Краткая биография: Веневитинов Дмитрий Владимирович. Персоналии

Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (1805, Москва - 1827) - русский поэт романтического направления, переводчик,
прозаик и философ.

Биография

Дмитрий Веневитинов родился 14 сентября 1805 г. в Москве, в старинной и богатой дворянской семье. Веневитинов прожил короткую, стремительную жизнь. Для воспитания будущего поэта были приглашены лучшие учителя, раскрывшие перед ним ясный, гармоничный, величественный мир античности и тайны древних языков. Знал Веневитинов и современные европейские языки: французский, немецкий, английский, итальянский. Отечественную словесность ему преподавал А. Ф. Мерзляков - известный в то время теоретик, критик и поэт, автор песни "Среди долины ровныя...". Музыку - композитор и пианист Геништа. Живопись - художник Лаперш... То, чего не успели или не смогли дать Веневитинову учителя, восполнило самообразование: с семнадцати лет он посещал в качестве вольнослушателя лекции в Московском университете. Участвовал в собраниях студенческого литературного кружка Н. М. Рожалина.

Полнота знания о культуре минувшего стала почвой для самостоятельного творчества; к 1824 году, когда Веневитинов поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел и вошел в круг "архивных юношей" (выражение Пушкина), он уже был автором нескольких стихотворений, по преимуществу вольно перелагавших античных и новоевропейских авторов.

Организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А. С. Хомяков, М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Ф. Шлегеля и других.

Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».

В ноябре 1826 г. Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург , поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел.
При въезде в Петербург поэт, и без того не отличавшийся здоровьем, был по недоразумению арестован, допрошен и день-два продержан на сырой гауптвахте. В дальнейшем он, при всей увлеченности новой службой в Азиатском департаменте, страдал от гнилого северного климата. Зимой 1827 года он простудился; болезнь остановить не удалось, и вскоре врач предупредил собравшихся в квартире больного друзей, что жить Веневитинову осталось несколько часов. Сообщить ему страшную весть выпало А. С. Хомякову. Хомяков подошел к умирающему и надел ему на палец перстень, подаренный Волконской, который поэт поклялся надеть или в день свадьбы, или в день смерти...

Поэт умер 15 марта 1827 г. в Петербурге, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве . На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич. Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище.

Творчество

В его ранних стихах запечатлен путь, обычный для начинающего поэта тех лет. От дружеских посланий ("К друзьям", "К друзьям на Новый год"), пронизанных привычными мотивами "служения муз", поклонения свободе и радости, "занятий сладостных и мирных", он легко переходит к поэме "Песнь Кольмы" (1824), скроенной по образцу шотландских "Поэм Оссиана" (автором их был гениальный мистификатор XVIII века Дж. Макферсон). Рядом с шотландским эпосом - и русская старина ("Евпраксия"), и кристаллически-строгая западноевропейская форма сонета...

Ко времени создания "Сонетов" (1825) окончательно сложился неповторимый литературный мир поэта Дмитрия Веневитинова. Это мир, где слово освобождено от груза конкретности, а события жизни действительной перенесены в пространство человеческой мысли. Элегический словарь, достаточно традиционный, преобразуется, наполняясь философским смыслом.

Веневитинов создает и несколько оригинальных философских сочинений в прозе, среди которых выделяется диалог "Анаксагор", где по воле автора собеседниками оказываются жившие в разные эпохи древнегреческие философы Анаксагор и Платон. Молодому поэту неважно, когда жили "настоящие" Платон и Анаксагор и могли ли они обмениваться суждениями. Главное, что оба они любили мудрость больше всех земных наслаждений и что в седой древности их волновал тот же вопрос о возможности торжества гармонического "золотого века", который в XIX столетии занимает и любомудра Веневитинова.

К 1823 году в Москве образовался кружок любителей мудрости - любомудров, куда, помимо Веневитинова, вошли прозаик В. Ф. Одоевский, критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М. П. Погодин, поэт и филолог С. П. Шевырев. Эти молодые тогда писатели бросили вызов философским вкусам эпохи. Они обратили свой умственный взор на труды мыслителей "Германии туманной" - Шеллинга, Фихте, отчасти Канта. Формально кружок распался в 1825 году, но духовное единство продолжало еще какое-то время сохраняться.

На краткое время с любомудрами сблизился Пушкин . Он создал стихотворение "Три ключа", явственно перекликающееся своими размышлениями о трех эпохах человеческой жизни с веневитиновскими "Три розы" (1826), "Три участи" (1826 или 1827). Пушкин даже стал инициатором издания журнала любомудров "Московский вестник" (Веневитинов автор его программы). Но "поэту действительности" была чужда некоторая умозрительность, свойственная Веневитинову, который так обращался "К любителю музыки" (1826 или 1827):

Когда б ты знал, что эти звуки,
Когда бы тайный их язык
Ты чувством пламенным проник,-
...Тогда б ты не желал блеснуть
Личиной страсти принужденной,
Но ты б в углу, уединенный,
Таил вселюбящую грудь.
Ты б тайно слезы проливал
И к ним горячие объятья,
Как друг вселенной, простирал.

