Имение тютчева овстуг. Овстуг - усадьба Тютчева

Исходное сообщение ValeZ_Personal

Нарезаю на части поездку по Брянщине, вспомним попробуем тютчевскую часть поездки (пишу в Москве, с собой материалов нет, которые набрал там, поэтому по памяти).

1. Не травмируем себя больше недавними снегами, уже лето, май месяц, мы приехали от Брянска в усадьбу Овстуг - место жительства замечательного поэта Ф.И.Тютчева. По мнению Л.Н.Толстого, если не путаю, три гениальных поэта у нас было тогда (и есть сейчас?) - Пушкин, Лермонтов и Тютчев. Вот аллея, сохранившиеся домики, ограда

Оставь на время град, в заботах погруженный,
Склонись под тень дубрав; здесь ждет тебя покой.
Под кровом сельского Пената,
Где все красуется, все дышит простотой,
Где чужд холодный блеск и пурпура и злата, -
Там сладок кубок круговой!
Чело наморщенное думой,
Теряет здесь свой вид угрюмый;
В обители отцов все льет отраду нам!

Ф. И. Тютчев

2. План усадьбы. Все домики восстановлены, в той или иной степени законченности, храм тоже как новенький, ну или как старенький.

Раннее детство Ф. И. Тютчева протекало в Овстуге. Родители поощряли его тягу к знаниям. Он обучался в домашних условиях истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам - французскому, латинско­му и немецкому. На десятом году жизни учителем русского языка, одновре­менно руководившим и общим воспитанием мальчика, был молодой поэт С. Б. Амфитеатров, известный в литературе под фамилией Раича. Рассказы­вая в автобиографии о своем даровитом ученике, Раич впоследствии пи­сал: "...по тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечатель­ным успехом".

3. А это одна из первых школ для крестьянских детей, основанная дочерью Федора Ивановича - Марией Тютчевой. Именно с этого домика, трудами энтузиаста Гамолина В.Д. начинался музей Тютчева - тогда еще восстановление разрушенной полностью усадьбы было только в задумке этого человека, в это не верил, кроме него, никто.

4. Бюст поэта.

Тютчев, Федор Иванович - поэт, дипломат, философ, публицист.
Родился в с. Овстуг Брянского уезда Орловской губернии 23 ноября (5 декабря) 1803 года.
Умер поэт 15/27 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в г. Петербурге.
В Овстуге жила его жена с детьми, к которым он приезжал за 25 лет считанное количество раз...

5. Церковь Успения Богородицы в с. Овстуг создана в конце XVIII в., здесь крестились, венчались и отпевались Тютчевы. Во время Великой Отечественной войны была полностью разрушена, по сохраненным планам на деньги немецкой фирмы "Кнауф" она была в 2000-2003 году восстановлена в том же виде, в каком была.

6. Ну а раз май, то везде майские огромные жуки в больших количествах

7. Мы в усадебном доме (он на картине в правом верхнем углу) и смотрим, как господа вышли на прогулку, с ними крестьяне. Тютчев с семьей - у него трое детей от первого брака (старшие дочери - будущие фрейлины), трое от второго брака (два сына и дочь) и потом уже, в Петербурге, еще трое - от любовницы.

8. А вот и Петербург, где Тютчев жил больше, чем в Овстуге и там он был в гуще событий как политик, литератор, дипломат и лишь потом, по его собственному мнению, как поэт.

9. Как растолковывать герб я уже не помню. Титула, как я понимаю, родового не было.

10. А вот таким был Брянск, обратите внимание на холмы - бывшие городища:)

11. Восстановленные интерьеры дома, комнаты назывались по цветам, это зеленая столовая, видимо

12. А это голубая гостинная, судя по всему

13. Это, портрет первой, несчастной, любви Тютчева, Амалии, которую от встретил в Германии, в женитьбе на которой ему отказали и он, несчастный на всю жизнь, пишет строки:

Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог, увы! умилостивить их –
Он служит им укорою безмолвной.

А их встреча была им позже описана так:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.

14. Автографы, то есть собственноручно написанные знаменитые стихотворения поэта

15. А это тетка Тютчева - - игумения, основательница Борисо-Глебского Аносина женского монастыря. Её Николай Васильевич Гоголь называл "моя духовная мать" и именно к ней ехал за советом в сложных ситуациях.

16. Это, судя по цвету, белая гостинная

17. А это красная

18. Это вся та же первая любовь Тютчева, Амалия, но ей уже за 60 лет, она жена коллеги Тютчева, барона Крюденера. Именно в этом возрасте (и столь же прекрасная) она навещает тяжело больного Тютчева, которому уже 67 лет и рождаются знаменитые стихи:

Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!

19. Еще раз проходим мимо замечательного храма

20. И вот овстугские лебеди.

21. Про лебедей у Тютчева тоже много стихотворений

22. А вот памятник поэту, который смотрит на фронтон своего дома

Июльским светом Овстуг полон
Овраги, взгорки да лески.
Высокий день почти безмолвен.
И вдруг - от грома на куски.
И вдруг ударит светлый ливень
Короткий, теплый и крутой.
И снова четкость плавных линий,
За глубиной и высотой,

24. А вот лебединое гнездо, там маленькие лебедятки

26. А это внутренние интерьеры сельской школы

27. Это комната учителя

28. Мы едем из Овстуга в древний город Вщиж, который любил посещать и Тютчев. На холме памяти погибших здесь воинов выросло, само собой, семь березок, как семисвечник в алтаре храма...

