«Последняя любовь» Федора Тютчева. Поздняя любовь тютчев

Каждый русский человек знаком с творчеством великого поэта XIX столетия – Федора Ивановича Тютчева. Многие стихотворения этого автора изучаются в школьной программе. Благодаря его фантастическому таланту, читатели могут познать все самые сокровенные мысли этого прекрасного мастера русского слова, умело подбирающего мелодичные рифмы, создающие неповторимый мотив с глубочайшим смыслом.

Жизнь знаменитого русского поэта была не так проста, как это кажется на первый взгляд. Не многие читатели знают, что почти двадцать лет своей жизни Тютчев провел вдали от родины. Он работал в Германии, где и сформировался как великий поэт современности. Несмотря на то что большинство его стихотворений посвящены родине, автор создавал их вдали от России. Он умело передавал живописные краски русской природы, особо акцентировал внимание на смене времен года, сравнивая каждую пору с циклом человеческой жизни.

Лирика Фёдора Тютчева не оставляет равнодушным ни одного читателя. Многие поэтические произведения посвящены теме любви, о которой знаменитый русский поэт знал многое. Он умел любить без остатка, растворяясь в чувствах до самых глубин.


Несмотря на романтическую натуру, поэт не воспринимал слово «измена», он просто не считал прискорбным любить несколько женщин одновременно. Интересный факт о личной жизни Тютчева – он жил на две семьи, и каждой возлюбленной отдавал все свои нежные чувства и откровенность.

В его жизни происходили самые непредсказуемые события, каждая встреча оставляла в памяти поэта определенные мысли, которые он и передавал умело в своем гениальном творчестве. Известный для многих читателей стих «Я встретил вас, и все былое…» был написан после встречи с женщиной, ставшей в последующем его возлюбленной.

Первая любовь Тютчева

В 1822 году Фёдор Иванович Тютчев поступил на службу в коллегию иностранных дел. К этому времени юный поэт уже окончил Московский университет. По работе, его отправили в Мюнхен в должности русского чиновника-дипломата для выполнения государственной миссии. Именно здесь молодой Тютчев встретил свою первую любовь.

Его избранницей стала внебрачная дочь прусского короля – Амалия фон Лерхенфельд. Молодая и достаточно красивая девушка была покорена достойными чувствами девятнадцатилетнего Федора, поэтому тут же отдалась навстречу безумной любви. Поэт сделал ей предложение, но родственники Амалии были категорически против этих отношений, поэтому Тютчева ждал прискорбный отказ. По мнению родителей красавицы, Фёдор был недостаточно богат.

Вскоре, молодому дипломату пришлось на время уехать со страны, и в это время состоялась свадьба Амалии с бароном Крюндером, являвшимся сослуживцем Федора Ивановича. Вернувшись в Мюнхен, он узнал об этом событии. Это известие очень расстроило Тютчева, но даже его откровенное намерение назначить сопернику дуэль, не смогло изменить сложившуюся ситуацию. Любимая Амалия так и осталась баронессой Крюндер, женой другого человека…

На протяжении всей жизни, поэт и первая возлюбленная поддерживали дружеские отношения. Он посвятил этой женщине несколько стихотворений. Самое трогательное лирическое произведение – «Я помню время золотое».

Первая жена Тютчева

Не состоявшиеся отношения с Амалией фон Лерхенфельд заставили страдать молодого дипломата, но ненадолго. Вскоре, состоялось знакомство Тютчева с графиней Элеонорой Петерсон, которая и стала первой женой Фёдора Ивановича.

Она влюбилась в молодого поэта страстно и безумно, передавая возлюбленному все свои самые откровенные и чистые намерения. Элеонора окружила мужа невероятной заботой и искренним теплом. Поэту было хорошо с ней, она стала надежной опорой и великолепной спутницей жизни. Все бытовые и даже финансовые проблемы молодая супруга решала самостоятельно. В доме Тютчевых всегда было тепло и уютно, даже когда в семейном бюджете появлялись серьезные материальные трудности. Элеонора была преданной женой и гостеприимной хозяйкой. Поэт был счастлив, однако, этот брак вскоре был разрушен непредвиденным обстоятельством.

Элеонора вместе с детьми возвращалась с поездки к мужу. Во время этого путешествия по воде, случилось кораблекрушение. Ей удалось спастись, но из-за сильнейшего переохлаждения, здоровье супруги Тютчева значительно ухудшилось, что вскоре привело к смерти женщины. Элеоноре Петерсон на тот момент едва исполнилось 37 лет…

Потеря любимой супруги серьезно отразилась на состоянии поэта. Тютчев очень болезненно пережил это страшное событие. Позже, он напишет несколько трогательных стихотворений, посвященных этой прекрасной женщине.

Любовница и новая жена Тютчева

Несмотря на искреннюю любовь к супруге Элеоноре, еще при ее жизни, Тютчев увлекся другой женщиной, которая стала тайной любовницей поэта. Ей была Эрнестина Дернберг, молодая женщина, в которой Федор Иванович разглядел родную душу. Он посвятил ей прекрасное стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг..».

Как не пытался скрыть свой роман великий русский поэт, Элеонора узнала об измене мужа и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. К счастью, это страшное событие не случилось, хотя и не спасло жизнь законной супруги, переживавшей неприятную измену любимого человека.

Попытка жены свести счеты с жизнью изменили планы Тютчева на будущее. Он решительно разорвал отношения с Эрнестиной, чтобы сохранить брак с Элеонорой. Но через два года после смерти любимой супруги, Федор Тютчев все же сделал предложение бывшей любовнице, которая, не раздумывая согласилась на вступление в брак с поэтом.

Их жизнь была обыкновенной – дети, дом, работа. На этот период Тютчев стал несколько рассеянным, он стал мало уделять времени службе и семье. А в 1850 году новая супруга Тютчева заметила характерные изменения в состоянии мужа. Прошло еще несколько месяцев, Федор Иванович снял отдельное жилье и съехал от Эрнестины…

И только через время, вторая супруга Тютчева узнала настоящую причину этих перемен и внезапного ухода мужа. Ей стала новая возлюбленная поэта – Елена Денисьева, воспитанница Смольного института благородных девиц.

