Конспект занятия автоматизация ш. Индивидуальное логопедическое занятие

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс Конспект индивидуального занятия тема: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах» Провела: учитель логопед МДОУ 9 Рубцова Любовь Викторовна

2 Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах». Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах. Задачи: Образовательные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш]. -Учить чѐтко произносить звук [Ш] в слогах, словах. -Развивать фонематическое восприятие. -Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. -Упражнять в образовании родственных слов. -Упражнять в образовании притяжательных прилагательных. -Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов. Коррекционно-развивающие: -Продолжать развивать память, мышление, внимание. Коррекционно- воспитательные: - воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка. Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек. I.Ход занятия. Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лѐг в кровать, как услышал ещѐ один звук кап кап кап. Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало еѐ жалко. Мишутка спросил змейку: «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» спросил Мишутка змейку. «Шуша» ответила змейка. «А меня Мишутка» сказал медвежонок. «А почему ты всѐ время шипишь?» спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» ответила Шуша. «А ты умеешь шипеть?» спросила Шуша. «Нет» ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» сказала змейка. II.Артикуляционная гимнастика. - Ш-ш-ш Шипенье, шум, шептанье, Шорох, шелест, шин шуршанье - Ш! Чтоб звук красивым вышел, Шире язычок и выше! Сделаем из язычка

3 Чашечку, подняв бока. Эту чашку по бокам К верхним мы прижмѐм зубам. Вот теперь над чашкой можно Дуть красиво, осторожно. Чтобы ветерок бежал, Чтобы Ш, как шѐлк, шуршал! - Ш-ш-ш Шипенье, шум, шептанье, Шорох, шелест, шин шуршанье Упражнения для губ. «Улыбка» Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд. Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану И нисколько не устану. «Трубочка» Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Упражнения для языка. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлѐпывая его губами, произносить пяпя-пя О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении. «Лопаточка» Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. Язык лопаткой положи И под счѐт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! «Чашечка» Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть еѐ вниз рукой). «Лошадка» Присасывать язык к нѐбу, растягивая подъязычную связку. Щѐлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать еѐ рукой)!

4 Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас ждала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. «Грибок» Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нѐбу и открыть рот. Я стою на ножке тонкой. Я стою на ножке гладкой. Под коричневою шляпой С бархатной подкладкой. «Гармошка» Рот приоткрыть. Язык присосать к нѐбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке! На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нѐбу язычком прижму, Ниже челюсть отведу. III. Упражнения для выработки воздушной струи. «Бабочка» К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребѐнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела. Бабочка коробочка, Полети на облачко, Там твои детки На берѐзовой ветке! «Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку). «Смотри как у нас здорово, получается» воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещѐ умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споѐм вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» сказал медвежонок. (логопед предлагает ребѐнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги) IV. Слоговые ряды: А) проговаривание слогов прямых и обратных. Ша ша ша Аш аш аш Шо шо шо Ош ош ош Шу шу шу Уш уш уш Ши ши ши Иш иш иш Ша ша шо Аш ош аш Ши шу шу Уш аш уш Шо ши шо Ош иш ош Шу ша ша Аш иш иш

5 Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно) Ша-ша ша-ша-ша Шо-шо шо-шо-шо Шу-шу шу-шу-шу Ши-ши ши-ши-ши В) с изменением ударения Ша-ша-ша Шо-шо-шо Ша-ша-ша Шо-шо-шо Ша-ша-ша Шо-шо-шо Шу-шу-шу Ши-ши-ши Шу-шу-шу Ши-ши-ши Шу-шу-шу Ши-ши-ши «Мишутка ты очень хорошо поѐшь, а теперь повторяй за мной слова» предложила Шуша. V. Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК). Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф. «Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка. «Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещѐ поиграем» попросил медвежонок. «С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов» Игра «Запомни и повтори» Уши-мыши-лапша-каша Шуба-шило-афиша-шипы Игра «Рифмы» «Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его» Ши-ши-ши вот играют..(малыши) Уш-уш-уш я приму горячий..(душ) Аш-аш-аш это синий..(карандаш) Шок-шок-шок разбудил нас..(петушок) VI. Физкультминутка. Шуршат на дереве листы Шуршат на дереве листы, (Руки верх, потянулись) Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели) Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево вправо) И дождь шуршит (шаги на месте) А ты садись и не шурши, (Сели на места) И всѐ красиво говори. «Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещѐ поиграем» попросил медвежонок. «С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов» Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки. Письмо пишет дедушку.

6 Наша мышка поймала кошку. Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашѐл Пашу. На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке. Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок. IX. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему. Карандаш, мешок, шапка. «Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещѐ поиграем!» сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещѐ поиграть, но уже поздно, мне пора домой» ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал еѐ. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке. X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчѐтливо звук Ш- ш-ш (Картинка на ПК) -Какой мы сегодня звук учились произносить?


Артикуляционная гимнастика (комплексы упражнений для отдельных звуков с опорными картинками и стихотворениями)

Артикуляционная гимнастика для коррекции звукопроизношения. Упражнения для формирования общей артикуляционной моторики. Упражнения для лицевых мышц «Буратино» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно

ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Рекомендации к проведению упражнений: Артикуляционную гимнастки выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 «Радость» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области. Мастер- класс по артикуляционной гимнастике для родителей Логопед: Горланова

Подготовила: Учитель-логопед Бунина Ольга Владимировна МАДОУ г. Нижневартовска ДС 90 «Айболит» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сказка о Веселом Язычке для мам и пап» Цель: - Познакомить родителей с артикуляционной

Учимся артикуляционной гимнастике вместе Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает

Для свистящих звуков \с, з, ц\ Загнать мяч в ворота Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. 1. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед

Артикуляционная гимнастика учитель логопед Крапоткина Н.В. Формирование артикуляционной моторики Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных

Советы логопеда родителям: «Как делать с ребёнком артикуляционную гимнастику дома?» Для достижения необходимых ожидаемых положительных результатов от логопедических занятий ребёнка с логопедом требуется

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики для всех возрастных групп. Подготовила: учитель-логопед Скрынникова Олеся Александровна г.сургут, 2015 Комплекс артикуляционной гимнастики (младшая группа)

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению» Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое

«ЛЯГУШКИ УЛЫБАЮТСЯ» «УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК») «СЛОН» «ХОБОТОК», «ТРУБОЧКА» Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо

Родителям на заметку. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить

Артикуляционная гимнастика Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей

Методы и приѐмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку) Подъязычная связка В норме длина уздечки составляет 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге

Содержание Речевая гимнастика................................ 8 Развитие фонематического слуха.................... 16 Закрепление и автоматизация звука [с].............. 20 Закрепление и автоматизация

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. "Улыбка" ("заборчк") Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь. 2. «Трубочка» («хоботок»)

Подготовка к правильному произношению звука «Р» Звук «Р» считается самым сложным по своему формированию в возрастном развитии звукопроизношения у детей. В норме он должен сформироваться к 5 5,5 годам.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Звук [Ш], буква Ш Разработала и провела в старшей логопедической группе МДОБУ «Детский сад 2» учитель-логопед Вальковская Н.А. Коррекционно-развивающие

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению артикуляционной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАНОГО ВИДА 9 354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс 247-21-85 e-mail: [email protected] Конспект непосредственно

Артикуляционная гимнастика для звуков С, Сь, З, Зь, Ц 1. Наказать непослушный язык Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. при открытом рте под счет от

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился

КАРТОЧКА Ш 1 (прямые слоги) 2. «Песенка змейки». 3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка. ША, ША ША, ША, ША ШО, ШО ШО, ШО, ШО ШУ, ШУ ШУ, ШУ, ШУ ШИ, ШИ ШИ, ШИ, ШИ 4. Запомни и произнеси слоговые

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков С, З, Ц. Бегемотик. Методические указания.1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами.2. Загонять шарик

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям

Тема НОД «Поиграем с Лунтиком» Задачи Автоматизации звука «Л» Индивидуальная работа Коррекционные: - закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в слогах, словах и предложениях; - развитие фонематического

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад 247 комбинированного вида» Номинация: лучшая методическая разработка индивидуального занятия для детей с ОВЗ Тема: Как Крош и Лосяш

Артикуляционная гимнастика в детском саду Педагог: Кавун Елена Валерьевна воспитатель I квалификационной категории Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы. Выполнение: Улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет 1-3-5-10 Цель: Выработать движения губ вперед. Выполнение:

Консультация для родителей. Арикуляционная гимнастика обязательный элемент в системе работы по коррекции звукопроизношения. Упражнения обязательно делать перед зеркалом, 2-3 раза в день. Продолжительность

Открытое занятие по развитию речи в средней группе. «СТРАНА ПРЕКРАСНЫХ СЛОВ» Гречишкина Людмила Михайловна Воспитатель МБДОУ 5 «Улыбка» 2013год Образовательные задачи: Обогащать речь детей существительными,

Логопед советует: «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Все мы хотим, чтобы речь ребёнка была красивой, чёткой и грамотной. Но это невоз можно, если артикуляционный аппарат недостаточно развит.

УВАЖАЕМЫЕ РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ РЕБЁНКА! Будьте терпеливы в общении с ним. В преодолении речевых нарушений многое зависит от Вас самих, Вашей воли, упорства. Знайте состояние произношения своего ребёнка. Не

Артикуляционная гимнастика Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык основная мышца органов речи,

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих

Учитель-логопед ГБОУ «Школа 1179» Бандурина Елена Николаевна Артикуляционная гимнастика это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности

Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы? Для того, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать,

Артикуляционная гимнастика для язычка 1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное

Артикуляционная гимнастика «Послушный язычок» L/O/G/O Листать слайды кнопка Посмотреть содержание кнопка Выбрать упражнение кнопка «Забор» Начать выполнение упражнения кнопка Выполнять упражнения пока

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» посёлок Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края Конспект коррекционного занятия по автоматизации

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ Максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 26 «РЕЧЕНЬКА» Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «В гостях у весёлого язычка» Подготовила и провела воспитатель: Трофимова Ольга Васильевна

Артикуляционная гимнастика «Часики» Тик так, тик так Ходят часики вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Смыкать и размыкать губы. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10). Артикуляционная гимнастика

Рот пошире Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот. (О. Перова) Бегемотики. Давай покажем, как бегемотики рот широко

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если

Весёлая артикуляционная гимнастика «Бегемотик» Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота Подшутить над ним охота. «Бегемотик» Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика поможет научить детей правильному произношению звуков речи. Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию

Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи.

1. Образовательные:

  • закрепление знаний об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];
  • закрепление звука [Ш] в отраженном повторении за логопедом и самостоятельно.

2. Коррекционные:

  • закрепление кинестетических ощущений при произнесении звука [Ш];
  • развитие фонематического слуха (упражнения направленные на умение воспринимать и выделять звук [Ш] из потока слогов и слов);
  • формирование навыков фонематического анализа (применение схемы);
  • развитие моторики артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения);
  • формирование длительного ротового выдоха (игры на поддувание);
  • закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах и фразовой речи (повторение чистоговорок);
  • развитие силы голоса (игры на подражание);
  • развитие тонкой моторики (самомассажа).

3. Воспитательные:

  • развитие стремления говорить красиво и правильно;
  • воспитание ответственности, инициативности.

Оборудование: макет звука [Ш], игрушечный самолёт, картонный домик с несколькими окнами в которых живёт звук [Ш], картонный гусь, артикуляционная схема, шкатулка с печатными буквами (Ц, Ш,Щ), предметные картинки, схема для звукослогового анализа, зеркало.

Ход занятия

Этапы занятия Содержание
1. Организационный момент “Прилетел к нам самолёт, приглашает нас в полёт,
Если хочешь с ним с играть - нужно только “Да” сказать”

(Логопед имитирует полёт с помощью игрушечного самолёта)

“Ну что, ты готов отправиться в путешествие?”

(Ребёнок - Да)

“Тогда отправляемся в полёт”

2. Сообщение темы “А вот в какое царство-государство мы попадём, ты сможешь узнать, если будешь правильно слушать стихотворение:

Что за странный шум вокруг
Шелестит листва мой друг.
Осень на порог пришла,
Шапку, шарф одеть пора”. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])

“Ты догадался, к какому звуку мы отправимся сегодня в гости?”

(Ребёнок – Да, это звук [Ш])

3. Развитие тонкой моторики посредствам самомассажа “Вот первое задание, которое приготовил для нас звук [Ш]” (Логопед достаёт письмо и читает задание) “Для того, чтобы ваши пальчики были умелыми, подвижными, надо их чуть – чуть размять. Давай сделаем зарядку для пальчиков. Повторяй за мной” (Примерные задания для самомассажа:

а) самомассаж фаланг пальцев, от ногтевой фаланги к основанию пальца;

б) массаж подушечек пальцев: кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево;

в) “щелчки”: ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол).

4. Артикуляционная гимнастика “Вот незадача, мне кажется, мы забыли сделать что-то очень важное? Зарядку для пальчиков мы сделали, а про какую зарядку мы забыли?”

(Ребёнок – зарядку для языка)

“Правильно, а для чего нам надо делать артикуляционную гимнастику?”

(Ребёнок – чтобы говорить красиво и правильно)

“Совершенно верно, давай начнём зарядку с упражнений для губ: “улыбочка”, “трубочка”, “рупор”. Выполняем 8 – 10 раз. Теперь выполним зарядку для язычка: “качели”, “скачем на лошадке”, “вкусное варенье”, “чашечка”, “грибок”. Удерживаем под счет до 5 – 7. Выполнить 8 – 10 раз”.

5. Формирование длительного ротового выдоха с помощью игры на “поддувание” “Посмотри, самолетик принёс нам новое задание. Какой загадочный домик. В послании написано, что мы сможем узнать, кто в нём живёт, только если будем правильно дуть на шторки, которые весят на окнах. Ты помнишь, как надо правильно дуть?”

(Ребёнок – долго и чтобы щёки не надувались)

“Правильно, давай попробуем. Кого ты видишь в первом окошке? Кто живёт во втором?”

6. Произнесение изолированного звука Во время паузы логопед кладёт на стол картонного гуся.

“Откуда на нашем столе взялась эта птица? Ты знаешь, как она называется?”

(Ребёнок - Да, это гусь)

“Правильно, покажи мне как шипит гусь (ш-ш-ш). Теперь шипи как большой гусь - громко. Теперь представь, что ты маленькиё гусёнок - шипи тихо”

7. Анализ артикуляции с помощью схемы “Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Ш] в каком положении находятся губы? (в положении рупора). А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок приподнят к верху, принимает форму чашечки). Какой воздух мы выдыхаем? (воздушная струя теплая). Моторчик работает или нет? (моторчик – не работает)”.
8. Характеристика звука “Давай вспомним, что мы знаем о звуке [Ш]. При произнесении звука [Ш] моторчик не работает, значит какой это звук? (глухой). Мы можем его пропеть? (нет), значит какой это звук? (согласный). А почему он всегда твёрдый? (если он будет мягким, то получится звук [Щ])”
9. Связь звука и буквы “Звук [Ш] решил загадать тебе загадку. Открой шкатулку и достань буквы, которые в ней лежат. Посмотри на них внимательно и покажи ту согласную букву, которая является домиком звука [Ш].”

(Если ребёнок показывает не правильно, можно напомнить, что он видел сегодня эту букву, когда дул в окошки домика)

10. Ритмическая пауза “Предлагаю сделать паузу. Внимательно послушай стихотворение и скажи, о каком времени года идёт речь?

За окном листва летает
Ветер тучи рвёт в клочки,
Снег наверно не растает,
Улетели прочь грачи.

“Ты понял о каком времени года идёт речь?”

(Ребёнок - Да, это осень)

“Теперь попробуем оживить это стихотворение. Повторяй за мной” (Логопед читает стихотворение и сопровождает его следующими движениями:

1. Поднимаем руки вверх. Шевелим пальцами и разводим руки в стороны.

2. Руки вверх. Наклоны туловища влево – вправо.

3. Наклон туловища вниз. Кончиками пальцев касаемся пола.

4. Имитируем полёт грачей.)

11. Развитие фонематического слуха “Предлагаю поиграть в игру “Поднимайка”. Сейчас я буду произносить различные звуки, а ты поднимай руку только, если услышишь:

1) слоги со звуком [Ш]: ША, БА, ПО, ШО, ШИ, РА, ДО, ШО, КУ, ШУ

2) слова со звуком [Ш]: Шапка, дом, шуба, шок, грибок, фокус”

12. Закрепление звука в слогах посредством повторения чистоговорок “Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить. Повторяй за мной:

Ша-ша-ша, мама моет малыша;
Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши;
Шу-шу-шу, я письмо пишу”

13. Закрепление звука в словах “Мне кажется звук [Ш] пытается нам что-то сказать. Он передал конверт, в котором лежат разные картинки. Давай их посмотрим”. (Логопед достаёт из конверта картинки (шарф, шапка, шуба, шорты, шляпа) и раскладывает их перед ребёнком и просит назвать).

“А вот и задание, все эти вещи надо разделить на две кучки. С одной стороны положить те вещи, которые мы носили летом, а с другой стороны те вещи, которые нам пригодятся сейчас.”

14. Звукослоговой анализ слов с использованием схемы “Подбери к слову шарф (шорты, мешок, камыш, душ) нужную схему” (Логопед предлагает три варианта схемы, в которых звук стоит в начале, середине и в конце слова. Задача ребёнка подобрать к каждому слову подходящую схему).
15. Закрепление звука в предложении “Послушай стишок: Шура шубку надевала, шарф и шапку потеряла.

Скажи какие слова – названия одежды начинались со звука [Ш]?”.

(Ребёнок – шарф, шапка, шуба, Шура)

“Правильно, а теперь давай выучим это стихотворение”

16. Домашнее задание 1. Повторить артикуляционную гимнастику

2. Закрепить артикуляционный уклад

3. Придумать три слова со звуком [Ш] в начале, середине и в конце слова.

4. Выучить стихотворение.

14. Итог “Скажи, к какому звук мы ходили, сегодня в гости? Какая игра тебе понравилась? Какое задание было для тебя трудным? Давай вспомним артикуляцию звука [Ш]. В каком положении находятся губы, язык, струя, моторчик?”
15. Оценка “Сегодня у тебя было хорошее произношение. Ты правильно выполнял задания. Молодец.”

Использованная литература.

1. Индивидуальные формы логопедической работы/ Авт.-сост. Н.Э. Куликовская, С.В. Семёнова -Якутск: Из-во Ин-та мерзлотоведения СО РАН, 2010 – 122 с.

2. О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с. (Развитие и воспитание)

Подготовила учитель - логопед Салтанова Людмила Генриевна

Государственное казенное учреждение Самарской области

"Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"

Цели:
1. Автоматизация правильного произношения звука «Ш» в словах, фразах.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
4. Активизация и обогащение номинативного словаря по теме «Мебель».
5. Развитие навыка словообазования имен существительных при помощи уменьщительно-ласкательных суффиксов.
6. Практическое употребление существительных в форме родительного падежа.
7. Практическое употребление существительных в форме единственного множественного числа.
8. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
9. Развитие связной речи.

Коррекционная цель: развитие зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти.

Оборудование: пособие «Друзья Шиполины»,пособие «Кто больше?»; пособие «Играем со звуком «Ш»; пособие «Что забыл нарисовать художник?"; фланелеграф по теме «Мебель»; панно «Комната»; пособие «Четвёртый лишний»; пособие «Вышли мыши…».

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Это Шиполина. Шиполина рада, что ты научилась правильно произносить звук Ш, и хочет с тобой поиграть.
Шиполина хочет познакомить тебя со своими друзьями, которые тоже умеют шипеть. Давай пошипим вместе: Ш-Ш-Ш…

Вводная часть.
Уточнение артикуляции звука «Ш»:

  • Когда мы произносим звук «Ш», кончик языка широкий и упирается в верхние зубы.
  • Губы округлены и выдвинуты вперед.
  • Зубы сближены, верхние и нижние обнажены.
  • Воздушная струя теплая, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
  • Звук «Ш» согласный, глухой, твёрдый. Звук «Ш» живет в букве «Ш».

Логопед: Помоги детям запустить воздушный шар: ш-ш-ш.
Проводи пальчиком по дорожке, по которой ползет змейка: ш-ш-ш.
Покажи как шипит гусь: ш-ш-ш..

Основная часть

1. Игра «В магазине!»
Логопед: Шиполина любит ходить по магазинам. Догадайся, какие предметы она купила подбери рифму!
Шок-шок-шок - мешок
Ишка-ишка - мишка и т.д

2. Игра «Подбери признак»

Образец: Швейная…(машинка), шаловливый….(малыш)…

3. Игра «Кто больше?
Логопед: Шиполина нарисовала картинки. На картинках предметы у нее получились одинакового размера, а на самом деле это не так. Расскажи ей, какой предмет на самом деле больше, а какой меньше.

4. Игра «Подбери действие»
Логопед: Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.
Образец: Уж (Что делает?) шипит.

5. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Шиполина нарисовала для тебя картинки. Назови их, какая картинка лишняя, объясни почему! Ковш, чашка, хлопушка, нож.

Пособие «Четвертый лишний».

Физминутка.
Вышли мыши как-то раз, (шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в сторону)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мыши дернули за гири. (движение руками сверху вниз)
Вдруг раздался страшный звон. (закрывают руками уши)
Убежали мышки вон. (бегут)

Основная часть

6. Игра «Доскажи словечко!»
Логопед: Шиполина приглашает тебя к ней в дом.
Какие предметы мы увидим у нее в квартире? (Шкаф, стул, тумбочка, вешалка, табурет и т.д.)
Как их можно назвать одним словом? (МЕБЕЛЬ)
Шиполина предлагает тебе немного посочинять стихи. Я начну стихотворение, а ты закончишь: доскажешь последнее слово!

Пушистый Васька плут и хулиган -
Стащил сосиску, лег на мой …(диван)

Смотреть картинки в книжке интересно,
Присев на мягкое со спинкой ….(кресло)

Если ты устал играть,
То ложишься на …(кровать)

Вася прыгал и скакал
И, конечно же, устал.
Что бы Вася отдохнул
Ему присесть надо на…(стул)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …..(табуретка)

7. Игра «Один-много»
Логопед: Я назову один предмет мебели, а ты - много.
Я скажу «шкаф», а ты - «шкафы» и т.д.

8. Игра «Назови маленький предмет!»
Логопед: я буду называть большой предмет, а ты - маленький. Например, шкаф - шкафчик. И т.д.

9. Игра «Чего не хватает?»
Логопед: Шиполина попросила нарисовать художника картинки. Только художник все время забывал что-нибудь нарисовать. Помоги художнику, скажи, чего нет на каждой картинке.

Ребенку нужно отвечать на вопрос «чего нет?», образовывая родительный падеж от нужных слов.

10. Игра «Убираемся в комнате!» (фланелеграф, панно «Комната»)
Логопед: Поможем Шипелочке навести порядок в комнате! Расставим все предметы по местам! Посуду поставим в буфет. Книги - на полку. и т.д.

Итог
Логопед: Вот и закончились наши игры с Шиполиной. С каким звуком мы играли? Какие игры тебе больше всего понравились?

Ещё по данной теме:

Цели:

Коррекционно-образовательные:

З акрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия. « Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».

3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).

4. Развитие фонематического слуха.

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).

5. Анализ артикуляции

  • Губы округлены и слегка вытянуты вперед
  • Зубы сближены, но не соприкасаются
  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
  • Средняя часть языка прогибается книзу.
  • Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Игра на звукоподражание: « Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш

6. Договаривание последнего звука

А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .

(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)

7. Автоматизация в слогах.

Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш

(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)

8. Автоматизация в словах.

А) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок

дорожку.

б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.

(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).

Проводится игра «Один - много»:

шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-

Ну вот теперь пора мышке и домой.

г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,

наш веселый … моет хвостик, моет…

Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –

Серенькая … Это едет к нам ….

9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!А какой звук помогал тебе на занятии?

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в образовании родственных слов.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

Коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в образовании родственных слов.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

1.Ход занятия.

2.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).

3.Дыхательная гимнастика.

4.Произношение звука [Ш] в слогах.

5.Автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра «Запомни и повтори»

Игра «Рифмы» (чистоговорки)

Игра «Назови ласково»

Игра «Новые слова»

6.Физ.минутка.

Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Исправь предложение» (изображение на ПК).

7.Деление слов на слоги.

8.Звуковой анализ слов.

9.Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)

I.Ход занятия.

Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лёг в кровать, как услышал ещё один звук кап – кап – кап.… Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку: «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» - сказала змейка.

II.Артикуляционная гимнастика.

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Упражнения для губ.

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя … О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

III.Упражнения для выработки воздушной струи.

«Бабочка»

К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

«Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку).

«Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказал медвежонок.

(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)

IV.Слоговые ряды:

А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша Аш – аш –аш

Шо – шо – шо Ош – ош – ош

Шу – шу – шу Уш – уш – уш

Ши – ши – ши Иш – иш – иш

Ша – ша – шо Аш –ош – аш

Ши – шу –шу Уш –аш – уш

Шо –ши – шо Ош – иш –ош

Шу – ша – ша Аш – иш – иш

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши – ши-ши-ши

В) с изменением ударения

Ша-ша- ша Шо-шо- шо

Ша- ша -ша Шо- шо -шо

Ша -ша-ша Шо -шо-шо

Шу -шу-шу Ши -ши-ши

Шу- шу -шу Ши- ши -ши

Шу-шу- шу Ши-ши- ши

«Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» - предложила Шуша.

V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).

Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.

«Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.

Игра «Запомни и повтори»

Уши-мыши-лапша-каша

Шуба-шило-афиша-шипы

Игра «Рифмы»

«Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его»

Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)

Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)

Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)

Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)

Игра «Назови ласково»

Лошадь –

Корова –

Кошка –

Петух –

Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.

Пар –

Тапка –

Губы –

Топот –

Мыло –

Споры –

VI.Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»

Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.

Предложения:

Паша надевает шорты.

Паша играет с машинкой.

Паша катается на лошадке.

Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

IX. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.

Карандаш, мешок, шапка.

«Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!» - сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой» - ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал её. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» - предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.

X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка на ПК)

Какой мы сегодня звук учились произносить?