Педагогическая техника как форма организации поведения учителя.
Понятие педагогической техники.
Вникая в секреты успеха учителей мастеров, мы обнаруживаем отточенность приёмов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, организовать коллектив, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. «Воспитанник воспринимает вашу душу и вещи мысли не потому, что знает, что у Вас в душе, а потому, что видеть вас, слушает вас», - говорил А.С.Макаренко.
Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Мастерство педагога в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности.
Таким образом, техника - совокупность приемов. Её средства - речь и невербальные средства общения.
Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводить к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Не пренебрежение техникой, а овладение его превращает ее в тонкий инструмент решения важных педагогических задач, стоящих перед учителем.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением (снятие из лишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально - персептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективность творческих дел и пр.
Поскольку технология урока и воспитательного процесса будет рассматриваться в последующих темах остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога.
Типичные ошибки молодого учителя.
Исследования, проведенные рядом педагогов, указывают на типичные ошибки педагогической техники начинающего учителя. Больше всего потерь у такого педагога от неумения задушевно побеседовать с учеником, его родителями, сдержать или, наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность. В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляли чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, испытывали даже чувство страха, как бегали у доски и излишне жестикулировали или стояли, окаменев, и не знали, куда деть тяжелые руки. В осанке многих студентов обращает на себя внимание сутулость, опущенная голова, беспомощные движение рук, вертящих различные предметы. Основным недостатком во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие навыков выразительного чтения. Много индивидуальных недостатков в речи - нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости. Все эти ошибки мешают педагогу эффективно воздействовать на учащихся. Ликвидация их в процессе обучения его в вузе - одна из насущных задач подготовки учителя к руководству учебно-воспитательным процессом.
Педагогическая целенаправленность и внешний вид педагога.
Внешний вид воспитателя должен быть эстетически выразительным. Недопустимо небрежные отношение к своей личности, внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней.
И прическа и костюм и украшения в одежде учителя всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному воздействию на формирование личности воспитанника. Имея право на украшение в одежде, на косметику, учитель во всём должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки.
Эстетическая выразительность воспитателя сказывается и в том насколько приветливые у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скулам, оправданном жесте, в осанке и в походке. Ему противопоказаны гримасничанье, суетливость, неестественность жестов, вялость. Даже в том как вы войдете к детям, как посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пройдете по классу - во всех этих, «мелочах» сила вашего влияния на ребенка. Во всех ваших движениях, жестах, взгляде, дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе. Именно такой -спокойной, приветливой, уверенной вы наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильны как воспитатель.
Каковы конкретные требования к внешнему виду учителя, к осанке, мимике, пантомимике, одежде воспитателя? Как ими управлять? Так как все эти элементы являются производными от внутреннего состояния человека, то управление ими следует начинать с постижения техники саморегуляции творческого самочувствия педагога.
Управление эмоциональным состоянием.
Публичный характер общения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы» чувства неуверенности, страха, скованности. Деятельность под пристальным взглядом учителей, детей, родителей, т.е. действие «на виду» отражается на стройности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствие (ноги деревенеют, руки, как палки) психическом состоянии (страшно быть смешным, казаться невялым). Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.
Способность к саморегуляции можно проверить, используя следующий тест. Ответьте словами «да» или «нет» на вопрос, касающиеся самочувствия и настроения:
Вы всегда спокойны и выдержанны?
Ваше настроение, как правило, мажорное?
Во время занятия в аудитории и дома вы всегда внимательны и
сосредоточены?
Вы умеете управлять своими эмоциями?
Вы всегда внимательны и доброжелательны в общении с товарищами и
близкими?
Вы легко усваиваете изученный материал?
У Вас нет вредных привычек, от которых хотелось бы избавиться?
Вам не приходилось жалеть, что в какой-то ситуации вы, вели себя не
лучшим образом?
Посчитайте количество «да» или «нет» и сделайте вывод. Если все эти ответы положительны то это свидетельствует либо о спокойствие, отсутствии тревог, умении управлять собой, либо о завышенной самооценке; если ответь, отрицательные на все или некоторые вопросы, то это говорит о тревожности, неуверенности, неудовлетворенности собой самокритичности. Смешанные ответы (и «да» и «нет») указывает на умение видеть свои недостатки, а это первый шаг самовоспитания. Следующие шаги можно сделать, если осознать способы саморегуляции и овладеть ее методикой. Среди важнейших способов саморегуляции можно выделить следующие:
воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, тайна движений, речи, дыхания); разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, юмор, имитационная игра); самовнушение.
Следует также осмыслить полезные советы В.А. Сухомлинского о воспитании душевного равновесия, не допускать прорастания угрюмости, преувеличения чужих пороков, обращаться к юмору, быть оптимистом, доброжелательным. Условия для развития этих качеств такие: глубокое осознание социальной роли своей профессии, развитие чувство долга, педагогическая зоркость, эмоциональная отзывчивость, а также стремление к самоанализу и адекватной самооценке. Все эти приемы будут малоэффективны.
Следующая группа способов основана на контроле за деятельностью организма. Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешние проявления, так как элементарный контроль за соматическими и вегетативными проявлениями эмоцией ведет к их самокоррекции. На что можно направить контроль? На тонус мимической, скелетной мускулатуры, темп речи, дыхание и т. п.
Молодому учителю, готовящемуся к предстоящему уроку и ощущающему состояние неуверенности, страха перед детьми, желательного провести сеанс релаксации, добиваясь физического и психического расслабления. Аутогенная тренировка (психическая саморегуляция) своеобразная психофизическая гимнастика должна стать частью «педагогического туалета» учителя наряду с дыхательной и артикуляционной зарядками. Психическая саморегуляция включает релаксацию (состояние расслабления) и самовнушение формул с целью формирования профессионально необходимых качеств. Для этого в «позе кучера» с помощью специальных формул нужно вызвать ощущения тяжести и тепла в конечностях, мышечных расслабления, покоя. Затем, внушая себе заданные состояние и воображая соответствующие установки, полезно произнести следующие формулы такого характера: «Я спокоен, Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Ребят всех знаю и вижу. Я хорошо проведу урок. Детям интересно со мной. Я уверен, полон сил. Я хорошо владею собой. Настроение бодрое, хорошее. Учить интересно. Ученики уважают меня, слушают и выполняют мои требования. Мне нравится работать на уроке. Я учитель».
Подготовка к уроку, вообще к общению с детьми требует от учителя, особенно молодого психологической настройки на урок, чему способствует поиск притягательного ядро в материале и методике урока, предвосхищение удовлетворенности от предстающего общения с классом, поиск соответствующего эмоционального состояния при изучении данной темы.
Однако не следует разочаровываться от неудач на первом же занятии. Здесь нужна систематическая работа, тренинг психофизического аппарата, который постепенно станет послушным орудием в педагогической деятельности.
Пантомимика.
Пантомимика - это движении тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Посмотрим на учителя, вдохновенно объясняющего урок. Как органически слиты у него движения головы, шеи, рук, всего корпуса!
Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорит об уверенности педагога в своих силах, знаниях. А это же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствует о внутренней слабости человек, его неуверенности в себе. Учителю необходимо вырабатывать манеру правильно стоять перед учащимися на урок. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивание взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, держать себя за ухо.
Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых слов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.
Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрирует ход мыслей. Они менее нужны, но встречаются часто. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли не следуют за ней.
Выработке правильной осанки помогают занятия спортом, специальные приемы представить себя стоящим на цыпочках, постоять у стены и пр.; очень важен самоконтроль учителя, умение взглянуть на себя со стороны, глазами детей в нервную очередь. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшит дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредочить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.
Мимика.
Мимика-искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему усвоению. Дети «читают лицо» учителя, угадывая но отношение, настроение, поэтому лицо учителя должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач. Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольства, радость, возмущение в десятках вариантов.
Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые -сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении восторг.
Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза - зеркало пустой души». (К.С. Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности, лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также и безжизненной статичности («каменное лицо»).
Для развития ориентировки в осознании собственного поведения и поведения учащихся полезно знакомство с эталонами, представленными в работах психологов. Вот, например, эталон поведения в состоянии радости: улыбка, глаза сияют, чрезмерно жестикулирует, многословен, желание помочь другому. Эталон поведения в состоянии страха: глаза расширены, поза застившая, брови приподнятые, голос дрожит, лицо искажено, взгляд бегающий, движения резкие, тело дрожит. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться в ноле зрения всех учащихся.
§.3. Техника речи.
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связаны со сложным процессом учебного слушания, на которые по подсчетам ученых,
приходится приблизительно части учебного времени. Поэтому ясно, что
процесс правильного восприятия учащимися учебного материла зависит от совершенства речи учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь, и вызывает недоверие к учителю. Некоторые считают, что и голос, и его тембр - только природный дар человека. Но современная экспериментальная оргунология утверждает, что качество голоса можно коренным образом улучшить. История также свидетельствует о разительных последствиях самоусовершенствования человека в данном направлении. Вероятно, все слышали о Демосфене и о том, как он, преодолев свои физические недостатки, стал выдающимся политическим оратором Древней Греции. Таким же образом готовил себя к публичным выступлениям и двадцатилетней Владимир Маяковский, который, набирая в рот камешки, произносил речи на берегу шумной реки Риони. Но методика Демосфена не лучшая для выработки ораторской техники. Она пример для нас в том плане, насколько важную роль играет большое желание, сильная воля человека и регулярность занятий. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь главным образом на опыт театральной педагогически и представляя собой, комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, Позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания своего слова.
Дыхание.
Дыхание (позволяет) выполняет физиологическую функцию обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греческого phone- звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появится одышка. Кратко изложим основные положения техники дыхания. Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхательном процессе.
Верхнее дыхание
совершается мышцами и опускающими плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно работают лишь верхушки легких.
Грудное дыхание
осуществляется межреберными мышцами. Изменяется поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому видах недостаточна энергичен.
Диафрагмальное дыхание
осуществляется за счет изменения продольного объема грудной клетки, вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).
Диафрагмально-реберное дыхание
осуществляется за счет изменения объема в продольном и полерасном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевою дыхания. Рассмотрим механизм диафрагмальное - реберною дыхания. Диафрагма сокращаясь, опускается вниз, давит на внутренние органы, находящиеся в брюшной полости. В результате этого выпячивается верхняя часть живота, грудная полость расширяется в вертикале ноль направлении за счет опустившийся диафрагмы. Нижняя часть легких заполняется воздухом. Расширение грудной клетки происходит при вдохе вследствие активной работы межреберных мышц, раздвигающих грудную клетку и увеличивающих объем грудной полости в горизонтальном направлении. Легкие расширяются в своей средней части и наполняются воздухом. Потягивание нижних стенок живота (косых мышц) служит созданию опоры для диафрагмы и частичному перемещению воздуха из средней и нижней частей легких в верхнюю, что способствует заполнению воздухом всего объема легких. Как совершается выдох? Диафрагма, расслабляясь поднимается, вдаваясь в грудную полость продольный объем которой уменьшается, а ребра опускается, уменьшая поневечный грудной клетки. Общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается и воздух выходит наружу. В чем отличие фонационного дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и ровны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания вдох-выдох пауза.
Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требует большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха-паузы для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой вдох пауза выдох.
Звуки речи образуется при выдохе. Поэтому организация его имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и усовершенствования. Существует специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы. Например: Лежа на спине, сделать глубокий вдох через нос. Вы почувствуете, как воздух заполняет нижние доли легких, как шевельнулись мышцы брюшного перса, раздвинулись нижние ребра. Надо попробовать сделать тоже самое стоя. При этом необходимо следить, чтобы воздух оставался в нижней части легких, не поднимался в верхний отдел грудной клетки. Воздух надо время всё отправлять книзу. Практические занятия, представленные в данном пособии, и в основном самостоятельная работа смогут усовершенствовать систему дыхания каждого учителя.
Среди учителей встречаются люди, у которых голос поставлен сомой природой, но эти случаи нечасты. Да и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами деградирует, портится, изнашивается. И все же можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, гибким, звучным. Голосовой аппарат состоит из трех отделов: генераторного, энергетического, резонаторного. Генерация звука происходит в голосовых связках, щелях и затворах в полости рта, что обеспечивает дифференцировку звуков на тональные и шумовые. Резонаторная система-глотка, соллатка, полость рта обеспечивает статику и динамику речи. Энергетическая система, в которую входит механизм внешнего дыхания, обеспечивает скорость потока воздуха и его количество, подаваемого к органам фонации и необходимого для возникновения звука. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых связок возникает звук-голос. Каковы особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука. Важные условия слышимости голоса- полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость. Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность глосса прежде всего касается его изменений по высоте. Высота- тональный уровень голоса. Человеческий глосс может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, Хотя в обычной речи мы обходимся тремя-пятью нотами.
Диапазон - объем голоса. Границей его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство телебральной окраски.
