Путь в Добровольческую армию. Политика Врангеля в Крыму

Художественный критик, историк искусства Н.Н. Врангель родился 2 июля 1880 года в имении Головковка Чигиринского уезда Киевской губернии, двумя годами позже своего брата Петра. Барон Николай Врангель принадлежал древнему и прославленному роду, известному с середины XIII века и давшему Европе и России семь фельдмаршалов, семь адмиралов, более тридцати генералов, известного мореплавателя Фердинанда Врангеля. Обрусевшие потомки тевтонских рыцарей, Врангели в XIX веке породнились с правнучкой знаменитого полководца Абрама Ганнибала. Бабкой Николая Врангеля была троюродная сестра Пушкина Дарья фон Траубенберг, а дед барона был декабристом. Своим романтичным предком, "арапом Петра Великого", гордились и Николай Врангель и его отец, Николай Егорович Врангель (1847-1923), в свое время учившийся в Швейцарии и получивший звание доктора философии в Геттингенском университете. Он был предпринимателем и финансистом, членом правления ряда промышленных компаний, однако пробовал себя и на литературном поприще, имел репутацию человека независимого и был "сибарит, повеса, знаток и любитель искусств".

Дядя Николая, барон Александр Егорович Врангель (1833-1915), юрист и дипломат, дружил с в годы сибирской ссылки писателя, а тетя, баронесса Вера Егоровна (1832-1915), была активной деятельницей Красного Креста. Николай Егорович был женат на дочери морского офицера Марии Дементьевой-Майковой (1857-1944), воспитаннице приюта принца Ольденбургского, с дипломом домашней учительницы. Мария Дмитриевна, сама обладавшая чувством прекрасного и литературным талантом, опекала любимого сына и в зрелые годы, став его "нештатным" секретарем.

Детские и отроческие годы Коки (так звали Николая близкие) прошли в Ростове-на-Дону. В 1892 году он поступил в Ростовское реальное училище. Правда, вскоре семье пришлось переменить место жительства. В 1895 году Врангели переехали в Петербург, где Кока продолжил учебу в IV Петербургском реальном училище и у себя дома, пугая гувернанток и учителей своим дурным поведением. Уже тогда он интересовался искусством, историей, литературой. Этому увлечению способствовало и пребывание Врангеля в Италии и Германии, куда он был отправлен для поправки здоровья после воспаления легких. Два года он провел за границей, жил в Риме и Флоренции, в маленьких городках, занимаясь итальянским языком и литературой XV века. В эти же годы, по собственному признанию, он "педерастии учился самоучкой и совершенствовался под руководством известного путешественника Александра фон Трубникова - фельдшера Гейдельбергского университета, специалиста по южно-африканской живописи".

В 1900 году Николай вернулся в Петербург. Его отец, Николай Егорович Врангель, состоя на государственной службе, много сил отдавал собиранию художественной коллекции, его часто можно было видеть на Александровском рынке, "копающегося в поисках "жемчужин", которые действительно там можно было найти". Квартира Врангелей на Бассейной в Петербурге была "набита прекрасными вещами". Брат Николая, Петр Врангель поступил в Горный институт императрицы Екатерины II. Закончив его, он избрал - по семейной традиции - военную карьеру. Николай же окунулся в мир искусства. Уже в 1901 году Николай Врангель познакомился с известным декадентом Александром Бенуа, который, по некоторым свидетельствам, оказал на Николая пагубное влияние, а через него и с С.Дягилевым и членами "Мира искусства". Двадцатилетний барон стал организатором художественных выставок, на которых экспонировались произведения русского и зарубежного искусства.

Начиная с 1900 года молодой барон Н.Врангель, не имея специального образования, в течение трех лет проводил колоссальную работу, описывая коллекцию Русского музея в Петербурге (самого крупного хранилища произведений русского искусства того времени), систематизируя и каталогизируя материалы, дополняя их обширными справками об авторах, историей произведений. Двухтомный подробнейший каталог вышел в свет в 1904 году. Уже в этом издании определился индивидуальный стиль Н.Врангеля. Он скрупулезно описывал произведения, коллекции, выставки (количество сносок в некоторых статьях превышает две сотни). Такой подход должен был повлиять на жизнь автора, заполнив ее напряженным, самоотверженным трудом в архивах, библиотеках, личных фондах Петербурга и Москвы, пристальным изучением подлинников в музеях, частных коллекциях России и Европы.

В 1902 году в Петербурге состоялась первая "врангелевская" выставка - "Русская портретная живопись за 150 лет (1700-1850)". Выставка открылась 7 марта 1902 года в залах Академии наук. Она не получила широкого общественного резонанса, в отличие от состоявшейся три года спустя Таврической выставки Дягилева, которая и стала главным катализатором массового интереса к старине. Пресса 1902 года не проявила особого интереса к такой необычной экспозиции. На ней впервые акцентировалась не историческая значимость портретируемых лиц, а художественная сторона выставляемых портретов. Автор этой затеи, Н.Врангель, заразил всех своей смелостью и потрясающей работоспособностью. Неопытный юнец, не написавший ни строчки, "не имея еще ровно никакого опыта и лишь приблизительные знания", обратился тогда за помощью к А.Бенуа. Выставка оказалась интересной и полной, на ней впервые широко были представлены еще не обретшие своей былой славы Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский.

Показательно, что в апреле 1902 года, еще не закрыв экспозицию в Академии наук и находясь в самом разгаре работы по подготовке ее научного каталога, Врангель уже мечтал об организации подобной выставки в Париже. "Выбор всех без исключения лиц будет зависеть от нас, начиная от председателя и кончая кассиром, - писал он Бенуа. - Выбор картин будет всецело принадлежать экспертизе из четырех человек в СПБ и 2х в Москве. Очевидно, дамы не будут допущены на расстояние пушечного выстрела… Главное, сразу поставить дело на серьезную почву в смысле организации и участников. Если все решится, мы все лето можем подготовляться и сделать даже несколько экскурсий в провинцию. Заранее надеюсь, что Вы согласитесь принять участие в этой интересной идее, чтобы из нее не вышел бы опять балаган". Но из этой затеи ничего не вышло.

В 1904 году барон участвовал в подготовке знаменитой выставки портретов в Таврическом дворце (генеральный комиссар С.Дягилев), открывшейся в начале 1905 года. Н.Врангель стал "адъютантом" Дягилева вместе с другими молодыми знатоками искусства. В следующем году Н.Врангель был принят в штат Императорского Эрмитажа, где занимался составлением описей, редактированием каталогов, осматривал собрания, атрибутировал отдельные произведения. Вскоре появились первые статьи Врангеля по истории русского искусства в "Русском архиве", "Русской старине", "Старых годах". В дальнейшем Н.Врангель участвует в проведении многих крупных выставок.

