Резкое похолодание по всей планете земля сейчас. СМИ: Земле надо готовиться к глобальному похолоданию

В самом конце весны на Москву обрушилось жуткое стихийное бедствие, которое жители столицы вряд ли забудут в ближайшие несколько десятилетий.

29 мая шквалистый ветер повалил несколько тысяч деревьев и стал причиной гибели одиннадцати человек.

Фото: instagram.com / allexicher

Ураган повредил 140 жилых многоквартирных домов и полторы тысячи автомобилей.

Фото: twitter.com

Как выяснилось позже, когда все немного пришли в себя, майский разгул непогоды стал самым жестоким и разрушительным стихийным бедствием в Москве более чем за сто последних лет - страшнее был только смерч 1904 года.

Не успели россияне прийти в себя после московского шторма, как ураган обрушился на целый ряд других регионов страны. Всего через неделю, 6 июня в : из-за сильнейшего ливня вышли из берегов реки, оказались затоплены улицы и разрушены дороги и мосты. В то же время, в Забайкальском крае выпал крупный град, а в республике Коми талая вода и проливной дождь просто смыли дороги с лица региона.

Фото: twitter.com

Самое страшное - синоптики обещают, что это только начало бедствий. Ураганы, согласно прогнозам, надвигаются на всю Центральную Россию. В начале лета, 2 июня и без того привыкшие к плохой погоде петербуржцы перенесли очередной стресс: днём температура упала до 4 градусов, а с неба посыпался град. Столь холодная погода в северной столице была в последний раз только в 1930 году. И тут, вдруг, после подобного «экстрима» столбик термометра скакнул в Петербурге аж до +20.

Фото: flickr.com

Пока россияне пытаются укрыться от ледяного града, японцы умирают от дикой жары. По сообщениям японских СМИ, за прошедшую неделю больше тысячи граждан Японии оказались в больнице с одним и тем же диагнозом - «тепловой удар». Уже несколько недель в стране восходящего солнца стоит жара: термометры показывают далеко за 40 градусов. После такого «пекла», сообщают журналистам сотрудники службы пожарной охраны Японии, семнадцать человек останутся в больнице для длительного лечения.

« Земля налетит на небесную ось!»

Так что же происходит в мире на самом деле? Глобальное потепление или похолодание? Или это просто агония обезумевшей планеты, которая никак не может избавиться от «чумы»-человечества? В последние десятилетия была наиболее распространена теория о глобальном потеплении. Её вроде бы безоговорочно подтверждает тот факт, что в мире с огромной скоростью тают ледники. Их даже называют «лакмусовой бумажкой» климатических изменений: ведь небольших колебаний среднегодовой температуры мы с вами не замечаем, а вот объём растаявших ледовых шапок можно легко измерить и даже просто увидеть невооружённым глазом.

По прогнозам сторонников теории глобального потепления, в ближайшие 80 лет может исчезнуть 90% ледников в Европейских Альпах. Кроме того, из-за таяния арктических льдов может также сильно увеличиться уровень мирового океана. А это чревато затоплением части стран и серьёзными изменениями климата на планете.

Фото: flickr.com

Причину глобального потепления исследователи видят в деятельности человека. Они указывают, что углекислый газ, метан и другие побочные продукты сельскохозяйственной и промышленной деятельности людей создают парниковый эффект, из-за которого и повышается температура на планете, а льды убегают в океан ручьями.

«Зима близко!»

В то же время, сейчас становится всё больше сторонников теории глобального похолодания. Тот факт, что нас в ближайшее время ждёт холод, а не излишняя антропогенная жара, доказывают учёные из британского Университета Нортумбрии.

Всемирное похолодание, по их версии, наступит в результате воздействия на климат Земли внешних, а не внутренних факторов. Причиной станет снижение активности нашего светила - Солнца. Британские учёные с помощью математических вычислений смоделировали происходящие на Солнце процессы и составили прогноз на ближайшие годы.

Фото: flickr.com

По предсказаниям учёных, в 2022 году нас ждёт серьёзный спад температуры. В это время Земля отойдёт от своей звезды на максимальное расстояние, что и приведёт к похолоданию. Через пять лет, заявляют учёные Университета Нортумбрии, наша планета войдёт в «минимум Маундера», и землянам придётся запастись пуховиками и обогревателями по полной программе.

