Социология - это наука, изучающая общество, его функционирование и развитие. Социология

Слово "социология" происходит от латинского "societas" (общество) и греческого слова "hoyos" (учение). Из этого следует, что социология - изучающая общество. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой интересной областью знания.

Кратко о развитии социологии

Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие "социология" в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века. Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке. Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.

Основатель социологии и его вклад в науку

Огюст Конт - человек, благодаря которому произошло возникновение социологии как науки. Годы жизни его - 1798-1857. Именно он впервые заговорил о необходимости выделения ее в отдельную дисциплину и обосновал такую необходимость. Так возникла социология. Кратко характеризуя вклад этого ученого, отметим, что он, кроме того, впервые определил ее методы и предмет. Огюст Конт является создателем теории позитивизма. Согласно этой теории, необходимо при изучении различных общественных явлений создать доказательную базу, подобную той, что имеют естественные науки. Конт считал, что социология - это наука, изучающая общество лишь с опорой на научные методы, с помощью которых можно получить эмпирическую информацию. Это, например, методы наблюдения, исторический и сравнительный анализ фактов, эксперимент, метод использования данных статистики и др.

Возникновение социологии сыграло важную роль в изучении общества. Предложенный Огюстом Контом научный подход к его осмыслению противостоял умозрительному рассуждению о нем, которое в то время предлагала метафизика. Согласно этому философскому направлению, реальность, в которой живет каждый из нас, является плодом нашего воображения. После того как Конт предложил свой научный подход, были заложены основы социологии. Она сразу же начала развиваться в качестве эмпирической науки.

Переосмысление содержания предмета

До конца 19 века точка зрения на нее, как на тождественную обществознанию, господствовала в научных кругах. Однако в исследованиях, проведенных в конце 19 - начале 20 века, теория социологии получила дальнейшее развитие. В ней стал выделяться вместе с правовым, демографическим, экономическим и другими аспектами и социальный. В этой связи предмет интересующей нас науки постепенно стал менять свое содержание. Он начал сводиться к изучению общественного развития, его социальных сторон.

Вклад Эмиля Дюркгейма

Первым ученым, который определил эту науку в качестве специфической, отличной от обществознания, был французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (годы жизни - 1858-1917). Именно благодаря ему социология перестала рассматриваться как тождественная обществознанию дисциплина. Она стала самостоятельной, встала в ряд других наук об обществе.

Институционализация социологии в России

Основы социологии были заложены в нашей стране после того, как в мае 1918 года было принято постановление Совнаркома. В нем было указано, что проведение исследований общества является одной из главных задач советской науки. В России с этой целью был основан социобиологический институт. В Петроградском университете в этом же году было создано первое в России социологическое отделение, которое возглавил Питирим Сорокин.

В процессе развития в этой науке, как отечественной, так и зарубежной, выделилось 2 уровня: макро- и микросоциологический.

Макро- и микросоциология

Макросоциология - это наука, изучающая общественные структуры: институты образования, социальные, политики, семьи, экономики с точки зрения их взаимосвязи и функционирования. В рамках этого подхода также изучаются люди, которые вовлечены в систему социальных структур.

На уровне микросоциологии рассматривается взаимодействие индивидов. Основной тезис ее состоит в том, что явления в обществе можно понять, проведя анализ личности и ее мотивов, поступков, поведения, ценностных ориентаций, определяющих взаимодействие с другими. Эта структура позволяет определить предмет науки как изучение общества, а также его социальных институтов.

Марксистско-ленинский подход

В марксистско-ленинской концепции возник другой подход в понимании интересующей нас дисциплины. Модель социологии в ней является трехуровневой: специальные теории и исторический материализм. Этот подход характеризуется стремлением вписать науку в структуру мировоззрения марксизма, создать связи между историческим материализмом (социальной философией) и конкретными социологическими явлениями. Предметом дисциплины в этом случае становится философская То есть социология и философия имеют один предмет. Ясно, что это неправильная позиция. Данный подход изолировал от мирового процесса развития знания об обществе.

