Творчество К.Н. Батюшкова и литературные направления начала XIX века

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Биография поэта Родился в роду Батюшковых, отец - Николай Львович Батюшков. Годы своего детства провёл в родовом имении - селе Даниловское (Вологда). В 7 лет он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Батюшкову и его старшей сестре Александре. В 1797 году его отдали в Петербургский пансион Жакино, где будущий поэт изучает европейские языки, с упоением читает европейских классиков и начинает писать свои первые стихи. В 1801 году он перешёл в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это же время он близко сошёлся со своим дядей, известным писателем Михаилом Никитичем Муравьёвым. Под его влиянием занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьёва Батюшков выработал в себе литературный вкус и эстетическое чутьё.

3 слайд

Описание слайда:

В 1802 году Батюшков зачисляется на службу в министерство народного просвещения. Эта служба тяготит поэта, но обстоятельства не позволяют ему оставить службу. Старинный дворянский род Батюшковых обеднел, имение пришло в упадок. В Петербурге Батюшков познакомился с представителями тогдашнего литературного мира. Особенно близко сошёлся он с Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным.

4 слайд

Описание слайда:

битва под Гейльсбергом 1807 году Батюшков записался в народное ополчение (милицию) и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергом он был ранен и должен был отправиться лечиться вРигу. Во время похода им написано несколько стихотворений и начат перевод поэмы Тасса «Освобождённый Иерусалим». В следующем, 1808 году, Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным, в село Хантаново Новгородской губернии. В деревне он скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его стала почти болезненной, всё больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.

5 слайд

Описание слайда:

Неудавшаяся попытка жениться в 1815 году, расстройство личных отношений с отцом тяжело переживались поэтом. Некоторое время он живёт на Украине, в Каменец-Подольске, у своего военного начальства. Поэта заочно выбирают в члены литературного общества «Арзамас». В эту пору Батюшков переживает сильный творческий подъём: за год он пишет двенадцать стихотворных и восемь прозаических произведений. Он готовит к печати свои сочинения в стихах и в прозе.

6 слайд

Описание слайда:

После пребывания в Петербурге поэт весной 1818 года отправляется на юг, поправлять своё здоровье. По совету Жуковского Батюшков подаёт прошение о зачислении в одну из миссий в Италии. В Одессе поэт получает от Александра Тургенева письмо, извещающее о назначении поэта на дипломатическую службу в Неаполь. После долгого путешествия, он пребывает на место службы, с яркими впечатлениями от поездки. Важной для поэта была встреча с русскими художниками, в числе которых были Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский, жившие в то время в Риме

7 слайд

Описание слайда:

7 июля 1855 года скончался от тифа в Вологде. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в пяти верстах от Вологды. «С рождения я имел на душе чёрное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу» Ещё в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе следующие слова:

8 слайд

Описание слайда:

Особенности творческой манеры Литераторы, которые исследуют творчество выдающегося русского поэта Батюшкова, выходят на одну и ту же проблему - соотношение двух Я лирического героя поэта. Это происходит по причине довольно заметной близости "биографического" и художественного образа Батюшкова. В творчестве и других поэтов встречается подобное, но в случае Батюшкова такая близость разваривается с несколько другой стороны, более загадочной и неоднозначной. Сам поэт подчеркивал эту особенность его лирики. Соотношение творчества и реальной жизни Батюшкова можно назвать главной особенностью его творчества.

9 слайд

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Посвящается 225- летию со дня рождения

К. Н. Батюшкова

«Мои Пенаты»

Никанорова Екатерина

Борисовна, учитель

МБОУ «СОШ № 9»

г. Череповца

Вологодской области

2012

Слово о Батюшкове

В мае 2012 года исполняется 225 лет со дня рождения русского поэта,

предшественника А. С. Пушкина, Константина Николаевича Батюшкова. Давайте

вглядимся в лики поэта.Слайды 1-2.

