Можно ли немножко гордиться собой? Что такое гордость и зачем она нужна людям.

Многие хотя бы раз в жизни задумывались над тем, чем на самом деле является гордость и нужна ли она вообще. А может без нее лучше? Может чувство гордости губит человека или же наоборот отличает от животного? Давайте разберемся с этой проблемой.

Чем же на самом деле является гордость?

Сложность определения этого понятия состоит в том, что это оно обозначает собой конкретную эмоцию. Как известно все люди индивидуальны и нельзя обобщать чувства, которые они способны испытывать. Что для одного будет чувством гордости, для другого будет иной эмоцией. Однако на этом поприще психологи проделали титаническую работу: они провели множество исследований (анкетирование, тестирование, опрос, эксперимент) и выявили некоторые закономерности между тем, что чувствуют отдельные люди или их группы и тем, как они это называют.

Таким образом был сделан вывод, что гордостью можно считать ощущение своего превосходства, высшего положения или статуса. Было выявлено, что человек, который преуспел в учебе, работе, увлечении чувствует особое удовлетворение, которое не похоже на удовлетворение от, например, употребления вкусной пищи. Ведь оно возникает от того, что человек становится на новую ступень саморазвития и самопознания. В одно мгновение он понимает, что в данный момент он стал более значимым, нежели был вчера.

Человек начинает себя уважать за собственные достижения. Он выражает чувство гордости примерно так же, как это делают представители животного мира. Например, человек, испытывающий гордость излучает спокойствие, уравновешенность и в то же время внутренний оптимизм и радость. Животные поступают так же. Лев (вожак стаи) всем своим поведением излучает те же поведенческие особенности. Как и у льва-вожака, у гордого человека меняются внешние повадки: осанка прямая, спина ровная, голова поднята, глаза смотрят в упор и смело. Психологи отмечают, что у человека, который горд собой или событиями своей жизни всегда хорошее настроение, хорошая стрессоустойчивость и много жизненных сил. Врачи также отмечают, что гордость благосклонно влияет на здоровье. А именно гордость повышает уровень серотонина в крови.

Стоит отметить, что гордость может быть реакцией не только на поступки или достижения, но и на внутренние догматы. Некоторые люди умеют договорится сами с собой и испытывать это чувство без явных на то причин. Например, «Я живу и я горжусь этим». Психологи отмечают, что такая позиция также правильная и полезная, если не переходить границ.

Грань между гордостью и завистью

Как говорилось выше, гордость — это чувство собственного превосходства, преимущества над остальными. Таким образом, испытывая гордость человек на подсознательном уровне желает, чтобы ему завидовали.

Чувство зависти и гордости соотносятся как похожие и в то же время различные понятия. Их схожесть проявляется в том, что они возникают при сравнении себя с другими. Различий значительно больше. Во-первых, если гордость чаще всего положительное чувство, то зависть наоборот. Во-вторых, чувство гордости возникает при сравнении себя с худшими, зависть — с лучшими. В-третьих, гордость всегда положительно сказывается на здоровье человека, зависть — наоборот. Иногда она может стать причиной многих психологических или даже физических недугов.

Зависть можно рассматривать как изнанку гордости. Так как любая зависть возникает на месте, где потенциально могла возникнуть гордость. Например, если вы завидуете коллеге, который ступает семимильными шагами по карьерной лестнице, это чувство может быть заменено гордость за него. При желании вы можете себя убедить в том, что ваш коллега действительно молодец и гордиться его достижениями. Светлая или темная сторона — это уже ваш личный выбор.

Нужна ли гордость людям?

По результатам многих исследования были сформулированы три точки зрения по этому вопросу: врачей, психологов и просто человека, не владеющего знаниями в области психологии.
Врачи единогласно утверждают, что гордость необходима всем и каждого. Как говорилось ранее, чувство гордости положительно влияет на здоровье. Таким образом врачам абсолютно все-равно чем будет гордиться человек, лишь бы был здоров.
Вторая позиция — мнение дипломированных психологов, мнение которых научно обоснованно. Они заявляют, что не всякая гордость полезна для человеческой психики. Психологи утверждают, что имеет право на существование лишь «здоровая» и обоснованная гордость.

