Гиперактивные дети их психологическая характеристика. Работа с гиперактивным ребёнком

Гиперактивные дети - это дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.

Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов" .

Гиперактивные дети не способны сосредоточится даже на короткое время на определённом объекте. Они как бы постоянно «опуганы» раздражителями, среди которых не могут выделить главные и существенные. Они останавливают внимание на побочных явлениях, концентрируются на них и уже не могут реагировать на основные.

Память этих детей характеризуется определёнными особенностями, которые во многих отношениях связаны с нарушением внимания, повышенной утомляемостью, незрелостью ЦНС и с другими отклонениями, влияющими, прежде всего, на фиксирование событий и предметов в памяти.

Специфические особенности имеет и моторика гиперактивного ребёнка. Эти дети выделяются своей неловкостью, неуклюжестью. Наиболее часто нарушенными оказывается тонкая моторика (что проявляется в неровности почерка, растянутости букв) и сенсомоторная координация (неловкость в движениях рук). Часто наблюдаются излишнее мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус.

Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками :

Невротические привычки в виде сосания большого пальца;

Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться, вертится.

Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор".

Часто бывает болтлив.

Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Повышенная утомляемость, особенно психическая. Гиперактивный ребёнок при плановой работе не может сосредоточиться, часто бывает бледным и сонным;

Нарушение сна и аппетита;

Навязчивые тики;

Высокая частота распространения у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большого количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсанаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении ЦНС.

Дети с СДВГ имеют трудности не только в поведении, но и в учёбе. Они не в состоянии в полной мере соответствовать школьным требованиям, несмотря на часто встречающийся у них хороший общий уровень интеллектуального развития. На уроках таким детям сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они не могут сами организовать и завершить работу. Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняют неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребёнок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Критерии гиперактивности (схема наблюдения за ребенком)

Дефицит активного внимания

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

Не слушает, когда к нему обращаются.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

Испытывает трудности в организации.

Часто теряет вещи.

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

Постоянно ерзает.

Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен (см. табл.1).

Таблица 1

Критерии первичной оценки проявления гиперактивности и тревожности у ребенка

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:

· дефицит активного внимания,

· двигательная расторможенность,

· импульсивность.

Наверное, нет другого такого состояния, которое вызывало бы столько споров и сомнений у врачей, родителей и психологов, как гиперактивность. Одни утверждают, что проблема надумана и ее на самом деле не существует, другие же считают, что невыявленная и некорректированная в детстве гиперактивность грозит карьерному росту, социальной адаптации, личным отношениям человека в будущем.

Кто из них прав, какой он гиперактивный ребенок, что делать в случае, если вашему малышу врач поставил такое заключение, поговорим в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете:

Большинство родителей, которые когда-либо слышали про детскую гиперактивность, на самом деле довольно туманно представляют, о чем идет речь, порой вкладывая в это понятие не медицинский, а бытовой смысл. Поэтому, прежде всего, разберемся с терминами.

Гиперактивность, или двигательная расторможенность – это состояние нервной системы ребенка, при котором процессы возбуждения в головном мозге происходят активнее, чем у обычных детей. Другими словами, клетки мозга постоянно генерируют нервные импульсы, которые просто не дают малышу усидеть на месте.

Поэтому гиперактивный ребенок это не просто очень подвижный, непослушный, капризный или невнимательный хулиган, как привыкли думать многие мамочки, а малыш, в поведении которого невропатолог (и только он!) усмотрел отклонения. Наличие гиперактивности у ребенка может быть установлено в любом возрасте.

Не следует путать гиперактивность у детей грудного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который является расстройством психического развития и может быть выявлен не ранее 3-4 летнего возраста.

Гиперактивный и активный: в чем разница

Здоровый малыш по своей природе всегда полон энергии, подвижен, упрям и даже капризен. Эти качества помогают ему познавать окружающий мир и свое место в нем. Поэтому так трудно бывает отличить двигательную расторможенность от особенностей характера. Однако есть некоторые отправные точки, которые могут побудить родителей более внимательно отнестись к поведению своего чада.

Гиперактивные груднички – какие они?

Чаще всего такие малыши хорошо развиты физически. Они раньше сверстников учатся сидеть, ползать, ходить. Им трудно усидеть на месте, их день проходит в движении. Малыши неутомимы и бесстрашны настолько, что часто падают с мебели, пеленальных столиков, раскрытых окон.

