Корнев александр николаевич. Клинические и психологические аспекты

Корнев Александр Николаевич (1949, Ленинград) — психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга.

Окончил Ленинградский педиатрический медицинский институт в 1972 г. После окончания заочной аспирантуры по детской психиатрии при кафедре психиатрии ЛПМИ в 1982 г защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Дислексия, ее клинико-психологическое изучение при задержках психического развития и олигофрении у детей».

На протяжении более 10 лет работал психиатром сначала в Новгородской области, а затем в Ленинградской области. В 1984-1985работал ассистентом кафедры психопатологии и логопедии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена. С 1985 г. и до момента ее закрытия в 1996 г. работал ассистентом, а затем доцентом кафедры детской психиатрии ФУВ Ленинградского педиатрического медицинского института (сейчас — Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия). Начиная с 1996 г становится научным руководителем НОУ педагогических новаций и технологий, «Учебный центр „Престо“», совмещая эту работу с преподавательской деятельностью в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, Академии последипломного педагогического образования Санкт-Петербурга, Московском городском психолого-педагогическом университете.

Область научных исследований: детская психиатрия, логопатология детского возраста, нейропсихология и нейролингвистика детского возраста, коррекционная психология. Изучая нарушения чтения и письма с клинико-психологических позиций, внес существенный вклад в раскрытие механизмов дислексии.

С 1983 г. А.Н.Корнев занимался изучением клинико-психологических и нейролингвистических механизмов недоразвития устной речи у детей. Полученные результаты легли в основу книги «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты» и позволили заложить основы нового научного направления: «логопатология детского возраста». Эта книга была признана лучшей работой 2001 г., а ее автор А.Н.Корнев стал лауреатом премии Министерства науки и технологий Российской федерации по приоритетному направлению «Технологии живых систем».

В 2006 г. итогом проведенных исследований стала успешно защищенная им диссертация на тему: «Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи». По вышеперечисленной тематике А.Н.Корневым опубликовано более 80 печатных изданий, в том числе 8 книг и учебно-методических пособий.

Книги (2)

Как научить ребенка говорить, читать и думать

Книга предназначено для развития у детей раннего и дошкольного возраста связной речи, памяти, внимания, мышления и навыков понимания при чтении. Игры и занятия пособия предназначены для воспитателей и родителей, проводящих занятия с детьми в возрасте от полутора до семи-восьми лет.

Пособие состоит из двух брошюр: одна из них содержит разрезные картинки, другая — методическое руководство по использованию материала. Его могут использовать как родители в домашних условиях, так и специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) и воспитатели детских садов.

Основы логопатологии детского возраста

Клинические и психологические аспекты.

Книга является первым в России изданием, посвященным клинико-психологическому описанию разных форм недоразвития речи у детей.

Дается детальное описание симптомов и синдромов, встречающихся у детей с патологией речи. Анализируются медицинские, психологические и логопедические проявления недоразвития речи.

В книге систематизированы данные не только отечественных авторов, но и ведущих зарубежных специалистов. Подробно изложены принципы и методы диагностики недоразвития речи, методы логопедической и психологической помощи детям. Данное издание содержит информацию о новых достижениях в психолингвистике, нейропсихологии, нейролингвистике, логопедии, логопатологии и детской психиатрии.

Психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга. Родился в г. Ленинграде в 1949 г. Окончил Лениyградский педиатрический медицинский институт в 1972 г. После окончания заочной аспирантуры по детской психиатрии при кафедре психиатрии ЛПМИ в 1982 г защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Дислексия, ее клинико-психологическое изучение при задержках психического развития и олигофрении у детей". На протяжении более 10 лет работал психиатром сначала в Новгородской области, а затем в Ленинградской области. В 1984-1985 работал ассистентом кафедры психопатологии и логопедии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена. С 1985 г. и до момента ее закрытия в 1996 г. работал ассистентом, а затем доцентом кафедры детской психиатрии ФУВ Лениградского педаиатрического медицинского института (сейчас – Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия). Начиная с 1996 г становится научным руководителем НОУ педагогических новаций и технологий, «Учебный центр «Престо»», совмещая эту работу с преподавательской деятельностью в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, Академии последипломного педагогического образования г.Санкт-Петербурга, Московском городском психолого-педагогическом университете. Область научных исследований: детская психиатрия, логопатология детского возраста, нейропсихология и нейролингвистика детского возраста, коррекционная психология. Изучая нарушения чтения и письма с клинико-психологических позиций, внес существенный вклад в раскрытие механизмов дислексии. Разработал единственную пока в России методику раннего выявления дислексии (МРВД), изданную МЗ СССР в 1982 г. и первую в России стандартизованную методику диагностики дислексии (СМИНЧ). Разработал теорию комплексного медико-психолого-педагогического преодоления дислексии, авторскую методику ее коррекции у школьников и методы профилактики дислексии у дошкольников. Эти материалы легли в основу книги «Дислексия и дисграфия у детей» вышедшую в свет в 1995 г. и в последующих переработанных и дополненных ее переизданиях в 1997 и 2003 гг. С 1983 г. А.Н.Корнев занимался изучением клинико-психологических и нейролингвистических механизмов недоразвития устной речи у детей. Полученные результаты легли в основу книги «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты» и позволили заложить основы нового научного направления: «логопатология детского возраста». Эта книга была признана лучшей работой 2001 г., а ее автор А.Н.Корнев стал лауреатом премии Министерства науки и технологий Российской федерации по приоритетному направлению «Технологии живых систем». В 2006 г. итогом проведенных исследований стала успешно защищенная им диссертация на тему: «Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи». По вышеперечисленной тематике А.Н.Корневым опубликовано более 80 печатных изданий, в том числе 8 книг и учебно-методических пособий. Результатами работы в качестве научного руководителя НОУ «Учебный центр Престо» стали разработанная под его руководством дошкольная образовательная программа нового поколения «Личность», комплекс коррекционно-развиваающих программ для детей младшего и дошкольного возраста, авторская методика полуглобального обучения чтению, авторская модель психолого-логопедического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях. С 1996 г. А.Н.Корнев преподает на факультете клинической психологии СПбГПМА, а в 2007 г. избран на должность профессора кафедры общей и прикладной психологии этого же факультета.

