Поэт и царь. Время царя россии близится

Пророчества о благочестивом славном русском Царе как помазаннике Божием, чудно явленным Богом, существуют с древности и находят свое место со времени становления царской власти на Руси. Есть как зарубежные пророчества, например греческие и афонские, так и отечественные - русские, от благочестивых христиан и богоносных старцев. Также существуют пророчества, сказанные и не в православной среде, например у католиков, пророчества Нострадамуса, или знаменитое «Фотимское явление» Матери Божией в Испании детям, а именно Ее «Шестое откровение» о Возрождении сильной и духовной России. Есть пророчества и в среде спиритистов-медиумов, экстрасенсов, провидцев-ясновидцев и т.д.

Но нас интересуют пророчества русских соотечественников, связанные с вероятным местом и близким временем явления Царя. Это связано с тем, что пророчества безупречного авторитета святых даже спустя века воспринимаются с большим доверием, чем предсказания современников. Как говорил Господь Иисус Христос, «нет пророка в родном отечестве». Да, психологически тяжело воспринимаются режущие слух слова-пророчества об апокалипсических настроях в то время, когда современная комфортная и бытовая жизнь налажена. Кто бы мог подумать еще два года назад, что антихристовая украинская власть развяжет войну против своего народа?

Но именно это предсказывал одесский старец Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Иона (Игнатенко): «Война начнется через год после моей смерти». После его смерти, 18 декабря 2012 года, спустя 11 месяцев начался кровавый и братоубийственный майдан в Киеве. Это пророчество исполнилось! «Война продлиться два года», - сказывал старец. Итак, время уже истекает. Что будет дальше? По пророчеству старца, Украина войдет в состав России и это будет связано с возрождением монархии и явлением помазанника русского Царя.

Видя зомбирование евросчастьем Гейропы «славой Бандеры», злостью и русофобией значительной части населения Украины, в это тяжело поверить, но факт остается фактом - пророчества сбываются!

Где и как это должно случиться?

Хочу обратить ваше благочестивое внимание на святого диакона Филиппа Елисеевича Горбенко Луганского (1858-1956). У него было пророчество, как о распаде Союза, так и колонизации Украины.

О. Филипп разорвал платок на 3 части со словами: «Девчата, Советского Союза не будет». Все удивились: «Не может быть такого, как же так?!» А он говорит: «Да вот так: 1 часть - Прибалтика, 2 часть - Россия, сначала трудно ей будет, а потом хорошо, 3 часть - Украина. Бедная моя Украина, поработят её иноземцы и все заводы займут». Это уже очевидно также сбылось!

А вот уже о будущем относительно нас связано с необычным явлением Матери Божией старцу. В июне (13,14 и 15 - как заповедано отцем Филиппом) празднуется явление Божией Матери в городе Луганске, которая явилась ему трижды последовательно одна за другой, обозначив своим шествием крест над городом. При этом Она являлась каждый раз в разных возрастах (40, 60 и 18 лет). В связи с этим появилась икона «Луганская», которая сейчас скрыта. Когда эту икону покажут миру, неизвестно. Должно произойти что-то особое, но что именно, никто пока не знает. Все продолжают ждать, что Филипп подаст какой-то знак. Но нам важно то пророчество, которое связано с этим чудным явлением - появлением Царя помазанника Божия.

Матерь Божия предрекла: «О граде же сем скажу, что к концу мира наречется он Царьград-Святоград Луганский, определено ему быть городом славы Моей, небесным Царьградом. И многие люди будут промыслом моим съезжаться сюда со всех уголков Земли, сами не зная зачем. Помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный». То есть Луганск - город Царя, не столица, но, возможно, в этом городе будет явление Царя!

Вспомню еще одного нашего современника, ныне здравствующего схиархиепископа Алипия (Погребняка) , епископа Красно-Лиманского (часть Донецкой области, что ныне под контролем Украины). Владыка известен тем, что в 1992 г. Он был одним из двух епископов Украины, которые не подписали соглашение об автономии УПЦ МП. После чего попал в опалу и почти 20 лет был на покое. Во время кровавых боевых действий противостояния Украины и Новороссии он был поставлен на кафедру действующим епископом в г. Красный Лиман, где до того создал мощную монашескую общину. Совпадение? Случайно ли это возвращение? Построенный гигантский храм, явно избыточный для небольшого городишки, где есть уже несколько храмов, да и на территории монастыря уже было два храма. На мой вопрос (это было приблизительно в 2008г., храм только строился и владыка еще был на покое), а зачем такой больший храм, он ответил твердо, открыто и без сомнений: «Чтобы все поместились гости, когда сюда зайдет Царь для его помазания».

Еще в дни юности владыки, когда он был послушником в Свято-Троицкой лавре, состоялась его чудесная встреча с юродивым старцем, который ему предрек пророчества, связанные с его жизнью: Союз распадется, он будет стоять в истоках возрождения Успенской Святогорской Лавры. Два пророчества уже сбылись, осталось третье! За свое крепкое стояние в вере Бог дарует ему великий дар - помазать Царя на Царство!

Время уже близко, как известно, летом этого года в г. Красный Лиман было явление двух ангелов. Видео снято украинскими солдатами АТО и есть в свободном доступе в интернете. Это что случайно? К чему это предвозвещение?

