Фонарь с грифонами в парке старые кузьминки. Прогулка в "Кузьминках"

На выходных выдалось немного времени и удалось посетить парк Кузьминки, что рядом с усадьбой. Парк огромный и красивый, очень зелёный, поэтому не стоило упускать возможности познакомиться с парком с воздуха с помощью коптера.

В ХVII в. на правом берегу речки Чурилихи, недалеко от места, где находилась деревня Собакино (Овсеево), была устроена мельница, принадлежавшая московскому Симонову монастырю. Есть легенда о том, что на ней работал некий Кузьма, от имени которого якобы возникло название Кузьминки. Его существование не подтверждается документально. Однако даже если предположить, что кого-то из кузьминских мельников действительно звали Кузьмой, это ровно ничего не доказывает: согласно нормам русского языка, название населенного пункта, образованное от имени Кузьма, было бы Кузьмино, а не Кузьминки. Местная топонимика увековечила не мельников, а место их работы, превратив его в собственное название этой пустоши.

Одно из первых наиболее значимых событий в истории Кузьминок относится к 1702 г.

Тогда Петр I, отобрав эту пустошь вместе с мельницей у Симонова монастыря, пожаловал ее в вотчину своему любимцу, “именитому человеку” Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714) “за верную службу и помощь в оснащении флота и армии”. Это был знак высшего царского расположения к нему, своего рода орден, поскольку наград для меценатов и жертвователей при Петре I не существовало.

При Г.Д. Строганове в Кузьминках никаких существенных изменений не произошло. Мельница действовала, а остальная земля так и оставалась незастроенной и незаселенной. В 1714 г. после смерти владельца имение унаследовали его вдова Мария (Васса) Яковлевна, урожденная Новосильцева (1678-1734) и сыновья Александр(1698-1754), Николай(?) и Сергей(1707-1756) Строгановы. Только при них началось строительство на этой территории.

В 1716 г. Строгановы соорудили в Кузьминках деревянную церковь , освященную в честь своей фамильной святыни – Влахернской иконы Божьей Матери . По ней их имение получило новое название – село Влахернское (Лахернское). Недалеко от церкви находилась усадьба, первоначально состоявшая из господского дома и хозяйственных построек, также выполненных из дерева. Кроме них, в Кузьминках было пять дворов “деловых людей”, находившихся в услужении у владельцев имения, возведенных в 1722 г. Петром I в “баронское Российской империи достоинство”. Строгановы стали третьей по счету русской фамилией, получившей баронский титул. В середине декабря того же года, возвращаясь из похода в Персию, царь заехал в их усадьбу и даже жил в ней некоторое время. Очевидно, к тому времени в Кузьминках уже сложился усадебный комплекс европейского типа.

Из трех братьев Строгановых строительством в имении занимался только один Александр Григорьевич, впоследствии получивший придворное звание камергера. Недаром единственный церковный придел носил имя соименного ему святого – Александра Невского. Сама церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее в Кузьминках Александр Григорьевич Строганов соорудил новый храм Влахернской иконы Божьей Матери, также деревянный . Со временем А.Г. Строганов юридически стал единственным хозяином Кузьминок. В 1740 г. он и его братья наконец разделили доставшееся им от родителей наследство. Все это время строительные работы в Кузьминках не прекращались, а после раздела стали еще интенсивнее. Поставив плотины на речке Чурилихе, А.Г. Строганов создал прудовую систему, имеющую примерно одинаковую ширину на всем своем протяжении, что придало ей вид широкой реки.

В 1754 г. его имение унаследовали вдова Мария Артемовна, урожденная Загряжская, и дочь от первого брака Анна Александровна Строганова (1739-1816), ставшая единственной хозяйкой Кузьминок по разделу, состоявшемуся между ними в том же году.

В 1757 г. А.А. Строганова вышла замуж за блестящего молодого придворного князя Михаила Михайловича Голицына(1731-1804), позже дослужившегося до звания генерал-поручика. Таким образом, она является последней владелицей имения из рода Строгановых и первой из Голицыных.

В 1757 году внучка Григория Дмитриевича Анна Александровна будучи уже баронессой вышла замуж за князя М.М.Голицына. В качестве приданого за женой князю Голицыну достались помимо городского дома в Москве, чугунно-литейных заводов на Урале, соляных варниц, древних документов, икон и картинной галереи также и село Влахернское с чудотворной иконой Влахернской Божией Матери.

Вступив в права хозяина Кузьминок, Михаил Михайлович предпринимает широкую реконструкцию и благоустройство имения. Созданный в Кузьминках в конце 18 века английский парк – один из первых пейзажных парков Москвы, ставший эталоном для помещичьих ландшафтных парков конца 18 столетия. По примеру Павловска под Петербургом была вырублена знаменитая двенадцатилучева просека (французкий парк).

Тогда же были перестроены церковь, княжеский дворец, пристань, конный и скотный дворы, садоводство, слободка с хозяйственными службами. Причем сооружения слободки и ее планировка – один из немногих композиционных элементов усадебного строительства конца 18 – начала 19 веков, сохранившегося до настоящего времени, что представляет исключительный исторический и архитектурный интерес.

Но наибольшего развития усадьба «Кузьминки» получила в 19 веке в пору его принадлежности сыну князя М.М.Голицына Сергею Михайловичу, поднявшему усадьбу на пик славы и выдвинувшему ее в один ряд с такими жемчужинами архитектурно-паркового строительства, как петербургские Павловск и Петергоф, а также парижский Версталь. Не зря усадьбу называли московским Павловском и сопоставляли с ительянскими образцами усадеб прошлого века.

Появились интересные по архитектуре Пропилеи, Березовая беседка, пристань сложной конфигурации, Липовая аллея, висячий мост с кодранами, Ванный домик, Египетский павильон, Померанцевая оранжерея. Капитально перестроены и получили новое архитектурное решение Скотный и Конный дворы, частично главный дом.

На собственных чугунно-литейных заводах Голицына по заказу князя для Кузьминок создавались настоящие шедевры чугунного литья: металлические лавочки различной формы, обелиск императору ПетруI, триумфальные и ажурные ворота, тумбы с двойными цепями, фонари и жирандоли удивительных форм, памятники императрице Марии Федоровне и императору Николаю I, ограды, фигуры львов и грифонов на воротах. По словам современников село Влахернское по обилию малой архитектурной формы чугунного производства представляло собой музей под открытым небом.

Если говорить о творчестве отдельных архитекторов, стоит учточнить, что Кузьминки – единственный пример в творчестве зодчего Д.Жилярди – автора полной реконструкции усадьбы и проектов многих сооружений, в том числе знаменитого Музыкального павильона, вошедшего в каталог мировых шедевров классицизма.

Помимо прочего в Кузьминской усадьбе были открыты богадельня и больница, обслуживавшая жителей окрестных деревень, что являлось не частным явлением в помещичьих усадьбах.

Район Кузьминки: история и современность

Известно, что на сегодняшний день в состав города Москвы входит 12 административных округов и 125 районов. Я хочу рассказать об одном из них – районе «Кузьминки». Почему я выбрала этот район? Во-первых, он находится по соседству и я часто здесь бываю. Во-вторых, это поистине уникальный район, так как значительную часть его территории занимает лесопарк, где располагается самая большая подмосковная дворянская усадьба, находящаяся теперь в городской черте. Кузьминский парк - один из самых больших «зеленых островов» Москвы, его площадь составляет более тысячи гектаров, а знаменитая усадьба Кузьминки является историко-архитектурным памятником, входящим в список культурных объектов ЮНЕСКО. Но это еще не все достопримечательности! Здесь же, в жилом секторе района, сравнительно недавно возникла специально созданная мемориальная зона – Аллея Славы, на которой установлено несколько новых памятников. Таким образом, выбранный мной район, как нельзя лучше, подходит для того, чтобы рассказать о былом и настоящем облике этой местности, о памятниках старины и появившихся недавно (1). И эта «времён связующая нить», придаст, на мой взгляд, особую колоритность и ценность работе. Итак...

