Многоуровневая система образования в российской федерации. Участие российских вузов в Болонском процессе: практические шаги

1

Происходящие изменения во всех сферах жизнедеятельности современного общества обусловили смену приоритетов и ориентиров в образовании. Модернизация образования в условиях глобализации - одна из дискуссионных проблем, стоящих сегодня перед российским государством. Темами обсуждения являются стратегические ориентиры развития образования и государственная образовательная политика, роль иностранных студентов в интернационализации вузов, национальный фактор в образовании и другие проблемы, связанные с реализацией Болонской конвенции.

Присоединение России в сентябре 2003 г. к европейской инициативе по гармонизации систем образования, начатой Болонской декларацией 1999 г., сделало основные аспекты данного процесса ключевыми не только в сфере сотрудничества между российскими и европейскими университетами, но и в сфере реформирования российской системы образования. Задача интеграции Российской Федерации в мировое образовательное пространство обозначена как одна из главных целей в области развития образования в России в основных документах, определяющих образовательную политику - «Проекте стратегии Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г.» и Федеральной программе развития образования.

В Болонской декларации указаны шесть основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан в ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала, а также обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификации соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. К настоящему времени принято говорить о десяти задачах: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентации на общеевропейские ценности), повышение конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, развитие системы дополнительного образования («образование в течение всей жизни»).

Следует отметить, что Болонская декларация повторяет хорошо известные положения советской образовательной системы. Это прежде всего прагматическая направленность образовательных программ, обеспечивающая выпускникам вузов возможность приступить к профессиональной деятельности без сколько-нибудь продолжительного адаптационного периода, благодаря узкой специализации на заключительном этапе освоения образовательной программы и длительной производственной практике. Наиболее сложным же для российского высшего образования представляется переход на двухступенчатую систему образования, хотя первые документы были подготовлены полтора десятилетия назад, а первые попытки реального перехода предприняты примерно 10 лет назад.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается: «должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности реальную многоуровневую систему высшего образования». Несмотря на это Правительство РФ учло рекомендации академической общественности в лице Союза ректоров и сочло возможным сохранить по некоторым специальностям подготовку специалистов.

В настоящее время в России сложилась и действует система высшего профессионального образования, которая состоит из двух подсистем: одноуровневой, связанной с реализацией основных образовательных программ подготовки дипломированных специалистов по соответствующим специальностям или направлениям подготовки (срок обучения 5 и 5,5 лет), и двухуровневой, обеспечивающей реализацию основных образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присуждением выпускнику степени «Бакалавр» (срок обучения 4 года) или «Магистр» (срок обучения 1-2 года) по направлению подготовки.

Трансформация любых общественных институтов порождает полярные, но в то же время аргументированные оценки и суждения. Попытка реализации реформы российского образования в соответствии с Болонской декларацией вызывает у отечественных исследователей противоречивые мнения. Унификация российских образовательных стандартов в соответствии с европейскими, с одной стороны, должна стимулировать рост конкурентоспособности российских образовательных учреждений. С другой, советско-российская высшая школа обладает при должном финансировании рядом неоспоримых социально-культурных преимуществ. Некоторые исследователи полагают, что двухуровневая подготовка может быть реализована по всем специальностям. В иных точках зрения предлагается сохранить на период перехода (на неопределенный срок) традиционную систему подготовки кадров.

Такое разнообразие мнений свидетельствует о сложности рассматриваемого вопроса, что требует нестандартных подходов к его решению, а также низком уровне информированности академической общественности о целях проводимых реформ. Это еще раз подтверждает, что принятие двухступенчатой системы образования на уровне правовых документов недостаточно без конкретных мер по ее дальнейшему совершенствованию и популяризации среди образовательного сообщества всего населения.

Одной из первых реализация системы многоуровневой подготовки была осуществлена в Тульском государственном университете. Высшее профессиональное образование в ТулГУ осуществляется по многоуровневой системе в соответствии со схемой, определяющей различные образовательные траектории, предполагающие получение дипломов бакалавра, дипломированного специалиста, магистра, а также последующее послевузовское образование с защитой кандидатской или докторской диссертаций. В настоящее время ведется подготовка по 45 направлениям бакалавриата в 24 укрупненных группах специальностей, 110 специальностям и 40 направлениям магистратуры. Среди особенностей в системе многоуровневой подготовки университета: практически полный охват контингента, обучающегося в вузе; высокая степень унификации учебных планов по направлениям и специальностям высшего профессионального образования; сочетание широкой фундаментальной подготовки в бакалавриате с последующей углубленной специализацией по выбранной магистерской программе.

