Экзистенциальный подход в психотерапии. Экзистенциальная психотерапия: описание направления, основные техники работы

«Exsistentia» в переводе с латинского означает «существование». Экзистенциальное направление в психологии подразумевает разрешение конфликтов, связанных с запросами, касающимися свободы выбора, воли, одиночества, смерти человека, ответственности за выстраивание сценария собственной жизни. В западной и русской культуре ХХ века философы и деятели культуры обращались к внутреннему опыту человека, осознавшего свое тотальное одиночество, смертность и, параллельно с этим, - потерю смысла бытия. Но не они открыли эту страницу в истории культуры. «Сократ … поставил проблему жизни и попытался перевести ее в царство самопознания…. Он захотел силой духа исправить жизнь, осознав конфликт принципа свободы личности и бытия» . О силе человеческого духа задумывались уже на заре цивилизации, но ХХ век обострил эти вопросы невиданным доселе в истории количеством войн, геноцидом, чудовищными экспериментами над людьми.

Экзистенциальное направление в философии и культуре начало особенно интенсивно развиваться в промежутке между мировыми войнами. Не потеряло оно актуальности и сейчас, в XXI веке, с угрозой Третьей мировой войны. Поиск смысла и обретение себя, ощущение собственной силы и ответственности - это насущные вопросы, которые волнуют клиентов самого разного возраста: подростков-бунтарей и пенсионеров, мужчин и женщин, переживающих кризис середины жизни, студентов, разочарованных собственными идеалистическими представлениями о выбранной профессии, и многих других. Экзистенциальный запрос клиента - это своеобразный вызов терапевту, приглашение углубиться в свой внутренний мир, чтобы обрести ресурсы. И какой-то универсальной безотказной методики или стандартного набора упражнений здесь не бывает. Это живой и интенсивный поиск. Именно такой принцип провозглашал в книге «Мама и смысл жизни» И. Ялом, считая, что в идеале для каждого клиента должен быть изобретен уникальный язык и индивидуальный метод терапии, потому что мировоззренческие смыслы каждый понимает глубоко индивидуально.

Экзистенциальные вопросы в психологической науке

Вехой в психологии стал подход, разработанный В. Франклом, создателем логотерапии. Широко известны его научные работы, в том числе и после опыта концлагеря, трактуемые психологом как экстремальное и жестокое условие для создания новых жизненно важных смыслов (одним из них стало наличие близких и родных, ради которых стоило выжить). «Экзистенциальный анализ должен будет помочь человеку стать способным страдать» . Речь не просто о страдании, но и о принятии этого состояния, когда принцип «больно, значит, плохо» заменяется «больно, значит, есть смысл». Добавим, что страдание должно менять человека, способствовать его духовному росту - в этом процессе и заключается базовый смысл. И если человек в концлагере не видит его и продолжает ужасаться бесчеловечности, падает духом, он фактически обречен (интересно, что и А. Солженицын утверждал: первыми в советских лагерях погибали те, кто отчаялся, а наибольшей жизнестойкостью отличались верующие - то есть, нашедшие свой смысл в идее Бога). «Тот, кто знает «почему», может справиться с любым «как» , - считал И. Ялом, еще один представитель экзистенциального направления в психологии. Только смысл дает силы жить. Иными словами, концентрация должна быть не на процессе страдания, но на вопросах: Почему это происходит со мной? Что дает мне эта ситуация? Ради чего я должен выжить? Это единственный способ расширить сознание. «Смысл - это, по всей видимости, нечто, что мы проецируем в окружающие нас вещи, которые сами по себе нейтральны» , - считал В. Франкл.

Экзистенциальный подход в психологии существенно развил и углубил Ирвин Ялом, работая с обреченными на смерть людьми, включая онкопациентов. В его подходе непременным условием является установка на принятие собственной смертности человеком, особенно когда смерть близка. В книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» психотерапевт приходит к парадоксальному, но обоснованному выводу: именно идея конечности жизни побуждает человека к проявлению активности. Экзистенциальную терапию Ялом понимает как продуктивное «взаимодействие и размышление об этом взаимодействии», которые ведут к преобразованиям поведения человека. В его практике усилия были направлены вначале на принятие пациентами экзистенциальной тревоги по поводу одиночества, смерти, инвалидности, упущенных лет, на осмысление того, как это переживается «здесь и сейчас» самим клиентом и терапевтом, и этот процесс в большинстве случаев вел к мощным духовным преобразованиям, к пониманию новых аспектов переживаемого.

Принципы экзистенциальной терапии

Согласно этому подходу, внутри человека происходит столкновение его установок и реализации способа бытия. Столкнувшись с неизбежностью и реальностью собственной смерти, осуществляя жизненно важный выбор, теряя близких или переживая экстремальные события, человек неизбежно вырывается из обыденности и сталкивается со всей сложностью и глубиной жизни. Как известно, в окопах нет атеистов, и точно так же в экстремальных ситуациях все люди - в той или иной мере философы. И тогда, чтобы сохранить более-менее уравновешенное состояние, вступают в действие психологические защиты. Но оборотная их сторона в том, что, защищая, они одновременно и блокируют потоки жизненной энергии, способствуют созданию иллюзий, которые иногда смутно ощущаются как ложные, но всегда влияют на качество внутренней жизни негативно. «От пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается , считал В. Франкл. Смысл страдания - в грядущих изменениях личности. Здесь срабатывает принцип жемчужины в раковине: подобно тому, как песок, попадающий в нее и причиняющий боль моллюску, становится жемчугом, так и страдание человека, пережитое в полной мере, с позволением осуществиться придает событию смысл, меняя приоритеты и установки человека, способствуя появлению у него новых качеств - а значит, и полноты бытия. Потому что в каждом событии кроется потенциал для духовного роста. «Люди, лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы создавать его, и это может принимать либо здоровые, либо нездоровые формы» , - говорил Франкл, подмечая интуитивное желание любого человека пребывать в некоем движении, преодолевать препятствия и ощущать свои силы, границы, потенциалы.

Терапия страха смерти

Этот базовый страх присущ любому биологическому существу - хотя бы на уровне инстинктов. В экзистенциальной терапии все начинается с его признания и принятия неизбежности факта своей смерти.

В этом смысле эффективно прочерчивание линии жизни и определение своего актуального отрезка на данный момент, детальное представление своей смерти с созданием некролога или надписи на могиле (иногда эти надписи можно сделать намеренно парадоксальными).

