Органическая химия 10 11 цветков. Вместе с этим также читают

Цветков Л.А. Органическая химия: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учеб. заведений / Л.A. Цветков. - М., 2012. - 271 с.
Классический учебник по органической химии выдержал 25 изданий. Его содержание полностью отвечает как Государственному образовательному стандарту по химии, так и задачам изучения этого предмета в школах естественнонаучного профиля.
При настоящем переиздании учебника предусмотрена возможность разноуровневого изучения органической химии. В классах, где химия изучается согласно обязательному минимуму химического образования, изучение может быть ограничено содержанием текстов, расположенных по всей площади страниц. В классах естественнонаучного или химического профиля дополнительно изучается содержание, выделенное смещением текста вправо.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей 6
§ 1. Предпосылки теории строения -
§ 2. Теория химического строения 8
§ 3. Изомерия 11
§ 4. Электронное строение атомов элементов малых периодов. Химическая связь 14
2. Предельные углеводороды 21
§ 5. Метан, его строение -
§ 6. Строение и номенклатура углеводородов ряда метана 25
§ 7. Химические свойства предельных углеводородов 32
§ 8. Применение и получение предельных углеводородов 39
§ 9. Циклопарафины 42
3. Непредельные углеводороды 44
§ 10. Этилен, его строение -
§ 11. Строение и номенклатура углеводородов ряда этилена 49
§ 12. Химические свойства углеводородов ряда этилена 54
§ 13. Применение и получение этиленовых углеводородов 60
§ 14. Диеновые углеводороды 63
§ 15. Каучук 64
§ 16. Ацетилен и его гомологи 68
4. Ароматические углеводороды уд
§ 17. Бензол -
§ 18. Гомологи бензола 84
§ 19. Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов 88
5. Природные источники углеводородов 91
§ 20. Природный и попутный нефтяной газы -
§ 21. Нефть. Нефтепродукты 93
§ 22. Переработка нефти 96
§ 23. Коксохимическое производство 106
6. Спирты И фенолы -Q0
§ 24. Строение предельных одноатомных спиртов -
§ 25. Химические свойства и применение предельных

Одноатомных спиртов 117
§ 26. Спирты как производные углеводородов. Промышленный синтез метанола 122
§ 27. Многоатомные спирты 126
§ 28. Фенолы 128
7. Альдегиды и карбоновые кислоты 133
§ 29. Альдегиды -
§ 30. Одноосновные карбоновые кислоты 141
§ 31. Представители одноосновных карбоновых кислот 147
§ 32. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами 152
8. Сложные эфиры. Жиры 15Q
§ 33. Сложные эфиры -
§ 34. Жиры 159
9. Углеводы Igg
§ 35. Глюкоза -
§ 36. Рибоза и дезоксирибоза 172
§ 37. Сахароза 174
§ 38. Крахмал 176
§ 39. Целлюлоза 180
10. Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения
§ 40. Амины -
§ 41. Аминокислоты 192
§ 42. Азотсодержащие гетероциклические соединения 197
§ 43. Пиримидиновые и пуриновые основания 201
11. Белки и нуклеиновые кислоты 203
§ 44. Белки -
§ 45. Нуклеиновые кислоты 212
12. Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе 218
§ 46. Общая характеристика синтетических высокомолекулярных веществ -
§ 47. Пластмассы 225
§ 48. Пластмассы (продолжение) 230
§ 49. Синтетические волокна 235
§ 50. Синтетические каучуки 240
Заключение 246
Лабораторные опыты 257
Практические работы 263

Для тех школ, где программой предусмотрено изучение органической химии в 10 и 11 классах, заслуженный педагог Цветков Л.А. написал решебник к школьному учебнику. Его содержание полностью соответствует требованиям школьной программы по химии в 10-11 классах общеобразовательных учреждений и Государственному образовательному стандарту по химии.

Сборник ГДЗ по химии за 10-11 класс Цветков по предмету химия необходим:

1. десятиклассникам, которым необходимо самостоятельно проверить правильность своего решения и исправить выявленные недочеты и ошибки;

2. ученикам, которые волнуются за свою успеваемость и стремятся подготовиться к каждому классному занятию;

3. выпускникам и первокурсникам, для которых готовые ответы, это справочный материал по пройденному курсу за десятый и одиннадцатый классы;

4. родителям, которым сборник поможет легко и быстро проверить домашнее задание, выполненное их ребенком;

5. учителям, которым необходимо составить эффективный план предстоящего классного занятия.

