Положительное влияние общества на личность. Влияние общества на развитие личности

Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда со стороны можно правильно воспринять и оценить себя. Влияние группы не заканчивается на оценке личности, с ее помощью можно изменить себя - убрать негативные качества, развить позитивные. Группа реагирует на изменение личности, и человек может с помощью обратной связи получать информацию о правильности направления своего развития.

Группа - это не однородная масса, в ней присутствуют люди различного уровня развития, обладающие различными знаниями, умениями, навыками. Общаясь с группой, человек получает возможность общаться с теми, у кого он может учиться чему-либо. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает. Воспитание человека может быть осуществлено только группой людей. Только прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Это и элементарные навыки (например - перед едой нужно мыть руки), и использование речи, и нравственные ценности, и даже способность к различным видам деятельности. Разнообразие групп, в которых участвует человек за свою жизнь, дает разнообразие возможностей и направлений в развитии. Более того, другие члены групп являются не только примером для подражания или источником обучения, но и стимулом для дальнейшего развития, ликвидации комплексов детства и полноценного формирования убеждений. Ценность некоторых групп состоит именно в том, что они дают необходимые положительные эмоции, положительную обратную связь, которая стимулирует дальнейшее развитие человека в выбранном направлении. Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на поведение отдельного человека. Часть изменений, порождаемых влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

Каждая из групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки, как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. Кроме этого общество помогает накопить человеку его жизненный опыт.

Замечено, что, чем больше жизненный опыт человека, тем правильнее он воспринимает и понимает людей. Правда, речь идет не о количественном выражении жизненного опыта, не просто о возрасте человека, а о том, как часто данному человеку приходилось общаться с разными людьми, по разным поводам в различных жизненных ситуациях. Когда мы говорим о знании психологии людей, то имеем в виду следующее. Есть люди, которые в силу своих способностей, вследствие накопленного жизненного опыта, по причине своей профессии лучше других знают и понимают людей. Это характерно для тех людей, которые умеют сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя в их положение, принимать людей такими, какие они есть, понимать мотивы их поведения. Это люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с людьми, но оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным поступкам.

Есть такие виды профессиональной деятельности, которые предполагают не только постоянное и активное общение человека с разными людьми, но развитое восприятие и правильную личностную оценку. Это, например, врачи, учителя, психологи, политики, актеры, режиссеры и другие.

В общении с человеком может сложиться ситуация, в которой он лучше всего проявит себя. Это позволит наблюдающим за ним людям точнее и правильнее воспринять и понять его. Можно сознательно создавать такие ситуации, в которых человек сам будет разносторонне себя проявлять, и внимательно наблюдать за его реакциями именно в этих ситуациях. Такие ситуации можно, например, создать непосредственно в процессе общения с человеком, обратившись к нему с какими-либо заранее обдуманными словами или предприняв в отношении его сознательное, целенаправленное действие, рассчитанное на определенную реакцию с его стороны.

Отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. Группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М. Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. Так же из-за группы человек может приобретать множество вредных привычек. Например, под давление людей он может начать курить, он может изменить себя и свой характер в отрицательном направлении.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый -- внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй -- конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.

  • СОЦИУМ
  • СТАДО
  • ИНСТИНКТ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ЧЕЛОВЕК

Влияние социума на человека. стадный инстинкт, заложенный в нас ещё до нашего рождения, несомненно, эволюционирует, но с такой маленькой скоростью, что за пол века эта разница становится не столь заметна. И чтобы научиться мыслить самостоятельно в толпе должно пройти много времени и потрачено много усилий каждого индивида, для того, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону.

  • Автоматизация процесса транспортировки нефтепродуктов
  • Calls-технологии, особенности, применение и эффективность
  • Разработка модели информационной системы юридического отдела по сопровождению и заключению договоров предприятия

Стоит ли доверяться мнению толпы? Стадный инстинкт – хорошо это или плохо? Следуя за толпой идем ли мы к деградации?

Очень много вопросов, на которые мы хотели бы знать ответы. Так давайте попробуем разобраться, что такое толпа, стадо, как они взаимосвязаны, что такое стадный инстинкт и всегда ли нужно с ним бороться.

Обращаясь к словарю Ожегова, мы можем дать определения словам толпа и стадо:

Толпа - 1. Скопление людей, сборище. 2. перен. Безликая масса людей в её противопоставлении выдающимся личностям (устар.).

Стадо – группа животных одного вида.

