Имена глаголы отвечают на вопросы. Какие есть глаголы

Категория вида

  • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать , петь ).
  • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать , спеть ).

Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:

  • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
  • грянуть, зашагать, очутиться (только совершенный вид).

Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида - двувидовые глаголы (велеть , обещать , ранить ).

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога: 1) если есть отрицательная частица "не" перед переходным глаголом: понял задачу - не понял задачи; читал роман - не читал романа; терять время - не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) - выпил воды (часть), принести дрова - принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объ­ект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным. Ср.: Я говорю правду (говорю - «высказываю» - переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит - «разговаривает» - непереходный глагол); Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна; учить уроки (переходный глагол).

Спряжения глаголов

Спряжение - это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково.

Регулярные спряжения

Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II.

Определяют спряжение следующим образом - если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут , -ют , то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат , -ят , то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше - I спряжения.

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

  1. Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить , стелить , редко встречающихся глаголов зиждиться" («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­биться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.).
  2. Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, тер­петь, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть ) и на -ать (гнать, держать, слышать, ды­шать ).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение). Спряжение - это постоянный признак глагола.

Нерегулярные спряжения

Основная статья: Неправильные глаголы

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:

  1. бежать , который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению);
  2. чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;
  3. брезжить («рассветать, чуть светиться») - имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу - брезжишь - брезжит - брезжим - брезжите), кроме 3 лица множ. числа - брезжут (по I спряжению). В I-II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» (Светик Фомичёва).

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть , надоесть , дать , создать (и их приставочные производные: переесть , заесть , сдать , отдать , предать , воссоздать и др.), а также обсценный глагол ссать (сцать) (спряжение на -ы- ).

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени - есть и суть . Вот пример употребления этих форм: «Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками»; «Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура» (Лев Толстой). Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня : буду - будешь - будет - будем - будете - бу­дут.

Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял , она взяла́ , оно взяло , они взяли .

Непостоянные признаки

Наклонения

  • Изъявительное наклонение (индикатив) описывает действие. Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (настоящую, прошедшую и сложную форму будущего, состоящую из двух слов (спрягаемый глагол «быть» и инфинитив данного глагола) - читаю, читал, буду читать ), а глаголы совершенного вида - только две формы времени (прошедшую и простую форму будущего - прочитал, прочитаю ).
  • Условное (реже сослагательное ) наклонение (кондиционалис) обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Оно формально строится из формы прошедшего времени и раздельно пишущейся частицы бы (читал бы, написала бы ).
  • Повелительное наклонение (императив) выражает волю говорящего - просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и- или нулевого окончания (пиши, читай, оставь, ложись ). Форма единственного числа имеет нулевое окончание , а форма множественного числа - окончание -те (бери - берите, беги - бегите, рисуй - рисуйте ).Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить.

Времена

  • Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи (делаю это сейчас, пишу письмо, ремонтирую холодильник ).
  • Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи (сделал это вчера, написал письмо, отремонтировал холодильник ). У большинства глаголов форма прошедшего времени строится от основы инфинитива добавлением суффикса . Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам (в единственном числе), принимая соответствующие окончания.
  • Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи (сделаю это завтра, напишу письмо, отремонтирую холодильник ).

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формой составного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Лица

Лицо указывает на говорящего (я, мы) (1-е лицо), собеседника говорящего (ты, вы) (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (он, она, оно, они) (3-е лицо). Не все глаголы обладают полным набором личных форм в парадигме спряжения . Существуют так называемые недостаточные глаголы , у которых некоторые формы отсутствуют. Так, у глагола победить не употребляется (в связи с затруднениями при ее образовании) форма 1-го лица единственного числа будущего времени : вместо я побежу используется оборот я одержу победу .

Существуют также безличные глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (вечереет, знобит, рассветает, смеркается ). Парадигма спряжения этих глаголов также неполная - в ней присутствуют только формы 3-го лица единственного числа среднего рода , - но по причинам не словообразовательным, а семантическим.

У некоторых глаголов в парадигме используются супплетивные формы , то есть формы, образованные от разных основ: иду - шёл .