Тембр окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса. Исходный тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов. Различают два главных топа резонаторов: верхний (головной) и нижний (грудной). Трахея и большие бронхи - грудной резонатор. Черепная коробка, полости носа и рта - головной резонатор. Резонаторные ощущения в грудной клетке (а их можно обнаружить, если приложить руку к груди) и особенно в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок таким образом, чтобы исходной тембр голоса, рождающийся в гортани, имел в себе те обертона, которые вызовут резонанс в головном и грудном резонаторах. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса процесс индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов. Сознательная тренировка голоса (изменение направленности звука в определенные места резонирования) может повлиять на изменение его тембра, снять неприятные оттенки(гнусавость, визгливость), снизить общий тон. Экспериментально доказано, что низкие голоса(по сравнению с высокими) лучше воспринимаются детьми, больше им нравится, они сильно впечатляют. Систему упражнений для воспитания речевого голоса можно найти в работах З.В. Савковой и В.П.Чихачева о голосе лектора, в пособии для театральных вузов. Несколько слов о гигиены голоса педагога. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая. У учителей она составляет в среднем 40,2 %. Причины нарушений голоса различны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голосовая нагрузка, не умелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа. Перенапряжение голосового аппарата, вызывающие нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50 % рабочего времени педагог говорит, причем во время урока громче обычного. Повышение интенсивности голоса связано с необходимостью перекрывать шум класса, который в среднем составляет 55 -72 децибела, а интенсивность здорового голоса находится в пределах 65-74 децибелов. Перенапряжение связано и с неумелым пользованием голосовым аппаратом. Часто это можно констатировать буквально с первых слов приветствие, произнесенных после выдоха на так называемом остаточном воздухе, когда речь строится без достаточной дыхательной опоры. Если выдох укорочен, учитель чаще дышит, выдыхает ртом неувлажненный и неочищенный воздух, который сушит и раздражает слизистую оболочку гортани и глотки, что ведет к хроническим катаром. Чтобы предупредить развитие профессиональных заболеваний, важно заниматься гигиеной голоса, соблюдать определенные условия работы в школе. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 ч избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее). При составлении расписания уроков следует учитывать, что утомление голосового аппарата возникает при преподавании в течение 3-4 ч работы и исчезает через 1 ч полного голосового покоя (это касается учителей со стажем до 10 лет). Учитель с большим стажем устает быстрее чрез 2-3 ч и отдыхает дольше - до 2 ч.
Надо обратить внимание и на здоровье состояние верхних дыхательных путей, нервной системы, режим питания. Голосовой аппарат очень чувствителен к острой, раздражающей пище. Слишком холодные, слишком горячие, острые блюда, алкогольные напитки, курение вызывают покраснение слизистой оболочки полости рта, глотки. Для избегания сухости в горле специалисты рекомендуют полоскать горло раствором соды и йода. Полезны следующие советы: монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, т.к. при такой речи функционирует только одна группа мышц. Чем больше выразительна речь, тем она здоровье; вдыхание меловой пыли вредно, поэтому тряпка для доски всегда должна быть влажной; нельзя быстро ходить в холодные дни после голосовой работы, т.к. при интенсивных движениях дыхание учащается, становится более глубоким и больше холодного воздуха попадает в дыхательные пути.
Дикция.
Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция -это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать. Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство: операция уздечки (перепонки под языком), применение специального устройства для выпрямления зубов, использование специального устройства для выпрямления зубов, использование специальных зондов для придания правильного положения языку при произношении тех или иных звуков и т.п.
Неорганические недостатки произношения следствие невнимания к речи ребенка дома и в школе. Это картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые неправильным пользованием речевым аппаратом. Частый дефект дикции - скороговорка, когда слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы» съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы.
Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата и, во-вторых, упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.
Полезные совета по исправлению некоторых дефектов речи можно найти в пособим для вузов по выразительному чтению. Так, сюсюканий, которые бывает, если человек очень сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, устранимо: надо учиться прятать язык за зубы. Звук «с» произносится при нежатых зубах: язык лежит внизу, едва касаясь нижних зубов. Полезны упражнения со спичкой в зубах. Есть и несложные упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, вялости голоса, гнусавости. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки, которые уже укоренились в речи, не смогут. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.
Ритмика
Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важных элемент речи, т.к. «интонация и паузы семи по себе, помимо слов, обладают силой эмоциональною воздействия на слушателя» (К.С.Станиславский).Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Оптимальный темп речи русских составляет около 120 слов в минуту (англичан от 120до 150).
Но, как показывают экспериментальные данные, в V -- VI классах учителю лучше говорить не более 60, а в IX - 75 слов в минуту. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. «Пустые слово сыплется, как горах из решета, насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью ». (К.С. Станиславский). Чем важнее слово, текст, тем медленнее речь. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темном, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод-определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю. Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами, логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических безжизненна. Паузы, темп и методика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса. Академик И.П. Павлов называл скуку «сном с открытыми глазами ». Речь учителя должна привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и в отличие от обычной беседы быть контрастнее, выразительнее. Для развития интонационного богатство речи учителю могут помочь специальные упражнения. После объективной оценки своих речевых данных надо приступить к регулярным занятиям: установить дыхание, отрабатывать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки. Голос учителя должен быть ярким, сочным, звучным, четким, привлекать внимание, звать к мышлению, к действию, а не убаюкивать.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Понятие о педагогической технике. Структура педагогической тех ники. - Внешний вид педагога. - Культура и техника речи. - Техника педагогического общения. - Культура и техника движений педагога. - Психотехника.
Понятие о педагогической технике. Структура педагогической техники
Как отмечалось выше, педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, прикосновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который протекает по-разному, в зависимости от индивидуальности человека и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего - люди». Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, АС.Макаренко ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.
Значительный вклад в развитие как педагогического мастерства, так и непосредственно педагогической техники, внесли ученые-педагоги Ю.ПАзаров, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.И.РувинсКИЙ, М.М.Яковлев и др. Так, В.Н.Гринева считает, что педагогическая техника - это совокупность умений и особенностей поведения учителя, которые позволяют сформировать его педагогическую культуру, позволяющую адекватно влиять на учащихся с целью формирования его как разносторонне развитой личности благодаря целесообразно выбранным методам и формам деятельности в соответствии с особенностями конкретных объективных и субъективных условий.
В современной «Педагогической энциклопедии» понятие педагогическая техника» трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педа-тгического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявне и ия. Исходя из этого, индивидуальная педагогическая техника определяет различие методики преподавания учителей.
Что же составляет суть педагогической техники, какие компоненты входят в ее состав? Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.СМакаренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, В.Н.Гринева выделяет такие компоненты педагогической техники:
Умение одеваться, следить за своей внешностью.
Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.
Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.
Умение владеть жестами и мимикой.
Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.
Умение педагогического общения (см. рис.6).
ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Умение следить за внешностью
Психотехника
Культура речи
Управление общением
Владение телом, мимикой и пантамимикой
Если внимательно проанализировать их, можно выделить две гр уппы составляющих.
Первая г руппа связана с умением руководить своим поведением,
втор ая - с умением повлиять на личность и коллектив.
Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике , которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них И.А.Зязюн относит:
неумение поговорить с учащимся, его родителями;
неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;
неумение преодолеть неуверенность;
неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;
недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыразительность, плохая дикция и т.п.
К методам формирования педагогической техники относят:
систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг);
систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности; педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность) и совершенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техники. Таким образом, каждый педагог должен овладеть педагогической техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие успешность его деятельности. Рассмотрим более подробно основные компоненты педагогической техники.