Многоуровневость системы непрерывного образования предполагает наличие многих ступеней базового и профессионального образования: чем больше в системе завершенных подкрепленных соответствующими государственными документами уровней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора посильного для него пути познания, изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях. Опыт работы ТулГУ позволяет утверждать, что многоуровневая система подготовки способна и в наших условиях оптимальным образом удовлетворять потребности личности в образовании, готовить специалистов разного уровня для производственной, коммерческой, научно-исследовательской и других сфер деятельности.

Таким образом, российскому образованию, как участнику Болонского процесса, предстоят преобразования, направленные на формирование открытой системы, что отвечает как международным тенденциям развития образования, так и современным социальным запросам российского общества.

Библиографическая ссылка

Батанина И.А. МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 7. – С. 107-108;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10340 (дата обращения: 06.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Система образования университета «Дубна»

Университет выпускает бакалавров, специалистов и магистров по следующим направлениям и специальностям:

НАПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«Информатика и вычислительная техника»

«Автоматизированные системы обработки информации и управления» «Программное обеспечение вычислительной техники автоматизированных систем» [Учебный план]

«Лингвистика»

«Лингвистика и межкультурная коммуникация» [Учебный план]

«Менеджмент»

«Менеджмент организации»

«Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии»

«Прикладная информатика (по областям)»

«Проектирование и технология электронных средств»

«Проектирование и технология электронных средств» «Персональная электроника»

«Психология»

«Психология»

«Радиационная безопасность человека и окружающей среды»

«Социология»

«Социология» [Учебный план]

«Социальная работа»

«Экология и природопользование»

«Геоэкология» «Экология»

«Экономика»

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» [Учебный план] «Финансы и кредит» [Учебный план]

«Юриспруденция»

Задача университета - подготовка специалистов, способных воспринять и реализовать в своей дальнейшей деятельности идеи о целостности природы, общества и человека, их взаимосвязи и взаимозависимости. Университет готовит разносторонне образованных специалистов, прежде всего для Московской области, сочетающих глубокие энциклопедические знания в области гуманитарных и естественных наук с углубленной подготовкой по выбранной специальности.

Для формирования современного системного мышления студентов, соответствующего этим представлениям, в программу всех направлений (специальностей) включены такие разработанные в университете курсы, как «Основы современного естествознания», «Биология человека», «Введение в экологию», «Информатика». Для ускорения адаптации студентов к потребностям сегодняшней жизни введены дополнительные образовательные услуги (на платной основе) по информатике (практические занятия на компьютере) и английскому языку.

В университете отсутствуют факультеты, базовой единицей являются кафедры: выпускающие и обучающие. Это облегчает организацию междисциплинарных курсов, компьютеризацию процесса обучения.

В университете введена многоуровневая система высшего образования, соответствующая мировым стандартам. Она предусматривает получение высшего базового и высшего специального образования.

Важнейшей особенностью базового высшего образования является обучение не по одной специальности, а по направлению, включающему в себя ряд связанных между собой специальностей.

Многоуровневая структура высшего образования реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.

Первый уровень (общее высшее образование) предусматривает получение обучающимися фундаментальных естественно-научных и гуманитарных знаний без элементов профессионализации. Он имеет своей целью подготовить обучающегося к продолжению образования, ведущего к получению академических степеней и профессиональных квалификаций. Нормативный срок освоения программы - 2 года. После двух лет обучения студент также должен свободно владеть английским языком и компьютером.

Второй уровень реализуется программой базового высшего образования, которая предусматривает получение обучающимися фундаментальных профессионально-ориентированных знаний по выбранному направлению, что может явиться основой для последующего обучения по программам третьего уровня высшего образования. Нормативный срок освоения этой ступени - 2 года. Получившим базовое высшее образование присваивается академическая степень «бакалавр» и выдается диплом о высшем образовании с указанием направления обучения.

Образовательно-профессиональные программы третьего уровня направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.

Программа подготовки магистра наук предполагает преимущественно исследовательский характер его будущей деятельности. Срок ее реализации - не менее двух лет. По окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени «магистр наук».

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации такой программы - не менее одного года и зависит от квалификации, получаемой специалистом.

Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру. С 1996 г. в университете открыта аспирантура по специальностям: «Радиобиология», «Экологическая геология», «Экономика и управление», «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях (по отраслям науки)». В аспирантуре имеются очная и заочная формы обучения.