Все характерно в этом стихотворении. И желание не просто переживать строй музыки, но знать ее "тайный язык". И стилизованное под "немецкий синтаксис" строение фразы: "в углу... Таил вселюбящую грудь". И выражение "друг вселенной", гораздо более "туманное" и романтически всеобщее, чем пришедшее в русский культурный обиход из Франции "друг человечества"... Ведь даже драматическое чувство безответной любви к княгине Зинаиде Волконской - хозяйке одного из лучших литературных салонов Москвы,- становясь темой лирики, обретало у Веневитинова возвышенное и философическое звучание ("Элегия", "К моему перстню", оба - 1826 или 1827).

На зыбком фундаменте этого очень выразительного сочетания драматизма ощущений и ясности мысли покоится веневитиновское представление о роли художника в мире, о его небесном призвании и положении в земном обществе. Не случайно поэт, блистательно переведший фрагмент "Фауста" И.-В. Гете, выбрал для вольного перевода и две другие сцены гениального немецкого писателя, ставшие одним из лучших поэтических его переложений. Первая сцена - "Земная участь художника" (1826 или 1827) - показывает утро из жизни прекрасного живописца, вынужденного ради пропитания писать портрет "толстой, дурной собою кокетки" и лишь урывками между заказными работами имеющего возможность трудиться над изображением Венеры-Урании. Муза утешает отчаявшегося мастера: "Тебя живой восторг, художник, награждает. ...И честью ты богат, хотя ты и не знатен". Знакомые по литературе романтизма конфликты гения и толпы, праведности и богатства, творчества и хлеба насущного. Здесь они обретают завершенное, классически точное воплощение. Но вот проходят годы и годы, и разворачиваются события, показанные в сцене "Апофеоза Художника". Юный ученик копирует в галерее картину, когда вносят сюда купленное на деньги князя-мецената полотно, изображающее Венеру-Уранию. "Потолок открывается. Муза, держа художника за руку, является на облаке". Но великий живописец при этом почему-то не радуется; напротив, он с горечью вопрошает:

Пусть славят все мои творенья!
Но в жизни славу знал ли я?
Скажи, небесная моя,
Что мне теперь за утешенье,
Что златом платят за меня?

И, разрушая романтический стереотип, взывает к Музе, "указывая на ученика": "Венок ему на небе уготовь, Но здесь подай сосуд очарованья, Без яда, слез, без примеси страданья!"

Сам Веневитинов не знал бедности, не был обойден славой, но жизнь внесла в эти его строки очень личный и непоправимо трагический подтекст.

Из жизни ушел двадцатидвухлетний юноша, прекрасный собою, подававший надежды, заявивший о себе на самых разных поприщах. Элегические формулы его поэзии наполнились вдруг зловещим смыслом прорицанья: "Сбылись пророчества поэта, И друг в слезах с началом лета Его могилу посетил. Как знал он жизнь! как мало жил!" Смысл этот был "закреплен" многочисленными эпитафиями и стихотворными откликами на смерть поэта (Дельвиг и Туманский, Хомяков и 3. Волконская, Лермонтов и Кольцов...). Так родилась и окончательно оформилась легенда о гениальном юноше-певце Дмитрии Веневитинове, легенда, которая стала не менее значимым фактом истории русской культуры, нежели его замечательные стихи.

В четырнадцать лет он переводил Вергилия и Горация. В шестнадцать написал первое из дошедших до нас стихотворений. В семнадцать увлекался живописью и сочинял музыку. В восемнадцать, после года занятий, успешно сдал выпускные экзамены в Московском университете и вместе с друзьями основал философское общество. В двадцать впервые выступил в печати как литературный критик и был отмечен Пушкиным. В двадцать один - трагически ушел из жизни...

Сердце

«Душа разрывается. Я плачу как ребенок», - писал Владимир Одоевский, выражая общее настроение. О юном поэте скорбели все - какая-то особенная несправедливость есть в ранней смерти. А друзья, знавшие обстоятельства его жизни, поговаривали, что умер он от несчастной любви...

С Зинаидой Волконской Дмитрия в 1825 году познакомил все тот же Одоевский. Московский дом княгини был хорошо знаком всем ценителям прекрасного. В своеобразную академию искусства превратила его очаровательная хозяйка. Умна, талантлива, красива, проста в обхождении, тонкая и внимательная собеседница - она заставила трепетать не одно влюбленное сердце. «Царицей муз и красоты» называл ее Пушкин.

Встреча с Волконской перевернула жизнь Веневитинова - он влюбился со всей страстью двадцатилетнего поэта. Увы, безнадежно: Зинаида была старше его на 16 лет, и к тому же давно замужем, за братом будущего декабриста. И хотя тот был человеком для нее бесконечно далеким, но... кроме чувств есть еще и мнение света.