Интересующую нас науку нельзя сводить к социальной философии, так как особенность ее подхода проявляется в других понятиях и категориях, соотносимых с проверяемыми эмпирическими фактами. Прежде всего, особенность ее как науки заключается в возможности рассматривать существующие в обществе социальные организации, отношения и институты как подлежащие изучению с помощью эмпирических данных.

Подходы других наук в социологии

Отметим, что О. Конт указывал на 2 особенности этой науки:

1) необходимость применять по отношению к изучению общества научные методы;

2) использование полученных данных на практике.

Социология при анализе общества использует подходы и некоторых других наук. Так, применение демографического подхода позволяет изучать народонаселение и деятельность людей, связанную с ним. Психологический же объясняет поведение индивидов с помощью социальных установок и мотивов. Групповой, или общностный подход связан с исследованием коллективного поведения групп, общностей и организаций. Культурологический изучает человеческое поведение через общественные ценности, правила, нормы.

Структура социологии сегодня обусловливает наличие в ней множества теорий и концепций, связанных с изучением отдельных предметных отраслей: религии, семьи, взаимодействий людей, культуры и др.

Подходы на уровне макросоциологии

В понимании общества как системы, то есть на уровне макросоциологическом, можно выделить 2 основных подхода. Речь идет о конфликтологическом и функциональном.

Функционализм

Впервые функциональные теории появились в 19 в. Идея самого подхода принадлежала (на фото выше), сравнивавшему человеческое общество с живым организмом. Подобно ему, оно состоит из множества частей - политической, экономической, военной, медицинской и др. При этом каждая из них выполняет специфическую функцию. Социология имеет свою особую задачу, связанную с исследованием данных функций. Кстати, само название теории (функционализм) именно отсюда.

Эмиль Дюркгейм предложил развернутую концепцию в рамках данного подхода. Ее продолжили развивать Р. Мертон, Т. Парсонс. Основные идеи функционализма следующие: общество в нем понимается как система интегрированных частей, в которой присутствуют механизмы, благодаря которым сохраняется его стабильность. Кроме того, обосновывается необходимость эволюционных преобразований в обществе. Его стабильность и целостность формируются на основе всех этих качеств.

Теории конфликтов

Как функциональную теорию (с определенными оговорками) можно рассматривать также марксизм. Однако он анализируется в западной социологии с другой точки зрения. Так как Маркс (фото его представлено выше) основным источником развития общества считал конфликт между классами и проводил на этой основе свою идею его функционирования и развития, подходы такого рода получили в западной социологии особое название - теории конфликтов. С точки зрения Маркса, классовый конфликт и решение его - движущая сила истории. Из этого следовала необходимость переустройства общества путем революции.

Среди сторонников подхода к рассмотрению социума с точки зрения конфликта можно отметить таких немецких ученых, как Р. Дарендорф и Последний считал, что конфликты появляются из-за существования инстинкта враждебности, который обостряется, когда происходит столкновение интересов. Р. Дарендорф утверждал, что основной их источник - власть одних над другими. Между обладающими властью и не имеющими ее и возникает конфликт.

Подходы на уровне микросоциологии

Второй уровень, микросоциологический, развивался в так называемых теориях интеракционализма (слово "интеракция" переводится как "взаимодействие"). Важную роль в его развитии сыграли Ч. Х. Кули, У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи, Г. Гарфинкель. Те, кто разрабатывал интеракционистские теории, считали, что взаимодействие между людьми можно понимать, используя категории поощрения и наказания - ведь именно это определяет человеческое поведение.

Теория ролей занимает особое место в микросоциологии. Чем же характеризуется это направление? Социология - наука, в которой теорию ролей развивали такие ученые, как Р. К. Мертон, Я. Л. Морено, Р. Линтон. С точки зрения этого направления, социальный мир - сеть социальных статусов (позиций), связанных между собой. Именно они объясняют поведение человека.

