Исследование права ребенка для школьников. На что имеют право школьники? Основные права детей в школе

Многим родителям приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями в школах, в которых учатся их дети. Данная подборка поможет проконсультировать друзей и коллег, как аргументированно отстоять свою позицию перед администрацией школы.

1. В гимназии обязывают покупать детям школьную форму у конкретного производителя. Форма очень плохого качества и при этом дорогая. Директор гимназии утверждает, что если мой ребенок будет ходить в школу без формы или в форме неустановленного образца, то его имеют право не пустить на уроки и даже отчислить. У них действительно есть такое право?

Обязательный или добровольный характер ношения школьной формы зависит от того, закреплены ли требования к форме в уставе вашей гимназии или ином локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего распорядка) или нет. В любом случае исключить ребенка из гимназии или не пускать его на уроки за то, что он не носит форму, администрация гимназии не вправе.

Напрямую вопрос о школьной форме в законодательстве не урегулирован. Однако в соответствии с пунктами 12 и 13 части 2 статьи 32 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании» (далее – закон № 3266-1) образовательное учреждение вправе самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, правила внутреннего распорядка, иные локальные акты. Минобразования России в письме от 14.11.2000 № 22-06-1203 разъяснило, что образовательное учреждение вправе ввести форму для обучающихся, но это обязательно должно быть зафиксировано в уставе или ином локальном акте.

При этом, даже если в уставе или ином локальном акте установлены такие санкции за нарушение требования об обязательности школьной формы как исключение учащегося либо его недопущение на занятия, эти положения незаконны. Во-первых, в таком случае нарушается конституционное право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Во-вторых, основания для исключения из образовательного учреждения названы в пункте 7 статьи 19 закона № 3266-1. Это неоднократные грубые нарушения устава, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Вряд ли можно отнести к таким грубым нарушениям явку без формы или в форме неустановленного образца.

2. В школе учительница ударила моего ребенка. Какие меры должна предпринять администрация и куда я могу обратиться, если со стороны директора не будет должной реакции?

Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается (п. 6 ст. 15 закона № 3266-1). Администрация школы по жалобе родителей должна запросить у учителя письменное объяснение, провести дисциплинарное расследование, и если изложенные в жалобе факты подтвердятся, не позднее одного месяца со дня обнаружения данного проступка привлечь учителя к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ, п. 2 ст. 55 закона № 3266-1). Возможны следующие виды дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ). Причем применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, является специальным основанием увольнения педагогического работника (п. 2 ст. 336 ТК РФ, п. 4 ст. 56 закона № 3266-1). Конкретный вид ответственности определяет администрация школы (ч. 5 ст. 193 ТК РФ). При отсутствии мер реагирования со стороны администрации вы можете жаловаться в ваш территориальный орган управления образованием (окружное управление образованием, департамент образования и т. д.). Кроме того, можно жаловаться в прокуратуру (она обязана осуществлять надзор за исполнением законов органами управления и руководителями любых коммерческих и некоммерческих организаций – п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре РФ») и уполномоченному по правам ребенка. Можно требовать и возбуждения уголовного дела по статьям 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) или 116 (нанесение побоев, не повлекших легкого вреда здоровью) Уголовного кодекса. Для этого необходимо подать заявление мировому судье, к судебному участку которого относится адрес вашей школы (ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 318 УПК РФ). Кроме того, если факт физического насилия подтвердится в ходе дисциплинарного или уголовного расследования, вы можете требовать от школы компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ, п. 3 ст. 32 закона № 3266-1).

3. В государственной школе, где учится мой сын, практикуются постоянные поборы на различные хозяйственные нужды – от ремонта помещений до оплаты услуг охранников. Вправе ли школа собирать деньги с родителей на хозяйственные нужды?

Собирать деньги с родителей школа не вправе. Но родители могут исключительно на добровольной основе по своей инициативе передавать школе деньги в качестве благотворительного взноса.