Число глагола различается на единственное и множественное во всех временах, например, прошедшее (я сделал, мы сделали), настоящее (я делаю, они делают), будущее (я сделаю, они сделают). Глагол зависит не только от себя, но и от существительного, например: я иду (кто?)я, он играет (что делает?)играет

Литература

  • Пирогова Л. И. Русский глагол: Грамматический словарь-справочник. - М .: Школа-Пресс, 1999. - 416 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-88527-144-5
  • Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М .: Издательский дом «ОникС 21 век», 2000. - 416 с. - (Поступающим в вузы). - ISBN 5-329-00232-X

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Глагол в русском языке" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.Служебные слова, выражающие главным… … Википедия

    Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках. Классификация частей речи «Российская грамматика» М. В. Ломоносова… … Википедия

    Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Глагол (значения). Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?. Глагол может быть… … Википедия

Оглавление

Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать? ) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься . Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.

В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться . Он не мог участвовать в турнире ), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача ), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться ), обстоятельства (Он уехал учиться ), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать ).

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы бывают переходные и непереходные . Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты .
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю .

Возвратные глаголы

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь) , называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить) . Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается , купаются , купался , купаются .

Все возвратные глаголы — непереходные.

Виды глаголов

Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный .

Совершенный вид

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть . Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели ) и будущее простое , состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют ). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Несовершенный вид

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь . Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели ), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — слова буду , будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь ).

Наклонения глаголов

Глаголы имеют формы наклонений , которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:

  1. изъявительное наклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить . В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
  2. сослагательное (условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы . В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн. ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
  3. повелительное наклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри . Опрыскивай водой. Поклон, сударь, отвесьте ! ; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось ! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси , привезти — привезут — привези ; рассказывать — рассказывают — рассказывай ; готовить — готовят — готовь . Во множественном числе прибавляется -те : несите , привозите , рассказывайте , готовьте .

В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.

В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).

Спряжение глаголов

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

Число Лицо Окончания I спряжения Окончания II спряжения
Единственное 1-е
2-е
3-е
(я) -у (-ю)
(ты) -ешь (-ёшь)
(он, она, оно) -ет (-ёт)
-у (-ю)
-ишь
-ит
Множественное 1-е
2-е
3-е
(мы) -ем (-ём)
(вы) -ете (-ёте)
(они) -ут (-ют)
-им
-ите
-ат (-ят)

Примечания

  1. Глаголы хотеть , бежать относятся к разноспрягаемым . В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет ) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят ). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите .
  2. Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем ; 2-е л.- дашь, ешь ; 3-е л.- даст, ест ; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим ;2-е л.- дадите, едите : 3-е л.- дадут, едят . Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…

Безличные глаголы

Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

  1. в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
  2. в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело; знобило;
    смеркалось.

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило ; Мне нездоровится что-то; Не спится , няня.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Курсовая работа

По специальности“Социальная психология”

Cтудентки 1-го курса ФЭИ “Тележурналистика” гр.157

Челпановой Анны

1. Что такое глагол.

2. Определение глагола.

3. Виды глагола. Способ глагольного действия.

4. Отношение форм.

5. Продуктивные классы глаголов.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

Что такое ГЛАГОЛ?

Глагол-знаменательная часть речи, называющая действие или состояние как процесс (кипел, горел пожар московский дым расстилался по реке (Н. Соколов).

Глагол отвечает на вопрос “ Что делать” ,Что сделал, Что сделает.

Общее грамматическое значение действия проявляется в более конкретных значениях:

1. Перемещение, движение или положения в пространстве (плыть, плавать, сидеть, ходить)

2. Трудовая, творческая деятельность: ковать, рыбачить, раскрашивать.

3. Умственная деятельность, в том числе мыслительно-речевая (сопоставлять, задуматься, прорешать, сказать, вообразить)

4. Эмоционально-техническая деятельность (тосковать, грустить, радоваться, ненавидеть)

5. Физические и прочие состояния человека (спать, болеть, выздоравливать)

6. Состояние (или его изменение) природы(вечереет, подмораживает, светает)

Главнейшие морфологические признаки глагола: вид, время, наклонение, лицо.

