Русский богатырь микула селянинович. Характеристика микулы селяниновича из былины "вольга и микула селянинович"

(жена Добрыни Никитича)

Атрибуты: соха Характерные черты: единственный богатырь, который поднимает «тягу земную» Иллюстрации на Викискладе К:Википедия:Ссылка на категорию Викисклада отсутствует в Викиданных‎ Микула Селянинович Микула Селянинович

Микула Селянинович - легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла .

Этимология

Имя Микула - народная форма имени Николай; возможно, результат контаминации с именем Михаил .

Образ богатыря-пахаря

Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля ».

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было две дочери: Василиса и Настасья (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно), которые также являются центральными героинями былин.

Былины, посвящённые Микуле: «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович».

Микула и Николай Чудотворец

Связь христианского святого Николая Чудотворца с былинным богатырём Микулой Селяниновичем. Интересную версию о связи с днём народного календаря Николой вешним приводит П. И. Мельников в 1874 году :

Микулу больше всего смерд (крестьянин, земледелец) чествовал... Ему, поильцу, ему, милостивому кормильцу, и честнее и чаще справлял он праздники... Ему в почесть бывали пиры -столованья на брачинах -микульщинах.

Как почитанье Грома Гремучего при введении христианства перенесли у нас на почитанье Ильи Громовника , а почитанье Волоса , скотьего бога, - на святого Власия , так и чествованье оратая Микулы Селяниныча перевели на христианского святого - Николая Чудотворца . Оттого-то на Руси всего больше Николе Милостивому и празднуют. Весенний праздник Николаю Чудотворцу , которого нет у греков, заимствован был русскими у латинян, чтоб приурочить его к празднику Матери Сырой Земли, что любит «Микулу и род его». Празднество Микуле совпадало с именинами Матери-Земли. И до сих пор два народных праздника рядом сходятся: первый день «Микулы с кормом » (9 мая по ст. ст.), другой день (10 мая по ст. ст.) «именины Матери Сырой Земли ».

Дочери

    • Василиса Микулишна - жена Ставра Годиновича
    • Настасья Микулишна - жена Добрыни Никитича

См. также

Напишите отзыв о статье "Микула Селянинович"

Примечания

Литература

  • Мельников-Печёрский П. И. . - 1874.
  • / Петрухин В. Я. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М . : Советская энциклопедия, 1990. - С. 358. - ISBN 5-85270-032-0 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Микула Селянинович

– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?

Имя: Микула Селянинович (Mikula Selyaninovich)

Страна: Русь

Создатель: славянские былины

Деятельность: богатырь, пахарь

Семейное положение: женат

Микула Селянинович: история персонажа

Прославленные сказочные персонажи, чьи образы кажутся знакомыми с детства, имеют многовековую историю. Воины и богатыри из преданий и легенд, которые рассказывали бабушки и дедушки, – не просто представители традиционного фольклора, а персонажи, олицетворяющие дух и традиции великого русского народа. Герои былин наделены недюжинными талантами для защиты родной земли. В веренице могучих воинов находится место и Микуле Селяниновичу.

История создания

Микула Селянинович – герой, воспетый в былине под названием «Вольга и Микула Селянинович». Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, так как легенда претерпевала изменения и передавалась из уст в уста в различных интерпретациях. Характеристика героев точно передана в версии, сложенной на севере страны после распада Киевской Руси. Неизвестно, каким образом сочинялось описание Микулы, но Вольга (Олег) Святославович – реальное историческое лицо. Князь приходился двоюродным братом царю и внуком .


В былине отсутствует единство места, времени и действия. Она предполагает описание вымышленных событий с участием сказочных персонажей, но этимология слова указывает на то, что некоторые эпизоды все-таки были на самом деле.

Повествование описывает встречу двух богатырей: князя и крестьянина-пахаря. Первый едет на войну, а второй, богатырь-плуг, возделывает землю. Простой крестьянин представлен в благородном облике. Это ухоженный мужчина в чистой одежде и расписном кафтане. На Микуле надеты зеленые сапоги с каблуком и пуховая шляпа. Такое одеяние не соответствовало привычной одежде пахаря, привыкшего к работе с землей и изматывающему труду. Но статный герой должен, по традициям былины, иметь красивый наряд, и это правило соблюдено.