Внешний вид педагога
Плохо как излишнее внимание к своей внешности, так и небрежное отношение к ней. Желательно, чтобы во внешности учителя не было элементов, отвлекающих внимание учащихся, мешающих им сосредоточиться. Но поскольку учитель является примером для детей во всем, и в одежде тоже, он обязан следить за модой, одеваться элегантно, но скромно. Костюм не должен мешать выполнению педагогических операций: работать с аппаратурой и приборами, писать на доске, склоняться к учащимся, садиться и т.п. Одежда должна гармонировать с фигурой, обликом педагога, быть красивой и опрятной. Элегантно, красиво одетый учитель вызывает положительные эмоции учащихся, поднимает их настроение, побуждает следить за собой, воспитывает их вкус. Все в облике учителя - и прическа, и костюм, и косметика, и духи - должно быть подчинено воспитанию детей.
Учитель должен работать над своей внешностью до тех нор, пока не появится привычка всегда хорошо выглядеть, иметь свой стиль, образ, который включает не только внешний вид (одежда, украшения, прическа, макияж), но и умения пользоваться парфюмерией, говорить, двигаться, стоять и ходить.
Весь облик учителя должен гармонично дополнять его профессиональную деятельность, его индивидуальность, помогать в воспитании детей. «Я должен быть эстетически выразительным, поэтому я ни разу не вышел в нечищеных ботинках или без галстука... Я не допускал к уроку учителя, который был одет неопрятно. Поэтому у нас вошло в привычку, ходить і о работу в лучшем костюме. И я сам ходил на работу в лучшем своем костюме, который у меня был»
Требования и правила к внешнему виду учителя:
Выделяйте время для ухода за одеждой и внешностью.
Следите за литературой по этикету, тенденциями моды.
Выходя из дома, проверьте свой внешний вид.
Одевая новый костюм, проверьте, удобно ли будет работать в нем.
По пути на работу старайтесь не запачкаться.
Придя в учебное заведение, прежде всего, проверьте свой внешний вид: костюм, прическу, обувь и пр.
Перед каждым занятием проверяйте свой внешний вид.
Анализируйте с педагогических позиций одежду, внешний вид разных людей, коллег, прохожих, актеров, дикторов.
Наблюдайте, как ваши коллеги реагируют на ваш внешний вид.
10. Главное во внешнем виде - опрятность и чистота, эле гантность и чувство меры.
Учитель должен уметь красиво одеваться, учитывая тенденции современной моды, но при этом избегать крайностей. Обувь также должна быть удобной, элегантной и, конечно, чистой. Не стоит забывать, что учитель большую часть времени проводит на ногах и должен чувствовать себя в обуви комфортно.
Прическа должна быть к лицу, аккуратной, волосы обязательно чистыми. В пользовании косметикой необходимо соблюдать меру, подчеркивать достоинства лица и скрывать его недостатки. При выборе украшений следует учитывать, что они являются лишь дополнением к костюму и не должны играть доминирующую роль.
Однако ни костюм, ни прическа, ни украшения не заменят хорошего настроения учителя, его доброжелательности, которые должны отражаться на лице, в походке, движениях, над чем тоже необходимо работать. Хмурое, злое выражение лица не поправить никакими внешними атрибутами. Главное в облике учителя - его настроение.
Необходимо отметить важность правильной осанки и походки учителя. В.Н.Гринева советует для этого: максимально развернуть плечи, чтобы они «смотрели» точно в бок и лопатки на спине почти сходились. Выровнять тело, «подтянуть» голову назад и верх, слегка втянуть подбородок, чтобы при взгляде в профиль шея и голова продолжали тело, а не выдавались вперед. Потом нужно подтянуть живот и таз. Пятки вместе, носки слегка врозь, руки свободно расположены вдоль тела, пальцы расслаблены.
Правильная осанка - основа для правильной походки. Определяем ширину своего шага, усваиваем правильную постановку стопы. Ставим обе ступни на одну линию так, чтобы пятка одной ступни касалась носка другой. Центр тяжести держать так, чтобы стоять на обеих ногах одновременно. Теперь разведем ноги в стороны. Это и есть ширина нашего шага. Из этого положения начинаем спокойно двигаться вперед, изредка проверяя ширину шага (сводя носки на одну линию). И помнить нужно о том, что пятки находятся на одной линии, носки разведены, ширина шага соблюдается постоянно.
Культура и техника речи
Учение о речевой культуре зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме, где в обществе чрезвычайно высоко ценилось ораторское искусство. Примером тому могут служить вошедшие в мировую истории выступления Цицерона, Сенеки а также наследие по обучению риторике Квинтилиана и др. Устная речь, как основное средство педагогической деятельности, является важнейшим элементом мастерства. Словарный запас современного взрослого человека должен составлять 10-12 тыс. единиц.
Яркость и выразительность, точность и ясность - таким должен быть язык учителя для обеспечения внимания со стороны учащихся (Я.А.Коменский). Дети стремятся подражать учителю, а всегда ли его речь достойна подражания? Н.А.Сухомлинский говорил, что искусство воспитания это, прежде всего искусство владения еловой. Работа педагога над своей речью требует значительных усилий. Ведь очень часто подготовка сводится к усвоению теоретических сведений и методики, а в овладении педагогической техникой речи возника-ют проблемы. Поэтому свою задачу видим в том, чтобы дать элементы культуры и техники речи, а также ряд тренировочных упражнений, которые помогут студентам в овладении этим важнейшим компонентом педагогической техники.
Культура речи - это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. Педагог должен владеть правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.п. Культура речи - основа общей педагогической культуры. Ведь от уровня речевой культуры, характера речевого общения зависят и эмоционально-психологический фон занятия, и микроклимат в группе (В.Н.Гринева).
Речь - могучее средство формирования личности. Речь педагога, как и любого культурного человека, должна отвечать следующими требованиям:
правильность: соответствие нормам ударения и грамматики;
точность: соответствие мыслям говорящего и правильность отбора языковых средств выражения содержания мысли;
ясность: доходчивость и доступность для собеседников;
простота, доступность и краткость: употребление простых, неусложненных фраз и предложений, наиболее легких для восприятия учащимися;
логичность: построение композиции рассуждения так, чтобы все части его содержания последовательно следовали друг за другом, были взаимосвязаны и вели к его конечной цели;
выразительность: исключение из речи штампов и шаблонных словосочетаний, умелое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов;
богатство и разнообразие по лексико-словарному составу: большой словарный запас и способность употреблять одно слово в нескольких значениях;
уместность выражений: употребление наиболее подходящих для данного случая стилистически оправданного языкового средства с учетом состава слушателей, темы диалога и его содержания, решаемых задач;
языковая и речевая стилистика;
обращенность учителя к ученику.
Несоблюдение этих требований в процессе общения обычно ведет к снижению его эффективности. Так, паузы, неумением правильно распределять дыхание, случайные логические ударения, многоударность, неверные интонации приводят к тому, что смысл сказанного учителем понимается неверно, либо не понимается совсем. Например, рассмотрим предложение: «Завтра, в субботу, занятий на I курсе не будет». Если сделать ударение на «I курсе», то мы обращаем внимание на то, что занятий не будет только на I курсе. Если хотим подчеркнуть, что занятий не будет «завтра» или «в субботу», то делаем ударение на этих словах и т.д. Всего в этом предложении может быть четыре варианта логического ударения. (.)шибкой будет голосовой нажим на ударном слове. Выделить нужное слово можно паузой между словами, изменив ритм фразы и пр.
