Операции вдв. Воздушно-десантные войска России: история, структура, вооружение

Военно-десантные войска - это одна из сильных составляющих армии Российской Федерации. В последние годы, в связи с напряжённой международной обстановкой, значение ВДВ возрастает. Размеры территории РФ, её ландшафтное разнообразие, а также границы практически со всеми конфликтными государствами, говорят о том, что необходимо иметь большой запас особых группировок войск, которые смогут обеспечить необходимую защиту по всем направлениям, какими и являются военно-воздушные силы.

Вконтакте

Так как структура воздушных войск обширна, часто возникает вопрос ВДВ и ДШБ одни и то же войска? В статье разбирается, различия между ними, история, цели и военная подготовка обеих организаций, состав.

Различия между войсками

Различия кроются в самих названиях. ДШБ - это десантно-штурмовая бригада, организованная и специализирующаяся на атаках ближнего тыла врага в случае разворачивания широкомасштабных военных действий. Десантно-штурмовые бригады подчиняются ВДВ - воздушно-десантным войскам, как одно из их подразделений и специализируются только на штурмовых захватах.

ВДВ - это десантные войска , задачи которых захват противника, а также захват и уничтожение вражеского оружия и других операций с воздуха. Функционал ВДВ гораздо шире - разведки, диверсии, штурм. Для большего понимания различий, рассмотрим историю создания ВДВ и ДШБ по отдельности.

История ВДВ

ВДВ начинает свою историю с 1930 года, когда под городом Воронеж 2 августа была проведена операция, где 12 человек на парашютах десантировались с воздуха в составе спецподразделения. Эта операция тогда открыла глаза руководству на новые возможности для парашютно-десантных войск. В следующем году, на базе Ленинградского военного округа , формируется отряд, который получил длинное название - авиамотодесантный и насчитывал около 150 человек.

Эффективность десантников была очевидна и Реввоенсовет принимает решение расширить его, создав воздушно-десантные войска. Приказ увидел свет в конце 1932 года. Параллельно, в Ленинграде, велось обучение инструкторов, в дальнейшем они распределялись в округа по батальонам особого назначения при авиации.

В 1935 году военный округ Киева продемонстрировал зарубежным делегациям всю мощь ВДВ, устроив впечатляющую высадку 1200 десантников, которые довольно быстро захватили аэродром. Позже, похожие учения проводятся в Белоруссии, в результате чего немецкая делегация, впечатлившись высадкой уже 1800 человек, решила организовать свой воздушно-десантный отряд, а потом и полк. Таким образом , Советский Союз по праву является родиной ВДВ.

В 1939 году у наших десантных войск появляется возможность показать себя на деле. В Японии, на реке Халкин-Гол была высажена 212-я бригада, а уже через год 201, 204 и 214 бригады задействуют в войне с Финляндией. Зная, что ВОВ нас уже не минует, было сформировано 5 воздушных корпусов по 10 тыс. человек и ВДВ приобретает новый статус - гвардейские войска.

1942 год отмечен самой крупной воздушно-десантной операцией за годы войны, проходившей под Москвой, где в немецкий тыл было сброшено около 10 тыс. десантников. После войны, ВДВ решено присоединить к ВГК и назначить командующего ВДВ СВ СССР, эта честь выпадает генерал-полковнику В.В. Глаголеву.

Большие нововведения в воздушно-десантные войсках пришли с «Дядей Васей». В 1954 году В.В. Глаголева сменяет В.Ф. Маргелов и занимает должность командующего ВДВ до 1979 года. При Маргелове ВДВ снабжается новинками военной техники, среди которых артиллерийские установки, боевые машины, особое внимание уделяется работе при условиях внезапной атаки ядерным оружием.

Отряды ВДВ принимали участие во всех самых значимых конфликтах - событиях Чехословакии, в Афганистане, Чечне, в Нагорном Карабахе, Северной и Южной Осетии. Несколько наших батальонов выполняли миротворческие задачи ООН на территории Югославии.

В наше время в ряды ВДВ входит около 40 тыс. бойцов, при проведении спецопераций - десантники составляют её основу, так как ВДВ является высококвалифицированной составляющей нашей армии.

История формирования ДШБ

Десантно-штурмовые бригады начали свою историю после того, как было решено переработать тактику ВДВ в условиях развязывания широкомасштабных военных действий. Цель таких ДШБ заключалась в дезорганизации противников путём массовых высадок вплотную к врагу, такие операции чаще всего выполнялись с вертолётов маленькими группами.

Ближе к концу 60-х годов на Дальнем Востоке решено сформировать 11 и 13 бригады при вертолётных полках. Эти полки были задействованы преимущественно в труднодоступные местности, первые попытки высадок проходили в северных городах Магдачи и Завитинск. Поэтому для того чтобы стать десантником этой бригады нужна была сила и особая выносливость, так как погодные условия были практически непредсказуемыми, например, зимой температура достигала до -40 градусов, а летом присутствовала аномальная жара.

Местом дислокации первых ДШБ не просто так был выбран Дальний Восток. Это было время сложных отношений с Китаем, которые ещё больше обострились после столкновения интересов на острове Дамасский. Бригадам был отдан приказ готовиться к отражению нападения со стороны Китая, который мог атаковать когда угодно.

Высокий уровень и значимость ДШБ была продемонстрирована на учениях в конце 80-х годов на острове Итуруп, куда на вертолётах МИ-6 и МИ-8 высадились 2 батальона и артиллерия. Гарнизон, из-за погодных условий, не предупредили об учениях, в результате чего по высадившимся открыли огонь, но благодаря высококвалифицированной подготовке десантников никто из участников операции не пострадал.

В те же года, ДШБ насчитывал 2 полка, 14 бригад, около 20 батальонов. По одной бригаде прикреплялись к одному военному округу, но только к тем которые имели выход к границе по суше. Киев также имел свою бригаду, ещё 2 бригады были отданы нашим частям, находившимися за рубежом. В каждой бригаде имелся артиллерийский дивизион, подразделения тылового и боевого назначения.

После прекращения СССР своего существования , бюджет страны не позволял массовое содержание армии, поэтому ничего другого не оставалось как расформировать некоторые части ДШБ и ВДВ. Начало 90-х отмечено выведением ДШБ из подчинения Дальнего Востока и переведением на полное подчинение Москве. Десантно-штурмовые бригады преобразовываются в отдельные воздушно-десантные бригады — 13 ОВДБр. В середине 90-х план сокращения ВДВ расформировал состав 13 ОВДБр.

Таким образом, из вышесказанного видно, что ДШБ создавалось как одно из структурных подразделений ВДВ.

Состав ВДВ

Состав ВДВ включает следующие подразделения:

  • воздушно-десантные;
  • десантно-штурмовые;
  • горные (которые действуют исключительно на горных возвышенностях).

Это три основных составляющих ВДВ. Кроме этого, они состоят из дивизии (76,98, 7, 106 гвардейские десантно-штурмовые), бригады и полки (45, 56, 31, 11, 83, 38 гвардейские воздушно-десантные). В Воронеже создаётся бригада в 2013 году, получившая номер 345.

Кадровый состав ВДВ подготавливали в образовательных учреждениях военного резерва Рязани, Новосибирска, Каменец-Подольска, в Коломенском. Обучение проводилось по направлениям парашютно-десантного (десантно-штурмового) взвода, командиров разведывательных взводов.

Училище выпускало ежегодно около трехсот выпускников – этого не хватало, чтобы удовлетворить кадровые запросы военно-десантных войск. Следовательно, попасть в военнослужащие ВДВ можно было закончив десантные факультеты по специальным направлениям таких училищ, как общевойсковые и военные кафедры.

Подготовка

Командирский состав ДШБ подбирали чаще всего из ВДВ, а комбатов, заместителей комбатов, командиров рот из ближайших военных округов. В 70-е года, в связи с тем, что руководство решило повторить свой опыт - создать и укомплектовать ДШБ, расширяется плановый набор в учебные заведения , которые обучали будущих офицеров ВДВ. Середина 80-х годов отмечена тем, что офицеры выпускались на службу в ДШВ, будучи подготовленные по образовательной программе для ВДВ. Также в эти годы ведётся полная перестановка офицеров, почти всех было решено заменить в ДШВ. При этом отличники учёбы шли на службу преимущественно в ВДВ.

Чтобы попасть на службу в ВДВ , как и в ДШБ необходимо соответствовать конкретным критериям:

  • рост 173 и выше;
  • среднее физическое развитие;
  • среднее образование;
  • без медицинских ограничений.

Если все соответствует, то будущий боец начинает подготовку.

Особое внимание уделяется, конечно же, физической подготовке воздушных десантников, которая проводится постоянно, начинается с ежедневного подъёма в 6 утра, рукопашного боя (специальная программа обучения) и заканчивается длительными марш-бросками в 30–50 км. Поэтому каждый боец имеет огромную выдержку и выносливость, к тому же в их ряды отбираются ребята, которые занимались каким-либо видом спорта, который развивает ту самую выносливость. Чтобы её проверить, сдают тест на выносливость - за 12 минут боец должен пробежать 2,4-2,8 км., иначе нет смысла в службе ВДВ.

