Альпари: от рекорда к рекорду! Самые странные и необычные трамваи со всего мира.

Для большинства современных жителей трамвай является каким-то гостем из прошлого. Однако для наших стран такой взгляд еще относительно верен, а вот в Европе и Америке трамвай получил вторую жизнь. И это несмотря на то, что этот вид городского транспорта является одним из самых старых. Подумать только, ведь самая старая из действующих трамвайных линий появилась еще в 1881 году в Берлине.

По окончании Второй мировой войны этот транспорт впал в кризис. Дело в том, что повсеместно стали использовать автомобили. Вот и стали постепенно убирать трамвайные линии во многих городах. Однако в конце XX века человечество озаботилось экологией, да и вечные пробки уже надоели. Люди снова вспомнили о трамваях, буквально воскресив этот транспорт.

В итоге сегодня это городское средство передвижения всего лишь за год в некоторых городах перевозят сотни миллионов человек. Есть города, где никогда раньше и не было трамваев, но в начале XXI столетия они тут появились. Классическим примером может считаться Дублин, где первая подобная линия появилась лишь в 2004 году. Но в мире есть несколько довольно необычных трамвайных маршрутов со своей уникальной историей и головокружительными событиями вокруг них. Расскажем о них поподробнее.

Самая крутая трамвайная линия (Австрия). Этот маршрут находится в Пёстлингбергбане. Город уже более ста лет является популярным туристическим местом. Находится он на холме с таким же названием, откуда открывается изумительный вид на окрестности. Со временем Пёстлингбергбан превратился в район Линца, но когда тут в 1898 году открывалась трамвайная линия, это был самостоятельный населенный пункт. Таким образом маршрут являлся междугородним. Длительность линии составляет 4,1 километр. Это явно не самый длинный маршрут, зато он считается одним из самых крутых. Стоит также упомянуть, что он еще и очень популярен в Австрии, так как из окон открывается живописный вид. Неудивительно, что уже в первые годы своей эксплуатации линия полностью окупилась. Мировые войны не смогли помешать росту числа пассажиров. Сегодня же трамвайная линия Пёстлингбергбана за год перевозит около полумиллиона человек. Старый трамвайный парк недавно обновили, тем не менее современные вагоны были стилизованы под ретро. Теперь они выглядят совсем как их старинные собратья, идеально вписываясь в живописный австрийский вид. Поездка в одну сторону для взрослого обойдется в 3,4 евро, а для ребенка вдвое дешевле.

Канатный трамвай Сан-Франциско (США). Прокатиться на таком необычном трамвае стоит 6 долларов для взрослого и 3 доллара для льготников. Можно приобрести за 14 долларов и проездной на весь день. У канатного трамвая в Сан-Франциско довольно долгая и драматичная история. Его работа началась в 1873 году. Благодаря канатной тяге трамвай научился преодолевать крутые спуски и технологии, которыми так славен город. А вот экономические и природные катаклизмы навредили ему довольно сильно. После землетрясения 1906 года этот транспорт вообще решили ликвидировать, затем последовал "трамвайный геноцид" 20-30-х, когда по всей Америке в моду вошли автобусы. В 1947 году мэр Сан-Франциско снова поднял вопрос о закрытии трамвая. Однако в итоге инициатива должностного лица не понравилась горожанам. На специальном референдуме люди высказались за сохранение системы канатного трамвая. В начале 50-х ы пути были глобально реконструированы. С тех пор канатный трамвай уже никто не пытался закрывать. В итоге он уже стал визиткой города и одной из его достопримечательностей. Сеть состоит из трех линий, а подвижной состав является аутентичным. В итоге вагончики выглядят сегодня точно так же, как и столетие назад. Сегодня канатный трамвай Сан-Франциско внесен в Национальный реестр памятников истории страны. За это его знают не только в США, но и во всем мире.

Токийский трамвай линии Тоден Аракава (Япония). Проезд для взрослых тут стоит 2 доллара, а для детей - 1 доллар. Было время, когда столица Японии была пронизана трамвайными линиями, как паутиной. В начале прошлого века нельзя было представить себе Токио без трамваев. Но к нынешним дням в городе остались все две линии - Тоден Аракава и Тэйко Сатага. При этом последняя лишь номинально считается трамвайной. В суперсовременном городе куда более популярны метро, автобусы и такси. Но каким-то образом и Тоден Аракава нашла себе место в бурлящем мегаполисе. Первые участки этого маршрута были построены еще в 1913 году, в начале периода Тайсё. До 1974 года трамвай был собственностью компании The Oji Electric Tram, но затем его выкупило Токийское транспортное бюро. Та сделка фактически спасла этот городской транспорт от уничтожения. Сегодня длина линии составляет 12,2 километров, а проходит она от северной к восточной части столицы. На маршруте 30 станций, некоторые из которые после недавней реконструкции все равно сохранили свой ретростиль. Тем самым напоминается о тех безвозвратно ушедших временах, когда основным транспортом Токио был трамвай.

