Феофан прокопович произведения. Произведения феофана прокоповича

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (1681-1736)

Феофан Прокопович - рано осиротевший сын киевского купца, учившийся в Киево-Могилянской академии, затем в Риме, где он отпадал в католичество, но раскаялся и вернулся в православие; вернувшись, стал преподавателем пиитики и риторики в Киево- Могилянской академии; был вызван Петром I в Москву и сделался его искренним решительным сподвижником. Проявил себя как фанатичный до жестокости борец с «ханжеством» в церковной среде и сторонник подчинения церкви самодержавной власти царя. Написал «Духовный регламент», которым на Руси было надолго упразднено патриаршество. При этом Феофан Прокопович сам был одним из высших церковных иерархов (епископ, затем архиепископ).

Еготрагедокомедия «Владимир» (1705) - пьеса в стихах, которую ставили студенты Киево-Могилянской академии. Ей придавала исключительную злободневность двуплановость сюжета (борьба князя

Владимира с языческими жрецами - и в подтексте борьба Петра I с консервативными деятелями церкви). Жрецы обладают приданными им автором «говорящими» именами, представляющими собой неологизмы с ясным этимологическим образом - внутренней формой (в узком смысле этого термина): Жеривол - пожиратель волов, Курояд - питающийся курами, Пиар - любитель выпить . В происходящем на сцене прении о вере с философом-греком Жеривол предстает совершенным невеждой. Не имея аргументов, он лишь предается кощунственным насмешкам над тем, что христианский Бог невидим для верующих, пока рассерженный Владимир его не прерывает:

Престани! Стижуся красномовства твоего.

Прокопович то и дело дает понять, что жрецы, якобы идейно борясь за чистоту веры, на самом деле блюдут свои чисто эгоистические «земные» интересы. Вот эпизод из пятого действия трагедокомедии. На сцене жрецы Курояд и Пиар:

Курояд.

Ясти мне хощется, о ясти! Горе! Ясти!

Ясти хочу. Горе мне! Приходит пропасти.

Пиар.

Курояде, где ти был? Где был еси ныне?

Курояд.

Дабы тако не жив был князь наш (наедине С тобою беседую), яко богом жертва чрез него вся оскуде! О, аще бы мертва Слышах его, слышах бы весть радостну, нову...

Пиар.

Кая вина?

Курояд.

Уверив философа слову,

Запрети приносити жертву по всем градом.

Пиар.

Мала се еще злоба.

Курояд.

Убивати гладом

Many злобу зовеши? А еще пречестных жрецов и молебников за весь мир нелестных!

Се аз ходих на село курей куповати.

И когда сие бяше!

Пиар .

Горшее слышати,

Вижу, ти не случися? Что глаголют мнозы, молю тя, кто болий ест - жерцы или бозы?

Курояд.

Вем, что вопрошавши: аки бы скорб сию о мне имел. Ни, друже! Мене не жалею,

Жалею богов. Ибо аще оскудеет жертва, аз куплю мяса, но бог не имеет Пенязей и не пойдет на село: глад убо г нам - ему смерть готова. И сие сугубо Печалива мя творит.

Курояд,страдает из-за того, что ему, неслыханное дело, теперь приходится «курей куповати» (раньше он поедал кур, принесенных в жертву богам). Но, проговорившись об истинных мотивах своего желания увидеть Владимира «мертва», он туг же сглаживает ошибку, начиная уверять, что думает о «пречестных жрецах и молебниках» и о богах («Мене не жалею, / Жалею богов»).

Тот компактный старинный синтаксис, о котором говорилось выше, проявляет себя в цитированном тексте - «Кая вина?» вместо «Какова же вина князя?». (Заметьте в цитате и диссонансную рифму сию/жалею - Игорь Северянин в начале XX в. был убежден, что он ввел диссонансы впервые.)

Кроме опытов стихотворной драматургии Феофану принадлежат и «обычные» стихи («Епиникион», «За Могилою Рябою», послание к

А. Д. Кантемиру «Феофан архиепископ Новгородский к автору сатиры» и др.), а также многочисленные проповеди, произведения ораторской прозы, «Поэтика» (1705) и «Риторика» (1706-1707) - написанные по-латыни курсы лекций для слушателей Киево-Могилянской академии.

Хотя, как и все поэты барокко, Феофан Прокопович пользовался силлабическим стихом («парная» рифмовка, 11-сложник, 13-слож- ник), «За Могилою Рябою » неожиданно написано еще «не открытым» поэзией русским хореем:

За Могилою Рябою

над рекою Прутовою

было войско в страшном бою.

В день недельный ополудни стался нам час велми трудный, пришел турчин многолюдный

Вероятно, хорей «получился» у Феофана спонтанно или же он стилизовал здесь какой-то «готовый» ритм (например, ритм солдатской песни). Тем не менее такого рода нечаянно составившиеся силлабо-тонические тексты, точно так же как хорей и ямб в «простых людей поэзии», уже промелькивали в русской словесности к моменту, когда В. К. Тредиаковский приступил к написанию своей книги «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащего звания», - с которой начинается реформа нашего стихосложения (Тредиаковский сам признавался, что суть реформы, «дело» подсказали ему какие-то произведения «нашей природной» поэзии).

