Система педагогического образования Профориентация и допрофессиональная подготовка через систему педагогических классов, авторских профориентационных лагерей, проведение олимпиад по педагогике и психологии, дней открытых дверей профессиональных учебных заведений, приглашение учащихся старших классов для участия в мероприятиях Костромского государственного университета в рамках внеаудиторной деятельности, участие студентов в профориентационной работе в школе. Подготовка учителей в учреждениях среднего профессионального образования (ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области», ОГБОПОУ «Галичский педагогический колледж Костромской области»). Подготовка учителей на педагогических специальностях и за счет дополнительного к высшему профессиональному образованию на классических университетских специальностях в ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова». Повышение квалификации педагогов и профессиональная переподготовка (ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»). Послевузовское педагогическое образование в аспирантуре и докторантуре» ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова».
Проблемы Низкая мотивация на педагогические профессии Слабо работает существующая система целевых договоров на подготовку педагогов Затруднена адаптация студентов к требованиям, предъявляемым на начальном этапе профессионального образования Существуют проблемы в профессиональном образовании (переход на ФГОС, недостаточная реализация деятельностного подхода…) Слабо функционирует система привлечения, закрепления, профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагогов Отсутствует системное взаимодействие между заинтересованными организациями в качественном педагогическом образовании Нет обоснованного прогноза потребностей в педагогических кадрах в области Нет серьезного анализа реализуемых программ и проектов, связанных с педагогическим образованием.
Ключевые заинтересованные стороны государство, осуществляющее нормативно-правовое регулирование деятельности систем общего, профессионального и дополнительного образования и государственный заказ на подготовку специалистов; региональные и муниципальные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое и организационное регулирование деятельности систем общего, профессионального и дополнительного образования на региональном и муниципальном уровнях и формирующие региональный (муниципальный) заказ на подготовку специалистов; учреждения социальной и образовательной сферы, выступающие работодателями и заказчиками выпускников, а также потенциально другие институциональные учреждения, куда может трудоустроиться выпускник педагогического направления в соответствии с полученной специализацией; школьники, абитуриенты, их родители; обучающиеся по программам допрофессиональной подготовки, всех форм и уровней профессионального образования, программам повышения квалификации и переподготовки; сотрудники образовательных организаций; общественные объединения и организации, включая социальные группы, творческие союзы, научные учреждения и т.п., заинтересованные в социальном партнерстве.
Основные направления и механизмы развития педагогического образования Обеспечение успешного входа в профессию Разработка и реализация программы профессиональной ориентации на педагогические профессии Разработка системы поддержки и нормативно-правового обеспечения деятельности педагогических и психолого-педагогических классов в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, на базе организаций среднего профессионального образования и КГУ им. Н.А.Некрасова Развитие системы целевой контрактной подготовки учителей на программах бакалавриата и магистратуры за счет средств федерального и регионального бюджетов. Создание региональной системы стимулов для поступления на педагогические направления подготовки выпускников школ с результатами ЕГЭ выше средних по региону. Разработка способов учета личных достижений школьников при поступлении на педагогические направления подготовки. Развитие системы профессиональной переподготовки, подготовки в магистратуре специалистов различных направлений для работы в образовательных организациях для обеспечения многоканального входа в педагогическую профессию специалистов различных направлений. Создание проекта, направленного на формирование уважительного общественного мнения о педагогической профессии с использованием возможностей средств массовой информации региона, общественных, образовательных организаций.
