Кавказские народности. Народы Кавказа: традиции, культурные особенности и великий этнос

Кавказ - могучий горный хребет, протянувшийся с запада на восток от Азовского моря до Каспийского. В южных отрогах и долинах расположились Грузия и Азербайджан, в западной части его склоны спускаются к Черноморскому побережью России. Народы, о которых пойдёт речь в этой статье, живут в горах и предгорьях северных склонов. Административно территория Северного Кавказа поделена между семью республиками: Адыгеей, Карачаево-Черке-сией, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией-Аланией, Ингушетией, Чечнёй и Дагестаном.

Внешний облик многих коренных жителей Кавказа однороден. Это светлокожие, преимущественно темноглазые и темноволосые люди с резкими чертами лица, с крупным ("горбатым") носом, узкими губами. Горцы обычно более высокого роста по сравнению с жителями равнин. У адыгейцев часто встречаются светлые волосы и глаза (возможно, как результат смешения с народами Восточной Европы), а в жителях прибрежных районов Дагестана и Азербайджана чувствуется примесь, с одной стороны, иранской крови (узкие лица), а с другой - среднеазиатской (небольшие носы).

Кавказ недаром называют Вавилоном - здесь "смешалось" почти 40 языков. Учёные выделяют западно-, восточно- и южнокавказские языки. На западнокавказских, или абхазско-адыгских, говорят абхазы, абазины, шапсуги (живут северо-западнее Сочи), адыгейцы, черкесы, кабардинцы. Восточнокавказские языки включают нахские и дагестанские. К нахским относят ингушский и чеченский, а дагестанские делятся на несколько подгрупп. Крупнейшая из них - аваро-ан-до-цезская. Однако аварский - язык не только самих аварцев. В Северном Дагестане живёт 15 малых народов, каждый из которых населяет всего несколько соседних сёл, расположенных в изолированных высокогорных долинах. Говорят эти народы на разных языках, а аварский для них - язык межнационального общения, его изучают в школах. В Южном Дагестане звучат лезгинские языки. Лезгины живут не только в Дагестане, но и в соседних с этой республикой районах Азербайджана. Пока Советский Союз был единым государством, такое разделение было не очень заметным, но сейчас, когда государственная граница прошла между близкими родственниками, друзьями, знакомыми, народ переживает его болезненно. На лезгинских языках говорят.табасараны, агулы, рутульцы, цахуры и некоторые другие. В Центральном Дагестане преобладают даргинский (на нём, в частности, говорят в знаменитом селении Кубачи) и лак-ский языки.

На Северном Кавказе живут и тюркские народы - кумыки, ногайцы, балкарцы и карачаевцы. Есть горские евреи - таты (в Дагестане, Азербайджане, Кабардино-Балкарии). Их язык, татский, относится к иранской группе индоевропейской семьи. К иранской же группе принадлежит и осетинский.

До Октября 1917г. почти все языки Северного Кавказа были бесписьменными. В 20-х гг. для языков большинства кавказских народов, кроме самых малочисленных, разработали алфавиты на латинской основе; издавалось большое количество книг, газет и журналов. В 30-х гг. латинский алфавит заменили алфавитами на русской основе, но они оказались менее приспособлены к передаче звуков речи кавказцев. Ныне на местных языках издаются книги, газеты, журналы, однако литературу на русском языке читает всё же большее количество людей.

Всего на Кавказе, не считая переселенцев (славян, немцев, греков и др.), насчитывается более 50 больших и малых коренных народов. Живут здесь и русские, главным образом в городах, но отчасти в деревнях и казачьих станицах: в Дагестане, Чечне и Ингушетии это 10-15 % всего населения, в Осетии и Кабардино-Балкарии - до 30 %, в Карачаево-Черке-сии и Адыгее - до 40-50 %.

По вероисповеданию большинство коренных народов Кавказа - мусульмане. Однако осетины большей частью православные, а горские евреи исповедуют иудаизм. Традиционный ислам долгое время уживался с дому-сульманскими, языческими традициями и обычаями. В конце XX в. в некоторых регионах Кавказа, в основном в Чечне и Дагестане, стали популярны идеи ваххабизма. Это течение, возникшее на Аравийском полуострове, требует строгого соблюдения исламских норм жизни, отказа от музыки, танцев, выступает против участия женщин в общественной жизни.

КАВКАЗСКОЕ УГОЩЕНИЕ

Традиционные занятия народов Кавказа - пашенное земледелие и отгонное скотоводство. Многие карачаевские, осетинские, ингушские, дагестанские сёла специализируются на выращивании определённых видов овощей - капусты, помидоров, лука, чеснока, моркови и т. д. В горных районах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии преобладают отгонное овцеводство и козоводство; из шерсти и пуха овец и коз вяжут свитеры, шапочки, шали и т. д.