Разберемся с этими двумя понятиями. Обоснованная гордость имеет место быть, когда человек гордится реальными вещами. Например, своими достижениями или успехом друзей. При таком раскладе человек не обманывает себя и его внутренний мир находится в гармонии. Психологи часто диагностируют, что человек может гордиться тем, что еще не сделано. Как ни странно, такое чаще всего встречается у женщин на диете. Они начинают планировать на сколько похудеют и начинаю гордится успехами, которых еще нет. Если им удалось достичь результата, то все хорошо. Если нет, она сразу же разочаровываются в себе, в окружающих, во всем мире. Начинаются серьезные психологические проблемы из-за необоснованной гордости и того, что гордится нечем.

Следующее понятие — «здоровая» гордость. Это понятие означает, что что чувство гордости соизмеримо с тем, отчего оно возникло. Говоря простыми словами, за маленькое дело гордиться нужно немного и наоборот. Почему именно так? — спросите вы. у психологов и на это найдется что ответить. Дело в том, что человеческие чувства сложны. На каждое событие человек должен конкретным образом реагировать. Если на незначительное достижение человек будет отвечать «большой» гордостью, то он не сможет адекватно реагировать на большие успехи. Человек сразу же почувствует конфликт эмоций. Таким образом умом человек понимает, что должен испытывать большую радость, восторг и гордость, но сердцем не испытывает этого. Это тоже приводит к психологическим проблемам.

Обыкновенный человек, конечно, же скажет, что гордость нужна. Однако будьте благоразумны. Соблюдайте правила психологов относительно обоснованности и разумности гордости. Тогда вы сможете адекватно оценивать свои возможности, здраво реагировать на свои успехи и поражения и не отчаиваться, когда что-то пошло не так.

Ибо это именно то чувство, которое превозносит человека над другими людьми. Да, что там над людьми? Гордыня способна превознести человека над самим Господом и понятное дело, что ничего хорошего в этом нет.

Но признаюсь вам, я испытываю чувство гордости за поступок запорожского священника, который отказался отпевать некрещеного младенца, и вот почему:

На самом деле мне радостно осознавать, что среди нашего духовенства есть принципиальные, преданные Христу и Церкви люди, которые не бояться исповедовать свою веру во всей чистоте, не взирая на политическую конъюнктуру или пристрастия мира сего. Люди, которые не бояться пострадать за Христа. Не боятся скорбей и лишений. Люди, которые лучше и чище меня. Люди, с которых я могу брать пример. Потому что они на деле исполняют заповедь Спасителя: «Блаженны вы когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестие за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах…» (Лк. 6, 22-23).

Грех ли это? Вряд ли? Ибо чувство это не возносит меня над такими людьми. И даже наоборот, побуждает меня к покаянию за то, что я не полностью отдаю себя служению Господу и Его Церкви (может быть для этого чувства нужно найти какой-то другой, более подходящий термин?)

Но в это же время мне бывает стыдно за тех своих сослужителей, которые поливают грязью Церковь на разного рода антицерковных помойках, типа «Эха Москвы», или на страницах украинской ура-патриотической прессы. А некоторые умудряются даже делать это на католических ресурсах.

Вы спросите и что в этом чувстве (стыда за других людей) такого удивительного или необычного?

Так вот, не так давно, в одном из православных печатных изданий, мне на глаза попалась статья о том, как плохо испытывать чувство стыда за других. Ее автор, явно движимый благородным порывом ответить на критику Церкви со стороны светского общества, обрушился на всех тех, кому бывает стыдно за своих братьев по вере. Ибо по его мнению: «Стыд за других – то, что человек видит именно других намного хуже, и не хочет быть в их тени, не хочет, чтобы его ассоциировали с ними» .

Если говорит коротко, то в целом контекст статьи выдержан в стиле – «сам дурак», а именно: если вам вдруг стало стыдно за другого человека, то на самом деле, это чувство является признаком вашей духовной незрелости, реальной гордыни (т.е. греховного состояния) и самолюбия. Именно поэтому, делает вывод автор, если нам и должно быть за кого-то стыдно, то только за себя. А сами эти чувства (стыд за других и стыд за себя) несовместимы никоим образом.