Основания классификации, сосуществование теорий и школ

Научная социология, рассматривая процессы, происходящие в обществе, классифицирует его по различным основаниям. Например, изучая стадии его развития, за основу можно брать развитие технологий и производительных сил (Дж. Гелбрейт). В традиции марксизма в основе классификации - идея формации. Общество можно классифицировать также на основе господствующего языка, религии и др. Смысл любого такого деления состоит в необходимости понять, что оно представляет собой в наше время.

Современная социология строится так, что в ней существуют на равных разные теории и школы. Другими словами, идея универсальной теории отрицается. Ученые начали приходить к выводу, что жестких методов в этой науке нет. Однако от их качества зависит адекватность отражения происходящих в обществе процессов. Смысл данных методов состоит в том, что самому явлению, а не породившим его причинам, придается главное значение.

Экономическая социология

Это направление исследований общества, которое предполагает анализ с позиций социальной теории экономической деятельности. Ее представителями являются М. Вебер, К. Маркс, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Экономическая социология - это наука, изучающая совокупность общественных социально-экономических процессов. Они могут касаться как государства или рынков, так и отдельных людей или домохозяйств. При этом используются различные методы сбора данных и их анализа, в том числе и социологические. Экономическая социология в рамках позитивистского подхода понимается как наука, которая изучает поведение каких-либо крупных социальных групп. При этом ее интересует не любое поведение, а связанное с использованием и получением денег и других активов.

Институт социологии (РАН)

Сегодня в России действует важное учреждение, относящееся к Российской академии наук. Это Институт социологии. Его главная цель - осуществление фундаментальных исследований в области социологии, а также прикладных разработок в данной сфере. Институт был основан в 1968 году. С этого времени он является основным учреждением нашей страны в такой отрасли знания, как социология. Исследования его имеют очень большое значение. С 2010 года он издает "Вестник Института социологии" - научный электронный журнал. Общее количество сотрудников составляет около 400 человек, из них примерно 300 научных сотрудников. Проводятся различные семинары, конференции, чтения.

Кроме того, на базе этого института действует социологический факультет ГАУГН. Хотя на этот факультет зачисляют всего примерно 20 студентов в год, о нем стоит задуматься тем, кто выбрал направление "социология".

Понятие социология само происходит от латинского термина «общество» и поэтому оно и является основным в этой науке. Общество является предметом и объектом изучения в социологии.

Впервые понятие социология введено в употребление Огюстом Контом, известным французским философом в первой трети XIX века. И вначале эта наука отождествлялась с обществоведением. Позже социология выделилась в отдельную отрасль, более узко и специфически занимающуюся социальными проблемами.

Понятие общества в социологии имеет несколько точек зрения. Этот термин может рассматриваться как объединение людей по интересам, групповое объединение по классовому или родовому признаку, обозначать жителей разных стран или представителей национальностей и народов. Если рассуждать в этом смысле от простого к сложному, то в конечном счете общество - это все люди, проживающие на Самое общее понятие общества в социологии, таким образом, включает в себя ту часть мира, в которой главными являются люди, их взаимодействие друг с другом, а также формы их объединений. Итак, рассмотрим данное положение поподробнее.

Широкое в социологии предполагает его отделение от природы как сознательной части, обладающей волей и сознанием. не развивается стихийно. В нем существуют свои законы, которые творятся человеком и в конечном счете становятся элементом человеческой культуры. Однако, это обособление общества от природы вовсе не означает их антагонизм. Связь между ними неразрывна и в конце концов они зависимы друг от друга. А общество от природы - в большей степени. Все действия и поступки человека в отношении естественной среды обитания возвращаются к нему в виде угрожающего гибелью всего, сто есть на свете, в том числе и созданного руками людей.

