Береговой летчик космонавт. Биография

Надгробный памятник
Мемориальная доска в посёлке Чкаловский
Памятная стела в Енакиево
Поезд «Георгий Береговой»
Бронзовый бюст в Енакиево
Бронзовый бюст в Енакиево (фрагмент)
Памятный знак в Енакиево
Бюст в Киеве
Бюст в Киеве (фрагмент)
Бюст в Фёдоровке
Мемориальная доска в Звёздном городке


Береговой Георгий Тимофеевич – командир авиаэскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия), гвардии старший лейтенант;
командир космического корабля «Союз-3», полковник.

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Карловской волости Константиноградского уезда Полтавской губернии (ныне Карловского района Полтавской области, Украина). Украинец. С осени 1921 года жил в городе Енакиево (ныне Донецкой области, Украина). В 1937 году окончил 8 классов школы. Работал на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В июне 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком в запасном и ближнебомбардировочном авиаполках (в Приволжском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1942 – командир звена 451-го штурмового авиационного полка, в ноябре-декабре 1942 – командир звена 235-го штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в Ржевско-Сычёвских операциях.

В декабре 1942 – марте 1943 проходил переобучение в 5-м учебно-тренировочном авиационном полку (Калининский фронт).

В июле 1943 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 671-го (с мая 1943 – 90-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июль-октябрь 1943), 1-м (октябрь 1943 – сентябрь 1944) и 2-м (сентябрь 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, Киевской наступательной, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.

28 июля 1943 года его самолёт был сбит вражеским истребителем, спасся на парашюте. Во время одного из боевых вылетов был легко ранен пулей в голень левой ноги.

Всего за время войны совершил 185 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбоштурмовых ударов по живой силе и технике противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

В ноябре 1945 года окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу. До 1947 года продолжал службу в ВВС штурманом и начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка (в Одесском военном округе).

В 1947-1948 годах обучался в Военно-воздушной академии (Монино), в 1956 году окончил её заочно.

В августе 1948 – январе 1964 – лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Провёл госиспытания сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19П, Су-9 и Ту-128; испытания боевых реактивных самолётов Як-25, Як-27Р, Су-7Б и Су-9 на штопор, испытания учебно-тренировочного реактивного самолёта МиГ-15УТИ на перевёрнутый штопор. Участвовал в государственных испытаниях самолётов И-320 («Р-2»), МиГ-17Ф, СМ-7, МиГ-19С, СМ-12, СМ-30, Як-25РВ-I и других.

С января 1964 года по февраль 1982 года состоял в отряде космонавтов.

26-30 октября 1968 года совершил космический полёт в качестве командира космического корабля «Союз-3» продолжительностью 3 суток 22 часа 50 минут.

За успешное осуществление космического полёта и проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года полковник награждён второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

С апреля 1969 – заместитель начальника, а в июне 1972 – январе 1987 – начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. С января 1987 года генерал-лейтенант авиации Г.Т.Береговой – в отставке.

Работал в вычислительном информационном центре «Лидар» Академии наук СССР.

Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (в 1970-1982 годах).

Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково), с 1966 года – в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961), лётчик-космонавт СССР (1.11.1968), генерал-лейтенант авиации (1977), заслуженный мастер спорта СССР (1969), космонавт 3-го класса (1968), кандидат психологических наук (1975).

Награждён 2 орденами Ленина (26.10.1944; 1.11.1968), 2 орденами Красного Знамени (26.08.1942; 28.09.1943), орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени (16.04.1944), Александра Невского (20.10.1943), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (14.01.1945; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (30.04.1954; 22.02.1955), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими медалями.

Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1970). Награждён болгарским орденом Георгия Димитрова (1970), венгерским орденом Знамени ВНР 1-й степени (04.1970), монгольским орденом Боевого Красного Знамени, польским орденом «Крест Грюнвальда» 3-й степени, румынским орденом Тудора Владимиреску 5-й степени, иностранными медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1981, за подготовку экипажей по программе «Интеркосмос»). Удостоен Золотой космической медали FAI (1977) и Золотой медали имени Ю.А.Гагарина (FAI, 1968).

Почётный гражданин городов Калуга (1968), Байконур (1977, Казахстан), Луганск (1968), Енакиево, Винница (1969, Украина) и Староконстантинов (Хмельницкая область, Украина), Плевен и Сливен (Болгария).

Бронзовый бюст Г.Т.Берегового установлен в городе Енакиево, бюсты также установлены в Киеве и селе Фёдоровка Полтавской области. В Енакиево на здании школы, в которой он учился, в посёлке Чкаловский и Звёздном городке на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски.

Примечание: Награждён за выполнение 108 боевых вылетов (на апрель 1944 года).

Сочинения:
Земля – стратосфера – космос. М., 1969;
Угол атаки . М., 1971;
Небо начинается на Земле. М., 1976;
Безопасность космических полётов (в соавторстве) . М., 1977;
По зову сердца. М., 1981;
Космос – землянам. М., 1981;
Деятельность космонавта в полёте и повышение её эффективности (в соавторстве) . М., 1981;
О времени и о себе. М., 1982;
Космос – землянам. 2-е издание. М., 1981;

Ко второму десятилетию XXI века к космонавтике стали относиться как к обыденному явлению. Прежнего энтузиазма и восхищения покорителями космоса нет и в помине, куда больше разговоров о космическом туризме да об очередных неудачах российской космической отрасли.

В этих реалиях имена тех, кто прокладывал дорогу в космос, постепенно стираются из памяти большинства.

Из «пионеров Вселенной» помнят Гагарина, Леонова, Терешкову, Титова , с трудом назовут ещё пару-тройку фамилий... Среди них наверняка не будет Георгия Берегового .

Этот человек не был в числе самых первых, но в критический для истории советской космонавтики момент именно он взял на себя, возможно, самую сложную миссию. Он взял ответственность на себя, будучи самым старшим в отряде, единственным, кто пришёл в него со звездой Героя Советского Союза на груди, имея за плечами военный опыт и опыт лётчика-испытателя.

Мечта и война

Родился Георгий Береговой на Полтавщине, в селе Фёдоровка, в апреле 1921 года. Вскоре родители перебрались на Донбасс, в город Енакиево, где и прошло детство будущего космонавта.

Курсант Луганской школы военных лётчиков Георгий Береговой. 1939 год. Фото: РИА Новости

Впрочем, в юности Жоры мальчишки о космосе и слыхом не слыхивали, зато мечтали стать лётчиками. Мечтал и Жора — начинал с авиамоделизма, став постарше, записался в аэроклуб. Одновременно получал и более приземлённую профессию, работая учеником слесаря на металлургическом заводе.

Перед армией Георгий Береговой закончил обучение в аэроклубе, поэтому призывнику была прямая дорога в военные лётчики.

Он окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 году, когда началась война.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. После тяжелейших потерь в начале войны пилотов оказалось больше, чем исправных машин. В результате Береговой проводил время в ожидании очереди на боевой вылет, изнывая от того, что не может приносить Родине больше пользы.

Выпускникам лётного училища, в том числе и Береговому, присвоили звания сержантов, офицерские погоны давали только после начала боевых вылетов. Но на вылетах лётчик должен был быть в сапогах, а не в обмотках, в каких ходили сержанты. Замкнутый круг — чтобы были сапоги, нужно стать офицером, а чтобы стать офицером, нужно летать, а летать нельзя, если нет сапог.

Береговой проблему решил, тайком выбравшись в «самоволку» и сшив себе у местного мастера некое подобие сапог из ботинок и остатков рваных голенищ. Выглядело это ужасно, зато к полётам его допустили.

Как комэск Береговой поставил немцев в тупик

На фронт, в самое пекло, Георгий Береговой попал в августе 1942 года в качестве пилота штурмовика Ил-2.

Этот самолёт не зря получил прозвище «Летающий танк» — надёжная и грозная машина поддерживала атаки советских войск, уничтожая гитлеровскую живую силу и технику.

Но именно среди пилотов штурмовиков были самые большие потери в годы войны. Объяснялось это просто — атаковал Ил-2 на низкой высоте, и обстреливали его из всех возможных видов оружия.

Не только нанести урон врагу, но и вернуться живым самому — вот какая задача стояла перед лётчиками штурмовой авиации.

Георгия Берегового за войну сбивали трижды. Один раз он больше четырёх суток пробирался к своим, а когда пришёл на аэродром, изрядно удивил товарищей — к тому времени все были уверены, что он погиб.

Но лётчик Береговой умел выжимать из машины максимум, находить выход из самых сложных ситуаций.

Однажды эскадрилью Ил-2, которой командовал Георгий Береговой, при возвращении на аэродром атаковали немецкие истребители. В таком бою у штурмовиков мало шансов на успех.

Береговой среагировал моментально — он увёл своих подчинённых на минимальную высоту. Ил-2 неслись над полями подсолнечника буквально в полутора метрах над землёй, струями воздуха срубая лепестки, которые образовали целое облако. Преследовать русских безумцев, летающих «не по правилам», немецкие истребители не смогли. Эскадрилья вернулась на базу благодаря своему командиру.

От болта до «штопора»

За годы войны Георгий Береговой совершил 186 боевых вылетов на Ил-2, что для штурмовика очень высокий показатель. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны 26 октября 1944 года Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Наступало мирное время, многие герои прошедшей войны мечтали о покое. Но Георгию Береговому покой не снился, а снилось совсем другое — профессия лётчика-испытателя.

В 1948 году, окончив курсы лётчиков-испытателей, он начинает осваивать новую технику. За карьеру лётчика-испытателя через его руки прошли 60 различных типов самолётов.

Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» — не верная смерть, а рабочий момент.

В октябре 1959 года во время испытаний высотного истребителя-перехватчика Су-9 у Берегового заклинило ручку управления самолётом. Неуправляемую машину нужно было покидать, но пилот боролся до конца, сумев вернуть контроль. Когда истребитель вернулся на аэродром, инженеры установили, что причиной ЧП был не какой-то кардинальный недостаток конструкции, а один-единственный болт, который мешал движению ручки управления. Этот дефект устранили в кратчайшие сроки, и самолёт продолжил испытания. А покинь Береговой машину, вопрос о том, в чём причина отказа, будоражил бы умы конструкторов недели и месяцы.

Георгий Береговой умел рисковать разумно, преследуя важную цель, но никогда не переходил за тонкую грань, где умный риск превращается в пустую удаль и гусарство.

Инженеров и конструкторов порой выводила из себя въедливость Берегового, но они же признавали, что его профессионализм в полной мере позволял выявить все достоинства и недостатки машины. Береговой всегда ставил задачу довести новый самолёт до такого состояния, чтобы строевым лётчикам было легко и удобно на нём летать.

В 1961 году Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В Кремле его награждал будущий советский лидер, а тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев . И сам политик, и окружающие обратили внимание на портретное сходство между Брежневым и Береговым. Пройдёт восемь лет, и Брежневу это сходство спасёт жизнь...

Космический «блат»

Герой войны, блестящий лётчик-испытатель — к началу 1960-х годов Георгий Береговой совершил подвигов, которых хватило бы на пять жизней, полных приключений.

Но Береговой о покое не мечтает — в 1963 году он становится одним из тех, кто зачислен в отряд советских космонавтов в так называемой «группе ВВС номер 2».

В «космическом отряде» Георгий Береговой выглядел настоящей «белой вороной». Он на тринадцать лет старше первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Среди молодых пилотов по отношению к опытному коллеге проснулась ревность. Звучит смешно, но Героя Советского Союза и заслуженного лётчика-испытателя считали «блатным». Дело в том, что командир первого отряда космонавтов Николай Каманин в годы войны командовал подразделением, в состав которого входила и эскадрилья Берегового. На этом основании многие полагали, что Каманин протащил в космонавты своего любимчика.

Легенда гласит, что Юрий Гагарин в запале как-то бросил: «Пока я жив, Береговой в космос не полетит». По воле рока именно так и произошло — Георгий Береговой отправился в космос уже после гибели первого космонавта Земли.

Подготовка в отряде космонавтов давалась Береговому непросто. Он привык контролировать самолёты, а в первых космических кораблях пилот в большей степени оставался наблюдателем. Береговой, привыкший бороться за машину до конца, не любил парашютные прыжки, являвшиеся обязательной частью подготовки космонавтов.

Но он не привык отступать, продолжая упорно работать над собой, догоняя более молодых товарищей-конкурентов.

Полёт всей жизни

Между тем, у советской космонавтики началась «чёрная полоса». В 1966 году умер Сергей Королёв . Работы над новым кораблём «Союз» шли туго, конкуренты-американцы стремительно уходили вперёд.

Правительство поторапливало конструкторов, не имевших авторитета, которым пользовался Королёв. Те начинали торопиться, что приводило всё к новым и новым ошибкам. Три первых беспилотных корабля «Союз» завершали полеты аварийно. Было очевидно, что «сырой» корабль к полётам не готов, однако в апреле 1967 года в полёт на «Союзе-1» отправился Владимир Комаров . Итогом спешки стала гибель космонавта и фактическая приостановка пилотируемой программы СССР.

Инженеры продолжали работы с «Союзом», но на Земле «научить летать» космический корабль было невозможно. Нужен был новый полёт, «добро» на который никто не решался давать.

Неудачи подкосили решимость и уверенность, царившую в отечественной космонавтике в начале 1960-х.

Но бояться до бесконечности было невозможно. В октябре 1968 года в космос должны были отправиться беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с пилотом на борту, который должен был провести стыковку кораблей в космосе.

Пилотом «Союза-3» был назначен Георгий Береговой — самый возрастной, самый опытный, единственный, кто имел богатейший опыт лётчика-испытателя.

Георгий Береговой в космическом скафандре выходит из специально оборудованной комнаты после тренировки. 1969 год. Фото: РИА Новости

Вверх ногами

«Союз-3» стартовал с космодрома Байконур 26 октября 1968 года. 47-летний Береговой на тот момент был самым возрастным покорителем космоса. Более того, Береговой родился раньше всех людей, когда-либо побывавших на орбите, 15 апреля 1921 года, и это достижение абсолютно точно останется за ним навечно.

Старт прошёл успешно, а вот на орбите всё пошло не так. В самом начале полёта Береговой должен был провести стыковку с «Союзом-2», причём пройти она должна была в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров стыковки. Береговой предпринял несколько попыток, истратив практически всё отведённое на операцию топливо, но успеха не добился.

Причина выяснилась позднее — как оказалось, космонавт заводил «Союз-3» на стыковку в «перевёрнутом состоянии». В сущности, это была ошибка не Берегового, а медиков, не имевших к тому моменту достаточных сведений о воздействии невесомости. На первых витках у космонавтов происходит привыкание вестибулярного аппарата к условиям невесомости, потому стыковка в ручном режиме представляет чрезвычайно сложную задачу. Береговой, блестящий пилот, в условиях наличия земного притяжения не мог столкнуться с той проблемой, что возникла у него на орбите.

Но даже эта неудача оказалась полезной — врачи и инженеры учли этот фактор, выявленный Береговым, в будущем.

30 октября 1968 года «Союз-3» с Георгием Береговым благополучно приземлился в казахстанской степи.

Лётчик-испытатель сумел усмирить нрав «Союза», на котором кое-кто уже поспешил поставить крест. И по сей день многократно модифицированная версия «Союза» доставляет космонавтов на МКС.

1 ноября 1968 года Георгий Береговой стал дважды Героем Советского Союза — единственным, кто получил первую «Золотую Звезду» за Великую Отечественную, а вторую — за полёт в космос.

Покушение

22 января 1969 года Береговой вновь рисковал жизнью, но на сей раз не по своей воле. В этот день в Кремле чествовали экипажи «Союза-4» и «Союза-5», успешно состыковавшиеся на орбите и благополучно вернувшиеся на Землю. Героев космоса, по традиции, провезли по улицам Москвы, где их приветствовал народ, а затем повезли на торжественные мероприятия в Кремле.

Помимо участников последнего полёта, в кортеже следовали также другие космонавты, а также руководители Советского государства.

На въезде в Кремль кортеж поджидал террорист Виктор Ильин , задумавший убить Леонида Брежнева. Увидев генсека на переднем сидении одной из машин, Ильин открыл огонь.

Но террорист ошибся. В машине сидел не Брежнев, а внешне похожий на него Георгий Береговой.

Осколками стекла Береговому рассекло лицо, но он не растерялся и здесь. Перехватив руль у смертельно раненого водителя, он сумел благополучно остановить машину.

Об этой истории в Советском Союзе не говорили два десятилетия, храня её под грифом «секретно».

Слово и дело

В 1972 году Георгий Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов и руководил им на протяжении долгих 15 лет, возможно, самых удачных лет в истории советской космонавтики.

Он оставил после себя множество научных работ в области прикладной космонавтики, несколько книг воспоминаний и добрую память, которую хранят друзья, коллеги, ученики.

Герой войны, испытатель, космонавт, учёный, писатель, общественный деятель — Георгий Береговой прожил ярчайшую жизнь, не гоняясь за славой и популярностью. В его жизни слово всегда подкреплялось делом.

Береговой Георгий Тимофеевич – командир авиаэскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4 -я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия), гвардии старший лейтенант;
командир космического корабля « Союз-3», полковник.

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Карловской волости Константиноградского уезда Полтавской губернии (ныне Карловского района Полтавской области, Украина). Украинец. С осени 1921 года жил в городе Енакиево (ныне Донецкой области, Украина). В 1937 году окончил 8 классов школы. Работал на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб.
В армии с декабря 1938 года. В июне 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком в запасном и ближнебомбардировочном авиаполках (в Приволжском военном округе).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1942 – командир звена 451-го штурмового авиационного полка, в ноябре-декабре 1942 – командир звена 235-го штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в Ржевско-Сычёвских операциях.
В декабре 1942 – марте 1943 проходил переобучение в 5-м учебно-тренировочном авиационном полку (Калининский фронт).
В июле 1943 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 671-го (с мая 1943 – 90-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июль-октябрь 1943), 1-м (октябрь 1943 – сентябрь 1944) и 2-м (сентябрь 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, Киевской наступательной, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.
28 июля 1943 года его самолёт был сбит вражеским истребителем, спасся на парашюте. Во время одного из боевых вылетов был легко ранен пулей в голень левой ноги.
Всего за время войны совершил 185 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбоштурмовых ударов по живой силе и технике противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда».
В ноябре 1945 года окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу. До 1947 года продолжал службу в ВВС штурманом и начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка (в Одесском военном округе).

В 1947-1948 годах обучался в Военно-воздушной академии (Монино), в 1956 году окончил её заочно.
В августе 1948 – январе 1964 – лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Провёл госиспытания сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19П, Су-9 и Ту-128; испытания боевых реактивных самолётов Як-25, Як-27Р, Су-7Б и Су-9 на штопор, испытания учебно-тренировочного реактивного самолёта МиГ-15УТИ на перевёрнутый штопор. Участвовал в государственных испытаниях самолётов И-320 ( « Р-2»), МиГ-17Ф, СМ-7, МиГ-19С, СМ-12, СМ-30, Як-25РВ-I и других.

В 1963 году прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и получил допуск Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК). Однако не был рекомендован к зачислению в отряд из-за возраста. Повторно рассматривался на заседании мандатной комиссии 13 декабря 1963 года, однако его приём в отряд был вновь признан нецелесообразным. Несмотря на это, 23 января 1964 года на заседании Военного Совета Главком ВВС Константин Андреевич Вершинин без голосования принял решение зачислить Берегового на должность слушателя-космонавта 1 отряда космонавтов ЦПК ВВС.
С 25 января 1964 по 23 января 1965 года проходил общекосмическую подготовку ОКП по утвержденному генералом Николаем Петровичем Каманин индивидуальному плану. Изучил конструкцию КК « Восток», « Восход», « Восход-2».
С марта 1965 года занимался боевым применением космических летательных аппаратов.
С 3 мая 1965 по январь 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа корабля « Восход-3» (ЗКВ № 6), вместе со Львом Деминым, для полета по научной программе длительностью 10 — 15 суток. В январе 1966 года программа полета корабля « Восход-3» и состав экипажей были изменены.
С января по май 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа корабля « Восход-3», вместе с Владимиром Шаталовым, для полета по военной программе длительностью до 20 суток. Программа подготовки была завершена, комплексные тренировки сданы успешно, но в мае 1966 полет был отменен в связи с закрытием программы « Восход».
С декабря 1966 по май 1968 года проходил подготовку в качестве командира активного КК « Союз» (7 К-ОК) по программе стыковки на орбите, сначала в составе третьего экипажа, а с июня 1967 года — в первом экипаже. Полёт со стыковкой 2-х пилотируемых кораблей был отложен.

Г. Т. Береговой в кабине тренажера при подготовке к полету в космос на космическом корабле « Союз-3». (1968 г.)

С августа по октябрь 1968 года проходил подготовку в качестве командира-пилота корабля « Союз-3», по программе стыковки с беспилотным кораблём « Союз-2».

Первый полет

С 26 по 30 октября 1968 года в качестве командира-пилота КК « Союз-3».
Основную задачу полёта — стыковку с беспилотным КК « Союз-2», выполнить не удалось. Корабли дважды сближались на расстояние до 30 метров, после чего автоматика уводила корабли в стороны. Большой расход топлива при ручном пилотировании (за 20 минут авторежима — 30 кг, за 2 минуты ручного — 40 кг) вынудил отказаться от дальнейших попыток.
Позывной: « Аргон».

Продолжительность полета составила 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное осуществление космического полёта и проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года полковник Береговой Георгий Тимофеевич награждён второй медалью « Золотая Звезда» и орденом Ленина.

С апреля 1969 – заместитель начальника, а в июне 1972 – январе 1987 – начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. С января 1987 года генерал-лейтенант авиации Г. Т. Береговой – в отставке.
Работал в вычислительном информационном центре « Лидар» Академии наук СССР.
Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (в 1970-1982 годах).
Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково), с 1966 года – в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семейное положение:

Отец — Береговой Тимофей Николаевич, (1888 — 1950).
Мать — Береговая (Ситникова) Мария Семеновна, (1896 — 1974), домохозяйка.
Брат — Береговой Виктор Тимофеевич, (1913 — 1938), был репрессирован.
Брат — Береговой Михаил Тимофеевич, 1918 г.р., участник ВОВ, генерал-лейтенант-инженер.
Жена — Береговая (Беседовская) Лидия Матвеевна, (01 .03.1929 — 2006). Работала методистом в Щелковском городском отделе народного образования (ГорОНО), затем преподавателем в школе Звездного городка.
Сын — Береговой Виктор Георгиевич, род. 31.03.1951, профессор МАИ.
Дочь — Елисеева (Береговая) Людмила Георгиевна, род. 24.10.1956, художник-модельер.

Почётные звания и награды:

Дважды Герой Советского Союза (26 .10.1944, 01.11.1968).
Летчик-космонавт СССР (01 .11.1968).
Заслуженный летчик-испытатель СССР (14 .04.1961).
Лауреат Государственной премии за подготовку экипажей для полетов по программе « Интеркосмос» (29 .12.1981).
Герой Социалистического труда НРБ (1970 ).
Был награждён двумя медалями « Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (26 октября 1944 года, 1 ноября 1968 года), двумя орденами Боевого Красного Знамени (1942 , 1943), орденом Богдана Хмельницкого III степени (1944 ), орденом Александра Невского (1943 ), двумя орденами Отечественной Войны I степени (1945 , 1985), двумя орденами Красной Звезды (1954 , 1955), орденом « За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» Ш степени (1975 ). Медалями « За боевые заслуги» (1949 ), « За победу над Германией» (1945 ), « За взятие Будапешта» (1945 ), « За взятие Вены» (1945 ) и 11-ю юбилейными медалями.
Был награждён медалью « Золотая Звезда» Героя Социалистического труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970), медалью «25 лет народной власти» (НРБ), медалью «100 -летие падения Османского ига» (НРБ, 1979), медалью «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983), орденом Государственного Знамени (ВНР, 1985), орденом Красного Знамени с бриллиантами (ВНР), Золотой медалью « За боевое содружество» (ВНР, 1980), Крестом Грюнвальда III степени (ПНР), орденом Тудора Владимиреску V степени (СРР), орденом « Народный Герой Югославии» II степени.

Публикации:

Автор книг « Угол атаки» (1971 ), « Небо начинается на Земле» (1976 ), « О времени и о себе» (1982 ), « Три высоты» (1986 ), « Земля — стратосфера — космос», « Космос — землянам», « Грань мужества», « По зову сердца».
Соавтор книг « Оптические явления в атмосфере по наблюдениям с пилотируемых космических кораблей» (1972 ), « Космическая академия». М.: Машиностроение, 1987.

Использованные источники:

1. Береговой Георгий Тимофеевич [Электронный ресурс].- 2016 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2. Береговой Георгий Тимофеевич [Электронный ресурс].- 2016 - Режим доступа: http://astronaut.ru
3. Береговой Георгий Тимофеевич [Электронный ресурс].- 2016 - Режим доступа:

Гео́ргий Тимофе́евич Берегово́й (15 апреля 1921, село Фёдоровка, Полтавская губерния, Украинская ССР (ныне Карловский район, Полтавская область, Украина) - 30 июня 1995, Москва, Россия) - лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй - за полёт в космос).
Заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, космонавт СССР № 12 .
Г. Т. Береговой родился раньше всех из побывавших на орбите людей (он родился на 3 месяца раньше Джона Гленна, но позже Джо Уокера, совершившего суборбитальные космические полеты на X-15 в 1963 году и погибшего в 1966 году, до полета Берегового).
Совершив космический полёт в 47-летнем возрасте, Береговой в течение нескольких лет являлся старейшим человеком, побывавшим на орбите (в 1974 году его превзошёл Лев Дёмин).

Биография

Родился 15 апреля 1921 в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины). Украинец. Вскоре после его рождения семья переехала в город Енакиево в Донбассе.

Во время обучения в средней школе в Енакиево (1928-1936) был инструктором, затем руководителем секции авиамоделирования на городской Детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе. Занимался в Енакиевском аэроклубе. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Великая Отечественная война

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. (командир авиазвена 3-й воздушной армии, Калининский фронт).

«<…> день, когда я с группой других лётчиков получил назначение на Калининский фронт, наступил для меня как-то неожиданно. А вскоре случилось то, чему поначалу я просто отказывался верить <…>. Явившись в пункт назначения, на один из фронтовых аэродромов в районе Осташкова, я услышал сразу и вместе те имена, которые впервые соединились ещё в моих мальчишеских грёзах <…>. Командующим 3-й воздушной армией был М. М. Громов, одним из ее корпусов командовал Н. П. Каманин, а дивизией, в которую входил мой полк, - Г. Ф. Байдуков. Три прославленных лётчика страны, три Героя Советского Союза, получивших это почётное звание ещё в мирные годы, <…> жизнь которых [я] брал для себя за образец».

Береговой Г. Т. Три высоты

С марта 1943 г. заместитель, а с сентября - командир эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (с мая 1943 г. - 90-й гвардейский) в составе 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии (5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия) сначала в составе Воронежского, затем 1-го Украинского, а позднее 2-го Украинского фронтов. За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза.

Испытания самолётов

В 1948 окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948-1964 работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949), МиГ-19П (1955), СМ-12 (1957), СМ-30 (МиГ-19) (1956), Як-25 (1949), Як-27К (1956), Су-9 (1958), Ту-128 (1962). Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина). В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

В 1963 зачислен в отряд советских космонавтов (группа ВВС № 2 - дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26-30 октября 1968 совершил космический полет на космическом корабле Союз-3 . В полете была выполнена попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта награждён 1 ноября 1968 второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

22 января 1969 во время торжественной встречи космонавтов в Кремле офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и определённое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

В 1972-1987 - начальник Центра подготовки космонавтов. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в звании генерал-лейтенанта.

Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (1974-1989). Вёл большую общественную работу.

Лауреат Государственной премии СССР (1981).

Скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 2271 (26 октября 1944)
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 48 (1 ноября 1968)
  • 2 ордена Ленина
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Богдана Хмельницкого III степени
  • Орден Александра Невского
  • 2 ордена Отечественной войны I степени
  • 2 ордена Красной Звезды
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • Медаль «За боевые заслуги» (1949)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
  • Медаль «За взятие Будапешта» (1945)
  • Медаль «За взятие Вены» (1945)
  • 11 юбилейных медалей
  • Герой Социалистического Труда НРБ
  • Орден «Георгий Димитров» (НРБ, 1970)
  • Медаль «25 лет народной власти» (НРБ)
  • Медаль «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979)
  • Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983)
  • Орден Государственного Знамени (ВНР, 1985)
  • Орден Красного Знамени с бриллиантами (ВНР)
  • Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР, 1980)
  • Крест Грюнвальда III степени (ПНР)
  • Орден Тудора Владимиреску V степени (СРР)
  • Орден Народного героя (Югославия)
  • Золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР
  • Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI)
  • Государственная премия СССР (1981 год)

Память

  • Почётный гражданин городов Калуга, Щёлково (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Телави (Грузия), Плевен, Сливен (Болгария).
  • Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Г. Т. Берегового на Аллее Воинской Славы в Парке Вечной Славы города Киева торжественно открыл Премьер-министр Украины Н. Азаров 1 мая 2013 года (автор идеи создания Аллеи Воинской Славы - гвардии полковник авиации Олег Гук).
  • В Енакиево установлен бронзовый бюст.
  • В Енакиево установлена памятная стела почетному гражданину города.
  • В Енакиево именем Георгия Тимофеевича Берегового названы проспект, парк и сквер.
  • В Енакиево есть музей космонавта Г. Т. Берегового (бывший краеведческий музей).
  • Мемориальная доска на школе в Енакиево, где Г. Береговой учился с 1928 по 1936 гг.
  • На доме в посёлке Чкаловский (Щёлково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
  • В городе Алма-Ата в честь Берегового названа улица.
  • Донецкому планетарию в 2011 году было присвоено имя Георгия Берегового.
  • 8 апреля 2011 г. Национальный банк Украины выпустил серебряную монету номиналом 5 гривен, посвящённую Георгию Береговому.
  • 15 апреля 2011 г. Южная железная дорога с Карловского железнодорожного вокзала торжественно запустила новый поезд № 92/91 сообщением «Полтава - Москва» под названием «Георгий Береговой».
  • В 2012 году имя Г. Т. Берегового присвоено Донецкому лицею с усиленной военно-физической подготовкой и учебно-воспитательному комплексу школе-лицею «Открытый космический лицей» Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым.
  • Является прототипом космонавта генерала Крутогорова из романа Александра Казанцева «Фаэты» (1974).

«Крутогоров был старейшим из космонавтов. Он прославился ещё во время Великой Отечественной войны, свершая на своём истребителе невероятные подвиги. После победы он продолжал летать, испытывая новые самолеты, помогая конструкторам создавать самые смелые конструкции, которые он и перегружал выше всякого предела в воздухе. Уже будучи Героем Советского Союза, он стал космонавтом».

- «Фаэты», ч. II, гл. 1

  • Предположительно послужил прототипом заглавного героя «Песни лётчика-испытателя» Владимира Высоцкого.

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины).

После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году призван в Красную Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Великая Отечественная война

Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Лётчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза.

Космос

После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948-1964 годах работал лётчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолётов. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный лётчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была первая в истории попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 года награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

22 января 1969 в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которое ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

В 1972-1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушёл в отставку.

В 1970-х годах по его просьбе было пересмотрено дело В. Ф. Януковича.

Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974-1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вёл большую общественную работу.

Скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

2 ордена Ленина

2 ордена Красного Знамени

орден Александра Невского

орден Богдана Хмельницкого 3-й степени

2 ордена Красной Звезды

2 ордена Отечественной войны 1-й степени

орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени

Медаль «За боевые заслуги» (1949)

Медаль «За победу над Германией» (1945)

Медаль «За взятие Будапешта» (1945)

Медаль «За взятие Вены» (1945)

11-ю юбилейными медалями

Герой Социалистического Труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970)

Медаль «25 лет народной власти» (НРБ)

Медаль «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979)

Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983)

Орден Государственного Знамени (ВНР, 1985)

Орден Красного Знамени с бриллиантами (ВНР)

Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР, 1980)

Крест Грюнвальда III степени (ПНР)

Орден Тудора Владимиреску V степени (СРР)

Орден Народного героя (Югославия)

Государственная премия СССР (1981)

Золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР

Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI)

Память

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

В городе Енакиево установлен бронзовый бюст.

На доме в посёлке Чкаловский (Щёлково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.