Мое видение о Царе

Среди дня 09.06.2015 г. приснился мне сон или, точнее, было видение о будущем Царе Помазаннике Божием. Сам я не склонен к какой-либо мистификации или экзальтированному чувствованию. И даже на чудеса, о которых мне рассказывают прихожане, стараюсь посмотреть критически, ища рациональные объяснения. В ближайшие дни я ни с кем не разговаривал на эти темы и не размышлял о них. Это тяжело назвать даже видением или сном, так как чувство и состояние было таково, что как будто я перенесся в будущее и являюсь реально участником будущих событий. События имеют свой последовательный ход, но я как бы одновременно был в разных промежутках времени. Это образно можно сравнить с иконой с житием, на которой есть изображение разных по времени событий, которые накладываются.

Так вот вижу Царя со спины, при этом даже переживаю или ощущаю Его эмоции, чувства и мысли. Такое ощущение у меня в первый раз в жизни. При этом я имел ясный сознательный разум и свободные чувства и действия. Это был явно не сон, в котором несознательно участвуешь в событиях. Когда я задавался вопросом о происходящем, то ко мне как бы приходило разумение-объяснение всего этого, которое я буду излагать в квадратных скобах. Свои предположения о происходящем я буду вписывать в круглые скобки. Реальные это события или символические, или то и другое, судите сами. (События происходили на территории Новороссии, возможно, в Луганске. Спустя некоторое время после этого видения я узнал параллельные пророчества о Луганске, связанные с диаконом Филиппом и явлением Матери Божией в Святогорской Лавре в период событий АТО).

Народ собрался в довольно большой гостиной какого-то административного здания, где и происходили эти события (люди туда не сразу зашли, а последовательно, по очереди заходили). Эта гостиная имела несколько выходов (скорей всего три), куда потом Царь зашел. Это простой человек, не выделяющийся особо, но яркий патриот Святой Руси [он еще сам не знал, что он избранник, до последней минуты обряда, когда его провозгласили Царем]. И все другие не знали, кто Царь (каждый имел свои предположения, как и сам Избранник предполагал это о ком-то), но каждый свято был готов (встретить Царя). Люди сюда приехали разные, их немного. [Они ощутили в душе призыв, что нужно именно сюда приехать. Ряд обстоятельств у них сложится так, что они без сомнения приедут, влекомые душевным побуждением]. Они не были скоординированы и не были знакомы, разве те, кто небольшими группами (2-3 ч.) сюда добрались. Был философ (академик), историк, богач-олигарх, представители прессы - пять человек, военные, врач, священники, будущие Его слуги.

Он там присутствовал, ожидал Царя, но невидимый человек (возможно, ангел) взял Его за руку и произнес: «Идем. Слушайся. Крепись». [Ему не было это сказано сразу, чтобы по его немощи не было замедлений. До момента снисхождения благодати на царствование дьявол искал этого человека, чтобы убить. И много раз у него были смертные случаи, но дьявол, так и не знал до конца, что именно Он - помазанник]. Ввели в эту комнату (чем-то напомнила домашний храм), там был в одной ее части жертвенник (престол), на котором была дарохранительница в типичной форме храма, крест, евангелие, зажженная лампадка и главное - елейница с миром (как на помазывание во время службы), флакон с маслом и сосуд (металлический кувшин) со святой водой. Престол был обтянут зеленым атласом с орнаментами (типично церковный как на ризах). Там были два священника, но не в ризе. Они взяли его и подвели к престолу (скорее всего, Избранник сам был священником, так как был в длинной одежде на подобие подрясника и имел бородку). Два священника [они раньше друг друга не знали, но были едины по царскому духу] имели небольшие черные бородки. Каждый (как и все кто, сюда попал) для этой миссии взял необходимую принадлежность [именно такой ход событий, что каждый взял отдельную вещь, а не один человек все сразу, связан с соборностью народа и с тем, чтобы дьявол не помешал и не догадался об этом раньше свершения], они взяли миро и масло на помазание. Его вылили на престол (на какую-то материю) и начали эту жидкость смешивать. Избранник, находясь перед престолом, даже хотел попробовать ее на вкус, что это и зачем (осознание еще не приходило ему). Потом подошел другой священнослужитель (это был епископ, старец с длинной седой бородой и волосами в богослужебном облачении), собрал смешанное в елейницу и с молитвой поднял-вознес ввысь.

Владыка возлил Ему миро на голову: «Тебя избрал Бог, будь верен Ему в Служении». Ясный свет (луч) с неба озарил Избранника, сила Божия объяла Его. Потом возлили на Него святую воду с металлического кувшина, от этого его длинные волосы начали как бы кучерявиться и посветлели, мир стал Ему уже видеться другим, глубже.

Священники стали вытирать его полотенцами. Он встал на колени. На полу была небольшая в темно-бордовом бархате подушечка для колен. И еще одна маленькая подушечка, на которую Избранник склонил свою голову на престол, от чего даже на ней осталось пятно от мира. И только когда принесли корону, и он уже был в духовной и благодатной силе Царя (так как все это действие совершалось необычно «спонтанно», то короны специально не было. Это были обыкновенные венцы как на венчание, но переделанные под царскую корону).