На государственную службу в канцелярию Его Императорского Величества по учреждениям императрицы Марии барон Н.Н. Врангель устроился еще в 1901 году, вскоре получив там чин коллежского регистратора. Но настоящая "профессиональная" работа началась именно весной 1906 года в Эрмитаже. Врангель был самоучкой, в отличие от большинства своих друзей и знакомых (выпускниками Санкт-Петербургского университета были почти все основатели "Мира искусства", С.М. Волконский, С.К. Маковский; в Гейдельбергском университете учились В.П. Зубов и С.Л. Бертенсон; П.П. Вейнер закончил Александровский лицей), Врангель не имел университетского диплома. Тем не менее, он обладал потрясающей эрудицией. "Нашим общим энциклопедическим словарем" как-то назвал Врангеля Маковский.

В начале века, с возникновением большинства отечественных музеев происходит и становление музейного дела. Н.Врангель атрибутирует произведения Русского Музея, Эрмитажа, Академии художеств, пытается сформировать представления о научно-экспозиционной работе в музее. Он определяет концепцию Русского музея как "учебного храма", совмещающего "поклонение красоте с поклонением науке", говорит о необходимости использования опыта Европы и достижения молодым музеем европейского уровня. За десять лет Н.Врангель публикует множество материалов о неизвестных широкой публике мастерах, произведениях искусства. Среди основных его трудов можно назвать сборник "Венок мертвым" (1913), включающий статьи "Романтизм в живописи Александровской эпохи и война 1812 года", "Иностранные художники в России", "Русские женщины в искусстве", "Любовная лирика ХVIII века". Художник О.Кипренский, скульптор И.Мартос, архитектор П.Росси, в начале ХХ века еще неизвестные или полузабытые, стали хрестоматийными во многом благодаря исследовательской работе Н. Врангеля.

Молодой Врангель стал наследником идей "Мира искусства", открывателей и поэтов старины. Девиз С.Дягилева "Открыть Россию России" нашел в деятельности Н.Врангеля поправку: "Нигде не гибнет столько произведений искусства, как в России", еще можно и нужно "спасти дорогие останки старины, сохранить и уберечь от окончательной гибели красивые воспоминания". Н.Врангель совместно с А.Бенуа, Н.Рерихом, А.Щусевым, петербургскими аристократами-любителями искусства основывает в 1909 году Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины. "Архитектурные постройки, памятники кладбищ, картины, бронза, фарфор, скульптура, гравюры, предметы художественных промыслов - все это подлежит сохранению и защите". Члены Общества рассылали ходатайства, препятствуя разрушению художественных ценностей, устраивали выставки, читали лекции, печатали брошюры и художественные издания.

Барон, однако, устраивал не только выставки, но и скандалы. В Петербургском свете и богемных кругах Кока Врангель был знаменитостью. "У него был талант смеха. Не было такого пустяка, которого он своим прикосновением не превратил в предмет прелестного замечания, едкой шутки". Барон состоял в близкой дружбе со всеми столичными, провинциальными и иностранными своднями. Врангель входил в число известнейших столичных денди, лидером которых был Сергей Маковский. "Веселые, элегантные, высокого роста, носившие монокли", - так, словно былинных богатырей, описывал их Г.К. Лукомский, а про самого Врангеля добавлял: "статный, с горящими, темными глазами, увлеченный всем, что есть красивого, обладающий поразительной эрудицией и памятью". А раскрепощенные футуристы всю эту компанию именовали "Адамами в манишках".

По воспоминаниям П.П. Вейнера Врангель не останавливался пред самыми "непечатными" словами, если они подходили для его юмора или красного словца, бившего непрестанным фонтаном. "Так, было у меня стихотворное послание, где смешной элемент заключался в том, что самые непристойные слова нанизывались без смысла, для рифмы, и всевозможные небылицы и пороки относились именно к тем, кому не было никакого основания их приписывать. Часто для этих шуток служили поводом какие-нибудь в нашем кругу известные случаи и разговоры, посторонним без объяснения непонятные, - и на каком ложном пути были бы те, кто из этого материала вздумал бы строить выводы, считая это документами!" Так что воспринимать буквально все эпатажные эротические подробности приключений Врангеля не стоит. В начале ХХ века, когда гомосексуализм в среде богемы перестал быть сугубо интимной сферой, он приобрел социальный оттенок и во многом стал инструментом эпатажа обывателей, так что многие стремились "казаться грешными". Вполне вероятно, что в описываемых Врангелем "сексуальных подвигах" присутствует элемент сознательного преувеличения, тем более что один из "героев" - примерный семьянин и однолюб Бенуа.

На любительских вечерах барон выступал и с декламациями собственных стихов. Однако за всю жизнь Врангель не опубликовал ни одного своего поэтического опуса. Помимо "отвлеченной" лирики (Там, где плещет волна далеко от земли/Там, где зарево солнца восходит вдали, /Там печальная чайка кого-то зовет,/Замедляя свой быстрый полет...), он сочинял шутливые послания друзьям и барышням, а также откровенную похабщину. Скандальной славы Врангелю добавило и то, что он разорил московского миллионера М.К. Ушкова, да и его (неизданные) мемуары "Пакости о моих ближних". Недаром в 1910 году барона шутливо избрали "профессором похабности" в Институте истории Искусств.

В.Верещагин, познакомившийся с бароном в начале 1907 года, отмечал, что "репутация трудоспособности Врангеля, значительно опередила славу его таланта". Активность барона способствовала и созданию внешне противоречивого образа. И друзья, и газетные репортеры писали о нем, словно о вездесущем Фигаро, к тому же постоянно меняющем свои маски. "Вспоминая Врангеля, я себе его представляю двояким: то с пытливо сосредоточенным почти насупленным лицом, отражающим его заботу о каких-то исследованиях, то - смеющимся, дразнящим и даже шаловливым, - писал А.Бенуа. Барон Врангель, "неутомимый труженик и пламенный художник слова, пишущий сразу, почти без единой помарки", успевал бывать "на всех балах, премьерах, в вернисажах, в заседаниях, в любительских спектаклях", работать "ранним утром и поздней ночью", заниматься "то в публичной библиотеке, то в институте Истории Искусств, то в архиве Адмиралтейства, Градоначальства, то в Департаменте герольдии Сената, то в Министерстве иностранных дел и почти ежедневно в Академии Художества, а кроме того, обязательно на службе, в Эрмитаже"... "Являлось почти загадкой для всех мало знавших Врангеля, когда, в сущности, он работал? Но лица, близко его знавшие, поражались как раз обратному: когда же находит он время для посещения всех этих спектаклей, вернисажей и кабаре?", - отмечал Г.К. Лукомский. "Он совершил труды, которых при нормальных условиях хватило бы на десятерых", - патетически восклицал А.Левинсон, перечисляя основные вехи творческой биографии ученого. "Работаю как молодая тигра", - сообщал Врангель об интенсивности своего труда в послании к Бенуа.

