Литературные кружки и салоны дореволюционной россии. Литературные общества и кружки в первом десятилетии XIX века

Коротко об освободительном движении: зарождается в период перехода от феодализма к капитализму и связано с ростом национального самосознания, появлением прогрессивных и патриотических идей, направленных на реформирование страны

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

(радикальное крыло дворянской оппозиции)

причины, условия и исходные идеи декабризма.

1. Специфика международной обстановки (волна революционных выступлений в Европе).

2. Европейская философия Просвещения (учения Локка, Монтескье, Дидро и др.)

3. Идеи русских просветителей конца XVIII - начала XIX века (Н.Новиков, А. Радищев)

4. Отечественная война 1812 года, знакомство с Западной Европой в ходе зарубежных походов русской армии 1813-1814 годов.

5. Патриотический подъем и рост национального самосознания

6. Нерешительность Александра 1 в проведении реформ

Движение декабристов - сложное социокультурное и политическое явление, в котором сочетались:

  • реформаторские и революционные тенденции;
  • зародыши будущего западничества и славянофильства;
  • национально-патриотические и интернациональные тенденции;
  • догматы православия религиозная индифферентность

Тактика тайных обществ

Название

организации

Основатели Цели организации Итог
1. Союз

спасения

(1816 1817 годы)

Братья Муравьевы-Апостоля М.И. и С.И., Муравьевы И.Н. и А.Н., С.П. Трубецкой, И.Д Якушин (всего 10-12 человек) - Ликвидация самодержавной формы правления и введение Конституции в России

Отмена крепостного права

1817-

Самоликвидация

Союза ввиду

отсутствия

единства в

программе и

средствах

2. Союз Благоденствия (1818-1821) Состав - до 200 чел. Устав - "Зеленая книга"

Программа: распространение идей социально-политического преобразования России

1821 - Решение организации о формальном самороспуске по причине непримиримых разногласий.
3.

общество

П.Пестель - руководитель "Русская правда" П.Пестеля

1 Установление Республики

1) Земельный фонд страны:

а) земля частная и земля общественная

Общественная земля тем, кто её обрабатывает безвозмездно, без права продажи

Частная земля - свободный товар (частные лица, организации, казна)

29 декабря 1 825

Восстание Черниговского полка на Украине

4. Северное

общество

Н.Муравьев - руководитель Конституция Н Муравьева

1 . Россия - конституционная монархия

2. Отмена крепостного права в России

а) Сохранение земель за помещиками

б) Наделение бывших крестьян небольшими наделами земли на условиях аренды у своих помещиков

3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность

личности, равный и гласный суд

4. Ликвидация военных поселений в России

5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности

14 декабря 1825 года - восстание декабристов в Петербурге

Отменяется Крепостное право Отменяется
Неприкосновенность помещичьих земель Земля Общее достояние. Делится на помещичью и частную
Отменяются Сословия Отменяются
Федеративное Государственное устройство Унитарное
13 держав и 2 области Административное деление 10 областей и 3 удела
Демократические права Широкий круг гражданских прав
Конституционная монархия Форма правления Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10 – 15 лет
Ценз пола, возраста, имущества и образования Избирательное право Ценз пола и возраста

Государственное устройство в программных проектах будущих декабристов

Историческое значение движения декабристов

  1. Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право.
  2. Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ.
  3. Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству и готовность нести лишения ради блага страны и её народа.

Декабристы положили начало освободительному движению в России. Их идеология, тактика, опыт борьбы повлияли на дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 30 – 50-х ГОДОВ

Революционные и просветительские кружки 20–40-х годов

Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность
Кружок братьев Критских 1826 – 1827 гг, Москва Братья Критские Петр, Михаил и Василий, всего 6 человек Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. В день коронации Николая 1 участники кружка разбросали по Красной площади прокламации, призывающие к свержению самодержавия. Кружок раскрыт полицией, его участники заключены в Соловецкий монастырь, а затем отданы в солдаты.
Литературное общество 11-го нумера, 1830 – 1832 гг, Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.
Кружок Станкевича, 1831 – 1839 гг, Москва Н.В. Станкевич, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин Изучение философских систем Канта, Гегеля. Осуждение крепостничества. Насильственные методы не допускались. С отъездом Станкевича за границу кружок распался сам собой.
Кружок Герцена и Огарева, 1831 – 1834 гг, Москва. Герцен А.И., Огарев Н.П., Савин Н.М., Сазонов М.И. и др. Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на западе. Кружок раскрыт полицией. Герцен и Огарев отправлены в ссылку. Остальные члены кружка отданы под надзор полиции
Кружок петрашевцев, 1845 – 1849 гг, Петербург, Москва, Киев, Ростов Буташевич-Петрашевский М.В., Салтыков-Щедрин М.Е., Достоевский Ф.М. и др. Обсуждение злободневных проблем российской действительности. Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Считали необходимым свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод. Для этого предлагали создать революционный центр и поднять крестьянское восстание. Кружок был раскрыт, его участники приговорены к расстрелу, замененному каторгой, ссылкой и другими наказаниями.
Кирилло-Мефодьевское общество, 1845 – 1847 гг, Украина Т.Г. Шевченко, Н.И. Костомаров. и др. Создание славянской республики, демократического общества. Ликвидация крепостничества. Общество было раскрыто, его члены подверглись репрессиям

Либерально-оппозиционное движение

Название Представители Основные идеи
Славянофильство

(1839 - середина 70-х годов XIX в.) Идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России, мессианской предопределенности русского народа

А.С.Хомяков, братья К. С. и И.С.Аксаковы, Кириевские, .Ф.Самарин, А.И. Кошелев 1. Осуждение реформ Петра1 за разрушение гармоничного строя России и введение крепостного права

2. Власть царя неограниченна. Монарх считается с мнением народа

3. Сохранение крестьянской общины и укрепление роли православия в жизни общества - двух основ самобытности русского народа

4.Созыв Земского собора в России

Западничество - Идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту. Грановский Т., Соловьев С., Кавелин К Тургенев И. Некрасов Н. 1. Положительная оценка деятельности Петра Великого

2. Европеизация России необходима

3. Отмена крепостного права (реформа)

4. Россия- конституционная монархия.

