Формирование толерантных отношений в образовательной среде. Семинар-практикум для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"

Марина Владимировна Ворончихина
Тренинг для педагогов ДОУ «Учимся быть толерантными»

Тренинг : " Учимся быть толерантными ".

Цель :

Выработать концепцию эффективного общения, основанную на умении принимать совместные решения, вырабатывать терпимое отношение к чужому мнению.

Задачи тренинга :

Развитие способности к самопознанию (познанию своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми);

Формирование умений рефлексивного и нерефлексивного слушания;

Развитие социальной восприимчивости (способность к эмпатии и сопереживанию) .

Ознакомление педагогов с использованием толерантных техник “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”

Формирование сплоченности коллектива педагогов .

Оборудование : определения толерантности на больших листах , 3 ватмана, карандаши, восковые мелки, памятка на “черный день” на каждого участника.

Необходимое время для тренинга : 1-1,5 ч.

Ход тренинга

1. Упражнение-разминка “Поздороваемся по-разному”

Цель : создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.

Необходимое время : 5-7 минут.

Процедура проведения : Предлагаю участникам группы поздороваться по обычаям народов Поволжья : по-русски (объятие и 3-ное лобызание, по-чувашски (Лаех) и т. д.

2. Упражнение “Что такое "толерантность "

Цель : дать возможность участникам сформулировать “научное понятие” толерантности ; показать многоаспектность понятия “толерантность” .

Материалы : определения толерантности , написанные на больших листах ватмана, ватман для 3-4 групп участников, карандаши, восковые мелки.

Подготовка : написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Необходимое время : 15-20 минут

Процедура проведения :

В начале упражнения необходимо дать небольшую информацию о понятии “толерантность” .(Приложение 1)

Далее ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате “мозгового штурма” свое определение толерантности и создать ее эмблему. Определение должно быть кратким и емким . После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением остальных участников.

Участвуя в дискуссиях “Должен ли педагог быть толерантным ?”, “Какого педагога можно назвать толерантным ? Интолерантным ?”, “Как помогает толерантность в работе педагога ?” педагоги знакомятся с данными понятиями, узнают, какую роль играет наличие толерантных (интолерантных ) качеств в работе педагога с детьми и для него в целях сохранения психологического здоровья.

3. Упражнение “Чем мы похожи”

Цель : повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений .

Необходимое время : 10 мин.

Процедура проведения : Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например : “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.) ”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

4. Упражнение “Язык принятия” и “Язык неприятия”.

Цель : формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии ,

Необходимое время :10 мин.

Процедура проведения : “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.

Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.

Язык принятия Язык неприятия

Улыбка Угроза

Контакт глаз Наказание

Поощрение Негативные интонации

Комплимент Сравнение не в лучшую сторону

Оценка поступка, а не личных качеств Отказ от объяснений

Позитивные телесные контакты Оскорбление

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

5. Техники “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”.

Цель : ознакомление педагогов с действиями в конкретных ситуациях (общение с детьми, родителями, используя техники общения.

Техника “Я – сообщение” состоит из трёх основных частей :

– события (когда, если.) ;

– реакция (я чувствую.) ;

– предпочитаемого вами исхода (мне хотелось бы, чтобы., я предпочёл., я был бы рад) .

Первоочередная цель “Я – сообщение” – сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее. Противоположным вариантом “Я – сообщения” является “Ты – высказывание”.

“Ты – высказывание” часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый : “Ты всегда разбрасываешь свои вещи”, “Ты неисправим”

(Приложение 2)

6. Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех или памятка на “черный день”

(Данное упражнение можно использовать в качестве домашнего задания для участников группы).

Цель : развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.

Необходимое время : 20 минут.

Материалы : бланки с табличками для каждого участника

Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, “кислого” настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

“Мои лучшие черты”: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

“Мои способности и таланты”: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.

“Мои достижения”: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

(Приложение 3)

7. Упражнение “Мой толерантный круг” .

Цель : развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов .

Необходимое время : 5 минут.

Процедура проведения : участникам группы предлагается встать по кругу, с закрытыми глазами почувствовать тепло друг друга, единение себя с другим.

  • Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
  • Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
  • Рассмотреть понятия “толерантность”, “интолерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”.
  • Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
  • Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.
  • Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия культур, норм, верований человеческого сообщества. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Каждое звено сообщества вносит свой вклад в воспитание детей, в процессе которого в любом случае осуществляется трансляция ценностей. Ключевая роль в воспитании детей принадлежит семье, детскому саду, школе. Детский сад - это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям. Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, детским садом ставятся определенные цели воспитания в духе толерантности. Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.

1. Упражнение “Мы похожи!”.

Цель:

    создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

    повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)”. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. Упражнение “Толерантная личность”.

    познакомить участников с основными чертами толерантной личности;

    дать возможность педагогам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника (см. приложение).

Процедура проведения: Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены;

Затем в колонке В поставьте:

“+” напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности;

Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
  2. Сравнить представление о себе (“+” в колонке “А”) с портретом толерантной личности, созданным группой.

3. Упражнение “Волшебный мешочек”.

    работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;

  • развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из “киндер-сюрпризов”, значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с “волшебным” мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: “Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.

  1. Упражнение “Эмблема толерантности”.

    продолжение работы с определениями толерантности;

    развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения: Участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах... Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других, участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение – 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительностью, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания- важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.

5. Групповая дискуссия “Толерантная личность. Интолерантная личность. Границы толерантности”.

С какими проявлениями толерантности – интолерантности в жизни вы сталкивались? (из опыта участников)

С какими проявлениями толерантности – интолерантности в истории человечества вы сталкивались?

Где границы толерантного отношения?

Заниматься проблемой толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности.

  1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни…)
  4. Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни дошкольников.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Это огромная каждодневная работа педагогов.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в повседневной жизни, в игровой деятельности.

В формировании толерантности у дошкольников нужно использовать игровые методы, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

6. Упражнение “Волшебные очки” (для детей)

Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”

7. Упражнение “Это здорово!” (для детей)

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

8. Упражнение “Аплодисменты” (для детей).

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: “Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис” и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

  1. Упражнение “Комплименты” (для детей).

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: “Ты добрая” и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.

Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.

Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

10. Упражнение “Цветок моей толерантности”.

Цель: Повышение самооценки, развитие доверия в группе.

Что мне помогает быть толерантным?

На листе нарисовать цветок с лепестками по количеству человек. В центре пишется имя. На одном из лепестков человек сам себе пишет то качество, которое, на его взгляд, помогает ему быть толерантным.

11. Обратная связь от участников группы:

Что сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать?

Литература

  1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. “Жить в мире с собой и другими” - М: “Генезис”,2001.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.

Муниципальное образовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа

«Толерантность как одна из основных компетенций педагога»

Учитель обществознания

Ю.В.Терёшкина

г. Первомайск

Термины:


Толерантность

В английском языке- готовность быть терпимым; во французском- отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском- быть по отношению к другим великолепным; в арабском- милосердие, терпение, сострадание; в русском- умение принять другого таким, какой он есть.

Компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и других. Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися, поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития толерантности как профессиональной ценности современного педагога.

Развитие толерантности является одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки педагога, так как способствует установлению гармоничных отношений с коллегами, обучающимися, окружающими людьми и целым миром, создает условия для повышения эмоциональной устойчивости, хорошего психологического самочувствия.

Толерантность учителя проявляется в отношении к ребенку как к человеку, которому свойственны как хорошие, так и плохие черты, принимая его таким, какой он есть. Отсюда задача педагога – строить свою деятельность, развивая в ребенке его лучшие черты и ослабляя, ограничивая его отрицательные. Толерантность невозможна в условиях авторитарного стиля общения. Поэтому одним из условий воспитания толерантности не только у учащихся, но и у педагогов, является освоение учителем гуманистических принципов общения с детьми и их родителями в организации учебно-воспитательного процесса.


Деятельность учителя в формировании толерантных отношений заключается в готовности и умении вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается.