Педагогические классы нормативное обеспечение деятельности классов допрофессиональной подготовки; поддержка педагогов, работающих в педагогических классах; поддержка системы подготовки педагогов, их методического сопровождения и координации деятельности педагогических классов в рамках договоров о сотрудничестве: педагогический класс – педагогический колледж – университет; проведение областной олимпиады для учащихся педагогических классов
Повышение качества подготовки кадров в профессиональных учебных заведения Разработка и внедрение образовательных программ педагогического образования разного уровня в соответствии со стандартом профессиональной деятельности педагога. Приведение системы педагогического образования в соответствие с требованиями ФГОС общего образования. Создание системы многовекторной траектории обучения и гибких программ педагогической подготовки для разных категорий обучающихся. Организация педагогический подготовки студентов непедагогических направлений, развитие системы подготовки заинтересованных специалистов в рамках магистерских программ и программ профессиональной переподготовки. Изменение содержания программ, технологий обучения и воспитания педагогических кадров для усиления мотивационной, практической, технологической подготовки будущих педагогов. Формирование системы стажировок студентов в образовательных организациях и материального стимулирования их работы. Разработка проектов сетевого педагогического образования с участием учреждений профобразования, базовых общеобразовательных организаций, школ- партнеров и базовых кафедр педагогической направленности в школах. Формирование практики поиска, отбора и поддержки одаренных студентов, ориентированных на работу в образовательных организациях. Создание системы общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ педагогического образования различных уровней. Согласование образовательных программ профессиональной подготовки учителей с работодателями.
Удержание в профессии Содействие в трудоустройстве выпускников педагогических направлений подготовки. Внедрение системы корпоративного сопровождения профессионального развития молодых учителей. Разработка системы стимулирования молодых педагогов с целью закрепления их в образовательных организациях. Создание системы независимой профессиональной сертификации выпускников профессиональных учебных заведений.
Научно-исследовательская и организационная деятельность Проведение анализа потребности региона в педагогических кадрах до 2020 года и формирование регионального заказа на подготовку педагогических кадров. Создание единой региональной информационной базы, системы тематических Интернет-ресурсов регионального и муниципальных уровней в сфере мониторинга и поддержки профессионального образования. Формирование и систематическое обновление открытого банка профилей педагогических профессий и должностей. Проведение анализа реализуемых программ и проектов, связанных с педагогическим образованием. Выявление основных факторов, негативно влияющих на результативность педагогического образования (проведение научно обоснованного исследования состояния педагогического образования в регионе). Разработка компетентностной модели педагога, востребованного в образовательных организациях региона. Определение функций ключевых заинтересованных сторон в качественном педагогическом образовании. Разработка системной модели регионального педагогического образования. Описание элементов и этапов непрерывного педагогического образования включая допрофессиональное, профессиональное дополнительное образование. Разработка системы взаимодействия департамента образования и науки Костромской области, муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, педагогических колледжей, ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», ФГБОУВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» для реализации согласованных действий в системе подготовки педагогических кадров (разработка системы нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов, определяющих зоны ответственности и структуру взаимодействия). Разработка дорожных карт реализации концепции.
Ключевыми элементами изменений педагогического образования являются: мотивация (профориентация, отбор лучших, восстановление положительного образа Учителя, стимулы); образовательные программы (ФГОС, Профессиональный стандарт педагога, гибкие образовательные маршруты); технологии обучения (деятельностные, практико ориентированные, индивидуализированные); практики (базовые школы, школы-партнеры, стажировочные площадки, базовые кафедры); проекты (проектная деятельность, внедрение, экспертиза); среда (инновационная инфраструктура и социальные инициативы, корпоративное сопровождение); допуск (профессиональный экзамен и сертификация); результат (предметные и надпредметные компетенции, педагог-универсал, закрепление в профессии).
Предполагаемые результаты реализации Концепции Построение инновационной системной модели педагогического образования со следующими характеристиками: конкурентноспособное, нелинейное, многовекторное и многоканальное, открытое, индивидуализированное, компетентностное, деятельностное, практикоориентированное. Определение структуры, содержания взаимодействия и функций ключевых заинтересованных сторон системы непрерывного педагогического образования в регионе. Этапное создание элементов системы непрерывного педагогического образования на основе взаимодействия ключевых заинтересованных сторон. Поддержка инициатив, связанных с реализацией инновационных программ педагогического образования. Подготовка компетентных педагогических кадров, их трудоустройство и закрепление в образовательных организациях региона. 100% кадровое обеспечение системы общего образования педагогическими работниками, получившими педагогическое образование или прошедшими переподготовку, повышение квалификации по данному направлению в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.
