Они защищали родину литературный вечер. Сценарий литературно - музыкальной композиции «Они защищали Родину

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается, формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите, за их предков.

Мероприятие по патриотическому воспитанию направлено, на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Целевая аудитория:

  • Обучающиеся 5-8 классов.
Персонажи :
  • Ведущий 1
  • Ведущий 2
  • Чтецы (6 человек)
Материалы и оборудование :
  • Музыкальное оборудование.
  • Подсвечник и свеча (для оформления сцены.)
  • Корзина с цветами (для возложения)
  • Красный бант (для мемориальной доски)
Музыкальный материал:
  • Песня «С чего начинается Родина»
  • Песня «Я люблю тебя, жизнь»
  • Песня «День Победы»
  • Митроном
  • Песня «Солнечный круг

Задачи

  1. проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  2. подготовка молодых людей к выполнению воинского долга по защите Отечества
  3. формирование у детей, подростков и молодёжи активной гражданской позиции
  4. повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

Основное содержание

1-й ведущий. Добрый день всем!
Перелистав странички нашего журнала, через несколько минут мы начнем наш «Устный журнал «Как живёшь, ветеран?»» с людьми, без которых, быть может, и не было бы сегодняшнего дня.

2-й ведущий.
Отечество - единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину как часть большого Отечества.

Чтецы:

1-й Необозримая ширь полей, развесистые белоствольные березы. Разливы рек, степей необъятный простор. Это - Россия. Ты смотришь в ясное голубое небо, идешь лесными тропинками, сидишь у прохладной реки. И это - Россия!

2-й Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это - Россия. Руки матери, все песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже - Россия.

3-й Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая, исконно русская природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже не богатые, для нас, людей, населяющих Россию, - прекрасны.

(Звучит песня «С чего начинается Родина».)

4-й
Священную землю моей страны,
Как сына целует седая мать,
Когда возвращается он с войны.
Я землю родную хочу целовать,
Как солнце целует ее поутру,
Как знамя целует солдат на ветру,
Давая клятву не отступать.

5-й Каждый народ нашей Родины неповторим, имеет свои национальные черты. Русский народ стремится жить в дружбе с другими народами. Русские люди незамедлительно откликаются на любую беду братских народов, всегда готовы оказать бескорыстную помощь.

(Звучит песня «Я люблю тебя, жизнь».)

6-й На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.

Тебе не раз враги грозили.
Тебя сметали - не смели.
Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не могли.
Тебя топтали - не стоптали.
Тебя сжигали - не сожгли.
Мы все с тобою испытали
И даже больше, чем могли.

1-й ведущий . Особенно, дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Она шла 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города, села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

(Звучит песня «День Победы».)

2-й ведущий . Сегодня среди гостей присутствуют ветераны войны и труда: Мерзляков С.Ф, Скорикова З.Я., Кожевников С.В.

Вопросы корреспондентов

  • Скажите, сколько Вам было лет, когда Вы уходили на фронт?
  • А что ощущали Вы, когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну?
  • Я попрошу Вас вспомнить то страшное время, что Вы испытывали тогда, какие чувства?

1-й чтец
В свои семнадцать лет
Вы встали в строй солдатский.
У всех шинелей серый цвет.
У всех один покрой.

2-й
Рану, нанесенную Родине,
Каждый из нас ощущает
В глубине своего сердца.

3-й
Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила.
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!

4-й
У Симонова есть такие строки:
И в краткий миг припомнить разом надо,
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал.
Ты вспомнишь родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Вопрос корреспондента :

  • Были ли у Вас такие моменты, когда Вам вспоминался родимый край?

5-й
Святая месть ведет нас в бой кровавый,
Так победим, товарищи, в бою.
За города и села русской славы
И за Россию - Родину свою!

Вопрос корреспондента :

  • Какой бой Вам больше всего запомнился?
  • Расскажите, какие ранения заставили Вас на время покинуть строй и подлечить свои раны?
  • Скажите, какие песни Вы пели на фронте?
  • Скажите, трудно было подавлять страх в боях, и что этому способствовало?