29. Такое вот чудо природы

30. Этому месту посвящены и стихи Тютчева, но они про три дуба, которые отцвели, засохли и уступили место семи березам

31. А вот, я думаю вы уже узнали, городище Вщижа

32. На месте старинных церквей, которые были здесь когда-то, стоят кресты

33. Вид на реку с высокого берега городища

34.Тут видны остатки валов и укреплений

35. На городище стоит парочка домиков, там красивые садики, справа так вообще какие-то китайские, как мы определили, растения высажены

36. А вот местный вщижский музей, это реконструкция той красоты, что стояла здесь некогда. Был известен как удельный центр в составе Черниговского княжества с XI века. После монгольского разорения весной 1238 года Вщиж был разрушен до основания и перестал существовать.

37. А это реконструкции храмов на основании раскопок в 20м веке

38. Мы едем дальше - это самый необычный храм в наших планах. Церковь Преображения Господня в Творишичах. Создан помещицей Безобразовой в середине 19 века как подобие храма в монастыре Вифания близ Троице-Сергиевой лавры. Уникален и внешний вид храма, обратите внимание на маленькую главку и овальную форму. Матушка местная нам объясняла, что это по причине того, что у устроительницы храма в войне погибли все мужчины, любимый сын и поэтому храм, на который ушли все её средства, "безголовый". Но, надо сказать, таким же был и исходный храм в Вифании.

39. Внутри же, интерьер, у храма - уникальный. Там - гора Фавор, и царские врата - на вершине горы, к ней ведут лестницы с двух сторон, поднимаемся и там, наверху, причащаемся Святых Тайн. А внутри, в горе, второй алтарь, как в пещере. Фотографировать это все батюшка нам "не благословил", я пофотографировал, но потом послушно удалил кадры. Но можно их поискать в Гугле по запросу "Творишичи"

40. С двух сторон у храма белые статуи в нишах - Моисея и Илии. Обратим еще раз внимание, что в плане храм - овальный!

41. Экологическое бедствие, как оценили это мои спутники, майские жуки съедают все деревья.

42. А вот еще один необычный храм - Ахтырской Божьей Матери в селе Чернетово. Он круглый в плане

43. Выходы с трех сторон, кроме алтаря. Внутрь мы не попали, к сожалению.

44. А вот замечательно восстановленная церковь в селе Новоселки, Казанской иконы Божией Матери, 2-я пол. 18 в., на средства помещика В.А. Небольсина

45. Все фотографы ищут возможность сделать фотографию с отражением.

46. На этом заканчивается эта часть поездки, завтра будет Орловское полесье, немножко Орла и потом в Москву домой:)

Спасибо. Прекрасное место, фотографии и рассказ

Усадьба Тютчева Овстуг — достопримечательность села Овстуг Жуковского района Брянской области.

Родовое имение, где в 1803 году родился писатель Федор Иванович Тютчев, находится возле берега реки Овстуженки, включает не только главный дом, где сейчас располагается музей, но и прилегающую к нему ухоженную парковую территорию с постройками: липовые аллеи, сельскую школу М. Ф. Тютчевой, церковь, две мельницы, беседку на острове, памятники и другие объекты.

В музее насчитывается несколько тысяч уникальных экспонатов.

Землю в Овстуге Николай Андреевич Тютчев получил в 1770-е годы после женитьбы — в качестве приданого. А новый, просторный господский дом в стиле позднего классицизма распорядился построить в этих местах уже его сын (и отец Федора Ивановича) — Иван Николаевич Тютчев. Строительные работы в усадьбе завершились в 1846 году.

В начале XX века сельская родовая усадьба быстро пришла в упадок, а почти все постройки практически полностью были разобраны на стройматериалы или разрушены.

Что касается Музея Тютчевых в Овстуге, то он был открыт для посетителей еще в 1957 году, правда изначально он занимал только здание сельской школы. Кстати, традиция проводить праздники поэзии в селе зародилась в 1961 году. Чуть позднее на территории установили бюст и памятник поэту.

Восстановление усадебного дома завершилось в 1985 году, через год официально открылся музей Тютчева в Овстуге, каким мы знаем его сегодня. В честь писателя также была названа одна из улиц в селе.

Следующий этап реставрационных работ прошел в 2000 — 2003 годах: воссозданы гостевой флигель и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Что любопытно, финансировала восстановительные работы немецкая компания «Кнауф».

Музей усадьбы Овстуг: режим работы и цены

Стоимость билета для входа на территорию парка для взрослых составляет 100 рублей. Если вы хотите также посетить и дом-музей, то заплатить придется уже 150 рублей. Предусмотрены скидки для студентов. При предъявление студенческого билета цена составит всего 70 рублей (комплексный билет, позволяющий войти на территорию парка и в дом-музей).

Экскурсионное обслуживание осуществляется за дополнительную плату. Взрослые платят 100 рублей, школьники и студенты — 100 рублей. Стоимость экскурсионного обслуживания в краеведческом музее Овстуга фиксирована для всех — 70 рублей. Такая же стоимость экскурсионного сопровождения и в парке музея-заповедника.