Только тогда к Избраннику пришло осознание, что Он и есть Царь. Сомнение длилось доли секунды, что это не он, что он не достоин, что это невозможно, но Божия Сила подкрепляющая пребывала в Нем из-за послушания и покорности его Богу и этой миссии избранности. Вот его первая молитва к Богу. Закрыв глаза, он оперся о подушечку, так как еще стоял на коленях: «Господи, Сам правь этим народом, соверши Свое правление».

(Приблизительно так). Встав, Он еще пребывал в некоем духовном оцепенении, еще до конца все не осознавая. К этому событию Царю была пошита царская одежда чудесным образом, так, что портной, не зная размеров Царя и не видя Его, пошил все по размеру Ему и его Царице. Это очень белого цвета красивая одежда, напоминающая длинные русские кафтаны (чем-то похоже на шинель буденовцев с красными застежками на груди или одежду гусар) со свисающими рукавами, как у русских бояр. Ткань этой царской одежды толстая (такое впечатление, что это событие происходило явно не летом, а осенью или ранней весной).

В громадной гостиной, куда Он вошел, стоял длинный дубовый стол, вокруг него дубовые стулья, посреди стола два стула-престолы с высокой задней спинкой. Он увидел напротив себя святого царя Николая Второго (легкая доброжелательная улыбка на его лице), поздравляющего и передающего Ему царство. Его видели многие присутствующие. Свита Николая Второго и Его семья также наблюдала за всем этим событием с духовного мира, как бы участвуя в этой легитимной передаче власти.

Когда Он сел на стул-престол, то объявили: твоя царица. Она вышла с правой двери, ловко подбежала к Нему, чтобы обнять и поцеловать Его. Но это не была его жена (она была на голову выше Его, с накрашенными губами, со сладостным и лицемерным видом, эстетически ухожена, в одежде, похожей на одежду Царя). Она не смогла прикоснуться к Нему. Духовная сила, что была в душе Царя, остановила ее. Тут же пресса стала фотографировать. В это время в душе было сильное борение-искушение, депрессирующее давление-удушение: «А, может, это так нужно ради Царства? А, может, так лучше?... ». Но Царь резко это отверг и выкрикнул в душе: «Это же ЛОЖЬ. Как может строиться правда и царство на лжи?» В голос перед народом: «Это не царица. Где моя жена? Зачем вы так со мною?» Лжецарица исчезла, те, кто ее подсунул, чуть не умерли от страха, оцепенение объяло их. (Что это значит, я так и не понял, но, вероятно, дьявол хотел погубить Избранника Божьего, ведь «царица» была подсунута от олигарха. Возможно, это символический образ).

С этой минуты (после этого искушения) у Царя появился великий дар видеть человека и вокруг его обстоятельства (он это свойство почувствовал и принял и осознал власть), повелевать с силой и властью, так что те, кто слушал и видел Его, испытывали благоговение и страх, слова Его проникали в душу.

С левой двери этой гостиной зашла Его жена в длинном голубом платье в цветочках. Хрупкая блондинка, перепуганная, ведь ее муж - Царь. Вдруг она оказалась одета в ту же одежду, что и Царь, и венец у нее на голове, и уже с уверенностью села по левую сторону его престола. Невидимый человек (ангел) сказал Ему: «Ты выиграешь все битвы, и никто не противостанет против Тебя».

При Его правлении промыслом Божиим судьбы и обстоятельства слаживались у людей так, что если Он говорил о ком-то и велел что-то сделать, то все складывалось еще до озвучивания. Когда он повелевал, то даже и чудом Божьим это всегда исполнялось. Он многих людей привел к Богу и многие иноверцы крестились. С других стран поедут к нему за верой. Люди в царстве испытывали к Нему благоговение и страх, даже испорченные и в прошлом плохие менялись. Как бы от Царя исходил гармоничный такт, настрой на добро на все государство. Чиновники боялись не послушаться, ведь царь мог мгновенно появиться везде. Бог даровал Царю еще одну возможность и силу для правления Царством - он мог одновременно быть в нескольких местах. (Это понять сложно, возможно, мгновенное перемещение в пространстве. Известны случаи такого одновременного присутствия святых в разных местах, например, святого Иоанна Шанхайского . Известны такие случая из житие многих католических святых).

Я видел, что Он мгновенно появился на поле битвы (когда и где это будет, мне неизвестно, но, скорее всего, под конец Его правления) и оплакивал погибших. Плачет навзрыд очень горько, закрыв лицо двумя руками, просит у Бога их воскрешения. У него на голове была черная шапочка, как бы русская священническая скуфия.

Когда я проснулся, с глаз у меня текли слезы, но состояния обычного плача у меня не было. Восторг и страх, благоговение и сомнение, не впал ли я в прелесть, глубокая потрясенность и радость о будущем, все смешалось в душе. Позвал свою матушку и рассказал ей об этом видении. Сон быстро забывается, но до сих пор видение четко сохраняется в сознании. Оказалось, что в этот день в город Каменс-Шахтинский как раз пришел крестный ход с Крыма на г. Смоленск с иконой Царственных мучеников и со святым крестом. Я благоговейно поклонился. Вряд ли это совпадение. До сих пор в душе глубокое почтение, благоговение, страх, вера надежда и любовь к Царю Помазаннику Божьему.