В 1991 году Новосибирский государственный технический университет одним из первых вузов России перешел на многоуровневую систему образования. Сейчас она распространяется на дневную форму обучения. Достоинства подобной подготовки неоспоримы. Многоуровневая подготовки делает систему образования более гибкой, предлагая студентам возможность выбора цели и характера дальнейшего обучения на различных его стадиях. Кроме того, такой переход способствует вхождению отечественной высшей школы в мировую систему образования, поскольку многоуровневая система образования распространена во многих странах мира.

Сущность многоуровневой системы подготовки заключается в том, что ведется ступенчатая подготовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров. При этом студент, желающий получить квалификацию бакалавра по избранному направлению, обучается в течение четырех лет и по завершении обучения становится обладателем диплома бакалавра наук по направлению (II уровень). После двух лет обучения в бакалавриате студент также может получить диплом о неполном высшем образовании (I уровень).

Выпускники бакалавриата могут либо покинуть вуз и приступить к практической деятельности, либо участвовать в конкурсе, чтобы продолжить обучение и получить высшее образование III уровня по программам подготовки магистров или по программам подготовки дипломированных специалистов. Магистерская подготовка продолжается 2 года, предполагает в значительной степени индивидуализированную программу обучения и ориентирована на студентов, проявляющих склонность к научно-исследовательской и научно-педагогической работе. Те, кого привлекает решение инженерных задач, обучаются 1 или 1,5 года по программе подготовке дипломированных специалистов.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Принятие в 1992 г. федерального Закона "Об образовании" означало начало реформ в отечественном высшем образовании. Данный закон ввел новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система образования.

Он, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников.

С одной стороны, это открыло новые возможности вузам и студентам, с другой стороны, внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора образовательной системы.

Федеральный Закон "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" 1996 г. определяет 3 уровня (или ступени) высшего образования следующим образом:

    первая ступень:

неполное высшее со сроком обучения 2 года,

    вторая ступень:

базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года,

    третья ступень:

"дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и "магистр" со сроком подготовки 6 лет (новая модель).

БАКАЛАВР - в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии государственного образовательного стандарта - ГОС, образование по некоторому выбранному направлению).

Проще сказать так: бакалавр – это выпускник вуза, который учился в вузе всего 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации; вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования (п.7 ст. 6 вышеупомянутого Закона).

А как же специализация? Как ее можно обеспечить?

Во-первых, специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста.

А что делать, если попали Вы после вуза в такое место, где их просто нет? (во многих регионах весьма ощутим "голод" по высококвалифицированным специалистам в области права, коммерции, менеджмента и другим специальностям). Конечно, можно продолжать "грызть гранит" наук самостоятельно. Если вуз дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны справиться. Но это не лучший вариант.

Эффективнее это делать в рамках системы образования - на то она и многоуровневая. |Из чего следует второй вариант обеспечения специализации - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. При этом у Вас есть выбор одной из следующих ступеней высшего образования.

ДИПЛОМИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ. Если решили получить квалификацию “дипломированный специалист”, то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически обучение "за партой" длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование).

МАГИСТРАТУРА - лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра.

Что же дает это многообразие возможностей, что предпочесть?

Каждый должен сам выбрать личную образовательную траекторию, исходя из собственной жизненной ситуации (интеллектуальных и финансовых возможностей, профессиональных интересов). При этом необходимо сказать, что выбор бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки имеет следующие достоинства:

    Этот вид квалификации (в отличие от "дипломированного специалиста" принят по международной классификации и понятен работодателям во всем мире).

    Фундаментальность подготовки, изначальная "несуженность" ее позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. В соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий (Для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней программе "специалиста" придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2 - 2,5 года).

    Всего через 4 года после поступления можно приступить к профессиональной деятельности и обрести финансовую независимость.

    В случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией "специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля, продолжает образование по программе третьего уровня, т.е. бесплатно (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные места).

    О трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. Вас это удивляет? Между тем, ничего удивительного в этом нет, так как для так называемой офиссной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.

Система образования в России. Бакалавр, магистр, специалист - кто это?

Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора. (Раньше было проще - выбирали из одного).

Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас принятым в 1996 г. федеральным Законом "О высшем профессиональном и послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:

    первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года,

    вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года,

    третья ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель - "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет и новая - "магистр" со сроком подготовки 6 лет.

