Сколько людей спаслось 11 сентября. Новая жизнь

В Нью-Йорке впервые для гостей открыл свои двери Национальный мемориальный музей 11 сентября (National September 11 Memorial & Museum). В церемонии принял участие Президент США — Барак Обама. Первыми посетителями стали выжившие в теракте, родные и близкие погибших, спасатели и пожарные, а также все, кто принимал участие в строительстве музея и журналисты. Официальное открытие музея состоится 21 мая.

Экспонатами музея стали самые разные предметы, найденные на руинах Всемирного торгового центра. Теракт 11 сентября 2001 года унёс жизни 2983 человек, из них 1634 — в башнях ВТЦ — большинство из которых погибло в момент столкновения самолета.

Южная башня обрушилась в 9:59 — через 56 минут после столкновения с самолетом. Северная башня продержалась 102 минуты после удара и рухнула в 10:28. Обломки, оставшиеся от двух 110-этажных зданий Всемирного торгового центра, ещё в течение трех месяцев после обрушения продолжали гореть и тлеть.

15 ФОТО

1. Антенна с крыши северной башни Всемирного торгового центра.
2. Надпись, выцарапанная на одной из стальных балок, которая была найдена среди обломков ВТЦ. «Моим друзьям. Мы будем тосковать».
3. «Лестница выживших» — фрагмент лестницы, по которой сотням людей, попавшим в ловушку, удалось выбраться из горящего здания и спастись.
4. Шлепанец американской авиалинии — один из экспонатов музея 11 сентября в Нью-Йорке.
5. Фрагмент самолета, который врезался во Всемирный торговый центр в тот трагичный день.
6. То, что осталось от пожарной машины, которая участвовала в спасательной операции 11 сентября.
7. Велосипедная стоянка, которая стояла в северной части ВТЦ, полностью уцелела.
8. Искореженная машина нью-йоркской пожарной части.
9. Фотография молодого человека, который с красной повязкой на лице раз за разом возвращался в горящее здание ВТЦ и спас 24-х человек, но сам погиб. Рядом с его снимком стоит внутренняя колонна одной из башен.
10. Так называемая «последняя колонна» Всемирного торгового центра стала частью экспозиции музея 11 сентября.
11. Элементы конструкции — одни из немногих, которые не были разрушены во время теракта.
12. А это фотографии террористов — угонщиков самолетов. 15. Волнующая выставка, рассказывающая трагическую историю 11 сентября 2001 года, чтобы будущие поколения никогда не забыли об этом страшном дне.

Десять лет назад в Нью-Йорке произошла трагедия, навсегда изменившая жизнь миллионов людей по всему миру. Все эти десять лет мы узнаем все больше и больше подробностей о теракте 11 сентября 2001 года, однако никто не рискнет сказать, что стало ясно до конца, что и почему произошло утром того осеннего дня в крупнейшем городе США.
Мы решили познакомить наших читателей со статьей, опубликованной на сайте британской газеты The Daily Telegraph, в которой собраны факты позволяющие лучше понять и острее ощутить ужас трагедии, символом которой стали две цифры 9/11.

1. Количество детей потерявших родителей в результате трагических событий 11 сентября составило 3051. 17 детей родились позже у женщин потерявших своих мужей во время террористической атаки. Через девять месяцев после теракта рождаемость в Нью-Йорке была выше, чем в годом ранее, на 20%.

2. По данным исследований, потребление алкоголя в Нью-Йорке в течение нескольких недель после теракта держалось на уровне на 25% выше, чем годом ранее. Потребление табака выросло на 10%, марихуаны - на 3,2%, а посещаемость церквей и синагог - на 20%.

3. Общая стоимость произведений искусства, утраченных в результате теракта, превышает 100 млн. долларов. Среди погибших шедевров - серия картин Entablature Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein), работы Пабло Пикассо и Девида Хокни (David Hockney), множество других авторских предметов, элементов интерьера и проч.

4. Одним из неизвестных героев этого дня стала собака-поводырь, лабрадор Roselle, которая провела своего слепого хозяина Майкла Хингсона с 78 этажа Северной башни до дома его приятеля. Недавно собака умерла.

5. Пожарным понадобилось 100 дней чтобы погасить все очаги пожаров, вызванных атакой на Всемирный торговый центр (ВТЦ).

6. Родители 22-летней Лизы Энн Фрост, которая летела рейсом 175 авиакомпании United, ждали почти год, прежде чем спасатели, просеивавшие обломки на месте катастрофы, смогли найти хоть что-то, принадлежавшее их дочери. Лишь 291 тело было найдено не разделенным на фрагменты.

7. Всего рабочим пришлось просеять более 1 млн тонн обломков конструкций и мусора в поисках останков и предметов, принадлежавших жертвам теракта. Они нашли 437 часов и 144 обручальных кольца.

8. За три часа до атаки на ВТЦ, в Принстонском университете система, названная Генератором случайных событий, выдала сообщение о скором катастрофическом событии.

9. Секция здания Пентагона, в которую угодил угнанный террористами самолет, незадолго до атаки была подвергнута реконструкции, в ходе которой были особо укреплены стены и окна задания. Некоторые окна недалеко от зоны удара, остались неповрежденными.

10. Четыре самых популярных запроса в поисковой системе Google в неделю, когда произошел теракт, выглядели следующим образом (в порядке убывания): Nostradamus, CNN, The World Trade Center, Osama bin Laden.

11. Бестселлером в 2001 году в Америке был роман под названием “Осквернение: Антихрист восходит на Трон” (Desecration: Antichrist Takes the Throne) написанный Тимом ЛаХейем (Tim LaHaye) и Джерри Дженкинсом (Jerry Jenkins).

12. Когда лидер группы террористов Мухамед Атта проходил утром 11 сентября контроль в аэропорту Бостона, на его имя среагировала информационная система безопасности и багаж террориста в самолет не попал.

13. Сотни памятников, флагштоков и распятий по всему миру сделано из металла взятого на месте теракта. В частности из металла Северной башни сделан монумент в городе Падуя, в Италии.

14. Личный состав служащих системы обороны воздушного пространства США (NORAD - the North American Aerospace Defense Command), за неделю до теракта проводил учения в которых офицеры отрабатывали ситуацию захвата террористами четырех самолетов. Еще один раунд тренировок был запланирован на утро 11 сентября.

15. За полгода до теракта арендный договор сроком на 99 лет на здания ВТЦ был выкуплен за 3,2 млрд долларов девелоперской фирмой Ларри Сильверстайна (Larry Silverstein). Он сейчас восстанавливает офисный и торговый центр рядом с мемориальным комплексом и музеем.

16. В начале текущего года число жертв террористической атаки 11 сентября увеличилось на единицу и достигло 2753 человека. В медицинском центре в Нью-Йорке пришли к выводу, что Джерри Борг, бухгалтер и, по совместительству, актер, умер в конце 2010 года от заболевания легких, причиной которого стала пыль от руин ВТЦ.

17. Пятеро террористов жили и готовились к угону самолетов, непосредственно накануне теракта, в мотеле, расположенном поблизости от Национального Агентства по безопасности США (National Security Agency).

18. Черные ящики самолета, который врезался в здание Пентагона, были найдены 12 сентября 2001 года. Как сообщил позже Государственный секретарь США Дональд Рамсфельд, данные голосовой записи из одного из этих ящиков считать не удалось. Считается, что это единственный случай за 40 лет, когда на записывающем устройстве из носового отсека самолета не удалось обнаружить информацию.

19. Во время обрушения башен ВТЦ был уничтожен магазин, где продавали Коран и находилась комната для молитв мусульман.

20. Джон Патрик О’Нил, специальный агент ФБР, расследовавший первую террористическую атаку на ВТЦ в 1993 году и деятельность Аль-Каиды, покинул службу из-за разногласий с начальством. Позже он занял должность начальника службы безопасности ВТЦ, где погиб 11 сентября 2001 года.

21. Ученые использовали трехдневный запрет на авиационные полеты над территорией США после 11 сентября с тем, чтобы изучить влияние реактивных самолетов на климат. Они выяснили, что в эти три дня днем было несколько теплее, а ночью - несколько холоднее обычного. Причину этого исследователи усмотрели в следах, которые реактивные двигатели оставляют в атмосфере и которые фактически являются искусственными облаками. При интенсивных полетах эти следы днем отражают часть солнечного света, а ночью, наоборот, задерживают тепло.

В память о трагедии 11 сентября 2001 года (часть 2)

Десять лет назад 19 человек, подготовленных Аль-Каидой провели скоординированную террористическую атаку на Соединенные Штаты Америки. На разработку плана теракта ушло несколько лет. Террористы одновременно захватили 4 крупных пассажирских самолета с намерением уничтожить при помощи них самые знаменитые достопримечательности США, забрав при этом как можно больше жизней. Три самолета достигли целей, четвертый упал на поле в Пенсильвании. За один день эти акты массового убийства погубили около 3000 человек из 57 стран мира. Из них более 400 погибших - пожарные, полицейские и бригады скорой помощи. Это событие получило максимальное освещение за всю историю масс-медиа, и даже десять лет спустя тяжело смотреть на эти снимки. Атаки и реакция на них в значительной степени сформировали мир, в котором мы живем сегодня, и поэтому очень важно смотреть на эти фотографии и вспоминать, что случилось в тот день.

1. Вид на Статую Свободы и затянутый облаками дыма и пыли Манхэттен из Джерси-Сити, Нью-Джерси, 15 сентября 2001 года.





2. Дым валит из дыры в стене и с верхних этажей северной башни ВТЦ в Нью-Йорке, после столкновения с ней рейса 11 компании American Airlines.


3. Рейс 175 компании United Airlines за секунду до столкновения с южной башней ВТЦ. Северная башня уже горит.


4. Взрыв в южной башне во время столкновения с ней самолета рейса 175 United Airlines в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. Самолет врезался в здание на скорости 945 км/ч.


5. Столкновение самолета с южной башней ВТЦ. На борту было 56 пассажиров (включая 5 угонщиков).


6. Взрыв 3800 литров топлива, остававшегося на борту самолета во время столкновения с южной башней ВТЦ в Нью-Йорке.


7. Две женщины, дежрась друг за друга, смотрят на горящие после атаки террористов здания ВТЦ.


8. За Эмпайр Стейт Билдинг видны горящие башни-близнецы.


9. Облако дыма от зданий ВТЦ в нижнем Манхэттене. Снимок со спутника Геологической службы США, пролетавшего над районом около 9:30 во вторник, 11 сентября 2001 года.


10. Люди, свисающие из окон северной башни ВТЦ после атаки.


11. Мужчина выпрыгивает навстречу смерти из заполненной дымом и пламенем северной башни ВТЦ.


12. Мужчина прыгает с верхних этажей горящей северной башни ВТЦ.


13. Мужчина, прыгает из северной башни ВТЦ.


14. Камера наблюдения в Пентагоне запечатлела взрыв, к которому привело столкновение с угнанным самолетом American Airlines с 58 пассажирами и 6 членами экипажа на борту, 11 сентября 2001 года.


15. Пламя и дым вырываются из здания Пентагона после взрыва.


16. Пожарные тушат Пентагон после теракта 11 сентября 2001 года.


17. Медики оказывают помощь пострадавшим рядом с Пентагоном, после того как в юго-западный угол здания врезался угнанный авиалайнер.


18. Стена Пентагона после теракта 11 сентября 2001 года.


19. Дым валит из башен ВТЦ после того, как два угнанных самолета врезались в них во время террористической атаки на Нью-Йорк.


20. В 9:59 утра 11 сентября 2001 года, спустя 56 минут после столкновения, южная башня ВТЦ начинает обрушиваться.


21. Южная башня ВТЦ рушится, и обломки погребают под собой близлежащие улицы.


22. Полицейские и пешеходы бегут в поисках укрытия во время теракта в Нью-Йорке.


23. Люди, покрытые пылью, идут по обломкам рядом с ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.


24. Мару Шталь из Сомерсета, Пенсильвания, показывает сделанный им снимок места падения рейса 93 компании United Airlines. Самолет разбился около Шенксвилля, и Шталь, услышав взрыв, направился к месту падения и сделал снимок, прежде чем спасатели оцепили территорию. Самолет упал в Пенсильвании вскоре после атак на Нью-Йорк.


25. Воздушный снимок места крушения рейса 93 в Шенксвилле, Пенсильвания, сделанный ФБР 12 сентября 2001 года. Боинг 757 летел из Ньюарка, Нью-Джерси, в Сан-Франциско, когда вдруг совершил резкий поворот возле Кливленда, и разбился в Шенксвилле, Пенсильвания. Погибло 44 человека. Этот самолет был одним из четырех, являющихся частью плана теракта 11 сентября, и единственным, не достигшим своей цели.


26. Пожарные и спасатели исследуют место падения рейса 93 возле Шенксвилля, Пенсильвания.


27. В 10:28 утра 11 сентября 2001 года спустя 102 минуты после столкновения с ней самолета, северная башня ВТЦ в Нью-Йорке рушится.


28. Обрушение башни ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.


29. Фотография полицейского департамента Нью-Йорка показывает, как пепел и дым разносятся над Манхэттеном во время обрушения северной башни ВТЦ.


30. Пыль, дым и обломки заполняют воздух во время падения башни ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.


31. Пыль, дым и пепел окутывают соседние здания после падения обеих башен ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.


32. Люди уходят от обрушившихся башен, спасаясь от дыма и пыли. В результате теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке обе 110-этажные башни ВТЦ рухнули.


33. Северная башня ВТЦ превращается в тучу пыли и обломков через полчаса после падения южной башни 11 сентября 2001 года. Снимок сделан из Джерси-Сити, Нью-Джерси, с противоположного берега реки Гудзон.


34. Люди пробираются через обломки рядом с руинами ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.


35. Священник помогает людям после падения башен ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.


36. Люди закрывают лица от пыли, пересекая Бруклинский мост, чтобы уйти от облака пыли и дыма, накрывшего Манхэттен после терактов.


37. Люди на улице рядом с башнями-близнецами 11 сентября 2001 года.


38. Помощник шерифа оказывает помощь женщине, получившей ранения во время атаки террористов 11 сентября на ВТЦ в Нью-Йорке.


39. Мужчина рыдает, наблюдая за падением башни ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.


40. Пожарный отдыхает на скамейке в нижнем Манхэттене во время работ на месте падения башен-близнецов 11 сентября 2001 года.


41. Строительный мусор и пепел от падения башен ВТЦ в результате теракта, заполняют улицы Манхэттена, превращая вид города в картину Апокалипсиса. Здания обрушились, погребя под обломками тысячи людей.


42. Пожарный зовет на помощь спасателей, чтобы разобрать обломки ВТЦ. Снимок сделан 15 сентября 2001 года.


43. Шасси одного из угнанных самолетов лежит на улице рядом с разрушенными зданиями ВТЦ в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года.


44. Пожарные в поисках выживших под обломками башен-близнецов послетеракта 11 сентября 2001 года.


45. Свет с трудом пробивается сквозь тучи дыма и пепла на месте обрушения башен ВТЦ.


46. Нью-Йоркские пожарные тушат здание 7 Всемирного Торгового Центра, уничтоженное вместе с башнями-близнецами в ходе теракта 11 сентября 2001 года.


47. Группа пожарных возле руин южной башни ВТЦ в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года.


48. Обломки покрывают рельсы в туннеле Нью-Йоркского метрополитена на линиях 1 и 9 станции Кортланд Стрит под ВТЦ. По словам представителей городского дранспорта Нью-Йорка, повреждения были настолько сильными, что пришлось восстанавливать более одной мили туннеля.


49. Спасатели проводят операцию по поиску и спасению пострадавших, спускаясь под обломки ВТЦ в пятницу, 14 сентября 2001 года.


50. Человек стоит в руинах башен ВТЦ и пытается звать выживших, спрашивает, нужна ли кому-нибудь помощь.

Этот теракт 11 сентября 2001 года в США (на Западе просто 9/11) считается самым кровавым во всей мировой истории. Самое освещаемое средствами массовой информации событие всех времен.

10 лет назад три самолета, управляемых террористами, врезались в здание Пентагона, расположенного недалеко от Вашингтона, и в 110-этажные небоскребы Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке, вызвав их обрушение. В результате террористических атак погибло 2 977 граждан из 92 стран.

По официальной версии, ответственность за эти атаки лежит на террористической организации «Аль-Каида». В последствии официальная версия случившегося подверглась критике со стороны ряда журналистов, учёных и свидетелей трагедии.

Проводились независимые расследования, по некоторым из которых были сняты документальные фильмы. По одной из версий, атака на башни-близнецы была лишь отвлекающим маневром, а заказчиков следует искать не среди афганских террористов и не в логове Усамы бен Ладена, а гораздо ближе — в окружении президента США.

События 11 сентября 2001 года развивались так. Приблизительно в одно время террористами были захвачены 4 авиалайнера через некоторое время после вылета.

Статуя Свободы. Манхеттен окутан дымом от обрушения небоскребов Всемирного торгового центра. Фотография сделана 15 сентября 2001 года. (Фото Dan Loh | AP):

В 08:45 утра первый самолёт Боинг 767—200 врезался в Северную башню 110-этажных небоскребов ВТЦ приблизительно на уровне 94-98 этажа. Спустя 18 минут в 9:03 второй самолет Боинг 767-200 врезался в Южную башню ВТЦ приблизительно на уровне 77-85 этажа.

«За секунду до». Подлет второго самолета к Южной башне Всемирного торгового центра, Нью-Йорк, 9:02, 11 сентября 2001. (Фото Sean Adair | Reuters):

Второй самолет Боинг 767—200, рейс 175 врезается в Южную башню ВТЦ на уровне 77-85 этажа, 9:03, 11 сентября 2001. (Фото Sean Adair | Reuters):

На борту 175-го рейса было 56 пассажиров (в том числе 5 террористов) и 9 членов экипажа. (Фото Spencer Platt | Getty Images):

Почти 35 тонн авиационного топлива взрывается при ударе. (Фото Richard Drew | AP):

После захвата самолётов некоторые пассажиры по спутниковым телефонам смогли сообщить о происходящем. По их сообщениям, террористы использовали холодное оружие (возможно, ножи), в результате чего погибли несколько бортпроводников и членов экипажа.

Башни-близнецы Всемирного торгового центра после того, как в них врезались 2 авиалайнера. Впереди — Эмпайр Стейт Билдинг, Нью-Йорке, вторник, 11 сентября 2001. (Фото Marty Lederhandler | AP):

Вид со спутника на горящие небоскребы ВТЦ в Нью-Йорке, 9:30, 11 сентября 2001. (Фото USGS | AP):

Люди на верхних этажах небоскребов. Они заперты огнем на нижних этажах, куда врезались самолеты.(Фото Jose Jimenez | Primera Hora | Getty Images):

Как минимум 200 человек из числа попавших в ловушку на верхних этажах башен Всемирного торгового центра спрыгнули вниз, предпочитая такую смерть смерти от огня. (Фото Jose Jimenez | Primera Hora | Getty Images):

Их падение наблюдали многочисленные свидетели. (Фото Richard Drew | AP):

Некоторые пытались выбраться на крыши башен, в надежде на эвакуацию вертолётами, но эвакуация не состоялась: дым и жар от огня сделали невозможным использование вертолётов. (Фото Richard Drew | AP):

Третий самолет Боинг 757-200, рейс 77 American Airlines врезался в здание Пентагона в 9:37 утра. Это снимок с камеры наблюдения. (Фото AP):

Пожар в здании Пентагона, после того, как в него врезался самолет. Погибло 125 человек в здании и 60 пассажиров, находящихся на борту Боинга. (Фото Will Morris | AP):

Часть здания Пентагона обрушилось. (Фото Kevin Lamarque | Reuters):

Целью 4-го самолета Боинг 757—200, возможно, был Капитолий. Согласно расшифровке речевого самописца рейса 93, команда и пассажиры самолёта совершили попытку вернуть контроль над авиалайнером, после того, как узнали по мобильным телефонам, что другие захваченные самолёты врезались в башни ВТЦ. Вероятно, что проигрывающие борьбу террористы решили направить самолёт в землю, где и произошло падение. Боинг упал на поле в юго-западной части Пенсильвании, около города Шенксвилл в 10:03 утра. (Фото Jason Cohn | Reuters):

По официальной версии, примерно через час после того, как в небоскребы врезались авиалайнеры, началось обрушение зданий в результате пожара и расплавления горящим авиационным топливом несущих стальных конструкций.

Официальная версия подверглась критике многими специалистами, считающими, что применение авиационного топлива для расплавления 200 000 тонн стали (количество стали в одной Башне) — это изумительное открытие.

Другие теории ставят под сомнение, что характер обрушения башен ВТЦ соответствует тому, который могли вызвать попадания самолётов и пожары. Утверждается, что разрушение башен больше похоже на контролируемый снос. Также делались предположения, что атаки 11 сентября 2001 были спланированы и осуществлены не организацией «Аль-Каида», а американскими спецслужбами.

Международное мнение согласно данным опроса, проведённого в 17 странах, дает такую картину. В целом 46 % опрошенных возлагают основную ответственность на «Аль-Каиду», 15 % — на правительство США, 7 % — на Израиль, ещё 7 % называют других виновных. Мы не будем углубляться в эту тему, интересующиеся данными событиями могут найти материалы в сети.

Спустя 56 минут после того, как в Южную башню врезался второй самолет, в 9:59 утра она начинает разрушаться, 11 сентября, 2001.

(Фото Richard Drew | AP):

Обрушение 110-этажной Южной башни Всемирного торгового центра. Вид с улицы, 9 сентября 2001. (Фото Doug Kanter | AFP | Getty Images):

Как в аду от пыли и обломков. (Фото Gulnara Samoilova | AP):


Спустя 102 минуты после того, как в Северную башню врезался первый самолет, в 10:28 утра она начинает разрушаться, 11 сентября 2001. (Фото Diane Bondareff | AP):

Место падения 4-го самолета в юго-западной части Пенсильвании, около города Шенксвилл. (Фото FBI | AP):

20. Но возвращаемся к горящим небоскребам Всемирного торгового центра. Основные события разворачивались там. (Фото Mario Tama | Getty Images):

(Фото Primera Hora | Getty Images):

Обрушение 110-этажных небоскребов Всемирного торгового центра, 11 сентября 2001. (Фото Greg Semendinger | AP):

Погибло 1366 человек, находившихся на верхних этажах Северной башни ВТЦ, многие из которых погибли в момент столкновения самолёта с башней, а остальные — из-за пожара и обрушения здания. В Южной башне на верхних этажах погибли, как минимум, 600 человек. Не менее 200 человек из числа попавших в ловушку на верхних этажах башен спрыгнули вниз и разбились. (Фото Greg Semendinger | AP):

На улицах Нью-Йорка во время разрушений башен ВТЦ, 11 сентября 2001. (Фото Suzanne Plunkett | AP):

Облака дыма, пыли и мусора распространялись по всему Манхеттену. (Фото Ray Stubblebine | Reuters):

(Фото Gulnara Samoilova | AP):

(Фото Gulnara Samoilova | AP):

(Фото Daniel Shanken | AP):

На пожаре погиб 341 пожарный, 60 полицейских, и 8 сотрудников «скорой помощи». (Фото Mario Tama | Getty Images):

Всего около 18 человек смогло покинуть зону попадания в Южной башне и спастись. (Фото Gulnara Samiolava | AP):

В Нью-Йорке было опознано более 1 600 тел, но около 1 100 человек опознать не удалось. Сообщалось, что на месте трагедии найдено «около 10 000 фрагментов костей и тканей, что несопоставимо с количеством погибших».

Улицы Манхеттена после обрушения «близнецов» Всемирного торгового центра, 11 сентября 2001. (Фото Boudicon One | AP):

шасси одного из самолетов, врезавшихся в здания ВТЦ, 11 сентября 2001. (Фото Shannon Stapleton | Reuters):

Поиск возможных выживших после крушения «близнецов» Всемирного торгового центра, 11 сентября 2001. (Фото Matt Moyer | AP):

Огонь все еще полыхает на месте бывшего ВТЦ, 12 сентября 2001, через сутки после теракта. (Фото Baldwin | AP):

Кроме разрушения двух 110-этажных башен ВТЦ, были серьёзно повреждены или уничтожены другие строения. В результате обрушений небоскребов было повреждено около 1.5 километров линий метро Нью-Йорка. Фото AP):

Спасатели работают в подземных помещениях обрушившегося Всемирного торгового центра, 14 сентября 2011. (Фото U.S. Navy | Reuters):

Происходящие события вызвали хаос на всей территории Соединенных Штатов. Все коммерческие авиарейсы были отменены, посадка самолётов на территории США была запрещена. Самолёты, прибывавшие из других стран, были направлены обратно в аэропорты вылета, или направлялись в аэропорты Канады и Мексики. Над крупными городами США патрулировали истребители ВВС.

Развалины Всемирного торгового центра, 11 сентября 2001. (Фото Doug Kanter | AFP | Getty Images):

Жертвами терактов 11 сентября 2001 года стали 2 977 человек (не включая 19 террористов): 246 пассажиров и членов экипажей самолётов, 2 606 человек — в Нью-Йорке, в зданиях ВТЦ и на земле, 125 — в здании Пентагона. Погибли граждане США и ещё 91 страны, в том числе 96 граждан России и СНГ.

При разрушении небоскребов ВТЦ спаслось около 16 000 человек, которые находились в башнях ниже зоны попадания самолётов. Большая часть из них выжила, будучи эвакуированной перед разрушением зданий.

На месте рухнувших башен-близнецов возведён мемориальный комплекс. В настоящее время идёт реконструкция комплекса, которую планируют завершить к 2012 году.

Проект небоскребов нового Всемирного торгового центра:

11 сентября исполнится уже 15 лет со дня самого крупного теракта в мировой истории. Осенним днем 2001 года 2 пассажирских самолета, захваченных террористами, протаранили башни Всемирного торгового центра, третий самолет был направлен в здание Пентагона, а четвертый упал в штате Пенсильвания. Погибли почти 3 тысячи человек.

Среди жертв серии из четырех координированных терактов были американцы, канадцы, англичане, французы, японцы, китайцы — люди разных возрастов и национальностей, в том числе и 25 выходцев из бывшего СССР.

Некоторым чудом удалось спастись. Двое из уцелевших россиян — Андрей Ткач и Александр Скибицкий — поделились своими историями.

Андрей Ткач, уроженец Новосибирска, живет в США

«В 8:45 я был на работе, на 72-м этаже Северной башни Всемирного торгового центра. Как раз взял себе кофе и собирался засесть за отчет. Еще до того, как тряхнуло, услышал какой-то странный свист - потом, вспоминая, догадался, что это был шум от двигателя самолета на подлете к башне. И сразу следом все здание буквально сдвинулось на несколько метров, никто не смог удержаться на ногах, все попадали. Первая мысль - землетрясение. Мы замерли, не понимая, что происходит. Я подошел к окну, а там с неба почему-то падают бумаги и какой-то горящий мусор. Дыма и огня не видно, и совершенно непонятно, что происходит. Что делать дальше - тоже.

Мы дозвонились в Службу спасения. Там сказали: нужно оставаться на своих местах и дожидаться указаний. Мой коллега Дак Кинан, дольше всех работавший в нашей фирме, сказал тогда: главное - не паниковать, потому что в 1993 году во время теракта намного больше людей погибло не от взрыва, а из-за того, что их затоптала толпа, рванувшаяся к выходу. И теперь нужно вести себя спокойно и действовать организованно.

И тут до кого-то дозвонилась жена и сообщила: по CNN говорят, что в нас врезался самолет. Я сразу сказал: «Надо спускаться вниз». Мне возразили, что лучше дождаться инструкций. Все тот же Дак заявил, что если и идти, то на крышу, потому что в прошлый раз оттуда людей эвакуировали вертолетами. Начали спорить, уходить или нет, и куда. Решили узнать в Службе спасения. Долго не получалось набрать - не было связи или занято. А когда, наконец, дозвонились, там приказали оставаться на местах.

И тут я увидел, как мимо наших окон пролетел мужской костюм. Честно скажу: в первую минуту не понял, кому и зачем пришло в голову сбрасывать вниз костюм. А потом вдруг догадался, что это был человек. Решил плюнуть на все и уходить. Остальные остались ждать указаний или спасателей.

Когда вышел в коридор, там уже был дым. Лестница тоже оказалась затянута им, было темно и очень жарко, почти невыносимо жарко. Сверху спускались несколько десятков человек, пока совсем немного. Некоторые были ранены, с ожогами - остальные помогали им, подбадривали. Вниз мы шли медленно, потому что с каждым пройденным этажом людей прибывало: они появлялись из боковых выходов, нужно было останавливаться и пропускать новую партию. Особенно много людей на лестнице стало, когда наконец-то объявили о всеобщей эвакуации. Некоторые двери перекосило и заклинило, мы помогали их открыть.

Обогнать идущих было нельзя - лестницы очень узкие, не разминешься. Из-за дыма и пыли дышать становилось труднее - люди кашляли, задыхались. Я очень пожалел, что, как последний идиот, не догадался заранее намочить одежду, чтобы замотать рот и нос, а теперь было уже поздно, воды взять было негде. Прикрывал лицо платком. Тогда впервые мне пришла в голову мысль, что жизнь человека измеряется не прожитыми годами, а количеством сделанных вдохов. Гадал, сколько еще вдохов мне удастся сделать, прежде чем я умру.

Где-то на середине пути мы встретили первых пожарных, поднимавшихся наверх. Они шли в полной экипировке, несли оборудование. Казалось, что их бесконечно много. Из-за встречного потока на лестницах стало еще теснее. Когда они поднялись, на нас сверху начала литься вода из огнетушителей.

Не знаю, показалось мне или нет, но постепенно здание начало потрескивать и раскачиваться. Появился какой-то животный страх, он подталкивал, говорил: «Беги!». Если бы не толпа, преграждавшая путь, я бы побежал, но такой возможности не было. Мы спускались все медленнее, а страх становился все сильнее. Когда мы были уже почти внизу, снова тряхнуло так, что многие попадали с ног. Нам в лицо вдруг ударил страшный поток раскаленного пыльного дыма. Я не понял, что случилось. Потом узнал - это оттого, что обрушилась Южная башня.

Как только мы добрались до выхода из этого вертикального ада и появилась возможность бежать, я побежал. Рядом падали человеческие тела. Люди при ударе о землю раскалывались, как арбузы. Человека, бежавшего в нескольких метрах передо мной, раздавило упавшей бетонной глыбой, только кровь брызнула. Дальше толком и не видел, что было вокруг, мчался, не оглядываясь, как никогда в жизни.

Когда был уже метрах в пятистах, меня вдруг подняло в воздух и понесло над землей. Это рухнула Северная башня, но тогда я об этом не знал. Упав, полетел кубарем. Когда поднялся, секунд десять не мог сориентироваться, куда бежать дальше. Все вокруг напоминало черно-белый фильм о ядерной зиме. Пыль и пепел клубами, повсюду толстый слой пыли и бетонной крошки, в воздухе кружатся бумаги и мусор. Чуть дальше по улице лежит перевернутая вверх тормашками пожарная машина. И почему-то колеса у нее крутятся в воздухе.

На меня нашло оцепенение. Помню: стоял и, не отрываясь, смотрел на эти колеса. Не знаю, как долго я простоял. Потом ко мне подошел какой-то человек, тронул за плечо и спросил, все ли со мной в порядке. Тогда я наконец-то пришел в себя, отряхнулся от пыли и пошел. Не помню, как добрался до Бруклинского моста. Там уже были тысячи людей - метро не работало, все шли пешком. Толпа была огромная, но было очень тихо. Настроение у всех было подавленное: Нью-Йорк после 9/11 вообще на какое-то время перестал улыбаться. Над нами в небе со свистом проносились истребители.

В Бруклине возле меня остановился автомобиль, водитель предложил довезти до дома. Я хотел заплатить за проезд, но он отказался категорически. Сказал, что уже отвез нескольких человек и собирается до вечера развозить тех, кто сумел невредимым выбраться с Манхэттена. По дороге мы увидели первые американские флаги, вывешенные с балконов и из окон. Потом этих флагов стало много.

Дым над Манхэттеном стоял еще четыре дня, пока 15 сентября не прошел дождь, а запах гари оставался в городе до весны, пока не вывезли последние обломки».

Александр Скибицкий, уроженец Красноярска, живет в Канаде

«11 сентября 2001 года был прекрасный день - стояло бабье лето, которое в Штатах почему-то называют индейским. Настроение у меня было соответствующее, приподнятое: на выходных мы с женой собирались оставить сына с няней и впервые за долгое время расслабиться - махнуть на Гудзон. Помню, что я даже напевал про себя, когда запускал компьютер. Мой стол в офисе на 65-м этаже Южной башни стоял у окна, и мне очень нравилось, что в ясный день можно было увидеть даже кривизну горизонта. Перед тем как заняться делами, я по привычке подошел к окну, постоял, полюбовался видом, выпил кофе.

Самолета, врезавшегося в Северную башню, я не видел, взрыва тоже - окна нашего офиса выходили на другую сторону. Но взрыв мы почувствовали все: тряхнуло. Что произошло, никто толком и не понял.

Как только стало известно, что Северная башня горит, все тут же схватили телефоны и начали названивать родным. Рассказывали, что с ними все хорошо, что они не пострадали. А у меня была одна мысль: «Позвоню потом, а сейчас надо позаботиться, чтобы со мной и вправду было все хорошо». Сразу решил - нужно как можно быстрее выбираться, а то мало ли что. Вдруг Северная башня рухнет на нашу или еще что-нибудь случится.

Разумеется, я и представить не мог, что скоро и в нашу башню врежется еще один самолет. Никто и не предполагал, что соседнюю башню атаковали специально, все решили - это случайность. Помню, еще удивлялись, каким же нужно быть идиотом, чтобы врезаться в небоскреб при такой отличной видимости, как сегодня.

По громкой связи объявили, что нам ничего не угрожает, эвакуация не требуется. Нужно оставаться на местах, чтобы не мешать полиции и пожарным, работающим вокруг Северной башни. Шеф решил подстраховаться и скомандовал на всякий случай начать упаковывать документацию и компьютеры. Мы с моим приятелем бангладешцем Волли переговорили в сторонке и решили: все равно, что говорят, надо выбираться.

На скоростном лифте спустились вниз. Там потоку людей преградила путь охрана и объявила: всем следует немедленно вернуться на свои рабочие места, Южной башне ничего не угрожает. Дисциплинированные американцы повернули обратно и начали подниматься наверх на лифтах, а мы с Волли проскользнули наружу. Спустившись, попытался позвонить жене, сказать, что жив, но мобильная связь уже не работала.

Внизу все было завалено битым стеклом и бетоном, горели обломки самолета. Мы вынуждены были буквально через них перешагивать. Вокруг ревели сирены пожарных машин и скорых, в небе кружили вертолеты. Когда отошли на безопасное, как нам казалось, расстояние, то остановились посмотреть, что происходит. Из Северной башни валил дым - никогда раньше не видел настолько черного дыма. Успели разглядеть, как наверху, выше линии огня люди выбираются наружу и как-то держатся, ухватившись за колонны. Видели, как несколько человек выпрыгнули или выпали из окон. Одна пара падала, до последнего держась за руки.

И тут мы услышали звук низко идущего самолета - было похоже, что к нам на огромной скорости приближается поезд подземки. И сразу после этого раздался взрыв. Мы перевели взгляд и увидели, что горит наша башня, Южная. Над ней взметнулся буквально шар огня. Я мысленно перекрестился: «Хорошо, что выбрался». А какой-то человек, стоящий возле меня, выдохнул: «Это война». И тут я понял, что он прав.

Вокруг начался настоящий ад. Люди выбегали из башен толпами, в копоти и пыли, окровавленные. Падали с вершин башен и разбивались о землю. Некоторые упавшие тела горели, их пытались тушить. Полиция старалась организовать эвакуацию, успокоить и упорядочить толпу, но у нее не очень-то получалось.

За линией оцепления многих уже ждали родственники, которые успели примчаться на Манхэттен, увидев новости о нападении. До сих пор помню, как на одного парня буквально прыгнули, чтобы его обнять, жена и двое детей. Все вместе они упали на землю, лежали и смеялись от счастья. Те, кто еще не дождался родных, молились. Женщины плакали.

Южная башня, обрушившаяся первой, рухнула так быстро, что какое-то время дым сохранил ее очертания. Понимаете: ее уже не было, а дым на этом месте был. Толпа вокруг нас только и успела в один голос выдохнуть «О, мой бог!», как все уже было кончено. На нас обрушился огромный вал из дыма, пепла и пыли. Этот вал выглядел в точности так, как спецэффекты в кино, но только все это было по-настоящему. Сложно было в это поверить, не оставляло ощущение, что это все сон, декорации, так не бывает в жизни.

Когда пыль осела, мне показалось, что все вокруг как будто засыпало снегом. Как карточный домик, одна на одной лежат перевернутые машины. Стекла домов разбиты. В воздухе летают куски какого-то мусора, листы бумаги. Нельзя было разобрать, кто вокруг тебя, - настолько густым слоем пыли все были покрыты. Мне показалось, что такой же толстый слой пыли теперь и внутри нас. Легкие были полностью забиты - я тогда подумал, что уже никогда не смогу дышать нормально, не избавлюсь от этой пыли.

Человека, стоявшего неподалеку от нас, ранило обломком. Я подошел к полицейскому, говорю: «Там раненый». Он оборачивается ко мне - а у него поверх слоя пыли на лице бороздки от слез. Почему-то именно эта картинка запомнилась мне больше всего. Мы с Волли помогли раненому добраться до ближайшей скорой.

Еще запомнилось, как какая-то пожилая женщина металась по улице, бросалась к каждому прохожему, с отчаянием и надеждой в голосе спрашивая: «Фрэнки?». Пыталась стирать пыль с лиц, чтобы рассмотреть, он это или нет. Люди в ответ только отрицательно мотали головой - говорить никто не мог. Так и не знаю, кем был ей этот Фрэнки - сыном, мужем, братом?

Нам повезло поймать такси. По дороге таксист еще два раза останавливался и подбирал идущих людей, посыпанных пеплом. Даже посадил человека на переднее сиденье, чего обычно нью-йоркские таксисты никогда не делают. Только в такси я по-настоящему поверил, что остался жив. Мы тогда думали, что в башнях ВТЦ погибли не тысячи, а десятки тысяч людей. Цинично звучит, но очень повезло, что жертв оказалось намного меньше».