Калининское училище. Колледж Московская государственная художественно-промышленная академия им

Здравствуйте.Я студент строгановки,третийй год там обучаюсь,хочу подеоиться опытом и повозмущаться одновременно. Поступить реально,особенно на факультеты ДПИ.Вот с дизайном граф/среда/пром-посложнее.там ребята проплаченные,либо очень сильные конкуренты из филиалов строгановских училищ,либо после двухгодичных строгановских курсов и занятий по рисунку с ведущими преподавателями.Одним из последнего,вышеперечисленного был я,прорваться было сложно,МХК многое решает,поэтому я ходил на доп.занятия,еще егэ и творческие,все суммируется и в итоге вас распределяют по списку абитуриентов на места. Большинство мест в строгановке-бюджетные.Рисунок на высшем уровне:ведут отличные преподаватели,занятия интенсивные,за прогулы отчитываютвсе строго отслеживается,лучший в Москве преподаватель пластической анатомии расскажет вам много интересного и необычного,так же всю неделю в строгановке проходят наброски,короткий рисунок для всех желающих.Кафедральным предметам так же уделяется много внимания. Но поступать в строгановку не стоит,если Вы более художник,чем техник. Так как все факультеты проходят курс начертательной геометрии.Так же у нас есть проект,конструирование,математ-ика и физика.всему этому тоже уделяется немалое внимание,в отличие от живописи и скульптуры: немного о живописи. (это вообще отдельная история). Ведется просто ужасно.Сборище древних преподавателей,которые,ЕСЛИ ВДРУГ и появляются на занятиях,то сидят на кафедре,не заходят к ученикам.Многие ученики в глаза своих преподов не видят до первой сессии.Бардак полный,никто ни о чем не предупреждает,никто ничего не знает и не видел никого.отмечаться на занятиях нужно самому,однако,и об этом сразу никто не говорит.Жесть.Живопись проходит раз в неделю,а после,на сессии заваливают. Со скульптурой тоже бардак:работы теряют,преподы где то пропадают или приходят пьяные,не помнят своих учеников,даже если им глаза мозолить чуть ли не каждый день.В общем если вы хотите в промышленность и дизайн-велкам,а если вы художник/мастер дпи-не советую,отношение преподов к ученикам ужасное. Но если вы в своих силах уверены,если вы достаточно профессиональны,то очень советую. В строгановке много интересного и полезного,но время нужно убивать там конкретно. Я в институте с утра до вечера. И еще один минус: вуз всячески пытается держать имя,хотя его имя падает из за продажности мест,преподавании и многих учеников.Самостоятельный художник там выживет,как говорится "художника ноги кормят".Если будете вкалывать и впахивать 24/7-может получите 4!3-(нормальная оценка).работать там нужно много,иначе никак. И поступить,если вы окончили только художку сложно.Лучше занимайтесь на курсах или непосредственно с преподавателями факультета,на который планируете поступать.в остальном там круто:атмосфера,работа,относит-ельная свобода. 17.12.2013 18:04:54, ТониТони

Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им С.Г. Строганова наследник и правопреемник всемирно известного Московского художественного училища прикладного искусства которое открылось по постановлению правительства в 1920 году и сразу получило статус среднего специального учебного заведения (техникума)... "для обслуживания нужд кустарной промышленности со сроком обучения три года..."

В ноябре 1931 года, став Московским промышленно-художественным техникумом, учебное заведение утвердилось как специализированное в области декоративно-прикладного искусства. С 1931 года техникум стал носить имя М.И. Калинина, в 1938 году был переименован в Московское художественно-промышленное училище. Срок обучения увеличился до пяти лет, выпускники получали квалификацию художника-мастера - художественная направленность специалиста стала приоритетной.

Уже в 1923 г. выступление училища на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке было отмечено почетным дипломом первой степени. Затем последовало регулярное участие в зарубежных показах - на международных выставках в Париже (1925 и 1937 гг.) училище дважды получало высшую награду – «Гран-При», а отдельные изделия - золотые медали. И в послевоенные годы училище было достойно представлено на крупных международных выставках в Италии, США, Канаде, Японии.

С 1990 года наше учебное заведение стало называться Московским художественным училищем прикладного искусства (колледжем). В настоящее время мы являемся структурным подразделением МГХПА им. С.Г. Строганова.

Принципиальное реформирование училища, начатое в 1938 году, обозначило поворот к развитию многопрофильного учебного заведения, из четырех отделений вскоре образовалось шесть: отделение декоративного ткачества, ковроткачества, вышивки, кружева, художественной обработки дерева, резьбы по кости и камню. Живописно-декоративное отделение объединило роспись по дереву, металлу и папье-маше. Таким образом, сформировались основные направления подготовки кадров для центров традиционного народного искусства, имеющих свою художественную стилистику. Выпускники училища сыграли заметную роль в развитии искусства таких известных промыслов как хохломская роспись, лаковая миниатюра Федоскино, Мстеры и Холуя, холмогорская резьба по кости, ковроделие Дагестана, резной камень Урала и Северного Кавказа и др.

Кружевоплетением в нашей стране традиционно занимались в Вологодской, Липецкой, Рязанской, Вятской губерниях. Основывая свои работы на старых сколках, потомственные кружевницы во многом оставались исполнителями. Художников, способных реализовать новые идеи в кружеве, подготавливали в нашем училище.

Знание технологии изготовления кружева - базовое условие формирования профессиональных навыков. Создание композиции в кружеве - творчество, требующее умения видеть движение и пластику графической линии, поскольку именно рисунок определяет ритмический строй изделия, при этом необходимо стилизовать изобразительный мотив, придать ему условность, соответствующую технике. В учебном процессе наряду с материалом, представленным в редких книгах, в зарисовках, выполненных на промыслах, в образцах, переданных училищу музеями, используются работы, созданные уже несколькими поколениями студентов.

В последние годы диапазон дипломных проектов включает в себя крупные тематические панно, нарядную одежду, крестильные рубашки, колье, елочные украшения. Преподаватели и студенты отделения художественного кружевоплетения исходят из идеи взаимосвязей человек-предмет-среда в едином пространственном и коммуникативном поле. Представленные на выставке проекты демонстрируют сочетание сложной техники, изысканной воздушности образа с конструктивностью формы и функционально-эргономической составляющей изделия, становясь уникальным воплощением синтеза традиции и современности.