Кузьминки вчера

На протяжении своей истории Кузьминки имели несколько названий. Первое из них было «Мельница», это название местность получила по стоявшей когда-то здесь мельнице на речке Голяданке. В народной памяти надолго сохранялось предание о том, что когда-то эту мельницу построил мельник Кузьма, а отсюда и другое название – Кузьминки. Еще одно, третье название этих мест, а также возникшего здесь в первой четверти XVIII века села и усадьбы – Влахернское. Название получено по возведенному в имении Строгановых храму, посвященному Влахернской иконе Божьей матери. В историко-краеведческой литературе есть сведения, что в XVI –XVII вв. эта местность была вотчиной Симонова монастыря (по мнению других специалистов, это были Николо-Угрешские монастырские владения). Однозначно то, что здесь располагались лесные и рыбные монастырские угодья. Источники свидетельствуют, что в 1702 году Петр I отобрал эти земли вместе с мельницей у монастыря и пожаловал в вотчину своему любимцу, «именитому человеку» - Григорию Дмитриевичу Строганову. Очевидно, что еще при первом хозяине Г.Д. Строганове в подмосковных Кузьминках началось строительство усадьбы. Там появился «помещиков» двор: деревянная усадьба, состоявшая из господского дома и хозяйственных построек. Рядом с усадьбой уже тогда были расположены дворы «деловых людей», служивших у Строгановых. Между 1716 и 1720гг. была сооружена деревянная церковь, освященная в честь фамильной святыни владельцев - Влахернской иконы Божьей Матери. Впервые она упоминается в 1715-1716гг., когда имение уже принадлежало наследникам Г.Д. Строганова: сначала его вдове, а потом и детям. Известны по литературе сведения о том, что Влахернское в мае 1724г. посетил Петр I и что якобы для него в Кузьминках был построен особый деревянный дворец. На месте, где находился этот дворец, уже значительно позднее в 1844г. по проекту архитектора М.Д. Быковского был сооружен памятник Петру I, уничтоженный в 1920-е гг. Сейчас на этом месте (в 2003 году) поставлен обелиск в честь 300-летия усадьбы «Влахернское-Кузьминки» (2). Строгановы владели Влахернским до 1757 года.
Потом имение переходит к Голицыным, так как Анна Александровна Строгонова, выйдя замуж за князя Михаила Михайловича Голицына, принесла в качестве приданного имение Влахернское вместе с 518 десятинами земли. С этого времени вплоть до революции 1917г. Кузьминки принадлежат князьям Голицыным. Новый владелец усадьбы князь М.М. Голицын начал строительство каменной церкви Влахернской иконы Божьей Матери вместо деревянной. Ныне существующий в усадьбе храм и есть третий по счету, так как построенные ранее две деревянные церкви сгорели. Сооружали каменную церковь в два этапа. В 1759-1762гг. по проекту архитектора И.П. Жеребцова были выстроены церковное здание и отдельно стоящая деревянная колокольня. Однако уже к 1779г. здание церкви нуждалось в ремонте. Вскоре архитектор Р. Р. Казаков перестроил усадебную церковь в строгих формах стиля классицизма. Ныне существующий храм Влахернской иконы Божьей Матери (3,4) и есть третья по счету. При князе Михаиле Голицыне усадьба обновляется, благоустраивается и расширяется. Он уделял много внимания ландшафтному дизайну и в этот период на реке был сооружён каскад из четырёх прудов, сохранившихся до наших дней и придающих особый микроклимат данной местности. В 1804-1808гг. архитектор И.В. Еготов спроектировал территорию Парадного двора. Он был отделен от остальной части усадьбы оградой и наполненным водой рвом. А за чугунной оградой лежат, вольготно расположившись чугунные «египетские львы», выполненные по проекту скульптора Кампиниони и охраняющие дом.
Расцвет усадьбы приходится на время владения Кузьминками князя Сергея Михайловичам Голицына, унаследовавшего это имение в 1816 году после смерти матери. При нем резко увеличился масштаб строительных работ под руководством Д.И. Жилярди. Он внёс ампирную чёткость в композицию центральной части усадебного ансамбля: на Парадном дворе по сторонам господского дома в 1814–1815гг. поставлены 2 симметричных флигеля с 6-колонными портиками. На сегодняшний день Парадный двор Кузьминской усадьбы (5-7) включает следующие сооружения: Господский дом (построен на месте сгоревшего в 1927-1931гг.); Восточный и Западный флигели; Въездной мост с фонарями-канделябрами; ворота и ограду Парадного двора (2-я пол. XIX в). Д. Жилярди при участии архитектора А.Г. Григорьева на месте прежнего конного двора в 1819-1823гг. были возведены новые постройки: «Конный двор» с «Музыкальным павильоном» (8). С 1846г. Музыкальный павильон (9) Конного двора украшают чугунные скульптуры «Укротители коней» (10,11), созданные по моделям П.К.Клодта. На ранее сыром и болотистом участке комплекса «Садоводство» выстроили и новое оранжерейное здание. Оранжерея в Кузьминках была известна на всю Москву: здесь произрастали абрикосы, персики, померанцы, вишня, лимоны и апельсины и множество других фруктов. На правом берегу Нижнего пруда в 1816-1817гг. была поставлена Мыльная, впоследствии более известная как Ванный домик (12) в стиле ампир. За западным флигелем господского дома в насыпном холме устроили романтические «руинные» композиции – Гроты (13). Один грот получил название Трехарочный, так как имеет три арки входа, а другой – Большой, или Одноарочный. Расположены эти два грота напротив Музыкального павильона, на противоположной стороне пруда. Большой грот во время праздников использовался для театральных постановок. Обращает внимание любопытная деталь: если через центр Музыкального павильона провести ось, то она попадет в Большой грот. Таким образом, Большой грот являлся своеобразным резонатором, отражателем звука. Построенный ранее архитектором И.В. Еготовым Птичник Д. Жилярди тоже перестраивает в Кузницу (14). На левом берегу Верхнего пруда он поставил павильон Пропилеи; на его обоих берегах появились новые пристани: Львиная и у Пропилей, началось строительство многочисленных парковых мостиков. Кроме того, была проведена реконструкция Слободки, где проживали работники усадьбы. На Слободке расположились Дом причта, Служительский и Прачечный флигели, Больница. Все здания были соединены оградой, а дорога, которая проходила вдоль зданий с южной стороны, получила название Тополевой аллеи. В Служительском флигеле с 1999г. открыт Музей русской усадебной культуры "Кузьминки" (15). Рядом с церковью было сооружено небольшое одноэтажное здание ризницы. Подъездную дорогу благоустроили, ее начало превратилось в широкий проспект, получивший название Влахернского, ныне ул. Кузьминская (16); въезд в Кузьминки украсили Чугунными воротами.
Достопримечательностью Кузьминок, выделявших их среди других усадеб, именно и было обилие чугунных изделий: въездные Чугунные ворота, тумбы и цепи на Влахернском проспекте, чугунные решётки ограды Парадного двора, торшеры с фонарями и крылатыми грифонами, скамейки, висячие мосты, беседки и многое другое. К настоящему времени сохранились чугунные решётки ограды Парадного двора (17, 18), выполненные по рисункам А.Н. Воронихина и фонари с крылатыми грифонами (19).
Именно в то время за Кузьминками закрепились два неофициальных названия: «Русский Версаль князей Голицыных» или «Московский Павловск». Этому способствовали как проведенные работы, так и популярность имения среди жителей Москвы практически всех сословий - благодаря ежегодным гуляниям, устраиваемым в Кузьминках 2 июля в день Влахернской иконы Божьей Матери. Тогда они имели характер неофициального московского праздника. У С.М. Голицына в Кузьминках неоднократно бывали представители царствовавшей династии: вдова Павла I императрица Мария Федоровна прожила в Кузьминках около трех недель летом 1826г. вместе со своим небольшим двором; а впоследствии здесь в гостях были великий князь Михаил Павлович, императоры Николай I и Александр II. После смерти в 1959г. старого князя С.М. Голицына его наследники уже не могли поддерживать усадьбу с прежним размахом. С 1890-х годов все постройки, кроме главного дома, сдаются под дачи. Строятся дачи и в парке. Таким образом, имение постепенно превращается в доходное и популярное дачное место. А с началом XX века для Кузьминок наступили долгие годы запустения.
Несколько слов о парке Кузьминки. В начале XVIII века здесь еще находился густой бор, занимавший достаточно большую площадь и сохранившийся вплоть до середины XIX. Кузьминский лесопарк, как и усадьба, постоянно благоустраивался. При его создании был использован естественный лесной ландшафт. Со временем была проведена планировка территории, осушены заболоченные участки, посажены новые породы деревьев и кустарников. Постепенно «дикий лес превращался в живописный парк. В Кузьминках очень мало прямых аллей и дорожек, а каждый поворот открывает перед вами новые виды и новые пейзажи.
Таким образом, архитектурно-парковый ансамбль в Кузьминках – результат работы архитекторов, скульпторов, художников и садоводов нескольких поколений, но, безусловно, что выдающуюся роль принадлежит Доменико Жилярди. Усадьба того времени была запечатлена на 28 рисунках И. Рауха, составивших альбом «Виды села Влахернского»; на них можно увидеть многое их того, что уже не существует. А былое великолепие подмосковной усадьбы Голицыных впечатляет!

