Характерные черты американской высшей школы. Американская система образования в деталях

Что из себя представляет современная система образования в США в 2019 году. Особенности учебы в американских, школах, колледжах и вузах. Все этапы обучения в Америке.
Американские вузы из года в год занимают высокие строчки в рейтинге самых престижных учебных заведений мира. Современное образование в США построено таким образом, что они выпускают специалистов, востребованных во всём мире. Именно это становится «магнитом», который притягивает множество абитуриентов из России и других стран.

С какими же сложностями сталкиваются желающие обучаться здесь? Как документы собрать? К чему готовиться? Настолько ли это дорого? Окупится ли такое современное образование в США? Вопросов множество, но и ответы на них тоже есть.

Как и во всех остальных странах, процесс обучения разделен на этапы. Всего их 5:

  • начальная школа;
  • средняя школа;
  • старшая школа;

    Здание американской высшей школы

  • высшее учебное заведение (разбитое на бакалавриат и магистратуру);
  • поствысшее образование (докторантура).
  • Под высшим учебным заведением подразумевается не только университет или институт, колледж и академия также приравниваются к такому уровню, но несколько отличаются спецификой, о которой речь пойдёт ниже. Учебные программы в этой стране не контролируются правительством, а полная ответственность за них лежит на главах штатов, поэтому стоимость обучения и преподаваемые дисциплины могут значительно отличаться.

    Все учебные заведения – и школы и университеты – бывают частными и условно-государственными, то есть обеспечиваемые из бюджетов штатов. Цена за обучения в них, как правило, ниже, хотя на уровне университетов эта разница менее заметна.

    Школы в Америки: детки в клетке

    Самое важное и пугающее то, что нужно знать о школьном образовании в США, – обучение может длиться 12 и более лет.

    Урок в американской средней школе

    Так как в каждом штате действуют свои законы об образовании, то и возраст начала обучения отличается. В некоторых штатах дети обязаны пройти «нулевой класс» или базовую подготовку к школе. Поступают туда дети в возрасте пяти или шести лет. Обучение проходит в течение одного года, а затем они зачисляются в первый класс.

    Начальная школа в США подразумевает пятилетнее обучение, с первого по пятый класс. Далее идёт средняя школа – с шестого по восьмой класс. С девятого по двенадцатый – старшая. Оканчивая все 12 классов, ученик получает диплом о среднем образовании, после чего он может поступить в любое высшее учебное заведение.

    Средний возраст окончания школы в США – 18–19 лет. Школы бывают частные и государственные. Есть ещё закрытые элитные школы-пансионаты и школы с религиозным уклоном. В некоторых штатах США разрешено домашнее обучение в силу каких-либо обстоятельств.

    Фасад здания американской частной школы расположенной в Атланте

    Учёба в США в государственной школе возможна только для резидентов, а для поступления в частную школу необходимо сдавать экзамены и иметь высокие показатели в научной, творческой или спортивной деятельности. Также сдаётся тест SLEP, который определяет насколько ребёнок готов к обучению на английском языке. Школьное образование в США - серьёзный и ответственный шаг в жизни ребёнка.

    Кроме этих требований, родители должны быть готовы отдавать по 30–40 тысяч долларов в год за проживание в школе-пансионате. Например, обучение в старшей школе Беркли, успешное окончание которой гарантирует поступление в одноимённый вуз, может обойтись до 60 тысяч в год для иностранцев.

    Если же выбрать церковную школу, то обходиться она будет в 1,5–2 раза дешевле, но и дальнейшее поступление в высшие учебные заведения для ребёнка будет сложнее.

    Даты подачи заявок на обучение на следующий год обычно начинаются в январе, но некоторые особенно востребованные школы закрывают приём уже 1 февраля. Вся подробная информация всегда есть на официальных сайтах школ. Некоторые пансионы принимаются заявки не только на английском, но и других языках.

    Колледжи

    В отличие от России колледж в США считается высшим учебным заведением. Его основное отличие - отсутствие активной научной деятельности и возможности продолжения обучения по магистерской и докторской специализации. Обучение длится 4 года. Стоимость обучения в колледжах значительно ниже, чем в университетах, но для приезжих студентов это также не будет самым дешёвым занятием.

    Например, обучение в Колледже Менло в Калифорнии будет стоить около 20 000 долларов в год для иностранных студентов и немного ниже для местных. Колледж Хамфрис обойдётся дешевле, 5500 в год для резидентов и около 8 тысяч – для всех остальных.

    Минус колледжей в том, что они крайне редко предлагают программы обмена. Чаще всего такие условия предоставляют университеты, которые заинтересованы в международном обмене знаниями.

    Здание американского колледжа

    В колледжах же научные программы и исследования проходят крайне редко. Они нацелены на обучение студентов и подготовку будущих рабочих кадров. Поэтому такое высшее образование в США подойдёт тем, кто ищет в первую очередь стабильную работу по окончании обучения. При желании выпускники колледжа имеют льготные условия поступления в вузы страны на аналогичные и смежные специальности.

    Из большинства колледжей выпускаются бакалавры, а бакалавриат является низшей ступенью высшего образования в Америке. Для продвижения по работе или получения более высокооплачиваемого рабочего места лучше оканчивать вуз или академию. Кроме того, есть колледжи с двухгодичным сроком обучения. Это условно среднее образование в США. После выпуска студент получает сертификат специалиста, сравнимый с российским дипломом из техникума или колледжа.

    Схема устройства системы образования в США

    На выбор есть общественные, технические и городские колледжи, которые отличаются предлагаемыми к обучению дисциплинами. Сложность поступления в колледж может заключаться в том, что чаще всего они набирают не более 2 тысяч студентов. И большая часть местных жителей отдаёт предпочтение именно колледжам из-за стоимости обучения в них и более узкой направленности.

    Среднее образование в США считается переходной ступенькой. Это чуть выше, чем диплом из школы, но недотягивает до любого другого диплома. В Америке нередко встречаются библейские колледжи и колледжи свободных искусств. В подобных учебных заведениях подавляющее большинство специальностей носят гуманитарный характер.

    В последнее время стали активно появляться совсем малочисленные колледжи локального значения, предназначенные для лучших студентов штатов. Такие места закрыты для нерезидентов.

    Для местных жителей колледжи предоставляют места без необходимости сдавать экзамены, а приезжие студенты должны проходить тесты по базовым предметам и иметь на руках международный сертификат на знание английского языка. При его отсутствии иногда можно сдать соответствующий экзамен в самом колледже, но, как правило, это сделать сложнее, чем пройти TOEFL или IELTS в России.

    Университеты

    Профессиональное образование в США представлено университетами и академиями. Все вузы США делятся на два типа:

    • частные;
    • штатные.

    Университеты штатов рассчитаны на поступающих из своего региона. К ним предъявляются правила отличные от тех, по которым поступают остальные. Задачей таких учебных заведений является обучение студентов из штата, они набираются в первую очередь, стоимость их обучения ниже и им легче выиграть грант.

    Но более крупные университеты штатов охотно берут лучших студентов из других частей Америки, а также набирают иностранных студентов. Например, Беркли, Юкла или университет Вирджинии. Выбирая такое профессиональное образование в США важно помнить, что классы по количеству человек в нём могут быть в несколько раз больше, чем в частных, а преподаватели не всегда успевают уделить внимание каждому студенту.

    Сравнение систем образования России и США

    К тому же из-за большого количества поступающих, получить место в кампусе становится невозможным, и кроме оплаты за обучение нужно будет оплачивать достаточно дорогое проживание. Стоимость обучения в одном из престижнейших вузов Лиги Плюща, Йельском университете, может доходить до 80 тысяч долларов в год. Для сравнения обучение в Техасском университете в Остине обойдётся в 17,5 тысяч долларов, а в Мичиганском университете около 21 тысячи.

    Частные вузы заведомо более престижные, но и самые дорогие – они лучше обустроены и шанс получения места проживания в кампусе выше. Особого внимания требует медицинское образование в США. На получение разрешение на работу в качестве доктора может уйти от 11 до 13 лет. Стоимость обучения в университете начинается от 25 000 долларов в год. Обучение длится 4 года. После этого вы получите диплом и сможете работать медсестрой или медбратом.

    Здание медицинской высшей школы имени Роберта Джонсона

    Дальше идут долгие 4 года в медицинской школе, а потом ещё 3–5 лет в резидентуре, что-то сродни интернатуре в России. В общей сложности обучение на врача узкой практики обойдётся в 300–400 тысяч долларов. Некоторые медицинские специальности могут стоить и 600–800 тысяч.

    Языковые школы

    Мода на обучение в языковых школах за последние 2–3 года вышла на новый уровень. Несмотря на достаточно внушительную стоимость, родители охотно отправляют туда своих детей, нередко едут с ними.

    Большинство школ, предлагающих обучение английскому в США, ориентированы на обучение детей школьного возраста. Они предлагают различные программы по интенсивности, продолжительности и сопутствующим услугам. Для более взрослых школьников предоставляется возможность подработки до 20 часов в неделю, но работу они ищут себе сами.

    Языковая школа ZONI в Америке

    Бостонская языковая школа предлагает двухнедельные курсы стоимостью от 1450 долларов. В курс включено 40 занятий по 45 минут, то есть 20 занятий в неделю и по 3–4 урока в день.

    Популярная и известная программа Study and Live in Your Teacher`s Home обойдётся в 3700 долларов за две недели интенсивного изучения английского языка.

    Языковая школа в Гонолулу (штат Гавайи) может похвастаться достаточно низкими расценками. Две недели курсов обойдутся в 1460 долларов. Самые же дешёвые курсы предлагают языковые школы Лас-Вегаса - всего 1410 за две недели интенсивных языковых курсов.

    Во многих школах кроме обучения предусмотренная развлекательная и экскурсионная программы, знакомство с бытом и посещение каких-либо значимых мероприятий. После прохождения таких курсов определённой длительности, обычно от 6 месяцев и более, можно сдать экзамен на получения языкового сертификата.

