Произведения батюшкина. Константин Николаевич Батюшков: биография, интересные факты, стихи

поэт и прозаик, сыгравший значительную роль в становлении русской классической литературы

Дата рождения: 18.05.1787
Место рождения: г.Вологда
Дата смерти: 07.07.1855
Место смерти: г.Вологда


(18.05.1787, Вологда – 7.07.1855, там же)

Поэт и прозаик, сыгравший значительную роль в становлении русской классической литературы.


Родился в Вологде. Принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XVI в. Его отец, Николай Львович, начал службу солдатом в гвардейском Измайловском полку, был прокурором в Вятке, после выхода в отставку жил безвыездно в родовом имении Даниловское в 17 верстах от Устюжны (по тогдашнему территориально-административному делению – Бежецкий уезд Тверской губернии). В этом имении поэт провел свои детские годы. Его мать, Александра Григорьевна (урожденная Бердяева), сошла с ума, когда мальчику было около 4 лет, и вскоре умерла. С 1797 г. Батюшков жил в Петербурге и воспитывался в частных пансионах иностранцев. Здесь он получил хорошее знание иностранных языков (французского, итальянского и немецкого), увлекся словесностью и сделал первые шаги на литературном поприще. Выполненный им перевод на французский язык похвального слова митрополита Платона по случаю коронации Александра I был издан отдельной брошюрой. В 1802 г. пребывание Батюшкова в пансионе завершилось. Он поселился в доме М.Н.Муравьева, приходившегося его отцу двоюродным братом, и поступил на службу в только что образованное Министерство народного просвещения, где Муравьев с 1803 г. занял пост товарища (заместителя) министра. На этой службе Батюшков находился по январь 1807 г. Общение с двоюродным дядей, который был выдающимся просветителем и крупным для своего времени писателем, оказало сильное влияние на личность Батюшкова, на формирование его литературных способностей и интересов. В круг друзей Муравьева входили такие известные деятели русской культуры конца XVIII – начала XIX в., как Г.Р.Державин, В.В.Капнист, Н.А.Львов, А.Н.Оленин. Среди сослуживцев Батюшкова были молодые литераторы Н.И.Гнедич и П.А.Катенин. Первый впоследствии прославился как переводчик «Илиады» Гомера, второй – как драматург и критик. Знакомства, завязанные на службе, способствовали тому, что Батюшков сблизился с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств и стал его действительным членом. Заметной вехой в литературной судьбе Батюшкова было участие в Оленинском кружке, в который, помимо его главы, писателя, археолога и художника, входили такие литературные знаменитости, как баснописец И.А.Крылов, автор трагедий В.А.Озеров, комедиограф А.А.Шаховской. К 1805 г. относится первое выступление Батюшкова-поэта в печати («Послание к стихам моим», журнал «Новости русской литературы»). Его творческие устремления ярко выразились в стихотворении «Мечта», проникнутом идеями романтизма – нового для русской литературы направления, укреплению позиций которого поэт в немалой степени способствовал.

Начавшаяся война с Наполеоном побудила Батюшкова вступить в 1806 г. в ополчение. Он участвовал в боевых действиях на территории Пруссии, получил ранение в сражении под Гейльсбергом, за что впоследствии был награжден орденом св. Анны III степени. Чувство любви, испытанное им во время пребывания в Риге на излечении, отразилось в созданном позднее стихотворении «Выздоровление». Получив отпуск, Батюшков в августе прибыл в Даниловское и после размолвки с отцом, женившимся вторично, уехал с сестрами Александрой и Варварой в родовое имение матери Хантоново (Череповецкий уезд Новгородской губернии). До осени 1808 г. жил там, занимаясь литературой и отлучаясь по делам в Петербург и Вологду. В сентябре вернулся на военную службу, в составе батальона егерей (легкая пехота) участвовал в Русско-шведской войне (боевые действия в Финляндии, экспедиция по льду Балтийского моря на Аландские острова). В середине 1809 г. Батюшков вышел в отставку, жил у сестер в Хантонове, написал «Видение на брегах Леты» – сатиру на шишковистов, ревнителей «старого слога», и на эпигонов сентиментализма. Это произведение принесло ему известность в кругах почитателей Н.М.Карамзина, ориентированных на европейскую культуру. Благодаря «Видению…» в широкий оборот вошло слово «славянофил». С декабря 1809 по январь 1812 г. Батюшков жил в Москве, печатался в одном из лучших русских журналов «Вестник Европы», установил тесные дружеские связи с Н.М.Карамзиным, П.А.Вяземским, В.А.Жуковским. По недостатку средств летние месяцы ему приходилось проводить в Хантонове. В 1811–1812 гг. им было написано одно из лучших стихотворений «Мои пенаты», прославляющее скромные радости уединенной жизни и отразившее некоторые реалии хантоновского быта.

В самом начале 1812 г. Батюшков получил место помощника хранителя манускриптов в Публичной библиотеке (Петербург), директором которой в это время был А.Н.Оленин, а помощником библиотекаря служил И.А.Крылов. Он стал постоянным посетителем салона в доме Оленина, возобновил на некоторое время связи с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств.