В это время, в 1907 году, начинает издаваться (до 1916 года) ежемесячный журнал "Старые годы". Издавали его П.П. Вейнер и В.А. Верещагин, чтобы "вглядеться в ушедшие эпохи, их скрытое великолепие, сохранить, не утратив и крупицы былого". Однако душой, вдохновителем этой "прекрасной затеи" был Н.Н. Врангель, именно его статьи открывают многие сборники, среди них "Помещичья Россия" - исследование о русской усадьбе, ее обитателях - "культурном дворянстве, которое берегло и любило красоту жизни". Именно в "Помещичьей России" за обязательной врангелевской археологической научностью открывается сентиментальное и поэтическое начало, за каталожным перечнем имен и дат возникают образы ушедших эпох и милых мелочей: "Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев, сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду…" "Душа, заводила и вдохновитель" - так определил Бенуа роль Врангеля в журнале "Старые годы", авторитетном историко-художественном издании тех лет и одном из самых почитаемых источников для искусствоведов последующих поколений.

Однако издания по искусству как не окупаются сегодня, так не окупались и в начале ХХ века, финансовые трудности беспокоили издателей и тогда. Журнал "Старые годы", общепризнанное "модное" издание, являлся убыточным предприятием, имея всего 300 подписчиков. Вся работа редакционного комитета велась "на общественных началах" и не оплачивалась. Это обстоятельство стало одной из причин ухода Врангеля в 1911 году в "Аполлон" Маковского в качестве соредактора. Хотя и там случались проблемы. Об одной из них Врангель писал секретарю "Аполлона" Е.А. Зноско-Боровскому: "Ровно шесть недель тому назад мною было заявлено управляющему делами "Аполлона" г-ну Кранцу мое желание получить следующий мне гонорар за три месяца. Г-н Кранц просил меня зайти через два дня и когда я зашел, извинился, обещая через день доставить мне на дом. Пять недель спустя, неделю тому назад, я и А.А. Трубников вновь заявили о том же. Г-н Кранц извинился и просил зайти на другой день, что мы и исполнили. Г-н Кранц извинился и просил зайти на третий день, причем это повторилось четыре раза... Если в "Аполлоне" денег нет, то об этом нам, близким сотрудникам, можно заявить прямо и мы готовы чем только можем вполне безвозмездно быть ему полезными..." Да и в Эрмитаже Н.Н. Врангель в течение нескольких лет работал безвозмездно, числясь "кандидатом на классную должность", и только с середины 1912 года ему как "столь выдающемуся и ценному сотруднику", по ходатайству Д.И. Толстого, стали выплачивать вознаграждение.

С появлением в 1909 году журнала "Аполлон" Н.Врангель стал членом его редакции, а с 1911 года, вместе с С.К. Маковским - его редактором. И в эти напряженные годы, когда приходилось совмещать работу в Эрмитаже, в Обществе защиты памятников искусства и старины, лекции в Институте истории искусств, он и тогда находил время для того, чтобы являться колоритной личностью богемного Петербурга, острословом и насмешником, автором эпиграмм и анекдотов. "Удивительное сочетание противоречий, - писал князь Волконский, - как же о Коке Врангеле говорить без парадокса, когда он сам был парадокс?.. Я затруднился бы определить, что будет правильнее сказать о Врангеле: что для него не было на свете ничего святого или что не было на свете ничего, что не было бы для него свято… Способность, скажем, не сжечь, а поджечь то, чему поклонялся, - никогда не покидала его".

Быть общим любимцем Врангелю позволяла легкость натуры. Он насмешничал как над другими, так и над собой. Легкий скепсис к самому себе всегда сопутствовал ему даже в самых искренних увлечениях. С напускной беспечностью он сносил враждебное отношение со стороны почтенной академической профессуры. По свидетельствам современников, барон был человеком "крайних увлечений", и внешние противоречия он подчеркивал и в своих героях. Так, любезную его сердцу императрицу , сочетавшую "царственную пышность с простонародным пряником", он сравнивал с "Евангелием в окладе рококо". Или , чье правление барон называл "чудовищным кошмаром", в то же время был охарактеризован как "странный и пленительный".

В октябре 1912 года был сформирован выставочный комитет под председательством П.Ю. Сюзора, куда вошли представители от всех министерств и ведомств, ведущие художественные деятели Петербурга и Москвы - Альб.Н., А.Н. и Л.Н. Бенуа, Ф.Г. Беренштам, П.П. Вейнер, Н.Н. Врангель, О.Э. Визель, И.Э. Грабарь. В.В. Матэ, Н.И. Романов, А.Е. Фелькерзам, И.Е. Цветков. Судя по материалам заседаний, экспонаты новой выставки отличались разнообразием - исторические документы, парадные платья высочайших особ, декоративно-прикладное искусство, мебель, произведения живописи, в том числе дары европейских дворов, такие как гобелены, подаренные Людовиком XVI, или "Снятие с креста" Рубенса и "Христос" Рембрандта. Планировалось представить и рисунки членов императорской фамилии. Письма с просьбой о присылке интересных экспонатов рассылались хранителям музеев во все губернии. Но "потонувший" в необъятном материале громоздкий и разношерстный комитет не мог договориться о характере будущей экспозиции - общедоступной "для широких масс". Сроки открытия выставки, намеченные на конец февраля 1913 года, все оттягивались. В апреле 1913 года Врангель для спасения дела предложил полностью передать ему дело организации выставки. Последовал отказ, после которого "группа Врангеля" заявила о своем уходе, а выставка, перенесенная на конец года, так и не была открыта...

В предвоенные годы барон Н.Врангель был завсегдатаем артистического кабаре "Бродячая собака", где собиралась столичная богема: , А.Крученых, Б.Лифшиц, К.Бальмонт, В.Хлебников, С.Судейкин, П.Богданова-Бельская, А.Ахматова... Многих из них барон собирался привлечь к участию в грандиозном проекте, предполагавшем организацию в Петербурге дешевых театральных зрелищ и разнообразных увеселений. Август 1914-го разрушил планы, заставил отказаться от замыслов...

Мировую бойню, которая несет крушение всей культурной эпохи, Врангель воспринимал как неизбежное испытание, ниспосланное Богом. В день обнародования царского манифеста о войне Н.Н. Врангель сделал первую запись в своем дневнике: "Мне думается, что грядущая Война, в которой все Великие Державы примут участие, - разрешение вековечного вопроса о борьбе двух начал: божеского и человеческого. Дай Бог, чтобы страшная война дала жизнь первому Началу, ибо только оно и живительно и многообразно и только ему и нет конца".