Дает свой эффект групповая терапия в составе из здоровых и больных либо в группах однородного типа (например, онкопациенты, как это описано у И. Ялома).

Важным выводом из исследований И. Ялома, опросившего десятки обреченных на смерть людей, стало понимание, что смерти меньше боятся те, кто активно, разнообразно, в полную силу прожил свою жизнь. Люди, мало позволявшие себе, отказывавшие себе в осуществлении своих больших и малых желаний, боятся смерти больше - по сути, страх смерти означает сожаление о непрожитой жизни. Следовательно, важным моментом терапии будет осознание того, что именно сейчас придает человеку силу жить, вызывает у него искреннюю радость - и выстраивание своей жизни с тем, чтобы этому обязательно находилось место.

Работа с ощущением одиночества

Парадоксально, но чтобы справиться с одиночеством, нужно в него углубиться. Как говорят психологи, нельзя перестать быть одиноким без возможности уединения.

В своей работе терапевт обязательно сделает акцент на представлении клиента о партнерских отношениях, исключающих проявления зависимости, манипулирование (если это представление очень приблизительное, над ним работают). Как правило, у клиента часто искажен образ партнерства или нахождения в паре, нередко проявляются патологии в виде агрессивного желания обладать партнером, указывать ему, как правильно поступить, манипулировать или, наоборот, включается механизм «жертвы», созависимости и т. п.

Немаловажную роль в работе играет установка «здесь и сейчас» - в отношениях с терапевтом всегда проявляются причины одиночества или сложностей межличностного взаимодействия. Ценным опытом будет получение клиентом «обратной связи» от терапевта.

Пробуждение чувства ответственности за свои решения

При возникновении этой проблемы эффективным будет выявление способов отказа от ответственности (методом интервью-конфронтации, парадоксальных утверждений и пр.). Терапия, направленная на пробуждение ответственности, как, впрочем, вся экзистенциальная терапия, исключает директивный стиль - ведь в таком случае велика опасность перенесения ответственности на терапевта - очередная уловка клиента. Методы терапии должны быть направлены на укрепление волевых качеств (или пробуждение их), важно учесть личностный потенциал, выстроить цели и желания с тем, чтобы потом перевести их в план реальности, подумав, какими способами это можно сделать. Если желаний «нет» - предстоит работа по поиску себя, ощущению вкуса жизни у клиента.

Утрата смысла жизни

Такие проблемы возникают часто в подростковом возрасте - либо позднее, в переломные моменты. Здесь важно стимулировать самопроявления клиента, смещать угол восприятия из сосредоточенности на внутренних процессах вовне для обретения смыслов (иногда суженное восприятие загоняет человека в тупик). Этому способствуют посещения детских приютов, хосписов, волонтерская работа, любое обращение к чужому, еще более драматичному опыту. Часто человек, ощущающий себя брошенным и одиноким, никому не нужным, светлеет просто от того, какими глазами встречают и провожают его дети, лишенные родительской опеки, и осознает собственную значимость, востребованность, нужность на невербальном уровне.

Важным в процессе терапии будет и совместное размышление о разных сторонах событий с учетом принципа В. Франкла: все события нейтральны, и лишь человек окрашивает их в светлые или темные тона. Гибкость мышления - важное качество и в терапии, и в ходе последующей самопомощи пациента. Если взять в качестве постулата убеждение, что нет только плохого или однозначно хорошего в жизни, это само по себе будет давать важный терапевтический эффект.

И, вполне возможно, что самым важным в экзистенциальной терапии является то, о чем говорил еще Ирвин Ялом, - проявление участия к клиенту, вовлеченность в его жизнь и те смыслы, которыми она наполнена. Терапия отношением - мощное оружие в руках психолога. Кто знает, может быть, у клиента это последняя возможность быть безусловно принятым и услышанным.

Литература
  • 1. Трегубов, Л., З. Вагин, Ю. Р. Эстетика самоубийства. - Пермь: Капик, 1993.
  • 2. Франкл, В. Психотерапия на практике. - Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001.
  • 3. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990.
  • 4. Ялом, И. Мама и смысл жизни. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/54717. Дата доступа: 17.03.2017.
  • 5. Ялом, И. Вглядываясь в солнце: Жизнь без страха смерти. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/54717. Дата доступа - 17.03.2017.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

1834 год. Воскресенье. Полдень. В маленьком кафе сидит молодой датчанин, курит сигару и размышляет о том, что он состарится, не оставив следа в этом мире. Возникают мысли о своих успешных друзьях. Сигара догорает. Молодой датчанин, зажигает другую и продолжает размышлять. Внезапно в его сознании возникает мысль: "Ты должен что-то сделать, но, поскольку твои ограниченные способности не позволят тебе облегчить что-либо еще более, чем оно есть, то ты должен, с тем же гуманитарным энтузиазмом, как у других, приняться за то, чтобы что-либо затруднить ". "Когда люди стремятся все на свете облегчить, возникает опасность, что станет слишком легко ", — подумал он и решил, что возможно, нужен кто-то, кто вновь затруднит жизнь. Таким образом, Серен Кьеркегор , основоположник экзистенциальной терапии открыл свое предназначение.

Найти трудности оказывается очень легко. Достаточно поразмыслить о ситуации собственного существования, стоящих перед собой выборах, своих возможностях и ограничениях, страхе перед смертью. Эти четыре фактора — смерть, свобода, изоляция и бессмысленность и составляют основное содержание экзистенциальной психодинамики .

Кьеркегор обосновал понятие экзистенции , как неповторимости человеческой жизни. Он же обратил внимание на поворотные моменты в жизни человека, дающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор. Слово "существование" ("existence") происходит от корня ex - sistere , означавшего буквально "выделяться, появляться" .

Экзистенциальная психотерапия (existentialtherapy ) — одно из направлений гуманистической психологии , которое ставит своей задачей, — справиться с отчаянием человека и фокусируется на базисных проблемах существования индивидуума. В настоящее время выделяют ряд очень разных психотерапевтических подходов, обозначающихся одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа):

  • экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера,
  • Dasein анализ Медарда Босса,
  • экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла,
  • экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

В нашей стране широкое распространение получила американская ветвь экзистенциальной терапии: экзистенциально-гуманистическая психотерапия Дж. Бьюдженталя и экзистенциальная терапия И.Ялома .

