Каким чувством проникнуто размышление лирической героини. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России стихотворение А

«В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто. Сперва я пишу о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите» (Д. С. Лихачев).

Письмо десятое

Честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Что такое честь? Это показатель, по которому общество оценивает моральное достоинство человека, это наш внутренний судья и ограничитель, связанный с оценкой и восприятием таких качеств, как благородство, целомудрие, нравственность, доблесть, честность, совестливость и многое другое. Объективно говоря, в мире грехов и соблазнов являться человеком чести сложно - гораздо легче им казаться, изображать из себя такового, и этот факт подводит нас к рассуждению о том, что же есть в таком случае истинная честь, а что есть мнимая?

В русской литературе существует множество примеров добродетелей, людей честных и правильных по отношению к своим мыслям и действиям, не меньше и тех, чья деятельность насквозь пропитана лицемерием и фальшью. Мнимая честь - это прерогатива слабых и пустых личностей, не умеющих или не желающих жить собственной жизнью, а лишь выдающих себя за совершенно других личностей. Причем зачастую у таких людей ярко выражен полный диссонанс мыслей и действий. Главным показателем мнимой чести является недобросовестность, тогда как в случае с истинной честью совесть стоит на первом месте. У тех, кто лишь притворяется честным человеком, напрочь отсутствует самоуважение, а люди честные, наоборот, в первую очередь руководствуются лишь собственным мироощущением и мировосприятием, честностью и справедливость по отношению к самим себе и к окружающим.

Хорошим примером человека чести является Петр Гринев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Мы знакомимся с его деятельность еще в том возрасте, когда у человека априори не полностью сформирован характер - однако, уже будучи совсем юным, Петр с абсолютно добрыми намерениями благодарит путника за помощь, отдав ему свой тулуп. С течением повести мы все больше убеждаемся в добросовестности этого героя: он сражается за честь своей возлюбленной на дуэли с Швабриным, прекрасно осознавая риск для собственной жизни, однако тут же прощает негодяя, оклеветавшего Марию, поняв, что никакое физическое наказание не сможет проучить подлеца и внушить ему уважение к людям, а, значит, никакое подобное наказание не имеет смысла. И даже собственная жизнь для Петра не входит ни в какое соперничество с чувством собственного достоинства, и потому, когда Пугачев дает герою выбор: умереть или перейти на сторону врага - Гринев без сомнения выбирает смерть. Да, возможно, чувство собственного достоинства в перемешку с юношесткою страстностью и необдуманностью в действиях часто играли с Гриневым злую шутку - но со временем, когда эмоции немного утихли, а Петр стал понимать логику своих действий и суждений, его уважение к себе и к людям только усилилось, а чувство справедливости обострилось и заиграло новыми красками. Петр является примером истинной чести, тогда как Швабрин, человек низкий, алчный и глупый, выступает в повести полной его противоположностью.

Сколько бы человек не притворялся тем, кем он не является, рано или поздно общество узнает всю подлую сущность его и обвинит этого человека в бесчестии и безнравственности. К типу людей с мнимой честью относится Грушницкий, герой романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Он время от времени стыдился того, что он армеец, считал этот чин недостойным, и «волочась» за княжной Мэри, всячески унижал себя, пресмыкался перед нею, разбрасываясь наигранными высокопарными выражениями. Герой даже в какой-то момент стал скрывать хромоту, которая, быть может, все это время была лишь частью его образа. Он изображал себя серьезным мужчиной, и, казалось бы, с достоинством и честью относился к своим чувствам, однако в один миг, при одном отказе в чувствах княжна превратилась из «ангела» в «кокетку», любовь испарились, а на её место пришли низкие сплетни и слухи. Грушницкий, будучи типичным представителем «водяного общества», планировал долгое время изображать из себя «героя романа», но вся суть его очень быстро вылезла наружу, и он, позже, связавшись с такими же недостойными личностями, как он, показал полное отсутствие в себе чести и достоинства, решив обманом выиграть на дуэли, за что и поплатился жизнью.