    Большинство школ проводит это за отдельную плату, не включённую в основную стоимость курса. Кратковременные (2–20 недель) курсы не подразумевают сдачу настоящих экзаменов.

    Международный колледж AF предлагает языковые курсы для взрослых. После годового обучения на этих курсах есть возможность сдать IELTS или TOEFL. Сертификаты этого колледжа будут одобрены в общественных колледжах штата Калифорния. Это позволит получить специальность (что-то на уровне диплома техникума). Каждые 4 неделю обучения стоят 1260 долларов за полный курс и 750 за выборочный.

    Без подвоха никуда

    При выборе высшего учебного заведения нужно быть очень осторожным. Некоторые «колледжи и университеты», которые предлагают программы для иностранных студентов за сравнительно небольшие деньги (4000–6000 долларов в год), не аккредитованы.


    В Америке выдавать дипломы и сертификаты имеет право только заведение, соответствующее определённому уровню образовательных стандартов. Возможно, этот вуз не обеспечивает необходимое количество учебных часов, не имеет специалистов требуемого уровня или не подходит по каким-нибудь другим параметрам.

    Определённая часть Библейских колледжей, вечерних школ для взрослых и университетов переподготовки выдаёт дипломы без соответствующего на это разрешения. Они чаще всего рассчитывают на приезжих студентов или местные неблагополучные слои.

    Их привлекательная стоимость и лёгкие правила поступления привлекают немало жаждущих получить высшее образование в США, но использование диплома, выданного таким заведением, при приёме на работу считается незаконным и может повлечь за собой проблемы.

Публикации о проблемах образования в нашей стране вызвали оживленный отклик читателей. Наряду с комментариями и вопросами в редакцию поступили просьбы подробно рассказать о том, как устроена западная школа, с которой, похоже, наши чиновники срисовывают план переделки российского образования. Хорошо бы - об американской школе. К мысли о том, что американское школьное образование ужасно, нас приучили американские же фильмы. Однако везде и всегда есть хорошее и плохое. И если уж рассказывать, то о положительном опыте. Давний автор нашего журнала Валериан Матвеевич Хуторецкий, который уже много лет живет в Америке, подготовил для «Химии и жизни» обстоятельную статью о том, как устроена и как работает хорошая государственная школа в США. В этом году ее закончили внучки-близнецы Валериана Матвеевича, поэтому информация, что называется, из первых рук. Надеемся, что статья будет интересна и полезна не только учителям, но и тем, кому небезразлична судьба школьного образования, то есть всем нашим читателям.

Не надо иллюзий - в Америке тьма школ, где в классе заново учат читать и вычислять дроби, а девочки беременеют уже в средней школе. Но это относится главным образом к школам крупных городов. Многие из тех, кто работают в больших городах (city), стараются жить в соседних маленьких городках (town), где качество жизни выше. Речь пойдет не об американской школе вообще, а только о добротной государственной школе в хорошем пригородном районе. Здесь живет средний класс, к которому относятся лицензированные ремонтники, владельцы мелкого бизнеса, менеджеры разного ранга, риелторы и т. п., а не только, как принято считать в России, врачи, адвокаты и «программисты» всех видов. Недвижимость (дом и участок) в местах с хорошими школами может быть и в два раза дороже такого же по остальным параметрам жилья, что служит преградой для появления нежелательных соседей. Лично мне так и не удалось понять, что же первично - повышенная цена недвижимости или высокий уровень школы, но они, несомненно, связаны. Заметим, что хорошие школы случаются и в бедных местах, а плохие - в богатых. Выбирая место, где жить, разумные люди, имеющие или собирающиеся иметь детей, смотрят на рейтинг местной школы. А рейтинги тут есть для всего на свете.

Какие здесь школы

Школы в Америке бывают частные (private; если интернат, то boarding) и государственные или общественные (public). В частных школах и детских садах в 2009-2010 учебном году занимались 10% общего числа школьников и дошкольников США, или 5,5 миллионов человек. Некоторые дети по каким-то причинам не посещают школу вообще (home schooling), например по религиозным соображениям или чтобы окончить школу быстрее. Частные школы дают хорошее образование, но стоимость обучения в них начинается с 10 тысяч долларов в год. Верхний предел оплаты неизвестен, но 35 тысяч - реальная цифра. Общественные - бесплатны.

Обучение в школе разделено на три ступени: начальная (с первого по пятый классы, при ней же есть обязательный нулевой класс, детский сад), средняя (6-8 классы) и высшая, причем высшую школу в Америке (9-12 классы) не надо путать с высшей школой в России, где так называют вузы. Если переводить точно, то high или secondary school - это «высокая» школа, а higher, tertiary или post-secondary (колледж) - «более высокая», и ни одна из них не высшая (highest). Давайте называть ее старшей, что ли. Каждая из школ всех трех уровней - это полностью самостоятельное учреждение, обычно в отдельном здании и со своим учительским коллективом. Если в городке имеется, кроме одной-двух средних и нескольких начальных, еще и старшая школа, то в нем есть и отдел образования (Board of Education), который определяет, чему, как и по каким учебникам учить в этом округе. В другом городке программа будет несколько другой.

В по-настоящему хорошей школе многие десятки разнообразных курсов, причем многие из них преподают на университетском уровне. Выбор иностранных языков примерно такой: испанский, французский, латынь, китайский, немецкий, итальянский. Отсев в хорошей школе по сути нулевой, тогда как в Нью-Йорке государственную старшую школу оканчивают только 76% белых и 56% черных учеников. В штате Нью-Джерси в среднем отсев в государственных школах 1,7%.

Существуют и специальные школы для детей с отклонениями - в ту и другую сторону. В них учатся или особо одаренные (прием по конкурсу!), или требующие особого внимания дети - слепые, глухие, сильно отстающие в развитии. Дети-инвалиды и дети с легкими отклонениями в поведении и развитии посещают нормальные школы; близнецов разводят по разным классам. Есть специализированные школы, например физматшкола Stuyvesant, которую сокращенно именуют Стай, в Манхэттене (аналог московских школ № 2, 57, 179).

Самая дорогая покупка к школе - компьютер, который служит по меньшей мере четыре-шесть лет и стоит около 800 долларов. За год канцтоваров расходуется от силы на 100 долларов. Ланч стоит 2-4 доллара, но можно приносить еду из дома. Чтобы получать бесплатный ланч, достаточно подать соответствующее заявление. Поскольку «хорошая школа в хорошем районе» - понятие неопределенное, то скажем так: Департамент образования США отметил наградой «Голубая лента» 74 из 490 старших школ в штате Нью-Джерси. Таким образом, можем считать, что доля «хороших» школ примерно 15%.

Учителя и бюджеты

Учителя входят в профсоюз, их зарплата растет со стажем и не зависит от личных достижений. Для работы учителем нужен сертификат от штата, без этого вообще-то вести урок можно только в присутствии «настоящего» учителя. Большинство штатов признают сертификат, выданный другим штатом. Согласно опросу Национальной ассоциации учителей науки, в 2007 году примерно в половине старших и одной трети средних школ была нехватка учителей естественнонаучных дисциплин (здесь эти предметы называют «Наука»). В трудных ситуациях берут предметного специалиста (химика, физика и т.п.), и он год вечерами ходит на курсы для сертификации, ведя при этом занятия в школе. При учебе в четырехгодичном колледже можно взять соответствующий набор дисциплин и получить диплом и учительский сертификат. Примерно около трети курсов должны быть связаны со школьной работой, остальные - общее образование и научная специализация (математика, химия и др.).

Есть и специальные педагогические колледжи, где готовят именно учителей, чаще для начальной и средней школы. С ними не все и не всегда гладко, многие из них никем не аккредитованы. Как находят работу выпускники не аккредитованных колледжей, я не знаю. Может быть, именно из них выходят учителя для «плохих» школ крупных городов и удаленных поселков? Все учителя школы раз в год уходят на двухдневную конференцию по повышению квалификации, занятия на это время прекращаются. Еще где-то день в год учитель проходит дополнительную переподготовку, но тогда его кто-то замещает на уроках. В хорошей школе процентов десять учителей имеют докторскую степень (кандидаты наук), 73% - степень магистра. Нагрузка учителя - пять уроков в день, 25 - в неделю.

По идее, школы должны содержаться муниципалитетами, и в хорошем месте 87% средств действительно поступает из местного бюджета, и только 11% - из бюджета штата и 2% - из федерального. В плохой школе (обычно в бедном районе) картина иная: из местного бюджета поступает только 13%, из бюджета штата - 74% и из федерального - 12%. Средняя зарплата учителя (половина получает больше, другая половина - меньше) в хорошей школе 81 тысяча в год, в бедном районе - 59. Бюджет хорошей старшей школы с четырьмя сотнями выпускников, о которой дальше пойдет речь, в год составляет почти 40 миллионов долларов.

Когда из-за кризиса правительство штата Нью-Джерси срезало дотации хорошим школам, то жители некоторых округов с такими школами проголосовали за добровольное увеличение налогов, позволяющее сохранить высокий уровень преподавания. Надо заметить, что не у всех этих жителей есть дети, но хорошая школа повышает цену недвижимости в ее округе. Я хочу сказать, что они не обязательно альтруисты, они голосуют еще и за сохранение ценности принадлежащей им недвижимости, даже если за это надо доплачивать в форме несколько более высокого налога. Правительства и штата, и государства гораздо больше заинтересованы в том, чтобы не допустить превращения плохих школ в ужасающие, чем в поддержании уровня хороших школ.

Учебники, расписание и предметы по выбору

Американская начальная школа отличается от российской не только наличием кондиционеров, которые есть практически во всех учреждениях США, и перетасовыванием классов каждый год. Здесь нет строгой дисциплины в начальной школе: детям не мешают ходить по классу, они могут учиться, сидя в кружок на полу, кто-то может читать сам по себе. Их выводят на по- ляну около школы, а потом предлагают написать что-нибудь об увиденном: о кусочке коры в траве, червяке или жуке и т. п. Однако к пятому классу все уже сидят за одноместными партами и уроки имеют почти привычный нам вид.