Вторжение Наполеона в Россию пробудило в Батюшкове чувство патриотического долга. Но в действующую армию он попал не сразу. Ему пришлось эвакуировать вдову М.Н.Муравьева в Нижний Новгород, улаживать дела в Вологде. В Нижнем Новгороде началось его увлечение воспитанницей Олениных А.Ф.Фурман, обернувшееся впоследствии для поэта тяжелой душевной драмой. Побывав несколько раз в разоренной противником Москве, Батюшков испытал глубокое потрясение. Стихотворение «К Дашкову» (1813), где воспроизведены его переживания, заметно выделяется на фоне литературы того времени трагической напряженностью и эмоциональной насыщенностью образов. К армии он присоединился в августе 1813 г. под Дрезденом и стал адъютантом при генерале Н.Н.Раевском. 15 августа ему довелось участвовать в бою близ Теплица, а 4 октября – в «битве народов» под Лейпцигом, в которой генерал Раевский был ранен, а друг Батюшкова И.А.Петин погиб (ему посвящены стихотворения «К Петину» –1810 и «Тень друга» – 1814). За участие в этой битве Батюшков был награжден орденом св. Анны II степени. Два месяца он провел при раненом генерале в Веймаре, одном из культурных центров Германии, углублял свои познания в немецкой литературе. Затем дошел с русскими войсками до Парижа, был свидетелем его капитуляции. Счел войну законченной, взял отпуск, побывал в Англии, Швеции и Финляндии.

Вернувшись в Петербург, Батюшков занялся подготовкой к изданию полного собрания сочинений М.Н.Муравьева (ч. 1–3, вышли в 1919–1820 гг.). Возобновив знакомство с А.Ф.Фурман, начатое в Нижнем Новгороде, собрался жениться на ней и сделал предложение. Брак, однако, не состоялся, поскольку Батюшков понял, что невеста дала согласие, повинуясь не своему чувству, а воле опекуна. Поэт пережил сильный душевный кризис и, не объяснившись с девушкой, уехал сначала в Хантоново, а затем в Каменец- Подольск – продолжать военную службу. Переворот, наметившийся в мировоззрении Батюшкова после войны, и крушение надежд на семейное счастье, отразились в элегии «Надежда» (1815), которую, по справедливому замечанию А.С.Пушкина, правильнее было бы назвать «Вера», поскольку основная ее тема – «доверенность к Творцу».

В конце 1815 г. состоялся перевод Батюшкова по службе в гвардейский Измайловский полк, где некогда начинал службу его отец. Он получил возможность перебраться в Петербург, но подал просьбу об отставке, которая была удовлетворена в апреле 1816 г. В чине коллежского асессора (равном майору) поэт навсегда оставил поприще военного. В мае Батюшкова вместе с Жуковским избрали в Общество любителей российской словесности при Московском университете, и он прочитал на заседании этого общества «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», важную для понимания его литературной позиции. Живя в Хантонове, Батюшков занимался подготовкой к изданию собрания своих сочинений под названием «Опыты в стихах и прозе». В августе 1817 г., находясь в Петербурге, он впервые присутствовал на заседании литературного общества «Арзамас», в котором состоял заочно с 1815 г. под шутливым прозвищем Ахилл (оно интерпретировалось не только как признание заслуг Батюшкова в борьбе с «шишковистами», но и – в написании «Ах, хил!» – как характеристика невысокого ростом, постоянно жаловавшегося на здоровье поэта). Батюшков вновь поступил на службу в Публичную библиотеку. В сентябре возобновил знакомство с А.С.Пушкиным, начатое во время посещения Царскосельского лицея полтора года назад. В октябре вышли из печати два тома «Опытов», хорошо принятые критикой и закрепившие авторитет Батюшкова как одного из ведущих литераторов. Летом 1818 г. было удовлетворено его прошение о назначении в Коллегию иностранных дел. Батюшкову был пожалован чин надворного советника (равный подполковнику), и его причислили к русской миссии в Неаполе. В конце февраля 1819 г. поэт прибыл к месту назначения. Находясь в Италии, он с увлечением изучал памятники античной культуры, по поручению Оленина общался с русскими художниками, пансионерами Академии художеств. Здесь он, одним из первых среди русских литераторов, увлекся творчеством Байрона и перевел на русский язык небольшой фрагмент из поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». В 1821 г. впервые явственно дали о себе знать симптомы наследственного душевного недуга. Тогда же прервался и творческий путь поэта. Батюшков подал прошение об увольнении от службы, но ему позволили лишь числиться в бессрочном отпуске. Он вернулся в Петербург, лечился на Кавказских минеральных водах и в Симферополе, несколько лет находился в больнице для умалишенных в Зонненштейне (Саксония), долгое время жил в Москве под наблюдением врача. Все усилия вернуть Батюшкову разум оказались тщетными. В 1833 г. состоялся его переезд в Вологду, где он провел на попечении родственников еще двадцать с небольшим лет, отпущенных ему судьбой. Поэт получал пенсию, назначенную по распоряжению императора. Причиной его смерти стала тифозная горячка.

В.Г.Белинский писал, что «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно». Однако этой заслугой значение Батюшкова в русской культуре не исчерпывается. Он был самостоятельной творческой величиной, независимо от того, кому подражал и кому предшествовал. Его творческое наследие невелико по объему, но разнообразно по составу. Он писал элегии, стихотворные послания, оды, сатиры, басни, эпиграммы, мадригалы. Он переводил греческих, латинских, итальянских, французских, немецких и английских авторов, подражал восточным поэтам. Среди его прозаических «опытов» есть повести, статьи на литературные темы, критические эссе, очерки мемуарного и культурно-исторического характера. Письма Батюшкова – это тоже своего рода художественная словесность, они органично входят в творческое наследие поэта и содержат богатый материал по истории русской литературы начала XIX в. Разнообразием отличалась и тематика его произведений. Однако представление о нем как об участнике литературного процесса связано, прежде всего, с «легкой поэзией», характерными приметами которой были культ изящного наслаждения, воспевание тихой жизни на лоне природы, вдали от суетных городов с их ложными ценностями. Яркими образцами лирики подобного рода, помимо «Моих пенатов», являются стихотворения «Вакханка », «Ложный страх», «Беседка муз», «Источник», «Таврида». Первостепенное значение в стихах Батюшкова придается мотивам любви, дружбы, наслаждения летучими мгновениями счастья. Однако судить об их создателе как о беспечном эпикурейце было бы неверно. У стихов Батюшкова есть трагический подтекст. Пластически зримо изображенный в них идеал противопоставлен действительности – той, которую Батюшков знал по своему трудному жизненному опыту и от которой уходил в мир прекрасных видений, навеянных дорогими ему образами мировой художественной культуры. Он прекрасно понимал, что идеал этот – поэтическая фикция, которой нет места в реальной жизни, враждебной человеку. Трагическое мироощущение Батюшкова отчетливо выразилось в элегии «Умирающий Тасс», посвященной судьбе итальянского поэта Торквато Тассо, которая Батюшкову казалась чем-то подобной его собственной судьбе.