Жить легче или жить правильнее - это тот выбор, который каждый человек делает сам для себя на протяжении всей жизни. Что есть мнимая честь и что есть истинная - понять несложно, каждый из нас является скульптором своей судьбы, однако в любых обстоятельствах стоит помнить цитату А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с фактами биографии ученого-литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачёва и его книгой “Письма о добром и прекрасном”;
  • сопоставить жизненные взгляды выдающегося учёного современности со своими взглядами;
  • получить позитивный эмоциональный опыт от общения с наследием великого публициста;
  • определить своё отношение к нравственным ценностям;
  • оценить экологию собственной души;
  • получить навык подбора аргументов к части С ЕГЭ по русскому языку;
  • подготовиться к написанию эссе ЕГЭ по обществознанию.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя русского языка.

Душа человека… У одних она с горошину, а у других – всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом – жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, одновременно он и хранитель природы, но он же и её разрушитель. Ежегодно на нашей планете отмечают три особых календарных праздника:

Эти дни – напоминание о проблемах охраны природы, ведь защищать природу надо не от каких-то мифических пришельцев, а от своих сограждан с деформированной душой. Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

Сегодня мы и поговорим о том, значит жить по человечески, а поможет нам в этом книга Дмитрия Сергеевича Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”.

II. Слово учителя истории.

Он знакомит учеников с личностью Д.С. Лихачёва.

На экране слайды:

  • Дмитрий Сергеевич Лихачёв;
  • Вехи жизненного пути;
  • Наследие Лихачёва (обложка книги о “Письма о добром и прекрасном”;
  • Признание (награды);
  • Личность и власть.

Учитель комментирует каждый слайд и рассказывает о трёх аспектах противостояния академика Лихачёва с властью: конфликт профессиональный, нравственный и конфликт классового происхождения.

III. Учитель русского языка.

Но в силу своей интеллигентности и порядочности Дмитрий Сергеевич не озлобился и продолжил работу философа, просветителя, публициста. Книга “Письма о добром и прекрасном” написана им в 1985 году.

Вспомните, что называется публицистикой? Каковы её задачи?

Ученик отвечает: – Это род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Основная задача публицистического стиля – воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём-либо, внушение определённых идей, взглядов, побуждение к определённым поступкам, действиям.

– Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

На экране слайд с жанрами: очерки, статьи, репортажи, интервью, письма.

– Книга Лихачёва состоит из сорока шести писем, адресованных юному читателю.

– Что такое письмо?

На экране слайд: Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо(из словаря С.И. Ожегова).

У нас четыре рабочие группы. У каждой своё письмо. Подумаем о том, что же хотел сообщить читателю Дмитрий Сергеевич?

– Я как учитель, готовящий вас к ЕГЭ по русскому языку, прошу определить проблему, поднятую автором в письме, дать ответ, какова позиция автора. Согласие или несогласие аргументируйте, приводя примеры из литературы или истории.

– А я как учитель обществознания прошу по каждому из писем сформулировать правило нравственности, которое станет и вашим жизненным кредо. Запишите его на доску после обсуждения.

IV. Размышляя над письмами…

Итак, мысли вслух по поводу прочитанного.

Письмо десятое: ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

1-ая группа: – Десятое письмо в книге Лихачёва “Письма о добром и прекрасном” озаглавлено “Честь истинная и ложная”, что и указывает на проблему, поднятую автором. Истинная честь исходит из глубин души, она не даёт человеку успокоиться, будто “грызёт” его изнутри. Синоним такой чести – совесть, которая не может быть ложной, потому что она находится в подсознании и совершенно не подвластна человеку. На истинный путь выводит именно совесть. Ложная же честь – это “честь мундира”, заставляющая говорить и делать то, чего ждёт от тебя общество, даже тогда, когда это противоречит твоим собственным убеждениям. Например, в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах переступить не может. Родион не предусмотрел угрызений совести, он забыл, что тот, кто

пролил кровь, обрёк себя на страшные муки. Совершив преступление, он говорит: “Не старуху я убил, а себя!” В романе. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” простой народ помогает раненым, борется за свободу родной земли. Тот же Тихон Щербатый идёт на войну не по каким-то там политическим мотивам (потому что “так надо”), а потому, что чувствует внутреннюю потребность, необходимость. Это и есть, на мой взгляд, проявление чести истинной. Ложная честь остаётся тяжёлым грузом, опустошает душу, тогда как истинная честь не даёт человеку успокоиться, требует совершать поступки, достойные уважения. Я думаю, людям необходимо помнить, что совесть – мерило чистоты помыслов и действий.

Члены группы дополняют сказанное своими аргументами и выводами.

– Молодости свойственно стремиться к осмыслению этих вечных истин, чтобы найти своё место в обществе, определить свою нравственную позицию. Обращаясь к классической литературе, анализируешь поведение героев с точки зрения их жизненного кредо, расцениваешь их поступки, отношение к людям и событиям через призму чести и бесчестия. По-моему, достойным примером чести истинной служит поведение князя Андрея Болконского. Это рыцарь без страха и упрёка, решивший служить Родине без остатка, быть вместе с простым народом до конца (сцена смертельного ранения). Грустно, что удел человека чести – страдать. Он передовой воин, он победитель, и он же жертва!

– Дуэль Ленского и Онегина. Что это: защита чести истинной или “чести мундира”?

Разговор по содержанию письма №10 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

На экране слайд с текстом письма.

Письмо двадцать пятое: ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ

2-ая группа: – Душевная необходимость поступать по велению совести, творить добро и есть самое ценное в человеке, то есть то, что и заставляет его жить по-человечески – такова, на мой взгляд, позиция автора в письме “По велению совести”. Воспитать в себе интуитивное проявление совести может каждый. Стоит только захотеть. Жить, действительно, станет легче и интереснее, а верные решения станут приходить в ваше сознание, не давая успокоиться и закиснуть. Человек ведь не задумывается над тем, что и как он делает, чтобы дышать, ходить, видеть. Так и пути добра должны находиться без усилий и мук.

– Ярким примером действий людей по велению совести могут служить подвиги героев Великой Отечественной войны. Николай Гастелло – лётчик, в бою направил свой самолет на вражескую колонну, ценой собственной жизни не позволил врагу победить. Александр Матросов погиб, закрыв грудью амбразуру вражеского дзота, открыв сослуживцам путь к нужной высоте. Эти люди действовали интуитивно, по велению совести.

– Честь и совесть не позволили героям повести “А зори здесь тихие…” не выполнить задание. Отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось. Все пять девушек погибли, а старшина Васков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Мы благодарны людям, кто защищал честь страны, поступал по велению совести на полях сражений и выжил.

– Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут и что наконец-таки их оценят. На них будут равняться, их станут прославлять. Но честь и совесть необходимы человеку не для славы и почестей. В обыденной жизни тоже важно вести себя достойно, то есть жить по-человечески. Приходит на ум строки из “Капитанской дочки” Пушкина, наказ отца Петру Гринёву: “Береги честь смолоду!” Видимо, это самое главное пожелание для человека.

– А я думаю, что жить по велению совести надо начинать с раннего детства, поэтому приведу в качестве аргумента повесть Аркадия Гайдара “Тимур и его команда”. Ведь именно в детстве закладываются основы нравственной чистоты.

Разговор по содержанию письма №25 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Твори добро, не видя в том заслуги.

На экране слайд с текстом письма.

Письмо тридцатое: НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ

На экране слайд с текстом письма.

3-я группа:

– “…В народе самое главное – его идеалы”,– так заканчивает своё тридцатое письмо Д.С.Лихачёв. Основой этого текста является рассуждение автора о нравственных вершинах народа и отношении к ним. Учёный утверждает, что в решении этого вопроса следует опираться на лучшее, великое, высоконравственное. В этом письме автор призывает к благожелательному отношению к любому народу, даже самому малочисленному. О народе следует судить по тому лучшему, что в нём есть. Старые сказки созданы простым народом, но уже в них заложена идея о том, что добро всегда побеждает зло. А что помогало русскому народу выстоять в суровых исторических испытаниях: в Отечественной войне 1812 года и в Великой Отечественной? В романе “Война и мир” Лев Толстой говорит о роли личности в истории и приходит к выводу, что успех дела решает не воля одного человека, а дух, нравственный взлёт народа, основанный на патриотизме. Защитники Отечества, люди военные и гражданские, совершая большие и малые подвиги, поднимались до нравственных вершин: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов, Платон Каратаев, Наташа Ростова… Этот текст заставил меня задуматься о том, что и я частичка большого и великого народа. Чтобы мой самолёт не упал, я должна стремиться к нравственным вершинам, должна быть достойна своего народа.

– Каждый человек должен сделать выбор между нравственностью и безнравственностью, между внешним благополучием при внутреннем убожестве и богатством натуры при скромном существовании. Можно предположить, что в жизни каждого человека наступит такой период, когда ему приходится решать проблему выбора: как жить дальше. Думаю, жизнь Матрёны из повести Солженицына “Матрёнин двор” – хорошее тому подтверждение. Всё людям и ничего для себя.