Стрельцова Елена Алексеевна Заведующая кафедрой - доктор химических наук, профессор
Преподаватели кафедры
- Стрельцова Елена Алексеевна - докт. хим. наук, профессор
- Менчук Василий Васильевич- канд. хим. наук, доцент
- Перлова Ольга Викторовна - канд. хим. наук, доцент
- Солдаткина Людмила Михайловна - канд. хим. наук, доцент
- Тымчук Алла Федоровна - канд. хим. наук, доцент
- Кожемяк Марина Анатольевна - канд. хим. наук, доцент
- Джига Анна Михайловна - канд. хим. наук, доцент
Учебно-вспомогательный персонал
- Сорокина Наталия Вячеславовна - зав. лабораторией
- Бундева Инна Владимировна - химик
- Пивнева Валентина Викторовна - специалист
- Вдовиченко Валентина Петровна - специалист ІІ категории
Аспиранты
- Новотная Виктория Александровна
Кафедра выпускает:
химиков, физико-химиков, которые могут работать в научно-исследовательских институтах, заводских лабораториях, на очистных сооружениях промышленных предприятий, в высших учебных заведениях, лицеях, колледжах.
Общие курсы, читаемые на кафедре:
- «Физическая химия»;
- «Коллоидная химия»;
- «Строение вещества»;
- «Кристаллохимия»;
- «Химия природных и сточных вод»;
- «Физические методы исследования»;
- «Химия физическая и коллоидная»;
- «Основы нанохимии и нанотехнологии»;
- «Структура воды, водных растворов электролитов и ПАВ»;
- «Адсорбенты и адсорбционные процессы в решении проблемы охраны окружающей среды»;
- «Коллоидная химия нефти и нефтепродуктов».
Спецкурсы, читаемые на кафедре:
- «Организация научных исследований в области физической и коллоидной химии»;
- «Физико-химия поверхностных явлений»;
- «Кинетика поверхностных явлений»;
- «Физико-химические методы исследования поверхностных явлений»;
- «Физико-химия тонких пленок».
Научная деятельность кафедры
- Приоритетное направление в области химии и химическй технологии -"Сохранение окружающей среды и устойчивое развитие".
- Широкое научное направление: "Физико-химия поверхностных явлений".
- Узкое научное направление (возникшее в значительной степени благодаря трудам ее сотрудников): "Физико-химия процессов флотационного, адсорбционного и флотоэкстракционного выделения истинно- и коллоидно-растворенных веществ".
Основные направления исследований:
- Разработка физико-химических основ сорбционных, флотационных и флокуляционных методов извлечения поверхностно-активных веществ из их бинарных водных растворов, красителей, органических веществ.
- Разработка физико-химических основ адсорбционного, флотационного, флотоэкстракционного извлечения радионуклидов (уран, торий), ионов тяжелых металлов и экстрагентов.
За последние 10 лет опубликовано 60 статей в украинских и зарубежных журналах, 34 патента. Сотрудниками кафедры созданы новые методы выделения небольших количеств высокотоксичных и ценных веществ из больших объемов водных растворов. Впервые в мировой практике предложена технология флотационной очистки промышленных сточных вод, загрязненных ионами тяжелых металлов, основанная на химическом осаждении последних в форме труднорастворимых соединений и последующем флотационном выделении образующихся осадков.
Разработанные кафедрой технологии очистки сточных вод промышленных предприятий от ионов тяжелых металлов, эмульгированных нефтепродуктов, поверхностно-активных веществ были внедрены на Черновицком фурнитурном заводе, ПО "Черновцылегмаш", Одесском ПО "Эпсилон", Менделеевском химическом заводе им. Л.Я. Карпова, Одесском заводе радиально-сверлильных станков, Ульяновском НПО «Контактор», Хмельницком НПО «Катион», Мелитопольском заводе лаков и красок.
Научные разработки кафедры включены в каталог «Научные разработки Одесского национального университета им. И.И. Мечникова».
Кафедра ведет подготовку кадров высшей квалификации: подготовлен 31 кандидат и 4 доктора наук, за последние 12 лет подготовлено 8 кандидатов наук.
Связи с украинскими и международными организациями.
