Здания книжки на новом арбате. «Дома-книжки» на Новом Арбате продают

В Рязанской области сохранились красивые усадьбы. После посещения усадеб в Столпцах и Коленцах мы отправились в деревню Соха и районный центр Старожилово, которые были имениями известного и очень богатого рода фон Дервизов.

В этих населенных пунктах частично сохранились псевдоготические усадебные постройки предположительно авторства знаменитого архитектора Ф.О. Шехтеля, в Старожилово поработал и другой столичный зодчий А.Ф. Красовкий. Столько громких имен в отдаленной Рязанской глубинке не могли оставить нас равнодушными. Несмотря на то, что организованные экскурсионные группы привозят сюда очень редко, любители живописных исторических развалин наведываются в эти места постоянно. Мы не стали исключением, за годы наших самостоятельных путешествий научились читать буквально каждый камень, и то, что для других всего лишь руины, для интересующегося человека превращается в уникальный туристический объект с богатой историей.

Усадьбы фон Дервизов Соха и Старожилово в Рязанской области

По дороге в Соху мы проезжаем местечко с забавным названием Суйск. Здесь еще можно увидеть храм Бориса и Глеба, построенный в 1850 г.


храм Бориса и Глеба

Он находится в крайне печальном состоянии, колокольня церкви давно разобрана. Внутри, говорят, сохранилось несколько фресок, но так как дверь была закрыта, мы не смогли в этом убедиться.

Наконец мы проезжаем между искусственными прудами и оказываемся в бывшей усадьбе фон Дервизов Соха.


фон Дервизов Соха

Здесь сохранилось достаточно много каменных зданий бывшего дворянского имения, но в основном они в заброшенном состоянии.


Каменные постройки

Особенно печально смотреть на когда-то шикарный дворец, который стоит без крыши и едва виден за зарослями.


когда-то шикарный дворец

Хорошо, что мы приехали зимой и к стволам и веткам не добавляется еще и листва.


Развалины

Местные старожилы рассказывают, что это был вовсе не жилой дом, а железнодорожный вокзал, очень похожий на старое здание Павелецкого в Москве.


железнодорожный вокзал

Такое совпадение при изучении оказывается вовсе не случайным, да и предположение о назначении этой постройки тоже имеет все основания. Дело в том, что в XIX веке владения в Старожилово и Сохе приобретает миллионер Павел Григорьевич фон Дервиз, который был известен и разбогател благодаря строительству железных дорог. Сначала он хотел устроить здесь обширные усадьбы с конным двором, парком, картинной галереей и многими другими нужными и не очень развлечениями и хозяйственными постройками. Однако в конце жизни в 1874 г. он разъехался с женой и она с детьми, во время своего пребывания в Рязанской губернии, жила в Старожилово. Там был усадебный дом, конный завод и еще много всяких построек. Из Старожилово до Сохи сейчас на машине ехать минут двадцать, на лошадях допустим было побольше, но все равно не много. Зачем же было строить два жилых дома так близко друг от друга? Зато в Сохе работал завод по производству вина, и можно предположить, что для его нужд вполне могли задумать проложить железную дорогу. К тому же архитектором Павелецкого вокзала в Москве по некоторым данным был А.Ф. Красовский, который строил для фон Дервизов дома в Петербурге, а также является автором храма Петра и Павла в Старожилово. Говорят, что у этой церкви он и был похоронен. Может именно он и возвел этот удивительный дворец в Сохе, похожий на другое свое творение. Однако некоторые признаки больше склоняют нас к версии, что все-таки это был жилой дом. Во-первых, рядом с ним мы до сих пор видим ледник - прототип современного холодильника.


жилой дом

Не знаю, так ли необходим он был на вокзале. Кроме того, железной дороги здесь так и не появилось, а дом все-таки был построен. Если бы это был вокзал, наверное, работы бы велись параллельно. Ну а то, что касается целесообразности возведения двух жилых особняков в соседних имениях, то состоятельные фон Дервизы вполне могли себе это позволить.

Сейчас здание стоит без крыши, а это, скорее всего, ускорит его разрушение.


С одной стороны располагается местная администрация, к которой ведет еловая аллея.


С другой парадной стороны вдоль всего дворца идет липовая аллея.


липовая аллея

Сохранился оригинальный декор окон и лепнина в некоторых помещениях.


Детали усадьбы

Выходим за ограду и идем к бывшему конному двору, который сохранился лучше всего.


Конный двор

Судя по тому, что ворота закрыты, возможно, его используют как склад или гараж, за ним полуразрушенная каретная.


полуразрушенная каретная

Внутри мы увидели милое граффити с лошадками. Ведь именно разведение лошадей стало одним из главных дел жизни младшего сына Павла Григорьевича фон Дервиза - Павла Павловича.


граффити с лошадками

Бравый гусар и любитель женщин, во время военной службы проникся страстью к скакунам и математике. Именно этим он всю жизнь и занимался, так что можно сказать, что, несмотря на все удары судьбы, он был счастливым человеком. В Старожилово для строительства конного завода был приглашен знаменитый архитектор Ф.О. Шехтель, уже построивший этой семье дворец в Кирицах. Некоторые здания в Сохе, возможно, тоже были построены по его проекту, документальных подтверждений этому нет. Павел Павлович фон Дервиз занялся у себя в усадьбах разведением лошадей. В Старожилово рысистых и верховых, в Сохе в основном тяжеловозов. Конный двор в Сохе был рассчитан всего на тридцать голов, в Старожилово поголовье было довольно многочисленное, около трех тысяч скакунов. Занимались на заводе и племенной работой, улучшая качества пород. Другой страстью богатого дворянина была математика. Он получил в Москве соответствующее образование и стал преподавать этот предмет в Пронской гимназии. Во время Первой мировой войны Павел Павлович из патриотических чувств сменил фамилию фон Дервиз на Луговой, именно так она переводилась на русский с немецкого. Потом случилась революция. Несмотря на то, что Павел Павлович Луговой ее принял и добровольно отдал всю свою собственность, его происхождение не давало покоя новой власти. Жители Старожилово во время предупредили его об опасности, и он уехал в Петербург. Через какое-то время Павла Павловича поймали и отправили в Москву в Бутырскую тюрьму, где он перенес тиф. Ему грозил расстрел, но вмешательство бывших учеников спасло Лугового от этой участи. Он вернулся в Старожилово, получил надел земли, по прежнему преподавал математику. Одним из его учеников был будущий великий полководец Г. Жуков. Однако власть не оставляла Павла Павловича в покое, через какое-то время он решился переехать в Тверскую область, в село Максатиха на родину жены. Там они работали учителями и умерли во время войны с фашистами. Павел Павлович Луговой, человек со сложной судьбой, который оставил после себя добрую память и несколько архитектурных шедевров, благодаря которым мы немного лучше узнаем о том, какой была Россия.

В Сохе сохранилось еще одно готическое здание, предположительно это дом управляющего.


дом управляющего

В советское время в нем размещался детский сад, сейчас двери заколочены, а окна заложены кирпичом. На другой стороне пруда мы видим руины винного завода.


руины винного завода

Едем туда. Практически повсюду одни развалины.


Руины винного завода

Лучше всего сохранилась высоченная каменная труба.


руины винного завода

Парк вокруг сильно зарос.


Говорят, где-то в зарослях сохранилось подземное хранилище, где когда-то стояли бочки с вином. На другой стороне видим каретный сарай, в котором только что были.


каретный сарай

Едем дальше в сторону Старожилово. В прошлый раз мы въезжали в этот населенный пункт с другой стороны, было очень холодно и мы быстренько осмотрели конезавод и уехали. На этот раз удалось увидеть побольше. Сначала подъехали к уже упомянутому мной храму Петра и Павла.


Храм Петра и Павла

Он недавно восстановлен и выглядит очень нарядным, как праздничный торт.


Храм Петра и Павла

Внутрь не заходили. Проезжаем мимо площади с памятником Ленину и вот мы уже на территории конного завода.


Памятник Ленину

Оказывается кроме основного здания, где до сих пор содержатся лошади, есть еще много исторических построек.


Старожиловский конный завод

Надеюсь, что до этого не дойдет.

Старожиловский район богат достопримечательностями, за одну поездку можно осмотреть усадьбы в Истье, Старожилово и Сохе, храмы в Перевлесе и Коленцах. И находится это все примерно в пятидесяти километрах от Рязани. Я была очень рада, что наконец-то здесь побывала и увидела практически все знаменитые усадьбы фон Дервизов на Рязанщине.

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой. Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин. В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники. Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы. Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы. После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро. В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский. В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин. Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена. Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

Власти Москвы планируют выставить легендарные дома-книжки на Новом Арбате на продажу. За три дома и тоннель просят 5,4 млрд рублей.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин заявлял, что власти Москвы рассматривают возможность реконструировать эти дома под гостиницы

В настоящее время большая часть площадей в них сдается в аренду под офисы.

Строительство проспекта Калинина. 1963–1964, сегодня Новый Арбат.

Из воспоминаний Владимира Потресоав («Наше Наследие» № 67–68 2003): «В сентябре 1962 года дом наш буквально содрогнулся от грохота. О том, что переулки между Арбатом и Поварской обречены, говорили давно, частично даже выселены были жильцы, но все как-то не верилось. Отец быстро зарядил пленкой фотоаппарат и выскочил на улицу. Я последовал за ним. Через проходной двор до Собачьей площадки рукой было подать. Все пространство заволокло пылью. Скрипя и вздрагивая, желтый кран оторвал от земли чугунный шар, медленно отвел в сторону и, пустив клуб сизого дыма, с размаху ударил в стену деревянного особняка, как раз напротив Дома композиторов.Вот после меткого удара шар-бабой рухнула стена, просела крыша, и, словно тяжкий выдох, из-под останков дома вывалился белесый вал векового праха. Жители окрестных домов, собравшиеся у заграждения, невольно отпрянули. Наступила тишина, лишь кран, опустив заляпанный шар, урчал на холостых оборотах. Отец, забравшись на крыльцо Дома композиторов, снимал панораму. А я разглядывал лица людей. Кто-то не скрывал радости, предвкушая квартирку в черемушкинской пятиэтажке, но кто-то осознал вдруг, что никогда уже не будет того Старого Арбата, сердцем которого была Собачья площадка.

Хоть прошли десятки лет, я словно сейчас вижу этот образец гармоничного городского пространства между Арбатом, «дипломатической» Поварской и загруженным Садовым кольцом, потому что пересекал площадку на пути в школу, а по вечерам гулял с редкой белой овчаркой Тайной. Автор повести «В окопах Сталинграда», киевлянин Виктор Некрасов, находясь в эмиграции, с горечью восклицал: «Весь проспект Калинина (так назывался Новый Арбат) не стоит заупокойной по Собачьей площадке!»

На Новом Арбате начали распродавать знаменитые «дома-книжки». Как ими распорядятся новые хозяева?

На Новом Арбате продан один из четырех знаменитых «домов-книжек». Его владельцем стала одна из структур группы компаний « Capital Group ». Здание реализовано московской мэрией с условием, что оно будет перепрофилировано под апарт-отель к ЧМ-2018 по футболу. Думается, с этой сделки начинается совсем другая история Нового Арбата — история коммерциализации и смены функционала. Давайте вспомним, каким был Новый Арбат, и представим, каким он может стать в будущем.

Шикарно, как на набережной в Гаване

Первые попытки перепланировать территорию Нового Арбата делались еще в 1920 году. Тогда все обсуждали проект русского конструктивиста Константина Мельникова, предложившего свое видение Арбатской площади и расположенных рядом переулков. Но окончательно судьба этого знакового для Москвы места была решена в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. В нем была запроектирована широкая магистраль, которая от Воздвиженки, через Кутузовский проспект вела к западным окраинам столицы.

Правда, воплотить в жизнь грандиозный замысел тогда не удалось. Дело в том, что как раз в это время расширялась и застраивалась пафосными сталинками главная улица столицы — Тверская. И «двойную» нагрузку город не потянул бы. Кроме того, вмешалась война, которая окончательно спутала все градостроительные планы.

К проекту вернулись в начале 60-х. Тогдашний лидер страны, Никита Хрущев, много ездил за рубеж. Он был очень впечатлен увиденной на западе архитектурой. Особенно сильно его поразила Куба и набережная в Гаване, застроенная белоснежными высотными гостиницами. Генсек загорелся идеей построить что-то подобное у нас. Это должна была быть своеобразная набережная, напоминающая, что Москва, по сути, — порт пяти морей. Именно тогда и был реанимирован проект широкого проспекта, соединяющего Арбатскую площадь и Садовое кольцо, — Нового Арбата.

Специалисты в области градостроительства отмечают, что были и объективные причины обязательного появления новой магистрали. В начале 60-х годов потребовалось разгрузить Старый Арбат от огромного количества транспорта, который по нему ходил. И новая трасса, которая должна была стать частью проспекта Калинина, оказалась как нельзя кстати.

«Вставная челюсть Москвы» стала ее ярким символом

Реализовывать проект начали в 1963 году. За дело взялись видные архитекторы: авторский коллектив в составе Михаила Посохина, Алексея Гутнова, Зои Харитоновой, Татьяны Малявкиной, Олега Баевского. В разные годы над проектом также работали А. Мдоянц, В. Макаревич, Б. Тхор, Ш. Айрапетов, И. Покровский, И. Попова, А Зайцева.

Главной достопримечательностью новой улицы должны были стать (собственно, и стали!) четыре 26-этажных «дома-книжки», где должны были обосноваться советские министерства и ведомства. Дома и правда были похожи на раскрытые книги в твердой обложке.

Оригинальной архитектурной находкой стало то, что все четыре здания «водрузили» на единое основание — стилобат. В стилобате, состоящем из двух подземных и двух наземных этажей, размещались вестибюли административных зданий, магазины, кафе, рестораны.

Внутри основания был проложен 800-метровый тоннель, чтобы грузовой транспорт мог подъезжать к торговым точкам и заведениям общепита, не беспокоя пешеходов на второй по значению улице столицы.

На противоположной стороне проспекта было запроектировано пять 24-этажных каркасно-панельных жилых домов.

Правда, для того, чтобы «прорубить» магистраль внутри жилых районов, пришлось уничтожить часть ценной исторической застройки: исчезла улица Молчановка, Собачья площадка, множество арбатских переулков. И тут, безусловно, не обошлось без критики со стороны коренных москвичей.

В то время Новый Арбат именовался в городском фольклоре не иначе как «вставная челюсть Москвы». Так метко окрестил четыре здания на едином стилобате писатель Юрий Нагибин. Они действительно чем-то напоминали челюсть с вставными зубами. Приклеилось к зданиям и ироничное прозвище «Посохинские сберкнижки».

Между тем сейчас, по прошествии десятилетий, «дома-книжки» воспринимаются как один из ярких символов Москвы — наряду с Кремлем, Тверской и сталинскими высотками.

Количество архитектурных изысков зашкаливало

Вряд ли кто-то сейчас станет спорить с тем, что «дома-книжки» сформировали уникальный городской ансамбль.

…Новым Арбатом и сейчас хочется любоваться. Стремительный размах двух фасадов-«крыльев» создает ощущение легкости всего сооружения, которое как бы вырастает из массивного стилобата.