Волгоградский метротрам (Россия). Поездка тут обойдется в 10 рублей. Если спросить любого, что же такого общего между Волгоградом, Веной, Гаагой, Антверпеном и Кривым Рогом, то ответ навряд ли найдется. Между тем роднит их подземный трамвай. Его маршрут частично проходит над поверхностью земли, а частично - под ней. Такой уникальной системы нет нигде больше в нашей стране. У метротрама в городе есть свое официальное название - Волгоградский скоростной трамвай. А открылся он еще в 1984 году. Последний участок маршрута открылся совсем недавно, объединив станции "Пионерская" и "Ельшанка". Сегодня длина всех путей составляет 17,3 километра. Метротрам состоит из 22 станций на 22 линий. При этом они все находятся с одной стороны. Оказалось, что не так легко найти трамваи, которые имеют двустороннее расположение дверей. Практически все вагоны снабжены выходами только с одной стороны, правой. Но это довольно неудобно, так как на тех участках маршрута, что пролегают под землей, движение левостороннее. Выход был найден просто - туннели поменялись местами без прямого пересечения в начале подземных участков. Эта хитрая система смогла компенсировать то, что с левой стороны нет вагонов.

Гонконгский трамвай-даблдекер (Китай). Проезд в этом транспорте обойдется около 30 центов для взрослого, а для ребенка вдвое дешевле. А вот тур на старинном трамвае будет стоить 100-200 долларов. Этот транспорт прочно вошел в жизнь Гонконга еще в 1904 году. Не помешала его существованию и японская оккупация в ходе Второй мировой войны. Сегодня на улицах бывшей английской колонии можно встретить исключительно двухэтажные вагончики. Это делает трамвайную систему острова-города довольно необычной. Даблдекеры никак нельзя считать быстрым видом общественно транспорта, но все равно им есть место в бешеном ритме жизни азиатского мегаполиса. За день трамваи перевозят около четверти миллиона человек, при этом общая длина всех линий составляет 30 километров. Необычные вагоны популярны не только у местных жителей, но и у туристов. Неслучайно специально для гостей Гонконга транспортный оператор создал специальные экскурсионные туры на старинных трамваях. Особенно зрелищно такое путешествие после захода солнца, ведь улицы мегаполиса начинают светиться множеством ярких огней.

Александрийский трамвай (Египет). Уникальность этого трамвая в том, что тут есть вагоны исключительно для женщин. Проезд тут стоит от 4 до 16 центов. Трамвай Александрии является самым старым в Африке и одним из самых возрастных вообще в мире. Первый городской маршрут открылся еще в начале 1860-х, а первые электрические вагоны появились на улицах в 1902 году. Сегодня по городу проложено две линии, на которых расположились 38 станций. Общая же длина всех путей - 38 километров. Александрийская система является одной из трех в мире, где используются двухэтажные трамваи, даблдекеры. Эти вагончики окрашены в синий цвет, они на городских улицах мирно соседствуют со своими одноэтажными желтыми собратьями. Именно на трамвае можно удобно, дешево и безопасно ознакомиться с достопримечательностями Александрии. Ведь дорожное движение здесь весьма неспокойное. Выбирая же себе место поудобнее в трамвае, нельзя забывать особенности Египта. Здесь первый вагон предназначен только для женщин. Если же вагонов три, то для мужчин поездка в среднем будет запрещена.

Трамвай "Санта-Тереза" на акведуке (Рио-де-Жанейро, Бразилия). Сейчас эта линия реконструируется, так что стоимость проезда неизвестна. Чуть боле ста лет назад Санта-Тереза являлась довольно престижным пригородом Рио. С 1896 года отсюда до центра города карнавалов стал ходить электрический трамвай. За более чем за столетие своего существования маршрут успел прославиться не только в Бразилии, но и в остальной Латинской Америке. Настоящей жемчужиной того трамвайного пути является знаменитый акведук Кариока. Его построили еще в XVIII веке. Через него пролегли трамвайные рельсы, что только усилило интерес к нему туристов. Только вот значительно повредил репутации трамвайной ветки несчастный случай, произошедший тут в августе 2011 года. Тогда один из трамваев сошел с рельсов и перевернулся. В результате той катастрофы погибло 6 человек, а еще 50 получило ранения. Расследование затянулось на месяц, зато оно выявило серьезные системные недочеты. Для их устранения и была затеяна глобальная реконструкция всей линии, которая должна закончиться к концу 2012 года. Примером для нее станут трамваи Лиссабона. Планируется, что каждый новый трамвай на линии "Санта-Тереза" должен будет получить электронную систему продажи билетов. Это позволит избежать давки в вагонах. Также в каждом составе будет установлен модуль спутникового слежения, что снизит риск аварий.

Одесский трамвай - герой анекдотов (Украина). Казалось бы, чего удивительного в Одесском трамвае? Он открылся в 1910 году и самым старым не является. Нет у самих трамваев ни и особых красот, ни технологичных решений. Внешне этот транспорт мало чем отличается от того, что бегает по рельсам во многих других городах бывшего СССР. Уникальность кроется в самом словосочетании "одесский трамвай". Можно с уверенностью сказать, что про него сочинено анекдотов, баек и шуток, больше, чем любой другой транспорт. Неслучайно Одесса считается мировой столицей юмора. Как же могли горожане обойти вниманием такое незаурядное явление, как трамвай? Его в итоге можно встретить в книгах Ильфа и Петрова, Бабеля и Жванецкого. Поездка в Одессе на трамвае превращается погружением в легенду и в ту самую неповторимую городскую атмосферу. Именно ею Одесса и славится. Путешествие на трамвае заодно позволит ознакомиться с городскими достопримечательностями. Но следить при этом надо за каждым своим словом, иначе можно превратиться в участника нового анекдота. Поездка же на трамвае стоит 1,5 гривны, что составляет около 20 центов.

Мельбурнский трамвай (Австралия). Эта трамвайная сеть на сегодня является самой крупной в мире. В пределах одной зоны можно ездить 2 часа за 4,3 доллара, а льготный билет стоит 2,8 доллара. Дневной абонемент на одну зону стоит 8,2 доллара, а льготный - 4,3 доллара. Трамвай в Мельбурне захватил первенство совсем недавно, до этого лидером являлся Санкт-Петербург. В австралийском городе суммарная длина всех путей составляет 250 километров. Тут есть 28 маршрутов, на которых расположено 1773 остановок. Всего на маршрут выходит 487 трамваев, которые ежегодно перевозят 180 миллионов человек. В столице штата Виктория впервые этот транспорт появился в 1885 году, при этом с 1906 года тут появились уже электрические составы. Сегодня Мельбурн уже невозможно представить без трамваев. Это и главный городской общественный транспорт, и основная туристическая достопримечательность. Интересно, что на маршруты наравне с новейшими вагончиками выходят и старинные образцы, выполненные 60 и более лет назад. Чтобы еще больше привлечь туристов, кольцевой маршрут №35, идущий вокруг делового центра, сделали вообще бесплатным. Есть в Мельбурне и уникальный трамвай, который представляет собой ресторан на колесах. В нем любой желающий может перекусить во время своей поездки, любуясь городскими пейзажами.

Трамвай для узких крутых улиц (Лиссабон, Португалия). Билет в один конец стоит тут 2,85 евро, а приобрести его можно внутри трамвая. Внешний вид города просто кричит о том, что тут трамвайно сети не место. Ведь Лиссабон славится своими извилистыми улочками и крайне крутыми подъемами и спусками. Тем не менее город уже больше века доказывает обратное. С 1873 года по его улицам стала ходить конка, а в 1901 году появился тут и электрический трамвай. Специфика столицы Португалии была изучена инженерами. Специально для Лиссабона были разработаны особы вагоны. Они находятся в строю до сих пор. Сами вагоны четырехколесные. В задней и передней части установлены специальные противовесы. Они помогают "сгладить" крутую местность. В итоге трамвай движется довольно медленно, но зато и безопасно. Да и к чему спешить? Ведь такой ритм вполне соответствует самому городу. Сегодня в Лиссабоне действует 5 трамвайных маршрутов. Самый известный из них - №28, который связывает между собой районы Эштрела и Алфама. Поездка этим маршрутом лучше всего позволяет окунуться с головой в мир никуда не спешащего Лиссабона.

Иерусалимский скоростной пуленепробиваемый трамвай (Израиль). Проезд в трамвае Иерусалима обойдется в 1,8 для обычных пассажиров и вдвое дешевле для льготных категорий. Эта линия является одной из самых молодых в мире. Официально она открылась только 19 августа 2011 года, связав гору Герцля и район Неве-Яаков. Длина маршрута составляет 13,8 километров, но ее планируют увеличить до 24 километров. Линия проходит практически через весь в город, пересекая в том числе и спорные территории. Специально для этого городского трамвая в Иерусалиме был возведен подвесной мост Арфа Давида. Сантьяго Калатрава смог создать подлинный шедевр современной архитектуры и инженерии. Вагоны и локомотивы были закуплены во Франции. В результате городской трамвай мало чем отличается от того, что можно увидеть в Европе. А вот внутреннее убранство совсем другое, учитывается местная специфика. Так, двери вагонов сделаны пуленепробиваемыми, а двигатели расположены внутри особого кожуха. Он оберегает сердце трамвая от взрывных устройств. Остановок на маршруте 23, каждая из них объявляется с учетом местной специфики сразу на трех языках - иврите, арабском и английском.

Калькуттский трамвай (Индия). Трамвай в Калькутте является одним из символов английского пребывания и владычества тут. Проезд стоит 0,6-0,1 доллар и зависит от класса вагона и от расстояния. Желающим прокатиться на этих памятниках английского могущества надо помнить, что вагоны бывают разными, отличаясь не только классом, но и количеством пассажиров. Когда-то давно трамваи ездили по улицам Нью-Дели, Мумбаи, Патны и других городов. Но на сегодня лишь в Калькутте сохранился этот вид транспорта. При этом он довольно развит - в городе существует 29 линий. Первые трамваи появились тут в 1880 году. Они ходили или на паровой тяге, или являлись обычными конками. В 1902 году в Калькутте появился и первый электрический трамвай, который стал первым такого рода вообще во всей Азии. Тот подвижной состав, который до сих пор используется Калькуттской трамвайной компанией, был закуплен в Великобритании еще до момента обретения Индии независимости. Вагоны являются полностью аутентичными, что послужило причиной их сильного износа. В итоге с середины 1990-х на многих маршрутах вместо трамваев появились автобусы. Некоторые линии были либо вообще закрыты, либо стали реконструироваться. Хотя у трамвая в Калькутте и немало проблем, из города он в ближайшее время исчезнет едва ли.

Альпари: Самые большие трамвайные системы в мире August 27th, 2012

Трамвай был изобретен в в 1830-ых годах. Тогда он назывался конкой, так как тяговой силой была лошадь. С появлением электричества, стали появляться и первые трамваи, более похожие на те, что мы знаем сегодня.

Трамвай быстро завоевал популярность по всему миру и сегодня миллионы людей пользуются этим видом транспорта. Как оказалось, Россия в данном случае занимает одно из лидирующих положений. Но, обо всем по порядку. Представляем вашему вниманию ТОП - 3 самых больших трамвайных систем мира.


3. Прага

Третье место по количеству перевезенных пассажиров занимает Прага. 350 миллионов пассажиров в год! При этом произведенные в Чехии трамваи Татра являются самыми продаваемыми в мире.

2. Будапешт

Вторая по объему перевозок трамвайная сеть находится в Будапеште. За год трамваем в столице Венгрии пользуется 364 миллиона человек. Первые конки тут появились в 1866 году. Электрические же трамваи запустили в 1887. Протяженность путей 196 километров.

1. Санкт-Петербург

Санкт - Петербург лидирует по объему перевезенных пассажиров - 476 миллионов пассажиров в год. Более того, долгое время сеть трамвайных путей Санкт - Петербурга была самой длинной в мире, пока часть из них не была разобрана. После этого лидерство в этой сфере было утеряно.

На этой неделе на выставке «Иннопром-2014» в Екатеринбурге «УралВагонЗавод» представил свою новую разработку - трамвай R1 с новаторским футуристическим дизайном, за который он даже успел получить неофициальные названия «iPhone на рельсах» и «трамвай Дарта Вейдера». Новинка ценой в 1 миллион долларов должна помочь машиностроительному холдингу в течение пары лет захватить российский рынок. The Village узнал, какие модели современных трамваев есть в России и за рубежом.

R1

производство:

УВЗ, Россия

R1 (Russia One) почти целиком состоит из российских деталей, он вмещает в себя до 270 пассажиров, умеет проходить кривые малого радиуса и способен проезжать на аккумуляторе до 50 километров. Представители УВЗ рассчитывают, что новинка, дизайн которой разрабатывали авторы фирменного стиля журнала «Сноб» и облика спорткара Marussia, станет основным транспортным средством для городов, принимающих чемпионат мира по футболу в 2018 году. В производство трамвай отправится уже в следующем году, а его внешний вид будет настраиваемым - нынешнее решение кабины с задранным носом уже успел раскритиковать Артемий Лебедев.


ЛВС-2009

производство:

ПТМЗ, Россия

Первый российский массовый трёхсекционный сочленённый трамвай - двусторонний и пригодный для челночного движения, но при этом без низкого пола, как у R1. ЛВС-2009 разработан на Петербургском трамвайно-механическом заводе в 2008 году для волгоградского метротрама. Правда, предприятие выпустило всего десять составов: в прошлом году его признали банкротом, работа завода остановлена.


АКСМ-843

производство:

«Белкоммунмаш», Беларусь

Белорусские инженеры опередили петербуржцев: их низкопольный трамвай вышел на линии Минска на год раньше, и при его создании использовались европейские комплектующие. АКСМ-843 - самый быстрый трёхсекционный трамвай в СНГ: теоретически он умеет разгоняться до 120 километров в час. В основном составы этого типа можно встретить в Казани и Петербурге.


71-631

производство:

УКВЗ, Россия

Последняя модель Усть-Катавского вагоностроительного завода - самого крупного производителя трамваев СССР. 71-631 стоит в два раза дешевле других двусторонних низкопольных конкурентов и может вместить в себя до 300 пассажиров. Встретить трамваи этого типа пока можно лишь в Петербурге.


Citadis X04

производство:

Alstom, Франция

Расположенная в Ля-Рошеле французская машиностроительная компания Alstom - один из главных мировых производителей трамваев: только по улицам европейских городов катается свыше тысячи составов Citadis. Модель X04 больше всего походит на российский аналог R1: это трёхсекционный и полностью низкопольный трамвай, созданный специально для Центральной и Восточной Европы. С 2011 года Citadis X04 перевозят пассажиров в Стамбуле. Уже в этом году производство трамваев этой линейки может быть запущено в Петербурге.


Citadis 402

производство:

Alstom, Франция

Настраиваемый внешний вид и конфигурация под нужды определённого города - базовая функция современных западных моделей трамваев. Так, другой продукт Alstom - многосекционная модель Citadis 402, размер которой доходит почти до 50 метров, - может выглядеть совершенно по-разному в Париже и Дублине. Самый эффектный вид во французском Туре: вместо пантографа трамвай использует нижний токосъём с третьего рельса, а сам состав выглядит как гаджет Apple.


Combino

производство:

Siemens, Германия

Ещё один европейский трамвай - от Siemens: благодаря модульному дизайну Combino достаточно дёшев и популярен. С середины 2000-х многосекционные составы именно этой марки составляют основу трамвайной системы Амстердама. А версия Combino для Бухареста является самым длинным трамваем в мире - примерно 55 метров от кабины до хвоста.


Avanto

производство:

Siemens, Германия

Combino - не единственный трамвай Siemens. Для североамериканского рынка концерн выпускает трёхсекционную модель Avanto. Технически это низкопольный трамвай, который в то же время может дублировать электричку и использовать инфраструктуру железных дорог наравне с обычными поездами. В США Avanto можно встретить в Хьюстоне, Сан-Диего или Портленде. В Европе несколько десятков трамваев такого типа обслуживают северо-восточные пригороды Парижа.


Flexity Swift

производство:

Bombardier, Германия

Канадско-германская компания Bombardier Transportation - ещё один крупный мировой производитель рельсового транспорта. Новые жёлтые берлинские трамваи - их рук дело. Компания продает целую линейку трамваев Flexity. Модель Swift выпускается в версиях с низким и высоким полом, и во втором случае её можно использовать как пригородную электричку. Трамваи такого типа можно встретить в Кельне, Стамбуле, Стокгольме и Порту.


Sirio

производство:

AnsaldoBreda, Италия

Имеющие обтекаемую форму многосекционные двусторонние трамваи AnsaldoBreda Sirio распространены по всей Италии: их можно найти в Милане, Неаполе и Флоренции. Составы именно этой модели стали основой для трамвайной системы, созданной к Олимпийским играм 2004 года в Афинах, - три трамвайные линии длиной в несколько десятков километров были созданы всего за два года. Сейчас их обслуживают 35 поездов Sirio.

Едем в трамвае по миру June 10th, 2013

Иркутская область, г. Усть–Илимск

История трамвая в США очень драматична и показательна, каждый, узнав её, сделает собственные выводы. Попробую собрать все факты и слухи воедино.

Старейшая из ныне действующих в США трамвайных систем была открыла в Новом Орлеане (New Orleans street car) в 1835 году.


Трамвай в Новом Орлеане, 1907 год


Трамвай в Новом Орлеане, 1921 год

А наиболее старая система в стране вообще (конная) была построена ещё в 1828 году в Балтиморе.

За 19-й век были открыты множество трамвайных систем в городах Североамериканских Соединённых Штатов. Наиболее крупные из них: Филадельфия (1859), Сан-Франциско (1878), Бостон и Питтсбург (1897).


Трамвай в Филадельфии, начало 20-го века

В США (как и в Российской Империи) все трамвайные компании были частными или являлись подразделениями железнодорожных компаний. Вот, например, акция филадельфийской трамвайной компании (выпуск 1923 года):

Трамвай в Америке становился всё более и более востребованным видом транспорта. Однако в 1907 году произошло событие, которое особым образом повлияло на стиль жизни всех американцев, и стало первым шагом к упадку американского трамвая и больших городов в целом: была создана корпорация «General Motors».


Трамвай в Кливленде

К 1921 году 90% всех поездок в США совершались на рельсовом транспорте, а 10% уже имели свой автомобиль. Отрасль была процветающей: в США было около 1200 отдельных электрических городских и пригородных трамвайных систем. По словам Бенфорда Снелла из статьи «Заговор против трамвая» , в отрасли работали 300 тысяч человек, а общая длина всех путей составляла 44 тысячи миль. В год трамвай перевозил 15 миллиардов пассажиров, а доход перевозчиков составлял 1 миллион долларов в ценах 1920 года. «Практически в каждом городе США с населением более 2500 человек была своя собственная система электрических дорог».

Именно в этом году история электрического трамвая и история компании «General Motors» стала общей: в компанию пришёл и получил пост вице-президента Альфред Слоун. Он родился в городке Нью-Хевен в Коннектикуте в 1875 году, окончил знаменитый Массачусетский технологический институт (MIT). Свой высокий пост получил после того, как в 1921 году GM понесла существенные убытки: 65 миллионов долларов. Альфред Слоун выдвинул «гениальную» теорию о том, что все, кто желал приобрести личный автомобиль, уже сделал это, и по этой причине развитие рынка стало невозможным.


Альфред Слоун. Фото 1937 года

Стратегия Слоуна, которую оценило высшее руководство, была до гениальности простой: нужно уничтожить главную помеху для развития авторынка – электрический трамвай. Именно эта стратегия и сделала его сначала вице-президентом, а потом и президентом корпорации. Согласно собственным документам GM, в 1922 году было создано подразделение, одной из целей которого стала замена трамваев на автомобили, автобусы и грузовики.

Сделано всё было тоже довольно просто и эффективно: городские трамваи управлялись компаниями, в ведении которых находились и железнодорожные перевозки. Первыми «жертвами» стали компании «Southern Pacific» – владелец «Лос-анджелесской Тихоокеанской электрической линии» – самого большой в мире междугородней сети общей протяженностью в 1500 миль; «New York Central» – владелец «Железных дорог штата Нью-Йорк» – 600 миль городских и междугородних линий в северной части Нью-Йорка; и «New Heaven» – владелец 1500 миль контактной сети в Нью-Йорке, Коннектикуте, на Род-Айленде и в Массачусетсе; а также другие компании. Всем им поставили ультиматум: либо заказы на доходные перевозки по железной дороге автомобилей будут отданы конкурентам, либо эти компании заменят свои трамваи на автобусы. Поскольку без таких заказов перевозчики не смогли бы конкурировать с другими компаниями, они соглашались.

Так же поступали и с банками, которые финансировали трамвайные компании. «Согласно документам американского Министерства юстиции, официальные лица GM посещали банки, в которых брали кредиты трамвайные компании, в городах Филадельфия, Даллас, Канзас и других, и, предлагая банкам увеличить свои вклады на миллионы долларов, убеждали заменить трамваи автомобилями.»

Когда эти меры не помогали, GM просто создавали холдинги, которые скупали трамвайные компании и закрывали их: так произошло в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Филадельфии, Балтиморе, Вашингтоне, Сент-Луисе, Солт-Лейк-Сити, Сакраменто, Сан-Диего и Окленде.


Трамваи под утилизацию на острове Терминал, калифорния, 1956 год

Посредством служащих компаний «Greyhound» и «National City «General Motors» смогла купить и демонтировать стоившую 50 миллионов долларов линию «North Shore» – самую быструю трамвайную линию в мире, связывавшую прибрежные города Висконсина и северные пригороды Чикаго с деловым центром. Действуя руками шайки отъявленных бандитов, «General Motors» смогла купить и сдать на слом трамваи, обслуживавшие линию «Миннеаполис – Сент-пол».


Расписание North Shore Line, 1940-е годы

«General Motors» признала в документах для суда, что к середине 50-х годов ее агенты захватили более 1000 трамвайных сетей и перевели на автобусную тягу 90 процентов из них – более 900 сетей.

Помните фильм «Кто подставил кролика Роджера»? Пересмотрите на досуге, многое становится понятнее.


Кадр из фильма «Кто подставил кролика Роджера», Touchstone Pictures, 1988

Удачные действия Альфреда Слоуна сделали его героем, он даже появился на обложке журнала «Time» в 1926 году:

Основатель «Ассоциации работников электрического транспорта» Э. Дж. Квинби также все прекрасно знал. «General Motors», - писал он в подробном 25-страничном письме министру юстиции США, - объединилась с компаниями «Standard Oil of California» («Shevron»), «Philips Petroleum» и «Firestone», чтобы создать «Национальные линии» как часть «организованной кампании с целью лишить американское общество его превосходной системы электротранспорта...» – продолжает рассказ Бредфорд Снелл.

За заговор с целью покупки только автобусов компании «General Motors», компания была оштрафована на $5000, а каждый руководитель - на $1.

В статье «От хомута до автомобиля» в «Независимой Газете» от 2006 года говорится следующее: «С 1945 по 1954 год 9 млн людей переехали жить в пригороды. Всего с 1950 по 1976 год число американцев, живущих в больших городах, выросло на 10 млн, а в пригородах - на 85 млн. К 1976 году в пригородах жило больше американцев, чем в больших городах или в сельской местности».

На 2005 год средний американец проезжает в день на автомобиле почти вдвое большее расстояние, чем в 1982 году.

Безраздельная власть автомобильных, нефтяных и шинных гигантов продолжалась почти до конца 20-го века. В середине 20-го века были открыты только две линии Кливлендского метрополитена, трамвайная линия в Бостоне (1929) и скоростной трамвай Нью-Арка (1935). Следующая – скоростной трамвай Сан-Франциско (Muni Metro) был открыт только в 1980 году.

Скоростной трамвай Muni Metro Сан-Франциско

В последние десятилетия в городах стали появляться не только метро, лёгкое метро и ЛРТ, но и трамвай в самом привычном нам значении. Например, в столице США Вашингтоне трамвай работал с 1862 до 1962-го года, когда был заменён автобусом. В 2014 году трамвай (DC Streetcar) в столице снова откроется. Интересно, что строят и поставляют вагоны для системы чехи – по линиям будут курсировать вагоны Skoda – насколько трамвайное производство в США отстало из-за забвения в 20-м веке.

Одним из людей, который смог переломить общественное мнение и позицию государства в области общественного транспорта, является профессор пенсильванского университета Вукан Вучик, о котором я неоднократно рассказывал в своих публикациях. Я постараюсь в скором времени встретиться с ним чтобы обсудить проблемы саратовского общественного транспорта и узнать его мнение о реконструкции улицы Кутякова, планах по сносу трамвая в Мирном переулке и саботажу строительства скоростного трамвая в Саратове со стороны городской администрации Саратова.

С 2000 года в США открыто несколько транспортных систем (восстановленных и новых): и исторических, и самых современных. К ним относятся скоростной трамвай в штате Нью-Джерси (2000), Портлендский трамвай (2001), исторический трамвай Тампы (2002) и Сан-Педро (2003), скоростной трамвай в Такоме (2003), линия «Гайавата» в Миннеаполисе, линия «Речная» в Нью-Джерси, Хьюстонский скоростной трамвай (2004), скоростной трамвай Сиэтла и города Шарлот (2007), трамвайная система Спринтер в Калифорнии и скоростной трамвай Финикса (2008), центральная линия в Сиэтле (2009) и скоростной трамвай Норфолка (2011).


Пробный пуск трамвая в Вашингтоне

Скоростной трамвай в Миннеаполисе

Скоростной трамвай Сиэттла


Шарлоттский скоростной трамвай

Новый Орлеан

в джерси-сити трамваи есть...

Единственную в Рио трамвайную линию проложили еще в 1875 году. С тех пор, самым значимым новшеством стала замена конной тяги на электрическую в 1896 году. В остальном, трамвай, называемый местными жителями "Бондинье" или "Бондиньо", остался практически таким же, как и сто лет назад.

По маршруту ходят американские вагоны образца начала прошлого века.

Кабина Бондиньо.

Бондиньо отправляется от станции метро "Кариока" и следует в район Санта-Тереза.

Проезд стоит совсем не дорого - 0,6 реала (около 10 руб.)

Путь проходит по акведуку Аркос-до-Лапа, ктороый до конца 19 века снабжал весь Рио-де-Жанейро водой с окрестных гор.
Бондиньо прибывает на конечную остановку в Санта-Терезе.

Бондиньо сворачивает направо, чтобы развернуться и направиться в обратный путь.

Кто не успеет на этот трамвай, будет ждать следующего, минут 15-20.

Движение Бондиньо сопровождается громким лязгом и скрежетом.

Кроме того, вагоновожатый часто использует звонок, чтобы разгонять остановившиеся на путях автомобили.

Трамвай уехал, и на улицах Санта-Терезы снова восстановилась тишина.

В каждом камне чувствуется дух колониального прошлого.
На утопающих в зелени улицах в поисках вдохновения проводит время местная богема.

Возможно, под этими обшарпанными стенами, сейчас рождаются замыслы новых картин, строки поэм или главы повестей.

Атмосфера Санта-Терезы больше располагает к творчеству, нежели к какой-либо другой работе.
Но иногда все-же приходится отвлечься от пера или мольберта.

Заслышав стук колес, жители Санта-Терезы спешат к остановке, чтобы через считанные минуты попасть в другой Рио - с небоскребами, оживленным движением, магазинами и множеством людей на улицах.
Вот-вот из-за угла появится неподвластный времени трамвай Бондиньо.

Некоторые люди не знают, или не хотят верить, что трамвай - лучший в мире вид общественного транспорта. "Трамваи шумные, медленные, и не умеют объезжать заторы!" говорят они. Таким людям можно привести кучу доводов про то, что современные трамвайные системы решили все эти проблемы, рассказать про преимущества современного рельсового транспорта, о том, что трамвай милый и красивый. А можно просто показать им трамвай в испанском городе Бильбао, и тогда все их сомнения сразу исчезнут.

Я много разных трамваев видел в мире, но такого прекрасного не видел нигде!

Трамвай в Бильбао запустили в 2002 году, как альтернативу городскому метро. Власти хотели дать возможность туристам смотреть на город из окна, пока они добираются между самыми известными достопримечательностями. Но и местные жители любят свой трамвай, и часто предпочитают пользоваться именно им, чтоб ездить из одной части города в другую. Ну а как можно его не любить?!

Сейчас работает одна ветка, состоящая из 12 остановок. Планируется расширение системы - линию продолжают, уже строят две дополнительные остановки.

Проезд стоит €1.15, что совсем недорого по европейским меркам.

Но это сухие факты, которые никак не отражают всей прелести трамвая Бильбао! Его главаное достоинство в том, по чему он ходит.

Видете? Это поляна с зеленейшей мягкой травой и ромашками. Не в каждом парке найдёшь такую красоту.

А в Бильбао по этой красоте ходит трамвай, и при этом не мнёт ни травинки!

Это одно из главных достоинств правильно сделанной трамвайной системы - возможность проложить рельсы по зелёным зонам, прямо по травке! Посмотрите как красиво!

Зелёный трамвайчик очень гармонично вписывается в эту зелёную среду. Эти краски радуют глаз. Рельсы извиваются вдоль ряда красивых деревьев. В Бильбао используется узко-колейная система, ширина колеи здесь 1000мм.

Рельсы проходят вдоль реки. Зелёная полоса по которой они идут дополняет прекрасную общественную зону набережной. Здесь удобные скамеечки, тенистые деревья, газон с ромашками и трамваем, велодорожка, тротуар, и лишь потом - запаркованные машины и проезжая часть.

Да, трамвай расположен ближе к воде, чем велодорожка! Правильно, пусть пассажиры трамвайчика смотрят в окно, и любуются водой.

Платформы защищены от дождя и солнца навесом. Здесь стоят автоматы по продаже билетов, и мониторы, показывающие, как долго ждать следующего трамвая. Платформы невысокие, чтоб легче было заехать с коляской или на инвалидном кресле (разумеется они оборудованы пандусами.)

Трамваи ходят довольно часто, каждые минут пять. У многих местных жителей есть проездные, другие прямо на месте покупают билеты.

Вагоны трамваев низкополые, с невысокой платформы коляска без труда закатывается внутрь. Одно из главных преимуществ рельсового транспорта, возможность всегда точно подойти вплотную к платформе без излишних манёвров.

А вот как выглядит салон изнутри. (Советую смотреть это видео без звука, там один шум, и ничего полезного.)

Трамваи ходят очень тихо, не гремят, как московский трамвай моего детства. Никакой другой вид транспорта не может так аккуратно скользить поверх поляны с ромашками, не принося им никакого вреда. Это и есть его главное достоинство! А так как другого транспорта здесь не ходит, ничего не надо и объезжать.

Для перехода через рельсы сделана специальная дорожка, вымощенная плиткой. Чуть дальше виднеется следующая - между ними несколько десятков метров.

Там где нет места сделать отдельную зелёную зону, трамвай получает выделенную полосу, например как на этом мосту через реку Нервьон, где проезжая часть асфальтирована, а трамвайные рельсы решили проложить по красивой брусчатке.

Трамвай проходит и по берегу Нервьона со стороны старого города, где его современные вагоны отлично смотрится на фоне красивых старых зданий. Часы работы трамвая - с 6 утра до 11:30 вечера.

Все составы состоят из трёх секций, 25 метров в длинну. Вместительность трамвая - 192 места, из них 50 сидячих. Эти вагоны производятся фирмой CAF, которая находится прямо тут в Стране Басков.

Один небольшой недостаток трамваев в Бильбао, это то, что они часто полностью заклеены рекламой, которая не всегда подходит под сам трамвай, и красивые места, через которые он ходит.

Трамвайная линия Бильбао - прекрасный пример того, как красиво и удобно можно сделать общественный транспорт, если подходить к вопросу с умом. Разумеется так же хорошо как в Бильбао сделать нелегко - вон даже японцы, которые помешаны на рельсовом транспорте , когда дело доходит до трамваев .

Но трамвай Бильбао - эталон того каким трамвай может и должен быть. Если кто-то когда-нибудь будет рассказывать вам о том, что трамвай - транспорт прошлого, которому нет места в современных городах, смело показывайте ему этот пост.

Кто скажет, что трамвай Бильбао не самый прекрасный в мире, смело может кинуть в меня каммент!

В это трудно поверить, но !