Романтические прогулки по Симонову монастырю, задушевные разговоры - поэту дарован был всего лишь миг счастья... Пришел час, и Зинаида попросила о разрыве отношений, в знак вечной дружбы подарив Дмитрию кольцо. Простой металлический перстень, извлеченный на свет из пепла при раскопках Геркуланума... Друзья говорили, что Веневитинов никогда не расставался с подарком княгини и обещал надеть его или идя под венец, или стоя на пороге смерти. Кольцо стало для него талисманом, памятью о непреходящей любви:

О, будь мой верный талисман! Храни меня от тяжких ран И света, и толпы ничтожной, От едкой жажды славы ложной, От обольстительной мечты И от душевной пустоты...



Эта трогательная история XIX века лучше, чем многое другое, свидетельствует о романтической натуре и отзывчивом сердце поэта. Но ограничить рассказ о Веневитинове лишь историей его любви было бы слишком несправедливо.

Ум

Первыми его воспитателями стали бывший наполеоновский офицер, большой поклонник римской литературы, и грек-книгоиздатель, знаток античных авторов. Поэтому Горация, Гомера и Платона Веневитинов прочитал в очень юном возрасте, и в подлиннике. Круг вопросов, занимавших его, был столь обширен, что он не смог выбрать для себя факультет при поступлении в университет и ходил слушать лекции разных профессоров. Здесь же Дмитрий серьезно увлекся немецкой философией: Шеллинг, Кант, Фихте. И вскоре вместе с университетскими друзьями: Одоевским, Кошелевым, Хомяковым - создал кружок «любомудрия» (так они перевели на русский греческое слово «философия»).

Целью кружка станет просвещение России, освобождение русской мысли от оков условностей, невежества и раболепства. Именно в зарождении у нас любомудрия-философии видит Веневитинов средство к пробуждению российской мысли и к обретению привычки действовать руководясь разумом. Став литературным критиком, он собирается, ни много ни мало, изменить ход развития русской литературы, слабость которой видит «не столько в образе мыслей, сколько в бездействии мысли». Пламенная натура поэта восстает против самого страшного порока русского человека - безразличия: «Легче действовать на ум, когда он пристрастился к заблуждению, нежели когда он равнодушен к истине». А потому после выхода в свет первых двух глав «Евгения Онегина» Веневитинов тонко и очень точно характеризует пушкинского героя: «Онегин уже испытан жизнью; но опыт поселил в нем не страсть мучительную, не едкую, деятельную досаду, а скуку, наружное бесстрастие, свойственное русской холодности (мы не говорим о русской лени)... Если жизнь его будет без приключения, он проживет спокойно, рассуждая умно, а действуя лениво». Среди всех откликов на роман в стихах Пушкин отметит именно рецензию Веневитинова.

Медленным, постепенным представлялся Веневитинову сей путь: «Вот подвиг... воздвигнуть торжественный памятник любомудрию если не в летописях целого народа, то, по крайней мере, в нескольких благородных сердцах, в коих пробудится свобода мысли изящного и отразится луч истинного познания».

Кто они, обладатели «благородных сердец», о которых так страстно мечтал Веневитинов? Уж не такие ли, как он сам, поэты, полюбившие мудрость, уверовавшие в силу и действенность слова, но не утратившие пыла души? Для них Веневитинов формулирует закон, который гласит, что «...философия есть высшая поэзия», к ним обращает строки своего стихотворения:

Блажен, блажен, кто в полдень жизни И на закате ясных лет, Как в недрах радостной отчизны, Еще в фантазии живет. Кому небесное - родное, Кто сочетает с сединой Воображенье молодое И разум с пламенной душой.

Ум и сердце

Как все поэты, Веневитинов обладал даром пророчества. Предвидел он близкую свою кончину, провидческими оказались и строки, обращенные к перстню-талисману:

Века промчатся, и быть может, Что кто-нибудь мой прах встревожит И в нем тебя откроет вновь...

В 1930 году, когда ликвидировали Симонов монастырь, где был похоронен поэт, прах его перенесли на Новодевичье кладбище. Кольцо же извлекли из гроба и отдали в музей...

Сбывшееся поэтическое пророчество Веневитинова вселяет надежду, что и философские его предсказания когда-нибудь станут действительностью. Особенно то, что в одной из своих статей вложил он в уста Платона, к которому испытывал столь глубокое почтение: «...она снова будет, эта эпоха счастья, о которой мечтают смертные. Нравственная свобода будет общим уделом; все познания человека сольются в одну идею о человеке; все отрасли наук сольются в одну науку самопознания. Что до времени? Нас давно не станет, - но меня утешает эта мысль. Ум мой гордится тем, что ее предузнал и, может быть, ускорил будущее».