В последний раз спад температуры такого уровня, какой предрекают нам британские исследователи, наблюдался в Европе в XVII веке. Самое интересное, что данная теория совершенно не противоречит последним наблюдениям метеорологов: общее возрастание температуры и таяние ледников её сторонники связывают с тем, что ранее Земля находилась от Солнца на минимальном расстоянии.

Фото: flickr.com

Тот факт, что человечество не так уж сильно влияет на мировой климат, очень импонирует и скандальному новому лидеру США Дональду Трампу. В начале лета он заявил о выходе своей страны из Парижского соглашения по климату. Данное соглашение накладывает на подписавшие его страны ограничения количества выбрасываемого ими в атмосферу углекислого газа. Трамп заявил, что это соглашение сдерживает рост промышленности в Штатах, а это, в свою очередь, отнимает у народа рабочие места. Но если британские учёные правы, то лидеру США беспокоиться не о чем - «минимум Маундера» может нивелировать ущерб, который политика промышленного магната может нанести планете.

Когда планету рвёт на части

Интересно, что битва сторонников глобального потепления и глобального похолодания легко может закончиться столь же глобальной ничьей. Существует теория, согласно которой периоды излишнего тепла сменяются фазами холода волнообразно. Такую мысль продвигает российский учёный, заведующий отделом Сибирского Регионального Иаучно-Исследовательского Гидрометеорологического Института Николай Завалишин.

По мнению метеоролога, короткие периоды общемирового повышения и понижения температуры случались и раньше. В целом, они носят циклический характер. Как заметил учёный, каждый такой цикл включает в себя одно десятилетие быстрого глобального потепления, за которым следует от 40 до 50 лет похолодания.

Фото: flickr.com

Исследования, проведённые сибирским метеорологом, показывают, что прошедшие два года - 2015 и 2016 - были наиболее тёплыми за всю историю метеонаблюдений. В ближайшие пять-шесть лет потепление должно продолжиться, считает учёный. Средняя температура воздуха, в результате, вырастет на 1,1 градуса.

Но вскоре, заявляет Николай Завалишин, потепление должно закончиться. Тут сибиряк солидарен с британцами: грядёт фаза глобального похолодания. Так что, согласно сибирской теории, бесконечная зима у нас ещё впереди.

Глобальное потепление - миф

Если большинство учёных возлагает вину за изменение климата на человечество, то исследователь из сибирского института считает - деятельность человека не слишком беспокоит планету. Циклы умеренного потепления и похолодания, по данной версии, сменяют друг друга вне зависимости от человеческой активности, роста объёмов сельского хозяйства и размаха промышленности. При этом, колебания средней температуры на планете тесно связаны с земным альбедо - отражательной способностью нашей планеты.

Фото: flickr.com

Дело в том, что всю энергию мы получаем, по сути, из одного главного источника - от Солнца. Однако часть этой энергии отражается от земной поверхности и уходит в космос безвозвратно. Другая же часть поглощается и обеспечивает всему живому на Земле счастливую и продуктивную жизнь.

Но разные земные поверхности поглощают и отражают свет по-разному. Чистый снег способен отфутболивать обратно в космос до 95% солнечной радиации, а вот жирный чернозём столько же поглощает.

Чем больше на планете снега и ледников, тем больше солнечного света отражается. Сейчас ледники на Земле находятся в фазе активного таяния. Однако беспокоиться за них, по теории Завалишина, не стоит - когда наступил полувековой период похолодания, равновесие восстановится.

Кому из учёных всё-таки стоит верить? Версий развития событий довольно много. Некоторые исследователи даже обещают, что уже через тридцать лет, в 2047 году человечество ждёт апокалипсис, причиной которого станет невиданная ранее активность Солнца. Пока у нас есть лишь один способ проверить это утверждение - лично дожить и посмотреть.

Маргарита Звягинцева

Споры среди специалистов по климату не утихают. Причём носят, что называется, разновекторный характер: так что же именно происходит с нашей планетой? Потепление её ждёт или напротив – похолодание?