А теперь - подробнее о бакалавре - кто он. В действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Звучит замысловато, но означает очень простую вещь - он получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации - ведь учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п.7 ст. 6 вышеупомянутого Закона - занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых, специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали Вы после вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит во многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и другим специальностям, "голод" по которым еще долго не будет утолен). В худшем случае, продолжать "грызть гранит" наук самостоятельно - если вуз дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования - на то она и многоуровневая.

Во-вторых - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть выбор - если решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически обучение "за партой" длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации - магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра.

Что же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о выборе личной образовательной траектории. А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки:

    Этот вид квалификации (в отличие от "дипломированного специалиста" принят по международной классификации и понятен работодателям во всем мире),

    Фундаментальность подготовки, изначальная "несуженность" ее позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий.(для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней программе "специалиста" придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2 - 2,5 года.

    Всего через 4 года после поступления можно приступить к професиональной деятельности, т.е. обрести экономическую независимость.

И еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией "специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля продолжает образование по программе третьего уровня - т.е. бесплатно (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные места).

И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. Парадокс? - Нет, просто для т.наз. офиссной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.

Многоуровневая система подготовки специалистов как средство сохранения единого образовательного пространства.

Ерусалимский Я.М.

Многоуровневая система подготовки специалистов, появившаяся в России в связи с необходимостью приведения в соответствие Российской системы высшего образования с общемировой, может рассматриваться и как средство к сохранению единого образовательного пространства. Для этого необходимо последовательное внедрение системы бакалавр-магистр с одновременным отказом от одноступенчатой подготовки специалистов.

Механико-математический факультет РГУ первым в России в 1991 году приступил к реализации многоуровневой системы высшего образования. Восьмилетний опыт нашего факультета показал, что:

    выпускники-бакалавры являются вполне востребованными и их подготовка может осуществляться всеми высшими учебными заведениями

    магистерская подготовка может и должна осуществляться только в ведущих университетах, при этом естественным образом возникнут региональные ассоциации вузов-партнеров, учебно-научная деятельность которых должна быть четко скоординирована. Для студентов (особенно "сильных") это будет означать резкое повышение академической мобильности.

Уровень подготовки магистров более соответствует требованиям, предъявляемым к преподавателям высшей школы, чем тот которым обладают выпускники с квалификацией специалист, а значит переход на многоуровневую систему подготовки "бакалавр-магистр" обеспечит и повышение уровня преподавателей вузов, особенно "ассистентского корпуса".

Одновременно с повсеместным внедрением многоуровневой системы подготовки следует подумать об изменении подхода к понятию образовательный стандарт. Действующие ныне стандарты определяют требования по максимуму, а не по минимуму, поэтому в большинстве случаев нереализуемы как в ведущих университетах в силу безликости стандартов так и в остальных - в силу завышенности требований, заложенных в них.

Повышению академической мобильности студентов при переходе на магистерский уровень будет способствовать и разрешение смены направления подготовки (например "математика" - "прикладная математика", "теоретическая физика" - "математика" и т.п.).

Последовательное и повсеместное внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов (а этот термин следует заменить на многоуровневая система высшего образования) не может быть осуществлено без отказа от прежней (одноуровневой) системы на законодательном уровне. Параллельное существование старой и новой систем высшего образования создало ситуацию, которая хорошо описывается выражением "Ни два, ни полтора", и должно быть прекращено для основных университетских направлений подготовки.

О ВВЕДЕНИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ 13 марта 1992 г. N 13 (Д) Для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор содержания и уровня своего образования, создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы необходимо дополнить действующую систему высшего образования различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня. В этих целях Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации (Приложение 1) и Положение о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня (Приложение 2). 2. Учебно-методическому управлению совместно с Учебно-методическими объединениями вузов, другими заинтересованными организациями и учреждениями разработать во 2-м квартале 1992 года перечень направлений и специальностей высшего образования, формы дипломов, предусмотренных Временным положением о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации, а также требования к содержанию образовательно-профессиональных программ разного уровня. 3. Учебно-методическому управлению (Татуру Ю.Г.) совместно с Управлением аттестации и аккредитации (Кушель А.А.) до начала 1993 г. проанализировать и обобщить опыт введения новых образовательно-профессиональных программ в вузах Российской Федерации. 4. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя председателя Комитета по высшей школе Шадрикова В.Д. Председатель Комитета по высшей школе В.Г.КИНЕЛЕВ 13 марта 1992 г. N 13 Приложение 1 к Постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 13 марта 1992 года N 13 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Общие положения 1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации преследует целью расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда. 2. Структура учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО. 3. Существующая система образовательно-профессиональных программ высшего образования по специальностям входит как составная часть в новую многоуровневую структуру высшего образования. Характеристика структуры высшего образования 1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней. 2. Основу высшего образования - базовое высшее образование - составляют образовательно-профессиональные программы по направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры (программы второго уровня). Они предоставляют личности возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения по программам базового высшего образования - не менее 4 лет на основе общего среднего образования. Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. 3. Образовательно-профессиональные программы первого уровня включают двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием. Общая продолжительность обучения по этим программам - 3 - 3,5 года. Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, а освоившим всю программу первого уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования, утвержденному в установленном порядке. 4. Образовательно-профессиональные программы третьего уровня имеют целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности. Программы этого уровня могут быть реализованы в двух формах: 4.1. На основе общего среднего образования - за счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием, основанных на объединении в единую программу по специальности образовательных и профессиональных курсов с общей продолжительностью обучения 5 - 6 лет. Лицам, завершившим обучение по этим программам, выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. 4.2. На основе базового высшего образования - за счет дальнейшего развития и дифференциации образовательно-профессиональных программ базового высшего образования. Образовательно-профессиональные программы для лиц, имеющих степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием. Программа подготовки магистра наук предполагает преимущественно исследовательский характер его будущей деятельности. Срок ее реализации - 2 - 3 года. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра наук и указанием специальности. Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации такой программы, в зависимости от квалификации, получаемой специалистом, от одного до трех лет. 4.3. Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру. 5. Перечни направлений и специальностей подготовки, государственные требования к содержанию и качеству высшего образования (стандарты) на всех его уровнях утверждаются Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. 6. Устанавливаются три степени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых выпускником успехов: диплом с почестями, диплом 1 и 2 степени. Порядок выдачи дипломов различной степени определяется специальным положением. Начальник Учебно-методического управления Ю.Г.ТАТУР Приложение 2 к Постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 13 марта 1992 года N 13 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗНОГО УРОВНЯ 1. Все государственные высшие учебные заведения, осуществляющие в настоящее время подготовку специалистов по действующим учебным планам и перечню специальностей, считаются реализующими образовательно-профессиональные программы третьего уровня высшего образования, определенные пунктом 4.1 Временного положения о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации. 2. Реализация в государственных высших учебных заведениях образовательно-профессиональных программ базового высшего образования осуществляется по инициативе Ученого совета вуза и по мере готовности педагогического коллектива, учебно-методической и материально-технической базы. Переход высшего учебного заведения на обучение по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования оформляется приказом органа управления, в ведении которого находится вуз. 3. Введение в высшем учебном заведении магистратуры осуществляется по разрешению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. 4. Реализация образовательно-профессиональных программ первого уровня высшего образования в высших учебных заведениях, имеющих право на подготовку бакалавров, осуществляется по решению Ученого совета вуза. Ученым советам этих вузов предоставляется право по итогам завершения второго курса базового высшего образования переводить часть студентов в установленном порядке на образовательно-профессиональную программу первого уровня. Для реализации программ первого уровня в вузе или при нем должны быть созданы специальные структурные подразделения или учебные заведения. 5. В 1992 году право на реализацию образовательно-профессиональных программ, предполагающих присвоение степеней бакалавра и магистра, будет предоставляться в первую очередь университетам и академиям различного профиля. 6. В государственных высших учебных заведениях осуществляется бюджетное финансирование образовательно-профессиональных программ всех уровней. Начальник Учебно-методического управления Ю.Г.ТАТУР

После Великой октябрьской социалистической революции до начала 1990-х гг. в образовании бывшего СССР действовала моноуровневая система образования, ста­вившая целью подготовку специалистов к решению узкого круга конкретных про­фессиональных задач ("германская система").
Эта система обладала существенными достоинствами: государственная типизация и унификация учебных планов во всех ссузах и вузах; возможность получения узких, но глубоких знаний и умений по конкретной специальности; упрощенная процедура пере­хода студентов из одного учебного заведения в другое по одинаковой специальности; возможность использования единого учебно-методического обеспечения подготовки специалистов (учебники, учебные пособия, плакаты, схемы, учебные фильмы и др.).

Вместе с тем, моноуровневая система имела ряд недостатков: отсутствие гибкости и адаптации в образовании в зависимости от личности обучаемого и уровня его способностей; невозможность перехода в непрофильный вуз; сложность учета потребно­стей рынка (заказчиков) и конкретных возможностей учебных заведений; несоответствие содержания программ и требований к специалистам западноевропейской системы образования, что усложняло нострификацию дипломов выпускников или делало её невозможной.

Систему многоуровнего образования можно представить в виде структуры, преду­сматривающей следующие уровни (ступени) образования (рис. 2.3).

I уровень - неполное высшее образование с продолжительностью обучения не менее двух лет. Контингент студентов формируется в основном из выпускников школ. Квалификация не присваивается.

II уровень - высшее профессиональное образование. Контингент студентов формируется из выпускников I уровня образования, а также из выпускников ссузов и колледжей. Полный срок обучения - не менее 4-х лет; квалификация (академическая степень) - бакалавр. Выдается диплом о высшем образовании.

III уровень - реализуется по основным профессиональным образовательным программам двух типов:

первый тип (магистратура) - на базе программы бакалавра по соответствующему направлению осваивается программа специализированной подготовки, включающая обя­зательную научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Нормативный срок обучения - не менее 2-х лет. Выпускнику присваивается квали­фикация (академическая степень) "магистр" и выдается соответствующий диплом;

второй тип (специалитет) - программа включает дисциплины всех циклов (бло­ков) ГОС ВПО, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации. Нормативный срок обучения после окончания бакалавриата - не менее одного года. Выпускнику присваивается квалификация специалиста, удостоверенная дипломом о высшем образовании.



Образовательные программы подготовки специалистов могут осваиваться незави­симо от бакалаврской подготовки. В этом случае нормативные сроки обучения уста­навливаются ГОС ВПО по конкретной специальности, но не менее 5 лет.

Освоение образовательных программ в вузе обеспечивается соответствующей ор­ганизацией учебного процесса. В настоящее время широкое распространение в вузах получила блочно-модульная структура учебных планов: на первом уровне (1 и 2 кур­сы) содержание образования соответствует в основном дисциплинами социально-гуманитарного и естественно-математического циклов ГОС ВПО, что позволяет за­ложить фундамент образования; общепрофессиональные дисциплины на I уровне со­ставляют 10-15 % профессиональной образовательной программы. Такой подход со­храняет единое образовательное пространство, его открытость, определенную защи­щенность студента: он без особых потерь в случае необходимости может перейти из вуза в вуз, с одной профессиональной программы на другую.

Унификация дисциплин I уровня образования позволила многим вузам час­тично решать и экономические задачи: в расписание занятий студентов смежных направлений и специальностей можно поставить совмещенные потоковые лек­ции, что снижает затраты на обучение, сохраняя качество. С введением государ­ственных образовательных стандартов вузы получили достаточную академиче­скую свободу, дающую им право в рамках объема часов, отведенных на курсы по выбору студента и на региональный (вузовский) компонент, повышать качество подготовки специалиста введением соответствующих авторских курсов, расши­ряя объем содержания федерального компонента.

Большинство заказчиков на специалистов (рыночные организации), наряду с профессиональными требованиями к работнику, в качестве обязательных выдвига­ют знание иностранного языка и умение работать на компьютере в режиме пользо­вателя. ГОС ВПО позволяют вузу обеспечить соответствующую подготовку благо­даря гибкости и вариативности образовательно-профессиональной программы и личностно ориентированной концепции образования.

Возможность выстраивания учебного плана для сопряженных с бакалавриатом специальностей также делает образовательную систему более открытой и мобильной. Таким образом, требования ГОС ВПО ориентированы на:

· открытость, гибкость, мобильность системы образования;

· культуросообразный подход к отбору содержания, обеспечивающий развитие и самоопределение личности;

· фундаментализацию знаний во взаимосвязи с практической направленностью на профессиональную деятельность;

· целостность и преемственность образовательных программ разных уровней, их открытость и вариативность, преемственность;

· личностно ориентированный характер образования, учитывающий способности и возможности каждого субъекта образовательного процесса;

· широкое внедрение и использование новых информационных и инновационных образовательных технологий.

Возможность осуществить выбор или смену образовательной траектории в про­цессе получения высшего образования, не прерывая его, развивает чувство ответст­венности, самоопределения, ускоряет социализацию будущего специалиста и обеспе­чивает учащимся эмоциональную комфортность. Расширение спектра профессио­нальных видов деятельности после окончания вуза повышает социальную защищен­ность выпускника.