Порядок финансирования любого образовательного учреждения зависит от его статуса: государственное (федеральное, субъекта Федерации), муниципальное или частное. Финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется из бюджета соответствующего уровня на основе специальных нормативов (п. 2, 4 ст. 41 закона № 3266-1). При этом образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (п. 8 ст. 41 закона № 3266-1). Пожертвование может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ), тогда жертвователь может требовать отчета об использовании средств, и если они были использованы не по назначению, потребовать их возврата (п. 5 ст. 582 ГК РФ). Например, можно пожертвовать школе деньги конкретно на оплату услуг охранной организации. Возможно и пожертвование без указания определенного назначения использования средств. В любом случае передача денег школе должна осуществляться в безналичном порядке путем перечисления на ее банковский счет либо на счет благотворительного фонда, из средств которого впоследствии выделяется помощь школе. Прямого запрета на получение пожертвований наличными нет, но такой порядок обязательно должен сопровождаться выдачей жертвователю квитанции к приходному кассовому ордеру с подписью главного бухгалтера и печатью (штампом) кассира (п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40).

Если под видом добровольных пожертвований в школе собирают деньги фактически принудительно (например, всем родителям объявляется конкретная сумма, которую необходимо передать на нужды школы), можно жаловаться в ваш территориальный орган управления образованием, Рособрнадзор, прокуратуру.

4. Дочь учится в первом классе, и учительница ставит им в тетрадках оценки, включая неудовлетворительные (двойки, тройки). Я слышала, что оценки в первом классе запрещены. Это так?

Да, это так. Причем в первом классе недопустима не только система балльного (отметочного) оценивания. Не рекомендуется даже использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (например, «звездочки» и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка (письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13).

5. В школе требуют, чтобы дети посещали занятия только в сменной обуви. Тех, кто забывает «сменку», дежурные отправляют домой за обувью. Где установлена обязательность ношения сменной обуви в школах?

Обязательность наличия у учащихся сменной обуви обычно устанавливается в уставе школы или иных локальных актах (например, в правилах внутреннего распорядка), которые учащиеся обязаны соблюдать.

Необходимость наличия сменной обуви связана с поддержанием чистоты в помещениях школы, однако в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» такого обязательного требования, как наличие сменной обуви у учащихся, не предусмотрено.

Но даже если обязательность посещения занятий в сменной обуви установлена локальным актом школы, отказывать ученикам в доступе в школу на том основании, что они явились без «сменки», незаконно.

В данном случае нарушается право на образование. Вы можете письменно пожаловаться на действия дежурного, не пустившего ребенка на занятия, директору школы, а если эта практика не прекратится – в контролирующие организации (территориальный орган управления образованием, прокуратуру).

В школе осуществляется педагогическим коллективом во главе с администрацией, а также родителями - законными представителями учащихся. Если в семье существуют серьезные противоречия между родителями и ребенком, ущемляющие его права ( или ограничение в правах вследствие злоупотребления алкоголем), то такие родители не вправе защищать интересы ребенка не только в школе, но и где бы то ни было. Органами опеки и попечительства назначается в таком случае другой представитель.

Основные права

Право на образование - это основное право всех учащихся на получение образования , согласно государственным стандартам и требованиям: обучение по индивидуальным программам, ускоренный курс обучения, бесплатное пользование библиотекой и всеми образовательными ресурсами учреждения, получение дополнительных образовательных услуг. Все кружки и факультативы, помимо учебного плана, посещаются учащимися исключительно на добровольной основе.

Право на уважение своего человеческого достоинства не должно нарушаться в различных проявлениях угроз и оскорблений, как со стороны учителей, так и учащихся. Нарушением можно считать и критику, высказанную учителем публично в некорректной форме. Травля со стороны одноклассников тоже имеет место среди подростков 13-15 лет.

Право на безопасные условия обучения дает возможность предъявить свои претензии по поводу низкой температуры в классных кабинетах, несоблюдения техники безопасности во время проведения уроков физкультуры, труда, химии или физики. Проведение любых ремонтных работ во время учебного процесса, а особенно сопровождающиеся запахом краски, нарушают права ребенка и наносят вред его здоровью.

Право на свободу совести и вероисповедание предоставляет каждому учащемуся право выбора религии, либо право поступать так, как диктуют ему убеждения. Вовлечение детей в политические и религиозные движения категорически запрещено.

Что делать, если нарушаются права ребенка в школе?

Защита прав ребенка в школе - это приоритетное дело , прежде всего, родителей и администрации школы. Родители, заметив неладное, должны безотлагательно обратиться к директору школы либо его заместителю. Как правило, администрация старается не усугублять ситуацию, и проводит свое внутреннее расследование неприятного инцидента. Когда случился конфликт с учителем, то порой достаточно родителям корректно поговорить с педагогом. Если такие меры не помогли, следует обратиться в письменной форме к администрации школы, а то и выше.

