Вывоз рабов из африки. Как это сделано, как это работает, как это устроено


Работорговля в современном мире.

Когда речь заходит о работорговле, то большинство людей, наверняка, вспоминает о темнокожих рабах, которых вывозили из Африки. Но на самом деле торговля людьми появилась в истории гораздо раньше, и с ней связано множество шокирующих фактов.

1. Месопотамский кодекс Хаммурапи


Первое упоминание о работорговле найдено в Месопотамском кодексе Хаммурапи.

Одно из первых упоминаний о рабстве было найдено в Месопотамском кодексе Хаммурапи (около 1860 г. до н.э.). Стоит отметить, что раньше у охотников-собирателей, у которых не было письменности, рабство не было очень популярно, поскольку оно требует социальной стратификации.

2. Пирамиды Египта


Рабство и строительство египетских пирамид.

С начала цивилизации (после охотников-собирателей) рабство сыграло огромную роль в жизни общества: от строительства пирамид в Египте до рабства в Англии. Фактически, на рубеже XIX века, по современным оценкам, 3/4 мира оказались в ловушке рабства против их воли (речь идет о различных формах рабства или крепостного права).

3. Аравийский полуостров


Работорговля на Аравийском полуострове.

Первая крупномасштабная работорговля возникла у арабов. В VII веке начался вывоз рабов из Западной Африки на Аравийский полуостров. Некоторые историки считают, что арабская работорговля стала возможным источником предрассудков в отношении темнокожих африканцев к югу от Сахары, которые существуют и поныне.

4. Португалия


Работорговля в Португалии.

Португальцы первыми начали перевозить рабов через Атлантику в XVI веке. В течение следующих 4 столетий именно они были основными «поставщиками» рабов. Фактически, к тому времени, как рабство было отменено в XIX веке, почти половина всех рабов, перевезенных через Атлантику, были отправлены в португальские колонии, такие как Бразилия.

5. Западная Африка


Работорговля в США.

Хотя большинство людей думает, что больше всего рабов вывезли на британских судах из Западной Африки в Соединенные Штаты, на самом деле это лишь немногим более 6% всех рабов.

Подавляющее большинство рабов (примерно 60%) было отправлено в испанские и португальские колонии в Южной Америке. Большинство оставшихся рабов (около 30%) были доставлены в Карибский бассейн британской, французской и голландской империями.

6. «Торговый треугольник»


«Торговый треугольник»: Новая Англия, Карибский бассейн, Западная Африка.

Что интересно, на основе работорговли был создан так называемые «Торговый треугольник». Как можно догадаться по названию, это подразумевает собой торговлю между тремя отдельными регионами.

Изначально брали рабов в Западной Африке и обменивали их на сырьевые товары в Карибском бассейне. Потом это сырье и драгоценные изделия меняли на промышленные товары в Новой Англии, а затем промышленные товары снова меняли на рабов в Западной Африке.

7. 12 миллионов рабов


Между XVI и XIX веками 12 миллионов рабов были перевезены через Атлантику.

По оценкам историков, около 12 миллионов африканских рабов были перевезены через Атлантику между XVI и XIX веками. Около 1,5 миллиона человек погибли на судах во время перевозки, а 10,5 миллионов были проданы в рабство, в основном в Карибском бассейне. Помимо этого, 6 миллионов были проданы азиатским торговцам рабами, а еще 8 миллионов были предназначены для работорговцев в самой Африке.

8. Только побережье


Работорговля велась только на побережье.

Около 4 миллионов других рабов погибли во время того, как их принудительно «сгоняли» из глубинки Африки к побережью. Поскольку европейцы, как правило, боялись забираться слишком далеко вглубь континента (из-за болезней), рабов доставляли на побережье, где уже и продавали работорговцам.

9. «Фактории»


20 миллионов человек прошли через фактории.

Когда-то на побережье рабов держали в больших фортах под названием «фактории». По оценкам историков, из 20 миллионов рабов, прошедших через фактории, в них погибло около 4% (820 000 человек).

10. Корабли работорговцев


Корабли работорговцев вмещали от 350 до 600 человек.

Капитаны кораблей работорговцев грузили на свои корабли от 350 до 600 человек. В итоге рабов перевозили в такой тесноте, что они едва могли передвигаться после 2-месячного рейса через Атлантику. Многие умирали от болезней, потому что спали в своей моче и кале.

Другие совершали самоубийство, сбегая из трюма и прыгая за борт. Даже матросам не нравилось работать на кораблях работорговцев, так как многие погибали от болезней. Это было выгодно с точки зрения прибыли, поскольку капитану корабля приходилось платить меньшему количеству людей.

11. Сахарные плантации Бразилии


Сахарные плантации - основная причина работорговли.

Сахарные плантации были причиной того, что около 84% рабов были привезены в Новый Свет. Подавляющее большинство из них оказалось в Бразилии.

12. Африканские рабы


Африканских рабы - жертвы прогресса в судостроении.

Так почему же европейцы покупали именно африканских рабов. Если пояснить в двух словах, то причиной были технологии. Хотя было бы дешевле порабощать других европейцев, прогресс в технологии судостроения позволил начать порабощать людей на другом континенте.

13. Американский юг


На обычной плантации американского юга в среднем работало менее 100 рабов.

Плантации на американском юге (на которых обычно работало менее 100 рабов) были намного меньше по размеру по сравнению с плантациями в Карибском бассейне и Южной Америке (на каждой из них обычно трудилось более 100 рабов). Это привело к высоким показателям заболеваемости на больших плантациях Южной Америки.

Показатели смертности в Карибском бассейне и Бразилии были настолько высокими, а уровень рождаемости был настолько низким, что количество рабов не могли поддерживать на одном уровне без постоянного притока новых людей из Африки. В США коэффициент рождаемости рабов был почти на 80% выше.