5. Гарантия прав и свобод

Общие черты.

Необходимость изменений в российской действительности.

Отмена крепостного права.

Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти.

Вера в возможность движения России к процветанию

Общественное движение в 60-е годы XIX века

1. Критика и поддержка курса преобразований правительства.

2. Настаивание на продолжении реформ

Либеральное движение в пореформенное время было сосредоточено в земствах

Революционные движения

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: недовольство реформами 60 – 70-х годов XIX века у части радикально настроенной интеллигенции.

Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин Пропагандистское П.Л. Лавров Заговорщическое П.Н. Ткачев
Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции.

Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию.

Государство – это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства – союз самоуправляющихся общин.

Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, нести революционные и социалистические идеи.

Для большей эффективности пропаганды нужно создавать революционную организацию.

Крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов

Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создавать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок к революции

Деятельность народников

Основные идеи революционного народничества

1. Капитализм в России- явление чуждое, насаждаемое "сверху"

2. У России особый путь исторического развития

3. Будущее России социализм, минуя капитализм.

4. Руководящая сила крестьянства - партия революционеров-профессионалов

5. Ячейка социализма в стране - крестьянская община.

6. Самодержавие в стране не имеет социальной опоры

Рабочее движение в 70 – 80-е годы и начало распространения марксизма в XIX веке

Первые рабочие организации в России

Название организации Годы и место существования Руководители Программа Деятельность
“Южнороссийский союз рабочих” 1875 – 1876 гг. Одесса Е.О. Заславский, ок. 60 чел. Борьба с существующим политическим строем. влияние народнической идеологии Пропагандистская деятельность
“Северный союз рабочих” 1878 – 1880 гг. Петербург В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин, ок. 200 чел. Ликвидация существующего строя. Борьба за политическую свободу. солидарность рабочих всех стран. Влияние народников Участие в стачках. Издание прокламаций и листка “Рабочая заря”

В целом рабочее движение России в конце ХIХ века носило экономический характер - борьба за улучшение своего материального положения и условий труда.

Марксистские кружки в России

Кружок Год, место Руководители Деятельность
Кружок Благоева 1883–1885 гг, Петербург Д Благоев Изучение марксизма, пропаганда его среди рабочих, издание газеты “Рабочий”. Кружок раскрыт полицией.
“Товарищество Санкт-Петербургских мастеров” 1885 – 1888 гг, Петербург П.В. Точисский Пропаганда марксизма среди рабочих
Кружок Федосеева 1888 г., Казань Н.Е. Федосеев Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов. Организация студенческих волнений в Казанском университете. В этом кружке к марксизму приобщился В.И. Ульянов (Ленин)
Кружок Бруснева 1889 – 1892 гг, Петербург М.И. Бруснев. Пропаганда марксизма, создание рабочих кружков. Организация демонстрации и маевки в 1891 году.

Образование политических партий в конце XIX – начале XX века

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА

  1. Опора в идеологии на разные пласты марксизма.
  2. Различия в оценке политической и социально-экономической обстановки в России.
  3. Разногласия по стратегическим и тактическим вопросам политического поведения партии.
  4. Различные подходы к вопросам партийного строительства
  5. Личное соперничество лидеров за власть в партии

НЕОНАРОДНИКИ

ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

(ЭСЕРЫ)

ЦЕНТРИСТСКИЕ ПАРТИИ

СЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: торгово-промышленные круги

Либеральн -оппозиционная партия - кадеты

(конституционно - демократическая партия).

СОЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: интеллигенция, либеральное дворянство, отчасти крестьяне и рабочие.

ЛЕВЫЕ ПАРТИИ

Революционно - демократические партии (крайне левые)

ПСР – партия социалистов-революционеров (эсеры) с 1905 года РСДРП – Российская социал-демократическая партия (с 1903 года)
большевики меньшевики
Лидеры М Спиридонова, Б. Савинков, В. Чернов В.И. Ленин Г.В. Плеханов
Социальная опора Крестьяне Рабочий класс
Аграрный вопрос Муниципализация земли:

Отказ от конфискации помещичьего землевладения;

Отчуждение помещичьей земли путем выкупа за вознаграждение;

Переход земли в общенародное пользование под контролем органов самоуправления - муниципалитетов.

Социализация земли:

Передача земли в общенародное достояние;

сохранение крестьянской общины – ячейки будущего социализма и её права распоряжаться земельным фондом;

Распределение земли в пользование по трудовой норме.

Программа минимум Программа максимум
- возвращение крестьянам отрезков;

Отмена выкупных и оброчных платежей;

Отмена круговой поруки

- полная конфискация всех помещичьих, государственных, удельных, церковно-монастырских земель;

Национализация земли – передача её в собственность государства.

ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И УЧАСТИЕ ПАРТИЙ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

(1906 – 1917)

Время работы Партийно-политический состав Руководство Государственной думы Основные вопросы в направлении деятельности
24 апреля – 8 июля 1906 г. I Государственная дума Кадеты – 161; трудовики – 97: мирнообновленцы – 25; социал-демократы – 17; партия демократических реформ – 14; прогрессисты – 12; беспартийные – 103; партия союза автономистов – 90.

Всего: 499 депутатов

Председатель – С.А. Муромцев (кадет) - проблема создания “ответственного перед Государственной думой министерства”

Центральный вопрос – аграрный.

Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распущена

20 февраля – 2 июня 907 г. II Государственная дума Трудовики – 104; кадеты – 98; социал-демократы – 65; эсеры – 37; правые – 22; народные социалисты – 16; умеренные и октябристы – 32; партия демократических реформ 1; беспартийные – 50; национальные группы – 76; казачья группа – 17.

Всего: 518 депутатов

Председатель – А.Ф. Головин (кадет) - центральный вопрос – аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократов);

Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы;

распущена по указу царя от3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон

1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г III Государственная дума Октябристы – 136; националисты – 90; прогрессисты и мирнообновленцы – 39; социал-демократы – 19; трудовики – 13; беспартийные – 15; национальные группы – 26.