Стоит отметить, что не зря их называют универсальными бойцами. Эти люди могут действовать на различных местностях в любые погодные условия абсолютно бесшумно, могут маскироваться, владеют всеми видами оружия как своего, так и противника, управляют любым видом транспорта, средствами связи. Кроме отличной физической подготовки, требуется и психологическая, так как бойцам приходится преодолевать не только большие расстояния, но и «работать головой» чтобы опередить врага, на протяжении всей операции.

Интеллектуальная пригодность выясняется с помощью тестов, составленных специалистами. В обязательном порядке учитывается психологическая совместимость в коллективе, ребят включают в определённый отряд на 2-3 дня после чего старослужащие дают оценку поведения.

Проводится психофизическая подготовка , которая подразумевает под собой задания с повышенным риском, где идёт и физическое и психическое напряжение. Такие задания направлены на преодолевание страха. При этом, если выясняется, что будущий десантник не испытывает, вообще, чувства страха, то его не принимают на дальнейшее обучение, так как это чувство вполне естественно его учат контролировать, а не искореняют совсем. Подготовка ВДВ даёт нашей стране огромное преимущество в лице бойцов перед любым врагом. Большинство ВДВешников ведёт уже привычный образ жизни даже после ухода на пенсию.

Вооружение ВДВ

Что касается технического оснащения, в ВДВ задействована общевойсковая техника и специально разработанная под характер этого рода войск. Некоторые из образцов были созданы ещё при СССР , но основная масса разработана уже после развала советского союза.

К машинам советского периода относятся:

  • десантная боевая машина — 1 (число достигает — 100 единиц);
  • БМД-2М (примерно 1 тыс. единиц), они используются как в наземном, так и в парашютном способах высадки.

Эти техники испытывались на протяжении многих лет и принимали участие во множественных конфликтах вооружённого характера, проходивших на территории нашей страны и за её пределами. В наше время, в условиях быстрого прогресса, данные модели устарели и морально, и физически. Чуть позже вышла модель БМД-3 и на сегодняшнее время количество такой техники составляет всего 10 единиц, так как производство прекращено, её планируют постепенно заменить БМД-4.

ВДВ также имеет на вооружении бронетранспортёры БТР-82А, БТР-82АМ и БТР-80 и самый многочисленный гусеничный бронетранспортёр — 700 единиц, и он же самый устаревший (середина 70-х), он постепенно сменяется на бронетранспортёр - МДМ «Ракушка». Также имеются противотанковые пушки 2С25 «Спрут-СД», бронетранспортёр - РД «Робот», и ПТРК: «Конкурс», «Метис», «Фагот», и «Корнет». Противовоздушная оборона представлена ракетными комплексами, но особое место уделяется новинке, которая не так давно появилась на вооружении ВДВ - ПЗРК «Верба».

Не так давно появились новые модели техники:

  • бронеавтомобиль «Тигр»;
  • Снегоход А-1;
  • грузовой автомобиль Камаз — 43501.

Что касается систем связи, они представлены местными разработанными комплексами радиоэлектронной борьбы «Леер-2 и 3», Инфауна, системное управление представлена противовоздушной обороной «Барнаул», «Андромеда» и «Полет-К» - автоматизация управления войсками.

Стрелковое оружие представлено образцами, например, пистолет Ярыгина, ПММ и бесшумный пистолет ПСС. Советский автомат Ак-74 по-прежнему является личным оружием десантников, но постепенно заменяется новейшим АК-74М, также на особых операциях используется бесшумный автомат «Вал». Парашютные системы имеются и советского и постсоветского типа, которые могут десантировать большие партии солдат и всю вышеописанную военную технику. Более тяжёлая техника включает гранатомёты автоматического назначения АГС-17 «Пламя» и АГС-30, СПГ-9.

Вооружение ДШБ

ДШБ располагало транспортно-вертолётными полками , которые насчитывали:

  • около двадцати ми-24, сорока ми-8 и сорока ми-6;
  • противотанковая батарея имела на вооружении станковый противотанковый гранатомёт 9 МД;
  • миномётная батарея включала в себя восемь 82-миллиметровых БМ-37;
  • в зенитно-ракетном взводе насчитывалось девять ПЗРК Стрела-2М;
  • также в состав входили несколько БМД-1, боевые машины пехоты, бронетранспортёры на каждый десантно-штурмовой батальон.

Вооружение бригадно-артиллерийской группы состояло из гаубиц ГД-30, миномётов ПМ-38, пушек ГП 2А2, противотанковый ракетный комплекс «Малютка», СПГ-9МД, зенитная установка ЗУ-23.

Более тяжёлая техника включает гранатомёты автоматического назначения АГС-17 «Пламя» и АГС-30, СПГ-9 «Копье». Разведку с воздуха осуществляют с помощью отечественного безпилотника «Орлан-10».

Один интересный факт имел место в истории ВДВ, довольно продолжительное время, благодаря ошибочным сведениям СМИ, бойцов спецназначения (СпН) не по праву называли десантниками. Дело в том, что в Воздушных Силах нашей страны в советском союзе, как и в постсоветском не существовало и не существует войск СпН, но существуют подразделения и части СпН ГРУ Генерального штаба, возникшие в 50- х годах. До 80-х годов командование было вынуждено полностью отрицать их существование в нашей стране. Поэтому те, кто назначался в эти войска узнавали о них только после принятия на службу. Для СМИ их маскировали под мотострелковые батальоны.

День ВДВ

Десантники отмечают день рождения ВДВ , как и ДШБ со 2 августа 2006 года. Эта своего рода благодарность за эффективность воздушных подразделений, Указ Президента Российской Федерации был подписан маем того же года. Несмотря на то что праздник объявлен нашим правительством, день рождение отмечается не только у нас в стране, но и в Белоруссии, Украине и большинстве стран СНГ.

Ежегодно ветераны ВДВ и действующие бойцы встречаются в так называемом «месте встреч», в каждом городе оно своё, например, в Астрахани «Братский садик», в Казани «Площадь победы», в Киеве «Гидропарк», в Москве «Поклонная гора», Новосибирск «Центральный парк». В крупных городах устраивают показательные выступления, концерты и ярмарки.

Реальные фотографии наших десантников времен Великой Отечественной войны.

Приказ о развертывании Воздушно-десантных войск Красной Армии № 0083
4 сентября 1941 г.
1. Утвердить план развертывания Воздушно-десантных войск Красной Армии.
2. Начальникам управлений и главных управлений НКО обеспечить развертывание Воздушно-десантных войск Красной Армии вооружением и материальной частью в сроки, указанные в плане.
3. Рядовой и младший начальствующий состав выделить на укомплектование Воздушно-десантных войск по специальному отбору Главного управления Воздушно-десантных войск из войсковых частей и соединений сухопутных и воздушных сил Красной Армии, а также за счет призыва молодежи рождения 1922 года и добровольцев.
4. Укомплектование начальствующим составом развертываемых воздушно-десантных частей и соединений произвести лавному управлению Воздушно-десантных войск за счет войсковых частей, штабов и центральных управлений сухопутных и воздушных сил Красной Армии.
5. Для подготовки кадров начальствующего состава воздушно-десантных войск Красной Армии создать:
а) курсы усовершенствования старшего и среднего командного состава с количеством слушателей в 500 человек. Курсам дислоцировать в г. Саратов;
б) воздушно-десантное училище для подготовки командиров взводов всех специальностей с числом курсантов в 1000 человек. Училище сформировать на базе Куйбышевского пехотного училища;
в) планерную школу Воздушно-десантных войск для подготовки планеристов-буксировщиков численностью переменного состава в 400 человек. Школу сформировать на базе Саратовской школы пилотов первоначального обучения Военно-воздушных сил Красной Армии…
Народный комиссар обороны СССР И. СТАЛИН
Подразделение советских десантников на летном поле аэродрома у бомбардировщиков ТБ-3

Советские десантники на зимнем аэродроме у самолета ТБ-3. Автор: Семен Фридлянд
Советские десантники на зимнем аэродроме у самолета ТБ-3.

Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд



Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд

Автор: Семен Фридлянд
Инструктаж советских парашютистов-десантников перед погрузкой в бомбардировщик ТБ-3 на Северо-Кавказском фронте. Бойцы вооружены пистолетами-пулеметами системы Шпагина (ППШ-41).

Время съемки: 1943
Лыжный отряд советских разведчиков-десантников уходит на задание.

Место съемки: Мурманская область. Время съемки: 1943. Автор: Роберт Диамент
Советские десантники наблюдают за подрывом железной дороги в тылу немецких войск под Москвой.

Источник информации о фото: Газета «Красная Звезда» №011 (5075) от 14 января 1942 года. Автор: Олег Кнорринг.
Посадка в самолет ТБ-3 советской авиадесантной группы.

Время съемки: 1942. Автор: Марк Редькин
Высадка советского десанта из самолетов Ли-2

Время съемки: 11.11.1944. Автор: Михаил Трахман
18 января 1942 года началась Вяземская воздушно-десантная операция – одна из крупнейших в ходе Второй мировой.