1787 г. 18 (29) маявВологде, в семье Николая Львовича Батюшкова и его жены

Александры Григорьевны (урожд. Бердяевой) родился сын Константин. Дворянский род

Батюшковых старинный, известный, но обедневший. Сохранились фамильные

портреты предков Батюшкова (деда и отца), старшей сестры Александры, младшей

Варвары и младшего брата Помпея (впоследствии издателя произведений своего

знаменитого брата).Слайд 3

Мать рано умерла, мальчик воспитывался в частных пансионах Петербурга.

Большое влияние на формирование Константина оказал дядя Михаил Никитич

Муравьев. «Он для меня все», - писал впоследствии Батюшков.Слайд 4-5

Детство поэта прошло в родовом имении Даниловское Устюженского уезда.

Отец, Николай Львович, был просвещенным для своего времени человеком, имел в

доме богатую библиотеку, картинную галерею, дал детям хорошее образование.

Сейчас в Даниловском музей.Слайды 6 – 7

Вторая половина жизни Батюшкова прошла в Вологде, в семье его племянника

Творческий путь Батюшкова –примерно два десятка лет начала 19 века. Им

созданы элегии, послания, сатиры, эпиграммы, шуточные стихотворения сделано

большое количество переводов. Известно около десятка прозаических произведений,

дневниковые записки. Высокую оценку Батюшкову дал Белинский: «Батюшков –талант

сильный и самобытный». «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин

явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова

достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и

уважением». Слайды 13-14 .

Батюшков был талантлив и как художник. Страницы его рукописей пестрят

многочисленными рисунками, выполненными «быстрою и решительною кистью».

Впоследствии так же рисунками будет заполнять свои рукописи А. Пушкин.

Слайды 15-21

В возрасте 34 лет Батюшков заболел тяжелою душевною болезнью, которая

передалась ему по наследству от матери. Сначала лечение помогало, сознание

возвращалось к нему. В такие минуты Батюшков осознавал и писал: «Меня уже нет на

свете"Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове

красивый сосуд, чем- то наполненный. Сосуд сорвался с головы…». Летом 1855 года он

похоронен на кладбище Спасо- Прилуцкого монастыря. На памятнике эпитафия самого

Не нужны надписи для камня моего,

Память о поэте бережно хранят в Вологде. В центре, на Соборной горке, установлен

памятник поэту- страннику. Слайды 25 -28

Литературно- музыкальная композиция

«Мои Пенаты»

Сцена I.

Стол, книги, перо, подсвечник со свечой. Входит Поэт.

Поэт:Я предполагал, что нынешнею весною могу предпринять путешествие для моего

здоровья по России: в половине апреля быть в Москве, закупить все нужное, книги,

вещи, экипаж, провести три недели посреди шума городского, посоветоваться с

лекарями и в первых числах мая отправиться на Кавказ, оттуда в Тавриду. Но ветры

унесли мои желания!Я один, живу вимении моей матери в Хантонове, близ

Череповца.

Совсем ветхий барский дом с балконом, беседкой в саду. За лесом – волны

Шексны. Я под тенью домашних богов. В Древнем Риме их называли Пенатами.

Чтец:отрывок из стихотворения «Мои Пенаты»

Слайды презентации 29 -37

МОИ ПЕНАТЫ

Послание к Жуковскому и Вяземскому

Отечески Пенаты,

О пестуны мои!

Вы златом не богаты,

Но любите свои

Норы и темны кельи,

Где вас на новоселье,

Расставил по углам;

Где странник я бездомный,

Всегда в желаньях скромный,

Сыскал себе приют.

О боги! будьте тут

Доступны, благосклонны!

Не вина благовонны,

Не тучный фимиам

Поэт приносит вам;

Но слезы умиленья,

Но сердца тихий жар,

И сладки песнопенья,

Богинь пермесских дар!

О Лары! уживитесь

В обители моей,

Поэту улыбнитесь -

И будет счастлив в ней!..

В сей хижине убогой

Стоит перед окном

Стол ветхий и треногой

С изорванным сукном.

В углу, свидетель славы

И суеты мирской,

Висит полузаржавый

Меч прадедов тупой;

Там жесткая постель -

Все утвари простые,

Все рухлая скудель!