Будучи пламенным патриотом, Батюшков считал всякого, кто не любит Отечество, варваром. Вместе с тем его представление о дальнейших путях развития России было прочно связано с ценностями европейского просвещения. Важнейшую культурную задачу он видел в том, чтобы сделать русский язык способным передавать тончайшие оттенки мысли и чувства, чтобы наделить его эстетическими качествами, чтобы уподобить русскую литературную речь по красоте звучания и выразительности речи итальянской. Эту задачу Батюшков и стремился решать в своем творчестве, давая повод современникам называть его «чудотворцем». Выступая в печати, Батюшков пользовался псевдонимами: Б, Б-ъ, Б-ов, К. Н. Б. Т., Любитель сна Дормидон Тихин, Т. Н. Р., N. N. N. и др.

Похоронен поэт в стенах Спасо-Прилуцкого монастыря неподалеку от Вологды. На доме, где он провел последние годы жизни, есть мемориальная доска. Дом стоит на улице, носящей имя поэта. Две комнаты в нем занимает музейная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Батюшкова. Из их окон виден памятник поэту на берегу реки Вологды работы В.М.Клыкова. Создавался этот памятник к 200-летию со дня рождения поэта.

В с.Даниловском (ныне Устюженский район Вологодской области) есть музей Куприна – Батюшковых. Существует проект возрождения хантоновской усадьбы под Череповцом. В середине 1980-х гг. на сцене Вологодского драматического театра шла пьеса В.И.Аринина и В.А.Кошелева «Мой гений», основанная на фактах биографии Батюшкова.


Издания произведений:

Опыты в стихах и прозе Константина Батюшкова. – Ч. 1–2. – СПб., 1817;

Батюшков К.Н. Сочинения. – Т. 1–3 / Изд. П.Н.Батюшковым, вступ. ст. Л.Н.Майкова, примеч. Л.Н.Майкова и В.И.Саитова. – СПб., 1885–1887;

Батюшков К.Н. Сочинения: В двух томах. – Т. 1 / Сост., подгот. текста, вступ. статья и комментарии В. А. Кошелева; Т. 2 / Сост., подгот. текста, комментарии А. Л. Зорина. – М., 1989.


Литература о писателе:

Майков Л.Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. – СПб., 1887; изд. 2-е, вновь пересмотр. – СПб., 1896 (переиздание: М., 2001);

Кошелев В.А. Константин Батюшков: Странствия и страсти. – М., 1987;

Венок поэту: Сборник статей. – Вологда, 1989;

Батюшков: Исследования и материалы: Сборник научных трудов /Научн. ред. и сост. Р. М. Лазарчук. – Череповец, 2002.

Мальчик появился в семье, где со стороны обоих родителей были тяжёлые психические расстройства. Мать его вскоре после рождения сына сошла с ума и была помещена в соответствующее учреждение. Отец был очень тяжёлым по характеру человеком. Всё это не могло не отразиться на психологии маленького Кости. Единственным его спасением стала семья двоюродного дяди, Михаила Никитича Муравьёва, где будущего поэта любили и всячески старались развивать его литературные интересы. Благодаря дяде он получает образование и определяется на работу в Министерство народного просвещения.

В 1807-1808 годах участвует в военных походах. В 1809 году выходит в отставку и поселяется в своём имении в Новгородской губернии.

Первые поэтические произведения Батюшкова публикуются в 1805-1806 годах в литературных изданиях Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. В них поэт выступает как последователь одной из новых литературных идей того времени - воскресения идеала античной красоты через современное чувственное осмысление. Позднее Батюшков будет чаще обращаться к русской тематике в своём творчестве, но по-прежнему останется поэтом-эпикурейцем, воспевающим сладострастие и леность.

Душевный «разлом»

Коренным образом изменится жизнь и творчество Батюшкова после войны 1812 года. Будучи человеком страстей и вольных развлечений, он проходит через всю военную кампанию борьбы с Наполеоном и это оказывает на него разрушительное воздействие. Вдруг увидев ужасы войны, поэт оказывается не готовым к этому и творчество его «срывается» в крайне трагические и даже «обречённые» произведения. Дополнительный пессимистический настрой стихам придаёт и неразделённая любовь, которую Батюшков пережил в эти годы.

Его принимают в литературное общество «Арзамас», поэт делает прекрасные переводы «Из греческой антологии» и лучших европейских авторов, пишет прозаические произведения и путевые очерки. Но в России ему становится «холодно», он мечтает уехать в Италию - страну, о которой грезил с детства.

«Конец пути»

С 1818 года Батюшкова переводят в Италию в русскую дипломатическую миссию. Но начавшийся душевный кризис не оставляет его в покое. Поэт не находит себе места ни в Италии, ни в Богемии или Германии, куда переезжает позднее. Здесь в последний раз вспыхивает его поэтический дар, но уже полностью пронизанный пессимизмом и обречённостью.

В 1821 году у поэта проявляются первые симптомы душевной болезни, а на следующий год в Крыму он окончательно заболевает. После попыток лечения в различных клиниках за рубежом и в России его выписывают как безнадёжно больного под присмотр родственников. В июле 1855 года Батюшков заканчивает свой жизненный путь там же, где и родился - в городе Вологде.