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Александром Николаевичем Корневым. Александр Николаевич - кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМА, вице-президент Ассоциации логопатологов СПБ, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей», «Нарушения чтения и письма у детей», «Основы логопатологии детского возраста», автор методик диагностики и коррекции дислексии «Стандартизованная методика исследования чтения» (СМИНЧ), «Методика раннего выявления дислексии» (МРВД).

- Александр Николаевич, скажите, что же такое дислексия? Как определить границы этой проблемы?

Дать однозначное определение понятию «дислексия», конечно же, необходимо, поскольку эта проблема обычно вызывает много вопросов. Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. В каждом классе всегда есть 1-2 ребенка с дислексией и об этом обязательно нужно знать учителю, психологу и логопеду. Знать и своевременно принимать меры.

К сожалению, чаще всего ни учитель, ни психолог, ни логопед не умеют выявлять детей-дислексиков и правильно оказывать им помощь. По одной простой причине – о дислексии в нашей стране слышали немногие и специалисты знают сейчас очень мало. Нам есть чему поучиться у западных коллег - на западе проблему дислексии начали изучать еще в 30 годах XX века. В настоящее время количество зарубежных публикации о дислексии исчисляется миллионами, уже опубликованы тысячи монографий. А на русском языке на данный момент можно найти всего лишь несколько десятков статей, существует несколько моих книг по этой проблеме, еще можно назвать двух-трех авторов и все. Это практически капля в море.

- Западные специалисты изучили проблему дислексии, а какие способы ее решения они нашли?

Надо сказать, что для англоязычных стран вопрос дислексии всегда стоял очень остро, поскольку письменный английский язык крайне труден для усвоения и дислексия там встречается намного чаще. В большинстве стран Европы периодически организуется год дислексии, когда государство силами всех средств массовой информации привлекает внимание общественности к этой проблеме, ведется разъяснительная работа с родителями, существуют специальные программы обучения логопедов и психологов.

Западными специалистами были разработаны методики, позволяющие определять предрасположенность к дислексии и своевременно начинать коррекционную работу. В некоторых странах пробовали открывать специальные школы для дислексиков, но двадцать лет назад распространение получила система интегрированного обучения: дислексики с нетяжелой формой дислексии обучаются в обычных классах и периодически занимаются со специалистом (в течение всех школьных лет, а в некоторых странах – даже в течение обучения в университете). Дислексия чаще всего является труднопреодолимой проблемой, для ее решения требуется многолетняя и систематическая помощь.

Во многих государствах права детей, страдающих дислексией, на получение специальной помощи и льготы при обучении в школе, защищены законодательно. То есть, если права ребенка-дислексика в школе нарушаются, его родители могут обратиться в суд и потребовать исполнения закона. К сожалению, в нашей стране ни одно из прав не только дислексиков, но и многих других категорий «особых» детей законодательно не оговорено. Это может показаться странным, но у нас нет даже закона о специальном образовании для разных категорий детей, имеющих трудности! Десять лет назад был создан проект закона о специальном образовании, но он так проектом и остался.

Следовательно, из-за того, что детям с дислексией не оказывают в школе необходимую им систематическую специальную помощь, они постоянно испытывают трудности, связанные с чтением и, в конечном итоге, получают менее качественное образование, чем их одноклассники?

Это очень грустная правда, но это так. Они не только получают менее качественное образование (таким детям трудно учиться и очень трудно поступить в ВУЗ), но и их душевное состояние оставляет желать лучшего. Ребенок с дислексией очень уязвим, поскольку вынужден на каждом шагу сталкиваться с тем, что не может прочитать текст, а текст – это основа обучения в школе, ведь даже для решения задачи по математике нужно сначала прочесть ее условие в учебнике. Я неоднократно наблюдал у таких детей фобию чтения. Нередко развитию этой фобии способствуют родители, которые наказывают детей чтением, заставляя их читать насильно. Это вызывает серьезные фрустрирующие переживания и дети начинают ненавидеть книги. На этой основе часто формируется также фобия школы и различные нарушения поведения. Согласно западной статистике, среди подростков-правонарушителей процент дислексиков очень высок. Это социально значимая проблема и не случайно западные специалисты активно ею занимаются, потому что наличие у ребенка дислексии увеличивает риск девиантного поведения, риск развития наркомании. Известный ученый, психиатр, профессор Андрей Евгеньевич Личко, работавший в НИИ В.М.Бехтерева, в 80-е годы исследовал предпосылки наркомании у подростков. В числе главных причин, согласно результатам исследования, были: постоянное третирование в семье и хроническая школьная неуспеваемость. Нерешенность этой проблемы вызывает у ребенка тревогу и страх, проблемы с самооценкой. Я уже говорил, что о существовании такой проблемы как дислексия многие учителя даже и не подозревают, поэтому отношение к детям-дислексикам в классе может быть критическим, даже враждебным. Роль школьного изгоя может оказать негативное влияние на всю дальнейшую жизнь человека.