При оскорблении и унижении ребенка одноклассниками, первым делом следует встретиться с родителями обидчика. В случае если издевательства не прекращаются, можно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних. Сделать это можно самостоятельно или через учителя. Классный руководитель, как правило, сам должен быть в курсе, и принимать своевременно меры по пресечению травли ребенка другими детьми.

В настоящее время во многих школах в помощь родителям и педагогам работают такие специалисты, как социальный педагог и психолог. В их должностные обязанности входит:

  • проведение индивидуальной работы с учащимися,
  • профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Во многие образовательные учреждения «проникла» и должность представителя Уполномоченного по правам человека.

Не бойтесь защищать права своего ребенка в школе, не отмахивайтесь от его жалоб, они могут быть не безосновательны. Но научите ребенка выполнять свои обязанности : права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.

Мы живем в цивилизованном обществе, где, казалось бы, должны соблюдаться права человека, особенно ребенка. Но иногда интересы ребенка ущемляются, чаще всего действиями взрослых, что приводит к серьезным последствиям.

Защищающие документы

Среди нормативных актов, регламентирующих права детей, можно выделить:

  • Декларация по правам ребенка 1959 г. (состоит из 10 принципов, определяющих положение и права ребенка);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (международный правовой акт, который определяет и защищает права детей в возрасте от рождения и до 18 лет в странах, присоединившихся к данной Конвенции);
  • Конституция РФ (определяет право любого на образование, обязательность образования, общедоступность, бесплатность образования, свобода творчества и преподавания) ;
  • Семейный кодекс РФ (определяет права ребенка, родителей);
  • Гражданский кодекс РФ (определяет имущественные права ребенка);
  • Закон РФ «Об образовании».Давайте остановимся на правах детей в школе, ведь в школе ребенок разлучен с родителями практически на целый день.


В каждой школе существует должность уполномоченного по правам ребенка, в компетенцию которого входит:

  • профилактика нарушенных прав ребенка в рамках проведения занятий по правам ребенка в школе, мероприятий по правам детей;
  • восстановление нарушенных прав ребенка;
  • просвещение учеников по вопросам прав (разработка наглядных пособий, литературы, материалов, организация школьных стендов о правах ребенка в школе. Стенд по правам ребенка в школе несет большую информативную функцию, что очень эффективно, как для учеников, так и педагогов);
  • рассмотрение жалоб учеников по вопросам, касающимся их положения в школе и др.Согласно ФЗ «Об образовании» № 272-ФЗ от 29.12.12 г. в школе (или другом учебном заведении) ребенок имеет право (список):

1.Выбрать (совместно с родителями) любую понравившуюся школу (необязательно по прописке). При наличии свободных мест в этой школе и при успешной сдаче вступительных испытаний (если они предполагаются) администрация школы должна зачислить ребенка;

2.Получать нормальные условия для обучения: оснащенный и оборудованный класс, наличие столовой, туалетов, гардероба, спортивной площадки, получение обучения всем общеобразовательным предметам согласно школьной программе;


3.Иметь в течение года полноценный периодический отдых в виде каникул (летних, осенних, зимних, весенних) . На каникулах дети могут быть привлечены к участию во внутришкольной жизни – походы на экскурсии, выставки, кинотеатры, а также посильная трудовая деятельность в пределах школы (уборка территории, обработка клумб и газонов, приведение библиотечного фонда в порядок с согласия самого ребенка);


4.Иметь возможность в любое время и без препятствий перевестись в другое учебное заведение (в связи с переездом, с выбором другой учебной программы, выбором школы с уклоном по предмету, в результате конфликтной ситуации);

5.Пользоваться бесплатно и беспрепятственно школьной библиотекой, учебной и научной литературой;


6.Во время учебного процесса пользоваться спортивным инвентарем, культурными объектами школы (посещение школьного музея);

7.Получение полноценного двухразового питания;


8.Выбрать желаемые факультативы, секции, кружки, предлагаемые школой;



10.Получать поощрение за успешные результаты своей работы (грамоты, благодарности, дипломы);

11.Получать отсрочку от призыва в армию (если ребенок достиг возраста 18 лет);