201-я воздушно-десантная бригада и 250-й стрелковый полк были высажены в тыл немецкой группы армий «Центр» южнее Вязьмы. Высадка проводилась ночью, в сильный мороз. Тем не менее, советские бойцы сумели перехватить коммуникации противника. К 1 февраля в район Озеречни было десантировано еще три батальона общей численностью 2497 человек. Через несколько дней десантники сумели вывести из строя участки железной и автомобильной дорог, захватить ряд населённых пунктов и уничтожить штабы немецких частей.
Воздушно-десантные операции, проведенные советским командованием в годы Великой Отечественной войны, можно выстроить в следующий хронологический рад.
22 сентября 1941 года в боях под Одессой за полчаса до высадки десанта с моря в расположение фашистов была выброшена группа парашютистов. Внезапно напав на позиции дальнобойной артиллерии, они вывели орудия из строя, посеяли панику, дезорганизовали управление.
31 декабря 1941 года на Керченском полуострове был высажен воздушный десант в составе батальона, которым командовал майор Няшин. Десантники успешно взаимодействовали с высадкой с моря в районе Феодосии и Керчи.
27 января 1942 года. Началась выброска в районе Вязьмы 8-й бригады 4-го воздушно-десантного корпуса, которая продолжалась шесть суток и закончилась 2 февраля 1942 года. По одним сведениям, в этот период в тыл противника было выброшено 2081 человек, по другим данным - 2497 человек.
18 февраля 1942 года. Начало Юхновской воздушно-десантной операции. Десантирование продолжалось до 23 февраля. Всего в тыл противника было выброшено 7373 человека, 1525 парашютно-десантных мягких мешков с боеприпасами, продуктами, медикаментами. Погиб командир корпуса генерал-майор А. Ф. Левашов. На этом посту его заменил начальник штаба полковник А. Ф. Казанкин. Запланированное соединение 50-й армии, наступавшей с фронта, с 4-м воздушно-десантным корпусом не состоялось, и корпус, обороняясь и ведя диверсионные действия, «задержался» за линией фронта на целых пять месяцев.
29 мая 1942 года. Начало вызволения 4-го воздушно-десантного корпуса из окружения. По распоряжению командующего Западным фронтом в тыл противника было десантировано более 4000 человек из состава 23-й и 211-й воздушно-десантных бригад. Десантирование закончилось 5 июля, и к 28 июля остатки 4-го воздушно-десантного корпуса с боем прорвались через оборонительные порядки немцев и вышли на передовую полосу 10-й армии.
24 сентября 1943 года. Днепровская воздушно-десантная операция, предпринятая с целью овладения плацдармом на правом берегу Днепра. Состав десанта: 1-я, 3-я и 5-я отдельные воздушно-десантные бригады под командованием генерал-майора И. И. Затевахина, заместителя командующего ВДВ. Цель боевых действий - не допустить выхода резервов противника к Букринскому плацдарму - не была выполнена. Только 6 октября командование фронта установило связь с десантниками. Всего в тыл противника было выброшено 4575 парашютистов и 600 мешков с грузами. Немцы организовали настоящую охоту за десантниками и объявили о вознаграждении за каждого пойманного, которое составляло 6 тысяч оккупационных марок. 28 ноября можно считать днем завершения операции. Примечательна реакция Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина на неудачное проведение десантной операции на Днепре. В приказе, в частности, говорилось: «Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела».
Весьма существенной является деталь: сформированные по ходу боевых действий воздушно-десантные дивизии, в каком бы качестве они ни применялись, носили звание гвардейских. Страницы истории Великой Отечественной войны наполнены примерами непревзойденного мужества и героизма воинов-десантников.
Дважды удостаивались звания Героя Советского Союза генералы В. А. Глазунов и А. И. Родимцев.

В тумане звезд уходит самолет
Обратно на приписанную базу,
А нас сюда солдатский долг зовет —
Десант на запад брошен по приказу.
А где-то между парашютных строп
Внизу горит огнями Братислава,
И медленно садятся на песок
Ребята из Москвы и Волгограда.

Диспетчерский пункт международного аэропорта Рузине, Прага. Обычная ночная смена превращается в ночной кошмар: на экранах радаров приближается армада воздушных судов. Кто такие? Что происходит? По радиосвязи рычат команды на чешском языке: «Прекратить выпуск и приём самолетов, немедленно освободить взлетно-посадочную полосу».

За спинами диспетчеров хрустит и опрокидывается дверь, в помещение врываются вооруженные люди без знаков различия. Чехи, наконец, понимают, что происходит, — кое-кто успевает разбить радиотехническую аппаратуру. Диспетчерская вышка выведена из строя, но на летном поле уже вовсю бесчинствует спецназ ГРУ, приземлившийся за пару часов до высадки основных сил на борту «троянского коня» — гражданского самолета, запросившего аварийную посадку.

Небольшая потасовка возникает у здания пожарной команды аэропорта – предупрежденные с диспетчерского пункта, пожарники пытаются перегородить ВПП машинами и спецтехникой. Но столкнувшись лицом к лицу с вооруженным советским спецназом, поспешно отступают. Блокировано здание аэровокзала, перекрыты все выходы на поле и подходы к полосе. Успели!

А в небе над Прагой уже раскачиваются посадочные фары Ан-12. Первый пузатый транспортник заходит на посадку, разгрузка, считанные минуты – и самолет, ревя четырьмя моторами, уходит за подкреплением. По краям летного поля остаются лежать груды неиспользованных парашютов. Всего за последующие сутки в аэропорту Рузине приземлились 450 бортов с подразделениями 7 гв. воздушно-десантной дивизии…

«Если б нас ночью выбросили, то половину дивизии… Знаете сколько людей было на аэродромах, сколько самолетов, сколько людей бы я погробил?»
(генерал Лев Горелов, в то время командующий 7 гв. Вдд)

В Боевом уставе ВДВ практически не встречается слово «парашют». А в каждом пункте устава, посвященном десантированию, всегда предусмотрительно следуют уточнения: «выброска десанта (высадка десанта)» или «площадка приземления (аэродром)».
Устав писали умные люди, которые отлично знали военную историю и практику применения воздушных десантов в различных военных конфликтах.

Десантирование бронетехники парашютным способом. Фантастическое зрелище

Крупнейшая операция в истории отечественных ВДВ — Вяземская воздушно-десантная операция, проведенная силами четырех воздушно-десантных бригад и 250-го стрелкового полка РККА в январе-феврале 1942 г. И с этим событием было связано немало трагических и поучительных моментов.

Первая группа десантников была высажена в тыл немецких войск южнее Вязьмы 18 – 22 января 1942 г. Примечательно, что 250-й стрелковый полк высаживался (внимание!) посадочным способом. Благодаря успешным действиям десантников, через несколько дней в их расположение прорвался 1-й гвардейский кавалерийский корпус РККА. Обозначилась возможность окружения части немецких сил группы армий «Центр».

Для усиления советской группировки в тылу врага была экстренно высажена вторая группа десантников. К 1 февраля в указанных район было десантировано парашютным способом 2497 человек и 34 тонны груза. Результат оказался обескураживающим – груз был потерян, а на место сбора вышло всего 1300 десантников.

Не менее тревожные результаты были получены в ходе Днепровской воздушно-десантной операции – сильный зенитный огонь заставил самолеты подняться выше облаков, в результате, сброшенных с двухкилометровой высоты, 4500 парашютистов оказались рассеяны на площади в десятки квадратных километров. По результатам операции вышла директива следующего содержания:

Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела, ибо, как показывает опыт, выброска массового ночного десанта даже на своей территории сопряжена с большими опасностями.
Приказываю оставшиеся полторы воздушно-десантные бригады изъять из подчинения Воронежского фронта и считать их резервом Ставки.
И.СТАЛИН

Не случайно большая часть воздушно-десантных частей Красной Армии в ходе войны были переформированы в стрелковые. Аналогичные последствия имели массовые воздушные десанты на Западноевропейском театре военных действий. В мае 1941 года 16 тысяч немецких десантников, проявив исключительный героизм, смогли захватить остров Крит (операция «Меркурий»), но понесли настолько тяжелые потери, что военно-воздушные силы Вермахта навсегда выбыли из игры. А немецкому командованию пришлось расстаться с планами захвата Суэцкого канала с помощью парашютистов.

Тело убитого немецкого парашютиста, операция «Меркурий»

Летом 1943 года в неменее сложных условиях оказались американские парашютисты: во время высадки на Сицилию они из-за сильного ветра оказались в 80 километрах от намеченной цели. Еще меньше повезло в тот день англичанам – четверть британских десантников утонули в море.

Что ж, Вторая мировая война закончилась давно – с тех пор средства высадки, системы связи и управления радикально изменились в лучшую сторону. Давайте рассмотрим парочку более свежих примеров:

Вот, например, израильская элитная парашютно-десантная бригада «Цанханим». На счету этого подразделения имеется один успешный парашютный десант: захват стратегически важного перевала Митла (1956 год). Однако и здесь есть ряд противоречивых моментов: во-первых, десант был точечным – всего пара сотен парашютистов. Во-вторых, десантирование проходило в пустынной местности, изначально без какого-либо противодействия противника.

В последующие годы парашютно-десантная бригада «Цанхаим» никогда не применялась по назначению: бойцы ловко прыгали с парашютом во время учений, но в условиях настоящих боевых действий (Шестидневная война или Война Судного дня) предпочитали передвигаться по земле под прикрытием тяжелой бронетехники, или проводили точечные диверсионные операции с использованием вертолетов.