Специфика былины «Вольга и Микула Селянинович» заключается в художественных приемах. Она включает в себя элементы архаичного языка и многочисленные повторы. Посредством красочных эпитетов описываются детали одеяния, черты характера героев, окружающий их быт. В былине противопоставляются друг другу образы крестьянина и воина.

При этом труд простого землепашца ставится выше, ведь пахаря могли призвать на защиту родины в любой момент, а работать на земле дано не каждому. Есть также версия, что в сказании противопоставляются образы двух божеств, покровителей земледелия и охоты.


Мотив восхваления труда пахарей ярко описан в эпизоде, когда князь Вольга приказывает дружине взяться за сошку. Воины не могут осилить ее, а Микула Селянинович справляется с задачей на раз.

Богатырь, способный обойти дружину, – настоящий защитник земли русской и ее возделыватель. Сочинители былины по-доброму, с лаской отзываются о герое. Примечательно, что на протяжении повествования богатыря называют не иначе как оратай. И лишь в финале раскрывается имя Микулы. Герой рассказывает о своих достижениях, не бахвалясь.

Биография и сюжет

В былине о Микуле Селяниновиче главными действующими лицами стали два персонажа: он сам и князь Вольга. Первая встреча происходит, когда по завету Владимира Мономаха во владение Олега переходят три града. Князь направляется на осмотр владений. На пути дружины встречается статный богатырь, которого видно издалека, но добраться до любопытного персонажа получается только спустя три дня и три ночи. Гипербола такого рода показывает народное восхищение богатырем.


Микула – пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянной сохой, украшенной драгоценными каменьями. Кобыла Микулы увешана шелковыми гужами, да и сам наряд богатыря не похож на простое крестьянское платье. Становится понятно, что перед читателем герой, для которого усердная пахота – это развлечение.

Микула Селянинович представлен в образе героя, почитаемого на Руси больше всех. Работе, связанной с землей, посвящались праздники, с ней сопряжены традиции и предания. Микула – народный герой, его прототипом считался , покровитель крестьянства.


Этот образ был олицетворением русского землепашца. Поэтому создатели былины не упоминают о том, как звали отца богатыря: Селянинович сочетается со словом «село», а значит, родителем был простой русский народ.

Микула – обладатель покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские воины не способны даже вытянуть легкую сошку, а значит, царское могущество зиждется на силе пахаря. Русь стоит на простом деревенском мужике, который кормит народ и защищает родину от напастей.


Богатырская сила не делает Микулу хвастуном. Герой скромен и спокоен, не лезет на рожон и просто общается с князем. Бесконфликтный персонаж – везде свой. Он угождает окружающим, умеет работать и отдыхать на славу.

Православная Русь славится смирением и прощением, но всегда способна отстоять свою честь и защитить ближнего. В эпизоде нападения разбойников, требующих грошики, понятно, что праведный Микула готов терпеть и проявлять лояльность до последнего. Выйдя из себя, он сможет вразумить соперников силой.Биография богатырей редко описывается подробно. Зачастую неясно, кем был герой до того, как проснулась в нем богатырская сила. Порой неизвестно даже, где тот родился. Но главные подвиги, которыми персонажи прославились, передавались в подробностях из уст в уста, считаясь национальным достоянием, и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.

Богатырская сила входит в число излюбленных сюжетов изобразительного искусства. Картины , написанные в одинаковой манере, повествовали о подвигах и путешествиях русских героев. В числе поклонников русского фольклора были живописцы и Рябушкин.

Характеристика Микулы Селяниновича изучается в рамках программы по литературе в седьмом классе. Именно в этот период ребята знакомятся с былинным жанром. Подробнее об этом богатыре узнаем далее.