Это интересно: А.С. Пушкин считал Батюшкова своим учителем и в раннем творчестве во многом ему подражал.

Константин Николаевич Батюшков

Батюшков Константин Николаевич (1787/1855)- русский поэт. В ранний период творчества за Батюшковым закрепилось звание главы анакреонтического направления с характерным для него воспеванием радостей жизни («Вакханка», «Веселый час», «Мои пенаты»). В более поздние годы поэзия Батюшкова приобретает совсем иные - элегические и трагические - мотивы, являющиеся отражением перенесенного духовного кризиса («Надежда», «Мой гений», «Разлука», «Умирающий Тасс»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 29-30.

Батюшков Константин Николаевич (1787 - 1855), поэт.

Родился 18 мая (29 н.с.) в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении - селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.

С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.

С 1802 жил в Петербурге в доме своего родственника М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшую решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Он изучает философию и литературу французского Просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. В течение пяти лет служит чиновником в Министерстве народного просвещения.

В 1805 дебютировал в печати сатирическими стихами "Послание к стихам моим". В этот период пишет стихи преимущественно сатирического жанра ("Послание к Хлое", "К Филисе", эпиграммы).

В 1807 записывается в народное ополчение и в качестве сотенного начальника милиционного батальона отправляется в Прусский поход. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен, однако остался в армии и в 1808 - 09 участвовал в войне со Швецией. Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.

Сатира "Видение на брегах Леты", написанная летом 1809, знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова, хотя была опубликована только в 1841.

В 1810 - 12 активно сотрудничает в журнале "Вестник Европы", сближается с Карамзиным, Жуковским, Вяземским и другими литераторами. Появляются его стихотворения "Веселый час", "Счастливец", "Источник", "Мои Пенаты" и др.

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе "все ужасы войны", "нищету, пожары, голод", что позже нашло свое отражение в "Послании к Дашкову" (1813). В 1813 - 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: "Пленный", "Судьба Одиссея", "Переход через Рейн" и др.

В 1814 - 17 Батюшков много ездит, редко оставаясь на одном месте более полугода. Переживает тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии. Нарастают религиозные настроения. Его поэзия окрашивается в печальные и трагические тона: элегия "Разлука", "Тень друга", "Пробуждение", "Мой гений", "Таврида" и др. В 1817 вышел сборник "Опыты в стихах и прозе", включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.

В 1819 уезжает в Италию по месту новой службы - он назначен чиновником при неополитанской миссии. В 1821 им овладевает неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчались успехом - Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни. Его последние годы прошли у родственников в Вологде. Умер от тифа

7 июля (19 н.с.) 1855. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре .

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Вологда. Памятник К.Батюшкову.
Фото А.Н. Савельева
.

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (18.05.1787-7.07.1855), русский поэт. Родился в семье, принадлежавшей к старинному новгородскому дворянству. После ранней смерти матери воспитывался в частных петербургских пансионах и в семье писателя и общественного деятеля М. Н. Муравьева.

С 1802 - на службе в Министерстве Народного Просвещения (в т. ч. письмоводитель по Московскому университету). Сближается с радищевским Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств, но быстро от него отходит. Гораздо теснее его творческие связи с кружком А. Н. Оленина (И. А. Крылов, Гнедич, Шаховской), где процветал культ античности. Деятельно сотрудничает в журнале “Цветник” (1809).

Вступает в литературный кружок “Арзамас”, активно противостоящий “Беседе любителей русского слова”, объединению патриотов-литераторов и языковедов (см.: Шишков А. С.). В сатире “Видение на берегах Леты” (1809) впервые употребил слово “славянофил” .

В 1810-е Батюшков становится главой т. н. “легкой поэзии”, восходящей к традиции анакреотики XVIII в. (Г. Р. Державин, В. В. Капнист): воспевание радостей земной жизни сочетается с утверждением внутренней свободы поэта от государственного строя, пасынком которого поэт себя ощущал.

Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с Отечественной войной 1812, выводит его за пределы “камерной лирики”. Под влиянием тягот войны, разрушения Москвы и личных потрясений поэт переживает духовный кризис, разочаровавшись в просветительских идеях.

В 1822 Батюшков заболевает наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность.

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (18.05.1787- 7.07.1855), поэт. Родился в Вологде. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Воспитывался в Петербурге, в частных иностранных пансионах. Кроме французского языка, в совершенстве владел итальянским, позднее латинским языками. Служил на военной (был участником трех войн, в т. ч. заграничного похода 1814) и мелкой чиновничьей службе, позднее - в русской дипломатической миссии в Италии. В 1822 заболел издавна подкрадывавшейся к нему наследственной душевной болезнью. С 1802 поселился в доме писателя М. Н. Муравьева, своего родственника; тогда же начал писать стихи. Вступил в члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Стихотворной сатирой «Видение на берегах Леты» (1809), получившей широкое распространение в списках, Батюшков принял активное участие в полемике с «Беседой любителей русского слова». Батюшковым впервые было употреблено получившее позднее широкое употребление слово «славянофил». Батюшков вступил в противостоявший «Беседе» литературный кружок «Арзамас», куда входили представители новых литературных течений - от В. А. Жуковского и Д. В. Давыдова до юного Пушкина , могучее дарование которого Батюшков сразу высоко оценил. Сблизился с кружком А. Н. Оленина, где процветал культ античности. Произведения Батюшкова, печатавшиеся в журналах, в 1817 вышли отдельным изданием - «Опыты в стихах и прозе» (в 2-х частях).