Развиваясь, двигаясь вперёд, стремясь к индивидуальности, человек на своём пути может встретиться с одиночеством, его может посетить ощущение незащищённости, страх перед чем-либо. На определённом этапе жизни каждый человек сталкивается с мрачными мыслями. Первое, что он делает, когда страх становится невыносимым, — отступает, хочет раствориться в другом человеке, отрекается от своей индивидуальности. Но, это лишь мнимый комфорт. Экзистенциальная психотерапия связана с анализом ценностей человека и может помочь при любых ситуациях и жизненных затруднениях: справиться депрессиями, страхами, одиночеством, зависимостями, навязчивыми мыслями и действиями, опустошенностью и суицидальным поведением, горем, кризисами и неудачами, нерешительностью . Цель терапии — принятие мироздания, максимально полноценное, насыщенное и осмысленное существование.

В экзистенциальной психотерапии за основу берутся жизненные вопросы, сама жизнь в тесной связи с окружающим миром, а не изучение проявлений психики и не симптомы. С экзистенциальной точки зрения, глубоко исследовать , — не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и размышлять о том, что вне времени — об отношениях своего сознания и пространства вокруг . Это значит размышлять о том, что мы есть , а не о том, каким образом мы пришли к тому, какие мы есть.

Большинство людей обращаются к терапевту, когда теряют что-то в себе, некий смысл. Проблемы могут завладеть жизнью человека и сделать её невыносимой, но, в любой момент есть возможность сделать шаг в пользу жизни по-другому. Человек способен понять уникальность своей жизненной ситуации, способен сделать выбор, как относиться к своему настоящему, прошлому и будущему . Он также может развить способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий.

Экзистенциальный терапевт стремится понять личный мир пациента, а не установить, как именно его мир отклоняется от "нормы ". Он не дает ответов, а спрашивает и помогает человеку самому прийти к ним.

Отложите все дела, сядьте, расслабьтесь и подумайте о своей жизни, своём существовании в этой жизни. Ответы внутри человека .

Человек может быть тем, кем он решил быть . В самом его существовании заключена возможность выйти за пределы самого себя и выйти решительно. Такой выход всегда сопряжён с риском и неопределенностью, но, "игра стоит свеч ". Как писал Сартр , — "человек — это не мох, не плесень и не цветная капуста".

Жизнь — это искусство. Каждый из нас обладает талантом жить, а экзистенциальная терапия лишь помогает человеку войти в новую фазу развития этого таланта .

Вы хотите жить полной жизнью? Так в чём же дело?

Каждому человеку дано во владение его бытие, при этом, на него возлагается и полная ответственность за существование. Это оптимистическая новость. Единственное, что позволяет человеку жить, — это действие.

"Изначально у меня были сомнения, что психотерапия может помочь, но, оказывается, она помогает ", — это слова человека, решившего изменить свою жизнь. В чём же она ему помогла? Он начал жить осмысленной, полноценной, насыщенной жизнью.

Экзистенциа́льная психотерапи́я (англ. existential therapy ) - направление в психотерапии , ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор. Экзистенциальная терапия зародилась в XX веке как приложение идей экзистенциальной философии к психологии и психотерапии/

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искатьсмысл жизни ; из-за наличиясвободы воли , необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемостисмерти и естественногостраха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевтИрвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия:смерть ,изоляция ,свобода ивнутренняя пустота . Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности . В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из нихтревога ,депрессия ,апатия , отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

Методы и техники экзистенциальной психотерапии

Напомним, что И. Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

Во-вторых, экзистенциальная динамика не подразумевает принятия эволюционной или «археологической» модели, в которой «первое» является синонимом «глубокого». Когда экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах. Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом. [И. Ялом пишет, что психотерапевтические подходы «отражают патологию, которую с их помощью можно излечивать, и формируются этой патологией».]

В связи со сказанным экзистенциальная психотерапия в основном ориентирована на долгосрочную работу. Однако элементы экзистенциального подхода (например, акцент на ответственности и аутентичности) могут быть включены и в относительно краткосрочную психотерапию (например, связанную с работой с посттравматическими состояниями).

Экзистенциальная психотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно группа состоит из 9-12 человек. Преимущества групповой формы состоят в том, что пациенты и психотерапевты получают более широкую возможность наблюдать искажения, возникающие при межличностном общении, неадекватное поведение и корректировать их. Групповая динамика в экзистенциальной терапии направлена на выявление и демонстрацию того, как поведение каждого члена группы:

1) рассматривается другими;

2) заставляет других чувствовать;

3) создает у других мнение о нем;

4) влияет на их мнение о самих себе.

Наибольшее внимание и в индивидуальной, и в групповой формах экзистенциальной психотерапии уделяется качеству отношений психотерапевт-пациент. Эти отношения рассматриваются не с точки зрения трансфера, а с позиций ситуации, сложившейся у пациентов к настоящему времени, и опасений, мучающих пациентов в данный момент.

Экзистенциальные терапевты описывают свои отношения с пациентами с помощью таких слов, как присутствие, аутентичность и преданность. В индивидуальном экзистенциальном консультировании участвуют два реальных человека. Экзистенциальный психотерапевт - не призрачный «отражатель», а живой человек, который стремится попять и ощутить бытие пациента. Р. Мэй полагает, что экзистенциален любой психотерапевт, который, несмотря на имеющиеся у него знания и умения, может относиться к пациенту так же, как, говоря словами Л. Бинсвангера, «одно существование относится к другому».

Экзистенциальные психотерапевты не навязывают пациентам собственных мыслей и чувств и не используют контрпереноса. Это связано с тем, что пациенты могут прибегать к различным способам провоцирующего подключения психотерапевтов, которое позволяет им не обращаться к собственным проблемам. Ялом говорит о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах психотерапии, когда терапевт проявляет не только профессиональное, но и искреннее, человеческое участие к проблемам пациентов, тем самым иногда превращая стандартную сессию в дружескую встречу. В своем исследовании конкретных случаев («Каждый день немного сближает») Ялом рассматривает подобные ситуации как с позиции психотерапевта, так и с позиции пациента. Так, он был поражен, узнав, какое большое значение одна его пациентка придавала таким мелким личным деталям, как теплые взгляды и комплименты по поводу того, как она выглядит. Он пишет, что для установления и поддержания хороших отношений с пациентом психотерапевту необходима не только полная включенность в ситуацию, но и такие качества, как неравнодушие, мудрость и умение максимально включаться в психотерапевтический процесс. Психотерапевт помогает пациенту «будучи заслуживающим доверия и заинтересованным; ласково присутствуя рядом с этим человеком; веря, что их совместные усилия приведут в конечном счете к исправлению и исцелению».