Скудель!.. Но мне дороже,

Чем бархатное ложе

И вазы богачей!..

Отеческие боги!

Да к хижине моей

Не сыщет ввек дороги

Богатство с суетой;

С наемною душой

Сцена II.

Поэт:В доме у меня тихо. Собака дремлет у ног моих, глядя на огонь в печке, сестра в

других комнатах читает. Я думаю… Почему мне нельзя жить в Москве?Почему

Квартира – 500

Дрова, освещение, чай – 500

Троелюдей – 500

Кушанье – 1000

Платье – 1000

Экипаж в разные времена – 1000

Издержки непредвиденные – 1000

Итого: 5500 рублей.

Когда устроятся мои дела? Когда я буду иметь доход до семи тысяч? О милая

независимость!Возможность уехать отсюда, находиться средидрузей, заниматься

тем, что надобно душе. Все силы приложу, чтобы исполнить мечту. А пока… Пока буду

вспоминать Москву.Совершупрогулку по Москве…

Слайды презентации 38 - 44

ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ

1. Теперь, на досуге, не хочешь ли со мною прогуляться по Москве? Дорогою я

великанами; башня на башне, стена на стене, дворец возле дворца! Странное

смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с

нравами и обычаями восточными! Дивное, непостижимое слияние суетности,

тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и

варварства. Не удивляйся, мой друг: Москва есть вывеска или живая картина нашего

отечества.

столицы, построенной величайшим народом на приятнейшем месте. Тот, кто, стоя в

Кремле и холодными глазами смотрев на исполинские башни, на древние монастыри,

на величественное Замоскворечье, не гордился своим отечеством и не благословлял

1. Все противоположное мы видим на Кузнецком мосту и на Тверской, Там

книжные французские лавки, модные магазины, которых уродливые вывески

заслоняют целые домы, часовые мастера, погреба, и, словом, все снарядымоды и

2. Зайдем оттуда в конфектный магазин, где жид или гасконец Гоа продает

лакированных сапогах, в широких английских фраках, и в очках, и без очков, и

растрепанных, и причесанных. Этот, конечно, -англичанин: он, разиня рот, смотрит

на восковую куклу. Нет! он русак и родился в Суздале. Ну, так этот -француз: он

картавит и говорит с хозяйкой о знакомом ей чревовещателе, который в прошлом году

забавлял весельчаков парижских. Нет, это старый франт, который не езжал далее

Макарья и, промотав родовое имение, наживает новое картами. Ну, так это -немец,

русский, а только молодость провел в Германии. По крайней мере, жена его

иностранка: она насилу говорит по- русски. Еще раз ошибся! Она русская, любезный

друг, родилась в приходе Неопалимой Купины и кончит жизнь свою на святой Руси.

Отчего же они все хотят прослыть иностранцами, картавят и кривляются? -отчего?.

1. Теперь мы опять вышли на улицу. Взгляни направо, потом налево и делай сам

замечания, ибо увидишь вдруг всю Москву со всеми ее противоположностями.

2. Вот большая карета, которую насилу тянет четверня: в ней чудотворный

образ, перед ним монах с большою свечей. Вот старинная Москва и остаток древнего

обряда прародителей!

лошади, лакей, кучера -все в последнем вкусе. Вот и новая Москва, новейшие

2. Эта большая дедовская карета, запряженная шестью чалыми тощими

клячами, остановилась у дверей модной лавки. Вот из нее вылезает пожилая женщина

в большом чепце, мадам, конечно, француженка, и три молодые девушки. Они входят

в лавку -и мы за ними. «Дайте нам головных уборов, покажите нам эти шляпки, да по

христианской совести, госпожа мадам!» И торговка, окинув взорами своих гостей,

узнает, что они из степи, продает им лежалую старину вдвое, втрое дороже

обыкновенного. Старушка сердится и покупает.