Батюшков стал главой т. н. «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII в., наиболее выдающимися представителями которой были Г. Р. Державин и В. В. Капнист («образец в слоге», как назвал его Батюшков). Воспевание радостей земной жизни - дружбы, любви - сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал. Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811-12, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения - слог так и трепещет, так и льется - гармония очаровательна». Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817). Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с войной 1812, вывело его за пределы «камерной» лирики (послание «К Дашкову», 1813, историческая элегия «Переход через Рейн», 1814, и др.). Под влиянием тягостных впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков переживает духовный кризис. Его поэзия все сильнее окрашивается в печальные тона (элегия «Разлука», 1812-13; «Тень друга», 1814; «Пробуждение», 1815; «К другу», 1815 и др.), доходя порой до крайнего пессимизма («Изречение Мельхиседека», 1821). К числу лучших элегий Батюшкова принадлежат «Мой гений» (1815) и «Таврида» (1817). Существенным вкладом в развитие русской поэзии явился глубокий лиризм Батюшкова, сочетавшийся с небывалой до тех пор художественностью формы. Развивая традицию Державина, он требовал от поэта: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Многие стихи представляют собой как бы страницы поэтизированной автобиографии Батюшкова, в личности которого уже сквозят черты разочарованного, рано состарившегося, скучающего «героя времени», нашедшие позднее художественное выражение в образах Онегина и Печорина. В отношении поэтического мастерства образцами для Батюшкова были произведения античных и итальянских поэтов. Он переводил элегии Тибулла, стихи Т. Тассо, Э. Парни и др. Одно из наиболее прославленных сочинений Батюшкова элегия «Умирающий Тасс» (1817) посвящена трагической судьбе поэта - тема, настойчиво привлекавшая внимание Батюшкова.

Жанры «легкой поэзии», по мнению Батюшкова, требуют «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности» и потому являются лучшим средством для «образования» и «усовершенствования» стихотворного языка («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816). Писал Батюшков и в прозе, полагая, что это также является важной школой для поэта (преимущественно очерки, статьи по вопросам литературы и искусства; наиболее значительны из них «Вечер у Кантемира», «Прогулка в Академию художеств»). Стих Батюшкова достиг высокого художественного совершенства. Современники восхищались его «пластикой», «скульптурностью», Пушкин - «итальянской» певучестью («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»). Своими переводами «Из греческой антологии» (1817-18) и «Подражаниями древним» (1821) Батюшков подготовил антологические стихи Пушкина. Батюшков тяготился узостью тем и мотивов, однообразием жанров своей поэзии. Он задумывал ряд монументальных произведений, исполненных содержания «полезного обществу, достойного себя и народа», увлекался творчеством Байрона (перевод на русский язык из «Странствований Чайльд-Гарольда»). Все это было оборвано душевной болезнью, навсегда пресекшей литературную деятельность Батюшкова. Поэт с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги, поди узнай теперь, что в нем было». Пушкин, возражая критикам, нападавшим на поэзию Батюшкова, призывал их «уважать в нем несчастия и не созревшие надежды». Батюшков сыграл значительную роль в развитии русской поэзии: наряду с Жуковским он явился непосредственным предшественником и литературным учителем Пушкина, осуществившего многое из того, что было начато Батюшковым.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Батюшков и Пушкин

Батюшков Константин Николаевич (1787-1853) - поэт, участник Отечественной войны 1812 года. Пушкин познакомился с Батюшковым в детстве, в доме своих родителей. Их общение было особенно частым в 1817-1818 годах, на заседаниях общества «Арзамас». Поэзия Батюшкова, насыщенная мотивами беспечной любви, дружбы, радости общения с природой, оказала сильное влияние на раннее творчество Пушкина. Неизв. художник. 1810-е гг.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

+ + +

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855). Пушкин был еще мальчиком, когда впервые увидел Батюшкова в московском доме своих родителей. Через несколько лет Батюшков - блестящий боевой офицер и знаменитый поэт - приезжал в Царское Село, чтобы навестить подающего надежды лицеиста (1815). К этому времени юный Пушкин уже зачитывался стихами Батюшкова, подражал им, учился на них. До конца своих дней он остался сторонником «школы гармонической точности», основателями которой считает Жуковского и Батюшкова - этого «чудотворца», принесшего в русскую поэзию «звуки италианские».

Личное общение Пушкина с Батюшковым было не слишком тесным и продолжительным. Они встречались в литературном обществе «Арзамас», членами которого состояли, виделись на «субботах» у В. А. Жуковского, в салоне у Олениных и в других петербургских домах. Батюшков поступил в дипломатическую службу и получил назначение в Италию. Пушкин был среди тех, кто приезжал его проводить и проститься. Это было 19 ноября 1818 года. С тех пор он видел Батюшкова еще только один раз, через много лет,- посетив душевнобольного поэта в Грузинах под Москвой 3 апреля 1830 года. Впечатление от этой последней встречи отразилось, видимо, в стихотворении «Не дай мне Бог сойти с ума...».

Судьба Батюшкова полна трагизма. Пережив Пушкина чуть ли не на два десятилетия, он тем не менее остался для современников и потомков его молодым предшественником, не успевшим проявить своего исключительного дарования. Он и сам понимал это и писал с горечью: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было».

И Пушкин призывал критиков Батюшкова «уважать в нем несчастие и несозревшие надежды». На протяжении всей своей жизни он пристально изучал и высоко ценил то, что Батюшков успел сделать в русской поэзии. Мелодичность, благозвучие, интонационная свобода, необычайная гармония всех элементов батюшковского стиха, пластичность лирики, нетрадиционный образ автора - мудреца и эпикурейца - все это делало Батюшкова прямым учителем молодого Пушкина. Можно даже сказать, что он был «Пушкиным до Пушкина».

Оба поэта осознавали эту глубокую родственность дарований. Оттого так восторгался Батюшков первыми песнями «Руслана и Людмилы»: «Талант чудесный, редкий! вкус, остроумие, изобретение, веселость. Ариост в девятнадцать лет не мог бы писать лучше...» (1818 год, письмо к Д. Н. Блудову). И через два года, по поводу пушкинского стихотворения «Юрьеву»: «О! как стал писать этот злодей».