Главной целью психотерапевта является установление аутентичных отношений в интересах пациента, поэтому вопрос самораскрытия психотерапевта является одним из главных в экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальные психотерапевты могут раскрывать себя двумя способами.

Во-первых, они могут рассказывать своим пациентам о собственных попытках примирения с предельными экзистенциальными беспокойствами и сохранения лучших человеческих качеств. Ялом считает, что он совершал ошибку, слишком редко прибегая к самораскрытию. Как он отмечает в «Теории и практике групповой психотерапии» (Ялом, 2000), всякий раз, когда он делился с пациентами значительной долей собственного «Я», они неизменно извлекали из этого пользу для себя.

Во-вторых, они могут использовать сам процесс психотерапии, а не фокусировать внимание на содержании сессии. Это использование мыслей и чувств, касающихся того, что происходит «здесь и сейчас», с целью улучшения отношений психотерапевт-пациент.

В течение ряда психотерапевтических сессий пациентка А. демонстрировала поведение, которое сама расценивала как естественное и спонтанное, а другие участники группы оценивали его как инфантильное. Она всячески выказывала активность и готовность работать над собой и помогать другим, подробно и красочно описывала свои ощущения и эмоции, охотно поддерживала любые темы групповой дискуссии. При этом все это носило полуигривый-полусерьезный характер, позволявший одновременно и давать какой-то материал для анализа, и уходить от более глубокого погружения в него. Психотерапевт, предполагая, что такие «игры» могут быть связаны со страхом приближения к смерти, спросил, зачем она пытается быть то взрослой опытной женщиной, то маленькой девочкой. Ее ответ потряс всю группу: «Когда я была маленькой, мне казалось, что между мной и чем-то плохим в жизни стоит моя бабушка. Потом бабушка умерла и на ее место встала моя мама. Потом, когда умерла мама, между мной и плохим оказалась старшая сестра. И теперь, когда сестра живет далеко, я вдруг осознала, что между мной и плохим больше нет преграды, я стою к нему лицом к лицу, а для своих детей я сама являюсь такой преградой».

Кроме этого, ключевыми процессами терапевтических изменений, согласно Ялому, являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь. Рассмотрим их на примере работы с каждой из базовых тревог.

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно – то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, – такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело – реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны – консультант и клиент – признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Ролло Мэй (русс.) - Экзистенциальная психотерапия

    Базовые понятия экзистенциальной психотерапии

    Открытая лекция «Экзистенциальный подход в психотерапии»