14. Уровень рождаемости


Уровень рождаемости среди рабов в США был на 80% выше.

К 1825 году высокий уровень рождаемости среди рабов в США привел к тому, что почти четверть всех чернокожих людей в Новом Свете жили в Соединенных Штатах.

15. Рабство сегодня


Сегодня на планете 50 миллионов рабов.

Все государства Земли «официально» запретили рабство, но оно по-прежнему остается огромной проблемой. Сегодня в мире действительно больше рабов, чем когда-либо в истории. По некоторым оценкам, в современной кабале живут до 50 миллионов человек.

Большинство из этих рабов находятся в южной Азии (более 20 миллионов), но все остальные страны Азии, Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока также имеют высокий уровень рабства.

Мы подарили королю корабль «Клеопатра». На нем семнадцать пушек, три мачты, семиярусный трюм в каждый ярус можно набить триста рабов. Правда, они не могут стать во весь рост, да это им и не нужно. Двадцать четыре дня просидеть в таком ярусе, а потом попасть на свежий воздух плантаций – не так уж страшно. Мы подарили королю этот корабль. Четыре раза в год черное дерево – королевский товар – перевозится на нем от берегов Либерии на Гваделупу, Мартинику и Гаити. Это верный доход его величества, более верный, чем королевские домены Франции.

(Виноградов. Черный консул).

Корабли, подобные "Клеопатре", описывали огромный треугольник в Атлантике: от берегов Европы к западноафриканскому побережью, оттуда – к американским берегам, и оттуда – снова в Европу. На Африку шли, в основном, загруженные ромом, там, на огромной территории от Гвинейского залива до Белого Нила, приобретали рабов, и везли их на поля хлопчатника и табака в США, плантации сахарного тростника и кофе на Кубе, мексиканские и бразильские рудники. Домой возвращались с «колониальным» товаром – сахар, патока, кофе, рыба, ценные породы деревьев и т. п.

В Восточной Африке работорговлей издавна занимались арабы. Здесь сложилась своя торговая цепочка: Восточная Африка – Индия – страны Ближнего Востока (Персия, Турция, Левант). Веками на Занзибаре, в Софале, Момбасе и Малинди функционировали невольничьи рынки. В XVI в португальцы захватили все восточноафриканские порты и построили свой административный центр – форт Мозамбик. Тем самым в цепи португальских владений был надолго замкнут Индийский океан. Позднее из этого региона их вытеснили голландцы и англичане. Западное же побережье, напротив, было «ничьим». Отсюда торговали и португальцы, и голландцы и англичане, даже датчане и шведы строили свои фактории (а рядом с факторией всегда высился форт). Люди, как ни страшно это звучит, были основной долей экспорта из Африки, и лишь на втором месте значились золото и слоновая кость.

Начиная с середины XVI в рабы с западного побережья «шли» на Америку, где уже (!) остро чувствовалась нехватка индейцев. По самому грубому подсчету, существенно колебавшемуся по годам, с западного побережья увозили по 100 тыс. чел. в год .

Прибыль в 500% считалась нормальной – как и гибель в пути трети рабов в партии. На работорговле наживались судостроители и банкиры, плантаторы и виноделы, страховые компании и суконные фабрики, всевозможные маклеры, перекупщики и посредники. В Африке за рабов охотно брали не только оружие и ром, но и просто железные и медные бруски, даже раковины-каури и стеклянные бусы! Рабов выгружали в Рио, Баие, Пернамбуку, Монтевидео, на английском Барбадосе, голландском Кюрасао, датском Сен-Томе, в нидерландской и британской Гвианах, на побережье Новой Испании, Вирджинии и Каролины, на всех островах Вест и Ост-Индии. Только в Южной Африке шел обратный процесс – европейцы ввозили сюда индийцев из своих восточных колоний для работы на сахарных плантациях. Помимо «законной» торговли существовала и контрабандная, которой занимались сами колонисты на своих кораблях. Если англичане или испанцы перехватывали такой корабль, они не церемонясь вешали каждого третьего в команде и реквизировали судно, а для рабов, запертых внизу, эти события оставались неизвестными и ничего не значащими.

Различали торговлю «в факториях» и торговлю «с корабля». В первом случае пользовались услугами огромного числа прибрежных рынков, работавших 6 дней в неделю, таких как Аккра, Лагос, Лоанго, Луанда, Бенгела, Сеута, Оран, Алжир, Маюмба, Малембо, Кабинда. Особой популярностью пользовались устья таких рек как Бонни и Калабар (Бенинский залив). Но опустошались не только прибрежные районы и речные бассейны, как можно подумать. Даже в самых глубинах континента люди не чувствовали себя в безопасности. Невольников захватывали везде, и невзирая на дальность пути, тащили на побережье – в Анголу, Конго, Видах, на Золотой Берег, Сенегал, Сьерра-Леоне.

При «торговле с корабля» нужно было ждать минимум три месяца, крейсируя вдоль побережья (пока на берегу захватят нужное количество), но и цена была минимальной (если уж человек был захвачен вдали от рынка, продавцу в любом случае надо было его продать). Люди боялись выходить из дому, если поблизости был виден невольничьий корабль. Те, кого захватили, боролись до конца: бежали по суше, нападали на охрану, прыгали с лодок в море, поднимали бунт на увозивших их кораблях. Примечательно, что на судах, как правило, европейцы, находясь в подавляющем меньшинстве, жестоко расправлялись с восставшими, но даже если негры и побеждали, они все равно проигрывали судьбе – управлять кораблем они не умели и погибали в море.

Ливингстон пишет:

"самая страшная из болезней, какую я наблюдал в этой стране, по-видимому, «разбитое сердце», ею заболевают свободные люди, захваченные в плен и обращенные в рабство… Эти негры жаловались только на боль в сердце и правильно указывали его местоположение, кладя на него руку".