Не претендую на признание (это вопрос испытания веры нашей). Но то, что было явлено мне — поведал вам, а вы судите сами. Но я однозначно уверен, что Бог верен Своим словам-пророчествам, которые были сказаны раньше святым. И они обязательно сбудутся, а нам грешным и немощным, пророчествами Бог дает подкрепление до времени их свершения.

Итак:

1. Явление Царя будет однозначно величайшее и необычное чудо Божие, вмешательство в человеческую историю. Но все имеет логичную последовательность и это будет духовное лицо!

2. Пророчества безупречных духовных авторитетов говорят о скором исполнении этого. Мы станем свидетелями этого явления, так как часть предсказаний уже сбылась!

3. Это обязательно случиться в период военных мировых событий, скорее всего, в метафизической точке соприкосновения добра и зла - Новороссии. Ибо война испытывает до крайности и оголяет внутреннюю нравственную суть человека.

У многих может возникнуть закономерный вопрос, имеют ли эти пророчества о Царе отношение к действующему Президенту РФ? Не есть ли здесь идеологическая подоплека, направленная против действующей власти? Есть ли в этом противоречие? Ведь существует довольно активная духовная патриотическая группа, которая придерживается мнения, что наш ныне действующий Президент В.В. Путин и есть обещанный России Царь! Возможно, это так, а, может, и нет... Однозначно и без сомнения только одно - им руководит Бог, о чем не раз говорил старец Илий.

Вспоминается случай из жития святого Амвросия Медиоланского . Заходит в храм язычник кочегар, весь в саже, и вдруг двухлетний ребенок закричал на весь храм: «Амвросий епископ!». Или вспомним жестокого гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом! У Бога возможно все!

Этот вопрос я хочу оставить открытым, оставить место для веры и рассуждения. По этому поводу есть противоречивые мнения. Но хочу всех опередить и заверить: все будет гармонично обустроено, без противоречий, во славу Божию и России и спасения люда! Хочу выразить только факты: на престоле в тронном зале в Кремле еще никто не сидит. В недавнем интервью американскому корреспонденту В.В. Путин на вопрос, царь ли он, ответил - «нет».

Он явится в мгновении ока на троне, чудом, на многолюдном мероприятии в Кремле, и все узрят Его. Слова благовестия, сказанные с властью и силою, будут проникать в душу, оставят всякие сомнения, кто Он. Полчища бесов, которые вышли из Ада перед революцией 1917г. (помните видение, вроде, святому Иоанну Кронштадтскому . Он видел полчища бесов выходящих из бездны, кричащих: «наше время! наше дело!»), в это время побегут на другую сторону мира, готовить войну.

Всему свое время: «Даже Царь об этом не будет знать до последней минуты...»

Наше дело - глубоко-нравственная жизнь, активное социальное участие в обществе. Бог дарует вспомогающую, наставляющую благодать через царя Помазанника Божия, но не надо идеализировать. Это никогда не заменит наш ежедневный личный нравственный выбор, участие, труд и покаяние перед Господом.

Протоиерей Олег Трофимов , доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук

"Видел я трех царей..."

В дельвиговском альманахе "Северные цветы" довольно часто печатались стихотворения поэта М. Д. Деларю. Произведения его не вызывали восторгов читателей.

Деларю был лицеистом позднейшего выпуска. Пушкин невысоко ценил его как поэта. В ответ на письма П. А. Плетнева, находившего у Деларю "прекрасный талант", Пушкин писал в апреле 1831 года: "Деларю слишком гладко, слишком правильно, слишком чопорно пишет для молодого лицеиста. В нем не вижу я ни капли творчества, а много искусства..."

В издававшемся Смирдикым журнале "Библиотека для чтения" Деларю напечатал в 1834 году перевод стихотворения В. Гюго "Красавице":

Когда б я был царем всему земному миру, Волшебница! тогда б поверг я пред тобой Все, все, что власть дает народному кумиру: Державу, скипетр, трон, корону и порфиру, За взор, за взгляд единый твой. И если б богом был,- селеньями святыми Клянусь,- я отдал бы прохладу райских струй, И сонмы ангелов с их песнями живыми, Гармонию миров и власть мою над ними За твой единый поцелуй!

Митрополит Серафим счел необходимым обратить внимание Николая I на "неприличные выражения", допущенные Деларю в этих стихах и заключающие в себе "дерзкие мечты быть царем и даже богом".

За разрешение печатать это стихотворение цензор А. В. Никитенко просидел восемь суток на гауптвахте, а Деларю, служивший в канцелярии военного министра, получил строгий выговор и вынужден был подать в отставку.

Пушкин записал по этому поводу в "Дневнике" 22 декабря 1834 года: "Митрополит (которому досуг читать наши бредни) жаловался государю, прося защитить православие от нападений Деларю и Смирдина. Отселе буря. Крылов сказал очень хорошо:

Мой друг! когда бы был ты бог, То глупости такой сказать бы ты не мог.