В средней школе вообще нет классов как постоянных коллективов: школьники переходят в разные коллективы для разных предметов, часть которых они уже выбирают сами. Базовые предметы, в том числе входящие в «Науку» - биология, химия, физика и науки о Земле (геология, породы и минералы, земная кора и т.п.), - остаются обязательными. Чтобы иметь право выбрать более сложную программу по предмету, нужно получить по нему в предыдущем году отличную оценку. С 7-го класса можно брать повышенный уровень сложности математики и английского языка. В 8-м классе выбор предметов повышенного уровня сложности расширяется и дается свобода выбора некоторых необязательных предметов: на кулинарию, например, очень много желающих, в том числе мальчиков.

В старшей школе за четыре года надо обязательно пройти три курса более сложной и разнообразной (на выбор) «Науки» и три - математики. В 9-м классе наука - это «Основы химии и физики», в 10-м - биология. Хотя бы один из научных курсов должен быть с лабораторными работами, в хорошей школе - все. Выбор состоит в том, что можно или брать курсы разной сложности (см. ниже), или выбирать более узкие предметы, то есть это может быть экология, а не биология, астрофизика, а не физика и т.п. Обязательны в старшей школе по четыре годовых курса английского языка и литературы, физического воспитания, социальных и исторических наук и хотя бы один художественный курс. В каком порядке что проходить - дело вкуса, поэтому нормально, когда в одном классе сидят десятиклассники и ученики 12-го класса. Каждый зачтенный курс, длившийся весь год, дает пять кредитов. Некоторые предметы проходят за один семестр (2,5 кредита). Еще 15 кредитов (три годовых курса) нужно набрать из множества дополнительных курсов, но можно и просто брать еще по курсу в год из обязательных. Сумма к окончанию школы должна быть не менее 120 кредитов. Аналогично устроено университетское образование: общая сумма кредитов и список обязательных дисциплин, остальное - по выбору.

Все учащиеся называются студентами - почему бы и нет? Но вот когда первый раз слышишь о студентах детского сада, то веселишься, конечно. Каждый год и старшей школы, и колледжа имеет свое порядковое название: freshman - первый год, sophomore - второй, junior - третий, senior - четвертый.

Школьные учебники изданы на плотной бумаге, богато и полезно иллюстрированы, правда, из-за этого они очень тяжелые. Их сдают по окончании учебного года, поскольку они еще и дорогие (больше $100, если хотите собственный экземпляр), потом они переходят другому ученику. Чтобы решить проблему тяжелых рюкзаков, уже во многих штатах ввели лэптопы, объединяющие все учебники, дневник и домашние задания. У каждого школьника есть запирающийся шкафчик в коридоре, который в конце года освобождают.

Занятия в школе начинаются после первого вторника в сентябре, Дня труда, и заканчиваются 24 июня. Учебный год разделен на четыре четверти, которые не связаны с каникулами (четыре дня отдыха на День благодарения в ноябре, рождественские каникулы с 24 декабря по 3 января, предпоследняя неделя февраля и неделя в начале апреля). Занятия идут пять дней в неделю. В старшей школе день состоит из восьми уроков длительностью 43 минуты. За четыре минуты между уроками надо успеть перебраться в нужную предметную комнату (слово «кабинет» здесь означает шкаф), а школа длинная, ведь в ней всего два, редко три этажа. Так что движение в коридорах после звонка весьма и весьма оживленное. После четвертого урока 20 минут отводится на ланч.

В конце учебного года каждый ученик составляет список предметов, включая их уровень сложности, которые он хочет взять на будущий год. Поскольку один из восьми уроков - физкультура, то это семь предметов. Так что он набирает себе программу из семи курсов и согласует ее с советником (см. главу «Советники»). Канцелярия утрясает расписания всех студентов и присылает каждому готовое расписание на следующий год. Поменять учителя нельзя, кто достался, тот и будет.

Это расписание включает в себя номер комнаты, куда ты будешь весь год приходить. Например, первый урок каждый день и весь год будет физика (комната 129), второй - всегда история (комната 215), третий - геометрия (комната 117) и т. д. Исключение - физкультура, которая четыре дня в неделю. Обычно за счет нее раз в неделю проводят сдвоенные лабораторные работы. Таким образом, на каждый предмет отводится пять уроков в неделю.

Раз нет классов, то и классных руководителей, в нашем понимании, тоже нет. Каждый студент прикреплен к Home Room, то есть классной комнате. Туда после второго урока на пять минут (поэтому вторая перемена на пять минут длиннее) заходит один и тот же учитель, проводит перекличку и следит, чтобы все ученики прослушали текущие объявления по радио, если надо, раздает им учебные материалы или какие-нибудь формы, которые нужно заполнить и потом сдать в канцелярию или медсестре (справка от врача для участия в соревнованиях, разрешение от родителей на экскурсию и т. п.). Если учителю нечего добавить к радиотрансляции, то он распускает учащихся на перемену.

Типичный урок и домашнее задание

Типичный урок - оживленная лекция. Учитель вовлекает студентов в обсуждение предложенной заранее или излагаемой на уроке темы. Желающие поднимают руку и говорят, учитель подзуживает, обостряет вопросы. Участие в обсуждении - это не опрос, устных проверок знаний здесь не бывает. Некоторые учителя его вообще не оценивают, другие, особенно в языковых и исторических дисциплинах, учитывают по своему усмотрению. Такая форма «добровольного опроса» нацелена на закрепление узнанного и выработку собственного мнения, а не на поддержание в страхе: вызовут - не вызовут. Урок зачастую иллюстрируют показом слайдов через проектор с учительского ноутбука, опытов и фрагментов фильмов на иностранных языках.

Домашние задания все выполняют в письменном виде и сдают в классе или по Интернету - каждый день. Вы можете болеть, прихватить пару дней к празднику (записка от родителей) - пожалуйста, только вот домашние задания надо сдать, и не откладывая, за все дни отсутствия. Изредка вместо, а то и вместе с домашними заданиями случаются более крупные задания - «проекты». Обычно они гуманитарные. Например - сочинить коротенькую пьеску на французском языке и исполнить ее в классе (и повторить на родительском собрании). Или организовать дискуссию «Вы за совместное обучение мальчиков и девочек или против?»: одна группа студентов собирает аргументы «за», другая - «против», остальной класс судит. Часто задают создать презентации (Power Point), например по теме «Таблица Менделеева». Каждый представляет порученный ему элемент: положение в периодической таблице, свойства, применение.

Совместная работа, team work, рассматривается здесь как важный навык, приобретаемый в школе, поэтому и проекты, и классные работы зачастую выполняют два-четыре человека. В компьютерной науке (основы информатики и вычислительной техники) командная работа - правило, а не исключение. Задача проекта там ставится в самом общем виде: написать любое приложение для iPhone или придумать игру. Ребята сами собираются по два-четыре человека и работают вместе, иногда весь год. Если что-то не получается, идут с расспросами к другим группам, или учитель подсказывает, с кем надо посоветоваться.

Суммарная оценка за проект у разных учителей варьирует, но в целом она держится на уровне крупной контрольной работы. Вклад каждого в проект обычно не выделяют, всем поровну. Кроме домашних заданий есть контрольные работы (короткие, quiz, на 5-20 минут; более подробные, test, на 40 минут) и экзамены.

Оценки и сложности

Экзамены появляются к концу средней школы, а в старшей их проводят уже каждые полгода. Шпаргалки и списывание на экзаменах и контрольных (но не списывание домашних заданий, особенно в конце 12-го класса!) практически неизвестны. Внутришкольные экзамены, которые составляют сами учителя, могут быть вполне законно подкорректированы, если выясняется, что большинство неважно справилось с той или иной задачей или экзаменом в целом. Тогда проводят шкалирование (scaling): тем ученикам, которые набрали наибольший процент правильных решений, скажем 95%, засчитывают 100%, а остальным добавляют по 5%.

Количество задач или вопросов измеряется десятками; отводимое на экзамен время - 90 минут. Не все, но обычно большинство заданий представляют собой задачи на выбор правильного решения из предложенных ответов. Для подготовки к экзаменам специальных дней не отводят, а сами экзамены идут четыре дня подряд, а то и по два в день.

Все оценки выставляют в буквенной системе: A, B, C, D и F, с добавлением минусов и плюсов. За правильно решенные 93% и более ставят А, 90-92% - А с минусом, и т. д. Только 60% правильных ответов (D-) еще будет зачтено, но меньше - это уже F (failed).

Оценки в школе ставят, но их не сообщают в классе, только родителям и ученику. (Хотя во многих других городах страны сохраняется система ранжирования учеников.) Сейчас родителям просто дают пароль к сайту с текущими отметками их ребенка.

Хотя чужие отметки неизвестны окружающим, ближе к выпуску положение каждого в учебной иерархии не только известно, но и сопровождает заявление ученика о приеме в вуз. Оно обезличено и представляет собой процентную десятку по успеваемости, в которую попал ученик по своему среднему баллу: первая десятка, вторая десятка. Попадание в первую десятку добавляет к аттестату грамоту «С высшим отличием» (High Honors), во второй и третий - «С отличием» (Honors). В каждом выпуске есть лучший ученик года (valedictorian), иногда два, им предоставляется честь произнести речь перед выпускниками на торжественной церемонии. Другую категорию наград составляют призы многочисленных научных (Intel, Merck, Google и др.) и художественно-гуманитарных конкурсов и олимпиад.