Они как-будто не умеют уставать. Даже когда силы на исходе, гиперактивный ребенок будет продолжать движение, сопровождая его плачем, истериками, капризами. Остановить его может только мамочка, вовремя взяв на руки.

Такие детки очень мало спят, чем поражают родных и близких. 2-3 месячные малыши могут бодрствовать по 4-5 часов кряду, в то время как их сверстники делят день между маминой грудью и сном.

Они очень чутко спят, просыпаясь от малейшего шума, а потом долго не могут заснуть. Легко привыкают к укачиванию.

Обстановка, полная звуков, незнакомых лиц, яркого света (приход гостей или поход в поликлинику) приводит гиперактивных малышей к настоящей эйфории, заставляя удваивать свои проделки.

Такие малыши любят игрушки, но редко подолгу играют с ними. Их легко чем-то заинтересовать, но трудно увлечь. Интерес к новой игрушке или игре пропадает через несколько минут.

Гиперактивные дети очень привязаны к маме и редко хорошо ладят с чужими. Они подвержены приступам гнева, кидаются игрушками, кусаются, дерутся. Кроме того, малыши ревнивы, конфликтные ситуации решают с помощью слез и рева.

Как не ошибиться?

Поскольку у малышей первого года жизни еще недостаточно хорошо развита речь и другие способы общения, то родители часто напрасно беспокоятся, принимая возрастную жизнерадостность за гиперактивность. Есть несколько отличительных особенностей подвижного здорового малыша от гиперактивного. Темпераментные здоровые дети, как правило:

  • много двигаются, но устав, предпочитают полежать или посидеть;
  • хорошо засыпают, длительность дневного и ночного сна соответствует возрасту;
  • спокойно спят ночью;
  • хорошо развито чувство страха, запоминают опасные действия и ситуации и стараются их избегать;
  • легко отвлекаемы во время капризов и истерик;
  • рано начинают осознавать слово «нельзя»;
  • во время капризов неагрессивны;
  • имеют темпераментных маму или папу.

Особо хочется остановиться на последнем пункте. В отличие от других, его надо умело применять. Очень часто в гиперактивности «подозревают» своего малыша мамы и папы, не обладающие огненным темпераментом. Срабатывает логическая связь: у спокойных родителей не может родиться ребенок-шалун. Ситуацию усугубляют бабушки и дедушки с обеих сторон, удивленно говорящие: «да в кого он такой уродился», «мои дети всегда были ниже травы, тише воды».

Это неправильный подход. Генетика – сложная наука, и в ребенке могут «сыграть» гены, которые не проявили себя у мамы и папы.

Поэтому всем спокойным мамочкам, еще раз хочется посоветовать: прежде чем обращать за помощью к невропатологу, проанализируйте, чем малыш вас «беспокоит». Он несносен, раздражает своей подвижностью, любопытством и совсем непохож на вас по характеру, или же он действительно неудержим при всем вашем понимании детской природы.

Кто виноват?

Гиперактивность ребенка всегда имеет под собой физическую причину, то есть изменения в работе нервных клеток головного мозга. Такое может возникнуть, если:

  • малыш родился через кесарево сечение;
  • роды были трудными, длительными, сопровождались наложением акушерских щипцов;
  • ребенок родился сильно недоношенным или маловесным;
  • произошел сбой при закладке нервной системы во внутриутробном периоде по причине перенесенного гриппа, простуды, под действием неблагоприятных факторов окружающей среды, вредных привычек;
  • имеется наследственная предрасположенность, то есть ближайшие родственники страдали в детстве гиперактивностью.

Вылечить нельзя, можно помочь

Если у вас гиперактивный ребенок, что делать, чтобы ему помочь? Самое главное, необходимо понять, что гиперактивность – это не болезнь, а тип поведения, который зависит от особенностей нервной системы вашего малыша. То есть ее нельзя вылечить в широком понимании этого слова, но можно взять под контроль таким образом, чтобы это состояние успешно «изрослось» и не перешло во взрослую жизнь.

Лечение гиперактивности заключается в последовательном освоении следующих этапов:

  • Психологическая подготовка родителей;
  • Воспитательные подходы к малышу;
  • Режим дня.

Психологическая подготовка родителей

Наверное, самый важный этап. Ведь от его успешности зависит то, как гладко пойдут следующие.