Но важно даже не это. На мой взгляд, данный материал как раз и является признаком нашей духовной незрелости, попыткой самооправдания – худшего из пороков, мешающего нам трезво оценить свою жизнь, увидеть свои ошибки и недостатки.

По меткому выражению прп. аввы Исайи, самооправдание есть конец страстей! Если попытаться более глубоко вникнуть в смысл этой фразы, станет понятно ее истинное значение: самооправдание – это лакмусовая бумажка духовной жизни человека или, точнее сказать, оно есть свидетельство полного отсутствия духовной жизни в человеке, признак абсолютного доминирования страстей в нашей душе.

Привычка оправдывать свои недостатки, как правило, характеризуется полным отсутствием критического отношения к себе, т.к. оправдывающийся человек скорее склонен увидеть грехи ближнего, а собственное осуждение объяснить дьявольскими кознями или завистью окружающих.

Страсть к самооправданию рождается очень просто, легким наветом против тех, кто указывает нам на наши грехи и недостатки. Слушая такого человека, легче всего сказать себе: этот человек гордый (ему бы только обличать, да осуждать, т.е. опять тот же аргумент в стиле – «сам дурак») – и мы уже не можем смотреть на него иначе, как сквозь призму этого ложного «рассуждения», – мол, где же у него там гордость сидит? Думая так, мы, естественно, фактически без труда находим то, что ищем, потому что искать гордость в человеке – все равно, что искать песок в пустыне – не найти невозможно: песок повсюду, куда ни посмотришь. В противовес этому, мы невольно начинаем любить похвалы, лицемерие и человекоугодие. Нередко склоняя голову перед «хвалебным пением» в нашу честь и придавая смиренно-елейное выражение своему лицу, не забудем заметить: «Ну, что вы – я человек грешный!», хотя в это же время душа наша бывает преисполнена сладостного умиления и чувства собственной значимости.

Так что, скорее всего, автор разбираемой нами статьи и сам не заметил, как допустил явную ошибку, а лучше сказать нарушил логическую последовательность в рассуждении, а именно: для него стыд за других, и собственная гордыня являются тождественным понятиями. Таким образом, он нарушил сразу два закона логики: закон тождества и закон достаточного основания.

Почему так получилось понять трудно? Еще раз скажу – в реальности гордыня и производное от нее самооправдание, это такое состояние, когда нам неприятны замечания со стороны, а неприятны они нам именно потому, что мы видим себя лучше других и т.д.

В противоположность самооправданию, чувство стыда (не важно за себя или за других) принципиально несовместимо с гордыней. Стыд практически всегда рождается вследствие раскаяния человека. Можно даже сказать, – вследствие нашего покаяния. А у покаяния совершенно другой вектор, нежели у гордыни. Покаяние, стыд – это признак смирения, а не гордыни. И поэтому стыд за других вовсе не означает того, что мы автоматически считаем себя лучше этих людей. Стыд за других – это чувство боли и сострадания к тому человеку, по отношению к которому это чувство возникло. В нашей душе это чувство должно вызывать антипатию не к конкретному человеку, а ко греху, который тот сотворил. В том числе, это чувство должно и нас предостерегать от того, чтобы не впасть в аналогичных грех.

За Церковь нам действительно стыдиться нечего, т.к. Церковь свята и непорочна и Она – есть Тело Христово, Столп и утверждение Истины и т.д. Но все же Церковь это одна семья и мы в этой семье друг другу не чужие. Лично я воспринимаю любой публичный и непубличный грех своих собратьев священнослужителей (в том числе и иерархов), как личную трагедию родных мне людей. Да мне стыдно за тех, кто ведет в Церкви двойную жизнь (с одной стороны служит в ней, а с другой, ни за что, ни про что, поливает ее грязью).

Конечно же, я согласен с тем, что за себя лично нам тоже должно быть (хотя бы периодически) стыдно. И все же стыд за других людей очень часто является показателем того, что совесть в нас еще жива. Ну согласитесь, странно было бы узнать, что матери, сын которой совершил гнусный поступок (с нравственной точки зрения или уголовное преступление, например), не стыдно за своего сына. Что же она его хвалить должна? Нет, она должна взять ответственность за его воспитание на себя и поэтому в этой ситуации есть место обоим видам стыда. В противном случае получается так, что за себя стыдиться она может (мол виновата не доглядела), а вот за сына нет, – мол мальчик он у меня хороший и ни в чем не виноват (или в крайнем случае, – бес попутал). Что это если не боязнь взять на себя ответственность за грех близкого человека, воспитанием которого она занималась не один год?