Как же немногочисленные команды с европейских судов, имевшие ограниченный запас воды и провизии (нужно было еще рассчитывать прокормить «товар» на обратном пути), с весьма несовершенными по тому времени ружьями, без проводников, без иммунитета к малярии, без языков смогли добраться до самого сердца Африки и обескровить его?

Секрет прост. Им и ненужно было это делать. Всех (или почти всех) невольников приводили сами африканцы. Они знали, что белые отдают свои удивительные товары только за людей или слоновые бивни. Вот и посудите, кого легче поймать – человека или слона.

П равда, человека нужно захватить живым…

Самые воинственные племена без труда справлялись с этим, захватывая на войне “заказанное” число голов. Те, что послабее, отдавали в рабство своих соотечественников. Даже обычаи африканских племен со временем приспособились к требованиям работорговли, и за все проступки виновного ждало одно наказание: продажа в рабство. Единственным исключением было долговое рабство: оно отбывалось внутри племени, во-первых, потому что имело личную направленность, во-вторых, потому что его можно было отработать.

Самое жуткое в истории работорговли, это то, что европейцам удалось сделать ее частью жизни африканцев, притупить в них сознание того, что это не просто страшно, а неприемлемо . Работорговля стала чем-то обыденным, как жизнь и смерть (все стараются избежать смерти, но никто ведь не протестует против нее как таковой). Многие племена жили работорговлей, а такие как ашанти и фанти, дагомейцы и эве жестоко сражались между собой за право быть главным партнером белых в торге людьми. Показательна судьба племен андоне, которые наживались на продаже людей в рабство, а затем, когда торговые точки на побережье переместились, сами стали предметом охоты.

В начале XIX в Британия официально запретила работорговлю. Это было сделано по простой причине: поскольку к этому времени британцы уже активно продавали миру хлопок, им нужно было как-то ослабить конкурирующие с ними (руками рабов) североамериканские соединенные штаты (САСШ). Английский хлопок выделывали поденщики из Индии и, позднее, Египта, в Америке над хлопком трудились чернокожие рабы. Поэтому англичане рьяно поднялись против перевозок негров из Африки за океан.
Заметим, что, во-первых, отмена работорговли еще не означала отмены рабства . Во-вторых, немедленно началась контрабандная работорговля, принявшая тот же, если не больший размах. Особенно рьяно стали вывозить африканских женщин (своя логика в этом была). С большой неохотой к запрету вскоре присоединились некоторые другие страны, в том числе США, Португалия отказалась его признать, а ряд других стран согласился с ним за… выкуп, уплаченный Британией (поистине, вот уж позорные страницы истории человечества).
Английские корабли, согласно международным договорам, получили право обыскивать все иностранные суда на предмет наличия рабов. При появлении патрульных одни работорговцы поднимали чужой флаг (как правило, португальский), другие сбрасывали живые «улики» за борт, третьи уходили за экватор (южнее экватора англичане не имели права преследовать чужие корабли) или даже бросались на абордаж. Невольничьи суда США заранее брали на борт какого-нибудь испанца, который при приближении патруля, поднимал испанский флаг и общался с преследователями по-испански (всё для того, чтобы уйти от ответственности по американским законам, предусматривавшим смертную казнь для занимающихся работорговлей).

Конец работорговле положил, как ни странно, колониальный захват Африки. Рабочие руки стало выгоднее оставлять дома, кто-то должен был работать на захваченных территориях. Это событие совпало с гражданской войной в США, отменой рабства Линкольном и потерей самого большого, североамериканского рынка рабов. Только благодаря этому к концу XIX в работорговля пошла на убыль и затихла.

Но горькая чаша Африки еще не была испита до дна. Теперь белые не забирали африканцев к себе. Теперь они забирали у них землю из-под ног.

Число жертв работорговли, составило около 100 млн. чел. за 4 столетия. Эта цифра выведена с учетом того, что в рабство удавалось увести не более одного из двух, на которых было совершено нападение, а до побережья добирался один из пяти. Большое количество людей погибало в пути, в битком набитых трюмах, умирая от мгновенно распространявшихся болезней или плохой кормежки (но рабов с точки зрения работорговцев было опасно кормить хорошо).

Рабство является одной из самых неприятных и позорных страниц в человеческой истории. Стоит отметить, что, хотя само рабство появилось очень давно, массовое распространение оно получило с того момента, когда европейцам на колонизированных территориях понадобилась дешевая рабочая сила и было решено использовать темнокожих рабов из Африки. Вот несколько фактов о рабстве и работорговле из которых можно увидеть масштабы этого явления.