Синтаксическая роль в предложении-сказуемое: но лето быстро летит.

Летит-глагол несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-е спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, 3-его лица единственного числа, является простым глагольным сказуемым, составляя вместе с подлежащим лето грамматическую основу предложения.

В глагол как в часть речи обычно объединяют различные морфологически охарактеризованные словоформы. Это личные формы глагола изъявительного наклонения, обладающие в настоящем-будущем времени категориями вида, залога, времени, лица, числа и рода

Группа глаголов

Все русские глаголы с точки зрения видовых соотношений могут быть представлены в виде следующих групп:

1. Группа глаголов, имеющих соотносительные по виду пары (рассказать-рассказывать, достать-доставать, начать-начинать и т. д.). Все современные ученые признают, что именно такие отношения связывают глаголы совершенного вида и образованные от них посредством суффиксации глаголы несовершенного вида.

2. Группа глаголов совершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов несовершенного вида (толкнуть, расстараться и т. д.).

3. Группа глаголов несовершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов совершенного вида (жить, стоять, горевать и т. д.).

4. Группа двувидовых глаголов. Эта группа требует к себе особого внимания, в частности,потому, что она весьма активно пополняется за счет глаголов такого типа, как телефонизировать, индуктировать, механизировать, электрифицировать, химизировать и т. д. Это - одно из множества проявлений научно-технической революции. Вторжение в литературный язык большого количества глаголов из области науки и техники создает в русском языке группу глаголов с нетипичным для русского языка индифферентным отношением к видам. Не следует, впрочем, думать, что глаголы такого типа появились в русском языке лишь в самое последнее время. Двух видовые глаголы женить, казнить, миловать издавна существуют в русском языке.

ВИДЫ ГЛАГОЛА

Наличие грамматической категории вида являетсяхарактерной

особенностью славянских языков.

Вид и способ глагольного действия. Понятийная категория вида в русском

языке выражается, в частности, в категории способа глагольного действия.

Вопрос о соотношении категорий вида и способа действия традиционно

относится к числу дискуссионных. Согласно наиболее распространенной в

современной аспектологии точке зрения, способы действия представляют собой

различные классы производных глаголов, связанные с исходным глаголом

регулярными словообразовательными отношениями (например, хаживать

представляет собой многократный способ действия, обозначаемого глаголом

ходить, зашуметь – начинательный способ действия, обозначаемого глаголом

шуметь и т.п). Способ действия не является грамматической категорией, так

как его выражение в русском языке не обязательно. Мы говорим Он ко мне

частенько захаживал (многократный способ действия) – если мы хотим

специально выразить в глаголе идею многократности. Но мы можем обозначить

ту же ситуацию словами Он ко мне часто заходил, оставив эту идею в глаголе

невыраженной. Способ действия есть результат определенной семантической

модификации исходного глагола, которая выражается формальными средствами –

приставками и суффиксами. Так, глаголы закричать, накричаться,

покрикивать, крикнуть представляют собой различные семантические

модификации глагола кричать, каждой из которых соответствует свой

формальный показатель. Некоторые из типов модификаций действия исходного

глагола весьма близки, иногда даже тождественны, некоторым типам

семантических соотношений в видовых парах. Поэтому бывает так, что один и

тот же глагол является видовым коррелятом к некоторому глаголу

противоположного вида и одновременно одним из образованных от него

способов действия. Так, например, глагол понравиться являет ся видовым

коррелятом к нравиться и его начинательным способом действия.

Глаголы типа прыгнуть, кинуть или укусить являются одновременно

однократным способом действия к прыгать, кидать и кусать и их видовыми

коррелятами. Хотя подобные совмещения функций встречаются относительно

редко, в принципе такая возможность существует и обусловлена она сходством

семантических отношений между членами видовой пары и между мотивирующим

глаголом и его способом действия. Другими словами, содержательная сторона

что множество передаваемых той и другой категорией значений имеет большую

область пересечения. Различие же между ними касается функциональной

Значения, относящиеся к понятийной категории вида (такие, как временная

локализация, динамичность/статичность, кратность, длительность,

моментальность, узуальность и т.п.), могут быть выражены и другими

средствами.