Воздушно- десантные войска являются высокомобильным родом Сухопутных войск и предназначены для выполнения задач в тылу противника в качестве воздушных десантов
(Боевой устав ВДВ, п.1)

Советские десантники неоднократно принимали участие в боевых операциях за пределами СССР, участвовали в подавлении мятежей в Венгрии и Чехословакии, воевали в Афганистане и были признанной элитой Вооруженных сил. Однако реальное боевое применение ВДВ здорово отличалось от того романтического образа парашютиста, спускающегося с небес на парашютных стропах, как это было широко представлено в массовой культуре.

Подавление восстания в Венгрии (ноябрь 1956 г.):
— бойцы 108-го гвардейского парашютно-десантного полка были доставлены на венгерские аэродромы Текель и Веспрем, и тут же захватили стратегически важные объекты. Теперь, завладев воздушными воротами, можно было легко получать помощь и подкрепления и развивать наступление вглубь территории противника.
— 80-й гвардейский парашютно-десантный полк прибыл на границу с Венгрией по железной дороге (станция Берегово), оттуда походной колонной совершил 400-км марш до Будапешта;

Подавление восстания в Чехословакии (1968 г.):
В ходе операции «Дунай» советские войска, при поддержке болгарских, польских, венгерских и немецких подразделений за 36 часов установили контроль над Чехословакией, проведя быструю и бескровную оккупацию страны. Именно события 21 августа 1968 г., связанные с блестящим захватом международного аэропорта Рузине, стали прологом к данной статье.
Помимо столичного аэропорта, советский десант захватил аэродромы Туржани и Намешть, превратив их в неприступные укрепленные пункты, куда из СССР нескончаемым потоком прибывали все новые и новые силы.

Введение войск в Афганистан (1979 г.):
Советский десант в считанные часы захватил все важнейшие аэродромы этой среднеазиатской страны: Кабул, Баграм и Шиндад (Кандагар был захвачен позже). Уже через несколько дней туда прибыли крупные силы Ограниченного Контингента Советских Войск, а сами аэродромы превратились в важнейшие транспортные порталы для доставки вооружения, техники, топлива, продовольствия и снаряжения для 40-й армии.

Оборона аэродрома организуется отдельными ротными (взводными) опорными пунктами с расположенными в них противотанковыми средствами и средствами противовоздушной обороны на направлениях вероятного выдвижения противника. Удаление переднего края опорных пунктов должно исключать поражение самолетов на взлетно-посадочной полосе огнем прямой наводкой танков и орудий противника. Промежутки между опорными пунктами прикрываются минно-взрывными заграждениями. Подготавливаются маршруты выдвижения и рубежи развертывания резерва. Часть подразделений выделяется для действий из засад на путях подхода противника.
(Боевой устав ВДВ, п. 206)

Чёрт возьми! Это даже прописано в Уставе.

Чем вылезать на морской берег, покрытый колючками или прыгать с заоблачных высот в неизвестность, гораздо проще и эффективнее приземлиться в столичном аэропорту на территории противника, окопаться, и за одну ночь перебросить туда дивизию «псковских головорезов». Становится возможной оперативная доставка тяжелой бронетехники и другого громоздкого снаряжения. Десантники своевременно получают помощь и подкрепления, упрощается эвакуация раненых и пленных, а удобные транспортные пути, связывающие столичный аэропорт с центром страны делают этот объект поистине бесценным в любой локальной войне.

Единственный риск – противник может догадаться о планах и в последний момент заблокировать взлетно-посадочную полосу бульдозерами. Но, как показывает практика, при должном подходе к обеспечению секретности, никаких серьезных проблем не возникает. Наконец, для страховки можно использовать передовой отряд, замаскированный под «мирный советский трактор», который наведет порядок на летном поле за несколько минут до прибытия основных сил (тут открывается широкий простор для импровизаций: «аварийная» посадка, группа «спортсменов» с черными сумками «Адибас» и т.д.)

Подготовка захваченного аэродрома (посадочной площадки) к приему десанта и материальных средств заключается в расчистке взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек для посадки самолетов (вертолетов), выгрузки из них техники и грузов и оборудовании подъездных путей для транспортных средств.
(Боевой устав ВДВ, п. 258)

Собственно, ничего нового здесь нет – гениальная тактика с захватом аэропорта появилась еще полвека назад. Будапешт, Прага и Баграм – яркие подтверждения этой схемы. По такому же сценарию высаживались американцы в аэропорту Могадишо (гражданская война в Сомали, 1993 год). По такому же сценарию действовали миротворческие силы в Боснии (взятие под контроль аэропорта «Тузла», начало 90-х), который был впоследствии превращен в главную опорную базу «голубых касок».

Российские десантники выгружают технику. Аэропорт Тузла, Босния

Главной задачей «Броска на Приштину» — известного рейда российских десантников в июне 1999 г. был … кто бы мог подумать! … захват аэропорта «Слатина», куда ожидалось прибытие пополнения – до двух полков ВДВ. Сама операция была проведена блестяще (ее бесславный финал уже не имеет отношения к теме данной статьи, т.к. носит явный политический, а не военный окрас).
Разумеется, приём «захват столичного аэропорта» годится только для локальных войн с заведомо слабым и неподготовленным противником.

Повторить такой фокус в Ираке было уже нереально – войны в Персидском заливе шли в духе старых традиций: авиация бомбит, танковые и моторизованные колонны рвутся вперед, в случае необходимости в тылу противника высаживаются точечные группы десанта: спецназ, диверсанты, авиакорректировщики. Однако ни о каких массовых выбросках парашютистов речи никогда не шло. Во-первых, в этом не было никакой необходимости.

Во-вторых, массовый парашютный десант в наше время — неоправданно рискованное и бессмысленное мероприятие: достаточно вспомнить цитату генерала Льва Горелова, который честно признавался, что в случае десантирования парашютным способом, могла погибнуть половина его дивизии. А ведь у чехов в 1968 г. не было ни С-300, ни ЗРК «Пэтриот», ни переносных «Стингеров»…

Псковские десантники готовятся к десантированию, 2005 г.

Использование парашютных десантов в Третьей мировой войне представляется еще более сомнительной затеей. В условиях, когда даже сверзхвуковые истребители подвергаются смертельному риску в зоне огня современных зенитно-ракетных комплексов, надеяться что огромный транспортный Ил-76 сможет долететь и высадить десант под Вашингтоном… Народная молва приписывает Рейгану фразу: «Я не удивлюсь, если на второй день войны увижу на пороге Белого дома парней в тельняшках и голубых беретах ». Не знаю, говорил ли президент США такие слова, но термоядерный боеприпас через полчаса после начала войны он получит гарантированно.

Исходя из исторического опыта, десантники отлично проявили себя в составе десантно-штурмовых бригад – в конце 60-х быстрое развитие вертолетной техники позволило разработать концепцию применения десантов в ближних тылах противника. Точечные вертолетные десанты сыграли немалую роль в Афганской войне.

За последние 30 лет в российском обществе сформировался своеобразный образ десантника: по каким-то неясным причинам десант не «висит на стропах», а сидит на броне танков и БМП во всех горячих точках.

Все верно – ВДВ, краса и гордость Вооруженных сил, являясь одним из наиболее подготовленных и боеспособных родов войск, регулярно привлекаются к выполнению задач в локальных конфликтах. При этом десант применяется как мотопехота, совместно с подразделениями мотострелков, спецназа, ОМОНа и даже морской пехоты! (Ведь не секрет, что российские морпехи участвовали в штурме Грозного).

5-я рота 350-го гв. воздушно-десантного полка, Афганистан

Отсюда возникает резонный обывательский вопрос: если за последние 70 лет ВДВ никогда, ни при каких обстоятельствах, не применялись по прямому назначению (а именно: массированная высадка парашютистов), то зачем ведутся разговоры о необходимости специфических систем, пригодных к десантированию под куполом парашюта: боевой машины десанта БМД-4М или противотанковой САУ 2С25 «Спрут»?

Если десант всегда применяется как элитная мотопехота в локальных войнах, то не лучше ли вооружить парней обычными танками, тяжелыми САУ и БМП? Действовать на переднем крае без тяжелой бронетехники – предательство, по отношению к солдатам.

Взгляните на Корпус морской пехоты США – американские морпехи забыли запах моря. Корпус морской пехоты превратился в экспедиционные силы — своеобразный «спецназ», подготовленный для действий за пределами США, со своими танками, вертолетами и авиацией. Основная бронетехника «морской пехоты» — 65-тонный , груда железа с отрицательной плавучестью.

БМД-4М. Красивая машина, но одно попадание пули ДШК разорвет гусеницу

Стоит заметить, что отечественные ВДВ также выполняют роль сил быстрого реагирования, способных прибыть в любую точку мира и вступить в бой сразу по прибытию на место. Ясно, что десантникам в этом случае необходимо специальное транспортное средство, но зачем нужна именно алюминиевая БМП-4М, по цене трех танков Т-90? Которая, в конечном итоге, поражается самыми примитивными средствами: выстрелами ДШК и .

Конечно, не нужно доходить до абсурда – в 1968 году из-за дефицита транспортных средств, десантники угнали все легковые автомобили со стоянки аэропорта Рузине. И правильно сделали:

…разъяснение личному составу необходимости рационального расходования боеприпасов и других материальных средств, умелого применения захваченных у противника оружия и боевой техники;
(Боевой устав ВДВ, п. 57)

Хотелось бы узнать мнение десантуры, чем не удовлетворяют их обычные БТРы и БМП, по сравнению с «супермашиной» ?