В первые дни войны Н.Врангель вместе с другими сотрудниками Императорского Эрмитажа готовит музейные ценности к отправке в Москву. В дневнике он пишет и о настроениях столичных жителей, о слухах про "немецких шпионов", о волнениях в ходе мобилизации в Сибири. Подчас он пребывает в грустном настроении: "Стыдно... Опять ощущение, которое я теперь испытываю от своего вынужденного бездействия. Чувствуешь себя каким-то тунеядцем, не имеющим права на существование. Страшное дело, но те интересы, которыми жили до сих пор, кажутся ныне совершенно пустяшными, и прежние ценности не стоят ничего". В начале августа он задумал издавать газету для солдат с целью "установления тесной и непрерывной связи сражающегося за родину воина со всем тем, что ему, наравне с защитой Отечества, наиболее дорого - с семьей и хозяйством". Однако ходатайство об издании газеты не увенчалось успехом из-за отказа в денежной субсидии. Томясь без активной деятельности, он искал возможности применить свои способности. Вскоре Н.Врангель стал работать в организации Красного креста Северного района, проводя дни на вокзале, где встречал санитарные поезда и распределял раненых по столичным лазаретам. В октябре 1914 года он добровольцем отбыл на войну уполномоченным санитарного поезда № 81 имени великой княжны Ольги Николаевны.

"Кошмар, который я видел сегодня, превосходит все, что можно себе вообразить. Здесь в лазаретах на 200 человек помещается 2500 стонущих, кричащих, плачущих и бредящих несчастных. В душных комнатах, еле освещенных огарками свечей, в грязной соломе валяются на полу полумертвые люди. Узнав, что явилась возможность уехать из этого ада, все способные хоть кое-как двигаться, - часто безрукие, безногие, полуживые, - ползком, волоча свои тела, добрались до станции. Вопли и мольбы наполняли воздух ужасом и смертью. Этой картины я никогда не позабуду, сколько бы мне ни пришлось прожить", - писал Николай Врангель в дневнике.

В апреле 1915 года Н.Н. Врангель принял предложение главноуполномоченного Красного креста по Северному району написать очерк о деятельности этой организации в первый год войны. С целью сбора сведений барон вместе со своим другом, С.Бертенсоном, обследовал учреждения Красного креста в Вильно, Митаве, Полоцке, Витебске, побывал на передовых позициях. В мае, вернувшись в Варшаву, друзья приступили к написанию книги. Однако вскоре, рассказывает С.Бертенсон, "Врангель заболел. Врачи определили у него желтуху, и сперва болезнь его как будто не внушала никаких опасений, он даже немного работал. Но затем неожиданно произошло резкое ухудшение и, пробыв сутки без сознания, 15 июня 1915 года в 10 часов 30 минут утра он скончался". Скоропостижная смерть барона в неполные 35 лет в Варшавском военном госпитале поразила современников. Они с горечью говорили о несвоевременности его ухода. Но эта смерть оказалась по сути "счастливым жребием". Врангель не повторил пути А.А. Трубникова, написавшего в парижской эмиграции мемуары "От Императорского музея к Блошиному рынку". Избежал он и участи П.П. Вейнера, который полупарализованным инвалидом был расстрелян в подвалах ленинградского ОГПУ в 1931 году.

Н.Н. Врангель был похоронен 19 июня 1915 года в Петрограде на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Его могилу ждала печальная судьба. В 1920-1930-е годы надгробия официально "признанных" исторических деятелей переносились на другие кладбища, а оставшиеся на заброшенном Никольском подвергались разграблению и разрушению. В конце 1950-х участок кладбища, на котором покоилось тело Н.Н. Врангеля, был "отрезан" для строительства автомобильной развязки к новому мосту через Неву, могила барона была утрачена. Лишь весной 2004 года энтузиастами был установлен символический крест на Никольском кладбище.

После смерти Н.Н.Врангеля остался большой архив. А.Бенуа писал: "Материалов у Врангеля осталось неисчислимая масса. Очень ценны должны быть также те записки, которые он делал во время своих путешествий по России и Европе. Что теперь со всем этим станется?" И судьба архива барона была печальной. Материалы были разбиты, переданы в различные учреждения - в Императорскую Академию наук, Пушкинский дом, Музей императора Александра III, Институт истории искусств. Большая часть архива была попросту утеряна, отдельные документы из него появлялись на аукционах вплоть до 1950-х годов.

В 1916 году предполагалось начать издание пятитомного собрания сочинений Н.Н. Врангеля, которое, однако, в условиях войны осуществить не удалось. Тем более оно стало невозможно после октября 1917 года. Тогда тень "Черного барона", белогвардейского генерала и главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Петра Врангеля легла на наследие его младшего брата. В советское время была опубликована лишь одна небольшая статья "брата того самого" - в 1934 году, фрагменты нескольких его писем публиковались в ряде изданий в 1955 и 1974 годах. Интерес к творческому наследию барона Н.Н. Врангеля обозначился лишь с конца 1980-х гг.

Искусствовед барон Николай Николаевич Врангель принадлежит к самым ярким и характерным фигурам эпохи. Впрочем, определение "искусствовед" не исчерпывает роли Врангеля в отечественной культуре. Его перу принадлежит множество научных трудов по истории искусства, он публиковался в журналах, организовывал выставки, читал лекции в Институте истории искусств, работал в Эрмитаже и Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, собирал русскую графику, живопись и скульптуру. Он не учился в университете, не имел специального образования, но он был человеком высокого таланта и эрудиции, великим патриотом России. Он, отпускавший язвительные пассажи о провинциализме русского искусства, показывал пример настоящей любви к Родине, без фальшивого пафоса и дешевого умиления. Он был одним из тех образцов беззаветного служения искусству, кто сделал Серебряный век столь притягательным для потомков.

"Перечел статью Врангеля после долгого перерыва и не могу вновь не переживать того восторга, что вызывают почти все его статьи, увлекательные, живые, с самостоятельным, иногда неожиданным суждением по вопросам не только искусства, но истории вообще и быта. Сколько огня, сколько культурности взгляда на все! Сколько знаний, вложенных в немногие слова, и которые как будто дались ему даром, родились с ним! Но сколько работы, изысканий, эрудиции обнаруживают примечания! Недаром он создал школу, где - увы! - никто пока к нему не приблизился!"

П.П. Вейнер

Врангель Петр Николаевич (рожд. 15 августа (27 августа) 1878 г. – смерть 25 апреля 1928 г.) Барон, генерал-лейтенант, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, командующий Вооруженными силами Юга России и Русской армией.

Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени (1914 г.), солдатским Георгиевским крестом (1917 г.) и др. орденами. Автор мемуаров «Записки: в 2-х частях» (1928 г.).

Происхождение

Род Врангелей, ведущий свою родословную с XIII столетия, был датского происхождения. Многие из его представителей служили под знаменами Дании, Швеции, Германии, Австрии, Голландии и Испании, а когда Лифляндия и Эстляндия окончательно укрепились за Россией, Врангели начали верой и правдой служить российской короне. В роду Врангелей было 7 фельдмаршалов, 18 генералов и 2 адмирала (именем одного из них Ф.Врангеля названы острова в Северном Ледовитом и Тихом океанах).