- Можно ли предотвратить дислексию?

Сейчас проводятся исследования за рубежом, изучающие ранние предикторы дислексии, позволяющие выявлять дислексиков еще в детском саду и оказывать им соответствующую помощь. Если помощь будет оказана своевременно, ребенок сможет учиться наравне с другими и не испытывать особых проблем. Много лет назад я написал книгу «Нарушение чтения и письма у детей», в которой описал методику выявления и коррекции дислексии. Эта книга выдержала уже три переиздания. Также в этом году вышла моя книга «Методика обучения чтению дошкольников» - я разработал облегченный метод обучения чтению, который будет более доступен детям, входящим в группу риска, и поможет предупредить проблемы в будущем. Хочу подчеркнуть, что для успешности коррекционной работы решающее значение имеет фактор времени: чем раньше ребенок попадет к специалисту, тем лучше. Замечательно, если родители обратятся до школы, многое можно сделать в начальных классах, но если ребенок приходит за помощью в пятом классе, ему уже трудно помочь. Велика вероятность, что такой ребенок, к сожалению, останется на всю жизнь функционально неграмотным. Он будет взрослым, который не умеет читать.

- Кто должен оказывать помощь детям, страдающим дислексией - логопед или психолог?

В идеале – и психолог, и логопед. На западе с дислексиками чаще всего работают психологи. В России традиционно детьми с нарушениями речи, письма, чтения занимались только логопеды. К сожалению, этот стереотип привел к крайне негативным последствиям: в то время, когда в России начали разрабатывать программы для подготовки психологов в ВУЗах, в них не была включена необходимая информация по этой теме. Все, что связано с речью и речевой патологией никак не представлено в этих программах и о дислексии психологи, чаще всего, просто не знают!

Это очень печальная ситуация, потому что у детей с дислексией есть огромная потребность в психологической помощи. Десять лет назад у меня была серия передач на радио «Россия», в них я рассказывал о разных формах речевой патологии и, в том числе, подробно освещал проблему дислексии. После эфиров был просто вал писем от родителей, которые, лишь услышав эту передачу, начинали осознавать, что у их ребенка дислексия. Ни учителя, ни специалисты не могли им подсказать, потому что сами не знали! Естественно, родители детей-дислексиков, не обладая необходимой информацией, годами могут считать своих детей разгильдяями, лентяями, не осознавая, что дислексия – это заболевание и их детям нужна специальная помощь. Конечно же, это порождает конфликты между родителями и детьми и может стать причиной невроза.

Одна из задач для психолога при работе с такими детьми - помочь в решении эмоциональных проблем, снижении фрустрации и предотвратить невротизацию. Психологи, ориентированные на работу с когнитивной сферой, могли бы заниматься и коррекцией дислексии, используя для достижения этой цели существующие диагностические и коррекционные методики. Коррекционная работа с дислексией – это абсолютно неосвоенная психологами область, в ней нет никакой конкуренции, поскольку специалистов, владеющих методиками помощи детям с дислексией, можно буквально пересчитать по пальцам. А потребность в них огромная, поскольку таких детей много. К сожалению, изменение программы обучения студентов-психологов – это процесс весьма ригидный. По мере сил, я стараюсь восполнять пробелы в знаниях студентов, которым я преподаю на психологических факультетах Санкт-Петербурга и Москвы, но это моя личная инициатива, которая, конечно же, не может изменить ситуацию в стране в целом. Необходимо «бить в набат», чтобы люди, наконец, осознали существование этой проблемы и начали ее решать.

- Какие открытия вы сделали для себя, изучая западные публикации по дислексии?

Я отслеживаю информацию в англоязычных публикациях по этой проблеме, начиная с 70 х годов прошлого века. В свое время открытием для меня стали три книги: книга Самуэля Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», книга Макдональда Кричли «Дислексия развития», посвященная дислексии, и книга чешского ученого Зденека Матейчека «Нарушения формирования чтения». Стандартизованная методика диагностики дислексии, которую я создал, во многом базируется на опыте Матейчека. Он сыграл немалую роль в формировании моих взглядов. Зденек Матейчек считал, что разработка оптимальных методов обучения чтению, учитывающих недостатки детей с дислексией, позволила бы вообще избежать дислексии. Мне кажется, в этом есть рациональное зерно, поскольку дислексики способны обучаться грамоте, но испытывают специфические трудности, связанные как с типом письменности, так и определенным способом обучения. Например, когда учат писать английских школьников, очень большая нагрузка при обучении идет на зрительное восприятие, это связано со спецификой английской письменности. Когда учат грамоте русский детей, большее значение имеет слуховой анализатор, поскольку обучение начинается со звукового анализа слов, и, если ты не освоил фонематический анализ, ты не сможешь двигаться дальше ни в письме, ни в чтении. Получается, что в нашей системе обучения наибольшие трудности при овладении чтением будет испытывать тот ребенок, которому трудно даются освоение фонематического анализа и аналитико-синтетический способ формирования навыка. Если бы существовал набор методик, который позволил бы учителю подбирать тот или иной метод обучения в зависимости от трудностей ученика, проблему предупреждения дислексии можно было бы решить гораздо успешнее.

Вы говорите о том, что специалистов, работающих с дислексиками, мало и информации по этой проблеме в нашей стране недостаточно. Удалось ли вам как-то повлиять на эту ситуацию?

Да, я стараюсь по мере сил делать все, чтобы ситуация изменилась к лучшему: пишу книги, статьи, преподаю. И я не одинок в своих трудах – в 2004 году в Москве была создана Российская ассоциация дислексии, этой ассоциацией уже были проведены три конференции с международным участием. Два года назад начат проект по изучению распространенности дислексии, проведена рестандартизация СМИНЧ (стандартной методики исследования чтения). Проведено исследование 900 школьников Москвы и Санкт-Петербурга. Планируется публикация пособия по диагностике дислексии и переиздание моей книги о дислексии. Я часто выступаю с лекциями на эту тему для специалистов Санкт-Петербурга и других городов. В частности, недавно на базе я провел семинар по дислексии, в котором участвовало немало психологов из разных уголков России.

Я убежден, что психологов привлекать к решению этой проблемы необходимо. Безусловно, очень полезной была инициатива «Иматона», который в рамках организовал круглый стол «Дислексия и дисграфия – бич современного образования: основные причины, профилактика и пути эффективной коррекции» . Все это – важные этапы информирования общественности. Да, пока специалисты, работающие с дислексией, немногочисленны, это небольшая группка людей, энтузиастов. Но все когда-то начинается с усилий небольшой группы людей.

Беседовала Юлия Смирнова

Гость студии - Александр Николаевич Корнев, профессор кафедры общей и прикладной психологии СПбГМПУ.

николай растворцев, ведущий:

С Днём знаний всех, сегодня будем много говорить, как обычно мы это и делаем.

александра емельянова, ведущая:

Доброе утро! Сегодня программа о том, как получать знания. У многих детей это получается с трудом. Особенно, когда они читают или пишут. У нас в программе Александр Николаевич Корнев, заведующий кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского Государственного педиатрического медицинского университета.

александр корнев,

Здравствуйте.

александра емельянова, ведущая:

Тема программы – проблемы с речью и письмом у детей. Логопатология, дисграфия, дислексия. Итак, первый вопрос к вам: насколько сейчас актуальны эти проблемы? Стало ли больше детей с такими проблемами? Или это всегда есть, было и будет?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Скорее, действительно, всегда было. Это не новость. Другое дело, про дислексию сравнительно недавно стали говорить чаще. А всё это было и двадцать лет назад, и пятьдесят лет назад. Поэтому тут новости особой нет. И не могу сказать, чтобы их стало больше. Просто время от времени родители обращают то больше, то меньше внимания.

Николай Растворцев, ведущий:
Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Если говорить о дислексии – не сказал бы, что стесняются. Чаще бывает по-другому. Не замечают, не знают. И учителя часто не догадываются, что трудности ребёнка не от нерадивости, а от его объективных трудностей. Он бы и рад их преодолеть, но самостоятельно не может. А потому получается, что списывают это на нерадивость, на лень, на отсутствие настойчивости… И это, конечно, серьёзно усугубляет эмоциональнее положение ребёнка. Он не может справиться, даже когда старается, а его попрекают и в школе, и дома. Родителям нужно более терпимо, без нервов, относиться к ребёнку. Ребёнок нуждается в эмоциональной поддержке, и когда ему трудно – надо не раздражаться, не понукать, а постараться для начала приглядеться и понять.

николай растворцев, ведущий:

Хочется узнать первые симптомы. Бывает, что ребёнок – просто невнимательный. Как понять – это систематические ошибки в одних и тех же словах? Как понять, что пора обратиться к специалисту?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Смотря о чём речь. Если мы говорим о письме, имея в виду детей с дислексией, то у них множество ошибок и в письме, повторяющихся, но если родитель внимательно отслеживает, что у ребёнка происходит – знает программу, знает, чем занимались в классе, заглядывает в тетрадку и видит отметки, то он довольно рано всё заметит. И это видно по поведению ребёнка. Например, те, кому трудно с чтением, болезненно на это реагируют. Если в школе ты хуже всех, если ты запинаешься вслух, при всём классе, а остальные читают довольно бегло – ты чувствуешь себя хуже всех. Такой ребёнок болезненно переживает.

юлия, телезрительница:

Ребёнок - ученик второго класса. Пишет «Калтина» и «тлуба». То есть вместо «р» пишет букву «л». На речи - тоже букву р не выговаривает. Занимались с логопедом, не помогло. Что делать?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Это сравнительно редкий вариант дисграфии, когда ошибки произношения вылезают и в письме. То, что уже пробовали с логопедом и не достигли результата – я бы посоветовал искать более профессионального логопеда. Такого рода трудности – сравнительно несложно устраняются. Как в любой профессии, бывают логопеды хорошие и разные. Соответственно, надо поискать профессионала.

Александра Емельянова, ведущая:

Как родителю понять, что логопед – действительно профессионал?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Самый надёжный вариант – поспрашивать родителей, которые у этого логопеда уже побывали. «Сарафанное радио» даёт очень надёжную информацию. Коллеги зачастую преувеличивают профессионализм друг друга. Они не всегда скажут, что этот специалист хороший, а этот – не очень.

Николай Растворцев, ведущий:
Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Думаю, да. Потому что практикой проверили, что с этим логопедом не получается. Вообще, коррекционная педагогика – очень штучная работа. И контакт конкретного ребёнка с конкретным специалистом – очень важен. Один специалист может подобрать ключ к ребёнку, а другой – нет.

Александра Емельянова, ведущая:

Александр Николаевич, всё-таки, ребёнок всё-таки сперва начинает говорить, и эти проблемы – «калтина», «тлуба» - возникают до того, как он начинает писать. В каком возрасте обращаться к логопеду? В год, в полтора, в два?

