Я покинул родимый дом есенин анализ кратко. Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом

Лейтмотивом выступала тоска по малой родине. В юности он покинул Константиново. А немногим позже создал произведение, в котором выразил грусть и одиночество, испытанное вдали от родного дома. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина - тема этой статьи.

Произведение поэт создал в возрасте двадцати трех лет. Его творчество поразительно тем, что почти не основано на жизненном опыте. В этом стихотворении он передал чувства, которые, человек, как правило, испытывает на закате своей жизни, переосмысливая пережитые годы.

Жанр

Произведение представляет собой яркий образец лирического стихотворения. Создано оно в неповторимом стиле поэта. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина стоит начать с изучения его манеры изложения. Он, как никто другой, умел создать в своем произведении задушевную тихую атмосферу, при этом сохранив достаточно глубокий смысл. В стихотворении, о котором речь идет в этой статье, достигнуть подобного эффекта Есенину удалось с помощью воспоминаний, которым он предается, тем самым выражая свою тоску. Поэт изображает собственные мысли и чувства, рассказывая о родителях и о неизменной тоске по родным краям.

Лирический герой и образ поэта неразделимы. Такая особенность присуща всему творчеству Есенина. И здесь он также рассказывает о себе, своей жизни, переживаниях и терзаниях, вспоминает родных людей.

Совершая анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина, необходимо отметить, что в произведении использованы яркие красочные образы, своеобразные символы, чрезвычайно выразительные определения. Наличие всех этих художественных средств позволяет с уверенностью отнести стихотворение к одному из поэтических направлений. В нем сложно не заметить оригинальную образность, присущую творчеству имажинистов. Подобная символика мгновенно делает поэтический язык узнаваемым, а стихотворение - запоминающимся и неповторимым.

В первые годы пребывания в Москве Есенин находился под влиянием имажинизма. Но все же талант его уникален. И хотя отделился от этой литературной школы он значительно позже, но даже в этом стихотворении можно обнаружить самобытность есенинского мастерства.

Тема и сюжет

Делая анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина, важно назвать главную тему произведения. А ею стала не только ностальгия по Константиново. Для Есенина едина Родина во всех ее проявлениях. Луга, берёзы, старый клён - образы, которые неотделимы от России. В отражении луны на тихой воде, в березняке, в яблоневом цвете - во всем этом поэт видит свою родину.

Сюжет стихотворения получает развитие из воспоминаний автора. Сюжетной линии как таковой здесь нет. Но определённая последовательность, разумеется, наблюдается.

Начинает со слов «Я покинул родимый дом» С. Есенин, затем упоминает грусть матери. Поэт вспоминает отца, который стареет без него. В третьей строфе автор говорит о том, что ещё не скоро доведется ему увидеть родной край. Ведь пурга, должно быть, еще долго будет звенеть.

Следует отметить, что дерево, которое призвано «сторожит Русь», Есенин сравнивает с собой. Единение человека с природой - особенность, которая присуща почти всем произведениям русского поэта.

Сюжет развивается вполне логично: читатель видит, что Родина и природа для поэта неразделимы, как и природа с человеком. Он покинул родные края, но сохранил в своей душе образ клёна, который сторожит родной дом и так напоминает самого автора...

Художественные средства

Анализ стихотворения С. Есенина "Я покинул родимый дом" - это прежде всего определение размера. Произведение написано анапестом. В нем также используется Всё излагается довольно последовательно, что говорит о линейной композиции. Автором проведены параллели: он сравнивает родную землю с родителями, Родину - с природой, деревья - с людьми.

Стихотворение, несмотря на небольшой размер, содержит в себе обилие художественных средств. Есенин пишет в стиле, присущем исключительно ему. Отличительные черты - яркие образы и оригинальный слог.

Образы

Несомненно, анализ стихотворения С. А. Есенина «Я покинул родимый дом» предполагает рассмотрение основных средств изобразительности. В их использовании поэт был всегда непревзойден. Здесь он назвал Русь «голубой». Этот оттенок ассоциируется с чистотой, с цветом неба.