Появление первых сатир А. Кантемира, распространившихся в рукописных списках без имени автора, Феофан приветствовал посланием «К автору сатиры», где, между прочим, заявил:

Но сие за верх славы твоей буди,

Что тебя злые ненавидят люди.

Феофан Прокопович, как позже и Тредиаковский, сочетал в себе выдающегося писателя и крупного теоретика художественной словесности. Как писатель он может также служить примером того, насколько способна изощрить, отточить природное дарование филолого-риторическая подготовка. Его уже упоминавшаяся «Поэтика» во многих своих положениях вполне соответствует современному нам уровню теории литературы.

Например, вот один из его исходных тезисов: «Первое, что преимущественно требуется во всяком поэтическом произведении, это - вымысел, или подражание, если его нет, то сколько бы ни сочинять стихов, все они останутся не чем иным, кактолько стихами, и именовать их поэзией будет, конечно, несправедливо. Или если захочешь назвать поэзией, ты назовешь ее мертвой. Ведь подражание является душой поэзии, как это ясно из определения» (подразумевается подражание творческое, «мимесис» древних [реков - не случайно его синонимом у Прокоповича оказывается «вымысел»).

Первое, что должен уметь художник - силой своей творческой фантазии «преображать» объект подражания, создавать свой художественный мир, отталкиваясь от этого объекта и пересоздавая его по-своему.

Далее Феофан опровергает «заблуждение многих людей, которые полагают, что одной лишь способности слагать стихи достаточно для того, чтобы быть поэтом», напоминая, что стихами можно написать и историю, и ученый трактат (примеров чего в мировой словесности немало). Весьма здраво он говорит и о соотношении теории и практики в работе писателя:

«Прежде всего я хочу рекомендовать моим ученикам постоянные упражнения в стиле и навыках писания. Ведь навык как во всех других, так в особенности и в этом искусстве, не только оказывает великую помощь, но даже, как все согласны в этом, является лучшим учителем... Я постоянно утверждаю, что тот более продвинется в поэзии, кто часто упражняется в писании (хотя бы он даже был лишен живого слова наставника), нежели тот, кто основательно усвоил все наставления, но редко или никогда не принимается за писание.

Этому учит самый опыт этого и других искусств. Так, например, всякий, кто прекрасно знает правила живописного искусства о соразмерности членов при рисовании человеческого тела, об изображении различных телодвижений и состояний тела, о рисовании отдаленных и близких предметов, о применении и расчете теней и различных оттенков света, если кто - повторяю - все тому подобное целиком и в совершенстве познает, но не будет упражняться в рисовании, - тот вовсе не сможет создать картины. Поэтому тот, кто хочет достичь успехов в этой нашей области, пусть, подобно Апеллесу, у которого не бывало дня без линии, примет решение постоянно упражняться в писании, ежедневно стараясь писать хотя бы по одной строчке или сочинять один стих» .

Прокопович дает и конкретные практические рекомендации: «Первым упражнением пусть будет: выразить одно и то же разными словами, в различном или одинаковом стихотворном размере. <...>

Что этот род упражнения был чрезвычайно излюблен и немало усовершенствован главой всех поэтов Мароном, свидетельствуют многочисленные у него примеры. Некоторые из них встречаются и до сих пор; одно весьма изящное - о реке, скованной льдом, - я приведу; здесь он выразил одиннадцать раз в изящных дистихах такую мысль: там, где прежде проходил корабль, теперь проезжают повозки.

Там, где проходил путь корабля, запряженный бык тащит повозку, после того как суровая зима сковала морозом воды. Волна, недавно доступная широкой корме, держит на себе колесо, когда, застыв от мороза, она выглядит как мрамор. Волны, на которые сейчас напирает воз, после того как они застыли от зимнего холода, прежде рассекал корабль. Волне приводится терпеть от колес, а не от быстрого корабля, чуть только река превращается в крепкий лед. Волны, привыкшие нести корабль, доступны повозке, когда они застыли, превратившись в лед, в виде нового мрамора. Там дорога для повозки, где недавно плыла изогнутая корма корабля, после того как зима холодом сковала воды. Когда ледяная зима сковала прозрачные воды, колея отмечает путь там, где недавно шло глубокое русло. Река служит дорогой повозке, а раньше - кораблю, повинуясь ветру; она становится проезжей для колес. После того как в реке замерзла густая влага, волы тянут повозки там, где корабль подгоняли весла; холодные волны, вмещающие на своих просторах корабли, открывают путь повозкам, когда река недвижима от суровых холодов. Когда Борей сковал холодом воды, повозки направляются в путь там, где обычно шли корабли» .

Как человек барокко придавая большое значение подобным вариациям, Феофан Прокопович и далее развивает свою мысль, призывая учеников стараться постигнуть секреты чужой манеры, а в собственном творчестве учиться описанию, изображению, сравнению; быть максимально разнообразными. Например если «писатель написал что-либо в одном стихотворном размере, то мы передадим это то одним, то другим размером; или, если у него что-либо дано вкратце, мы изложим более подробно» .