Всего: 442 депутата

Председатели: Н.А. Хомяков – октябрист (1907 – 1910); А.И. Гучков – октябрист (1910 – 1911); М.В. Родзянко – октябрист (1911 – 1912) - утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910);

Принято рабочее законодательство;

ограничена автономия Финляндии

15 ноября 1912 г. – 6 октября 1917 г. IV Государственная дума Октябристы – 98; националисты и умеренные правые – 88; группа центра – 33; правые – 65; кадеты – 52; прогрессисты – 48; социал-демократы – 14; трудовики – 10; беспартийные – 7; национальные группы – 21.

Всего: 442 депутата

Председатель – М.В. Родзянко – октябрист (1912 – 1917) - поддержание участия России в Первой мировой войне

Создание в Думе т.н. “Прогрессивного блока” (1915) и его конфронтация с царем и правительством

Политические партии России в Февральской революции

Название партии Тактика Программные установки
Консервативно-охранительные партии Черносотенные организации после Февраля 1917 года прекратили свою деятельность
Либеральные партии
“Союз 17 октября После Февральской революции перестал существовать. Выражение интересов буржуазии окончательно перешло к кадетам
2. “Партия народной свободы” (кадеты) 1 .Оттягивание проведения

насущных мер во внутренней и во внешней политике до окончания войны

2. “Война до победного конца”

1 .Запрещение захвата помещичьих земель

2. Отмена 8-часового рабочего дня в связи с войной

3. Неделимость России

4. Определение политического устройства России после созыва Учредительного собрания

Революционные партии
1. Партия социалистов революционеров (эсеры) Февраль - апрель 1917 года

Поддержка Временного правительства и Советов

Апрель - октябрь 1917 года Борьба за коалиционное правительство и участие в нем с целью проведения радикальных реформ и недопустимости Гражданской войны

1. “Демократический мир всему миру”

2. Окончательное решение крестьянского вопроса через Учредительное собрание

3. Подготовка проведения аграрной реформы на местах

2. РСДРП

а) меньшевики

Февраль - апрель 1917 года

Поддержка и максимальное давление на Временное правительство

Апрель - октябрь 1917 года

Создание и участие в коалиционном правительстве

1. Упрочение буржуазно-демократического строя

2. Строительство социализма в России утопично

3. Заключение демократического всеобщего мира

4. Защита революции от внешних врагов

б) большевики Февраль - март 1917 года

Поддержка и давление на Временное правительство (до приезда В.И. Ленина в Россию)

Апрель - октябрь 1917 года

“Никакой поддержки Временному правительству!” Борьба за переход власти к Советам. Курс на социалистическую революцию

1. Прекращение войны. Демократический мир

2. Немедленный переход всех земель в руки крестьянства.

3. Национализация земли

4. Право наций на самоопределение

ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1917 И ЕГО КРИЗИСЫ

Время пребывания у власти Председатель правительства Партийно-политический состав Причины кризиса
2 марта – 6 мая 1917 г. Князь Львов Г.Е. Кадеты, октябристы, прогрессисты, беспартийные Нота Н.П. Милюкова союзникам по поводу продолжения участия России в войне.
6 мая – 24 июля 1917 г. Князь Львов Г.Е. Кадеты, эсеры, меньшевики Разногласия в правительстве. Неудачное наступление на фронте. Июльские события в Петрограде
24 июля – 25 сентября 1917 г. (1 – 25 сентября 1917 г. – директория) Керенский А.Ф. Кадеты, эсеры, меньшевики Углубление социально-экономического и политического кризиса в стране
25 сентября – 25 октября 1917 г. Керенский А.Ф. Кадеты, эсеры, меньшевики Взятие власти большевиками

ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ К ОСЕНИ 1917 ГОДА (ТЫС. ЧЕЛ)

Литература:

  1. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах) для школьников. “Лист” М. 1997 г
  2. Кирилов В.В. Экзамен по схеме. Отечественная истори в схемах и таблицах. ЭКСМО 2004 г.

После окончания училища Троцкий перебрался в Николаев, чтобы закончить седьмой класс "реалки". Год учебы в Николаеве, 1896, стал переломным для Троцкого. Он забросил учебу (правда знания полученные в училище позволяли держаться на положении первого ученика), его потянуло к общественной жизни. Он познакомился с садовником Францем Швиговским, чехом по происхождению, который выписывал газету, внимательно следил за политикой, читал массу литературы. Троцкий порывает с родителями, настаивающими на разрыве Льва с его новым знакомым и продолжении "нормальной" учебы и вступает в "коммуну" Швиговского. В нее входили также старший брат Троцкого Александр, здесь Троцкий знакомится со своей будущей первой женой Александрой Соколовской. Члены коммуны жили по-спартански, носили синие блузы, круглые соломенные шляпы и черные палки. В городе их принимали за членов таинственной секты. Они много и беспорядочно читали, спорили, распространяли в народе книги, пытались защищать интересы рабочих в суде, создали "университет на началах взаимообучения", писали полемические статьи и даже создали революционную пьесу.

По окончании Троцким Николаевского реального училища перед ним вновь стал вопрос выбора - что делать дальше? По настоянию родителей он вернулся в Одессу, где некоторое время посещал лекции на математическом факультете университета. Но вскоре университет был брошен. Революция все больше овладевала им. "Я жил в Одессе и искал. Чего? Главным образом, себя. Я заводил случайные знакомства с рабочими, доставал нелегальную литературу, давал уроки, читал тайные лекции старшим ученикам ремесленного училища, вел споры с марксистами", - в это время Льву было 17 лет! Он весь переключился на полулегальную работу в кружках радикально настроенной молодежи и скоро стал неформальным лидером группы молодых людей, искавших выход переполнявшему их стремлению к активной деятельности на благо отечества.

Наступает весьма ответственный момент в формировании Троцкого как революционера. Это связано с его вступлением в настоящее революционное движение. В этот период взгляды Троцкого были весьма далеки от марксистских. Он даже и не стремился к овладению марксизмом, проявляя равнодушие к систематической целеустремленной работе по формированию прочных теоретических убеждений. С ростом в 1897 году революционных настроений по всей России, Троцкий и его друзья стали усиленно искать связи с рабочими кварталами Николаева. Для этого была благоприятная обстановка: юг России в конце XIX века развивался быстрыми темпами (в 1897 году в Николаеве насчитывалось около 10000 рабочих), а жандармерия Николаева "за отсутствием больших тревог мирно дремала". Так на юге России возникла еще одна организация, которую по предложению Троцкого назвали "Южнорусским рабочим союзом"; им же был написан ее устав. Организация быстро развивалась: "Рабочие шли к нам самотеком, точно на заводах нас давно ждали... Не мы искали рабочих, а они нас... Стачками эти рабочие не интересовались (заработки у них были сравнительно высоки), они искали правды социальных отношений".