Питание разных народов Кавказа очень сходно. Основа его - зерновые, молочные продукты, мясо. Последнее на 90 % баранина, свинину едят только осетины. Крупный рогатый скот режут редко. Правда, везде, особенно на равнинах, разводят много птицы - кур, индеек, уток, гусей. Хорошо и разнообразно умеют готовить птицу адыгейцы и кабардинцы. Знаменитые кавказские шашлыки готовят не так уж часто - баранину либо варят, либо тушат. Забивают и разделывают барана по строгим правилам. Пока мясо свежее, из кишок, желудка, потрохов делают разные виды варёной колбасы, которую нельзя долго хранить. Часть мяса сушат и вялят для хранения про запас.

Овощные блюда для северокавказской кухни нетипичны, но овощи едят постоянно - в свежем, квашеном и маринованном виде; их также употребляют как начинку для пирогов. На Кавказе любят горячие молочные блюда - разводят в топлёной сметане сырную крошку и муку, пьют охлаждённый кисломолочный продукт - айран. Всем известный кефир - изобретение кавказских горцев; его заквашивают особыми грибками в бурдюках. У карачаевцев этот молочный продукт называется "гыпы-айран".

В традиционном застолье хлеб нередко заменяют другими видами мучных и крупяных блюд. Прежде всего это разнообразные каши. На Западном Кавказе, например, с любыми блюдами гораздо чаще, чем хлеб, едят крутую просяную или кукурузную кашу. На Восточном Кавказе (Чечня, Дагестан) самое популярное мучное блюдо - хинкал (кусочки теста варят в мясном бульоне или просто в воде, а едят с соусом). И каша, и хинкал требуют для приготовления меньше топлива, чем выпечка хлеба, и потому распространены там, где дрова в дефиците. На высокогорье, у пастухов, где топлива совсем мало, основной пищей служит толокно - обжаренная до коричневого цвета мука грубого помола, которую замешивают с мясным бульоном, сиропом, маслом, молоком, в крайнем случае просто с водой. Из полученного теста лепят шарики, их и едят, запивая чаем, бульоном, айраном. Большое бытовое и обрядовое значение в кавказской кухне имеют всевозможные пироги - с мясом, с картошкой, со свекольной ботвой и, конечно, с сыром. У осетин, к примеру, такой пирог называется "фыдиин". На праздничном столе обязательно должны стоять три "уалибаха" (пироги с сыром), причём располагают их так, чтобы они были видны с неба Святому Георгию, которого осетины особо почитают.

Осенью хозяйки заготавливают варенья, соки, сиропы. Раньше сахар при изготовлении сладостей заменяли мёдом, патокой или уваренным виноградным соком. Традиционная кавказская сладость - халва. Её делают из поджаренной муки или обжаренных в масле крупяных шариков, добавляя масло и мёд (или сахарный сироп). В Дагестане готовят своего рода жидкую халву - урбеч. Поджаренные семена конопли, льна, подсолнуха или абрикосовые косточки растирают с растительным маслом, разведённым в меду или сахарном сиропе.

На Северном Кавказе делают прекрасное виноградное вино. Осетины издавна варят ячменное пиво; у адыгейцев, кабардинцев, черкесов и тюркских народов его заменяет буза, или махсыма, - род светлого пива из проса. Более крепкая буза получается при добавлении мёда.

В отличие от своих соседей-христиан - русских, грузин, армян, греков - горские народы Кавказа не едят грибов, зато собирают дикорастущие ягоды, дикие груши, орехи. Охота, любимое занятие горцев, ныне потеряла своё значение, так как большие участки гор заняты заповедниками, а многие животные, например зубры, включены в Международную Красную книгу. Кабанов в лесах очень много, но на них мало охотятся, ибо мусульмане свинину не едят.

КАВКАЗСКИЕ СЁЛА

С давних времён жители многих сёл помимо сельского хозяйства занимались ремёслами. Балкарцы славились как искусные каменщики; лакцы изготавливали и ремонтировали металлические изделия, а на ярмарках - своеобразных центрах общественной жизни - нередко выступали жители села Цовкра (Дагестан), которые овладели искусством циркачей-канатоходцев. Народные промыслы Северного Кавказа известны далеко за его пределами: расписная керамика и узорчатые ковры из лакского селения Балхар, деревянные изделия с металлической насечкой из аварского села Унцукуль, серебряные украшения из селения Кубачи. Во многих сёлах, от Карачае-во-Черкесии до Северного Дагестана, занимаются валянием шерсти - изготавливают бурки, войлочные ковры. Бурка - необходимая часть горского и казачьего кавалерийского снаряжения. Она защищает от непогоды не только во время езды - под хорошей буркой можно укрыться от ненастья, как в маленькой палатке; она совершенно незаменима для пастухов. В сёлах Южного Дагестана, особенно у лезгин, изготавливают великолепные ворсовые ковры, высоко ценящиеся во всём мире.

Старинные кавказские сёла чрезвычайно живописны. Каменные дома с плоскими крышами и открытыми галереями с резными столбами лепятся вплотную друг к другу вдоль узких улочек. Нередко такой дом окружён оборонительными стенами, а рядом с ним возвышается башня с узкими бойницами - раньше в таких башнях во время набегов врага пряталась вся семья. Ныне башни за ненадобностью заброшены и постепенно разрушаются, так что живописность мало-помалу исчезает, а новые дома строятся из бетона или кирпича, с остеклёнными верандами, часто в два и даже в три этажа.