Речь без логических ударений воспринимается трудно, но іще труднее воспринимать речь, в которой подчеркивается каждое слово. Изменение логического ударения ведет к изменению смысла. Например:
Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время.
Для облегчения правильного построения устной речи, как учителю, так и учащимся, ознакомимся с логическими правилами устной речи:
1. Если во фразе есть противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова.
2. При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже.
Всегда выделяются однородные члены предложения.
Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется. Если же нужно подчеркнуть именно определение, следует прибегнуть к инверсии - изменению принятого в грамматике порядка слов.
Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом.
При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. При этом необходимо следить, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.
Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово: «ни тебе, ни мне», «как ни старайся, ничего у тебя не выйдет».
У неопытного педагога речь часто перегружена логическими ударениями, т.к. все в ней кажется ему важным. Иногда ударения расставлены верно, а смысл сказанного непонятен, т.к. фраза звучит в едином речевом потоке, что на слух плохо воспринимается. Поможет здесь смысловая группировка слов вокруг логических центров с тем, чтобы ученики воспринимали не отдельные слова, а смысловые блоки, называемые речевыми тактами.
Речевой такт объединяет слово или группу слов, тесно связанных между собой по смыслу и произносимых как единое целое с логическим ударением на одном из слов. Подлежащее и сказуемое отделяются паузой и должны находиться в разных речевых тактах. Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются логическими паузами. Подготовка к занятию должна включать разбивку текста на речевые такты, постановку логических ударений и пауз, а в итоге - построение логической перспективы речи. Это поможет учащимся понять смысл сказанного учителем.
С.С.Сперанский говорил, что необходимо соблюдать два правила расположения мыслей:
1. Все мысли должны быть связаны между собой, и каждая последующая мысль содержать зачатки предыдущей.
2. Все мысли должны быть подчинены главной. Точность и выразительность речи достигается употреблением синонимов, т.е. слов близких по смыслу, но отличающихся различными оттенками (например: хохот-смех, плач-рев, смелый-храбрый, учителъ-педагог-воспитатель и т.п.); паронимов близких по звучанию, но различных по смыслу (например, усвоить-освоить, абонент-абонемент и т.п.).
Качество речи снижает тавтология - повторение одного и того же разными словами: «бегать бегом» «играть в игру», «памятные сувениры» и т.п.
Большое значение для устной речи имеет интонация, которая бывает двух видов: логическая и эмоционально-эспрессивная. Цель первой - подчеркнуть смысловую нагрузку отдельных слов, выражений, второй - помочь учителю передать свои чувства, отношение к сказанному.
В кругу общения специалистов в области физической культуры и спорта в их устной и письменной речи распространены жаргонные слова и выражения. Например, «сделать соперника», т.е. победить, «подвесить» - устроить на работу и т.п. Изъяны речи, небрежность в произношении, неправильные ударения отвлекают учащихся от содержания, т.к. они невольно обращают на это внимание, отвлекаясь от главного.
Сила воздействия слова педагога связана с уместностью речи, т.е. соответствием средств языка составу слушателей, теме разговора, его содержанию и решаемым учебно-воспитательным задачам. Ведь один и тот же текст может быть доступным старшеклассникам и не доступным для младших школьников. По-разному реагируют на замечания тренера и дети, обладающие различным характером, темпераментом, психическими процессами. С первых дней работы тренер должен внимательно изучать все особенности ребенка с целью последующего продуктивного общения с ним.
Исследования показали, что монотонный голос при изложении материала снижает его восприятие на 35-55%. Важно придать оттенок речи при одобрении или порицании поступков учащихся. Следует отметить, повышение и понижение голоса помогает удержать инициативу в общении. Обычно разговоp ведется спокойно, без повышения голоса, но в случае нарушений дисциплины, режима, проявлений эгоизма, «звездной болезни» в голосе педагога должны звучать оттенки возмущения, негодования. Однако никогда не следует употреблять оскорбительных слов и выражений, а тем более не высмеивать недостатки, которые ребенок не в состоянии исправить.
В условиях спортивной деятельности необходимо учитывать состояние спортсмена, его переживания. На соревнованиях тренер своей речью должен помочь ему преодолеть нервозность/тревожность, неуверенность, т.е. его голос должен быть уверенным, исключающим возможность поражения.
Культура речи педагога самым тесным образом связана с его двигательными умениями. Показ упражнения не должен нарушать плавность и выразительность речи.
Хорошо, когда педагог свои переживания, эмоции, чувства подкрепляет выразительной речью, насыщенной различными интонациями, что способствует развитию адекватных проявлений у детей.
Для становления речевой культуры учителя большое значение приобретает знание и владение разными речевыми стилями - бытовым, деловым, научным, художественным (В.Н.Гринева). В зависимости от аудитории, с которой общается, учитель должен выбрать и соответствующий стиль речи для обеспечения эффективного общения. Достигается это знанием языка и наличием речевых навыков, которые формируются в речевой деятельности, с опытом. Безусловно, речевая культура непосредственно зависит от языковой среды: чем выше уровень речевой культуры населения, тем большее влияние он оказывает на воспитание и формирование личности.
К сожалению, многие педагоги не владеют основами речевой деятельности, техникой речи: не знают анатомо-физиологических, психологических и грамматических основ речевой деятельности; не умеют правильно дышать; имеют невыразительный голосовой аппарат; у них отсутствует чувство темпа речи; они посредственно владеют дикцией, основами логики речи и пр. Невыразительный, тихий голос, отсутствие нужного темпа речи, плохая дикция ведут к непониманию и потере интереса учащихся к занятию. Такой учитель не способен зажечь учащихся, вдохновить их, пробудить интерес в обучении. И, наоборот, развитое речевое дыхание, совершенная дикция, поставленный голос придают слову педагога выразительность, которая позволяет передавать в речи богатство мыслей и чувств. Поэтому овладение техникой речи является одной из главных задач педагогической техники в целом.
Что же такое речевая техника? Это совокупность фонационного (речевого) дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков и позволяющих,| эффективно осуществлять речевое воздействие (I". II Чихаев) (Рис.7).
Рис.7. Структура техники речи (по В.П.Чихаеву)
Дыхание, связанное с образованием звуков, является фонационным дыханием. При таком дыхании вдох значительно короче выдоха. Наиболее целесообразным с точки зрения гигиенистов-физиологов для учителя является смешанный тип дыхания, вырабатываемый тренировкой.
Важной особенностью регуляции дыхания у человека является его способность произвольно менять темп, ритм, амплитуду дыхательных движений. Это особенно важно для учителей физической культуры и тренеров, т.к. их профессиональная деятельность связана с необходимостью сочетания слова и показа физических упражнений, т.е. речедвигательной деятельностью, подсчетом по ходу выполнения упражнений, требующего навыков дыхания. Поэтому им необходимо регулярно заниматься дыхательной гимнастикой, т.к. правильно поставленное дыхание - это часть голоса, условие успешной деятельности. Некоторые упражнения по выработке фонационного дыхания даны в материалах для индивидуальной работы.