Первая встреча Федора Ивановича и Елены Денисьевой состоялась в июле 1850 года. На этот момент талантливому поэту уже исполнилось 47 лет, а юной избраннице было только 24 года. Они познакомились случайно, девушка дружила со старшими дочками Тютчева. Знакомство будущих возлюбленных состоялось в доме поэта, когда выпускница института благородных девиц пришла в гости к подругам. Елена приглянулась уже зрелому автору с первой минуты, эта встреча кардинально изменила жизнь и самого Тютчева, и Денисьевой.

Ради взаимной любви с уже известным поэтом, девушке пришлось отказаться от положения в обществе. Она пожертвовала всем, что имела, но не отвергла любовь Федора Ивановича, даже когда все близкие и друзья Елены высказались категорически против этих «не разумных», но по-настоящему страстных любовных отношений.

Их роман развивался в период еще законных отношений Тютчева с супругой Эрнестиной. Общество осуждало любовницу поэта и не желало видеть ее в кругах знатных людей. Девушка очень страдала, печалился и сам Фёдор Иванович, но изменить судьбу уже было невозможно…

Их отношения длились 14 лет, за этот период Елена Денисьева родила Тютчеву троих незаконных детей. Любовный треугольник существовал до самой смерти избранницы великого поэта. Эрнестина была в курсе этих отношений, она даже позволила сопернице записать детей на фамилию мужа.

В романе Тютчева и Денисьевой было много слез и страданий. Пара часто скандалила, пыталась разорвать отношения, но чувства между влюбленными были гораздо сильней: он не мог отказаться от Елены, а она, несмотря на все сложности, возникающие в ее жизни из-за чужого мужчины, так и не смогла оборвать отношения с Тютчевым.

Страстную и взаимную любовь поэт замечательно выразил в своем творчестве. Он посвятил этой женщине множество стихотворений. Самые яркие лирические произведения, написанные в честь молодой избранницы, были напечатаны в известном поэтическом сборнике «Денисьевский цикл».

Анализ стихотворения «Последняя любовь»

Стихотворение «Последняя любовь» было написано в начале 1850 года. В этот период и случилось судьбоносное знакомство поэта с молодой Еленой Денисьевой. На тот момент, уже зрелый Тютчев, даже не мог представить, какие сильные чувства ему предстоит испытать в объятьях новой возлюбленной.

Федор Иванович был безмерно счастлив, эти отношения окрыляли его душу, дарили надежду на светлое будущее с любимой женщиной. Конечно, в дальнейшем, судьба этой пары сложится совсем безрадостно…Но, все самое печальное случится потом, а пока, влюбленный поэт посвящает новым отношениям свои превосходные лирические произведения. Прочувствовать, что ощущал Тютчев в этот период жизни, можно прочитав стихотворение «Последняя любовь».

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Федор Иванович стремительно пытался разобраться в собственных чувствах и ощущениях, и эти эмоции он целенаправленно передал в данном лирическом произведении. Только в зрелом возрасте он понял очень важную истину – на склоне лет любовь обретает более откровенные и нежные чувства, дарующие силу и желание жить, творить, любить…


Тютчеву даже удалось открыть в себе новые качества характера, которые, несмотря на столь большой жизненный опыт, были незаметными все это время. Автор сравнивает свою последнюю, и самую большую любовь к милой Елене, с вечерней зарей. Она освещает жизненный путь своим блеклым сиянием, наделяя новым смыслом жизненного существования.

Последняя любовь Тютчева кардинально изменила мировоззрение и смысл жизни великого поэта. Он стал видеть в окружающем мире только прекрасное. Все эти изменения удивляли самого автора. Поэт был счастлив, но вместе с тем часто задумывался о быстротечности времени. Тютчев понимал всю безнадежность положения, старался решить все трудности, возникающие на их пути, но время было неумолимо.

Их любовный роман длился до самой смерти Елены Денисьевой. Ее трагический уход оставил незаживающую рану в душе угнетенного поэта. Он до последних дней вспоминал эту прекрасную женщину, подарившую ему безграничное счастье и безумную любовь. Несмотря на все превратности судьбы, Тютчев благодарил судьбу за такой бесценный подарок, ведь ему действительно повезло стать главным героем великолепного и страстного романа с юной красавицей – Еленой Денисьевой.

Когда Тютчев был взрослым мужчиной и известным автором многих произведений, он полюбил в девушку, которая была воспитанницей пансионата благородных девиц. Поэт не думал, что способен любить кого-либо так долго. Елена ответила взаимностью поэту, и их роман длился очень бурно. В высшем обществе возникло большое количество различных сплетен и споров, но Тютчев был счастлив и об этом нам рассказывает его произведение «Последняя любовь ».

Это, по личному мнению композитора, настоящая «героиня цикла». С двумя исключениями, все пьесы - классическая русская элегическая лирика. Элегия работает как нить через весь цикл. Среди одиннадцати «степеней» встречаются различные формы элегии: любовь, пастырская и философская элегия. Они встречаются в разных степях «Дома песни» от дилетанта «Поэма незнакомца» до крема русской поэзии, такой как вышеупомянутое стихотворение Пушкина. От одного стихотворения до следующего мы наполнены типичными элегическими темами: душа, нежность, любовь, забвение, самоотверженность, безумие, прощание, страдание, разрушение, проклятие, тьма, сумерки, ночь, сон, мечты, иллюзия, спокойствие, Они не рисуют клише, а составляют детали однородного целого.

Тютчев старается разобраться в собственных чувствах и эмоциях, а затем отмечает, что «не склоне лет нежней мы любим и суеверней». Мужчина был женат два раза, но никогда не испытывал тех эмоций и чувств, которые родились в его сердце в отношениях с Еленой. Он сравнивает ее с зарей, осветившей собой его путь. В данной любви мужчина видит смысл собственной жизни, а также благодаря нему в нем проснулось вдохновение, которое, казалось бы, уже покинуло поэта.

По словам Сильвестрова, «он действует как воронка, включающая множество мотивов, разбросанных по всему циклу». Поэтическое единство усиливается музыкальными поклонами и рифмами, характерными для Сильвестрова. Уже связанные «ночные пейзажи» «Моя душа» и «В мечту» украшены чудесными фигурами. Цюцёва. Еще раз поэзия «поет сама». В тексте и музыке доминирует однородный элегический тон, который не отличает «высшие» и «более низкие» стихи.

Вокальная часть погружается и появляется в вибрирующем и прозрачном лабиринте устойчивых звуков фортепьяно. Интенсивность внутренней жизни лабиринта постепенно раскрывается. Индивидуальные голоса трель с тонкими ритмическими несоответствиями. Тональное движение совершенно непредсказуемо. Градация спокойного обилия как в тон, так и в агоническом цвете, по-видимому, неисчерпаема. Довольно часто пианист не хочет и не может сразу утихать, хотя декламация настоящего стихотворения давно закончена. Он медитирует через реверберацию, поводку, которая следует за каждым стихотворением.

Важно то, что после встречи с девушкой поэт вновь замечает, как прекрасна природа и обращается к пейзажной лирике . За окном – то, что наиболее подходит под его чувства и мысли на данный момент. Он не желает, чтобы день клонился к закату и вместе с тем не желает, чтобы его собственная жизнь так же неумолимо клонилась к завершению. Но то тепло, которое дает автору последняя любовь, греет его душу и наполняет огромным количеством различных чувств.

Совсем не случайно, что Сильвестров дистиллировал практически уникальный и очень личный тип инструментальной музыки из этих песенных ревербераций; он создал «Постительные» для скрипки, виолончели и фортепиано, «Полюс» для фортепиано с оркестром и даже полноценную «Почтение», как и название Симфонии Сильвестрова #. Цюцёва вдохновило Сильвестрова на бесконечное прощание с идеальным миром, воплощенным в поэзии, мир, который навсегда потерян. Конечная цель цикла состоит в напоминании нам о вечной важности этого идеального мира.

Два вокальных произведения для фортепиано, которые имеют сильное стилистическое сходство с песнями, представляют самого мастера. Это прелюдия, предназначенная для тех людей, которые хотят открыть свои сердца и умы для музыки Валентина Сильвестрова. Посвящение 51 Александр Блок, посвященный Ларисе Бондаренко Элегия 07 Аноним, посвященный Святославу Круликову Моя душа 35 Фёдор Сологуб, посвященный Олегу Киву Сине-серые тени переместились 08 Фёдор Тютчев, посвященный Борису Буевски Что ты за, дни? 06 Евгений Баратинский, посвященный Ине Барсовой Элегия 14 Александр Пушкин, посвященный Эдисону Денисову О, моя пророческая душа 03 Фёдор Тютчев, посвященный Дж.

Анализ стихотворения «Последняя любовь» Тютчева Ф.И.

Талантливый поэт-романтик Тютчев Федор Иванович уже в зрелом возрасте влюбляется в юную Елену Денисьеву, она была воспитанницей пансионата благородных девиц. Более того, это чувство взаимно и в них развивается бурный роман. Они становятся центром внимания многих сплетен. Сам автор не мог поверить своему счастью. В доказательство этого он пишет стихотворение «Последняя любовь» в 1850 году.

Беляева Специальное спасибо: Розамунда Бартлетт, Джим Муни. Формирование ранних литературных традиций в России возвращается к первому столетию. Принятие христианства подняло развитие преподавания, философии и теологической литературы. Включение церковной литературы и исторических хроник было написано или переведено с греческого на древнеславянскую церковь.

Старая русская литература состоит из нескольких шедевров, написанных на древнерусском языке. Другие хроники русской литературы включают «Задонщина», «Физиолог», «Синопсис» и «Задонщина», «Задонщина». «Путешествие за три моря». Былинас - популярные устные эпосы - христианские традиции и плавный язычник.

В стихотворении автор говорит, что чувство любви в зрелом возрасте намного нежнее и суевернее. Об этом он знает из личного опыта . Федор Тютчев уже был дважды женат, вырастил детей. Он открывает в себе новые черты характера, о которых он даже не знал. Он описывает свою любовь, как вечернюю зарю. Она освещает его жизненный путь особым сиянием. Это чувство дает ему силы для вдохновения. Именно после знакомства с Еленой Тютчев вновь начинает творить не только романтичную лирику, но и пейзажную. Его окружающий мир становится вновь прекрасным.

Средневековая русская литература носила преимущественно религиозный характер. Наиболее известные работы этого периода включают в себя: «Сообщения от Ивана Грозного» и автобиографию архиерейского священника Аввакума. Он установил правила нравственного поведения и дал поручения управлять домашним хозяйством.

Этот период характеризовался реформой русского алфавита и наем популярного языка для обще литературных целей, а также влиянием западноевропейских ценностей. Появилась современная русская литература, когда писатели стали все чаще разрабатывать свой собственный нетрадиционный стиль.

Стихотворение имеет особое звучание. Вначале может показаться, что произведение написано амфибрахием, но последнее слово нарушает слаженное звучание. Это считается перебивкой ритма, которую автор использует для создания доверительной интонации. Такой прием придает стихотворению исповедальный характер любовного признания.

Признанными мастерами этого периода были такие авторы, как Антиох Кантемир, Василий Тредиаковский и поэт Гаврила Державин из Михаила Ломоносова, драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин, писатели Александр Радищев прозы и Николай Карамзин; последнему часто приписывают создание современного русского литературного языка.

Этот период предоставил таких гениев, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Лев Толстой и Антон Чехов. Столетие началось с возникновения романтики, которая была самой оживленной поэзией. За ним последовал ряд романтических стихотворений, проникнутых впечатлениями о его пребывании на юге России, и, наконец, Пушкин создал своего гения «Евгения Онегина». Эта великолепная работа - уникальный «роман в стихах» и представляет рассказ о современной русской жизни. Образы главных героев, Евгения и Татьяны и история их разорившейся любви оказали большое влияние на всю новейшую русскую литературу.

Это стихотворение многие считают уникальным в любовной поэзии, так как ни относится к страстному юношескому признанию или горькому сожалению о прошедшей любви, а есть объяснением мудрого и зрелого мужчины. Он знает цену жизни и любви и ценит каждый миг, верит в приметы и знаки. Все это, потому что он боится потерять то чувство, которое уже не мечтал ощутить, что-то драгоценное и важное. Своим стихотворением автор дает надежду каждому на взаимное и чистое чувство независимо от мнения окружающих людей и различия в возрасте.