7 января 1988 года в Афганистане начался героический бой девятой роты 345-го гвардейского парашютно-десантного полка у высоты 3234. Общественности этот бой известен благодаря художественному фильму Бондарчука "9 рота". Сегодня мы вспомним истории, когда десантные войска СССР и России сыграли решающую роль в боевых действиях.

Бой у высоты 3234. Девятая рота

Двое суток - с 7 января по 8 января 1988 года - высоту 3234 защищала девятая парашютно-десантная рота 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка общей численностью 39 человек при поддержке полковой артиллерии.

Противником советских войск были специальные части мятежников, прошедшие подготовку в Пакистане. В результате двенадцатичасового боя от 200 до 400 мятежников с 39 десантниками захватить высоту не удалось, понеся тяжелые потери, моджахеды отступили.

В девятой роте погибло шестеро десантников, двадцать восемь получили ранения, из них девять - тяжелые. Младший сержант Вячеслав Александров и рядовой Андрей Мельников посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.

Из рассказа сержанта Сергея Борисова, командира отделения: "…Во время последней атаки младший сержант Андрей Цветков получил смертельное ранение в голову. В шоковом состоянии, не выпуская из рук пулемет, он стал падать. Но пулемет продолжал стрелять и замолчал, только когда Андрей лег на землю".

Этот эпизод показан в фильме "9 рота"

Керченско-Феодосийская десантная операция

К концу декабря 1941 года единственным очагом сопротивления фашистским войскам в Крыму оставался Севастополь. Командующий 11-й армией Э. фон Манштейн стянул к городу большую часть наличных сил, оставив для прикрытия района Керчи лишь одну пехотную дивизию. Этим обстоятельством и решила воспользоваться Ставка.

Это была первая в истории столь масштабная десантная операция. В состав десанта были включены 82 500 человек и несколько сотен орудий, минометов, танков. Для обеспечения проводимой операции привлекалось свыше 250 кораблей и судов, в том числе 2 крейсера, 6 эсминцев, 52 сторожевых и торпедных катера.

Несмотря на первоначальный успех, операция закончилась крупной неудачей: три советские армии были окружены и разбиты; общие потери составили более 300 тысяч человек, включая около 170 тысяч пленных, а также потерю значительного числа тяжелого вооружения.

Вяземская воздушно-десантная операция

18 января 1942 года началась Вяземская воздушно-десантная операция, направленная на помощь армиям Калининского и Западного фронтов, которые были в окружении сил немецкой группы армий "Центр"

Поначалу Красной армии сопутствовал успех. В результате наступления войск Калининского и Западного фронтов немецкая оборона была прорвана на нескольких участках. Чтобы содействовать наступающим войскам, советское командование решило выбросить десант южнее Вязьмы с задачей перерезать автодорогу Вязьма-Юхнов и железную дорогу Вязьма-Брянск. Первая группа десантников в составе 201-й воздушно-десантной бригады и 250-го стрелкового полка была высажена в тыл немецких войск южнее Вязьмы в период с 18 по 22 января.

Высадка производилась в ночное время, причем 250-й стрелковый полк был высажен посадочным способом - десантники прыгали без парашютов, с низко летящих самолетов. Перехватив коммуникации противника, десантники способствовали наступлению 33-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса.

Днепровская воздушно-десантная операция

Проводилась с 24 сентября по 28 ноября 1943 года с целью содействия войскам Воронежского фронта в форсировании Днепра. Со стороны РККА в ней участвовало около 10 тысяч человек и около 1000 противотанковых орудий, пулеметов.

Операция не достигла поставленных целей - выброшенные десантники оказались в исключительно тяжелом положении - мелкими группами и поодиночке они находились в густонасыщенной войсками противника полосе. Они вели неравный бой при острейшем недостатке боеприпасов только легким стрелковым оружием, не зная местности и обстановку.

Многочисленные ошибки и недостатки в подготовке плана сорвали операцию. Несмотря на непродуманный план, неточную высадку и численное превосходство противника, десантники активными действиями оттянули на себя крупные силы противника и нанесли ему значительные потери в живой силе и технике. По советским данным, было убито до 3000 немецких солдат, уничтожено 15 эшелонов, 52 танка, 6 самоходных орудий, 18 тягачей и 227 автомашин.

Моонзундская десантная операция

29 сентября 1944 года на остров Муху в Куйвасту был высажен передовой отряд десанта в 1150 человек. Они очистили территорию, чем обеспечили безопасность всей десантной группе. В течение 30 сентября торпедные катера совершили 181 рейс и переправили на остров свыше 5600 человек 249-ой стрелковой дивизии.

Полтора месяца десант Советских войск пытался прорвать эшелонированную оборону немцев. Это удалось сделать после массированного артиллерийского и авиационного обстрела позиций фашистов 18 ноября. 24 ноября остров был полностью очищен от противника.

Освобождение Моонзундского архипелага имело важное значение: корабли Балтийского флота получили возможность контролировать Финский и Рижский заливы, в результате чего создавалась непосредственная угроза левому флангу немецко-фашистских войск.

Панджшерская операция

Операция проходила в мае-июне 1982 года, в ходе которой впервые была осуществлена массовая высадка десанта в Афганистане: только в течение первых трех дней посадочным способом с вертолетов было десантировано свыше 4 000 человек. Всего же в этой операции принимало участие около 12 000 военнослужащих различных родов войск. Операция проходила одновременно на все 120 километров в глубину ущелья. В результате большая часть ущелья Панджшер была взята под контроль.

Бой у высоты 776

В 4-х километрах от Улус-Керта 29 февраля 2000 года 6 рота псковских десантников при поддержке группы из 15 солдат и артдивизион 104-го парашютно-десантного полка - всего 90 человек, вступили в неравный бой с пятнадцатикратно превосходящими силами боевиков Хаттаба и Шамиля Басаева.

Почти сутки боевики не могли вырваться из Аргунского ущелья. В конце боя, после гибели Марка Евтюхина, командовавшего ротой, капитан Виктор Романов вызвал огонь полковой артиллерии на себя. Высоту накрыли артиллерийским огнем.

Противник потерял до 700 человек убитыми, однако, все-таки, прорвался из Аргунского ущелья. Почти все герои-десантники погибли, из 90 солдат в живых осталось только шестеро.

Бросок на Приштину

В ночь на 12 июня 1999 года десантники российских миротворческих сил, опередив войска НАТО, вошли на территорию Югославии. Марш-броском из Боснии и Герцеговины они заняли аэродром Слатина близ Приштины, а через несколько часов туда же прибыли и подразделения других иностранных армий.

Командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал английскому генералу Майклу Джексону, командовавшему группировкой на Балканах, захватить аэродром раньше русских.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в натовской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников: "Около 200 русских расположились на аэродроме…. Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было "подавить их". Кларк использовал необычные для нас выражения. Например - "уничтожить". Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских".

Майкл Джексон ответил, что не собирается воевать с русскими десантниками и тем самым начинать Третью мировую войну.

Воздушно-десантные войска. История российского десанта Алехин Роман Викторович

КАБУЛЬСКАЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ

В декабре 1979 года советские вооруженные силы провели уникальную операцию, сочетавшую в себе элементы воздушно-десантной операции, специальной операции и войсковой операции. В мировую историю эта акция вошла под названием «Кабульский переворот». Перед специальными подразделениями армии, военной разведки и КГБ руководство СССР поставило задачу устранить лидера Афганистана Хафизуллу Амина (по сути, выполнить заказное убийство) и обеспечить надежную охрану южных границ Советского Союза. Подготовка к проведению этой широкомасштабной операции началась еще в самом начале 1979 года еще до прихода Амина к власти - уже тогда при Н. М. Тараки были созданы предпосылки к антиправительственному мятежу, а также по всей стране прокатилась волна локальных мятежей, в результате чего были жертвы среди советских гражданских и военных специалистов. Руководство Афганистана взяло курс на сближение с США и Китаем. С таким положением дел советское руководство смириться не могло.

Решено было сыграть на внутрипартийных противоречиях двух ведущих политических партий Афганистана. Предполагалось провести свержение существующего режима руками самих афганцев, но по тем или иным причинам поставленные цели достигнуты не были. Стало ясно, что свержение может быть осуществлено только с применением спецподразделений СССР. С этого момента стал раскручиваться огромный механизм советского Молоха.

2 мая 1979 года приказом начальника ГРУ генерала армии П. И. Ивашутина на базе 15-й бригады специального назначения под непосредственным руководством полковника В. В. Колесника (бывшего командира 15-й обрСпН Туркестанского военного округа) и подполковника О. У. Швеца началось формирование 154-го отдельного отряда специального назначения. К лету 1979 года отряд был сформирован.

Этот отряд имел особый штат - в его составе предусматривается иметь бронетранспортеры БТР-60пб и боевые машины пехоты БМП-1. Всего личного состава по штату планировалось иметь 539 человек в четырех ротах по шесть взводов и четырех отдельных взводов боевого обеспечения. Командование совершенно четко представляло, что отряд будет применяться по своему назначению в соседней стране, и, по всей видимости, структура отряда была создана под влиянием опыта боевой подготовки 20-й и 25-й отдельных разведывательных бригад, дислоцированных в сложных условиях горно-пустынной местности Монголии, имеющих так много схожего с Афганистаном.