Речевой голос. Основная роль в технике речи принадлежит голосу учителя - основному его инструменту. Будущему учителю, не полагаясь на природные данные, необходимо работать над техникой речи, соблюдая следующие требования к голосу:
Учитель должен владеть техникой изменения тональности в зависимости от специфики учебно-воспитательных задач и индивидуальных особенностей учащихся.
Постановка речевого голоса должна начинаться со снятия мышечного напряжения в области шеи и плечевого пояса, освобождения фонационных путей. Затем следует развитие динамического диапазона голоса. Бедность диапазона речи учителя проводит к монотонности речи и снижению активности учащихся. Настоящим мастером, по мнению А.С.Макаренко, можно стать тогда, когда научишься произносить одну фразу с 15-20 звуковыми оттенками.
Голос педагога должен отличаться силой, выносливостью и гибкостью. Сила не означает громкость, т.к. громко сказанная фраза без эмоциональной окраски может уйти в никуда, не возыметь действия. Выносливость голоса - такое его состояние, когда при работе (до 6-7 уроков в день) не происходит его ослабления или заболевания. Гибкость предполагает широкий диапазон звучания. Все вышеназванные качества голоса нуждаются в тренировке, соблюдении режима, заключающегося в чередовании речевой деятельности (максимум 4-5 учебных часов) и перерывов в 10-15 мин. Следует избегать холодного воздуха и воды, алкоголя и курения, т.к. они пагубно влияют на голосовые связки и появляется хрипота, сиплость и т.п. Нежелательно и нервное напряжение. Известно, что человек, даже при незначигельном волнении иногда «теряет» голос. Поэтому условием хорошего голоса является здоровая нервная система, традиционные закаливающие процедуры, рациональное питание.
Дикция - это умение правильно произносить гласные и согласные звуки. Дикционные навыки обусловлены активностью мышц артикуляционного аппарата, развитие которого является условием их формирования. Выработку правильной дикции следует начинать с артикуляционной гимнастики, которая развивает такие органы речи, как губы и язык, делает их, а также нижнюю челюсть, голосовые связки, легкие. Эти упражнения лучше делать перед зеркалом, самостоятельно.
Для того чтобы избежать так называемого пестрого голоса, когда гласные звуки звучат у зубов, неба, в гортани, необходима тренировка в произношении каждого звука и их сравнения. Для овладения техникой правильного произношения очень полезно использование скороговорок и специальных упражнений
Техника педагогического общения
Оптимальным, с точки зрения педагогики, можно считать такое общение, которое создает наиболее благоприятные условия для развития и формирования учащихся, способствует созданию эмоционального комфорта в коллективе. Как уже отмечалось, большая роль в общении принадлежит первому впечатлению, поэтому необходимо уметь показать себя с самой лучшей стороны, попытаться увлечь детей своими достоинствами. К первой встрече необходимо подготовиться, ознакомившись с контингентом учащихся, отзывами о них других учителей (коллег), родителей. Однако иногда такая информация может привести к формированию негативной установки по отношению к некоторым ребятам, что сказывается на последующем отношении к ним. Невольно мы со страхом, недоверием смотрим на "плохих" детей, создавая труднопреодолимые барьеры в общении. Идя на урок, учитель должен продумывать все: и внешний вид, и жесты, и мимику, что и как сказать.
Лена Свидрик
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога
Думая о том, как стать хорошим педагогом, мы понимаем, что приходится работать над самим собой. Работа над собой – это труд, который занимает много времени. В этом труде педагог приобретает необходимые ему знания и умения.
Педагогу важно научиться владеть техникой речи, четко выражать свои мысли и чувства. В этом помогает ему умение управлять своим голосом, дикцией, дыханием, мимикой, пантомимикой. Так, можно сказать о том, что педагог настоящий артист в своей профессии.
Антон Семенович Макаренко (педагог) писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… вести себя так, чтобы каждое движение его – воспитывало».
Исходя из всего сказанного, мы можем сказать о том, что ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – это приобретенные педагогом знания и умения, которые позволяют ему видеть, слышать, чувствовать своих воспитанников, и передавать им знания.
Юрий Петрович Азаров (писатель, доктор пед. наук) говорил, что:
1. Развитая педагогическая техника помогает педагогу выразить себя в своей педагогической деятельности, раскрыть все лучшие качества его личности.
Педагог, владеющий педагогической техникой, уже не отвлекается на поиски нужного слова или объяснение сказанного неудачно, он не мучается от потери голоса – все его силы уходят именно на творческий подход в деятельности.
Владея педагогической техникой, педагог может быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а так же сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях. В решение таких проблемных ситуаций, педагог удовлетворяет личные потребности в своей профессиональной деятельности.
2. Педагогическая техника оказывает развивающее воздействие на качества личности.
Важная особенность педагогических техник состоит в том, что они формируются на индивидуальных особенностях педагога, как психологических, так и физических. Так, мы можем говорить о том, что педагогическая техника зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья.
Но если, педагог будет:
Работать над своей речью, у него будет развиваться мышление;
Работать над овладением методами саморегуляции, у него будет развиваться эмоциональная уравновешенность;
Постоянно использовать самонаблюдение, у него будет развиваться умение корректировать свои действия.
Хорошо, когда все умения педагога в области педагогической техники проявляются одновременно. Это помогает достичь наилучшего результата.
3. В процессе овладения педагогической техникой, педагог раскрывает все свои нравственные и эстетические позиции. Эти позиции показывают уровень культуры педагога (высокий, средний, низкий).
Культура педагога – это в первую очередь, культура личности. Такой человек способен брать на себя ответственность, регулировать конфликты, принимать совместные решения, принимать и уважать чужую культуру.
Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии.
Из всего сказанного, мы можем сказать о том, что педагогическая техника – это важный инструмент педагога, который он применяет ежедневно в своей деятельности.
Публикации по теме:
«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка в контексте ФГОС дошкольного образования В связи с введением ФГОС ДО меняются подходы организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность.
Групповая форма организации учебной деятельности школьников на уроках географии Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,.
Хочу познакомить вас с игрой, которая разработана по прицепу игры твистер, предназначена для проведения в игровой увлекательной форме диагностических.
В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе.
Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников Гусельникова Т. А., воспитатель; Мурашова М. Ю., воспитатель; Одинаева Б. В., воспитатель; МАДОУ «Детский сад №56» г. Балаково Саратовская.
Игра основная форма организации педагогического процесса. "Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М. Горький). Приказом Министерства образования и науки.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕНРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"НОВОУРАЛЬСКАЯ ШКОЛА № 1, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ
ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ "
(ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1")
Мутовкина Т.А., учитель
Индивидуальная педагогическая техника
учителя Мутовкиной Татьяны Анатольевны
Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им на отдельных воспитанников и на детский коллектив в целом.
