Методические рекомендации по разработке учебно-методического комплекса по предметам дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области. Методические рекомендации по умк Методические рекомендации по применению умк сферы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

АМУРСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО»

по составлению учебно-методического комплекса дисциплины

Благовещенск, 2013

Методические рекомендации предназначены для преподавателей Амурского филиала, разрабатывающих методическое обеспечение внедрения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) и методического сопровождения разработки рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП).

Методические указания разработаны в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения.

Составитель:

В., начальник учебно-методического отдела

Введение

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса по дисциплине.

2.1. Общие положения

2.2. Порядок составления, согласования и утверждения рабочей программы

2.3. Структура и содержание рабочей программы

2.4. Дополнения и изменения в рабочей программе

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными ФГОС).

Методические материалы и указания должны формироваться с учётом положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Ответственность за содержание и представление материалов УМК дисциплины возлагается на составителя (группу составителей) и руководителя отделения, на котором реализуется данная программа.

Контроль соответствия УМК дисциплины ФГОС и рабочему плану направления или специальности осуществляет научно-методический совет колледжа.

УМК дисциплины предназначен для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы специальностей, реализуемых в колледже по всем направлениям подготовки. УМК доступен преподавателям и студентам в виде текста на сайте, материалов в библиотеке и методическом кабинете колледжа.

1. Структура, порядок составления, согласования и утверждения учебно-методического комплекса дисциплины

Учебно-методический комплекс – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению курсантами (студентами) учебного материала, входящего в рабочую программу дисциплины (блока дисциплин), предусмотренную планом подготовки курсантов (студенто) в по одной из специальностей (направлений подготовки).


В структуру УМК включают следующие материалы:

1. Титульный лист УМК дисциплины.

2. Извлечение из ФГОС СПО по специальности (направлению подготовки).

3. Рабочая программа по дисциплине.

4. Карту обеспеченности дисциплины учебно-методической литературой.

5. Банк контрольных заданий и вопросов (тестов) по отдельным модулям и в целом по дисциплине.

6. Комплект экзаменационных билетов.

7. Методические указания для различных форм учебных занятий по дисциплине.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

9. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (контрольных, рефератов, курсовых, дипломных) работ, предусмотренных учебным планом.

10. Инновации в преподавании дисциплины.

11. Прикладные компьютерные разработки по дисциплине (если это предусмотрено учебным планом), в том числе – электронные учебники, прикладные компьютерные программы, деловые игры , хрестоматийный материал и др.

12. Глоссарий.

13. Ридеры (тексты для чтения), являющиеся составным элементом отдельных дисциплин.

14. Наглядные средства обучения (перечень).

15. Образцы работ, выполненные при изучении дисциплины (рефераты, контрольные и творческие работы, проекты и др.).

УМК дисциплины составляет преподаватель (группа преподавателей), руководствуясь документами, указанными во введении. Если дисциплина входит в планы сразу нескольких основных образовательных программ с одинаковыми требованиями ФГОС СПО и учебных планов, то разрабатывается один унифицированный УМК дисциплины по этим специальностям (направлениям). Для очной, заочной форм обучения составляется единый УМК дисциплины. Для курсантов (студентов), обучающихся по сокращённой программе обучения , составляется отдельный УМК дисциплины.

Разработка материалов УМК дисциплины включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя, срок разработки УМК устанавливается на заседании предметно-цикловой комиссии и фиксируется в её протоколе.

Разработка УМК дисциплины включает этапы:

Разработка учебной программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки курсантов (студентов) по соответствующей специальности (направлению) подготовки;

Разработка учебных материалов: конспекта лекций , технологии проведения практических занятий, методических указаний по курсовым и выпускным квалификационным работам;

Оформление УМК дисциплины;

Апробация материалов УМК дисциплины в учебном процессе;

Корректировка материалов УМК дисциплины.

Порядок утверждения и согласования УМК дисциплины:

Рассмотрение на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с заместителем директора филиала по учебной работе;

Утверждение УМК дисциплины заместителем директора филиала по учебной работе.

Все печатные документы УМК должны храниться в одной или нескольких папках архивного типа, оформленных по единому образцу. Электронный вариант УМК дисциплины хранится в той же папке.

