Казахстанская литература. Канат Букежанов «Гильгамеш из кукурузного переулка»

Большинство обывателей слишком мало знают, о чем пишут современные казахские писатели. Литературный процесс уже давно стал предметом исключительного интереса узких специалистов - филологов и культурологов. Остальным же общение с литературой заменили интернет-заметки. Однако без общения с литературой дух нищает. Поэтому тем, кто хочет узнать, какие имена представляют современную литературу Казахстана, эта статья будет интересна.

Национальная литература - это отображение души народа. Современный этап развития литературы особенно интересен, поскольку по тому, о чем пишут писатели, и как они это делают, можно судить об образе мыслей народа и его ценностях на данном этапе развития.

У многих складывается впечатление, что казахская литература законсервирована на этапе становления независимости Казахстана. Однако это не так. Как и любая сфера культуры, литература интенсивно развивается, каждый год открывает новые имена, новые темы и новые художественные методы. Просто литература менее публична, чем телевидение или шоу-бизнес, интимна. Поэтому, чтобы узнать о ней что-то новое, нужно поинтересоваться.

Восстановим информационный пробел и расскажем, какие казахские писатели представляют современный литературный процесс.

Мухтар Магауин

Он известный литературный критик и писатель. Особой популярностью пользуются романы «Вешние снега» и «Шахан-Шер - человек - тигр». Автор этих произведений известен как фольклорист, этнограф, переводчик.

Мухтар Магауин в 2008 году начал работу над тетралогией, посвященной великому хану Степи - Чингисхану. С 2011 года выходят книги этого цикла.

На основе арабских, персидских и китайских хроник автор реконструировал жизнь и деяния великого завоевателя. В книгах представлены интересные наблюдения писателя о жизни и становлении культуры тюркских народов, поселившихся на территории Казахстана: их нравах, обычаях, ментальности.

Ермек Турсунов

Писатель и кинорежиссер, автор нескольких романов и сборника рассказов. Славу писателю принес роман об известном полководце, султане Египта и Сирии, правителе мамлюков - Бейбарсе. Историческая ретроспектива романа заставляет задуматься над тем, кто мы такие, во что и почему верим, какие ценности оберегаем.

В 2010 году вышла книга «Семь майских дней» - художественно-публицистическая детективная повесть о банде Мухлисова. В 2016 году автор презентовал книгу рассказов «Мелочи жизни», написанных в стиле устного повествования.

Гульбахрам Кургулина

Современный автор, дебютировавший в 2012 году. Гульбахрам Кургулина - автор серии романов, посвященных непростым отношениям в семье, психологии взаимоотношений, проблемам двоеженства: «Байбише. Старшая жена», «Токал. Младшая жена», «Бессовестные снохи», «И свекровь бывает золотой».

Ее романы этой серии отображают непростую жизнь казахских жен, поднимают проблему младших жен - токал, касаются проблем психологического комфорта и самореализации в семье и любви современной казахской женщины.

В этих книгах есть все, что интересно современным женщинам, - любовь, самопожертвование во имя любимого, страдание неразделенного чувства, сложный путь к счастью. Произведения написаны легко. Их отличает психологизм и драматический накал событий.

Аян Кудайкулова

Ее произведения близки по духу и тематике романам Г. Кургулиной. Аян по-философски рассматривает проблемы, которые возникают в современной семье. Ее герои - знакомый всем круг байбише, токал, свекровей.

Она поднимает проблему многоженства и его последствий не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Ее романы «Сумочка от Коко», «Колечко с сердоликом», «Садовник для одиноких дам» написаны легко, но раскрывают глубокую психодраму современных женщин.

Сабыр Каирханов

Писатель и журналист, был главным редактором газеты «Ак Жайык». Его роман «Синхро» наделал много шума в 2014 году. Это произведение относится к оригинальному жанру - speculative fiction. События разворачиваются в вымышленных мирах. Повествование характеризуется переплетением мистики, фантастики и детективной интриги.

Вместе с тем писатель касается огромнейшей психологической травмы, которую еще не пережили казахстанцы - загрязнение почвы и атмосферы ядерными отходами - печальными и разрушительными для экосистемы и антропологии Казахстана событиями на Семипалатинском ядерном полигоне.

Синхро - деформированная реальность, таинственное поле, затягивающее все окружающее. Чтобы спасти близких людей, герои романа жертвуют своими жизнями. Жертва символична: это жертва целого народа.