В нем он представляет жизнь русской верхней буржуазии своего времени и вводит Онегина в качестве лишнего «человека». Одним из них, «Герой нашего времени», был первый русский психологический роман. на втором месте, Михаил Лермонтов. Он также написал «Демон» и «Новичка».

Пушкин создал несколько великих поэтических произведений , среди которых неповторимая поэма «Медный всадник », целый ряд прозаических писаний и несколько сотен замечательных стихов для классической тонкой простоты формы и глубокой лирической сенсации. На Пушкинском пути последовало целое новое поколение поэтов, в том числе Михаила Лермонтова, Евгения Баратынского, Константина Батюшкова, Николая Некрасова, Алексея Константиновича Толстого, Федора Тютчева и Афанасия Фета.

Федор Иванович принадлежит к той категории поэтов, которые за свою творческую карьеру написали не так много произведений. Но все его работы заслуживают уважения, проникают в душу читателя и находят там отклик.

Тютчев принадлежит к дворянскому обедневшему роду, хоть он и писал стихи, и даже печатался в журналах с юных лет , но всю жизнь проработал чиновником. Удивительно, что человек, проживший более двух десятков лет за границей, сумел так тонко прочувствовать душу русских людей, красиво и ярко изобразить природу. Философия, присущая Федору Ивановичу, завораживает и заставляет задуматься над собственной жизнью.

Особенно примечателен автор басни, поэт Иван Андреевич Крылов, чьи остроумные басни пользовались широкой популярностью как уроки мудрости и образцы владения языком. Имя Федора Тютчева следует упомянуть как «современного» поэта перед своим временем, предчувствие русской школы символизма.

Обращение в письмах постепенно уступало прозаическим писателям, с более реалистичным подходом к жизни. Николай Васильевич Гоголь - это недоумение, а зачастую и непонятная фигура между романтическими и реалистичными периодами русской литературы. Его проза прогрессировала от романтических сказок и фольклора его родной Украины к поиску, агрессивному, саркастическому реализму «Мертвых душ».

Предыстория написания «Последней любви»

Русские классики огромное число своих произведений посвятили теме любви, не остался в стороне и Тютчев. Анализ стихотворения показывает, что поэт очень точно и эмоционально передал это светлое чувство. Федору Ивановичу удалось написать такое красивое и трогательное произведение, потому что оно автобиографично. «Последняя любовь» посвящается его отношениям с 24-летней Еленой Денисьевой.

Он продолжался до двух столпов русской драмы: Александр Грибоедов и Александр Островский шли в центре внимания. Но до конца века несколько вечных игр были написаны Антоном Чеховым, например «Чайка». Золотой век русской прозы достиг своего апогея в работах двух крупнейших представителей русской фантастики. Это были Федор Достоевский и Лев Толстой. В романах Федора Достоевского рассматриваются политические и социальные вопросы, а также философские и нравственные вопросы российского общества. Его «Преступление и наказание» считается одним из лучших романов всех времен.

Стихотворение входит в «денисьевский цикл». Молодую девушку Тютчев полюбил в 57-летнем возрасте, когда он уже был обременен семьей. Влюбленные не могли открыто заявлять о своих чувствах, это показывает и анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь». Поэт обманывал свою семью, а девушка устала от роли любовницы. Вскоре Елена заболела скоротечной чахоткой и скончалась. Федор Иванович до самой своей смерти винил себя в гибели девушки.

Лев Толстой, как и его современник Достоевский, был не просто блестящим романистом, но и политическим мыслителем и философом. Его роман «Война и мир» - это семья и исторический роман в одном и считается одним из величайших литературных произведений в мировой литературе.

Повести Толстого являются одними из крупнейших в мире. Другой известный роман - «Ана Каренина», обширная работа по психологическому анализу и социальному наблюдению. В этот период были и другие важные цифры. Среди них был поэт Николай Некрасов, Николай Лесков, писатель романист и короткометражный писатель.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь»

Произведение уникально тем, что его написал не юноша в порыве страсти, а умудренный жизненным опытом мужчина. «Последняя любовь» - это не сожаление о давно ушедших днях, а умение ценить каждые минуты, проведенные рядом с любимым человеком. Герой кажется чересчур суеверным, потому что он боится потерять драгоценные моменты, потому что они больше не повторятся в его жизни. В своих работах Федор Иванович человека делает величественным и слабым одновременно. Такая двойственность прослеживается и в этом произведении.

После великого века прозы произошло возрождение поэзии. Это называется Серебряный век. Культуры Западной Европы вдохновили новую породу русских поэтов, в то время как русская культура приобрела популярность в Европе. Валерия Брюсов и Дмитрий Мережковский - самые выдающиеся экспоненты в прозе символизма.

Некоторые из величайших поэтов двадцатого века, которые выступали против большевистской революции и советской власти, были Ана Ахматова, Мария Цветаева и Осип Мандельштам. Последний из них был арестован в 1930-х годах и умер в трудовом лагере. Он также был основателем социалистического реализма.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» показывает, что свои чувства герой ассоциирует с вечерней зарей, которая своим прощальным сиянием освещает его жизненный путь. Он понимает, что большая часть его жизни прожита, но при этом не испытывает сожаления или страха, лишь молит, чтобы вечер угасал как можно медленнее, продляя свое очарование. Любовь Тютчева добрая, нежная и заботливая, само стихотворение полно скрытой грусти и безнадежности.

После революции многие писатели покинули Россию для Европы и Запада. Еще один русский писатель в изгнании, достигший значительной степени признания перед революцией и продолжавший свою заграничную работу, был призером Ивана Бунина Нобеля. В своих романах и доминантных рассказах Бунин продолжил литературную традицию Тургенева, Гончарова, Льва Толстого и Чехова.

В первые годы советской власти были отмечены работы Николая Заболоцкого, Александра Введенского, Константина Вагинова и самого известного русского абсурдиста Даниила Хармса. Другими известными авторами этого периода были романисты Андрей Платонов, Юрий Олеша и писатели Исаак Бабель и Михаил Зощенко из рассказа.

Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Последняя любовь»

В 1930-х годах социалистический реализм стал официально утвержденным стилем, его руководящие принципы были соблюдены еще более строго после окончания второй Войны. Однако он добавил такие красные имена в русскую литературу, как Михаил Шолохов, лауреат Нобелевской премии и Алексей Николаевич Толстой; и поэты Константин Симонов и Александр Твардовский читаются в России по сей день. Другие советские знаменитости, такие как Александр Серафимович, Николай Островский, Александр Фадеев, Федор Гладков, никогда не публиковались нынешними редакторами после.

Однако спустя десятилетия после смерти Сталина было несколько оттепелей. Ограничения на литературу были облегчены. Борис Пастернак, наконец, опубликовал свой легендарный роман «Доктор Живаго», хотя и за пределами Советского Союза . Он был награжден Нобелевской премией по литературе, но был вынужден отказаться от авторских прав Совуита.

Оттепель Хрущева принес свежий ветер в литературу. Поэзия стала полным культурным феноменом: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский и Белла Ахмадулина читали свои стихи на стадионах и привлекали огромные толпы. Некоторые писатели осмелились выступать против советской идеологии, таких как писатель-короткометрист Александр Солженицын и лауреат Нобелевской премии, писавший о жизни на полях ГУЛАГа или Василия Гроссмана с описанием событий Второй мировой войны, которые противоречат официальной советской историографии.

Стихотворение «Последняя любовь» считают вершиной любовной лирики поэта. В каждой строчке этого произведения мы слышим тоску и грусть уже немолодого человека, который не может отказаться от так нежданно нахлынувшего на него счастья, а в самом признании мы слышим не юношескую страсть, а нотки горестного сожаления о прошедшей жизни, о любви, которая пришла к нему, к сожалению, так поздно. Но в тоже время – это слова человека, умудрённого жизненным опытом и знающим цену любви.

В своём стихотворении автор последнюю любовь сравнивает с вечерней зарёй и утверждает, что как вечерняя заря освещает своим последним сиянием прошедший день, так и последняя любовь озаряет человеческую жизнь, которая близится уже к своему вечному пристанищу. Но главный герой произведения ничего не боится и ни о чём не сожалеет. Он просит только об одном «

Текст «Последняя любовь» Ф.Тютчев

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» №5

Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом , Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву. Автор даже не подозревал, что на склоне лет способен испытывать столь сильные чувства. Более того, он был поражен тем, что его любовь является взаимной. Роман Тютчева и Денисьевой развивался бурно, став предметом многочисленных споров и сплетен в высшем обществе. Однако поэт до конца не мог поверить собственному счастью, о чем свидетельствует стихотворение «Последняя любовь», написанное первой половине 1850-х годов.

Пытаясь разобраться в своих чувствах, Тютчев приходит к выводу, что «на склоне лет нежней мы любим и суеверней». Этот умудренный жизненным опытом мужчина, который дважды был женат и успел вырастить детей, открывает в себе совершенно новые черты характера, о которых даже не подозревал. Поэт сравнивает свою нежданную любовь с вечерней зарей, которая освещает его путь особым сиянием. Именно в этом всепоглощающем чувстве автор видит не только смысл своего земного существования, но и черпает силы для вдохновения, которое, как считает Тютчев, давно уже его покинуло.

Примечательно, что после знакомства с Еленой Денисьевой поэт вновь обращается не только к любовной, но и к пейзажной лирике, он начинает замечать, что окружающий его мир действительно прекрасен. «Полнеба обхватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье», - так описывает поэт обычный день из своей жизни. И то, что он видит за окном, наиболее полно отвечает тем чувствам, которые испытывает в этот момент поэт. Он не хочет, чтобы день так неумолимо клонился к закату, и внутренне протестует против того, что и его жизнь близится к завершению. Однако та теплота, которую дает Тютчеву его последняя любовь, согревает душу поэта, наполняя ее самыми разнообразными чувствами. «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность», – отмечает Тютчев. Он умиляется тому, что испытывает в данный момент, и при этом не перестает удивляться, что все это происходит именно с ним – человеком, который менее всего ожидал стать героем увлекательного любовного романа. Вместе с тем поэт понимает, что его положение безнадежно, так как статус и положение в обществе не позволяет ему развестись с законной супругой. Но и отказаться от любви к Елене Денисьевой поэт не в состоянии, считая, что получил незаслуженный подарок небес.

«Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева №6

Любовь - непредсказуемое чувство. Она может прийти к человеку внезапно. Недаром одной из ведущих традиций русской литературы является сравнение любви с ударом, вспышкой, как, например, в рассказах Ивана Алексеевича Бунина. В поэзии дело обстоит несколько иначе. Поскольку лирика касается области чувств, то поэт ждет эмоционального отклика от читателя, надеется, что каждый, прочитавший стихотворение, сможет воскликнуть: "Да, и я это чувствовал! И я это пережил!"

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Последняя любовь", входящее в знаменитый "денисьевский цикл", действительно, посвящено последней его любви - 24-летней Елене Денисьевой. Конечно, оно автобиографично, ведь трагическая история их взаимоотношений довольно хорошо известна: 47-летний поэт полюбил юную воспитанницу Смольного института, но не смог оставить семью. Измученная таким "двойным" существованием, молодая женщина умерла от скоротечной чахотки, а Тютчев жил с ощущением вины до самой смерти.

Стихотворение по праву считается жемчужиной любовной поэзии. Это не страстное юношеское признание, это не горькое сожаление о прошедшей любви - это поистине объяснение, объяснение умудренного жизнью мужчины, научившегося ценить самые сокровенные моменты в любви между мужчиной и женщиной. Именно такие моменты боишься сглазить, поэтому автор и пишет: "О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. " Возможно, герой, на самом деле становится суеверным, потому что боится, что потеряет что-то драгоценное в своей жизни и никогда уже не обретет вновь.