Подача документов в вузы завершается 31 декабря, а к 1 апреля все вузы присылают свои решения, и принятым лишь надо, чтобы их не выгнали из школы до получения аттестата. Поэтому во втором семестре последнего, 12-го класса учат- ся только энтузиасты или те, кто заканчивают АР курсы (см. ниже). Конкурс в университеты в первую очередь учитывает средний балл за 10-11-й и первый семестр 12-го класса - так называемый GPA (Grade Point Average), куда входят оценки по всем предметам, кроме физкультуры и здоровья, но включая художественные предметы. Поэтому желающих его повысить бывает много, и главный способ для этого - нет, не просто хорошо учиться. Для этого нужно еще повышать уровень сложности предметов, которые ты проходишь.

Каждый предмет в старшей школе имеет четыре уровня сложности. Названия этих уровней отличаются не только в разных штатах, но даже в округах. Довольно типичный набор: Сollege Level или Advanced Placement (AP, Эй Пи); Accelerated или Honors; CPA или standard; и CPB или essential. Два последних означают «Подготовка к колледжу» (College Preparation) А и В. «А» означает обычный, типичный уровень, «В» - чуть пониже. В аттестате эти уровни имеют разный вес. Если максимум в СРА и CPB оценивают в 4 балла, то максимум в Accelerated (Honors) дает 4,33, а в АР - уже 4,67 балла. Отбор на уровень Accelerated проводят по предыдущим оценкам; на АР, кроме этого, надо сдать вступительный экзамен.

Помимо оценки для выбора многих предметов повышенного уровня есть обязательные условия (prerequisites): чтобы взять продвинутую алгебру 2, надо сдать алгебру 1, а чтобы поступить на АР физику или АР статистику, надо закончить алгебру 2, так что выбор надо планировать далеко вперед. Чтобы остаться на Accelerated уровне на следующий год, достаточно среднего балла В с минусом, но чтобы с него перейти на уровень АР, надо иметь годовое А, изредка могут взять с А с минусом. АР - это высший уровень, соответствует первому курсу университета. Первые три АР курса (европейская история, биология, искусство) разрешается взять в 10-м классе, дальше - больше, а некоторые курсы доступны только в последнем классе.

Самые престижные университеты не рассматривают всерьез аттестаты со средней отметкой ниже 4,25, а это недостижимо без honors и AP курсов. Зато большинство университетов и колледжей в США засчитывают школьный АР курс как пройденный в университете курс. Многие школьники используют эту воз- можность, чтобы получить диплом бакалавра не за четыре года, а быстрее, что при стремительно растущей плате за обучение (последнее время около 10% в год), может сэкономить десятки тысяч долларов. Кроме того, много взятых АР курсов - это плюс при рассмотрении заявления о приеме в вузы, а конкурс в самые престижные колледжи превышает десять человек на место.

Говорят, что была в школе девочка, которая смогла взять 16 АР курсов. Подруга моей внучки осилила 14, но не с максимальными оценками, что снизило ее главный показатель - GPA. Увы, ее не взяли ни в один из выбранных ею престижных университетов. Советница (см. ниже) устроила ее в университет рангом пониже, куда она поначалу и не подавала документы, правда, на полное обеспечение (full ride): она ничего не платит ни за обучение, ни за проживание.

Частные экзамены

Средний балл (GPA) - это важно для поступления в вузы, это свидетельство качества усвоения школьного материала, индикатор стабильного интереса к учебе. После него второй по важности показатель - результаты экзаменов, проводимых частными организациями. Их цель - определить, насколько ученик готов продолжить учебу в колледже, то есть оценить его способности и рабочие навыки, а не сумму накопленных знаний. Для них школа в свободный день предоставляет место и учительский присмотр.

Эти экзамены платные и сдают их только те, кто собираются поступать в колледж, но в хорошей школе это практически все. По сути таких экзаменов два: SAT (Sholastic Assessment Test) и ACT (American College Testing), хотя в более распространен- ном SAT есть дополнительные разновидности. Сдавать можно любой из них или оба и в любом классе. Проводит SAT та же организация, College Board, которая проверяет и оценивает АР экзамены.

Обычный SAT (есть еще предметные SAT или SAT II, которые оценивают именно знания по химии, физике, экономике, языку и т. п.) состоит из трех частей, каждая из которых имеет вес максимум 800 очков: это критическое чтение (critical reading), куда входит проверка способности учащегося анализировать тексты, в частности, сравнить два текста разных авторов на сходную тему; письмо (writing) - умение выбирать правильные средства для передачи мыслей, в частности за 25 минут надо написать сочинение, желательно на пять параграфов с введением и заключением; и основы математики. Кроме заданий на выбор из четырех возможных вариантов, в SAT есть и задания, требующие ответа в свободной форме, причем сложность заданий различна. Он длится 3 часа 45 минут, и время редко бывает лишним.

Конечно, тестирование на сообразительность по такой системе напоминает упражнение в решении задач на скорость и тем самым позволяет оценить только способность решать проблемы, не требующие глубокого размышления, но ведь такие задачи, собственно, и предстоит решать в колледже. Кстати, способность концентрироваться на четыре часа - тоже умение, важное в колледже. Такой экзамен годится для того, чтобы ранжировать учеников для поступления в приличные, но не самые престижные университеты. Он проводится много раз в год, его можно пересдавать, правда, с 2011 года это стоит уже 50 долларов (в прошлом году было 25). В соответствии с будущей специальностью, требования университета к SAT различны в зависимости от специальности, которую выбрал абитуриент: если вы будущий артист, то математическим разделом могут вообще не интересоваться.

Итак, выпускник получает два важнейших документа: запись отметок аттестата с GPA и результаты SAT и/или ACT. Третий обязательный компонент для успеха при поступлении - это рекомендации, и самая важная из них - школьная характеристика. Советники (Guidance Counselor), которые пишут эту характеристику, играют заметную роль в школьной жизни. Они дают учащимся советы по поведению в школе, выбору предметов на год, изменениям в личном расписании, но, конечно, главная их работа - поступление в вузы. Их задача - знать студентов, а их по 50-60 на советника только в выпускном классе, поэтому они раздают студентам опросные листы, общаются с учителями по поводу своих подопечных и просто призывают их самих заходить почаще. С вопросом «Почему у моего Васи двойка по геометрии?» можно прийти прямо к учителю математики, но все остальное - к советнику, классных руководителей в школе нет.

При поступлении учитывается общественная деятельность - знакомо звучит, не правда ли? Практикуется система рекомендаций из тех мест, где абитуриент работал, по найму или добровольцем. Отдельные учителя, а также внешкольные преподаватели и тренеры художественных, балетных, спортивных, религиозных школ, студий и клубов могут дать свою рекомендацию - по просьбе студента, конечно. Все рекомендации направляются прямо в приемную комиссию (Admission Office) вуза, рекомендуемый их не видит.

Практически все вузы при поступлении требуют несколько рекомендаций и два-три кратких сочинения на свободную или заданную тему: от стандартной «Почему наш университет?» до экзотики типа «А как ты мог бы использовать умение писать задом наперед?». Эти сочинения - не вступительные экзамены (хотя кое-где и они практикуются), это дополнительный, помимо рекомендаций, материал для изучения личности поступающего.

При отборе студентов ценятся достижения в любом виде деятельности, особенно конкурсные. Будущий химик, имеющий диплом лауреата фортепианного конкурса, имеет преимущество при поступлении. Почему? Потому, что этот диплом показывает, что человек может чего-то добиться, победить, а химии научим. Спортивные достижения приветствуются, но в различных вузах в разной мере. В одних перспективных спортсменов ищут, приглашают и полностью или частично освобождают от платы за обучение и проживание. В других это плюс, но при прочих равных. Широко практикуется система собеседований (интервью), которые зачастую проводят прежние выпускники этого вуза, живущие или работающие неподалеку от абитуриента. Бывает и другая схема: представитель приемной комиссии приезжает в места, где много абитуриентов, и проводит интервью с ними в какой-нибудь из близлежащих школ.

По окончании 11-го (не последнего!) класса ученик обычно имеет согласованный с советником список потенциальных вузов для поступления. В нем три примерные градации: на пределе возможного, свой уровень и запас, куда вроде бы должны точно взять. Обычно список состоит из 10-15 названий. Хорошо бы больше, ведь многие выпускники 2011 года получили в ответ на них одно-два предложения, некоторые - ничего, но все имеет свою цену: в 2011 году подача каждого заявления стоила 75 долларов, плюс рассылка SAT в каждый колледж сверх первых пяти - еще пятнадцать (результаты примут только от проводившей экзамен организации).

Колледжи выбирают не только по Интернету или очень информативному печатному справочнику «Fiske Guide to Colleges», включающему только 300 лучших из них, менее 10% от общего числа. В каникулы и выходные множество родителей с детьми путешествуют по стране, посещая дни открытых дверей в пред- полагаемых местах будущей учебы, чтобы самим увидеть, где дитятко будет жить, что есть, чему и как его будут учить.

Математики, химики, гуманитарии

Беда американской школы - математика. Запуганные ее жупелом педагоги ввели в средней школе «связанную с жизнью» математику (connected math), которая «доходчиво», то есть по готовым формулам, учит вычислять площадь амбара или периметр забора. Хотя в средней школе самое бы время оттачивать способности к абстрактному мышлению. В результате у детей развивается не понимание, а страх перед той самой дисциплиной, которая призвана создавать упрощенный, идеализированный образ сложных явлений в естественных науках. Если дома понимают, что происходит, и помогают ребенку, то можно уйти на год вперед: получить «отлично» в седьмом классе и в восьмом взять вместо Connected math нехитрую, но хотя бы разумную алгебру 1. Строгая математика появляется только в геометрии за 10-й класс или АР курсах математического анализа (Calculus).

Компьютерные классы в школе оснащены вполне прилично, но без роскоши. Их два в математическом департаменте (для геометрии и информатикии) и два в художественном, где проходят уроки архитектуры и компьютерной графики и дизайна. На уроках информатики изучают языки программирования Visual Basic и Java и реляционные базы данных.