Учитель- это душа процесса образования. Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы сотрудничества в классе, школе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями. Поэтому толерантность является одной из основных компетенций педагога. Если педагог толерантен, уверен, открыт, недирективен, доброжелателен, выступает по отношению к учащемуся в роли наставника, помощника, он будет оказывать позитивное влияние на других. Перефразируем известное высказывание «Дети любят отраженной любовью» в актуальное для нас: «Дети ведут себя так, как ведем себя мы».

Проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется по тому, как педагог разрешает противоречие между требованиями, которые он в соответствии с принятыми нормативами предъявляет к детям, и мерой их реального воплощения со стороны детей. Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым требованиям, вызывает этим раздражение, агрессию. В свою очередь, терпимый педагог способен преодолеть свое раздражение, понять истинные мотивы поведения ребенка, вызывающие негативную реакцию, и, в конечном итоге, проявляя терпение, принять ребенка, понять тот факт, что процесс воспитания и обучения не дает одномоментного эффекта, а результаты могут проявиться через много лет. В то же время практически любой педагог понимает важность и значимость терпения и терпимости в педагогическом процессе, однако, далеко не каждый реально знает, как это свойство приобрести. Т олерантный учитель:


  • осознает, что его воспринимают как образец для подражания;

  • осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;

  • поощряет творческие подходы к решению проблем;

  • содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

  • учит мыслить критически и умеет ценить позиции других;

  • ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.
Советы педагогам:

  1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.

  2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.

  3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

  4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.

  5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.

  6. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.

  7. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.

  8. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.

  9. Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.

  10. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.

  11. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.

  12. Если другие не разделяют ваших точек зрения- это не показатель их несостоятельности.

  13. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.

  14. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.

  15. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
В определении уровня толерантности два полюса: агрессия и доброжелательность. Нужно помнить: чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны владеть коммуникативной компетенцией, понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения:

Позитивное влияние – улыбка, кивание, поднятие брови, внимательный взгляд, распахнутые руки, рукопожатие, аплодисменты;

Негативное влияние – хмурость, взгляд из-под полуприкрытых век, враждебный взгляд, пристальный, насмешки, скрещенные на груди руки, поза «руки в боки», взгляд, направленный в сторону во время ответа ученика.

Поведение учителя многое говорит ученикам о том, как учитель относится к ним на самом деле. Необходимо постоянно контролировать свой стиль общения с учащимися. Профессиональная компетенция и индивидуальные способности учителя определяют успех любого мероприятия в образовательном процессе.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка -школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Не показывайте своего превосходства над человеком, даже если это твой ученик,- должны сказать мы. Давайте видеть в каждом ребенке что-то хорошее. Толерантность должна быть такой, чтобы мы могли принимать в качестве полезных даже противоположные нам взгляды, учитывая то, что благодаря им мы осознаем, заново оцениваем наши взгляды.

Практикум

Какой смысл вкладывают обучающиеся в понятие «толерантный учитель»?

Итоги опроса:

«Толерантный учитель- толерантный человек прежде всего. Одинаково относится ко всем ученикам. Не делит их на богатых и бедных, плохих и хороших. Смел в общении с учениками, отличающимися от других»

А сейчас попробуем составить групповой портрет толерантной личности.

Проводим опрос, при этом объясняем смысл понятий, подводим итоги.

Опросник

“Черты толерантной личности”



Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка Б

расположенность к другим

снисходительность

терпение

чувство юмора

чуткость

доверие

альтруизм

терпимость к различиям

умение владеть собой

доброжелательность

умение не осуждать других

гуманизм

умение слушать

любознательность

способность к сопереживанию

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, по вашему мнению, у Вас наиболее выражены; “0” напротив тех трёх черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке Б поставьте: “+” напротив тех трёх черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.


Черты толерантной личности:

Расположенность к другим подразумевает хорошее отношение, симпатию к другим.

Человек, обладающим этим качеством, всегда остаётся простым и открытым.

Снисходительность - это терпимое отношение к чьим-либо слабостям, недостаткам, отсутствие излишней требовательности.

Терпение- это черта характера, помогающая переносить физические, умственные или эмоциональные напряжения, способность долго стремиться к цели, даже не получая на первых порах результата, или получая незначительный результат.