Поэтическую способность, талант Феофан Прокопович считал одним из важнейших человеческих качеств: «Теперь скажем несколько слов о ее превосходстве: как благородна эта способность, об этом прекрасно свидетельствует уже одна ее древность... <...> вопервых, сам предмет, которым обычно занимается поэзия, придает ей огромную важность и ценность. Поэты сочиняют хвалы великим людям и память о их славных подвигах передают потомству. <...> Затем многие поэты поведали о тайнах природы и о наблюдениях над движением небесных светил. <...> Столь великому значению поэзии не могут повредить и некоторые срамные стихотворения, сочиненные людьми с большим, но бесстыдным дарованием. <...> Без сомнения, Платон не кого другого, как именно такого рода поэтов изгоняет из пресловутого, вымышленного им государства. Очевидно, потому, что они неправедно и бесстыдно вторглись в число поэтов, обманув литературную чернь каким-то видом поэзии и прикрасами стихотворной речи, которыми они пытались украсить свою слабую и дряблую душу. При внимательном рассмотрении ты заметишь, что, как в наглом их стихоплетстве нет ничего трудного, так нет и ничего хорошего и даже никакого искусства. <...> Это и грубая чернь, возбужденная оводом похоти, дико распевает повсюду по деревням и на перекрестках. Но подобный вздор, хотя бы и сочиненный весьма даровитым человеком, следует назвать скорее песенками распутных бабенок или чем угодно другим, но не поэтическим произведением» Прокопович Феофан. Поэтика. С. 342.

В своей преобразовательной деятельности Петр I иногда пробовал опираться и на духовенство, учитывая его влияние на народные массы. Реформы оказали влияние на некоторых служителей церкви. Одним из них был сын киевского торговца, талантливый проповедник, общественный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681-1736). В личности и творчестве Феофана ярко отразился переходный период начала XVIII в. С писателями Древней Руси его сближает принадлежность к духовному сословию. После окончания Киево-могилянской академии он постригся в монахи, а позже был посвящен в архиепископы. Как служитель церкви, он сочинял и произносил проповеди и добился в этой области больших успехов.

Но по образу мыслей Феофан был далек от мистицизма и ортодоксальности. Его ум отличался критическим складом, его натура требовала не веры, а доказательств. Замечательно стихотворение Феофана на латинском языке, в котором он укоряет римского папу за преследования Галилея. Свободно владея древними языками, он читает в подлиннике античных авторов.

Наряду с богословием интересуется точными науками -- физикой, арифметикой, геометрией, которые он преподавал в Киевской академии. Со свойственной ему проницательностью Прокопович быстро понял и оценил значение реформ Петра, с которым он был лично знаком. Феофан полностью разделял мысли царя о необходимости распространения образования.

В споре светской власти с церковной он безоговорочно вставал на сторону правительства, вызывая бурю негодования со стороны духовенства. В 1718 г. Петр поручил ему написать устав, названный «Духовным регламентом», согласно которому церковь должна была управляться специальной коллегией -- Синодом. После смерти Петра, особенно в царствование Петра II, подняла голову церковная реакция. Над Феофаном нависла серьезная угроза расправы. Но ему удалось сплотить вокруг себя небольшое число единомышленников -- Татищева, Хрущева, молодого Кантемира -- в так называемую «Ученую дружину». Члены «дружины» вошли в доверие к новой императрице Анне Иоанновне, и положение Феофана снова упрочилось.

В творчестве Прокоповича видное место занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру он сумел придать новое звучание. Проповедь в Древней Руси преследовала главным образом религиозные цели. Феофан подчинил ее злободневным политическим задачам. Многие из его речей посвящены военным победам Петра, в том числе Полтавской битве. Он прославляет не только Петра, но и его жену Екатерину, сопровождавшую в 1711 г. мужа в Прутском походе. В своих речах Феофан говорит о пользе просвещения, о необходимости посещать чужие страны, восхищается Петербургом. Оружием Феофана в его проповедях стали рассуждения, доказательства, а в ряде случаев и остроумное сатирическое слово. Интересны его доводы в «Слове похвальном о флоте российском».

Прокопович известен и как драматург. Он написал пьесу «Владимир» в 1705 г. для школьного театра в Киево-могилянской академии. Содержанием для нее послужило принятие в 988 г. киевским князем Владимиром христианства. Конфликт драмы представлен борьбой Владимира с защитниками старой веры -- языческими жрецами Жериволом, Куроядом и Пияром.