Многие из представителей рода Врангелей в России посвятили свою жизнь военной карьере. Однако были и такие, которые от нее отказывались. Одним из них был Николай Георгиевич Врангель. Отказавшись от военной карьеры, он стал директором страхового общества «Эквитэбль», которое находилось в Ростове-на-Дону. У Николая Георгиевича был титул барона, но не было ни поместий, ни состояния. Титул он по наследству передал сыну – Петру Николаевичу Врангелю, который стал одним из самых известных военных деятелей начала XX столетия.

Образование

Врангель Петр Николаевич родился в Новоалександровске 27 августа 1878 г. Начальное образование он получил дома, а потом поступил в Ростовское реальное училище. Закончив училище, Петр уехал в Петербург, где в 1896 г. успешно сдал экзамены в горный институт.

Титул барона и родственные связи позволили молодому Петру Врангелю быть принятым в высшем свете, а высшее образование дало возможность ему отбывать воинскую повинность, обязательную для российских подданных, всего один год и выбрать самому место прохождения службы.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Институт Петр Врангель окончил в 1901 г. и в том же году он вступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Конный полк. На следующий год его произвели в корнеты, сдав экзамены на офицерский чин при Николаевском кавалерийском училище. Потом, уволившись в запас, он отправился в Иркутск на должность чиновника для особых поручений при генерал-губернаторе. Начавшаяся русско-японская война 1904-1905 гг. застала его в Сибири, и Врангель, снова поступает на действительную военную службу, и отправляется на Дальний Восток. Там Петр Николаевич был зачислен в состав 2-го Аргунского полка Забайкальского казачьего войска.

1904 год, декабрь — Петр Врангель произведен в сотники – «за отличие в делах против японцев». Во время военных действий за отвагу и храбрость он получает свои первые боевые ордена – Св. Анны 4-й степени и Св. Станислава. 1905 год — служба в отдельном дивизионе разведчиков 1-й Маньчжурской армии и к концу войны досрочно получает звание подъесаула. Во время войны Врангель укрепился в желании стать кадровым военным.

Революция 1905-1907 гг.

Первая русская революция 1905-1907 гг. прошлась и по Сибири, и Петр Николаевич в составе отряда генерала А.Орлова принял участие в усмирении бунтов и ликвидации погромов, сопровождавших революцию.

1906 год — в чине штаб-ротмистра его переводят в 55-й драгунский Финляндский полк, а на следующий год – он поручик лейб-гвардии Конного полка.

1907 год — Петр Николаевич Врангель поступил в Николаевскую военную академию Генерального штаба, которую окончил в 1910 г. в числе лучших – седьмым по списку. Следует отметить, на одном курсе с Врангелем учился будущий маршал Советского Союза Б.Шапошников.

1911 год — он проходит курс в офицерской кавалерийской школе, получив под свое командование эскадрон, становится членом полкового суда в лейб-гвардии Конном полку.

Первая мировая война

Начавшаяся Первая мировая война привела Петра Николаевича на фронт. Вместе с полком в чине ротмистра гвардии он вошел в состав 1-й армии Северо-Западного фронта. Уже в первые дни войны он смог отличиться. 1914 год, 6 августа — его эскадрон атаковал и захватил немецкую батарею. Был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. После неудачной Восточно-Прусской операции русские войска отступили, но, несмотря на то что практически не велось активных боевых действий, Врангель неоднократно награждался за храбрость и героизм. Его произвели в полковники и наградили Георгиевским золотым оружием. Для него звание офицера имело большой смысл, и он говорил, что обязан личной храбростью подавать пример подчиненным.

1915 год, октябрь — Петр Николаевич был переведен на Юго-Западный фронт и принял под свое командование 1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска. При переводе ему была дана следующая характеристика его бывшим командиром: «Выдающейся храбрости. Разбирается в обстановке прекрасно и быстро, очень находчив в тяжелой обстановке».

Под его началом полк сражался в Галиции и принимал участие в знаменитом «Брусиловском прорыве». 1916 год — Врангеля Петра Николаевича произвели в генерал-майоры и он становится командиром 2-й бригады Уссурийской конной дивизии. К концу войны он уже возглавляет дивизию.

Врангель по своим убеждениям был монархист, но часто критиковал в разговорах как высший командный состав, так и лично . Неудачи в войне он связывал со слабостью командования. Он считал себя истинным офицером и предъявлял высокие требования как к себе, так и к любому, носившему офицерские погоны. Врангель повторял, что если офицер допускает то, что его приказ может быть не выполнен, то «он уже не офицер, на нем офицерских погон нет». Он пользовался большим уважением среди сослуживцев-офицеров и простых солдат. Основным в военном деле он считал воинскую доблесть, ум и честь командира и строгую дисциплину.

Гражданская война

Врангель с женой Ольгой Иваненко

Февральскую революцию Петр Николаевич принял сразу и присягнул на верность Временному правительству. Но начавшийся в скором времени развал армии очень тяжело отразился на ее душевном состоянии. Не желая и дальше принимать в этом участия, Петр Николаевич, сославшись на болезнь, отправился в отпуск и уехал в Крым. Почти год он вел очень замкнутый образ жизни, ни с кем практически не общался.

1918 год, лето — Врангель решает действовать. Он приезжает в Киев к бывшему командиру лейб-гвардии Конного полка генералу, а ныне гетману Скоропадскому и становится под его знамена. Однако гетмана мало заботило возрождение России, он вел борьбу за «самостийность» Украины. Из-за этого между ним и генералом начали возникать конфликты, и в скором времени Врангель решился уехать в Екатеринодар к .

Вступив в Добровольческую армию, Врангель получил под свое начало кавалерийскую бригаду, с которой участвовал во 2-м Кубанском походе. Имея за плечами большой боевой опыт, не растеряв отвагу, решительность и смелость, Петр Николаевич очень скоро получил признание как отличный командир, и его командованию была доверена вначале 1-я кавалерийская дивизия, а спустя 2 месяца и весь 1-й кавалерийский корпус.

В армии он пользовался большим авторитетом и часто обращался к войскам с яркими патриотическими речами. Его приказы всегда отличала ясность и четкость. 1918 год, декабрь — его произвели в генерал-лейтенанты. Надо заметить, что Врангель ни при каких обстоятельствах не допускал ослабления или нарушения дисциплины. К примеру, во время успешных операций на Украине в Добровольческой армии участились случаи мародерства. Многие командиры закрывали на это глаза, оправдывая действия подчиненных плохим снабжением армии. Но генерал не желал мириться с этим и даже применял во вверенных ему частях публичные казни мародеров в назидание другим.

Успешные действия на юге в значительной степени увеличили фронт наступления. В конце мая 1919 г. было принято решение о создании новой Кавказской армии для действий на Нижней Волге. Командующим армией был назначен Петр Николаевич Врангель. Наступление Кавказской армии началось успешно – смогли взять Царицын и Камышин и предпринять поход на Саратов. Однако уже к осени 1919 г. против Кавказской армии были стянуты крупные силы красных, и ее победоносное наступление было остановлено. Кроме этого, от генерала в Добровольческую армию, которая наступала к Туле и Москве, были переведены все резервы, что в значительной мере ослабило Кавказскую армию.

Потерпев сокрушительное поражение под контрударами Южного фронта, Добровольческая армия отступила. Остатки белых армий были сведены в один корпус под командованием Кутепова, а Врангелю поручили отправляться на Кубань для формирования новых полков. К этому времени разногласия между ним и Деникиным, которые начались еще летом 1919 г., достигли наивысшей точки. Генерал Врангель критиковал Деникина и за методы военного руководства, и по вопросам стратегии, и за проводимую им гражданскую политику. Он выступал против предпринятого похода на Москву и настаивал на соединении с . Результатом разногласий стало то, что Врангель был вынужден оставить армию и отправиться в Константинополь.

Главнокомандующий Вооруженных сил Юга

1920 год, март — Деникин подает в отставку и просит Военный совет найти ему замену. Новым главнокомандующим Вооруженных сил Юга был избран (единогласно) Врангель Петр Николаевич.

Вступив в должность, Петр Николаевич начал первым делом приводить армию в порядок и начал заниматься ее переформированием. Генералы, чьи войска отличались недисциплинированностью, – Покровский и Шкуро, – были уволены. Главнокомандующий изменил и название армии – теперь она стала называться Русской армией, что, по его мнению, должно было бы привлечь в ее ряды больше сторонников. Он сам и созданное им «Правительство Юга России» пытались создать на территории Крыма новое государство, которое смогло бы вести борьбу с Советами примером лучшего государственного устройства. Проведенные правительством реформы не возымели успеха, и поддержка народа не была получена.

1920 год, начало лета — Русская армия насчитывала в своих рядах 25 000 человек. Врангель провел успешную военную операцию по захвату Северной Таврии, воспользовавшись тем, что главные силы красных находились в Польше. В августе он отправил на Кубань морской десант, который, не встретив там поддержки казаков, возвратился в Крым. 1920 год, осень — Русская армия пыталась вести активные действия по захвату Донбасса и прорыву на Правобережную Украину. Численность армии Врангеля к этому времени достигла 60 000 человек.

Падение белого Крыма

Но в скором времени военные действия в Польше были прекращены, и против Русской армии были брошены 5 армий, в том числе и две конные армии под началом М.В. Фрунзе, численностью больше 130 000 человек. Всего одна неделя понадобилась Красной армии, чтобы освободить Северную Таврию, прорвать перекопские укрепления и ворваться в Крым. Русская армия, не имея возможности противостоять численно превосходящему противнику, начала отступать. Генералу Врангелю все-же удалось сделать это отступление не беспорядочным бегством, а организованным отходом частей. Из Крыма на русских и французских кораблях десятки тысяч бойцов Русской армии и беженцы были отправлены в Турцию.

Эмиграция

В Турции барон Врангель пробыл около года, оставаясь вместе с армией, поддерживая в ней порядок и дисциплину. За этот год бойцы Русской армии постепенно разъезжались по свету, а многие уехали обратно в Россию. В конце 1921 г. остатки Русской армии перевели в Болгарию и Югославию.

Вместо распавшейся Русской армии в Париже был основан Русский общевоинский союз (РОВС), который имел отделы в странах, где нашли приют бывшие офицеры и участники Белого движения. Целью РОВСа было сохранение офицерских кадров для будущей борьбы.

До самой смерти барон Врангель оставался руководителем РОВСа и не прекращал борьбу с большевиками. РОВС проводил большую разведывательную работу и имел боевой отдел, разрабатывающий планы проведения вооруженных акций на территории СССР.

Умер Врангель Петр Николаевич в Брюсселе 25 апреля 1928 г., не дожив до своего 50-ти летия несколько месяцев. Его тело было перевезено в Югославию и торжественно захоронено в Белграде в русском храме Св. Троицы.

25.04.1928. - Умер в Брюсселе (вероятно, отравлен) белый генерал Петр Николаевич Врангель

Врангель:
«Сохранить честь вверенного армии Русского знамени»

Петр Николаевич Врангель (15.8.1878–25.4.1928) родился в г. Ново-Александровске Ковенской губернии в дворянской семье баронов старинного остзейского рода, в котором военная служба была главным занятием. На русской службе Врангели достигли высших военных чинов в царствование и . Но его отец, Николай Георгиевич не избрал военную карьеру, а стал директором страхового общества в Ростове-на-Дону. В этом городе прошли детство и юность Петра.

Закончив в 1900 г. Горный институт в Петербурге, молодой Врангель тоже был весьма далек от военной карьеры. После окончания института он проходил обязательную воинскую повинность вольноопределяющимся 1-го разряда в Лейб-гвардии Конном полку. Дослужившись до эстандарт-юнкера и сдав испытание на чин корнета, был зачислен в запас гвардейской кавалерии в 1902 г. Получение первого офицерского чина и служба в одном из старейших полков гвардии изменили его отношение к военной карьере.

Обзор основных этапов Белого движения и причин его поражения см. в книге .

Обсуждение: 33 комментария

    Спасибо Вамъ за Вашъ ТрудЪ!

    Спасибо Вам!Мы не должны забывать своих воинов Духа!И наши дети не забудут....

    Настоящий Офицер.......сейчас бы таких побольше...

    нашему народу очень важно не забывать своих героев. ведь нет будущего у того народа, который не знает своего прошлого.....

    Элита русского народа воспитывалась,выращивалась веками.Дворяне берегли честь своей фамилии и редко в истории можно найти какой нибудь род где было бы много подлецов и предателей.В большинстве своем дворянство выбирало воинскую службу,и понятия Честь и Родина были святыми для него.Трагедия Гражданской войны в том что каждая из сторон воевала за свою правду и свою Россию.Барон Врангель был патриотом и героем своей России

    Спасибо это захватывает и мы не должны это забыть не когда, веть это бы ради нас сделано ради нашего будушего. Веть так много погибло людей за нашу свободу и мы обязаны это помнить.

    Спасибо,вы помогли мне в подготовке доклада!!!

    Вечная память и Царствие Небесное русскому герою-военноначальнику барону Врангелю, до последнего отстаивавшего честь своей Родины от поругания.

    Мне оч понравилось но не то(((Но оч интернсно)))

    Советаю полностью перечетать Воспоминания П.Н. Врангеля!!!

    Прочитал.Возникло больше вопросов,чем ответов.Прочитал данную тему после краткой беседы с отцом Александром.

    Генерал Врангель верный сын России, и до конца остался верен ей. Его подвиг, его служение Родине, является и по сей день примером для всех патриотов России. Упокой Господи душу раба твоего Петра, и прости ему вся его прегрешения вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное!

    Интересно,но слишком запущенно сделали материал,но +++++++

    статейка конечно заздравная, нет никакой информации по вопросам экономики и финансов, ведь любая армия - это огромные затраты на снабжение, так вот интересно бы узнать сколько и чего было заочно продано антанте за вооружение и продовольственное обеспечение добровольческой армии? уж если даже украине и кавказу была предоставлена назевисимость, то даже боюсь себе представить что же "хапнули" западные "союзнички", читал где-то что врангель продал какому-то французскому банку российские железные дороги, правда ли это?

    А вот я где-то читал, что все марксисты происходят от обезьян. Правда ли это?

    Один из выдающихся людей истории России, семья которого как и он сам поставили службу отечеству превыше всего!его основные черты характера это доблесть, честь, гордость, неподкупность и отвага, которой он делился со своими солдатами! в годы гражданской войны он перешел на строну белого движения и делал все возможное, чтобы большевизм был побежден! в годы войны я восхищаюсь подвигом его жены, которая ухаживала за простыми солдатами белой армии, которая была рядом с мужем всегда. о нем многие говорили, что он был благородным и мог с простыми солдатами сидеть за одним столом и был им как отец родной! во времена белой окупационной зоны, в которой находился Крым, люди там не голодали, под управлением Врангеля белый Крым был процветающим, была настоящая рыночная экономика и демократия в самых положительных отношениях! но случилась трагедия и красные победили белых увы и ах мы погрязли в террор и голодомор с колхозами, которые нам устроила власть большевизма, унося миллионы жизней и наводя страх на народ! если бы победили белые, то как мне кажется Гитлер вряд ли бы напал на нас, так как белая армия это наследники РИА и была бы сильная человеколюбивая власть и умные военначальники как Суворов, Кутузов, Ушаков, Юденич, Врангель, Колчак, Нахимов, то есть великие наследники императорского боевого искусства, умные и сильные в стратегии и тактики!

    Чтобы не говорить отсебятины представлю несколько иной взгляд известного ученого и историографа, также имеющего почитателей его таланта, как уважаемый МВН.
    А верить или не верить в "святое дело белого движения" дело каждого.
    Вот интересное мнение (конечно если цензура позволит):
    "в стратегическом плане «красные», благодаря сотрудничеству бывших руководителей Императорской Ставки, несравненно превосходили «белых».
    "сли мы посмотрим на состав правительства Врангеля, мы увидим в нем таких личностей как легальный марксист масон П. Б. Струве, бывший министр земледелия крупный масон А. В. Кривошеин. Кривошеин был у Врангеля главой правительства, а Струве – фактически министром иностранных дел. Министром финансов Врангеля был бывший министр финансов Временного правительства масон М. В. Бернацкий. Доверенным лицом Врангеля в Париже был Н. А. Базили, один из главных исполнителей заговора против Императора Николая II. Вот, такое было «правое» правительство барона Врангеля, с именем которого почему-то связывают монархизм и правый радикализм. В. А. Маклаков писал 21 октября 1920 года в письме к Б. А. Бахметьеву, что у Врангеля нет вообще никакой идеологии «и если скептики, подкапываясь под Врангеля, упрекают его в реставрационных замыслах, то они глубоко ошиблись по существу»."
    "А это уже высказывания Корнилова: ««Я считаю, что происшедший в России переворот является верным залогом нашей победы над врагом. Только свободная Россия, сбросившая с себя гнет старого режима, может выйти победительницей из настоящей мировой борьбы»."
    Автор: Петр Мультатули

Петр Николаевич Врангель – белый генерал, главнокомандующий Вооружённых сил Юга России, а потом Русской армии. Врангель родился 15 августа 1878 в Новоалександровске, Ковенской губернии (ныне Зарасай, Литва), а умер 25 апреля 1928 года в Брюсселе.

Петр Врангель до Гражданской войны – кратко

Врангель происходил из семьи балтийских немцев, жившей в Эстонии с тринадцатого века и имевшей, возможно, нижнесаксонское происхождение. Другие ветви этой фамилии обосновались в XVI-XVIII веках в Швеции, Пруссии и России, а после 1920 г. – в США, Франции и Бельгии. Несколько представителей рода Врангелей отличились на службе шведских, прусских королей и русских царей.

Врангель вначале учился петербургском горном институте, где в 1901 получил диплом инженера. Но он отказался от инженерной профессии и в 1902 сдал экзамен при Николаевском кавалерийском училище (Санкт-Петербург), получив звание корнета. В 1904-1905 году Врангель принимал участие в русско-японской войне .

В 1910 Петр Николаевич окончил Николаевскую гвардейскую академию. В 1914 году, в начале Первой Мировой войны , он был ротмистром конной гвардии и отличился в первых же боях, захватив яростной атакой 23 августа под Каушеном немецкую батарею. 12 октября 1914 Врангель был произведён в полковники и одним из первых офицеров получил орденом Святого Георгия 4 степени.

В октябре 1915 Петр Николаевич был отправлен на Юго-Западный фронт. Он принял командование 1-м Нерчинским полком забайкальских казаков, с которым участвовал в Брусиловском прорыве 1916 года.

Петр Николаевич Врангель

В 1917 году Врангель стал командиром 2-й бригады Уссурийской казачьей дивизии. В марте 1917 года он был одним из немногих военачальников, который ратовал за отправку войск в Петроград для восстановления нарушенного Февральской революцией порядка. Врангель справедливо считал, что отречение Николая II не только не улучшит положения в стране, а ухудшит его.

Но Врангель не принадлежал к высшему армейскому командованию, и его никто не послушал. Временное правительство , которому не нравилось настроение Петра Николаевича, добилось его отставки. Врангель уехал с семьёй в Крым.

Врангель в Гражданской войне – кратко

На своей даче в Ялте Врангель был вскоре арестован большевиками. Спасением жизни Петр Николаевич был обязан жене, которая умолила коммунистов пощадить его. Получив свободу, Врангель оставался в Крыму до прихода немецких войск, которые на время прекратили большевицкий террор. Узнав о стремлении гетмана Скоропадского восстановить государственную власть, Петр Николаевич отправился в Киев, чтобы встретиться с ним. Разочарованный окружавшими Скоропадского украинскими националистами и его зависимостью от немцев, Врангель отправился на Кубань, где в сентябре 1918 года присоединился к генералу Деникину . Тот поручил ему привести к порядку одну находившуюся на грани мятежа казачью дивизию. Врангель сумел не только успокоить этих казаков, но и создать из них высокодисциплинированную часть.

Врангель. Путь русского генерала. Фильм первый

Зимой 1918-1919 он во главе Кавказской армии занял весь бассейн Кубани и Терека, Ростов-на-Дону, а в июне 1919 взял Царицын. Быстрые победы Врангеля подтвердили его дарования в деле ведения Гражданской войны. Он всячески старался ограничить неизбежные в её условиях насилия, сурово карая в своих частях грабителей и мародёров. Несмотря на суровость, он пользовался большим уважением среди солдат.