Это все равно, заметил он мне, что я бы написал: когда б я был архиерей, то пошел бы во всем облачении плясать французский кадриль".

В 1835 году Деларю выпустил небольшой сборник своих стихотворений "Опыты в стихах", который преподнес Пушкину. Томик этот и сегодня стоит на полках пушкинской библиотеки. Из ста пятидесяти двух страниц его разрезаны, однако, лишь двадцать восемь.

Деларю преклонялся перед Пушкиным, и к 1834 году относится рассказ о том, как он выручил Пушкина, когда его письмо к жене, Наталье Николаевне, было перехвачено и вскрыто московским почт-директором А. Я. Булгаковым и попало в руки шефа жандармов Бенкендорфа.

Само по себе письмо было невинно по содержанию, но в нем поэт упоминал о трех царях, и к одному из них - царствовавшему тогда Николаю I - письмо попало от Бенкендорфа. Пушкин писал: "...рапортуюсь больным и боюсь царя встретить. Все эти праздники просижу дома. К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен; царствие его впереди; и мне, вероятно, его не видать. Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю, от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями!"

Можно себе представить, с каким удивлением безмерно подозрительный Николай I читал попавшее к нему письмо поэта... Но Жуковскому все же удалось представить царю дело в благоприятном для Пушкина свете.

Пушкин, однако, был глубоко возмущен вмешательством Булгакова, Бенкендорфа и Николая I в его частную личную переписку с женою и 10 мая 1834 года записал в "Дневнике": "Государю неугодно было, что о своем камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию. Но я могу быть подданным, даже рабом,- но холопом и шутом не буду и у царя небесного. Однако какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться - и давать ход интриге, достойной Видока и Булгарина! Что ни говори, мудрено быть самодержавным".


Шаржированный портрет императора Павла I на рукописи оды "Вольность". Рисунок А. С. Пушкина

Пушкин никогда не доверял почте, и еще 20 декабря 1823 года писал П. А. Вяземскому: "Я бы хотел знать, нельзя ли в переписке нашей избегнуть как-нибудь почты - я бы тебе переслал кой-что слишком для нее тяжелое. Сходнее нам в Азии писать по оказии".

Письмо это Пушкин направил своему другу еще из южной ссылки, но за десять лет, протекших с того времени, ничто не изменилось, и 3 июня 1834 года поэт писал жене в связи с пережитыми неприятностями: "...свинство почты так меня охолодило, что я пера в руки взять был не в силе. Мысль, что кто-нибудь нас с тобой подслушивает, приводит меня в бешенство... Без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности... невозможно: каторга не в пример лучше..."

Почти через полвека, в 1880 году, в журнале "Русская старина" появилась статья "М. Д. Деларю и Пушкин", в которой сообщалось, что секретарь Бенкендорфа, бывший лицеист П. И. Миллер, желая выручить Пушкина, переложил копию перлюстрированного письма поэта к жене из одного отделения письменного стола Бенкендорфа в другое; зная рассеянность и забывчивость своего начальника, он хотел тем самым предотвратить нависшую над Пушкиным угрозу. По другой версии, Деларю взял ее себе.

Вся эта история характеризует приемы, средства и нравы самого императора и его правительства и красноречиво говорит о том, на какие мелочи величайший русский поэт должен был растрачивать свой гений...

Как это важно, что мы знаем Пушкина в лицо, что помним день его рождения. Конечно, это ничтожно по сравнению с серьёзным осмыслением пушкинского наследия. Но как не дай Бог нам впасть в забвение. Такая память важна, конечно, не для Пушкина. За последние двести лет Россия несколько раз тянулась к Пушкину. Самый яркий пример - открытие московского памятника поэту, которое превратилось в невиданный фестиваль русской литературы, именно тогда прозвучали незабываемые речи Достоевского, Тургенева, Островского… Другое пример - 1937-й год, когда отмечалось столетие дуэли и смерти Пушкина. Скорбная дата стала поводом для того, чтобы превратить русскую классику в чтение миллионов. В ХХ веке это был необходимый шаг.

Арсений Замостьянов

Александр Сергеевич Пушкин - человек николаевской эпохи. Многим известно шутливое признание из письма к жене: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвёртого не желаю; от добра не ищут». Шутка, но в ней намёк. Всё здесь - правда, и линия поведения определена чистосердечно.

Император Павел действительно видел будущего поэта трехлетним ребенком. С Александром Пушкин и впрямь пытался воевать - с юношеской пылкостью. И неудивительно, что тот молодого поэта «не жаловал». А с Николаем Пушкин почти сроднился, хотя и не всё в их взаимоотношениях было безоблачным. И это - вплоть до оттенков - чувствуется в мимолётном эпистолярном рассуждении.