Естественнонаучные предметы преподают на вполне достойном уровне. Обязательная химия в средней школе - это Периодический закон, строение атома, валентность и связи, молярные отношения, выражение концентраций. Биохимию проходят в курсе биологии, в нее входят метаболические циклы, строение углеводов, белка и ДНК. Годичный АР курс химии в старшей школе включает в себя газовые законы, строение кристаллов и растворов, кислотность и основность, окислительно-восстановительные реакции, строение молекул (s- и p-связи, гибридизацию, основы теории орбиталей, хиральность, изомерию), равновесия, уравнение Аррениуса и кинетику, начала органической и аналитической химии. Освоение такого курса в школе - серьезный труд, впрочем, то же относится и к курсам биологии и физики.

В лабораторных работах используют как нехитрые инструменты типа электронных весов, горелок, пипеток, бюреток, так и старый надежный спектрофотометр Spectronic 20, разработанный еще в конце 50-х и многократно модифицированный. Если кто помнит советский СФ-4, то Spec еще компактнее и проще. Результаты усредняют: «один опыт - не опыт».

Однако большинство выпускников школы выбирают на будущее гуманитарные специальности: политику, бизнес, искусство, психологию, языки, поэтому гуманитарная составляющая американского обучения проходит на очень высоком уровне. Мировая литература, кино и общество, Ближний Восток, русская история, макроэкономика, правительство США, шесть уровней китайского, четыре испанского - это просто примеры навскидку из предлагаемых гуманитарных курсов. С самого раннего возраста ученики усваивают конструкцию не только предложения, но и всего сочинения. Школьное сочинение (essay) в средней школе по любому предмету состоит не просто из введения, обсуждения и заключения. Расположение, назначение и объем каждой фразы в нем определены и закреплены многократным практическим повторением. В старшей школе для уроков творческого письма (есть такой предмет по выбору) дети ежедневно пишут по одной странице произвольных текстов или по рассказу раз в неделю.

Хотя в старшей школе обязательны только два года иностранного языка, колледжи обычно требуют не менее трех лет, и те, кто собираются поступать, вынуждены этому следовать.

Французский язык, начатый в 6-м классе (в начальной школе вполне без толку проходили испанский), дети знают достаточно хорошо, чтобы спокойно читать в оригинале «Маленького принца» и расспросить о дороге в Париже. С предметами по эстетическому воспитанию (живопись, рисование, кино, танцы, музыка, драма и пр.) здесь все в порядке, но подробнее о них говорить не будем. Подрабатывая летом в кинотеатре, моя внучка теперь не столько отрывает корешки билетов или продает попкорн, сколько расписывает стекла входной панели сценами из новых фильмов - хорошо учили рисованию и живописи, стало быть.

Не только уроки

По окончании учебного года в начальной, да кое-где и в средней школе устраивают Клубничный фестиваль (Strawberry Festival) - праздник на школьном дворе со множеством аттракционов, лотереями, состязаниями (какой визг стоит при перетягивании каната!), призами, мороженым, хот-догами. В это время действительно поспевает клубника, но в наши дни это уже к празднику отношения не имеет. В общем развлечении участвуют полицейские: измеряют своими радарами скорость бросания бейсбольного мяча. Одного из учителей приносят в жертву: сажают над прозрачным ящиком с мишенью, заполненным водой, и, если кто-то попадает в мишень, люк открывается и… жертва веселится со всеми вместе - жарко же.

В средней и особенно в старшей школе, где нет постоянных учебных коллективов, социальная жизнь разводит детей по группам, «кликам». В школе есть родительский комитет, почти на все мероприятия, кроме дискотек, родителей приглашают. Развлечения не заслоняют учебу, но создают благоприятный фон. В школьных печатных журналах публикуют литературные произведения и рисунки студентов, обычно из домашних заданий повышенных курсов. Школьная библиотека выписывает 140 журналов, включая некоторые научные. В холлах и коридорах сменяют друг друга выставки работ школьников, популярны концерты школьных оркестров, спортивные соревнования с другими городками, но центральное событие года - постановка мюзикла, на который собирается вся школа; даже баскетбольный матч учителей против учеников не вызывает такого наплыва зрителей.

Как известно, даты в США начинаются с месяца, поэтому 23 октября отмечают День моля (не забыли - 6,02х10 23 , число Авогадро). В этот день на химии устраивают пиротехнические безобразия, и пожарную сигнализацию в школе приходится отключать. Число пи равно 3,14 с копейками, так что 14 марта - Pi Day (пай дэй), рекомендованный конгрессом США для празднования по всей стране. Поскольку слово «пирог» (pie) звучит точно так же, то в этот день на математику приносят пироги, естественно, в форме круга, желательно самодельные. Там их тщательно разрезают, и дальше уже никакой математики. Всякий студент, изучающий в старшей школе физику, должен построить из деревянных зубочисток с помощью клея ПВА мост (для игрушечной машины) длиной 25 см и весом не более 60 граммов. Затем в обстановке всеобщего ажиотажа по строгим правилам ломают мосты, прошедшие ранее квалификационный минимум прочности. За самый прочный мост, а хорошие выдерживают и 50, а то и 70 кг, дают награду, которую упоминают в заявлении на прием в колледж.

Невозможно не восхищаться типичными стадионами пригородных школ с полноразмерными футбольными и бейсбольными полями, теннисными кортами, беговыми дорожками, освещением и трибунами на сотни зрителей. Столь же невозможно перечислить все клубы (кружки): дискуссионный, кино, шахматный, философский, ботанический, этнические и т. д., и т. п. Чтобы создать новый клуб, достаточно найти учителя, готового присутствовать на его собраниях (это входит в обязанности учителей), и, если надо, собрать или заработать деньги на его функционирование. Около школ не редкость объявления вроде «Моем машины за 5 долларов для сбора средств на фехтовальную команду».

До 12 лет детей запрещено оставлять одних - могут запросто лишить родительских прав, но с 13 лет ребенок имеет право работать, и многие начинают подрабатывать репетиторами или присматривая за маленькими детьми. Надо заметить, что работа старших школьников скорее правило, чем исключение. Это и возможность познакомиться с разными сторонами бытия (как вам - месяц обихаживать тропинки в национальном парке на Аляске, потом недельная экскурсия по этому штату?), и способ заработать карманные деньги. Просто так их и миллионеры не дают: непедагогично.

В религиозной и даже ханжеской Америке как религия, так и пропаганда атеизма в государственной школе не допускаются. Вообще вмешательство округа в учебный процесс - редкость. Но вот пример: захолустный школьный округ в Пенсильвании проголосовал за введение в школе, кроме эволюционной теории, еще и креационизма (точнее, так называемой теории разумного замысла - intelligent design). Бурный протест образованных учителей и родителей привел ко второму «обезьяньему процессу» - судебному разбирательству, точку в котором пришлось ставить уже Верховному суду США в 2005 году.

Зато в школе учат терпимому отношению к разного рода «инаковости», от расы до сексуальной ориентации. Азиатские дети в хорошей школе составляют на глаз процентов 10-15, афроамериканские - около двух. Расовые трения в хорошей школе обычно не бывают серьезными. Во всяком случае, среди друзей моих внучек представлены все расы.

Мотивация школьников

Моя шустрая внучка еще в шестом классе спросила китайскую подружку, круглую отличницу: «Чего надрываться ради А (пятерки), в чем разница, если будет А с минусом?» - «Разница будет в колледже, в который ты сможешь поступить», - был немедленный ответ.

Есть внутренняя мотивация, когда человек жить не может без знания и понимания, будучи даже в совершенно неподходящих для учебы условиях, как у Сократа, Ломоносова, нашего уже покойного современника, математика (и не только, он много для биологии сделал) И.М.Гельфанда. Сходное, пусть не столь масштабное, явление - ученики спецшкол в России и Америке.

Мотивация внешняя - это прежде всего установка в семье и стремление поступить в более престижный колледж. В развитии такой мотивации большую роль играют также учителя и сверстники, друзья: «С кем поведешься…». Вот внешнюю мотивацию и создает среда, в которую попадают ученики хороших школ. У молодой американской семьи среднего достатка есть выбор: купить (в рассрочку, конечно) роскошный дом в округе с посредственной школой или скромный домик в районе хорошей школы. Те, кто выбирают второй вариант, попадают в круг сосе дей-единомышленников: людей, ценящих образование своих детей выше личных удобств. В этой среде будут лучшие учителя, получающие в хорошей школе более высокую зарплату и работающие в нормальной человеческой атмосфере, будут сверстники, прошедшие отбор на мотивацию, если не внутреннюю, то хотя бы под давлением своих семей. Не вижу здесь большой разницы с российскими хорошими школами, лицеями, гимназиями и т. п.

Не желающих учиться хватает везде, дело в степени нежелания. Количественных данных у меня нет. Скажу так: в хорошей школе отнюдь не все рвутся к знаниям, но не бывает такого, что- бы кто-то пытался сорвать урок. Когда половина хочет учиться, а другая не знает, чего она хочет, то учеба идет вполне успешно. Если же в классе половина активно не желает ничего делать, то единицам, которые хотят учиться, приходится туго. Трудно ожидать от ребенка высокой мотивации к учебе, если он ест один раз в день - на бесплатном ланче в школе, поскольку его родители все тратят на наркотики или пропивают. Есть города, где дети, получающие бесплатный ланч, составляют абсолютное большинство, пусть он и не единственная их еда за день.

Заключение с послесловием

Я рассказываю лишь о своем опыте и не пытаюсь убедить вас, что американская школа - лучшая в мире. Я начал рассказ с того, что есть совершенно ужасающие школы и их, вероятно, не меньше, чем хороших. Но подчеркиваю, что рядом со школой моих внучек, вперемешку есть и плохие школы, и школы такого же уровня, как у них. Я бывал в них, говорил с родителями, читал о них отзывы, смотрел их рейтинги. Наша - не исключительная.