15 ФОТО

1. Одно из первых упоминаний о рабстве встречается еще в мессопотамском кодексе Хамурапи, датируемым примерно 1860 годом до н.э.
2. С начала развития цивилизации рабство сыграло огромную роль в жизни общества. Усилиями рабов были построены многие из древних сооружений, таких как египетские пирамиды, также работорговля являлась одним из источников финансовой мощи Британской империи.
3. Первой крупномасштабной работорговлей в истории была арабская работорговля. Это началось в VII веке, тогда рабов привозили из Западной Африки на аравийский полуостров.
4. Самой известной является Трансатлантическая работорговля, которая началась в XV веке и продолжалась до XIX века.
5. Португальцы впервые присоединились к работорговле в XVI веке и с тех пор были самыми активными ее участниками. Фактически половина всех рабов, проданных в Трансатлантической работорговле, была отправлена в португальские колонии, такие как Бразилия.
6. По оценкам историков, около 12 миллионов африканских рабов были проданы во время Трансатлантической работорговли с XVI по XIX век. За это время около 1,5 миллиона человек из них погибли на судах во время перевозки, а 10,5 миллионов были проданы в рабство.
7. Около 4 миллионов рабов погибли во время изнурительных маршей, когда их доставляли из отдаленных частей страны к побережью Африки, чтобы погрузить на корабли.
8.На побережье рабов держали в больших фортах. По оценкам историков из 20 миллионов рабов, прошедших через эти форты, погибли не менее 800 тысяч человек.
9. Капитаны кораблей, перевозивших рабов, принимали на борт от 350 до 600 человек «живого товара». В помещениях, где держали рабов, было настолько тесно, что жертвы едва могли передвигаться во время двухмесячного рейса через Атлантику. Многие умерли от болезней, другие, не выдержав ужасных условий, покончили с собой, выпрыгнув за борт корабля.
10. По прибытии в Америку рабов отправляли в «сезонные лагеря». Из-за дизентерии в этих лагерях погибло почти 5 миллионов человек.
11. Примерно 84% рабов были привезены в Новый Свет для работы на сахарных плантациях. Большая часть из них оказалась в Бразилии.
12. Плантации на североамериканском юге меркнут по сравнению с плантациями в Южной Америке и странах Карибского бассейна. Тяжелая работа на огромных плантациях приводила к высоким показателям смертности и рабовладельцам постоянно приходилось покупать новых рабов из Африки. 14. Несмотря на освобождение темнокожих рабов, они еще долгие десятилетия сталкивались с ограничениями в правах, ярким свидетельством чему был запрет на межрасовые браки.
15. Хотя все существующие на сегодняшний день правительства официально запретили рабство, оно до сих пор остается огромной проблемой. По некоторым оценкам, до 50 миллионов человек находятся в рабстве или в условиях, приближенных к рабскому положению.

Груз - «черное дерево»

Десяток ружей с боеприпасами, пачка табака и бутылка рома. . Тучному, с кольцами на руках, в ушах и в носу вождю, пыхтящему длинной трубкой, такое вознаграждение за 150 молодых, сильных гвинейцев казалось слишком малым. Он требовал добавки.

Голландец,- капитан шхуны, бросившей на рейде якорь, вытащил в конце концов из кармана дешевые часы. Его торговый партнер долго смотрел на них, не зная, что с ними делать. Однако металлический блеск и тиканье внутри привели его в восторг. Сделка состоялась.

Но не весь груз «черного дерева» дошел до Южных штатов. Закованные в цепи гвинейцы нарушили расчеты работорговцев. Они взбунтовались против своих мучителей. Правда, им не удалось взять верх на палубе, но они забаррикадировались в трюме. Их попытались «выкурить». Тщетно. С тяжелым сердцем - как-никак, это был его бизнес - капитан, "под нажимом своего дрожащего от страха экипажа, решился открыть стрельбу в люки из судовой пушки. . .

Этот инцидент, с потрясающей силой описанный в рассказе Мериме «Таманго», в эпоху торговли черными невольниками вовсе не казался чем-то из ряда вон выходящим. Однако в большинстве случаев беспощадные методы обращения с живым товаром себя оправдывали, и невольничьи транспорты благополучно достигали своей цели. Миллионы африканцев были принудительно перевезены в Америку и эксплуатировались там самым безжалостным образом. Эта самая постыдная глава в истории капиталистических морских держав, начавшаяся еще в первой половине XVI в. в африканских колониях Португалии, завершилась лишь в XIX в.

Черные рабы в течение столетий были самым выгодным товаром. В любое время года шли невольничьи суда маршрутом «мидл пасидж» - от Западной Африки к Центральной Америке. Торговля невольниками, с каждым годом все более рискованная, отразилась даже на судостроении: чтобы уходить от преследования работорговцам понадобились самые быстроходные суда. Стройность и легкость конструкции этих; судов покупалась ценой сокращения объема трюмов, поэтому условия транспортировки становились для несчастных африканцев все более невыносимыми. В качестве помещения для живого груза капитаны использовали даже тесные междупалубные пространства, где пленники могли только лежать. Укладывали их настолько плотно друг к другу, что на площади 30x10 м2 иногда находилось более 300 человек. Понятно, что смертность при таких условиях была колоссальной, тем более, что «черный товар» еще до погрузки на суда был измотан долгой дорогой из внутренних районов Африки к западному побережью.

И еще один, ставший достоянием гласности случай демонстрирует беззастенчивость торговцев людьми. Когда один капитан узнал во время плавания, что среди рабов вспыхнула болезнь, он приказал выбросить в море 132 африканца. Аргументируя свой поступок тем, что он спас таким способом остальной «груз», капитан получил за потерянный «товар» страховую премию, которая не полагалась бы ему, если бы люди просто умерли от болезни.

Несмотря на значительные потери, торговцы все равно срывали огромный куш; каждый из оставшихся в живых приносил прибыль в 4000 долларов. Торговля живым товаром, которая в подобной форме практиковалась несколько столетий, была весьма доходным источником «первоначального накопления» капитала. Правящие классы не находили в этом бизнесе ничего зазорного. Отдельные особенно жестокие и бессовестные работорговцы, которым удалось быстро сколотить богатство, пользовались даже благосклонностью британской короны. На этих джентльменов смотрели как на способных предпринимателей, которые вместо добычи сырья или ведения фабричного производства занимались добычей рабочих рук.

В 1713 г, на основании Утрехтского мирного договора Англия получила исключительное право на торговлю рабами с испанскими владениями в Южной Америке и Вест-Индии. Колоссальные состояния семей, и по сей день составляющих правящую верхушку Англии и Франции, были сколочены в те времена на торговле людьми. Монопольное право на поставку рабов в собственные колонии и заокеанские владения Испании привело к тому, что в английских гаванях образовались целые невольничьи флоты В течение первой половины XV1II! в. один только Бристоль снарядил для перевозки невольников от 80 до 90 судов. С середины века главным центром бизнеса на «черном дереве» стал Ливерпуль. К концу столетия невольничий флот Ливерпуля вырос дб 150 судов. Первый миллионер этого города, банкир и мэр Томас Лейленд, заработал на каждом невольнике в среднем по 43 английских фунта.