значения: «совершенный вид» и «несовершенный вид». Выражение этого

противопоставления является для русского языка обязательным: всякий

глагол, употребленный в высказывании на русском языке, обладает тем или

либо несовершенного вида. Это распространяется, в том числе, и на так

называемые двувидовые глаголы: в предложениях типа Я женюсь, где глагол

может быть понят двояким образом – как глагол сов. вида (будущего времени)

и как глагол несов. вида (настоящего времени), имеет место грамматическая

неоднозначность, порождаемая внешним совпадением (омонимией) разных

грамматических форм. Эта неоднозначность разрешается в более широком

контексте, ср. Решено. Я женюсь [несов. вид] на Мари и уезжаю с ней в

Париж и Я женюсь [сов. вид] на Ирине, если она согласится жить со

мной в шалаше.

Семантика видового противопоставления. При помощи категории вида в русском

языке могут выражаться различные смысловые противопоставления, относящиеся

(семантическом инварианте) – каждого из видов, а также самого видового

противопоставления – и о частных значениях видов (частновидовых

значениях).

Аспектуальная система русского языка опирается на определенный способ

концептуализации действительности. А именно, различаются следующие

положение дел, сохраняющееся неизменным на протяжении некоторого отрезка

времени: Маша любит Петю; Васю знобит. Когда одно состояние сменяется

другим, это концептуализуется как событие. Событие – это переход в новое

состояние (в некоторый момент времени имело место одно состояние, а в

некоторый последующий – уже другое): Маша разлюбила Петю; Вася

согрелся.

Наконец, процесс – это то, что происходит во времени. Процесс состоит из

последовательно сменяющих друг друга фаз и обычно требует энергии для

своего поддержания: мальчик гуляет, играет; они разговаривают; костер

горит. Русская аспектуальная система устроена таким образом, что глаголы

сов. вида всегда обозначают события, а глаголы несов. вида могут

обозначать любое из трех типов явлений: прежде всего процессы (кипит,

беседует с приятелем, долго пишет письмо) и состояния (умирает от

нетерпения, хворает, чего-то ждет), но также и события (внезапно понимает,

каждый день приходит).

Соответственно, общее значение видового противопоставления состоит в том,

что сов. вид, всегда выражающий событийность, противопоставляется несов.

виду, немаркированному в этом отношении, т.е. способному выражать как

процессуальность или стативность, так и событийность. Эта инвариантная

семантика видового противопоставления реализуется различными способами в

зависимости от контекста. Имеется в виду контекст в широком смысле, куда

входит тип лексического значения самого глагола (так как семантика

видового противопоставления различна для глаголов разных семантических

Добрый день, уважаемый студент! С моими студентами мы приступили к изучению, пожалуй, одной из сложных тем русского языка - глаголов и их времен. Дело в том, что в некоторых языках мира бывает всего несколько времен, в русском же их 3 - это прошедшее время, настоящее и будущее. Чтобы правильно разобраться и употреблять их в своей речи и письме, рассмотрим все три времени более детально.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени в русском языке означают реальное действие, которое происходит в данный момент, сейчас, более того, они могут спрягаться,т.е. изменять свою форму. Глаголы в настоящем времени одни из самых изменяемых глаголов, при этом в несовершенном виде, необходимо отметить,что у глаголов совершенного вида не бывает настоящего времени, ведь действие уже совершено!

Глаголы настоящего времени в русском языке отвечают на вопрос: что делает ? Например,

Катя спешит на учёбу Kate is in hurry on her way to work.

Катя что делает? - спешит - она сейчас, в данный момент спешит, значит, время настоящее.

Каждую неделю родители едут на дачу Every week parents go to dacha.

Родители что делают? - едут, каждую неделю нам показывает,что действие происходит регулярно, т.е в настоящем времени. Обращайте, пожалуйста, всегда внимание на ключевые слова , они могут служить вам подсказкой, какое время употреблять в тот или иной момент.

