2017", - сказала она.

По словам главного редактора издания "Посев" Юрия Цурганова, нынешние российские власти слишком сильно связаны с наследием советской идеологии, чтобы устроить пышное отмечание юбилея основания царской династии.

"70 с лишним лет были построены на таких "ценностях", как 1917 год, "отречемся от старого мира". Они в этой системе сформировались. Как им праздновать Романовых?" - говорит он.

Стела в честь Четырехсотлетия освобождения столицы народным ополчением Минина и Пожарского, созданная по проекту А. Ковальчука, посвящена новой памятной дате — Дню народного единства. Не считая памятника на Красной площади, это первый монумент освободителям Москвы от польских захватчиков. Это историческое событие несколько отошло в тень по сравнению с войной 1812 года и Великой Отечественной, но в 2012 году впервые были проведены праздничные мероприятия, посвященные этой дате.

Важно отметить, что в отличие от более поздних времен, когда главные военные баталии разворачивались на Смоленском направлении, в Смутное время главные события происходили на Троицкой дороге (Ярославское шоссе). Все лето князь Д. М. Пожарский собирал войска, воздерживаясь от немедленного выступления. Наконец, 28 июля 1612 года ополчение выступило из Ярославля, присоединяя по дороге все новые и новые отряды. Последняя стоянка была организована около родовой вотчины князя — села Медведково. 20 августа 1612 года ополчение вошло в Москву.

Восьмиметровую шатровую колонну из гранита венчает двуглавый орел, отлитый из бронзы. На каждой стороне стелы можно увидеть оригинальную скульптурную композицию: гражданин Минин и князь Пожарский, лагерь на берегу реки Яузы, русские в походе, кремлевские стены, предстоятель Русской Православной церкви Гермоген.

Стела в честь освобождения Москвы раскрывает новые страницы истории Москвы, особо подчеркивая роль ее бывших северных пригородов в летописи государства.

Памятник открыт: в 2012 г.

Как добраться

  1. От м. ВДНХ и ст. монорельса «Выставочный центр»: пешком 1700 м. или на трамвае № 17 до ост. «Сельскохозяйственная улица» (3 остановки), на троллейбусе № 48 и на автобусе № 33 до ост. «Акведук» (2 остановки), на маршрутном такси №№ 56м, 76м, 96м, 144 м, 270м, 333м, 344м, 366м, 675м, а также на автобусах №№ 56, 195 до ост «Ростокинская улица» (2 остановки), на троллейбусах №№ 14,76 и на автобусах №№ 93, 136, 172, 244, 392, 565, 576, 834, 903 до ост. «Улица Докукина» (1-2 остановки).
  2. От м. Ботанический сад: на автобусах №№ 33, 603 до ост. «Сельскохозяйственная улица» (4 остановки), на маршрутном такси №№ 195м, 333м, а также на автобусе № 195 до ост. «Улица Докукина» (4 остановки).
  3. От м. Свиблово: на автобусе № 195 до ост. «Улица Докукина» (11 остановок).
  4. От м. Бабушкинская: на трамвае № 17 до ост. «Сельскохозяйственная улица» (8 остановок).
  5. От м. Медведково: на маршрутном такси № 270м или на автобусе № 93 до ост. «Улица Докукина» (15 остановок).
  6. От м. Алексеевская: на троллейбусе № 48 до ост. «Акведук» (7 остановок) или на маршрутном такси № 270м, а также на автобусе № 903 (2 остановки) и на троллейбусе № 14 (7 остановок) до ост. «Улица Докукина».
  7. От м. Рижская, Рижского вокзала, пл. Рижская (Ленинградское направление) и Ржевская (Курское и Смоленское направление): на троллейбусе № 48 до ост. «Акведук» (10 остановок) или на маршрутном такси № 270м, а также на автобусе № 903 (3 остановки) и на троллейбусе № 14 (10 остановок) до ост. «Улица Докукина».
  8. От м. Владыкино: на автобусе № 33 или на маршрутном такси № 333м до ост. «Сельскохозяйственная улица» (13 остановок).
  9. От м. Комсомольская, Ленинградского, Ярославского, Казанского вокзалов и пл. Каланчевская (Курское, Рижское и Белорусское направления) (19 остановок), м. Красносельская (20 остановок), м. Сокольники (23 остановки), м. Преображенская площадь (27 остановок), м. Электрозаводская (32 остановки): на троллейбусе № 14 до ост. «Улица Докукина».
  10. От ст. монорельса «Улица Сергея Эйзенштейна»: пешком 1400 м. или на на маршрутном такси № 333м до ост. «Акведук».
  11. От пл. Яуза (Ярославское направление): пешком 1100 м. или на автобусах №№ 56, 603, и на маршрутном такси №№ 56м, 195м до ост. «Улица Бажова, 1» (4 остановки).
  12. От пл. Северянин (Ярославское направление): на трамвае № 17 до ост. «Сельскохозяйственная улица», на троллейбусе №14 и на автобусе № 93 до ост. «Улица Докукина» (2 остановки), а также на троллейбусе № 76, на автобусах №№ 136, 172, 244, 834 и на маршрутном такси №№ 76м, 144 м, 270м, 344м, 366м, 675м до ост. «Улица Докукина» (1 остановка).
  13. От пл. Лось (Ярославское направление): на маршрутном такси № 675м.
  14. От пл. Маленковская (Ярославское направление): на автобусе № 286 до ост. «Акведук» (8 остановок).
  15. От пл. Марк (20 остановок) и пл. Лианозово (22 остановки) (Савеловское направление): на маршрутном такси № 366м или на автобусе № 136 до ост. «Улица Докукина».