Однако к этому времени традиционный рабский труд начал уже себя изживать. Под давлением революционного и национально-освободительного движения буржуазные колониальные державы отменили к началу XIX в. рабство в Европе. Вскоре они оказались вынужденными распространить формально этот запрет и на свои колонии. В США некоторые штаты также запретили всякое рабство, а в соответствии с одним из федеральных законов 1808 г. работорговля с Африкой каралась даже тяжелым наказанием.

Однако в 1793 г. была изобретена хлопкоочистительная машина. За короткий срок в Южных штатах в бешеном темпе выросли огромные хлопковые плантации. Рабский труд снова стал выгодным. Спрос на рабов сразу сильно возрос и работорговцы опять начали получать колоссальные барыши. Свой «товар» они доставляли через Атлантику, сначала в Вест-Индию, а уже оттуда-в штаты, где еще сохранялось рабство.

Если в Соединенных Штатах общественность, казалось, смирилась с подобным положением, то такие великие морские державы, как Англия и Франция, под давлением общественного мнения, а также и из конкурентных соображений, попытались с помощью своих флотов воспрепятствовать торговле «черным деревом». В 1830 г. Англия объявила работорговлю вне закона, а в 1845 г. Джон Буль постановил считать продажу рабов за море пиратством.

Это, конечно, осложнило торговлю невольниками, но уничтожить ее не смогло, ибо потребность в «живом шоколаде» (циничное жаргонное название рабов-негров) была высокой, а цены на него, из-за большого риска - еще выше. В эти времена была сложена «невольничья шанти»:

О, был ли ты, парень, на Конго-реке,

Блоу, бойз, блоу! Где жмет лихорадка людей в кулаке?

Блоу, бойз, блоу! Там янки распарывал штевнем волную

Блоу, бойз, блоу, И мачты его упирались в луну,

Блоу, бойз, блоу! Был Джозеф святой капитаном на нем,

Блоу, бойз, блоу, Все негры его почитали отцом,

Блоу, бойз, блоу! Сто «черных овечек» попались ему,

Блоу, бойз, блоу. Портов сторонился он, словно в чуму,

Блоу, бойз, блоу!

После того, как англичане расставили на «мидл пасидж» свои сторожевые корабли и без долгих слов начали расправляться с капитанами невольничьих судов, янки пустили в игру последний козырь - балтиморские клиперы с гоночными лиселями, которые специально для этой цели, собственно, и были сконструированы.

Однако воспользоваться лучшими мореходными качествами этих клиперов удавалось не всегда, особенно если внезапно наступал штиль. Тогда начинали говорить пушки. Невольничьи суда были великолепно вооружены. Казалось, что снова возродились времена карибского пиратства. С той, однако, разницей, что на сей раз атакующий выступал в роли охранителя порядка.

Обе стороны несли большие потери в людях. Но истинными жертвами оказывались невольники, ибо их жизнь находилась теперь под еще большей угрозой. Спасти их могло только одно - если белые перебьют друг друга в абордажных схватках или в драках, возникавших порой среди трофейных команд после захвата судна. Нередко погоня приводила к преждевременной смерти всего судового «груза»: застигнутые с поличным работорговцы предпочитали лучше выбросить рабов вместе с цепями с непросматриваемой стороны судна за борт, чем угодить самим на пожизненную каторгу.

В такой обстановке перевозка невольников оправдывала себя лишь в том случае, если можно было увеличить численность перевозимых рабов. А это означало, что в стройные корпуса клиперов заталкивали еще большее число несчастных, чем раньше. С купаньем и прогулками по палубе было покончено, равно как и с танцами и песнями. В твиндек невольничьего судна длиной 28 м и шириной 7,6 м втискивали до 650 рабов. И это на рейс в 6000 км при скорости 5-6 узлов и температуре 30°С в тени! Страдания загнанных в эту душегубку людей трудно себе представить. Более половины их не доживали до конца рейса.

Торговля невольниками стала на «мидл пасидж» нерентабельной лишь после того, как в распоряжении сторожевой службы оказалось несколько самых быстроходных клиперов, захваченных в качестве приза. Многих капитанов невольничьих судов сослали на каторгу, а кое-кого даже повесили. Оставшиеся суда превратили в «кули-транспорты», на которых доставляли дешевую индийскую и китайскую рабочую силу на тропические сахарные и хлопковые плантации, То, что многие из этих кули попадали туда далеко не по своей воле, следует хотя бы из того, что именно в те времена возникло слово вашанхаить, что означало - принудительно доставить человека на борт.

На востоке Танзании расположено побережье Индийского океана. Его ещё называют побережьем суахили. Суахили - эта уникальная этническая группа, возникшая в результате ассимиляции арабов из Шираза среди местного чёрнокожего населения. В прошлых веках суахили прославились на весь мир в качестве предприимчивых торговцев. И поныне побережье суахили - это мировое лицо танзанийской коммерции. В древности из многочисленных портов отплывали корабли, заполненные слоновой костью, рогом носорога, черепашьими панцирями, железом, солью, текстилем, мангровой древесиной, рыбой и золотом со всей Африки. Но не слоновая кость и не золото были изюминкой успешных африканских предпринимателей. Одной из самых доходных областей экономики суахили являлась работорговля. И даже после того, как официально торговля рабами была запрещена во всём мире, коммерческие рабовладельческие пути через побережье суахили ещё долго продолжали нелегально функционировать.