Структура 154-го отдельного отряда специального назначения была следующей:

Штаб отряда;

1-я рота специального назначения на БМП-1 (6 групп);

2-я рота специального назначения на БТР-60пб (6 групп);

3-я рота специального назначения на БТР-60пб (6 групп);

4-я рота тяжелого оружия состояла из взвода АГС-17, взвода РПО «Рысь» и саперного взвода;

Взвод связи;

Зенитно-артиллерийский взвод (4 зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4 «Шилка»);

Автомобильный взвод;

Взвод материального обеспечения.

Такая структура нового отряда диктовалась особенностью поставленной ему боевой задачи.

После известных событий по устранению лидера страны Тараки в Афганистане к власти пришел Хафизуллэ Амин, еще более не удовлетворявший запросы могущественного северного соседа. После неоднократных безуспешных попыток направить его деяния и политическую ориентацию в нужное русло ЦК КПСС принял окончательное решение свергнуть Амина и установить новый режим с лидером, который был бы более лояльным к СССР. Замысел операции состоял в том, чтобы силами специальных подразделений КГБ и ГРУ провести физическую ликвидацию Амина непосредственно в самом Афганистане, в его резиденции. Именно для выполнения этой задачи в составе спецназа ГРУ был сформирован специальный отряд.

С целью конспирации, а также из желания иметь бойцов, хорошо адаптированных для действий в климатических условиях высокогорья, отряд формировался в основном лицами азиатских национальностей. Народная молва быстро окрестила отряд «мусульманским батальоном», или «мусбатом». На весь личный состав «мусульманского батальона» пошили униформу афганской армии, а также подготовили легализационные документы установленного образца на афганском языке.

Командиром отряда был назначен майор Хабиб Тажабекович Халбаев, исполнявший до этого в 15-й бригаде должность заместителя командира второго отряда по воздушно-десантной подготовке.

В течение нескольких месяцев новый отряд проводил усиленную боевую подготовку. Отрабатывались различные варианты выполнения предстоящей боевой задачи. Темы боевой подготовки были такими: «Оборона здания», «Захват здания», «Бой в городе» и пр. Боевая подготовка проводилась до августа 1979 года, после чего наступил некоторый перерыв, связанный с тем, что руководство страны прорабатывало другой вариант свержения режима Амина.

В то же время с руководством Афганистана шла политическая игра, направленная на создание условий, благоприятствующих проведению задуманной операции. Все было поставлено таким образом, что вначале Тараки, а затем и Амин просили у СССР военной помощи для борьбы с внутренней оппозицией (которую тот же СССР и подогревал). Афганцы неоднократно просили Л. И. Брежнева ввести в ДРА: вертолетную эскадрилью Ми-24, два батальона специального назначения, воздушно-десантную дивизию. На каждую просьбу СССР отвечал решительным отказом, и только 28 июня 1979 года вышло Постановление Политбюро ЦК КПСС № П 156/XI, согласно которому из города Ош для охраны и обороны советского авиационного отряда (эскадрилья 280-го отдельного вертолетного полка под командованием подполковника Белова и военно-транспортный отряд из 10 самолетов Ан-12 под командованием полковника Ишмуратова), находящегося в Афганистане, на аэродром Баграм направляется 2-й парашютно-десантный батальон 111-го гвардейского парашютно-десантного полка (из состава 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии) под командованием подполковника В. И. Ломакина. Батальон был залегендирован под авиационно-техническую часть и часть военных строителей. Задачей этого батальона, кроме означенной в постановлении, являлось также обеспечение приема на аэродром дополнительных сил и средств - когда это понадобится. Десантники практически сразу взяли под охрану некоторые объекты Баграмского аэродрома. В штат батальона дополнительно ввели автомобильный взвод, зенитную батарею, медицинский пункт, Особый отдел КГБ СССР и начфина.

По официальной версии, десантники занимались реконструкцией афганской авиационной базы, авиаремонтного завода и охраной советского авиационного отряда. Реально пребывание в ДРА парашютно-десантного батальона ВДВ СССР превратило аэродром Баграм в опорный пункт Советской Армии еще задолго до предполагаемого вторжения. Правда, в самом Афганистане это мало кто понимал.

14 сентября 1979 года в Кабуле произошел военный переворот. Через два дня на заседании политбюро ЦК НДПА Генеральным секретарем ЦК был избран X. Амин. В тот же день он был назначен Председателем Революционного совета республики Афганистан вместо Н. Тараки. 2 октября по приказу Амина Тараки был убит. Сразу после этого Амин принялся активно истреблять всех своих политических конкурентов - некоторых удалось скрытно вывезти из Афганистана в Москву через советское посольство.

2 декабря 1979 года по поручению своего руководства посол СССР в Афганистане проинформировал Амина, что советское руководство нашло возможным удовлетворить его просьбу и направить в Афганистан два батальона для усиления охраны резиденции главы государства и военного аэродрома Баграм. Амин подтвердил готовность принять эти подразделения.

Еще 1 декабря 1979 года в Баграм был переброшен 1-й парашютно-десантный батальон 345-го гвардейского парашютно-десантного полка. Батальон под командованием майора О. Т. Пустовит не имел штатной техники и был вооружен только стрелковым оружием - по всей видимости, его залегендировали как замену находящемуся в Баграме 2-му пдб 111-го полка. Есть данные, что часть 2-го пдб была в этот период возвращена в СССР и передана в состав сформированной на базе 111-го полка 35-й отдельной десантно-штурмовой бригады в Германию. В любом случае боеспособность советской группировки в Баграме была повышена за счет свежих сил.

В соответствии с достигнутыми договоренностями 5 декабря в Баграм прибыла передовая группа 154-го отдельного отряда специального назначения 15-й бригады специального назначения ТуркВО. Прибывшие первые двадцать человек принялись устанавливать палатки, обустраивать полевой лагерь. К вечеру 8 декабря 1979 года самолетами Ан-22 в Баграм прибыл весь личный состав 154-го отряда (так называемый мусульманский батальон) со всей штатной техникой. Батальон, подготовленный для проведения государственного переворота, прибыл в страну назначения. По всей видимости, X. Амин не предполагал, какой «троянский конь» поселился у него под боком.

11 декабря в СССР по тревоге была поднята 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия. Дивизия погрузилась на эшелоны и отбыла на аэродром Сеща. Там была произведена швартовка боевой техники, грузов, личный состав был распределен по кораблям и находился в полной боевой готовности к вылету. В любой момент дивизия могла быть десантирована парашютным способом на площадки приземления в Афганистане. Но ожидание вылета затянулось.

Тем временем окончательное решение на проведение операции по устранению Амина и вводу войск в Афганистан было оформлено на заседании Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 года. Дальнейшее промедление могло только еще более усложнить ситуацию, и потому было принято решение на ввод войск.

11 декабря в Баграм из СССР были доставлены главные политические враги Амина, которым в соответствии с планами советского руководства предстояло после свержения Амина взять власть в свои руки: Б. Кармаль, А. Сарвари, Ш. Маздурьяр, С. Гулябзой и А. Ватанджар. Эти люди жили в расположении 2-го пдб вместе с сотрудниками спецподразделения КГБ, приставленными к ним для охраны.

Сотрудники КГБ организовали для офицеров 154-го отряда «экскурсии» по Кабулу с показом запланированных для захвата объектов: резиденции Амина, зданий Генштаба, штаба Центрального армейского корпуса, штаба ВВС, Министерства внутренних дел (Царандоя), военной контрразведки (КАМ), госбезопасности (ХАД), тюрьмы, теле- и радиоцентра, почты, телеграфа и ряда других объектов. Захват и удержание этих объектов должны были провести «мусульманский батальон» и три группы спецназа КГБ: «Гром», «Зенит» и «Факел» - всего около шестисот человек.

Вечером 13 декабря «мусульманский батальон» был приведен в полную готовность к выдвижению в Кабул для проведения захвата назначенных объектов. Но Амин в этот день покинул Кабул (есть информация, что на него было организовано покушение и он получил легкое ранение, после чего укрылся в хорошо защищенном дворце Тадж-Бек), и переворот не состоялся. Выход 154-го отряда в Кабул в этот день отменили. Афганская армия была приведена в полную боевую готовность. Было принято решение эвакуировать Б. Кармаля и его сподвижников обратно в Союз.

14 декабря 1979 года на самолетах Ан-22 «Антей» в Баграм прибыли 2-й парашютно-десантный батальон 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка под командованием майора А. Цыганова и разведывательная рота этого же полка под командованием старшего лейтенанта А. Попова. Батальон имел около 30 боевых машин десанта БМД-1 и бронетранспортеров БТРД, а так же несколько грузовиков ГАЗ-66. Прибывший батальон прикрыл эвакуацию из Баграма групп специального назначения КГБ и Бабрака Кармаля с его помощниками.

