Как перейти с платного обучения на бюджетное. Перевод с платной основы на бюджетную

Перевестись с коммерции на бюджет теперь смогут не только студенты-отличники, но и хорошисты. Новые правила смены формы обучения прописало Министерство образования РФ.

Процесс перевода студентов с коммерческих отделений на бюджетные теперь будет осуществляться по новым единым правилам во всех вузах страны. Соответствующий приказ появился на сайте Минобрнауки РФ.

Согласно тексту документа, для того, чтобы сменить форму обучения, студенту предстоит учиться без троек на протяжении последних двух семестров.

Хороший табель успеваемости – главное условие для перевода, но не единственное. Окончательно судьбу студента, претендующего на переход на бесплатную форму учебы, будет вершить специально созданная для этих целей комиссия.

«Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально созданной комиссией с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся)», – уточняется в тексте документа.

Как предполагают в вузовском сообществе, в компетенции комиссии окажется отбор лучших при наличии большого количества претендентов в условиях ограниченного числа бюджетных мест. При прочих равных условиях свою роль могут сыграть спортивные достижения, социальная активность кандидатов, а также банальное преимущество по табелю успеваемости одного студента над другим. Однако все же главным условием останется наличие свободных бюджетных мест, предполагают эксперты.

Напомним, ранее каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяло процедуру перевода студентов с коммерции на бюджет. Каждый вуз устанавливал собственные требования к успеваемости для кандидатов на перевод и срокам, на протяжении которых нужно было показывать определенный результат на сессиях. Также часто учитывалось социальное положение кандидата. Например, если студент находился в непростой жизненной ситуации (его семья относилась к категории малообеспеченных или потерявших кормильца и т.п.) и показывал хорошие академические результаты перевод можно было получить быстрее. Но все же главным критериям также оставалось наличие свободных бюджетных мест.

«Я переводилась с коммерции на бюджет, учась тогда еще в РГУ, в начале нулевых, – делится ростовчанка Наталья . – Изначально мне просто очень не повезло при поступлении и пришлось идти на коммерцию. Но первые же две сессии сдала на отлично и написала заявление о переводе. Каких-то сложностей этот процесс не вызвал. Возможно, потому что у меня помимо академической успеваемости была еще активная жизненная позиция – участие в вузовских конкурсах, мероприятиях. Но, главное – у меня не было конкурентов при переводе. Все-таки, как правило, на коммерции учатся более слабые студенты и на перевод претендуют единицы».

Станет ли теперь процедура перевода проще для талантливых студентов, пока прогнозов нет. Однако единый приказ Минобрнауки РФ определенно внес ясность в ситуацию, установив единые правила для всех учебных заведений, считают эксперты. Теперь во всяком случае каждый студент, учащийся на коммерции, будет четко знать, что отсутствие троек в табеле за последние две сессии, дают право претендовать на бюджетное место.

Вопрос: Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна! Меня зовут Лилия Романовна. Я мама Шигаповой Нелли Марселевны, студентки 2 курса филологического факультета, "Лингвистика", "Иностранные языки" профиль "Итальянский язык".
Вопрос: Возможно перевести мою дочь с платного на бюджет? Если я являюсь пенсионеркой по старости, не работаю по состоянию здоровья, получаю пенсию 10 000 руб плюс 1000 руб. за ребенка, у мужа оклад 20 000 руб, на след. год идет на пенсию, и 10 00 руб пенсия моей мамы, дочь не работает, т.к. учится в дневном отделении. В итоге в среднем получается 40-45 тыс, иногда редко дают мужу премию.
Дочь сдала экзамены и зачеты все три семестра на "4" и " 5" , но пока с переводом не получается. У нас закончились все запасы денег, и занимать уже не у кого. Дочь всегда училась на отлично, рассчитывали, что поступит на бюджет. Возможно ли перевести ее на бюджет, как малоимущую? Если да, то какие подавать документы и когда? Спасибо.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны

В соответствии с пунктом 7.2.8 «Правил обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, утверждённых приказом первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе от 29.01.2016 № 470/1 », на перевод с мест с оплатой стоимости обучения на места, финансируемые за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут претендовать следующие студенты:

  • студенты, сдавшие экзамены за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо»;
  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • студенты, утратившие в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).

Согласно пункту 7.1.3 правил обучения перевод и восстановление студентов осуществляется на конкурсной основе при наличии вакантных мест.