12.Право на уважение достоинства ребенка, защиту от любых форм насилия, оскорбления – в первую очередь это касается защиты ребенка от оскорблений со стороны учителей и сверстников;

13.Иметь возможность свободно выражать свои мысли (даже если эти мысли отличаются от мнения учителя);


14.Рассчитывать на индивидуальный план. Это касается:

  • одаренных детей (учитель может разработать индивидуальные задания повышенной сложности, проводить занятия для более углубленного изучения предмета, в т.ч. после уроков);
  • детей с каким-либо отклонением в развитии – разработка индивидуальных заданий, подходящих ребенку;
  • детей, часто пропускающих занятия по болезни – ребенок должен иметь возможность домашнего изучения программы с консультированием учителя по предметам;
  • детей, посещающих спортивные школы, которым в силу разъездного характера соревнований приходится часто пропускать занятия – ребенок может рассчитывать на частичный переход на домашнее (семейное) обучение, либо на получение от учителей заданий для самостоятельного изучения с возможностью сдачи итоговых работ и получения аттестации.

Казалось бы, все понятно, ребенку должны быть предоставлены нормальные условия для учебы и развития. Но иногда дети, как и учителя, сталкиваются с обстоятельствами и ситуациями, которые требуют тщательного рассмотрения, т.к. они затрагивают интересы обеих сторон и порой неизвестно, как защитить и отстоять права ребенка и родителей в школе.

Неприятные ситуации и что делать

Приведем некоторые ситуации:

В современных школах учитель иногда боится привлечь ребенка к физическому труду, т.к. любой школьник считает, что это незаконно (а современные школьники отлично знают свои права, благодаря СМИ и интернету).

В упомянутой конвенции о правах ребенка существует запрет на эксплуатацию детского труда, если он несет в себе опасность для его здоровья, развития либо иным образом ущемляет права. В остальных случаях, школа может привлечь к посильному труду детей в рамках школы в свободное от учебы время. Это может быть: уборка школьной и пришкольной территории, мелкий ремонт школьного инвентаря, уборка мусора – любая работа, не наносящая вред здоровью и безопасности детей.

Единственное «но» - на такие работы школа должна получить согласие самого ребенка и его родителей (либо других законных представителей). Без согласия – работы запрещены. Кроме того, перед началом любой трудовой деятельности с детьми должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.Обязательными работами для детей в школе считаются работы на уроках труда, т.к. они организуются в рамках учебного процесса и предусмотрены учебной программой.

Угроза здоровью

Первый вариант – если ребенку вдруг стало плохо в школе. Ответственность лежит на:

  • медицинском работнике школы: он должен оказать первую доврачебную помощь, используя некоторые медикаменты (серьезные препараты имеет право дать только врач): измерить давление, перевязать рану, дать нашатырный спирт, наложить шину. В крайних случаях вызвать скорую помощь и сопроводить до больницы;
  • учителе – он должен проводить ребенка до процедурного кабинета, связаться с родителями и оповестить о случившемся, разобраться в обстоятельствах случившегося;
  • директоре – в случае бездействия или недостаточном оказании работниками школы помощи, что может привести к трагическим случаям.

Второй вариант – если между учениками произошла драка, также повлекшая нанесение вреда их здоровью. Вся ответственность (включая имущественную) за произошедшее ложится на школу, если это случилось на ее территории (даже на школьном дворе).

Если драка или потасовка случается на уроке, учитель должен предпринять все меры по ее ликвидации.

Если же драка произошла, то родители пострадавшего ребенка должны предъявлять претензии (в т.ч. по возмещению денежных средств на лечение) не к родителю драчуна, а непосредственно к школе и учителю. В любом случае, Устав школы прописывает подобные двоякие моменты.

Третий вариант – освобождение ребенка от уроков физкультуры. Если учитель физкультуры обязывает ребенка посещать уроки и сдавать нормативы вопреки освобождению и рекомендациям врача, необходимо обратиться к классному руководителю и завучу, чтобы ликвидировать подобную ситуацию. Если действия учителя по физкультуре (а именно принуждение к занятиям) ухудшили состояние ребенка, родители могут подать заявление в суд на действия педагога.


