С поляны коршун поднялся анализ. Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся…

Поэт посвящает свое произведение "Плач детей" всем детям, которым не приходится рассчитывать на эту неподкупную радость жизни. Этим детям по воле тяжёлой судьбы выпало работать с самых малых лет. На протяжении всего дня они заняты на фабрике непокладая рук. Вместо игры и веселья они вынуждены крутить фабричное колесо под строгим надзором женщины, которая не допускает им ни малейшего послабления. Дети через силу, превозмогая невероятную усталость, к исполнению приводят возложенное на их детские плечи тяжёлое обязательство. И лишь шум от вертящегося рабочего круга доносится до них даже во время перерыва.

Более гнетущую атмосферу в помещении создает мрачная обстановка вокруг. Дети работают в ужасных условиях, где кругом летающие мухи проносятся перед глазами, создавая единство грязи и нищеты. Смирение с безвыходным положением, истощение в моральном и физическом плане пронизывают каждую строчку произведения. Автор немногословно и односложно описывает настроение детей, которые уже находятся на грани с подавленностью.

По некоторым строчкам, можно предположить, что после окончания трудового дня детям удасться хоть немного порезвиться наперегонки в поле, но это останется лишь в их мечтах. Физиологические потребности уставшего человека берут верх и у детей возникает желание лечь и уснуть, набираясь с силами к новому трудовому дню.

По возвращению домой даже там не удается расслабиться и отдохнуть. Усталая и подавленная мать встречает их на пороге. Всеобщее страдание и усталость передаются от одного к другому. Обняв друг друга они делятся теплом уставших сердец и плача от безнадежности жалуются на свою тяжелую долю.

То, что сегодня нам кажется неимоверным ужасом, который невозможно пережить в то время было обычным житейским делом. Детские права, которые превыше всего ставят сегодня, тогда никого не волновали. Жестокосердное общество стремилось во что бы то ни стало получить свою выгоду, не важно каким путем. А ослабленный детский плач могло услышать только чистое сердце не заглушенное своими эгоистическими интересами.

Некрасов был первым поэтом, кто осмелился вывести к всеобщему обсуждению тему каторжного детского труда. Светские члены общественности были крайне возмущены таким поведением поэта. Но об этом нельзя было умалчивать и стоять в стороне, необходимо было вступать на защиту бессильных. И Некрасов, как истинный патриот своей страны и защитник измученного народа с достоинством отстаивал права детей утирая слёзы с их глаз.

Детство, пора наполненная искренней радостью от предвкушения чего-то нового, невероятного, беззаботных забав и неуемной энергии. Для ребенка мир представляется полным загадочности и таинственности. Появляется ощущение царящей вокруг сказки и радости. Детям для веселья хватит даже малозначительного повода, чтобы войти в заводную игру. У них всегда вырабатывается особый повышенный интерес ко всему, ведь им ещё не довелось испытать всех тягот и проблем жизни.

Вариант 2

Произведение посвящено критике общественных условий, сложившихся в девятнадцатом веке. В нем автор хочет пробудить сочувствие к угнетенным представителям простого народа, показывая участь самых беззащитных – детей.

Некрасов, устами своих персонажей – детей, не названных по имени, показывает ужасную судьбу детей, отправленных работать на фабрику. Автор напоминает читателям (некоторые из которых могли и никогда не видеть детей, занимающихся тяжелым физическим трудом), что те лишены простых забав и развлечений своего возраста. Они, также как и их сверстники из семей дворян, чиновников или просто более обеспеченных горожан хотят играть на природе.

При этом Некрасов для обличения безнравственности детского труда выбрал не работу в своем хозяйстве, выполняемую детьми крестьян, а именно промышленное производство. В связи с этим, картина, которую нарисовал автор, получилась более страшной. Если в деревне труд, как взрослых, так и детей тяжелый, то он, хотя бы менее монотонный и изматывающий. Возможность отвлечься на несколько минут и регулировать темп позволяет человеку оставаться самим собой, чувствовать себя относительно свободным человеком.

При описании детей, целыми днями крутящих колеса на фабрике, Некрасов хорошо показал однообразность выполняемых действий. Прекрасно владея словом, автор показал бесконечное кружение стен, потолков и окон перед глазами трудящихся детей. Красный нос надзирательницы и мухи также дополняют картину, деля ее более угнетающей. Механизм, который вращают дети, с помощью этих, казалось бы, малозначительных деталей, более страшным, представляется орудием пытки. Они, как и фабричные машины, равнодушно выполняющие однообразные действия, помогают поэту показать отсутствие выхода для детей.

В начале стихотворения звучит призыв автора сравнить свои проблем с тяготами, выпавшими на долю трудового народа. Конечно, он выбрал достаточно сентиментальный пример, обратившись к теме детей – работников фабрики, можно сказать, то поэт провоцирует читателей, стремится вызвать у них слезы, негодование. Однако все описанное им существовало в то время в реальности и это были не исключения из правил, а норма жизни. В силу этого, Некрасова не в чем упрекнуть, он стремился заставить людей перестать отмахиваться от уродливых явленний действительности и попробовать что-то изменить.

Анализ стихотворения Плач детей по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Державина Признание 7, 9 класс

    Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.

  • Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

    Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме

  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

    Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.

  • Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

    Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

  • Анализ стихотворения Пушкина Я пережил свои желанья

    Свое произведение «Я пережил свои желанья» А.С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни

С поляны коршун поднялся…»

Тютчев Ф.И.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он -

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла -

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

1835

1.Тема стихотворения - коршун в небе, человек, наблюдающий за полетом коршуна. Человек и природа.

2.Стихотворение делится на две части, два четверостишия

3.Первая часть - характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета.

В 1-м стихе слово коршун - предмет описания, во 2-м стихе - словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.

В 3–4-м стихах пространство расширяется, в котором летит коршун, на это указывают слова выше, дале.

В первом четверостишии рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

Первая строфа читается плавно, спокойно. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе.

4. Грамматические основы ясно выделяются в 1-3 строчках стихотворения. Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают динамику движения. Взгляд лирического героя движется снизу вверх, коршун постепенно уменьшается, но человек наоборот чувствует себя обделенным, «приросшим к земли», то есть несмотря на то, что по размеру человек, конечно, больше коршуна, но из-за невозможности взмыть в небо как птица, он уступает птице. Представим взгляд коршуна с неба на землю - он видит маленькую точку, которая есть « царь природы», Коршун «убежден», что царь природы - он, коршун, парящий в небе.

С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”.

5-6 . Языковые средства – поэт использует архаические формы слов:

к земли” - делает рассуждения поэта подчёркивает извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Архаическая форма дале придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают движение, таким образом, картина стихотворения живая, динамичная.

Природа- мать - приложение показывает на связь природы и коршуна, её «сына».

7. Художественная картина стихотворения - человек, наблюдает за полетом птицы, видит парящего коршуна в небе и думает о том, что он, «царь земли» не может подняться в небо.

8 . Глядя на летящих птиц, невольно задумываешься о невозможности подняться в небо. А ведь это давняя мечта человека (вспомним Икара и Дедала). Полет- это свобода. Герой очерка Короленко «Парадокс», человек, лишенный рук (- крыльев?) говорит: « Человек рожден для счастья, как птица для полета». Катерина в «Грозе» Н.А.Островского говорит: « Почему люди не летают, как птицы?». Для каждого из героев произведений- стихотворения Тютчева, Яна Залуского, Катерины- понятие свободы, счастья- это возможность « летать», причем не в прямом смысле слова.

9-10-11 . Стихотворение Тютчева- размышление о возможностях человека. Он, «царь земли»- но почему же не может подняться в небо? Мы находим ответ- человек- « царь на земле», а коршун- царь неба. Но человек так хочет покорить и небо!.. Об этом - последняя строчка стихотворения, она звучит и как отчаянное восклицание, и как горечь, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, далее». Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Что же мешает?- а то, что «царь земли» прирос к земле. Человек в поте и пыли вынужден постоянно трудиться на земле, чтобы прокормить себя. Как не вспомнить Библию и изгнание человека из Рая за то, что вкусил запретный плод! Поэтому человек наказан тем, что он «прирос к земле», трудится в поте и пыли и жадно наблюдает за птицами в небе!

Текст стихотворения может быть использован при изучении темы «Бессоюзное сложное предложение» (9 кл), приложение, однородные члены предложения (8 кл), архаизмы (6 кл)

Философская лирика Тютчева - гармоничное сплетение природы и раздумий о вечном, ведь именно природа заставляла автора задумываться о важных проблемах бытия. Читать стих ««С поляны коршун поднялся…» Тютчева Фёдора Ивановича нужно в связи с символическим значением некоторых образов.

К написанию произведения Тютчева подтолкнуло наблюдение за полетом коршуна. Возможность птицы свободно взмывать ввысь вызвало у поэта не только восхищение, но и зависть. Он подсознательно начал сравнивать птицу с человеком. Сначала автор сожалеет, что человек не имеет возможности свободно отрываться от земли, но в конце стихотворения он с гордостью заявляет: «Я, царь земли…». Символический образ земли в этом стихе можно толковать не только в прямом смысле, но и как олицетворение мирской суеты, обязанностей, возложенных на плечи человека. Именно эти обязанности крепко привязывают человека, лишают его «птичьей» свободы.

В литературной традиции уже сложился стереотип, что коршун - символ смерти, насилия, но текст стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся…» символизирует независимость и силу. Стихи учат на уроках литературы в старших классах как образец философской лирики поэта. Вы можете ознакомиться с текстом стихотворения онлайн или скачать его полностью на нашем сайте.

«С поляны коршун поднялся…» Фёдор Тютчев

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся…»

Молодому Тютчеву пришлось начинать свою карьеру со службы за границей, и за несколько десятилетий он успел побывать во Франции и Германии. Последние годы за границей поэт служил в Мюнхене – городе, который стал для него почти родным. Автор не мечтал о возвращении в Россию, хотя понимал, что рано или поздно это все равно произойдет. В этот момент его больше всего занимали мысли философского свойства, поэт пытался постигнуть суть вещей и найти ответы на вопросы о том, почему даже в любимом Мюнхене рядом с обожаемой супругой время от времени он испытывает чувство всепоглощающей тоски.

В 1835 году Тютчев создает стихотворение под названием «С поляны коршун поднялся…», в котором попытался понять причину тех противоречивых чувств, которые периодически обрушивались на него, мешая наслаждаться светской и семейной жизнью. Поводом для написания этого стихотворение стало наблюдение за коршуном, который на глазах поэта взвился в небо, поднимаясь все выше и выше, пока совсем не «ушел за небосклон». За его полетом Тютчев наблюдал с восхищением и некоторой тайной завистью, так как понимал, что этой гордой птице дано то, что неподвластно человеку. Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств . Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит в высь коршун, которого ничего не держит на земле.

«Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», — отмечает Тютчев, восхищаясь силой этой гордой и независимой птицы. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. «А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!..», — отмечает автор. В этой фразе присутствует доля сожаления, но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом. Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо венцу творения Господа пока еще неподвластно. Именно по этой причине Тютчеву грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья. Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим автор не хочет мириться в силу своего темперамента.

В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Федора Тютчева. Многие поэтические тексты этого автора являются небольшими по объему, но весьма содержательными, поэтому проведение их анализа может вызвать ряд затруднений. Школьники могут попросту не понимать, о чем писать объемное сочинение, когда сам текст включает в себя всего 8 строчек. Но выход из данной ситуации есть. Рассмотрим в качестве примера анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева по плану.

План

Прежде всего, поэтический текст следует выразительно прочесть. Лучше всего, если это сделает преподаватель на уроке, однако, если такой возможности нет, то можно прочитать стихотворение самостоятельно. Чтение вслух поможет осознать настроение текста, понять мысли и чувства автора.

Для анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» лучше всего придерживаться такого плана:

  1. Краткая информация об авторе, история создания текста.
  2. О чем говорится в лирическом тексте.
  3. Основное настроение. Какие чувства передает поэт через стихотворные строки?
  4. Какие выразительные средства используются для передачи настроение? Привести их примеры, отметить наиболее интересные и необычные.
  5. Какова тема поэтического текста? В чем состоит его идея (основная мысль)?
  6. Описать собственные чувства, которые вызывает поэтический текст.

Этот план поможет всесторонне проанализировать произведение, понять его идею, разобраться с тем, что хотел донести до своих читателей автор. Используя его, мы далее проведем анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся».

Краткая информация об авторе и произведении

Чтобы лучше понять идею и настроение текста, следует разобраться в том, какие именно жизненные обстоятельства побудили писателя его написать. Так, при проведении краткого анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует упомянуть, что Тютчев в этот период совершал по долгу службы поездки во Францию и Германию, искренне восхищался Мюнхеном, но при этом тосковал об оставленной родине. Поэт не мог разобраться, почему на душе его тяжело, чего именно не хватает ему для счастья. Эти размышления и вылились в поэтический текст, написанный в 1835 году.

Следующий шаг анализа стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» - определение того, о чем говорится в тексте. Лирический герой видит полет горделивой птицы, которую сама природа превознесла над привязанными к земле людьми. Коршун может улететь, а человек - нет. Герой невольно задумывается о том, что человек не так уж велик и могущественен, каким хотел бы себя считать. В противостоянии человека и природы победа остается за последней.

Основное настроение

Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть по отношению к свободной птице. Полет коршуна символизирует для поэта подлинную свободу от проблем, гнетущих человека. Сам текст одновременно дышит и радостью, ведь лирический герой наблюдает подлинно прекрасное явление, и грустью, поскольку улететь ввысь за горделивой птицей он не сможет.

Коршун стремится в небо, в прекрасную и опасную даль, а «царь земли», как Тютчев иронично называет человека, вынужден оставаться на пыльной земле. Говоря так, автор сожалеет о природной ограниченности людей, которые не смогут покорить небо. Поэтому в тексте звучат нотки грусти и тоски.

Выразительные средства

Продолжить анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует определением изобразительно-выразительных средств, которые помогают поэту облечь свою мысль в прекрасную запоминающуюся форму.

  • Первая и вторая строки рифмуются.
  • Третья и четвертая - тоже.

Размер стиха, который использует Тютчев, - четырехстопный ямб, любимый еще одним великим русским поэтом - Пушкиным.

Поэт использует параллелизм: если первая строфа показывает читателю полет коршуна, то во второй событий и описаний нет, присутствуют только горестные размышления лирического героя о бренности земного существования. Подобный принцип параллелизма довольно широко используется в творчестве Тютчева.

Средства выразительности используются редко, но каждое из них имеет особое значение:

  • «Живые» (крылья) - эпитет. Передает особое настроение глубинной свободы, которое присуще птице, но которого недостает герою.
  • Олицетворения «ушел за небосклон», «взвился» Тютчев использует, говоря о коршуне и подчеркивая свое восхищение этой птицей, а также силой природы, в ней воплощенной.
  • Метафоры «природа-мать», «царь земли» являются клише, но если первая передает восторг поэта, то вторую метафору он использует явно с иронией.

Таким образом, использование приемов выразительности позволило Тютчеву выразить в образе птицы свое представление о вольной и свободной душе, которая наслаждается полетом над пыльной землей. Так и человек, по мнению поэта, жаждет воли, но не достигнет ее.

Тема и основная мысль

Теперь начинается самый сложный, но интересный этап анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся». Необходимо определить его тему и идею.

Тема - полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея - это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет. Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

Завершение анализа

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева кратко следует завершить подведением итогов и самостоятельными выводами.

Очень важно отметить, что, будучи за границей, Тютчев мог сравнить то, как живут европейцы, и то, как вынуждены жить его соотечественники, и эта разница не могла не поразить его. В России тех времен свобода слова и мысли очень жестоко каралась.

Несмотря на это, будучи истинным патриотом, поэт не стремился остаться на вольном Западе, напротив, всей душой он рвался на родину, хотя, вероятнее всего, порой и сам не понимал, зачем. Его стихотворение дышит грустью и печалью, но отчаяния и ощущение безысходности в нем нет, тоска лирического героя по свободе легка и возвышенна.

Таков пример анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» по заранее определенному плану.