В этом году Россия отмечает Четырёхсотлетие дома Романовых. Празднование приурочено к воцарению Михаила Фёдоровича Романова на московский престол 11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля по решению Земского собора.

История празднования

21 февраля (6 марта н.ст.) 1613 года Великий Собор окончательно утвердился в убеждении, что государству необходим царь. Участниками Собора были Иерархи Русской Православной Церкви, настоятели крупнейших русских монастырей, вельможи и полководцы, служилые дворяне и казаки, представители разных народов России, купцы, горожане и крестьяне из всех частей Отечества.

Судьба сына Павла I, Александра, одна из самых загадочных в истории. Он зал о заговоре против отца и не помешал убийцам. Павел I (1754-1801) в свое правление привез в Россию великие святыни: десницу святого Иоанна Предтечи, Филермскую икону Богородицы, частицы Креста Господня.

Одно предание гласит, будто Государь Александр I на пути из Валаамского монастыря, куда он путешествовал из Архангельска, заехал в Саров и был встречен преподобным Серафимом на самой дороге и, побеседовав с ним, отправился далее на юг. Это событие было запечатлено масляными красками на большой картине, изображавшей житие угодника и до последнего времени хранившейся в галереях нескольких монастырей Российских.

Во время этой встречи преподобный Серафим предрек Императору Александру: "Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и самодержавия, но Бог Царя возвеличит" … После совета с преподобным Серафимом Саровским в далеком Томске в 1836 году появился «безродный» странник Феодор Кузьмич, известный нам как святой праведный старец Феодор Томский.

Укреплении империи

Российская империя расширяла границы и укреплялась. Александр II 19 февраля 1861 года снял узы крепостного рабства с 22-х миллионов русских. 1 января 1864 года дал земские учреждения народу. Он доверил самим жителям управлять и распоряжаться хозяйственными делами своей губернии. Заботясь об образовании, государь в пять раз увеличил количество учебных заведений. Туркестан, Коканд, Бухара и Хива - враждебные России земли были завоеваны и присоединены к России. Наконец, одним из величайших дел внешней политики Александра II было освобождение Болгарии и славянского княжества Сербии от турецкого ига.

Александр III, известный как царь-миротворец, при котором Россия не знала ни одной из войн. По молитвам святой блаженной Ксении Петербургской государь был исцелен от тифа, а родившуюся у царя дочку назвали Ксенией. Александр III стремился, чтобы количество храмов соответствовало числу населения. Святой праведный Иоанн Кронштадтский напутствовал в последний путь и причащал умирающего государя.