Николай Растворцев, ведущий:

Можно ли застраховаться заранее?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Можно! Если быть внимательным, то некоторые факторы риска известны даже до рождения ребёнка. Потому что многие формы отклонений, аномалий, в частности – дислексия, дисграфия, и даже тяжёлые нарушения развития речи - имеют наследственную основу. Если у ближайших родственников такие проблемы были, родитель может уже насторожиться. И наблюдая внимательно за ходом освоения речи, думать, насколько это соответствует норме. Первые слова осваиваются в год, от полутора до двух появляются первые фразы. И если родитель видит, что этого не происходит, и слова появились в год и три, в год и четыре, а фразы – в два с половиной, то это уже первый знак. Надо задуматься и лучше обратиться к специалисту – логопеду.

Александра Емельянова, ведущая:

Вы сказали, что иногда ребёнок позже, например, в два года, начинает складывать предложения из слов. Но очень часто встречается, мол, ну и что – Эйнштейн вообще в пять лет начал разговаривать. Как относиться к подобного рода высказываниям?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Я убеждён, что здесь ждать никакого смысла нет. Лучше посоветоваться, это ничем не грозит, это всегда полезная информация. Но, к сожалению, я нередко сталкиваюсь, что когда попадают к специалисту не очень информированному, а он не хочет ударить в грязь лицом, такой человек говорит – ничего страшного, подождём. Само исчезнет. Но мы этого не можем знать наверняка. Лучше перестраховаться. Я советовал бы всем родителям пойти к врачу. В конце концов, решение за ними. Особенно когда это происходит до школы – от этого зависит и выбор школы. Когда есть риски, они могут быть легко преодолены. Но если вы выбрали школу трудную, например, гимназию, или школу с языковым уклоном, а у ребёнка есть проблемы даже на этапе овладения устной речью, дефекты произношения, кто-то на слух не различает «бочка-почка», «папочка-бабочка». Чем ближе к школе, тем меньше времени на преодоление. Конечно, лучше раньше.

Елена, телезрительница:

Есть ли смысл отправлять ребёнка в логопедическую группу садика, если проблемы с речью есть, но не очень большие?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Сложно понять, что с точки зрения мамы – большие или не очень большие проблемы, но здесь как раз надо доверять логопеду и самостоятельно не принимать решения. То, что бросается в глаза на взгляд неспециалиста, не всегда самое тяжёлое. Есть вещи, которые не очень заметны, но при этом серьёзнее. К примеру, если у ребёнка не сформирован фонематический слух, фонематическое восприятие, это незаметно для окружающих, но очень важно, когда он начинает осваивать письмо. Он делает дисграфические ошибки. А некоторые дефекты произношения, например, «р» или «г» - могут никак не мешать в школе. Здесь о многом не знают родители и говорить, что тяжелее, что заслуживает длительной работы – должен логопед.

Александра Емельянова, ведущая:

Бытует мнение, что если ребёнок находится среди хорошо говорящих детей, это поможет ему правильно говорить. Может, не надо сразу определять его в логопедический сад, где все с дефектами.

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Это миф. Никакого негативного влияния такое окружение не оказывает. Я бы сказал – наоборот. Дело в том, что в логопедическом саду намного лучше поставлена и развивающая, и коррекционная работа. И толковые родители иногда даже здорового ребёнка норовят пристроить в логопедический сад.

Елена, телезрительница:

Здравствуйте. Меня зовут Елена. Я мама троих деток. У одного из детей была дизартрия, дисграфия. Сейчас ребёнок в пятом классе. Всю начальную школу мы занимались с логопедом. У меня есть подозрение, что проблема не ушла. Как нам действовать дальше? Репетитор по русскому языку, продолжение с логопедом занятий, как быть?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Дизартрия – это, как правило, довольно тяжёлые нарушения звукопроизношения. Когда сами артикуляционные движения ограничены и, образно говоря, каша во рту и много дефектов. Если ребёнок в пятом классе - одной дисграфии уже достаточно для того, чтобы серьёзно с логопедом работать, но, судя по всему, они уже сколько-то и работали. Чисто практически – можно пригласить их в нашу лабораторию для дифференциальной диагностики. Мы консультируем. Это педиатрический медицинский университет, лаборатория нейрокогнитивных технологий.

Александра Емельянова, ведущая:

А с какими проблемами люди к вам могут обратиться?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

С самими широкими – у нас кафедра логопатологии. Иначе говоря, это не только педагогика, но и клиническая психология, медицина. Это единственная кафедра такого профиля в России. И в плане дифференциальной диагностики, советов, консультаций, конечно, у нас есть определённые преимущества. Мы проводим целый ряд обследований. Сейчас у нас проходит эксперимент, где дополнительные обследования проводятся совершенно бесплатно: мы изучаем формирование чтения, дислексию и её механизмы. Можно абсолютно бесплатно получить фундаментальное обследование, и многое узнать о своём ребёнке.

Николай Растворцев, ведущий:

Вчера мы провели гол­­осование в нашей гр­у­ппе в «Контакте». Мы спросили наших по­­дписчиков, есть ли у их детей проблемы с речью и письмом, и предложили 3 варианта ответа: «Да, незначительные», «Да, ярко выраженные, требуется постоянная работа с дефектологом», «Нет, ничего, что выходило бы за особенности возраста». Голоса разделились почти поровну. 46 процентов респондентов логопедических проблем у своих детей не наблюдают. 15 ответили, что проблемы есть, но незначительные. Наконец, почти 40 процентов вынуждены регулярно водить детей к дефектологу. Отражает ли эта статистика реальную картину?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Они не отражают распространённость популяции. Просто те, у кого проблемы – более мотивированы выйти на диалог. На самом деле, если говорить о дефектах устной речи, по российской статистике – это примерно 15-20 процентов. А если о письменной речи, то дисграфия – примерно процентов 10, дислексия – то есть стойкие трудности во владении чтением – 5 процентов. Получается, что, допустим, в классе из 30 человек 1-2 дислексика обязательно присутствуют.

Александра Емельянова, ведущая:

Хотелось бы подробнее поговорить про дислексию, потому что об этом недавно стали говорить, хотя, как выясняется, проблемы были давно. Более серьёзно и открыто об этом у нас говорят в Америке, и у нас появилась Ассоциация родителей и детей с дислексией. Её учредитель – Мария Пиотровская. Она у нас на связи по телефону. Насколько я знаю, ваша лаборатория работает с этой Ассоциацией

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Да, мы плотно сотрудничаем, действительно.

Александра Емельянова, ведущая:

Мария, здравствуйте. Поздравляю вас с Днём знаний! У нас в гостях Александр Николаевич Корнев, хотели у вас узнать, как начинает новый учебный год Ассоциации родителей и детей с дислексией? Куда в Петербурге, например, могут обратиться родители, если они подозревают, что у ребёнка могут быть подобные проблемы?

Мария Пиотровская,

На сегодняшний день мы можем порекомендовать только человека, который присутствует в вашей студии, потому что, к сожалению, очень сложно давать прямые рекомендации родителям просто идти к любому логопеду. Как правильно было сказано прежде – все логопеды очень разные, и понимание этой проблемы очень неоднозначно. Поэтому мы и пытаемся собрать вокруг Ассоциации специалистов, которым мы можем доверять, у которых были отличные результаты и показатели по работе с детьми, не с одним, а с несколькими. И мы бы на сегодняшний день порекомендовали господина Корнева.

Александра Емельянова, ведущая:

А как же так, Мария? Насколько мы понимаем, проблема действительно существует, её до последнего времени вообще замалчивали. Почему так мало специалистов и почему так мало учителей в школах, готовых признать, что существуют дети с такой особенностью как дислексия, и что с ними нужно по-другому строить учебный процесс?

Мария Пиотровская, учредитель Ассоциации родителей и детей с дислексией:

К сожалению, на вопрос «почему» я ответить не могу. Начнём с другого: дети все разные, у всех есть свои особенности, таланты, способности, слабости. И сегодня эта проблема для меня оказалась огромным удивлением, почему никто не хочет, в особенности, преподаватели – ни слышать об этой проблеме, ни даже о ней говорить. В то время как у нас очень много специалистов, у нас есть логопеды, во всём мире эта проблема уже озвучена многие годы. В той же Америке, про которую вы говорили, сто лет этой проблеме. В Европе она уже более сорока лет обсуждается и решается. У нас её деликатно обходят. Причём, именно педагоги. Не родители, которые, правда, не знают, о чём речь идёт, а именно педагоги. Почему – не могу сказать. Профессионалов в России много. Так или иначе, глубоко ли они знают эту проблему, могут ли решать её по-разному, но сами родители ничего не знают. И начинают обижать своих собственных детей, обвиняя их в лени, нежелании учиться и так далее.

Николай Растворцев, ведущий:

Хотел бы подключить чуть-чуть и Александра Николаевича. Вы нам до эфира говорили, что на западе – в Англии – эта проблема шире, потому что там совсем другое написание. Раньше шутили, пишешь «Манчестер», читаешь «Ливерпуль». Может быть, поэтому там больше обращают внимания?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Я думаю, что и поэтому тоже, но и потому что есть национальные традиции. В этих странах уже давно перестали бояться вслух называть вещи своими именами и признаваться, что есть заболевания. То есть степень толерантности несколько выше, а потому оказывается нестыдным для людей признать, мол – у меня ребёнок вот такой. И никто на него пальцем не показывает, а наоборот, скорее, сочувствуют и поддерживают. У нас традиционно – более жёстко и нормативно настроена педагогическая общественность, и это, конечно, создаёт дополнительные проблемы. Такая оценочность чрезмерная. Я бывал в разных странах, и могу сказать по собственному опыту, что за рубежом значительно более высокая терпимость к недостаткам. Иногда даже чрезмерная. Они не столько стараются исправлять, сколько приучать остальных не замечать этого.

Александра Емельянова, ведущая:

Мария, хотела бы у вас спросить. У меня у самой дочка учится в школе, и там есть проблемы с дислексией и дисграфией. Учителя не всегда готовы это принять. Скажите, ваша Ассоциация родителей и детей с дислексией будет как-то общаться с учреждениями, с Министерством образования? Может быть, вы проводите беседы и обучающие лекции для педагогов?

Мария Пиотровская, учредитель Ассоциации родителей и детей с дислексией:

Да, мы уже этим активно занимаемся. Мы познакомились со всеми европейскими ассоциациями родителей и детей с дислексией. Мы поняли, что движение в Европе началось именно с инициативы родителей. Не педагогов, не профессионалов, а родителей. Это либо сами бывшие дети, которые прошли эти проблемы в школе, они стали взрослыми успешными люди и возглавили эти ассоциации, либо просто это мамы, папы. Мы приняли решение, что в первую очередь нужно идти не в Министерство образования или прочие организации, а в школы, чтобы донести до педагогов и родителей информацию, что есть такая проблема, что её можно решить, и чем раньше родители обратят на это внимание, тем быстрее и легче это получится сделать. Сейчас мы проводим мастер-классы уже в течении года и в Москве, и Санкт-Петербурге. Мы были в различных регионах. У нас большие планы. Это мастер-классы для преподавателей. И далее, после того, как преподаватели передают эту информацию родителям, для родителей.

Николай Растворцев, ведущий:

Надеемся, что ваши планы обязательно будут реализованы. Мария Пиотровская, учредитель Ассоциации родителей и детей с дислексией была в прямом эфире программы «Полезная консультация». Спасибо вам большое. А у нас есть очередной звонок от телезрителя. Слушаем вас.

Татьяна, телезрительница:

Моей внучке скоро 6 лет. И она до сих пор говорит «я взял, я прыгнул, я побежал». Мы не можем с этим справиться. Что делать?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Это особый род проблем, связанных не с речью, а с тем, что называют «полоролевая социализация». То есть представление о себе как о девочке, как о мальчике. И поэтому здесь нужно обратиться к клиническому психологу для того, чтобы понять истоки этих трудностей. Может помочь клинический психолог или психиатр, их не надо бояться, это не страшно. И ничем не грозит. Но разобраться, конечно, надо. Для шести лет это не обычно.

Людмила, телезрительница:

Моей внучке два с половиной года. Она всё время во время разговора высовывает кончик языка. И в результате получается, что её трудно понять. Хочу узнать, в чём причина, и надо ли с этим что-то делать, или само пройдёт.

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Здесь нужно думать не о языке, а о результате. Если есть дефекты, то этим должен заниматься логопед. Есть такой вариант нарушения – межзубный вариант произношения, когда кончик языка не упирается в зубной ряд, а попадает между зубов. Если это так, то здесь нужно работать со специалистом. В два с половиной года это легко преодолевается. Потому что ребёнок только начал пробовать разные варианты произношения, он не застрял на неправильном. Это легко устранить.

Любовь, телезрительница:

У меня мальчик ходил в логопедический детский сад. Потом, когда поступил в первый класс, ходил к школьному логопеду. Была речь поставлена хорошо. Но в третьей четверти второго класса у нас пошли проблемы с письмом. Все буквы разбросаны. Некоторые он пропускает. Нам советуют – кто-то переписывать текст, а кто-то – писать под диктовку. Как вы считаете, что нам лучше делать?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Такое бывает. Надо сказать, что письмо, почерк – очень чувствительны к психическому состоянию ребёнка. И у некоторых детей возникает декомпенсация, снижается работоспособность, внимание. Это внутренние процессы. Часто это дети с факторами риска. Иначе говоря, это то, что требует помощи. И часто здесь нужен и невролог, и логопед, потому что иногда повышенная утомляемость требует и медикаментозной поддержки. Эти два специалиста здесь обязательны. И, конечно, нужно это исправлять. Это похоже на дисграфию.

Николай Растворцев, ведущий:

А это нормально? Ребёнок два года учится нормально, и вдруг…

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Конечно, проводились такие исследования. В частности, в Москве обнаружили, что у некоторых дисграфия проявляется не с первого класса, а чуть позже. Меняется уровень требований, меняются задачи, которые приходится решать ребёнку. Это эффект снежного кома. В какой-то момент они уже таковы, что ребёнок не справляется.

Вера, телезрительница:

Вопрос такой: моему племяннику Степану 11 лет. Я обратила внимание на то, что он плохо читает. Пишет он хорошо, а читает с запинками, буквально по слогам. Его младший брат, которому шесть лет, легко читает. Родители Степана два года назад развелись. И началось это всё как раз после развода.

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Здесь может быть две разных проблемы. Возможно, у ребёнка уже были трудности с чтением. Крайне редко случается, что психологическая причина могла порушить навык. Но просто стресс усугубил и сделал эти трудности более заметными. Советую обратиться к логопеду, или могу пригласить к нам в лабораторию, где мы можем провести глубокое обследование, и дать корректный ответ.

Николай Растворцев, ведущий:

Есть ещё один вопрос, который касается вашей лаборатории, он пришёл на почтовый ящик : можно ли обратиться с заиканием в 19 лет на вашу кафедру?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

К сожалению, нет, мы специально не занимаемся заиканием. А потом – это уже не наш возраст. Но обратиться можно в Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. Заиканием также занимается Центр восстановительного лечения им. Мнухина. У них есть амбулаторное консультативное отделение.

Ирина, телезрительница^

Ребёнку два года, были у стоматолога. Он сказал, что неправильно формируется прикус из-за длительного пользования соской и ночного кормления. Передние зубки чуть-чуть вперёд выступают. У меня вопрос, как заметить, что действительно прикус будет влиять на речь и произношение. Когда нужно бежать к ортодонту или логопеду?

Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Часто преувеличивают влияние прикуса на звукопроизношение. В таком возрасте ребёнок имеет права не всё верно произносить. То, что прикус надо исправлять с ортодонтом – это само собой, но просто надо более внимательно следить за тем, как будет происходить становление звукопроизношения. И если будут устойчивые трудности, дефекты, обратиться к логопеду.

Николай Растворцев, ведущий:
Александр Корнев, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ:

Оставляйте комментарии на страницах.

- Александр Николаевич, с чего начинается заикание? И чем оно чревато?

Заикание - это нарушение, которое проявляется либо в виде запинок в речи, либо в неспособности начать фразу. Симптомы могут быть двух категорий: первый - речевые судороги, где повторяется один и тот же слог, второй - что-то вроде блока, при котором ребенок не может начать фразу и проявляются так называемые «тонические судороги». На самом деле это не судороги, конечно, в буквальном смысле.

Заикание, обычно, появляется в возрасте от 2 до 5 лет. Начинается все нередко с очень быстрой, захлебывающейся речи - «тахелалии». Затем, на фоне ускоренной речи, появляются редкие запинки, потом они становятся все более частыми. Это сильно мешает общению, потому что, во-первых, не дает говорящему закончить фразу, во-вторых, это заметно для окружающих, и поэтому ребенок стесняется и замыкается. А переживание своей коммуникативной несостоятельности создает целый ряд вторичных психогенных симптомов.