Эти дома не так оригинальны, зато удобны, и их обстановка порой не отличается от городской - современная кухня, водопровод, отопление (правда, туалет и даже умывальник нередко находятся во дворе). Новые дома часто служат только для приёма гостей, а семья живёт или в нижнем этаже, или в старом доме, превращённом в своего рода жилую кухню. Кое-где ещё можно увидеть развалины древних крепостей, стен и укреплений. В ряде мест сохранились кладбища со старинными, хорошо сохранившимися могильными склепами.

Таргамос упоминается в Библии, в так называемой "Таблице народов", являясь, как и в грузинских летописях, внуком Яфета (см. "Бытие", гл.10.ст.3). Правда, в Библии имя этого персонажа звучит как Торгама

Ученый-монах Леонти Мровели, живший в ХI веке, написал исторический труд, носящий название “Жизнь картлийских царей”. Труд этот, основывающийся на еще более древних летописных источниках грузин и, может быть, армян, является началом всех известных списков свода древнегрузинских летописей “Картлис цховреба” (“Жизнь Грузии”), сведенных в единую книгу между ХII и ХIV веками. Происхождение коренных кавказских народов Леонти Мровели рисует так: “Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов - у всех этих народов был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета - сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, различились и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами - Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса.
Страны же той, что досталась им в удел, сии суть рубежи: с востока - море Гургенское, с запада - море Понтийское, юга - море Оретское и севера - гора Кавказ.

Среди сынов его отличились восемь братьев, герои многосильные и славные, которых звали так: первого - Гаос, второго- Картлос, третьего- Бардос, четвертого- Мовакан, пятого- Лек, шестого- Эрос, седьмого- Кавкас, восьмого- Эгрос...” Ограничен круг кавказских народов, воспринимаемых древним историком как “потомки Таргамоса”. Если с армянами, картлийцами (грузинами), мегрелами и ранами (албанцами) все ясно, то другие наименования требуют расшифровки, которую мы получаем у Г.В. Цулая в соответствующих примечаниях. Так, моваканы оказываются племенем Кавказской Албании, родственным современным лезгинам, эры - древний могущественный народ, живший на сопредельных территориях современных восточной Грузии и западного Азербайджана (историческая Кахетия), леки - “грузинское название народов Дагестана в целом “ и, наконец, кавкасиане - предки не только современных чеченцев, ингушей и бацбийцев, но и других нахских племен и этнических групп, которые до нашего времени не сохранились.

Четко очерчены границы “страны Таргамоса”, в которой ученые видят воспоминания о царстве Урарту в период его могущества. Мы хотели бы обратить внимание читателей на то, что назвав эпоним (имя легендарного родоначальника) того или иного народа, Мровели нигде больше не путает эту взаимосвязь, то есть дагестанцы для него всегда остаются “потомками Лекоса”, вайнахи - “потомками Кавкаса”, грузины - “потомками Картлоса” и т.д. При этом могут называться и новые эпонимы (например, у дагестанцев Хозоних), но всегда подчеркивается, что вводимый на страницы повествования новый легендарный персонаж - сын, внук или более дальний, но всегда прямой, потомок одного из восьми братьев - сыновей Таргамоса.

В дальнейшем Мровели повествует о победоносной борьбе таргамосиан (в которых, как уже отмечалось, можно видеть халдов-урартийцев) с Ассирией. Отразив натиск ассирийцев и разгромив их силы, восемь братьев - сыновья Таргамоса, получают для жительства свои уделы на Кавказе. Шесть братьев и соответствующие им народы (армяне, грузины, мегрелы, “моваканы”, албанцы, эры) остаются в Закавказье. О заселении Северного Кавказа Мровели пишет так:
“Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки, что впадает в море Дарубандское (Каспийское море; “Великая река” - Волга - авт.). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух - Лекана (Лекоса) и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломека (Терека), к северу - до Великой реки Хазарети. Кавкасу - от реки Ломека до рубежей Кавказа на Западе”.

Итак, дагестанцы расселились от Каспийского моря до Терека, а вайнахи - от Терека “до рубежей Кавказа на Западе”. Интересно, что у Мровели мы находим и древнейшее название Терека (Ломеки), которое составлено из вайнахского словосочетания “горная река” (ломе - хи). Что касается географического термина “Кавказ”, то следует учитывать, что древнегрузинские авторы, в том числе и Мровели, под этим термином всегда подразумевали Центральный Кавказ и конкретно - гору Эльбрус.9 Следовательно, границы “удела Кавкаса” доходили до Эльбруса и включали в себя эту гору.

Далее, после описания заселения дагестанцами и вайнахами Северного Кавказа, Мровели возвращается к событиям, происходившим в Закавказье, в “уделе Картлоса”. Он рассказывает о его потомках, о попытках ввести в Грузии царскую власть, о междоусобицах и т.д. Повествование доводится до античной эпохи и, несмотря на хронологическую неопределенность, явно подчеркивается два характерных момента - возвышение и расцвет среди древних грузинских городов столицы Мцхеты и язычество грузин, которые в отмечаемый период поклонялись “солнцу и луне и пятирице звезд, и первой и главной их святыней была могила Картлоса”.