1-й ведущий. Есть памятники, обелиски, монументы. Они стоят сегодня как часовые памяти. К ним, бронзовым и гранитным, идут и идут люди.

2-й ведущий . Наши односельчане, как многие другие, уходили на фронт и не вернулись. Вот их имена наши корреспонденты пообщались с их родственниками и создали о их судьбе небольшую «Книгу памяти» с их судьбами вы можете ознакомиться на сайте школы:

1-й ведущий . Мы отправляем делегатов к Памятнику с гирляндой памяти. Вечная память героям! Почтим их минутой молчания.

Звучит метроном

2-й ведущий.
Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны.
День и ночь поезда их везли,
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.

Вопрос корреспондента:

  • Скажите, удалось ли Вам побывать снова уже после войны в тех местах, где Вы воевали?
  • Какие взаимоотношения были между солдатами в Красной Армии?
  • Куда Вы вернулись после войны, и кто вас встретил?

1-й ведущий.
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по ночам соловьи.

2-й ведущий.
Носите ордена
И в праздники и будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках
Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах.

Дорогие ветераны, примите от нас всех эти скромные сувениры.

СПАСИБО!

Ведущий.
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

(Звучит песня: «Солнечный круг.)

Сценарий литературно-музыкального вечера «Россия – Родина моя».

Ведущий. 12 декабря самому главному закону нашей страны, а именно Конституции исполнилось 20 лет. Не случайно мы посвящаем наш сегодняшний литературно-музыкальный вечер нашей любимой Родине – России.

Россия – сколько в этом звуке для сердца русского слилось,
О сколько в нем отозвалось!

1 вед. Мой друг! Что может быть милей бесценнее родного края?

2 вед. Там солнце, кажется светлее,
Там радостней весна златая,
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленей,
Там сладострастнее журчит поток,
Там соловей поет звучнее
3 вед. Там все нас может восхищать.
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молния летят,
Там нет тоски унылой.
Там наше счастье живет,
Там только жизнью наслаждаться.

Ведущий. Россия… В этом коротком слове - необъятность. Из одного слова рождается множество картин, они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые берёзовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, омытая ливнями, в россыпях звёзд и белой пене черёмух предстаёт перед нами Россия.

Наш любимый край Россия

Ученик. Наш любимый край Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России,

Реки синие в России,

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей!

Есть и клены и дубы,

А какие есть грибы,

А еще пекут в печи

Вот такие калачи!!!

Песня «Моя Россия».

Ведущий. Россия – страна большая, добрая, сильная и очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок. С древних времён тема Родины стала главной темой отечественной литературы.

Родина – это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди. Это государство.

В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Каждое государство имеет герб, флаг, а еще и главную музыку страны. Это гимн. Автор текста гимна С.В. Михалков, а композитор А.В. Александров.

Давайте внимательно рассмотрим Герб России.

Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Всадник поражает копьем змею. Это победа добра над злом.

У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на Запад и Восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный.

Символом нашего государства является флаг. Его цвета – цвета природы, добра и красоты. Белый – мир и чистота, синий – небо, правда, красота. Красный – огонь, отвага, любовь.
Песня «Белый, синий, красный»

1 вед. Обостренное желание познать Россию и русскую душу всегда было и остается свойственно русским людям. Что есть Россия? Что есть любовь к России? Что значит быть русским? – такие вопросы хотя бы раз в жизни задавал себе каждый из нас.
2 вед. Раскинувшись между двух великих делений мира, между востоком и западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны сочетать в себе две великие основы духовной природы, воображении и разум и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара.
3 вед. И действительно история Русского государства впитала в себя историю многих стран и народов.
1введ. Россия была участницей ярких и драматических событий: героической борьбы с иноземными захватчиками, острых междоусобных войне. Кто только не пытался захватить и уничтожить Россию она прошла и через монгольско-татарское нашествие и польско-литовскую интервенцию, не пощадило ее и фашистское иго. Но как птица феникс, воскресала она из руин из пепла и руин, и только ярче сверкали золотые маковки ее куполов и сильнее становился характер россиян.