Первая точка зрения в настоящее время представлена в среде климатологов гораздо шире второй. Однако недавно она казалась сильно поколебленной: по результатам спутниковых наблюдений площадь ледяного покрова в Северном Ледовитом океане стала больше на 41 процент. Сезонный минимум, который ежегодно наступает в середине сентября, установился на цифре 4,8 млн кв. км, тогда как в 2012 году это значение достигало 3,4 млн кв. км.
Сразу же пошла реакция, сводимая к радостному: «Гипотеза глобального потепления оказалась в луже вместе с её сторонниками!» «Наблюдаемый нами процесс противоречит компьютерным прогнозам неминуемого катастрофического потепления.

Не исключено, что все будет как раз наоборот - увеличение площади покровного льда в Арктике в летний период может быть сигналом к тому, что мир близится к периоду похолодания», - предвещает, например, английская «Дейли мейл», ссылаясь на мнения профессоров-климатологов. Широко цитируется и высказывание профессора Анастасиоса Циониса из университет Висконсин (США), по словам которого сейчас наблюдается «тенденция к понижению температуры на планете», которое «будет продолжаться как минимум в течение ближайших 15 лет». Учёный рубит сплеча: «Нет никаких сомнений, что потепление климата, идущее 1980-х годов, уже остановилось, причём, судя по всему, это случилось еще в 1997 году».
Масла в огонь, как водится, подлили «гражданские». Несколько лет назад радиостанция Би-Би-Си огласила прогноз, согласно которому в 2013 году льда в Арктике не останется. Отметить это событие круизом по Северо-Западному проходу, соединяющему Атлантический и Тихий океаны вдоль северной оконечности Американского континента, решили более 20 яхт и даже один пассажирский лайнер. То ли отважные морепроходцы, шесть лет помнившие давний разговор экспертов по Би-Би-Си, забыли взглянуть на актуальные метеосводки, то ли столь отчаянно верили в их прогноз, что не стали заморачиваться изучением фактической ледовой обстановки, но они с удивлением обнаружили настоящую стену изо льда на своём пути. После такого афронта сомнений у иных комментаторов уже не осталось: «Глобальное потепление - это миф!», «Новые данные позволяют с уверенностью говорить скорее о глобальном похолодании, которое ожидает планету, чем потеплении». Интересно, какие теперь у сторонников «глобального потепления» найдутся аргументы?
Аргументы, собственно, были на поверхности. Просто в 2012 году площадь ледяного покрова Арктики стала рекордно низкой за все годы наблюдений. Относительное увеличение ледяного покрова в нынешнем году возвращает ситуацию всего лишь в 2000 год, а не, скажем, к середине 1970-х, когда фиксировался пик похолодания в ХХ веке. На деле же, если учесть долговременные тенденции, то Арктика, безусловно, теплеет, утверждают климатологи.
Так, бесспорно наблюдаются превышение среднемесячных температур и понижение уровня грунтовых вод в приполярном регионе. Что же касается льдов, то гораздо важнее площади является показатель их объёма и, так сказать, их «старости». Так вот, что касается первого, то по данным, которые привёл на только что прошедшем III Международном арктическом форуме академик Владимир Котляков, мировой известности величина в географии и почётный президент Русского географического общества, «средняя толщина льдов сократилась с 2 до 1,5 м, объём льда упал на 50 процентов». Что же до второго показателя, то если раньше многолетний лёд покрывал до 60 процентов акватории Северного Ледовитого океана, то теперь его площадь не превышает 30 процентов. В особенности сильно этот показатель рухнул для многолетних льдов возрастом 4 года и более – с 25 процентов в 1980-х годах до 5 процентов сегодня. В пять раз! При этом получаемые со спутников данные говорят о том, что особенно быстро процесс истончения льда начался с 2008 года. И самое главное, что учёные, занимающиеся Арктикой, убеждены, что теперь уже процессы таяния льдов носят необратимый характер.
К чему это может/должно/будет приводить? Модели, построенные климатологами, рисуют примерно такую картину.
Постепенного потепления не будет. Напротив, процесс будет идти «рвано», скачками, с наступлениями и отступлениями холода и тепла, а значит, и с ростом опасных метеорологических явлений вообще. То есть обложных дождей, как текущей осенью на европейской части России, засух, бурь, наводнений и прочих подобных «радостей». Какими богат был, в частности, нынешний год. И теперь нам как-то надо жить с осознанием риска того, что прошедшее по Амуру катастрофическое наводнение может показаться легкой влажной уборкой на фоне грядущих катаклизмов.
Таянье арктических льдов приведёт к изменению одного из четырёх главных атмосферных струйных течений нашей планеты - полярного. Оно будет ослабевать, отчего из нынешнего «зонального» будет становиться более «меридиональным». Это будет приводить к появлению блокирующих ситуаций в атмосфере – пример чего мы ощутили на себе в 2010 году, во время беспримерной засухи. Как отметил один из экспертов, «потепление в Арктике ведёт к увеличению повторяемости экстремальной погоды в более низких широтах».
Поднимется – уже поднимается, по свидетельству академика Котлякова – уровень мирового океана. В последние годы скорость этого процесса выросла с прежних 1,7 мм в год до 3 мм. Можно глянуть на физическую карту мира, чтобы определиться с тем, как скоро будут подтоплены различные территории. В частности, такие ключевые для мировой экономики, как низменные части Голландии, Германии, Англии, США, Китая.
Россия тоже, конечно, исключением не является – более того, она уже сегодня теряет тысячи квадратных километров северных низменностей. Пока это тундра, но при продолжении процесса - что спасёт от затопления нефтеносную Западную Сибирь? Там и так болото на болоте…
Таким образом, вывод напрашивается простой. Его также озвучил на форуме «Арктика – территория диалога» в Салехарде академик Котляков. Потепление ли похолодание – не так важно, хотя, конечно, большинство ответственных ученых говорит все же о потеплении, но в любом случае идут «аномалии климата, неоднородные в пространстве и времени» и приносят они «неоднозначные последствия, в том числе в рамках территории России».
То есть климатические изменения уже происходят – хотим мы того или не хотим. «Весь современный уклад жизни на Земле таков, что любые глобальные изменения климата могут быть для людей неблагоприятными, - справедливо напоминает академик Котляков. – Дело в том, что весь нынешний хозяйственный уклад сложился и бурно развивался только в узком промежутке времени - практически в последнее столетие. Из-за этого он приспособился к одной климатической среде».
А среда, повторимся, меняется на глазах. А значит, сегодня человечеству нужно в любом случае готовиться к климатическим изменениям. И учиться адаптироваться к ним.
А это означает, в свою очередь, требование самой природы к нам всем, но особенно к нашим учёным, начинать строить модели не только возможного будущего климата, но прежде всего – необходимой реакции на него. Возможно ли наводнение страшнее того, что прошло только что по Дальнему Востоку? Скорее всего, да. Значит, уже сегодня надо выстраивать модель того, что необходимо сделать в этом случае. Возможна более жестокая засуха, нежели в 2010 году? Значит, создаём модель действий на этот случай. Возможно подтопление Петербурга? Опять же моделируем контрмеры. И так далее.
Вот тогда любое изменение климата не будет уже сюрпризом для нашего хозяйства, подобным тому, каким стала ледовая стена для яхт в Северном Ледовитом океане.