Существуют льготные категории. Бесплатно в парк могут пройти дети дошкольного возраста, дети-сироты, сотрудники музеев Российской Федерации, инвалиды I группы, военнослужащие срочной службы ВС РФ и участники и инвалиды ВОВ, Афганской и Чеченской войн. По вторникам бесплатно в парк могут попасть инвалиды всех групп, дети из многодетных семей с родителями, пенсионеры, дети до 18 лет, беременные женщины и родители, имеющие детей до 3 лет.

В музее также можно заказать занятие с преподавателем для школьников и студентов. Стоит такая услуга 50 рублей.

Зрелищно-развлекательные мероприятия на территории усадьбы также оплачиваются отдельно. Все зависит от представления. Стоимость варьируется от 70 до 300 рублей. Культурно-просветительные мероприятия (например, специальные уроки, квесты, праздники) дороже — 2000 рублей. Также в усадьбе проводятся театральные постановки и масштабные праздники. Стоимость такого удовольствия составляет 4000 рублей.

В парке можно провести видеосъемку за 700 рублей и фотосъемку за 500 рублей. Кстати, услуга эта пользуется достаточно высокой популярностью у новобрачных. Территория парка ухоженная и красивая.

Музей в Овстуге открыт для посещения с понедельника по субботу, работает круглый год. Цены на входные билеты и дополнительные услуги, режим работы рекомендуется уточнять на официальном сайте Овстуга , так как цена билета может меняться от года к году.

Как добраться до усадьбы Овстуг

Доехать до Овстуга можно на автобусе Брянск — Новоселки: посадка от автовокзала Брянска, выходить нужно на остановке Овстуг. Из крупных городов до Брянска по регулярному расписанию курсируют поезда. Также попасть сюда можно в составе организованной экскурсии.

Кроме того, всегда можно воспользоваться услугами такси. Автомобиль можно вызвать по телефону у одной из местных фирм такси (например, у фирмы Maxim или «Сатурн»). Или же воспользоваться одним из популярных приложений на вашем смартфоне: Uber или Яндекс.Такси.

Вы также можете доехать на своем личном автомобиле (это наиболее быстрый и самый удобный способ). Расстояние составляет около 45 км, ехать примерно 50 минут без учета заторов. Дорога пролегает по трассе P-190.

Автомобильный маршрут в усадьбу Овстуг из Брянска на картах Google :

Видео :

Как мы видим, достопримечательностей, связанных с Тютчевым, в Овстуге немало, и каждое здание на территории усадьбы и за ее пределами достойно внимания. Однако главной среди них является дом поэта, построенный в стиле позднего ампира. Особое очарование придают ему мезонин, портики, пандус и балконы.

Дом поэта

Федор Иванович Тютчев писал о доме: «Он, право, весьма хорош, и вид его со стороны сада очень красив. Я буду чрезвычайно счастлив, уверяю вас, видеть здесь всех будущим летом».

Восстановлению внутренних интерьеров дома очень помог интересный документ 1874 года - «Охранительная опись движимому имуществу...» тайного советника Ф.И. Тютчева. В документе зафиксировано убранство каждой комнаты, что позволяет сегодня говорить о детальной мемориализации залов дома-музея поэта.

Жилые интерьеры всегда являются средоточием, местом действия каждодневного бытия. В них отражаются как личные вкусы владельцев, так и сановные установки эпохи, например, понятие о комфорте. Соприкоснуться с правилами и традициями давно ушедших дней позволяет прогулка по дому поэта.


Выставочный зал

Анфилада реальных, тщательно воссозданных в стиле первой половины XIX века комнат проведет нас от вестибюля до бального зала, позволит заглянуть в рабочий кабинет поэта и уютную гостиную, увидеть парадные комнаты и будуар хозяйки. На стенах живопись, графика, на столиках книги, вещи, которыми мог пользоваться поэт. Висящие на стенах многочисленные семейные портреты создают эффект постоянного присутствия прежних владельцев усадьбы. С помощью такого очевидного оформительского приема зримо воплощается непрерывная связь поколений. Ушедшие продолжают жить не только в воспоминаниях, но и в семейных альбомах, переписке, реликвиях, памятных вещицах, вышивках, гербариях. В усадебном доме дружелюбно уживаются разноплановые вещи: крупные портреты и камерные произведения, первоклассные произведения профессиональных художников и тут же - что невозможно в картинной галерее, но допустимо в жилом доме - вещи любительские, тяготеющие к примитиву, отчего образуется эффект полноты и многоликости жилого дома.


Славянский уголок. Литературная экспозиция

Войдя в дом, посетители попадают в выставочный зал , где их встречает новая экспозиция - «Поэты - дипломаты России». Здесь представлены портреты Кантемира, Фонвизина, Грибоедова, Полонского, Батюшкова, Майкова, Тютчева, Перовского, Толстого, Чичерина, Лаврова и других, показаны листы дипломатических депеш, личные вещи и прижизненные издания книг дипломатов XVIII-XIX веков. В течение последующих веков сохранилась преемственность тесного единения дипломатии и поэзии: среди современных дипломатов есть поэты, пишущие «для себя», и лауреаты национальных и международных поэтических конкурсов; поэты-дипломаты пишут стихи на иностранном языке и переводят стихи иностранных поэтов на русский язык. Строгая чиновная профессия дипломата, требующая жесткого самоконтроля и вольнолюбивая поэзия, признающая только порывы души и настроения, неожиданно нашли точку соприкосновения - взвешенное, точное, информативное Слово.