В марте 1920 года Белая армия понесла новые потери и едва успела переправиться с Кубани в Крым. На Деникина теперь громко возлагали ответственность за поражение, и у него не осталось иного выбора, кроме отставки. 4 апреля Врангель участвовал в Севастополе в совете белых генералов, который вручил ему полномочия главнокомандования. Белые силы получили новое название – «Русской армии». Во главе неё Врангель продолжил борьбу с большевиками на юге России.

Врангель, пытался найти решение не только военных, но и политических проблем России. Он верил в республику с сильной исполнительной властью и компетентным правящим классом. Он создал в Крыму временное республиканское правительство, стараясь привлечь на его сторону народ всей страны, разочарованный большевицким режимом. В политическую программу Врангеля входили лозунги передачи земли тем, кто её обрабатывает, и обеспечения гарантий занятости для неимущих.

Белое правительство юга России, 1920 г. В центре сидит Петр Врангель

Хотя англичане прекратили помощь белому движению, Врангель реорганизовал свою армию, который в этот момент насчитывала не более 25 000 вооружённых солдат. Большевицкий Совнарком вступил в войну с Польшей Пилсудского, и Петр Николаевич рассчитывал, что это отвлечение красных сил поможет ему укрепиться в Крыму и перейти в контрнаступление.

13 апреля первое нападение красных на Перекопский перешеек было легко отбито белыми. Врангель сам устроил атаку, сумел дойти до Мелитополя и захватить Таврию (область, прилегающую к Крыму с севера).

Поражение белых и эвакуация из Крыма – кратко

В июле 1920 Врангель отразил новое большевицкое наступление, но в сентябре конец активных военных действий с Польшей позволил коммунистам двинуть к Крыму огромные подкрепления. Численность красных войск составляла 100.000 пехоты и 33.600 конницы. Соотношение сил стало четыре к одному в пользу большевиков, и Врангель хорошо знал это. Белые покинули Таврию и отошли за Перекопский перешеек.

Первое наступление Красной Армии было остановлено 28 октября, но Врангель понимал, что оно вскоре возобновится с большей силой. Он стал готовиться к эвакуации войск и гражданских лиц, которые готовы были ехать на чужбину. 7 ноября 1920 красные силы Фрунзе ворвалась в Крым. Пока войска генерала Александра Кутепова кое-как сдерживали вражеский напор, Врангель приступил к посадке людей на корабли в пяти портах Черного моря. За три дня он сумел эвакуировать 146 тысяч человек, в том числе 70 тысяч солдат, рассаженных на 126 судов. Французский Средиземноморский флот отправил в помощь эвакуации броненосец «Вальдек-Руссо». Беженцы отправились в Турцию, Грецию, Югославию, Румынию и Болгарию. Среди эвакуированных было много общественных деятелей, интеллигентов, ученых. Большая часть солдат нашла временное убежище в турецком Галлиполи , а потом в Югославии и Болгарии. Среди тех российских эмигрантов, что выбрали Францию, многие поселились в Булонь-Бийанкур. Там они работали на конвейерах завода «Рено» и жили в бараках, занимавшихся ранее китайцами.

Сам Врангель поселился в Белграде. Он поначалу оставался во главе эмигрировавших участников белого движения и организовал их в Русский общевоинский союз (РОВС) . В ноябре 1924 года Врангель отказался от верховного руководства РОВСа в пользу великого князя Николая Николаевича .

Врангель с женой Ольгой, русские духовные, гражданские и военные деятели в Югославии, 1927

Смерть Врангеля – кратко

В сентябре 1927 Врангель переехал в Брюссель, где работал инженером. Он скоропостижно умер 25 апреля 1928 года из-за странного заражения туберкулёзом. Семья Петра Николаевича считала, что он был отравлен братом своего слуги, который являлся агентом ГПУ .

По настоятельной просьбе русских эмигрантов в Сербии и Воеводине Врангель был перезахоронен в русском храме Святой Троицы в Белграде (6 октября 1929). Он оставил мемуары.

Петр Николаевич Врангель был женат на Ольге Михайловне Иваненко (1886, Санкт-Петербург – 1968 Нью-Йорк). У них было четверо детей (Наталья, Елена, Петр Алексей).

Врангель Пётр Николаевич (1878- 1928), барон, один из руководителей Белого движения, генерал-лейтенант (1917 г.).

Родился 28 августа 1878 г. в городе Ново-Александровске (Литва). Вскоре семья переехала в Ростов-на-Дону. Сын директора страхового общества. После окончания Горного института (1901 г.) поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Конный полк. Через год сдал экзамены на чин офицера гвардии при Николаевском кавалерийском училище и был произведён в корнеты.

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. командовал сотней 2-го Аргунского казачьего полка. Отличался большой личной храбростью, за два года дважды повышался в звании. В 1910 г. ‘окончил Императорскую Николаевскую военную академию.

С 1912 г. командовал эскадроном Конного полка.

В Первую мировую войну Врангель стал одним из первых русских офицеров, награждённых за отвагу орденом Святого Георгия.

В январе 1917 г. командовал конной дивизией. Слава Врангеля как талантливого кавалерийского командира росла, и в июле он уже возглавлял кавалерийский корпус. Летом 1917 г. его наградили солдатским Георгиевским крестом 4-й степени за прикрытие отхода пехоты к реке Сбруг.

После Октябрьской революции Врангель уехал в Крым, а затем на Дон, где присоединился к атаману А. М. Каледину, которому помогал в формировании Донской армии.

После самоубийства Каледина в августе 1918 г. вступил в ряды Добровольческой армии и вскоре стал командиром 1-й конной дивизии, а с ноября - 1-го конного корпуса. 27 декабря 1918 г. возглавил Добровольческую армию - наиболее боеспособное соединение Вооружённых сил юга России (ВСЮР).

После отставки А. И. Деникина по решению большинства высшего командного состава 22 марта 1920 г. был назначен главнокомандующим ВСЮР. Врангель попытался привлечь к движению широкие массы крестьян, приняв новую аграрную программу. По ней крестьяне получали в собственность землю. Но время было уже упущено - под контролем Русской армии, как назывались войска белых, остался практически только Крым.

В мае Врангель, собрав остатки армии, предпринял наступление в Северной Таврии. В ночь с 8 на 9 ноября красным ценой огромных потерь удалось прорвать оборону войск Врангеля на Перекопе и ворваться в Крым. 14 ноября Врангель был вынужден вместе с армией эвакуироваться в Турцию. На 120 с лишним кораблях в Стамбул переместилось около 150 тыс. человек. С 1921 г. бывший командующий жил в городе Сербски-Карловцы (Югославия), а с 1927 г. - в Брюсселе.

В 1924 г. барон создал Русский общевоинский союз, объединивший белую военную эмиграцию. Союз намеревался продолжать войну с большевиками, вести диверсионные действия.

Врангель умер скоропостижно 25 апреля 1928 г. в Брюсселе; существует версия, что он был отравлен агентами НКВД. В октябре 1929 г. прах перенесён в русскую церковь Святой Троицы в Белграде