Американская система школьного образования не идеальна, но в своей лучшей форме она отвечает запросам современного постиндустриального американского общества. По существу, выбор вариантов обучения в ней свободен только в одну сторону - где труднее. Что полегче, то обязательно. Хотя еще один выбор, пожалуй, тоже есть: не хочешь учиться - не учись (после 16-летия). Не все учащиеся могут использовать предоставляемые им возможности полностью, нужен природный минимум способностей и постоянное внимание, да-да, «семьи и школы». Лучшие американские школы хороши, но системы, которая обеспечивала бы всем равные возможности для развития, здесь нет. Да и где она есть или хотя бы была?

Вчерне закончив эти байки, я сел читать «Химию и жизнь» за июнь 2011 года и обнаружил статью «Чему учить на уроках химии?». Мне кажется, что мои заметки вполне согласуются с некоторыми высказанными в ней мыслями. Гуманитарный крен в американском школьном образовании уже привел к тому, что специалистов по компьютерным и даже некоторым естественным наукам и технологиям приходится импортировать. Это легко осуществимо для США из-за более высокой зарплаты и лучшей организации работы. У России и в перспективе нет такой возможности, оставшихся бы удержать, поэтому система школьного образования для нее нужна самодостаточная, гораздо более научно-ориентированная, чем в США. Ведь из технаря переквалифицироваться в гуманитария можно, а в обратном направлении не получается.

Хуторецкий М.В.
«Химия и Жизнь» №10, 2011

Американская система образования предлагает иностранным студентам широкие возможности. Количество программ, учебных заведений и городов, где они находятся, настолько велико, что голова может закружиться даже у студента из США. Если вы начинаете поиск подходящего вуза, важно разобраться в американской системе образования. Это поможет вам отбросить ненужные варианты и разработать собственный план обучения.

Структура образования в Америке

Начальная и средняя школа

Сначала американские учащиеся посещают начальную и среднюю школу, где обучение занимает в общей сложности 12 лет (1-12 классы).

Примерно в 6 лет американские дети идут в начальную школу, где учатся 5 или 6 лет, а затем переходят в среднюю. Она включает две ступени: собственно средняя школа (“middle school” или “junior high school”) и старшие классы средней школы. По окончании старших классов выдается диплом или аттестат. Закончив 12 классов, американские школьники могут поступить в колледж или университет, то есть получить высшее образование.

Система оценок

Чтобы подать заявление в университет или колледж, как и американцам, вам потребуется предоставить академическую справку (транскрипт). Это официальный документ о вашей академической успеваемости. В США он содержит оценки и средний академический балл (GPA), которыми и измеряется академическая успеваемость. Обычно освоение курса измеряется в процентах, которые затем переводятся в буквенные оценки.

Иностранному студенту бывает нелегко разобраться в американской системе оценивания и средних академических баллах. Одна и та же оценка может истолковываться вузом по-разному. Например, в университет подают документы два абитуриента из разных школ. У обоих средний академический балл равен 3,5, однако первый посещал обычную школу, а второй - престижную школу с более сложной программой. Для университета их оценки имеют разный вес, поскольку требования к ученикам в школах сильно отличаются.

Поэтому стоит иметь в виду несколько очень важных моментов:

  • Узнайте, какая ступень образования в США соответствует последнему оконченному уровню в вашей стране.
  • Обратите пристальное внимание на требования к поступающим в каждом из университетов и колледжей, а также отдельные программы высшего образования, вступительные требования которых могут отличаться от университетских.
  • Чтобы убедиться в соблюдении требований, периодически встречайтесь с консультантом по учебным вопросам или методистом.

Ваш учебный консультант или методист сможет подсказать, следует ли потратить дополнительно год или два на подготовку к поступлению в университет в США. В некоторых странах государство или работодатели могут не признавать образование, полученное в США, если студент поступил в американский колледж или университет до того, как он получил право поступать в вуз в родной стране.

Учебный год

Учебный год в Штатах обычно начинается в августе-сентябре и продолжается до мая-июня. Большинство первокурсников приступают к учебе осенью, и студентам из-за рубежа стоит к ним присоединиться. В начале учебного года все полны энтузиазма, заводят новых друзей и адаптируются к новому этапу университетской жизни. Кроме того, многие учебные курсы изучаются последовательно, друг за другом, и стартуют осенью.

Во многих вузах учебный год состоит из двух частей, которые называются семестры, а в некоторых он включает три периода - триместра. Существует и деление года на четверти, включающее факультативную летнюю четверть. По сути, если не считать летнюю четверть, академический год обычно делится либо на два семестра, либо на три четверти.

Система высшего образования США: уровни

Первый уровень: Бакалавриат

Студент колледжа или университета, не получивший степень бакалавра, считается не закончившим высшее образование. Срок обучения на бакалавриате обычно составляет около четырех лет. Чтобы получить степень бакалавра, можно начать учебу в двухгодичном общественном колледже или пройти четырехгодичный курс в университете или колледже.

В первые два года обучения вы будете изучать в основном разнообразные обязательные предметы: литературу, естественные науки, обществоведение, искусства, историю и так далее. Эти общеобразовательные дисциплины дают базу знаний, фундамент для дальнейшего углубленного изучения определенной области.

Многие студенты выбирают общественный колледж, чтобы пройти двухгодичную обязательную программу. По окончании они получают переходную степень младшего специалиста, с которой можно перевестись в университет или четырехгодичный колледж.

Здесь у студентов появляется специализация - конкретная область изучения, на которой вы сосредотачиваетесь в дальнейшем обучении. К примеру, если ваша специализация - журналистика, вы получите диплом бакалавра гуманитарных наук в области журналистики. Чтобы претендовать на эту степень, нужно будет пройти определенное количество учебных курсов, соответствующих выбранной области. Специализацию выбирают в начале третьего года обучения, причем её можно менять по собственному желанию.

Именно гибкость американской системы высшего образования отличает её от других. Переход от одной специализации к другой - весьма распространенная практика для студентов в США на определенной стадии обучения. Нередко они обнаруживают, что делают успехи в чем-то ещё, либо находят более интересные сферы. Однако помните, что смена специализации означает изучение новых дисциплин, а это, в свою очередь, увеличивает время и стоимость обучения.

Второй уровень: Магистратура

В настоящее время выпускники со степенью бакалавра всерьез задумываются о дальнейшем образовании, чтобы иметь возможность работать в определенной сфере или продвигаться по карьерной лестнице. Степень магистра обычно необходима для должностей высшего звена в библиотечном деле, технических специальностях, охране психического здоровья и образовании.

Кроме того, иностранные студенты из некоторых стран могут учиться за рубежом только на программах этой ступени образования. Лучше поинтересоваться, какие дипломы и сертификаты действительны при трудоустройстве в вашей стране, до того, как вы подадите заявление в американский университет.

Магистратура - это, как правило, подразделение в университете или колледже. Для поступления вам потребуется сдать экзамен GRE (Graduate Record Examination). Определенные магистерские программы требуют специальных вступительных тестов: LSAT (Law School Admission Test) в юриспруденции, GRE или GMAT (Graduate Management Admission Test) в бизнес-школах, MCAT (Medical College Admission Test) в медицине.

Магистерские программы обычно рассчитаны на один или два года обучения. К примеру, популярнейшая программа МBA на получение степени магистра делового администрирования требует около двух лет, а другие, допустим, программа по журналистике, длятся только год.

Аудиторные занятия составляют значительную часть магистерской программы, а выпускник должен подготовить квалификационную исследовательскую работу, которая называется магистерской диссертацией (“master’s thesis”) или выполнить магистерский проект.

Tретий уровень: Докторантура

Многие высшие учебные заведения считают получение магистерской степени лишь первым шагом к степени доктора наук (PhD). Однако есть и такие вузы, где студенты могут подготовиться к докторской напрямую, минуя магистратуру. На PhD потребуется потратить не менее трех лет, а для иностранных студентов этот срок может увеличиться до пяти-шести лет.

Первые два учебные года большинство кандидатов в доктора наук проводят в аудиториях и на семинарах. Как минимум еще один год следует посвятить проведению собственного исследования и написанию диссертации. Она должна обладать научной новизной и содержать точку зрения, разработки или результаты исследований, которые публикуются впервые.

Докторская диссертация включает анализ существующих научных знаний по выбранной теме. Большинство университетов США, в которых можно получить докторскую степень, требуют от кандидатов также знания двух иностранных языков как минимум на уровне чтения, работы в университете в качестве приглашенного научного сотрудника или преподавателя в течение определённого периода, прохождения квалификационного вступительного экзамена в докторантуру, а также устного экзамена по теме диссертации.

Особенности американской системы высшего образования

Атмосфера в аудиториях

Занятия могут проходить как в форме лекций для больших аудиторий - до нескольких сотен слушателей, так и в виде семинаров или дискуссионных классов всего для нескольких студентов. Атмосфера в американских университетских аудиториях очень демократична. От студентов ждут, что они будут высказывать свое мнение и аргументированно отстаивать точку зрения, участвовать в дискуссиях и выступать с презентациями. Для иностранных студентов это одна из наиболее неожиданных сторон американской системы образования.

Каждую неделю преподаватели дают задание прочитать определенные источники. Вам нужно будет выполнять домашние задания, чтобы участвовать в обсуждениях материала в аудитории и понимать лекции. В требованиях определенных программ также входит лабораторная работа.

Преподаватель выставляет оценку каждому студенту, посещающему курс. Как правило, они зависят от следующих моментов:

  • Требования к аудиторной работе у каждого преподавателя свои, однако всем студентам следует принимать участие в аудиторных дискуссиях, особенно на семинарах. Как правило, это очень важный фактор в оценивании студента.
  • Обычно во время аудиторной работы проводится рубежный контроль.
  • Для выставления оценки нужно представить как минимум одну исследовательскую или курсовую работу, либо отчеты о лабораторной работе.
  • Возможно проведение коротких экзаменов или контрольных. Иногда преподаватели проводят внеплановую проверку знаний. Она не оказывает большого влияния на оценку и призвана мотивировать студентов выполнять задания вовремя и посещать занятия.
  • Итоговый экзамен проводится после завершения аудиторных занятий.