Аэродром Баграм был полностью блокирован афганскими войсками. Последующие несколько суток прошли в ожидании новых приказов, и только 22 декабря посол СССР уведомил X. Амина, что советское руководство решило удовлетворить в полном объеме его просьбу о направлении войск в Афганистан и 25 декабря готово начать их ввод. Амин выразил благодарность за это решение и отдал распоряжение своему Генштабу всячески содействовать реализации намеченных мероприятий. До сих пор нет полной ясности, какие цели преследовал Амин, настаивая на вводе советских войск в Афганистан.

23 декабря блокирование аэродрома было снято, и в этот же день 154-й отряд специального назначения был перебазирован в Кабул, непосредственно к дворцу Тадж-Бек. Батальон расположился в казарме в трехстах метрах от самого дворца и приступил к охране внешней линии обороны. Официально батальон был подчинен командиру афганской бригады охраны комбригу Джандаду.

В этот же день в Баграм из Ташкента вернулись группы спецназа КГБ «Гром», «Зенит» и «Факел», с которыми в Афганистан снова прибыл Бабрак Кармаль со своими помощниками.

Также в этот день в Афганистан прибыла оперативная группа ВДВ во главе с заместителем командующего ВДВ генерал-лейтенантом Н. Н. Гуськовым. Офицеры побывали в Кабуле, произвели рекогносцировку местности, уточнили задачи.

24 декабря 2-й парашютно-десантный батальон 345-го полка в ходе короткого боя уничтожил все три зенитно-артиллерийские батареи ПВО аэродрома, на которых находились афганские расчеты. Были выведены из строя 100-мм, 76-мм орудия и зенитно-пулеметные установки. В результате этой операции аэродром полностью перешел в руки советских десантников и был готов к приему самолетов с десантом на борту.

В это время в СССР полным ходом шла подготовка к десантированию в Афганистан частей 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и оставшихся в Союзе подразделений 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка. Подготовка проходила под видом учений и началась с приведения частей в повышенную боевую готовность.

В силу сложившихся обстоятельств было принято решение основную массу десанта высадить посадочным способом, и только подразделения, назначенные для захвата аэродромов и обеспечения высадки, должны были десантироваться парашютным способом. В этой связи с боевой техники были демонтированы средства десантирования, была произведена расшвартовка парашютных платформ с десантируемыми боеприпасами и другими грузами.

Для обеспечения скрытности последующих действий командирам частей и подразделений ставилась задача на десантирование, без раскрытия аэродромов посадки и характера предстоящих боевых задач. Личный состав получил задачу готовиться к десантированию посадочным способом и вступлению в бой сразу после высадки.

Части и подразделения, назначенные к десантированию, в течение нескольких суток находились на аэродромах, вооружение и техника на большинстве аэродромов были загружены в самолеты, а также находились в полевых парках, сформированных по самолетным группам в непосредственной близости от аэродромов. При этом старшие корабельных групп знали бортовой номер своего самолета и фамилию командира экипажа, что впоследствии помогло быстро произвести погрузку и посадку в самолеты.

С подразделениями в непосредственной близости от аэродромов были организованы занятия по боевой подготовке, в ночное время личный состав располагался вблизи аэродромов в клубах, спортзалах и в полевых палатках.

Техническое и тыловое обеспечение частей десанта в исходном районе осуществлялось за счет сил и средств аэродромно-технических частей ВВС, что способствовало сохранению запасов материальных средств десанта. На всех аэродромах личный состав обеспечивался горячей пищей.

Для десантирования войск выделялись самолеты трех типов: Ан-12, Ан-22 и Ил-76. Авиация находилась в повышенной боевой готовности - полки ВТА могли начать взлет через 40–50 минут после получения соответствующего приказа.

24 декабря 1979 года под председательством министра обороны СССР Д. Ф. Устинова прошло совещание, на котором присутствовали его заместители, главнокомандующие сухопутными войсками, ВВС и войсками ПВО, командующий воздушно-десантными войсками. На этом совещании министр обороны объявил о решении руководства страны о введении войск в Афганистан.

Десантирование частей началось 25 декабря 1979 года. В 15.00 первые колонны передовых корабельных групп пересекли воздушную границу Афганистана. Десантирование частей 103-й гвардейской дивизии и 345-го отдельного полка осуществлялось посадочным способом на аэродромы Кабул и Баграм. Условия посадки и взлета на этих двух аэродромах определили необходимость осуществлять десантирование группами по 6-12 самолетов. На посадку, выгрузку и взлет корабельной группы отводилось не более одного часа. Для решения непредвиденных задач и выброски при необходимости непосредственно на назначенные аэродромы в двух парашютно-десантных полках было подготовлено для десантирования парашютным способом (без боевой техники) по одному парашютно-десантному батальону, тем не менее обстановка не потребовала их применения.

На Кабульском аэродроме подразделения, обеспечивающие высадку, блокировали подразделения охраны, зенитные батареи ПВО аэродромов, а также предотвратили взлет афганских самолетов и вертолетов, создав благоприятные условия для приема основных сил десанта. При этом десантники закидали гранатами позицию одной из зенитных батарей, после чего оставшиеся в живых афганцы, потрясенные вероломством советского десанта, сказали, что и так бы сдались, без сопротивления.

Выгрузка техники и грузов из самолетов осуществлялась по мере их посадки в течение 15–30 минут. Боевые машины и автомобили выгружались своим ходом и сосредоточивались в указанных им пунктах. Материальные средства и запасы выгружались из самолетов на грунт, сосредоточивались в 40–50 метрах от рулежных дорожек и затем перевозились в места складирования в намеченных районах расположения частей. Все это делалось быстро, слаженно, умело.

Всего военно-транспортная авиация в ходе проведения этой воздушно-десантной операции произвела 343 самолетовылета, перевезла 7700 человек, 894 единицы боевой и другой техники, а также 1062 тонны различных грузов. Десантирование продолжалось 47 часов. Самолеты ВТА выполнили: Ан-22 - 66 рейсов, Ан-12 - 200 рейсов и Ил-76 - 77 рейсов.

Основные силы десанта (317-й и 350-й парашютно-десантные полки 103-й дивизии, командир дивизии, генерал-майор И. Ф. Рябченко) были высажены на аэродром Кабул, и часть сил (345-й отдельный парашютно-десантный полк и 357-й парашютно-десантный полк 103-й дивизии) - на аэродром Баграм. При переброске войск произошла одна авиационная катастрофа - 25 декабря в 19.33 по московскому времени в горах разбился один Ил-76, в котором погибли 37 десантников комендантской роты 350-го полка и 7 человек экипажа (командир экипажа - капитан В. В. Головчин).

Однако в целом операция прошла на должном уровне - в Афганистан прибыла советская воздушно-десантная дивизия, которая сразу приступила к подготовке к выполнению поставленных боевых задач - колонны парашютно-десантных батальонов выдвинулись к столице Афганистана.

Также 25 декабря начался ввод сухопутных войск на территорию Афганистана: по наведенному через Амударью понтонному мосту границу перешли советские мотострелковые полки.

Сосредоточив в Кабуле значительные силы, руководители грандиозной операции перешли к осуществлению второго этапа - собственно к ликвидации Хафизуллы Амина и свержению его режима.

Почуяв неладное, Амин привел в боевую готовность бригаду охраны своего дворца. Гвардейцы заняли этажи дворца, были усилены посты охраны внутреннего периметра. Непосредственно во дворце было около двухсот гвардейцев. К этому времени в «мусбате» под видом заместителей командира батальона появились полковник ГРУ В. В. Колесник (разработчик операции по штурму дворца), подполковник ГРУ 0. У. Швец (один из создателей «мусбата») и начальник Управления «С» (нелегальная разведка) ПГУ КГБ генерал-майор Ю. И. Дроздов. Кроме них, в расположение батальона прибыли сотрудники спецназа КГБ, которые согласно разработанному плану должны были провести зачистку дворца и уничтожить Амина. Сам «мусбат» должен был обеспечить вход «Зенита» и «Грома» в помещения дворца и воспретить прорыв из дворца кого бы то ни было до конца операции. Вечером 24 декабря ответственным за проведение штурма дворца был назначен В. В. Колесник. Операция получила кодовое название «Шторм-333».

К вечеру 27 декабря подразделения «мусбата» получили боеприпасы, разбились по группам, спецназ КГБ занял свои места в боевых машинах.

В это же время десантники 103-й дивизии и 345-го отдельного полка, вставшие постами по всему Кабулу, также изготовились в ожидании момента начала операции.

Сигналом к началу операции послужил взрыв колодца связи прямо в центре Кабула на площади Пуштунистана. Это было сделано для того, чтобы афганцы не смогли координировать свои действия по отражению атак советских спецподразделений, а также сообщить о перевороте в другие страны.

В 19.00 тремя колоннами 154-й отряд специального назначения вместе с группами спецназа КГБ «Гром» и «Зенит» из места своего расположения начал выдвижение к дворцу Амина. В этот же момент по дворцу открыли огонь две 23-мм зенитные установки «Шилка» и взвод автоматических гранатометов АГС-17. 154-й отряд своей техникой и огневой поддержкой обеспечил «комитетчикам» вход в само здание, а также, вопреки первоначальным планам, вместе с группами КГБ работал внутри самого дворца.