Кафедра сотрудничает с Институтом биоколлоидной химии им. Ф.Д. Овчаренко НАН Украины (г. Киев), Институтом коллоидной химии и химии воды им. А.В. Думанского НАН Украины (г.Киев), Институтом общей и неорганической химии им. В.И.Вернадского НАН Украины (г. Киев), Институтом физической химии имени Л.В. Писаржевского НАНУ (г. Киев), Физико-химическим институтом им. А.В. Богатского НАН Украины (г. Одесса), Черкасским инженерно-технологическим институтом, Одесской Аграрной академией, Мелитопольским государственным педагогическим университетом, Институтом физико-органической химии НАН Беларуси (г. Минск), Пряшевским университетом (Словакия), Научно-исследовательским институтом физики ОНУ имени И.И. Мечникова.
Информация для потенциальных партнеров кафедры.
Опыт эксплуатации внедренных в практику очистных сооружений позволил наметить ряд перспективных направлений дальнейших исследований флотационных процессов и их аппаратурного оформления:
- дальнейшее экспериментальное и теоретическое изучение общих закономерностей процессов флотационного выделения истинно- и коллоидно-растворенных компонентов растворов;
- поиск новых более эффективных флотационных реагентов;
- изыскание путей снижения затрат на строительство и эксплуатацию очистных флотационных установок;
- создание комбинированных методов очистки сточных вод;
- автоматизация флотационных процессов.
Исторические сведения
В июле 1917 года постановлением Министерства народного образования на физико-математическом факультете Новороссийского университета было открыто химическое отделение, а на нем – кафедра физической химии, которая в 1919 году была переименована в кафедру физической и коллоидной химии.
Профессором вновь организованной кафедры был избран П.Н. Павлов (1872-1953 гг.), а в 1919 году он стал заведующим кафедрой и возглавлял ее до 1953 года. Профессор П.Н. Павлов широко известен своими исследованиями в области термодинамики конденсированных систем. Он впервые экспериментально установил зависимость температуры плавления кристаллов от их размера. За цикл работ по термодинамике конденсированных систем Физико-химическое общество им. Н.Н. Бекетова присудило П.Н. Павлову премию. Ученый выполнил также ряд прикладных работ, которые имели большое значение для химической промышленности: им были изучены адсорбционные и поглощающие свойства почв, влияние различных факторов на свойства агар-агара. За 50 лет научно-педагогической деятельности профессор П.Н. Павлов опубликовал более 80 работ, в том числе две монографии, создал школу физико-химиков.
С 1953 по 1967 год кафедру возглавлял профессор О.К. Давтян (1911-1990 гг.) - известный ученый, автор фундаментальных работ, посвященных разработке электрохимических генераторов тока и первого в Советском Союзе учебника "Квантовая химия".
Под руководством профессора O.K. Давтяна на кафедре и в организованной им проблемной научно-исследовательской лаборатории топливных элементов проводились исследования, направленные на разработку эффективно действующих электродов топливных элементов на основе каталитически активных оксидов металлов, углей и скелетных систем никеля. В этих исследованиях активное участие принимали студенты. В рамках спецкурсов студентам читали избранные главы химической термодинамики и кинетики, квантовую химию, рентгеноструктурный анализ.
С 1972 по 1999 год кафедрой руководил заслуженный деятель науки и техники Украины профессор Л.Д. Скрылев (1935-1999 гг.) - известный специалист в области физико-химии поверхностных явлений, один из создателей и разработчиков теоретических основ флотационных методов выделения истинно- и коллоидно-растворенных веществ. С 1972 года кафедра работает над проблемой совершенствования существующих и поиска новых высокоэффективных методов выделения небольших количеств истинно- и коллоидно-растворенных веществ из больших объемов водных растворов (ионов тяжелых металлов, поверхностно-активных веществ, экстрагентов, минеральных и растительных масел, нефти и нефтепродуктов, красителей и др.).