ВЕНЕВИТИНОВ, ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1805–1827), русский поэт, философ, критик. Родился 14 (26) сентября 1805 в Москве в знатной дворянской семье. Отец умер, когда Веневитинову было 9 лет. По материнской линии Веневитинов был дальним родственником А.С.Пушкина. Получил прекрасное домашнее образование, знал латинский и древнегреческий языки, изучал философию, русскую и западноевропейскую литературу, живопись, музыку.
В 1822 поступил вольнослушателем в Московский университет, где посещал занятия профессора М.Г.Павлова и под его влиянием увлекся философией Шеллинга. Окончив университет в 1824, Веневитинов поступил в московский архив министерства иностранных дел и стал членом «Общества любомудрия» во главе с В.Ф.Одоевским. «Любомудры» придавали большое значение философии, которая, как писал Веневитинов, должна заставить Россию «развить свои силы и образовать систему мышления».
Романтический характер миросозерцания Веневитинова нашел выражение в понимании им смысла философского познания: «Философия есть истинная поэзия, а истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами». Веневитинов воспринял шеллинговско-романтическую идею универсальной органичности мира («абсолютного организма»). Задачи философии не ограничиваются, по Веневитинову, только пониманием существенных закономерностей реальности, но предполагают достижение глобальных космических и исторических целей: «Цель всякого познания, цель философии есть гармония между миром и человеком». Такого рода «гармонизация» достигается благодаря происходящему в истории процессу философского «самопознания», о котором мыслитель-романтик писал с огромным воодушевлением: «Самопознание – вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека». В романтическом ключе истолковывал Веневитинов суть художественного творчества, которое в своем историческом развитии проходит три стадии, связанные с особенностями исторических эпох: эпохе гармоничной юности человечества соответствует в искусстве стадия эпической поэзии (Гомер), эпоха «разлада» между человеком и миром находит отражение в лирической поэзии, а будущая вселенская гармония должна вызвать к жизни новые, «синтетические» (эпос и лирика) формы искусства.
В 1825 Веневитинов опубликовал свою первую статью Разбор статьи о «Евгении Онегине», о которой Пушкин написал: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное – или брань, или дичь». Веневитинов-критик считал необходимым «оценять словесность степенью философии времени».
После восстания декабристов 1825 Веневитинова подозревали в участии в заговоре, но обвинение не было доказано и, проведя некоторое время под арестом, он был отпущен. В 1827 он опубликовал свои первые стихи Любимый цвет и Три розы. Поэт переживал безответную любовь к З.Волконской, и это сказалось в элегически-разочарованном тоне его стихов. Вольнолюбивые мотивы также являлись важной составляющей поэзии Веневитинова (поэма Новгород, 1826, и др. стихи). В его поэзии чувствовалось влияние И.В.Гёте и Дж.Г.Байрона. В 1829 он перевел драматические поэмы Гете Земная участь художника и Апофеоз художника, а также несколько фрагментов из Фауста.
Как и другие бывшие любомудры, Веневитинов сотрудничал в журнале «Московский вестник», основанном в 1827. В 1826 переехал в Петербург и начал служить в министерстве иностранных дел. Одновременно работал над романом Владимир Паренский (отрывки опубл. 1829), который не успел завершить.
Умер Веневитинов в Петербурге 15 (27) мая 1827. Вскоре после его смерти было издано собрание его сочинений – Стихотворения (1829) и Проза (1830).

«Храни меня, мой талисман…»
(А.С.Пушкин)

«Храни меня от тяжких ран…»
(Д.В.Веневитинов)

ПУШКИНЫ И СЕВЕРНЫЕ ГУБЕРНИИ

А причём же Северные губернии?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно заглянуть в родословие Пушкина и Веневитинова, северные веточки их родословных древ:
- 1613 год, двинской воевода Никита Михайлович Пушкин, племянник Семена Михайловича – прямого предка поэта;
- 1633 – 1634 годы, воевода в Каргополе Федор Тимофеевич Пушкин;
- 1647 год, воевода в Великом Устюге Степан Гаврилович Пушкин;
- 1652 – 1656 годы, двинской воевода Борис Иванович Пушкин, племянник Никиты Михайловича Пушкина;
- 1740 – 1743 годы, архангельский губернатор Алексей Андреевич Оболенский (был женат на Анне Васильевне Приклонской – сестре бабушки Сергея Львовича Пушкина); Правнуком А.А.Оболенского был Дмитрий Владимирович Веневетинов, который был также и четвероюродным братом А.С.Пушкину. Знакомство поэтов началось еще в детстве и было продолжено в Москве в 1826 году по возвращении Пушкина из ссылки.
- 1743 – 1745 годы, архангельский губернатор действительный камергер Алексей Михайлович Пушкин;
- В 1826 году в Сольвычегодской ссылке оказался Павел Исаакович Ганнибал, двоюродный дядя Пушкина-поэта. По грязным доносам городничего Соколова Вологодскому генерал-губернатору Миницкому, с целью усиления наказания в 1827 году подполковнику Ганнибалу местом пребывания был назначен Соловецкий монастырь, где он пробыл до осени 1832 года.
В поисках родословной поэта на северной земле многое сделано краеведами-пушкинистами: научным сотрудником Госархива Архангельской области Николаем Алексеевичем Шумиловым и архангельским литератором Игорем Владимировичем Стрежневым.