Родителям необходимо твердо усвоить:

  • гиперактивность – НЕ БОЛЕЗНЬ, а личное качество малыша;
  • ребенок не сознательно хулиганит и причиняет им беспокойство, просто, так работает его нервная система;
  • в случившемся нет ничьей вины;
  • необходимо принять ребенка таким, какой он есть — озорник, «живчик», капризный и ревнивый, но горячо любящий маму и папу;
  • гиперактивность у грудничков при правильном подходе не оказывает отрицательного влияния на физическое и психическое развитие в будущем;
  • малыш не обязан быть похож в своем поведении на сына Марии Ивановны или дочку Елены Сергеевны, какими бы хорошими они ни были. Также он может действовать совсем иначе, чем мама и папа в его возрасте. Маленький человек – большая личность и имеет право на индивидуальность, пусть даже через гиперактивность.

Некоторые из этих пунктов выполнить непросто. Но если родители их примут, то можно считать, что гиперактивность ребенка взята под контроль наполовину.

Особое слово хочется сказать мамам и папам, обладающим «гиперактивным» характером. Если ваш темперамент горяч, как арабский жеребец, то пришло время взять его под узду. Спокойствие, заранее составленный план-программа на день, отсутствие неожиданностей помогут не только создать благоприятную обстановку для гиперактивного малыша, но улучшат общий эмоциональный фон в семье.

Воспитательные подходы к малышу

Гиперактивный ребенок, как никто другой, нуждается в поддержке мамы и папы. Ведь его нервная система очень ранима и легко истощается. Поэтому необходимо сделать так, чтобы ребенок часто не расстраивался. Это не означает потакательство всем капризам. Просто необходимо ограждать малыша от негативных эмоций: не оставляйте его плакать подолгу, не запирайте в комнате в виде наказания, прерывайте его рев и истерику сразу, как только они начались. Лучше всего отвлечь малыша игрушкой, взять на руки, выйти на балкон или подойти к окну.

Не ругайте ребенка и вините его, он еще настолько мал, что не может оправдаться и сказать о любви к вам.

Хвалите, целуйте и поощряйте малыша в любом возрасте. Грудной ребенок может не понимать слов, но одобрительный тон будет ему лучшей наградой.

Найдите золотую середину между строгостью и попустительством. Малыш должен постепенно начать понимать слово «нельзя».

Необходимо оберегать ребенка от слишком шумной среды. Например, незнакомых гостей, толпы, общественного транспорта. Это не значит – держать его в изоляции, но следует помнить, что торговый центр и вечеринка у друзей – неподходящее место для гиперактивного шалуна. А вот прогулка в парке, на детской площадке, семейный выезд на пикник – хороший повод выплеснуть энергию без вреда себе и окружающим.

Будьте всегда готовы помочь крохе, когда у него что-то не получается. Гиперактивные детки очень чувствительны к неудачам и сразу расстраиваются, если цель не достигнута с первого раза. Добивайтесь ее вместе, спокойно и мудро поддерживайте малыша в его подвигах.

Режим дня

Лучше всего с проявлениями гиперактивности у ребенка справиться режим дня . Он не только приводит в равновесие нервные процессы, но и дисциплинирует родителей.

Лучше всего, если часы утреннего пробуждения и отхода ко сну будут одними и теми же каждый день. Это позволит тренировать нервную систему малыша и выработать собственный ритм.

Большую роль в формировании спокойного сна играет «вечерний ритуал», который повторяется каждый день и состоит из одинаковых действий. Это научит организм малыша готовиться ко сну. Он может быть, например, таким «ванна-колыбельная-сон у груди-переход в кроватку» или, если вы не привыкли купать ребенка каждый день или ванна, наоборот, действует возбуждающе, то «переодевание в пижаму-колыбельная-грудное кормление или бутылочка со смесью-сон в собственной кроватке».

Следует ограничить подвижные игры за 1 час до отхода ко сну.

Кровать малыша до года лучше располагать в той же комнате, где спят родители. Гиперактивные детки часто просыпаются по ночам, мучимые тревожными снами. Ласкового голоса мамы, которая рядом, бывает достаточно для того, чтобы успокоиться.