Таким образом, основой пьесы служит не библейское, как это было принято раньше, а историческое событие, хотя еще и связанное с религией. Исторический сюжет пьесы «Владимир» не мешает ей оставаться остро злободневным произведением. Это происходит потому, что с христианством Прокопович связывает распространение просвещения, а с язычеством -- торжество невежества, консерватизм. Борьба Владимира с жрецами прозрачно намекала на конфликт между Петром I и реакционным духовенством. Превосходство христианства над язычеством особенно ярко показано в третьем акте, где происходит диспут между греческим философом, защищающим христианство, и жрецом Жериволом. На все доводы своего оппонента Жеривол отвечает грубой бранью. После этого спора Владимир еще более убеждается в правильности принятого им решения. Завершается пьеса полным посрамлением жрецов и низвержением языческих кумиров.

Жанр своей пьесы Прокопович определил термином «трагедокомедия». В трактате «О поэтическом искусстве» он писал о ней: «Из этих двух родов составляется третий, смешанный род, называемый трагикомедией, или, как Плавт предпочитает называть его в «Амфитрионе», -- трагедокомедией, так как именно в нем остроумное и смешное смешивалось с серьезным и грустным и ничтожные лица -- с выдающимися».

«Серьезная» тема представлена в пьесе Феофана образом Владимира, в душе которого происходит мучительная борьба между старыми привычками и принятым решением. Соблазны, искушающие Владимира, персонифицируются в образах трех бесов -- беса плоти, беса хулы и беса мира. Носителем комедийного начала выступают жрецы, имена которых подчеркивают их низменные, плотские страсти -- обжорство и пьянство. Они жадны, корыстолюбивы и держатся за языческую веру только потому, что она позволяет им поедать приносимые богам жертвы. Чревоугодие Жеривола изображено в пьесе в гиперболических размерах. Он способен за один день съесть целого быка. Даже во сне Жеривол продолжает двигать челюстями, продолжая любимое занятие. Точно такие же упреки в жадности, пьянстве и разврате Прокопович адресовал в своих проповедях современному ему духовенству.

Пьеса Прокоповича во многом связана с традициями барокко. В ней представлены два начала -- трагическое и комическое, соединять которые в одном произведении поэтика классицизма категорически запрещала. Кроме «высоких» и «низких», в произведении Феофана объединены также реальные и фантастические образы. Так, рядом со жрецами и князем Владимиром появляются призрак Ярополка, бесы, а также «прелесть», т. е. соблазн «со многими другинями». В драматическое действие вводится музыкальное начало, в котором наличествуют те же самые контрасты: песенкам Жеривола и Курояда противопоставлен хор ангелов, в котором участвует апостол Андрей.

Третий раздел художественного творчества Прокоповича представлен лирическими стихотворными произведениями. Они написаны силлабическими стихами и отличаются разнообразием тематики. К серьезным героическим жанрам относится «Епиникион», или, как поясняет это слово сам Феофан, «песнь победная». Этот панегирический жанр предшествовал в России классицистической оде. «Епиникион» Феофана посвящен победе русского войска в Полтавской битве.

К «Епиникиону» примыкает по своей военной тематике стихотворение «За могилою рябою», где описан один из эпизодов Прутского похода Петра I, в котором участвовал и сам автор. Оно отличается легкими и довольно ритмичными для того времени стихами и даже вошло впоследствии в песенники XVIII в. В стихотворении «Плачет пастушок во долгом ненастьи» автор говорит в аллегорической форме о тяжелом времени, которое довелось ему пережить после смерти Петра I.

Он уподобляет себя пастуху, застигнутому ненастьем, стадо которого поредело, а надежды на «красные» дни все еще не предвидится. В конце этого пятилетнего периода Феофан прочитал рукописную сатиру Антиоха Кантемира «К уму своему». В ее авторе он сразу же почувствовал своего единомышленника. Он пишет силлабическими октавами послание под названием «Феофан архиепископ Новгородский к автору сатиры». Прокопович спешит поздравить в этом стихотворении неизвестного поэта и советует ему не бояться высмеянных им врагов.

Переходный характер деятельности Феофана проявился и в его теоретических произведениях. Это прежде всего относится к курсу лекций на латинском языке, читавшемуся им в 1705 г. для студентов Киевской академии и названному «De arte poetica» («О поэтическом искусстве»). В своих взглядах Феофан опирается на античных писателей, почитаемых классицистами, -- на Горация, Аристотеля, а также на французского теоретика XVI в., предшественника классицистов -- Ю. Ц. Скалигера. Он цитирует Гомера, Вергилия, Овидия, Пиндара, Катулла и других античных писателей. В самом творчестве важное место отводится правилам, выведенным из «образцовых сочинений». Наряду с правилами настоятельно рекомендуется «подражание образцам».

19 сентября 1736 года умер известный государственный деятель Феофан Прокопович. В эпоху царствования Петра I он прославился своими проповедями, научными трудами и литературными произведениями. Мы вспомнили его самые значимые работы.

Проповеди

В 1716 году Петр I вызвал Феофана в Петербург . С тех пор он сделался правой рукой царя, особенно в делах церковных. Именно тогда «Слова»-проповеди Феофана Прокоповича стали одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Так, в «Слове о пользе путешествий» (1717) автор доказывал необходимость заграничных путешествий с образовательной целью и осмеивает тех, кто препятствовал отправке молодых людей в чужие края. Победа над шведами подтолкнула Феофана Прокоповича на написание «Похвального слова о флоте российском» (1720). Также значимы «Слово о царском путешествии за границу» и «Слово о власти и чести царской» (1718). В этих произведениях Феофан обосновал, почему для России необходимо неограниченное самодержавие, причем проповедник особенно вооружался против «богословов», полагавших, что власть духовная выше светской.