И, кстати, ответственности этой не боялись святые отцы, которые прямо, без всякой тени ложного смирения говорили о проблемах и нравах современного им общества и внутри церковной жизни. Тем самым исполняя заповедь апостола Павла: « Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5,20).

В качестве примера позволю привести себе только лишь несколько цитат св.отцов на эту тему (хотя на самом деле таких цитат у св.отцов можно найти огромное количество). Уже апостолам приходилось писать горькие слова о своих учениках: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (Гал. 5,7). «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил. 2, 20-21).

А вот свт. Григорий Богослов прямо пишет о том, что ему бывает стыдно за своих собратьев: «…Мне стыдно было за других, которые, будучи ничем, не лучше прочих (если еще не хуже) с неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело…».

В письме к своему другу св.Василию Великому он пишет: «Спрашиваешь, каковы наши дела? Крайне горьки. Церкви без пастырей; доброе гибнет, злое наружи; надобно плыть ночью, нигде не светят путеводительные звезды. Христос спит».

Да и сам свт. Василий Великий сказал не мало горьких слов на эту же тему: «…Церкви почти в таком же положении, как и мое тело: не видно никакой доброй надежды: дела непрестанно клонятся к худшему… Я, быв когда-то на духовных празднествах, встретил едва одного брата, который, по-видимому, боялся Господа, но и тот был, одержим диаволом. Много, правда, слышал я и душеполезных речей; впрочем, ни в одном из учителей не нашел добродетели соответствующей речам… Любовь охладела, разоряется учение отцев, частые крушения в вере, молчат уста благочестивых... И хотя скорби тяжкие, но нигде нет мученичества, потому что притеснители наши имеют одно с нами именование».

Вторит ему и свт. Григорий Двоеслов: «Смотрите, мир полон священников, но редко встречаешь делателя на жатве Божьей, ибо мы согласны облекаться епископским саном, но не исполнять обязанностей нашего сана. Есть, любимейшие братья, в жизни епископов великое зло, которое сокрушает меня. Дабы кто не подумал, что я желаю причинить кому-либо личную обиду, я самого себя первого в этом зле обличаю; вопреки моей воле я поддаюсь требованиям варварской эпохи. Это зло заключается в том, что мы вдались в занятия века сего и что наши действия не соответствуют достоинству сана. Мы бросаем дело проповеди. Если мы призваны к епископскому званию, то это, вероятно, в наше же наказание, ибо у нас только имя епископа, но нет достоинств. Те, кто нам вручены, отходят от Бога, а мы молчим; они гибнут во зле, а мы им и руки не протягиваем, чтобы вытянуть их. Занятые мирскими делами мы безразличны к судьбе душ».

Не оставались в стороне от насущных проблем своего времени и святые более близкого к нам времени. Так, в середине XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) рисует не менее печальную картину: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят… Положение Церкви и христианства самое горестное. Предсказанное в Писании совершается, охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось православие… Заезжал ко мне протоиерей из того села, в котором живут потомки Сусанина, человек довольно умный. Он сказывал, что крестьяне пропились и обнищали донельзя, что этого тока ничем нельзя удержать… Вместе с разгульною жизнью явилось особенное охлаждение к Церкви и духовенству (что тут скажешь - прямо про наше время). Кутилы из крестьян кутят и впали в индефферентизм по отношению к религии; не кутилы обращаются в большом количестве к расколу. Дворянство бедно и не может помогать церквам и духовенству, как помогали прежде. Содержание духовенства скудеет и скудеет. Протоиерей, имеющий практический взгляд, говорил, что этому положению не видно исхода и что последствия этого положения должны быть многоплодны… Дух времени таков, что скорее должно ожидать окончательных ударов, а не восстановления».

Так вот, именно для того чтобы дух нашего антихристианского времени не завладел нами полностью мы и должны не бояться стыдиться за свои неблаговидные поступки и за неблаговидные поступки других людей, в том числе наших оппонентов.

В рамках Всероссийского репрезентативного опроса Независимая исследовательская служба «Среда» интересовалась у сограждан, какие ассоциации возникают у них со словом «Родина». Формулировку «гордость Родиной, патриотизм» выбрали 8% респондентов, по частоте упоминаний она заняла 6-е место среди 14 позиций. Это единственная строчка, по которой опрошенные женщины и мужчины статистически значимо различаются (соответственно 6% и 10% упоминаний).

Можно ли гордиться своим родом, своей страной?

Алексей Ильич ОСИПОВ , заслуженный профессор Московской Духовной Академии

Мы убеждены: наш народ имеет своё лицо, он не хуже других народов. Мы знаем, что он неоднократно показывал замечательные образцы и ума, и знания, и мужества, и стремления к свободе, и доброты, и любви. В нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть презрение к другим.

Дело в том, что само понятие «гордость» может иметь различные смыслы. Одно – это почитание себя выше и лучше других. С христианской точки зрения такое чувство имеет отрицательный характер. Но, говоря о гордости за свой народ, за свою страну, мы, русские, не мыслим себя лучше других и не презираем другие народы. В понятие «гордость» мы вкладываем нечто другое.

Мы убеждены: наш народ имеет своё лицо, он не хуже других народов. Мы знаем что он неоднократно показывал замечательные образцы и ума, и знания, и мужества, и стремления к свободе, и доброты, и любви. Ещё раз подчёркиваю, что в нашем понимании гордость за народ не есть самомнение и не есть, следовательно, презрение к другим. Хотелось бы, чтобы все народы мыслили именно так.
Наряду с этим мы употребляем другой термин – патриотизм. Если перевести его на христианский язык – любовь к своему народу, любовь к своей стране. Вообще любовь является важнейшей характеристикой сознания нашего человека.

Недаром Достоевский писал, что наш народ обладает всемирной отзывчивостью. Это означает, что мы относимся с благожелательством к другим людям. Обратите внимание, у нас в России может человек любой национальности заниматься любым делом.

Действительно, наш человек очень широк. Мы позволяем всем жить у нас, всех привечаем. Есть такая важная черта у русского народа. И я думаю, что эта черта самая лучшая с христианской точки зрения. Этим мы можем гордиться.

В очень условном смысле мы можем применить понятие «гордость» к нашему национальному самосознанию. Мы говорим, скорее, о любви к Родине, о любви к своему народу.

Протоиерей Николай ОЗОЛИН ,
профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже :

С того момента, когда мы начинаем чем-то гордиться, мы это портим
– Прежде всего, надо договориться о терминах. Когда гордость касается высших ценностей, ничего страшного, ничего отрицательного в ней нет. Вся проблема гордости в том, что люди грешны и потому легко впадают в самомнение. Наверное, не случайно гуманизм породил самообольстительную формулу «человек – это звучит гордо».

А одна из высших христианских добродетелей – обратное гордости смирение, к которому призван каждый христианин. Смиренный человек всегда к себе располагает. Он способен вас выслушать, он может войти в положение другого человека. С того момента, когда мы чем-то гордимся, мы портим то, чем гордимся, и прежде всего, для себя самих. Свой же род, свою семью, свою страну надо не портить, их надо в первую очередь любить. А любовь – это всегда ответственность, и тогда можно забыть про гордость. Это нелегко, но это наше христианское понимание дела, и, в общем, самая суть нашей жизни.

Протоиерей Владислав ЦЫПИН ,
заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, профессор, доктор церковной истории и церковного права :

Гордостью может называться уважение к предкам
– Всякого рода личная гордость – гордыня. А значит, чувство греховное, за которое перед Богом предстоит нести ответственность. Но и уважение к предкам может быть названо гордостью за них. Любовь к своей стране проявляется по-разному. В том числе она предполагает и гордость за прошлые успехи, за совершенные предками подвиги, за достойное место среди других стран и народов.

То же самое относится к чувству человека, которое его связывает со своим народом, с согражданами, с диаспорой за пределами Отечества. То есть, помимо патриотизма, который Церковь благословляет, есть ещё и вполне дозволенное чувство причастности к судьбе и к жизни своего народа, к прошлому и будущему своего этноса. Всё это справедливо и для России, и для русского народа.


Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ
,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе :

По-настоящему гордиться следует святыми и подвижниками
– Народ – это организм, единство которого можно сравнить с семьей. Равно как в доброй семье каждый блюдет ее общие интересы, и в своем народе всякий верный сын не вправе убежать на страну далече ради собственной корысти. В наши дни, увы, мы часто видим прямо противоположные примеры. Еще недавно слово «патриотизм» было чуть ли не ругательным, и многие считали почетным покинуть свою Родину и искать счастье на чужбине. Но ведь это противно самому человеческому естеству!

Зато когда оказываешься вдали от Родины, начинаешь ценить свое Отечество. Это не только географическое понятие, не только народные традиции. Это понятие святое. Оно корнями уходит в духовную жизнь, а теряя корни, человек теряет будущее. Мне кажется, само воспитание должно строиться на любви к своему Отечеству, к своим святым и подвижникам. В общем, к яркому идеалу, которым является русская святость, сама душа нашего народа.

О своей гордости за Россию мужчины заявляют в 1,5 раза чаще чем женщины



Гордиться

Горди́ться

глаг. , нсв. , употр. часто

Морфология: я горжу́сь , ты горди́шься , он/она/оно горди́тся , мы горди́мся , вы горди́тесь , они гордя́тся , горди́сь , горди́тесь , горди́лся , горди́лась , горди́лось , горди́лись , гордя́щийся , горди́вшийся , гордя́сь

1. Если вы гордитесь чем-либо или кем-либо, значит, вы испытываете чувство радости, большого удовлетворения при виде чьих-либо успехов, достижений в какой-либо области или же от осознания чьих-либо исключительных достоинств, способностей, положительных черт характера.

Он гордится своими детьми. | Я горжусь моей страной. | Гордитесь: вы написали прекрасную работу. | В районе построены две новые школы, проведены дороги - нам есть чем гордиться!

2. Если о ком-либо говорят, что ему нечем гордиться , значит, он ничего не достиг в жизни, не сделал ничего хорошего, достойного уважения, восхищения и т. п.

Тебе нечем гордиться: ни богатством, ни славой, ни честно прожитой жизнью.

3. Если о ком-либо с осуждением говорят, что он гордится , значит, он считает себя лучше всех, постоянно демонстрирует своё превосходство над остальными, относится ко всем с презрением.

Несмотря на свои успехи, он не задирал носа и не гордился.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Антонимы :

Смотреть что такое "гордиться" в других словарях:

    Величаться, возноситься, заноситься, зазнаваться, кичиться, надмеваться, чваниться, быть гордым; возгордиться, возмечтать о себе, возомнить (думать, мнить, иметь высокое мнение) о себе, вздернуть (поднять, задирать) нос, заспесивиться. Надулся,… … Словарь синонимов

    ГОРДИТЬСЯ, горжусь, гордишься, несовер. 1. кем чем. Испытывать радостную гордость. Он гордится своим сыном. 2. чем. Кичиться, величаться. «Что, красавица, нагло глядишь? чем гордишься?» Некрасов. 3. без доп. Держать себя горделиво, заносчиво. Что … Толковый словарь Ушакова

    ГОРДИТЬСЯ, ржусь, рдишься; несовер., кем (чем). Испытывать гордость от чего н. Г. успехами. Г. сыном. Г. нечем кому н. (нет оснований быть самоуверенным, важничать). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    гордиться - гордиться, кичиться Стр. 0230 Стр. 0231 Стр. 0232 Стр. 0233 Стр. 0234 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

    гордиться - кем чем и (разг.) за кого. И хочу трудиться так, жизнью жить такою, чтоб далекий мой земляк мог гордиться мною (Твардовский). Гордиться за сына … Словарь управления

    гордиться - очень гордиться … Словарь русской идиоматики

    Несов. неперех. 1. Испытывать гордость 1., 2.. 2. разг. Держать себя высокомерно, надменно. отт. Ставя что либо себе в заслугу, хвастаться, кичиться этим. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Гордиться, горжусь, гордимся, гордишься, гордитесь, гордится, гордятся, гордясь, гордился, гордилась, гордилось, гордились, гордись, гордитесь, гордящийся, гордящаяся, гордящееся, гордящиеся, гордящегося, гордящейся, гордящегося, гордящихся,… … Формы слов

