Целый мир от красоты средства выразительности. Литературно-музыкальная гостиная "целый мир от красоты"

Афанасий Афанасьевич Фет

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,— человечно.

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором - о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, — человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасьевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия - в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения - это фиксация мимолетного ощущения, причем, сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасьевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу - «ищешь» и «отыскать».

«Целый мир от красоты…» Афанасий Фет

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.

Анализ стихотворения Фета «Целый мир от красоты…»

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, - человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Замзорская средняя общеобразовательная школа»

Библиотекарь Дурных Варвара Михайловна

Литературная гостиная по лирике Афанасия Афанасьевича Фета «Целый мир от красоты»

Цели:

    Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А. Фета.

    Развивать и совершенствовать навыки чтения.

    Прививать интерес к лирическим произведениям

    Прививать любовь к родному краю, природе.

    Развивать творческие способности учеников.

Оформление:

    Выставка книг "Его стихов пленительная прелесть”.

    Презентация «Целый мир от красоты»

    Грамзаписи песен.

Чтец:

Слайд №2

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно,- человечно.

Ведущий (звучит мелодия)

Целый мир от красоты… И именно поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц, делает человека добрее, красивее, передает им чувства любви и сострадания ко всем живым существам. Поэтому нельзя не любить стихов А.А Фета, написавшего про обожженные морозом георгины, про пушистую вербу, про ландыш серебристый, про одинокий дуб…

Ученик.

Слайд №3-4

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Ведущая. Это стихотворение, с которого началась громкая слава Фета, которое навсегда стало для многих русских читателей символом всей фетовской поэзии.

“Чистый воздух поэзии” – это особая атмосфера, в которую мы предлагаем dам погрузиться.

Эпиграф: «Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию».

(Слайд№ 6: портрет А.А. Фета (1820 – 1892 гг.))

Ведущий. Сегодняшняя встреча в "Литературной гостиной” посвящена лирическому поэту Афанасию Афанасьевичу Фету (Шеншину). Орловский край известен в русской литературе как родина крупных мастеров художественного слова, отразивших в своих произведениях замечательную природу родных мест, духовное богатство, трудолюбие и одарённость простого человека.
Ведущий: В семи километрах от г. Мценска Орловской губернии в помещичьей усадьбе Новоселки в семье Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлоты Фет 23 ноября 1820 г. родился Афанасий Афанасьевич Фет (Шиншин). (Слайд №7: Новосельская усадьба)

Новосельская усадьба состояла из двух деревянных флигелей, хозяйственных построек, обширного сада (фото). Афанасий Фет провел здесь свои детские и юношеские годы. Они прошли в условиях небогатой провинциальной дворянской семьи.

Ведущая: Мальчиком Фет любил вместе с крестьянскими ребятишками ловить перепелов, лазить по деревьям, ездить верхом. Он с упоением бродил по красивым окрестностям деревни, восторженно любовался тенистым садом Новосельской усадьбы. Много лет спустя А. Фет с легкой грустью написал:

Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,
Цветущих лет цветущее наследие!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда мое дышало детство. (Слайд № 8: Добрый, старый сад)

Ведущий: Ребенком поэт слушал сказки о жар-птице, о водяном, о бабе-яге, которые рассказывала ему дворовая девушка Просковья, а когда подрос, попал под опеку первого “Учителя” русской грамоты – домашнего повара Афанасия.

С самих ранних лет он был “Жаден до стихов”, везде старался их разыскать, учил наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное, стихи Пушкина и его поэма “Кавказский пленник”. “О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи великого поэта”, – вспоминал Фет. (Слайд №9: Поэма “Кавказский пленник”)

Ведущая: Образование Фет получил сначала в немецком пансионе в городе Верро (Эстония). В 14 лет Фета отвезли в Петербург готовиться к университетскому экзамену, через три года он поступил в Московский университет. Здесь Афанасий Афанасьевич познакомился с поэтами и писателями. Часто собирались вместе, читали стихи, говорили о литературе. Афанасий Фет сам стал писать стихи. Он решил показать их Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголь нашел у юного поэта “Несомненное дарование”, и в 1840 г. вышел первый сборник стихов Афанасия Фета.

(Слайд «10-11-12: Стихотворение “Вечер”)

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыхании ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Ведущая: (слайд №13)

Выход стихотворений А. Фета стал ярким событием отечественной словесности нового десятилетия. В 1843 году вышло его стихотворение “Я пришел к тебе с приветом!” “Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!” – таково было впечатление от этого стихотворения Василия Боткина.

(Слайд №14: “Я пришел к тебе с приветом”)

Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня веселым веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.
(1843 г. )

Ведущая: В 1853 году Фет становится постоянным сотрудником журнала “Современник”, где печатаются его стихи.

(Слайд №15-16: “Уснуло озеро…”)

Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, –
Пуская живая трель у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают…

(Слайд №17: Поэзия Фета – загадка)

Ведущий: Поэзия Фета – загадка. Неуловимые звуки слагаются в слова, и слышится мелодия стиха, рождающая ассоциации с цветом, с чувством, с мыслью. Лирика Фета завораживает, уводит в особый мир, созданный по непонятным законам ритма. (Слайд №18: Хутор Степановка, музыка “Уноси мое сердце…”)

Ведущий: А. Фет прожил долгую и непростую жизнь. Судьба не раз наносила ему удары. О некоторых событиях их жизни Фета мы сейчас Вам расскажем.

Слайд №19 (Под музыку движутся пары, останавливаясь перед зрителями, сообщают факты из жизни А.Фета, “замаскированные под светские сплетни”)
(Сцена: пара первая.)

Она: Ах, что-то сегодня Фет мрачен. Это так на него не похоже. И хозяйке бала ничего в альбом не написала сегодня.
Он: Как? Вы разве не слышали скандальной новости о смерти Марии Лазич, дочери отставного генерала, которая была влюблена в Фета? У них был роман, когда он служил в Херсонской губернии.
Она: О смерти? Но она так молода… была… Бедняжка, что могло случится? Ах, не томите, расскажите все скорее. (Слайд №20: Лирика А.А.Фета)

Он: Ее платье вспыхнуло от неосторожно брошенной непотушенной спички. Охваченная пламенем, Мария воскликнула: “Ради Бога, спасите письма!” – письма Фета к ней. Затем бросилась по ступеням в сади упала, вся обгоревшая. Через 4 дня она скончалась. Последние слова ее были: “Он не виноват – а я”.
Она: Какая ужасная смерть! А что же их счастью помешало? Ведь поговаривали, что он тоже в нее влюблен.
Он: Как что? Отсутствие денег. Да, он полюбил бедную девушку Марию Лазич, но вынужден был отказаться от брака с ней по материальным соображениям. Что он мог предложить Марии? Он вынужден служить в армии, чтобы офицерский чин дал ему право на потомственное дворянство.

Ведущая: Отголоски этого трагического события слышатся в лирике Фета. Памяти своей возлюбленной он посвящает цикл стихов “Ты отстрадала, я еще страдаю”; “Светил нам день, будя огонь в крови”, “Я говорил при расставаньи”. (Музыка “Я говорил при расставаньи…”)

(Слайд № 21-22: пара вторая)

Дама с веером: Вчера читала новые стихи Фета. А говорили, что, служа в армии, Фет совсем перестал их сочинять.

Т.А. Кузьминская: Так и было в первые годы его службы, там в Херсонской губернии. А когда он стал служить в гвардии, стал часто бывать в Петербурге. Сошелся с Некрасовым, Тургеневым, Толстым…

Дама с веером (перебивая ): Львом Николаевичем? Вашим племянником? Так Вы знакомы с Фетом!

Т.А. Кузьминская: Да. Однажды я даже пела для него. Фет гостил у наших знакомых. Они устраивали вечер. Меня попросили спеть. Мне было страшно начать пение при таком обществе. Меня смущала мысль, что Фет меня будет критиковать, ведь он слышал так много настоящего хорошего пения.

Окна в сад были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня… Это было так странно, как их громкие терли мешались с самим голосом. Я чувствовала, как понемногу мой голос крепнет, делается звучнее… (Звучит романс Глинке “Я помню чудное мгновение”) Слайд №23

Когда я замолчала, Фет подошел ко мне и сказал: “Когда Вы поете, слова летят на крыльях. Прошу Вас, повторите романс”.
А на другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет, подошел к столику и положил листок со стихотворением со словами: “В память вчерашнего Эдемского вечера!”.

Дама с веером: Ах, позвольте угадать! Это было стихотворение “Сияла ночь, лунной был полон сад…” (Музыка “Сияла ночь…”) Слайд №24

Ведущая: К концу 70-х годов А. Фет переезжает в имение Воробьевка Курской области. Основными его занятиями становится снова поэзия и переводы. Афанасий Фет пишет много стихов, в основном только о природе и любви. В 1883 году, когда Фету было уже 63 года, он издает сборник стихотворений “Вечерние огни”. (Слайд №25)

Ведущий: Любовь и природа – любимые темы А. Фета. (Слайд № 26) Природа у Фета всегда сияет, радуется, трепещет. В ней, даже когда идет дождь или падает снег, все полно жизни:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи – снежок хрустит,
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.

Ведущая: Для Фета природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий.

(Музыка “Тихо вечер догорает…”) Слайд №27

Ведущий: поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благовеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину.

(Слайд №28: стихотворение “Печальная береза”)

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Ведущая: По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. В жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов.

(Слайд №29: Любовная лирика)

Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. У Фета целый цикл лирических посланий, адресованных Софье Андреевне Толстой, Татьяне Кузьминской, ее сестре Елене Хомутовой, Сологуб и многим другим женщинам.

Веровать в прекрасное, любить прекрасное – высокое счастье поэта и высшая его цель. Неслучайно многие стихи Фета стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. (Музыка “Я тебе ничего не скажу”) Слайд №30

Ведущий: (Слайд № 31-33)

21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1892 года Афанасий Афанасьевич Фет умер в Москве. Похоронен в селе Клейменове Орловского уезда, родовом имении Шеншийных.

Ведущая: Облаком волнистым
Пыль встает в дали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачет на лихом коне,
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в мир поэзии А. Фета. Его стихи несут на себе живой отпечаток русской души. Кому дорога Родина, тому обязательно придется по сердцу фетовская поэзия. (Слайд №34: Целый мир от красоты…)

Ведущая: Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день или век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечество.

Приглашаю всех прикоснуться к творчеству великого поэта «Его пленительная прелесть» через его произведения». (выставка книг)

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Я помню: Целый день Все время Падал снег И всею тяжестью Висел на черных сучьях. Но это шла весна: Тянуло влагой с рек, Едва проснувшихся И прячущихся в тучах. Тянуло...
  2. Целый день скрипят ворота, дребезжит в окне стекло. Поднимается ворона против ветра тяжело и, не выдержавши крена, отмахавшись кое-как, мчится по ветру мгновенно в полный сумрака овраг! Прислоненная к забору...
  3. Увы! что в мире красота?- Воздушный огнь, в ночи светящий, Приятна сердцу сна мечта, Луч солнечный, в росе блестящий. Мгновенье — нет Авроры слез, Мгновенье — льстить мечта престала, Мгновенье...
  4. Есть что-то позорное в мощи природы, Немая вражда к лучам красоты: Над миром скал проносятся годы, Но вечен только мир мечты. Пускай же грозит океан неизменный, Пусть гордо спят ледяные...
  5. Искры, сверкания, блестки и блики. Море то серое, то голубое. Плачутся чаек призывные крики. Брызжет соленая пена прибоя. Вечные моря звучат поцелуи. Вечно им внемлют у белых развалин Узкие, темные,...
  6. Показывали страуса в Пассаже. Холодная коробка магазина, И серый свет из-под стеклянной крыши, Да эта керосинка на прилавке — Он ко всему давным-давно привык. Нахохлившись, на сонные глаза Надвинул фиолетовые...
  7. В разлуке есть высокое значенье: Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец...
  8. Сей корсиканец целый век Гремит кровавыми делами. Ест по сту тысяч человек И с…т королями....
  9. Каждый день с утра — одно и то же: Мелкою алмазною крупой Бесконечно барабанит дождик По стеклу, по крыше жестяной… О мое любимое искусство! Не давай расти глухой тоске! Отогрей...
  10. Слышу звон отдаленный подков, Вижу Днепр отгремевших годов. Черный брод. Переправа. Налет. И по спинам горбатых быков, По обветренным скулам бойцов, По вершинам граненых штыков Поднимается красный восход. На Полтавщине...
  11. Ты пойми, что такое КамАЗ: Это сотни ревущих моторов, Это сотен ветров кутерьма На широких прикамских просторах. И стоит на виду всей страны Город Набережные Челны. Ты пойми, что такое...