Приведем цитату из источника:
“В ту пору усилились хазары и начали войну с племенами леков и кавкасов. Таргамосиане в то время пребывали во взаимном мире и любви.Над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета. Решили шестеро Таргамосианов искать помощи в борьбе против хазар.И собрались все из племени Таргамосианов, преодолели горы Кавказа, покорили пределы Хазарети и, воздвигнув города на ее подступах, возвратились”.

Прервем на минуту цитирование. Здесь необходимы некоторые разъяснения. В древнеармянской версии “Картлис цховреба” приведенный нами выше отрывок передается в следующих словах: “В это время укрепилось племя Хазрацов, стали бороться против рода Лекаца и Кавкаса, которые от этого впали в печаль; просили помощи у шести домов Торгома, которые в это время пребывали в веселии и мире, дабы пришли к ним для спасения, которые и пошли в полной готовности на помощь и перевалили горы Кавкаса и полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука, который и призвал их на помощь”.

Древнеармянская версия существенно дополняет грузинскую. Во-первых, становится ясно, что основная тяжесть войны с хазарами легла на плечи вайнахов (дурдзуков, как их почти до ХIХ столетия называли грузины), и именно они обратились к закавказцам с просьбой о помощи. Помощь была оказана, но завоевание хазарских земель было проведено вайнахскими силами (“полонили земли Хазраца руками сына Тирета - Дуцука...”). Вернемся, однако, к прерванной цитате:“Вслед за этим (то есть после военного разгрома - авт.) хазары избрали себе царя. Вся хазарщина стала повиноваться избранному царю, и возглавляемые им хазары прошли Морские ворота, которые ныне именуются Дарубанди (то есть Дербент - авт.). Не в силах оказались Таргамосиане противостоять хазарам, ибо было их бесчисленное множество. Полонили они страну Таргамосианов, сокрушили все города Арарата, Масиса и Севера...”

Далее повествуется о частых набегах хазар в Закавказье, об уводе в плен людей и т.д. Отмечается, что для набегов хазары использовали не только Дербентский проход, но и Дарьяльское ущелье. Затем Мровели фиксирует первое появление на Кавказе осетин:“В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли (то есть Армении и Грузии - авт.). Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети (Осетия), что была частью удела Кавкаса. Дурдзук же, что был самым знаменитым среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой и дал имя свое - Дурдзукети..."

У чеченцев когда-то было три таких символических предмета: «къоман йай» («национальный котел»), «къоман тептар» («национальная хроника») и «къоман мухар» («национальная печать»). Все они хранились в Нашахе, в родовой башне Моцар (Моцархой), древнего клана, который был хранителем этих общенациональных чеченских реликвий.

На бронзовых полосах, которые были вертикально припаяны к внешней стороне котла, были выбиты названия этих 63-х тайпов.

Котел был разрушен по приказу имама Шамиля двумя чеченским наибами в 1845 или в 1846 году. Наибы были представителями тайпов Нашхо и Дишни. Осознав содеянное, они начали обвинять в этом святотатстве каждый другого. Между ними завязалась вражда, и их потомков удалось примирить лишь в 30-е годы XX века.

Недавно обнаружена рукопись-оригинал алана Аздина Вазара. Рукопись эта, составленная на арабском языке, найдена историком из Иордании Абдул-Гани Хасаном аль-Шашани среди 30 тысяч древних рукописей, хранящихся в мечети ал-Азхар в Каире. Аздин, по рукописи, родился в год нашествия полчищ Тамерлана на Кавказ - в 1395 году. Себя он называет представителем “аланского племени нохчий”. Отец Аздина- Вазар, был офицером высокого ранга, одним из военачальников-наемников монголо-татарского войска и жил в столице татар - городе Сарай. Будучи мусульманином, Вазар послал сына учиться в мусульманские страны.Затем тот вернулся на родину с целью проповедовать ислам среди своих соотечественников. По его словам, одна часть алан-вайнахов исповедывала христианство, другая- язычество (“магос цIера дин” - то есть солнце - и огнепоклонничество). Миссия исламизации вайнахов в тот период не имела ощутимого успеха.

В своей книге Аздин Вазар описывает границы и земли расселения алан-вайнахов: к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана - до северных пределов Дарьяла и течения Терека. И от Каспия (по равнине) до реки Дон. Сохранилось и название этой равнины - Сотай. В рукописи упоминаются и некоторые населенные пункты Алании: Мажар, Дади-ке (Дади-ков), крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Макжа, Аргун, Килбах, Терки. Описывается и местность в нижнем течении Терека, при впадении его в Каспийское море - равнина Кешан и остров Чечен. Везде аланы и вайнахи для Аздина полностью тождественны. Среди вайнахских кланов, перечисляемых историком-миссионером, большинство сохранилось и по сей день. Однако он упоминает и те кланы, которых сегодня нет в вайнахской тайповой номенклатуре, например: Адой, Ваной, Суберой, Мартнах, Нартнах и др.
взял тут

Коренные народы Кавказа предпочитают жить на своих землях. Абазины селятся в Карачаево-Черкесии. Здесь их живет больше 36 тысяч. Абхазы – тут же, либо в Ставропольском крае. Но больше всего тут живет карачаевцев (194 324) и черкесов (56 446 человек).

В Дагестане живет 850 011 аварцев, 40 407 ногайцев, 27 849 рутульцев (юг Дагестана) и 118 848 табасаранов. Еще 15 654 ногайцев проживает в Карачаево-Черкесии. Кроме этих народов в Дагестане живут даргинцы (490 384 человека). Здесь же живет почти тридцать тысяч агулов, 385 240 лезгин и чуть больше трех тысяч татар.

Осетины (459 688 человек) селятся на своих землях в Северной Осетии. Около десяти тысяч осетин живет в Кабардино-Балкарии, чуть больше трех - в Карачаево-Черкесии и только 585 - в Чечне.

Больше всего чеченцев вполне предсказуемо проживает в самой Чечне. Здесь их больше миллиона (1 206 551), причем, почти сто тысяч знают только родной язык, еще около ста тысяч чеченцев живет в Дагестане, и около двенадцати тысяч - в Ставрополье. В Чечне проживают около трех тысяч ногайцев, около пяти тысяч аварцев, почти полторы тысячи татар, столько же турок и табасаранов. Здесь же живет 12 221 кумык. Русских в Чечне осталось 24 382 человека. Здесь же живут 305 казаков.

Балкарцы (108587) заселяют Кабардино-Балкарию и почти не селятся в других местах северного Кавказа. Кроме них в республике живут полмиллиона кабардинцев, около четырнадцати тысяч турков. Среди крупных национальных диаспор можно выделить корейцев, осетинов, татар, черкесов и цыган. Между прочим, последних больше всего в Ставропольском крае, их тут больше тридцати тысяч. И еще около трех тысяч живет в Кабардино-Балкарии. В других республиках цыган мало.

Ингуши в количестве 385 537 человек живут в родной Ингушетии. Кроме них здесь проживает 18765 чеченцев, 3215 русских, 732 турка. Среди редких национальностей встречаются езиды, карелы, китайцы, эстонцы и ительмены.

Русское население сосредоточено, в основном, на пахотных землях Ставрополья. Здесь их 223 153 человека, еще 193 155 человек живут в Кабардино-Балкарии, около трех тысяч - в Ингушетии, чуть больше ста пятидесяти тысяч – в Карачаево-Черкесии и 104 020 – в Дагестане. В Северной Осетии проживают 147 090 русских.

Кавказ, расположившийся меж могучих горных хребтов и роскошных долин, — относится древнейшим регионам с многонациональным составом населения. Народы Кавказа, отличающиеся традициями и этническими особенностями, дружно проживают здесь. Несмотря на территориальную ограниченность региона, он породнил за всю свою историю существования около ста народностей.

Носители этнических культур в регионе

Сейчас кавказская горная цивилизация, одна из древнейших в мире, имеет единый тип культуры. Он состоит не только из этнических ритуалов, духовных аспектов, традиционных особенностей производства, но и из всех материальных понятий культуры и семейных, общественных ценностей гордых горцев. Именно поэтому современный Южный регион России считается удивительным и интереснейшим.

В течение многих веков совместные палеокавказские корни способствовали объединению и плотному партнерству носителей разных этнических культур, проживающих в окружении горных хребтов. Народы, живущие бок о бок на Кавказе, имеют схожие исторические судьбы и потому в этом регионе наблюдается очень плодотворный культурный взаимообмен.

На сегодняшний день носителями этнических культур, являющимися для данного края автохтонными, стали:

  • Адыгеи, аварцы и ахвахцы.
  • Балкарцы и ингуши.
  • Даргинцы.
  • Осетины и чеченцы.
  • Черкесы и мегрелы.
  • Кумыки, ногайцы и другие.

Кавказ - практически интернациональный регион. Большую часть его заселяют русские и чеченцы. Как показывает история народов Кавказа, чеченцы предпочли укорениться на землях Предкавказья, Дагестана, Ингушетии, а также в районе Кавказского хребта на территории Чечни.

В центральной части региона и в Северной Осетии проживает весьма неоднородный состав населения. Согласно статистике, здесь проживает по 30% русских и осетин, 5% ингушей, остальную часть представляют:

  • Грузины.
  • Армяне.
  • Украинцы.
  • Греки, татары и другие национальности.

По численности населения в пределах Российской Федерации третье место занимает именно Кавказ. Этот край всегда считался регионом с наиболее интенсивным притоком населения. И если раньше основные потоки перемещения формировали переселенцы из города в пригород, то в последнее время ситуация изменилась в обратную сторону.

На протяжении пяти столетий учеными тщательно изучается история народов Северного Кавказа. И, несмотря на то, что уже накоплен огромный фактический материал по данной теме, остается еще много неизведанного на благодатных кавказских землях.

Формирование древней цивилизации

Формирование многогранной горской цивилизации походило под гнетом сложных процессов взаимоотношения многочисленных наций. Особое воздействие на ее развитие также имели традиционные вероучения и религиозные направления. Христианство, буддизм, иудаизм - лишь некоторые религии народов северного Кавказа, которые способствовали возрождению могучей цивилизации.

Культуры античных стран Урарту, Двуречья, Древней Греции и средневекового Ирана, Османской и Византийской империй лежат в основе типа культуры, который сейчас актуален на территории южного региона России. Другими косвенными источниками культурного становления могучей горской цивилизации историки считаются также Индию и Китай.

Но самой глубокой и прочной связью, которой дорожили древнейшие народы Кавказа, были отношения с близлежащими: Арменией и Азербайджаном. Но также оказало сильное влияние углубление северокавказской культуры во времена восточных славян на множество других народностей, внеся коррективы в их бытовой устой и традиции.

Культура народов Кавказа стала одной из тех «изюминок», которые делают механизм российской культуры более многоликой. И основными качествами, которые делают историческую цивилизацию очень ценной для современного человечества, являются нетерпимость и толерантность.

Характерные горцам качества

Толерантность помогает до сих пор северокавказским нациям плодотворно сотрудничать с другими народностями, лояльно преодолевая проблемы и стремясь урегулировать конфликты мирно. А благодаря нетерпимости (и в конкретно этой ситуации она касается неприемлемости иного) коренные народы Кавказа смогли избежать чрезмерного давления извне и сохранить свою «авторскую» самобытность.

И на фоне популяризации толерантности для решения проблемы благополучного контакта ныне существующих народностей, история и традиции северокавказских горцев стали еще больше привлекать ученых. Они думают, что именно толерантность способствует благотворной адаптации горской культуры в современном окружении.

Кавказ - одновременно удивительный и сложный регион. И имеется в виду не только религиозные особенности этого горного края, но и этнические отношения, языковую специфику. Народы Северного Кавказа являются носителями более, чем трех десятков языков и диалектов. Поэтому иногда историки этот удивительный уголок России называют «русским Вавилоном».

Ученые смогли выделить три основных языковых направления, ставшие ключевыми для формирования второстепенных. Классифицируются языки народов Кавказа следующим образом:

  1. Восточнокавказские. Из них вышли дагестанские, которые делятся на несколько групп (аваро-андо-цезская, нахская, даргинская, лезгинская и другие), а также нахские языки. Нахский, в свою очередь, подразделяется на две ветви: чеченская, ингушская.
  2. Западнокавказские (их еще называют абхазско-адыгскими). На них общается народ шапсуги, проживающий северо-западнее курортного городка Сочи. Еще говорят таким языком абазины, адыгейцы, абхазы, кабардинцы, а также черкесы.
  3. Южнокавказские (картвельские) - распространенные преимущественно в Грузии, а также в западной части Закавказья. Они делятся всего на два типа языков: южно- и севернокартавельский.

Практически все языки, используемые на территории Северного Кавказа, до 1917 года оставались бесписьменными. Только с началом 20-х годов стали разрабатываться алфавиты для преобладающей части народов региона. В их основе лежал латинский язык. В 30-х же годах латинские алфавиты решили заменить русскоязычными, но на практике они оказались не такими приспособленными для передачи всех звуковых разнообразий горцев.

Одной из особенностей южного края и проживающего на его территории населения считается этнос народов Кавказа. Характерным для него является то, что многочисленные противоречивости существовали не только в пределах единой сложившейся общности, но и внутри каждого отдельного этноса.

На фоне этого часто на Кавказе можно встретить целые села, поселки и общины, которые стали обособленными друг от друга. В результате начинали создаваться «свои», локальные обычаи, ритуалы, обряды, традиции. Ярким примером тому можно считать Дагестан. Здесь установившиеся правила и порядок в быту соблюдали отдельные села и даже тукхумы.

Такая эндогамность привела к тому, что понятия «свое» и «чужое» имело четкие обозначения и рамки. Характерными для кавказских народов стали понятия «апсуара» и «адыгагъэ», с помощью которых горцы обозначили свод нравственных норм поведения абхазов и адыгов соответственно.

Подобные понятия стали олицетворением всех ценностей народов гор: мыслимые добродетели, значимость семьи, традиции и т. п. Все это помогло горцам развить этноцентризм, чувство преобладания и превосходства над чужим (в частности, над другими народами).