От собраний и политзанятий перешли к более серьезной и кропотливой работе. Добыли гектограф, стали печатать прокламации, а затем и газету "Наше Дело" тиражом в 200-300 экземпляров. И прокламации, и статьи писал главным образом Троцкий. Одновременно с пробой пера он испытал себя и в качестве оратора на маевке. Усилиями Троцкого и других "коммунаров" удалось наладить связи с Одессой, тамошними социал-демократическими кругами. Троцкий нередко оказывался на правом фланге (находясь фактически на позициях экономизма). Так бывая в Одессе, он выступал против ведения работы среди фабрично-заводских рабочих, настаивая на перенесении центра тяжести агитации и пропаганды в ряды ремесленников и других мелкобуржуазных элементов.

В начале 1898 г. были произведены массовые аресты. Всего было "выхвачено" свыше 200 человек. Началась тюремная эпопея Троцкого. Суд приговорил Троцкого к четырем годам ссылки в Восточную Сибирь. В это время он окончательно сошелся с симпатизирующей ему А.Соколовой. Они обвенчались в московской пересыльной тюрьме. К осени 1900 г. молодая семья - у них к этому времени родилась дочь Зина - обосновалась в сельце Усть-Кут Иркутской губернии. В этих же местах Троцкий встретился с молодым Ф.Э. Дзержинским, М.С. Урицким.

В николаевской тюрьме, а затем и в ссылке Троцкий не теряет времени зря: он возвращается к своему любимому занятию - чтению. Троцкий "заглатывал" одну книгу за другой, сначала это была библейско-философская литература (другой в старой николаевской тюрьме не было), затем политические книги западных авторов, и, наконец, книги К. Маркса ("Я изучал Маркса, сгоняя тараканов с его страниц"), в особенности "Капитал", работы В.И. Ленина, в первую очередь "Развитие капитализма в России". С тех пор марксизм стал для него основой миросозерцания и методом мышления.

Дальнейшее нарастание революционных событий в центральной России сказывалось и в далекой Сибири. В местечках, базировавшихся вдоль линии железной дороги, возникают первые социал-демократические организации. Троцкий входит с ними в контакт пишет для них воззвания и листовки. Через них же устанавливает связь с заграницей. Летом 1902 г. из Иркутска к нему поступают книги, в их переплетах на папиросной бумаге были заделаны последние заграничные издания. Из этой почты ссыльные познакомились с газетой "Искра", ленинской книгой "Что делать?". В это время Троцкий с семьей - у них родилась еще дочь Нина - переехал в Верхоленск. Отсюда в августе 1902 г. он решился на побег. Тогда это не было чем-то сверхъестественным: "бегали" многие. Товарищи достали ему фальшивый паспорт на имя Николая Троцкого; так и появился этот псевдоним, который "приклеился" к нему на всю жизнь. Жена, несмотря на то что осталась с двумя маленькими детьми, поддержала его. В дальнейшем Троцкий и Соколовская встречались эпизодически. Жизнь развела их, но они сохранили идейную связь и дружбу.

Троцкий остановился в Самаре, где размещался тогда российский штаб "Искры". Его возглавлял Г.М. Кржижановский. Он и сообщил в эмигрантский центр о Троцком, дав ему псевдоним "Перо". По поручению самарского бюро Перо выезжал в Харьков, Полтаву, Киев для связи с местными искровцами. В Самаре Троцкий получил приглашение Ленина приехать в Лондон. Кржижановский снабдил его деньгами, и вскоре он оказался на русско-австрийской границе, которую нелегально перешел. Через Вену, Цюрих и Париж добрался до Лондона. Пора юности окончилась. Троцкий стал на путь профессионального революционера.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ И САЛОНЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.

Первые кружки возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе.

К этому времени относится и возникновение первых литературных салонов, прежде всего салона И.И.Шувалова. Шувалов начал свою карьеру, как фаворит старевшей императрицы Елизаветы и прославился своим бескорыстием и честностью, а также просвещенностью. Он был покровителем М.В.Ломоносова, основателем Московского университета и Академии Художеств. Отойдя от государственных дел после смерти своей покровительницы в 1761, он посвятил большую часть своего времени путешествиям, чтению, искусству. В доме Шувалова собирался цвет тогдашней русской литературы. Завсегдатаями его салона были переводчики, филологи, поэты: Г.Р.Державин , И.Дмитриев, И.Богданович.

В 18 в. кружки не ограничивали свою деятельность только литературными беседами. В большинстве случаев их члены стремились к организации одного, а иногда нескольких журналов. Так, в 60-е 18 в. в Москве, по инициативе поэта М.М.Хераскова был создан кружок студентов Московского университета, который начиная с 1760 издавал журнал «Полезное увеселение», а затем «Свободные часы», а в 70-е – «Вечера». Среди членов кружка – Д.И.Фонвизин , И.Ф.Богданович и другие.

1770–1780-е – время активной общественной жизни, связанной с реформами, проводившимися Екатериной II, в результате которых дворяне и городские жители получили право на самоуправление и разнообразные льготы. Все это способствовало, в частности, подъему культуры, проявившемуся, в частности, в возникновении нескольких литературных обществ: Вольного собрания любителей российского языка (1771), Собрания воспитанников Московского университетского благородного пансиона (1787).

В 1779 в Московском университете по инициативе масонской организации, к которой принадлежали выдающиеся просветители Н.И.Новиков и И.Г.Шварц, было создано Дружеское ученое общество, ставившее своей задачей помощь отцам в воспитании детей и занимавшееся с этой целью переводами и публикациями книг. В 1784 при обществе была организована Типографическая компания, находившаяся в ведении Н.И.Новикова. Благодаря Дружескому ученому обществу и его типографии были изданы многие русские книги во второй половине 18 в. в России.