Кафедра коллоидной химии химического факультета МГУ была создана в феврале 1933 г. Надо особо отметить, что в Московском университете еще задолго до этого было выполнено несколько замечательных исследований, вошедших в золотой фонд коллоидной химии (хотя они были проведены задолго до ее "официального" формирования). В 1808 г. профессор Ф.Ф. Рейсс открыл электрокинетические явления в дисперсных системах - электроосмос и электрофорез. В 1851 г. профессор А.Ю. Давидов опубликовал капитальную монографию "Теория капиллярных явлений". В начале 20-х гг. ХХ века в МГУ началось изучение различных поверхностных явлений, и в 1922 г. профессор А.И. Бачинский предложил прекрасную корреляцию поверхностного натяжения с разностью плотностей граничащих фаз. В.А. Наумов стал первым заведующим кафедрой коллоидной химии. Он же был автором первого университетского учебника по коллоидной химии (1925). В 1938 г. кафедру коллоидной химии возглавил член-корреспондент Академии наук СССР А.И. Рабинович. В 1942 г. заведующим кафедрой коллоидной химии стал член-корреспондент Академии наук СССР П.А. Ребиндер (с 1946 г.- академик); он руководил кафедрой до 1972 г. В этот период были созданы основные преподавательские и научные принципы кафедры. П.А. Ребиндер был одним из крупнейших химиков-коллоидников. Именно он выдвинул на первый план значение поверхностных явлений в дисперсных (коллоидных) системах, что сыграло исключительно важную роль в развитии коллоидной химии в ХХ веке. Другая фундаментальная идея Ребиндера - использование поверхностно-активных веществ для тонкого регулирования коллоидно-химических свойств разнообразных систем - эмульсий, пен, гелей и других. П.А. Ребиндер открыл новое явление, которое он назвал адсорбционным понижением прочности (сейчас общепринято название "эффект Ребиндера"). С 1973 г. по 1994 г. кафедру коллоидной химии возглавлял академик Российской академии образования (РАО), профессор Е.Д.Щукин. Лекционный курс Е.Д. Щукина стал основой учебника "Коллоидная химия",выдержавшего 3 издания (авторы - Е.Д. Щукин, А.В. Перцов, Е.А. Амелина.) С 1995 года кафедрой руководит заслуженный профессор МГУ Б.Д.Сумм.
Кафедрой заведовали:
1933-1935 - проф. В.А. Наумов
1935-1942 - чл.-корр. АН СССР А.И. Рабинович
1942-1972 - акад. П.А. Ребиндер
1973-1994 - акад. РАО Е.Д. Щукин
1994-2005 - проф. Б.Д. Сумм
2006 - чл.-корр. РАН Куличихин Валерий Григорьевич
Кафедра коллоидной химии была создана в феврале 1933 г. Первым заведующим кафедрой стал профессор Владимир Адольфович Наумов (с 1933 по 1938 г.). В 1925 г. он издал первый университетский учебник «Химия коллоидов». Тогда же был организован первый лабораторный практикум по коллоидной химии.
В 1938 — 1942 гг. кафедру коллоидной химии возглавлял член-корреспондент АН СССР Адольф Иосифович Рабинович. В 1940 году на кафедре начали выполняться дипломные и аспирантские работы.
В годы Великой Отечественной войны сотрудники кафедры активно участвовали в выполнении исследований оборонного значения, в частности в разработке эффективных ингибиторов коррозии металлов. Среди них — препарат «Уникол», получивший свое название в честь Московского университета и кафедры коллоидной химии. Эти работы были отмечены Государственной премией (1946).
С 1942 г. по 1972 г. кафедрой заведовал академик Пётр Александрович Ребиндер. Он создал принципиально новый курс коллоидной химии, в котором центральное место отводилось поверхностным явлениям в дисперсных системах. П.А. Ребиндер определил основные направления научной работы кафедры - физико-химическая механика, физикохимия поверхностно-активных веществ, коллоидная химия белков и др.
Крупным событием в истории кафедры было открытие современного комплекса Московского университета на Ленинских горах. Коллектив кафедры выполнил большую работу по оснащению лабораторий новым оборудованием, созданию новых приборов, разработке наглядных пособий и новых лабораторных задач. В этот период создавались и читались лекционные курсы не только на химическом факультете, но и на смежных факультетах: биолого-почвенном, геологическом, географическом.
В апреле 1959 года в составе кафедры коллоидной химии была организована лаборатория физико-химической механики твердых тел. Цикл работ с участием П.А. Ребиндера, Ю.В. Горюнова, Н.В. Перцова, в которых были выяснены закономерности охрупчивающего действия металлических расплавов, был признан научным открытием (1964).
П.А. Ребиндер уделял значительное внимание проблемам мицеллообразования. Совместно с З.Н. Маркиной им были получены принципиальные результаты в области термодинамики образования мицелл поверхностно-активных веществ и солюбилизации.
В конце 1950-х годов на кафедре возникло одно из основных направлений современной коллоидной химии - поверхностные явления и структурообразование в белковых системах. Это направление возглавила В.Н.Измайлова.
В начале 1960-х годов на кафедре были выполнены первые систематические исследования кинетики смачивания, приведшие вскоре к развитию первой гидродинамической теории растекания жидкостей по поверхности твердых тел (в работах Е.Д.Щукина и Б.Д.Сумма).
Кафедра бережно хранит память о Петре Александровиче Ребиндере. Ежегодно в день его рождения (3 октября) проводятся Ребиндеровские чтения, тематика которых посвящена развитию созданных им научных направлений. Были изданы «Избранные труды» П.А. Ребиндера (конец 1970-х) в двух томах. В кабинете кафедры находится его научная библиотека, переданная кафедре его семьей.
В 1973 — 1994 гг. кафедру возглавлял академик Российской академии образования Евгений Дмитриевич Щукин. Одна из центральных задач кафедры в этот период - существенное углубление общего курса коллоидной химии. Эта важнейшая методическая проблема была успешно решена. Е.Д. Щукин вместе с А.В. Перцовым и Е.А. Амелиной выпустили учебник «Коллоидная химия», который выдержал 5 изданий. Учебник переведён на английский, чешский и испанский языки. К числу несомненных достижений кафедры этого периода относится организация систематического сотрудничества с крупными коллоидно-химическими центрами других стран (Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы).
С 1995 по 2005 г. кафедрой руководил заслуженный профессор МГУ Борис Давидович Сумм. За это время были введены 2 общих курса лекций по коллоидной химии на новых факультетах МГУ: биоинформатики и биоинженерии и факультете наук о материалах. Учебное пособие «Основы коллоидной химии», написанное Б.Д. Суммом, прекрасно дополняет существующие учебники. Основные научные направления кафедры развиваются в доброжелательной и творческой научной атмосфере. В этот период было улучшено приборное оснащение кафедры, к чтению общих и специализированных лекционных курсов были привлечены молодые преподаватели.
С 2007 г. по настоящее время кафедрой руководит член-корреспондент РАН, профессор Валерий Григорьевич Куличихин.
Кафедра коллоидной химии готовит высококвалифицированных специалистов (научных сотрудников, преподавателей высшей школы) в следующих областях:
— коллоидная химия (физикохимия поверхностно-активных веществ; природные дисперсные системы; микроэмульсии; коллоидная химия белков, жидких кристаллов и нанодисперсных систем);
— физико-химическая механика (эффект Ребиндера, диспергирование и обработка материалов, получение строительных и конструкционных материалов, геомеханика);
— прикладные направления коллоидной химии (нефтедобыча, нефтепереработка, коллоидная химия пищевых продуктов, фармакология, диагностика, материалы биомедицинского назначения, смазочные и кинофотоматериалы);
— коллоидная химия полимерных систем.
Научные школы по физико-химической механике и физико-химии поверхностно-активных веществ, неоднократно были поддержаны грантами по программе «Ведущие научные школы России».
В настоящее время сотрудники кафедры читают лекции, ведут семинарские занятия, проводят практические занятия по коллоидной химии на химическом , биологическом , геологическом факультетах МГУ, факультетах наук о материалах, биоинформатики и биоинженерии, почвоведения. Кафедра ведет научное сотрудничество с этими факультетами и с Институтом механики МГУ, а также с несколькими институтами РАН: физической химии и электрохимии, кристаллографии, синтетических полимерных материалов, химической физики, нефтехимического синтеза, проблем химической физики, с Московским институтом стали и сплавов, с рядом российских университетов (Санкт-Петербургский, Тверской, Саратовский, Мурманский). У кафедры сложилось многолетнее сотрудничество с зарубежными высшими школами: университетом им. Ж. Фурье и национальным политехническим институтом (г.Гренобль), Софийским университетом, Высшей национальной школой искусств и ремесел (г. Экс-ан-Прованс), Парижским университетом (Орсе), а также с рядом учебных и научных учреждений в странах СНГ.