звучит отрывок из «Богатырской симфонии»стихотворение «видение на холме»
песня
2 вед. Как каждое живое существо Россия имеет свое лицо. Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине ее лесов, оно в звуках Глинки и Римского- Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого, оно в кроткой мудрости души народной.

Ведущий: Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

На сцену приглашаются ученики 3“А” класса

Ученик:

Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.

Ученик:

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.

Песня «Летят журавли».

Ученик:

Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря –
Защищать и любить землю эту.

О Родине. В. Орлов.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Ведущий: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Мы часто слышим слова “Россия”, “Родина”, “Отчизна”. Что же для нас они значат? Это святые слова. Понятие “Родина” включает в себя не только необъятные просторы нашей страны. Это и язык, на котором мы говорим – наш “могучий и великий” русский язык. Родина – это культура, традиции, достижения народа, который называет себя таким красивым словом “россияне”.

Песня «Россия – ты моя звезда».

Ведущий: Нам надо всегда помнить, что наша страна – это родительский дом, где нас с любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую матери.

Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою.

Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.

Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.

Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.

Ученик:

За мир, за детей. Е.Трутнева

В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!

Ведущий: Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов. Человек любит свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”. Любит свою малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье звезд и капли утренней росы. С чего начинается Родина? Родину нельзя, так же, как и слово “счастье”, определить одним словом или даже фразой.

Ведущий: Россия многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов, и все они живут дружно и стараются помогать друг другу.

Ведущий: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические, и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась богаче, чтобы людям жилось лучше. Каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к нам, поколению, живущему в XXI веке:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Ученик.

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

Ведущий. Граждане России! Любите Россию! Берегите её, цените, будьте её достойными детьми, и она, как мать, согреет вас своим теплом, вселит надежду на счастливое будущее.

Умом Россию не понять,
аршином общим не измерить,
у ней особенная стать-
в Россию можно только верить.
Заключительная песня о России в исполнении М. Распутиной.

Номинация «Сценарий классного часа или другого мероприятия»

Разработала Егорова Римма Евгеньевна,

учитель математики и физики

МОУ Лучинниковской ООШ Калязинского района

Контактный email

Контактный телефон 8-910-843-71-32

Урок мужества «Они защищали Родину»

Цели: ф ормировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности.

Задачи: воспитание гордости за Российское государство; у крепление любви к родине, увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ; в оспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время; проведение исследовательской работы «Женщины-герои войны».

Подготовительная работа к мероприятию :

    Подготовка музыкального сопровождения.

    Подбор стихотворений, разучивание песен военной тематики.

    Создание мини-проектов о женщинах на войне

    Подготовка выставки книг

Ожидаемые результаты: эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников; желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны; желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны; осознание важности предотвращать мирным путем любой конфликт, сохраняя мир на земле.

Ход мероприятия: (На фоне мелодии из к/ф «Офицеры»)

Время стремительно бежит вперед. Стала историей Великая Отечественная война. Уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий. 70 лет прошло со Дня Великой Победы. Но не стерлась в людской памяти война. И забыть ее мы не имеем права. Потому что история - это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каждый день совершал подвиг. До сих пор не залечены раны, не иссякла боль. Никогда не будут забыты те, кто отдал жизнь за великую победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили и не знали, что такое горе от потери родных и близких, чтобы над нами было мирное небо.

Ведущий:. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным

врагом , совершив подвиги , длившиеся четыре огненных года .

- Как вы понимаете слово – "подвиг"?

Учащиеся рассуждают.

Ведущая: Подвиг это когда в великом бескорыстном порыве души

человек отдает себя людям , во имя людей жертвует всем , даже собственной

жизнью . Бывает подвиг одного человека , двух , трех , сотен , тысяч , а бывает ПОДВИГ НАРОДА , когда народ поднимается на защиту Отечества , его чести , достоинства и свободы .