1. Взгляни сюда, счастливец! Возле огромных чертогов вот хижина, жалкая

стужей -дети полунагие, мать за пряслицей, отец - старый заслуженный офицер в

изорванном майорском камзоле - починивает старые башмаки и ветхий плащ, затем,

чтоб поутру можно было выйти на улицу просить у прохожих кусок хлеба, а оттуда

пробраться к человеколюбивому лекарю, который посещает его больную дочь. Вот

Москва, большой город, жилище роскоши и нищеты.

зевает у камина, между тем как вокруг его все в движении, роговая музыка гремит на

хорах, вся челядь в галунах, и роскошь опрокинула на стол полный рог изобилия. В

обветшали. Самое самолюбие его оставило. Он окружен ласкателями, иностранцами и

шарлатанами, которых он презирает от всей души, но без них обойтись не может. Его

тупоумие невероятно. Вот следствие роскоши и праздности в сей обширнейшей из

столиц, в сем малом мире!

1. Теперь мы видим перед собою иностранные книжные лавки. Их множество, и

ни одной нельзя назвать богатою в сравнении с петербургскими. Книги дороги,

хороших мало, древних писателей почти вовсе нет, но зато есть мадам Жанлис и

мадам Севинье - два катехизиса молодых девушек - и целые груды французских

романов - достойное чтение тупого невежества, бессмыслия и разврата. Множество

книг мистических, назидательных, казуистских. Их беспрестанно раскупают и в Москве,

ибо наши модницы не уступают парижским в благочестии и с жадностию читают глупые

и скучные проповеди, лишь бы только они были написаны на

языке медоточивого Фенелона, сладостного друга почтенной девицы Гион.

2. Я думаю, что ни один город не имеет ниже малейшего сходства с Москвою.

нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских

времен и ветреность неимоверная, как враждебные стихии, в вечном несогласии, и

составляют сие чудное, безобразное, исполинское целое , которое мы знаем под

общим именем: Москва

Сцена III.

Поэт: Любимое мое занятие – книги. Книга всегда глубокомысленна, никогда не

утомительна. Книга – история и роман человеческого сердца. Роман… Страсти

человеческого сердца…Любовь может быть в голове, в сердце и в крови. Головная

Любовь сердечная опасна менее. Любовь в крови весьма обыкновенна. Истинная

любовь должна быть и в голове, и в сердце, и в крови… Вот блаженство! Вот ад!

Вспоминается мне Рига. Мое выздоровление после ранения. Молодая девушка

Эмилия. И Петербург, дом Оленина. Еще одна девушка –Анна Федоровна Фурман. Мы

были влюблены. Но ни с одной из них мне не суждено быть вместе.

О, память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной…

Слайды презентации 45 - 47

Звучит романс «Память сердца»

Сцена IV.

живи, как пишешь. Трудное правило. Надо подумать. Мысли мои мысли так и летят

одна за одной, так и вьются, кружатся…

Чтецы – мысли. Выходят, медленно кружась. Приближаются к краю сцены и

произносят мысль поэта.

1.Гордость - огромная вывеска маленькой души.

2. Испытание. Каждая вещь имеет испытание. Золото пробуется огнем, женщина

золотом, а мужчина –женщиной.

3. Знаю – понимается тремя видами.1- е. «Все знаю» означает надменного невежду. 2-

е. «Не знаю» - глупого. 3- е. «Ничего не знаю» - разумного человека.

1. Упрямство –вывеска дураков.

2. Прекрасная женщина всегда божество, особенно если мила и умна, если хочет

нравиться. Но где она привлекательнее? За арфой, за книгою, за пяльцами, за

молитвою или в кадрили? –Нет совсем! –а за столом, когда она делает салат.

3. Нет ничего скучнее, как жить с человеком, который ничего не любит, ни собак, ни

людей, ни лошадей, ни книг. Что в офицере без честолюбия? Ты не любишь крестов? --

Иди в отставку! а не смейся над теми, которые их покупают кровью. Ты не имеешь

охоты к ружью? -- Но зачем же мешать N. ходить на охоту? Ты не играешь на скрипке?