Педагогическая техника педагога является его индивидуальным стилем профессиональной деятельности . Существенное влияние на индивидуальный стиль деятельности оказывают: интеллект педагога, общая культура, уровень профессиональной подготовки учителя, особенности его характера и темперамента, присущие данному педагогу нравственные ценности.
Составной элемент педагогической техники - умение педагога управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние.
Одним из факторов, способствующим выработке индивидуального стиля деятельности, является взаимодействие с коллегами . Совместная (коллективная) педагогическая деятельность содержит огромные возможности активизации и обогащения социально и личностно значимых потребностей учителей (в информационном обмене, в ситуативном лидерстве и в защите от некомпетентных оценок, во взаимопомощи, эмоциональном комфорте, творческом самоутверждении).
Творческий подход к деятельности является следующим компонентом, оказывающим влияние на выработку индивидуального стиля деятельности. Руководство процессами взаимодействия, коммуникации, общения в системе "учитель - ученик" является делом педагогического искусства. Оно не терпит стандарта и шаблона. Искусство учителя проявляется в том, как он строит композицию урока; какими способами он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни. Словом, творчество - это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая его характеристика.
Главнейшим в деятельности педагога фундаментом его работы есть направленность его деятельности и профессионализм знаний. А.С. Макаренко неоднократно делал акцент на необходимости для учителя владеть приемами организации собственного поведения и влияния на ученика. Он ввел для обозначения этого явления понятие "педагогическая техника", которое напоминает педагогу о необходимости заботиться не только о сущности нашей деятельности, а и о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала. Ведь "воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе делается, а потому, что видит вас, слушает вас".
Понятие "педагогическая техника" состоит из двух частей.
Первая связана с умением педагога руководить своим поведением:
Техника владения своим организмом (мимикой, пантомимикой);
Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);
Социально - перцептивные способности (техника управления вниманием, воображением);
Техника речи (дыхание, дикция, громкость, темп речи).
Вторая связана с умением повлиять на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса обучения и воспитания:
Техника организации контакта;
Техника внушения и т.п. (т.е. дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением)
Составляющие первой и второй групп педагогической техники направлены либо на организацию внутреннего самочувствия педагога, либо на умение это самочувствие адекватно проявить внешне. Поэтому можно условно разделить педагогическую технику на внешнюю и внутреннюю соответственно цели её использования.
Внутренняя техника - создание внутреннего переживания личности, психологическое настраивание учителя на будущую деятельность через влияние на ум, волю и чувства.
Внешняя техника - воплощение внутреннего переживания учителя в его телесной природе: мимике, голосе, речи, движениях, пластике. Сюда же можно отнести и визуальный контакт – техника, которую нужно сознательно развивать.
В начальных классах закладывается основа знаний и умений, еще только формируются учебные навыки. На протяжении долгого времени у младших школьников ведущей является игровая деятельность. В этих условиях мне, как учителю, при чтении или рассказывании часто приходится использовать различные голосовые модуляции для озвучивания животных или сказочных героев. Свои высказывания я сопровождаю жестами и мимикой для уточнения, дополнения, эмоционального аккомпанемента речи. Приходилось искать приемы удерживания внимания детей.
Постепенно у меня сложилась своя, индивидуальная, педагогическая техника.
При знакомстве с алфавитом в 1 классе большинству детей трудно соотносить звук и букву. Еще большую трудность они испытывают при чтении слогов и слов, т.к. происходит слияние звуков. Следовательно, сначала ребенку нужно придать правильное положение артикуляционному аппарату при чтении первой буквы, а затем изменить артикуляцию для произнесения следующего звука. Но как раз это и не может сделать обучающийся. Как ему помочь? Случайно, из неоднократных проб нашелся прием чтения при помощи кистей рук (похоже на сурдоперевод).
Выделяя звук в слове, мы "ловим" его (ко рту приставляем руку ладонью вверх, произносим слово, а на нужном звуке сжимаем ладонь в кулак).
Звук "А" – показываю пальцы, собранные в щепоть, а потом их открываю (имитация открывания рта при произнесении этого звука).
Звук "У" – вытянутые пальцы собраны вместе.
Звук "О" – указательный и большой пальцы соединены в кольцо, остальные направлены вверх
Звук "М" – пальцы собраны в щепоть.
Звук "Р" – пальцы, расположенные перпендикулярно ладони, поворачиваю несколько раз вправо-влево (дрожание языка).
Кроме того, буквы, цифры, правила помогают усвоить короткие стишки, которые легко запоминаются детьми:
Бедняжка буквы ЫХодит с палочкой. Увы!
Эта буква широка
И похожа на жука.
Тройка – третий из значков,
Состоит из трех крючков.
Половинка жука –
Получилась буква "Ка".
Стоп! Внимание!
Опасная компания:
ЖИ и ШИ
Пиши с буквой И.
Твердый согласный – сжимаем кулачок (камешек, лед), мягкий – обозначаем движением, которым гладят кошку.
Ударение в слове мы с моими учениками обозначаем ударом кулачка одной руки о раскрытую ладонь другой или можем "позвать слово из леса".
При знакомстве со сложными словами с двумя основами я "складываю" их. Например, слово "снегопад". Сказала слово "снег" в одну ладонь (как при выделении звука из слова), "падает" – в другую. Затем два кулачка сближаю до встречи, открываю ладони и произношу все слово "снегопад".
Такая техника помогает и на уроках математики.
Как мы сложные слова "складываем" при помощи кулачков, так мы двузначные числа "раскладываем по кулачкам". Например, число 23 – это 20 ("положили" в один кулачок) и 3 ("положили" в другой кулачок). Теперь можем решить пример: 23 – 20 (убрали за спину кулачок, в котором было число 20), осталось 3.
"12 карандашей разложили в 4 коробки поровну. По сколько карандашей в каждой коробке?" Сначала я действительно раскладываю карандаши по коробкам, и дети понимают, что для решения этой задачи нужно выбрать действие "деление". Затем заменяю этот процесс жестом: несколько раз провожу ребром одной ладони по раскрытой ладони другой руки. Постепенно дети начинают понимать суть действия, и им уже не нужны жесты.
У многих моих обучающихся монотонная, неэмоциональная речь, тихий или громкий голос, несформированное речевое дыхание. С целью формирования техники речи у детей учитель должен дать им образец своей речи. Для этого я использую физминутки, совместное чтение коротких текстов, заучивание стихов, инсценировки.
Сначала физминутки провожу я. Затем дети их запоминают и проводят сами, подражая моим интонациям, жестам, мимике. То же происходит при совместном чтении, заучивании детьми стихов, инсценировках. Постепенно дети запоминают эмоциональные, голосовые, жестовые шаблоны и начинают уже самостоятельно компоновать их и применять в соответствии с ситуацией или прочитанным текстом.
Важным моментом в своей педагогической технике считаю построение уроков по определенному плану. В этом случае дети знают, что если учитель сказал, например, фразу "Закрываем кассы", значит нужно выполнить это задание, открыть букварь и вставать на физминутку. Я считаю, что если обучающиеся знают, что их ожидает, это снимает неуверенность и страх перед неизвестностью и страхом с чем-то не справиться.