В лицейские годы Пушкин посвятил Батюшкову два послания. Во многих стихотворениях того времени он подражает «российскому Парни» (« Городок», «Тень Фонвизина», «Воспоминания в Царском Селе» и другие). В разговорах и набросках критических статей 1824-1828 годов Пушкин постоянно возвращается к оценке творчества и исторического значения Батюшкова. Наиболее развернутый разбор достоинств и недостатков лирики Батюшкова содержится в пушкинских заметках на полях его книги «Опыты в стихах». Исследователи находят следы влияния Батюшкова и в поздних произведениях Пушкина.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 55-57.

Далее читайте:

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь , Вологодская еп., в окрестностях Вологды.

Сочинения:

Опыты в стихах и прозе, ч. 1-2. СПб., 1817;

Соч., [Вступ. ст. Л. Н. Майкова, примеч. его же и В. И. Саитова], т. 1-3, СПб., 1885-87.

Литература:

Гревениц И. Несколько заметок о К. Н. Батюшкове // ВГВ. 1855. N 42, 43;

Гура В. В. Русские писатели в Вологодской области. Вологда, 1951. С. 18-42;

Лазарчук Р. М. Новые архивные материалы к биографии поэта К. Н. Батюшкова // Русская литература. 1988. N 6. С. 146-164;

Майков Л. Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. СПб., 1896;

Сотников А. Батюшков. Вологда, 1951;

Тузов В. И. Памяти поэта-вологжанина К. Н. Батюшкова. Вологда, 1892.

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) - один из прекраснейших русских поэтов своего времени. Долгое время возглавлял движение поэтов-анакреонтистов, был весьма известной фигурой в литературных кругах. Сегодня его имя практически забыто, мало кто знает, что жил когда-то столь замечательный писатель. Давайте же исправим эту несправедливость.

Батюшков: биография

Будущий писатель родился 18 мая в городе Вологде, в старинной, но обедневшей семье дворян. Он был первым сыном, до него у четы Батюшковых родилось четыре дочери. Константин оказался долгожданным мальчиком.

Отец поэта Николай Львович был человеком образованным, но его характер сильно испортила обида на правительство из-за опалы, которая постигла Батюшковых благодаря участию родственника в заговоре против Екатерины II. Свою мать, Александру Григорьевну (в девичестве Бердяеву), Константин совсем не успел узнать - она тяжело заболела, когда мальчику только исполнилось шесть лет, и вскоре скончалась. Ее хворь была душевной и передалась самому писателю и его старшей сестре.

Детство маленького Кости прошло в родовом имении, которое находилось в селе Даниловском. Но после кончины матери его отправили в петербургский пансион О. Жакино. Только в 16 лет Батюшков смог покинуть это учебное заведение. В это время он активно начинает заниматься литературой, много читает на французском, в совершенстве осваивает латинский, чтобы изучать классические тексты в оригинале.

Самостоятельная жизнь в столице

Батюшков Константин Николаевич решает остаться в столице. На первых порах ему помогает дядюшка, М. Н. Муравьев. Он же устраивает юношу в 1802 году в Министерство народного просвещения. Затем в 1804-м писатель переходит на службу в канцелярию Муравьева по Московскому университету, где занимает должность письмоводителя.

В эти годы Батюшков сближается с некоторыми сослуживцами, многие из которых начинают примыкать к карамзинскому правлению и в итоге основывают «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Самыми близкими его друзьями стали Н. Гнедич и И. Пнин. Благодаря их влиянию будущий поэт начинает пробовать свои силы в писательстве.

В 1805 году публикуется в журнале «Новости русской литературы» первое стихотворение Батюшкова - «Послание к стихам моим».

Народное ополчение

В 1807-м, несмотря на протесты отца, записывается в народное ополчение Батюшков. Стихи в эти годы отходят для молодого человека на второй план. 22 февраля этого же года его назначают сотенным в милиционном батальоне и отправляют в Пруссию. С мая Батюшков начинает принимать активное участие в боевых действиях. Вскоре он получает тяжелое ранение и отправляется в Ригу на лечение. За свой героизм получает орден Святой Анны 3-й степени.

Пока длилось лечение, писатель влюбился в Эмилию, дочь местного купца. Однако продолжения любовное увлечение не имело, как память о нем остались только два стихотворения: «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

К 1808 году писатель физически окреп и был возвращен на службу. На этот раз он попал в гвардейский егерский полк, который командировали на войну со Швецией. После возвращения из похода он взял отпуск и отправился навещать незамужних сестер, которые жили в Новгородской губернии. В это время начало проявляться материнское "наследство" - Батюшков становился все более впечатлительным, иногда дело доходило до галлюцинаций. Сам писатель считал, что лет через десять окончательно сойдет с ума.

Возвращение в свет

В декабре 1809 года Муравьев приглашает племянника в Москву. С огромной радостью возвращается в свет Батюшков. Биография писателя говорит нам о том, что у него было множество друзей среди людей искусства, с которыми он познакомился в Петербурге и Москве. Особенно близко в это время писатель сошелся с П. Вяземским и В. Пушкиным.

Но судьбоносным для него стало знакомство с В. Жуковским и Н. Карамзиным, последний очень скоро понял, насколько талантлив молодой человек, и высоко оценил его творчество. В 1810 году, получив отставку из полка, отправился по приглашению Карамзина отдохнуть в судьбу Вяземских Батюшков. Стихи поэта в эти годы становятся все более популярны, этим и объясняется желание знатных вельмож видеть его у себя в гостях.

В 1813 году писатель переезжает в Петербург, где устаивается на работу в Публичную библиотеку. Он продолжает знакомиться с новыми людьми и вести активную светскую жизнь.