-- Пусть же играет сосед твой!.. Но отчего есть такие люди на свете? -- от самолюбия.

Поверьте мне,что эта страсть есть ключ всех страстей.

1. Женщины меня бесят. Они имеют дар ослеплять и ослепляться. Они упрямы, оттого

что слабы. Недоверчивы, оттого что слабы. Они злопамятны, оттого что слабы. У них

нет Mezzo termine {Золотой середины (итал). }. Любить или ненавидеть! -- им надобна

беспрестанная пища для чувств, они не видят пороков в своих идолах, потому что их

обожают; а оттого- то они не способны к дружбе, ибо дружба едва ли ослепляется! -- Но

можно ли бранить женщин? Можно: браните смело. У них столько же добродетелей,

сколько пороков.

2. Надобно быть снисходительным и к себе: сделал дурно сегодня, не унывай -

теперь упал, завтра встанешь. Не валяйся только в грязи.

3. Читать -- читается таким образом. 1 -е. Читать и не понимать. 2- е. Читать и

понимать. 3- е. Читать и понимать даже то, что не написано. Большая часть читает

первым образом, но третьим -- всегда мало.

Сцена V.

Поэт: Кругом мрачное молчание, дом пуст, дождик накрапывает, в саду слякоть.

Что делать? Все прочитал, что было, даже «Вестник Европы ». Давай вспоминать

старину. Давай писать набело, экспромтом, без самолюбия, и посмотрим, что

выльется; писать так скоро, как говоришь, без претензий, как мало авторов пишут, ибо

самолюбие всегда за полу дергает и на место первого слова заставляет ставить

другое. Перо немного рассеет тоску мою. И так... Но вот уж я и в тупик стал. С чего

начать? О чем писать? Отдавать себе отчет в прошлом, описывать настоящее и планы

будущего. Но это -признаться -очень скучно.

Что говорить о настоящем! Оно едва ли существует. Будущее... о, будущее для

меня очень тягостно с некоторого времени!

И так, пиши о чем -нибудь; рассуждай!

Рассуждать несколько раз пробовал, но мне что- то все не удается: для меня -говорят

могу рассуждать?

Первыйрезон:мал ростом.

2-й » не довольно дороден.

3-й » рассеян.

4-й » слишком снисходителен.

5-й » ничего не знаю с корня, а одни вершки, даже и в поэзии, хотя

целый век бледнею над рифмами.

6-й » не чиновен, не знатен, не богат.

7-й » не женат.

8-й » не умею играть в бостон и в вист.

9-й » ни в шах и мат.

10-й » ни во что другое

11-й » После придумаю остальные резоны, по которым рассудок

заставляет меня смиряться. Но писать надобно. Мне очень скучно без пера. Пробовал

рисовать - не рисуется; что же делать, научите добрые люди, а говорить не с кем. Не

знаю, как помочь горю. Давай подумаю.

Недавно я имел случай познакомиться с странным человеком, каких много ! Вот

некоторые черты его характера и жизни.

Ему около тридцати лет. Он то здоров, очень здоров, то болен, при смерти

болен. Сегодня беспечен, ветрен, как дитя; посмотришь завтра - ударился в мысли, в

религию и стал мрачнее инока. Лице у него точно доброе, как сердце, но столь же

непостоянно. Он тонок, сух, бледен, как полотно. Он перенес три войны и на биваках

был здоров, в покое - умирал! В походе он никогда не унывал и всегда готов был

жертвовать жизнью. Он служил в военной службе и в гражданской: в первой очень

усердно и очень неудачно; во второй удачно и очень не усердно. Обе службы ему

надоели, ибо, поистине, он не охотник до чинов и крестов.

Он вспыльчив, как собака, и кроток, как овечка. В нем два человека…

Входят двое: белый человек и черный человек

Встают позади поэта спиной друг к другу

Белый: : один - добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив, откровенен до

излишества, щедр, трезв, мил.

Черный: другой человек злой, коварный, завистливый, жадный, иногда

корыстолюбивый, но редко; мрачный, угрюмый, недовольный, мстительный, лукавый,

есть черный -прямойурод.