ВЕНЕВИТИНОВ

Веневитинов Дмитрий Владимирович (14(26).9.1805, Москва, - 15 (27).3. 1827, Петербург, похоронен в Москве), руский поэт, критик. Этот юноша был во всем необычен. Одна его внешность уже поражала современников. Вот каким Веневитинов предстал глазам женщины: "Это был красавец в полным смысле этого слова. Высокого роста, словно изваяние из мрамора. Лицо его имело кроме красоты какуюто еще прелесть неизъяснимую. Громадные глаза голубые, опушенные очень длинными ресницами, сияли умом". А вот взгляд литератора: "Веневитинов и в жизни был поэтом: его счаст-ливая наружность, его тихая и важная задумчивость, его стройные движения, вдохновенная речь, светская, непритворная любезность, столь знакомые всем, вблизи его видевшим, ручались в том, что он и жизнь свою образует как произведение изящное".

ЛЮБОМУДРЫ

К 1823 году в Москве образовался кружок любителей мудрости - любомудров, куда, помимо Веневитинова, вошли прозаик В. Ф. Одоевский, критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М. П. Погодин, поэт и филолог С. П. Шевырев. Эти молодые тогда писатели бросили вызов философским вкусам эпохи. Они обратили свой умственный взор на труды мыслителей "Германии туманной" – Шеллинга, Фихте, отчасти Канта. Формально кружок распался в 1825 году, но духовное единство продолжало еще какое-то время сохраняться.
Сентябрь 1826 года. А.С.Пушкин возвращается из ссылки в Москву и попадает в окружение друзей-литераторов - Баратынского, Вяземского, Мицкевича, Погодина. Среди них он замечает, а потом и выделяет молодого поэта Дмитрия Веневитинова. Юноша был умён, красив и, как чуть позже определят литературоведы, «глубокий и само-бытный мыслитель». Н. Г. Чернышевский писал о нём: "Проживи Веневитинов хотя десятью годами более - он на целые десятки лет двинул бы вперёд нашу литературу..." (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 926). На краткое время с любомудрами сблизился Пушкин. Он создал стихотворение "В степи мирской, печальной и безбрежной", явственно перекликающееся своими размышлениями о трех эпохах человеческой жизни с веневитиновскими "Три розы" (1826), "Три участи" (1826 или 1827). Пушкин даже стал инициатором издания журнала любомудров "Московский вестник" (Веневитинов автор его программы). Но "поэту действительности" была чужда некоторая умозрительность, свойственная Веневитинову.
В наше время, оценивая творчество Веневитинова, всё чаще делаются выводы, что возможно с него начался переход в русской поэзии «от красоты формы к возвышенности содержания». Многие темы, обозначенные Дмитрием Веневитиновым, впоследствии удачно раскрыли в своём творчестве Лермонтов и Тютчев.

ВЕНЕВИТИНОВ И ПЕРСТЕНЬ – ТАЛИСМАН

Не вдаваясь в тонкости творчества Веневитинова, попытаемся изложить историю, связанную с перстнем. Дело в том, что Дмитрий Веневитинов носил перстень в виде брелока. Это был древний перстень, раскопанный археологами в развалинах древнеримского города Геркуланума. А к Дмитрию он попал в качестве подарка от Зинаиды Волконской, в которую он был влюблён. Перстню Дмитрий Веневитинов посвящает стихотворение «К моему перстню», где называет его «залогом сострадания», хранителем от «жажды славы» и «душевной пустоты». Он просит не снимать перстень и в «час смерти», «чтоб нас и гроб не разлучал». В конце стихотворения пророчески пишет:



И в нём тебя отроет вновь…

Судьбой ему было отпущено прожить немного – 22 года. В октябре 1826 года он переезжает в Петербург и поступает по протекции Зинаиды Волконской в азиатский департамент коллегии иностранных дел. Зимой 1827 года он простудился; болезнь остановить не удалось, и вскоре врач предупредил собравшихся в квартире больного друзей, что жить Веневитинову осталось несколько часов.
Сообщить ему страшную весть выпало А. С. Хомякову. Хомяков подошел к умирающему и надел ему на палец перстень, подаренный Волконской, который поэт поклялся надеть или в день свадьбы, или в день смерти... С ним поэта и похоронили в московском Симоновском монастыре.
В 1930 году было сделано вскрытие могилы Веневитинова, перстень был найден и передан в Литературный музей. Сейчас перстень хранится в Бахрушинском музее Москвы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О СУДЬБЕ ЗИНАИДЫ ВОЛКОНСКОЙ