Срок действия утверждённого УМК дисциплины определяется сроком действия ФГОС СПО по направлению (специальности) и обновляется по мере необходимости. Все изменения и дополнения согласуются в установленном порядке, как правило, до конца учебного года и вводятся в действие с сентября нового учебного года.

1 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ УМКД

Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению документов и содержать:

Наименование отраслевого органа, в введении которого находится учебное заведение;

Наименование учебного заведения;

Наименование учебной дисциплины;

Код и наименование специальности/направления;

Дата рассмотрения и утверждения УМКД на заседании предметно-цикловой комиссии;

Согласование с научно-методическим советом филиала;

Год и место разработки УМКД.

Оборотная сторона титульного листа содержит перечень документов, входящих в УМКД (Приложение 1).

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Общие положения

Рабочая программа учебной дисциплины – базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру, её место и значение в системе подготовки специалиста данного профиля, и составляет основу УМК дисциплины. Это основной рабочий документ преподавателя, определяющий содержание, объём и порядок изучения учебной дисциплины, а также формы(виды) контроля знаний курсантов (студентов) по данной дисциплине (промежуточный, текущий, итоговый: реферат, контрольная работа , тест, зачёт, экзамен).

Рабочая программа разрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины, отражённым в ФГОС, для каждого направления (специальности) с указанием уровня подготовки. Для дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального циклов допускается разработка одной учебной программы для нескольких направлений и специальностей. В этом случае на титульном листе программы делается соответствующая запись.

Наличие утверждённой рабочей программы учебной дисциплины является обязательным условием для организации и осуществления образовательного процесса

в колледже.

Рабочая программа составляется в двух экземплярах и после утверждения хранится (в составе УМК дисциплины) у заместителя директора по учебной работе – один экземпляр, второй – в делах отделения, где работает составитель.


УМК: общие положения Данные рекомендации разработаны на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения (далее ГОСТ), федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации, срокам обучения дополнительных пред профессиональных программ в области искусств, «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от /06-ГИ.


УМК: общие положения Рекомендации разработаны с целью создания условий для эффективного учебно-методического обеспечения реализации дополнительных пред профессиональных и общеразвивающих программ в области искусств. Задачи: определение места и роли УМК в эффективном обеспечении реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств; формирование понятийного словаря; систематизация основных требований к УМК, его структуре и содержанию; информационная и научно-методическая поддержка процессов сохранения, обобщения и передачи лучшего педагогического опыта.


УМК: общие положения Согласно пункту 3 Положения о лицензировании (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. 966): П.3 «Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению».


УМК: общие положения К лицензионным требованиям, в том числе, относится: - наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". - наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих федеральным государственным требованиям и в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"


УМК: общие положения Основной характеристикой образования в образовательной организации является образовательная программа - комплекс, который представлен, в том числе учебным планом, программами учебных предметов, оценочными и методическими материалами. Содержание образовательной программы раскрыто в учебном плане, включающем комплекс учебных предметов. Реализация дополнительных образовательных программ невозможна без учебно-методического обеспечения, а именно: наличия учебников и учебных пособий раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических учебных и методических пособий, специальной и методической литературы и т.п. Поэтому одним из важных направлений организации образовательной деятельности в детских школах искусств (далее - ДШИ) является создание учебно-методического комплекса по учебному предмету.


УМК: общие положения Учебно-методический комплекс (далее – УМК) - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом. Разработка УМК учебного предмета является одним из элементов профессиональной деятельности преподавателя. УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне определенных требований.


УМК: общие положения Целями разработки УМК является: обеспечение полноты и качества реализации программы учебного предмета, достижения планируемых результатов ее освоения в соответствии с федеральными государственными требованиями, рекомендациями по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, создание механизмов, технологий, методик оснащения педагогического процесса в детских школах искусств.


УМК: общие положения Задачи УМК: организационно-методическое обеспечение учебного процесса, направленного на эффективное освоение знаний, умений, навыков; создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся, реализации индивидуального подхода в образовательном процессе; создание комфортной развивающей образовательной среды.