Большое влияние на литературную жизнь конца 18 в. оказали салоны Г.Р.Державина и Н.А.Львова.

В начале 19 в. роль литературных кружков и салонов становится все более значительной. Начало 19 в. – время острых и бурных споров о путях развития русской литературы и русского языка. В это время сталкиваются защитники старинного «архаического» языка: А.С.Шишков, А.А.Шаховской, и сторонники обновления языка, которое связывалось прежде всего с именем Н.М.Карамзина . Бурно развиваются различные литературные направления. В русской словесности начала 19 в. соседствуют классицизм, сентиментализм и зарождающийся романтизм. Усиливается интерес просвещенной молодежи к политическим вопросам, возникает осознание необходимости политических и социально-экономических реформ, прежде всего отмены крепостного права. Все эти проблемы, как эстетические, так и политические, отразились на деятельности кружков начала 19 столетия.

Одним из первых литературных кружков начала века стало Дружеское Литературное Общество, основанное в Москве группой друзей, выпускников Московского Университетского пансиона, молодыми литераторами братьями Андреем и Александром Тургеневыми, В.А.Жуковским и др. Еще в 1797 Андрей Тургенев создал и возглавил в пансионе литературный кружок, в 1801 году ставший литературным обществом. Его члены неоднократно публиковались в журнале Университетского пансиона «Утренняя заря». Встречи участников обычно проходили в доме поэта, переводчика и журналиста А.Ф.Воейкова. Члены Дружеского Литературного общества ставили своей задачей усиление национального начала в литературе и, хотя в какой-то мере и поддерживали карамзинистское новаторство в области языка, считали неправильным следование иностранным образцам, чем, по их мнению, грешил Карамзин. Впоследствии позиции членов Дружеского Литературного Общества и карамзинистов сблизились.

С 1801 в Петербурге действует литературное объединение «Дружеское общество любителей изящного», позже переименованное в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Основателем его был писатель и педагог И.М.Борн. В общество входили литераторы (В.В.Попугаев, И.П.Пнин, А.Х.Востоков, Д.И.Языков, А.Е.Измайлов), скульпторы, художники, священники, археологи, историки. Литературные пристрастия членов общества были крайне разнообразны. Сначала они находились под влиянием идей А.Н.Радищева (в общество входили два сына писателя) и тяготели к классицистской литературе. Позже взгляды участников Вольного общества сильно менялись, что не помешало ему просуществовать, хотя и большими перерывами, до 1825.

В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор А.С.Шишков, лидер того литературного направления, которые было определено Ю.Н.Тыняновым, как «архаисты». Еще в 1803 Шишков в своем «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» критиковал карамзинскую реформу языка и предлагал свою, предполагавшую сохранение более резкой грани между книжным и разговорным языком, отказ от использования иностранных слов и введение в литературный язык большого количества архаической и народной лексики. Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Г.Р.Державин, И.А.Крылов, драматург А.А.Шаховской, переводчик Илиады Н.И.Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер.

Сторонники Карамзина, вводившего в литературу легкий, разговорный язык и не боявшегося русифицировать многие иностранные слова, объединились в знаменитом литературном обществе «Арзамас». Общество возникло, как ответ на появление комедии одного из членов «Беседы» А.А.Шаховского Липецкие воды или Урок кокеткам. Среди арзамасцев были и давние сторонники Карамзина, и его былые противники. Среди них было много поэтов, отнесенных Ю.Н.Тыняновым к лагерю «новаторов»: В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.С.Пушкин, В.Л.Пушкин. Каждый из членов «Арзамаса» получил шутливое прозвище. Так, Жуковского называли Светланой, в честь его знаменитой баллады, Александр Тургенев получил прозвище Эолова Арфа – из-за постоянного бурчания в животе, Пушкина называли Сверчок.

Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.

Многие декабристы (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете.

К середине 1820-х общественная ситуация в России сильно изменилась. Александр I отказался от идей реформ, которые он лелеял в течение двух десятилетий. Внутренняя политика государства стала намного более жесткой. Начались гонения на либеральных профессоров и журналистов, ужесточилась ситуация в университетах. В результате положение литературных обществ, преследовавших какие-либо общественно-политические цели, оказалось сложным. Наиболее крупным литературным объединением середины 20-х стало «Общество любомудрия», основанное в 1823 выпускниками Московского университета для изучения литературы и философии. У истоков кружка стояли писатель и музыковед В.Ф.Одоевский, поэт и философ Д.В.Веневитинов, будущий славянофил, в то время молодой выпускник Московского университета И.В.Киреевский, молодые ученые, которым в будущем было суждено стать университетскими профессорами – С.П.Шевырев и М.П.Погодин . Собрания любомудров происходили в доме Веневитинова. Члены общества серьезно штудировали западную философию, изучали труды Спинозы, Канта, Фихте, но особое влияние на них оказал немецкий философ Ф.Шеллинг, чьи идеи произвели огромное впечатление на поколение 20-х – 30-х годов, в частности на складывавшую идеологию славянофилов. То, что кружок был назван «Обществом любомудрия», а не философии, говорит об интересе его членов к национальной культуре и философии. В.Ф.Одоевский совместно с В.К.Кюхельбекером издавал в 1824–1825 годах альманах «Мнемозина», где печатались многие любомудры. Так как среди членов общества было много служащих архива Министерства Иностранных дел, они получили прозвище «архивных юношей», что, очевидно, должно было намекать не только на род их службы, но и на сосредоточенности на отвлеченных, философских проблемах бытия. Однако философские интересы членов общества все равно вызывали подозрение у властей. После восстания декабристов В.Ф.Одоевский предложил распустить общество, опасаясь преследований, так как многие любомудры были близки к декабристам.

Эпоха, наступившая после подавления восстания декабристов, не слишком благоприятствовала возникновению крупных литературных обществ. Но дружеские кружки или салоны стали практически единственными возможными проявлениями общественной жизни в ситуации, когда литература и журналистика находились под жестким контролем цензуры и полиции. В 30-е 19 в. существовало много интересных литературных кружков, создававшихся в основном студентами или выпускниками Московского университета, находившегося вдалеке от более официального, чиновничьего Петербурга. Точно так же в 1830-х интенсивная литературная и художественная жизнь кипела в многочисленных московских и петербургских салонах, на вечерах, «пятницах», «субботах» и т.д.