Общий вид второго зала

  «Оформляя зал, мы пытались представить историю развития дипломатии от Захария Тютчева (XIV) до наших дней, - рассказывают сотрудники музея. - В экспозиции представлена карта России XIX века, копии важнейших документов, портреты и прижизненные издания книг поэтов-дипломатов России. В центре музейного комплекса размещен строгий, официальный стол государственного чиновника со всеми атрибутами ».

Следующий зал - вестибюль дома-музея Ф.И. Тютчева. Напротив парадного входа установлено скульптурное изображение Ф.И. Тютчева работы Г.Н. Ястребенецкого. По обе стороны от него на стене размещены копии портретов императора Николая Павловича и его наследника Александра-освободителя, правивших во времена государственной службы Ф.И. Тютчева.


Вестибюль

Боковые стены зала украшают большие живописные полотна московских художников Б.М. Бельтюкова и В. А. Литвинова, представляющие Тютчева в кругу семьи на фоне овстугского имения и с друзьями-литераторами в Летнем саду Санкт-Петербурга. Далее гости могут пройти в зал, рассказывающий о детских годах жизни Федора Ивановича Тютчева. Здесь представлены портреты родителей: добрейшего Ивана Николаевича и эмоциональной Екатерины Львовны; портреты старшего брата Николая и сестры Дарьи; портреты современников, определявших культурно-исторический фон той поры: Жуковского, Карамзина, Остермана, Вяземского, Мерзлякова. Особую мемориальную ценность в этом зале имеет рояль фирмы «Велениус», подаренный благодарным учеником Ф.И. Тютчевым первому учителю С.Е. Раичу. Наследники учителя бережно хранили семейную реликвию и передали инструмент в музей в 1990-е годы.

Свернув направо, гости входят в так называемый Мюнхенский зал музея, рассказывающий о зарубежном периоде в жизни Тютчева. В 1822 году начинающий дипломат Федор Иванович выехал из России в столицу баварского княжества - Мюнхен, вернулся он в 1844 году в чине статского советника. Для Тютчева это были годы насыщенной культурной жизни, знакомства с талантливыми людьми, постижения глубин философской и дипломатических наук, приобщения к школе романтической немецкой поэзии...


Мюнхенский зал


Мюнхенский уголок. Литературная экспозиция

Зал украшают портреты немецких красавиц: Амалии Лерхенфельд (первая любовь поэта), Элеоноры Ботмер (первая жена Тютчева), Эрнестины Дернберг (вторая жена поэта). Предметы мебели в стиле рококо позволили воссоздать «голубой уголок» мюнхенской гостиной в доме Тютчевых. Этот зал начинает парадную анфиладу дома поэта, которая, как и положено, заканчивается большим окном, своеобразным выходом в бесконечность.

Следующий зал позволяет увидеть рабочий кабинет , украшенный семейными портретами предков. Особый интерес здесь представляет письменный стол, переданный музею наследниками поэта. У стены стоят напольные часы в стиле ампир, которые, согласно семейной легенде, выбрал и приобрел для дома отец поэта, Иван Николаевич Тютчев.


Мемориальный кабинет. Фрагмент экспозиции

Первое, на что мы обращаем внимание, зайдя в кабинет, - письменный стол поэта, рядом с которым - немного отставленное кресло, в нем - небрежно брошенные перчатки и плед. На стене у окна укреплена старинная икона «Утоли болей» (исцели от болезней). На столе в беспорядке лежат книги, рукописи, письменный прибор, перо, стоит свеча в подсвечнике. Россыпь бытовых мелочей - именно она удовлетворяет такую характерную для наших дней жажду достоверности. Такой расстановкой сотрудникам музея хотелось показать частичку мира, который видел поэт, увидеть это окружение его глазами, услышать его слухом и помочь посетителям перенестись в давно минувшие годы, погрузиться в прошлое, взглянуть на окружающий нас мир со стороны. После посещения кабинета Федора Ивановича ощущается потребность в тютчевском слове, в его поэзии.


Мемориальный кабинет

В интерьере кабинета наше внимание привлекает раскрытое окно, приотворенная дверь, за ними - склоненные ветви березы, заросли сирени, дуновение ветерка... Мир за окном завораживает, воспринимается как поэтическая метафора.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...


Кабинет Ф.И. Тютчева

Согласно семейной легенде, именно в кабинете 31 декабря 1852 года Федор Иванович Тютчев написал стихотворение:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит...

Следующая комната анфилады - Зеленая гостиная . В ней присутствуют портреты всех детей Тютчева и прелестный портрет 1840-х годов второй жены поэта - Эрнестины, выполненный художником Дюрком. Из гостиной можно выйти на балкон, откуда открывается вид на парк и где семья Тютчевых проводила чаепития летними вечерами. Парадная анфилада комнат завершается Алой гостиной - большим залом для проведения раутов, приемов и музыкальных вечеров. Комната оформлена в том неповторимом оттенке, который нравился хозяйке дома - Эрнестине Тютчевой. Это позволило создать особую атмосферу уюта, тепла и доброжелательности, несомненно, присущую ее характеру. Письменный стол Эрнестины, диван, книжный шкаф с любимыми книгами, лампа и прочие подлинные вещи удачно вписались в воссозданный интерьер.