Образовательная программа как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК. П.3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, данный комплекс представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов


Примерные программы учебных предметов Министерством культуры Российской Федерации разработаны примерные программы учебных предметов, на основании которых детские школы искусств могут разработать свои программы, являющиеся одним из основных элементов дополнительных пред профессиональных и общеразвивающих программ в области искусств.


Рецензия Учебные программы должны иметь экспертную оценку, которая осуществляется в форме рецензирования экспертом - специалистом в соответствующей области. При этом рекомендуется: две рецензии на пред профессиональную программу: внешняя – от эксперта из другой образовательной организации, внутренняя рецензия – от ведущего преподавателя ДШИ. Для дополнительных общеразвивающих программ достаточно внутренней рецензии.


Адаптированные программы Детские школы искусств также могут реализовывать дополнительные адаптированные (пред профессиональные и общеразвивающие) образовательные программы. ФЗ 273 (п.28 ст. 2): «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».


Разработка программ в рамках осуществления экспериментальной и инновационной деятельности: Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. При реализации инновационной программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральными государственными требованиями.


Общая характеристика УМК и принципы его формирования Учебно-методический комплекс (УМК) и его компоненты должны: предусматривать логически последовательное изложение учебного материала; предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике; соответствовать современным научным представлениям в предметной области; обеспечивать межпредметные связи; обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.




Учебники, учебные пособия, сборники упражнений, репертуарные сборники, сборники контрольных работ, хрестоматии, рабочие тетради Учебные Учебно-методические пособия, «школы обучения» Учебно- методические Методические рекомендации, методические разработки, методические пособия Методические УМК: компоненты, виды






Учебная программа по предмету Примерная программа учебного предмета дополнительного образования детей в области искусства разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями (предпрофессиональная программа) и рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства (общеразвивающие программы). Примерные программы разработаны и опубликованы на сайте Министерства культуры Российской Федерации и рекомендуются в качестве основы при создании учебных программ по предметам в детских школах искусств. Учебная программа по предмету в детской школе искусств разрабатывается преподавателем (или группой разработчиков) на основе соответствующих требований и рекомендаций, с учетом опыта и специфики данного учреждения, в рамках ресурсов и концепции развития школы.


Учебник и учебные пособия Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения).



Учебник и учебные пособия Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ Р)







Учебно-наглядные пособия Наглядное пособие - учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (ГОСТ). Наглядное пособие учебное, практическое, справочное пособие, в котором основными средством передачи содержания являются изобразительные, наглядные средства.пособие


Учебно-наглядные пособия Учебно-наглядное издание - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенного предмета, содержание которого выражено изобразительно- графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно- наглядных изданий являются альбомы и атласы. Альбом - учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей (ГОСТ). Атлас - учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей (ГОСТ).


Учебно-наглядные пособия К средствам обучения относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, учебные модели, видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.




Учебно-методическое пособия Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, его раздела, части или методике (ГОСТ). Учебно-методическое пособие может содержать систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебного предмета, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, итоговых работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения.




Методические рекомендации Методические рекомендации (указания) – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом) Методические рекомендации могут содержать изложение одной или нескольких методик, методических принципов, подходов, способов, сложившихся на основе положительного педагогического опыта. Их задача – предложить педагогическому сообществу наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, дидактических приемов применительно к определенному виду учебной, творческой деятельности


Методические рекомендации В методических рекомендациях обязательно наличие практических иллюстраций (примеров), взятых из конкретного педагогического опыта. Методические рекомендации должны иметь определенную направленность и точную адресность (указание, кому они адресованы: педагогам, концертмейстерам, методистам и т.д.), что регламентирует терминологию, стиль изложения, объем методических рекомендаций.


Методические разработки Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДШИ), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими указаниями по его организации. Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.


Методическое пособие Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе ДШИ и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты.


Учебно-библиографические издания Учебно- вспомогательное библиографическое пособие – рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности Учебно- вспомогательное библиографическое пособие – рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности Учебный библиографический справочник – учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы Учебный библиографический справочник – учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы


Электронные средства обучения Электронные средства обучения - компьютерные, педагогические программные средства, предназначенные для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащие, в том числе для индивидуального обучения, а также позволяющие тестировать полученные знания и умения обучаемого.


Электронные средства обучения По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения: электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.); электронное приложение к печатному учебному изданию- электронное средство, являющееся дополнением к печатному изданию, содержащее интерактивные дидактические материалы, аудиовизуальные видеоиллюстрации самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.


Электронные средства обучения электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку текстовое (символьное) электронное издание электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки изобразительное электронное издание электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения; звуковое электронное издание


Электронные средства обучения самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода программный продукт электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами. мультимедийное электронное издание Система средств научной организации труда педагога и обучающихся 1 этап: педагог анализирует конкретные задачи, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. 2 этап: педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик. 3 этап совершенствования и развития УМК: педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы.


Заключение Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей. УМК может быть разработан педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.

Разделы: Администрирование школы

1. Учебно-методический комплекс темы

УМК - учебно-методический комплекс представляет собой систему дидактических средств обучения по теме создаваемую в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформированных программой по данной дисциплине.

Цель создания УМК - обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.

Структура учебно-методического, комплекса:

1. Титульный лист (наименование образовательного учреждения, заглавие: учебно-методический комплекс, тема, специальность, дисциплина, количество часов, ФИО преподавателя).

2.1. Технологическая карта занятия

2.2. Требования из примерной (рабочей) программы к представлениям, знаниям, умениям по теме.

2.3. Тезисы лекций (для теоретического занятия) или методические разработки для преподавателя.

2.4. Методическая разработка для студента.

2.5. Методическое пособие для самоподготовки студента.

2.6. Дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме.

2.7. Средства контроля знаний (тестовые задания, слепые графы логической структуры, ситуационные задачи и др.)

2.8. Глоссарий по теме.

2.9. Литература для подготовки (основная, дополнительная).

2.10. Вопросы для самоподготовки по теме.

2. Технологическая карта учебного занятия.

План учебного занятия (технологическая карта учебного занятия) - документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.

Поурочный план занятия необходим каждому педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины. Преподаватель на основе мыслительного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий обучаемых в их единстве.

План учебного занятия (технологическая карта) - это начало творческого поиска, средства эффективности урока, реализация замысла педагога, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема и цель учебного занятия с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач.

3. Постановка цели занятия.

Определение конкретной цели обучения является принципиальным моментом в организации учебного процесса. Знания и умения - это одна и та же деятельность, но существующая в разных формах. Поэтому нельзя "знать", но не "уметь", и наоборот. Если не определить цель занятия, то нельзя точно определить объем учебного материала, форму, этапы его представления студентам.

Цель как мотив мобилизует желание ученика добиться результата. При отсутствии цели любая деятельность становится пустым времяпровождением.

Цель учебная - это не название темы урока. Это четкое и ясное описание дела для учащихся.

Сформулируйте конкретную цель урока.

  • Цель урока еще не становится целью для ученика. Он должен не только понять цель, но и принять ее, сделать целью соей деятельности.
  • Цель показывает чему ученик должен научиться, видеть, где он может использовать эти знания или умения.
  • Цель объясняет ученику, что он изучает, зачем работает.
  • Цель позволяет проводить опрос с позиции достижения целей учеником.

Цель концентрирует внимание ученика на уроке.

В начале цель формируется в общих терминах, а далее конкретизируется описанием нужных действий и образцов поведения.

Понятные и принятые учениками образцы поведения, учебных действий будут активно ими выполняться.

Цели урока:

1. Варианты конструирования образовательных целей:

1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных).

  • Изучить;
  • Раскрыть;
  • Ознакомить;
  • Отработать навыки самостоятельной работы;
  • Научить работать с самостоятельной литературой;
  • Составлять схемы.

1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.

1.5. Способствовать формированию представлений о...

1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

1.7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

  • Раскрыть причины...
  • Выяснить последствия...

1.8. Способствовать пониманию закономерности..,

  • Создать условия для выявления взаимосвязи между...
  • Способствовать пониманию зависимости между...

2. Варианты конструирования развивающих целей:

2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.

2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3. Варианты конструирования воспитательных целей:

3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

3. Организационный момент.