    Гуманистическая и экзистенциальная психология Маслоу, Роджерс, Франкл

    Богданова Т.А. Экзистенциальная психотерапия, dream-коучинг (10.11.2013) - 00130

    Субтитры

    Здравствуйте и добро пожаловать! Меня зовут Джефри Мишлов. Тема сегодня - экзистенциальная психология и в студии Доктор Ролло Мэй. Доктор Мэй является одним из учредительных спонсоров Ассоциации Гуманистической Психологии и настоящий первопроходец в области экзистенциальной и клинической психологии Совершенно недавно он получил награду Блистательная Карьера в области Психологии Американской Ассоциации Психологов. Он является автором многочисленных классических книг, включая "Мужество творить", "Любовь и воля", "Смысл тревоги", "Свобода и судьба"и "Психология и человеческая дилемма". Добро пожаловать, доктор Мэй. Спасибо Очень рад видеть вас здесь. На сегодняшний день вы известны как первопроходец, обосновывающий экзистенциальную психологию как независимую дисциплину в клинической сфере. Это дисциплина, которая в отличие от большинства форм клинической психологии, которые основываются на медицинской модели или поведенческой модели полагается более на философскую модель Вы делаете акцент на работы философов таких как Сартр, Хайдегер, Кьеркегор которые рассматривают базовые понятия такие как тревога иначе чем это делают многие медицинские работники Да. Когда мне было... в году 56-м или 57-м (1956-1957) мне позвонили издатели и спросили не отредактировал бы я книгу по европейской экзистенциальной психотерапии Я был рад услышать, что есть подобная книга Я многое знал об экзистенциальном движении но я знал, что в этой стране, я могу твердо в него верить. Так как это именно те люди, которые делают акцент на тревоге.... на личности, мужестве они делают акцент на чувстве вины оно должно быть как минимум принято во внимание И они видят людей как сражающихся иногда успешно, иногда не успешно. И это была именно та модель, которая была нужна нам в области психотерапии. А модель медицинская зашла в тупик И я был рад шансу отредактировать книгу, включающую в себя главы Европейской экзистенциальной психологии И это было... это отмечало моим собственным потребностям и моему сердцу Буду ли я прав, если стану утверждать, что, когда вы говорите о тревоге вы воспринимаете ее не как симптом, который нужно устранить а как путь к исследованию смысла жизни Да. Это абсолютно правильно. Я считаю, тревога ассоциируется со способностью к созданию. Когда вы в ситуации тревоги вы можете, конечно, от нее убежать. Это, конечно же, не разумно. Или вы можете принять таблетки, чтобы справиться с ней или кокаин, или что угодно... - Вы можете медитировать Вы можете медитировать. Но, я считаю, ни один из этих способов, включая медитацию, в которую я однажды верил ничего из этого не приведет вас к творческой активности. Тревога означает, что мир пытается достучаться до вас и вам необходимо творить, вам необходимо создавать, вам необходимо что-то делать Я считаю, тревога помогает людям открыть сердца и души. Для них это отличный старт для возможности создавать для смелости. Это то, что делает нас людьми. Я предполагаю, что понятие тревоги исходит из основной человеческой дилеммы модели существования, в которой неизбежно необходимо совладать с осознанием собственной кончины. - Да. Мы есть сознание самих себя. задач, которые мы ставим перед собой. Мы знаем, что когда-нибудь умрем. Человек - это единственное существо... мужчины, женщины, и, даже иногда дети - это единственные существа, которые знают о своей смерти. И от этого наступает обычная тревога Когда я позволяю себе почувствовать ее у меня появляются идеи Я пишу книги я общаюсь со своими сверстниками другими словами, происходит творческий обмен между личностями основанный на факте, что мы знаем, что когда-нибудь умрем но животные или, например, трава, они ничего не знают. Но наше знание о смерти от него наступает нормальная тревога которая заставляет нас сделать все, на что мы способны за годы пока мы живы. И это, чем я пытаюсь заниматься. Другой источник тревоги, который вы описали в своей книге - это именно свобода способность делать выбор и сталкиваться с последствиями от этого выбора. Да, это так. Свобода также является матерью тревоги. Если вы не знаете свободы - вы не знаете тревоги. Как рабы в фильмах Люди без каких-либо эмоций на лице. У них нет свободы. Но те из нас, у кого есть (свобода)... мы знаем, что то, что мы делаем, имеет значение. и что у нас есть только семь, восемь, девять лет, чтобы это сделать. Так почему же не сделать это и не получить от этого удовольствие? Разве это не лучше, чем избежать этого? Я считаю, это некая капсула тревоги. Есть ли некий конфликт между тем, чтобы чувствовать тревогу и позволять себе быть открытым, уязвимым к чувству тревоги и в это же время ищущим радости? О, нет. Есть конфликт в том, что мы обычно называем "счастье". Я буду говорить о бессмысленных выражениях... что есть "чувствовать себя хорошо"? Когда кто-то чувствует себя хорошо, он проживает счастливые мгновения. Но удовольствие - это нечто отличное от этого. Удовольствие - это нечто особенное, возбуждение, которое мы получаем от использования своего таланта своего понимания тотальности своего бытия... для великих целей Как музыканты, люди, которые создавали мировую музыку такие как Моцарт, Бетховен и остальные. Они всегда испытывали тревогу в разумной степени потому что они были в процессе любви красоты... чувства радости когда они слышали прекрасное сочетание нот. И это именно то чувство, которое сопровождается творчеством поэтому я называю это "мужество творить" Творчество не появляется просто от того, с чем ты родился Оно должно идти в связке со смелостью. Оба эти понятия вызывают тревогу, но также и огромную радость. Кажется, что большую часть современной культуры была попыткой справиться с основополагающим чувством тревоги путем отвлечения от нее вы называете банальными удовольствиями. Вы только что задели самый значимый аспект современного общества. Мы пытаемся избежать тревоги становясь богатыми... зарабатывая сотни тысяч долларов хотя нам, например только 21 год. Мы становимся миллионерами. Но эти вещи не приводят нас к чувству радости и к творчеству, о которых я говорю. Человек может завоевать мир, но так и не обрести чувства внутреннего чувства радости, удовлетворения, смелости, способности творить. И мне кажется, наше общество претерпевает кардинальные изменения. Общество, которое начало свое существование в период Ренессанса, а сейчас подходит к концу. И мы видим результаты этого окончания социального периода. И интерес к психотерапии растет Почти каждый человек в Калифорнии считает себя психотерапевтом. Да, вроде того Да, так и есть. Это всегда происходит, когда умирает эпоха. Вот, например, греки греческие философы, творившие в 7-6 веках до н.э. Они говорили о красоте, о добре, о правде и других великих вещах, о которых обычно говорили философы. Но к третьему, второму, первому веку до рождества Христова они все были забыты. философы уже говорили о безопасности. И они помогают людям справится с этой болью, насколько это возможно. И они создают модели для человеческого существования. Красота, правда и доброта потеряны. Сейчас наш Ренессанс начался с Нового Времени И в начале этого века нет психотерапевтов. Их роль берет на себя религия, искусство, красота и музыка. В конце эпохи... и в конце каждой эпохи в истории было то же самое... Все люди становятся терапевтами... потому что нет способов взаимодействия между с людьми, когда им это нужно И люди выстраиваются в очереди в кабинет к психотерапевтам. Я думаю, это скорее знак упадочности нашего века а не знак века великих умов. Я знаю, что в вашей книге "Любовь и воля" вы ссылаетесь на замечательный стих Т.С. Эллиота "Бесплодная земля" И вы, несомненно, знаете, что многие люди, прочитав ее, когда она была впервые написана в первой половине этого века не в полной мере поняли пророческой природы этой поэмы. Конечно! Ведь поэма описывает пустоту современного общества. Да, именно. Если помните, король Пустоши был бессильным. И на его земле не росла ни пшеница, ни обычная трава. Поэтому земля и называлась пустошью, и это удивительная деталь. Но спустя не так много времени в 1920х, в век джаза была написана другая пророческая книга Великий Гэтсби Фильм был ужасен! Но давайте забудем о фильме и поговорим о книге. Это Скотт Фитцджеральд! Да, Скотт Фитцджеральд.