чудака профиль дурного человека, а посмотришь в глаза, так найдешь доброго:

БАТЮШКОВ Константин Николаевич , русский поэт.

Детство и юность. Начало службы

Родился в старинной, но обедневшей дворянской семье. Детство Батюшкова было омрачено смертью матери (1795) от наследственной душевной болезни. В 1797-1802 он обучался в частных пансионах в Петербурге. С конца 1802 Батюшков служил в Министерстве народного просвещения под началом М. Н. Муравьева, поэта и мыслителя, оказавшего на него глубокое влияние. При объявлении войны с Наполеоном Батюшков вступает в ополчение (1807) и принимает участие в походе на Пруссию (тяжело ранен под Гейльсбергом). В 1808 участвует в шведской кампании. В 1809 выходит в отставку и поселяется в своем имении Хантоново Новгородской губернии.

Начало литературной деятельности

Литературная деятельность Батюшкова начинается в 1805-1806 публикацией ряда стихов в журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, О. А. Кипренский и др.). Оленинский кружок, ставивший своей задачей воскрешение античного идеала красоты на базе новейшей чувствительности, противопоставлял себя как славянизирующей архаике шишковистов (см. А. В. Шишков), так и французской ориентации и культу безделок, распространенному среди карамзинистов. Сатира Батюшкова «Видение на берегах Леты» (1809), направленная против обоих лагерей, становится литературным манифестом кружка. В эти же годы он начинает перевод поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», вступая в своего рода творческое состязание с Гнедичем, переводившим «Илиаду» Гомера.

«Русский Парни»

Литературная позиция Батюшкова претерпевает некоторые изменения в 1809-1810, когда он сближается в Москве с кругом младших карамзинистов (П. А. Вяземский, В. А. Жуковский), знакомится с самим Н. М. Карамзиным. Стихотворения 1809-1812, в т. ч. переводы и подражания Э. Парни, Тибуллу, цикл дружеских посланий («Мои Пенаты», «К Жуковскому») формируют определяющий всю дальнейшую репутацию Батюшкова образ «русского Парни» - поэта-эпикурейца, певца лени и сладострастия. В 1813 он пишет (при участии А. Е. Измайлова) одно из самых известных литературно-полемических произведений карамзинизма «Певец или певцы в Беседе славянороссов», направленное против «Беседы любителей русского слова».

В апреле 1812 Батюшков поступает помощником хранителя манускриптов в петербургскую Публичную библиотеку. Однако начало войны с Наполеоном побуждает его вернуться на военную службу. Весной 1813 он отправляется в Германию в действующую армию и доходит до Парижа. В 1816 вышел в отставку.


Военные потрясения, как и переживаемая в эти годы несчастная любовь к воспитаннице Олениных А. Ф. Фурман, приводят к глубокому перелому в мироощущении Батюшкова. Место «маленькой философии» эпикуреизма и житейских наслаждений занимает убежденность в трагизме бытия, находящая свое единственное разрешение в обретенной поэтом вере в загробное воздаяние и провиденциальный смысл истории. Новый комплекс настроений пронизывает многие стихотворения Батюшкова этих лет («Надежда», «К другу», «Тень друга») и ряд прозаических опытов. Тогда же были созданы и его лучшие любовные элегии, посвященные Фурман,- «Мой гений», «Разлука», «Таврида», «Пробуждение». В 1815 Батюшков был принят в «Арзамас» (под именем Ахилл, связанным с его былыми заслугами в борьбе с архаистами; прозвище нередко превращалось в каламбур, обыгрывающий частые болезни Батюшкова: «Ах, хил»), однако разочарованный в литературной полемике, поэт не сыграл в деятельности общества заметной роли.