Княгиня Зинаида Александровна Волконская родилась в 1792 г. в Турине от брака князя Алексея Михайловича Белосельского с Варварой Яковлевной Татищевой.
Выйдя замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского (умер в 1844 г.), она сначала жила в Петербурге, занимала высокое положение при дворе. После 1812 г. – за границей: в Теплице, Праге, Париже, Вене, Вероне. Вернувшись в Россию, в Петербург, она занялась изучением старины, но в ответ получила неудовольствие и насмешки, и в конце 1824 г. переехала в Москву. Здесь она взялась за изучение родного языка и литературы, отечественных древностей: её интересовали песни, обычаи, народные легенды. В 1825 г. она даже хлопотала об основании русского общества для устройства национального музея и для обнародования памятников старины.
Постоянными её собеседниками были Жуковский, Пушкин, князь Вяземский, Баратынский, Веневитинов, Шевырев и др. Пушкин посвятил ей «Цыган» и в своем знаменитом послании по этому поводу назвал её «царицей муз и красоты».
В 1829 г. княгиня Волконская из Москвы переехала в Рим. Поэт и композитор, она сама писала кантаты и сочиняла к ним музыку. Известна её «Кантата памяти императора Александра I». В Риме она жила отшельницей, но не забывала о России – пишет в 1837 году стихотворение «Невская вода». Собрание сочинений княгини Волконской издано сыном её князем Александром Никитичем Волконским: «Сочинения княгини Зинаиды Александровны Волконской».
Умерла княгиня в 1862 году в Риме.

ПУШКИН И ПЕРСТЕНЬ - ТАЛИСМАН

А.С.Пушкин, узнав о смерти Веневитинова, с горечью и сожалением сказал: «Поче-му вы позволили ему умереть?». Но и Пушкину уже оставался невеликий срок жизни – всего 10 лет. И у него тоже была своя история с перстнем…
В 1899 году Россия отмечала 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В мае была открыта пушкинская выставка. Среди различных экспонатов был золотой перстень. Это о нём писал И.С.Тургенев: «Перстень <…> подарен Пушкину в Одессе княгиней Воронцовой. Он носил почти постоянно этот перстень».
Кто же такая княгиня Воронцова? После Бессарабии и Кавказа Пушкин был направлен в Одессу, где в 1823 – 1824 годы служил в канцелярии новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, познакомился с его женой Елизаветой Ксаверьевной. Поэт был глубоко увлечен графиней Воронцовой, посвятил ей ряд стихотворений. Она ответила ему не менее пылкой страстью, подарила перстень-талисман. Елизавете Ксаверьевне в тот период был тридцать один год, Александру Сергеевичу двадцать четыре. В рукописях Пушкина сохранилось более 30 рисунков с ее изображением.
Один из их современников так описывает характер и наружность Е.К. Воронцовой: "Ей было уже за тридцать лет, а она имела все право казаться молоденькою... Со врожденным легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше ее в том не успевал. Молода она была душой, молода и наружностью. В ней не было того, что называется красотою; но быстрый, нежный взгляд ее миленьких небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, которой подобной я не видел, казалось, так и призывает поцелуй». А.С. Пушкин посвятил ей стихи: "Сожженное письмо", "Ангел", "В последний раз твой образ милый...". Воронцова стала одним из прототипов Татьяны в его романе "Евгений Онегин".
Но в Елизавету Воронцову был влюблён и друг Пушкина А.А.Раевский, который из чувства ревности сообщил мужу Воронцовой о её связи с Пушкиным. По предположению Александра Сергеевича, это и явилось причиной высылки его из Одессы в село Михайловское. Пушкин был раздражён таким поворотом событий, пишет стихотворение «Коварность», в котором осуждает поступок А.А.Раевского, сочиняет эпиграмму на губернатора М.С.Воронцова. Помните: «Полу-милорд, полу-купец…», намекая на английское воспитание губернатора и его нечестные коммерческие операции в Одесском порту.
Уехав не по своей воле, Пушкин какое-то время переписывается с Елизаветой Воронцовой. Под впечатлением ещё не остывшей, но уже теряемой любви, Пушкин пишет несколько лирических стихотворений: «Пускай увенчанный любовью красоты…», Сожженное письмо, Желание славы, Всё в жертвы памяти твоей. В стихотворении «Храни меня, мой талисман» Александр Сергеевич пишет: «Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в дни печали был мне дан».
«Сестра поэта, О.С.Павлищева, говорила нам, - писал П.В.Анненков, - что когда приходило из Одессы письмо с печатью, изукрашенною точно такими кабалистическими знаками, какие находились и на перстне её брата, - последний запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе».
Но не уберег, не сохранил его талисман. Перед смертью Пушкин подарил этот перстень поэту Жуковскому. От Жуковского по наследству он попадает к его сыну Павлу Васильевичу, который дарит его И.С.Тургеневу. После смерти Тургенева известная по тем временам певица, близкий друг его, Полина Виардо возвратила России эту бесценную реликвию.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О СУДЬБЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ВОРОНЦОВОЙ

Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792 – 1880), урожденная Браницкая, жена графа, впоследствии князя (1844) М.С.Воронцова, статс-дама (1838). Она была младшей дочерью польского магната и племянницей екатерининского любимца Григория Потемкина, родилась в родовом имении Белая Церковь. Детство и юность Лиза провела в деревне и оказалась за границей, в Париже, лишь в 1819 году.
Здесь она встретила графа М.С. Воронцова, за которого в этом же году вышла замуж. Молодые оставались в Европе еще четыре года.
В 1823 году, в связи с назначением Воронцова новороссийским генерал-губернатором, вернулись в Россию. В октябре у нее родился сын.
Воронцов простил супруге непозволительный флирт с Пушкиным, увёз Елизавету Ксаверьевну в Алупку, где супруги вместе обустраивали имение и дворец, который по сей день именуется воронцовским.
Когда 63-летнего Воронцова император направил наместником на Кавказ, она сначала долго плакала, а потом собралась и отправилась за мужем в неспокойный Тифлис. Далее Елизавета Ксаверьевна следовала за мужем везде, куда бы ни забрасывала его служба. Умер Михаил Семенович в 1882 году и был похоронен в Одесском кафедральном соборе. После кончины мужа Елизавета Ксаверьевна осталась в Одессе, рядом с его могилой.
Она умерла в возрасте 90 лет.

Материал подготовил В.Плотников

СТИХОТВОРЕНИЯ
А.С.ПУШКИНА И Д.В. ВЕНЕВИТИНОВА

А.С.ПУШКИН

ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН...

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи -
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Д.В.ВЕНЕВИТИНОВ

К МОЕМУ ПЕРСТНЮ

Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой.
Но не любовь теперь тобой
Благословила пламень вечный
И над тобой, в тоске сердечной,
Святой обет произнесла...
Нет! дружба в горький час прощанья
Любви рыдающей дала
Тебя залогом состраданья.
О, будь мой верный талисман!
Храни меня от тяжких ран,
И света, и толпы ничтожной,
От едкой жажды славы ложной,
От обольстительной мечты
И от душевной пустоты.
В часы холодного сомненья
Надеждой сердце оживи,
И если в скорбях заточенья,
Вдали от ангела любви,
Оно замыслит преступленье,–
Ты дивной силой укроти
Порывы страсти безнадежной
И от груди моей мятежной
Свинец безумства отврати.
Когда же я в час смерти буду
Прощаться с тем, что здесь люблю,
Тебя в прощанье не забуду:
Тогда я друга умолю,
Чтоб он с руки моей холодной
Тебя, мой перстень, не снимал,
Чтоб нас и гроб не разлучал.
И просьба будет не бесплодна:
Он подтвердит обет мне свой
Словами клятвы роковой.
Века промчатся, и быть может,
Что кто-нибудь мой прах встревожит
И в нём тебя отроет вновь;
И снова робкая любовь
Тебе прошепчет суеверно
Слова мучительных страстей,
И вновь ты другом будешь ей,
Как был и мне, мой перстень верный.

1826 или 1827

А.С.ПУШКИН

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела...
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...

Д.В.ВЕНЕВИТИНОВ

ТРИ РОЗЫ

В глухую степь земной дороги,
Эмблемой райской красоты,
Три розы бросили нам боги,
Эдема лучшие цветы.
Одна под небом Кашемира
Цветет близ светлого ручья;
Она любовница зефира
И вдохновенье соловья.
Ни день, ни ночь она не вянет,
И если кто ее сорвет,
Лишь только утра луч проглянет,
Свежее роза расцветет.

Еще прелестнее другая:
Она, румяною зарей
На раннем небе расцветая,
Пленяет яркой красотой.
Свежей от этой розы веет
И веселей ее встречать:
На миг один она алеет,
Но с каждым днем цветет опять.

Еще свежей от третьей веет,
Хотя она не в небесах;
Ее для жарких уст лелеет
Любовь на девственных щеках.
Но эта роза скоро вянет:
Она пуглива и нежна,
И тщетно утра луч проглянет -
Не расцветет опять она.

ТРИ УЧАСТИ

Три участи в мире завидны, друзья.
Счастливец, кто века судьбой управляет,
В душе неразгаданной думы тая.
Он сеет для жатвы, но жатв не сбирает:
Народов признанья ему не хвала,
Народов проклятья ему не упреки.
Векам завещает он замысл глубокий;
По смерти бессмертного зреют дела.

Завидней поэта удел на земли.
С младенческих лет он сдружился с природой,
И сердце камены от хлада спасли,
И ум непокорный воспитан свободой,
И луч вдохновенья зажегся в очах.
Весь мир облекает он в стройные звуки;
Стеснится ли сердце волнением муки -
Он выплачет горе в горючих стихах.

Но верьте, о други! счастливей стократ
Беспечный питомец забавы и лени.
Глубокие думы души не мутят,
Не знает он слез и огня вдохновений,
И день для него, как другой, пролетел,
И будущий снова он встретит беспечно,
И сердце увянет без муки сердечной -
О рок! что ты не дал мне этот удел?