Это небольшая книга которая лучшим образом описывает, как распадается наш век. и в конце концов умирает, как умирает абсолютно одинокий главный герой и никто не приходит на его похороны. И в это и есть трагедия. Но Фитцджеральд видел, что все это происходило не только в Век Джаза, когда все зарабатывали много денег и испытывали новые стили, как это происходит сегодня. Но он знал, что произойдет в итоге. И поэтому и появился Великий Гэтсби. Сейчас мы в веке. когда такие вещи как "Бесплодная Земля" и "Великий Гэтсби" приносят свои результат. И вот почему я верю в то, что если наше общество выживет а я верю все-таки в угрозу ядерного взрыва если оно выживет мы переместимся в новый век Век, где акцент будет не на том, как заработать кучу денег а потом до смерти бояться падения показателей на фондовом рынке. А все-таки акцент будет на правде и радости, понимании и красоте, и тех вещах, ради которых стоит жить. Вы также характеризуете настоящий век как век, в котором современный человек как буд-то обворован своими собственными желаниями Что по психологии Фрейда и другим научным дижения мы видим человечество как зависимое от влияния детерминистических сил и угроз больших социальных движений, ядерной войны и так далее и мы ничего не можем сделать с ощущением беспомощности и отчужденности И вы предлагаете, я так понимаю что путем философского и экзистенциального исследования мы можем достичь эффекта иного состояния сознания в котором мы воссоединяемся со своим желанием на более глубоком уровне. Да. Это то, о чем я писал в книге "Любовь и воля". Так как мы не можем любить пока мы также не сможем желать ("проявлять волю") И я думал, я думаю и думал, когда писал эту книгу что появятся новые способы любить. Люди снова научаться быть близкими. Они будут писать письма,между ними снова возникнет чувство дружбы. Сейчас наступает Новый век. И я не думаю, что философия будет во главе. Взгляните, сегодня нет философов. Последним философом в этой стране был Пауль Тиллих. Но люди не сдались...и сейчас они обращаются к философии. Они обращаются к науке и просто заглядывают за плечо ученого. Они думают, как они могут помочь науке вместе собрать вещи воедино. Это и не философия. Философия - это углубленный поиск правды, которой я могу наполнить себя путем которого я могу создавать философию, основываясь на свободе. Это, также, основа доброты. Которая, кажется, не волнует многих современных людей, но мне кажется, это огромная ошибка. Потому, что нам не хватает этики, нам не хватает морали. Нам нужна доброта и нам нужна красота. Это все философские понятия но, несмотря на это, я являюсь психотерапевтом. Не смотря на все те отвратительные вещи, которые я должен был сказать о психотерапии она является тем самым способом с помощью которого в конце ХХ века можно помочь многим людям найти себя и тот способ жизни который будет их удовлетворять и даст им радость на которую человек имеет полное право. И я абсолютно не стыжусь того что я психотерапевт. Я стал терапевтом, так как увидел способ, как помочь людям облегчить душу. Именно так люди показывают, что у них на сердце. Они не показывают это философии они не показывают этого многим сегодняшним религиям им тоже не показывают, да. Поэтому многие люди в Калифорнии присоединяются к культам Когда-то я верил в медитацию и сам занимаюсь ею. Мы научились многим вещам из Индии и Японии. Но мы не можем стать индусами или японцами и нам необходимо найти для себя форму религиозного изучения определенного религиозного опыта, который будет подходить нам - первопроходцам 21 века. Пару минут назад вы упомянули понятие "Новый век" и, конечно же, Новый век это достаточно популярное понятие на сегодняшний день, включающее в себя широкий спектр различных занятий. И, насколько я знаком с вашими работами, я могу сделать вывод, что вы вы критически относитесь к способам смягчения человеческих страданий и попыткам улучшить свое состояние. И я предполагаю, что эта критика сродни критике Фрейда. Несомненно Очень приятно общаться с вами потому, что вы прочли то, что я написал и вы знаете наверняка, в какое русло направить разговор. Нет, мне не нравится движение Нового века. Я думаю, оно слишком упрощенное и заставляет людей чувствовать себя счастливыми временно. Но оно избегает реальных проблем. Новый век наступит лишь тогда, когда мы сможем встретиться с тревогой, чувством вины за наше ошибочное представление о смысле жизни как способ нашего восприятия смерти как приключения. В данный момент Новый век не включает в себя ни одно из этих понятий. Он лишь говорит о том, как быть веселым и распевать песенки. Вы знаете, я заметил здесь другой парадокс. В вашей книге "Свобода и судьба" я заметил мистическую главу и вы ссылаетесь на великих западных мистиков как Якоб Бёме и Майстер Екхарт а именно их поиск божественного в самих себе И вы кажется, я не знаю как правильно выразиться, но вы это видите как модель глубокого экзистенциализма. О, да. Так и есть. Я верю и я последователь этих мистиков в нашей традиции. Но я не верю и не я последователь Райгниша и других Махариши Да, и Махариши. Я последую наиболее общительных из этих лидеров. Но большинство из них, которые пришли из Индии, провозгласили свою идею но попали в просак и получили иски на миллионы долларов и их идея провалилась. Или как Джим Джонс, который повел за собой 800 или 900 людей на остров и они должны были создать идеальное общество, но они все покончили жизнь самоубийством... 819 человек... Мне кажется, что ваша критика намного глубже, чем просто скандал. Мне кажется, что то, о чем вы говорите это что-то вроде убежища на мистическом Лотос лэнде но где, тем не менее, верят в спиритизм и реинкарнацию. Люди теряют связь с базовым понятием существования. Абсолютно.Вы очень красиво сказали. Я с критикой отношусь к этим движениям, которые смягчают наши проблемы. Они уточняют, что мы должны их забывать. Мне кажется, это именно та мистика, о которой мы с вам говорили. Якоб Бёме был сожжен на костре и другие христианские мистики и мусульманская мистики в нашей давней традиции очень важны. Хотя церковь одно время противостояла им. Несмотря на это, они оставили чудесные книги знания, которые мы можем читать, мы можем понимать и учится по ним. Я знаю, что некоторые экзистенциальные философы, таки как Камю и Сартр, и даже Жанэ внесли свой вклад в идею восстания против обычной общественной морали Мне кажется, что то, о чем вы говорите и есть настоящая мистика. Это как своего рода бунт нашего времени против стадного инстинкта. Да, так и есть. Да, это бунт против стадного инстинкта. Сартр был очень важной фигурой в этом движении восстания. Камю написал книгу о бунте. Пауль Тиллих был дорогим и очень близким мне другом на протяжение 30 лет. Он и другие экзистенциалисты понимали, что радость и свобода приходят лишь с пониманием жизни и столкновением с трудностями. Сартр, когда Францию захватили нацисты, написал драму под названием "Мухи". Это пересказ древнегреческой истории об Оресте. Я хочу немного процитировать Зевс пытается заставить Ореста не возвращаться в его родной город, и убить мать, (то что ему было нужно сделать, чтобы отомстить за отца) Зевс сказал: "Я создал тебя, поэтому ты должен меня слушать". Орест ответил:"Ты создал меня, но ты просчитался. Ты создал меня свободным". Зевс пришел в ярость, он увеличил звезды и планеты вокруг чтобы показать, насколько он могуществен и сказал: "Знаешь ли ты, какое отчаяние тебя настигнет, если ты продолжишь свой путь?" Орест ответил: "Человеческая жизнь начинается на дальней стороне отчаяния." И мне приходилось в это верить. Человеческая радость начинается как алкоголизм. Люди не могу справиться с алкоголизмом если проживут отчаяние и только тогда они смогут постичь свободу от алкоголизма. Поэтому я считаю, что отчаяние имеет свою конструктивную сторону также как тревога имеет свой конструктивный эффект. Вы ранее упоминали художественные достижения Сартра и мы говорим о том, что человек может ощущать то, что мы называем слезами радости. И человек может ощущать это, когда ощущает глубокую радость. Это включает в себя полноту человеческой жизни... и мы видим радость... которая бьет ключем сквозь отчаяние Это и есть настоящая радость. Да. Вы хорошо это поняли. Но все де остается некий пугающий момент. Мы проживаем наши жизни и проходим наши рутины. И боимся погрузиться в полноту жизни. Да, именно так. Если бы это было так просто, это бы не было эффективно. Это не просто. Жизнь сложна. И я верю в то, что в ней много конфликтов и много испытаний, но мне кажется, что без всего этого, жизнь не была бы интересной. Интерес, радость, творчество, которое возникает от прослушивания симфонии Бетховена Наслаждения радостной радостью от того, чем мы восхищаемся. Для меня это конец девятой симфонии Эта радостная радость наступает только после агонии, которая показана в первой части симфонии. Сейчас я верю в жизнь и в радость от человеческого существования. Но эти чувства нельзя испытать если не испытать отчаяние, также тревогу, которые приходится испытать каждому человеку, если он живет без какого-либо творчетва. Ролло Мэй, я очерь рад был находиться здесь с вами и, так сказать, рассмотреть в очень глубоком аспекте агонию и восторг. Должен отметить, что, когда я читал вашу книгу "Любовь и воля", готовясь к этому интервью после прочтения последний главы, я ощутил волны энергии, пульсирующие в моем теле. Это чудесно. Как говорят йоги, это кундалини очень странное чувство восторга и агонии. Кажется что ваше желание заглянуть в глаза жизни это как желание заглянуть в глаза Богу. Это чудесно! Я очень рад что у вас был этот опыт. Для меня большая радость быть здесь. Хочу сказать несколько слов в заключении. Мне кажется что оценивая вашу работу у меня возникает почему "трагедия" считается наивысшей формой У Шекспира, например. Трагедии - это огромное удовольствие и в наше время тоже. "Смерть коммивояжера", например, одна из самых великих пьес 20 века. Ролло Мэй, огромное спасибо, что были сегодня сом ной. Мне понравилось! И спасибо вам, что были с нами!