«Слова» Феофана, произносимые с церковной кафедры, пользовались огромным успехом. Многие его проповеди не только произносились в церкви, но и печатались. Написанные ясным слогом, без лишней риторики, ритмически построенные «Слова» отличались глубиной содержания и литературными достоинствами. Приведем пример:

Которые нас гнушались, яко грубых, ищут усердно братства нашего, которые бесчестили, славят, которые грезили – боятся и трепещут, которые презирали – служити нам не стыдятся («Слово похвальное в день рождения Петра Петровича»).

«Духовный регламент».

В «Духовном регламенте, или уставе Духовныя коллегии» (1721) содержалось официальное положение Церкви. Резкой критике в этом произведении Феофан подверг старые церковные порядки. Он сатирически изобразил проповедников, надменных епископов, жадных попов , и просто невежд, которые видели в просвещении опасность распространения ересей. Сам Феофан, наоборот, страстно доказывает пользу и необходимость просвещения.

Учение доброе и основательное есть всякой пользы как отечества, так и церкви, аки корень и семя и основание… Если посмотрим через истории, аки через зрительные трубки, на мимошедшие веки – увидим все худшее в темных, нежели светлых учением временах, - писал автор.

Конечно, Феофану приходилось выдерживать жестокую борьбу с церковниками, которые обвиняли его в неверии.

Трагикомедия «Владимир»

Публицистичностью отличались и художественные произведения Феофана Прокоповича. Пример тому трагикомедия «Владимир», написанная в 1705 году. В ней он ставит важнейшие вопросы современного ему общества. Сюжет пьесы – известный. В ней рассказывается, как князь Владимир принял христианство и боролся с жрецами. Однако историческую тему следует понимать иносказательно, как политическое уподобление современности. Пьеса Феофана Прокоповича была явной пропагандой петровских преобразований, которые автор по своему значению приравнивал к крещению Руси . А образы жрецов отсылают читателя к современному ему духовенству. Интересна кульминация действия, в котором показаны сомнения, тревога Владимира и спор Жеривола с философом-христианином. Борьба в душе Владимира приводит к победе истины, и по приказу Владимира идолы разрушены, жрецы посрамлены. Христианство, оно же просвещение, торжествует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов. Пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога.

Поэзия

Феофан Прокопович писал похвальные стихи, продолжая традицию патриотических стихотворений Симеона Полоцкого, а также эпиграммы, шутки, элегии. Одно из наиболее известных произведений Феофана Прокоповича - поэма «Епиникион» («Песнь победная на преславную победу Полтавскую»). В ней он прославляет Петра, «храбрые силы России» и вместе с тем развивает в своей поэзии характерную для того времени тему мира:

Полно ратовать, меч в ножны влагайте, Знамена совета тако ж возвышайте. Что пользы в войне? Война разоряет, Война убожит, а мир обогащает.

Феофан Прокопович также писал похвальные стихи в честь Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны. Однако наибольший интерес представляют стихотворения, в которых Феофан Прокопович пытается усовершенствовать силлабический стих. Послание к Кантемиру «Творцу сатиры «К уму своему», в котором Прокопович приветствует новое дарование и талант молодого автора, он пишет октавой:

Не знаю, кто ты, пророче рогатый,

Знаю, коликой достоин ты славы.

Да почто ж было имя укрывати?

Знать, тебе страшны сильных глупцов нравы.

Плюнь на их грозы!

Ты блажен трикрати,

Благо, что дал бог ум тебе здравый,

Ты и без счастья довольно счастливый.

Другие сочинения

С того времени, как Феофан стал главным помощником Петра Великого в делах духовного управления, через его руки начали проходить все законодательные акты по делам церкви. Многие из них он сам и создал. Помимо этого он, по поручению царя, писал предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты. В копилке его трудов - предисловие к Морскому уставу (1719), «Слово похвальное о флоте российском» (1720), краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, «Первое учение отрокам», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, комментарий к «Уставу о престолонаследии» и многое другое.