Чувство юмора- способность человека относиться к происходящему с лёгкостью, делать юмористические комментарии, вести себя смешно в каких-то ситуациях.

Чуткость- это уважительное отношение и забота о людях, внимание к их нуждам и запросам.

Доверие- это психологическое состояние, в силу которого мы полагаемся на кого-либо, на мнение, кажущееся нам авторитетным.

Альтруизм - способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого.

Терпимость к различиям- позиция открытости и уважения к различиям между людьми (национальным, религиозным…)

Умение владеть собой означает быть хозяином своего ума, своих эмоций,

умение дисциплинировать себя.

Доброжелательность- постоянное позитивное отношение к окружающему миру.

Умение не осуждать других- умение понять другого, поставить себя на его место.

Гуманизм - человечность в отношении к людям.

Умение слушать- один из способов проявить уважение к человеку, установить с ним глубокий контакт, уяснить суть сказанного.

Любознательность- активный интерес к окружающему миру, явлениям, людям.

Способность к сопереживанию- способность сочувствовать другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

Любите друг друга и учитесь прощать!


Спасибо за внимание!

Литература:

1. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.

2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

3.Клепцова Е.Ю. Терпимость педагога к детям - основа профилактики дезадаптации в образовательных учреждениях//Проблемы социальной адаптации детей.

4. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

Завершился муниципальный этап XVI Всероссийского конкурса детско — юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина». Наши воспитанники также приняли участие в этом конкурсе. Многие стали призерами и победителями, получили памятные призы и грамоты.

Юные таланты в театре «Волшебный фонарь»

В дни театра Городской театральный центр «Волшебный фонарь» вновь распахнул свои дверь на X юбилейный городской фестиваль театров кукол детских садов «Кукла, я тебя знаю!» Наши воспитанники совместно с педагогами подготовили музыкальную сказку в современной интерпретации «Кот, петух и лиса». В этом фестивале нет проигравших. Юные театралы были награждены памятными призами и награждены грамотой в номинации «Оригинальное решение спектакля»

Масленичная неделя

Вместе со Скоморохами, русской красавицей и, конечно же, солнцем прошли масленичные развлечения накануне праздника. Задорные песни, народные игры и забавы с валенком, перетягивание каната, эстафета со сковородками и веселые шутки очень понравились детям и взрослым!

Поздравляем мам и бабушек с Международным женским днем

В канун этого замечательного весеннего праздника в детском саду прошли утренники для мам и бабушек. Ребята пели, танцевали, рассказывали стихи и дарили своим любимым мамочкам трогательные подарки, сделанные своими руками.


Необычное поздравление ко Дню 8 Марта

Мальчишки из группы №12 (воспитатель Ризо ольга Анатольевна) приготовили необычное поздравление для своих девочек. Букет цветов появился прямо из воды!

В мире светофорных наук

27 февраля в гости к дошколятам пришел настоящий инспектор ДПС! Она рассказала ребятам об основных дорожных знаках, вместе с инспектором дети поиграли в различные игры, повторили правила дорожного движения и посмотрели обучающий мультфильм.

Достойный финал конкурса «Воспитатель года — 2019″

26 февраля состоялся финал городского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года 2019″ Наш педагог — психолог Новик Оксана Юрьевна достояно справилась с конкурсными заданиями и стала ЛАУРЕАТОМ! Поздравляем коллегу и желаем дальнейших профессиональных успехов!

Водная эстафета в честь Дня Защитника Отечества

В канун праздника День защитника Отечества мальчишки из группы №12 (воспитатель ризо Ольга Анатольевна) приняли участие в водной эстафете. Командовала парадом физкультурный руководитель Красных Ирина Владимировна, а на берегу за ребят «болела» группа поддержки. Мальчишки показали все свои навыки, проявили ловкость и смекалку, быстроту плавания, силу в перетягивании каната и доказали, что они настоящие будущие защитники нашей Родины.