Основные концепции

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искать смысл жизни ; из-за наличия свободы воли , необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемости смерти и естественного страха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия: смерть , изоляция , свобода и внутренняя пустота . Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности . В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из них тревога , депрессия , апатия , отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

История

Некоторые авторы возводят появление экзистенциальной терапии к античности, рассматривая, например, диалоги Сократа с молодыми людьми, а позднее целые школы Аристотеля , Эпикура и стоиков как некую форму философской терапии , которая была призвана улучшить понимание мира и тем самым облегчить жизнь человека, что роднит её с современной экзистенциальной терапией.

Такое назначение философии было во многом потеряно вплоть до XIX века, когда его возродили Кьеркегор и Ницше . Их работа позднее вдохновила многих мыслителей XX века, таких как Хайдеггер и Сартр , которые не скрывали, что видят роль философии прежде всего в конкретной помощи людям.

Швейцарский врач-терапевт

В послевоенные годы в европейской психотерапии сформировался экзистенциальный подход. Впоследствии, в 60- 70-е годы XX в. определенный вклад в это направление сделала также антипсихиатрия Р. Лейнга. Основы экзистенциального подхода сложились под влиянием философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) И французской школы персонализма (Э. Мунье, Г. Марсель, Э. Левинас), причем не столько отдельных положений, сколько их идеологии и общего духа.

Специфика экзистенциального подхода

Большинство психотерапевтических направлений имеет целью изменить жизненную ситуацию клиента, отдельные аспекты или взгляд на собственные проблемы. В отличие от них экзистенциальный подход такой цели не ставит. Сущность его заключается в полном принятии существования (экзистенции) клиента, всестороннему и доброжелательном понимании его. Поэтому экзистенциальный психотерапевт не стремится никаких изменений, разве что собственных.

Экзистенциальная (лат. Existentia - существование) психотерапия - психологическая помощь, основанная в виду, уважении и активном познании терапевтом всех особенностей и аспектов индивидуального бытия (экзистенции) личности клиента, без намерения выяснить патологические или неэффективны характеристики его жизни, поведения и деятельности.

Пациента даже с серьезными нарушениями (помежовою патологией или психозом), не говоря уже о невротический уровень расстройства, трактуют не как больного, пораженного или неполноценного, а как иного, что живет в своем особом мире. Соответственно, он заслуживает не лечение (терапии) или исправления, а заинтересованности, понимания и уважения. Терапевт стремится проникнуть во внутренний мир пациента, уважает его и не намерен что-то там исправлять.

Основатели экзистенциальной психотерапии были не просто психотерапевтами, а врачами-психиатрами (на Западе психиатрия и психотерапия до сих пор мало разграничены между собой). Это направление стало вызовом традиционной "карательно-исправительной" психиатрии, а также повседневной точки зрения на психическое расстройство как на то, что нужно стыдиться и что следует скрывать. Антипсихиатрия Р. Лейнга тоже основывается на этом принципе.

Для экзистенциальной психотерапии и психиатрии лечение болезни неотделимо от ее понимания, а понять суть, феномен, идею или опыт означает общаться с объектом понимание языке. Непосредственность и неизбежность экзистенциальной ситуации присутствуют в анализе каждого конкретного случая. Пациент с его особенностями и проблемами для экзистенциального терапевта - приключение жизни, уникальная встреча, загадка загадок.

За исключением дазейн-анализа, в экзистенциальной психотерапии трудно выделить отдельные терапевтические школы. Она является скорее системой взглядов, норм и ценностей, присущих определенным авторам. К тому же некоторые теоретики не практиковали как терапевты, а признанные практики (кроме Л. Винсвангера) оставили очень мало работ, среди которых преобладают т. Н. Кейз - описания клинических случаев.

Экзистенциальный подход в определенной степени сродни гуманистическим: труды Р. Мэя, В.-Е. Франкла часто называют экзистенциально-гуманистическими, однако по содержанию они больше тяготеют к традиционным гуманистических теорий. Учитывая современные тенденции в обществе экзистенциальная психотерапия имеет большое будущее.

Дазейн-анализ

Единственной четко определенной школой экзистенциальной психотерапии является дазейн-анализ. Основателем этого подхода был швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер (1881-1966). Понимая жизнь как целостный конкретный феномен в единстве прошлого, настоящего и будущего, он описывал исследуемые явления в их уникальном и целостном личностном смысле и внутреннем контексте. Предполагая, что разум конституирует объекты опыта даже в случае глубокого эмоционального переживания, он пытался исследовать, как человек относится в этот момент к объектам, конституируются следующим образом. По его мнению, ощущение является таким же настоящим опытом, как и все остальное.