Сюжет

Былины по своему содержанию очень напоминают сказку. В них мы находим вымышленные автором события, однако нельзя утверждать, что сам главный герой никогда не существовал. Если вдуматься в этимологию данного слова, то мы найдем общий корень со словом «быль». Это означает, что данный персонаж некогда действительно поражал своей силой и мощью своих современников. Таковым являлся и Микула.

Но зачин в былине сообщает нам совсем не о нем: первый, с кем знакомится читатель - князь Вольга. Он силен, мудр, имеет огромное войско. Дядюшка Владимир отдает в его распоряжение три города. Теперь князь едет со своей дружиной проверять свои новые владения. По дороге они встречают пахаря. Вольга очень хочет познакомиться с ним, но три дня и три ночи они не могут до него добраться. Настолько огромен этот что виден издалека, но довольно трудно досягаем. Характеристика Микулы Селяниновича должна включать в себя этот момент. Народ гиперболизирует своего героя, намеренно выделяя его среди обычных людей.

Первое знакомство

Наконец, князь со своим войском подъезжает к этому богатырю. Удивлению его нет предела: оратай (так на Руси называли пахаря) возделывает землю. Но обладает он недюжей силой: с легкостью выкорчевывает пни от деревьев, а огромные камни кидает в борозду. Читатель сразу понимает, что перед ним не простой человек, а богатырь. Ему это дается с легкостью, он посвистывает себе под нос, не чувствуя усталости.

Не может не удивить и орудие труда Микулы. У него не обычная сошка, которой пашут землю. Она украшена дорогими металлами: желтым и красным золотом. Омешки на ней выполнены из булата, крепкого и надежного металла. Кобылка, которая помогает пахарю выполнять земельные работы, с шелковыми гужами, что являлось на тот момент очень дорогой тканью.

Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины «Вольга и Микула Селянинович»

Несомненно, князя поразило и одеяние богатыря. Самый обычный пахарь выглядит богато. У него шикарные кудри, которые народ сравнивает с жемчугом. Глаза богатыря словно соколиные. Как известно, сокол - птица, которая обладает отличным зрением и силой. Брови Микулы черные, будто соболиные. Читатель сразу представляет себе серьезного и сильного мужа.

Одежда пошита из дорогих тканей. К примеру, кафтан выполнен из дорогого и шикарного материала - черного бархата. Не каждый богач мог себе это позволить. Но ведь богатырь и не может быть одет иначе. Сапоги у него на каблуке, что считалось очень модным и престижным в то время. Материал, из которого они выполнены - сафьян. Это очень качественная и дорогостоящая вещь. Внешняя характеристика Микулы Селяниновича из былины является очень важной в описании образа данного героя. Неспроста он так красив и шикарен: народ представляет богатыря идеальным во всех планах.

Подвиг богатыря

Вольга заговорил с оратаем, рассказал, куда держит путь. В ответ Микула рассказывает ему о своих подвигах, предостерегает его от опасности. Однако никакого хвастовства мы не наблюдаем. Характеристика Микулы Селяниновича из былины «Вольга и Микула Селянинович» обязательно содержит информацию о том, что богатырь не замечает свою силу, считая свои подвиги обычным делом.

Оратай поведал князю историю о том, как ездил в город за покупками. Купил он три мешка по сто пудов соли. Нехитрый подсчет покажет нам, что в совокупности масса его товара составляет более пяти тонн! Разумеется, здесь использован прием так называемой гиперболизации. Автор намеренно преувеличивает его способности, чтобы отразить богатырскую мощь.

Когда Микула собирается домой, к нему подходят разбойники и требуют денег. Но пахарь не вступает с ними в склоку, он дает им «грошики». Однако мужики не отступают, просят еще и еще. Микуле приходится расправиться с ними с помощью кулаков. Выясняется, что богатырь уложил более тысячи бандитов. Эта история впечатлила Вольгу. Он хочет видеть такого сильного мужа среди своей дружины.