В форме настоящего времени окончания в спряжении зависят от их спряжения. Если вы забыли, что такое спряжение и стоит ли его учить, рекомендую почитать эту тему. Она поможет вам разобраться в сложностях при употреблении глаголов настоящего времени.

Будущее время

Очень часто мои студенты путаются и не понимают, почему в будущем времени столько разных глаголов и как все это запомнить. Дело в том,что будущее время в русском языке показывает нам, что действие не совершилось, мы планируем что-то сделать в будущем, не важно, в скором или далеком. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:

Что сделаете? Что будем делать? Что сделаем? Что будешь делать? Например:

Когда начнутся каникулы , я поеду в Москву I will go to Moscow, when the holidays will come.

Каникулы что сделают? - начнутся, они пока не начались, это время не настало, значит, мы понимаем, что разговор идет о будущем времени.

Я что сделаю? - поеду, человек пока никуда не едет, но он уже планирует свою поездку в Москву, значит, мы говорим о будущем времени.

В русском языке будущее время бывает двух видов, вы можете встретить, например, такой глагол:

Я нарисую эту картину и подарю маме I will draw this picture and will present it to my Mom. Что сделаю? - нарисую, подарю

Но вы также можете увидеть и такую фразу, при этом она тоже будет стоять в будущем времени:

Я буду рисовать эту картину завтра и подарю ее маме I am going to draw this picture tomorrow and will present it to my Mom.

Что буду делать? - буду рисовать, действие не произошло, он планирует сделать, поэтому и это будущее время.

Но как же тогда разобраться, какую форму стоит употреблять в том или ином случае? Дело в том, что глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Простые глаголы в будущем образуются от глаголов совершенного вида (которые отвечают на вопросы что сделаю? Что сделаешь?)

Накрашу, уберу, отнесу, скажу, спою - все они отвечают на вопросы совершенного вида. Где характерной чертой, которая вам поможет запомнить эту форму, является добавление буквы -с в начале вопроса:

Что сделаю? Уберу

Сложные же глаголы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью глагола быть + инфинитива или начальной формы глагола - это та форма, которая стоит в словаре, отроете словарь русского и увидете,что глагол: я угадала, стоит в форме инфинитива: угадать .

Давайте рассмотрим примеры со сложными глаголами:

Иван будет смотреть сериал каждый день, ведь он планирует сдавать экзамен по русскому языку Ivan is going to watch a serial every day, as he is planning to pass Russian language exam.

Глагол "быть " в свою очередь изменяется по лицам:

Я буду (красить)
Ты будешь (красить)
Они будут (красить)
Он/Она будет (красить)
Мы будем (красить)
Вы будете (красить)

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но род в будущем времени определить нельзя!
Существует ряд глаголов, которые форму 1 лица единственного числа не образуют. Вот некоторые из них:

Победить To win
Убедить To convince
Ощутить To feel
Очутиться To find oneself in

При их употреблении слово полностью меняется в будущем времени, например:

Могу очутиться - Я окажусь I will find myself in..
Могу убедиться - Я хочу убедиться I want to convince
Могу победить- Я стану победителем [ Ya stanu pabeditelem] I will be the winner

Прошедшее время

В предыдущих статьях я уже писала про времена глагола, здесь хочу отметить только главные черты, которые мы не затронули на начальном этапе. Давайте вспомним, что прошедшее время отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? Что сделали? Что делала?

В основном глаголы прошедшего времени образуются от неопределенной формы глагола (которая стоит в словаре) и добавления суффикса -л, например:

Чистить - чистиЛ (что делал?) to clean - was cleaning

Смотреть - смотреЛ (что делал?) to look - looked

Зная это правило, у вас уже будет подсказка и вы сможете образовать глагол прошедшего времени без проблем. В зависимости от рода, на конце может появиться то или иное окончание:

Смотрел- смотрела - смотрели He looked- she looked- they looked

Но существуют глаголы, которые образуются в прошедшей форме не по такому правилу, к примеру, без добавления суффикса -л в мужском роде:

Нести - нёс (мужской род, прошедшее время) to carry - was carrying, но в остальных формах рода: несли, несла they were carying, she was carrying.