В результате 45-минутного боя дворец был взят, Амин убит. Потери «мусбата» составили 6 человек погибшими и 35 ранеными. Спецназ КГБ потерял 4 человек убитыми, большинство сотрудников было ранено. Уже занятый спецназом, дворец был атакован 9-й ротой 345-го полка под руководством капитана В. А. Востротина. Атаку десантников поддерживал полковой взвод ПТУР. В неразберихе спецназовцы убили четверых десантников, но все же разобрались что к чему. Командование ВДВ подстраховалось - если бы спецназ ГРУ и КГБ был перебит на подступах к дворцу, ликвидацию Амина провела бы 9-я рота 345-го полка. Если бы охране Амина удалось бы отбить и атаку десантников, на дворец обрушился бы удар реактивных систем залпового огня «Град», которые уже были развернуты на аэродроме Кабула, а также бомбо-штурмовой удар фронтовой авиации. После этого в дело вступили бы десантники 103-й дивизии. Но до этого дело не дошло. Спецназ сделал свое дело.

Дворец Тадж-Бек - резиденция Хафизуллы Амина.

В самом Кабуле группа спецназа КГБ «Факел» (майор В. Розин) при поддержке 7-й парашютно-десантной роты 350-го полка (старший лейтенант А. Козюков) провела захват Генерального штаба афганской армии.

Операцию по захвату здания радио и телевидения осуществляла группа спецназа КГБ «Зенит» (майор А. Т. Рябинин и А. Ватанджар) при поддержке разведывательной роты 345-го гв опдп под командованием старшего лейтенанта А. В. Попова. За 20 минут до начала атаки рота скрытно выдвинулась к зданию и изготовилась к штурму. По сигналу атаки десантники реактивными гранатами РПГ-18 «Муха» поразили дежурные танки, находившиеся возле здания, и после этого вошли вовнутрь. В бою за здание телецентра был тяжело ранен один десантник.

Захват тюрьмы в Пули-Чархи осуществили парашютно-десантный батальон и 62-й самоходно-артиллерийский дивизион. Так как возле тюрьмы располагались две танковые бригады, верные Амину, была проведена операция по блокированию личного состава этих бригад в своих же казармах - пулеметами и автоматическими гранатометами им отсекли подходы к технике. После этого самоходной установкой АСУ-85 проломили ворота тюрьмы и за полчаса обезоружили всю охрану.

Комплекс зданий военной контрразведки (КАМ) был захвачен группой спецназа КГБ «Зенит» (6 человек) и парашютно-десантным взводом 317-го полка под командованием лейтенанта С. Корчмина.

Штаб Центрального армейского корпуса был захвачен группой спецназа КГБ «Зенит» (6 человек) при поддержке парашютно-десантной роты 317-го полка под командованием капитана В. Самохвалова.

5-я рота капитана А. Н. Шевцова 2-го пдб 345-го полка блокировала в Кабуле расположение 444-й бригады «коммандос», что значительно облегчило захват и удержание других объектов в Кабуле.

Также десантники участвовали в захвате и удержании и других объектов в Кабуле. В течение боев в Кабуле 27 декабря 1979 года ВДВ потеряли убитыми 10 и ранеными 20 человек - из них четверо погибло из-за несогласованности действий у дворца Амина.

28 декабря после установления контроля над Кабулом из Баграма на БМД-1 с бортовым номером «524» командира 2-го взвода 5-й парашютно-десантной роты лейтенанта В. И. Вовка был доставлен Бабрак Кармаль (впоследствии, в июле 1980 года, именно эта машина первой в 345-м полку подорвалась на фугасе).

Помимо Кабульской воздушно-десантной операции на начальном этапе афганской войны Вооруженные Силы СССР опробовали в реальном деле и применение десантно-штурмовых подразделений. Еще летом 1979 года началось переформирование полков 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в десантноштурмовые бригады и отдельные батальоны. На южном направлении была оставлена 56-я десантно-штурмовая бригада, которая побатальонно формировалась в нескольких населенных пунктах Узбекской и Туркменской ССР. Кроме бригады, в составе комплекта частей 40-й армии был сформирован 1048-й отдельный десантно-штурмовой батальон, который в 1980 году был передан в состав формируемой в Ограниченном контингенте советских войск в Афганистане 66-й отдельной мотострелковой бригады. Также в 1980 году из состава 56-й десантно-штурмовой бригады был выделен батальон, который весной был передан в состав формируемой в Афганистане 70-й отдельной мотострелковой (общевойсковой) бригады.

25 декабря 1979 года в качестве передового отряда по наведенному через Амударью понтонному мосту в Афганистан вошел 4-й батальон (командир - капитан Л. Хабаров) 56-й десантно-штурмовой бригады, имевший боевую задачу захватить и удерживать до подхода главных сил перевал Саланг. Батальон блестяще справился с поставленной задачей.

Однако силами 56-й бригады были проведены и настоящие десантно-штурмовые операции. Еще 7 декабря 1979 года 280-й отдельный вертолетный полк Среднеазиатского военного округа, расположенный на аэродроме Каган, был поднят по боевой тревоге и передислоцирован в Чирчик. Там в вертолеты загрузился десант, и полк перебросили в Сандыкачи, где винтокрылые машины садились на перекрытую автодорогу. Из Сандыкачи достичь Афганистана можно было одним броском, однако такой приказ последовал только 1 января 1980 года. Командир 280-го отдельного вертолетного полка полковник Б. Г. Будников поднял свои экипажи, и вертолеты с десантом на борту перелетели в Шинданд. Там десантники 2-го батальона 56-й бригады захватили аэродром, а на следующий день 2-й батальон таким же самым образом провел захват аэродрома в Кандагаре. Это были самые первые по-настоящему боевые десантно-штурмовые операции, которые наглядно подтвердили теоретические разработки Генерального штаба. Операции по захвату аэродромов Шинданд и Кандагар прошли более чем успешно.

В январе 1980 года было завершено сосредоточение в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане группировки ВДВ. Она включала: 103-ю воздушно-десантную дивизию (командир дивизии - генерал-майор И. Ф. Рябченко) в составе 317-го (подполковник Н. В. Батюков), 350-го (полковник Г. И. Шпак) и 357-го (подполковник К. Г. Литовчик) гвардейских парашютно-десантных полков и 1179-го (подполковник В. И. Коротков) артиллерийского полка; 345-й отдельный парашютно-десантный полк (подполковник Н. И. Сердюков); 56-ю отдельную десантно-штурмовую бригаду (подполковник А. П. Плохих).

Из книги Воздушно-десантные войска. История российского десанта автора Алехин Роман Викторович

Воздушно-ракетный двигатель Воздушно-ракетный двигатель представляет собой комбинированный воздушно-реактивный и ракетный двигатель. При создании комбинированного двигателя руководствовались возможностью сочетать характеристики обоих типов прямоточных двигателей

Из книги Спецслужбы и войска особого назначения автора Кочеткова Полина Владимировна

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ТЕХНИКА В 1930–1931 ГОДАХ В 1930 году на вооружении ВВС Красной Армии состояли американские парашюты компании «Irvin», закупленные непосредственно в США. Весной 1930 года США посетил М. А. Савицкий, который имел задание сравнить наши технические проекты

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич

ТРАНСПОРТНО-ДЕСАНТНАЯ АВИАЦИЯ В 1930–1931 ГОДАХ К этому периоду времени транспортная авиация как таковая еще не оформилась. Вывоз десантников осуществлялся самолетами, к этому не приспособленными: разведчиками, бомбовозами, учебными машинами и пассажирскими самолетами.

Из книги автора

ТРАНСПОРТНО-ДЕСАНТНАЯ АВИАЦИЯ И ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ТЕХНИКА В 1936–1941 ГОДАХ Тяжелый бомбардировщик ТБ-3В 1930 году совершил свой первый полет новый тяжелый четырехмоторный самолет АНТ-6, а уже в апреле 1932 года началось его массовое производство под названием ТБ-3-4М-17, или

Из книги автора

ВЯЗЕМСКАЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ После разгрома вражеской группировки под Москвой Красная Армия решительными ударами принудила противника начать отступление. В целях содействия наступающим войскам Ставкой ВГК было организовано несколько воздушных десантов,

Из книги автора

ДНЕПРОВСКАЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ Все лето 1943 года воздушно-десантные дивизии были задействованы в сухопутных операциях Красной Армии. 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 8-я и 9-я гвардейские воздушно-десантные дивизии были введены в состав Степного фронта, многие из этих дивизий

Из книги автора

ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ И ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ТЕХНИКА 1945–1967 ГОДОВ Десантно-грузовой планер Ил-32Планер был спроектирован по заданию ВВС в ОКБ С. В. Ильюшина и построен в 1948 году. По грузоподъемности и размерам грузовой кабины он значительно превосходил все планеры, созданные

Из книги автора

ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНАЯ ТЕХНИКА ВДВ В 1968–1991 ГОДАХ Парашютная платформа ПП-128-5000 - это металлическая конструкция на съемных колесах, предназначенная для десантирования на ней грузов полетной массой от 3750 до 8500 кг только из самолета Ан-12Б.Платформа предназначена для

Из книги автора

ЗАХВАТ КРИТА (САМАЯ ЯРКАЯ НЕМЕЦКАЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ) Крит был важным опорным пунктом Англии в Средиземном море. С воздушных баз Крита английская авиация могла бомбить румынские нефтяные промыслы и держать под ударом вражеские морские