Три очень знаменитых горских обряда

На сегодняшний день самыми яркими и известными считаются три традиции народов Северного Кавказа:

  1. Радушная встреча. Понятия Кавказ и гостеприимство давно считаются синонимами. Обычаи, связанные с радушным приемом гостей, прочно укоренились в этносе горцев и стали одним из самых важных аспектов их быта. Стоит заметить, что до сих пор активно практикуются традиции гостеприимства на современном Юге Кавказа, вот почему туристы с радостью снова и снова любят посещать этот край.
  2. Похищение невест. Этот обычай можно отнести к самым неоднозначным, но широко распространенным на всем регионе. Изначально инсценировка должна была помочь родным жениха избежать уплаты калыма. Но впоследствии сюжет похищения, согласованного с обеих сторон, стал применяться для разных ситуаций. Например, когда родители не одобряют чувств своих детей или когда младшая дочь планирует выйти замуж раньше другой… В подобных ситуациях «кража» невесты - подходящее решение, а также «Древний и красивый обычай», как говорил один из главных героев знаменитой «Кавказской пленницы». Кстати, сейчас за реализацию подобной затеи виновников торжества могут наказать по закону, ведь традиция похищения преследуется Уголовным кодексом РФ.
  3. Традиция кровной мести. Кавказ - это регион, где много традиций противоречат светским и моральным стандартам государства. И обычаи кровной мести - самый яркий пример. Удивительно, но эта традиция не прекращала своего существования с того самого момента, как история Северного Кавказа начала независимое становление. Не имея срока давности, данная традиция до сих пор практикуется в некоторых регионах горного края.

Существуют и другие традиции народов Северного Кавказа. Есть интересные свадебные обряды, которые удивляют своей красотой и нестандартностью. Например, традиция «свадебное скрывание», подразумевающая раздельное празднование бракосочетания. Молодожены первые дни после свадьбы отмечают событие в разных домах и даже не видятся.

Интересны и кулинарные традиции, которые горские народы Кавказа практикуют до сих пор. Не зря ведь горячие кавказцы признаны самыми искусными кулинарами. Сочные, ароматные, яркие, с гармоничными переливами специй и вкусовых качеств, традиционные блюда горцев однозначно стоят того, чтобы попробовать их. Популярными среди них остаются: плов, ачма, харчо, сациви, хачапури, люля-кебаб и всеми любимая пахлава.

Дань древним традициям соблюдаются и в рамках семьи на Кавказе. Признание авторитета и главенства старших является основным фундаментом организации семей. Стоит заметить, что феномен кавказского долголетия многие ученые объясняют тем, что в этом регионе до сих пор почитается возраст и мудрость.

Эти и другие неординарные традиции горцев во многом меняют их мир к лучшему. Возможно, поэтому многие представители современного человечества все чаще обращают на них внимание, стараясь применить в своем обществе.

Эпос харизматичных горцев

Отдельного внимания заслуживает и общий эпос народов Кавказа. Сформированный на основе легенд о силачах, разбивающих мечами горы, героях-полубогах, сражающихся с великанами богатырях. Он зарождался в течение многих десятилетий и взял в свое наследие материал из III века до нашей эры.

Древние сказания со временем становились циклами, которые объединяла хронология и общий сюжет. Зарождающиеся в кавказских горах и долинах преданья сформировали нартский эпос. В нем преобладает языческое мировоззрение, тесно переплетающееся с символиками и атрибутикой монотеистических вероисповеданий.

Народы, проживающие на Кавказе, сформировали мощный эпос, который имеет определенные сходства с эпическими произведениями других народов. Это наводит ученых на мысль, что все исторические материалы горцев являются благотворным продуктом их взаимодействия с другими общинами во времена глубокой древности.

Можно еще долго восхвалять и превозносить народы Кавказа, которые сыграли далеко не маловажную роль в становлении культуры великой Русской Державы. Но даже сей краткий обзор особенностей населения этого региона свидетельствует о многообразии, ценности и богатстве культуре.

– множество народов, разговаривавших на разных языках. Однако, такая систематизация сложилась не сразу. Несмотря на одинаковый бытовой уклад, каждый из местных народов имеет свое уникальное происхождение.

Открыть в полном размере

Ученые выделяют группу автохтонных народов , (в переводе с греческого – местный, коренной, абориген ), которые обитают на данной местности со времен своего становления. На северном и Центральном Кавказе таковыми являются , которые представлены тремя народами

  • кабардинцы , 386 тысяч человек, обитают в Кабардино-Балкарской Республике, в Ставропольском и Краснодарском краях, Северной Осетии. Язык относится к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказского языка. Верующие – мусульмане-сунниты;
  • адыгейцы , 123 000, из них 96 тысяч проживают в Республике Адыгея, мусульмане-сунниты
  • черкесы , 51 000 человек, более 40 тысяч проживают в Карачаево-Черкесской Республике.

Потомки Адыгов проживают в целом ряде государств: Турция, Иордания, Сирия, Саудовская Аравия.

В абхазо-адыгскую языковую группу входит народ абазины (самоназвание абаза ), 33 000 человек, 27 тысяч проживают в КЧР и Республике Адыгея (восточная часть), сунниты. Потомки абазин как и Адыгов проживают в Турции и странах Ближнего Востока и в языковом отношении их потомками являются абхазы (самоназвание- абсула ).