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко -

фашистских захватчиков , когда фашистская Германия мощь своих танков , самолетов , орудий и снарядов обрушила на наше государство . И нужно было

быть очень сильным народом , иметь стальной характер , обладать великой

нравственной силой , чтобы противостоять врагу , побороть его несметные силы . 1418 дней беспримерного народного подвига.

Что давало поколению Великой Отечественной войны решимость и силу для подвигов? Учащиеся рассуждают

Сегодня мы собрались в этом зале затем, чтобы вспомнить о событиях семидесятилетней давности, о времени, когда на нашу землю пришел враг, о том, какой была война, как пережили ее наши деды и прадеды, о том, как живет память о войне сегодня в наших сердцах.

Ведущий : Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в защите Отечества. Женщине пришлось стать солдатом.

Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы...

1 чтец:

Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой. М. Исаковский.

Ведущий : По комсомольскому призыву в начале 1942 года в ряды Красной Армии пришло свыше 550 тысяч женщин-добровольцев. Более 1 миллиона 200 тысяч женщинслужило в рядах Советской Армии в период Великой Отечественной войны. Из них более 300 тысяч в войсках ПВО страны. В массовом партизанском движении участвовало более 100 тысяч женщин.

За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями. Свыше 200 человек получили ордена Славы 2-й и 3-й степени, 86 женщин удостоены званиями Героя Советского Союза.

Таковы цифры. Их мы знаем. А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Об этом мы знаем меньше.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые.

От Прекрасной Дамы - в «мать» и «перемать».

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не смогла сыскать.

Ю. Друнина.

Ведущий: У каждой из женщин была своя дорога на фронт. Но побуждение одно – Родина. И желание одно - спасти Родину.

Чтец: В тот июнь чего не повидали вы,
Женщины с военными медалями!
На войне в кустах не отсидеться,
Трудно, страшно - маму не зови.
Защищали вы и наше детство,
Юные защитницы земли.

Мини-проект о Надежде Богдановой – юной партизанке:

Девочка десяти лет, маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, все, подмечая и запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили 1941 году. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву на расстрел, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, партизаны нашли её живой. Второй раз её схватили в конце 1943 года и снова пытали. Её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Местные жители выходили её парализованную и почти слепую. Надя награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени.

Чтец: Мы слышим их.
Они нам близки
Своим наследием прямым.
Они для нас – не обелиски,
Они – сегодняшние мы.
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час, стальною став стеною,
Вся молодежь оружие взяла.

Закрыты учебники-книжки,

Стонет небо раскатами,

Ушли на войну мальчишки,

Ушли и стали солдатами.

Снаряды роют воронки,

Дым плывет по откосам

Уходили на фронт девчонки,

Под пилотками прятали косы.

Ведущий: Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18 – 20 лет, совсем хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия

Чтецы:

Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала - руки не поднять,
Не до дров, - согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу - те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерь ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: "Молодец, сестра!" -
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
- Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою! Ю. Друнина.

Мини-проект о Наташе Качуевской В Государственном архиве современной документации Астраханской области хранятся документы, содержащие сведения об отважном санинструкторе 105-го гвардейского стрелкового полка, Натальи Качуевской. 20 ноября 2012 года исполнилось 70 лет со дня ее гибели.

В Калмыцкой степи, южнее поселка Хулхута, стоит одинокий обелиск. На фото юная девушка. Надпись гласит: "Качуевская Наталья Александровна 1922-1942". Всего 20 лет было юной медсестре 105-го гвардейского стрелкового полка, когда она погибла в неравной схватке с немецкими захватчиками, спасая раненых бойцов. 20 ноября 1942 года она навсегда обессмертила свое имя.

А враг наседал. Над окопами гвардейцев бушевало сплошное море огня. Вот уже осталось только 9 бойцов. Но они сражались. А вместе с ними и Наташа Качуевская. Ее безграничная храбрость воодушевляла гвардейцев. Даже раненые не выпускали из рук оружия. Бой продолжался. Вот уже не осталось ни одного здорового бойца: кто не погиб, тот был ранен... Осталась одна Наташа... А враги снова и снова бросались в атаку. Защищая раненых бойцов, Наташа отстреливалась от врагов до последнего патрона. Когда кончились патроны, пошли в ход гранаты. Последней гранатой Наташа подорвала себя и окруживших ее врагов. Взрывом гранаты Наташу отбросило в сторону...
Когда подоспели гвардейцы 3-го батальона 107-го гвардейского стрелкового полка, то они увидели горы вражеских трупов и искалеченную взрывом Наташу Качуевскую. Она была еще жива. Ее перевязали, перенесли в блиндаж…
Там от спасенных Наташей бойцов гвардейцы узнали о героическом подвиге юной однополчанки...
Когда спасенный Наташей раненый редактор дивизионной газеты “Сталинская гвардия” гвардии майор Иса Шаипов наклонился над умирающей девушкой, Наташа неожиданно спросила:
- Товарищ майор, вы меня слышите?
- Слышу, Наташа...
- Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть: “Вперед!” Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть одна его запятая. И я поставила свою запятую...
Это были ее последние слова...
Так не стало юной Наташи Качуевской... Ее жизнь была для воинов примером беззаветного служения Родине. О подвиге Наташи Качуевской знали и помнили не только в дивизии, не только в армии, но и на всем Сталинградском фронте.

Чтец: Улица Наташи Качуевской
В белокаменном квартале нашем,
Где дома старинные стоят,
Притулилась улочка Наташи –
С фронта не вернувшейся назад.
Шел в ту пору девушке двадцатый.
Пробил час, настал ее черед,
Защищая раненых, с гранатой
Беззаветно ринуться вперед...
Пролетела стайка первоклашек,
Детский сад протопал чередой
По веселой улице Наташи,
Под ее кристальною звездой,
Поколение уходит наше,
Завершив солдатский подвиг свой,
По взгрустнувшей улице Наташи –
Словно по дорожке фронтовой.
«Элистинские Новости», 94, 13 мая

Ведущий: Фронт проходил всюду - на передовой и в тылу. Воевали все - отцы, матери, дети... Среди них и наша землячка Елизавета Чайкина. Война застала Чайкину в городе Калинине на партийных курсах.

И уведет тропинка от крыльца,

И от любви, и от родного дома,

И превратится на глазах в бойца

Всегда веселый секретарь райкома...

А. Скворцов

Мини-проект о Л. Чайкиной : С началом оккупации немецко-фашистскими войсками Калининской области Лиза Чайкина- секретарь подпольного райкома ВЛКСМ и один из организаторов партизанского отряда, действовавшего на территории и областей, участвовала в его боевых действиях. Но главной задачей Лизы в отряде была агитационная работа. Листовки и газеты, что несла Лиза, людям были сродни хлебу, потому что только из них люди могли узнать правду о происходящем.

    В ноябре Лиза была отправлена в с целью разведки численности вражеского гарнизона. С газетой «Правда» обошла ряд населенных пунктов, рассказывая людям о торжественном заседании и параде в Москве в честь 24-й годовщины Великого Октября.

    По пути она зашла на хутор к своей подруге Маше Купровой, где её заметил староста. По доносу предателя партизанка была схвачена фашистами. Немцы расстреляли семью Купровых, а Лизу Чайкину увезли в Пено.

    Гитлеровцы подвергли отважную партизанку жестоким пыткам. Лиза не назвала даже своего имени…

    Не добившись ответа, фашисты собрали жителей поселка Пено и стали спрашивать, кто знает ее. Знали все, но молчали.. Нашлась всё-таки гадкая душонка и назвала имя комсомолки.

    На берегу Волги, у старой водокачки, в присутствии жителей поселка, немцы расстреляли Лизу Чайкину.

    Последними словами партизанки были: «Наши придут. Победа будет за нами!»