Таким образом, понятие общества в социологии рассматривает свой объект изучения как универсальную самодостаточную и развивающуюся систему, уровень которой оценивается именно по тому, как оно относится к окружающей среде, как в процессе взаимодействия различные взаимно влияют друг на друга.

Понятие человек в социологии также рассматривается с трех точек зрения. Первая касается природной, биологической сущности человека, вторая делает упор на внешние и внутренние отличительные признаки человека как индивида и третья зиждется на качествах, которые отличают его как продукт общественных отношений. Коснемся каждой из точек зрения.

Человек - дитя природы. Поэтому его много связывает с животным миром. Но в отличие от своих меньших собратьев он резко выделяется среди них такими признаками, как прямохождение, умение добывать пищу с помощью орудий труда, создание для себя комфортных условий для существования, что свидетельствует о сложном строении мозга человека. Сознательная жизнь - это самое главное, что не дает ставить знак равенства между человеком и животными.

Далее, социология уделяет внимание вопросу о человеке как индивиде. В этот термин вкладываются особенности человеческого обличия, его характер, темперамент, степень развитости интеллекта, то есть те самобытные черты, отличающие его от себя подобных в социуме.

Но главное понятие человек в социологии раскрывается в термине «личность» и связывается с его деятельностью в обществе, выделяя как основные черты. К ним относится активность, сознательность, нравственная состоятельность, ответственность человека по отношению к происходящему вокруг него. Личность проявляется в тех ролях, которые он выбирает для себя в процессе взаимодействия с людьми и в том, насколько хорошо он с ними справляется.

Таким образом, делаем вывод о том, что в социологии человек и общество - единое целое.

15 февраля 2015 года известный французский социолог Фредерик Лебарон провёл цикл лекций и семинарское занятие для студентов и преподавателей Балтийского государственного университета им. Иммануила Канта. С БФУ города Калининграда Фредерика Лебарона связывают давние дружеские отношения. Вице-президент социологической ассоциации Франции, ученик и последователь Пьера Бурдьё, авторитетно заявляет, что социология неотделима от экономики и является уникальным инструментом для оценки уровня благосостояния общества.

Ещё в 2008 году Николя Саркози, будучи президентом Франции, предложил экспертам отмежеваться от прежней системы критериев оценки общественного развития: объёма промышленного производства и ВВП, назвав их неактуальными и неспособными дать объективную оценку качества жизни человека в обществе. Фредерик Лебарон пристально наблюдал за работой созданной комиссии, которая, к слову сказать, так и не выполнила поставленную французским правительством задачу.

Почему нельзя полностью полагаться на ВВП как показатель уровня благосостояния общества? Пробки на автомобильных дорогах повышают статистику расхода бензина. Следовательно, дорожные заторы способствуют увеличению доли производства и потребления нефтепродуктов. Однако, автомобильные пробки – скорее отрицательное явление, которое к тому же способствует ухудшению экологической ситуации.

Доля производства домашней продукции тоже не учитывается ВВП. Хотя уровень производства дачного и подсобного хозяйства достаточно высок. Шесть соток вполне могут прокормить среднестатистическую российскую семью. Теневой экономический сектор тоже нельзя сбрасывать со счетов, особенно учитывая российский уровень коррупции.

Какие параметры французская исследовательская группа вложила в понятие качество жизни? Прежде всего, экспертами учитывается материальный доход, уровень образования населения, качество услуг здравоохранения. Обязательно берётся во внимание состояние окружающей среды и показатели физической безопасности населения. Все статистические сведения должны брать во внимание показатели социального неравенства. Кроме того, эксперты отказались рассматривать только объём инвестиций как показатель развития экономики. На первое место вышли индикаторы, определяющие степень отдачи от вложенных средств. Этот показатель, который ввела правительственная комиссия, относится к так называемому критерию устойчивости. Здесь важна эффективность использования ресурсов: природных, интеллектуальных и социальных. Не все они восполняемы. Полезные ископаемые и водные богатства требуют более чем ответственного подхода к их использованию.