Луну Есенин сравнил с лягушкой, которая распласталась на воде. Этот образ позволяет не только живо и красочно представить себе вечерний пейзаж с водоемом, но и придаёт стихотворению необычный динамизм. В изображении седины в бороде отца автор использует выражение «яблонный цвет».

Есенин наделяет природные явления почти человеческими качествами. Пурга в стихотворении напоминает живое существо, которое поет и звенит. Клён, оберегающий Русь, стоит лишь на одной ноге и является скорее мыслящим существом, нежели обычным деревом.

Поэт и его Родина

Одноногий клён в последней строфе вдруг преображается. Теперь он обладает удивительными чертами, полными чего-то высокого и лирического. И главное, поэт утверждает, что дерево имеет сходство с его собственной головой. Именно клен становится своеобразной связующим звеном, которое не позволит отдалить поэта от его родной земли.

Это стихотворение небольшое, но удивительно яркое. А потому оно способно дать читателю представление об уникальном мастерстве Сергея Есенина. Тема России для него всегда была главной. Она довольно обширная. Начинается с выражения тоски по родному селу и выливается в более значительную форму - в переживания о судьбе всей земли Русской.

Учитель русского языка и литературы : Жукова Т. В.

Тема урока : С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения.

Цель и задачи урока:

учебные – продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта; познакомить с содержанием стихотворения, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;

воспитательные – воспитывать любовь к своей малой родине, природе, любовь к России.

развивающие – совершенствовать навыки выразительного чтения, обогатить словарный запас.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Техническое оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска.

План урока

1. Слово учителя.

2. Определение темы. Мини-концерт.

3. Словарная работа.

4. Работа по теме урока.

А). Слово о поэте.

Б). Прослушивание стихотворения.

В). Беседа по стихотворению.

Г). Анализ стихотворения.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Ход урока

1. Определение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам

2. Слово учителя. (Вступление к теме.)

Русская литература богата великими поэтами. У каждого из них есть, как говорят, свой голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звёздным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта, с творчеством которого вы уже знакомы. А кто он, вы догадаетесь, прослушав стихотворения в исполнении ребят. Попробуйте угадать имя поэта и понять, какая особенность объединяет его стихотворения.

3. Определение темы урока. Мини-концерт.

Учащиеся читают наизусть стихотворения поэта (не вошедшие в учебник «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Черёмуха»). Определяют тему урока, записывают её в тетради, называют особенности стихов поэта. (Термины, характеризующие отличительные черты поэтики Есенина, записаны на доске, их записывают в тетрадь).

Тема урока: С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения. (На доске)

4. Словарная работа.

    Так какая особенность объединяет стихотворения С. Есенина? Назовите их.

Музыкальность Задушевность

Напевность Лиричность

5. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний.

    А теперь начнём работать по теме нашего урока.

1). Слово о поэте. (Сообщение уч-ся и презентация. Оценивание.))

2). Слово учителя. (Переход к прослушиванию и анализу стихотворения «Я покинул родимый дом…»).

    А сейчас вы прослушаете стихотворение С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…» в актёрском исполнении и посмотрите иллюстрации к нему. (Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и просмотр иллюстраций.)

3). Работа с текстом стихотворения.

а). Рефлексия. Первичное восприятие текста.

    Верно ли, что после окончания школы поэт отправился в Москву.?

    Верно ли, что это произошло в 1912 году?

    Верно ли, что это стихотворение написано в 1918 году?

    Верно ли, что в этом году Есенину было 23 года?

    Верно ли, что прошло шесть лет после его отъезда из родных мест?

    А теперь выясним, какие события за это время произошли в России.

1914 год – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран – участников Первой мировой войны.

    Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

    Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь имеет поэт в виду? (В 1918 г. поэт не выезжал из России. Русь для него – древняя рязанская земля. Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, 1095 год.)

    Почему поэт называет Русь голубой ?

    Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звёзды под берёзами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

5. Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока .

б). Организация первичного контроля. Анализ стихотворения.