Автор в ГДЗ раскрыл решения всех заданий из пятидесяти параграфов учебника. Также школьники смогут воспользоваться готовыми алгоритмами к поэтапному оформлению семи практических работ и пятнадцати лабораторных опытов. Материал пособия заключен в двенадцать глав. И стандартно ученики начнут учебный год с познания основ органической химии.

Первая глава готовых ответов звучит как «Теория химического строения всех органических соединений». После изучения основных понятий, школьники перейдут к постижению предельных углеводородов. За этим последует третья глава, которая принесет информацию об особенностях непредельных углеводородов. Вся четвертая глава посвящена упражнениям на ароматические углеводороды.

Узнать о природных источниках углеводородов школьникам предстоит в пятой главе. Со следующей главы они начнут знакомиться со свойствами спиртов и фенолов. На тридцать восемь вопросов из седьмой главы, посвященной альдегидам и карбоновым кислотам, школьники найдут ответы в сборнике. Далее будут рассмотрены сложные эфиры и начнётся изучение жиров. Девятая глава предоставит информацию по углеводам. Амины, аминокислоты и азотсодержащие гетероциклические соединения рассмотрены в следующей главе.

Одиннадцатая глава продолжит тему нутриентов белки и нуклеиновые кислоты. И в завершении школьного курса химии, выпускники поговорят о синтетических высокомолекулярных веществах и о полимерных материалах, которые создаются на их основе. В конце издания расположены готовые ответы к лабораторным опытам и практическим работам.

Органическая химия. Учебник для 10-11 классов. Цветков Л.А.

М.: 201 2. - 2 71 с.

Классический учебник по органической химии выдержал 25 изданий. Его содержание полностью отвечает как Государственному образовательному стандарту по химии, так и задачам изучения этого предмета в школах естественнонаучного профиля. При настоящем переиздании учебника предусмотрена возможность разноуровневого изучения органической химии. В классах, где химия изучается согласно обязательному минимуму химического образования, изучение может быть ограничено содержанием текстов, расположенных по всей площади страниц. В классах естественнонаучного или химического профиля дополнительно изучается содержание, выделенное смещением текста вправо.

Формат: pdf

Размер: 3,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Теория химического строения органических соединений
Электронная природа химических связей 6
§ 1. Предпосылки теории строения
§ 2. Теория химического строения 8
§ 3. Изомерия 11
§ 4. Электронное строение атомов элементов малых периодов. Химическая связь 14
2. Предельные углеводороды 21
§ 5. Метан, его строение
§ 6. Строение и номенклатура углеводородов ряда метана 25
§ 7. Химические свойства предельных углеводородов 32
§ 8. Применение и получение предельных углеводородов 39
§ 9. Циклопарафины 42
3. Непредельные углеводороды 44
§ 10. Этилен, его строение
§ 11. Строение и номенклатура углеводородов ряда этилена 49
§ 12. Химические свойства углеводородов ряда этилена 54
§ 13. Применение и получение этиленовых углеводородов 60
§ 14. Диеновые углеводороды 63
§ 15. Каучук 64
§ 16. Ацетилен и его гомологи 68
4. Ароматические углеводороды 7g
§ 17. Бензол
§ 18. Гомологи бензола 84
§ 19. Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов 88
5. Природные источники углеводородов 91
§ 20. Природный и попутный нефтяной газы
§ 21. Нефть. Нефтепродукты 93
§ 22. Переработка нефти 96
§ 23. Коксохимическое производство 106
6. Спирты и фенолы 110
§ 24. Строение предельных одноатомных спиртов
§ 25. Химические свойства и применение предельных одноатомных спиртов 117
§ 26. Спирты как производные углеводородов. Промышленный синтез метанола 122
§ 27. Многоатомные спирты 126
§ 28. Фенолы 128
7. Альдегиды и карбоновые кислоты 133
§ 29. Альдегиды
§ 30. Одноосновные карбоновые кислоты 141
§ 31. Представители одноосновных карбоновых кислот 147
§ 32. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами 152
8. Сложные эфиры. Жиры 156
§ 33. Сложные эфиры
§ 34. Жиры 159
9. Углеводы 156
§ 35. Глюкоза
§ 36. Рибоза и дезоксирибоза 172
§ 37. Сахароза 174
§ 38. Крахмал 176
§ 39. Целлюлоза 180
10. Амины. Аминокислоты. Азотсодержащие гетероциклические соединения 197
§ 40. Амины
§ 41. Аминокислоты 192
§ 42. Азотсодержащие гетероциклические соединения 197
§ 43. Пиримидиновые и пуриновые основания 201
11. Белки и нуклеиновые кислоты 203
§ 44. Белки
§ 45. Нуклеиновые кислоты 212
12. Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе 218
§ 46. Общая характеристика синтетических высокомолекулярных веществ
§ 47. Пластмассы 225
§ 48. Пластмассы (продолжение) 230
§ 49. Синтетические волокна 235
§ 50. Синтетические каучуки 240
Заключение 246
Лабораторные опыты 257
Практические работы 263
Оглавление 269