Александр Цыганов (ИТАР-ТАСС, Москва),

Глобальное потепление или похолодание? Вопреки прогнозам площадь арктических ледников не уменьшается, а увеличивается. В разных странах мира фиксируют аномально низкие температуры. Ожидает ли землю новый "ледниковый период"?

Фотографии, которые должны потрясти мир: снимки наблюдений за белым покровом Арктики. Прогнозы большинства ученых-климатологов мира не сбылись. На Земле вместо глобального потепления не исключено глобальное похолодание.

Площадь арктических ледников только за последние 12 месяцев не уменьшилась, а увеличилась на 60 процентов. Эту новость на этой неделе обсуждают эксперты межправительственной группы ООН. А за несколько дней до начала дискуссии в Стокгольме об этом заговорили и в Европейском парламенте. Один из известных политиков Британии, член Европарламента от Независимой партии Великобритании Найджел Фарадж, едва сдерживал эмоции.

"Глобальное изменение климата для вас являлось абсолютным приоритетом в науке, — заметил он. — Вы чуть ли ни с истерией заявляли о глобальном потеплении и принятии мер для борьбы с этим. Тех, кто скептически относился к этому, вы осмеивали. Но, тем не менее, десятки миллионов граждан были вынуждены жить в условиях топливной экономии. Посмотрите, как пострадала обрабатывающая промышленность, претерпевшая систематические сокращения. Нам пора остановить уже этот абсурд. Есть фотографии НАСА. Видно, что ледяной покров увеличился более чем вдвое! Мы виноваты в том, что допустили глупейшую коллективную ошибку, поверив в рассуждения о глобальном потеплении".