«Опыты в стихах и прозе». Переводы

В 1817 Батюшков выполнил цикл переводов «Из греческой антологии». В том же году вышло двухтомное издание «Опыты в стихах и прозе», в котором были собраны наиболее значительные произведения Батюшкова, в т. ч. монументальные исторические элегии «Гезиод и Омир, соперники» (переделка элегии Ш. Мильвуа) и «Умирающий Тасс», а также прозаические сочинения: литературная и художественная критика, путевые очерки, нравоучительные статьи. «Опыты...» укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов. В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой юга Европы, прежде всего, Италии и греко-римской античности. Батюшкову принадлежит и один из первых русских переводов Дж. Байрона (1820).

Душевный кризис. Последние стихи

В 1818 Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию составляла многолетнюю мечту поэта, но тяжелые впечатления от неаполитанской революции, служебные конфликты, чувство одиночества приводят его к нарастанию душевного кризиса. В конце 1820 он добивается перевода в Рим, а в 1821 едет на воды в Богемию и Германию. Произведения этих лет - цикл «Подражания древним», стихотворение «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...», перевод фрагмента из «Мессинской невесты» Ф. Шиллера отмечены усиливающимся пессимизмом, убежденностью в обреченности красоты перед лицом смерти и конечной неоправданности земного существования. Мотивы эти достигли кульминации в своего рода поэтическом завещании Батюшкова - стихотворении «Ты знаешь, что изрек, / прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек?» (1824).

В конце 1821 у Батюшкова появляются симптомы наследственной душевной болезни. В 1822 он едет в Крым, где болезнь обостряется. После нескольких покушений на самоубийство его помещают в психиатрическую больницу в немецком городе Зоннештейне, откуда выписывают за полной неизлечимостью (1828). В 1828-1833 он живет в Москве, потом до смерти в Вологде под надзором своего племянника Г. А. Гревенса.

Нынешний год, как и предыдущий, 2012-й, оказался очень продуктивным для членов Череповецкой городской общественной организации "Батюшковское общество", которую на протяжении последних 10 лет возглавляет член общественного Совета при УДК мэрии г. Череповца Анатолий Николаевич Волков. Установка бюста К.Н. Батюшкова на одноименной улице Череповца в год 200-летия Отечественной войны 1812 года, похоже, вдохновила коллектив единомышленников на новые свершения, и уже весной текущего года увенчалась успехом заявка общества на грант Правительства Вологодской области - "Программа духовного и патриотического воспитания учащейся молодежи «Недаром помнит вся Россия!» (на примере жизни и творчества К.Н. Батюшкова). В рамках программы проведен очередной литературно-театрализованный праздник "Отечески Пенаты", в ходе которого в с. Мякса был открыт на собранные организацией средства памятный знак сестре поэта - Варваре Николаевне Соколовой (Батюшковой). , а в настоящее время близится к завершению творческий конкурс обучающийся молодежи города и Череповецкого муниципального района, посвященный 200-летию участия поэта в заграничных освободительных походах русской армии в Европе против войск Наполеона и покорению Парижа.
Об этом говорилось сегодня на вечере, посвящённом творчеству Константина Николаевича Батюшкова в клубе «Вдохновение». Зрители признались после мероприятия, что сделали для себя открытие. Анатолий Волков прочитал несколько стихотворений Батюшкова и как будто высветил его творчество, которое стало очень понятным, в отличии от того, что читаешь сам. Зрители слушали с огромным интересом. У них появилось желание заглянуть в книгу «Опыты в стихах и прозе» Константина Николаевича и найти те произведения, что раньше прошли мимо незамеченные.
Во время поэтического вечера его участники делились воспоминаниями о том, что каждое знаменательное событие, связанное с увековечиванием памяти нашего великого поэта, сопровождается какими-то особенными природными явлениями. То Батюшков "испытывает" нас на "стойкость", посылая грозу и мокрый снег в самый разгар торжеств, то напротив - освещает солнечным лучом дорогу к своей бывшей родовой усадьбе в Хантаново, то "рисует" в небе гусиное перо и православный крест...