ВВЕДЕНИЕ
Предмет органической химии. Изучая неорганическую химию, мы знакомились с веществами самого разнообразного состава и при этом ни разу не встречали, чтобы какой-нибудь один химический элемент непременно присутствовал во всех веществах. Органические вещества в своем составе наряду с другими элементами всегда содержат углерод. Изучение соединений углерода - их строения, химических превращений - и составляет предмет органической химии.
Вещества органические и неорганические. Наряду с углеродом в состав органических веществ чаще всего входят водород, кислород и азот, сравнительно реже - сера, фосфор, галогены и другие элементы. Известно несколько миллионов органических соединений, неорганических же веществ значительно меньше. Из всех химических элементов только углерод образует такое большое число соединений.
С органическими веществами мы встречаемся на каждом шагу. Они содержатся во всех растительных и животных организмах, входят в состав нашей пищи (хлеба, мяса, овощей и т. п.), служат материалом для изготовления одежды, образуют различные виды топлива, используются нами в качестве лекарств, красителей, средств защиты урожая и т. д.
Почти все органические вещества горючи и сравнительно легко разлагаются при нагревании. По образованию оксида углерода (IV) при горении или по обугливанию вещества при нагревании легко установить принадлежность его к органическим соединениям.
Резкой грани между органическими и неорганическими веществами не существует. Оксиды углерода, угольная кислота, ее соли и некоторые другие вещества по наличию в них углерода должны считаться органическими, но по свойствам они близки к неорганическим соединениям подобного типа и изучаются обычно в неорганической химии. Из курса биологии вам известно, что из неорганических веществ образуются органические, которые могут превращаться в неорганические. Все вещества природы взаимосвязаны, между ними существует единство.

Рабочая программа

по химии 10-11 класс

(базовый уровень)

учителя химии первой квалификационной категории Мысягиной И.В.

Рабочая программа составлена на основании авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, примерной программе по химии и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 20014.).

2017г

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии (10-11 класс базовый уровень) разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, примерной программе по химии и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 20014.).

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение

следующих целей :

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием

различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного

общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и

окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования

веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения

практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих

вред здоровью человека и окружающей среде.

Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса.
Первая идея курса - это
внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, - общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим (10 ч) знакомством с органическими соединениями, поэтому необходимо заставить «работать» небольшие сведения по органической химии 9 класса на курс органической химии в 10 классе. Если же изучать органическую химию через год, в 11 классе, это будет невозможно - у старшеклассников не останется по органической химии основной школы даже воспоминаний.
Кроме того, изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Наконец, подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.
Вторая идея курса - это
межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Третья идея курса - это
интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения. Курс рассчитан на два года обучения по 1 ч в неделю.

Курс четко делится на две части: органическую химию (34ч) и общую химию (34ч).

В предоставленной программе сохраняется логика изучения материала.

Курс рассчитан на 1 ч в неделю, 34 часа в год.


Данная программа реализована в учебниках:

Габриелян О. С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2010;

Габриелян О. С. Химия. 11 кл. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2010.
Практические работы:

10 класс: 2;

11 класс: 2.