Зеленая гостиная


Зеленая гостиная


Зеленая гостиная с портретом и рисунками Я.П. Полонского


Зеленая гостиная с портретом Э.Ф. Тютчевой

Выйдя из этого зала, мы попадаем в небольшой коридор и оказываемся перед выбором: повернуть налево и пройти все комнаты дома по кругу, или идти прямо, на лестницу, ведущую в комнаты второго этажа. Мы выбираем последний вариант и продолжаем путешествие по дому.

На уровне второго этажа в тютчевские годы располагалось пять комнат, однако ремонтно-реставрационные мероприятия, проводящиеся в музее, не завершены, и гостям пока открыты только три помещения: комната дочерей, будуар хозяйки и музейный зал, объединивший библиотеку, детскую и гостевую.

В комнате дочерей убранство составляют предметы разных эпох и стилей: комод с зеркалом, мягкие, комфортные стулья, столик для рукоделия, подаренный Ф.И. Тютчевым, кровать под покрывалом ручной работы... Мебель расставлена свободно, как бы небрежно, образуя «уголки», создавая непринужденность, уют и теплоту. Особую ценность в этой экспозиции имеет скатерть, вышитая младшей дочерью поэта - Марией Федоровной, и шкатулка для письменных принадлежностей - подарок Ф.И. Тютчева.


Комната младшей дочери поэта М.Ф. Тютчевой


Мемориальный столик и скатерть, вышитая М.Ф. Тютчевой

Из комнаты дочерей можно пройти в будуар хозяйки - Эрнестины Федоровны .


Общий вид комнаты Эрнестины, жены Ф.И. Тютчева


Комната Э.Ф. Тютчевой с мемориальным диваном и книгами

Здесь всегда находился шкаф с любимыми книгами, низкие, уютные кресла, кровать, прикрытая от нескромных глаз высокой ширмой, письменный стол и бюро с запасом чернил, гусиных перышек и бумаги. Особенно интересен мебельный гарнитур, который, как утверждают наследники, Эрнестина увидела в московском магазине, приобрела и сразу же отправила в Овстуг. В состав комплекта входят прекрасно сохранившиеся предметы: изящная этажерка, ломберный стол, тумбочка-подставка и комфортный диван.

Из будуара Эрнестины можно вернуться на лестничную площадку и оттуда пройти в зал, условно называющийся «Наследники поэта». Рассказ о жизни села, родового поместья после смерти поэта, о судьбе родных и близких помогают вести вещи и документы, переданные в музей наследниками Ф.И. Тютчева.

Особый интерес представляют документы Ф.Ф. Тютчева - внебрачного сына поэта от Е.А. Денисьевой: фотографии, альбомы, книги, портсигар и письменные принадлежности.


Экспозиция в Алой гостиной посвящена
петербургскому периоду жизни Ф.И. Тютчева


Экспозиция, посвященная М.Ф. и Н.А. Бирилевым

Внучатая племянница поэта, Ирина Вячеславовна Калитаева, передала в дар музею уникальную коллекцию керамики: панно, вазы, изразцы.


Кабинет цензора.
Фрагмент литературной экспозиции в "Красном зале"


Рояль фирмы "Велениус" - подарок Ф.И. Тютчева своему учителю С.Е. Раичу

Осмотрев экспозицию и получив истинное наслаждение от прикосновения к прекрасному, посетители спускаются по лестнице на первый этаж, выходят в вестибюль и покидают дом-музей поэта.

Мир русской усадьбы удивительно притягателен и загадочен для современного человека. Стоит вступить за ворота старинного запущенного парка, углубиться в аллеи, вглядеться в силуэт дворца, отраженный в зеркале пруда, и душу охватывает грустное томление. Перед нами лишь след минувшей жизни, два столетия назад полнокровной и бившей ключом. В своём репортаже о Празднике поэзии в Овстуге. 2017 г. я собирался познакомить вас с интерьерами родовой усадьбы Тютчевых. Итак, интерьеры первого этажа.

1.Вначале немного исторических данных. Отец Ф.И. Тютчева, Иван Николаевич на рубеже 1830-1840-х гг. заказал проект нового каменного дома архитектору Г.Ф. Герасимову. Проект был выполнен в новом стиле классицизма. Особое очарование придают ему мезонин, портики, пандус и балконы.

2. Обстановку залов составляли многочисленные предметы художественной мебели, осветительные приборы, произведения декоративно-прикладного искусства, картины, скульптуры, гравюры. Значительная часть предметов убранства интерьеров (мебель, ковры, часы и т.д.) были привезены из столицы, а часть предметов изготовлена крепостными мастерами.