ханныя твоей виктории, тройственным диалектом, латинским, славенским
и польским, сложенныя от мене (по мере малаго искуства моего), яже най-
первое по победе в Киев вашего царскаго пресветлаго величества при-
шествие напечатати и произнести тщахся, аще бы нужднейших тогда
царских дел не имела типография.- Ныне убо победе твоей пения и пропо-
ведания достойнии, и слово похвальное, и песнь приношу торжественную.
Будут сию преславную викторию прославляти красноглаголивыи и много-
вещанныи вития. Будут воспевати и всему миру гласным купно и сладким
возвещати пением искуснейший ритмотворци. Будут любопытный историо-
графы последним гласити веком. Не возможет бо толикая вещь забвению
предана или глубоким молчанием погребенна быти. Откуду яве есть, яко
недоуменное мое слово мало или ниже мало славе твоей потребно есть.
Обаче яко тоеяжде твоея победительныя славы образы, знамения и памяти
не токмо на великих столпах, стенах, пирамидах и инных зданиях искус-
ным изваянием изображати, но и на малых оружиях и орудиях начерта-
вати подобает, - тако должно есть, .да и о преславном сем и общаго
благополучия виновном деле не токмо великих риторов громы и ритмо-
творския гласят трубы, но и малыя малых и малоумных вещателей пищали
да не молчаливы пребудут. Всем общую победа сия принесе радость, от
всех по своей коегождо силе и прославления требует. Мнози убо обря-
щутся, иже от высокаго сана и превосходительных властей, подобающую
сию славе твоей принесут дань. Аз же от нижайшаго чина людий тойжде
долг, малый по величеству толикой вещи, обаче довольный по моей ску-
дости вашему царскому священнейшему величеству приношу. Честен сотво-
рится, аще монаршею и победительною своею десницею благоволит прияти
его, с ним же и самаго себе под нозе царския всесмиренно повергаю.
Вашего царскаго священнейшаго величества
нижайший и недостойный богомолец Феофан
Прокопович, училищ Киевских префект».
В том же году брошюра была издана Киево-Печерской типографией
и в латинском переводе, причем «Епиникион» был напечатан не только
на латинском языке, но и на польском (см.: Т. А. Быкова и М. М. Ty-
pe в и ч. Описание изданий гражданской печати. 1708-январь 1725 г. Изд.
АН СССР, М.-Л., 1955, стр. 483-484;2 ср.: В. Н. Перетц. Пане-
гирик Феофана Прокоповича на победу Петра Великого при Полтаве.
«Литературный вестник», т. III, кн. II, 1902, стр. 165-167).
Дошла до нас брошюра в экземплярах, по составу не всегда совпадаю-
щих между собою. В указанном выше составе, т. е. с «Епиникионом» в сла-
вянском тексте, она известна нам в редчайших, единичных экземплярах
(Библиотека СССР им. Ленина, № 2519; Гос. Публичная библиотека Укра-
ины в Киеве, собр. Софийского собора, № 10803). Есть экземпляры, где
«Слово похвальное» сопровождается его латинским переводом и где «Епини-
кион» читается только в латинском и польском тексте (БЛ, №№ 2518,2520,
2521); есть экземпляры, где «Епиникион» вообще отсутствует.
Из титульного листа и предисловия следует, что «Слово похвальное»
было произнесено в Софийском соборе в присутствии Петра. В Киев после
Полтавской победы Петр прибыл 22 или, по другим данным, 23 июля.
По наиболее вероятному известию, «Слово» было произнесено 24 июля
2 Ниже условно обозначается: Описание I.
3 Хв. Тітов. Матеріяли для історіі книжної справи на Вкраїні
в XVI-XVIII вв. Кит, 1924, стр. 497-498, 534; Славянские книги
кирилловской печати XV-XVIII вв. Описание книг, хранящихся в Гос.
Публичной библиотеке УССР. Под ред. П. Н. Попова. Изд. АН УССР,
Киев, 1958, стр. 102.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
Рубрика (тематическая категория) Литература

(1681 – 1736)

Один из образованнейших людей своего времени, Феофан Прокопович первым почувствовал и осмыслил крайне важно сть для Русского государства коренных преобразований в области политики, идеологии и искусства, борьбы за осуществление Петровских реформ. Феофан Прокопович, по словам Н.К.Гудзия, данный ʼʼпросветитель в рясеʼʼ отдал всю свою кипучую энергию и весь свой талант делу просвещения России.

Сын мелкого киевского купца, Феофан Прокопович испытал в детстве нужду, но сумел стать учеником Киево-Могилянской академии. При этом полученных знаний ему оказалось недостаточно, и он, без долгих колебаний, принимает унианство(униатская церковь – христианское объединœение, созданное Брестской унией в 1596 году, подчинялась папе римскому, признавала основные догматы католической церкви при сохранении православных обрядов), чтобы иметь возможность продолжить образование на Западе. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время учится в Польше, а затем в Риме, в коллегиуме святого Афанасия (открытого специально для подготовки пропагандистов католичества среди славян и греков). Его путь к знаниям говрит об основательности его знаний и о независимости его суждений и веротерпимости. Это было характерно для эпохи петровских преобразований – времени пересмотра всœех традиционных представлений.

В 1704 году он возвращается в Киев и преподает неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время в Киево-Могилянской академии пиитику и риторику. Став личным другом царя, Прокопович утверждается в должности ʼʼпрефектаʼʼ – ректора Киевской академии. Он отличался необычайной широтой интересов, увлекался историей, филологией, теологией, философией и даже математикой. Вместе с Кантемиром, Татищевым и Голицыным он вошел в сложившуюся в конце 20-ых годов ʼʼученую дружинуʼʼ и сделался вождем этого кружка русских просветителœей – поборников дел Петра I.