Кузьминки сегодня

Знакомиться с новыми достопримечательностями района лучше пешком. И я предлагаю: совершить прогулку в Кузьминский лесопарк тем маршрутом, которым ходим мы. Начнем наш путь с улицы Федора Полетаева, которая названа так в 1964г. в честь Героя Советского Союза и Национального героя Италии, родившегося на Рязанщине. Улица Федора Полетаева разграничивает два района: Рязанский и Кузьминки. Здесь на пересечении с Есенинским бульваром установлен памятник герою двух народов – Федору Полетаеву (20). Мемориал представляет собой бюст, стоящий на колонне с высеченным именем и фамилией, и полированную плиту с фамилией, именем, отчеством, годами жизни, званиями и кратким описанием подвига. Все части монумента изготовлены из красного гранита. Есенинский бульвар своё название получил тоже в 1964г. в честь поэта Сергея Есенина, уроженца Рязанской земли. На Есенинском бульваре (21), представляющем собой улицу с двумя проезжими частями, разделенными сквером, установлено много памятников. Следующий памятник, с которым можно познакомиться, двигаясь по бульвару в направлении к парку – это памятник Сергею Есенину (22). Он расположен у пересечения Есенинского бульвара с Волгоградским проспектом, который получил свое название в честь города-героя Волгограда в 1964г. и является одной из основных магистралей города. Памятник поэту, установленный в 1972г. (скульптор В.Е. Цигаль, архитекторы С.Е. Вахтангов, Ю.В. Юров) представляет собой бронзовую фигуру молодого Есенина в полный рост на небольшом бронзовом же постаменте. Никаких надписей памятник не имеет.
Стартовавший десять лет назад Всероссийский проект «Аллея Российской Славы», призванный увековечить в мемориальной культуре городов и населенных пунктов историческую память о многонациональном народе России во славу будущего нашего Отечества, нашел свое воплощение на Есенинском бульваре Кузьминок, по другую сторону от Волгоградского проспекта. В рамках этого проекта на бульваре поставили памятник защитникам Москвы (23). Он представляет собой окрашенную в белый цвет плиту со скруглённым верхом, на вершине которой установлен православный крест, на фасаде – барельеф в виде каноничного изображения Богородицы с младенцем, а внизу фасада надпись: «Участникам обороны Москвы в 1941 году от благодарных жителей Кузьминок». Дальше уже на пересечении Есенинского бульвара с улицей Юных Ленинцев, ближе к входу в парк расположен мемориальный комплекс, состоящий из нескольких сооружений. Первым здесь появился Памятник Воину – Победителю (24), сооруженный в 2006г. Скульптура Воина установлена на пьедестале в форме пятиконечной звезды – символа Красной Армии. Затем Мемориальный комплекс дополнил Памятный знак в честь Городов-Героев (25) с капсулами земли, привезенными из этих городов. У монумента расположены памятные камни и фонтан, который был запущен 29 апреля 2008г.. Внешний вид этого фонтана, входящего в Мемориальный комплекс, довольно прост – это небольшая прямоугольная чаша с несколькими струями. Завершает композицию две стелы из белого камня, с выгравированными на ней названиями Городов-Героев. 9 мая 2009г. здесь, на Алее Славы в Кузьминках, состав Мемориальный комплекса дополнила композиция «Люди мира на минуту встаньте» (26), посвященная узникам фашистских концлагерей. Основными компонентами её являются три черные гранитные плиты. Первая плита посвящена малолетним узникам, которые подверглись лагерным пыткам во время Великой Отечественной войны. Из оккупированной территории СССР было угнано более 2,5 млн. человек, а вернулось всего 1,5 млн. человек. Вторая – памяти мужчин и женщин их числа взрослого населения, которые в годы войны из оккупированной территории были угнаны на работы в Германию; угнано было 6 млн., а вернулось только 3, 5 млн. человек. Третья плита служит напоминанием о судьбе узников их числа советских военнослужащих, которых более 5млн. оказались в плену, и узников лагерей смерти: Бухенвальда, Заксенхаузена, Дахау, Равенсбрюка. Большой вклад в появление памятника «Люди мира на минуту встаньте» сыграло общество «Несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» района Кузьминки. Председатель общественной организации Виктор Михайлович Лисовский выступил с инициативным предложением о строительстве подобного памятника в районе Кузьминки и разработал проект «Люди мира на минуту встаньте». Площадка, на которой расположен памятный знак, находится на Аллее Славы между мемориалом Городов – Героев Советского Союза и памятником «Воину-Победителю». 9 мая 2010г., в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на этом месте состоялось торжественное открытие еще одного памятника «Труженикам тыла в годы войны» (27, 28). Барельеф работы скульптора Аполлонова А.А. посвящен памяти тем, кто сделал нашу Победу возможной. Миллионы людей, а это были преимущественно женщины и дети, не жалея сил, своего здоровья, а порой и жизни трудились круглые сутки на заводах, фабриках, полях, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение фронта вооружением, одеждой, едой. На установленном памятном знаке изображение женщины и ребенка у станка, символизирующие работу на военном заводе в годы войны. В настоящий момент в Кузьминках проживает порядка 3 тысяч тружеников тыла. Именно в честь них, по инициативе Совета ветеранов, был разработан проект этого памятного знака.
Вот такое замечательное место существует в районе Кузьминки – Аллея Славы (на пересечении улицы Юных Ленинцев и Есенинского бульвара), место, на которое из года в год 9 мая, в День Победы приходят жители района разных возрастов, чтобы «всем миром» поздравить ветеранов со столь значительным праздником. Здесь проходят торжества, на которых выступают представители администрации района и округа, сами ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945гг. А поздравления по случаю праздника, звучащие из уст выступающих, всегда преисполнены благодарности всем тем, кто внес посильный вклад в завоевание Великой Победы, всем тем, кто собрался в этот значительный день на Аллее Славы и не менее – тем, кто не дожил до Великой Победы. В память тех же, кто завоевал Великую Победу ценой своей жизни, объявляется Минута молчания и можно наблюдать в их честь торжественное прохождение курсантов военного института. Традиционно в этот день ветеранов и гостей праздника угощают солдатской кашей и «100 граммами фронтовых». А после торжественной части в продолжение праздника всегда на Аллее Славы проводится и концертная программа. На предварительно установленной сцене выступают детские творческие коллективы, учащиеся школ района, эстрадные артисты. Со сцены звучат поздравления, стихотворения, песни. Изюминкой программы на протяжении многих лет является выступление Хора ветеранов района Кузьминки. Можно смело заявить, что власти и жители Кузьминок чтят память тех, кто сражался на поле брани и ковал Победу в тылу.
Еще об одной достопримечательности района «Кузьминки» мне бы хотелось сказать несколько слов - это огромный фонтанный комплекс «Музыка Славы» (29). Он размещен, правда, в другом месте: рядом у станции метро «Кузьминки», на площади Славы, находящейся на территории сквера между Московским областным Домом искусств и Волгоградским проспектом. Это один из самых больших фонтанов в Европе. Открыт 7 мая 2005 года, сроки строительства рекордно короткие: ноябрь 2004г. – апрель 2005г. Проект разработан творческим коллективом во главе с архитектором Ю. Платоновым. Большой вклад в появление фонтана сыграл Совет ветеранов района Кузьминки и лично его председатель – Александра Павловна Капустина. Именно она выступила с инициативным предложением о строительстве подобного сооружения в районе Кузьминки. Чаша фонтана представляет собой квадратный бассейн размером 55х55 метров, дно которого зрительно делится по диагонали на тёмную и светлую части. Основными компонентами монументально-декоративной композиции "Музыка Славы», отражающей тему окончания Великой Отечественной войны 1941-1945гг., являются «Пирамида памяти» (на тёмной половине), и «Фанфары Победы» (21 м высотой, на светлой половине). Четырехгранная «Пирамида памяти» посвящена памяти о четырех годах войны, о павших и живых, о горе и радости, о победах и поражениях, о подвигах и мужестве нашего народа. Облицованная черным гранитом, в золотом обрамлении латунных труб, она светится огнями вечной памяти. Общая высота сооружения 9 метров. «Фанфары Победы» воплощают триумф победы добра над злом, славу армии-освободительницы, доблесть воинов Отечества. Они являются высотной доминантой комплекса, представляя собой группу «золотых» стел-труб, обращенных к небу. Высота фанфар 21 метр. «Пирамида памяти» и «Фанфары Победы» располагаются внутри восьмиугольной чаши бассейна. Проектом предусмотрена подсветка архитектурных форм. Ниспадающие струи воды символизируют слёзы, скорбь и память, а бьющие вверх струи фонтана символизируют триумф и праздничный салют в честь Победы. К фонтану ведёт аллея «Венок Победы» из цветного гранита со стилизованными изображениями военных орденов. Весь комплекс предусматривает две основные зоны обозрения: с дальних точек виден триумфальный силуэт «Фанфар Победы», в непосредственной близости в композицию включается «Пирамида памяти» как элемент более сложного, диалектико-философского восприятия событий мира и войны. В повседневном режиме работы комплекса музыкального сопровождения (вопреки названию) нет, в праздничном режиме работа фонтанов сопровождается динамическими цвето- и светомузыкальными эффектами. К сожалению, представить на фото запечатленный мною фонтанный комплекс не смогла, так как сезон закрылся, поэтому заимствовала один снимок из интернета.
Надеюсь, что благодаря моей работе, можно получить представление об основных достопримечательностях района «Кузьминки», включающих: большую лесопарковую зону с историческими достопримечательностями дворянской усадьбы, мемориальный комплекс на Аллее Славы, фонтанную композицию «Музыка славы» и некоторые другие. Но не обо всем, что достойно внимания, мне в полной мере удалось рассказать, так как на территории района множество памятников, мемориальных мест, музеев, улиц, посвященных историческим событиям и знаменитым соотечественникам, ставшими гордостью нашей страны и чьими именами названы улицы района. Тем не менее, я считаю, что именно наиболее яркие памятники нашли отражение в моей работе, значительная часть которой сознательно целенаправленно была посвящена уникальной Аллее Славы. И мой подробный рассказ о мемориальной культуре Кузьминок вызван стремлением сказать и свое слово: мы должны относиться с огромным уважением и благодарностью к людям, пережившим тяготы войны и отдавшим жизнь за то, чтобы мы могли жить, учиться и работать, радоваться жизни под мирным небом и в свободной стране. Мы ныне живущие в неоплатном долгу перед воинами Великой Отечественной и тружениками тыла, перед живыми и павшими – за то, что современное молодое поколение не испытало ужасов фашистского гнета и насилия, отчуждения и страха. Спасибо Вам за нашу жизнь!