Среди литературных кружков 30-х заметное место занимал кружок Станкевича. Это было литературно-философское объединение, сложившееся в 1831 вокруг личности Николая Владимировича Станкевича , студента, а затем выпускника Московского университета. Станкевич писал философские и поэтические произведения, однако все участники кружка позже соглашались с тем, что наибольшее влияние на них оказали не столько произведения их лидера, сколько сама его личность, удивительно обаятельная и интересная. Станкевич обладал умением пробуждать работу мысли и в то же время умиротворять и сближать самых непримиримых противников. В его кружок входили и люди, которым позже было суждено пойти совершенно разными путям. Здесь встречались будущие славянофилы К.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин, будущие западники В.П.Боткин и Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский и М.А.Бакунин. Здесь друзья изучали философию, историю, литературу. Роль кружка Станкевича в распространении в России идей Шеллинга и Гегеля была огромна. В 1839 тяжело больной Станкевич уехал лечиться за границу, откуда уже не вернулся, и кружок распался.

Другим известным объединением 1830-х был кружок Герцена и Огарева, куда, кроме них, входили их друзья по Московскому университету. В отличие от кружка Станкевича, Герцен, Огарев и их окружение куда больше интересовались политическими вопросами. Немецкая классическая философия казалась им слишком отвлеченной и туманной, их больше вдохновляли идеалы Великой Французской революции и социалистические учения философов-утопистов, прежде всего Сен-Симона. Не удивительно, что Герцен и Огарев привлекли большее внимание властей. В 1834 по вздорному обвинению кружок был разогнан, его лидеры арестованы и отправлены в ссылку.

Кружком, возникшим в начале 30-х в Московском университете, стало и «Общество 11 нумера», сплотившееся вокруг молодого В.Г.Белинского и получившее свое название по номеру комнаты, которую будущий критик занимал в университетском пансионе. Члены кружка не ограничивались обсуждением литературных новинок и театральных премьер, они штудировали философские труды, обсуждали европейские политические события. На собраниях общества часто читались произведения его членов. Белинский познакомил здесь друзей со своей драмой Дмитрий Калинин . Это вызвало большое недовольство властей, приведшее к его исключению из университета.

Невозможность свободно выражать свои мысли даже в дружеском кругу сковывала деятельность литературных кружков и обществ, поэтому большая часть подобных объединений 1830 –1840-х оказалась недолговечной.

Более устойчивыми оказались литературные салоны – по причине естественности салонного общения для общества первой половины 19 в. Светский салон – место встречи самых разнообразных людей. Часто салон был местом пустых разговоров и не слишком осмысленного времяпрепровождения. Но в общественной жизни первой половины 19 в. заметную роль играли салоны, где собирались выдающиеся деятели культуры и искусства и велись серьезные и глубокие разговоры. Такими центрами литературной и художественной жизни были салоны президента Академии Художеств А.Н.Оленина, Зинаиды Волконской, Е.А.Карамзиной, вдовы историка. Современники в своих многочисленных воспоминаниях подчеркивали не только радушие хозяев, но и их отвращение к бессмысленным светским занятиям, в частности, принципиальный отказ от карточной игры, бывшей тогда непременной составляющей аристократического вечера. Здесь слушали музыку, говорили о литературе и философии, поэты читали свои стихи (как Пушкин у Зинаиды Волконской). Характерно, что, в отличие от кружков, многие литературные салоны существовали не один десяток лет. Состав гостей мог частично, а иногда даже почти полностью меняться, однако общая направленность оставалась неизменной.

В 1840–1850-е наиболее интересные литературные салоны – те, где встречались славянофилы. Если большая часть западников не принимала салонных форм общения, то для дворянских интеллектуалов, составивших костяк славянофильского движения, регулярные встречи в салонах были абсолютно естественны. Московские дома Аксаковых, Хомякова и других лидеров славянофилов славились своими застольями и гостеприимством. Любая встреча здесь оказывалась не просто веселой пирушкой, а литературным или философским собранием. Славянофилы группировались вокруг нескольких литературных журналов, и редакции этих изданий оказывались своеобразными кружками, объединявшими единомышленников. Наиболее значительный из славянофильских журналов – «Москвитянин». «Москвитянин» издавался М.П.Погодиным с 1841 по 1856, однако выразителем славянофильских идей стал только с 1850, с момента прихода сюда так называемой «молодой редакции», пытавшейся вдохнуть новую жизнь в терявшее свою популярность издание. В центре молодой редакции находились А.Н.Островский – тогда еще молодой, начинающий драматург, прославившийся пьесой Свои люди – сочтемся и поэт и критик Аполлон Григорьев.

В середине века литературные кружки начинают все больше приобретать политический характер. Так, общество, собиравшееся по пятницам у Буташевича-Петрашевского, по большей части состояло из литераторов и журналистов (среди его членов были Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин). Однако в центре интересов петрашевцев оказывались не столько литературные, сколько общественно-политические проблемы – они читали и обсуждали труды мыслителей-социалистов, прежде всего Шарля Фурье. Здесь высказывались и мысли о необходимости пропаганды революционных идей. Литературная и общественная жизнь были сильно переплетены. После разгрома петрашевцев одним из обвинений, предъявлявшихся членам общества (в частности, Ф.М.Достоевскому), было чтение и распространение письма Белинского к Гоголю.

Реформы 1860-х в корне изменили ситуацию в стране, увеличив возможности для свободного выражения мыслей, и в то же время привели к большому подъему общественного движения – как либерального, так и революционного. Сама форма литературных кружков оказывается не слишком отвечающей запросам времени, когда значение «чистого искусства» отрицалось большинством критиков и литераторов. Многочисленные студенческие кружки преследуют чаще всего революционные, а не литературные цели. В какой-то мере роль кружков берут на себя редакции журналов. Так, безусловно важным фактором общественной жизни была редакция «Современника».

Конец 19 и начало 20 вв. – время поиска новых путей в искусстве. Не случайно в эту эпоху возникло множество литературных кружков и объединений. В 80–90-е одним из мест встреч петербургских литераторов стали пятницы Я.П.Полонского – еженедельные встречи литераторов и музыкантов, происходившие в доме у поэта и его жены – известного скульптора Жозефины Полонской. После смерти Полонского в 1898 пятницы стали происходить дома у другого поэта – К.К.Случевского. Несмотря на преклонный возраст Случевского, здесь появлялись не только его ровесники, но и поэты молодого поколения, считавшие поэтические искания хозяина дома близкими их собственным эстетическим целям. Известно, что на пятницах Случевского бывал Н.С.Гумилев, с большим уважением относившийся к этому литератору.

Для начала 20 в. характерны не только новые веяния в искусстве, но и возрождение традиции литературных кружков и объединений. Этому способствовала и бурная эпоха, сулившая политические свободы, и стремление нового поколения литераторов объединиться для лучшего осознания своих идей, и «декадентский» стиль жизни начала века, при котором сама жизнь превращалась в изысканное произведение искусства. Так, начиная с 1901 на петербургской квартире З.Гиппиус и Д.Мережковского проходили религиозно-философские собрания, позже оформившиеся как Религиозно-философское общество. Целью этих собраний, как ясно из их названия, было решение не литературных, а духовных вопросов – прежде всего поиски нового христианства, диалог светской интеллигенции и церковных деятелей, они оказали большое влияние и на посещавших их литераторов, и отразились в творчестве самих Гиппиус и Мережковского, особенно в знаменитой трилогии Д.Мережковского Христос и Антихрист .

Огромное влияние на литературную, философскую и общественную жизнь начала века оказали «Среды» поэта-символиста Вячеслава Иванова, поселившегося в 1905 на Таврической улице в Петербурге в доме, часть которого получила название «башни». Здесь в течение нескольких лет собирались российские интеллектуалы – А.Блок, Андрей Белый, Федор Соллогуб, Михаил Кузмин и многие другие. Среды Иванова были не просто литературными вечерами – здесь и читали стихи, и обсуждали философские и исторические труды, и устраивали спиритические сеансы. Предполагалось, что вечера на «башне» должны создавать новые отношения между людьми, формировать особый строй жизни литераторов, художников и музыкантов.

Своеобразными литературными объединениями, где проходили встречи литераторов, художников, критиков, стали редакции журналов начала века «Весы» и «Аполлон». Впрочем, другие литературные направления также нуждались в своих объединениях. Так, в 1911 Н.С.Гумилев, до этого посещавший и среды Иванова, и собрания редакций «Весов», создал «Цех поэтов», куда вошли авторы, которых стесняли рамки символистской эстетики. Так оформилось новое литературное направление – акмеизм.

В 1914 в Москве на квартире и литературоведа Е.Ф.Никитиной начал собираться кружок, получивший название «Никитинских субботников» и просуществовавший до 1933. В кружке встречались литераторы, филологи, художники, принадлежавшие к самым разнообразным направлениям, профессора и выпускники Московского университета.

Революция 1917, Гражданская война, эмиграция многих деятелей культуры положили конец существованию большинства литературных кружков.

Тамара Эйдельман

В начале 30-х годов реакционный министр просвещения С. С. Уваров сформулировал так называемую “теорию официальной народности”. “Последним якорем нашего спасения”,- утверждал он,- являются “истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности”. Три принципа этой теории означали следующее. Русский народ, писал Уваров, народ религиозный, преданный православной церкви. Церковь является тем вековым устоем, который всегда помогал держать народ в угнетении и покорности, поэтому власть должна всячески поддерживать ее. Самодержавие, по его мнению, является единственной творческой силой в истории России - ему народ обязан всем своим развитием и благополучием. Укрепление царской власти - залог будущего величия России. Под “народностью” пропагандировалось единение царя и народа, отсутствие разногласий между ними, якобы характерное для русской истории: народ русский верит, что царь является естественным защитником и заступником народа, поэтому эту веру нужно всемерно укреплять.

Теория “официальной народности” насаждала темно- ту и невежество. Правительство обязывало церковь, школу, писателей, ученых утверждать и развивать эту теорию, чтобы поддержать шатающееся здание крепостнической монархии.

Однако широкого признания в обществе эта “теория” не получила.

Кружки конца 20 - 30-х годов. В стране нашлись силы, которые и в условиях торжествующей реакции сумели подняться на борьбу против гнета и насилия. Знамя декабристов подхватило и понесло вперед новое поколение борцов, разбуженных громом пушек на Сенатской площади. Среди молодежи во множестве списков распространялись вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, А. И. Полежаева, пробуждавшие ненависть к царизму. Молодые неизвестные поэты воспевали в своих стихах героический подвиг декабристов. Поя- вились эпиграммы на царя и вельмож.

Известна следующая подпись под портретом Николая 1 “С ног до головы - детина, а с головы до ног- скотина. Немного царствовал, но много начудесил: 125 в Сибирь сослал и пятерых повесил”.

В ряде городов - в Москве, Владимире, Оренбурге, Курске - возникли революционные кружки. Это были небольшие группы, в которые входили близкие товарищи и друзья. Они собирались вместе, горячо обсуждали положение народа и строили планы введения конституционного строя в России. Некоторые кружки пытались вести пропаганду революционных идей среди студентов и солдат. В отличие от декабристских организаций в этих кружках значительную роль стали играть выходцы из недворянских слоев населения - низшего духовенства, мелкого чиновничества, мещанства. Их называли разночинцами.

Ни один из этих кружков не сложился в тайную организацию. Правительство разгромило их. Участники кружков подверглись самым суровым наказаниям- бессрочной каторге, тюремному заключению, высылке под надзор полиции. Многих отдавали в солдаты.

Кружок Белинского. В начале 30-х годов в Московском университете сложился небольшой кружок Белинского. Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848) родился в семье военного врача. Восемнадцати лет он поступил в Московский университет. Там вокруг Белинского сложился студенческий кружок, который по номеру комнаты, где собирались члены кружка, назывался “Литературным обществом 11-го нумера”. Студенты обсуждали судьбы русского народа, европейские события, произведения А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова и других передовых писателей. Этот кружок был первой настоящей школой будущего великого критика и революционера. Здесь Белинский прочитал свою драму “Дмитрий Калинин”, в которой изображалась судьба крепостного юноши, погибшего в борьбе против крепостнического произвола. За это сочинение Белинский был исключен из университета.