Экономика рассматривает понятие качества жизни с материальной точки зрения. А вот социологи вкладывают в определение достойной жизни показатели счастья или несчастья. Можно ли быть счастливым в отдельно взятой стране? Не к этому ли стремилось человечество на всём протяжении собственной истории? Если бы правительство определяло уровень качества жизни с точки зрения не только экономики, но и социологии, то вынуждено было бы рассматривать и такие стороны человеческого бытия, как институт брака и детства, условия жизни инвалидов и престарелых членов общества. Например, дети не являются сегодня источником экономического дохода, но они определяют будущий доход государства с точки зрения трудовых ресурсов. Французские эксперты предлагают рассматривать уровень качества жизни с точки зрения «культурно-специфической обоснованности довольства или недовольства», которое скорей всего определяется не сегодняшним днём, а перспективами развития общества. Ситуация в странах Латинской Америки наиболее приближена к «счастливым показателям»: у них наблюдается процесс сглаживания социальной дифференциации, намечается устойчивый экономический рост. Люди это почувствовали и воспряли духом. Следовательно, по показателям «довольства» они чувствуют себя не хуже немцев и французов.

К сожалению, экономический кризис не добавляет количества счастливых людей в российском обществе. Но есть надежда на цикличное развитие экономики, когда вслед за кризисными явлениями обязательно начнётся период экономического подъёма. А вслед за ним появятся перспективы и надежды на лучшие условия качества жизни.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА 4
1.1. Понятие общества, его структура и функции 4
1.2. Общество как целостная социокультурная система 10
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ 16
2.1. Понятие общественной системы 16
2.2. Новые явления в мировом общественном развитии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Введение

В социологии понятие общество имеет более широкое, универ­сальное содержание и сущность. Если в обыденном определении об­щества отмечалось взаимодействие индивидов, складывающиеся между ними взаимосвязи и отношения, то в определении социологии общес­тво - совокупность всех способов взаимодействия и форм объедине­ния людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Современное общество - это система, состоящая из отдельных уровней социальных общностей.

При изучении любого феномена важно не только выделить его характерные черты, отличающие его от других социальных образова­ний, но и показать многообразие его проявления, развития в реальной жизни. Даже поверхностный взгляд позволяет охватить мно­гокрасочную картину современных обществ. Отличия проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, полити­ческий строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (Уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможнос­ти для самореализации личности).

Целью работы является изучение обществас точки зрения социологии как социокультурной системы.

Задачами работы стали:

Изучить понятие общества и основные подходы в социологии к данному понятию;

Изучить структурную организацию общества;

Исследовать типологию общественных систем.

ГЛАВА 1. Сущность, структура и функции общества

1.1. Понятие общества, его структура и функции

Общество - совокупность людей, объеди­ненных конкретными интересами, потребностями, либо взаимными сим­патиями, либо видом деятельности. Это обыденное определение.

Общество - структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид и т. п.) общения, предстающий как исторически опреде­ленная целостность или относительно самостоятельный элемент (ас­пект, момент и т. п.) устойчивой целостности.

Основным важным признаком общества есть территория, на кото­рой консолидиризуются социальные связи. Планета представила воз­можность многим общностям людей найти свою экологическую ячейку для обеспечения удовлетворения жизненных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом.

Территория-основа социального пространства, в котором скла­дываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсив­ность внутренних связей - второй признак, отличительная черта об­щества. Коллективное сознание, наличие общей воли, препятствую­щей развитию губительной силы человеческого эгоизма, Эмиль Дюр­кгейм считал основой устойчивости и единства общества. Именно благодаря фундаментальным ценностям, усваиваемым большинством на­селения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм сов­местной жизнедеятельности, и сохраняется общество, считает социо­лог Роберт Мертон, а американский социолог Эдвард Шилз убежден, что общество существует только под воздействием "общей воли, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру".