Несчастная любовь

В 1815 году влюбился второй раз Батюшков. Биография гласит, что на этот раз его избранницей стала светская дама - Анна Фурман. Однако писатель быстро понял, что девушка не отвечает ему взаимностью, а замуж готова выйти только по воле опекунов. Ситуацию усугубило то, что Константин Николаевич никак не мог получить перевода в гвардию. Все это привело к тяжелому нервному расстройству, которое продлилось несколько месяцев.

Новым ударом для писателя стала смерть отца в 1817 году, с котором он всегда был в плохих отношениях. Чувство вины и неудачная любовь побудили его обратиться к религии, в которой он видел единственную возможность для человека сохранить свое высокое нравственное и духовное положение.

В эти сложные годы Батюшкову сильно помог Жуковский, который постоянно поддерживал поэта и убеждал продолжать писать. Это помогло, и Батюшков вновь взялся за перо. Через год он вернулся в Москву, где его ждали близкие друзья и знакомые.

Италия

В 1818 году русский поэт Батюшков отправляется в Одессу на лечение. Здесь он получил письмо от А. Тургенева, которому удалось выхлопотать для друга место в Неаполе при дипломатической миссии. Константин Николаевич долгие годы мечтал побывать в Италии, однако известие его не порадовало. В это время он испытывал сильное разочарование в жизни, и новость только ухудшила ситуацию.

Несмотря на эти настроения, в 1819 году Батюшков прибыл в Италию. Эта страна произвела на него сильное впечатление. Он познакомился со многими интересными людьми, в том числе и русскими художниками, жившими в Риме. Но счастье длилось недолго, и вскоре поэт начал скучать по родине.

Здоровье писателя не улучшалось, поэтому в 1821 году он отправился в Германию на воды. Его душевная болезнь проявлялась все сильнее, Батюшков начал подозревать, что за ним следят какие-то враги. Зиму 1821-го и весь 1822 год поэт провел в Дрездене. В это время им было написано лучшее, по мнению критиков, стихотворение - «Завещание Мельхиседека».

Последние годы и смерть

В 1822 году начал терять рассудок Батюшков (биография это подтверждает). Он возвращается на родину. Некоторое время живет в Петербурге, а затем отправляется в путешествие по Кавказу и Крыму. В поездке он несколько раз пытался совершить самоубийство.

В 1824 году поэта, благодаря финансовой помощи Александра I, поместили в частную психиатрическую лечебницу в Саксонии. Здесь он провел 4 года, но никакой пользы лечение не принесло. Поэтому родные решили перевезти его в Москву. На родине Батюшков Константин Николаевич почувствовал себя лучше, острые приступы практически прошли, и болезнь ненадолго отступила.

В 1833 году писателя перевезли в дом его племянника, который жил в Вологде. Здесь Батюшков провел остаток своих дней. Скончался поэт 7 июля 1855 года.

Константин Батюшков: интересные факты

Перечислим некоторые интересные моменты из жизни писателя:

  • Пушкин называл поэта своим учителем и преклонялся перед его творчеством, особенно выделяя ранний период.
  • Главным принципом Батюшкова при написании произведения было: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».
  • В 1822 году поэт написал свое последнее произведение, ему было всего 35 лет.
  • Батюшков прожил последние 22 года своей жизни, совершенно потеряв рассудок.

Особенности творчества

Очень много для русской словесности и поэтического языка сделал Константин Батюшков. Стихи о любви, обычно грустные и печальные, именно поэтому пользовались такой большой популярностью у современников. Поэту удалось преобразить родной язык, сделать его гибче и гармоничнее. Белинский считал, что только благодаря трудам Батюшкова и Жуковского Пушкину удалось добиться такой легкости и изящества в своей поэзии.

Главное достоинство стихов Константина Николаевича заключается в совершенстве их формы, чистоте и правильности языка, всегда выдержанном художественном стиле. Батюшков долго и упорно работал над каждым словом, часто исправлял написанное. При этом он старался сохранить искренность, избегал любой надуманности и натянутости.

Переломный момент

Часто в своих произведениях обращался к прошлому Батюшков Константин Николаевич. Стихи о природе обычно перемежались с древними мифологическими традициями. Его раннее творчество принято называть эпикурейским (или анакреонтическим). Поэт пытался воспроизвести легкий и изящный слог древних писателей, но считал, что русский язык еще грубоват для этого. Хотя критики признавали, что в этой области он добился значительного успеха.

Но жизнерадостная эпикурейская поэзия привлекала Батюшкова недолго. После войны 1812 года, в которой поэт участвовал, его мировоззрение сильно изменилось. Причиной наполеоновских деяний он считал французское Просвещение. А испытания, выпавшие на долю России, он полагал свершением ее исторической миссии. В это время его стихи сильно меняются. Нет в них больше легкости и беззаботности, в них говорится о реальности - войне, душе русского солдата, силе народного характера. Лучшим стихотворением этого периода считается «Переход через Рейн».

Давайте ответим на вопрос о том, в каком направлении поэзии прославился Константин Батюшков, так как он задается наиболее часто. Как уже упоминалось, это анакреонтическая (или эпикурейская) лирика. Ее отличительные черты - легкость, беззаботность, радость, воспевание жизни и наслаждение ею.

Проза

Батюшков был известен не только как поэт, его проза также высоко оценивалась современниками. По их словам, основным достоинством его произведений был чистый, образный и яркий язык. Однако к прозе писатель обратился намного позже, чем началась его литературная карьера. Произошло это уже после творческого перелома, поэтому в этих произведениях часто поднимаются религиозные и философские вопросы. Большое внимание Батюшков уделял и теоретическим проблемам словесности («Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»).

Теперь мы видим, что значение трудов писателя для развития русской литературы невозможно переоценить.