Национальном парке Садани и о городе Багамойо

Система работорговли развилась в 15 веке и оказалась весьма прибыльным делом. Рабов продавали за деньги, их обменивали на продукты других колоний. Основные рынки рабов в Восточной Африке находились на побережье суахили, куда ежедневно прибывали специальные караваны. Путь к Индийскому океану из глубин Чёрного континента занимал от трёх до шести месяцев. Рабы шли пешком, связанные по рукам и с наложенными на шеи деревянными колодками. Тех, кто по причине истощения, болезни или какой-нибудь раны не мог двигаться дальше, убивали на месте. Далее, на прибрежных рынках рабов, европейцы, арабы, американцы покупали этих несчастных за бесценок и разбирали по кораблям. Огромное количество рабов погибало в трюмах от тесноты, темноты, болезней, плохого питания. До пункта назначения в результате такой продуманной транспортировки добирался живым один из пяти рабов. Цена раба на каждом звене торговой цепочки возрастала в несколько раз, не только покрывая издержки, но и давая отличную прибыль от работорговли. Торговля рабами была настолько прибыльным занятием, что за монопольное право на неё сражались целые государства.

На побережье суахили самым известным центром работорговли был город-порт Багамойо. В переводе с суахили Bwagа moyo означает «здесь я оставляю своё сердце». Это образное название отражает отчаяние несчастных, которых ждал в Багамойо рынок рабов, а затем путь в неизвестность, вдаль от родного континента. Сначала на месте Багамойо существовало небольшое поселение. Но поскольку потребность мирового рынка в рабах была велика, а местная природная гавань идеально подходила для судоходства и мореплавания, то в итоге здесь развился целый город, гигантский перевалочный пункт в поставках между Африкой и остальными частями света. Только через один этот порт на побережье суахили в год проходило 50 тысяч рабов. В основном, это были невольники с Мозамбика, озера Ньяса, Уганды, восточных регионов Конго.

Уже в конце 18 века у работорговли появились противники. Это были страстные люди, искренне верившие в идею свободы для всего человечества. И в первую очередь эти свободолюбцы бросились со своими проповедями туда, где процветали самые известные рынки рабов на планете. Так, в Багамойо появились духовные отцы из Французского Миссионерского Братства, основавшие Деревню Свободы (Freedom Village) и Католическую Миссию. Одна из основных заповедей Братства гласила: «Борись с рабством и работорговлей, выкупая как можно больше рабов». И миссионеры выкупали рабов, а потом давали им свободу. Как правило, выкупали детей, потому что они стоили дешевле. В результате этой дешевизны получалось спасти больше человеческих душ. Выкупленные рабы могли остаться в Деревне Свободы, а могли отправиться, куда пожелают. Большинство оставалось. Вскоре в Деревне Свободы обитало уже 300 детей и около 30 взрослых замужних пар. Миссионеры учили суахили, как в обычной церковной школе, читать, писать, молиться по-христиански, а также азам всевозможных полезных профессий. Жители Деревни Свободы были фермерами, садоводами, портными, плотниками, строителями и малярами. У них была своя административная структура и свой свод законов. Нельзя сказать, что жизнь в замечательной Деревне Свободы протекала безоблачно. Вспышки холеры и малярии, а также ужасные циклоны регулярно уносили с собой жизни как освобожденных от рабства, так и самих освободителей. Но, несмотря на все эти невзгоды, Деревня Свободы была первой ласточкой надежды на побережье суахили, свидетельствующей о наступлении новых времён.

Внимание! Под этой статьёй читай практическую информацию - какие , а также о Национальном парке Садани и о городе Багамойо , древнем центре работорговли.

В 19 веке работорговлю стали запрещать на законодательном уровне одна за другой цивилизованные страны мира. В 1807 году такой закон издал английский парламент. В 1865 году в США, на одном из основных потребительских рынков работорговли, была принята 13-я поправка к Конституции, отменившая рабство на всей территории государства. В 1886 году запретили работорговлю на Кубе. В 1888 году - в Бразилии. Конвенция же о полном запрещении рабства и работорговли во всём мире была принята Лигой наций только в 1926 году.

Официально торговля рабами канула в лету. Однако в Багамойо детишек до сих пор по вечерам пугают сказками о злых дядях, которые нелегально зарабатывают торговлей рабами с побережья суахили. В таких злых дядь легко поверить даже в 21 веке, поскольку вся атмосфера города проникнута духом работорговли. Можно сказать, что ни в одном из населенных пунктов Танзании она так явно не витает в воздухе, как в Багамойо. Древние кандалы, впаянные в камни.. Арабский форт, в подземных туннелях которого толпы рабов ждали своей участи.. Кладбища безвременно погибших.. Однако действительно ли детские страшилки - это только сказки? Работорговлю в прошлом веке запретили, но результата это не дало. Жестокая эксплуатация людей процветает и в наши дни. Есть даже специальный термин «трафикинг», что означает торговлю людьми. Чаще всего торгуют детьми, подростками и женщинами. По оценкам ЦРУ только 2% трафикинга приходится на долю мужчин. Такое половое и возрастное предпочтение в современной торговли рабами связано с требованиями к пассивности и слабости рабов. Детей и женщин легче превратить в бесправных жертв в чужой стране. К ним можно применить физическое насилие и психологическое давление и не встретить сопротивления. Современная работорговля поставляет живой человеческий материал для потогонных производств, для сельскохозяйственных работ, для домашнего рабства, для донорства и трансплантации органов, для принудительного замужества, для принудительной беременности и вынашивания детей, для фиктивного усыновления, для наркоторговли, для бесплатной работы в сфере интимных услуг.

Транснациональные сети работорговцев раскинулись широко. Все страны мира распределены на «поставщиков рабов» и «получателей рабов». К сожалению, как и в прошлые века, страны Африки относятся к первой категории. По данным ООН, 12 миллионов человек в мире живут в рабстве. Однако некоторые источники считают эти сведения лишь верхушкой айсберга. Они утверждают, что жертвами современной работорговли стали более 200 миллионов ныне живущих на планете людей. Для сравнения: общие демографические потери Африки от работорговли за 15-19 века оцениваются в 48-80 миллионов человек. Европол (полицейская организация ЕС) утверждает, что торговля рабами ежегодно приносит транснациональной преступности 19 миллиардов долларов прибыли.