  • Приветствие;
  • Проверка явки учащихся;
  • Заполнение учителем классного журнала;
  • Проверка готовности учащихся к уроку;
  • Настрой учащихся на работу;
  • Доведение до учащихся плана урока.

4. Мотивация учебной деятельности.

Мотивация - это процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Так как мотивация - это как бы внутренняя движущая сила действий и поступков личности, педагоги стремятся управлять ею и учитывать ее в построении учебного процесса. Показ обучающимся тех реальных производственных условий и задач, в которых им необходимо будет использовать знания по изучаемой теме, показ профессиональной направленности, в обучении создают у обучающихся повышенное внимание к предмету. Мотивация является одним из необходимых условий активного включения обучающегося в познавательную деятельность, поэтому ее созданию уделяется пристальное внимание психологов и педагогов. Одной из наиболее простых методик усиления мотивации является создание потребностей в учебе через интерес. В связи с этим мотивационное введение должно вызвать у студентов познавательно-профессиональный интерес к работе и явиться стимулом активной, целенаправленной деятельности.

Преподаватель подчеркивает практическую значимость, актуальность темы, отражает региональный компонент.

5. Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа прежде всего завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека. Помимо практической важности, самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

Самостоятельная работа может входить как главный элемент в структуру лабораторного или практического занятия, а может выступать как организационная форма обучения.

Самостоятельная работа - это деятельность студентов в процессе обучения и во вне аудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

Основой для самостоятельной работы является весь комплекс полученных студентами знаний. Самостоятельная работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, культуру учебного труда.

Основными признаками самостоятельной работы студентов принято считать:

  1. Наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса и особого времени на их выполнение, решение.
  2. Проявление умственного напряжения обучаемых.
  3. Проявление сознательности, самостоятельности, активности студентов в процессе решения поставленных задач.
  4. Владение навыками самостоятельной работы.
  5. Осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студента.

В самостоятельной работе студентов по решению познавательных задач всегда присутствуют элементы управления и самоуправления данной деятельности.

Самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жесткому алгоритму и до творческой деятельности.

Владение навыками самостоятельной работы присуще далеко не всякому студенту, вместе с тем научить обучаемого учиться, научить самому добывать знания можно, лишь организуя его самостоятельную практическую деятельность.

Обязательная самостоятельная работа имеет разнообразные формы, чаще всего это различные домашние задания.

Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений.

В зависимости от поставленной цели виды домашних заданий могут быть различны: чтение учебной литературы (основной, дополнительной, справочной), составление плана текста, конспектирование, составление сравнительных таблиц, графологических структур, решение задач, подготовка реферата, доклада, подготовка к конференции, олимпиаде, конкурсу, деловой игре, экзамену, зачету, контрольной работе и т.д.

Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания, предназначенные для студентов, проявляющих особый интерес к той или иной учебной дисциплине.

Педагогическое руководство внеаудиторной самостоятельной работой заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание домашнего задания.

Студентам важно знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Уместна демонстрация образцов выполненного задания.

Подлинному овладению знаниями, умениями и навыками способствует разработка преподавателем дидактических материалов по организации самостоятельной работы студентов. Дидактические материалы являются дополнением к стабильному учебнику. В них содержатся: система заданий, конкретные указания по выполнению умственных или практических действий, наблюдению явлений и фактов, воспроизведению уже знакомых явлений, выявлению существенных признаков, формулирование правил, составление графологических структур схем, сводных таблиц и т.д.

Разработка дидактического материала содействует интенсификации учебной деятельности всех студентов на всех этапах обучения.

Дидактические материалы могут быть оформлены по темам, разделам дисциплины и представлять собою рабочие тетради, которые предлагается использовать в дополнение к объяснению преподавателя и к работе студентов по учебнику.

Характерной особенностью рабочих тетрадей является то, что процесс выполнения заданий, а также результаты фиксируются тут же в тетрадях, что позволяет преподавателю контролировать ход мысли студента. Выполнение заданий может фиксироваться и в лекционных тетрадях, и в отдельных тетрадях по самоподготовке студентов. Эталоны ответов можно помешать в справочной части тетради для самопроверки выполнения заданий. Можно эталоны печатать на отдельных листах.