Всемирный день рисования солнца на снегу

31 января — всемирный день рисования солнца на снегу. Наши дошколята тоже решили поддержать эту замечательную акцию и собрались в веселый хоровод. Забавные кричалки, песни и хороводы с Солнышком и Петрушкой надолго остались в памяти ребят, а потом все стали дружно рисовать солнце на снегу красками, цветной водой и даже лопатками!

«Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности»

В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями, например, через создание специальных реабилитационных центров. Однако их основной особенностью было то, что здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами. В случае инклюзивного образования здоровые дети общаются с детьми инвалидами. Особое внимание уделено процессу вхождения детей-инвалидов в общеобразовательный учебный процесс и внешкольные мероприятия, восприятию их обычными детьми, их родителями, педагогами, толерантного отношения к детям-инвалидам.

Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия.

Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические недостатки (мы бы даже сказали – скорее особенности) в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причём в нашем обществе данное отношение культивируется ещё с детского возраста.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России института инклюзивного образования, нацеленного на:

    вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

    социализация детей-инвалидов в современном обществе;

    создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

    умение превращать свои недостатки в достоинства;

    изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Её целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на их работу и развитие взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями, развитие толерантности и изменения установок. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности .

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Общей для учителей и для родителей является проблема толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно родители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все. События показали, что враждой взрослых заражаются и дети.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, личный пример взрослых воспитывает у школьников чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно. В основе этого взаимодействия должна лежать идея гуманизма, предполагающая:

    выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

    опору на положительные стороны родителей и детей;

    доверие ребенку и родителям;

    принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

    подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;

    заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

    содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

    забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;

    создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

Одна из задач педагогов - это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:

    изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;

    выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;

    организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;

    пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;

    обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;

    создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа педагогов с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.

Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается. Так дома, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.

Знакомство с семьей школьника учитель может проводить в различных формах, может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями ученика.

В школе может быть проведен конкурс сочинений для родителей "Мой ребенок".

Участие родителей в этом конкурсе свидетельствует о заинтересованности в своем ребенке, а содержание сочинений покажет, как воспринимают, видят родители своих детей, что для них значимо.

Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением и ответами на сходные вопросы детей. Для детей младших классов можно предложить сделать рисунки или написать сочинение на тему "Моя семья" или "Выходной день в нашей семье".

Отношения родителей и детей можно изучать в специально создаваемых ситуациях.

Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно воспитывать в детях, - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.

Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам толерантного общения.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей предусматривает:

    учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    взаимосвязь, соответствие программ, форм воспитания толерантности у детей и тематики просвещения родителей;

    выявление проблем в воспитании толерантности у детей и учет их при определении тематики просвещения родителей.

    сущность понятия "толерантность", ее основные характеристики и проявления;

    виды толерантности;

    факторы, влияющие на формирование толерантности у детей;

    взаимоотношения в семье как фактор воспитания толерантности у детей;

    методы воспитания толерантности у детей;

    пример родителей в воспитании толерантности у детей;

    особенности воспитания толерантности у учащихся разного возраста.

Примерная тематика занятий и бесед с родителями:

    Роль общения в жизни ребенка.

    Причины возникновения конфликтов у детей.

    Как учить детей общаться?

    Как научить ребенка понимать других людей?

    Воспитание у детей чуткости и внимательности.

    Этика семейного общения у детей.

    Воспитание терпимого отношения к людям.

Примерные вопросы, для дискуссий (возможно совместное участие родителей и детей при взаимном согласии):

    Что значит быть терпимым в отношениях с людьми?

    Есть ли грань терпимости? В чем (где) она?

    Нужно ли быть самим собой?

    Нужно ли властвовать собой?

    Возможно, ли жить без конфликтов?

Возможные ситуации для обсуждения:

    Ваш ребенок рассказывает, что родители его друга покупают ему все, что он захочет. Что вы ответите?

    Ваш ребенок ударил одноклассника, который:

а) обидно его обозвал; б) унизил, оскорбил девушку; в) постоянно издевается над одноклассниками, которые его слабее и т. п. Ваши действия.