Сила и мощь

Анализом богатырских возможностей Микулы продолжается характеристика Микулы Селяниновича. Краткая справка об этом герое дает нам представление обо всех простых крестьянах того времени. Именно на них держалась земля Русская.

Пахарь соглашается поехать с князем «за получкою». Однако ему жалко свою сошку.

Характеристика Микулы Селяниновича с цитатами отражает его речь: он оставляет свое орудие труда «не для прохожего-проезжего», а для обычного «мужичка-деревенщины». Эти слова отражают отношение богатыря к своим братьям-крестьянам.

Для того чтобы спрятать сошку «за ракитов куст», посылает Вольга пятерых своих самых сильных воинов. Но эти сильные ребята не могут справиться с этой задачей, не получается «сошку поднять из земли». Тогда, по принципу троичности, Вольга еще дважды посылает своих ребят, но даже несметное их количество не смогло сделать того, на что способен русский крестьянин.

Микула сошку «брал одной рукой» да вытянул ее без труда.

Особые черты

Характеристика Микулы Селяниновича будет неполной, если не рассказать о его коне. Как и у всякого богатыря, лошадь - первый помощник в труде. Как мы узнаем в самом начале, кобылка у нашего героя «соловая». Этот эпитет обозначает светлый ее цвет. Она такая же сильная, как и ее хозяин. Автор намеренно сравнивает лошадей Вольги и Микулы. У богатыря лошадь уже «быстрой ступью» идет, а у князя еле поспевает за ней. Первая уже разогналась да «грудью» пошла, вторая же отстает. Вольга и здесь не перестает удивляться. Он оценивает лошадь Микулы в пятьсот рублей, только при условии, что это была бы не кобыла, а конь. На что простодушный крестьянин отвечает, что сам выкормил и вырастил ее, а потому цены ей нет.

Характеристика Микулы Селяниновича отражает данного героя как очень добродушного, простого и отзывчивого человека. Он никогда не хвалится своими подвигами, будто не замечая их.

Он обещает угостить всех мужичков ржаным пивом собственного приготовления, что говорит о его щедрости.

В заключение Вольга настолько проникся удалью и простодушием этого человека, что решает сделать его наместником в подаренных дядей городах. Разбойники же, побитые им три дня назад, усовестились и пришли к богатырю с извинениями.

Заключение

Нами была представлена полная характеристика Микулы Селяниновича. 7 класс, который изучает это произведение согласно школьной программе, сможет воспользоваться нашими советами и описать собственное впечатление, которое произвел этот былинный герой.

анним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать дани-подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.

Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь в поле, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведет. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.

Едут молодцы другой день до вечера, так же все пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.

Третий день идет к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладет как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шелком по плечам рассыпаются.

А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Подивился на него Вольга, поклонился пахарю:

Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!

Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?

Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-подати.

Эх, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут все разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди торговые, стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шелковою плеткою. Ну, который стоял, тот сидит, который сидел, тот лежит.

Удивился Вольга, поклонился пахарю:

Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.

Что ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать - других мужиков не обижать.

Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на нее верхом и в путь отправился.

Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:

Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с нее вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.

Послал Вольга трех дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.

Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.

Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.

Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли ее выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст. Полетела соха до облака, упала соха за ракитовый куст, в сырую землю по рукоятки ушла.

Вот подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли бревна дубовые на мосту через речку Ореховец. Чуть взошла дружина на мост, подломились бревна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.

Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку пере прыгнули. Соскочили на тот бережок, да и начали злодеев чествовать.

Пахарь плетью бьет, приговаривает:

Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города хлебом кормят, медом поят, а вы соли им жалеете!

Вольга палицей жалует за дружинников, за богатырских коней.

Стали люди гурчевецкие каяться:

Вы простите нас за злодейство, за хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.

Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.

Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:

Ты скажи мне, русский богатырь, как зовут тебя, величают по отчеству?

Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как меня люди чествуют.

Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном...

Еще заря горит, а у пахаря поле колосом шумит.

Темная ночь идет - пахарь хлеб жнет. Утром вы молотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завел. К вечеру созвал народ на почестен пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать.