Кюневульф «Христос» - на русском нет, для владеющих английским - современный английский перевод - http://www.apocalyptic-theories.com/literature/christiii/mechristiii.html
Важно:
Толкин Дж.Р.Р. - Возвращение Бьорхтнота - http://bookz.ru/authors/tolkien-djon-ronal_d-ruel/bjorntot/1-bjorntot.html
1. Книжная культура
Дописьменный период и ранний период возникновения письменности
В начальный период раннего средневековья, по крайней мере в первые полтора столетия после начала переселения в Британию, англосаксы ещё не имели письменности. У них развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, сохранявший исторические предания, бытовые и обрядовые песни — застольные, свадебные, погребальные, а также песни, связанные с охотой, с сельскохозяйственными работами и с дохристианскими религиозными верованиями и культами. Искусные певцы-музыканты, так называемые глеоманы, слагавшие и исполнявшие песни в сопровождении музыкальных инструментов, пользовались у англосаксов большим уважением. С усилением роли княжеской и королевской дружины у англосаксов появились певцы-дружинники, так называемые скопы. Используя родовые и племенные предания, они слагали песни о подвигах древних героев и современных военных вождей (VII—VIII вв.).
О скопах
Небольшое произведение англосаксонской поэзии " " (т. е "многостранствующий"), которое долгое время считали одним из древнейших дошедших до нас памятников англосаксонской литературы, рисует образ именно такого певца. Его основную часть занимает "каталог" стран, якобы посещенных певцом, и тех резиденций, где его принимали с почетом. Среди славных властителей, у которых побывал Видсид, называются имена наиболее известных героев германских эпических сказаний.
Другое произведение, в котором описан певец, "скоп", носит название " ". Оно представляет собою лирический монолог, вложенный в уста придворного певца по имени Деор. Деор рассказывает, что некогда он пел при Геоденингах и был им люб, пока не сменил его "властитель песен" Хеорренда (Heorrenda), отнявший у него и милость двора и ленное владение (landryht). Интриги в мире людей искусства:(Утешение себе Деор находит лишь в том, что вспоминает целую вереницу знаменитых образов героических саг, героев древних преданий. Первоначально стихотворение датировалось VII-VIII вв., теперь его все чаще относят к IX и даже к X в. Но примеры, которыми пользуется автор, явно указывают на стародавнюю эпическую традицию.
Возникновение письменности в Англии.
Письменность в современном смысле слова стала использоваться при дворе англосаксонских королей вместе с принятием христианства, когда после прибытия римской миссии св. Августина появились первые книги на латинском языке. Скорее всего это были книги, использовавшиеся в богослужении, и, конечно, Библия. С 597 г. латинский язык стал официальным языком христианской церкви в Англии, а латинское письмо - практически единственным видом письма, которое скоро было приспособлено и для записей на древнеанглийском языке. На базе латинского алфавита был создан древнеанглийский алфавит, который отличался особыми начертаниями некоторых букв, свойственными так называемому “инсулярному” (“островному”) латинскому письму, а также использованием двух рунических знаков.
Руническая письменность
Есть данные, что прибывшие в Британию англосаксы владели древнейшим исконно германским письмом, так называемым руническим алфавитом.
Англосаксонские руны - это разновидность старшего рунического алфавита, известного со II по VII вв. у всех германских племен. От старших рун следует отличать младшие руны, распространившиеся только у скандинавских племен в эпоху викингов с IX по XI вв.
Большинство старших рунических надписей, найденных на континенте или в Скандинавии - это отдельные предложения, трудно поддающиеся толкованию, или отдельные руны, иногда весь рунический алфавит. Старшие руны не использовались для записи текстов повествовательного характера - законов, грамот, эпических сказаний. Все эти сферы словесного творчества носили у германцев устный характер, и их переход на письмо был связан у всех древнегерманских народов с влиянием латинской книжности.
Известны два основных англосаксонских памятника с руническими надписями: это так наз. “ларец Фрэнкса” и “Рутвельский крест”, оба памятника VII в.
“” - это шкатулка, на которой в одном предложении сообщается о ките (или морже), из чьей кости была сделана шкатулка, предназначенная для хранения реликвий - возможно, святых даров. Шкатулка украшена резными изображениями, которые представляют смешение античных, христианских и языческих германских сюжетов. Мифический кузнец Вёлунд, известный персонаж скандинавской мифологии, помещен здесь бок о бок с волхвами, приносящими дары младенцу Христу.
Детали ларца Фрэнкса:
Рутвельский крест
- это огромное каменное распятие из Нортумбрии, найденное в местечке Рутвел недалеко от границы с Шотландией. На нем рунами вырезано несколько строф поэмы, посвященной истории святого Креста (полный вариант поэмы сохранился в более поздней рукописи). Появление таких крестов связано с установлением культа Креста в VII в. после возвращения его в Константинополь. Отдельные рунические знаки встречаются также в конце некоторых из написанных по-древнеанглийски поэм англосаксонского поэта Кюневульфа (начало IX в.). Каждый из знаков заменяет в тексте слово, которым называлась руна. Последовательность их появления в тексте позволяет реконструировать имя Кюневульф.
Верхняя часть Рутвельского креста спереди (фото слева), сзади (фото в центре) и раскрашенная верхняя часть копии Рутвельского креста (фото справа)
Подобные данные свидетельствуют о том, что рунами продолжали пользоваться и некоторое время после введения христианства, и не только в целях языческой магии. По-видимому, их сохранение связано с попыткой усилить воздействие надписи на адресата, независимо от контекста, в котором появлялась надпись. Так, поэт Кюневульф не только вплетает свое имя рунами в текст, но и призывает читателя молиться о его душе. Однако в условиях борьбы с язычеством руны не могли сохраниться долгое время.
Первые памятники на древнеанглийском языке
Основная масса памятников VII-VIII вв., то есть сразу после христианизации, была написана на латинском языке. Об употреблении на письме древнеанглийского языка в VII в. есть лишь отдельные упоминания, но сами памятники до нас не дошли. По-видимому, однако, латинский язык с самого начала не был в Англии единственным официальным языком, как во Франкском государстве, Германии и других странах: так, первые судебники (например, “Законы Этельберта” - Кент, между 597 и 616 гг.) были записаны на древнеанглийском языке (позднее их включил в свои “Законы” король Альфред в IX в.).
Правовые тексты и переводы богослужебных текстов
В ранний период с VII по начало IX в. памятники на древнеанглийском языке - это преимущественно правовые тексты (законы, грамоты, пожертвования монастырям), а также отдельные отрывки переводов богослужебных текстов - Евангелия и псалмов). Очевидно, древнейший способ употребления латинского алфавита для записей по-древнеанглийски - это так называемые “глоссы ”, то есть надстрочные переводы отдельных латинских слов в тексте Евангелия и псалмов. Из этих отдельных надписей-глосс впоследствии составились глоссарии - латино-древнеанглийские словари. Техника глосс показывает первичную сферу употребления латинского алфавита для записей на древнеанглийском языке - это обучение англосаксонских церковнослужителей латинскому языку как иностранному. Обучение это, очевидно, началось сразу после крещения Кента, как об этом свидетельствуют записанные по-древнеанглийски “Законы Этельберта”.
С VII по начало IX в. литературная норма как таковая отсутствует, а на письме засвидетельствованы четыре диалекта: нортумбрийский, мерсийский, кентский и уэссекский. Первые два были диалектами англов. Они обнаруживали между собой большое сходство, но территориальные границы способствовали развитию в них некоторых отличительных черт. Кентский диалект сложился на базе диалекта ютов, уэссекский - на базе диалекта западных саксов, заселивших Уэссекс. Единая письменная норма начинает формироваться лишь с конца IX в. - начала X в. на базе уэссекского диалекта в эпоху, когда Англия объединяется под эгидой Уэссекса.
Монастырская книжная культура
С VII в. по всей стране возводились церкви, строились монастыри, росло число людей, получивших образование в этих монастырях и на континенте, преимущественно во Франции. Важнейшую роль играют монастыри как центры образованности. Англосаксонские монахи и церковные деятели занимаются богословием и литературой, историей и естественными науками. Выдающие труды многих представителей англосаксонской церкви входят в золотой фонд европейской литературы, а монастыри в Кентербери, Йорке, Ярроу уже в VIII в. становятся ведущими центрами Европы не только в области богословия, но и в латинской и греческой учености.
После принятия христианства англосаксонское общество включилось в сферу культуры, которая уже сформировалась в христианском мире. Ее проповедниками были как посылаемые Римом крупные церковные деятели: настоятели монастырей, епископы, папские легаты, так и англосаксонские церковнослужители, совершавшие путешествия во Францию и Рим. Большую роль сыграло прибытие после собора в Уитби (664 г.) новой миссии из Рима, связанной с официальной победой римской разновидности христианства над кельтской (поводом послужила смерть последнего из архиепископов, назначенных Римом). Теодор из Тарса (668-690), присланный папой римским в качестве епископа Кентерберийского в 668 г., привез немало рукописей с церковными и светскими произведениями. Теодор проводил широкую просветительскую деятельность, насаждал грамотность и основал первые в Англии монастырские скриптории. Трудная работа писца ярко обрисована монахом Алкуином, который сравнивал ее с работой пахаря. Все рукописи раннего времени включают произведения религиозного содержания: евангелия, литургические тексты, сочинения отцов церкви.
Англосаксонская литература на латинском языке
Ее становление протекало под сильным воздействием общеевропейской христианской письменности, эстетические принципы которой, как и литературные формы, уже сложились к VII в. Но существовавшая традиция не была механически усвоена англосаксонскими авторами. Ее творческая переработка и развитие привели к тому, что уже через столетие, в VIII в., некоторые из произведений англо-латинской литературы получили европейскую известность и заняли почетное место в ряду знаменитейших памятников европейской словесности.
Наиболее ранним в плеяде выдающихся писателей Англии был Альдхельм (640-709), брат уэссекского короля Инэ, аббат одного из первых англосаксонских монастырей (Мальмсберийского), впоследствии Шерборнский епископ.
Выдающимся ученым и писателем своего времени был монах-бенедиктинец монастыря Ярроу Бэда Достопочтенный (673-735), о котором подробно было написано ранее.
Бэда имел немало учеников, впоследствии ставших видными деятелями английской церкви. Один из них, Эгберт, превратил монастырь в Йорке во всемирно известный культурный центр, где спустя несколько десятилетий получил образование Алкуин (735-804), один из вдохновителей каролингского Возрождения. Роль Алкуина в истории западноевропейской культуры несколько отличается от роли Бэды. Это выдающийся организатор и просветитель, инициатор небывалых по своему размаху и замыслу начинаний, но не самобытный писатель. Алкуин учился в Йорке у ученика Бэды Эгберта и стал епископом Кентерберийским. В 780 г. он был послан в Рим и на обратном пути встретился с Карлом Великим. С этого времени Алкуин жил при дворе Карла, возглавляя созданную им Академию. Он считается основателем системы "семи свободных искусств".
Литературное наследие Алкуина представлено работами исключительно церковного содержания: это трактаты по богословию, на этические темы, комментарии к Библии.
Набеги викингов, разрушение монастырей
После смерти Алкуина в развитии церковной культуры в Англии наступил некоторый застой, вызванный набегами викингов: ограбление и разрушение монастырей на побережье Северного моря привели к утрате ими прежнего значения. Первая половина IX в. отмечена падением грамотности. Это позволило Альфреду Великому 50 лет спустя написать: “Мало было людей по эту сторону Хамбера, кто мог бы понять службу на английском языке или перевести написанное с латыни на английский. И я думаю, что и за Хамбером таких не слишком много. И так их было мало, что я не могу вспомнить ни одного человека к югу от Темзы, когда я начал править этим королевством».
Англо-латинская литература к началу IX в. завершила период своего расцвета. Это связано с определенными причинами. Памятники латиноязычной литературы были рассчитаны на образованного читателя, разбирающегося в тонкостях богословской, исторической и естественнонаучной мысли своего времени. Однако таких читателей становилось все меньше.
Необходимость распространения христианского вероучения в массах определила два последующих подъема английской прозы:
1) в эпоху самого Альфреда (конец IX в.)
2) в эпоху его преемников (вторая половина X - начало XI в.).
Просвещение в эпоху Альфреда.
Продолжая гуманистические традиции Алкуина, Альфред предпринял беспрецедентный для его времени труд - перевод крупнейших латиноязычных произведений европейского средневековья на древнеанглийский язык. Альфред собрал вокруг себя, по примеру Карла Великого, наиболее выдающихся представителей богословия, философии и литературы. Альфред и его приближенные перевели пять произведений, выбор которых обнаруживает глубину знаний и тонкость понимания культуры эпохи. Эти сочинения: наиболее полная история своего народа (“Церковная история англов” Бэды), изложение всемирной истории и географии (“Семь книг истории против язычников” Павла Орозия), крупнейший образец философской мысли (“Об утешении философией” Боэция), доступное изложение патристического миропонимания (“Монологи” Августина Блаженного), кодекс христианской этики (“Обязанности пастыря” папы Григория I). Благодаря просветительской деятельности Альфреда круг читателей этих выдающихся произведений расширился. Альфред не ставил своей задачей точный перевод этих сочинений. Он скорее пересказывал и комментировал переводимое, а иногда дополнял своими собственными сведениями - например, рассказами путешественников о жизни народов северной Европы, включенными в его древнеанглийскую “Историю» Орозия.
В эпоху Альфреда и, вероятно, по его прямому указанию, началось составление первой “Англосаксонской хроники”, содержащей погодное изложение событий, происходивших как в Уэссексе, так и в других королевствах. Это безыскусные повествования, не претендующие на стилистическую изысканность или пышность. Однако они дают широкую картину жизни англосаксонского общества.
Со смертью Альфреда закончился первый взлет англоязычной прозы, и в последующие 50 лет она не дала миру сколько-нибудь выдающихся произведений. Даже “Англосаксонская хроника” первой половины X в. обнаруживает упадок повествовательного мастерства.
Бенедиктинское Возрождение
Бенедектинское Возрождение - второй подъем англоязычной прозы - приходится на вторую половину X - первую половину XI века. Он связан с церковной реформой (названной по имени Бенедикта Аньянского). В английских монастырях, ослабленных в ту пору нападениями язычников-скандинавов, возрождается духовная деятельность, принимает широкий размах переписка книг, составляются новые сборники церковных и светских произведений. Именно к этому времени относятся основные дошедшие до нас рукописи, содержащие эпические памятники.
Центральное место в этой деятельности занимает распространение и углубление богословия, христианской экзегезы и этики. Появляется огромное - несравнимое с предшествующим периодом - число проповедей, комментариев к Библии и сочинениям отцов церкви, житий и оригинальных сочинений на богословские темы. Среди многочисленных авторов этого периода выделяются Эльфрик (995-1020/1025) и Вульфстан (? - 1023).
Эльфрик и Вульфстан
Продолжая традиции Альфреда, Эльфрик осуществляет перевод значительной части Ветхого Завета на древнеанглийский язык, снабжая его своими комментариями и дополняя жизнеописаниями трех уэссекских королей: Альфреда, Этельстана и Эдгара.
Подъем англосаксонской прозы в конце X - первой половине XI в. проходил в рамках церковной литературы в отличие от светской по преимуществу литературной деятельности Альфреда. Это определило основные особенности творчества Эльфрика и Вульфстана. Эти черты оказали влияние и на получившие тогда же распространение “массовые” жанры светской литературы.
«Массовая» литература
Одно из них - англосаксонский поэтический “Бестиарий” (“Физиолог”). В многочисленных “Физиологах”, пользовавшихся большой популярностью у средневекового читателя, в духе христианской символики изображались различные реальные и фантастические животные: единорог, феникс, кит, свойства которых толковались с этико-дидактических позиций. Англосаксонский “Бестиарий” содержит описания пантеры, кита и куропатки, населяющих три стихии: землю, море и воздух.
Существуют три основных источника “массовой” литературы англосаксонского периода: классическая (античная), библейская и туземная традиции. Влияние христианских этических и эстетических представлений было чрезвычайно сильно. Библия и церковная повествовательная литература стали неиссякаемым источником тем и сюжетов. Вновь и вновь разрабатывались темы сотворения мира, отдельные эпизоды жизни Иисуса Христа, рассказы о жизни апостолов, христианских святых, причем они облекались в формы привычные, а потому доступные недавно обращенным членам христианских общин. В проповедях и повествовательных произведениях обнаруживается стремление познакомить аудиторию с основными сюжетами Ветхого и Нового Заветов.
Все эти тенденции обнаруживает один из наиболее популярных жанров “массовой” средневековой литературы - жития святых. Основы англосаксонской агиографии были заложены Бэдой в кратких, входящих в “Церковную историю” житиях и в одном из первых пространных житий местного англосаксонского святого - Кутберта. Каноническая форма жития, выработанная в Западной Европе, была усвоена Бэдой, а через него и другими англосаксонскими авторами. Однако и у Бэды, и особенно в последующих произведениях жанр претерпевает изменения под влиянием стремления приспособить текст к восприятию широкой аудитории.
Древнеанглийская поэзия
К X-XI вв. относятся четыре рукописи, в которых сохранилась древнеанглийская поэзия. Она едина по стиху и стилю (в ней употребляется так наз. аллитерационный стих, основанный на созвучиях корней, преимущественно начальных согласных, и клишированная фразеология), но разнообразна по содержанию. Она включает:
1. Героический эпос, повествующий о легендарной истории континентальных германцев (“Беовульф”);
2. Пересказ Ветхого Завета (Книга Бытия и Исход) (Кэдмон)
3. Отрывочный пересказ Нового Завета (поэма “Христос”) (Кюневульв)
4. Жития святых (“Андрей”, “Елена”, “Юлиана”, “Гутлак”) (Кюневульв)
5. Мелкие элегические и дидактические произведения («Жалоба жены», «Морестранник» и другие).
Пересказ Ветхого Завета связывается с фигурой Кэдмона (вторая пол. VII в.), о котором рассказывает Бэда; новозаветные и житийные сочинения - с именем Кюневульфа .
«Беовульф»
Величайшим памятником древнеанглийской поэзии остается эпическая поэма «Беовульф», повествующая о сражении легендарного героя Беовульфа с чудовищами. Несмотря на сказочный сюжет, поэма содержит упоминание ряда исторических лиц и событий V-VI вв., описываемая ею обстановка отражает быт и понятия вождей и их дружин эпохи Великого переселения народов. Прославляя германских предков англосаксов (действие в поэме происходит в Дании и Швеции), поэма вместе с тем развивает мотив бренности мира сего и непрочности существования людей в этом мире.
Лирика: «Жалоба жены» ( IX век)
В "Жалобе жены" мы чувствуется драма, о смысле которой можно только догадываться. Сначала счастливые, супруги жили лишь один для другого; в то время как муж странствовал по дальним морям, жена ждала его с нетерпением и тревогой. Но
ее оклеветали перед мужем, разлучили с ним, и теперь она живет в изгнании.
Отлученная от всех радостей бытия, она то чувствует себя подавленной горем,
то, напротив, ожесточается при мысли о несправедливости, выпавшей на ее
Я тоскую потому,
Что нашла для себя мужа, прямо для меня сотворенного,
Но несчастного и полного печали в своем разуме.
Он прятал от меня свое сердце, имея мысли убийцы,
Но радостный вид. Часто мы обещали друг другу,
Что нас не разлучит никто,
Кроме одной смерти: но все сильно изменилось,
И теперь все идет так, как будто бы никогда
Не существовало нашей дружбы. Я принуждена издали и вблизи
Терпеть ненависть моего возлюбленного.
Меня принудили жить в лесу,
Под дубом в землянке.
Стар этот земляной дом, я же все томима одним долгим желанием.
Угрюмы эти долины, высоки холмы,
Горьки для меня изгороди огороженного места, полные терниев.
Мрачно мое жилище. Часто отсутствие
Здесь моего повелителя подвергало меня мученью!
Духовные идеалы раннесредневековой Англии, отразившиеся в литературе
Понятия и идеалы раннесредневековой Англии, отразившиеся в ее литературе, представляют своеобразное сочетание христианских и дохристианских представлений. Последние можно условно разделить на две группы: языческие верования и героико-эпические представления.
Языческие верования.
Методы введения христианства и первоначальные формы церковной идеологии в Англии отличались значительной терпимостью. Тонкий политик, папа Григорий I писал в 601 г. своим миссионерам “... храмы идолов в этой стране вовсе не следует разрушать, но ограничиться только истреблением одних идолов... ибо если эти храмы хорошо отстроены, то полезнее просто их обратить от служения демонам на служение истинному Богу”.
Героико-эпические представления
Героико-эпические представления сохранились преимущественно в устно-поэтическом творчестве, которое было принесено англосаксами с континента. Уже римский историк I в.н.э. Тацит писал, что события прошлого запечатлеваются германцами в поэтической форме и эти песнопения любимы всеми. Англосаксы принесли на Британские острова предания о героях, живших во времена великого переселения народов.
Относительная терпимость англосаксонской церкви к народной культуре привела к тому, что некоторые памятники народной словесности были записаны в монастырях и исполнялись не только на королевских пирах и на собраниях кэрлов, но и в монастырских трапезных. Несмотря на соответствующий отбор и обработку, они сохранили этику и представления дохристианской эпохи. Песни эти были любимы всеми, в том числе и монахами, что иногда вызывало тревогу церковных деятелей, как о том свидетельствует письмо Алкуина, монахам Линдисфарна: “Что общего между Ингельдом и Христом?.. Пусть громко звучат за столами в вашей трапезной слова Господа. Надлежит слушать чтеца, а не флейтиста, отцов церкви, а не языческие песни...”.
Героика и христианство
Героическая этика пронизывает древнеанглийскую литературу.
Краеугольный камень этой этики - пожизненная связь вождя и его вассала (дружинника), основанная на личной преданности.
Преданность вождя проявляется в дарении сокровищ. Через пожалования лорд увеличивает собственную славу и славу вассала, возлагая на него обязанность дальнейшего служения. Даримый объект - конь, кольцо или оружие - становится материальным напоминанием о взаимных обязанностях, когда приходит время войны или мщения. Последнее слово Хродгара Беовульфу перед сражением с чудовищами - это заверение в щедрой награде. По возвращении домой Беовульф дарит своему вождю Хигелаку коней, оружие и сокровища, а взамен получает золото, почести и землю. Этим поддерживается и взаимная связь, и обоюдная слава.
Преданность дружинника своему вождю проявляется в славных подвигах. Первейшая цель воина - приобретение вечной славы. “Слава всего дороже”, ибо только посмертная слава дает воину надежду на жизнь в вечности. Поэтому умирающий Беовульф выражает желание быть погребенным в высоком кургане на морском мысе, дабы все мореплаватели могли воздать ему посмертную честь. Стремление воина к славе считалось одной из добродетелей: последней похвалой главному герою “Беовульфа” (его своеобразной эпитафией), на которой заканчивается поэма, служит эпитет “жадный до славы”. Слава выступает альтернативой забвения, которое может нести с собой смерть.
Однако смерть выступает и частой спутницей славы: вечная слава соседствует с риском для жизни. Как гласят первые строки поэмы “Битва при Брунанбурге”, записанной в “Англосаксонской хронике” под 937 г., Этельстан и его родич Эдмунд добыли себе “славу всевековечную”, то есть продолжающую жить в поколениях. Средством передачи такой славы в веках выступает героический стих. Даже загробная жизнь, как это видно в “Морестраннике”, описывается в терминах земного прославления.
Преданность вассала своему лорду может обнаруживаться и в изгнании. Персонажи поэтических житий руководствовались той же героической этикой, что и герои германских преданий. Одно место в житии св. Андрея позволяет предполагать, что если лорд отправлялся в изгнание, то и его дружинники обязаны были отправиться вместе с ним. Когда Андрей решает один отправиться в Мермедонию, чтобы пострадать за веру, его товарищи заявляют, что “лишенные господина” (hlafordlease), они никем не будут приняты и не смогут нигде найти себе пристанища.
Главной задачей дружинника была защита лорда и месть за него.
Перед битвой с драконом племянник Беовульфа Виглаф упрекает дружинников за то, что те не захотели воздать своему вождю за прежние пиры и не приняли участие в сражении. Цена их трусости - потеря прав на землю, а ожидающая их позорная жизнь равносильна изгнанию. Речь Виглафа заканчивается афоризмом: “Смерть для воина лучше, чем жизнь в бесчестье!”
Проявлением преданности вождю - проявлением, столь восхваляемым в “Беовульфе” - служит месть. Хигелак мстит шведскому конунгу Онгентеову за смерть своего брата, короля Хадкюна; Беовульф убивает Дагхревна, убийцу короля Хигелака; Хенгест мстит Финну за гибель своего вождя Хнэфа - все это акты мести вассала за смерть своего господина. Не всегда месть была мгновенной: Хенгест целую зиму просидел у Финна после вынужденного перемирия, прежде чем у него созрел план мщения; Беовульф отплатил Онеле много лет спустя тем, что оказал поддержку его врагу Хенгесту.
Христианская церковь в Англии осуждала обычай кровной мести и пыталась полностью заменить его вергельдом. Несмотря на то, что долг мести оправдывается и даже воспевается в “Беовульфе”, поэта явно тревожит мысль о том, что этот обычай, удовлетворяющий претензии пострадавшего, не может навести порядок в обществе.
Вместе с тем долг перед господином вступал иногда в конфликт с более древним долгом перед родом. Этот конфликт ярко обнаруживается в отрывке из “Англосаксонской хроники” (755 г.), посвященной распре между Кюневульфом и Кюнехеардом. Завершение этой распри показывает, что долг перед королем оказался выше долга перед родом.
В эпоху христианизации этот высший закон связывался с христианским пониманием добра и зла. Героический ответ Беовульфа Хродгару после гибели его любимого дружинника Эскхере - “лучше мстить за друзей, а не плакать бесплодно” - получает оправдание в свете того, что месть направлена против сородича Каина, каковым названо чудовище Грендель в поэме. Вообще героическая этика в “Беовульфе” получает признание не только сама по себе, но и в связи с тем, что противник героя Грендель трактуется как “порождение ада” и “враг рода человеческого”. Беовульф выступает как бескорыстный спаситель - сначала народа данов (от чудовищей), потом своего собственного народа геатов (от огнедышащего дракона), в чем некоторые исследователи даже видят его сходство со Христом.
Толкиен справедливо отмечает, что выбор в качестве центральных эпизодов поэмы трех битв героя с чудовищами не случаен: именно сверхчеловеческая природа противников Беовульфа позволила вынести сам конфликт за пределы отдельных межплеменных распрей и сделать героя поборником добра против зла.
В небольших поэмах “Морестранник” и “Скиталец”, именуемых обычно “элегиями”, оплакивание героического прошлого связывается с разработкой мотива “бренности всего земного” в духе христианских проповедей, с призывом видеть истинное отечество на небесах.
Попытка совместить христианское и дохристианское миропонимание характерна не только для героического эпоса, но и для поэтических произведений, разрабатывающих библейскую или житийную тематику. В разных поэмах Христос называется “отважным воином”, “стражем народа”, “могучим вождем”, то есть метафорами, типичными для обозначения германского короля, а Сатана представлен как изгой, которому нет места в социальной иерархии. Как и идеальный король германского эпоса, Бог не просто милостив и щедр, но раздает дары своим верным воинам и требует взамен преданности. Таким же вождем предстает и Сатана до своего падения. Бог создает ангелов, чтобы они составили его дружину, и Сатана занимает в ней место наиболее опытного и достойного воина, он “гордый ратеначальник”, воевода.
Определенный вариант совмещения героических и христианских нравственных ценностей обнаруживается в знаменитой поэме «Битва при Мэлдоне», где воспевается Беорхтнот, элдормана из Эссекса, который также неудачно сразился с викингами в 991 г., но погиб как герой на поле боя и был захоронен в монастыре в Эли (Ely).
Особенностью поведения Беорхтнота в этом сражении является то, что он допускает тактическую ошибку, разрешая викингам перейти речной брод и тем предоставляя им равные с англосаксами шансы на победу. Однако ошибка эта была истолкована неизвестным автором поэмы как шаг героический, показывающий безмерную отвагу вождя. В тексте подчеркивается, что Бюрхтнот идет на этот шаг for ofermode “от чрезмерного духа”, то есть безмерной отваги. Несмотря на то, что этот термин в христианских памятниках мог служить обозначением гордости (именно этот термин включается в наименование Сатаны как “ангела гордости”), здесь он не умаляет достоинств Беорхнота, чье поведение во время битвы представляет образец храбрости. Бюрхтнот до конца выполняет свой долг перед своим народом и войском и погибает как истинный германский герой и в то же время перед кончиной обращающается на коленях с молитвой к Богу. Викинги названы в том же контексте “язычниками”, чем усиливается мученический ореол Бюрхтнота как погибшего за веру.
Англосаксами стали называть племена англов, саксов, ютов, фризов и ещё нескольких малых племён с европейского континента, которые в V-VI вв. на судах вторглись на территорию современной Англии, вытеснили оттуда кельтов и другое коренное население, пережили краткий период язычества, были крещены римскими священниками, объединились под предводительством Альфреда Великого, пережили тяжёлый период борьбы (и частичного слияния) с викингами из Скандинавии (и Исландии) и, наконец, были разгромлены и постепенно уничтожены как самостоятельная культура французами под предводительством Вилльяма Ублюдка («Завоевателя») в 1066 г. В XI - самое позднее XII вв. англосаксонская культура и живой язык полностью прекратили своё существование в этом мире и сохранились лишь в рукописях, на немногих рунических памятниках и в искажённых географических названиях (топонимике). Период развития языка англосаксов с середины V до середины XII веков носит название древнеанглийского языка. (Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон: 1980: 1890-1907)
Древнеанглийский язык (англ. Old English , др.-англ. Жnglisc sprc ; также называемый англосаксонским языком, англ. Anglo-Saxon ) - ранняя форма английского языка, распространённая на территории нынешних Англии и южной Шотландии.
Согласно Л. Кораблеву, корпус древнеанглийской литературы состоит из:
- 1) Аллитеративная поэзия: по большей части это вариации тем из Ветхого и Нового Заветов. Хотя есть несколько «туземных» героических поэм, таких как «Битва при Мэлдоне», «Бой под Брунанбургом», «Видсита», древние списки - «тулы», и ряд других поэм, которые современные западные исследователи причисляют к древнеанглийскому христианскому символизму («Морестранник», «Плач жены», «Руины» и т.д.). Правда сохранились так называемые дренеанглийские заговоры и магия, где древнегерманская магия и язычество присутствуют наполовину с римско-иудейскими идеями и лексиконом. Самые известные образчики - это «Полевые обряды», «Заклинание девяти растений», «Заговор супротив ревматизма или внезапной острой боли», «Заклинание роя пчёл», «Супротив болезни водяного эльфа», «Супротив карлика-дверга», «Супротив кражи», «Дорожное заклинание» и т.д.; ещё есть аллитеративные загадки, а также стихи из древнеанглийских хроник и поэтические переводы книг Орозия и Боэция, посвящённые греко-латино-христианским темам и «Парижский псалтырь»; особняком стоит, разумеется, «Беовульф»;
- 2) древнеанглийская проза:
- а) древнеанглийские законы: мирские и церковные;
- б) проповеди самих англосаксонских священников (часто это аллитеративная проза), сюда также можно отнести жития св. Освальда, св. Эдмунда, св. Гутлака и т.д.;
- в) несколько вариантов «Англосаксонской хроники»;
- г) древнеанглийские переводы христианских апокрифов и «Пятикнижия»;
- д) древнеанглийские переводы мирских восточных и греко-латинских романов типа «Аполлоний из Тура» (Алексеев: Апполоний Тирский);
- е) переводы на древнеанглийский книг Боэция, Орозия, св. Августина, папы римского Григория, выполненные с несколькими вставками и дополнениями королем Альфредом Великим;
- ж) древнеанглийские родословные, легальные документы, астрономические, математические, грамматические работы и глоссы. (Сюда также можно добавить несколько латиноязычных и среднеанглийских трудов, созданных как самими англосаксами, так и последующими поколениями, где говорится об истории англосаксов);
- з) древнеанглийские травники и лечебники;
- 3) Отдельно можно выделить древнеанглийские рунические памятники, где есть и проза и аллитеративная поэзия. Древнеанглийская (Англосаксонская) руническая поэма - одна из важнейших средневековых рукописей, содержащих сведения о рунах. (Кораблев Л.Л, 2010: 208)
С литературой тесно связано искусство англосаксов, ведь большая часть сохранившихся памятников представляет собой иллюстрации к книгам, священным писаниям, житиям святых.
Сам термин «англосаксонское искусство» относится к особому стилю в искусстве украшения книг и архитектуре, существовавшему в Англии начиная с 7 века и до Нормандского завоевания (1066). Англосаксонское искусство может быть подразделено на два периода - до и после нашествия датчан в 9 веке. До 9 века оформление рукописных книг было одним из самых процветающих ремесел в Англии. Существовало две школы: кентерберийская (развилась под влиянием римских миссионеров) и нортумберлендская, гораздо более распространенная (сохранила кельтские традиции). Кельтские декоративные традиции этой школы (узор пелта) сочетались с языческими традициями англосаксов (яркие зооморфные узоры). Средиземноморское влияние проявилось в добавлении в узор человеческих фигур. Вторжение датчан в 9 веке оказало губительное влияние на англосаксонское искусство. Особенно это стало ощутимо в 10 веке, когда стали возрождаться разрушенные монастыри и возрос интерес к архитектуре. В то время церкви, построенные в англосаксонской манере, существовали при монастырях, и их архитектурное решение было заимствовано у европейских зодчих, особенно французских. В это время королем Эдуардом было начато строительство Вестминстерского аббатства (1045-1050), которое по своей планировке походило на французские образцы. Англосаксонская архитектура имела свои отличия: сравнительно частое использование дерева, квадратное помещение алтарного вы ступа в восточной части храма (вместо полукруглого), особая техника каменной кладки. Ранние англосаксонские светские здания в Великобритании представляли собой простые постройки главным образом из дерева и соломы, которой выстилалась крыша. Предпочитая не обосновываться в старых римских городах, англосаксы построили малые города около своих центров сельского хозяйства. Среди памятников духовной архитектуры, можно выделить сохранившиеся церкви и соборы, построенные из камня или кирпича (Храм Всех Святых в Бриксворте (Нортгемптоншир), Церковь Святого Мартина (Кентербери), кроме одной, возведенной из дерева (Гринстедская церковь (Эссекс)). Восстановление монастырей повлияло не только на развитие архитектуры, но и на увеличение количества новых книг во второй половине 10 века и на развитие так называемой винчестерской школы оформления манускриптов. Школа характеризовалась очень живым, нервным и выразительным рисунком. Сохранились работы кистью и пером. Произведения винчестерской школы были образцом для подражания у французских мастеров. Произведения английского искусства 7-10 вв. - главным образом, иллюстрированные манускрипты и предметы декоративно-прикладного характера еще целиком находятся в живой кельтской традиции и под сильным влиянием традиции скандинавской. Великолепными памятниками англо-саксонского искусства являются Линдисфарнское евангелие, Книга из Дурроу, драгоценные предметы из захоронения в Саттон-ху, многочисленные резные кресты и т.п. (Дэвид М. Вильсон, 2004: 43)
Преобладающим занятием англосаксов было земледелие, но они занимались также скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. К моменту переселения на территорию Британии они пахали землю тяжелым плугом, выращивали зерновые (пшеницу, рожь, ячмень, овес) и огородные (бобы и горох) культуры. Кроме того, процветало ремесло: резьба по дереву и металлу, изготовление изделий из кожи, кости, глины.
У англосаксов длительное время сохранялись общинные отношения. Основную массу англосаксов вплоть до IX в. составляли свободные крестьяне - общинники, владевшие участками пахотной земли размером до 50 га. Они обладали многими правами: могли участвовать в народных собраниях, иметь оружие и составляли основу военного ополчения англосаксонских королевств.
Были у англосаксов и знатные люди, которые постепенно превращались в крупных землевладельцев. Как и у многих других древних народов, существовали также полусвободные люди и рабы, происходившие в основном из завоеванного бриттского населения.
Во главе отдельных англосаксонских государств стояли короли, власть которых была ограничена «советом мудрых», состоящим из представителей знати. «Совет мудрых» утверждал законы и был верховным судом королевства, он избирал короля и мог его сместить. Вместе с тем в англосаксонских королевствах была еще сильна роль общины. Все важнейшие вопросы жизни села решались на сходах общинников.
Для того что бы рассмотреть адресатов заклинаний, необходимо проанализировать религиозные верования англосаксонских племен.
Англосаксонское язычество - форма германского язычества, осуществленного англосаксами в Англии, после англосаксонского вторжения в середине V столетия до Обращения в христианство ее королевств между VII и VIII столетиями. Большая часть того, что известно об англосаксонском язычестве, восходит из древних текстов, сохранившихся до наших дней. Таковы «Англосаксонские Хроники» и эпическая поэма «Беовульф». Как и большинство религий, определяемых как язычество, это была политеистическая традиция, сосредоточенная вокруг веры в различных богов, являвшихся верховными божествами германо-скандинавской традиции. Среди них:
Один (Wфden) Верховный бог, бог войны, поэзии и мистического экстаза. Английское название среды - дня, посвящённого Меркурию - Wednesday, происходит от его имени.
Фрейя (Frоg) богиня любви и войны. Помимо любви, Фрейя «отвечает» за плодородие, урожай и жатву. Жатвы бывают разными, и у Фрейи иногда бывают приступы, из-за которых ей позволительно собирать кровавую жатву. Таким образом, Фрейя может принести победу в битве. От её имени происходит английское слово Friday, означающее пятницу.
Бальдар (Balder) сын Одина и Фреи, бог весны и свера. Бальдр подобен присутствующим в мифологии многих народов божествам умирающей и возрождающейся природы, покровительствующим земледелию или растительности в целом.
Ингви-Фрейр (Ingui Frea) бог плодородия и лета. Фрейру подвластен солнечный свет, он посылает людям богатые урожаи, покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами.
Тор (Юunor) бог грозы, бури и неба. Он защищал богов и людей от великанов и чудовищ. В волшебное снаряжение Тора входили: молот Мьёльнир, железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскалённого докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. С раскалённым молотом и поясом силы Тор был практически непобедим. Английское название четверга - Thursday, происходит от имени Тора.
Тюр (Tоw) однорукий бог воинской доблести и справедливости. В честь бога Тюра назван вторник (Tuesday)
Религия в значительной степени вращалась вокруг жертв этим божествам, особенно на определенных религиозных фестивалях в течение года. Религиозные верования на обоих этапах (языческом и христианском) были тесно связаны с бытом и культурой англосаксов; магия играла большую роль в их жизни, объясняя различные явления реальной действительности. Религиозные воззрения так же опирались на структуру англосаксонского общества, которое было иерархическим.