Начало царствования Николая Павловича известно всем - настолько трагическим оно было. Путаница с престолонаследием, интриги, наконец, вооружённый мятеж декабристов. Чтобы утвердиться на престоле, младшему брату Александра и Константина пришлось проявить решительность и жёсткость. Несомненно, политический климат переменился: от Александра таких действий ждать не приходилось. Сегодня для нас не секрет, что Николай Павлович вовсе не был капралом на троне. О власти, о государственном устройстве он рассуждал со знанием дела. Был готов к дискуссии, к демонстрации собственных принципов. Понимал, что за ним стоит многовековая идеология, чувствовал ответственность. Пушкин вполне осознанно предпочитал его Александру, которого считал двуличным и вялым. В Николае чувствовался русский дух - царский, петровский…

И Пушкин приветствовал царя стансами, которых от вольнолюбивого поэта не ожидали:

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

Стихи, конечно, не прямолинейные, есть в них и призыв к милосердию, к освобождению узников. Но… Шевырев вспоминал: «После неумеренных похвал и лестных приемов охладели к нему, начали даже клеветать на него, взводить на него обвинения в ласкательстве, наушничестве и шпионстве перед государем».

Пришлось объясняться со щепетильниками. Объяснительное стихотворение вышло ещё глубже первых стансов. Тут политической мудрости на сто трактатов. Более убедительного сочувственного объяснения николаевской политики и вообразить нельзя:

Нет, я не льстец, когда Царю

Хвалу свободную слагаю:

Я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный.

Тому, кого карает явно,

Он тайно милости творит…

Расшифровывать поэтические строки не всегда нужно. Но эта мысль, пожалуй, требует пояснения. «Тому, кого карает явно…». Кого к тому времени успел покарать Николай Павлович? Ответ самый банальный: вождей декабрьского восстания. Жестокая по тем временам кара, она накрепко запомнилась пушкинскому поколению. Но какие «милости» сотворил император казнённым и сосланным декабристам? Значит, Пушкин под объектом «кары» имел в виду широкое обобщение. Тут - не только непосредственные участники мятежа. Предположим, Пушкин подразумевает всё сообщество вольнодумно настроенных дворян, забурлившее «непоротое поколение». Николай после декабря проявил строгость к этим людям…

В чём же милость? Быть может, Пушкин намекает на парижскую гильотину? На революционный террор? Во Франции тоже всё начиналось с аристократической фронды, с прогрессивных политических прожектов. То есть Николай, расправившись с «крамолой», упредил якобинское и бонапартистское развитие событий. Робеспьеровский сценарий, несомненно, уничтожил бы русское дворянство под корень. А, значит, действительно, «втайне милости творит».

А вообще, послание «Друзьям» - настоящий шедевр политической лирики. А политика Пушкина всегда остро интересовала, он не считал её чем-то антипоэтическим.

Впору вспомнить, с чего начинался «роман» дворянина Александра Пушкина с императором Николаем Павловичем.

худ. Петр Кончаловский. “Пушкин в Михайловском”

«Всемилостивейший Государь!

В 1824 году, имев несчастие заслужить гнев покойного Императора, я был выключен из службы и сослан в деревню, где и нахожусь под надзором губернского начальства.

Ныне с надеждой на великодушие Вашего Императорского Величества, с истинным раскаянием и с твёрдым намерением не противоречить моими мнениями общепринятому порядку (в чём и готов обязаться подпискою и честным словом) решился я прибегнуть к Вашему Императорскому Величеству со всеподданнейшею просьбою…

Здоровье моё, расстроенное в первой молодости, и род аневризма давно уже требуют постоянного лечения, в чём и представляю свидетельство медиков. Осмеливаюсь всеподданнейше просить позволения ехать или в Москву, или в Петербург, или в чужие края».

И затем, на отдельном листочке, сделал приписку:

«Я, нижеподписавшийся, обязуюсь впредь ни к каким тайным обществам, под каким бы они именем не существовали, не принадлежать; свидетельствую при сём, что и ни к какому тайному обществу таковому не принадлежал и не принадлежу, и никогда не знал о них».

Дело сдвинулось. И 18 сентября 1826 года в московском Чудовом монастыре император удостоил Пушкина личной аудиенции. Место для встречи избрали, конечно, удивительное. И для Пушкина особенно важное: ведь отсюда он поведёт строй своей трагедии - «Бориса Годунова». Тени Отрепьева и царя Бориса витали над кремлёвским монастырём. Содержание той встречи сохранилось в пересказах и пересудах, самых разнообразных. От монархического до бунтарского варианта трактовки. Истина где-то посередине. Но, кажется, собеседники не были разочарованы друг другом.

Сохранилось свидетельство, что после той встречи в Чудовом монастыре Николай I сказал Блудову:

Знаешь, что нынче я говорил с умнейшим человеком России?

С кем же?

С Пушкиным.

В демократической литературной критике ещё с XIX века утвердился карикатурный образ Николая Павловича - диктатора, лицемера, солдафона. Несправедливое упрощение. Да и возникла эта традиция только потому, что император скончался не в зените славы, а во дни поражений русской армии в Крыму.

Новый государь - Александр II - колебался между сыновними чувствами и желанием показать себя другим, непохожим на отца. Цензура смотрела на критику предыдущего императора сквозь пальцы - и вольнодумцы воспользовались этим незамедлительно. Но есть и другая крайность: Пушкина изображают сверхлояльным, экзальтированным вельможей, а Николая - его «обожаемым отцом». Тут вспоминается филиппика Марины Цветаевой:

Бич жандармов, бог студентов,

Желчь мужей, услада жен,

Пушкин - в роли монумента?