    Шёл ноябрь 1941 года.

Поэт Михаил Светлов посвятил "Чайке"такие строки:

Вот мне секунды останется жить!
Вот я прошёл через ужасы пыток,
Чтобы, как Чайка, жадно испить
Мужества благородный напиток!..

Люди идут молчаливой толпой,
Слёз набегающих, не вытирая, -
Эта деревня пошла за тобой,
В путь твой последний тебя провожая.

Десять шагов отсчитал лейтенант,
И неподвижно солдаты стояли...
Милая! Мужество - это талант!
Сколько талантов они расстреляли

    Семнадцать дней партизаны безуспешно пытались унести труп Лизы. Немцы увеличили карательные отряды, беспощадно расправлялись с населением. И все-таки на восемнадцатый день труп Лизы исчез.

    Партизаны унесли тело народной героини в лес и похоронили ее с воинскими почестями.

    Молва о Лизе летела из дома в дом. Из сел, деревень к месту расправы с Лизой шли женщины, которые никогда ее даже не видели, - шли, чтобы отдать последний долг народной героине, поцеловать землю, которую она обагрила своей кровью .

За героический подвиг Лизе Чайкиной было присвоено звание Героя Советского Союза(посмертно) 6 марта 1942 года.

Также Лиза Чайкина была награждена орденом Ленина.

Чтецы: На месте,где ты упала, раскинув, как крылья,руки Весёлые незабудки цветут голубым ковром.……………………

О, если б могла ты видеть, какие посевы всходят,

Какие встали из праха деревни и города!

……………………

Стоишь ты,одетая в бронзу.

Горит звезда золотая

На сером камне высоком, пылает,как сердце бойца.

Мария Комиссарова

Солнце мая сгонит
саван белый,
Зашумит зелёная трава,
Вечно в песнях
молодости смелой
Будет Лиза Чайкина
жива.
А. Сурков, 1942 год

Ведущий: Как приходит к человеку бессмертие? Наверное, по-разному. Но всегда к тем, кто жил для людей. Проходят десятилетия, а имя человека все остается в сердце, как будто он был тебе родным. И память о нем помогает в трудные дни.

ЧТЕЦЫ: Нет, это не заслуга, а удача –

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе, -

Как в День Победы стыдно было б мне.

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом.

А медали

И прочие регалии – потом…

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшим счастьем девушки считали

Возможность умереть за свой народ.

Ведущий: Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

А. Фатьянов

«Метроном»

Прошу всех встать!

Чтецы:

О, женщины войны, - лихой годины!

Вы пережили столько, что не передать словами.

Победы знамя над Берлином

Водружено и вашими руками!

Вот почему сынов Отчизны воинскую славу

Вы разделили, женщины, по праву. В. Слёзкин.

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие,
Память о вас никогда не умрет!

Ведущий: Что бы вы написали защитникам? Что бы вы им рассказали, что пожелали? (ответы детей) Перед вами листы бумаги, запишите ваше обращение к ветеранам, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение. (Письма могут быть переданы в районный Совет ветеранов или вручены ветеранам на встрече)

Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо.
Б. Лихарев.

Во время учебы в школе,ребята, вы ещё не раз будете обращаться к страницам этой войны на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей, подарившим нам жизнь.

Чтец:

Любой народ живет веками,
Пока в народе вечна память.
Забыть мы не имеем права
Военных дней, тех лет кровавых.
И долг наш поименно помнить
Всех тех, кто спас наш мир огромный!

Ведущий: Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей. Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий литературно-поэтического вечера "Песни военных лет"

Цель мероприятия: Воспитание чувства сопричастности к истории своей страны через военные песни.

Задачи мероприятия:

  1. Способствовать полноценному восприятию военной песни;
  2. Воспитание семейных ценностей;
  3. Развитие творческих способностей;
  4. Формирование нравственных качеств.

Формы организации деятельности детей: концерт

Ход мероприятия

Видео «Если не ты, то кто?»