Последний русский царь

Последний русский царь Николай II родился в день памяти праведного Иова Многострадального (19 мая) 1868 года, и ему тоже пришлось пострадать. Он был старшим сыном императора Александра III, наследником престола. Его с детства учили быть верным православию, великодушным, аккуратным, неукоснительно исполнять свои обязанности, не позволять себе ставить свои интересы, выше интересов других людей.

В 1894 году умер император Александр III и Николай II вступил на престол, обвенчавшись с принцессой Гессен-Дармштадской Алисой. Алиса в православии получила новое имя - Александра Феодоровна, поскольку ее благословили той самой Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы, которой когда-то благословляла на царство своего сына Михаила инокиня Марфа. Царская семья была образцом христианской любви. 17 июля 1903 года император Николай II с супругою участвовали в торжестве прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского.

Во времена царствования Николая II Российская империя занимала ведущие позиции в мире по экономическим показателям. Население увеличилось на 50 миллионов человек. Государь заботился о народном просвещении. Были проведены экономические, социальные, земельные реформы. Но начавшееся среди интеллигенции отступление от православия подтачивало устои государства. Россия должна была выйти победителем в первой мировой войне, если бы не предательство внутри страны.

Царская Голгофа

Когда грянула революция, государь, желая мира, отрекся от престола и взошел на свою Голгофу. Ставшие известными слова: «кругом измена, трусость и обман», не сломили его духа. Царская Россия в 1917 году, подточенная первой мировой войной не являлась государством всеобщего благоденствия. Однако Революция отнюдь не упразднила ни бедности, ни несправедливости, ни жестокости, ни развращённости нравов. Напротив, она лишь заключила Россию в 70-лет «вавилонского» плена.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме Ипатьевых была расстреляна Царская семья: император Николай II, царица Александра Феодоровна, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Останки их были сожжены и сброшены в Ганину яму.

Пострадала и Великая княгиня Елисавета - сестра Александры Феодоровны. Когда ее муж Сергей Александрович был убит террористом, она простила его и избрала путь служения ближним: основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, лично перевязывала раны, врачевала больных, заботилась о несчастных и страждущих. 18 июля княгиню Елисавету и инокиню Варвару с другими членами Дома Романовых сбросили в шахту в городе Алапаевске.

Прославление царственных страстотерпцев

Благочестивый род Романовых еще во время правления дал миру своих святых. Одна из них - преподобная Анастасия Киевская - тетя царя-страстотерпца Николая II, в миру Великая княгиня Александра Петровна.

Дом Романовых управлял Россией 304 года. Служение династии, начавшееся из Ипатьевского монастыря, руками безбожников символично прекратилось в доме Ипатьевых. Мощи преподобного Александра Свирского после расстрела Царской семьи первыми были изъяты и осквернены от новоявленных богоборцев. Государя императора Николая II казнили именно как православного царя, о чем свидетельствовала надпись, найденная на стене дома.

В августе 2000 года членами Освященного Юбилейного Архиерейского Собора было принято решение прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию.

«В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» .

400-летие подвига

1 Марта 2012 года было опубликовано Обращение к соотечественникам о праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления Российской государственности Главы общественной организации «Российский императорский дом» Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны Романовой. В нем в частности говорится: "Нам необходимо глубоко проникнуться мыслью, что мы празднуем 400-летие подвига нашего великого многострадального Народа. В первую и главную очередь - это не чествование династии, иерархов, военачальников, дипломатов и аристократов, сколь бы ни был весом их вклад в общенациональную борьбу, но прославление мужества, самопожертвования и любви простых людей, освободивших и возродивших нашу страну...