Галымжан Курмангалиев

Произведения этого казахстанского поэта поражают тонкой лиричностью и психологизмом. Глубокое переживание диссонансов современности, заброшенности человека в неидеальный мир, его трагедия - черты, которые присущи неоромантическому мироощущению Курмангалиева.

В поисках света и чувств всех прекрасных

Я юный поэт, потерянный в темной глуши…

Зира Наурызбаева и Лили Калаус

Тандем культуролога и писательницы воплотился в интересном фэнтезийном литературном проекте для детей - «В поисках Золотой чаши: приключения Бату и его друзей». Увлекательный динамичный сюжет переносит современных школьников в древние времена.

Вместе с царевичем муссагетов Аспарой они отправляются на поиски золотой чаши мудрости. На пути им встретятся мифологические и фольклорные персонажи. Увлекательное повествование непринужденно знакомит детей эпохи Всемирной паутины с культурным наследием Степи.

Ильмаз Нургалиев

Если хотите больше узнать о казахстанском фэнтези, то произведения этого автора не обойти стороной. В его романах серии «Дастан и Арман» синтезированы древние мифы и легенды Степи.

Простой сказочный сюжет захватывает с первых же поворотов. Читатель не заметит, как попадет в средневековый выдуманный мир, где царствуют мифологические существа и духи. С ними придется сразиться Дастану, чтобы добиться руки любимой.

Карина Серсенова

В ее писательской копилке лирические стихи (сборники «Песня сердца», «Навстречу», «Вселенная любви», «Взгляд сквозь небо», «Вдохновение жизнью» и т. д.), мистико-эзотерическое сочинение «Жизнь для тебя» и роман «Хранители пути», книги «Дыхание пустоты», «Всевластие пути».

Современные казахские поэты и прозаики активно интересуются историей, жизнью великих ханов, тонко чувствуют и переживают трагедию человека ХХІ века - его одиночество, растерянность, заброшенность, потерянность в информационном пространстве, где растворяется личность.

Реализуются казахстанские писатели в разных жанрах: реалистично-психологических триллерах, мелодраматических романах, фантастической прозе, тонкой медитативной лирике.

А какие произведения современных писателей и поэтов Казахстана нпавятся вам?

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Что не так с казахской литературой?

    ✪ Литература и искусство в 20-30-е годы XX века в Казахстане

    ✪ Открытый урок с «Просвещением». Урок 107. Литература (круглый стол)

    Субтитры

Древняя казахская литература

По свидетельствам китайских летописных источников -VIII вв., уже к этому времени у тюркоязычных племён Казахстана существовала устная поэтическая традиция, восходящая к более раннему периоду [ ] . Это подтверждают [ ] также различные элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры и другие литературные приёмы), обнаруженные в орхонских памятниках - текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V-VII веков.

Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»

На территории современного Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках - «Коркыт-Ата » и «Огузнаме ». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII -X вв. [ ] , был записан в XIV -XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт - это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуни и канглы .

Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана , его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце , Луна , Звезда , Небо , Гора и Море . Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён [ ] .

Героические и лирические поэмы

С момента зарождения казахской поэтической традиции её главной и обязательной фигурой был народный поэт-импровизатор - акын . Именно благодаря акынам до нас и дошли многочисленные эпические произведения, сказки, песни, поэмы, написанные ещё несколько веков назад. Казахский фольклор включает более 40 жанровых разновидностей [ ] , некоторая часть характерна только для него - песни-прошения, песни-письма и т. д. Песни, в свою очередь, делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Поэмы также можно разделить на героические, то есть повествующие о подвигах героев («Кобыланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс батыр», «Камбар батыр» и др.), и лирические, воспевающие самоотверженную любовь героев («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек»).

Казахская устная литература XV-XIX вв

В истории казахской литературы поэзия и поэтические жанры занимают главенствующее положение. В развитии казахской поэзии четко прослеживаются три периода:

Наиболее ранние произведения казахского устного народного творчества, чьё авторство можно считать установленным, относятся к в. В XVI -XVII в. были хорошо известны сочинения легендарного Асан-Кайгы, акынов Доспамбета, Шалкииза, а также Бухар-жырау Калкаманова, автора острых политических стихотворений. В Казахстане сложилась традиция проведения песенно-поэтических состязаний между акынами - так называемых айтысов . Стали выделяться такие жанры песен, как толгау - философское размышление, арнау - посвящение и т. д. В XVIII -XIX вв. в творчестве казахских акынов Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Суюнбая Аронова появляются новые темы - призывы к борьбе против баев и биев. В то же время акыны Дулат Бабатаев, Шортанбай Канаев, Мурат Монкеев представляли собой консервативное направление, идеализируя патриархальное прошлое и восхваляя религию. Акыны второй половины XIX в. - Биржан Кожагулов, Асет Найманбаев, Сара Тастанбекова, Жамбыл Жабаев и др. - использовали айтысы как форму выражения общественного мнения, отстаивая социальную справедливость.