Из данных определений можно отметить, что эти два понятия близки между собой. Сама фраза «стадный инстинкт» изначально относилась к животным. Для них стадный образ жизни – это естественно. Другими словами, стадо – это иерархическая система, где каждому отведена своя роль. Стадный инстинкт в этом случае иногда называется инстинктом стадной иерархии и является генетическим. Эту строгую иерархию можно увидеть на примере стада крыс: у каждой крысы есть свой ранг, и более низкие ранги подчиняются более высоким. Из биологии мы помним, что особи самого высокого ранга называются альфа, а самого низкого – омега. У животных на определение ранга влияют такие важные качества как наглость, физическая сила и т.д. Так же некоторые внешние признаки могут определять ранг. Например, у петухов – величина гребня.

Стадный инстинкт проявляется не только у животных. Не стоит забывать, что человек существо биосоциальное, и у него тоже присутствует инстинкт стадной иерархии. Главным отличием «стада людей» от стада животных является то, на основе каких качеств определяется ранг. Для животных, как мы выяснили, наибольшую роль играет сила, но для людей она влияет гораздо меньше. Намного важнее положение в обществе, размер зарплаты и т.д., но это только внешнее проявление стадного инстинкта. На самом деле у людей он почти не отличается от животных. Хотя, если сравнить образ жизни людей и, собственно, животных, то сильных различий мы и не заметим. При рабовладельческом строе у кого было больше всего рабов, тот и обладал высоким рангом. У животных все происходит аналогично – ранг пропорционален количеству подчиненных особей более низкого ранга. Так же у животных ранг может зависеть от территории, которая «принадлежит данному стаду. У людей же ранг определялся от количества построек – при феодальном строе.

Самое простое проявление стадного инстинкта – это решение какого-либо вопроса в группе людей, в данном примере рассмотрим группу студентов. В каждой группе есть вожак, активист, который предложит свое мнение по решению конкретной проблемы. Большинство из присутствующих соглашаются с этим решением, но не потому что они согласны, а потому что они скорее всего не уверены в своей правоте или не желают нести ответственность за свои слова, а неуверенность – это один из признаков, которые усиливают стадный инстинкт. Независимо от того, был ли прав тот человек, который принял решение, все, кто последовали за ним, в «стаде» будут думать, что он умнее их самих. Это называется подсознательными ассоциациями, из-за которых мы выдаём желаемое за действительное.

У каждого человека инстинкт стадной иерархии выражен в разной степени. Помимо того, что стадное чувство заложено в генотипе, мы привыкаем к нему в повседневной жизни. Большая часть закладывается в детстве: в основном на примере родителей. Далее детский сад, школа, учителя, друзья. На помощь им приходят СМИ (средства массовой информации), телевизор, интернет. И, наконец, соседи и окружающие люди (см. рис. 1).

Рисунок 1. Влияние различных факторов на формирование стадного инстинкта

Плюсы и минусы стадного инстинкта

Изучая стадный инстинкт, можно выделить ряд его положительных и отрицательных влияний на жизнь человека.

Для начала рассмотрим положительные влияния.

Во-первых, инстинкт стадной иерархии – это основной механизм выживания как у людей, так и у животных. Если несколько человек будут смотреть наверх, то прохожие невольно взглянут, для того чтобы узнать, что привлекло внимание группы людей. И в этом нет ничего плохого, так как возможно сверху может угрожать опасность от которой необходимо скрыться. В этом случае стадный инстинкт работает как инстинкт самосохранения.

Во-вторых, отталкиваясь от мнения толпы можно сделать выбор в той области, которая не совсем нам знакома. Примером будет являться выбор компьютера или телефона. Не все люди разбираются в характеристиках, а на основе анализа данных моделей другими людьми, их отзывов и статистики, проводимой на сайтах, можно узнать много полезной информации и выбрать товар. Это относится не только к поиску товаров в интернете. Когда мы собираемся купить товар, мы прибегаем к помощи продавцов-консультантов, которые помогают в выборе, и мы доверяем их мнению.

При наличии вокруг человека толпы, т.е. некого скопления людей, он начинает двигаться, думать и поступать не так, как от него ожидали. Почему человеческая масса имеет такое сильное влияние на отдельно взятого индивида? Ответов на этот вопрос несколько.

В основном, большое количество привязанностей возникают в группе людей в связи с недостатком самостоятельности и инициативы у определенных индивидов.

Ну и второй вариант того, почему толпа может так сильно влиять на человека –человек сам разрешает массам думать за него, не утруждая себя. Интересным фактором является то, что в толпе суггестивное влияние может оказывать не только вождь, но и каждый индивид друг на друга. Зачастую мы прислушиваемся к чужому мнению, потому что оно опирается на более простые факты.

Ещё одним минусом стадного инстинкта является легкость в управлении большим количеством людей. Нежелание отбиваться от общего коллектива, чтобы не потерять свой статус в социуме – одна из основных проблем современности. Люди начинают зависеть от мнения окружающих так, что сами разрешают управлять собой. Индивид начинает действовать не в своих целях, а в целях общества, чтобы не выделяться и не оказаться объектом обсуждения. Например, рассмотрим группу школьников, которые решили уйти с урока. Когда большая часть класса согласна прогулять урок и уже собираются уходить, оставшиеся ребята начинают думать и сами того не желая присоединяются к толпе. В большинстве случаев на урок останется примерно 3-10% от всего коллектива.

Человек, не испытывая на себе никакого влияния и находясь в обществе людей, самопроизвольно «заражается» их поведением, копирует их повадки. Стоит только нескольким людям начать движение на красный сигнал светофора, большинство людей тоже начинают движение, не задумываясь о том, правильно ли они поступают.

Для некоторых стадный инстинкт – это способ защиты. Защиты от окружающего мира, внешних воздействий. Сложность принятия решений подталкивает их следовать общественному мнению.

Стадный инстинкт в повседневной жизни

Все мы понимаем, что у людей есть склонность к стадному инстинкту. Именно поэтому появляется возможность манипулировать людьми в своих целях. Известным примером является эпизод из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» о том, как главные герой заставляет покрасить забор соседских мальчиков вместо него. Сразу возникает вопрос: как же он смог это сделать? А ответ на него очень прост! При помощи стадного инстинкта. Увидев, что в очереди на покраску забора стоят уже два человека, остальные начинают думать, что в этой работе есть что-то ценное и они даже готовы заплатить за то, чтобы им досталась возможность поучаствовать в этом процессе.

Этот прием часто используется в продвижении интернет- магазинов, у которых есть система оценки купленных товаров. Ранее мы рассматривали пример того, что на основе статистики и отзывов можно выбрать необходимый товар, но стоит учесть, что поставить оценку и написать отзывы могут не только покупатели, но и «подставные лица», т.е. сам автор, производитель либо конкуренты. Но люди доверяют отзывам и оценкам на сайтах больше, чем, например, рекламе.

Стадный инстинкт так же затрагивает отношения внутри коллектива. Мы начинаем относиться лучше к тем людям, которых считаем «своими». Понять, по какому принципу происходит отбор на «свой» - «чужой» совсем не сложно. В основном из-за семейного положения, общих интересов, принадлежности к какой-либо группе и т.д., и, как ни странно, к совету «своих» мы прислушиваемся чаще, даже позволяем себе следовать их примеру.

Проанализировав поведение людей в различных ситуациях можно заметить очень интересную вещь, называемую как «самопроизвольный стадный инстинкт». Индивид начинает следовать тому, что он сам сделал уже несколько раз. Получается, что человек считает определенное действие правильным, основываясь на своем поведении в прошлом. В продажах считается, что самая важная покупка от одного клиента - вторая. Затем уже человек «встает за собой в очередь» и может покупать снова и снова, нередко делая более крупные заказы и тратя больше денег.

Тема стадного инстинкта интересует людей уже очень длительное время. В 1971 году сняли научно-популярный фильм, в котором проводились различные эксперименты над детьми. Рассмотрим один из проведенных экспериментов, имеющий название «сладкое или соленое». Кашу в тарелке на три четверти посыпали сахаром, а оставшийся участок посыпали солью. Дети по очереди пробуют кашу с одной и той же тарелки отвечают, какая она на вкус. Первым трём достаётся сладкие части, и они искренне говорят, что каша сладкая. Испытуемому ребенку (четвертому) достаётся пересоленный кусок. Несмотря на это, большинство из испытуемых заявляют, что каша всё равно сладкая. При этом многие из них активно отказываются от ещё одной ложки такой «сладкой» каши.

После этого, спустя несколько десятилетий, психологи провели те же эксперименты на современном обществе, но сильных изменений не выявилось. Это значит, что стадный инстинкт, заложенный в нас ещё до нашего рождения, несомненно, эволюционирует, но с такой маленькой скоростью, что за пол века эта разница становится не столь заметна. И чтобы научиться мыслить самостоятельно в толпе должно пройти много времени и потрачено много усилий каждого индивида, для того, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону. Но тем не менее, мы видим, что в каждом из проведенных экспериментов присутствует около 10 процентов людей, которые не откликнулись на мнение толпы, а доверяли только собственному. Значит у нас есть шанс исправить сложившуюся ситуацию и идти к более рациональному будущему. Всегда нужно стараться думать своей головой, но если мы что-то и подражаем, то необходимо для этого выбирать достойные примеры. Пусть стадный инстинкт проявится для вас в нужной форме.

Список литературы

  1. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии / РАН. Институт психологии; сост. А. К. Боковников.- Москва: Изд-во института психологии, 1999 .- 320 с.
  2. Психология толп / сост. А. К. Боковников; РАН. Институт психологии.- Москва: Изд-во института психологии, 1999 .- 416 с.
  3. Социальная психология: Хрестоматия / Е. П. Белинская; О. А. Тихомандрицкая.- М. : Аспект-Пресс, 2000 .- 475с.
  4. Ресурсы сайта Википедиа https://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. А. Н.Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А. Н.Леонтьева / под ред. А. В. Запорожца.- Москва: Изд-во МГУ, 1983 .- 288 с
  6. Кравченко, А. И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. И. Кравченко.- Москва: Проспект, 2009 .- 240 с

Человек - животное стадное. Он неспособен выжить в одиночестве, его организм не предназначен для осуществления полного самообеспечения и эффективной защиты от внешних факторов. Поэтому, желая вести нормальную, удобную жизнь, он вынужден искать пути взаимодействия с остальными членами общества. Каким же образом проявляется влияние общества на его привычки и характер?

Давным-давно

В древности людское племя ничем не отличалось от звериной стаи. В нем также были вожаки, руководящие остальными, и изгои, которые имели иной внешний вид или характер. Последних всячески третировали, унижали, обходили при дележе добычи и трофеев. Разумеется, никто не хотел оказаться в списке изгнанных, поэтому все старались быть похожими друг на друга, одинаковыми. Это касалось как поведения, так и одежды или первобытных украшений-оберегов.

Со временем такая идентификация «свой-чужой» превратилась в моду, различную для стран, сословий, религий. С помощью одежды демонстрировалась принадлежность к профессии, вере, политической партии, общественному движению. Переодевшись, можно было стать незаметным в стане врага или конкурента и узнать о его планах.

То же самое касалось и поведения. Своеобразные приветствия и обращения, различные реверансы и выразительные движения замечательно помогали распознавать происхождение человека Определенная система ритуалов и сейчас присуща каждой конфессии. А их несоблюдение вызывает нарекания у соплеменников.

Современное общество

Несмотря на общую демократизацию, рост терпимости, стирание граней между народами, общество по-прежнему требует от человека оставаться в рамках некой усредненной картины поведения. Разумеется, сегодня за необычный наряд уже не сожгут на костре, но за несоблюдение пресловутого дресс-кода на работе могут лишить премии или сделать выговор. Таким образом осуществляется некий контроль, указание допустимых границ индивидуальности.

Впрочем, и сегодня сохранились структуры, требующие от своих членов полной идентичности. Речь, конечно, идет об армии и других спецслужбах. Работа в них означает практически полное отречение от своего «я», строгое выполнение требований и соблюдение правил, регламентирующих речь, поведение и внешний вид.

Не стоит забывать и о странах, исповедующих ислам. В них по-прежнему придерживаются определенных правил при подборе одежды для женщин. Демонстративный отказ от них может принести серьезные проблемы и неприятности.

В противовес им западные страны отходят от понятия «мода». Статусная одежда там практически не востребована. Более того, в них стираются грани не только между сословиями и возрастными группами, но и между полами. Удобный унисекс завоевывает все больше поклонников, унося понятия «мужественность» и «женственность» в прошлое.

Психологическое объяснение

Итак, по сей день каждый человек испытывает определенное влияние общества, в котором он живет. Чтобы не подвергаться критике и остракизму, он вынужден соблюдать требования социума. Это заставляет его прятать некоторую часть своей индивидуальности, подстраиваясь под тот образ, который желает видеть большинство. Взамен таких усилий над собой он получает хорошее отношение окружающих, некую порцию «ласки» от них.

Отказ от подобных компромиссов приводит к волне критики, направленной на возвращение «заблудшей овцы» в стадо. Прислушиваться к ней или нет - решение, принимаемое каждым самостоятельно. Однако добиться успеха, отказавшись от полноценной жизни в обществе ради демонстрации своей индивидуальности, невозможно. Поэтому человек, стремящийся к благополучию, обязательно найдет выход, станет более гибким, чтобы соблюсти свои же интересы.

Скорее всего, сильная личность примет во внимание лишь ту критику, которая исходит от тех, чья жизнь оказывается затронута ее поступками. Поскольку недовольство этих людей может вылиться в определенные неприятности для нее, она будет корректировать свое поведение до тех пор, пока не будет найден вариант, устраивающий всех. В этом случае свойственный человеку эгоизм будет уравновешен разумным альтруизмом.

Человек - существо, имеющее животную сущность и в то же время наделенное разумом. Такая двойственность временами разрывает его на части, однако она же помогает ему выжить среди себе подобных. Сделать это ему удается, найдя компромисс между желанием быть собой, яркой индивидуальностью, и требованиями стаи-общества. Это зыбкое равновесие с легкостью ловит тот, кто прислушивается к критике, но изменяет лишь внешнее поведение, оставаясь цельной натурой внутри. Такая гибкость оказывается залогом успеха и всеобщего уважения.

К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, образ жизни и физического здоровья. Помимо того, что общество влияет непосредственно на человека, так и на природу. А причем тут влияние, оказываемое на природу, спросите вы. Общество влияет на природу, а она оказывает непосредственное влияние на условие жизни человека, на здоровье и на развитие.

Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, -- без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Природа -- это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может.

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.

У исследователей этой проблемы часто возникало искушение рассматривать человека в первую очередь как представителя биологического вида, а общество -- как совокупность индивидов. Отсюда главное в их действиях -- подчинение биологическим законам. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль.

Создатель теории психоанализа 3. Фрейд считал, что в антропо-социогенезе -- процессе возникновения и развития человека и общества -- главной причиной является биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. В свою очередь, общество для защиты от нежелательных животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры. И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека. Культура же, особенно европейская, с ее обширными, пуританскими запретами, только загоняет биологические позывы в подсознание человека, являясь тем самым серьезным источником неврозов. Разумеется, человек -- биологическое существо. И это нельзя игнорировать. Однако современный научный анализ показывает, что лишь примерно 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Человек не может существовать вне общества. Специфический общественный образ жизни способствует постоянному усилению роли внебиологических, социальных закономерностей в жизни человека и общества. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.


Одна из важнейших ролей в воспитании человека отводится обществу. Он растет в окружении людей, приобретая нравственные ценности. Общество представляет собой совокупность людей, на которых возложена задача воспитания человека. Однако общество оказывает на личность разное воздействие, которое может оказаться либо пагубным и разрушительным, либо направляющим на верный путь. Но если человек понимает, что окружающее общество оказывает разрушительное воздействие на его личность, то он должен быть способен выйти из этого окружения. Однако это требует немалых усилий и умения сопротивляться.

В литературных произведениях проблема влияния общества на человека становится довольно часто.

Примером возрождения человеческой души под влиянием окружения близких и дорогих людей является герой психологического романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Родион Раскольников, проверяя свою теорию о праве сильной личности на преступление во имя великой цели, идет на убийство старухи-процентщицы. Через некоторое время у него появляются угрызения совести, заставляя героя сомневаться в своей способности стать властелином над «муравейником», жить по законам своей теории, которая привела его к убийству человека. Эти угрызения заставляют Раскольникова изолировать себя от общества: он отталкивает друзей и родных, оставляя себя в полном одиночестве.

Но человек по своей природе является существом социальным, и вскоре главный герой начинает испытывать нужду в людях. “Спасательным кругом” для него становится Соня Мармеладова. Она убедила его в том, что он избавится от мук совести, если раскается и придет с повинной. Этот пример демонстрирует исцеляющую силу социума, так как общество Сони Мармеладовой приводит к воскрешению духовной жизни.

О пагубном влиянии общества на личность пишет Антон Павлович Чехов в рассказе “Ионыч”. Земский врач Дмитрий Ионович Старцев переезжает в уездный город С. по работе. Все приезжие называют этот город скучным и неинтересным, но жители утверждают обратное. Они советуют Дмитрию Ионовичу познакомиться с самой одаренной семьей этого города – Туркиными. На самом деле эта семья далеко не одаренная: Иван Петрович, глава семьи, постоянно использует однообразные плоские шутки, его жена, Вера Иосифовна, пишет бездарные романы, их дочь, Катерина Ивановна,

играет на фортепьяно так, что складывается впечатление, будто с горы падают камни, дворецкий по имени Пава много лет играет одну и ту же роль шута, которую ему отвел Иван Петрович. Старцев понимает всю посредственность этой семьи и говорит, что если самая одаренная семья этого города столь бездарна, то каково же остальное население этого города. Вскоре, несмотря на осознание убогости горожан, Дмитрий Ионович превратился, сам того не понимая, в Ионыча, обывателя города С. Его стали интересовать низменные ценности, поэтому он и уподобился горожанам города С., жизнь которых проходила вяло, уныло и без какого-либо стремления оживиться, стать лучше.

Безусловно, общество влияет на человека. Оно может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние; оно может как исцелить личность, так и разрушить ее. Но в конце концов все зависит от человека.

Обновлено: 2018-01-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.