Нисколько не приуменьшая значение символических государственных, церковных и общественных актов, мы обязаны выделить и поставить во главу угла социальное и просветительское наполнение юбилея... Я призываю всех, кто имеет желание и возможность внести пожертвования на достойное празднование юбилея 400-летия преодоления Смуты и других юбилеев, большую часть этих средств направить на помощь бедным, сиротам, больным, инвалидам, престарелым и бездомным. Каждому из Святых Подвижников, Монархов, Иерархов, Героев и Вождей, которых мы желаем почтить, и чьими именами мы назовём различные программы милосердия, будет гораздо радостнее в Небесном Царствии, если мы воздвигнем им памятники не только на улицах и площадях, но, в первую очередь, в душах людей..." .

Причина могущества народа

Причина могущества и благосостояния народа - это правда, или истинная, живая вера, и благочестие народа, состоящее в страхе Божием, почтении к царю, от Него поставленному, и ко всем низшим властям, также должное уважение и любовь к каждому человеку. Что же повергает народ в нравственное и политическое бессилие? Грехи, то есть плотская, своевольная, чувственная жизнь. Правда, - говорит премудрый Соломон, - возвышает народы, умаляют же племена грехи. Истина этих слов засвидетельствована историческим прошлым каждого народа и постоянно подтверждается их настоящим.

УКАЗ № 1/400-2012

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ

Для награждения лиц, имеющих видные заслуги перед Россией и Российским Императорским Домом, внесших значительный вклад в возрождение духовности, науки, культуры и образования, государственных и национальных традиций, в обеспечение обороноспособности Отечества, в развитие экономики, в благотворительную деятельность и помощь социально незащищенным и нуждающимся соотечественникам, в укрепление братских отношений между народами, в восстановление моральных и нравственных устоев общества, а также в подготовку празднования 400-летия окончания Смуты, возрождения Российской Государственности и всенародного призвания на царство Дома Романовых, учреждаем медаль «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»и утверждаем Статут о порядке награждения правом ее ношения.

МАРИЯ

А.Н. Закатов
директор Канцелярии Е.И.В.

УКАЗ № 3/400-2013

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

ГЛАВА РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА

Сочли за благо ради сохранения будущими поколениями памяти о всенародном праздновании 400-летия преодоления Смуты и восстановления Российской Государственности установить наследственность права ношения Императорских медалей «Юбилей Всенародного Подвига. 1613-2013»и «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013». После кончины лиц, награжденных указанными медалями, их старшим в роде потомкам по прямой линии дозволяется носить сии мемориальные знаки отличия во всех торжественных случаях. При отсутствии прямого потомства или при его пресечении Императорские медали хранятся в семьях ближайших родственников без права ношения. Но ежегодно в три памятных дня - 22 октября/4 ноября (Праздник Казанской иконы Божией Матери и День Народного Единства), 21 февраля/6 марта (а в високосные годы 5 марта) (День всенародного призвания на царство Дома Романовых Великим Собором 1613 года) и 14/27 марта (Праздник Феодоровской иконы Божией Матери и День принятия Михаилом Феодоровичем Романовым на себя и на Дом свой бремени царского служения) глава семьи, в которой хранятся Императорские медали, имеет право носить их во время присутствия на Богослужениях и участия в праздничных мероприятиях.

Одновременно МЫ постановили, что все кавалеры Российских Императорских и Царских Орденов по положению обладают правом ношения Императорской медали «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»: военнослужащие и приравненные к ним, а также духовные особы - посеребренной, а гражданские лица - красномедной.

Канцелярии НАШЕЙ повелеваем внести соответствующие изменения в Статуты Императорских медалей «Юбилей Всенародного Подвига. 1613-2013»и «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013», утвержденные НАМИ 21 февраля/5 марта 2012 года.

На подлинном собственною Ее Императорского Высочества рукою подписано:

МАРИЯ

Е.И.В. ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Покров Пресвятой Богородицы и

380-летие блаженной кончины

Великого Государя

Святейшего Патриарха

Филарета (Романова)

А.Н. Закатов
директор Канцелярии Е.И.В.

СТАТУТ

Императорской медали

«В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»

Императорская медаль «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»учреждена Главой Российского ИМПЕРАТОРСКОГО Дома Е.И.В. Государыней ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕЙ МАРИЕЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ в Мадриде 21 февраля/5 марта 2012 года.

