Анализ стихотворения Блока «Я медленно сходил с ума…. Блок - Я вышел

«Я вышел. Медленно сходили…» Александр Блок

Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…

Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне…
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине..

О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!..

Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…»

Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления. Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения скрупулезного порядка, а воспринимал жизненные события как элементы пространственно-временной характеристики поэтического текста, созданного по принципам символизма.

К стихотворению «Я вышел» автор добавил комментарий, сообщающий о долгой прогулке по одной из петербургских улиц в «особом состоянии». Предчувствия будущей встречи с идеалом женственности, появившиеся во время гулянья, возвели рядовой эпизод в ранг важного, мистически озаренного события.

Объектом внимания лирического «я», вышедшего из дома, становятся «сумерки зимы». Они «медленно» сходят на землю, вызывая из «тьмы» памяти светлые воспоминания - «младые были». Острое предчувствие близких перемен, которое ассоциируется с песней о весне, приближает героя к тайнам идеального мира, к «вечности снам». Глубокие озарения приходят к лирическому субъекту, когда он тихо шагает по вечерней улице.

Мотив ожидания, заявленный в анализируемом тексте, поддерживается в и в следующих стихотворениях. Герой слышит «песни весенней намек», и звуковой образ подкрепляется визуальным изображением чистого и глубокого неба, причастного идеальной сущности. В мистический час «вечерних теней», появившихся на «синих снегах», герою чудятся песня «лебединая», «могильные» видения и знакомый тревожный голос, живой и близкий.

Показательно, что мотив ожидания, пассивного пребывания в таинственной туманной атмосфере, постепенно вытесняет активное начало, выраженное мотивом пути. Последний характерен для цикла Ante Lucem и зрелой лирики Блока. В рамках художественного мира «Стихов о Прекрасной Даме» мотив пути возникает достаточно редко, осложняясь ощущениями недосягаемости цели. В стихотворении «За туманом, за лесами…» Небесная Возлюбленная издали манит за собой, рассеивая темное пространство ночи блуждающим огнем. В более поздних творениях цикла декларируется не только бесполезность, но и опасность активного поиска, который может закончиться гибелью в болоте или встречей со зловещим призраком-всадником.

Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге “Стихи о Прекрасной Даме”. Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления. Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения скрупулезного порядка, а воспринимал жизненные события как элементы пространственно-временной характеристики поэтического текста, созданного по принципам символизма.

К стихотворению “Я вышел” автор добавил комментарий, сообщающий о долгой прогулке по одной из петербургских улиц в “особом состоянии”. Предчувствия будущей встречи с идеалом женственности, появившиеся во время гулянья, возвели рядовой эпизод в ранг важного, мистически озаренного события.

Объектом внимания лирического “я”, вышедшего из дома, становятся “сумерки зимы”. Они “медленно” сходят на землю, вызывая из “тьмы”

памяти светлые воспоминания – “младые были”. Острое предчувствие близких перемен, которое ассоциируется с песней о весне, приближает героя к тайнам идеального мира, к “вечности снам”. Глубокие озарения приходят к лирическому субъекту, когда он тихо шагает по вечерней улице.

Мотив ожидания, заявленный в анализируемом тексте, поддерживается в и в следующих стихотворениях. Герой слышит “песни весенней намек”, и звуковой образ подкрепляется визуальным изображением чистого и глубокого неба, причастного идеальной сущности. В мистический час “вечерних теней”, появившихся на “синих снегах”, герою чудятся песня “лебединая”, “могильные” видения и знакомый тревожный голос, живой и близкий.

Показательно, что мотив ожидания, пассивного пребывания в таинственной туманной атмосфере, постепенно вытесняет активное начало, выраженное мотивом пути. Последний характерен для цикла Ante Lucem и зрелой лирики Блока. В рамках художественного мира “Стихов о Прекрасной Даме” мотив пути возникает достаточно редко, осложняясь ощущениями недосягаемости цели. В стихотворении “За туманом, за лесами…” Небесная Возлюбленная издали манит за собой, рассеивая темное пространство ночи блуждающим огнем. В более поздних творениях цикла декларируется не только бесполезность, но и опасность активного поиска, который может закончиться гибелью в болоте или встречей со зловещим призраком-всадником.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сборник “Стихи о Прекрасной Даме”, которым Блок дебютировал, вышел в московском издательстве “Гриф” в 1905 году. Он представляет собой поэтический дневник молодого человека, охваченного внеземной...
  2. В 1905 году была издана дебютная книга Блока – “Стихи о Прекрасной Даме”. Она рождалась под влиянием философских идей Соловьева и эстетики символизма. Посвящен сборник...
  3. В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но...

5 017 0

Встреча с 16-летней Любовью Менделеевой полностью перевернула жизнь Александра Блока . Он с трудом узнал в этой серьезной и сдержанной особе свою детскую подругу и – влюбился в нее, рассчитывая на взаимность. Однако Любовь Менделеева весьма прохладно отнеслась к Блоку, считая его выскочкой и пижоном. На протяжении всего лета 1899 года она отвергала его ухаживания, а позже и вовсе настояла на прекращении встреч в загородном имении Шахматово. испытал всю гамму чувств, которая свойственна отверженным влюбленным. Злость, отчаяние, горечь, тоска и обида очень скоро сменились преклонением и восторженным отношением к избраннице, которую поэт, несмотря ни на что, продолжал боготворить. Именно после расставания с Любовью Менделееву был создан цикл стихов о Прекрасной Даме, в который вошло произведение , датированное 1902 годом.

Доведенный до отчаяния Блок мечтал о встрече с Любовью Менделеевой, хотя дал себе зарок не пытаться искать девушку в шумном Петербурге. Поэт даже отказался посещать родовое имение Шахматово, чтобы ненароком не встретиться с возлюбленной, которой пообещал, что больше не будет ее преследовать и донимать глупыми стихами. Подобное самопожертвование давалось Блоку нелегко, он буквально сходил с ума «у двери той, которой жажду», но понимал, что не в состоянии изменить ситуацию. «Я плакал, страстью утомясь, и стоны заглушал угрюмо», - признается поэт, подчеркивая при этом, что эта безответная любовь испепелила его душу и разбила сердце.

Столь сильное увлечение своей избранницей Блок расценивает, как одну из форм помешательства. И чем дольше длится разлука, тем сильнее поэт ощущает разрушительную силу любви, которая буквально уничтожает его изнутри. Мысли поэта направлены не в будущее, а в прошлое, где он был счастлив совсем недолго. Однако именно эти воспоминания помогают ему сохранить остатки здравомыслия. Примечательно, что Блок считает безумством не саму любовь, а то, что она постепенно уходит из его сердца. Поэтому автор признается: «Я медленно сходил с ума, я думал холодно о милой».

Стоит отметить, что через несколько месяцев после создания этого стихотворения произошла случайная встреча Блока и Менделеевой, во время которой поэт вдруг почувствовал, что все с ним происходящее – знак судьбы. Он стойко выдержал все испытания, сохранив в своем сердце самые нежные и теплые чувства к этой девушке, за что и был вознагражден. Теория символов, о которой Блок рассказал своей избраннице, заставила Любовь Менделееву по-иному взглянуть на этот странный роман и дать согласие на брак с человеком, который был послан ей свыше.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Александр Александрович Блок

Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…

Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне…
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине..

О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!..

Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления. Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения скрупулезного порядка, а воспринимал жизненные события как элементы пространственно-временной характеристики поэтического текста, созданного по принципам символизма.

К стихотворению «Я вышел» автор добавил комментарий, сообщающий о долгой прогулке по одной из петербургских улиц в «особом состоянии». Предчувствия будущей встречи с идеалом женственности, появившиеся во время гулянья, возвели рядовой эпизод в ранг важного, мистически озаренного события.

Объектом внимания лирического «я», вышедшего из дома, становятся «сумерки зимы». Они «медленно» сходят на землю, вызывая из «тьмы» памяти светлые воспоминания — «младые были». Острое предчувствие близких перемен, которое ассоциируется с песней о весне, приближает героя к тайнам идеального мира, к «вечности снам». Глубокие озарения приходят к лирическому субъекту, когда он тихо шагает по вечерней улице.

Мотив ожидания, заявленный в анализируемом тексте, поддерживается в и в следующих стихотворениях. Герой слышит «песни весенней намек», и звуковой образ подкрепляется визуальным изображением чистого и глубокого неба, причастного идеальной сущности. В мистический час «вечерних теней», появившихся на «синих снегах», герою чудятся песня «лебединая», «могильные» видения и знакомый тревожный голос, живой и близкий.

Показательно, что мотив ожидания, пассивного пребывания в таинственной туманной атмосфере, постепенно вытесняет активное начало, выраженное мотивом пути. Последний характерен для цикла Ante Lucem и зрелой лирики Блока. В рамках художественного мира «Стихов о Прекрасной Даме» мотив пути возникает достаточно редко, осложняясь ощущениями недосягаемости цели. В стихотворении «За туманом, за лесами…» Небесная Возлюбленная издали манит за собой, рассеивая темное пространство ночи блуждающим огнем. В более поздних творениях цикла декларируется не только бесполезность, но и опасность активного поиска, который может закончиться гибелью в болоте или встречей со зловещим призраком-всадником.

Свое произведение А.Блок написал в период влюбленности в Любовь Менделееву. Будучи человеком творческим и порывистым, любовь захватила его сознание, а в сдержанной девушке он едва смог различить свою давнюю знакомую. Стихотворение «Я медленно сходил с ума» автобиографичное и показывает весь спектр переживаний автора. Девушка не отвечала взаимностью ему, она не оценила его как личность.

Со временем возлюбленная прекратила даже редкие встречи, вероятно преддверье такой встречи и описывает поэт в произведении. Он робок, весь дрожит и ему тяжело даже войти в дверь. Он ждал эти мгновенья отчаянно, день сменяла ночь, а чувства не покидали писателя. Он не стыдиться своей слабости перед возлюбленной.

Блок откровенно пишет о своих слезах и грусти. Его голову посещали различные мысли, от которых писателю становилось очень страшно. В конце стихотворения автор даже вспоминает могилу, такое сравнение не случайно. Мужчина доведен до отчаяния и уже ему сложно бороться со своими чувствами.

После расставания с Менделеевой поэт издал цикл произведений, посвященных ей. Несмотря на желанную встречу, поэт сторонился мест, где могла присутствовать его возлюбленная. Он больше не посещал даже родовое имение. Эта женщина разбила его сердце, а стихотворение очень реалистично передает состояние поэта в то время.

Эту влюбленность писатель относил к помешательству, он просто сходил с ума. Причем разлука только усиливала его чувства. Эмоции разрушали писателя, он больше не мог контролировать себя. В произведении мысли Блока направлены больше в прошлое, нежели в будущее. Он мимолетно вспоминает короткие мгновения счастья и покоя.

После публикации произведение встреча Блока с Менделеевой все же состоялась. После общения, девушка иначе взглянула на свое отношение к писателю и со временем дала согласие на брак.