В русскую литературу Прокопович вошел как автор лирических стихотворений и создатель трагедо-комедии ʼʼВладимирʼʼ, где на материале, заимствованном из летописи, была сделана попытка показать борьбу просвещенного монарха с невежественным духовенством, а также как автор трактата ʼʼDe arte poeticaʼʼ – учебника пиитики.

Он был выдающимся оратором и оставил много проповедей, в которых прославлял внешнюю и внутреннюю политику правительства Петра I. Как видный деятель церкви (он имел сан архиепископа Новгородского), Феофан оказал активную поддержку Петру I в делœе реорганизации русской церкви. Именно этой поддержке в значительной мере Петр I обязан своим успехом в ликвидации всœегда соперничавшего с царской властью патриаршества и созданием своеобразной коллегии для управления церковными делами – Cвятейшего Cинода. Прокопович стал первенствующим членом Cинода. Им был написан так называемый ʼʼДуховный регламентʼʼ, которым определялась деятельность русской церкви на протяжении десятилетий. В своем творчестве и в своих проповедях Прокопович выразил идеологию передовой части дворянства и разночинной интеллигенции петровского времени. В ʼʼСлове на заключение мира со Швециейʼʼ Прокопович многозначительно желает, ʼʼчтобы умалились народные тяжестиʼʼ. Замечательный оратор, Феофан умел сделать язык своих проповедей колоритным и разнообразным.

В области поэтической формы Прокопович ввел в русскую поэзию октаву, которой пользовался довольно часто. Нередко в своих стихах он применял приблизительную рифму и консонанс: видно – многобедно, зритель – добродетель. Свои лирические стихотворения Прокопович писал силлабическим стихом, распространенным тогда на Украинœе и в Белоруссии. Но чувствуется и влияние песенной фольклорной стихии. Это объясняется органически присущим ему лиризмом. Как бы сознавая недостаточную ритмическую организованность длинного силлабического стиха, Прокопович нередко чередовал в своих произведениях стихи разной длины и широко пользовался короткими немногосложными стихами, которые звучали почти как силлабо-тонические.

К примеру: ʼʼЗа могилою Рябоюʼʼ:

За могилою Рябою

Над рекою Прутовою

Было войско в страшном бою.

В день недельный от полудни

Стался час нам вельми трудный –

Пришел турчин многолюдный.

Или ʼʼЗапорожец кающийсяʼʼ:

Что мне делать, я не знаю.

А безвестно погибаю:

Забрел в лесы непроходны,

В страны гладны и безводны;

Атаманы и гетманы,

Попал в ваши обманы.

Пропадить вы за пороги,

Лишь бы не сбиться с дороги.

Не впасть бы мне в сильны руки,

Не принять бы страшной муки.

Это короткий силлабический стих (восьмисложник), в котором ударение нередко располагается в силлабо-тоническом порядке (хорей – как в народных плясовых песнях). Иногда встречаются украинизмы. Некоторые его стихотворения автобиографичны. К примеру, ʼʼПлачет пастущок в долгом ненастьеʼʼ. Это стихотворение написано в пятую годовщину смерти Петра I (ʼʼпрошел день пятыйʼʼ) и свидетельствует о том, какая тесная связь существовала в сознании поэта между личными переживаниями и политической жизнью страны, как близко принимал он к сердцу политическую реакцию и крушение своих просветительских надежд.

Обращался Прокопович и к одическому жанру. Таково его стихотворение ʼʼЕпиникион, или песнь победная о тоежде преславной победеʼʼ. Здесь широко испульзуя старославянизмы, Прокопович воспевает победу над ʼʼвойсками свейскимиʼʼ, одержанную под Полтавой. В этом произведении Прокопович выступает как мастер высокого стиля. Строгое разграничение высокого и обычного, неприподнятого стиля мы находим уже в творчестве Феофана Прокоповича.

Трагедо-комедия Прокоповича ʼʼВладимирʼʼ – одно из наиболее значительных драматургических произведений начала века. Здесь писатель обратился к времени крещения Руси при Владимире Святославиче, использовав в качестве исторического источника летописные сведения об этом событии. На эту сюжетную основу он наложил современный ему общественно-политический материал, раскрыв две основные темы, всœегда волновавшие его: борьба за распространение просвещения в России и борьба внутри церкви между прогрессивными и реакционными церковными деятелями. Во времена Прокоповича эти два аспекта идеологической жизни были тесно связаны.

Гротескные образы туповатых, неумных и жадных жрецов с характерными именами: Жеривол, Курояд, Пияр – обрисованы, несомненно, рукой одаренного мастера. Эта группа невежественных жрецов (символизирующая всœе косное в русской жизни) всячески противится намерению Владимира принять христианство, несущее с собой более высокую мораль, более высокую культуру. На помощь жрецам в их борьбе за старину приходит и тень Ярополка, погибшего от руки Владимира. Но Владимир, несмотря ни на что, поддерживаемый сыновьями и единомышленниками, принимает христианство и сокрушает языческих идолов. Здесь Прокопович стремится показать также противоречивость человеческого характера. Так, его Владимир колеблется: принять христианство или нет, потому что ему трудно отказаться от привычного многоженства. Но Владимир преодолевает эти колебания, эту человеческую слабость. Здесь уже можно говорить о некоторой реалистической тенденции в творчестве писателя.

Трагедо-комедия в том же 1705 году была представлена силами студентов Киево-Могилянской академии. Это было единственное представление пьесы.

Прокопович выступает как писатель-сатирик, непосредственный предшественник Антиоха Кантемира. Сатирический пафос Прокоповича проявился местами и в ʼʼДуховном регламентеʼʼ. Здесь имеются яркие зарисовки нравов людей, противящихся перестройке русского быта на новый лад и обновлению русской церкви. О придворных льстецах он пишет: ʼʼКогда слух пройдет, что Государь кому особливую свою являет любовь, всœе к тому на двор, вси поздравляти, дарити, поклонами причитати и умирати за него будто бы готовыʼʼ.

Интерес представляет ʼʼПоэтикаʼʼ Прокоповича. Подобные рукописные пиитики часто создавались в духовных академиях того времени. Трактат Прокоповича был напечатан лишь в конце XVIII века, однако он оказал влияние на творчество Кантемира. Ряд его положений предвосхитили взгляды теоретиков романтизма и реализма, хотя в целом поэтика Феофана тесно связана с предклассицистическими тенденциями в европейском искусстве слова.

Трактат Прокоповича ʼʼО поэтическом искусствеʼʼ состоит из трех книг, небольших по объёму.

В первой книге речь идет о происхождении и специфике поэзии, о значении поэтического мастерства. Наиболее интересные разделы, посвященные поэтическому вымыслу, где Прокопович выделяет главную специфическую черту художественного творчества – применение поэтической условности, мышление в образах. Другие вопросы трактуются в первой книге в идеалистическом духе. Утверждается, к примеру, божественное происхождение поэзии, но поэтическое творчество воспринимается как разновидность обычного труда, не имеющего качественного отличия от других видов труда, к примеру, от труда физического. В случае если для создания произведений героического характера еще признается необходимым наличие ʼʼмощного вдохновенияʼʼ, то создание менее ʼʼзначительныхʼʼ по содержанию произведений доступно любому прилежному автору. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, большое вдохновение приравнивается к большому физическому труду, крайне важно му для писания значительных по объёму героических произведений. Развитие подобных мыслей, характерных для теоретиков предклассицизма и античности, мы найдем впоследствии в ʼʼРиторикеʼʼ Ломоносова. Классицистическое преувеличение роли подражания приводит Прокоповича к недооценке творческого начала, к недооценке оригинальности писателя. Но вместе с тем, он выступает против ʼʼмелочногоʼʼ подражания и плагиата и требует сознательного усвоения манеры писателя.

Во второй книге рассматриваются эпическая и драматическая поэзия. Как деятель христианской церкви он выступает против чрезмерного употребления мифологических образов, оставляя право за поэтом на использование этих образов в чисто метонимическом смысле. Касаясь различия между историком и поэтом, Прокопович вновь подчеркивает вымысел как главную детерминанту поэтического творчества. Прокопович пишет: ʼʼИсторик рассказывает о действительном событии, как оно произошло: у поэта же или всœе повествование вымышлено, или, в случае если он даже описывает истинное событие, то рассказывает о нем не так, как оно происходило в действительности, но так, как оно могло или должно было произойтиʼʼ.

Касаясь художественных особенностей эпического произведения, Прокопович отмечает, что изящество эпосу придает гармоничность содержания и соразмерность композиционных частей, а также словесные фигуры и тропы, которые автор рассматривает как средство украшения речи. В трактовке жанров трагедии и комедии (драма как особый жанр не выделяется) заметно влияние античных и средневековых схоластических представлений о драматическом искусстве. Ряд мыслей предвосхищает классицистические требования. Предмет трагедии – изображение бедствий ʼʼзнаменитых мужейʼʼ. Содержание заимствуется из истории и, в отличие от комедии, не ʼʼвымышляетсяʼʼ. Строго регламентируется количество действий – не более десяти, активно действующих лиц не свыше 15, продолжительность изображаемых событий не может превышать 36 часов. Он считает, что вводить в пьесу нужно только тех действующих лиц, которые совершили нечто выдающееся, заметное и исключительное.

Лирическая поэзия рассматривается Прокоповичем в традиционно-античном духе, большое внимание уделœено эпиграмме, рассмотрением которой и завершается трактат.

Историко-литературное значение своеобразного творчества Феофана Прокоповича ограничивается тем, что, будучи видным церковным деятелœем, архиепископом Новгородским и первенствующим членом Синода, Прокопович, естественно, уделял очень много внимания делам церковным и смотрел на свои литературные занятия как на дело второстепенное. И это неизбежно накладывало на его яркое творчество поэта и драматурга налет дилентантизма.

Лекция 3

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ" 2017, 2018.