У взрослых тоже это нередко приводит к выраженной лого- и социофобии: человек старается как можно реже говорить публично, избегать коллективного общения. Говорить на публике ему неловко и стыдно. Хотя есть, например, заикающиеся артисты, они не смущаются и не переживают, комфортно реализуют себя в профессии.

- Существует ли предрасположенность к заиканию? Может может ли оно появиться внезапно и у любого человека?

Есть невротическое заикание, оно возникает, как и любая форма невроза после шокового переживания. Возраст от 2 до 5 лет - самый чувствительный для начала невротического заикания. Поэтому очень важно бережное отношение к малышу в этом периоде, защита его от ненужных внутрисемейных скандалов и стрессов. Оно может внезапно проявиться даже у взрослого, например, вследствие хронической психотравмы из-за семейных ссор и скандалов или других причин. В таком случае заикание становится своеобразным проявлением внутреннего напряжения, конфликта интересов и ценностей.

А есть дизонтогенетическое заикание, когда нет явных психологических раздражителей, но в определенном возрасте оно все равно появляется вне зависимости от каких-то причин. Чаще всего заикание передается по мужской линии. Если отец или дедушка заикались, то это вовсе не значит, что ребенок будет заикой, однако риск, что в критической ситуации человек начнет заикаться, намного выше, чем у других. Причем зачастую для такого человека пусковым механизмом может стать даже незначительное событие, например, неожиданный лай собаки рядом.

Иногда заикание возникает в определенном возрасте. Например, у отца проявилось в пять лет, а спустя много лет и у сына проявилось в тех же временных рамках.

Существует еще и так называемая неврозоподобная форма, когда нарушение речи связано с определенными поражениями ЦНС. В этих случаях заикание нередко сопровождается и другими проблемами в речи: нарушением звукопроизношения, аграмматизмами (нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи), медленным усвоением слов и интеллектуальным отставанием.

Может ли логопед полностью излечить или максимально исключить дефекты из речи, ведь в истории были случаи, когда человек практически полностью перебарывал свое заикание, например король Великобритании Георг VI.

Редко такое может случиться. Логопед выступает в двух ролях: в качестве логопеда и психотерапевта, который направляет и помогает пациенту. Ему легче всего работать со свежими случаями, когда заикание только началось. Как правило, накладывается режим молчания: дома создают щадящую атмосферу когда на протяжении 2-3 недель действует запрет на использование речи, потому что у ребенка сильно выражена «логофобия». Дома все договариваются говорить очень тихо, шепотом, или жестами, и вот этот охранительный и щадящий режим помогает бороться с фобией речи. Кроме того, борются и с «тахилалией»: намеренно замедляют темп речи и родители, и ребенок. Здесь разрабатываются навыки саморегуляции. Перед логопедом стоит важная задача научить ребенка управлять речевым дыханием.

Сегодня существуют специализированные сады и школы, в которых занимаются проблемами таких детей. Однако следует помнить, что заикание - часто рецидивирующее состояние, и временный успех может быть недолгим. В 80% случаев наблюдаются рецидивы и возвращение дефекта.

- Что нужно делать родителям, если их ребенок заикается?

Главное - всегда работать со специалистами и не заниматься самолечением. Самому делать ничего не нужно, потому что можно серьезно навредить. Грамотный специалист будет работать вместе с семьей, направлять и подсказывать, как и что нужно делать. Реакция родителей должна быть предельно понимающей и терпимой. Необходимо создать атмосферу, в которой ребенок не будет замечать, что его заикание чему-то мешает, потому что реакция родителя моментально передается ребенку.

- В Педиатрическом университете оказывается помощь таким пациентам?

У нас нет центра или кабинета заикания, который специализируется именно на этой проблеме. В нашем КДЦ ведут прием логопед и психотерапевт. Общую помощь оказываем, но специализированной помощи нет. Медицинских учреждений, где помогают заикающимся очень мало, а спрос есть. 30 лет назад их было куда больше.

- Может быть, потребность стала меньшей?

Нет, оно мало меняется. Как любой физиологический недуг, он в среднем во всем мире находится в пределах одних и тех же цифр, то есть заиканием страдают чуть меньше процента населения. Занимаются этим заболеванием очень давно, но радикальных средств, которые могли бы гарантированно помогать, до сих пор нет.

- Может ли заикание помешать человеку как-то реализоваться в жизни?

Это зависит от того, как человек с таким недугом воспринимает свою проблему. Если это для него тревожно и пугающе, то может выработаться комплекс неполноценности. Но есть немало примеров, когда человек страдает этим заболеванием, но выбирает специальность, которая не предполагает контакты с людьми, и он вполне успешен во всех отношениях. Заикание мешает в тех профессиях, которые связаны с активным общением и публичной речью. Тут многое зависит от личности и характера. Одни могут игнорировать свой недуг и сохранять активное общение и активный образ жизни, не комплексовать. Другие - не могут. Чем больше человек переживает, тем больше обращает на себя внимание. А если он заикается, но ведет себя, как все, то у него обычно нет проблем. Нужна правильная реакция на болезнь. И здесь роль семьи и родителей трудно переоценить. Родители должны воспитать ребенка так, чтобы он мог жить полноценно и свободно, не взирая ни на какие проблемы. А как помочь ребенку грамотно, расскажет психотерапевт или клинический психолог.

Владислав Лебаков