Другая крупная группа коренных народов, которая занимает Северный Кавказ – представители нахской группы языков :

  • чеченцы (самоназвание – нохчий ), 800 000 человек, проживают в Республике Ингушетия, Чечне, Дагестане (чеченцы-аккинцы, 58 000 человек), мусульмане-сунниты. Диаспоры потомков чеченцев проживают на Ближнем Востоке;
  • ингуши (самоназвание – галгай ), 215 000 человек, большая часть живет в Республике Ингушетия, Чеченской Республике и Северной Осетии, мусульмане -сунниты;
  • кистины (самоназвание – кисты ), в горных районах Республики Чечня, разговаривают на нахских диалектах.

Чеченцы и ингуши имеют общее название вайнахи .

Наиболее сложно выглядит дагестанская ветвь иберийско-кавказских языков , ее подразделят на четыре группы:

  1. Аваро-андо-цезская группа , к которой относятся 14 языков. Наиболее значимым является язык, на котором говорят аварцы (самоназвание – маарулал ), 544 000 человек, центральные и горные районы Дагестана, поселения аварцев есть и Ставропольском крае и северном Азербайджане, мусульмане -сунниты.
    Прочие 13 народов, относящиеся к данной группе, намного уступают в численном отношении и имеют существенные отличия от аварского языка (например, андийцы – 25 тысяч, тиндинцы или тиндалы – 10 тысяч человек).
  2. Группа даргинского языка . Главный народ – дагринцы (самоназвание – дарган ), 354 тысяч человек, при этом более 280 тысяч проживают в горных районах Дагестана. Крупные диаспоры даргинцев проживают в Ставропольском крае и Калмыкии. Мусульмане – сунниты.
  3. Группа лакского языка . Основной народ – лакцы (лаки, казикумух) , 106 тысяч человек, в горном Дагестане – 92 000, мусульмане – сунниты.
  4. Лезгинская языковая группа – юг Дагестана с городом Дербент, народ лезгины (самоназвание – лезгияр ), 257 000, в самом Дагестане проживают свыше 200 000. Крупная диаспора существует в Азербайджане. В религиозном плане: дагестанские лезгины – мусульмане-сунниты, а азербайджанские лезгины – мусульмане-шииты.
    • табасаранцы (табасаран) , 94 000 человек, 80 000 из них проживают в Дагестане, остальные в Азербайджане, мусульмане-сунниты;
    • рутульцы (мых абдыр) , 20 000 человек, из них 15 000 живут в Дагестане, мусульмане-сунниты;
    • цахуры (йыхбы) , 20 000, большая часть проживает в Азербайджане, мусульмане-сунниты;
    • агулы (агул) , 18 000 человек, 14 000 – в Дагестане, мусульмане-сунниты.
      К лезгинской группе относятся еще 5 языков , на которых говорят незначительные по численности народы.

Народы позднее поселившиеся в Северо-Кавказском регионе

В отличие от автохтонных народов предки осетин пришли на Северный Кавказ позднее и долгое время они были известны под названием алан с 1 века нашей эры. По языку осетины относятся к иранской языковой группе и их ближайшими родственниками являются иранцы (персы) и таджики . Осетины живут на территории Северной Осетии, численность 340 000 человек. В самом осетинском языке различаются три крупных диалекта, в соответствии с которыми выводят самоназвания:

  • иранцы (ирон) – православные;
  • дигорцы (дигорон) – мусульмане-сунниты;
  • кударцы (кударон) – Южная Осетия, православные.

Особую группу составляют народы, чье формирование и появление на Северном Кавказе связано с поздним средневековьем (15-17 века). В языковом отношении они причисляются к тюркам :

  1. карачаевцы (карачайлы) , 150 000 человек, из них 129 тысяч живут в Карачаево-Черкесской Республике. Диаспоры карачаевцев имеются в Ставропольском крае, Средней Азии, Турции, Сирии. Язык относится к кыпчакской группе тюркских языков (половцы). Мусульмане-сунниты;
  2. балкарцы (таулу) , горцы, 80 000 человек, из них 70 000 проживают в Кабардино-Балкарской республике. Крупные диаспоры в Казахстане и Киргизии. Мусульмане – сунниты;
  3. кумыки (къумукъ) , 278 000 человек, в основном проживают в Северном Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии. Мусульмане – сунниты;
  4. ногайцы (ногъайлар) , 75 000, по территории и диалектном отношении делятся на три группы:
    • кубанские ногайцы (ак нагайцы) , живущие в Карачаевско-Черкесской Республике;
    • ачикулакские ногайцы , проживающие в нефтекумском районе Ставропольского края;
    • кара нагайцы (ногайская степь), мусульмане-сунниты.
  5. туркмены (трухмены) , 13,5 тысяч человек, живут в Туркменском районе Ставропольского края, но язык относится к огузской группе тюркских зыков , мусульмане-сунниты.

Отдельно следует выделить , появившихся на Северном Кавказе в середине 17 века. Калмыки (хальмг) , 146 000 человек, язык относится к монгольской языковой группе (родственны по языку монголы и буряты). В религиозном отношении – буддисты. Те из калмыков, которые были в казачьем сословии войска Донского, исповедовали православие, назывались бузаавы . Большая часть – кочевые калмыки – тургуты .

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров