Анализ произведения лапти. Анализ произведения Бунина «Лапти

«Лапти» — небольшой рассказ, написанный И. Буниным в 1924 году. Сюжет развивается в маленьком населенном пункте. На улице разбушевалась непогода. А в одном из дворянских домов заболел ребенок. В бреду мальчик просит принести ему красные лапти, да так жалобно просит, что в отчаянии взывает к Богу о помощи.

И вот в дом заходит Нефед. Видя мучения мальчика и его матери, он принимает решение отправиться в Новоселки за лаптями. А поскольку красных лаптей не бывает, нужно купить пузырек фуксина, чтобы покрасить обувь, тут же догадывается мужчина. Но женщина отговаривает Нефеда, ведь на улице такая непогода!

Но мужчина непоколебим в своем решении. Главный герой — образ простого русского мужика. К этому образу часто обращаются русские писатели в своих произведениях. Речь Нефеда проста, изъясняется он короткими фразами и просторечиями. А движения мужчины решительные. Это говорит о том, что он человек дела. Нефед — храбрый и самоотверженный человек. Несмотря на всю свою простоту, Нефед силен духом!

И вот он отправляется в путь, «выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Женщина в напряжении ожидает возвращения Нефеды. И ночь казалась зловещей, будто предрекающей беду. А утром к дому женщины привезли замерзшего Нефеду. За пазухой у мужчины нашли лапти и бутылек с фуксином. Нашли Нефеду мужики новосельские, которые возвращались домой и сбились с дороги, провалились в снега. Но тут заметили чьи-то валенки, раскопали , увидели мужчину и узнали в нем Нефеду. Так они поняли, что добрались и до дома рукой подать.

Нефед поступил самоотверженно. В его поступке не было ни капли сомнения хотя погода была настолько суровой, что он понимал насколько этот поход может быть опасным, но это его не остановило. Его желание помочь другим людям было гораздо больше страха. В таком поступке и просматривается настоящая сила духа. Нефед не искал себе славы, не ждал благодарности, он поступил так только потому, что посчитал нужным. Смерть мужчины не была напрасна, память о нем и его самоотверженном поступке навсегда останется в сердцах местных жителей.

Анализ любого эпизода из произведения "Повесть о Петре и Февронии Муромских" по плану: 1. Озаглавить эпизод. 2. Указать, какое место этот

эпизод занимает в произведении.

3. Роль эпизода в раскрытии характеров персонажей или в развитии сюжета.

4. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

5. Есть ли в эпизоде пейзаж, или описание интерьера, предметного мира, из роль.

6. Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что у него характерно.

7. Языковые особенности эпизода - анализ средств языка, используемых автором.

Помогите, пожалуйста, если получу 2 - мне будет кранты:(

Разве 37 пкт - это мало? Ну помогите пожалуйста! :(

1 Какой композиционный прием использовал автор Л.Н.Толстой "После бала" 2 Кто из героев произведения противопоставлен друг другу? 3

Составьте рассказ "Полковник на балу и после бала"

4Раскройте смысл названия произведения

5 Расскажите об Иване Васильевиче, его отношении к жизни. Почему в мировосприятии героя происходят контрастные изменения?

7Кем является в произведении Иван Васильевич - автором, рассказчиком или героем

Оперируя фактами, докажите, что рассказ "После бала" - пример реалистического отражения действительности в художественной литературе.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Придумать продолжение концовки рассказа Бунина "Лапти"

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: - Ну что, барыня, как? Не полегчало? - Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит... - Лапти? Что за лапти такие? - А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. - Как добывать? - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то... И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: - Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: - Господи, помоги! Господи, защити! И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

“Певец осени, грусти и дворянских гнезд” – так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же самого пи­сателя, он всю жизнь страдал от того, что не мог “вы­разить того, что хочется. Какая мука наше писатель­ское ремесло. А какая мука найти звук, мелодию рассказа, – звук, который определяет все последую­щее!” К. Г. Паустовский говорил, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освеще­ния, и тот, кто может уловить это соединение, – это счастливейший человек.

В небольшом по объему рассказе “Лапти” пред­ставлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромней­шего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связан­ные с повествованием незримой нитью.

Действие рассказа происходит вьюжной зимой. Бу­нин нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если прибегает к этому изобразительному средству, то добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: “. потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”. Автор стремится показать буйство природы: “. в бездне снежного урагана и мрака”, “потонули вместе с лошадью в страшный снег”. Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: “. в такую страсть”, “такой ужас”, “. ужасала одна мысль”. Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: “. плакала горь­кими слезами от страха и от своей беспомощности”.

Речь также является средством раскрытия характе­ров героев: “Господи, помоги! Господи, защити!”, “Бог с тобой. “, “А господь его знает!”. В полном бес­силии мать обращается к единственной надежде – Господу. А надежда приходит в ином образе. Обраща­ет на себя внимание тот факт, что все герои безымян­ны, а именем наделен только один персонаж – Нефед. Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: “Не по­легчало?”, “. не хитрое дело”, “Она мне будет в зад, пыль-то.” Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхожде­нии Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он от­правляется за шесть верст в лавку за лаптями и фук­сином, так как “душа желает”. А если выполнить за­ветное желание больного, он выздоровеет. Характер Нефеда, его устремленность и деловитость автор под­черкивает в портретной характеристике и в описании его действий: “Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло. И вдруг твердо: “Значит, надо добывать. “.

Буниным в рассказе используется прием предвос­хищения событий. Эпитет “зловещий стук” предска­зывает скорую развязку – Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это озна­чает, что ребенок умрет.

В данном произведении немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало – все рождает ощущение душево­го здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни приро­де. Нефед – “выходец из природы”, уходит он тоже в нее.

“Белый от снега” дом и “красные лапти”, “холод­ный” дом и “в жару. плакал ребенок” – антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной хо­лодности окружающего мира по отношению к больно­му ребенку.

Для Бунина деталь важна сама по себе, без привя­занности к сюжету. Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: “Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видения­ми. “.

Знаки препинания тоже играют определенную роль. Они создают грустно-напряженную тональ­ность. Многоточие в конце предложений в финале вы­ражает горькое недоумение и одновременно ра­дость – спасены! жилье рядом! “Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый чело­век.

Тем только и спаслись – поняли, что, значит. в двух шагах жилье. “

Мы понимаем, что Нефед спас не только новоселовских мужиков, но и мальчика. А Бунин подводит нас к мыслям о единстве человека и природы, и о том, что за смертью идет жизнь.

(4 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Пятый день вьюжило. В белом от снега и холодном большом доме стоял сумрак и было горе: тяжело болел ребенок. В...
  2. В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно...
  3. “Макар Чудра” - первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было...
  4. Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровожда­емая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем...

Урок литературы 7 класс

Учитель Сасина Л.И.

Тип урока: анализ прозаического текста (рассказа)

Технология : РКМЧП

Тема урока: Рассказ И.А.Бунина «Лапти»

Цель урока: формирование критического мышления через чтение и анализ произведения

Задачи:

    Обучение элементам анализа рассказа, вовлечение учащихся в размышления о «выборе жизни»; формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации; подготовка к восприятию философской тематики произведения

    Развитие устной речи учащихся, обогащение лексикона детей

    Воспитание чувства сопереживания, уважения к добрым поступкам

Эпиграф

Подвиг есть и в сраженье, Не было бы добрых людей,

Жизнь давно бы остановилась… В.Шукшин

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг в терпенье,

Любви и мольбе. А.Хомяков

Оборудование

    Портрет И.А.Бунина

    Листочки с заданиями

    Записи на доске

    Тексты рассказа и стихотворения

    Концепт (сострадание, милосердие, самопожертвование)

    Схемы изобразительно-выразительных средств языка

На доске

1. И.А.Бунин «Лапти» 1924

Тема:___________?

2. Словарная работа

В такую страсть – в такую плохую погоду

Фуксин – краситель красного цвета

Зипун – верхняя шерстяная одежда из грубого сукна

Обыдёнкой – в тот же день

ЛАПТИ – лапоть – плетёная обувь из лыка (коры) охватывающая только ступню ноги.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею

Антитеза – оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение

Структура урока.

осмысление

рефлексия

Составление кластера.

Мозговой штурм.

Чтение рассказа со«стопом». Древо предсказаний. Анализ.

Возвращение к кластеру.

Составление синквейнов.

Ход урока .

ВЫЗОВ

1. Актуализация. Рассказы И.А.Бунина 3мин

И.А.Бунин

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой. 1922

Так Иван Алексеевич Бунин обозначил две основные вехи своего жизненного пути.

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился в обедневшей дворянской семье, детство и юность провёл в деревне. С ранних лет проникся уважением к труду крестьян и испытал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Он хорошо знал жизнь и заботы крестьян. Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отразились в лучших произведениях писателя, в том числе в рассказах «Цифры», «Лапти», «В деревне». В них, кроме того, поднимается важная проблема отношений взрослых и детей в семье. Автор выражает идею о том, что взрослые должны считаться с миром ребёнка, а выбирая линию поведения, должны руководствоваться голосом своего сердца. В особо драматических ситуациях взрослые из любви к ребёнку могут быть готовы на самопожертвование, как это произошло в рассказе «Лапти». Расск аз «В деревне» тоже касается взаимоотношений в семье, но ещё содержит заветные мысли самого автора о том, что надо делать так,чтобы было поменьше бедности, и тогда хорошо можно жить в деревне

Бунин одинаково остро и тонко видел всё, что привелось ему видеть в жизни . А видел он очень много, с юных лет заболев скитальчеством, жаждой непременно увидеть всё, до той поры невиданное.

Каждый рассказ и каждое стихотворение Бунина подобно магниту, который притягивает из самых разных мест все драгоценные частицы, нужные для этого рассказа. Язык Бунина прост, почти скуп и живописен, но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношении. Сегодня мы обратимся к чтению одного из таких рассказов.

2.Постановка цели урока. Запись в тетрадях. 3мин

Тема урока

Прочитайте эпиграф. Какая строчка является ключевой?

Скажите, какая цель нашего сегодняшнего урока? На основе анализа рассказа поразмышлять о нравственных понятиях, категориях

Как можно определить тему? Высший подвиг человека - человечность

3. В центре листа обведите «самопожертвование» «самоотверженность» «со-страдание» в овал

Составление кластера

А)индивидуальный мозговой штурм

На листочке (заранее) запишите всё, что вы знаете об этом слове 5мин

Б) парная мозговая атака

Повернитесь друг к другу и спросите, что ваш сосед знает об этом слове, обменяйтесь информацией, допишите свой кластер.

В) групповой мозговой штурм

Повернитесь к соседям за следующей партой, обменяйтесь информацией

Г) Один ученик от каждой группы записывает информацию на доске

Мы обращаемся к чтению рассказа «Лапти»

ОСМЫСЛЕНИЕ

4. Чтение рассказа учителем со «стопом» 5мин

СТОП

Древо предсказаний. 3мин

Объясни свои предположения.

2. Чем закончится рассказ?

3.Как будут развиваться

события после финала?

5. Продолжение чтения. 5мин

6. Древо предсказаний.

Какие ваши предсказания подтвердились? Какие не нашли отражения?

- Понравился ли вам рассказ?

-Какое настроение сопровождало вас при чтении?

-Какие чувства вызвал Нефёд?

-Каким человеком предстаёт перед нами рассказчик? О чём это произведение?

7. Анализ понимания сюжета. Фронтальная беседа.

Кому помог Нефёд ценой своей жизни? (мальчику? Двум новосельским мужикам?) 2

1.Когда был написан рассказ? 1924

2.В какое время года происходят описываемые события? Зима

3.Что просил больной ребёнок? Лапти (толкование слова)

4.В чём проявлялась беспомощность матери? (прочитать)

5.Как Нефёд хотел облегчить состояние больного мальчика? (принести фуксин)

6.Кому ещё, кроме мальчика, невольно помог Нефёд, пожертвовав собой?

Фабула – мать мечется возле больного ребёнка, буран не позволяет прибегнуть к помощи доктора, замерзает в пути Нефёд, который хотел выполнить просьбу больного ребёнка.

8. Линия сопоставления. Маркерная доска. 10 м

Линия сравнения

Бледный сумрак

В белом от снега и холодном ….

Смерклось

АНТИТЕЗА

Огненный

Красные лапти

Весь огнём горит

Стена казалась огненной..

Красный в христианстве

Символ самопожертвования. В православной иконографии символизирует праздничность происходящего, но и предвещает грядущую жертву. Цвет жизни, войны, опасности, смерти в бреде..

Смерть Н – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги

Непроглядная вьюга

Бездна снежного урагана

Бешено несущееся…

Вечный, адский холод

состояние

Тяжело болен…Плакала горькими слезами...

Жалобно плакал

Нефёд»потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»…Мужики всю ночь плутали..

Изобразительно-выразительные средства языка

Эпитет зловещий стук

Метафора

Речь Нефёда

Страшный снег

Антитеза

Битва за ребёнка

Нефёд, мать, мужики

РЕФЛЕКСИЯ

9. Кластер. Что нового можно добавить? Вносим изменения. 3мин

милосердие переживание


самопожертвование

жертвенность

человеколюбие

помощь жалость

Д) Выступление ученика. Концепт слова «сострадание»

Гуманизм

10. Синквейн. Составьте синквейн. 3мин

Добрый, отзывчивый

Помогает, любит, жалеет

У него доброе сердце.

Это рассказ о доброте, о самоотверженности, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идёт жизнь.

Судьба человека зависит только от него самого. Не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,-

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Р.Киплинг «Заповедь»)

11.Домашнее задание. Отметки. 2 мин

    Иллюстрации к рассказу «Лапти».

    Отзыв на один из рассказов «В деревне», «Сверчок», «Лапти».

    Поступок, достойный уважения (миниатюра)

«Выбор жизни». Как я понимаю.

Эпитет

Ирония


Литота


Метафоры

Сравнение


_

Перифраза

Метонимия

Олицетворение

_____________________

___________________________________________________________________________

Анафора

Параллелизм

Градация



Инверсия

Антитеза


Парцелляция

Риторический вопрос

Многосоюзие

________________________________________________________________________

Ассонанс

Звукоподражание

Аллитерация

И.А.Бунин

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «прости» - родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой.

«Мать»

И дни и ночи до утра

В степи бураны бушевали,

И вешки снегом заметали,

И заносили хутора.

Они врывались в мёртвый дом-

И стёкла в рамах дребезжали,

И снег сухой в старинной зале

Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь – не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Всё напевала и ходила…

И ночь тянулась без конца…

Порой, дремотой обвевая,

Шумела тише вьюга злая,

Шуршала снегом у крыльца.

Когда ж буран в порыве диком

Внезапным шквалом налетал,

Казалось ей, что дом дрожал,

Что кто-то слабым, дальним криком

В степи на помощь призывал.

И до утра не раз слезами

Её усталый взор блестел,

И мальчик вздрагивал, глядел

СОСТРАДАНИЕ

Жалость, сочувствие, вызываемое чьим-либо несчастьем, горем

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка»)

СОСТРАДАНИЕ

Греческое слово sym -pathia двояко проникло в русский язык

Со- страдание

И как заимствованное – симпатия, и теперь в современном русском языке существует два равноправных синонима – сострадание и симпатия.

Значение слова страдать смещалось, образовано от существительного страда – работа, поначалу глагол обозначал – работать. Неожиданный переход от работы к страданию

(Г.А.Крылов Этимологический словарь русского языка.)

МИЛОСЕРДИЕ

Готовность помочь к-н или простить к-л из сострадания, человеколюбия

(С.И.Ожегов)

МИЛОСЕРДИЕ

Заимствовано из ст\слав, miserccordie , достойный сожаления, милости (доброго, человеческого отношения)

(Этимологический словарь)

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Пожертвование своими личными интересами ради других

(С.И.Ожегов)

Сам – общеслав. Того же корня, что др\инд samas равный, одинаковый

Жертва – заимств. из ст\слав молитва, битва

Приносить в жертву, жертвовать, жалеть, беречь, охранять от боли, мучений

(этимологический)

Жалеть – вызывать сострадание

ПОСЛОВИЦЫ

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу

Человек живёт жалью

Сердце кровью обливается – чувство глубокого сострадания, жалости

Душа болит – сильно переживает, волнуется)

«Мать» И.А.Бунина

«Зимний вечер» А.С.Пушкина

Пристройки

Буря - мир

Вечер более

Вихри снежные домашний

Ветхая лачужка

старушка

Бураны теснят человека

Разрушают его дом

Помогают лирическому Я отгородиться от снежной бури

Буря зашуршит

Центральный образ- мать

Свеча и книга – Мадонна

Горящая свеча – символ духовного горения

Негасимый свет противостоит тьме

Соседство жизни и смерти

Непобедимость Властителя человеческих жизней в вечном борении с мировым злом

Специфика лирики и эпоса

В лирическом тексте противостояние человека и стихии не разрешено- это связано с воплощением образа-переживания

Глаголы несов. Вида-незавершённость

Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Жанр и направление

Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

Смысл названия

Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.

Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Нефедушки – это образ простодушного, но доброго человека. Пойти пешком в жестокую бурю лишь затем, чтобы добыть лапти ребёнку, который просит их в бреду – поистине героический поступок. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не боятся жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
  2. Мать больного ребёнка – любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих чад и готовых ухватиться за любой лучик надежды ради их спасения.
  3. Сам ребёнок – это символ будущего страны. И только «лапти» – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.

Темы

  • Милосердие выступает основной темой рассказа. Нефед понял, что душа больного ребёнка хочет красные лапти, и, если достать их, ребёнок может выздороветь. Последовавшее за этим решение рискнуть собственной жизнью ради спасения другой – акт милосердия, на который способны только по-настоящему добрые люди.
  • Ещё одно слово, которое характеризует поведение Нефедушки – отзывчивость . Действительно, не всякий слуга стал бы спрашивать хозяйку о состоянии ребёнка, да ещё и прислушиваться к его просьбе. Отзывчивость, пожалуй, была и остаётся качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.

Проблемы

Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!