(1787-1855), русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике ("Веселый час", "Мои пенаты", "Вакханка"). Позже пережил духовный кризис ("Надежда", "К другу"); в жанре элегии - мотивы неразделенной любви ("Разлука", "Мой гений"), высокий трагизм ("Умирающий Тасс", "Изречение Мельхиседека").

БАТЮШКОВ Константин Николаевич , русский поэт.

Детство и юность. Начало службы

Родился в старинной, но обедневшей дворянской семье. Детство Батюшкова было омрачено смертью матери (1795) от наследственной душевной болезни. В 1797-1802 он обучался в частных пансионах в Петербурге. С конца 1802 Батюшков служил в Министерстве народного просвещения под началом М. Н. Муравьева, поэта и мыслителя, оказавшего на него глубокое влияние. При объявлении войны с Наполеоном Батюшков вступает в ополчение (1807) и принимает участие в походе в Пруссию (тяжело ранен под Гейльсбергом). В 1808 участвует в шведской кампании. В 1809 выходит в отставку и поселяется в своем имении Хантоново Новгородской губернии.

Начало литературной деятельности

Литературная деятельность Батюшкова начинается в 1805-06 публикацией ряда стихов в журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, О. А. Кипренский и др.). Оленинский кружок, ставивший своей задачей воскрешение античного идеала красоты на базе новейшей чувствительности, противопоставлял себя как славянизирующей архаике шишковистов (см. А. В. Шишков), так и французской ориентации и культу безделок, распространенному среди карамзинистов. Сатира Батюшкова "Видение на берегах Леты" (1809), направленная против обоих лагерей, становится литературным манифестом кружка. В эти же годы он начинает перевод поэмы Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим", вступая в своего рода творческое состязание с Гнедичем, переводившим "Илиаду" Гомера.

"Русский Парни"

Литературная позиция Батюшкова претерпевает некоторые изменения в 1809-10, когда он сближается в Москве с кругом младших карамзинистов (П. А. Вяземский, В. А. Жуковский), знакомится с самим Н. М. Карамзиным. Стихотворения 1809-12, в т. ч. переводы и подражания Э. Парни, Тибуллу, цикл дружеских посланий ("Мои Пенаты","К Жуковскому") формируют определяющий всю дальнейшую репутацию Батюшкова образ "русского Парни" - поэта-эпикурейца, певца лени и сладострастия. В 1813 он пишет (при участии А. Е. Измайлова) одно из самых известных литературно-полемических произведений карамзинизма "Певец или певцы в Беседе славянороссов", направленное против "Беседы любителей русского слова".

Перелом

В апреле 1812 Батюшков поступает помощником хранителя манускриптов в петербургскую Публичную библиотеку. Однако начало войны с Наполеоном побуждает его вернуться на военную службу. Весной 1813 он отправляется в Германию в действующую армию и доходит до Парижа. В 1816 вышел в отставку.

Военные потрясения, как и переживаемая в эти годы несчастная любовь к воспитаннице Олениных А. Ф. Фурман, приводят к глубокому перелому в мироощущении Батюшкова. Место "маленькой философии" эпикуреизма и житейских наслаждений занимает убежденность в трагизме бытия, находящая свое единственное разрешение в обретенной поэтом вере в загробное воздаяние и провиденциальный смысл истории. Новый комплекс настроений пронизывает многие стихотворения Батюшкова этих лет ("Надежда", "К другу","Тень друга") и ряд прозаических опытов. Тогда же были созданы и его лучшие любовные элегии, посвященные Фурман,- "Мой гений", "Разлука", "Таврида", "Пробуждение". В 1815 Батюшков был принят в "Арзамас" (под именем Ахилл, связанным с его былыми заслугами в борьбе с архаистами; прозвище нередко превращалось в каламбур, обыгрывающий частые болезни Батюшкова: "Ах, хил"), однако разочарованный в литературной полемике, поэт не сыграл в деятельности общества заметной роли.

"Опыты в стихах и прозе". Переводы

В 1817 Батюшков выполнил цикл переводов "Из греческой антологии". В том же году вышло двухтомное издание "Опыты в стихах и прозе", в котором были собраны наиболее значительные произведения Батюшкова, в т. ч. монументальные исторические элегии "Гезиод и Омир, соперники" (переделка элегии Ш. Мильвуа) и "Умирающий Тасс", а также прозаические сочинения: литературная и художественная критика, путевые очерки, нравоучительные статьи. "Опыты..." укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов. В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой юга Европы, прежде всего, Италии и греко-римской античности. Батюшкову принадлежит и один из первых русских переводов Дж. Байрона (1820).

Душевный кризис. Последние стихи

В 1818 Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию составляла многолетнюю мечту поэта, но тяжелые впечатления неаполитанской революции, служебные конфликты, чувство одиночества приводят его к нарастанию душевного кризиса. В конце 1820 он добивается перевода в Рим, а в 1821 едет на воды в Богемию и Германию. Произведения этих лет - цикл "Подражания древним", стихотворение "Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...", перевод фрагмента из "Мессинской невесты" Ф. Шиллера отмечены усиливающимся пессимизмом, убежденностью в обреченности красоты перед лицом смерти и конечной неоправданности земного существования. Мотивы эти достигли кульминации в своего рода поэтическом завещании Батюшкова - стихотворении "Ты знаешь, что изрек, / прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек?" (1824).

Болезнь

В конце 1821 у Батюшкова появляются симптомы наследственной душевной болезни. В 1822 он едет в Крым, где болезнь обостряется. После нескольких покушений на самоубийство его помещают в психиатрическую больницу в немецком городе Зоннештейне, откуда выписывают за полной неизлечимостью (1828). В 1828-33 он живет в Москве, потом до смерти в Вологде под надзором своего племянника Г. А. Гревенса.