Бинсвангеривська модель терапии очень своеобразная, она расширяет "смысловой горизонт" личности, что делает невозможным осознание вытесненного, "потерянного". Центральным при этом является понятие "дазейн" - упорядочение действительности и способ, благодаря которому бытия (сущее) может стать доступным сущности. В этом Существенное отличие дазейн-анализа от аналитической парадигмы, основанной на многократных интерпретациях и их проработке. Интерпретации аналитика сопровождаются и дополняются расширением субъективного смыслового пространства пациента, поэтому понимание в дазейн-анализе часто оказывается полным, а терапевтический эффект - более глубоким. Кроме того, экзистенциально-аналитическое мышление (именно так Бинсвангер определял свой подход) имеет дело со структурой существования - тем, что сама личность считает настоящим, важным.

Дазейн-анализ {нем Da-sein - здесь бытия, бытие-в-мире) - психотерапевтическое направление, основанное на анализе индивидуального бытия человека, которое терапевт рассматривает как терминальную ценность.

Основные методы в дазейн-терапии - слышится (вникания в чувство), эмпатийны внимание и заинтересованное отношение как к здоровым, так и к патологизованих индивидуальных проявлений, далеко от оценки и нозологических классификаций.

Специфическим признаком экзистенциального подхода является категориальная схема анализа и реконструкции психологических феноменов. Представитель этого направления Генри

Еленбергер (1905-1993) наряду с классической психологической триадой разделения психики на аффект, интеллект и волю выделил также категориальную феноменологию - систему измерений индивидуального жизненного мира, в рамках которой возможна реконструкция внутреннего мира клиентов. Основными категориями феноменологии являются:

1) "темпоральность" - ощущение того, как происходит жизнь, актуальное переживание "теперь", целостности бытия в единстве прошлого, настоящего и будущего;

2) "пространственность" - ориентированное в соответствии с желаниями и представлений человека поле событий, вещей, условий или качеств. Оснащен пространство, по Бинсвангером, соответствует определенным модусам жизненной активности личности: отдыха, познанию, любви, потреблению и тому подобное. Это не просто территория, на которой живет и работает личность, но и эмоционально-ценностное измерение основных зон ее жизнедеятельности (например, любимый диван отличается от любого кровати, и спать или заниматься любовью на нем приятнее, чем где-либо);

3) "причинность" - обусловленность одних явлений другими. Сфера причинности в сознании содержит три основных принципа: детерминизм (предопределенность), случайность и интенциональность (направленность поступков и действий), по которым субъект объясняет свои поступки;

4) "материальность" - предметность, конкретное воплощение в определенной мысли. Бинсвангер настаивал, что на это измерение ориентирована индивидуальная система классификаций клиента: он может разделять мир и вещи на бледные и яркие, твердые и мягкие, четкие и аморфные, живые и неживые и тому подобное. Терапевт должен действовать в рамках предложенной пациентом классификации, какой бы экзотической она казалась ему.

По этим категориям происходит реконструкции внутреннего мира пациента в процессе психотерапии. Успешная реконструкция не просто воспроизводит его бытия, но и дает возможность терапевту войти в этот мир, понять его, то есть увидеть плоскость жизни клиента как осмысленную, исполненную смыслом - пусть даже странным и очень отличным от обычного. Именно в этом и заключается основная задача дазейн-аналитика.

Дазейн-анализ предназначен для исследования личности и ее мира еще до распределения его болезнью и здоровья. То, чего хочет дазейн-аналитик, невозможно в психоанализе: представить феномены человеческой жизни без каких-либо объяснений или классификационных схем, а просто как части экзистенции, указывающие на те сущностные модуса, в которых дазейн воспринимает, трансформирует и конституирует мир. С этой точки зрения психическое расстройство возникает как модификация базовой или сущностной структуры, как одна из многочисленных метаморфоз бытия-в-мире.

Основные труды Л.Бинсвангера касаются того, что психиатрия классифицирует как патологическое. Бин использовал понятие "экзистенциальное априори" (лат. Арriori - с предыдущего) - первичность, самоценность индивидуального восприятия мира. То, что человек испытывает, - это прежде всего и более все не впечатление вкуса, звука, запаха или прикосновения, не вещи или объекты, а значение, смыслы, которые делают экзистенцию и опыт. В смысле-матрицы, внутри которой феномены возникают и соотносятся с дазейном и конституируются самость и мир, в крайних случаях преобладает только одна тема. В таком контексте психическое заболевание или расстройство является всепроникающей однообразием опыта, гомогенность символического отклика. Это означает, что весь опыт, все восприятия, знания обедняются, а бытие переходит в состояние запущенности.

Основным дазейн-аналитическим критерием психического нарушения являются степень подчиненности свободы дазейну власти чего-то другого. В невротика такое подчинение частичное: хотя его бытие-в-мире подвластно одному или нескольким категориям, он постоянно борется за то, чтобы придерживаться собственного самоопределения. Эта борьба принимает форму дазейну, что отказывается от некоторых своих возможностей для защиты от разрушения собственного мира. Но поскольку уже сама такой отказ означает начало распада (уменьшение, сужение, опустошение) Самости, все усилия отрицают себя, и невротик чувствует себя пойманным. Попытка решить проблемы приводит к еще большему углублению их.

Психотиком идет дальше и полностью подчиняет себя власти неизвестного. Цена, которую он платит за уменьшение опыта беспокойство, - потеря собственного самоопределения. В случае психоза дазейн полностью подчиняется одному принципу мироздания: он больше не распространяется в будущее, не опережает себя, вращается по узкому кругу, в который его "забросили", снова и снова бесплодно повторяя себя. Модификация сущностной структуры - душевная болезнь - возникает из-за того, что дазейн перестает свободно относиться к собственной сути, то есть бытия теряет свою непосредственность, оно вынуждено сопоставлять себя с тем, как должно быть, как нормально (или правильно), и чувствует себя не таким, как следует, - плохим, ничтожным, ненормальным и тому подобное. Дазейн как понимание становится подчиненным том модуса запущенности бытия-в-мире, который Бинсвангер называл "самообраною несвободой".

Модель терапии Бинсвангера довольно радикальная в психиатрии. Его самые известные описания клинических случаев (Лола Фосс, Элен Вест) составляют золотой фонд экзистенциальной терапии. Однако в повседневной практике психотерапевтической помощи этот подход используют очень редко. Возможно, потому, что большинству современных людей не хватает терпения, необходимого для реконструкции жизненного мира и его полноценного понимания "с них самих, а не по каким-либо собственных представлений или теорий".