Зачетные единицы

Каждый курс «стоит» определенное количество зачетных единиц или зачетных часов. Это число примерно совпадает с количеством академических часов, которые студент проводит в аудитории в рамках данного курса в течение недели. Обычно за один курс можно заработать 3-5 зачетных единиц.

Полная программа в большинстве учебных заведений включает от 12 до 15 зачетных единиц (4-5 курсов за семестр). Чтобы успешно завершить обучение, нужно набрать определенное количество зачетных единиц. Иностранным студентам следует проходить обучение на дневной форме обучения.

Перевод в другой вуз

Если студент переводится в другой университет до окончания обучения, все (или большая часть) ранее полученные зачетные единицы обычно учитываются в новом вузе. Это значит, что при переводе в другой университет общее время обучения остается почти прежним.

Виды высшего образования в США

1. Государственные колледжи или университеты

Это учебное заведение, которое финансируется и управляется правительством штата или местными властями. В каждом из 50 штатов США работает как минимум один такой университет и может быть несколько колледжей. Многие из этих государственных вузов носят имя штата и имеют слово «штат» или «государственный» в названии, например: Государственный университет Вашингтона, Мичиганский университет.

2. Частные колледжи и университеты

В отличие от вузов первого типа, эти учебные заведения имеют частное финансирование и управление. Стоимость обучения в них, скорее всего, будет выше, чем в государственных, а по размеру частные колледжи и университеты обычно меньше.

Все религиозные учебные заведения - частные. Почти все они принимают студентов всех конфессий и вероисповеданий, тем не менее, определенное число вузов предпочитают студентов, придерживающихся тех же религиозных убеждений, в рамках которых существует колледж или университет.

3. Общественный колледж

Это двухгодичные колледжи, которые дают возможность получить диплом младшего специалиста (засчитывается при переводе в четырехгодичный вуз). Существует множество типов двухгодичного образования. Наиболее важным аспектом такого обучения является возможность учесть эту степень при переходе в другое учебное заведение. В целом это образование делится на два основных направления: подготовка к дальнейшему обучению и профессиональное образование с целью трудоустройства. Для перевода в вузы и колледжи следующей ступени, как правило, подходят дипломы младшего специалиста в сфере искусств или науки. Маловероятно, что удастся перевестись с квалификацией младшего специалиста по прикладным наукам или сертификатом об окончании колледжа.

Выпускники общественных колледжей чаще всего поступают в четырехгодичные колледжи или университеты, чтобы продолжить обучение. Поскольку им могут перезачесть ранее полученные зачетные единицы, у студентов появляется возможность закончить бакалавриат в течение двух и более лет. Во многих общественных колледжах также есть программы английского как иностранного (ESL) или программы интенсивного изучения английского языка, которые помогают студентам подготовиться к курсам университетского уровня.

Если вы не планируете получать образование выше, чем дает общественный колледж, следует узнать, учитывается ли диплом младшего специалиста при трудоустройстве в вашей стране.

4. Технологические институты

Технологический институт в США - это вуз с не менее чем четырехлетним обучением в сфере естественных наук и техники. Некоторые их них предлагают послевузовского образование, в остальных есть краткосрочные программы.

Материал подготовила: Makhneva Alena

Система образования США характеризуется гибкостью и демократичностью: при высоком разнообразии программ у учащихся - как школьников, так и студентов - есть возможность самостоятельного выбора изучаемых дисциплин, а также смены специализации. Даже в университете можно переходить с одного факультета на другой, изучать дополнительные предметы и составлять собственную образовательную программу.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в США начинается практически с пеленок. В ясли или детский сад ребенка можно отдать уже с 6 месяцев. Там он может находиться с шести утра до шести вечера. В отличие от российских детских садов, ребенка могут приводить в детский сад и после школы, так как по закону до 12 лет он не может находиться дома один. Все детские сады в Америке платные, средний ежемесячный взнос составляет около 1200 долларов.

Для детей от трех до пяти лет при школах действуют «подготовительные группы» . На данном этапе большое внимание будет уделяться общему развитию, социализации, а также литературе, так как дошкольная система образования ставит перед собой задачу в первую очередь обучить ребенка навыкам чтения.

Однако детский сад и дошкольные классы - это все же необязательная ступень. Обязательное образование в Америке начинается в школе и длится 12 лет.

Система школьного образование в США

В отличие от многих стран, единого образовательного плана в Америке не существует: в общем виде план формирует совет по образованию при администрации штата, более точный определяет совет конкретной школы.

Школьное образование в США делится на три этапа:

  • начальное (1-5 классы) - дети изучают основные обязательные предметы, занимаются спортом и творчеством.
  • среднее : Middle School (6-8 классы) или Junior High School (7-9 классы) - помимо обязательных предметов появляются дисциплины по выбору.
  • старшие классы : High School (9-12) или Senior High School (11-12) - сокращение числа обязательных предметов, максимальная свобода в выборе изучаемых дисциплин. Последние 2 года одаренные школьники могут изучать программы повышенной сложности (Advanced Placement). По окончании High School американскому школьнику предстоит сдавать экзамен SAT (Scholastic Aptitude Test).

В зависимости от штата, дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет. Как правило, каждая из ступеней американской школы имеет свое собственное здание и представляет из себя полностью обособленное учебное заведение.

Учебный год в американской школе делится на два семестра. Продолжительность учебных занятий составляет 5-6 часов в день с обеденным перерывом. Послеобеденное время чаще всего посвящается спорту, клубам по интересам и другой общественно-полезной работе, которые являются обязательной составляющей американского школьного образовании. Оценки выставляются в буквенной форме: A, B, C, D, F будут эквивалентны российским оценкам от пятерки до двойки.

В отличие от системы высшего образования США, которая является мировым лидером, школьный сектор оценивается контроверсивно. С одной стороны, набор обязательных предметов мал: среди них математика, английский, естествознание науки, история, искусство, физкультура.

С другой стороны, у учеников огромный выбор профильных занятий : от театра до экологии. В этот список входят и иностранные языки. Во многих школах старшеклассникам предлагают программы повышенной сложности (Advanced Placement): самые целеустремленные и способные ученики могут дополнительно изучать тот или иной предмет на университетском уровне. Таким образом, школьная система образования в США хороша для тех, кто хочет учиться, но не нацелена на общее повышение образованности в стране.

Государственные и частные школы в США

По типу финансирования школы в США делятся на государственные (public schools) и частные (private schools). Уровень преподавания в государственных очень разнится не только от штата к штату, но и даже внутри одного города. Дело в том, что финансирование государственных школ происходит за счет бюджета округа (чаще всего из налогов на недвижимость). В результате школы в «дорогих» районах имеют хорошее обеспечение, и как следствие - материальное оснащение, сильный преподавательский состав и общие высокие показатели успеваемости. Так как по законам США ребенок может посещать только ту школу, к которой он относится по месту проживания, такая система приводит к увеличению стоимости недвижимости в районах с «сильными» школами. Налоги возрастают, школа получает еще большее финансирование. Обратная ситуация в «дешевых» районах: недостаток финансирования приводит к тому, что школы так и остаются слабыми.

Частные школы - это финансово независимые организации, получающие дотации от спонсоров, а также взымающие плату за обучение. Наличие высокого уровня финансирования позволяет поддерживать высокий уровень успеваемости: великолепное материально-техническое оснащение, сильный преподавательский состав и небольшие по размеру классы делают эти заведения «колыбелями» будущих дипломатов, политиков и топ-менеджеров. Полученное здесь образование открывает двери в большинство топовых вузов мира. Стоит сказать, что число граждан США в частных школах зачастую составляет менее 50%: больший интерес они представляют для иностранных школьников. Отчасти это связано с миграционным законодательством страны: иностранец может учиться в государственной школе только если семья переезжает в Америку и имеет вид на жительство или если школьник участвует в годичной программе обмена.

Значительные различия между элитными частными школами и «средними» муниципальными также усиливают общую неоднородность в сфере среднего образования Америки.

Высшее образование в США

В систему высшего образования США входят колледжи и университеты - частные и государственные. По данным международных рейтингов, большинство из них входит в число лучших учебных заведений мира. Стоит заменить, что в отличие от европейской системы образования, в Америке между колледжем и университетом качественной разницы нет. К примеру, даже Гарвард, первый в рейтинге за 2016 год , на самом деле делится на школы, колледжи и институты. Различие заключается лишь в том, что колледжи предлагают только программы бакалавриата, а университеты и институты дают возможность заниматься научными исследованиями и продолжить академическую карьеру в магистратуре (1-2 года), аспирантуре (от 3 до 6 лет) и заниматься исследованиями после защиты докторской диссертации. В случае, если специализация студента связана с медициной, правовым или теологическим образованием, схема обучения несколько отличается: по окончанию программы бакалавра учащийся может поступить в высшую профессиональную школу. Подобные учебные заведения существуют при крупных университетах, длительность обучения в них составляет 3 года.

Технические институты и муниципальные колледжи относятся к профессиональному образованию (аналог российских ПТУ), однако могут служить первой ступенью высшего в случае, если после обучения в них студент переводится в университет на программу бакалавриата. Как правило, перевод осуществляется на 2 или 3 курс.

Система высшего образования США характеризуется еще большей свободой в сравнении со школами. Большинство вузов принимают студентов не на конкретный факультет, а просто в университет. Впрочем, абитуриенты чаще всего выбирают все-таки вуз, который наиболее силен в той области, изучать которую они и планируют. Например, Массачусетский Технологический Институт знаменит разработками в области роботехники и искусственного интеллекта, но, если планы поменялись, там можно изучать и историю, и театр, и литературу. Это связано с тем, что в течение двух первых лет студент может брать практически любые курсы, предлагаемые в стенах учебного заведения. Единственным требованием является достаточное количество заработанных «кредитов» (credits ), которые учащийся получает за успешно освоенные дисциплины. На 3 курсе требуется определиться со своей специализацией и выбрать major - основную область профессиональных интересов. Именно по ней и будет получен диплом. Однако благодаря тому, что студент волен сам формировать свой учебный план, в США возможно получение самых редких специальностей на стыке различных профессий.

Демократичность в формировании учебного плана однако предполагает достаточно дисциплинированное отношение к учебе: это и посещение занятий, и своевременная сдача всех контрольных и исследовательских работ. Последнему в системе высшего образования США уделяется особое внимание: помимо привычных россиянам лекций и семинаров, студентам американских вузов приходится много времени проводить над исследованиями или проектами. Зачастую они выполняются не индивидуально, а группой студентов: в США уверены, что обучение может строиться не только по схеме «от преподавателя к студенту», но и «от учащегося к учащемуся». Также подобная работа развивает умение трудиться в команде, что высоко ценится не только в учебной среде, но и впоследствии работодателями.

Наконец, не последним фактором, сделавшим американскую систему высшего образования столь почитаемой во всем мире, является финансово-материальное обеспечение. Оно позволяет не только поддерживать прекрасное оснащение вузов, но и содержать штат действительно сильных преподавателей, которые зачастую приезжают в США из других стран.

Все вместе - сильная академическая подготовка, возможность выбора дисциплин исходя из собственных профессиональных планов, ориентированность образования на реальные секторы экономики - позволяет оставаться системе высшего образования в США сильнейшей в мире.

Система образования в Америке неоднородна. Начальные и средние государственные школы США не всегда внушают доверие. Они предлагают набор базовых предметов, которых одаренному ученику, скорее всего, покажется недостаточно. Родители, прочащие своим детям успешную карьеру, предпочитают отправлять их в частные школы. Однако американские вузы и колледжи, как частные, так и государственные, из года в год венчают мировые рейтинги. В них сочетается демократичность учебного процесса и высокий уровень образования, поэтому целеустремленный студент может быть уверен, что получит от учебы именно то, что нужно.

✰✰✰✰✰

Система образования в США включает в себя 4 уровня образования: начальное, среднее, высшее и постдипломное.

Начинается в возрасте около 5 лет, когда дети идут в нулевой класс начальной школы. Начальное школьное образование в США продолжается до 5 или 6 класса, после чего начинается средняя школа, заканчивающаяся 8 классом. Старшая школа (high school) составляет 4 года обучения - от 9 до 12 класса. Среднее образование заканчивается в 18 лет.



Оценка учащегося по тому или иному предмету складывается не только на основании результатов тестов, но и из отношения к учебе, участия в жизни класса и т. д. Государственными экзаменами являются SAT и ACT - общие академические тесты на общие способности, знание математики и уровень языковых навыков, которые одновременно являются вступительными в колледжи и университеты.

Выпускники школ, работающих по системе образования США , получают диплом High School Сertificate. Этот диплом признается университетами США и Канады. С 9 по 12 класс школьники готовятся к сдаче выпускных экзаменов, после которых они получают High School Graduation Diploma.

Есть и специальный 13 класс - Advanced Placement Programme . Он для тех, кто желает глубже изучить те предметы, по которым планируется специализация в университете. Выпускники этого класса могут быть зачислены сразу на 2-й курс университета. Далее желающие получить высшее образование могут поступать в колледжи или университеты, где получают за 4 года, степень бакалавра.

Старшая школа (High Schools) нацелена на поступление в колледжи в США и Канаде, бизнес-школы и другие вузы. Диплом имеет международное признание и вручается после окончания старших четырех классов средней школы. Обязательное условие - студенты должны быть старше 18 лет до 1 сентября того года, в котором они закончат обучение.

Студенты, обучающиеся по этой программе, должны сдать SAT или ACT в 11 или 12 классе, и если английский не является родным языком, они должны пройти тест TOEFL или IELTS в 12 классе. Студенты должны получить около 100 кредитных часов по каждому предмету, кроме того, они должны набрать от 20 до 24 кредитов (в зависимости от штата), чтобы получить доступ к высшему образованию.

Академические кредиты американские школьники начинают зарабатывать начиная с 9 класса. Система образования предполагает начисление одного кредита за каждый успешно сданный предмет. Всего надо набрать 20-24 кредита (зависит от штата), чтобы стать обладателем диплома.

В 12 классе High School появляется возможность выбрать курс для углубленного изучения предметов старшей школы США. Это и есть программа Advanced Placement. Результаты подготовки по АР дают льготы при поступлении в 90% вузов США, Канады, Великобритании и еще более 50 государств. Американские вузы не хотят принимать абитуриентов, сдавших АР на оценку менее 3 по пятибалльной системе. Зато при сдаче предметов на «отлично», есть шанс получить приоритет даже при поступлении в Принстонский, Гарвардский и Йельский университеты.

Требования к английскому языку для поступления на программу обучения High School: минимальная оценка TOEFL 500 или Cambridge First Certificaуte

Позиции США в рейтинге стран по качеству школьного образования (по результатам исследования PISA)

✰✰✰

Доля учащихся на максимальный балл хотя бы по 1 предмету

Доля неуспевающих по 3 предметам

в области естественных наук

в области математики

в чтении и критическом осмыслении прочитанного



1 1 1 39,1% 4,8%


7 10 2 22,7% 5,9%


5 13 4 21,4% 6,3%


14 17 5 15,5% 6,8%

11 16 10 19,2% 9,8%


10 5 27 29,3% 4,5%


12 21 11 20,5% 10,6%

13 8 27 22,2% 10,1%

15 26 21 16,9% 10,1%

25 31 20 13,6% 13,6%

32 24 26 13,0% 7,7%


29 27 30 14,0% 13,7%

Рейтинг составлен специалистами Medelle по данным международного тестирования старшеклассников PISA государственных школ 72 стран (стран-членов ОЭСР и стран, взаимодействующих с ОЭСР). При оценке результатов принимается во внимание не столько сумма усвоенных теоретических знаний из школьной программы, сколько умение применять на практике в реальной жизни полученные в школе знания. Рейтинг построен по полученным каждой страной баллам в тестировании (чем больше балл, тем выше позиция в рейтинге). Итоговый общий рейтинг высчитан как среднее арифметическое между оценками по 3 областям знаний.

Особенности школьного образования в США (по данным ОECD - Организации экономического сотрудничества и развития - за 2013 год)

✰✰✰✰

ОЭСР

Позиция среди стран ОЭСР

Доля населения с высшим образованием

5 из 36

Ожидаемый процент молодежи до 25 лет, поступающих в вузы

Ожидаемая доля молодежи, которая получит полное высшее образование

Годовые затраты на 1 школьника, USD

5 из 38

Доля частных расходов

Соотношение числа учителей и числа учеников

Число учебных часов в году в старшей школе

3 из 37

Соотношение средней зарплаты учителя старшей школы к средней зарплате служащих с высшим образованием

Индекс развития человеческого потенциала (HDI)

0,92

5 из 188 в мире

% школьников, получивших аттестат зрелости, позволяющий быть зачисленным в вуз

✰✰✰✰

Все вышеперечисленные статистические данные касаются государственных школ.

Преимущества школьного образования в США

  • Возможность обучения в государственных школах для иностранцев (только 1 год) ✰✰✰✰
  • Гибкость школьной программы ✰✰✰✰✰
  • Профориентационные летние школы для старшеклассников ✰✰✰✰✰
  • Летние семестры в вузах, дающие возможность получить академические кредиты ✰✰✰✰✰

Учеба в США

9 из 10 американцев учатся в государственных школах. Остальные идут в платные частные школы, многие из которых - религиозные. Частные школы, часто дорогие и с конкурсом на поступление, готовят выпускников к поступлению в наиболее престижные вузы.

Учеба в США: начальная школа . Из академических предметов преподаются арифметика, чтение и письмо. Естественные и общественные науки почти не даются.

Учеба в США: средняя школа . Ученики в обязательном порядке изучают математику, английский язык, естественные и социальные науки, обязательна и физкультура. Один или два класса ученики выбирают сами (иностранный язык, искусство и технологии).

Учеба в США: старшая школа . Ученики выбирают дисциплины самостоятельно, но в рамках обязательных областей. Нужно набрать определенное число кредитов (за каждый предмет дается определенное число кредитов) в точных науках, в общественных науках и т.п. В большинстве штатов необходимо сдать 9 предметов.

Стоимость обучения в частных школах в США

✰✰✰

Цены на обучение и проживание в частных школах США варьируются от 15"000 USD до 50"000 USD, что дешевле школ в Швейцарии и Великобритании, но дороже Ирландии, Канады, Германии.



Программы

Учеба по стандартам школьного образования США

Американская (так же как и британская) секция есть во многих международных школах Швейцарии и других стран, они очень популярны у иностранцев. Преимущество обучения в американских школах за пределами США в том, что будучи изначально основанными для детей разных национальностей, эти школы более гибки и лучше адаптированы для иностранцев. Ну а главное - в атмосфере: в любой швейцарской школе воссоздается атмосфера семьи, к чему в США не слишком стремятся. В США школы больше похожи на университетские кампусы.

При этом подготовка в англоязычные университеты в Швейцарии поставлена на самом высоком уровне: устраиваются регулярные встречи с представителями университетов Великобритании, США, Канады, работают службы размещения по университетам (University Placement), рассматривающие предварительные заявки студентов и подыскивающие реальные варианты размещения по месту учебы.

Выпускники школ, работающих по системе образования США, принимаются для зачисления без экзаменов в университеты не только США, но и Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и других англоязычных стран, а так же в некоторые вузы континентальной Европы и Азии.

Тем, кто учился не по системе среднего образования США , для поступления в университеты США и Канады необходим сертификат TOEFL (Test of English as a Foreign Language) - это давно известный экзамен по английскому языку, разработанный и проводимый американской службой тестирования в области образования (Educational Testing Services - ETS).