В начале зарождения общества людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимовлечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и под­держки. И Фердинанд Теннис называет общество, базирующееся на родстве и соседстве, на взаимном влечении друг к другу, общиной. Но системой межличностного взаимодействия не могла больше поддер­живаться устойчивость связей между людьми по мере роста населе­ния. Социальные структуры становятся основным стабилизирующим фактором общества.

Под структурой в социологии понимаются устойчивые со­циальные образования, связи, отношения: социальные общности, со­циальные институты и т. п. Они-то и осуществляют жизненно важные для общества цели и задачи. Ведь в обществе постоянно или в тече­ние длительного периода существуют и функционируют: институты собственности или государства, социальные общности, слои интелли­генции или профессиональная роль судьи и т. п., хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование социальных структур, сме­няются неоднократно.

В процессе развития общества и складывались социальные структуры, выступая результатом закрепления устойчивых взаимодей­ствий и отношений, возникающих на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Именно относительное постоянство и функцио­нальная целесообразность социальных структур и способствует ус­тойчивости общества. Каждая структура регламентирует и воспроиз­водит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Инсти­тут финансов и средств регулирует обмен товаров, институт семьи - брачные отношения, социально-профессиональные общности поддержи­вают разделение труда. В совокупности они обеспечивают преем­ственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ . Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат.societas - общество и греч.logos — учение).

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития , которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Трудовое поведение

Трудовые коллективы

Социология занятости

Рынок труда и занятости, экономическое поведение личности в условиях конкуренции на рынке труда

Социально-профессиональные группы, занятые любым видом труда: социальные организации, способствующие трудоустройству

Социология безработицы

Безработица как социальное явление и социально-экономический процесс, ее последствия

Безработные, социальные организации, занимающиеся трудоустройством безработных

Социология управления

Управление в сфере труда и производства как социальный процесс и его последствия

Личность руководителя и подчиненного, социальные организации разных форм собственности

Социология города

Город как целостный социальный организм, система расселения и развития горожан

Горожане как социально-территориальная общность

Социология села

Деревня как социальный полис и система расселения, урбанизация и ее социальные последствия

Сельские жители как социально -территориальная общность

Социология предпринимательства

Предпринимательство как социальное явление и социальный процесс, социальные последствия

Предприниматели как новый элемент социальной структуры

Социология маркетинга

Маркетинг как вил социально-экономической деятельности по формированию запросов. социальной базы, поведения потребителей и продвижению товаров

Потребитель и его потребительские ориентации

Социология страхования

Страховое повеление; социальные последствия развития страхового рынка

Страховые компании и личность в ролевых функциях страховщика и страхователя

Социология финансово-банковской сферы

Социальные отношения, процессы и явления на финансовом рынке, их социальные последствия

Финансовые институты, социально-профессиональные группы и пользователи финансового рынка

Региональная социология

Взаимодействие регионов и центра как целостной системы

Регион как социально-территориальная общность, отличающаяся своими материальными, социально-экономическими и социокультурными особенностями

Социология домохозяйств

Деятельность членов домохозяйства по организации своего быта и жизнеобеспечения

Домохозяйство как вид хозяйствующего субъекта и его члены

Учитывая динамичное развитие финансового рынка, в целом рынка товаров и услуг, можно предположить, что процесс «атомизации» социологии продолжится и появятся новые частные социологические теории (например, социология риска, социология рынка и т.д.). Однако этот процесс не может быть бесконечен и должен опираться на институциональное и научно обоснованное выделение предмета и объекта новых частных социологических теорий.

Предмет социологии

Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, которая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, которое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).

Таким образом, предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. В современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода является положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некоторых других авторов.

Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.

По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.

Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.