Фёдор Иванович хоть и любил свой дом-усадьбу, но бывал в ней лишь наездами - служба. Поэтому настоящей хозяйкой здесь была вторая жена поэта - Эрнестина, которая прожила в имении почти 30 лет. Но тютчевскую усадьбу в Овстуге постигла участь, общая для всех дворянских гнёзд. После смерти Фёдора Ивановича никто из его родственников здесь не жил, Эрнестина Фёдоровна переехала к сыну Ивану в Мураново, туда же мбыл вывезен интерьер и даже паркет, поэтому усадьба была обречена на разрушение и разорение. В 1912 году художник О. Клевер запечатлел такую картину - обвалившийся балкон, осыпавшаяся штукатурка, забитые окна, а перед домом пасут свиней. Через два года не осталось и этого, местным жителям понадобились кирпичи на строительство волостной управы, после обращения к внуку поэта Николаю Ивановичу и получения разрешения - дом был разобран на кирпичи. В 1941 году, немцы взорвали дедовская церковь и вырубили вековые аллеи в парке. На месте усадебного дома в начале 50-х была скотоводческая ферма.
Но не перевелись ещё в России настоящие энтузиасты и патриоты - молодой учитель местной школы родом из Овстуга Владимир Данилович Гамолин решил восстановить усадьбу с нуля и сделал это. Им проводилась собирательская, исследовательская работа, осуществлялось взаимодействие с наследниками поэта. В оформлении экспозиции оказали помощь художники подмосковного музея им. Ф. И. Тютчева «Мураново» — Е. Перцева и А.Антонов. Потомки поэта участвовали в формировании фондов музея — передали музею альбом с семейными фотографиями, книги из библиотеки Ф. И. Тютчева, портреты родителей поэта, гравюры, литографии, дорожный пюпитр для письменных принадлежностей М. Ф. Тютчевой -дочери поэта, столик для рукоделия, скатерть с вышивкой. Музей Ф. И. Тютчева в селе Овстуг (поначалу — комната-музей) открыт в январе 1957 г., первая экспозиция которого разместилась в мемориальном здании школы для крестьянских детей, созданной М. Ф. Тютчевой.
В июне 1986 г. возрождённый дом поэта принял первых посетителей. Восстановлению внутренних интерьеров дома помог документ 1874 года — «Охранительная опись движимому имуществу...» тайного советника Ф.И. Тютчева. В документе зафиксировано убранство каждой комнаты.
В музей Овстуга, дабы создать в доме антураж 19 века, пришлось закупать в антикварных магазинах старинную мебель и множество картин, но, самое главное, работникам музея это удалось. Личных предметов Тютчева здесь немного, найти их было тяжело
И всё же…..
В 1984 г. в Астрахани были приобретены семейные реликвии, принадлежавшие внучке поэта Ольге Дмитриевне: прижизненная копия послужного списка Ф.И.Тютчева, томик его стихов, первое его издание с автографом автора И.С.Аксакова. Ряд фотографий и диван Эрнестины Фёдоровны передал музею правнук поэта К.В.Пигарев. Одна из внучек, проживавшая в Воронеже, передала рояль, который некогда стоял в доме Тютчевых.

3. Знакомство с внутренним убранством начнём с Алой гостиной — большим залом для проведения раутов, приемов и музыкальных вечеров. Комната оформлена в том неповторимом оттенке, который нравился хозяйке дома — Эрнестине Тютчевой. Это позволило создать особую атмосферу уюта, тепла и доброжелательности, несомненно, присущую ее характеру. Экспозиция в Алой гостиной посвящена петербургскому периоду жизни Ф.И. Тютчева (50-70 гг.). Портреты друзей и современников, виды Петербурга и Москвы. На стене, между двух светильников, висит и портрет Елены Александровны Денисьевой - последней любви Фёдора Ивановича. Он несколько отдалён от других портретов, чтобы подчеркнуть значительность этой женщины для поэта.

4. Вокруг редкой иконы Спасителя расположены бело-голубые плакетки фирмы Д. Веджвуда - классические декоративные изделия с типичным художественным оформлением в виде барельефа, которые являлись непременным, модным элементом интерьера того времени. Далее литографии с видами Москвы и Петербурга.

5. В углу стоит книжный шкаф-секретер в окруженни двух кресел красного дерева, украшенных резьбой на спинках и подлокотниках. На стене висят литографии и картины, изображающие батальные сцены, профильный портрет императора Николая I, под стеклом стихи из первого сборника стихов, вышедшего в 1854 г. в приложении к литературному журналу "Современник".
На полу настелен паркет с рисунком "звезда", заключённая в квадрат. Модный в XIX веке во дворцах паркет, непременная часть интерьера, был очень дорогим из-за сложности изготовления. Паркет щитовой на шпонках состоит из щитов размером 71x71см, щиты состоят из отдельных брусков, сплоченных на шпонках. Фундамент каждого щита наборного паркета оклеивали с лицевой стороны клепкой, составляя определенный рисунок. Рисунок могли составлять из одного или нескольких типов клепки.

6. В голубой гостинной нас всречает портрет Эрнестины Федоровны Тютчевой, урождённой Пфепфель, второй жены поэта, "женщины замечательной красоты и ума", по словам И.С. Аксакова. Он исполнен баварским художником Ф. Дюрком в 1840 г. . Слева от её портрета -портрет юной дочери Марии. Под ними диван красного дерева, модный в 1800-1830 гг. с двояко-выгнутой жёсткой спинкой. Верх спинки и волюты локотников резные. На спинке текстура фанеровки - «пламя». Круглый стол красного дерева с вырезанными лебедями у основания стола. Распростёртые лебединые крылья запечатлены на дворянском гербе Тютчевых. На столе светильник в классическом стиле из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Петербургский стекольный завод выпускал в первой трети XIX века в большом количестве и очень высокого качества граненую хрустальную посуду, вазы, торшеры, люстры, канделябры и т.д. Эти изделия нередко оправлялись в золоченую бронзу и отличались, как правило, высокими художественными достоинствами. Ковры — самый распространенный драпировочный материал. Большей частью в период позднего классицизма коврами устланы фрагменты полов. Выбор места для ковра не случаен — он определяет и ограничивает главную функциональную зону в комнате. В гостиной и диванной — это место перед диваном, где стоят стол, стулья или кресла. Немного выбивается из общего стиля небольшой столик в стиле барокко с ножками в виде крылатых грифонов.