Дуэт: «Моя Россия» Вышинская Настя и Алиса

Ведущий: Великая отечественная война одна самых кровопролитных войн в истории человечества, о которой нельзя ни в коем случае забывать.

Ведущий: Многие из тех, кто защищал Родину, ушли из жизни, но память о них и о воинах, сложивших свои головы на полях сражений, не померкнет в веках. Именно они тогда защищали нашу Родину для нашего с вами благополучия, именно они рисковали своими жизнями для нашей лучшей жизни. А в этом тяжелом бою им помогали танк, автомат и песня.

Ведущий: Песни на передовой линии огня были нужны, как воздух. “Без песен на войне труднее вдвойне”, – подчеркивает фронтовая пословица. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

1 Чтец:

С первого взгляда, может,
В них ничего и нет.
Что меня вновь тревожат
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине.
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.
Стершиеся чернила,
Выцветшая тетрадь,
Строки, с какими было
Легче нам умирать.
Песни поры военной
Что сберегли для нас,
Весь неприкосновенный
Наших сердец запас.

Дуэт: «От героев былых времен»

Ведущий: Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Песня делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и песни вели в бой, они и стали разящим оружием.

Ведущий: Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним живыми и здоровыми.

2 Чтец:

Солдаты пели, словно школьники,
И, как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно -
И няня в стареньком платке,
И в сапогах кирзовых докторша,
Забывши градусник в руке.
Вошли смущённо шефы-грузчики
И, встав тихонько за кровать,
Большие, гордые и грустные,
Сняв шапки, стали подпевать.
Разрывы слышались нам дальние,
И было свято и светло...
Вот это всё и было - армия,
Всё это Родину спасло.

Ведущий: Для вас прозвучит песня в исполнении хора «МКОУ СОШ №6». «Шли солдаты на войну» слова и музыка Игорь Русских.

Хор: «Шли солдаты на войну»

3 Чтец:

Привезли солдата в медсанбат,
Врач сказал: «не доживёт до ночи».
«Мне бы песню…», – прошептал солдат:
«Я до песен с давних лет охочий…»
Боль невыносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело,
И, сестра, усталая сестра
До рассвета над солдатом пела.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится

Дуэт: «Идет солдат по городу»

Ведущий: Следующая песня «Мы так давно не отдыхали» из кинофильма «Освобождение» из цикла «Битва за Берлин» слова и музыка Михаила Ножкина, так же передает нам ту полноту чувств, которую испытывал простой рядовой солдат в этой чудовищной войне.

Дуэт: «Мы так давно не отдыхали» (Трапезникова Л., Сысоев А.)

Ведущий: Вопреки известному афоризму «Когда пушки грохочут, музы молчат» поэзия и музыка в годы войны была в первых рядах, тех, кто отстаивал честь и свободу родной земли. Страстно и проникновенно она выражала ненависть и гнев, скорбь и страдания народа. Военная песня стала одним из грозных видов литературного оружия – бессмертного и незабвенного.

Ведущий: Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыку вдвойне! – сказал герой поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин». И он был прав, и с ним согласны все ветераны, герои Великой Отечественной Войны, работники тыла, и мы с вами – современники.

Ансамбль: «Прадедушка».

4 Чтец:

Мы хотим, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

Ведущий:

И поле ратное остыло весенний запах пахоты
И детским кличем небо вторит: «мы больше не хотим войны».

Хор: Я хочу, чтобы не было больше войны

5 Чтец:

Помните! через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,– помните!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли,
Помните!

Ведущий: Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые на веки свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить священной памяти, о великом подвиге доблестного советского солдата не прервется, пока будут звучать песни о войне.

Ведущий:

Пусть рыдает оркестров тяжёлая медь,
Ветераны, отцы,
Вы – бессмертны по праву.
И Победе сиять!
И салютам греметь!
И грядущим певцам
Петь Вам вечную славу!

Песня «День победы» (10кл)

Ведущий: На этом наше с вами мероприятие, посвященное песням военных лет, подошло к концу. До свидания!