Зарождение казахской письменной литературы

Казахская письменная литература в её современном виде начинает складываться только во второй половине XIX в. под влиянием контактов и диалогов с русской и западной культурами. У истоков этого процесса стоят выдающиеся казахские просветители, такие как Шокан Валиханов , Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев .

Начало XX в. стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя многие черты европейской литературы. В это время были заложены основы современной казахской литературы, окончательно сформировался литературный язык, появились новые стилистические формы.

Нарождающаяся казахская литература осваивала крупные литературные формы, до сих пор незнакомые казахским писателям, - романы, повести. В это время большую известность приобрёл поэт и прозаик Миржакип Дулатов , автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (), выдержавшего несколько изданий и вызвавшего большой интерес у русской критики и казахской общественности. Он также занимался переводами Пушкина , Лермонтова , Крылова , Шиллера , был реформатором казахского литературного языка.

В конце XIX - начале XX вв. группа «книжников», в которую входили Нуржан Наушабаев, Машур-Жусуп Копеев и др., активно проповедовала патриархальные взгляды и собирала фольклорный материал. Вокруг газеты «Казах» группировались националистические силы - Ахмет Байтурсынов , Миржакип Дулатов , Магжан Жумабаев , после 1917 года перешедшие в лагерь контрреволюции.

Творчество Жамбыла Жабаева

В советский период наибольшую известность в СССР приобрело творчество казахского народного поэта-акына Жамбыла Жабаева, певшего под аккомпанемент домбры в стиле толгау. С его слов были записаны многие эпосы, например, «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр». После Октябрьской революции в творчестве Джамбула появились новые темы («Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин»). В его песни вошли почти все герои советского властного пантеона, им придавались черты героев, богатырей. Песни Жамбула были переведены на русский язык и языки народов СССР, получили всенародное признание и в полной мере использовались советской пропагандой. В годы Великой Отечественной войны Жамбыл писал патриотические произведения, зовущие советский народ на борьбу с врагом («Ленинградцы, дети мои!», «В час, когда зовет Сталин» и т. д.)

.

В 1926 году была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, которая в первые годы своего существования активно боролась с националистическими проявлениями в литературе. В году был организован Союз писателей Казахстана, в составе которого позже стали работать секции русских и уйгурских писателей.

Первой на события Великой Отечественной войны в казахской литературе отозвалась гражданско-патриотическая поэзия - появились поэма Аманжолова «Сказание о смерти поэта» (1944), повествующая о подвиге погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева, стихи Токмагамбетова , Жарокова, Орманова и др. Уже после войны вышли романы «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова (1949) и «Грозные дни» Ахтапова (1957).

В 1954 году Мухтар Ауэзов закончил получившую отклик во многих странах тетралогию - роман-эпопею «Путь Абая», посвящённую жизни великого казахского поэта Абая Кунанбаева. Послевоенная казахская литература стала осваивать масштабные литературные формы большого советского стиля - романы, трилогии, поэмы и романы в стихах. Развивались также драматургия и научная фантастика.

Творчество Олжаса Сулейменова

В 1970-х внимание читателей привлекла книга казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова «Аз и Я». В ней он развил идеи о родстве казахов и древних шумеров, обращал внимание на большое количество слов тюркского происхождения в русском языке, что говорило, по его мнению, о сильном влиянии тюркской культуры на русскую. Однако в оживленной дискуссии, развернувшейся в печати, Сулейменова обвинили в пантюркизме и национализме

18.05.2015

Среди известных писателей Казахстана выделяются такие имена как Селуйменов Олжас Омарович, Мусрепов Габит, Муканов Сабит, Жумабаев Магжан, Ауезов Мухтар Омарович, Алтынсарин Ибрай, Абай Кунанбаев и многие другие.

Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев родился в 1845 году в Семипалатинской области, в семье главы рода Тобыкты. Абай Кунанбаев является поэтом, композитором, философом, мыслителем, просветителем, а также родоначальником новой казахской реалистической литературы. Абай рос в среде акынов и сказателей, что в последствии оказало влияние на его творчество. Три месяца Абай учился в русской приходской школе помимо Семипалатинского медресе. Среди русских поэтов Пушкин и Лермонтов были любимыми. В конце 80-х годов 19 века перевел отрывки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин «и в то же время Абай глубоко национальный поэт и философ. Предметом его творчества было описание жизни казахского народа. Абай умер в 1904 году, первый его сборник стихов вышел после его смерти в 1909 году в Петербурге. Произведения Абая переведены на многие языки мира. Одним из наиболее известных произведений Абая является поэма «Кара соз» в дословном переводе «Черное слово», которая состоит из 45 кратких притч. Основными изданиями являются: первый сборник стихов «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева.» Лирика и поэмы, Абай Кунанбаев Избранное Пер. с каз. под редакцией Л. Соболева, Абай Кунанбаев Собрание сочинений в одном томе «Слова назидания «Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»). В Семипалатинске открыт республиканский музей дом-музей Абая. Во Абаю Кунанбаеву установлены памятники, а также памятники такому выдающемуся деятелю культуры установлены в Стамбуле, Тегеране и в Москве.

Алтынсарин Ибрай

Алтынсарин Ибрай родился в 1841 году 2 ноября в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости Николаевского уезда (нынешний Затобольский район Костанайской области). Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, фольклористом, этнографом. Алтынсарин закончил первую особую школу в Оренбурге для казахских детей. Он много времени уделял самообразованию, изучил много произведений мировой литературы-Шекспира, Гете, Байрона и других. В 1864 году начинается его преподавательская деятельность, непосредственно при его участии была открыта начальная школа для казахских детей в крепости Торгай. Алтынсарин был талантливым организатором. Литературное наследие Алтынсарина включает переводы, стихотворения, рассказы, басни этнографические очерки, казахские сказки. Тематика его произведений разнообразная. Его по праву называют основателем детской литературы. Часть произведений в «Киргизской хрестоматии» представляют художественные переводы. Алтынсарин сделал переводы Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, И.А.Крылова, И.И.Паульсона и др.В своей педагогической практике Алтынсарин широко использовал произведения этих писателей. Умер он 17 июля 1889 года и похоронен на берегу Тобола.

Ауезов Мухтар Омарович

Ауезов Мухтар Омарович родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда. Интересный факт,что семья Ауезова была в родстве с семьей Абая Кунанбаева. Образование Мухтар получил в русской школе. Учился в Ленинградском университете, а также в аспирантуре Среднеазиатского университета.Ауезов был известным писателем, общественным деятелем, являлся академиком АН КазССР он был первым доктором филологических наук в Казахстане. Им было написано свыше двадцати пьес, а также переведены на казахский язык такие классические произведения мировой и русской драматургии,как «Ревизор»,»Любовь Яровая» ,»Офицер флота». Его пьесы, рассказы и повести 1910–1920-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая невеста», «Красавица в трауре», «Серый Лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствовали о зрелости таланта молодого писателя. Особый интерес Ауезов проявлял к творчеству Абая Кунанбаева и в последствии он написал крупное этническое повествование об Абае. Это произведение не сомненно принесло ему известность. Вся четырехтомная эпопея была названа «Путь Абая». Ауэзов заслуженно признан одним из выдающихся мастеров художественного слова двадцатого века. Умер писатель в 1961 году.