Так чего же все все-таки ждать человечеству — потепления или похолодания? Спор становится все горячее. Придерживаются концепции глобального похолодания российские ученые. В одной из старейших обсерваторий мира - Пулковской (в Петербурге) - много лет наблюдают за главной небесной звездой. Именно с активностью Солнца российские ученые связывают увеличение площади льда на Земле. Солнце, констатируют ученые, с каждым годом становится все тускней.

"Солнечная активность влияет на климат на Земле, — подтверждает заведующий отделом физики солнечно-земных связей РАН Владимир Обридко. - И, действительно, мы наблюдаем сейчас некоторые показатели того, что основные характеристики солнечной активности несколько спадают постепенно, и тенденция именно в сторону понижения разогревающего действия солнечной активности. Размер Солнца фотометрический несколько уменьшается, падает светимость".

Глобальное потепление, о котором говорили ученые до этого, в основном, строилось на компьютерных прогнозах, то есть поведение природы ученые пытались смоделировать. То, что сейчас фиксируют в Арктике, заставляет изменить подходы к наблюдению за климатом. Сейчас предстоит проанализировать многолетние наблюдения за погодой.

С глобальным похолоданием Земля уже сталкивалась много тысяч лет назад. Так называемый "ледниковый период", перед которым не смогли устоять даже мощные мамонты. Но в ближайшее время повторения подобных событий ученые, конечно, исключают. Но понижение температур даже на несколько градусов может сильно изменить ситуацию на всей планете.

Вновь прятаться в пещерах, добывать огонь человечеству, конечно, не придется. Но ученые не исключают появления так называемых "взрывных зим" — сезонов с резкими и неожиданными холодными температурами. Доказательства тому уже есть: снег выпадает в несезон в разных уголках планеты, . Предстоящая зима нашей стране не будет отличаться аномальными показателями. Резкое понижение температуры начнется, по расчетам астрофизиков, — в следующем сезоне.

"По нашим расчетам, буквально в следующем году начнется медленное понижение, начало понижения температуры, поскольку мощность солнечного излучения с 1991 года уменьшается и достигнет минимума излучения ориентировочно в 2043 плюс минус 11 лет", — сообщил заведующий сектором космических исследований Солнца Пулковской обсерватории Хабибулло Абдусаматов.

В новых прогнозах температура на планете опустится до минимума в 2060-м году. Впрочем, теория о глобальном похолодании, как и о потеплении — лишь гипотеза. Ученым предстоит в ближайшее десятилетие тщательно наблюдать за поведением Солнца, ведь мощность его излучения стали исследовать лишь с начала 80-х годов — срок слишком маленький для точных выводов.

). Он предрекает, что глобальное потепление, которое наступит меньше чем через 50 лет, приведет к страшным катаклизмам: землетрясениям, цунами и новому ледниковому периоду. Оказывается, Жарвин в научном мире не одинок. Заведующий лабораторией космических исследований Главной (Пулковской) обсерватории Российской академии наук Хабибулло АБДУСАМАТОВ уверен: холодать начнет уже через пять лет! Причины изменений климата питерский астроном объясняет по-своему.

Солнце светит, но не греет

Хабибулло Абдусаматов считает, что во всем - и в глобальном потеплении, и в грядущем похолодании - виновато Солнце. Он обнаружил, что весь ХХ век наша звезда светила все ярче, потому и поднялась средняя температура на Земле на 0,6 градуса за 100 лет (именно эти данные считаются доказательством глобального потепления). А в начале 90-х Солнце перестало так рьяно припекать.

Мы не почувствовали этого потому, что продолжаем греться на остатках тепла, которое планета накопила. Но запасы не вечны. Пройдет несколько лет, и температура начнет падать, - объясняет ученый. - Накапливает тепло в первую очередь океан, и он же определяет климат на планете. А океанологи говорят, что еще с 2003 года идет остывание верхних слоев океана.

Абдусаматов рассказал о своей теории на симпозиуме Международного астрономического союза и в Институте земного магнетизма РАН. Серьезных возражений не было.

Парниковый эффект - выдумки

А как же парниковый эффект, который вроде бы и виноват в глобальном потеплении? Астроном из Петербурга уверен: человек вообще ни при чем, и никакого парникового эффекта в природе нет!