Гостя каменного? - он,

Скалозубый, нагловзорый

Пушкин - в роли Командора?..

Ох, брадатые авгуры!

Задал, задал бы вам бал

Тот, кто царскую цензуру

Только с дурой рифмовал.

Действительно, благонамеренный подданный из Пушкина не выйдет. Они вообще, по большей части, существовали в воображении официальной прессы - эти винтики из схемы «Православие, самодержавие, народность».

Пушкин и царь просто начали сотрудничать. Вскоре после московской встречи он получил письмо. «Его императорскому величеству благоугодно, чтобы Вы занялись предметом о воспитании юношества. Вы можете употребить весь досуг, Вам предоставляется совершенная и полная свобода, когда и как представить Ваши мысли и соображения; и предмет сей должен представить Вам тем обширнейший круг, что на опыте видели совершенно все пагубные последствия ложной системы воспитания», - писал поэту Бенкендорф 30 сентября 1826 года. И неплохая вышла записка - «О народном воспитании», хотя Пушкин и не горел желанием приступать к такой работе…

худ. Китаев А.В. “Пушкин и Бенкендорф”

Император выступал в роли личного цензора. Вроде бы - почётное положение для поэта. Но действовать приходилось через Бенкендорфа. Фактически именно последний стал цензором Пушкина. А это уже, по меньшей мере, двусмысленный оборот. Все публикации пробивались с трудом - даже самые невинные. Нелёгкой была печатная судьба «Бориса Годунова», «Медного всадника», «Дубровского»… То есть идиллическая картинка тут явно не получается.

Но подавно несправедлива демонизация Николая. Его ведь чуть ли не объявляли истинным убийцей Пушкина! А Пушкин был человеком николаевского времени. Такие явления не возникают «вопреки» государству. В истории они стоят рядом. Врагами не были. И в кованой поступи Медного всадника Пушкин видел не только угрозу, но и образ крепкого государства, которое считал пользительным.

Анастасия Гермакова

Избави мя от клеветы человеческия

«Видел я трех Царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку ; второй меня не жаловал ; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю: от добра добра не ищут», - писал Александр Сергеевич Пушкин супруге Наталье Николаевне. Это мнение поэта об императоре Николае I.

«Избави мя от клеветы человеческия, - взывает псалмопевец Давид ко Господу, - и сохраню заповеди Твоя» (118;134). От клеветы и напраслины сложнее всего оправдаться, но «несть сокровенно еже не открыется» (Мф. 10:26).

Вокруг отношений императора Николая I и Пушкина сплелось множество разнообразных вымыслов, низких подозрений и гнусных клевет. Вся эта неправда распространялась врагами Церкви и Отечества, чтобы очернить прежде всего государя как возглавителя исторической православной России. Но ушаты грязи изливались и на поэта, представляя его в глазах современников и потомков врагом традиционной православной государственности. Попробуем увидеть и понять истинный смысл отношений двух великих людей нашей истории.

Раннее творчество Пушкина действительно имело оттенок романтического бунтарства, отмеченного максимализмом юности и спецификой среды, где вращался поэт. Со временем приходит период зрелости творческой и гражданской, и важную роль в этом становлении сыграла личность и позиция самодержца.

«Я никогда не был врагом своего Государя, но был врагом абсолютной монархии»

После подавления декабрьского бунта состоялась историческая встреча Пушкина с царем, положившая начало их личным многолетним отношениям и взаимной симпатии. Начало ее общеизвестно - император прямо спросил поэта: «Как, и ты враг своего Государя, ты, которого Россия вырастила и покрыла своей славой?». Пушкин честно и смело ответил монарху: «Я никогда не был врагом своего Государя, но был врагом абсолютной монархии». А дальше состоялся разговор, в котором царь подробно разобрал с поэтом особенности республиканского и конституционного управления и убежденно объяснил предпочтительность для России самодержавной монархии, утвержденной на религиозном авторитете.

В дальнейшем, изучая исторические материалы в работе над «Историей Пугачева», «Историей Петра Первого», Пушкин неоднократно убеждается в правоте слов царя. Явно свои симпатии к традиционному государственному укладу и неприятие революции Александр Сергеевич изобразил в «Капитанской дочке»: «Не приведи Бог увидеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или же люди жестокосердые, коим чужая головушка - полушка, да и своя шейка - копейка».

Что к этому добавить?

Государь же после той встречи сказал приближенным, что «разговаривал с умнейшим человеком России».

Либеральные круги, однако, считали, что Пушкин неискренен в своем обращении к традиционным основам и только лишь льстит могущественному монарху. На эти домыслы поэт отзывается пламенным стихотворением «Друзьям»:

Нет, я не льстец, когда Царю

Хвалу свободную слагаю:

Я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный.

Тому, кого карает явно,

Он тайно милости творит.<...>

Во мне почтил он вдохновенье,

Освободил он мысль мою,

И я ль в сердечном умиленьи

Ему хвалу не воспою?