Использование дидактических материалов вносит полезное разнообразие в работу студентов, содействует активизации их внимания, повышению интереса к выполняемым заданиям.

6. Виды контроля.

В педагогической литературе выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический) и итоговый.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить походный уровень знаний и умений обучаемых. На основании этих данных преподаватель вносит коррективы в рабочие программы дисциплин.

Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения и является продолжением обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала. Задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной работы студентов, активизация их

познавательной деятельности. Нельзя допускать большие интервалов в контроле каждого студента, в противном случае студенты перестают регулярно готовиться к занятиям.

Сочетание различных форм текущей проверка знаний позволяет активизировать воспроизводящую, познавательную деятельность студентов и исключает элемент случайности в оценке знаний.

Рубежный контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала но разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служит контрольные работы, компьютерное тестирование.

Педагогический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, гак как проводится через продолжительный период времени.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения выявление степени овладения студентами системой знаний, умении и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль осуществляется на семестровых, переводных и государственных экзаменах.

По результатам контроля выставляются оценки по пятибалльной системе.

Итоговые семестровые оценки по предметам, не выносимым на экзамены выставляются по результатам текущего и периодического контроля, но не являются средним арифметическим всех имеющихся оценок за этот период. Следует обращать особое внимание па результаты контроля, осуществляемого по основным вопросам учебной программы, по письменным и контрольным вопросам.

Формы проверки знаний.

В средних специальных учебных заведениях основными формами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), письменная и практическая проверка, стандартизированный контроль и др.

Индивидуальный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном опросе главное внимание сосредотачивается не только на простом воспроизведении фактов, но и на их объяснении и доказательстве,

Устный опрос должен производиться регулярно, чтобы стать важным фактором обучения и воспитания. Вопросы для устного опроса должны быть заранее подготовленными, продуманными, точными, недвусмысленными. Для такого опроса подбираются вопросы, требующие подробного изложения и разъяснения.

Кроме индивидуального, различают фронтальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Его достоинство в том, что в активную умственную работу вовлекаются все студенты группы.

Для фронтального опроса важна система вопросов. В них должна быть определенная последовательность, которая позволяет увидеть основные понятия, положения,

зависимости в учебном материале. Вопросы должны быть лаконичными, ответы - краткими. Чаще всего такая проверка используется для контроля знаний, подлежащих обязательному запоминанию и усвоению правил, дат, количественных показателей, терминов:

Однако, фронтальный опрос не может быть основным видом проверки. В ходе его проверяется факт выполнения задания, но трудно установить полноту и глубину усвоения.

Чтобы вызвать познавательную активность студентов всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос, а также применять различные приемы активизации познавательной деятельности студентов (предлагают остальным проанализировать ответ товарища, дополнить его, задать вопросы отвечающему) остальным проанализировать ответ товарища, дополнить его, задать вопросы отвечающему).

Устный опрос требует больших затрат времени, кроме того, по одному вопросу нельзя проверить всех студентов. В целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими формами (письменный опрос но карточкам, выполнение заданий у доски и другие).

Письменная проверка является важнейшей формой контроля знаний, умений и навыков студента. Его применение дает возможность о, проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными; диктанты, сочинения, решение задач, выполнение упражнений, расчетов, выписывание рецептов, ответы на вопросы:

Продолжительность письменных контрольных работ может быть различной.

После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями. В процессе выявления профессиональных знаний студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений.

Наиболее широко эта форма используется при изучении специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при прохождении производственной практики.

Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи, деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста.

Практическая проверка является ведущей формой контроля в период производственной практики. Контроль ЗУН осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по её результатам.

7. Домашняя работа.

Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закреплении, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера. Применение опережающих заданий позволяет преподавателю пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.

В средних специальных учебных заведениях используют следующие основные виды домашних заданий в зависимости от поставленной цели:

Цель Виды домашнего задания
Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала) Чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения.
Закрепление и систематизация знаний Работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению на семинаре, а также рефераты и доклады, составление библиографии.
Применение знаний, формирование умений Решение задач и упражнений по образцу, вариативных задач и упражнений; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм, подготовка курсовых, дипломных проектов; экспериментально-конструкторская, опытная работа на тренажере.