Схема этого эффекта знакома каждому дачнику, - объясняет Хабибулло. - Стекло парника пропускает солнечные лучи, а вот инфракрасное излучение и углекислый газ от земли назад не пускает. За счет этого температура в помещении повышается.

Но в атмосфере этого «стекла» просто не существует! Это доказали ученые из Пулковской обсерватории. Углекислый газ преспокойно путешествует по воздушным слоям и не думает скапливаться под небесами. Абдусаматов ссылается на исследования полярников. Те пробурили четырехкилометровые льды возле станции «Восток» в Антарктиде и в Гренландии и взяли пробы пород, которым несколько сот тысяч лет. В обоих случаях оказалось, что количество углекислого газа повышалось и раньше, да и температура на Земле менялась регулярно. Но накопление газа не предшествовало, а наоборот, было следствием потепления.

Это значит, что потепление никак не связано с парниковым эффектом! - утверждает Хабибулло.

Ученое сообщество на это заявление Абдусаматова отреагировало болезненно. Как-никак 168 стран подписали Киотский протокол, где прописано: с парниковым эффектом нужно бороться, сокращать выбросы вредных газов в атмосферу. На борьбу с напастью тратятся сотни миллиардов долларов, десятки ученых защищают диссертации.

Мерзнуть начнем в 2012 году

Абдусаматов установил, что Солнце светит сильнее или слабее, подчиняясь строгим циклам: 11-летним и вековым. И ждать похолодания осталось недолго. Вековой цикл малого свечения Солнца начнется уже в 2012 году. Температура на планете станет снижаться и к 2050 году достигнет минимума. В среднем станет на 1,2 - 1,3 градуса холоднее, чем сейчас. Пустяк? Но ведь глобальное потепление измеряется и того меньшими цифрами - 0,6 градуса за сто лет! Хабибулло приводит для примера холодное время 1645 - 1715 годов. В новом ледниковом периоде человечеству придется мерзнуть так же.

Тогда покрылись льдом Сена и Темза, замерзли все каналы Голландии, - пугает Абдусаматов (для сравнения: в этом январе и в Париже, и в Лондоне, и в Амстердаме было около +10 градусов - какой тут лед! - Ред.). - На толстой корке обледеневших Днепра и Москвы-реки наши предки устраивали ярмарки. Аномальные холода вспугнули викингов, покорявших Гренландию. Увидев, что на зеленый прежде остров наступают ледники, они решили убраться.

В России недостаток солнечных лучей станет заметен лет через 15, зимы станут длиннее и морознее. А к 2050 году север страны покроют глубокие снега. Белый снег будет отражать солнечный свет, и это вызовет еще большее похолодание.

Почему Солнце светит неравномерно? Пока единого мнения нет. В недрах звезды бушуют термоядерные реакции, скорее всего, с ними и связано непостоянство светила. Когда температура в солнечном ядре повышается, давление растет - Солнце «надувается» и Земле от него достается больше света и тепла. Изучить детали удобнее из космоса. Сотрудники Пулковской обсерватории разработали специальную аппаратуру, а космонавты пообещали, что в 2008 году захватят ее на МКС, чтобы в рамках проекта «Астрометрия» измерить изменения формы и диаметра Солнца. Эти данные помогут точнее предсказать время и силу глобального похолодания.

КСТАТИ

Один из аргументов Хабибулло Абдусаматова: на Марсе периодически теплеет и холодает. Причем точно в то же время, что и на Земле! Это результаты недавних исследований NASA. Но на Красной планете нет ни марсиан, ни тем более заводов, автомобилей и прочих источников парниковых газов. Это значит, что на климат и у нас, и у соседей влияет исключительно Солнце и его перемены «настроения».

А В ЭТО ВРЕМЯ

В австралийском городке Дуббо (он расположен в штате Новый Южный Уэльс) похолодание уже сто лет как идет! Пока во всем мире говорят о глобальном потеплении, там в течение всего XX века дневная температура воздуха неуклонно понижалась. Лето там теперь намного прохладнее, чем в начале 1900-х, а морозы зимой трещат все чаще! Эти парадоксальные данные приводит Марк Хоуден, сотрудник австралийской научно-исследовательской организации CSIRO (Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation). Таяние ледникового щита, покрывавшего значительную часть Северной Америки, стало главной причиной резкого похолодания, начавшегося около 12,8 тысячи лет назад, пишут британские и канадские ученые в статье, опубликованной в четверг вжурнале Nature .

2.В период сильного похолодания климата, продолжавшегося около полутора тысяч лет, в некоторых регионах температура была ниже современной на 15 градусов, причем переход от более теплого климата произошел всего лишь за десятилетие.

Исследование, проведенное Джулианом Мёртоном (Julian Murton) из университета Сассекса и его коллегами, позволило доказать гипотезу, что причиной резких климатических изменений стало таяние гигантского ледника, занимавшего восточную часть территории современной Канады, а затем прорыв приледникового озера Агассис и попадание огромных объемов пресной воды в северную Атлантику.

Более холодная и более легкая пресная вода образовала "экран" на поверхности океана, охлаждая приповерхностный воздух, в результате чего образовалось значительно больше дрейфующего льда, а Гольфстрим - теплое течение, которое определяет климат почти всего северного полушария - оказался "обрублен" и перестал достигать северных широт.

Авторы работы напоминают, что гипотеза о роковой роли озера Агассис в наступлении похолодания была опубликована в Nature еще в 1989 году группой ученых под руководством Уоллеса Брёкера (Wallace Broecker). Однако точных доказательств этой связи не существовало.

Ледник.

Группа Мёртона нашла последнее недостающее звено в этой цепочке - следы мощных потоков воды, ведущих от приледникового озера к океану. Они изучали отложения в районе дельты реки Маккензи и обнаружили следы сильной эрозии, которые могли быть объяснены только переполнением и прорывом древнего ледникового озера.

3.Проблема климатических сдвигов, происходящих на нашей планете, приобрела за последние годы небывалую актуальность. Порассуждать о глобальном потеплении сегодня не прочь буквально каждый – от академика до домохозяйки. СМИ с удовольствием тиражируют пугающие предсказания экспертов, которые никак не могут прийти между собой к согласию относительно того, чем именно грозит человечеству "парниковый эффект" – всемирным потопом или чудовищной засухой. Между тем, как полагают российские ученые, в ближайшие десятилетия нас ожидает совсем другая напасть, и глобальное потепление еще при нашей жизни сменится глобальным похолоданием, а там, глядишь, недалеко и до нового ледникового периода.

Как считают специалисты Главной астрономической обсерватории РАН (Пулково), период низких температур сменится потеплением лишь в начале XXII века. Свои выводы ученые основывают на данных наблюдений за одиннадцатилетними и столетними колебаниями солнечной активности. Исследователи утверждают, что в XX веке Солнце увеличивало количество излучаемой энергии, и сейчас поток достиг максимума, но вскоре начнется спад солнечной активности. После чего следует ожидать понижения среднегодовой температуры поверхности Земли.

"На основе наших исследований мы разработали сценарий глобального похолодания климата Земли к середине этого века и наступления очередного 200-летнего цикла глобального потепления климата в начале XXII века", – сказал заведующий сектором космических исследований Пулковской обсерватории, доктор физико-математических наук Хабибулло Абдусаматов, выступая на совместной конференции ученых и активистов экологических организации в Лондоне.

По мнению исследователя, похолодание начнется в 2012–2015 гг., а его пик придется на 2055–2060 годы. К этому времени температура может снизиться до отметки так называемого маундеровского минимума, имевшего место в конце XVII века. Тогда в Голландии замерзли все каналы, а в Гренландии вследствие наступления ледников люди были вынуждены покинуть многие поселения.

Как сказал Абдусаматов, новые подтверждения этой гипотезы ему и его коллегам поступили от зарубежных исследователей. "На днях по электронной почте я получил очень важное письмо. Западные коллеги сообщили о том, что в 2003–2005 гг. наблюдалось некоторое остывание верхних слоев Мирового океана, что полностью соответствует результатам наших исследований", – сообщил ученый.