1. Правом ношения Императорской медали «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»награждаются по Указам Главы Российского ИМПЕРАТОРСКОГО Дома Е.И.В. Государыни ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ лица обоего пола, имеющие видные заслуги перед Россией и Российским ИМПЕРАТОРСКИМ Домом, внесшие значительный вклад в возрождение духовности, науки, культуры и образования, государственных и национальных традиций, в обеспечение обороноспособности Отечества, в развитие экономики, в благотворительную деятельность и помощь социально незащищенным и нуждающимся соотечественникам, в укрепление братских отношений между народами, в восстановление моральных и нравственных устоев общества, а также в подготовку празднования 400-летия окончания Смуты, возрождения Российской Государственности и всенародного призвания на царство Дома Романовых.

2. Императорская медаль «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»на лицевой стороне имеет два погрудных изображения (полупрофили) Главы Российского ИМПЕРАТОРСКОГО Дома Е.И.В. Государыни ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ и ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА; по окружности тонкий кольцевой ободок, бусы из чередующихся выпуклых черточек и точек и обычная площадка (обрез), а на оборотной стороне надпись «Въ память 400-л ѣ тiя Дома Романовыхъ 1613-2013 »печатными буквами в четыре строки. Диаметр медали - тридцать два миллиметра. Лента Романовских цветов (бело-желто-черная). На гурте медали снизу по центру (или на реверсе) должен быть выгравирован номер. Примечание: номер медали имеет исключительно идентификационное значение. Иерархическое положение награждаемых, хронология выдачи и нумерация медалей никоим образом не связаны между собой.

3. Императорская медаль «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»имеет следующие виды: золотая, серебряная, бронзовая, посеребренная (для кавалеров Императорских и Царских Орденов - военнослужащих и приравненных к ним, а также для духовенства, сопричисленного к Императорским Орденам) и красномедная (для кавалеров Императорских и Царских Орденов - гражданских лиц).

4. Императорская медаль «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»носится на левой стороне груди.

5. При награждении правом ношения медали «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»жалуется особое Свидетельство с Собственноручной подписью Главы Российского ИМПЕРАТОРСКОГО Дома, заверенное в Канцелярии Е.И.В., с указанием вида жалуемой медали.

6. На основании Указа Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны от 1/14 октября 2013 года, данного в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы и День 380-летия блаженной кончины прародителя Дома Романовых Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета, установлена наследственность права ношения Императорской медали «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013». После кончины лица, награжденного указанной медалью, его старшему в роде по прямой линии потомку дозволяется носить сей мемориальный знак отличия во время присутствия на Богослужениях и участия в торжественных мероприятиях. В случае отсутствия прямого потомства или его пресечения Императорская медаль «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»хранится в семье ближайших родственников без права ношения. Но ежегодно в три памятных дня - 22 октября/4 ноября (Праздник Казанской иконы Божией Матери и День Народного Единства), 21 февраля/6 марта (а в високосные годы 5 марта) (День всенародного призвания на царство Дома Романовых Великим Собором 1613 года) и 14/27 марта (Праздник Феодоровской иконы Божией Матери и День принятия Михаилом Феодоровичем Романовым на себя и на Дом свой бремени царского служения) глава семьи, в которой хранится сия медаль, имеет право носить ее во время присутствия на Богослужениях и участия в торжественных мероприятиях. Примечание: Оформление Свидетельств на наследственное право ношения Императорской медали «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»осуществляется в Канцелярии Главы Российского Императорского Дома на основании прошения, первого Свидетельства и документов, подтверждающих родство и старшинство в роде по прямой линии, после соответствующего заключения Герольдии при Канцелярии Е.И.В. Во всяком случае, бесспорным правом ношения Императорской медали «В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013»обладают только лица, имеющие соответствующие Свидетельства, выписанные в Канцелярии Главы Российского Императорского Дома на их имена и содержащие сведения об основаниях сего права и номер медали.