– Идеал – представление о совершенстве, высшая цель и образец, которые определяют способ мышления и деятельности человека. Нравственный идеал – представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец поведения. В книгах В.М.Шукшина ярко звучит тема смысла жизни. Герой рассказа “Чудик” стремится постичь движения собственной души. Он видит у прилавка магазина пятидесятирублёвую бумажку: поднять или пройти мимо, тайком присвоить или объявить о находке? Чудачество его в том, что он выбирает второй путь, то есть поступает, как меньшинство бы поступило. А в результате-то оказалось, что он не нагнулся поднять собственные деньги. “Подошёл к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… И не вошёл. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать”. Поступок показывает, что живёт герой по-человечески, чист душой и помыслами.

– Учитель русского языка зачитывает отрывок из повести Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, рисующий эпизод кирпичной кладки: в нечеловеческих условиях сталинского лагеря нравственно чистый человек сохраняет в себе умение получать радость и удовольствие от дел рук своих.

Разговор по содержанию письма №30 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Помни! Ты крупица своего народа. Твои поступки – судьба твоей страны.

На экране слайд с текстом письма.

Письмо сорок пятое: КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ

4 –ая группа: – В сороковом письме автор спрашивает нас, что можно противопоставить таким человеческим порокам, как месть, злоба ссоры и распри? И сам отвечает на него: решение всему – культура. Лихачёв был убеждён в этом полностью, и доказательством могут служить его дела. Например, он помогал спасти природу Волжского заповедника, предотвратил открытие песчаного карьера, не дал разрушить библиотеку в Мышкине, основал Фонд культуры, журнал “Наше наследие”, 20 лет возглавлял издание серии книг “Литературные памятники”. Благодаря его усилиям, были сохранены и отреставрированы десятки памятников национальной культуры. В письме автор делится с читателем эмоциями по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Говорит об объединяющей силе культуры.

– В рассказе Л.Н. Толстого “Люцерн” изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.

– Я согласна с автором: между землянами гораздо больше общего, чем различного. Из исторической лингвистики известно, что когда-то существовал единый для всех язык – праиндоевропейский язык-основа. Таким образом, доказано, что языки, существующие на земле, – родственники. Все мы говорим на одном языке, поэтому не можем не понимать друг друга.

Разговор по содержанию письма №45 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Пока существует культура, существует народ!

V. Заключительная часть урока – размышления.

– Вот и подошёл к концу наш разговор о “добром”. Я как учитель русского языка и литературы удовлетворена и думаю, что проблем с поиском аргументов по поводу нравственности и чистоты души не возникнет на экзамене.

– Учитель истории демонстрирует слайд с нравственным кодексом, созданным Лихачёвым и предлагает сравнить его пункты с теми, что родились у групп в ходе урока. Класс убеждается в совпадении своих выводов по обсуждаемому вопросу с выводами Д.С. Лихачёва..

Бог каждого человека – его совесть.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Помни! Ты крупица своего народа. Твои поступки – судьба твоей страны.
Пока существует культура, существует народ!

Учитель русского языка заканчивает урок словами из 46-го письма книги “Письма о добром”. В это время класс видит на экране без звукового сопровождения отрывок из фильма о Лихачёве:

– Писем могло быть и больше, но пора подвести итоги. Мы шли сегодня, поднимаясь по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений. Итак, что же самое главное в жизни? Главное у каждого своё собственное, неповторимое, но оно есть. И каким бы оно ни было индивидуальным, должно быть добрым и значительным. В жизни ценне всего доброта, и доброта умная, целенаправленная. Счастья достигает лишь тот, кто стремится сделать счастливым других и способен на время забыть о своих интересах, о себе. Это “неразменный рубль”. Сегодня мы учились следовать путями доброты. На мой взгляд, это очень и очень важно. Поверьте мне!

Учитель истории завершает урок исполнением под гитару песни “Спешите жить!”

Письма о добром и прекрасном Лихачев Дмитрий Сергеевич

Письмо десятое ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Письмо десятое

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Вовлечение в бренд. Как заставить покупателя работать на компанию автора Випперфюрт Алекс

Ложная приманка Доказано, что программы авиакомпаний по накоплению бонусных миль помогают привязать потребителя. Однако не существует никаких свидетельств того, что они обеспечивают истинную лояльность по отношению к бренду. Люди вовсе не обязательно привержены к United

Из книги Литературная Газета 6259 (№ 55 2010) автора Литературная Газета

Истинная сущность Библиоман. Книжная дюжина Истинная сущность Мюриель Барбери. Элегантность ёжика / Пер. с фр. Н. Мавлевич и М. Кожевниковой. – М.: Иностранка, 2010. – 400 с. «Что такое аристократка? Та, кого не затрагивает пошлость, даже если окружает её со всех сторон»…

Из книги Краткий курс манипуляции сознанием автора

§4. Ложная мудрость Разберем подробнее тот ложный афоризм, который взял как безотказное оправдание своих действий премьер-министр С.Кириенко в 1998г. - надо жить по средствам. Для начала заметим, что широко бытует ошибочное убеждение, будто выход из кризиса - проблема

Из книги Письма о провинции автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ Оставим на время вопрос о том, кавк делается русская деньга, и обратимся к другому, который в настоящее время поглощает все внимание провинции и, следовательно, имеет за собой преимущество насущного интереса.Вопрос этот формулируется так: представляет ли

Из книги Антология современного анархизма и левого радикализма. Том 2 автора Цветков Алексей Вячеславович

ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ Впервые - ОЗ, 1870, № 3, отд. II, стр. 134–144 (вып. в свет 16 марта). «Письмо десятое» создавалось, по-видимому, между январем и мартом 1870 г.При подготовке к изд. 1882 Салтыков сократил «письмо». Приводим два варианта текста ОЗ.К стр. 308–309, после абзаца «Слушать

Из книги Том 5. Книга 2. Статьи, эссе. Переводы автора Цветаева Марина

Из книги Манипуляция сознанием 2 автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Письмо десятое и последнее, невозвращенное. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Из книги Христианство первых веков[Краткий очерк, составленный Джейн Хола под редакцией В. Черткова] автора Хол Джейн

5.2. Ложная альтернатива Подробное описание Данный прием является модифицированным вариантом предыдущего. Его суть - в навязывании реципиенту следующей информационной установки: варианты решения обсуждаемой проблемы могут быть различные, но только такие, какие

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Из книги Черная мантия [Анатомия российского суда] автора Миронов Борис Сергеевич

Из книги Мы - русские! С нами Бог! автора Соловьев Владимир Рудольфович

Истинная сила Среди первых необузданных опытов внушения остаются в памяти несколько подлинных эпизодов. Передают, что человек, выпив стакан совершенно чистой воды, под внушением, что он принял сильный яд, умер при всех симптомах именно этого отравления. Человек,

Из книги Россия в путах лжи автора Ващилин Николай Николаевич

Необъяснимая щедрость Чубайса (Заседание десятое) Это очень мудро и трогательно, что при перемещениях по дорогам страны нынешних высокопоставленных лиц трассы блокируют, и бдительные гаишники не допускают автомобили простых граждан в близость к бронированным

Из книги Ноука от Горького Лука (компиляция) автора Горький Лук

История подлинная и ложная Изучение истории, а не мифов о ней, кажется мне принципиально важным моментом. Ведь мы в этом смысле несчастный народ: каждое поколение заново открывает для себя историю и, как это часто бывает, начинает верить в боковые пути научной мысли. Мы

Из книги автора

Десятое послание Путина россиянам Вот уж минуло 20 лет с того дня, когда Ельцин с младореформаторами провели шоковую терапию с российским народом в 1992 году, прихватизировали все народные богатства страны, попрали Конституцию, расстреляли народных депутатов в центре

Из книги автора

Ложная глухота (парт оне) Иногда лекция рождает тему для последующей, ломая график занятий, но я отношусь к этому положительно, поскольку суха теория, мой друг, а древо жизни вечно хочет кушать. Так что это внеочередная лекция для офицеров и кадетов старших курсов.Не

Из книги автора

Ложная глухота (парт тво) Ехаем дальше по Галактике.Любопытные кадеты уже ускакали за книжкой Уоттса, а хитрые кадеты сидят и ждут второй части лекции, надеясь, что им тут щас быстро все разрулят про загадочную «китайскую комнату».Ну, как всем уже понятно, в этой комнате