Жумабаев Магжан

Жумабаев Магжан родился 25 июля 1893 года в Булавском районе Северо-Казахстанской области. Большую роль в жизни Магжана играл отец Бекен — он был прогрессивным человеком и прививал детям любовь к знаниям. Магжан начал учится с четырех лет в домашней школе отца, созданная для своих детей и детей родственников. Дество Магжана проходило в тесном общении с природой, что в последствии сказалось на его творчестве. Им были написаны такие произведения как » Береза»,»Весна идет» и многие другие, в которых отразились его воспоминания детства. В 1905 году Магжана направили на учебу в Кызылжар, ныне Петропавловск, Мухамеджан Бегишев известный по тем временам человек, окончивший полный курс Стамбульского университета, открывает медресе для казахских и татарских детей. Магжан с увлечение изучает арабский, персидский, турецкий языки, историю тюркских народов. Закончив медресе с отличием Магжан продолжает свою учебу в Уфе, затем учеба в Омске. Его решение посвятить свою жизнь педагогической деятельности приводит к разладу с отцом, и он лишается материальной поддержки своих богатых родителей. В последствии о своих переживаниях он пишет в стихотворении «Исповедь». Писать стихи он начал с 14 лет. Его стихи печатали почти во всех газетах на казахском и татарских языках. В его жизни были трудные времена, когда он терял близких людей, от родов умерла его жена, а в последствии и сын. В 1929 году для поэта наступают особенно тяжелые времена, когда его обвиняют в национализме и сажают в тюрьму. Последние дни своей жизни он проводит в Алматы потом его опять арестовали и в 1938 году его жизнь оборвалась. Гонениям и преследованиям подвергался не только он сам но и его родственники. Магжан принадлежал к числу самых образованных казахов XX века, владел в совершенстве многими языками: русским, арабским, персидским, турецким и многочисленными диалектами тюркского языка.

Муканов Сабит

Муканов Сабит родился 13 апреля 1900 года в Таузарской волости Акмолинской губернии. Учился в Институте красной профессуры. Сабит Муканов это классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик, председатель союза писателей Казахстана. Свое творчество Сабит начал как поэт. «Батрак» и «Броды Октября» его первые поэмы. Поэма «Сулушаш» принесла ему наибольшую популярность. В 1934 году выходит его поэтический сборник «Тулпар», в котором собраны стихи с раннего творчества по 1933 год. Первым романом был роман » Адаскандар», а одним из самых значительных его романов был роман - «Ботагоз». Последние годы жизни С. Муканов работал над трилогией о самом любимом своем герое - Чокане Валиханове. Несомненно, это был незаурядный человек его связывала дружба с такими известными людьми как Алексей Толстой, Иван Шухов, Галина Серебрякова, с Габитом Мусерповым и многими другими. В 1974 году вышло его посмертное издание этнографического труда «Народное наследие». Его книги переведены на многие языки. К таким выдающимся личностям как Муканов Сабит отношение в обществе неоднозначно. Но он любил свою родину, и эта любовь прослеживалась в его произведениях.

Мусрепов Габит

Мусрепов Габит родился в 1902 году в Пресногорьковском районе Костанайской области. Мусрепов Габит это народный писатель РК. Он с детства увлекался литературой. В 1926–1928 годах обучался на рабфаке в городе Оренбурге, затем учился в Омском сельскохозяйственном институте. Его работа в печати начиналась с рядового сотрудника и до главного редактора. Он был блестящим журналистом. Работая журналистом, он получил школу жизни и сюжеты для будущих произведений. Пьеса «Амангельды», как и одноименный фильм, родилась из газетного очерка. Он известен и другими драматургическими произведениями это «Кыз-Жибек», Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Ахан-сере-Актокты». Мусрепов является одним из создателей нового для казахской литературы жанра – драматургии. Роман Г. Мусрепова » Солдат из Казахстана» является одним из первых произведений казахской прозы о войне. В своей деятельности Мусрепов многое делал для приобщения казахского читателя к русской и мировой классике. В казахской советской литературе Габит Мусрепов навсегда останется как один из ее зачинателей и талантливейших деятелей.

Селуйменов Олжас Омарович

Селуйменов Олжас Омарович родился 18 мая в 1936 году в городе Алматы. Он является народным писателем, поэтом, лингвист исследователь, тюрколог, популярный политик, видный государственный и общественный деятель. Его отец был офицером Первого кавалерийского Казахского полка. Но он был расстрелян, как и многие другие офицеры Красной Армии став жертвой сталинских репрессий. После окончания школы он поступает в Казахский государственный университет им. Кирова. В 1958 году он поступает на литературные курсы в Москве при Литературном институте им. А.М.Горького. После окончания курсов работает заведующим отделом поэзии журнала «Простор», главным редактором сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», первым секретарем Союза писателей Казахстана, первым секретарем правления Союза кинематографистов Казахстана, секретарем Союза писателей СССР. Алжас Сулейменов становится инициатором и организатором проведения в г. Алматы 5-й конференции писателей стран Азии и Африки. При его деятельности казахский кинематограф получил всемирную известность. Его заслугой как общественного деятеля является организация движения «Невада-Семей», которая добилась моратория на взрывы В Семипалатинском полигоне. Олжас Сулейменов известен во всем мире, он является автором многих книг, которые вышли на разных языках. Будучи казахом, он пишет стихи на русском языке, но при этом остается глубоко казахским поэтом. Среди его произведений наибольшую популярность получают такие как: поэтический сборник «Солнечные ночи», «Ночь-парижанка», «Доброе время восхода», «Год обезьяны», «Избранная лирика», «Глиняная книга», «Повторяя в полдень», «Каждый день утро», «Круглая звезда», «Трансформация огня», «Определение берега», «Аз и Я», «Язык письма» и многие другие. Как личность Олжас Сулейменов, является частицей истории казахского народа, его гордостью.

«Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» – перефразировав известную цитату, можно узнать о человеке многое, если даже не все – интересы, привычки и общий кругозор. Сегодня предлагаем отойти от полюбившихся мировых бестселлеров и открыть для себя современных отечественных авторов. В нашем обзоре мы собрали произведения, которые придутся по душе даже самому искушенному читателю. Расширяйте свой кругозор вместе с нами, бегите по строчкам и собирайте список must read от современных писателей Казахстана!

«Жир»

Эпатажная Мада Мада (в миру Мадина Мусина) написала книгу «ЖИР». Расшифровывается аббревиатура как: женщина, ищущая реальность . Так о чем же "ЖИР"? Пожалуй, трудно сделать один-единственный вывод. Презентация книги прошла совсем недавно. 4 февраля Мадина выступила перед аудиторией и в своей шуточной манере призналась, что книга – это сборник рассказов автобиографического характера, куда вошли посты и эссе, опубликованные раннее на ее личной странице в Facebook. Герои книги - это ближнее окружение автора, вместе с ними Мадина пытается проживать все радости и уныния, происходящие вокруг, с долей иронии и сарказма. Произведение выпущено без правок цензуры, обилие матерных слов неминуемо. Если вы любите современную прозу и ищете авторов с нестандартным видением обычных жизненных ситуаций, то книга вам точно понравится.

«Книга замужней женщины»

Книгу Мадины Байболовой можно считать сугубо женской. Автор сквозь призму своих прошлых ошибок рассказывает, почему браки распадаются и как этого избежать. На страницах книги, вы узнаете о первом браке Мадины, который продлился 9 лет и не стал для нее счастливым. Тем не менее, она дает себе второй шанс построить счастливую семью. Оглянувшись назад, героиня находит ответы на распространенные вопросы многих женщин: "Какой нужно быть женой, чтобы муж был счастлив рядом со мной?". По словам Байболовой, счастье и гармония семьи зависят от хранительницы очага. Автор открыла для себя, что наибольшее счастье женщина испытывает тогда, когда дарит любовь и ласку окружающим на безвозмездной основе. Стоит отметить легкий, ненавязчивый стиль произведения, который понравится многим читательницам. Книгу скачать можно

«Ключи от кейса»

Дана Орманбаева – знаменитый казахстанский специалист в сфере PR, журналист, продюсер, общественный деятель. Имея за спиной внушительный опыт, Дана выпустила целую трилогию с персональными советами. «Ключи от кейса» стала завершающей книгой. В ней автор рассказывает, что позволяет ей использовать время эффективно и повышать свою продуктивность. Орманбаева в интересной форме делится со своими читателями ответами на вопросы о том, почему так важны саморазвитие и мотивация, помогающие в любой жизненной сфере. Также автор жестко критикует такое качество, как неумение брать на себя ответственность. Дана уверена, что ее труд будет полезен тем, кому важно не просто строить планы, а решительно действовать! Если вам нравятся книги по личностному росту, то пора прислушаться и к советам успешных менеджеров, которые проживают с вами в одной стране.

«Пиньята»

Лиля Калаус собирала материал на протяжении 5 лет, чтобы опубликовать полноценную книгу. Так как рассказов автор собрала очень много, Калаус решила разбить сборник на 2 части. Название выбрано не случайно: смешение жанров и стилей позволило выпустить рассказы, написанные в разное время и в разных местах. В итоге получилась книга-конфетка – она такая же сочная, яркая и вкусная. Лиля говорит, что каждый читатель найдет для себя конфетку-рассказ, выпавшую из разбитой пиньяты – книги, наполненной жизнью и красками.