Информация о количестве вакантных мест публикуется на официальном портале СПбГУ не позднее рабочего дня, предшествующего дню проведения заседания комиссии по приёму документов в целях осуществления переводов и восстановлений по соответствующему направлению.

Следующее заседание Центральной комиссии по переводам и восстановлениям состоится 10.02.2017 перед началом весеннего учебного семестра 2016/2017 учебного года. Приём документов осуществляется с 12.12.2016 по 30.01.2017 (включительно). Документы могут быть переданы членам комиссии по приёму документов по соответствующему направлению , либо в электронном виде через «Личный кабинет» .

" onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать

Если абитуриент не проходит на бюджетное место, но проходит по общему конкурсу, то ему предлагается заключить договор, по которому его принимают на обучение на коммерческой основе. То есть студент будет обязан до определённой университетом или факультетом даты, своевременно вносить определённую соглашением сумму денежных средств за каждый семестр обучения через кассы учебного заведения. Вот казалось бы и всё - человек будет обречён платить за свою учёбу до самой защиты диплома. Однако, это не совсем так. Существуют пути решения данной проблемы. Вопросом о том, как перевестись с платного на бюджет следует задаваться, начиная с первого же семестра. В большинстве вузов механизм перевода отработан на протяжении долгих лет.

Платное обучение в вузе основано на договорной основе, поэтому при переводе на бюджет перво-наперво расторгается соглашение об оказании платных образовательных услуг. Главным критерием для перевода студента на бюджет является его успеваемость. В первую очередь, это отметки за время зачётной и экзаменационной сессии. Промежуточная успеваемость практически не влияет на изменение статуса "платника". Для того, чтобы иметь шанс для перехода на бесплатную основу, первую сессию нужно однозначно сдавать без отметок "удовлетворительно" - только на "хорошо" и "отлично". Желательно выложиться по максимуму, ведь, чем выше будут оценки, тем больше в глазах деканата своего факультета студент заслуживает того, чтобы не платить на образование.

В некоторых учебных заведениях возможно перевестись на бюджетное отделение уже после первой сданной на положительные отметки сессии. Это обычно происходит в том случае, если некоторые студенты, обучающиеся на бесплатной основе, не смогли закрыть все экзамены и зачёты, и попали в список на отчисление. Вместо тех, кого в итоге убрали из вуза, решением деканата, на их места будут переведены лица, лучше всех проявившие себя во время сдачи экзаменационной и зачётной сессий. То есть в начале второго семестра, такие студенты будут вызваны в деканат для расторжения договора и оформления стипендии. Всё это будет оформлено специальным приказом по факультету, который подтверждается печатью вуза и подписью его главы - ректора.

Но не всегда перевод осуществляется после первой семестра. Возможно, что придётся хорошенько поработать и на летней экзаменационной сессии, а оплата учёбы да этого момента всё также должна будет осуществляться в срок. Если сдача экзаменов летом точно также, как и зимой, удалась успешно, то с нового учебного года деканат факультета не вправе отказать студенту-отличнику или хорошисту, в переходе на бесплатное обучение. Если всё же вторая сессия не прошла так, как хотелось бы, то можно постараться исправить положение, и попробовать пересдать неудачный предмет. Для этого необходимо подать заявление в деканат и договориться с конкретным преподавателем о пересдаче. Чаще всего, они идут на встречу таким учащимся.

Если всё же исправить удовлетворительные баллы и добиться положительного результата не удалось сходу, то придётся напрягаться и на втором, и последующих курсах. Если у студента есть твёрдое желание преодолеть свой статус "платника", то рано или поздно у него это всё равно получится. Видя подобное рвение учащегося, многие сотрудники вуза будут идти ему навстречу, и давать определённые поблажки на экзаменах. Вообще, хорошие отношения с преподавателями и активное участие в общественной жизни вуза тоже будут отличнейшим подспорьем для достижения данной цели. Образование на бесплатной основе - вещь вполне доступная для студента, который хочет по-настоящему добраться до неё. Ответственная работа во время семестра, а также достойные ответы на экзаменах являются залогом успеха.

Количество бесплатных мест в учебных учреждениях обычно ограничено. Однако студенты-контрактники при определенных условиях могут рассчитывать на перевод с платного обучения на бюджет.