Когда в слове идет чередование (когда буквы взаимозаменяют друг друга), например, при образовании прошедшей формы могут чередоваться буквы ч//г, ч//к в тех глаголах, которые оканчиваются на -чь:

Стеречь - стерёг (мужской род, прошедшее время: что делал?) to watch over - was watching over, но в женском роде и множественном числе добавляется окончание в зависимости от лица: стерегла, стерегли she was watching over, they were watching over.

Запомните, пожалуйста, что у глаголов прошедшего времени мы не можем определить лицо, только род и число.

«Слово «глагол» — какая часть речи?», «Что такое глагол?», «Зачем он необходим в русском языке?» — вопросы, часто задаваемые не только иностранцами, но и русскоговорящими. Ответить на них нетрудно, но для этого придется изучить большое количество информации.

Глагол как часть речи в русском языке считается одним из основных ее компонентов. Без него практически невозможно составить полноценное предложение. Несмотря на то что идеальное время для изучения разбора глагола как части речи - 3 класс, многие взрослые люди приобретают желание и возможность изучать русский язык слишком поздно, и начинать с азов приходится уже в более взрослом возрасте.

Помимо очевидных минусов (приходится осваиваться в грамматике с нуля вместо того, чтобы формировать свою грамотность вокруг имеющихся знаний) у такой модели изучения есть и плюсы: взрослому человеку — а эта статья создана как раз для взрослых людей, а не для третьеклассников — можно объяснить гораздо больше полезного и интересного.

Общая информация

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета или явления. Он отвечает на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?», а в предложении выполняет функцию сказуемого, подлежащего или, в редких случаях, второстепенного члена. Взять, например, следующее предложение: "Поспешить — людей насмешить".

Первый глагол в нем — «поспешить» — является подлежащим, а второй — «насмешить» — сказуемым.

С помощью глаголов в предложении или тексте выражается какое-либо действие, событие, явление, передается динамика, изменения. Обилие глаголов характерно для текста-повествования, насыщенного часто меняющимися событиями.

Инфинитив

Инфинитив — это неопределенная форма глагола. Ее также называют начальной формой. Иногда еще и словарной, потому что именно она приводится в толковых, орфографических и других словарях. Раньше инфинитив называли неопределенным наклонением глагола, но сегодня этот термин совершенно вышел из употребления.

Чаще всего инфинитив образуется с добавлением к корню слова суффикса «-ть». Например: читать, рисовать, решать, удивлять, давать, брать.

Слова, корни которых оканчиваются на согласные, чаще всего имеют суффикс «-ти»: расти, идти, пасти, трясти.

Слова с основой, оканчивающейся на «-г» или «-к», изменяются сильнее всего. Последняя буква корня и первая буква суффикса как бы сливаются, образуя «-ч-». Например, в следующих глаголах: могу — мочь, теку — течь, пеку — печь, стригу — стричь.

Признаки глагола

Глагол как часть речи обладает определенным набором признаков. Знание этих признаков очень помогает в правописании. Без них также невозможно произвести разбор глагола как части речи или просто дать слову грамматическую характеристику. Вот их полный список:

  1. Лицо.
  2. Число.
  3. Время.
  4. Наклонение.
  5. Залог.
  6. Спряжение.
  7. Возвратность.

Некоторые из этих признаков не изменяемые: вид, спряжение, возвратность. Другие могут меняться в процессе спряжения. Каждый из этих признаков будет подробно объяснен далее в статье. Чтобы знать, как разобрать глагол как часть речи, необходимо понимать и различать все эти признаки. Их удобнее и эффективнее всего разбирать по отдельности и по порядку.

Лицо

Глагол как часть речи может существовать в первом, во втором и в третьем лице.

Лицо Пояснение Примеры
Первое

Первое лицо подразумевает, что действие совершается говорящим или говорящими либо над говорящим или говорящими. Глаголы в первом лице сочетаются с местоимениями «я» и/или «мы».