В комнате, в которой малыш проводит большую часть времени, не должен быть включен телевизор или радио. Яркие цвета, музыка, постоянно меняющиеся картинки на экране растормаживают нервную систему. Если детская комната оформлена яркими картинками – наклейками, постерами, большими игрушками, их следует убрать. Грудной малыш все равно не понимает их смысл, а яркие пятна действуют возбуждающе на нервную систему.

Люстра и лампы в детской комнате должны быть из матового стекла, которое мягко рассеивает свет и не дает будоражащих бликов.

Гиперактивные дети должны непременно расходовать энергию. Этому поможет гимнастика, массаж, подвижные игры. Следует строго следить за продолжительностью активных игр. Гиперактивные детки не чувствуют усталости и не могут сами остановиться. Поэтому в зависимости от возраста периоды подвижных игр необходимо чередовать со спокойными.

Заключительное слово

Дорогие родители, ваш малыш – это чудо, каким бы он ни был. Поэтому вместо того чтобы задаваться вопросом «у меня гиперактивный ребенок, что делать теперь и как жить с эти дальше», постарайтесь вместе с ним спокойно и мудро пережить этот сложный период становления маленькой личности.

Признаки гиперактивности встречаются в разной мере у всех детей. Кто из родителей не сталкивался с поведением своего малыша, при котором появляется избыточная подвижность, непослушность, крики, неконтролируемое поведение, невнимательность, болезненное упрямство, вспышки импульсивной агрессии? При этом ребенок может быть неуверен в себе, боязлив и закомплексован.

Наша задача разобраться, чем вызывается такое состояние, когда оно остается в рамках нормы, а когда выходит на уровень болезни. Также попробуем дать некоторые рекомендации о том, что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок.

Каждый ли возбудимый ребенок болен?

В 80-х годах прошлого столетия это состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. Основной поведенческий признак синдрома – неспособность к концентрации, самоконтролю.

Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперкинетиков. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность с бьющей через край энергией следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться вести себя, а не постоянно их одергивать, это может вызвать негативную ответную реакцию.

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным. Проявления СДВГ у детей развиваются постепенно. Часто родители не уделяют им должного внимания и обращаются за помощью, когда ребенок попадает в воспитательное заведение уже с явными проблемами.

Обратите внимание: чем позже отмечаются болезненные проявления, тем тяжелее бороться с нарастающими признаками болезни.

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:

  • – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;
  • днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;
  • болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей;

Любой вид деятельности вызывает у ребенка проблемы.

Причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания

Повышенная возбудимость часто наблюдается у детей, родители которых сами обладают холерическим складом характера и темперамента. Дети часто просто копируют поведение взрослых в своей семье, в более утрированной и сильной форме.

Если речь идет о СДВГ, то отмечается генетическая предрасположенность передачи этого заболевания.

Обратите внимание: около 30% родителей гиперактивных детей сами в детстве болели этой патологией.

Факторами, провоцирующими развитие гиперактивности могут быть:


Определение синдрома гиперактивности у детей

Выявить у ребенка болезнь может только специалист – детский психиатр, психолог.

Анализируя жалобы и осматривая ребенка, врач уточняет у родителей:

  • особенности протекания беременности;
  • возможные имеющиеся заболевания, как самой матери, отца, так и малыша;
  • варианты поведения маленького пациента дома, в общественных местах.

Затем доктор осматривает ребенка, беседует с ним, оценивает его реакции, уровень развития, поведенческие тонкости. Признаки расстройства обобщаются, и выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни.

Обследование дополняется специальными методами диагностики, а также консультациями других специалистов (психолога, невропатолога, эндокринолога, терапевта).

Детям более старшего возраста (5-6 лет) предлагаются психологические тесты, оценивающие способности к вниманию, усидчивости, логическому мышлению и т.д.

Дополнительные исследования включают безопасные в плане здоровья - магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию, реографию.

После прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания. Затем составляется план лечения.

Как протекает синдром гиперактивности

Родители в большинстве случаев не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Обращаются за помощью, когда болезнь уже в развитой стадии и проявления ее невозможно не заметить.

В коллективах детских садов патология только начинает заявлять «свои права». А вот когда ребенок попадает в школу, синдром гиперактивности проявляется во всей своей силе. Учебная деятельность требует определенной организации занятий, как раз того, к чему маленький школьник не готов.

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным. Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения. Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.