Фасады украшают выразительные ленты сплошных горизонтальных окон, намекающих на славные традиции конструктивизма.

Два средних этажа имеют несколько другую высоту и другой рисунок оконных переплетов. Так сделали намеренно, чтобы «разбить» некоторую монотонность фасадов. Вестибюль первого и второго этажей отделен от многочисленных магазинов вертикальными стенами — диафрагмами.

Восемь скоростных лифтов способны поднимать на нужную высоту в общей сложности 130 человек.

Холл, в котором расположены эскалаторы, имеет выход на крышу стилобата, где архитекторы изначально планировали расположить «зеленые» зоны и спортивные мини-площадки для сотрудников, которые будут трудиться в этих зданиях.

Надо сказать, что для того времени, в смысле строительных технологий, высотки были новаторскими: это были сборно-каркасные здания с облицованными плиткой панелями, которые можно было мыть, что немаловажно на оживленной магистрали.

В домах-книжках были использованы новые технологии утепления, которые потом перекочевали в массовое строительство.

Сколько сто ит апарт-отель построить

Время, как известно, штука неостановимая. Наступили 2000-е годы. И встал вопрос о модернизации когда-то супер-современных, а теперь стремительно стареющих зданий. Московские власти активно взялись за поиски инвестора, который смог бы взвалить на себя эту ношу.

В 2015 году два «дома-книжки» впервые были выставлены на торги. Предполагалось, что новые инвесторы возьмутся за перепрофилирование «домов-книжек» под апарт-отели. Это было бы кстати, ведь грядет Чемпионат мира по футболу-2018.

На старте «дома-книжки» были оценены в 5,4 млрд руб. Но желающих приобрести сразу два здания за такую цену не нашлось. Все осложнялось тем, что дома продавались с обременением. Как выяснилось, площади в них лишь примерно на две трети принадлежат Московской мэрии, остальные помещения имеют других собственников. И решать вопрос с собственниками предлагалось самому инвестору. В связи с этим расходы покупателя сильно возрастали.

В итоге уже к весне покупатель на одну из «книжек» все-таки нашелся - это структура компании Capital Group —«Апарт Груп». Дом-книжка по адресу: ул. Новый Арбат, дом 15, — была приобретена за 2,4 млрд руб.

Теперь хозяину предстоит коренная модернизация здания, в котором предполагается сделать апарт-отель. По оценкам экспертов, в реконструкцию придется вложить чуть ли не еще одну стоимость здания (в печати фигурировала даже цифра 6,5 млрд руб. с учетом стоимости дома на аукционе). Ведь нужно будет сделать центральное кондиционирование, современный ремонт, поменять коммуникации, добавить всю необходимую инфраструктуру.

«Дома-книжки» морально устарели?

Как рассказал «РИА Недвижимость» директор по развитию строительных проектов компании Capital Group Павел Корнилов, здания постараются «обновить» так, чтобы вернуть им советский шик.

По его словам, изначально архитектурные решения «домов-книжек» были очень интересными, но впоследствии дома сильно пострадали от так называемых «евроремонтов».

Задача проекта — вернуть зданию первоначальный вид. Инвесторы планируют, применив BIM-технологии, грамотно расположить внутренние инженерные коммуникации и тем самым увеличить полезные площади здания.

Очевидно, будут применены и современные утеплители из пенополиуретана последнего поколения. Вопрос о навесных фасадах пока остается открытым.

— «Дома-книжки» настолько оригинальны и уникальны, что ни о каком «устаревании» архитектуры не может идти речь, — резюмирует спикер.

На финише «дом-книжка» должен превратиться в многофункциональный комплекс, в котором разместится жилье, офисы, гостиницы и вся необходимая инфраструктура.

Елена МАЦЕЙКО

Фото: pastvu.com, kommersant.ru, kvar-dom.ru, moslenta.ru