«Котелок»

Известный казахстанский журналист Вадим Борейко написал книгу, которая, по сути, не является мемуарами в классическом их понимании. Это своеобразный литературный "фьюжн". Юморные, саркастические и нетривиальные выводы автора позволяют погрузиться в историю минувшего времени и пережить их заново. Вадим Борейко по долгу службы был причастен к важным казахстанским историческим событиям еще с 1980 года, побывав их и участником, и очевидцем, а также хроникером. Автор показывает читателю историю Казахстана своими глазами. Получилась она без лишнего надрыва и горьких упреков. Вся жизнь и история буквально «варились» в «Котелке» Борейко. Если вам интересна новейшая история нашей страны, то спешите приобрести откровенное произведение одного из мэтров казахстанской журналистики.

«Мелочи жизни»

Новая книга популярного казахстанского режиссера Ермека Турсунова состоит из 7 разделов. Официальная презентация состоялась в 2016 году. В предисловии к книге своими отзывами делятся политолог Досым Сатпаев и журналист Вадим Борейко. В самом произведении описываются детские годы Турсунова, прошедшие в ауле "Первомайский" Алматинской области. В книге читатель найдет честное повествование о работе в газетах «Ленинская смена» и «Избиратель», о футбольном прошлом, об учебе, творчестве и о многом другом, что происходило с автором за всю его жизнь. Личное мнение писателя на события, которые происходят сейчас - особенно интересны! "Мелочи жизни" придется по нраву современникам, которые неравнодушны к творчеству Ермека Турсунова.

«В поисках Золотой чаши: Приключения Бату и его друзей»

Казахстанский культуролог Зира Наурызбаева и писательница Лиля Калаус написали в соавторстве увлекательную детскую книгу «В поисках Золотой чаши: Приключения Бату и его друзей». Сказка создавалась в течение 8 лет и была издана в 2014 году с помощью финансовой поддержки мецената, который пожелал остаться неизвестным. Творческий тандем из двух талантливых писательниц позволил родиться детской книге в жанре «фэнтези». Сказка повествует о приключениях мальчика Бату и его товарищей. Ребята завязывают знакомство с Аспарой (царевичем из племени массагетов) и вместе с ним пускаются в увлекательные приключения. Главная цель: найти священную чашу справедливости и мудрости. Побеждать злых врагов мальчикам помогают волшебные персонажи. Книга учит маленьких читателей важным вещам, которые пригодятся и во взрослой жизни: дружбе, ответственности, смелости и другим человеческим ценностям.

«Excuse me, фак off!»

Каково это – полгода прожить в Америке без работы и при этом, не отказываясь от жизненных наслаждений? Три журналиста Мади Мамбетов, Мадина Искакова и Светлана Ромашкина знают, что нет ничего лучше настоящей дружбы, приправленной уморительными приключениями и курьезными случаями из американской жизненной копилки, которые авторы запечатлели не только в памяти, но и письменно. Книга стала бестселлером в Алматы в 2011 году, так что можно уверенно считать, что дебют новоиспеченных писателей удался на славу.

«Д’Алматинцы»

Сестры Малика и Индира Бобро-Бадамбаевы в 2016 году выпустили комедийно-лирическую книгу об истории алматинской молодежи, сопровождаемую интересными фотоснимками. Труд включает в себя повествования о любви, а самой главной сюжетной линией является история о забавном парне Алексе Австрийском, который ищет свой жизненный путь. Изначально творческий проект «Д’Алматинцы» создавался в виде фотосериала, который авторы публиковали на своем сайте bobro.kz. Получив хорошие отклики от читателей, Малика и Индира собрали все фотоистории и выпустили их в формате полноценной книги. Сестры говорят, что книга поможет погрузиться в атмосферу жизни настоящего алматинского жителя.

«Менің екінші кітабым»

Одна из самых популярных медиа-персон казахстанского ТВ-пространства, продюсер, автор проектов на канале «Казахстан», Ляйля Султанкызы , в прошлом году выпустила автобиографичный роман. Ляйля откровенно поделилась с читателями о том, какие шаги она предприняла навстречу к своей мечте и как ей приходилось преодолевать трудности во имя достижения желанной цели. Издание можно назвать не просто автобиографией, но и эдаким дневником-пособием для женщин, где можно получить ответы на разные вопросы, связанные с семьей и карьерой. Как быть хорошей женой, при этом состояться в профессии и оправдывать надежды близких людей? Ляйля знает ответ. Книга написана на казахском языке, но ничуть не теряет своей актуальности и для русскоязычной аудитории.