Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З». артикуляции звуков З, Зь

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

Буква «З»

Веселые стихи

З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З ,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Игры

Игра «Доскажи словечко».

Е. Серова

Игра «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

Игра «Лесенка».

Игра «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)

На черный платок

Насыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Звезды.)

Свернешь – клин,

Развернешь – блин.

(Зонт.)

Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?

(Заяц.)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно?

(Змея.)

И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З «

Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку: Изучаем букву З, з.

Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых. И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них. Они по зову моему Являются ко мне. Зовут их Как? и Почему? Кто? Что? Когда? И Где?

Плакат со схемами: Первое слово в предложении Фамилии, имена, отчества людей Клички животных. Каждая строчка стихотворения Географические названия.

За Зо Зу Зы Зе Зя Зю Зи

«Алгоритм чтения». Читаю Понимаю Объясняю Составляю предложения.

Узоры на стекле

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по обучению грамоте (чтение).

1 «А» класс

«Изучаем букву З, з.»

Подготовила:

Хафизова Фануза Асгатовна,

Учитель 1 квалификационной категории

Средней школы №22 Советского района г.Казани

Тема урока: Изучаем букву З,з. (по УМК «Начальная школа XXI век»).

Цель урока: Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих

требованиям информационного общества.

Задачи урока: 1. Формировать основные приёмы смыслового чтения

букварной страницы:

а) распознавать и называть задания учебника;

б) интерпретировать полученную информацию - переформулировать

практические задания (что делать?) в учебные задачи урока (чему буду

учить себя? как это сделать?)

2. Формировать первоначальные навыки сбора информации, используя

вопросы познавательного характера.

3. Отрабатывать навыки работы с текстовой и внетекстовой информацией.

4. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному.

5. Развивать алгоритмическое и логическое мышление.

6. Отрабатывать различные приёмы отслеживания планируемых

результатов:

а) уметь задавать вопросы познавательного и учебного характера к

материалам страницы учебника,

б) уметь слушать, понимать вопрос, используя для ответа слова из вопроса,

в) уметь соотносить прочитанные слоги с тем или иным словом, в котором

есть данный слог,

г) самостоятельно проводить звуко- буквенный анализ слова с опорой на

звуковую матрицу и алгоритм звуко- буквенного анализа.

Оборудование урока.

Для учащихся:

1. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений: в 2 ч. 41./ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана -

Граф, 2012.

2. Абак.

Для учителя:

1. Карточки с вопросами КАК? ПОЧЕМУ? КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ?

2. Учебник «Букварь».

3. Перечень учебных заданий с. 88:

1) Знакомство с новыми буквами,

2) Звуковой анализ слов.

3) Чтение слогов с этой буквой,

4) Чтение и понимание слов с новой буквой,

5) Чтение текстов,

6) Работа с иллюстрацией.

4. Алгоритм выполнения первого задания (Схема):

1) Задаём вопрос.

2) Слушаем ответы.

3) Обсуждаем, обобщаем.

5. Плакат со схемой «Работа заглавной буквы»:

1) Первое слово в предложении.

2) Фамилии, имена, отчества людей.

3) Клички животных.

4) Каждая строчка стихотворения.

5) Географические названия.

6. Схемы: проведи звуко - буквенный анализ слов и подели слово

на слоги.

7.Игрушка

8.Абак. Буквы з, а, я, о, ё, у, ю, ы, и.

9.Слоги за, зо, зу, зи, зе, зы, зя, зю

10.Плакат «Алгоритм чтения»:

1) Читаю.

2) Понимаю.

3) Объясняю.

4) Составляю предложения.

11.Словари С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского

языка»; А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый

словарь русского языка».

Ход урока .

I. Организационный момент.

Школьник - это не тот, кто в школу ходит, а тот, кто учит себя и

получает новые знания, призывая на помощь своих верных

помощников. Давайте расскажем, кто они. Чтение детьми

стихотворения С.Я.Маршака «Есть у меня шестёрка слуг...»

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются ко мне.

Зовут их Как? и Почему?

Кто? Что? Когда? И Где?

Эти вопросы и верные друзья учеников - учебники помогают нам

познавать секреты родной речи.

Как называется учебник, который знакомит нас с буквами русского

алфавита, их секретами и помогает научиться читать?

(«Букварь».)

II. Постановка учебных задач.

Откройте учебник на с. 88.

Посчитайте, сколько учебных задач на этой странице? 1, 2, 3... на

пальцах покажи.

Как мы это узнаём? (Смотрим, сколько заданий предлагает

учебник и ставим учебные задачи.)

1 задание - Знакомство с новыми буквами.

(Учебная задача: узнать, сколько секретов у букв З, з и какие.)

2 задание - Звуко - буквенный анализ слов (зебра, замок).

(Учебная задача: Запомнить порядок выделения звуков в слове,

способы их обозначения буквами.)

3 задание - Чтение слогов с новой буквой.

находить слова с каждым новым слогом.)

4 задание - Чтение и понимание слов с новой буквой.

объяснять их значение.)

5 задание - Чтение текстов.

вопросы по прочитанному.)

6 задание - Работа с иллюстрацией.

(Учебная задача: Сравнить то, что написано в тексте с

иллюстрацией.)

III. Выполнение учебных задач.

1. - Приступим к выполнению 1 задания. Знакомство с новыми

буквами.

Работать будем по алгоритму:

1.3адаём вопрос.

2. Слушаем ответы.

3. Обсуждаем, обобщаем.

Задайте познавательные вопросы.

(- Как называется эта буква?

Почему художник нарисовал две буквы?)

Встаньте те дети, у кого в имени или фамилии, отчестве

прячется буква З, з.

В каком положении: в начале слова, середине, конце слова? - Встаньте те дети, кто живёт на улице Завойского, Заря. –Еще в каких случаях пишется заглавная буква в слове?

(Повторение правила написания заглавной буквы).

2. Приступим к выполнению 2 задания. Чтение слов по

картинке и выполнение звуко - буквенного анализа слов.

Прочитайте по картинке 1 слово(2).

Какое задание даёт вам учебник?

(Учебник велит нам сделать звуко - буквенный анализ слов.)

Разделите слова на слоги.

Назовите только первый слог в слове зебра.

Назовите гласную букву в этом слоге.

Назовите второй слог этого слова.

Назовите гласную букву этого слога.

Назовите первый слог слова замок.

Назовите гласные звуки в этом слове.

Сравните звуки слов, на которые указывает красная стрелочка.

(В слове замок звук з твёрдый, а в слове зебра - мягкий.)

Вывод: У буквы «З» две работы: обозначать мягкий и твёрдый

звуки.

Ещё о двух работах этой хитрой буквы мы узнаем через 2 урока.

IV. Физкультминутка.

На что похожа буква З?

З не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка. Прочитайте на доске скороговорку про зайку.

Знойного зайку зовут Зазнайка.

Что вы заметили?

(Буква З прячется в каждом слове.).

V. 3 задание. Чтение слогов с новой буквой. Работа со слоговым

абаком. 1. -

Зайка любит играть, перекликаться, слоги составлять, чтобы потом

с ними слова придумывать. Давайте поиграем. Возьмите абак. В

первое окошечко поставьте букву З.

Зайка покажет букву а - мы ответим твёрдо - за,

Зайка покажет букву я - мы ответим мягко - зя,..

2. - В каких словах есть слог за (зо, зу, зи, зе)?

(Заря, зоопарк, зубр, зима, зерно,…).

VI. 4 задание. Чтение столбиков слов. Работа в парах.

Алгоритм чтения:

1.) Читаю.

2.) Понимаю.

3.) Объясняю.

4.) Составляю предложения.

Мы будем выполнять это задание в парах, чередуясь, читая по

очереди по 1 слову. (1 минута)

2. Проверка самостоятельного чтения слов.

Давайте проверим нашу работу.

1, 2 столбик.

Какую букву заменили в первом слове, чтобы получить второе?(Заменить «н» на «м» , «л» на «к».)

3 столбик.

Сколько предметов обозначает первое слово? Второе?

Составьте предложение с первым словом 4 столбика. Со вторым словом .

(Знай правила дорожного движения. Зайка сидит под кустом.)

VII Физминутка. VII I . 5 задание. С. 89 Прочитайте слова первого столбика. (заря, замок, загар, заноза) - Что общего в этих словах? (Первый слог за). Составьте предложения с этими словами. – Прочитайте слова второго столбика.(роза, гроза, заноза, глаза) Составьте предложения с этими словами. Читаем и работаем с текстом.

1. - Сколько предложений на с 89?

Как узнали?

В русском языке будут встречаться предложения, состоящие из одного слова.

Прочитаем вместе первое предложение.

О чем оно?

(О зиме).

Читаем второе предложение.

О чем оно? (На улице мороз). – Читаем третье предложение. – Что узнали из третьего предложения? (На окне разные узоры). – А кто из вас наблюдал это явление природы зимой? - Что вы увидели на окнах своей квартиры? - - Какие еще явления природы вы наблюдали зимой? (Снег, гололед, вьюга, иней).

6 задание. Соотносим прочитанный текс с иллюстрацией.

Те, кому захочется, могут нарисовать иллюстрацию к

тексту.

7 задание. Прочитайте слова на второй половине страницы. Соотнесите каждое слово с картинкой. Назовите слова, которые состоят из 2 слогов. Сколько слогов в словах зеркало, мимоза, заколка? - Докажите. IX Давайте подведём итог урока.

1. - Сколько учебных задач мы поставили в начале урока? Удалось

ли нам их выполнить?

2. Если работа на уроке вам понравилась, нарисуйте на своём

листочке цветочек.

Если задания урока для вас пока ещё были трудными и не всё

ещё получается, не огорчайтесь: очень скоро мы их освоим и

учебником.


Основными задачами урока являются: закрепление знаний детей по звукам [З] и [З"] и букве З; формирование умения дифференцировать звук [З]и [С]; развитие навыков фонематического представления и фонематическою анализа и синтеза; воспитание заинтересованности в приобретении знаний об особенностях родного языка.

Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука ; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика “Комар”

Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.

Скажите, ребята , с каким звуком прилетел к нам комарик?

Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.

II. Вводная часть.

Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика

Давайте еще раз произнесем все вместе звук “назойливого комарика”: З-З-З
- Когда мы его произносим, что делают наши губы, зубы. язык, воздушная струйка?
- Если воздушная струйка встречает препятствие, значит этот звук какой? (это согласный звук)
- Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот звук произносите? Какой это согласный звук? (это согласный звонкий звук)
- Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть мягкий звук [З"])

III. Основная часть.

1. Работа над звуками [З] и [З"] в слогах.

Игра “Повтори правильно”

I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З"]

2. Работа над звуками [З]и [З"] в словах.

Игра “Придумай слово на звук [З]”

Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].

“Зина утром встала, постель...(заправила) , сделала... (зарядку) , почистила… (зубы) . Паста, которой она чистила, называется...(зубная) . Зина причесалась, косички (заплела) , бант... (завязала) и пошла па кухню... (завтракать) .

Физкультурная минутка.

Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)

Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.

Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З"] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.

Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”

Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.

Слово для упражнения: зайка.

Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.

Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.

Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:

Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.

Работа с буквой З.

Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).

Игра “Собери слова”.

(На доске зарисована схема).

Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).

Разделить слова на слоги.
- Изменить эти слова так, чтобы каждое из них имело по одному слогу.
- Изменить теперь так, чтобы в этих словах появилось три слога.
- Выложите звуковые схемы этих слов.

Дифференциация звуков [З] - [С].

Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?

Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”

Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:

Та... (зы), ко... (сы). или (зы), но... (сы), ва.. (зы), бу... (сы), ча... (сы), бере... (зы), колба... (сы), рель... (сы), арбу... (зы), гро... (зы).

Игра “Подскажи словечко”.

Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:

Распустились утром розы.
На цветах сверкают... (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку... (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал... (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)
Занятие по художественному труду с дошкольниками "Приглашение для Деда Мороза"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | звук | скачать звуки | буква | русские буквы | дифференциация | социальная дифференциация | звуков | [з] | [c] | скачать c | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект занятия по обучению грамоте Звук и буква З Дифференциация звуков [з] и [c] Детский сад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

План-конспект занятия

на тему:

«Буква З»

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

объединения « Радуга»

Р.Г. Тихонова

Тимашевск,

2016

Тема занятия по обучению грамоте: «Буква З».

Цель: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения слов с новыми и изученными буквами.

Задачи:

Образовательные:

- научить выделять звуки в речи, обозначать их на схеме; научить читать слоги, слова с буквой З;

Закрепить умения детей делить слова на слоги; выполнять модели слов; - обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать связную речь, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;

Совершенствовать графический навык письма;

Закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные:

- формирование культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания.

Оборудование: мультимедийная презентация; индивидуальные сигнальные карточки, карточки со словами; цветные сердечки;

Конспект занятия

1.Актуализация знаний.

Психологический настрой.

Приветствие детей.

На занятиях каждый день

Делаем зарядку. Выполняем упражненья строго по порядку.

Все присели, дружно встали.

Повертели головой.

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

Подготовка рабочего места.

Отношение к учению и поведение на занятиях.

Аутотренинг «Психологическая минутка».

Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)

Мы должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно. –Кто наши помощники?

-Выполним упражнения для развития артикуляционного аппарата:

-«ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

«УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

«ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

«ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

-(губки, зубки, язычок).

Правильное произношение звуков

Игровая

Определение темы занятия.

Какое сейчас время года? - Кто летом серый, а зимой белый?
- Наша планета.
- Слово – приветствие при встрече.
- Буквы мы пишем, а произносим…? (на экране появляются иллюстрации и слова с названиями). -Что особенного заметили в словах? -Назовите тему занятия.

Зима
-Заяц.

Земля.

Здравствуйте!

Звуки.

Все слова начинаются с одной буквы.

Тема занятия: Буква Зз.

Определение темы занятий ведется на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено детьми, и того, что ещё не известно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Мультимедийный проектор

2.Цель.

Кто определит цель нашего занятия?

Какие задачи нужно решить, чтобы достичь эту цель?

Будем изучать букву Зз.

Дать характеристику звуков;

Познакомиться с буквой Зз;

3.Открытие новых знаний.

Отгадайте загадку:

Маленькая собачка Свернувшись лежит. Не лает, не кусает, А в дом не пускает

Правильно, это замок.

Ребята, с какого звука начинается слово «замок»?

Назовите слова на рисунке, которые начинаются с этого звука (зонт, забор, зебра, заяц, зима).

А с какого звука начинается слово зебра?

Произнесите отдельно звуки [З] и [З ΄]

Какие это звуки?

Составьте схемы слов (по вариантам)

Проверка на доске

Замок.

Со звука [З]

Зонт, забор, зебра, заяц, зима.

-[з΄]

Это разные звуки: твердый и мягкий согласный.

Дети работают с карточками.

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Словесный, наглядный;

Частично - поисковый.

картинки

Частично - поисковый метод

Презентация

«Картинки со звуками»

Оцените себя как составили схемы с помощью волшебных линеечек. (Если схему составили быстро и правильно - звездочку поставьте вверху, если вызвало затруднение - чуть ниже, а если не смогли –то внизу).

Что было трудно?

Оценивание.

Оценка – выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Ориентация на понимание успеха при изучении нового.

Критериальный подход к оценке деятельности. Дети включаются в ситуации самоконтроля, и самооценивания.

Развитие внимания и запоминание графического образа буквы Зз.

Для двух разных звуков - твердого З и мягкого З - есть одна буква З . Найдите ее на странице тетради.

Возьмите карандаш, обведите буквы З з.

Какую задачу выполнили?

В тетради дети находят и обводят буквы З з.

Дали характеристику звуков и познакомились с буквой Зз.

Удержание учебной цели.

Частично- поисковый метод.

4.Преобразование полученных знаний.

А сейчас будем решать третью задачу: будем учиться читать слоги с буквой Зз.

Игровой приём «Эхо».

На доске написаны слоги:

за за за за зо зо зо зо зу зу зу зу

зя зе зю зи зе

Первую строку читаем «как эхо», вторую – «как ручеёк» (быстро).

Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.

Дети читают слоги

Коллективная работа

Игровой приём

Разминка.

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да смотри, не упади.

Давай с тобой попрыгаем

И ножками подвигаем.

Раз прыжок и два прыжок.

Остановимся и снова

Мы к занятиям готовы.

А сейчас поработаем со словами. Перед вами карточки со словами (Зина, Зоя, зонт, зонтик, зима)

Прочитайте их и разделите на 2 группы.

Как можно разделить слова?

Давайте проверим.

Как написаны имена (с заглавной буквы)

Что особенного в словах второго столбика?

Как еще можно разделить слова?

Дети делят на группы по признакам.

Слова с 2 слогами в одну группу, с 1 слогом в другую.

Дети проверяют

(коллективная работа)

Имена в одну группу, остальные в другую.

С мягким согласным в один столбик, с твердым - в другой.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

нализ объектов с целью выявления признаков (существенных, несущественных);

- Построение логической цепи рассуждений;

Здоровьесберегающие упражнения.

Исследовательский метод

(самостоятельность обучающихся в выборе форм, проявление деловой и творческой активности).

Частично – поисковый метод деятельностного подхода в обучении.

Технология перспективно - опережающего обучения

Какую задачу выполняли?

Удержание цели и задач.

Я предлагаю вам еще поработать в парах.

Скажите девиз совместной работы

Назовите слова с противоположным значением, которые начинаются на звук З.

Вместе – не трудно,

Вместе - не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно.

Летний – зимний;

добрый – злой;

глухой – звонкий.

- Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с педагогом и сверстниками.

Технология сотрудничества.

5.Рефлексия. Психологическая разгрузка и снятие напряжения.

6.Оценка деятельности.

Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на занятии. – Какой была тема занятия? – Что нового для себя узнали? – Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление.

- У вас на столах лежат сердечки трёх цветов. Если вам не понравилось занятие, то выберите синее сердечко; если чему-то научились, но не очень хорошо запомнили, то – зелёное сердечко; если всё понятно и всё запомнили, то–красное сердечко. Спасибо за работу!

Познакомиться с буквой Зз.

Дети высказывают мнение.

Оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция – как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме «Звуки [з], [з’], буква З»

Автор: Пышнограева Елена Николаевна, учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным направлением по художественно-эстетическому воспитанию», г. Лиски
Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме: «Звуки [з], [з’], буква З». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, воспитателям логопедических групп, логопедам.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме «Звуки [з], [з’], буква З».
Интеграция образовательных областей «Развитие речи», «Познание», «Социализация».
Цель: Знакомство со звуками [з], [з’], буквой З,
Задачи:
Образовательные: Научить детей давать сравнительную характеристику звуков [з], [з’], закреплять умения составлять схемы слов, учить пересказывать тексты с опорой на наглядно-графический план.
Развивающие: Развить фонематический слух, память, логическое мышление, тонкую, общую и артикуляционную моторику.
Речевые: Развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные: Воспитывать у дошкольников аккуратность, самостоятельность, любовь к природе, уважительное отношение к окружающим.
Демонстрационный материал:
Модели артикуляции звуков, куклы настроения, буква З, «Феи звуков».
Раздаточный материал:
Разрезные картинки, схемы слов, фишки синего, зеленого, красного цвета, зеркала, части буквы З, бумага, простой карандаш.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подведение итога.
Ход НОД
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Логопед.
Ребята, вспомните правила поведения на занятии:
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать,
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Посмотрите на модели звуков. Сядет тот, кто отгадает слово.

(небо, дождь, гром, друг, лес, дом)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Логопед.
Достаньте из белого конверта части, соберите разрезную картинку.
Отгадайте загадки.
Отгадку назовет тот, у кого такая картинка.
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору У стволов грызет кору. (заяц)

Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать её опасно, Укусит. Ясно? (змея)

От дождя
спасает, А сам намокает. Хотя намокает, Но не промокает. (зонт)

Он могучий и с рогами,
В шерстяной жилетке, На спине огромный горб, Ест траву, а так же ветки! (зубр)

Чёрненькая собачка,
Свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)

Друг за другом встали доски,
Как тигриные полоски.
Только тигр не убежит –
Грядки с луком сторожит. (забор.)

Логопед.
Произнесите первый звук в каждом слове?
Правильно, это звук [з]. Возьмите зеркала, произнесите звук [з]. Что происходит с губами, когда вы произносите этот звук?
Дети: «Улыбаются».
Логопед: А язычок?
Дети: «Лежит у нижних зубов».
Логопед: Какой дует ветерок при произнесении звука?
Дети: Холодный.
Логопед. На сегодняшнем занятии мы познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой З.
Звуки [з] и [з’] обозначаются буквой З. Посмотрите на нее.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!

Возьмите синий конверт. Выложите букву З из частей.


На что похожа буква З?
На эту букву посмотри, Она совсем как цифра три.
Произнесите звук [з]. Охарактеризуйте его.


Произнесите мягкий звук.
Хлопните в ладоши, когда услышите звуки [з], [з’] в словах:
зонт, жаба, корзина, мак, зебра, жираф, рыба, земляника, суп, медуза, насос, замок, забор.
Возьмите схемы слов.
Определите место звука [з] в словах: забота, коза, зубы, медуза.


Составьте схему слова зал.
Получите из зал – ал – ла – зил.
ФИЗМИНУТКА
Сегодня из снежного, мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот.
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе.
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»
Игра с мячом «Наоборот»:
день-…, грусть-…, зло-…, холод-…, ложь-…, друг-…, юг-…, чистота-…, отдых-…
И мы продолжаем работу.
Послушайте рассказ.
Захар шел по лесу и увидел рябину. На дереве росли ягоды. Мальчик протянул руку и сорвал гроздь. «Покормлю птичек», - подумал Захар. Вдруг прилетел снегирь. Он выхватил ягоды и сел на дерево. Мальчик потер лоб. Чудеса!
- Что увидел мальчик?
- Что росло на дереве?
- Что сделал Захар?
- О чем он подумал?
- Кто прилетел?
- Что сделал снегирь?
- Что сделал Захар?
- Возьмите бумагу и карандаш. Изобразите предложения графически.
- Но сначала подготовим пальчики к работе:
1, 2, 3, 4, 5,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.

Перескажите рассказ.
- Посмотрите на кукол настроения. Выберите ту, у которой такое же настроение, как у Захара.


- Почему выбрали эту куклу? (грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- С какими звуками познакомились на сегодняшнем занятии?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?