Проблема борьбы с работорговлей не решена и поныне. И неизвестно, чем закончится интенсивная борьба с ней. Слабая законодательная база позволяет многим преступникам уходить от ответственности. Но закон - это не единственное решение проблемы. Работорговля становится возможной также, благодаря низкому культурному уровню населения планеты. Министерства туризма многих стран Африки создают специальные туры по страшным местам, так или иначе связанным с процветавшей несколько веков назад работорговлей, включая экскурсии на такие вот заброшенные и забытые ныне рынки рабов, как Багамойо. И чем больше будет проделано подобной просветительской работы, тем более осознанным станет тот ужас, что испытывает человеческое существо, потерявшее свободу. Тем более сострадательным и более внимательным к любым проявлениям порабощения станет всё человечество в целом.

Как добраться до Багамойо.

Багамойо, входящий во Всемирное наследие ЮНЕСКО, расположен на 75 км севернее Дар-эс-Салама , почти напротив острова Занзибар. Города соединяет хорошая асфальтированная дорога. Ежедневно ходят маршрутки и автобусы. Можно добраться на арендованном транспорте.

Достопримечательности Багамойо.

Долгое время, практически до 70х годов 20 века, Багамойо был одним из самых известных мест Восточной Африки, а сейчас - отдыхает от славы прошлых веков, заброшен и забыт. Этот сонный провинциальный городок можно порекомендовать для отдыха тем, кто ищет уединения и глуши. Багамойо в наши дни скорее напоминает деревню, чем город. Время течёт здесь очень медленно. Иногда возникает иллюзия, что оно совсем остановилось. Ведь каждая эпоха оставила в Багамойо свой след:

  1. Впервые на этой части побережья обосновались арабы из Шираза. В 1300 году они основали процветающий город Каоле. После нападения людоедов из племени зимба, Каоле пришёл в упадок и уже никогда не смог восстановиться. Развалины Каоле можно посмотреть на побережье в одноимённой деревне рядом с современным Багамойо. Это две мечети и около 30 могил. На некоторых могилах сложены столбы высотой до 5 метров.
  2. Затем, в 16 веке, сюда пришли португальцы и оставили на улицах Багамойо маленькие португальские пушки.

  3. После португальцев на территорию посягали ещё поселенцы из Султаната Оман. От них остался арабский форт, первое каменное здание в Багамойо, который в разные столетия использовали под разные цели. Одно время этот форт был невольничьей тюрьмой, где в подземных туннелях толпы рабов ожидали своей участи. Также он использовался как военный гарнизон и как полицейский участок. Сейчас здесь разместилось местное отделение Департамента древностей Танзании. Также о доминировании арабской культуры свидетельствуют около 14 мечетей. Самые старые - Мечеть Jamaat Khana an Ismaili, Мечеть на улице Gongoni и Пятничная Мечеть у северного выхода.
  4. Очень многие исследователи Африки начинали и заканчивали свои экспедиции в Багамойо. Особенно это касалось тех исследователей Африки, кто искал истоки Нила. Среди них Давид Ливингстон, Генри Мортон Стэнли, Джеймс Грант, Ричард Бертон, Джон Спик. В этой связи интересно посмотреть на 150-летний баобаб в Католической миссии. Исследователи Африки привязывали своих лошадей к цепи в основании дерева на время посещений церкви. Можно посетить уединенный дом на пляже, где проживал Генри Мортон Стэнли. В Багамойо есть Церковь Давида Ливингстона, где хранились останки знаменитого исследователя Африки перед их отправкой в Лондон, Вестминстерское Аббатство. Эта же церковь также долгое время носила имя Матери всех церквей в Восточной Африке, поскольку была первой католической церковью на побережье суахили. Сердце Давида Ливингстона было закопано под деревом в северной Замбии, там, где он умер. А вот тело его, пропитанное солью, рабы 9 месяцев несли до Багамойо. С телом Давида Ливингстона пришло попрощаться около 700 суахили.

    Багамойо - это колыбель всего католичества в Восточной Африке. Католическая Миссия была построена здесь в 1868 году и представляет из себя музей под открытым небом. Здесь рекомендуется посетить крест на берегу океана (первый христианский крест в Африке), старую резиденцию миссионеров, Церковь Давида Ливингстона, 150-летний баобаб, кладбище с могилами миссионеров, умерших в очень молодом возрасте от тропических болезней, грот пресвятой Девы Марии. Кстати, Грот Пресвятой Девы Марии - это место для паломничества со всей Африки, а также из других частей света. Возвели его выкупленные рабы, как благодарение Господу за их освобождение. Папа Римский Лео XIII освятил этот Грот и отслужил в нём благословенную литургию. Также можно посмотреть первую в Африке католическую семинарию Святого Петра. Долгое время практически все африканские священники получали церковное образование в Багамойо. В год выпускалось до 160 человек. В более поздние годы семинарию перевели в Морогоро.

  5. Во времена Немецкой Восточной Африки Багамойо стал столицей. Однако порт города не отвечал требованиям немцев и считался неудобным, поэтому столица была перенесена в Дар-эс-Салам. От немецкой колониальной эпохи в Багамойо осталось несколько разрушенных немецких зданий. Рекомендуются для изучения таможня (Custom House) и склад. На развалинах склада до сих пор можно увидеть чаши, которые были заполнены керосином для того, чтобы крысы не проникали в закрома с продуктами. Также интересен Liku-House, в котором размещалась первая немецкая штаб-квартира. Это одно из самых старейших зданий в Багамойо.
  6. Недалеко от Багамойо находится крокодиловая ферма, куда пускают посетителей.