И вновь знак: в этот дождливый ноябрьский вечер после мероприятия А.Волкову раздался обычный телефонный звонок из Вологды, возвестивший о том, что в будущем году, году Культуры, "Батюшковскому обществу" доверено организовать и провести "Батюшковский фестиваль Вологодчины"! Здесь задумано соединить в праздновании дня рождения поэта Батюшкова три его малых родины: Вологду, Даниловское в Устюжне и Хантаново. Поистине знаковое событие, подводящее своеобразный итог 14-летней деятельности организации!

Написано 119 стихотворений, из которых 26 переводов и 6 подражаний. Самые популярные его оригинальные стихотворения: «Выздоровление», «Веселый час», «Мои пенаты», «К Д. В. Дашкову», «Переход через Рейн», «Тень друга », «На развалинах замка Швеции», «Таврида», «Разлука», «Пробуждение», «Воспоминания», «Мой гений», «Надежда», «Умирающий Тасс», «Вакханка», «Из греческой антологии».

Прозаических произведений у Батюшкова 27 (с 1809 – 1816 г.), отличающихся стилистическими достоинствами. Главные из них: «Отрывок из писем русского офицера из Финляндии», «Похвальное слово сну», «Прогулка по Москве», «О поэте и поэзии», «Прогулка по академии художеств», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (которому он придавал большое значение), «О сочинениях Муравьева», «Вечер у Кантемира», «Нечто о морали, основанной на философии и религии». Нельзя не упомянуть о «записной книге Батюшкова под названием: «Чужое – мое сокровище». В этой книге много переводного, но также и разных воспоминаний, набросков, самостоятельных мыслей, не лишенных интереса.

Константин Николаевич Батюшков. Портрет работы неизвестного художника, 1810-е

Такое же почти значение имеет переписка Батюшкова с друзьями, особенно с Гнедичем , которому было написано 85 писем. Из шуточных произведений Батюшкова наиболее известны «Видение на берегах Леты» и «Певец во стане славяноруссов». Оба посвящены осмеянию партии «Беседы» с Шишковым во главе.

Главная заслуга Батюшкова состоит в выработке стиха; он вполне овладел гармонией его и понял, что учиться ей надо у итальянских поэтов, страстным поклонником которых он был всегда. Постоянными образцами для переводов являлись: Касти, Петрарка , Тибулл , Парни , Тассо , идеалом же Батюшкова был Ариосто . «Возьмите душу Вергилия , пишет он, воображение Тасса, ум Гомера , остроумие Вольтера , добродушие Лафонтена , гибкость Овидия – вот Ариост». Белинский писал о Батюшкове: «Такие стихи и в наше время превосходны, при первом же своем появлении они должны были породить общее внимание, как предвестие скорого переворота в русской поэзии. Это еще не пушкинские стихи, но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских». Он «уготовил пути» для Пушкина, первые произведения которого – подражания Батюшкову. Юноша Пушкин находил неблагозвучие в стихах Жуковского и, добиваясь совершенства, подражал Батюшкову.

КОНСТАНТИН БАТЮШКОВ. "Надежда". Библейский сюжет. Видеофильм

Не надо забывать, что если Карамзин имел таких предшественников, как Фонвизин и Державин , то Батюшков не имел никого и совершенно самостоятельно вырабатывал гармонию стиха Поэзия его отличается необыкновенною искренностью. «Живи, как пишешь, (говорит он) и пиши, как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы». Этому идеалу Батюшков остался верен в течение всей своей жизни.

Поэзия его носит отчасти нерусский характер, оторванный от родной почвы. Влияние итальянских поэтов сказалось в эпикурейском направлении лиры Батюшкова. Удалению от мотивов, более свойственных русской природе, способствовала борьба еще с шишковистами, которые глубоко возмущали поэта. «Любить отечество должно; кто не любит его, тот изверг. Но можно ли любить невежество? Можно ли любить нравы и обычаи, от которых мы отдалены веками и, что еще больше, – целым веком просвещения?»

Поэзия Батюшкова, отличавшаяся искренностью, находилась в тесной связи с его личной жизнью. Как жизнь его вплоть до вступления в милицию, так и поэзия была бессодержательна. После же того, как пережил войну, путешествовал за границею, поэзия его получает более серьезное направление («