А.С.ПУШКИН

* * *
В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ - холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.

ЖЕЛАНИЕ СЛАВЫ

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, -
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальному упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил,
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда... И что же? Слезы, муки,
Измены, клевета, все на главу мою
Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И все передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

Д.В.ВЕНЕВИТИНОВ

Оставь меня, забудь меня!
Тебя одну любил я в мире,
Но я любил тебя как друг,
Как любят звездочку в эфире,
Как любят светлый идеал
Иль ясный сон воображенья.
Я много в жизни распознал,
В одной любви не знал мученья,
И я хочу сойти во гроб,
Как очарованный невежда.

Оставь меня, забудь меня!
Взгляни - вот где моя надежда;
Взгляни - но что вздрогнула ты?
Нет, не дрожи: смерть не ужасна;
Ах, не шепчи ты мне про ад:
Верь, ад на свете, друг прекрасный!

Где жизни нет, там муки нет.
Дай поцелуй в залог прощанья...
Зачем дрожат твои лобзанья?
Зачем в слезах горит твой взор?

Оставь меня, люби другого!
Забудь меня, я скоро сам
Забуду скорбь житья земного.
1826
А.С.ПУШКИН

Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия Позора и Обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч Закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой:
На суше, на морях, во храме, под шатрами,
За потаенными замками,
На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник Закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты Кесаря сразил - и, мертв, объемлет он
Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом Вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе –
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.

Д.В.ВЕНЕВИТИНОВ

Волшебница! Как сладко пела ты
Про дивную страну очарованья,
Про жаркую отчизну красоты!
Как я любил твои воспоминанья,
Как жадно я внимал словам твоим
И как мечтал о крае неизвестном!
Ты упилась сим воздухом чудесным,
И речь твоя так страстно дышит им!
На цвет небес ты долго нагляделась
И цвет небес в очах нам принесла.
Душа твоя так ясно разгорелась
И новый огнь в груди моей зажгла.
Но этот огнь томительный, мятежный,
Он не горит любовью тихой, нежной,–
Нет! он и жжет, и мучит, и мертвит,
Волнуется изменчивым желаньем,
То стихнет вдруг, то бурно закипит,
И сердце вновь пробудится страданьем.
Зачем, зачем так сладко пела ты?
Зачем и я внимал тебе так жадно
И с уст твоих, певица красоты,
Пил яд мечты и страсти безотрадной?

Тебе знаком ли сын богов,
Любимец муз и вдохновенья?
Узнал ли б меж земных сынов
Ты речь его, его движенья? –
Не вспыльчив он, и строгий ум
Не блещет в шумном разговоре,
Но ясный луч высоких дум
Невольно светит в ясном взоре.
Пусть вкруг него, в чаду утех,
Бунтует ветреная младость, -
Безумный крик, холодный смех
И необузданная радость:
Все чуждо, дико для него,
На все безмолвно он взирает.
Лишь что-то редко с уст его
Улыбку беглую срывает.
Его богиня – простота,
И тихий гений размышленья
Ему поставил от рожденья
Печать молчанья на уста.
Его мечты, его желанья,
Его боязни, ожиданья –
Все тайна в нем, все в нем молчит:
В душе заботливо хранит
Он неразгаданные чувства.
Когда ж внезапно что-нибудь
Взволнует огненную грудь, -
Душа, без страха, без искусства,
Готова вылиться в речах
И блещет в пламенных очах.
И снова тих он, и стыдливый
К земле он опускает взор,
Как будто б слышал он укор
За невозвратные порывы.
О, если встретишь ты его
С раздумьем на челе суровом, -
Пройди без шума близ него,
Не нарушай холодным словом
Его священных, тихих снов!
Взгляни с слезой благоговенья
И молви: это сын богов,
Питомец муз и вдохновенья!

А.С.ПУШКИН

Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Литература:

1. Веневитинов Д.В., Полное собрание сочинений, под редакцией и с примечаниями Б. В. Смиренского. Вступительная статья Д. Д. Благого, [М. - Л.], 1934;
2. Веневитинов Д.В., Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст., подготовка текста и примеч. Б. В. Неймана, Л., 1960.
3. Веневетинов Д.В., Стихотворения /Сост., вступ. статья и примеч. В.И.Сахарова. – М.: Сов. Россия, 1982. – 176 с., 1 л. Портр. – (Поэтическая Россия);
4. Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в., М. - Л., 1959;
5. Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.1. Стихотворения 1813 – 1824. М., «Худож. Лит.», 1974.
6. Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.2. Стихотворения 1825 – 1836. М., «Худож. Лит.», 1974.
7. Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.9. Письма 1815 – 1830. М., «Худож. Лит.», 1977.
8. Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996.
9. Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, т. 1, М., 1913;
10. Стрежнев Н.В. «К студеным северным волнам»: А.С.Пушкин и Беломорский Север: Лит.- краеведческие очерки. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Издательство, 1989.
11. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. 2, 1949 г.