Источники

1) Аверьянов К. А. История московских районов: энциклопедия. – М: АСТ, 2008. 2) Вострышев М.И., Шокарев С.Ю. Вся Москва от А до Я: энциклопедия. – М.: Алгоритм, 2011 3) Греч А.Н. Венок усадьбам. – М.: АСТ-Пресс, 2009. 4) История района «Кузьминки». [Электронный ресурс] /Официальный сайт Управы района ЮВАО города Москвы. – Режим доступа: http://www.uprava-ryazan.ru/ 5) История Юго-Востока Москвы: Учебное пособие для учащихся старших классов»/Авт. коллектив: К.А. Аверьянов, С.В. Журавлев, Н.А. Кренке и др.; под ред. А.Н. Солопова А.Н. – М.: Мосгорархив, 2000. 6) Коробко М.Ю. Усадьба Кузьминки. – М.: Вече, 2009. 7) Москва. Именные улицы города: справочник/Авт.-сост.: Ю.А. Алексеев, И.В. Гришина, В.С. Оськин и др. – М.: ООСТ, 2010.

Щаникина Александра Ивановна, ГБОУ Школа № 2090, 10 класс

Усадьба «Кузьминки», возникшая в XVIII веке на бывших землях Симонова и Николо-Угрешского монастырей, в течение двух столетий принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным.

История кузьминской земли обогащает отечественную историю топонимикой — название местности Кузьминки, гидронимикой — названия рек Чурилиха и Голедянка. На ее территории сохранились захоронения XIII века — остатки жилой постройки с частично сохранившейся печью и фрагментами каменно-глинобитной конструкции. — редчайшая археологическая находка на территории Москвы.

Следует отметить, что и сегодня долина объединенных рек с заросшим прудом, расположенная между Кузьминским и новым Люблинским прудами, представляет собой естественный природный ландшафт с уникальными для Москвы мезотрофными болотными комплексами. Поверхность поймы заболочена, на участках которых с поверхности залегают водонасыщенные болотные торфяные отложения. Русло реки характеризуется наличием многочисленных родников. В настоящее время этот участок площадью пять с половиной гектаров поставлен на охрану как памятник природы.

Стоит отметить, что усадьба создавалась не как замкнутая летняя резиденция, огражденная от окружающего ее мира. Ни до князя М. М. Голицына, ни после него в XIX веке усадьба не имела ясно выраженных границ, постепенно сливаясь с окружающими ее лесами. Таким образом, в кузьминской усадьбе создавался один из первых пейзажных парков Москвы конца XVIII века, который явился примером для подражания в других помещичьих усадьбах. Так, например, по образцу заречной беседки в Кузьминках в 1801 году в Павловске была перенесена статуя героя античности Аполлона на новое место — против княжеского дворца за рекой.

Стоит добавить, что Кузьминки в свою очередь перенимали лучшее при создании пейзажного парка. По примеру Павловского парка в конце XVIII века в Кузьминках в сосновой роще была прорублена двенадцати лучевая просека регулярного (французского) парка, в центре которой была устроена круглая площадка, в центре ее была помещена статуя Аполлона (копии для Павловска и Кузьминок выполнены скульптором Ф. И. Гордеевым). По кругу площадки у каждой из аллей были расположены гипсовые статуи Муз. И сегодня 12-лучевая просека французского парка является большой достопримечательностью Кузьминок. Стоит отметить еще одну особенность Кузьминок: продолжение преемственности павловского принципа украшательства парка. Пример тому — чугунные «Триумфальные ворота», которые во всех своих частях, за исключением верха — герба, совпадают с «Николаевскими воротами» в Павловске под Санкт-Петербургом, построенными в 1826 году К. И. Росси. Проект этот был выполнен на Пашийских чугунолитейных заводах князя С. М. Голицына I и через три года повторен вторично для украшения Кузьминок. Это еще раз убеждает, насколько близки по паркостроению обе усадьбы. Москвичи впоследствии даже стали называть село Влахернское «Московским Павловском».

Сама по себе усадьба «Кузьминки» являет собой высокий уровень искусства. Творчество архитекторов, литейщиков, художников, скульпторов, специалистов паркового строительства представляет огромную ценность в отечественной культуре. В Кузьминках создавали свои творения такие маститые архитекторы, скульпторы и художники, XVIII-XIX веков: как Доменико (в России его называли Дементий Иванович) Жилярди, А. Г. Григорьев, А. Н. Воронихин, М. Д. Быковский, К. И. Росси, П. К. Клодт фон Юргенсбург, Артари, С. П. Кампиони, И. П. Витали, Ф. П. Крентан, оставившие после себя яркие примеры творчества.

Если говорить о творчестве архитектора Доменико Жилярди в Кузьминках, стоит отметить следующее. Он много строил в Москве и ее окрестностях, но везде это были отдельные постройки. И только в Кузьминках архитектор смог отставить о себе память, как автор единого архитектурно — паркового ансамбля, так как здесь по проекту зодчего восстанавливалась полностью вся усадьба: от парковых дорожек и скамеек до фундаментальных сооружений. Это сыграло положительную роль в том, что усадьба «Кузьминки» в итоге была проникнута единством замысла, стиля и выполнения, что ее отличало от многих российских усадеб. Умелая рука зодчего превратила конный двор в одно из лучших достижений стиля «ампир» в России. Изюминкой двора явился знаменитый Музыкальный павильон, вошедший в каталог мировых шедевров.

С подмосковной усадьбой «Кузьминки» связана вся творческая биография архитектора М. Д. Быковского, занимаясь переделками, ремонтами, отделкой интерьеров домов, а также создав самостоятельные работы — дом и каменный мост на плотине, памятники императору Петр Великому, Николаю I, вдовствующей императрице Марии Федоровне, надгробие князю С. М. Голицыну I в приделе святого Сергия Радонежского церкви Влахернской иконы Божией Матери.

Кроме того, стоит отметить, что такого обилия чугунно-литейных изделий, как в Кузьминках, нельзя было встретить ни в одной подмосковной усадьбе. Чугунные изделия в количестве 250 единиц представляли собой подлинные произведения искусства. Так, например, литые из чугуна канделябры-торшеры с богато орнаментированными растительными стволами, которые «вырастают» из основания, состоящего из четырех крылатых грифонов. Звери-птицы сидят по диагоналям постамента, опираясь на выставленные вперед львиные лапы. Выразительные крылатые грифоны и сто семьдесят лет назад, и сегодня являются визитной карточкой усадьбы. В любой литературе в качестве иллюстрации по Кузьминкам представлены знаменитые скульптурные композиции. Это дает основание выдвинуть точку зрения, что усадьбу «Кузьминки» можно рассматривать как своеобразный музей малой архитектурной формы под открытым небом.

Большой художественный вкус подарил отечеству прекрасные памятники архитектуры. Так, оригинальный вид Египетского павильона и тогда, и сейчас производит внушительное впечатление. Скошенные стены и окна здания напоминают собой усеченную пирамиду. В центре здания имеется неглубокий портик-лоджия с двумя колоннами, перехваченными рельефными жгутами с папирусообразными капителями. На стенах лоджии имеются скульптурные детали на египетские ритуальные темы. Это единственное в своем роде здание в архитектурной Москве.

Многие события, происшедшие в усадьбе «Кузьминки», дополняют отечественную историю. Так, например, священнослужитель местного прихода и бытописатель Н. А. Порецкий описывает ураган, пронесшийся 16 июня 1904 года над юго-востоком Подмосковья, который уничтожил до 100000 деревьев в Кузьминском парке. Помимо местного описания он дает яркую характеристику злосчастного лета.

Н. А. Порецкий так же упоминает об эпидемиях холеры 1830 и 1871 годов, ставших трагедией для всей России.

Более того, он, видимо, по рассказам старожилов, описал знойное лето 1871 года — причину распространения холерной заразы: «Лето было как никогда жаркое. Дождей почти не было. Все сожгло». В Кузьминках от холеры умер только один обитатель. Сами жители, якобы, спасли себя, совершив крестный ход вокруг села с Влахернской иконой Божией Матери.

История Влахернского прихода — неотъемлемая часть истории русского православия. «Влахернское было единственным подмосковным местом, куда в таком множестве стекались москвичи на гулянье 2 июля…к единственному московскому барину-вельможе». «В храмовый праздник 2 июля здесь бывали большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающие гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной роще», — отмечали современники.

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках по изяществу интерьера и богатству ризницы не уступал многим московским церквам. Внутренние стены храма были облицованы дорогим испанским карарским мрамором. На колокольне были установлены куранты.

Относительно церкви в Кузьминках и повышенного внимания к ней со стороны современных ценителей древнерусской живописи стоит отметить семейную реликвию Строгановых, а впоследствии князей Голицыных — Влахернскую икону Божией Матери, находившуюся в местном храме с 1725 по 1929 годы.

Бесспорная ценность икон состоит в технике их исполнения — «энкаустика» (exaustix — выжигаю) — античная живописная техника. Восковую краску растопляли, и по причине быстрого охлаждения воска, от изготовителя требовалось большое мастерство при наложении на разогретую доску состава, создавая рельефное изображение Богоматери и младенца, имитируя при этом резьбу. В 1654 году икона и три ее списка были подарены константинопольским патриархом русскому царю Алексею Михайловичу. Одну из них царь подарил купцам Строгановым.

Особое место стоит уделить кузьминской лечебнице, учрежденной князем С. М. Голицыным в 1816 году, что являлось не частым явлением в помещичьих усадьбах. Лечебница была единственной на округу, насчитывавшей около восьмидесяти населенных пунктов. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в популярности Кузьминок. До 1869 года лечебница полностью содержалась на средства князей Голицыных, все консультации врачей и отпуск лекарств были бесплатными. В вышеназванном году лечебница была передана Московскому уездному земству и переведена в здание бывшего скотного двора этой же усадьбы.

В истории русской культуры стоит отметить, что именно в больнице в Кузьминках в 1882 году лежал на излечении художник В. Г. Перов. Здесь же, в Кузьминках, он скончался. В день его смерти в Кузьминки пришли многие представители культурного общества, чтобы проводить в последний путь художника.

В этой же больнице лежал на излечении, будучи мальчиком, поэт Ф. С. Шкулев.

Много замечательных и славных имен связано с Кузьминками. Посещения истори ческих лиц вошли в летопись кузьминской земли.

Известно, что в 1722 году здесь бывал царь Петр I. Современник петровской эпохи В. А. Нащокин в своих записках оставил сведения о его пребывании: «В декабре, в последних числах, Его Величество, не въезжая в Москву, изволил пребывать в Подмосковной Строгановой, что слывет Мельница, наступили в Москву из онаго Персидского походу триумфом».

До середины XIX века еще сохранялся деревянный домик, в котором останавливался Петр Великий. В 1848 году на его месте был сооружен чугунный обелиск (арх. М. Д. Быковский).

Усадьбу «Кузьминки» посещали генералиссимус В. А. Суворов с женой Варварой Ивановной (урожд. Прозоровской) после венчания; вдовствующая императрица Мария Федоровна (супруга императора Павла I), посещение которой было отмечено чугунным памятником, открытым в 1828 году; император Николай I, в память о котором в 1856 году был установлен чугунный монумент.

В 1837 году после возвращения из сибирского путешествия цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) в сопровождении воспитателя-поэта В.А. Жуковского посетил Кузьминки. Следующее посещение Александра Николаевича уже императором Александром II состоялось в 1858 году, когда проездом в Николо-Угрешский монастырь он с супругой Марией Александровной заехал в Кузьминки навестить больного князя С.М. Голицына.

Кузьминки посетили: саксонский дипломат при петербургском и лондонском дворах Фицтум фон Экштедт, отметивший, что усадьба «образцовая ферма в величественнейшем стиле, воздвигнутая среди голой степи», и делегация американских моряков во главе с адмиралом Фоксом, где им был оказан пышный прием.

Помимо высокопоставленных лиц Кузьминки посещали писатели, художники, политические деятели. Именно в Кузьминках на даче Елизаровых В.И. Ульянов (Ленин) закончил брошюру «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?». Священнослужитель Иоанн Кронштадский порадовал обитателей села Влахернское своим посещением.

Кузьминки вдохновляли художников, поэтов, писателей. В своих произведениях, отмечая местную красоту, писатели живописным языком отражали то величие и благородство архитектуры и природы, которая подняла Кузьминки на вершину славы. Кузьминки — село Влахернское имели заслуженную славу художественной сокровищницы русской культуры и были хорошо известны не только у нас в России, но и за границей по изданным в 1841 году в Париже гравюрам Ж. Н. Рауха «Виды села Влахернского (Мельницы), принадлежащего кн. С. М. Голицыну». «Такого большого и богатого иллюстративного материала не имеет больше ни одна дворянская подмосковная усадьба», — констатирует М. Ю. Коробко.

Село Влахернское «едва ли уступит какой — нибудь великолепной итальянской вилле с мраморным палаццо, бархатными лугами и зеркальным озером», отмечали современники князя С. М. Голицына. «Здесь что ни шаг, то искусство», — писал бытописатель Кузьминок Н. А. Порецкий.

Живописные места усадьбы «Кузьминки» вдохновили художника В. А. Серова, написавшего картину «Линейка на пути из Москвы в Кузьминки» (Русский музей в Санкт-Петербурге), высоко оцененную И. Э. Грабарем, который в свою очередь оставил потомкам живописное полотно с видом ванного домика усадьбы «Кузьминки».

В 1918 году усадьба была передана Государственному (позже Всесоюзному, Всероссийскому) институту экспериментальной ветеринарии, который использовал ее здания и землю в своих целях, исключив историко-архитектурную ценность усадьбы. Поселковый совет, созданный на базе бывшей усадьбы «Кузьминки» так же решал проблемы в обход интересам ее сохранения.

Несмотря на попытку Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины защитить усадьбу от уничтожения, усадьба была оставлена за институтом с размещением в зданиях лабораторий и квартир для сотрудников. Часть голицынского леса определили в леса местного значения для соседних селений.

Борьба атеистов с Церковью обернулась для Влахернского прихода его упразднением в 1929 году, арестом и ссылкой настоятеля Н. А. Порецкого. Здание храма перестроили, проведя внутреннюю перепланировку, уничтожив могилу князя С. М. Голицына и устроив там общежитие для аспирантов. Колокольню взорвали, ризницу приспособили под лабораторию.

В 1929 году Рудметаллторгу было передано большинство чугунных изделий усадьбы. До сегодняшнего дня чудом сохранились кони и грифоны со львами. В 1936 году началась реконструкция Кузьминского парка с постройкой кафе, эстрады и павильонов настольных игр.

В годы Великой Отечественной войны в Кузьминках располагался зенитно-артиллерийский полк, стояли танковые части, шло формирование полков, были нарыты землянки и укрепления. Военные люди и оборудование нанесли значительный ущерб парку.

После войны стало меняться отношение к усадьбе. Историки рассматривали ее с позиции мест, связанных с деятельностью В. И. Ленина, искусствоведы обращались к Кузьминкам в конспекте изучения творчества архитекторов.

В 1955 году через лесной массив усадьбы «Кузьминки» прошла кольцевая автодорога, разделившая территорию лесопарка и резко сократившая историческую зону усадьбы. В 1960 году поселок Кузьминки был включен в состав Ждановского района г. Москвы, а усадьбе «Кузьминки» был определен охранный номер 393, как архитектурно-паркового ансамбля, подлежащего восстановлению.

В 1964 году была проведена реставрация дачи Елизаровых с размещением там Музея Ленина. На самой территории усадьбы создали парк культуры и отдыха, следствием чего стало привлечение большого количества москвичей, которые наносили значительный вред местному ландшафту. Воспользовавшись отсутствием границ охранной зоны архитектурно-паркового ансамбля, в 1966 году начали застраивать территорию парка жилыми домами.

Переломным годом в судьбе усадьбы «Кузьминки» считается 1974 год, в котором был подтвержден статус усадьбы как памятника государственного значения. Однако в 1979 году вышло решение «Об организации парка культуры и отдыха на территории лесопарковой зоны „Кузьминки“ Волгоградского района». Данное решение снижало статус Кузьминок, как усадебного комплекса, и низводила его до статуса районного значения.

В 1978 году сгорел шедевр зодчества XIX века — Музыкальный павильон. Бывшее здание больницы протерпело шесть пожаров, в результате которых пострадали уникальные росписи потолков. Памятник передали Госкомспорту СССР, который не принял никаких охранных мер.

Наконец, в 1980 году комплекс усадьбы «Кузьминки» был внесен в «Перечень памятников истории и культуры РСФСР», подлежащих первоочередной реставрации и музеефикации с обязательным выводом ВИЭВ с территории усадьбы. Но Программа реставрационных работ по Кузьминкам на 11-ю и 12-ю пятилетки осталась невыполненной.

С 1980-х годов стала проводиться просветительская работа среди москвичей. В 1983 г. в программе лектория ПКиО «Кузьминки» появилась новая тема «История усадьбы Кузьминки», с 1984 года начал работу Народный университет культуры «История усадебной культуры Подмосковья XVIII-XIX вв.». Предлагалась программа создания единого музея-памятника «Кузьминки» в качестве средства спасения комплекса.

Однако политические события изменили процесс музеефикации усадьбы и свели реставрационные работы к нулю. В последнее десятилетие XX века решения городских властей стали подавать надежды на возвращение усадьбе первоначального вида и вернуть ей статус одной из лучших российских усадеб.

В 1990 году храм, ризница и дом причта были переданы Русской Православной Церкви, начались реставрационные работы. В том же году правительство Москвы постановило создать на территории парка «Кузьминки» Государственный историко-культурный комплекс.

К XX веку на территории Кузьминок сохранилось более 20 памятников архитектуры. Среди них сохранились в руинированном состоянии кузница и теплица. В аварийном состоянии Оранжерея, дворцовые флигели, Скотный и Конный дворы. Требующие безотлагательных восстановительных и реставрационных работ — Музыкальный и Египетский павильоны. Полностью утрачена парковая скульптура. Исчезла две трети металлических изделий, украшавших Кузьминский парк. Английский парк был запущен, французский парк относительно благоустроен.

Территорию усадьбы «Кузьминки» и сохранившиеся постройки занимали различные учреждения: ВИЭВ, администрация Леспаркхоза «Кузьминки», частная школа, Музей К. Г. Паустовского, ЭСНРПМ.

В настоящее время отреставрированы гроты, здание на Слободке, Ризница Конный двор, воссоздан Музыкальный павильон, Горбатый мостик, Церковь, на стадии реставрации находятся Кузница, Ванный домик.

… История и культура усадьбы «Кузьминки» служит нам и сегодня.

Кузьминки заслуживают бережного отношения и серьезного изучения.

Более подробную информацию можно получить в книгах автора Нины Дмитриевны Кузьминой «Кузьминки. Село Влахернское. Мельница», «Православный приход храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках», «Москвы дорогой уголок»).

В ХVII в. на правом берегу речки Чурилихи, недалеко от места, где находилась деревня Собакино (Овсеево), была устроена мельница, принадлежавшая московскому Симонову монастырю. Есть легенда о том, что на ней работал некий Кузьма, от имени которого якобы возникло название Кузьминки. Его существование не подтверждается документально. Однако даже если предположить, что кого-то из кузьминских мельников действительно звали Кузьмой, это ровно ничего не доказывает: согласно нормам русского языка, название населенного пункта, образованное от имени Кузьма, было бы Кузьмино, а не Кузьминки. Местная топонимика увековечила не мельников, а место их работы, превратив его в собственное название этой пустоши.

Источники свидетельствуют, что в ХVII - начале ХVIII в. одним из наименований Кузьминок было Мельница. В Подмосковье существует несколько населенных пунктов с названием Кузьминки, образованным от находившихся в них храмах Косьмы и Дамиана. Память об этих святых православная церковь отмечала 1 июля и 1 ноября (по старому стилю). Именно эти праздники в народе назывались Кузьминками. Вероятно, храм Косьмы и Дамиана находился и на современной территории комплекса “Кузьминки - Люблино”. Его местоположение будет уточнено после проведения соответствующих археологических исследований.

Кузьминки Строгановых

Г. Д. Строганов

Одно из первых наиболее значимых событий в истории Кузьминок относится к 1702 г.

Тогда Петр I, отобрав эту пустошь вместе с мельницей у Симонова монастыря, пожаловал ее в вотчину своему любимцу, “именитому человеку” Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714) “за верную службу и помощь в оснащении флота и армии”. Это был знак высшего царского расположения к нему, своего рода орден, поскольку наград для меценатов и жертвователей при Петре I не существовало.

При Г.Д. Строганове в Кузьминках никаких существенных изменений не произошло. Мельница действовала, а остальная земля так и оставалась незастроенной и незаселенной. В 1714 г. после смерти владельца имение унаследовали его вдова Мария (Васса) Яковлевна, урожденная Новосильцева (1678-1734) и сыновья Александр(1698-1754), Николай(?) и Сергей(1707-1756) Строгановы. Только при них началось строительство на этой территории.

В 1716 г. Строгановы соорудили в Кузьминках деревянную церковь , освященную в честь своей фамильной святыни - Влахернской иконы Божьей Матери . По ней их имение получило новое название - село Влахернское (Лахернское). Недалеко от церкви находилась усадьба, первоначально состоявшая из господского дома и хозяйственных построек, также выполненных из дерева. Кроме них, в Кузьминках было пять дворов “деловых людей”, находившихся в услужении у владельцев имения, возведенных в 1722 г. Петром I в “баронское Российской империи достоинство”. Строгановы стали третьей по счету русской фамилией, получившей баронский титул. В середине декабря того же года, возвращаясь из похода в Персию, царь заехал в их усадьбу и даже жил в ней некоторое время. Очевидно, к тому времени в Кузьминках уже сложился усадебный комплекс европейского типа.


М.Я. Строганова

Из трех братьев Строгановых строительством в имении занимался только один Александр Григорьевич, впоследствии получивший придворное звание камергера. Недаром единственный церковный придел носил имя соименного ему святого - Александра Невского. Сама церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее в Кузьминках Александр Григорьевич Строганов соорудил новый храм Влахернской иконы Божьей Матери, также деревянный . Со временем А.Г. Строганов юридически стал единственным хозяином Кузьминок. В 1740 г. он и его братья наконец разделили доставшееся им от родителей наследство. Все это время строительные работы в Кузьминках не прекращались, а после раздела стали еще интенсивнее. Поставив плотины на речке Чурилихе, А.Г. Строганов создал прудовую систему, имеющую примерно одинаковую ширину на всем своем протяжении, что придало ей вид широкой реки.

В 1754 г. его имение унаследовали вдова Мария Артемовна, урожденная Загряжская, и дочь от первого брака Анна Александровна Строганова (1739-1816), ставшая единственной хозяйкой Кузьминок по разделу, состоявшемуся между ними в том же году.

В 1757 г. А.А. Строганова вышла замуж за блестящего молодого придворного князя Михаила Михайловича Голицына(1731-1804), позже дослужившегося до звания генерал-поручика. Таким образом, она является последней владелицей имения из рода Строгановых и первой из Голицыных.

Кузьминки Голицыных

В 1757 году внучка Григория Дмитриевича Анна Александровна будучи уже баронессой вышла замуж за князя М.М.Голицына. В качестве приданого за женой князю Голицыну достались помимо городского дома в Москве, чугунно-литейных заводов на Урале, соляных варниц, древних документов, икон и картинной галереи также и село Влахернское с чудотворной иконой Влахернской Божией Матери.

Вступив в права хозяина Кузьминок, Михаил Михайлович предпринимает широкую реконструкцию и благоустройство имения. Созданный в Кузьминках в конце 18 века английский парк - один из первых пейзажных парков Москвы, ставший эталоном для помещичьих ландшафтных парков конца 18 столетия. По примеру Павловска под Петербургом была вырублена знаменитая двенадцатилучева просека (французкий парк).

Тогда же были перестроены церковь, княжеский дворец, пристань, конный и скотный дворы, садоводство, слободка с хозяйственными службами. Причем сооружения слободки и ее планировка - один из немногих композиционных элементов усадебного строительства конца 18 - начала 19 веков, сохранившегося до настоящего времени, что представляет исключительный исторический и архитектурный интерес.

Но наибольшего развития усадьба «Кузьминки» получила в 19 веке в пору его принадлежности сыну князя М.М.Голицына Сергею Михайловичу, поднявшему усадьбу на пик славы и выдвинувшему ее в один ряд с такими жемчужинами архитектурно-паркового строительства, как петербургские Павловск и Петергоф, а также парижский Версталь. Не зря усадьбу называли московским Павловском и сопоставляли с ительянскими образцами усадеб прошлого века.

Появились интересные по архитектуре Пропилеи, Березовая беседка, пристань сложной конфигурации, Липовая аллея, висячий мост с кодранами, Ванный домик, Египетский павильон, Померанцевая оранжерея. Капитально перестроены и получили новое архитектурное решение Скотный и Конный дворы, частично главный дом.

На собственных чугунно-литейных заводах Голицына по заказу князя для Кузьминок создавались настоящие шедевры чугунного литья: металлические лавочки различной формы, обелиск императору ПетруI, триумфальные и ажурные ворота, тумбы с двойными цепями, фонари и жирандоли удивительных форм, памятники императрице Марии Федоровне и императору Николаю I, ограды, фигуры львов и грифонов на воротах. По словам современников село Влахернское по обилию малой архитектурной формы чугунного производства представляло собой музей под открытым небом.

В создании усадьбы принимали участие многие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы 18-19 веков: И.Жеребцов, А.Воронихин, Р.Казаков, Артари, И.Еготов, Росси, Кампиони, А.Г.Григорьев, М.Д.Быковский, Клодт. Последний являлся автором скульптурных композиций коней с вожатыми, единственными в Москве, другая пара установлена в Петербурге на Анничковом мосту.

Если говорить о творчестве отдельных архитекторов, стоит учточнить, что Кузьминки - единственный пример в творчестве зодчего Д.Жилярди - автора полной реконструкции усадьбы и проектов многих сооружений, в том числе знаменитого Музыкального павильона, вошедшего в каталог мировых шедевров классицизма.

Помимо прочего в Кузьминской усадьбе были открыты богадельня и больница, обслуживавшая жителей окрестных деревень, что являлось не частным явлением в помещичьих усадьбах.

Кузьминки были популярны во все времена своего существования. В свое время эти места посещали император Петр Великий, имератрицы Екатерина 11 и Мария Федоровна (жена Павла 1), император Александр 11, генералиссимус А.В.Суворов, поэты В.А.Жуковский и И.И.Козлов, писатели М.Ф.Достоевский и А.П.Чехов, художники В.Г.Перов и М.В.Нестеров, семья Ульяновых.

Использованы материалы сайта www.infoknoga.ru; статья Н. Кузьминой.