А сейчас мы займёмся анализом стихотворения. Для этого надо вспомнить выразительные средства, которые вы уже знаете. Назовите их. (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, оксюморон, звукопись, цветопись.) Работать будете в группах. Каждая группа выполнит определённое задание. (Учитель раздаёт каждой группе карточки с заданием.) После того, как вы всё сделаете, отчитаетесь о проделанной работе и дадите оценку работы группы (один из группы, старший группы). Кто это будет, решит группа. Перед работой вспомните правила работы в группе. (Правила в печатном варианте у каждой группы.)

1). Работа в группах.

Задание по группам.

1 группа. Задание: найдите в стихотворении все выразительные средства, которые в нём есть, определите их роль.

2 группа. Задание: найдите в стихотворении (в 2-ой и 3-ей строфах) звукопись, определите особенность звуков, часто повторяющихся, их количество. Докажите чтением.

3 группа. Задание: покажите цветопись стихотворения.

4 группа. Задание: определите время года, изображённое в стихотворении, докажите это текстом. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

2). Отчёт групп. (Самооценка и взаимооценка.)

3) Знакомство с новым выразительным средством.

Учитель.

    Ребята, обратите внимание на 4-ую строчку 1-ой строфы. Ничего необычного в построении предложения не заметили? Слова в предложении правильно расположены? Что произошло в предложении? (Перестановка слов.)

Учитель.

    Необычный порядок слов называется инверсией . (Запись термина из литературоведческого словаря учебника.) Есть ли ещё в стихотворении инверсия?

    Как вы думаете, что инверсия придаёт фразе? (Особую выразительность речи.)

6. Подведение итогов. Оценивание и выставление отметок.

    Скажите, пожалуйста, какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для поэта? («Родимый дом», «голубая Русь», «старый клён».)

7. Домашнее задание. (На доске и каждому учащемуся.)

    1). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения « Я покинул родимый дом…» (все).

    а) найти выразительные средства, записать их в тетрадь;

    б) найти звукопись стихотворения.

    в) сделать иллюстрации к одному из стихотворений, используя цветопись.

8. Рефлексия. (На доске и каждому учащемуся.)

Продолжите фразу .

1. Сегодня я узнал…

2. Было трудно выполнять…

3. Теперь я могу…

4. Я научился…

5. У меня получилось…

Сергей Есенин – необыкновенный любитель творчества. Это человек, который пишет изумительно прекрасные стихи, романтичные, и иногда печальные. В данный момент, Это стихотворение относиться тоже немного к печальному тону произведений. Есенин недаром дал стиху такое название. В 1918 году Есенин пишет стихотворение «Я покинул родимый дом».

Этот стих был написан от всей души поэта. Его мысли, чувства вылились в милозвучный стих, который поражает своей неподдельной грустью и искренностью в своей печали. Есенин пишет этот стих после того, как повидал свой дом. Это случилось после того, как он жил долгое время в городе, который являлся столицей. Есенин уехал туда только потому, что стал учиться в университете. Также, из-за работы в типографической печати различной литературы, у него вообще не оставалось времени на личное пространство, или хотя бы для того, чтобы повидать родных.

Он все это время, а ели быть точнее – несколько долгих лет, показавшиеся ему вечностью, просто еле выносил разлуку с домом и родными. Ему также хотелось просто увидеть родные места – там, где он родился и вырос. Там, где прошла его юность и стадия взросления. Но Есенина ждало разочарование, так как после долгой разлуки на несколько лет, он все же появился у родного дома, но был очень разочарован.

Ведь все вокруг изменилось, и даже дело не во внешнем виде, а в более глубоком плане. Даже его родные – мать и отец, стали как будто немного печальнее, и уже не такими беззаботными, как в дни его юности. Ведь прошла революция, и она все изменила. Стихотворение «Я покинул родимый дом» написано с грустью и сожалением о прошедших днях.

В первых же строках стиха написано о том, что поэт покинул не только свой дом родимый, но и навсегда оставил «Голубую Русь». Это сравнение родины с голубой Русью подмечено тонком и метко. Но эти времена той Руси миновали, а поэтому Есенин очень сильно переживает эти перемены, которые только тонкого душевного склада человек смог бы увидеть и почувствовать.