    Стыдиться … Словарь антонимов

    гордиться - см.: Ну и гордись до пенсии! … Словарь русского арго

Книги

  • Еня и Еля Олимпиада в Волшебном лесу Сказки которые помогают интересоваться спортом укреплять здоровье уважать старания и труд гордиться достижениями радоватьсяпобеде ценить режим и порядок , Гончарова А.. Эта удивительная книга увлекает миром спортивных соревнований, знакомит с зимними видами спорта, объясняет значение слов и событий, связанных с Олимпийскими играми... Дети, читая чудесные…
Спрашивает Анастасия
Отвечает Александра Ланц, 07.03.2011


Вопрос : "Можно ли собой гордиться,когда у тебя что-то получилось,когда ты преодалеваешь каки либо усилия над собой и все получается,с Божьей помощью конечно? В хорошем смисле.. Или это считается греховной гордостью?"
Мир вам, Анастасия!

Вот несколько Библейских текстов, которые я рекомендую вам выписать на отдельный лист бумаги, чтобы время от времени размышлять о них.

Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель [его]... ()

Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость ().

Погибели предшествует гордость, и падению - надменность ().

Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь ().

Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу (Притч. 8:13).

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().

Откуда она берётся?

Истоки гордости находятся...

1) в непонимании того, каким человек, собственно, должен быть.

2) в попытках сравнивать себя с собой или с другими людьми

3) в желании быть закрытой системой, растущей исключительно за счёт себя самой, т.е. становиться лучше, умнее, сильнее и пр. за счёт самого себя, так, чтобы как можно больше славы принадлежало только тебе.

4) в желании самопрославления или другими словами - в желании самоуважения и уважения со стороны других людей, т.е. в желании видеть своё «я» хоть чуточку, но выше, хоть чуть-чуть, но больше... даже если речь идёт о каких-то отрицательных качествах этого самого «я».

5) в духе соперничества, который управляет этим миром.

К чему неминуемо ведёт гордость?

1) к возрастанию в гордости, т.е. если вы позволите себе хвалить себя за что-то одно, то обязательно появится ещё что-то, за что тоже придётся похвалить себя, а там ещё что-то...

2) к депрессиям, потому что когда вдруг оказывается, что ты упал (а падения неизбежны) там, где только что вознёсся, то синяки, ушибы, переломы (в зависимости от высоты, на которую гордость уже успела тебя вознести) будут давать о себе знать именно в симптомах депрессии. Депрессия или полная апатия так же появляется, когда осознав, что ты можешь гордиться чем-то, ты видишь, что в принципе не можешь гордиться чем-то ещё.

3) к зависти, т.к. гордость всегда возникает на основе сравнения, и если вдруг «образец» для сравнения уходит далеко вперёд, а ты чувствуешь, что уже никогда за ним не поспеешь, то возникновение зависти неизбежно, а там присовокупятся ненависть, раздражение и пр. Как ни странно, но можно завидовать даже самому себе.

4) к насаждению в сердце идольчиков и идолов в зависимости от того, в каком направлении развивается ваша гордость. Если это желание быть лучшим учеником, то идолом станет учёба, оценки, похвальбы от учителей, если это желание быть преуспевающим бизнесменом, то идолом станет бизнес, деньги, комфорт, если это внешний вид, то идолом станет внешность, мода и т.д.

5) к желанию абсолютной независтимости от кого бы то, чего бы то ни было. Чем сильнее гордость, тем меньше она позволяет человеку проводить время в совещаниях, в выслушивании советов, тем активнее она заставляет человека принимать решения в зависимости только от его собственных удобств и собственных представлений о том, что правильно, а что неправильно.

6) к трусости или нескрываемой наглости, бунту, потому что гордый человек либо будет очень бояться потерять все свои «достижения», а значит, не сможет смело смотреть в глаза возможным переменам, либо гордый человек пойдёт к маячащим впереди целям по чужим жизням.