Последствия грядущих изменений климата могут быть весьма серьезными, считает Хабибулло Абдусаматов. По его мнению, правительствам мировых держав стоило бы заблаговременно подготовиться к холодам.utro.ru. новости

Появились данные, что в Арктике неожиданно стала увеличиваться площадь ледового покрова, а активность Солнца опустилась до векового минимума

Природа включает холодильник, сообщает сайт «Российской газеты» . Европейский спутник CryoSat зафиксировал, что масса ледового покрова составила осенью прошлого года 9 тысяч кубических километров, что значительно больше, чем наблюдалось ранее. А надежда на рост льда в Арктике появилась еще летом, когда площадь ледового покрова достигла 5,1 млн квадратных километров. Это в 1,5 раза превосходит показатель 2012 года.

Именно Арктика стала одним из главных аргументов сторонников глобального потепления, напоминает «Российская газета». Площадь многолетних льдов за последние десять лет в Арктике сократилась примерно на 40%. Возникшие 5500 лет назад ледники в течение ХХ века «сжались» на 90%. И вот спутник CryoSat принес неожиданную добрую весть: Арктика «приходит» в себя.

Второй удар по теории глобального потепления нанесло Солнце. Его активность достигла минимума за 100 лет. Это может стать началом нового ледникового периода. Британский профессор Ричард Харрисон утверждает, что Земле вновь надо готовиться к так называемому минимуму Маундера — периоду с 1645 по 1715 годы, когда длительное снижение активности Солнца привело к «малому ледниковому периоду», самому холодному за более чем 500 лет, начиная с XIV века.

О глобальном похолодании говорит и сотрудник Пулковской обсерватории Хабибулло Абдусаматов. По его словам, активность нашего светила снижается. Это может вызвать серьезное падение температуры Мирового океана и, как следствие, привести к глобальному похолоданию на планете. Аналогичное мнение только что высказал японский океанолог Мототака Накамура. По его оценкам, похолодает настолько сильно, что ледяной покров может распространиться чуть ли не до нынешних тропиков, что, кстати, уже случалось в истории Земли. А всего на планете было зафиксировано 15 ледниковых периодов по 10 тысяч лет каждый. Сейчас мы живем в конце очередного теплого межледниковья, и надо готовиться к вступлению в следующий ледниковый период.

Впрочем, подобные высказывания ряда ученых вовсе не означают, что вынесен окончательный вердикт. Бурные споры между сторонниками и противниками теории глобального потепления идут с переменным успехом. Вначале глобалисты явно брали вверх, напирая на то, что за последние 100 лет наблюдается беспрецедентный рост средней температуры на Земле. А значит, во всем виноваты парниковые газы, выброс которых связан с деятельностью человека. Итогом споров стал знаменитый Киотский протокол, который требует от стран резко ограничить выброс вредных газов.

Оппоненты этого сценария, однако, нашли контраргументы и сняли с человека вину за глобальное потепление. Самые интересные данные, охватывающие 750 тысяч лет, получены при изучении антарктического льда. Оказалось, что три предыдущих теплых межледниковья (а мы сейчас живем в такой же период) были гораздо теплее нынешнего, то есть средняя температура на Земле в современную эпоху на 1,5-2 градуса ниже, чем была в те далекие времена. А ведь тогда на Земле еще не появился человек, и вину за природные катаклизмы возлагать было не на кого. Значит, в природе сейчас не происходит ничего экстраординарного, все нынешние «феномены» уже случались, причем без участия человека.

И, наконец, главный аргумент противников антропогенной теории. По мнению академика РАН Владимира Котлякова, самый теплый пик нынешнего межледниковья уже пройден 5-6 тысяч лет назад. Сейчас глобальная температура на Земле продолжает снижаться, то есть дело идет к похолоданию. Правда, оно наступит не завтра. Движение будет очень медленным, растянется на многие сотни и тысячи лет. Противники Киотского протокола считают, что с человека надо снять обвинение за глобальное потепление. Причина не он, а природные циклы. Причины таких глобальных колебаний климата ученым пока не ясны.

Академик Котляков также считает, что периоды мучительной жары, которые сейчас случаются почти ежегодно, вполне вписываются в общую картину. При общей тенденции к похолоданию возможны кратковременные всплески повышения температуры. Например, за последнее тысячелетие наиболее теплая предыдущая эпоха приходится на X-XI века н. э., когда викинги плавали далеко на Север и открыли Гренландию. А затем, в XVI и XVII веках, наступил «малый ледниковый период». В Европе были такие холодные зимы, что во многих странах Европы, которые сегодня считаются теплыми, люди катались на коньках по замерзшим каналам.