Объект социологии

Истинное понимание особенности науки, ее системного качества раскрывается только в определении ее предмета. Объект же любой науки, как правило, присутствует в этом определении в своей данности как исходная предпосылка. Если речь идет об обще- ствознании, то для всех наук, входящих в его структуру, объектом является общество. Для всех естественных наук этим объектом будет природа. Другого в действительности просто не существует.

Что же касается конкретного научного исследования или каких- либо его отраслевых направлений, то независимо от того, в какой области оно проводится, «разведение» объекта и предмета исследования, их определение является обязательной процедурой, без которой сам исследовательский процесс просто не может начаться. Однако и здесь также следует признать факт их обоюдного объективного бытия.

Что же представляет собой предмет социологии как науки? Несмотря на то, что он исторически постоянно развивался, углублялось его содержание, уточнялись границы, это не меняло, однако, его истинной природы — быть объективной реальностью, выраженной в виде теоретической конструкции. Конг, например, этим предметом считал научное познание общества вообще. Дюркгейм в качестве такового выделял понятие «социального факта», являющегося продуктом коллективного сознания, истинно указывающего на социальное качество. Вебер предмет социологии видел в понятии социального действия, наделяя социальность свойством сознательности. Сорокин расширил трактовку предмета до понятия «социального взаимодействия» и вытекающих отсюда следствий и т.д. Таким образом, понимание предмета науки складывалось постепенно, в ходе его эволюции. Он и сегодня активно обсуждается и уточняется.

Суммируя многообразие взглядов по этому вопросу, можно сделать вывод, что предметом социологии является научное изучение социальных отношении как совместных и сознательных форм жизнедеятельности людей во всем их многообразии и развитии.

Категория «социальное» в этом определении является субстанциональной, раскрывающей существенное содержание и глубину самого предмета социологии. Включение в определение признака «научное изучение» освобождает от необходимости «перегружать» его какой-либо подробной номенклатурой. Научное изучение обязательно в соответствии со статусом науки, се целями и задачами, выработанными в ходе исторического развития; оно требует рассматривать свой предмет во всех проявлениях, именно изучать факты, связи, процессы, структуры, причины, взаимодействия, закономерности, противоречия и т.д. и т.п. Это означает необходимость исследования социальности во всех формах материального и духовного бытия, в любом контексте историческою пространства, времени и масштаба. Такова всеобщая логика любого познавательного процесса, любого научного знания, в том числе и социологического.

Поскольку общество является не простой механической конструкцией, а сложной системой человеческих отношений, то постижение всего их богатства и разнообразия невозможно в рамках какой-либо одной науки. Именно поэтому общество изучается целой совокупностью общественных наук, каждая из которых выделяет в этом объекте (обществе) свою область, свою специфику, свое качество, другими словами, свой предмет, сосредоточиваясь и специализируясь на нем. Экономические отношения, например, изучаются политической экономией, политические — политологией, правовые — целым рядом юридических дисциплин и т.д. Для каждой из этих наук предмет исследования существует объективно, реально, а не только в сознании исследователя. Однако эти отношения, при всем их многообразии и специфике, во-первых, находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, а во-вторых, и это самое главное, все они по сути являются отношениями социальными, то есть различными формами и видами совместной и сознательной жизнедеятельности людей. Таким образом, социология, изучая их, является интегральной наукой, методологией и теорией общество- знания, так как изучает то общее, что выражает их единство, — их системное (социальное) качество.

При всем многообразии проблем, которые решает теоретическая социология, на наш взгляд, особо следует отметить проблему общественно-исторического прогресса. Она красной нитью проходит через всю историю социологии. В каждом социологическом учении или направлении она по-разному трактуется, но неизменно присутствует. Однако впервые в мировой социологии она была конкретно сформулирована социологами П.Лавровым и М. Ковалевским. Без идеи прогресса нет и не может быть социологии, подчеркивал М. Ковалевский. Если социология не указывает направления движения общества к прогрессу, не формулирует общественные идеалы и национальную идею, то она превращается в пустую болтовню, констатирует Лавров.