Трудности с учителем

Учитель не имеет права выгонять ребенка с урока или не допускать к занятиям (к примеру, за опоздание, плохое поведение). Обучать и воспитывать – прямая обязанность педагога. В крайних случаях (если ученик пришел в нетрезвом состоянии на урок, неадекватно и агрессивно себя ведет по отношению к ученикам или учителю) педагог должен связаться с директором школы, охраной или полицией, а те – непосредственно передать его либо родителям, либо органам.


Личные вещи

Если у ребенка в школе что-либо украли и после призыва учителя сознаться в содеянном, никто из учеников не откликнулся, учитель вправе вызвать сотрудников полиции. Самостоятельно досматривать вещи детей (или подозреваемого) не имеет права ни классный руководитель, ни директор школы.

Действия родителей в данном случае: не предъявлять претензий к подозреваемому ребенку (т.к. украденную вещь могли запросто подбросить), а покупать ребенку недорогие вещи и самостоятельно следить за их сохранностью.

Ваш ребенок только пошел в школу или, быть может, уже заканчивает ее. Но когда у него возникают какие-либо проблемы ил неприятности, вы теряетесь и не знаете, что делать и как быть, дабы защитить его права в . Ведь школьная жизнь порой полна самых непредвиденных и сложных ситуаций.

Где найти ответы на мучающие вопросы? На что имеет ? Как защитить его права? Для того чтобы в неприятной ситуации действовать правильно и быстро женский сайт рассказывает Вам о правах ребенка в школе .

На что имеет право ребенок в школе? С одной стороны, есть масса законов, защищающих права самых маленьких граждан, а с другой – детям особенно сложно защитить себя.

Право ребенка на образование

Каждый ученик имеет право:

  1. самостоятельно выбирать образовательное учреждение. Например, если ему нравится образовательная программа школы, которая находится далекого от его дома, он имеет все права учиться там.
  2. обучаться в условиях , гарантирующих его безопасность. Например, если на уроке физкультуры его заставляют лазать по канату, а внизу нет специальных матов, он имеет право отказаться.
  3. на уважение со стороны преподавателей, администрации школы, охранников, уборщицы и т.д.
  4. на бесплатное образование : начальное, основное (до 9 класса ), полное среднее образование (9-11 классов). Но только первое. Если он останется на второй год в 7-м классе, учить бесплатно его никто не обязан.
  5. получать любые книги из школьной библиотеки.
  6. только на добровольных началах помогать благоустройству школы. Т.е. если ребенок не хочет подметать школьный двор или копать траншеи, никто не имеет право его заставлять это делать.
  7. посещать дополнительные занятия, кружки, спортивные секции. Т.е.никто не может отказать ребенку в приеме в хор под предлогом, что он не умеет петь, и у него нет музыкального слуха. Тоже самое с баскетбольной секцией – ребенка, даже невысокого роста, обязаны принять в нее.
  8. помощь психолога и учителей во время учебного процесса. Если у ребенка возникли вопросы по школьной программе, учитель обязан ему помочь.
  9. перевод в другую школу (при согласии родителей ). Ребенок может перевестись в другую школу даже в конце учебного года.
  10. участвовать в управлении школы, если это разрешено Уставом самой школы. Например, ребенок, даже если он не входит в совет школы, может присутствовать на его заседаниях.
  11. свободное посещение мероприятий, не входящих в учебный план (праздничные концерты, школьные экскурсии и др .).

На деле же все выглядит немного по-другому. Бесплатная школа иногда обходится родителям дороже частной – учебники, школьная форма, факультативные занятия и многое другое, за что приходится платить и немало. Да и с переводом ребенка в другую школу не все так красиво и чинно, как описывается в законе. На практике ребенок может перейти в только соответствующего уровня, т.е. если до этого он учился в обычной школе, перевестись в физико-математическую он вряд ли сможет. Кроме того, ему понадобится разрешение директора новой школы и наличие свободного места там.

Доступность образования порой учениками и учителями понимает по-разному. К примеру, ребенок забыл дневник или пришел в школу не по форме (мама постирала, не успела высушить, а запасную не купили из-за нехватки денег). Преподаватель тут же решает его наказать и не допускает к занятиям – подобное случается сплошь и рядом (лично меня не раз отправляли домой переодеваться, когда я приходила в школу не по форме 🙂 ). Запрещая посещать занятия, учитель тем самым нарушает закон «Об образовании» и Конституцию РФ. Ведь он имеет право лишь сделать замечание и требовать соблюдение устава.