Сегодняшний пост - продолжение рассказа о природно-историческом парке "Кузьминки". В прошлый раз я рассказала о великолепных , вокруг которых раскинулся парк. Сегодня я приглашаю вас познакомиться со старинной московской усадьбой "Влахернское-Кузьминки", являющейся частью современного культурного комплекса.
Для того, чтобы дать некоторое представление об этом уникальном месте, расскажу вам коротко историю усадьбы.

Краткая история усадьбы

Земля, получившая название "Кузьминки", и стоявшая здесь одинокая мельница, изначально принадлежали Симонову монастырю. В 1702 г. Петр I землю у монастыря отобрал и подарил Григорию Дмитриевичу Строганову (1656-1714), который, собственно, ничего здесь и не менял за время своего владения. Строительство началось уже после смерти Строганова, когда земли перешли его вдове и детям.
В 1716 году в Кузьминках построили церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери. Вот в честь нее имение и назвали Влахернским. Вот откуда столь необычное название усадьбы.
Петр I любил эти места за красоту, бывал здесь, останавливался в маленьком деревянном домике, построенном для него. К этому времени усадебный комплекс уже был построен.
Следующим официальным владельцем усадьбы стал один из сыновей Строганова - Александр Григорьевич. Именно он создал на реке плотины и изменил форму прудов, после чего они стали похожи на реку.
Следующей хозяйкой усадьбы стала дочь А.Г. Строганова - Анна Александровна (1739-1816).
В 1757 г. она вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731-1804). Усадьба досталась Голицыну в приданное. Начался "золотой век" (даже полтора века!) усадьбы "Влахернское-Кузьминки".


Голицын разбил в усадьбе французский и английский парки. Английский (ландшафтный) парк Кузьминок был одним из первых в Москве. Французский парк создавался по подобию парка в Павловске по 12-ти лучевой системе. Так же Голицын перестроил все имеющиеся постройки - дворец, церковь, конный двор, пристани и пр.
Вот так впечатляюще выглядела усадьба той поры на плане-схеме.


Но максимального расцвета Кузьминки достигли в 19 веке при Сергее Михайловиче Голицыне (1774 - 1859).

Глядя на старые фотографии и гравюры усадьбы поражаешься ее красоте, удивляешься величию и размаху, с которым творили наши предки. Не меньше поражаешься и той безалаберности и равнодушию, с которым другие предки все уничтожали и рушили.

Чтобы вы немного поняли, что такое усадьба "Кузьминки", назову несколько фактов.


Строили усадьбу величайшие зодчие - Баженов, Казаков, Жилярди, Росси, Витали, Воронихин и др.
Благодаря им усадьбу "Влахернское-Кузьминки" называли и "Подмосковным Версалем" и "Русским Версалем", потому что она действительно соответствовала уровню самых роскошных образцов архитектурного и садово-паркового искусства.
На литейных заводах Голицыных были отлиты из чугуна несколько шедевров усадьбы, например, фигуры грифонов и львов на главных воротах, скульптурные композиции Клодта "Укрощение коней" (копии в Петербурге на Аничковом мосту) и много-много других уникальных предметов.

Кузьминки были любимы во все времена. Их посещали императоры, полководцы, поэты, писатели, художники. Да и сейчас старая усадьба привлекает огромное количество людей, а парк является одним из самых нежно любимых москвичами и гостями города.
Еще до революции все постройки усадьбы, кроме главного дома, стали сдаваться под дачи. Уже тогда Кузьминки были популярным местом отдыха.
В 1912 году в главном доме разместился госпиталь. Спустя четыре года весь дворец и один из флигелей сгорели и восстановлены уже не были. В тридцатых годах 20-го века здесь построили новое здание, которое прежней ценности уже не представляло.

В 1918 г. на территории Кузьминок разместился Институт экспериментальной ветеринарии, который просуществовал 83 года (до 2001 г.) Что наворотили эти граждане-ветеринары трудно перечислить. Рубили под корень, в прямом и переносном смысле слова, уникальные предметы паркового ансамбля, различные постройки, парковые деревья и пр.

Кузьминки сегодня

Сегодняшний день усадьбы вселяет надежду. Даже в своем современном состоянии усадьба "Влахернское-Кузьминки" остается самой большой среди усадеб Москвы и Подмосковья по количеству находящихся здесь объектов - их двадцать. К сожалению, в основном это новоделы.
Восстановлено здание Конюшенного двора с Музыкальным павильоном - уникальный образец архитектуры в стиле ампир. Также восстановлена церковь, Львиная пристань, Дом на плотине. Читала, что в планах стоит восстановление и главного дворца. Как бы это было замечательно!
На территории Кузьминок располагается три музея: Музей русской усадебной культуры, Музей старинных автомобилей и экипажей и Музей Константина Паустовского. В этом плане Кузьминки идеальное место для отдыха - и в музей сходить можно, и просто прогуляться, отдохнуть.

Прогулка в "Кузьминках". Продолжение

Мы в поисках интересного энергично шли по тропинке Кузьминского парка, как вдруг за деревьями появилось нечто. То был мостик, горбатый каменный мостик. Стало понятно, что самое "вкусное" только начинается. С этого момента от симпатичных старинных сооружений (настоящих и восстановленных) меня было не оторвать.


Метрах в 30-ти от первого горбатого мостика располагается второй.




Следующим был заброшенный дом в зарослях деревьев. Первая моя ассоциация - сказка "Спящая красавица", в которой описано, как за 100 лет, пока спала принцесса и весь королевский двор, дворец зарос деревьями и кустами так, что к нему было не пробраться.



Не знаю, сколько зарастало деревьями здание Померанцевой Оранжереи (а это именно оно), но деревья стоят впритык к разбитым окнам, а по высоте они уже выше самого дома.


Чем дальше мы шли, тем становилось все интереснее. Это красивое сооружение круглой формы на берегу Большого Кузьминского пруда - Львиная пристань (иногда ее называют Круглой - по форме). Пристань была утрачена и лишь недавно отстроена заново.



Львы, которые "охраняют" пристань, египетские. Этим обусловлен их экзотический вид.


Во все времена Львиная пристань являлась прекрасной смотровой площадкой, откуда было удобно созерцать окружающие природные красоты.


Вот такие виды открываются с Львиной пристани.




До нашего времени Пропилеи не сохранились. На старых фото они выглядели так:





Горбатый мостик недалеко от Конного двора.


Напротив Конного двора располагаются гроты - место, где в жару знать пряталась от зноя. В гротах всегда значительно прохладнее, чем на открытом воздухе.


У одного из гротов сидела кружком компания подростков - пели песни, что-то обсуждали. Лучше места для таких дружеских сборов просто не найти.









Дождливая погода разогнала посетителей. Открытые кафе в основном были безлюдны.


Еще один симпатичный мостик.


Дом на плотине.


А вот и сама плотина, на которой


Артистичная утка показывала "аттракцион" - сидит-сидит,


потом взлетает. И так по кругу.



В Кузьминках приятная атмосфера для отдыха. Камерная. Романтичная. Идеальное место для прогулок и встреч.



Цены в кафе мне показались немаленькими. Шашлык - 300 рублей за 100 г. Блины подешевле.

В кафе мы не пошли, а отправились в сторону Конного двора и Музыкального павильона.





Вот они - знаменитые кони Клодта! Разве могла я подумать, что для того, чтобы ими полюбоваться, мне не надо ехать в Петербург... Единственное, что огорчает, наши московские кони находятся в очень плачевном состоянии - все ржавые, дышащие на ладан. Кажется, дунь ветер, и рассыпятся шедевры.















Теперь гроты оказываются на другом берегу от нас.




Люди отдыхают в Кузьминках целыми семьями.


Флигели, стоящие по бокам здания, были в усадьбе жилыми. Конный двор располагается с обратной стороны.


Декор павильона.


От Конного двора и Музыкального павильона я прохожу к горбатому мостику.