Контрольные работы:

10 класс: 2;

11 класс: 3.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать:

Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, валентность, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

Основные теории химии: теория строения органических веществ А.М. Бутлерова, химической связи, электролитической диссоциации; - основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак,минеральные удобрения; уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

Определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;

характеризовать : элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;

Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения,природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических и неорганических веществ;

Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

10 КЛАСС ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
(1 ч в неделю, всего 34 ч)


Введение (1 ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Тема 1
Теория строения органических соединений (2 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Тема 2
Углеводороды и их природные источники (8 ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации . Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 3
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (10 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза → полисахарид.
Демонстрации . Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного - зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты . 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

Тема 4
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол → этилен → эти-ленгликоль → этиленгликолят меди (II); этанол → этаналь → этановая кислота.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений.

Тема 5
Биологически активные органические соединения (4 ч)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Испытание среды раствора CMC индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Т е м а 6
Искусственные и синтетические полимеры (3ч)
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 15 . Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.

11 КЛАСС ОБЩАЯ ХИМИЯ
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Тема 1
Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3ч)
Основные сведения о строении атома . Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома . Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Тема 2
Строение вещества (14ч)
Ионная химическая связь . Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь . Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь . Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры . Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества . Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества . Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа № 1 . Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3
Химические реакции (8 ч)
Реакции, идущие без изменения состава веществ . Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ . Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции . Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры,
площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций . Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции . Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз . Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и
каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.

Т е м а 4
Вещества и их свойства (9 ч)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) -малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа № 2 . Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

10 класс

Дата

Корректировка

Введение(1 час)

Предмет органической химии

Тема№1. Теория химического строения А. М. Бутлерова(2часа)

Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

Изомерия (таблица 36,37)

Изомерия (таблица 25)

Гомология (таблица 26)

ТХС органических соединений А.М. Бутлерова.

Изомерия (таблица 36,37)

Изомерия (таблица 25)

Гомология (таблица 26)

Номенклатура органических соединений (таблица 41)

Классификация органических соединений по структуре углеродного скелета (табл.53)

Геометрическая изомерия (таблица 12)

Тема№2. «Углеводороды»(8часов)

Алканы.

ЛО №1 «Определение элементного состава органических веществ»

Предельные углеводороды (таблица 42)

Галогенирование алканов (таблица 11)

Алкены.

ЛО№3 «Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах».

Непредельные углеводороды (таблица 43)

Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов (метан, этан, этилен, ацетилен) (таблица 51)

Важнейшие реакции алкенов (таблица 58)

Классификация органических соединений (таблица 24)

Диены и каучуки.

Классификация органических соединений (таблица 24)

Алкины.

Д. Горение ацетилена

ЛО№4 «Получение и свойства ацетилена»

Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов (метан, этан, этилен, ацетилен) (таблица 51)

Классификация органических соединений (таблица 24)

Арены.

Схема образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов (бутадиен, бензол) (таблица 52)

Классификация органических соединений (таблица 24)

Природные источники углеводородов.

ЛО №5 «Нефть и продукты её переработки»

Нефть – источник углеводородов (таблица 27)

Обобщение и систематизация знаний.

ЛО №2 «Изготовление моделей молекул углеводородов».

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды. Строение, классификация органических соединений».

Тема№3. «Кислородсодержащие органические соединения». (10 часов)

Спирты.

ЛО №6 «Свойства этилового спирта».

Классификация органических соединений (таблица 24)

Спирты.

ЛО №7 «Свойства глицерина».

Д. Качественная реакция на многоатомные спирты

Классификация органических соединений (таблица 24)

Фенолы.

Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол.

Классификация органических соединений (таблица 24)

Альдегиды.

ЛО №8 «Свойства формальдегида».

Классификация органических соединений (таблица 24)

Карбоновые кислоты.

ЛО №9 «Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот».

Классификация органических соединений (таблица 24)

Сложные эфиры.

ЛО №10 «Доказательство непредельного характера жидкого жира», «свойства жиров».

Классификация органических соединений (таблица 24)

Сложные эфиры.

ЛО №11 «Сравнение свойств растворов мыла и СМС».

Углеводы.

ЛО №12 «Свойства глюкозы».

Классификация органических соединений (таблица 24)

Углеводы.

ЛО №13. «Свойства крахмала».

Генетическая связь органических соединений.

Генетическая связь классов органических веществ (таблица 8)

Тема№4. «Азотосодержащие соединения».(6часов)

Понятие об аминах. Анилин.

Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

Классификация органических соединений (таблица 24)

Аминокислоты.

Классификация органических соединений (таблица 24)

Белки.

ЛО №14 «Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке».