Право ребенка на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Под физическим насилием подразумевается применение физической силы к ребенку. А вот четкого определения для психического насилия нет.

Формы психического насилия:

  • угрозы в адрес школьника;
  • преднамеренная изоляция;
  • предъявление завышенных требований, не соответствующих статусу и возрасту;
  • унижение и оскорбление достоинства;
  • систематическая критика, не имеющая обоснований и выводящая ребенка из душевного равновесия;
  • негативная характеристика школьника;
  • демонстрация негативного отношение к нему.

В соответствии с ст. 32 Закона «Об образовании» школа несет ответственность за здоровье (психическое и физическое ) и жизнь обучающихся в ней детей во время образовательного процесса. Школа несет ответственность за причинение вреда ученику (здоровью, имуществу и т.д .), если не в силах доказать, что вред причин не по ее вине.

На деле привлечь учителя к ответственности за жестокость к ученикам бывает очень сложно. Связано это с тем, что обычно свидетелями расправы являются или его коллеги, или учащиеся. Понятное дело, что ученики находятся под прессом своего учителя, который может легко повлиять на их мнение. А учителя и директор в любом случае станут на защиту своего коллеги.

Советы родителям по защите прав ребенка в школе:

  1. Прежде всего, помните, что главной ценностью для Вас должны выступать интересы ребенка.
  2. Если конфликт в школе приобретает серьезную форму, то первое, что Вам нужно сделать — это перевести ребенка в другую школу.
  3. Если ребенка ударили , то первым делом он должен пройти освидетельствование у школьного врача или же в ближайшем трампункте.
  4. В случае психического насилия над ребенком (запугивание, прессинг, оскорбление ) освидетельствование можно пройти у школьного психолога или в поликлинике по месту жительства.
  5. Обязательное выявления круга потенциальных свидетелей происшествия. Чем раньше – тем лучше.
  6. Родителям обязательно нужно обратиться к директору школы с просьбой разобраться. Для этого они пишут заявление, которое регистрируют у секретаря. Директор в свою очередь обязуется провести служебное расследование и взять объяснительные записки с виновных лиц. В случае подтверждения факта насилия директор должен подвергнуть виновного наказанию — выговор или увольнение.

В случае недовольства родителей принятыми мерами, они могут обратиться в милицию, прокуратуру или суд с просьбой принять меры.

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .

О том, как вести себя родителям, если в школе возникла конфликтная ситуация, рассказывает адвокат Юлия Никифорова.

РЕБЕНКУ В ШКОЛЕ СТАЛО ПЛОХО

Закон «Об образовании» в 41 статье, пункте 1 очень четко про­писывает, что именно на школу ло­жится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной по­мощи. И если ребенку стало плохо, то учитель обязан незамедлительно вызвать медсестру или проводить ученика в процедурный кабинет. Ребенку могут дать воды, обрабо­тать рану йодом или зеленкой, дать понюхать нашатырный спирт. Мед­сестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку какие-то серьезные медикаменты. И если школьнику не становится лучше, преподаватель обязан немедленно вызвать скорую помощь и прокон­тролировать, что учащийся будет доставлен в медицинское учрежде­ние. При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ребенка.

На учителя также ложится обя­занность выяснить, почему ребенку стало плохо или определить вино­вного. И, конечно же, в срочном по­рядке оповестить родителей о произошедшем телефонным звонком. В такой ситуации не существует отговорок вроде «мы не дозвони­лись», «как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей», ведь в случае ухудшения состоянии ребенка или летального исхода вся ответственность (вплоть до уголов­ной) ляжет на директора школы.

Учитель обязан быть внимателен к жалобам учащихся на здоровье, не отпускать ребенка из школы, если ему стало плохо: может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение. Осложнение может воз­никнуть потом, а виновен будет пре­подаватель, проигнорировавший жалобу учащегося.

ТРАВМА В ШКОЛЕ

Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Граж­данского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязан­ностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родите­лям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся. Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

Любая неприятность, случившая­ся в школе в часы учебного процес­са, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а мате­риально — школа.

Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возме­щении физического и морального вреда. Но в этом случае они долж­ны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Конкретные виновники най­дены — требуйте возмещения вреда. Схема простая: необходимо обра­титься в школу и отдел образования. В Москве телефон Горячей линии

Минобрнауки 8 (499) 553−0963. Если же мирным путем вопрос не решает­ся, то необходимо обратиться в суд. У вас есть все факты причиненно­го вреда, есть расходы, вызванные повреждением здоровья ребенка. Пункт 1 статьи 1085 ГК РФ относит к расходам, вызванным поврежде­нием здоровья: расходы на лечение, дополнительное питание, приоб­ретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-ку­рортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бес­платное получение.

ВАЖНО! В некоторых школах есть практика использования магнит­ных карточек, с помощью которых учащиеся входят в школу или поки­дают ее. И если, предположим, драка между учащимися произошла даже рядом со школьным крыльцом, но ребенок уже покинул школу (о чем свидетельствует магнитный про­пуск), учителя ответственности не несут. Внимательно читайте Устав учебного заведения!

РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ТРАВЯТ ДЕТИ

Ответственность за то, что происходит в стенах школы, лежит на директоре школы и педагоге. Все словесные оскорбления, травля ре­бенка другими учащимися, порча его вещей и тому подобное нарушение прав школьника — это зона от­ветственности школы. Однако в по­следнее время все чаще приходится слышать жалобы на оскорбления в соцсетях, а это уже — ответствен­ность родителей. К сожалению, в рос­сийском законодательстве больше не существует статьи 130 Уголовного ко­декса «Оскорбление личности», к ко­торой можно было прибегать, если ребенка оскорбляют в соцсетях или фотографируют в нелицеприятных ситуациях и отправляют фото общим знакомым. Но никто не отменял мер воздействия с помощью школы или через родителей. Обязательно объ­ясните ситуацию классному руково­дителю и попросите принять меры. Нелишне будет пообщаться и с ро­дителями таких детей и объяснить, что вы готовы написать заявление в полицию, и ребят (даже девочек) поставят на учет, а это отметка в ха­рактеристике при дальнейшей учебе и поступлении. Убеждения не помо­гают — пишите заявление в полицию.

В какое ведомство обращаться по поводу нарушения прав детей , детально прописано в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про­филактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних».

В случаях, когда дети, например, при помощи фотошопа прилепляют голову девочки к телу порноактрисы и вывешивают свое «творчество» в соцсетях, чем могут довести ребенка до нервного срыва или самоубийства, помните, что существует статья 128.1. УК РФ «Клевета». И здесь закон очень суров финансово. Родителям следует обязательно обратиться к нотариусу и сделать скриншоты этих «произ­ведений», заверяя через нотариуса этот публичный источник. Затем об­ратиться в полицию и через суд тре­бовать уголовного преследования.

РЕБЕНКА ОСКОРБЛЯЕТ ПЕДАГОГ

Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на празд­ник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образова­нии». В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других роди­телей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте за­мены преподавателя. До тех пор, пока родители не вмешались в ситу­ацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попро­сить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жало­бой. Неплохо, если ребенок запи­шет оскорбления на диктофон. Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет суще­ственным аргументом в общении с директором школы. Запись не надо показывать педагогу, угрожая рас­правой, но следует обязательно об­ратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказа­тельством в гражданском суде — потребуется голосовая экспертиза.

Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отве­чать тем же, всегда надо быть веж­ливым и корректным.

ПРОИЗОШЛА КРАЖА

Если в школе случилась кража, учитель не имеет права досматри­вать школьника, которого он может подозревать. Это прерогатива толь­ко сотрудников полиции. Именно их незамедлительно и следует вы­звать для проведения досмотра и оперативно-розыскных меропри­ятий. Учитель может только по­просить добровольно продемон­стрировать содержимое сумки или портфеля, или же вызвать родителей и попросить это сделать в их присут­ствии, но ученик вправе проигнори­ровать эту просьбу. Ведь может быть так, что украденную вещь ребенку подбросили в сумку, поэтому досмо­тров без полиции и родителей несо­вершеннолетнего быть не должно.

Желая избежать подобных ситу­аций, педагоги обычно дают роди­телям совет, к которому стоит при­слушаться: давайте ребенку вещи попроще, покупайте недорогие теле­фоны и, тем более, у ребенка в школе не должно быть драгоценностей. Это важно для защиты прав школьника. Фото: fotoimedia.