7. Справа от портрета Эрнестины расположен портрет её сыновей Дмитрия и Ивана, написанный с фотографии 1850 г. . Над немецким фортепиано красного дерева висит портрет Евдокии Мещерской, тёти поэта, с дочерью Анастасией Мещерской (в замужестве Озеровой) и подругой Елчаниновой, написан художником Ефимом Спажинским в 1807 году в Полоцке, предположительно во время паломнической поездки Мещерских и Елчаниновой к местам, связанным с Ефросинией Полоцкой. Из гостиной можно выйти на террасу, спуститься в парк, пройти к беседке на островке пруда.

8. В кабинете хранится письменный стол-бюро, подаренный Ф.Тютчеву старшим братом. На столе, гусиное перо, а над столом барометр немецкой работы, изготовленный в 1843 году. Он показывает изменение атмосферного давления и сегодня. Над рабочим столом висит портрет Д.И.Сушковой - сестры поэта, выполненный Иваном Макаровым в1850-е годы.

9. У противоположной стены стоит книжный шкаф красного дерева с собранием книг XIX века. Над ним портреты дедушки и бабушки Ф.И. Тютчева - Николая Андреевича Тютчева - секунд-майора и ярославского помещика; и Пелагеи Денисовны, урождённой Панютиной. Именно в приданное за ней получил Николай Андреевич овстужские земли. В 1778 г. он заложил в Овстуге усадебный дом и Успенскую церковь. В этом доме 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев.

10. У другой стены кабинета стоит мебельный гарнитур в стиле бидермейер: софа и два кресла. Здесь мы не найдём каких-либо архитектурных излишеств. Зато ограниченность форм полностью компенсируется яркой обивкой мебели. На стене над ними портреты родителей Тютчева: Ивана Николаевича и Екатерины Львовны.

11. В голубой гостиной отображён мюнхенский период жизни Тютчева, когда 11 июня 1822 г. он уехал в Мюнхен чиновником при дипломатической миссии и прожил за границей 22 года. В 1826 г. поэт женился. На стене - портрет первой жены Элеоноры Петерсон, урождённой графини Ботмер, в лице которой он обрёл любящую жену и преданного друга. Мебель представлена неоклассическим гарнитуром мебельных мастерских Генриха Гамбса, изделия которых были широко распространены в интерьере дворянских усадеб. Идею этого гарнитура он перенял у французских мебельщиков эпохи Людовика XVI : де Мену, Н-К Фолио, Ж. Жакоба. Обивка гарнитура выполнена популярным гобеленом Бовэ.

12. В зелёной столовой накрыт стол на 8 персон сервизом изготовленным на фарфоровом заводе товарищества М.С. Кузнецова. Скоро обед и вся семья соберётся за столом. Обстановка создаёт ощущение жилого дома.

13. У стены находится интересный экземпляр комбинированной мебели XIX века - комод-горка. Мастера-краснодеревщики находились в поиске новых форм и воплощали свои идеи в виде шкафов-секретеров, комодов-этажерок и других подобных комбинаций. По всем комнатам усадьбы расставлены горшки с большими цветами, что так же создаёт ощущение обжитого уютного дома.

14. Эта комната рассказывает о детских и юношеских годах Тютчева, которые он провёл в Москве в доме, расположенном в Армянском переулке и в подмосковном Троицком. Вид московского дома можно увидеть на литографии, под портретом шестнадцатилетнего Фёдора. А под портретом его старшего брата Николая, офицера Генштаба, висит план первого этажа усадьбы в Овстуге. Особую мемориальную ценность в этом зале имеет рояль фирмы «Велениус», подаренный благодарным учеником Ф.И. Тютчевым в 1821 г. первому учителю и воспитателю Семёну Егорычу Раичу (Амфитеатрову) - педагогу, поэту, знатоку и переводчику античной и итальянской поэзии. Наследники учителя бережно хранили семейную реликвию и передали инструмент в музей в 1990-е годы.

15. В вестибюле усадьбы посетителей встречает большая картина художника С. Литвинова "Тютчев в Петербурге". Где Фёдор Иванович изображён с друзьями-литераторами в Летнем саду Санкт-Петербурга. Справа портрет Александра Сергеевича Пушкина. Двадцать четыре стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью «Ф. Т.» появились в третьем и четвертом томах пушкинского« Современника » в 1836 г.. За год до смерти А.С. Пушкин прочёл его стихи, высоко оценив их, и выразив желание познакомиться с Тютчевым. Увы, судьба отвела Пушкину совсем мало времени. Печать стихов Тютчева на страницах «Современника» продолжалось и после смерти Пушкина — вплоть до 1840 года. За некоторыми исключениями, они были отобраны еще самим Пушкиным.

В усадьбе проводятся театрализованные экскурсии, когда каждый период жизни Фёдора Ивановича представляют экскурсоводы от имени няни, воспитателя, Элеоноры, Эрнестины. Создаётся полное погружение в атмосферу жизни Тютчева и жизни усадьбы.