Поэтому, дорогая Анастасия, если вы желаете оставаться в покое и радости , я очень советую вам гнать из вашего сердца любые намёки на появление в нём хотя бы самой малюсенькой гордости, потому что она не замедлит начать расти и шириться как раковая опухоль. Вот почему Бог Вседержитель ненавидит гордость – она пожирает людей, делает их неспособными услышать Его Голос, упрекающий и одновременно спасающий. Гордость, если позволить ей существовать в вашем сердце, однажды начнёт противиться всякой попытке Бога исправить ваш путь. «И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их» ().

Есть только один способ, позволяющий избежать появления любого вида гордости в вашем сердце. Вам необходимо верою ухватиться за утверждение Библии о том, что вы созданы по образу и подобию Бога. Это поможет вам перевести взгляд ваших духовных глаз с себя, своих каких-то достижений на Бога и начать постигать, Каков Он.

Да, когда вы переключите своё внимание с себя на Творца, вы неминуемо впадёте в шок о того, что Он бесконечно прекрасен, бесконечно свят, мудр, совершенен... а вы... даже сравнивать невозможно. Но когда вы начнёте это понимать, молите Бога во что бы то ни стало удержать ваш взгляд на Нём, чтобы вам не начать вновь водить вашими духовными глазами по сторонам в поисках какого-то стандарта пониже, подостижимее. Верою держитесь за то, что если Бог создал вас по Его Собственному образу и подобию, значит, есть какой-то путь примирения вашей, моей и всякой человеческой никчёмности и Его абсолютного совершенства!

Начало этого пути обозначено в «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Поразмыслите над этими словами. Действительно, что у вас есть, что вы не получились бы? Ум – от Бога, тело, в котором этот ум содержится, - от Бога, сила думать и действовать – от Бога, дыхание – от Бога, способности – от Бога. У вас нет ничего своего, а всё, что вы производите – это результат того, как вы используете мудрость, таланты, способности и пр., данные Богом. Чем вам хвалиться? Тем более, что от вас, как от Божьего ребёнка, ожидается , что вы будете развиваться, улучшаться и пр, потому что вы на то и были созданы, в вас изначально заложено стремление к этому и возможности достижения этого. Чем хвалиться в таком случае? Может ли двухлетний ребёнок хвалиться тем, что он начал ходить, а трёхлетний – тем, что начал говорить? Нет. Потому что это в них заложено и горе, если они по какой-то причине откажутся это делать – для них же хуже, не так ли? То же самое и с нами. Чем нам хвалиться, если мы просто делаем то, для чего предназначены и делает это за счёт силы Самого Вседержителя?

Продолжение пути примирения нашего с вами несовершенства с совершенством Бога обозначено в «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» . А! Так у нас всё-такие есть возможность хвалиться и быть гордыми! Только надо чтобы полностью поменялось направление . Если обычный человек направляет свои хвалы внутрь себя и на себя, то тот, кто познал любовь Божию, всегда будет направлять свои хвалы из самого центра своего сердца в Небо к Создателю. Вот почему Давид, чьё сердце взирало на Бога и только на Бога, всё более различая Его совершенство, Его красоту, Его мудрость, вот почему Давид пел:

Будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия. ()

Апостол Павел вторит Давиду: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом » ().

Подведём некоторые итоги того, что было сказано?

Никогда и ни за что не допускайте в своё сердце желание гордиться собою или каким другим человеком, даже чуточку, даже в шутку, потому что гордость может заразить ваше сердце, быстро и незаметно запустив в него тьму и перекрыв доступы для Света.

Для того, чтобы противостоять гордости всегда помните о своём предназначении – уподобляться Христу и о том, что Сам Христос даёт вам для этого и силы и возможности.

На всех своих путях постигайте, Каков Бог, и учитесь превозносить только Бога, потому что только Он, собственно, и достоин превознесения, ведь только Он обладает абсолютным, бесконечным совершенством во всём. Для нас с вами нет и не может быть лучшего образца для подражания. А если при этом помнить о том, что Он, Такой огромный и прекрасный, ЛЮБИТ нас и постоянно протягивает нам руку помощи... то как можно не хвалить Такого Бога?

С любовью во Христе Иисусе,

Читайте еще по теме "Разное":