Началась тяжелая жизнь без средств, без работы, без поддержки. Белинский кое-как перебивался частными роками, перепиской бумаг и другими случайными заработками.

Кружок Герцена и Огарева. В эти же годы на борьбу самодержавием выступил впоследствии знаменитый писатель, мыслитель и революционер Александр Иванович Герцен (1812 - 1870).

А. И. Герцен вырос в богатой дворянской семье получил прекрасное воспитание и образование сначала дома, а затем в Московском университете. Еще в ранней юности он вместе со своим другом Николаем Огаревым поклялся отомстить за смерть и страдания декабристов.

Этой клятве А. И. Герцен и Н П. Огарев остались верны до конца дней. Всю свою жизнь они посвятили революционной борьбе.

В университете Герцен и Огарев стали душой революционного студенческого кружка. Члены кружка резко осуждали самодержавие и крепостничество, мечтали о р еспубликанском строе в России. Четкой программы еще е было, но настроения и взгляды носили революционный характер. “Идеи были смутны,- вспоминал Герцен,- ты проповедовали декабристов и французскую революцию, республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому правительственному произволу. Пропаганда наша пусти- л глубокие корни во все факультеты и далеко перешла университетские стены”.

Царизм жестоко расправился с членами этого кружка.)ни были арестованы за пение революционных антиправительственных песен и после длительного тюремного включения высланы под надзор полиции: Огарев- Пензу, Герцен - в Пермь, а затем в Вятку, и Владимир. По возвращении он был снова выслан, на этот аз в Новгород.

Формы досуговых занятий и развлечений представителей различных сословий российского общества в XVIII - началеXX вв.

Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII . начале XX вв. представляла собой сложное и многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Самодержавный режим, утвердившийся в России, на долгие годы обеспечил стабильность сложившимся формам и способам досугового времяпрепровождения. Со второй половины XIX в. после проведения реформ, связанных с отменой крепостного права, положение стало меняться. Социально-политические и экономические перемены, произошедшие в обществе, привели к размыванию сословных границ, что не замедлило сказаться на сфере досуга.

Досуг крестьян.

В XVIII – первой половине XIX вв. досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протяжении столетий он складывался под влиянием общинного способа производства и соответственно общинного образа жизни. В рамках общинного существования формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, то есть по сути своей общественными. Такими они оставались и на протяжении рассматриваемого периода, поскольку наличие крепостного права и слабое развитие товарно-денежных отношений способствовали сохранению общины как первичной ячейки хозяйственной и социальной жизни крестьян. Крестьянский досуг в XVIII – первой половине XIX вв. выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и способствовал консолидации родственных общностей, являлся одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций. Как и прежде, время досуговых занятий зависело в первую очередь от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общеобщинных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных "увеселений", пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности, "братчины". Позднее они стали называться еще "складчинами" и ссыпчинами", поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье.



Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация некоторых его форм с определенными видами работ, что обусловливалось напряженностью крестьянского труда и недостатком свободного времени. Выражением этого были так называемые "помочи", "капустки", "супрядки", "работные" посиделки, получившие большое распространение в крестьянской среде. Они представляли собой синтез труда и отдыха. Мужчины и женщины, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: организовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян среднего и старшего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы. На посиделках, в которых принимали участие люди старшего поколения, велись беседы на разные темы: крестьяне делились последними новостями, планами, радостями и неудачами, получали и давали советы, "обсуждали" своих односельчан.

На посиделках уже с конца XVIII в. нередко проходили коллективные читки. Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготовке молодых людей к будущей семейной жизни. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. Со второй половины XIX в. после отмены крепостного права крестьянский досуг подвергся трансформации. Так, братчина со временем превратилась в более замкнутую «гостьбу». Во время праздников все реже устраивались общеобщинные пиршества. Зажиточные крестьяне охотнее избирали форму "складчины" как некий собственный способ коллективного проведения досуга. Общей для членов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника. К началу XX в. "гостьба" уже полностью заменила "братчину". Она, как правило, была более камерной формой досугового общения, в которой почти полностью отсутствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор.

С конца XIX в. стал расширяться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Росло, хотя и очень медленными темпами, количество культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры. Практически исчез к началу XX в. молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, так молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традиционными компонентами как песня, танец, большее место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, о городских модах и т.п.

Досуговые занятия и развлечения дворянства.

XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия – дворянства. Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. "ассамблеи". "Ассамблеи" должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами "ассамблей" были музыка, танцы. Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII в. отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства. С конца XVIII в. в "России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов. B 1783 г. в Москве было создано "Московское Благородное (дворянское) общество (Благородное собрание)".Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 г. в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии. Конец XVIII..- начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дворянскими, так и более открытыми в сословном отношении. Последнее особенно было характерно для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII в. стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная в 1719 г. в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки. Наряду с общественными формами большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян. В пореформенный период, началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, поме­щичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов, эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Разочаровавшись в традиционных сословных институтах аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения и демонстрации своего сословного единения.

В конце XIX – начале XX вв. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др.," которые объединяли узкий" круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт и т.п., требующие для своего осуществления особых, Дорого оплачиваемых условий (наличия специально оборудованных спортивных площадок, манежа и т.д.). Как правило, любители подобных занятий создавали свои объединения. Со второй половины XIX в. активно развивались клубы в офицерской среде. Знаменитым был, например, своеобразный клуб – гостиная офицеров Измайловского полка "Измайловские досуги" в Санкт Петербурге, который объединял офицеров, занимающихся литературным творчеством. Государство поощряло создание подобных офицерских клубов, рассматривая их как способ консолидации офицерского корпуса. Среднее и мелкое дворянство в своем досуговом общении оказывалось нередко более демократичным, допуская в свою среду и богатых купцов, и почетных граждан, и представителей разночинной интеллигенции, обладающих соответствующим образованием и представляющих, определенный интерес для членов дворянских объединений. Со второй половины XIX в. в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Они входили в состав членов общественных объединений типа "комитеты и общества грамотности", "общества попечения о народном образовании" и т.п.