Ситуации для обсуждения лучше брать из жизни коллектива класса, школы, не указывая имен.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями, создания благоприятной атмосферы в семье классному руководителю целесообразно проводить следующую работу.

1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

    организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);

    проведение сочинений, тематика которых связана с рассказом о своих близких, семье ("Моя семья", "Как трудятся мои родители", "Моя родословная" и др.);

    творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;

    организация выставок результатов труда родителей.

2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье:

    знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье (проведение семейных праздников, подготовка сюрпризов друг другу, поздравления с важными событиями каждого члена семьи, распределение обязанностей между родителями и детьми);

    пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребенка в семье.

3. Организация совместной деятельности родителей и детей:

    организация семейных конкурсов в школе и классе - "Спортивная семья", "Дружная семья", "Читающая семья", конкурс семейных газет и др.;

    представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье ("Мир наших увлечений", организация выставок творческих семейных работ);

    проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и т. д.);

    выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта и т. п.);

    выполнение семейных заданий по учебным предметам (произвести расчеты; описать наблюдения; провести опыты; определить заказ на изготовление предмета быта для дома, разработать проект его изготовления, реализовать этот проект и представить результаты совместного труда; подготовить сообщение по вопросу и т. п.).

    1. Проведение "Праздника семьи".

      Проведение совместных занятий, практикумов родителей и детей, например, по проблемам общения, взаимоотношений родителей и детей, выбора профессии и других (с учетом предложений родителей и детей).

      Создание совместных объединений по интересам, клубного типа.
      Изучать и регулировать отношения между детьми и родителями лучше всего при организации совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.

Некоторые идеи, которые помогут вам в работе. Ниже приводится несколько конкретных предложений.

1.Расскажите своим ученикам об опасности снисходительного отношения и о том, как и почему это может унизить детей с особым потребностями. Помогите им осознать, что отношение к людям, предполагающее отклик на их потребности, - это простая справедливость, а не благотворительность с вашей стороны. У вас должны быть источники информации (люди, видеокассеты, книги, журналы), которые помогут вам в этом деле.

2. Подумайте, каким образом вы можете реагировать на потребности всех учеников беспристрастно. Например, если кто-то из них заболеет, позвоните ему или напишите, воспользовавшись обычной или электронной почтой. Когда кому-то из учеников трудно справиться с работой, проявите гибкость, даже если это один из самых способных или, наоборот, испытывающих наибольшие трудности учеников.

3. Побуждайте всех детей, даже тех, у которых имеются особые потребности, помогать друг другу. Некоторые ученики могут уметь делать что-то, что поможет другим. Кому-то может потребоваться, например, чтобы кто-то просто подержал его куртку. Важен сам факт помощи, а большая она или маленькая - не имеет значения.

4. Рассказывайте ученикам о людях, которые работают с другими и помогают им без мысли о том, что их потом похвалят или отблагодарят. Примерами могут послужить полицейские, врачи, пожарные, социальные работники, адвокаты, и даже учителя и родители. Культура взаимопомощи должна быть частью культуры класса.

5. Проявляйте неприятие нежелательного поведения, сохраняя при этом позицию принятия каждого ученика как личности. Некоторым детям постоянное внимание может не требоваться. Другим, наоборот, внимание необходимо, потому что они чувствуют себя незащищенными. Вы знаете, какого рода нежелательное поведение может быть у детей и некоторых взрослых. Его нужно оценивать в свете принятых в классе правил, независимо от того, есть у ученика особые потребности или нет. Однако, как упоминалось выше, ни для кого не секрет, что поведение какого-то определенного ученика может чаще не соответствовать нормам вследствие его особого состояния. То же самое относится к ученикам, которые плохо себя чувствуют, у которых нет возможности хорошо позавтракать, или к тем, кто растет в неблагоприятной атмосфере. Возможно, вам придется смириться с тем, что от одного ученика нужно ожидать меньше, чем от другого, если вы хотите принять индивидуальные потребности каждого. Вы обнаружите, что дети не против того, что вы даете им разные задания и ожидаете от них разных результатов, если вы объясните им, почему вы так поступаете. Ничто не подавляет негативную реакцию так, как открытость и честность.