Другие достопримечательности побережья суахили.

Побережье суахили - это прибрежные равнины шириной 16 км и протяжённостью 800 км, образовавшиеся на коралловых рифах и покрытые мангровыми лесами. В целом это дикое неприступное побережье, на котором есть всего несколько бухт, удобных для мореплавания и судоходства. Там ныне расположены либо крупные порты Танзании - например, Танга (Tanga), Дар-эс-Салам (Dar-es-Salam) и Мтвара (Mtwara) - либо остатки прошлых цивилизаций. Если смотреть по карте Танзании с севера на юг, то на побережье суахили рекомендуется посетить:

    Полуколониальный городок Танга (Tanga). Второй по величине современный морской порт в Танзании. Расположен на северо-востоке страны, на побережье суахили. Из Танги можно отправиться на экскурсию в Пещеры Амбони (Amboni Caves). Пещеры расположены в 7 км от центра городка, по дороге между Тангой и Хорохоро. Их общая площадь 234 км. Всего 10 пещер, высота некоторых до 13 метров. Можно нанять на пристани Танги лодку и порыбачить или съездить на острова Тотем или Пемба. Можно нанять гида и съездить на Руины Тонгони (Ruins Tongoni). Или погулять по парку Джампури с живописным видом на гавань.

  1. Старый колониальный форпорст Пангани (Pangani) в 50 км к югу от Танги вдоль побережья суахили. В 14 веке персы и арабы настроили немало красивых зданий на левом берегу реки Пангани. По этой реке корабли могли пройти далеко вглубь африканского континента. В конце 19 века Пангани превратился в важный торговый порт суахили, через который шли на экспорт слоновая кость и работорговля. Сейчас это прелестный провинциальный городок, расположенный в стороне от традиционных туристических маршрутов. Поэтому путешественнику здесь обеспечено сладостное уединение на лоне природы. Можно съездить на водопад, погулять по развалинам, а также поваляться на пляже.
  2. Ещё южнее по побережью суахили расположен (Saadani National Park). Это довольно дикое место, куда отважится поехать не каждый путешественник. Однако только здесь во всей Восточной Африке можно увидеть, как слоны купаются в океане.
  3. На юго-востоке Танзании располагаются руины Килва (Ruins Kilwa). Это одна из самых исторически значимых построек на всём побережье суахили. Датируемые 12-19 веками, руины практически распались и разрушились, однако есть и случайные сюрпризы. Например, прекрасно сохранился 800-летний плавательный бассейн. Руины Килва находятся под защитой ЮНЕСКО. Руины покрывают три современных города Танзании: Кивинжи (Kivinje), Масоко (Masoko) и Кисивани (Kisiwani). «Приморские города Африки по красоте и удобствам не отличались от большинства приморских городов Европы или Индии. Так же гордо стояли они на берегу сверкающего океана, так же высоки были их дома, так же прочны стены, так же вымощены камнем были их набережные. Вершины холмов были застроены крепостями и дворцами. Казалось, города эти достаточно сильны, чтобы сохраниться навечно. И, тем не менее от них ничего не осталось.. Почти все они исчезли с лица земли. Лишь немногие ученые знают сейчас об их существовании. Их руины, затерянные в прибрежных джунглях или среди пустынных холмов, - лишь предмет загадок для любителей древности». Отрывок из книги Теа Бюттнер "История Африки с древнейших времён", М, 1981, перевод с немецкого издания 1976г.

  4. Самый юг побережья суахили в Танзании - это современный город-порт Мтвара (Mtwara) и рядом с ним историческое местечко Микиндани (Mikindani). Микиндани также являлся некогда крупным центром работорговли. В наши дни здесь можно отправиться на рыбалку. Ловятся барракуда, макрель, тунец и пр. В заливе настоящий рифовый рай для дайвинга и снорклинга. На многие километры протянулись белоснежные пляжи. Из Микиндани можно отправиться на фотоохоту на юг к реке Рувуна, обиталищу гиппопотамов и крокодилов, либо в резервацию Луквила-Лумесуле на юго-западе. Там можно снять на фотоаппарат отличные сцены из жизни львов, леопардов, антилоп. Восхитительны также круизы вдоль всего восточного побережья Танзании от Мтвара до Танги. Особенно если отправиться в море в вечернее время, когда луна лежит на спине в бархатном небе, а облака нависают над горами точно волны цунами..

Национальный парк Садани.

Как добраться до Национального парка Садани.

Национальный парк Садани находится в 100 км к северу от Дар-эс-Салама , в 50 км к северу от Багамойо и недалеко к югу от Танги. Национальный парк Садани считается идеальным для дневной экскурсии из Дар-эс-Салама. Можно заказать чартерный перелёт из Дар-эс-Салама или с Занзибара. Два раза в неделю к Национальному парку Садани ходит рейсовый автобус из Дар-эс-Салама, время в пути 4 часа. Но лучше всего добираться на арендованном транспорте, желательно - внедорожнике. Нет такой дороги, которая бы шла из Дар-эс-Салама по побережью на север. Поэтому надо ехать сначала по Moshi road около 160 км, затем свернуть и по грунтовке ещё 60 км. Дорога в Национальный парк Садани из городков Танга и Пангани (повернуть из Chalinze по Tanga road на Miono) в сезон дождей непроходима.

Приключения Национального парка Садани.


Сезонность отдыха в Национальном парке Садани.

Вообще, Национальный парк Садани открыт для визитов круглый год. Ограничения накладывают только пути сообщения. Лучшее время (когда по дорогам можно проехать) - с апреля по май. Для фотоохоты лучше всего подойдут январь-февраль, июнь-август. Расположиться на ночь можно в палаточном лагере на территории Национального парка Садани. В деревне Садани (Sadani) есть небольшая гостиница.