Я льстец! Нет, братья, льстец лукав;

Он горе на Царя накличет,

Он из его державных прав

Одну лишь милость ограничит. <...>

Во всей своей нравственной полноте и силе отношения императора и поэта явились после дуэли - своим христианским участием царь поддержал умирающего облегчил его последние дни на земле. Узнав о случившемся, Государь написал ему: «Если Бог не велит нам более увидеться, прими мое прощение, а с ним и мой совет: кончить жизнь по-христиански. О жене же и о детях не беспокойся, я их беру на свое попечение».

Благочестивое пожелание царя было исполнено - еще до получения этого письма Пушкин попросил позвать священника из ближайшей церкви для напутствия. Василий Жуковский спросил поэта, что передать от него государю? «Скажи, что мне жаль умирать. Был бы весь его», - ответил умирающий. В ответ царь поздравил его с исполнением христианского долга и еще раз подтвердил, что не оставит его семью. Выслушав Жуковского, поэт поднял руки к небу и сказал: «Вот как я утешен! Скажи Государю, что я желаю ему счастья в его сыне, что я желаю ему счастья в его России».

Так закончилось земное странствие православного христианина, патриота, великого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Так завершились отношения Поэта и Царя, которые были действительно добрыми и искренними, в духе христианской любви и уважения. Больно лишь от того, что истина открывается нам спустя почти два столетия, но и это позднее прозрение является милостию Божией и великим благом для нас.

СНОСКИ: 1. Император Павел видел будущего поэта трехлетним ребенком. 2. Раннее «бунтарское» творчество Пушкина пришлось на годы царствования Александра I, в это же время поэт был отправлен в административную ссылку в имение Михайловское.

Материал предоставлен газетой «Одигитрия»

Глава первая. ДЕТСТВО

I

В Москве, 26 мая 1799 года, в ветхом, с продырявленной крышей деревянном домике комиссариатского чиновника Скворцова на Немецкой улице родился Пушкин. В этот день по всем церквам шли молебны, гудели колокола и на улицах обыватели кричали ура. Москва праздновала рождение внучки императора Павла . Поэт родился как раз в день семейного торжества Романовых, с коими пришлось ему вести нелегкую тяжбу всю жизнь: первое столкновение его с императором случилось, когда ему было года полтора. Эта любопытная встреча произошла в петербургском Юсуповом саду, когда семейство Пушкиных, после поездки в сентябре 1799 года в Псковскую губернию к тестю Ганнибалу , проживало в Петербурге у тещи Марии Алексеевны Ганнибал . У нее в это время был свой домик в Преображенском полку. Няня, гуляя с маленьким Пушкиным по Юсупову саду, примыкавшему к великолепному дворцу, построенному знаменитым Кваренги , наткнулась на Павла , который и сделал ей строгое замечание за то, что она не сняла картуз с ребенка при появлении его величества.

"Видел я трех царей, - писал Пушкин жене весною 1834 года, - первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю: от добра добра не ищут…"

В начале XIX века господа Пушкины отнюдь с царями не водились и по своему положению представителей древнего, но захудалого рода были весьма далеки от правящих кругов и царского трона. К несчастью, опальному поэту пришлось под конец жизни, по примеру предков, приблизиться к этому самому трону, который, по словам Лермонтова, "жадною толпой" окружали "свободы, гения и славы палачи" .

Пушкин поздно понял, что ему несдобровать в этой компании. В 1830 году, когда еще можно было спастись от царских объятий, поэт писал:

Поэт неравнодушен был к истории. Он живо интересовался, между прочим, судьбою своих предков. Среди них были примечательные умом, волею, характерами и страстями. Многие были порочны и преступны.

Лет за десять до казни мятежного Федора Пушкина в Разрядный приказ была подана его родственниками родословная роспись, в которой сообщалось, что при Александре Невском "прииде из немец муж честен именем Радша". Этот легендарный Радша считался родоначальником многих фамилий - в том числе и Пушкиных, что и дало повод поэту в "Моей родословной" написать известные строки:

Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил…

Однако если Пушкины и были потомками Радши, или Рачи, то, вероятно, в седьмом колене. А сам Радша не был современником Александра Невского. Он приехал в Новгород едва ли не за сто лет до того. Род Пушкиных ведется от некоего Григория Пушки, жившего в конце XIV и в начале XV века. Это уже лицо не легендарное, а историческое. Среди многочисленных его потомков иные упоминаются в летописях, и поэт встречал их имена в "Истории государства Российского". Он начал было писать в тридцатых годах свои записки.

"Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории, - писал Пушкин. - В малом числе знатных родов, уцелевших от кровавых опал царя Ивана Васильевича Грозного, историограф именует и Пушкиных. Григорий Гаврилович Пушкин принадлежит к числу самых замечательных лиц в эпоху самозванцев. Другой Пушкин во время междуцарствия, начальствуя отдельным войском, один с Измайловым, по словам Карамзина , сделал честно свое дело. Четверо Пушкиных подписались под грамотою о избрании на царство Романовых, а один из них, окольничий Матвей Степанович, под соборным деянием об уничтожении местничества (что мало делает чести его характеру)…"

Последнее замечание в скобках в духе пушкинской мысли о значении родовитого дворянства, и, в частности, "шестисотлетнего" дворянства Пушкиных. Впрочем, Пушкин был достаточно умен и трезв и понимал, что "имена Минина