Это совсем не означает, что все уроки и занятия я провожу стандартно и уныло. И уж совсем не исключает творческого подхода в моей работе. На уроках я не только просто учу детей чему-либо, выдаю какую-то тему – я с ними беседую, советуюсь, играю, инсценирую, пою и много чего другого делаю в зависимости от ситуации.
В заключении хочу отметить, что считаю невозможным и неправильным копирование педагогической техники одним учителем у другого. Ведь каждый педагог – это человек со своим характером, темпераментом, взглядами на жизнь и т.д. А скопировать другого человека невозможно.
Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением. Владение педагогической техникой позволяет учителю и воспитателю более эффективно решать задачи обучения, воспитания, осуществлять взаимодействие с учащимися. С помощью конкретных приемов и средств педагог может ярко, образно и выразительно донести до школьников, студентов свои мысли, чувства, гражданские и профессиональные ценности.
Техника в справочной литературе характеризуется как «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве» (Словарь русского языка; под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. М.: Оникс, 2007. С. 559). В педагогических словарях педагогическая техника определяется как комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, помогающих ему добиться оптимальных результатов в работе (Загвязинский В.И.), как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий (Рапацевич Е.С.), как совокупность умений и навыков, обеспечивающих оптимальное поведение учителя и его эффективное взаимодействие с детьми в различных педагогических ситуациях (Коджаспирова Г.М.).
Термин «педагогическая техника» был введен в оборот педагогической науки и практики известным отечественным педагогом А.С.Макаренко в 20-е годы прошлого столетия. А.С.Макаренко подчеркивал, что «Педагогическое мастерство может быть доведено до большей степени совершенства, почти до степени техники» (Макаренко А.С. Из опыта работы // Пед. соч. в 8 т. Т.4. М., 1984. С. 368-369). Развивая эту мысль, педагог подчеркивал, что такие «пустяки»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть стали решающими в его профессиональной деятельности. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляды, повороты – все это нужно, и без этого не может быть настоящего воспитателя.
Большое внимание педагогической технике в профессиональной деятельности учителя уделял В.А.Сухомлинский. Выдающийся педагог-гуманист подчеркивал, что способность владеть собой, держать себя в руках, настроить себя на задушевный разговор с воспитанниками способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание В.А.Сухомлинский обращал на умение общаться с учащимися. «Я твердо убежден, - писал педагог, - что множество конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить с учеником» (Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2. С. 42).
В современной российской педагогике вопросы педагогической техники получили развитие в трудах А. Гина, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Л.И. Рувинского, Н.Е. Щурковой. Специалисты выделяют в педагогической технике две основные группы умений. Первая группа связана с умениями управлять собой, вторая – с умениями управлять другими людьми в первую очередь учащимися, воспитанниками. К умениям управлять собой педагоги-теоретики относят технику и культуру речи, включая постановку дыхания и голоса, дикцию, логичность и выразительность речи. Педагога-мастера отличает умение говорить грамотно, красиво и внятно, при этом, используя невербальные, в частности, паралингвистические средства: выразительно интонировать свою речь, точно выражать в слове мысли и чувства. Другим элементом педагогической техники является пластика. Пластика включает владение телом, в том числе умение педагогически, целесообразно использовать мимику, жесты, осанку, позу, движения в общении с воспитанниками. Выразительный взгляд, поощряющая или ироническая улыбка, точный жест, доброжелательная поза нередко оказываются в педагогическом взаимодействии более эффективными средствами общения, чем многословные пояснения или замечания.
Важную роль в педагогическом процессе играют умения педагога управлять своим эмоциональным (психическим) состоянием, поддерживать у себя оптимальный уровень эмоционального (творческого) напряжения и оптимистический, доброжелательный настрой, организовывать для себя эмоциональный отдых. Эти умения обеспечивают учителю и воспитателю профессиональный самоконтроль, помогают в течение многих лет сохранять здоровую нервную систему, избегать нервных срывов, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.
Для организации эффективного педагогического взаимодействия учителю необходимо также овладеть некоторыми элементами актерских и режиссерских умений, которые помогут ему в общении с воспитанниками оказывать влияние не только на их ум, но и на чувства, наиболее полно передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Умения управлять собой связаны с социально-перцептивными способностями, которые включают внимание, наблюдательность, воображение, владение эмоциями, настроением. Педагогу важно уметь снимать излишнюю психологическую напряженность, занимаясь саморегуляцией, уметь создавать творческое самочувствие. И, наконец, важным компонентом в характеризуемой группе умений является умение учителя одеваться с учетом профессиональной этики.
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умениями воздействовать на личность и коллектив. Эти умения раскрывают технологическую сторону процесса воспитания и обучения. К ним относятся дидактические, организаторские, коммуникативные умения, умение принимать педагогически целесообразные решения (Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие; под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2001. С.73). Эти вопросы более подробно рассмотрены в учебниках по педагогике и по теории и методике воспитательной деятельности. В данном пособии мы сосредоточим внимание на характеристике умений, приемов и средств, которые необходимы будущему педагогу-воспитателю для эффективного управления собой.
Следует отметить, что во взаимодействии с обучающимися все умения учителя, преподавателя вуза в области педагогической техники проявляются одновременно. Речь сопровождается жестами, мимикой, движением. Непрерывное самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств и т.д. Начинающему педагогу достаточно сложно управлять собой в педагогическом процессе. В классе он напоминает человека, который впервые сел на велосипед или за руль автомобиля: он не уверен, что надо сделать вначале, а что потом, забывает выполнить ту или иную операцию, теряется, нервничает, допускает ошибки. Хотя в теории, казалось бы, ему все достаточно хорошо известно. Со временем эта растерянность проходит, но при условии, что полученные педагогом в вузе знания и умения постоянно совершенствуются.
Особенностью педагогической техники является то, что все технические умения носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Выбор тех или иных приемов и средств педагогической техники существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, уровня его педагогической культуры, а также от состояния его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Однако, несмотря на личностное своеобразие в педагогическом процессе, учитель и преподаватель выполняют определенные профессиональные функции, поэтому в применении умений педагогической техники у всех педагогов имеется много общего. Все они направлены на обучение, воспитание и развитие личности взрослеющего человека.
В связи с этим важно подчеркнуть, что уровень сформированности умений педагогической техники в значительной мере отражает уровень общей культуры педагога, педагогический потенциал его личности. Если речь педагога бедна и неряшлива, если он по всякому поводу дает волю своим эмоциям, отличается дурным вкусом, эстетической глухотой, то самые «правильные» слова и самые «нужные» мероприятия не окажут воздействия ни на ум, ни на чувства воспитанников.
Все сказанное дает основание считать, что педагогическая техника – это комплекс профессиональных приемов, умений и средств, которые позволяют учителю, преподавателю эффективно управлять собой, оказывать оптимальное воздействие на школьников, студентов в ходе учебно-воспитательного процесса, способствуют продуктивному решению задач обучения, воспитания и развития личности.