Белки (таблица 28)

Нуклеиновые кислоты.

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений».

Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие и азотсодержащие соединения».

Тема№5. «Биологически активные органические соединения»(4 часа)

Ферменты.

Д. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля.

Витамины.

Гормоны.

Лекарства и средства гигиены.

Д. Автомобильная аптечка.

Тема№6. «Искусственные и синтетические полимеры»(3часа)

Искусственные полимеры. Синтетические полимеры.

ЛО №15 «Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков».

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон».

Повторение и обобщение

Календарно-тематическое планирование 11 класс

Дата

Корректи-

ровка

Наименование раздела и темы и темы всех уроков с указанием лабораторных, практических, контрольных работ

Демонстрации, лабораторные опыты, расчетные задачи, таблицы.

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.(3часа)

Строение атома.

Строение атома. Изотопы(табл.10)

Строение атома (таблица 29)

Электронные конфигурации атомов.

Электронные конфигурации атомов (таблица 11)

Электронная орбиталь (таблица 30)

Периодический закон Д.И. Менделеева.

ЛО №1 «Конструирование ПСХЭ с использованием карточек».

Тема 2. Строение вещества (14 часов)

Типы химической связи. Ионная связь.

Химическая связь (таблица 33)

Ковалентная химическая связь.

Образование ковалентной и ионной химической связи (таблица 12)

Металлическая связь.

Химическая связь (таблица 11)

Водородная химическая связь.

ЛО №2 «Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств».

Химическая связь (таблица 11)

Полимеры.

Пластмассы и волокна.

ЛО № 3 «Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс, волокон, изделий из них».

Газообразное состояние вещества.

Загрязнение атмосферы и борьба с ним.

Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов».

Жидкое состояние вещества.

ЛО №4 «Испытание воды на жёсткость»,

ЛО №5 «Ознакомление с минеральными водами».

Твёрдое состояние вещества.

Дисперсные системы.

ЛО №6 «Ознакомление с дисперсными системами».

Состав вещества и смесей. Решение задач.

Контрольная работа№1 по теме «Строение вещества».

Тема 3. Химические реакции (8 часов)

Реакции, идущие без изменения состава вещества.

Реакции, идущие с изменением состава вещества.

ЛО №7 «Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (2)».

ЛО№8 «Реакции, идущие с образованием осадка, газа, воды».

Классификация химических реакций (таблица 3)

Тепловой эффект химической реакции (таблица 4)

Окислительно-восстановительные реакции (таблица 14)

Реакции обмена в водных растворах (таблица 15)

Химические реакции (таблица 46)

Скорость химической реакции.

ЛО №9. «Получение кислорода разложением перекиси водорода с помощью оксида марганца (4) и каталазы растений».

ЛО №10 «Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком».

Скорость химических реакций (таблица 22)

Обратимость химических реакций.

Роль воды в химической реакции.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

ЛО №11 «Различные случаи гидролиза солей».

Окислительно- восстановительные реакции. Электролиз.

Электролиз (таблица 6)

Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции».

Тема№ 4. Вещества и их свойства (9часов)

Металлы.

Неметаллы.

Кислоты органические и неорганические.

ЛО №12 «Испытание растворов: кислот, оснований, солей индикаторами».

ЛО №13 «Взаимодействие соляной кислоты и уксусной с металлами».

Важнейшие кислоты и их соли (таблица16)

Основания неорганические и органические.

ЛО №14 «Взаимодействие соляной и уксусной кислоты с основаниями».

ЛО №16 «Получение и свойства нерастворимых основавний».

Соли.

ЛО №15 «Взаимодействие соляной кислоты и уксусной с солями».

ЛО №17 «Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов».

Классификация солей (таблица 18)

Номенклатура солей (таблица 40)

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.

ЛО №18 «Ознакомление с коллекциями металлов, неметаллов, кислот, оснований, минералов, содержащих соли».

Практическая работа №2 «Решение эксперементальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».

Контрольная работа №3 по теме «Вещества и их свойства».

Повторение и обобщение

Перечень учебно-методических средств

Учебно-методическая литература:

Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы. 10 класс – М.: Дрофа, 2008.

Габриелян О.С. Методическое пособие. 10 класс – М.: Дрофа, 2008

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2002.

Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 10 класс. - М.: Дрофа, 2005.

Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. - М.: Дрофа, 2007.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии (часть 1 и 2). 11 класс. – М.: Дрофа, 2003.

Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс. - М.: Дрофа, 2008.

Наглядные пособия:

Химические реакции

1.Физические явления и химические реакции-1

2.Закон сохранения массы веществ-1

3.Классификация химических реакций-1

4.Тепловой эффект химической реакции-1

5.Окислительно- восстановительные реакции-1

6.Электролиз-1

7.Генетическая связь классов неорганических веществ-1

8.Генетическая связь классов органических веществ-1

8-9 классы

9.Валентность-1

10.Строение атома.Изотопы.-1

11.Элетронные фигурации атомов-1

12.Образование ковалентной и ионной химических связей-1

13.Типы кристаллических решёток-1

14.Окислительно-восстановительные реакции-1

15.Реакции обмена в водных растворах-1

16.Важнейшие кислоты и их соли-1

17.Классификация оксидов-1

18.Классификация солей-1

19.Генетическая связь важнейших классов неорг. веществ-1

20.Кислотность среды-1

21.Электролитическая диссоциация-1

22.Скорость химических реакций-1

23.Химическое равновесие-1

24.Классификация органических соединений-1

25.Изомерия-1

26.Гомология-1

27.Нефть- источник углеводородов-1

28.Белки-1

Строение вещества

29.Строение атома-1

30.Электронная орбиталь-1

31.Модели атомов некоторых элементов-1

32.Кристаллы-1

33.Химическая связь-1

34.Валентность-1

35.Степень окисления-1

36.Изомерия. Часть 1-1

37.Изомерия. Часть 2-1

38.Гомология-1

Номенклатура

39.Бинарные соединения-1

40.Номенклатура солей-1

41.Номенклатура органических соединений-1

42.Предельные углеводороды-1

43.Непредельные углеводороды-1

44.Функциональные производные углеводородов-1

45.Классификация неорганических веществ(односторонняя)-1

46.Химические реакции-1

47.Зависимость силы кислот и оснований от заряда и радиуса иона образующего их элемента-1

48.Качественные реакции на катионы-1

49.Гибридизация атомных орбиталей-1

50.Качественные реакции на анионы-1

51.Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов(метан,этан,

этилен,ацетилен)-1

52.Схемы образования и характеристика химических связей в молекулах некоторых углеводородов(бутадиен,

бензол)-1

53.Классификация органических соединений по структуре

углеродного скелета-1

54.Функциональные группы и соответствующие им классы

органических соединений-1

55.Галогенирование алканов-1

56.Геометрическая изомерия-1

57.Качественные реакции органических соединений(угле-

водороды и функциональные соединения)-1

58.Важнейшие реакции алкенов-1

59.Качественные реакции органических соединений(функ-

циональные соединения)-1

Неметаллы

60.Галогены-1

61.Химия галогенов-1

62.Сера.Аллотропия-1

63.Химия серы-1

64.Серная кислота-1

65.химия азота-1

66.Оксиды азота-1

67.Азотная кислота-окислитель-1

68.Фосфор-1

69.Соединение фосфора-1

70.Класификация минеральных удобрений-1

71.Распознание минеральных удобрений-1

72.Углерод.Аллотропия-1

73.Адсорбция-1

74.Оксид кремния(4)-1

75.Силикаты-1

76.Применения кремня и его соединений-1

77.Инертные газы-1

Основы химических знаний

78.Периодическая система химических элементов Д.И.

Менделеева-1

79.Таблица растворимости веществ в воде-1

80.Правила поведения в кабинете химии-1

81.Знаки-1

82.Техника безопасности при проведении опытов-1

83.Техника безопасности при работе с газами-1

Электронные образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://him.1september.ru/ - электронная версия газеты "Химия" приложение к "1 сентября"

http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных мероприятий

http://www.uroki.net/ - UROKI.NET . Поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов

http://festival.1september.ru/subjects/4/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по химии

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по химии: методические разработки уроков, лабораторные работы, тесты и контрольные работы, олимпиады, видеоопыты, химические задачи, интернет-учебники по химии и многое другое

http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации

http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.

http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения

http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ - Органическая химия - учебник для средней школы. В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных

http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии Предоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы

http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry - Образовательный сервер тестирования. Бесплатное оn-line тестирование по химии, требует регистрации в системе. Тестовые задания включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