Обратите внимание:
система образования не адаптирована к занятиям детей, страдающих СДВГ. Развитие гиперактивных детей всегда отстает от сверстников. Учителя не могут подстраиваться под развивающуюся болезнь ученика, и это приводит к развитию конфликтной ситуации.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

В домашних условиях надо помнить главное: дети часто зеркально отражают модель поведения взрослых. Поэтому, если у малыша имеется синдром гиперактивности, в доме должны преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Не следует громко кричать и выяснять на повышенных тонах между собой отношения.

Ребенку надо уделять достаточно внимания. Гулять с ним много на свежем воздухе, особенно полезны лес, сбор грибов, рыбалка, семейные туристические походы. Не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать болезненную психику. Необходимо правильно формировать фон жизни. Дома должна звучать успокаивающая музыка, не должен кричать телевизор. Не следует устраивать шумные праздники, особенно сопровождающиеся распитием алкоголя.

Важно: в случае перевозбужденного состояния не следует кричать на страдающих детей, бить их. Как же успокоить ребенка? Следует найти слова утешения, обнять его, пожалеть, выслушать молча, увести в другое место. Каждый родитель должен найти индивидуальный подход. Лучше отца и матери никто не справится с этой задачей.

Каждый маленький пациент, которого приводят на консультацию к специалисту, индивидуален, поэтому не может быть никаких строгих правил коррекции его поведения. Необходимо учитывать все имеющиеся тонкости характера и условий, окружающих больного. Тем не менее, существуют общие положения, от которых необходимо отталкиваться при воспитательном и лечебном процессе.

  1. О создании запретов . Дефицит внимания и гиперактивность детей проявляется в категорическом отрицании и неприятии ими запретов. В этом случае главное правило, формирующее правильное отношение к пониманию запрещения заключается в отсутствии употребления слова «нет» и «нельзя». Вместо них надо строить фразу таким образом, чтобы в ней предлагалось активное действие, а не запрещающая формулировка. К примеру, чтобы не говорить «Не прыгай по кровати», следует сказать «Давай попрыгаем вместе» и снять ребенка на пол, затем переключить его на другую деятельность, постепенно успокаивая.
  2. Контроль времени . Дети с СДВГ часто неспособны самостоятельно правильно ощущать время. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы они выполняли задания, укладываясь в нормативы. Необходимо правильно замечать и исправлять случаи чрезмерного переключения внимания. Без насилия возвращать ребенка к поставленной цели.
  3. Последовательность заданий . Гиперактивность провоцирует у детей невнимательность, рассеянность. Важно помнить, что данные за один раз несколько заданий могут просто не восприниматься ребенком. Воспитателям следует самостоятельно контролировать динамику процесса и получения новых заданий.
  4. Конкретика выполнения . Болезненные изменения при гиперактивности не дают маленьким пациентам соблюдать логические мыслительные цепочки, также страдает абстрактное мышление. Для облегчения понимания следует не перегружать смысловыми перегрузками предложения и фразы, из которых формируется задание.

О детских играх

Игры гиперактивных детей дошкольного возраста должны отталкиваться от двух важных идей.

Первая – игровое время должно служить нормальной эмоциональной и физической разрядкой. Для этого ребенку необходимо достаточное игровое пространство. Игра должна ненавязчиво направляться в конструктивное русло.

Вторая идея предусматривает создание спокойной фазы, во время которой необходимо провести переосмысление игровой деятельности, затем после короткой паузы продолжить ее. Важно, перед окончанием воспользоваться моментом физической усталости и попытаться переключить малыша на конструктивную деятельность, но без тени принуждения.

Детям более старшего возраста очень полезно занятие спортом. Необходимо правильно определить, каким именно. Одним больше подойдут игровые виды, другим индивидуальные. В обоих случаях должна решаться проблема использования переизбыточного возбуждения, направление его в конструктивное русло и обучение навыкам спортивной дисциплины.

Лечение синдрома гиперактивности

Как мы видим, воспитание ребенка с гиперактивностью очень трудоемкий и сложный процесс. Именно поэтому многие родители не хотят заниматься им самостоятельно и ведут ребенка к врачу.

Важно на этом этапе попасть к грамотному специалисту, который помимо назначенного лечения поможет семье разобраться с осознанием проблемы и необходимостью совместных усилий в лечении. Как это делать написано выше.

В случае далеко зашедшей болезни следует порекомендовать перевести ребенка школьного возраста, страдающего СДВГ в специализированную школу, в которой на месте определят в классе с каким уклоном необходимо учиться дальше пациенту. Возможно, понадобится коррекция развития навыков. Если школьник отстал в учебе, то его направят в класс догоняющих детей.

Медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства

При правильном подборе препарата оказывает весьма существенное положительное влияние. Эффективность его достигает 80%. Лечиться следует годами, возможно лекарственная коррекция потребуется и в более позднем возрасте.

Медикаментозное лечение состоит из применения , препаратов стимулирующих психическое развитие, воздействующих на улучшение обменных процессов в мозге. С этими задачами хорошо справляются транквилизаторы, снотворные лекарства, психостимуляторы и ноотропы. В некоторых случаях применяются антидепрессанты и нейролептики.

Однако не следует придавать медикаментозному лечению чрезмерное значение, так как оно носит лишь симптоматический характер и не устраняет главной причины заболевания. Также, оно никогда не заменит главное – любовь к своему ребенку. Именно она может излечить малыша и в будущем дать ему возможность полноценной жизни.

Виерь Эльвира Рашидовна
Гиперактивный ребенок. Особенности гиперактивных детей и их воспитание

Причины гиперактивности

Лечение гиперактивности у детей

Такое понятие, как гиперактивность появилось совсем недавно. Сегодня люди его часто применяют практически к каждому активному и подвижному ребенку. Однако такой подход совершенно не верный. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.

Как отличить активного ребенка, от гиперактивного

Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш, обычно, ведет себя вяло и тихо. Просто активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Однако такая активность проявляется не всегда и не везде. Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя вполне спокойно. Его можно без проблем увлечь каким-нибудь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.

Поведение гиперактивного ребенка несколько отличается. Такой малыш тоже очень много двигается, однако он продолжает это делать постоянно и даже после того, как очень устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности так же, как и здоровый задает множество вопросов, однако редко до конца дослушивает ответы. Им очень трудно управлять, он совершено не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может часто инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет, кусается и т. п. Помимо этого, гиперактивных детей можно определить еще по ряду особенностей, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.

Особенности гиперактивных детей:

Проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть.

Неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы и т. п.

Неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете.

Не может усидеть на месте.

Забывает важную информацию.

Проблемы с концентрацией внимания.

Отсутствие чувства страха и самосохранения.

Нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь.

Излишняя болтливость.

Частые и резкие смены настроения.

Недисциплинированность.

Обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки.

Испытывает трудности в обучении.

Из-за возрастных особенностей детей, обычно, диагноз гиперактивность ставится только после пяти-шести лет. Наиболее сильно этот синдром проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов. С возрастом неусидчивость и взбалмошность практически всегда проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность, к сожалению, часто остаются.

Причины гиперактивности

Прежде всего, родителям стоит уяснить, что гиперактивность у детей является не особенностью характера, а нарушением нервной системы. Пока установить истинную причину возникновения данного синдром точно не удалось. Многие ученые придерживаются мнения, что он может развиваться из-за особенностей строения или функционирования мозга, генетической предрасположенности, проблемной беременности, родовых травм, перенесения инфекционных заболеваний в младенчестве и т. п.

Лечение гиперактивности у детей

Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него никак не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка.

Как правило, для лечения гиперактивности у детей применяются успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге средства. Однако они не избавляют полностью от синдрома, а только снимают симптомы на период приема препаратов. Кроме того, подобные лекарства обладают рядом побочных эффектов, поэтому необходимость их употребления должен определять только специалист. Как бы то ни было, только медикаментозным лечением обойтись невозможно, поскольку оно не сможет привить ребенку социальные навыки и не адаптирует его к окружающим условиям. В идеале, лечение гиперактивного ребенка должно проходить комплексно и включать в себя наблюдение у психолога, невропатолога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.

Поддержка родителей имеет особенно важное значение. Если ребенок чувствует любовь и получает достаточно внимания, если между ним и взрослым установлен эмоциональный контакт, детская гиперактивность проявляется в гораздо меньшей степени.

Помимо этого родителям необходимо:

Обеспечить ребенку спокойные условия для жизни и доброжелательную атмосферу.