Пишу, читаю, рисую, учим, работаем, дружим.
Второе

Второе лицо употребляется, когда действие совершается адресатом или адресатами реплики. Глаголы во втором лице сочетаются с местоимениями «ты» и/или «вы».

Пишешь, читаешь, рисуешь, учите, работаете, дружите.
Третье

Третье лицо употребляется, когда имеется в виду, что действие совершается человеком или объектом, не участвующим в разговоре, кем-то посторонним или посторонними. Глаголы в третьем лице сочетаются с местоимениями «он», «она», «оно», «они».

Пишет, читает, рисует, учит, работает, дружит.

Лицо глагола невозможно определить, если он употреблен в форме прошедшего времени, поскольку между формами в разных лицах нет абсолютно никакой разницы: я читал, ты читал, он читал.

Число

Число глагола как части речи может быть либо единственным, либо множественным.

Число глагола можно определить в любом времени, поскольку разница между формами единственного и множественного числа сохраняется всегда.

Время

В русском языке, как и в любом другом, существует три времени: прошедшее, настоящее и будущее. В прошедшем и будущем времени существуют две видовременные формы: совершенная и несовершенная.

Время Пояснение Пример
Прошедшее совершенное Описывает действие, которое было начато и завершено в прошлом Вчера я прочитал очень интересный рассказ
Прошедшее несовершенное Описывает действие, которое было начато, но не было закончено в прошлом В прошлом году я много занимался фотографией
Настоящее Описывает действие, происходящее в данный момент Политическая ситуация в мире становится все более спокойной
Будущее совершенное Описывает действие, которое начнется и завершится (или только завершится) в будущем Офисный работник закончит отчет к девяти часам вечера
Будущее несовершенное Его также называют сложным будущим временем. Описывает действие, которое начнется в будущем, но неизвестно, когда будет закончено и будет ли закончено вообще

Отличить ту или иную видовременную форму глагола в русском языке достаточно легко. Во всех временах и числах отличия между ними сохраняются.

Наклонение

Глагол как часть речи может существовать в трех наклонениях: изъявительном, условном и повелительном.

Только изъявительное наклонение позволяет использовать все возможные лица, числа и времена глаголов. В условном наклонении возможно только прошедшее время, а в повелительном — только второе лицо.

Вид

Эта тема уже была косвенно затронута раньше, но лишь коротко, в двух словах: глаголы как часть речи бывают совершенного и несовершенного вида. Если разобрать эту тему подробнее, можно выяснить следующее.

Существуют также глаголы, принадлежащие сразу к обоим видам. Например, глагол «обещать». «Что делал?» — «обещал». «Что сделал?» — тоже «обещал».

Род

Глагол как часть речи в русском языке бывает женского, мужского или среднего рода.

Род глагола можно определить только в том случае, если он употреблен в форме единственного числа третьего лица прошедшего времени. В настоящем и будущем времени определить род невозможно: он делает, она делает, оно делает.

Залог

В русском языке существует активный и пассивный залог.

Считается, что пассивный залог — громоздкая, тяжелая конструкция. Кроме тех случаев, когда его использование необходимо и не может быть заменено активным залогом, его лучше избегать, особенно работая над художественным произведением.

Спряжение

В русском языке глаголы могут быть первого или второго спряжения. Каждое из них обладает определенными грамматическими признаками и служит для того, чтобы употреблять правильные глагольные окончания. С тем, как разобрать глагол как часть речи, также возникает меньше проблем, если известно его спряжение. Определяют его по окончанию: на «-ить» — второе спряжение, все остальное — первое, за редкими исключениями.

Возвратность

Возвратные глаголы в русском языке содержат постфикс «-сь» или «-ся» и подразумевают, что лицо, предмет или явление совершает действие над самим собой: умываться, улыбаться, радоваться, одеваться, просыпаться, причесываться, знакомиться, нравиться, казаться.

Невозвратные глаголы, напротив, не подразумевают действие, совершающееся над действующим лицом, явлением или предметом.