Поэт начинает понимать, что детство и юность никогда не повторятся, и его мир рушиться. Ему трудно это пережить, именно поэтому в его стихе есть строчки, где он утверждает, что никогда больше не сможет жить как раньше и не вернется на родину никогда! В стихотворении Есенин себя сравнивает со старым кленом, который не слишком любить перемены.

Анализ стихотворения Я покинул родимый дом по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6, 10 класс

    Стихотворение Тургенева «В дороге» воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей.

  • Анализ стихотворения Проселок Апухтина

    Наверное, проселок может выглядеть вполне интересной метафорой уникального русского пути. Вообще, менталитет разных наций вполне удобно сравнивать с различными типами дорог.

  • Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

    Спустя 20 дней после Бородинской битвы, Жуковский выпускает своё новое творение «Певец», посвященное великой войне против Франции.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

    Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

  • Анализ стихотворения Поэма без героя Ахматовой

    Одним из наиболее фундаментальных творений Ахматовой является Поэма без героя, которая охватывает различные периоды жизни поэтессы и рассказывает о судьбе самой Ахматовой, пережившей и творческую молодость в Петербурге, и блокадный город и много невзгод.

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Жанр и литературное направление

Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения. Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов. Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.

Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён – всё это неотделимо от образа родной земли. В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев, «головой» клён похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

Композиция, художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом. Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма. Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.

Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой». Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту. Луна в произведении «распласталась золотою лягушкой». Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм. Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.

Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.

Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.

Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.

Любовь является всепоглощающим чувством, которое может быть разным, и счастливым и грустным, и взаимным, и неразделенным. Но в любом случае оно меняет человека. Делает его добрее или злее, доверчивее или наоборот вызывает чувство недоверия ко всем людям.То, как любовь раскрывает в человеке новые качества можно проследить на примере многих художественных произведений, написанных гениальными поэтами и писателями. Сюда следует отнести и «Капитанскую дочку», которую когда-то написал Александр Пушкин.Одними из главных героев повести являются Гринев и Швабрин, которые, конечно же, не могут не привле


Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

В 1918 году Есенин переезжает из Петрограда в Москву. Там выходят его сборники.

Место стихотворения в творчестве поэта

Тема России является главной в творчестве Есенина. Чувство любви к родине, восхищение красотой неброского, но милого сердцу поэта, среднерусского пейзажа – основной мотив ранней лирики.

Главная тема стихотворения

Тема родины

Проблема стихотворения

Одиночество, кровная привязанность к своей малой родине.

Композиция стихотворения

Как и свойственно творчеству Есенина, личные переживания облечены в образы природы. Такую схему мы видим в каждой строфе.

Лирический герой

Лирический герой предан своей малой родине. У него сильные и глубокие чувства к этому месту. Он давно покинул его и теперь не знает, когда ему доведется вновь вернуться, что весьма угнетает его дух.

Преобладающее настроение, его изменение

Психологический пейзаж передает такие настроения, как светлая грусть, радость, умиротворение, восхищение красотой. Тоска по покинутому дому, прерванной родственной связи. Далее настроение более тревожное и беспокойное, проникнуто чувством одиночества.

Философская лирика

4 строфы. Четверостишия

Основные образы

Человек и природа слиты воедино.

«Голубая Русь». Голубой цвет усиливает ощущение необъятности просторов. Также голубой у Есенина является символом божественности, святости.

Клен – хранитель очага. Также клен поэт сравнивает с собой, подчеркивая свое одиночество.

Лексика стихотворения

Использованы слова, придуманные самим поэтом – «теплит», «яблонный».

Изобразительные средства иносказания

цветовой эпитет «голубая Русь», метафора «золотою лягушкой луна», сравнение «словно яблонный цвет».

Инверсия. Восклицание усиливает передачу переживаний героя.

Звукопись

Ассонанс с «о» и «у».

Трехударный дольник. Стопа разносложная с ударением на разных слогах.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

1я – 3я строфа – перекрестная.

4я строфа – отсутствует рифма.