Вообще, нужно отметить, что человек в поэзии Тютчева - хоть в "космической", хоть в любовной - слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, перед лицом природы, он велик какой-то внутренней, ничем не объяснимой силой. Подобная двойственность ощущается и в данном стихотворения , только здесь это двойственность выражена с помощью параллелизма (сопоставления явлений природы с человеческой жизнью), характерного больше для народной поэзии. В данном произведении последняя любовь героя ассоциируется с вечерней зарей:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Буквально это нужно понимать так: как вечерняя заря свои последним сияньем освещает все вокруг, так прощальный свет последней любви озаряет жизнь человека, близящуюся к концу, ведь "полнеба охватила тень", значит, половина жизни уже прожита. Как тут не вспомнить дантовское. ". земную жизнь пройдя наполовину, я очутился в сумрачном лесу"? Но герой Тютчева не испытывает ни страха, ни сожаления, он только со смиренной мольбой просит:

Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Да, герой уже немолод, поэтому "скудеет в жилах кровь" . зато теперь его любовь выражает больше доброты, заботы, т.е. нежности, которая "не скудеет в сердце" . Хотя в последних строках звучит скрытая грусть, потому что герой называет последнюю любовь "безнадежностью". И опять возникает характерный для стиля Тютчева оксюморон: оказывается, "безнадежность" вызывает у героя "блаженство"! Удивительно.

Говоря о ритмической организации стихотворения, нельзя не сказать об особом звучании этого произведения. Поначалу кажется, что стихотворение написано амфибрахием. Но последнее слово словно выбивается из общего ритма и нарушает слаженное звучание. В поэзии это принято называть перебивкой ритма. Очевидно, автор использует данный прием, чтобы создать более доверительную интонацию, чтобы подчеркнуть исповедальный характер своего любовного признания. Замедленность ритма вызывают и повторы: "Сияй, сияй, прощальный свет. " . "Помедли, помедли, вечерний день. " . "Продлись, продлись, очарование. "

Послушайте стихотворение Тютчева Последняя любовь

Соседние темы

Картинка Последняя любовь

Фёдор Тютчев – ещё при жизни довольно известный русский поэт и дипломат, в довольно уже серьёзном возрасте влюбился в красивую двадцатичетырёхлетнюю Елену Денисьеву.

К его огромному удивлению эта любовь оказалась взаимной. Более десяти лет продолжался этот роман. Из-за его социального положения в обществе он не мог развестись со своей женой и вновь жениться.

Все эти годы он был благодарен своей жене за понимание и терпение, но и расстаться со своей любовью не мог. Поэт пережил обеих своих женщин. Особенно сильно переживал он смерть Елены и до конца своей жизни считал одного себя виновником её ранней гибели.

В пятидесятых годах девятнадцатого столетия Тютчев написал стихотворение «Последняя любовь», в котором пытается разобраться в своих внутренних переживаниях. Это стихотворение входит в довольно известный ряд лирических произведений, посвящённых отношениям между мужчиной и женщиной и прекрасному чувству, которое их связывает - чувству любви. Поэт дважды был женат, имел детей, но как он сам однажды написал своему другу в письме, «даже не представлял, что способен на такие сильные чувства».

Свою позднюю любовь он сравнивает с «зарёй вечерней», освещающей его жизненный путь особым сиянием и утверждает, что это непреодолимое чувство стало смыслом его существования и именно в нём он находит силу и вдохновение, которых он уже давно не ощущал и думал, что они навсегда его покинули.

Стихотворение «Последняя любовь» считают вершиной любовной лирики поэта. В каждой строчке этого произведения мы слышим тоску и грусть уже немолодого человека, который не может отказаться от так нежданно нахлынувшего на него счастья, а в самом признании мы слышим не юношескую страсть, а нотки горестного сожаления о прошедшей жизни, о любви, которая пришла к нему, к сожалению, так поздно. Но в тоже время – это слова человека, умудрённого жизненным опытом и знающим цену любви.

«О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней», - говорит поэт. Этими словами он повествует нам о том, что с возрастом начинаешь ценить то, что подарила тебе судьба. Тютчев с годами стал очень суеверным человеком, он очень сильно боялся потерять самое дорогое – то, что никогда уже не сможет обрести вновь – любовь.

В своём стихотворении автор последнюю любовь сравнивает с вечерней зарёй и утверждает, что как вечерняя заря освещает своим последним сиянием прошедший день, так и последняя любовь озаряет человеческую жизнь, которая близится уже к своему вечному пристанищу. Но главный герой произведения ничего не боится и ни о чём не сожалеет. Он просит только об одном «Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье».

Тютчевский герой – это немолодой уже человек, и как он сам отмечает, что «скудеет в жилах его кровь», но и в тоже время он утверждает, что несмотря на возраст и на эту «скудость», его любовь, доброта, нежность, забота о любимом человеке «не скудеют в его сердце».

Да, последние строчки наполнены грустью и тоской, свою последнюю любовь он называет «безнадёжностью», но именно это чувство почему-то вызвало у главного героя чувство блаженства.

В продолжение пушкинской мысли об «улыбке прощальной» жизни, которая ощущается в поздней любви на «закате печальном» существования человека на земле (А.С. Пушкин. «Безумных лет угасшее веселье...»), лирический герой стихотворения «Последняя любовь» (Тютчев), анализ которого мы проведем, видит в чувстве, посетившем его «на склоне... лет», зарю, вечерний свет. Фрагмент состоит из трех четверостиший четырехстопного метра. Это не ямб, хотя некоторые стопы напоминают ямбический ритм. Однако в нем присутствуют ритмические перебои, выделяющие особые, неповторимые черты «любви последней».

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

На фоне четырехстопного ямба в первой и третьей строчках в четных строках появляются лишние слоги на слабых местах: после второго сильного места. Благодаря этому выделяются слова «любим» и «последней». Перед вами рождение русского дольника, принципиально нового метра, своеобразие которого в полной мере выявится позже, в поэзии Серебряного века. Но уже в его первых образцах заметно, что он предоставляет возможность для внесмыслового подчеркивания определенных аспектов. В стихотворении «Последняя любовь» (Тютчев), анализ которого нас интересует, двенадцать строчек, и в пяти из них наличествуют стопы, где промежуток между сильными местами является вариативным (1—2 слога). Помимо отмеченных, выделяются перебоями слова «на западе», «помедли», «блаженство», что концентрирует внимание на нежелании лирического героя расставаться с редким, необычным, как зрелище рассвета на западе, явлением, чувством, невзирая на его безнадежность, доставляющим блаженство.

Метрическое своеобразие, являясь сквозной особенностью текста, придает ему цельность. Есть и другая художественная черта, свидетельствующая о единстве замысла,— это богатая фоническая палитра, в которой выделяется как тоника ассонансный звук «е». Он слышен в рифмах всех трех четверостиший (1 — лет-свет, суеверней-вечерней; 2 — тень-день; 3 — нежность-безнадежность), а также во внутренних рифмах: «Поме дли, поме дли, ве че рний де нь...» «Но в се рдце не скуде ет не жность...» (строфы 2,3). Основной ассонанс перекликается с другими звуковыми повторами («а», «и», «у»), все они сочетаются с певучим полугласным и аллитерациями на сонорные «л», «н», «м». В первой строфе в связи с этим выстраивается стилистика песни без слов («О , как на склоне наших ле т / Не жней мы л юбим и суе верней ...»). Это пение продолжается и в дальнейшем, достигая особой выразительности в строчках с повторами мелодичных форм глаголов («Сияй, сияй», «Помедли, помедли», «Продлись, продлись»).

Чтобы почувствовать своеобразие инструментовки стихотворения «Последняя любовь» Тютчева, попробуйте прочитать его вслух, обращая внимание на отмеченные фонические особенности. Анализ начинается с них не случайно, так как предметом стихотворения становится явление, которое трудно обрисовать только с помощью слов. Любовь — это свет, заря, сиянье. Она воспринимается лирическим героем на фоне физического угасания как последняя вспышка (повторяется пушкинский эпитет — «прощальный свет») жизни. Метафорическое сближение с солнечным блеском на закате во второй строфе позволяет создать образ «вечернего дня»:

Полнеба охватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,—

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

На основе параллелизма природного и человеческого возникают картины заката в пейзаже и в земном существовании личности. В них соединяются свет и тень, дневные и ночные черты (оксиморон «вечерний день»), что обостряет ощущение неповторимости и таинственности жизни. Вследствие того что стихотворение содержит психологическую конкретику («наших лет», «мы любим»), образ лирического героя обладает субъективной достоверностью. Романтическая антитеза между вечной юностью души и физическим угасанием передается как волнующее переживания. В ощутимой характеристике чувства выделяется стремление к умиротворенности. Восхищение «зарей вечерней» (в закате подчеркивается светлая, солнечная окраска, побуждающая воспринимать его как начало нового, вечернего дня) свидетельствует об обретенной на склоне лет гармонии, преодолении мучительного раздвоения. В третьем четверостишии обрисована специфика внутренних ощущений. Противоречие умирания («скудеет в жилах кровь») и наслаждения пробудившейся, благодаря любви, нежностью разрешается в стихотворении в возвышении духовного блаженства, позволяющего преодолеть скорбь, воспринимая безнадежность как подарок судьбы (противопоставлением подавленности от сознания конца жизни становится возвышение «последней любви», переданное восклицанием и эмоциональным междометием). Это последний, прощальный дар, позволяющий познать правоту жизни.

В связи с важностью для лирического героя раздумий о ее глубинной сущности, грусть в его эмоциональном состоянии сочетается с победным чувством. В его настроении «Полнеба охватила тень», но с ней контрастирует сиянье истины, соединение одинаково важных для него переживаний создает неподдельное «очарованье». Оно является смысловой доминантой стихотворения, в котором разнообразие частностей не нарушает благозвучия целого. Тоникой становится звук «е», которым заканчивается (как последним гласным) текст, напоминающий многоголосное музыкальное произведение. На этом завершим анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь».


Федор Тютчев и Елена Денисьева.

Денисьевский цикл называют самым лиричным и пронзительным в творчестве Федора Тютчева. Адресатом этих стихов является муза и последняя любовь поэта Елена Денисьева. Ради любви к Тютчеву она принесла в жертву все: свой социальный статус, расположение семьи, уважение окружающих. Их отношения продолжались долгих 14 лет. Они были сладостными и мучительными одновременно.

Портрет Елены Александровны Денисьевой.

Елена Александровна Денисьева происходила из старинного, но обедневшего дворянского рода. Ее мать скончалась, когда Елена была еще ребенком. Спустя некоторое время отец женился вновь, но мачехе не слишком понравилась непокорная падчерица. Поэтому в срочном порядке девочку отправили в Петербург на воспитание к сестре отца Анне Дмитриевне Денисьевой. Та находилась на должности инспектрисы Смольного института. Это положение позволило тетке устроить племянницу на учебу в Институт благородных девиц.

Обычно строгая с воспитанницами Анна Дмитриевна души не чаяла в Елене и баловала ее. Она покупала племяннице наряды, вывозила ее в свет. На юную красавицу с идеальными манерами обращали внимание как великовозрастные светские львы, так и пылкие юноши.

Елена Денисьева - последняя любовь Федора Тютчева.

Годы учебы в Смольном позволили Елене Александровне овладеть искусством придворного этикета, говорить без акцента на немецком и французском языках и приобрести прочие навыки, необходимые воспитанницам. Девушку ожидало вполне удачное устройство ее судьбы: после окончания Смольного института она должна была стать фрейлиной при императорском дворе, если бы не большой скандал, разгоревшийся прямо перед выпуском Денисьевой.

Эрнестина Тютчева, супруга Федора Тютчева. Ф. Дюрк, 1840 г.

В одном классе с Еленой Александровной учились дочери Федора Ивановича Тютчева, поэтому Денисьева была частой гостьей в его доме. Дочери поэта приезжали вместе с подружкой на домашние чаепития. Постепенно Тютчев стал уделять девушке внимания больше, чем этого требовал этикет. Супруга поэта видела, как тот ухаживает за юной красавицей, но не придавала этому большого значения. Эрнестина Федоровна, памятуя о прошлых интригах мужа с аристократками, посчитала, что его привязанность к девушке-сиротке не несет в себе никакой угрозы.

Елена Денисьева с дочерью.

В марте 1851 года, перед самым выпуском из Смольного и последующим распределением по будущим должностям, разразился невероятный скандал. Оказалось, что воспитанница Денисьева беременна и вскоре уже родит. Директор устроил слежку за Еленой Александровной и выяснил, что та тайно встречалась с Федором Тютчевым на съемной квартире неподалеку от Смольного института. Денисьева родила уже в мае того же года.

Тетушку тут же выдворили с места работы, правда, назначив щедрую пенсию, а от Елены практически все отвернулись. Отец проклял ее и запретил родственникам общаться с дочерью. Только тетушка поддержала племянницу и взяла ее к себе жить.

Федор Иванович Тютчев - русский поэт.

Тогда Денисьевой было 25 лет, а Тютчеву – 47. Для него юная и статная Елена Александровна была музой, всепоглощающей страстью. Их мучительные отношения продлились целых четырнадцать лет.

Тютчев не собирался расторгать официальный брак, но и расстаться с любимой был не в силах. У них появилось трое детей. Елена Александровна прощала Тютчеву и нечастые приходы, и жизнь на две семьи. На вопрос детей о том, почему папы практически не бывает дома, женщина лгала, что у него слишком много работы.

Только несколько недель в году заграницей Елена Александровна была по-настоящему счастлива. Ведь там никто не знал ее истории и она, заселяясь в гостиницу, решительно именовала себя мадам Тютчева.

Елена Денисьева - муза и любовница поэта Федора Тютчева.

В России же Денисьевой снова приходилось мириться с положением полужены-полулюбовницы. Она прекрасно понимала, что занимается самобичеванием, но ничего не могла с собой поделать, т. к. слишком любила поэта.

И все-таки порой эта покорная женщина не выдерживала и проявляла свой нрав. Когда она сообщила, что беременна в третий раз, Федор Иванович попытался отговорить ее от родов. Тогда Денисьева пришла в ярость, схватила статуэтку со стола и со всей силы запустила ее в Тютчева. Она не попала в него, а только лишь отбила угол камина.

Их мучительные отношения так бы и продолжались, но в 1864 году Елена Денисьева скоропостижно скончалась от туберкулеза. Тютчев был безутешен.

Весь день она лежала в забытьи -
И всю её уж тени покрывали -
Лил тёплый, летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она -
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу...
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
"О, как всё это я любила!"
Любила ты, и так, как ты, любить -
т, никому ещё не удавалось -
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...


Кадр из к/ф «Последняя Любовь Тютчева» (2003)

После кончины любимой Тютчев писал своему другу: "...Память о ней - это то, что чувство голода в голодном, ненасытимо голодном. Не живётся, мой друг Александр Иванович, не живётся... Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне всё равно. Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, её беспредельной ко мне любви я сознавал себя... Теперь я что-то бессмысленно живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. Может быть и то, что в некоторые годы природа в человеке теряет свою целительную силу, что жизнь утрачивает способность возродиться, возобновиться. Всё это может быть; но поверьте мне, друг мой Александр Иванович, тот только в состоянии оценить моё положение, кому из тысячи одному выпала страшная доля - жить четырнадцать лет сряду, ежечасно, ежеминутно, такою любовью, как её любовь, и пережить её.

[…] Я готов сам себя обвинять в неблагодарности, в бесчувственности, но лгать не могу: ни на минуту легче не было, как только возвращалось сознание. Все эти приёмы опиума минутою заглушают боль, но и только. Пройдёт действие опиума, и боль всё та же..."

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Последняя любовь» принадлежит позднему периоду творчества поэта и является одним из лучших его произведений. Наполненное лирикой и глубоким драматизмом, оно отражает все переживания Тютчева, которые ему довелось испытать в личной жизни. Предлагаем краткий анализ «Последняя любовь» по плану, который поможет подготовиться к уроку по литературе в 10 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1852-1854 годах, и посвящен Елене Денисьевой.

Тема стихотворения – Сильное и глубокое чувство любви, которое возможно лишь в зрелом возрасте.

Композиция – Композиция условно разделена на три части, в каждой из которой автор заключил определенный смысл.

Жанр – Элегия.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты - «последней», «вечерний», «прощальный».

Олицетворения - «полнеба обхватила тень», «бродит сиянье».

Лексические повторы – «продлись, продлись», «помедли, помедли».

История создания

Будучи уже состоявшимся поэтом и зрелым мужчиной, Федор Иванович страстно влюбился в юную воспитанницу Института благородных девиц Елену Денисьеву. На тот момент Тютчеву было 47 лет, а его избраннице - 24 года, однако столь внушительная разница в возрасте не стала помехой для искренних чувств.

Роман между Федором Ивановичем и Еленой развивался весьма стремительно, став предметом пересудов и осуждений в обществе. Дело в том, что на тот момент известный поэт имел семью, и его связь с юной девушкой была аморальной. Чувства Денисьевой были настолько сильны, что она пожертвовала своим положением в обществе.

Порочная связь Тютчева продолжалась в течение 14 лет, вплоть до роковой гибели Елены, родившей поэту трех внебрачных детей. Все это время молодая женщина страдала от своего оскорбительного положения, и умерла от скоротечной чахотки. Оставшиеся дни Федор Иванович прожил с чувством вины перед своей возлюбленной.

Всю силу своей страсти Тютчев отобразил в многочисленных стихах, посвященных Елене. Самые яркие лирические произведения были объединены в сборник «Денисьевский цикл». В него вошел и стих «Последняя любовь», написанный Тютчевым в 1852-1854 годах.

Тема

Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и проникновенные эмоции зрелости.

В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но, все же, это не дружеские отношения, лишенные романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине.

Лирический герой понимает, что этот подарок небес - последняя любовь - так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадежность. Он суеверно бережет его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части, по числу строф, каждая из которых заключает в себе законченную мысль.

Так, в первой строфе показаны размышления лирического героя о любви в зрелом возрасте. Любовь он сравнивает с «зарей вечерней », освещающей жизненный путь.

Во второй строфе чувствуется отрешенность героя, стоящего на пороге неизбежной старости. Он просит у времени небольшую отсрочку, чтобы успеть насладиться очарованием чувства.

В заключительной третьей строфе отображена главная мысль произведения - несмотря на все преграды, которые ставит время, человек способен искренне и беззаветно любить в любом возрасте.

Жанр

Стихотворение написано в жанре элегии - песни грустного содержания. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Возвышенная интонация достигается за счет использования частицы «о», которой автор искусно обрамляет произведение. Лиричность и удивительную музыкальность стихотворению придают лексические повторы (« продлись, продлись», «помедли, помедли »).

Выразительность и образность произведения достигается благодаря многочисленным эпитетам (« последней», «вечерний», «прощальный ») и метафорам (« полнеба обхватила тень», «бродит сиянье »).