Очень понравилась книга «Тютчев: Тайный советник и камергер». Автор Экштут Семен Аркадьевич. Рекомендую, потому что очень легкий слог.

В создании сообщения использовались интернет ресурсы:
Мебель России в первой трети XIX века
Стиль классицизм. Эпоха классицизма
Дворянская усадьба в русской культуре XIX века
Мебель 19 века основных европейских стран
Овстуг, музей-усадьба Тютчева

Куда ездил Ф.И. Тютчев из Москвы, останавливаясь несколько раз на почтовой станции Рославля? Может быть, в Мюнхен, где он прослужил на дипломатическом поприще около 20 лет. Ведь, эта почтовая станция расположена как раз на Московско-Варшавском шоссе, по которому и направлялись в Европу. Но моё предположение оказалось ошибочным -Тютчев ездил в своё родовое дворянское гнездо - имение Овстуг, недалеко от уездного города Брянска. Путь из Москвы в маленькое село с необычным названием Овстуг занимал в те времена 5 дней и последней остановкой был как раз Рославль.


После возвращения из Европы на родину Тютчев с 1849 года до самой смерти часто посещал родовое имение. Всего известно 10 поездок, из них 8 пришлось на август. Вероятность маршрута Москва-Рославль-Овстуг (в направлении Брянска) в двух случаях подтверждена датировкой трёх стихотворений. Из них два: "Вот от моря и до моря", "Эти бедные селенья" написаны в Рославле в один день - 13 августа 1855 года, а одно "Как неожиданно и ярко" относится к 1865 году.


Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.


В наши времена дорога из Москвы в Овстуг занимает часов 8, а из Рославля в Овстуг - вообще, не более полутора часов. Грех не съездить на родину великого русского поэта - и мы отправились в Овстуг. И так разогнались, что проскочили мимо главного въезда в усадьбу и остановились уже за околицей, залюбовавшись открывающимися сельскими видами. Село Овстуг раскинулось на восьми холмах, которые ступенями спускаются к реке Десне.

Овстуг в архивных материалах упоминается уже с XVI века, но раскопки археологов уточняют, что еще во II в. до н.э. селились здесь племена северян, вятичей и радимичей. Название села пришло из языческой поры: Стуг - стоянка, поселение, Овстуг - знакомая, старая стоянка. С XVIII века село стало Тютчевским, когда выходец из земель Ярославской губернии - секунд-майор Николай Андреевич Тютчев женился на орловской дворянке Пелагее Денисовне Панютиной, которой и принадлежала часть овстугских земель.


В 1989 году в здании волостной управы благодаря стараниям председателя колхоза "Овстуг" Б.М. Копырнова, народных художников России Ткачевых и директора тютчевского музея В.Д. Гамолина был создан художественно-краеведческий музей села Овстуг. Сейчас от здания волостной управы открывается вполне поэтический вид на усадьбу.


Но тютчевскую усадьбу в Овстуге постигла в своё время участь, общая для всех дворянских гнёзд. После смерти Фёдора Ивановича никто из его родственников здесь не жил, поэтому усадьба была обречена на разрушение и разорение. В 1912 году художник О. Клевер запечатлел такую картину - обвалившийся балкон, осыпавшаяся штукатурка, забитые окна, а перед домом пасут свиней. Через два года не осталось и этого - дом был разобран на кирпичи. Часть этих кирпичей была использована на строительстве здания волостной управы. В 1941 году была взорвана дедовская церковь и вырублены вековые аллеи в парке.

На месте усадебного дома в начале 50-х была скотоводческая ферма. Но не перевелись ещё в России настоящие энтузиасты и патриоты - молодой учитель местной школы родом из Овстуга Владимир Данилович Гамолин решил восстановить усадьбу практически с нуля и сделал это. Не сразу - тринадцать лет музей Ф.И. Тютчева располагался в одной комнате общежития молодых учителей, в котором раньше было школа для крестьянских детей.


В 1961 году у школы был установлен первый памятник Тютчеву скульптора Г. Коваленко и проведён первый праздник Поэзии в стране. И вот перед нами - главный парадный въезд в усадьбу. Решетки усадьбы ограждают территорию в 7 га, а ворота имеют простой, но изысканный рисунок. Теперь мы можем увидеть усадьбу на живописном берегу реки, тенистые аллеи парка, классическую архитектуру господского дома и живописный пруд с беседкой на островке. Концепция музея-усадьбы была разработана по инициативе директора музея В.Д. Гамолина и заместителя губернатора Брянской области Б.М. Копырнова в 2000 году.


Изначально церковь Успения Богородицы была построена в конце XVIII века по решению Николая Андреевича Тютчева - деда поэта. Гостевой флигель был воссоздан по проекту О. Клемановой, М. Болотниковой, О. Грозевой в 2003 году. Высокий фундамент и строгое крыльцо-терраса делают строение заметным и нарядным. Простая и изящная беседка на искусственном островке очень украшает пейзаж. Белый мостик соединяет берег водоема и островок. В 2002 году были проведены работы по реставрации усадебного парка под руководством профессора В.А. Агальцовой. И теперь, так же как и раньше, из беседки открываются чудесные виды на парк, на дом, на всю округу.