Практически каждый студент, которому при поступлении в учебное заведение не хватило финансируемого государством места, хочет перейти на бесплатное отделение. Но не все, даже проучившись определенное время на контракте, знают, как перевестись на бюджет с платного обучения. На законодательном уровне смена формы учебы регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.06.2013 № 433, в котором подробно прописана процедура перевода.

Условия перехода

Законодательство в целом предусматривает право учащегося на смену коммерческой формы получения образования на бюджетную. Однако конкретные условия процедуры устанавливаются правилами вуза.

Перевод с платного обучения на бюджет зачастую осуществляется при условии соблюдения ряда требований:

  • отсутствие у студента-контрактника академических долгов;
  • дисциплинированность, прилежное посещение занятий;
  • своевременная оплата контрактного обучения;
  • наличие мест на необходимой специальности и соответствующем курсе.

Количество свободных мест определяется по особому алгоритму расчета соотношения коммерческих и бесплатных мест на каждой специальности. Он учитывает число человек, принятых на обучение в конкретный год и фактическое количество студентов на текущий момент. Перерасчеты осуществляются дважды за год по завершению каждого из семестров, полученные данные в обязательном порядке размещаются в средствах массовой информации или на сайте заведения.

Важно! Рассчитывать на перевод могут учащиеся, которые закрыли две последние сессии, получив высокие баллы (отлично и хорошо) по всем предметам, при этом четверок не должно быть больше 25 %.

Порядок перевода на бюджет

Часто студенты задаются вопросом о том, можно ли перевестись с платного на бюджет непосредственно после поступления в вуз. Этого сделать нельзя. Чтобы претендовать на переход, необходимо проучиться определенное количество времени, продолжительность которого вуз устанавливает самостоятельно, но не меньше двух семестров. В течение этого периода преподаватели имеют возможность оценить способности студента, его отношение к учебе и другие заслуги, чтобы определить, есть ли основания для его перевода на бюджет.

Если установленный вузом период соблюден, то в течение тридцати дней после появления данных о наличии вакантных мест студент-контрактник должен предоставить в деканат:

Важно! В большинстве заведений есть такое понятие, как особое основание, являющееся поводом для перевода учащегося на бюджетное обучение. Им может стать утрата возможности платить по контракту, связанная с гибелью одного из родителей, необходимостью дорогостоящего лечения, потерей работы и т. п.

Сотрудники деканата проверят поданные претендентом сведения и передадут документацию специальной комиссии. Если прошение удовлетворят, то перевод будет подтвержден приказом ректора, который оформляется в течение десяти календарных дней с момента принятия решения.

Льготные категории

  • сироты и дети без родительского попечения;
  • учащиеся возрастом до двадцати лет из малообеспеченных семей, которые имеют родителя-инвалида первой группы;
  • учащиеся из семей с доходом на одного члена ниже регионального прожиточного минимума;
  • студенты, которые в процессе обучения потеряли обоих родителей (опекунов).

Важно! Если студент утрачивает способность оплачивать обучение по причине материальных трудностей, то он имеет законное право подать заявление о переводе.

Перевод с платного на бюджет в другой вуз

Согласно закону сменить форму обучения можно не только внутри заведения, но и, перейдя в другой вуз. Механизм проведения процедуры прописан в общем, но каждый институт имеет собственные правила зачисления на бюджет. Для перехода в этом случае необходимо:

  • Узнать о наличии бюджетных мест в заведении, куда планируется перевод. По закону, если подобные места имеются, то вуз не имеет права отказать в рассмотрении заявления. Однако обращаться за решением вопроса следует не к приемной комиссии, а на более высокий уровень, например, к ректору учебного заведения. Чаще всего окончательную резолюцию выносит ученый совет.
  • После этого студент подает заявление о переводе на бюджет по примеру, который предоставит кафедра.
  • Некоторые заведения требуют прохождения студентом определенных аттестационных испытаний. При этом необходимо погасить имеющиеся академические задолженности, которые могут возникнуть по причине разницы в учебных планах.
  • Если студент проходит все «испытания», ему выдается справка о зачислении в новое учебное заведение. С полученным документом он возвращается в предыдущий вуз и пишет заявление об отчислении, сдает зачетную книжку и студенческий билет, получает аттестат о среднем образовании и академическую справку с информацией обо всех сданных экзаменах и зачетах.

Важно! Если количество студентов, претендующих на бесплатное обучение, больше, чем число свободных мест, то ученый совет имеет право отбирать соискателей по результатам конкурса.

Если не удалось поступить на оплачиваемое государством место, не спешите расстраиваться, так как переход на бюджет - реальная и выполнимая задача. Все, что нужно, - это проявить себя с лучшей стороны в процессе обучения и активно участвовать в общественной деятельности учебного заведения.

Процедура и условия перевода регулируются Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.06.2013 № 433.

Самым главным условием перевода является наличие свободного бюджетного места по соответствующему направлению подготовки и форме обучения на нужном курсе. Вакантное место может появиться в любое время учебного года: кто-то отчислился, перевелся на другой факультет или на заочную форму обучения. Соответственно, следует постоянно мониторить ситуацию с бюджетными местами: деканат должен предоставлять интересующую вас информацию. К сожалению, далеко не всегда студентов информируют своевременно, однако есть возможность следить за количеством свободных мест на официальном сайте вуза.

Другими условиями для подачи заявления о переводе является отсутствие у студента текущей академической задолженности, дисциплинарных взысканий, а также долгов по оплате обучения.

Кто может претендовать на бюджетное место

Согласно приказу Минобразования, на перевод имеют право:

  1. Студенты, сдавшие не менее двух сессий подряд на «отлично» или «хорошо» и «отлично». Однако пятерок в зачетке хорошистов должно быть не менее 75% от общего числа оценок (учитывая отметки за курсовые работы и практику). В разных вузах требуемый период учебы без троек может отличаться, но не превышает четырех сессий подряд. Единственная оценка «удовлетворительно» лишит вас возможности подать заявление о переводе на бюджет. Поэтому есть смысл попросить преподавателя поставить «неуд», а потом этот экзамен пересдать. Все «хвосты» претендующим на перевод необходимо ликвидировать как можно быстрее.
  2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  3. Граждане РФ в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя − инвалида I группы, если среднедушевой суммарный доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Этот пункт может помочь и тем студентам, которые претендуют на бюджетное место на основании хорошей успеваемости. Справка из соцзащиты станет бонусом, способным решить вопрос в вашу пользу.
  4. Студенты, потерявшие в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).

Пакет документов

Для того чтобы внести свою кандидатуру в список претендентов на бюджетное место, нужно:

− представить в деканат соответствующее заявление;

− подтвердить право на перевод. Отличнику или хорошисту необходимо сделать ксерокопию зачетной книжки и заверить ее в деканате (должна стоять печать учебного заведения и подпись декана); тому, кто потерял родителя или малоимущему - соответствующие справки и документы из соцзащиты;

− подготовить документы, подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (дипломы, грамоты, благодарности - при наличии);

− характеристику, которая составляется деканом или его заместителем по воспитательной работе, куратором группы;

Комиссия по переводу

Специальная комиссия, которая решает судьбы студентов, обычно собирается дважды в год. Чаще всего это происходит в августе-сентябре и феврале-марте − по итогам экзаменационных сессий. Точную дату лучше уточнить в деканате или на сайте.

Для претендентов на бюджет это очень важный момент, так как сбор и подпись необходимых документов занимает определенное время. Справки из соцзащиты лучше начать собирать за несколько месяцев до сдачи. Если вы пропустите время, когда собиралась комиссия или не успеете представить все документы, вам придется ждать еще полгода, а значит, и платить еще за один семестр.

Если претендентов больше, чем вакантных мест, комиссия по переводам может назначить дополнительные испытания в виде экзамена или же распределить имеющиеся места в соответствии с поданными документами. По закону, приоритет отдается в первую очередь отличникам, затем − сиротам и студентам, имеющим только одного родителя − инвалида I группы.

При любых равных условиях предпочтение отдается студентам с лучшей успеваемостью.

Как вернуть деньги после перевода

Если вы успели оплатить следующий год или семестр обучения, и после этого вас перевели на бюджет, можно получить свои деньги назад.

Для возврата средств необходимо будет написать соответствующее заявление на основании перевода на бюджетную основу обучения, указав расчетный счет. Если год или семестр еще не успел начаться (вы оплатили авансом или перешли на бюджет во время каникул), то деньги будут возвращены в полном объеме. Если комиссия собиралась во время учебного процесса, то будет сделан перерасчет. Например, если приказ о переводе студента был подписан 11 апреля, то вернут средства только за период части апреля и до конца учебного года.