Разговаривать с малышом спокойно и сдержанно, реже говорить «нельзя» или «нет» и любых других слов способных создать напряженную обстановку.

Не выражать неудовольствие самим ребенком, а осуждать только его поступки.

Беречь малыша от переутомлений и стрессов.

Установить четкий распорядок дня и контролировать, чтобы ребенок его придерживался.

Избегать мест, в которых присутствует много людей.

Совершать с ребенком ежедневные длительные прогулки.

Обеспечить возможность расходования излишней энергии, например, записать малыша в спортивную секцию или на танцы.

Не забывать хвалить ребенка за какие-либо достижения, хорошие поступки или поведение.

Не давать малышу одновременно несколько поручений и не занимать его сразу несколькими делами.

Избегать длинных формулировок, стараться ставить четкие задачи.

Выделить для ребенка комнату или собственное тихое место, в котором он сможет заниматься, не отвлекаясь на внешние факторы, например, работающий телевизор, разговаривающих людей и т. п.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Анкета для родителей на тему «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Уважаемые родители! Просим ответить на следующие вопросы..

Гиперактивный и активный ребенок Гипреактивый и активный ребенок. «Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» - это самый часто задаваемый вопрос родителей. Нередко родители.

Гиперактивный ребенок. В каждой группе детского сада есть дети, которые отличаются излишней подвижностью. Таким детям очень тяжело усидеть на месте, они непоследовательны,.

Внимание! Гиперактивный ребенок.

Гиперактивный ребенок. Дети которые постоянно двигаются, как будто не находят себе места, ёрзают, бегают, постоянно в синяках в ссадинах. Мы называем их гиперактивными.

В последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». Активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.



Игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. В 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. Если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. Игорьку интересно всё, и в то же время ничего. Он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…Часто ломает игрушки. Среди детей Игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. Если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. Но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. Игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. Не слушается! Не может успокоиться! И не может себя контролировать! С трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.

Вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.

Этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. Подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.

Связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.

Каковы же причины гиперактивности? Пройдёт ли она со временем? Отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? Как правильно вести себя с таким ребенком? Нужно ли его лечить? Постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.

Основные причины гиперактивности

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. На сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения СДВГ (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):

- Наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).

- Хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).

- Проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).

- Осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).

- Социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).

- Загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ).

Признаки гиперактивности

Ребенок, страдающий СДВГ, может иметь следующие характерные особенности поведения:

Дефицит активного внимания

1. непоследователен;

2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. невнимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает;

2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

3. часто совершает резкие движения;

4. очень говорлив;

5. быстрая речь.

Импульсивность, повышенная нервная возбудимость

1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос;

2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);

5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

Но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (СДВГ) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!

Ведь проявление гиперактивности можно или с проявлением различных заболеваний.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) и неврологические нарушения.


Что нужно знать родителям гиперактивных детей

Если вашему ребенку всё же поставлен диагноз «гипердинамичность» (или СДВГ) и сделано это в дошкольном возрасте, то при выполнении соответствующих рекомендаций специалистов со временем проявления гиперактивности уменьшатся.

Мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. Зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.

Для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. Невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог -
определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.

Необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. Возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.

Многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.

Это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.

Очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.

Самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с СДВГ – это , какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

Общие советы родителям гиперактивных детей

Ограничения

Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.

Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

Окружающая обстановка

Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. Это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. Игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.


Семейная атмосфера

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. Ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. Однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). Всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. Разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. Поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). Соблюдайте режим приема пищи и диету.

Воспитание малыша с СДВГ

У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. Хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. Давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. Всё весьма индивидуально. И отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. Осуждайте поступки, а не самого ребенка.

Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. В подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. Он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. На агрессию он часто отвечает агрессией. Поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы. Лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «Мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «Нет, я сказала, больше никаких игр! Живо убирать игрушки - и в постель!»).

Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. Наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание Только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.

Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (И пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).

Развитие и занятия с ребенком с СДВГ

Если у ребенка , значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. Поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. Для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать и ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.

Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. Предлагайте зрительные опоры – подсказки. Убедитесь, что задание понято ребенком.

Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.

Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.

Чередуйте спокойные и активные игры. Малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. Если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.

Попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности - к музыке, рисованию, конструированию и т.д. Предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. Чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. Предлагайте , например, занятия оригами или бисероплетением.

Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (Я - в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).