История ярославской области. Старые традиции

В 1826 году француз Транкий Яр открыл ресторан в доме Шавана на Кузнецком мосту. Место было выбрано не случайно: в доме Людвига Шаванна находились также модные магазины вин, нюхательного табака, духов, шляп, тканей и книг.
«Московские ведомости» писали об этом событии так: «Открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».
В конце XIX - начале XX веков в «Яре» работал цыганский хор Ильи Соколова. Выступали знаменитые певицы - Олимпиада Фёдорова (Пиша), а позднее - Варвара Панина (Васильева).
В 1895 году в свою собственность «Яр» приобрел купец Алексей Судаков. Через 15 лет он поручил архитектору Адольфу Эрихсону выстроить новое здание в стиле модерн: с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Внутри располагались Большой и Малый залы, императорская ложа и кабинеты, один из которых получил название «Пушкинский», в память о поэте, написавшем о «Яре»:
«Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?»
Здесь проводили время особы императорской фамилии, представители литературной богемы, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы. Ресторан играл роль места встречи тех, кто вершил историю:
поэт и писатель Александр Пушкин,
писатель Александр Герцен,
исследователь Николай Пржевальский,
художник Карл Брюллов,
художник Алексей Венецианов,
композитор Михаил Глинка,
архитектор Доменико Жилярди…
В «Яре» студенты традиционно заканчивали празднование Татьянина дня. Сюда приезжали обедать из Петербурга. В те годы кто-то из великих заметил: «в «Яръ» не идут - в «Яръ» попадают».
Наиболее частыми посетителями ресторана были:
певец Федор Шаляпин,
писатель Антон Чехов,
писатель Максим Горький,
писатель Александр Куприн,
писатель Леонид Андреев,
поэт Константин Бальмонт,
купец и меценат Савва Морозов,
историк Владимир Гиляровский,
адвокат Федор Плевако...
После Октябрьской революции ресторан закрыли. Алексея Судакова арестовали. Некоторое время, в период НЭПа, в здании «Яра» ресторан ещё работал. Позднее здесь размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК, клуб лётчиков.
В 1952 году здание было ещё раз перестроено. И выполнено в стиле сталинского ампира, в нём открылась гостиница «Советская» с одноимённым рестораном. Он считался официальным и был широко известен в правительственных и дипломатических кругах. Поэтому наиболее важных и именитых гостей принимали именно здесь. В разные годы ресторан посетили:
генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев,
премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер,
канцлер ФРГ Конрад Аденауэр,
премьер-министр Индии Индира Ганди,
губернатор штата Калифорнии Арнольд Шварценеггер,
знаменитый актер Жан-Поль Бельмондо,
французская певица Мирей Матье...
C 1998 года «Яръ» вернул себе былую славу и вновь открыл свои двери для гостей:
Юрий Лужков,
Борис Березовский,
Анатолий Чубайс,
Алексий II,
Пьер Карден…
Не менее известен и визит Алена Дюкасса, который считается лучшим поваром мира. Ресторан «Яръ» является единственным реальным российским партнером знаменитого кулинара.
Сегодня «Яръ» полностью обновлен. Дизайнеры произвели реконструкцию и восстановили дореволюционный внешний вид ресторана, отреставрированы фрески эпохи модерн, заработала люстра 1912 года, во внутреннем дворике включили фонтан, созданный по образу и подобию фонтана Большого театра.


Оксана Сергеева-Маленькая

Легендарный ресторан "Яръ" - детище французского повара господина Транкиля Ярда - поначалу, 1 января 1826 года, разместился в доме купца Шаванна на углу Кузнецкого Моста и Неглинной. Скоро он стал пользоваться огромной популярностью у гурманов, полюбивших "Яръ" за изысканное меню и отличные винные погреба. Одним из завсегдатаев "Яра" на Кузнецком был Александр Пушкин, запечатлевший память о ресторане в одном из своих произведений.
Позже - с 1848 по 1851 гг. - "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке. Но вскоре открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе, во владении генерала Башилова, сдавшего свою усадьбу под ресторацию. Дело в том, что для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать. Купцы и молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты не отваживали от него другую публику. В "Яръ" частенько захаживали Брюсов, Чехов, Куприн, Шаляпин, Станиславский, Гиляровский, художники, литераторы, адвокаты...
В 1895 г. "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Доходы от этой гениальной идеи дали возможность перестроить ресторан. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами, с летним садом на 250 мест, с фонтаном, каменными гротами и беседками, увитыми плющом. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
Ресторан в 1910 году был оценен в 10 миллионов рублей золотом, громадная цифра. Ресторан с его обслуживающими строениями занимал целый квартал, у ресторана была собственная электростанция, собственная водонасосная станция, парк автомобилей, своя конюшня, летняя веранда, цветники, заднюю часть владений обрамляли "горы" - сделанные из привезенных с Кавказа камней.

Дом справа от здания отеля Советский - дом для служащих ресторана. Ранее его боковая башенка-эркер была украшена шпилем. Слева от ресторана находился дом самого Судакова, он, к сожалению, не сохранился.

В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским. Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов. Как-то зимой он поехал в любимый ресторан, но его туда не пустили -какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп". Савва попытался возмущаться, дескать, он постоянный клиент, немало денег тут оставил, но в ресторан его все же пустить отказались. Тогда разозлившийся Морозов поехал в Петровский парк, набрал там какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену, дабы через нее въехать в ресторан на прямо тройке. Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию: "Отец родной, да что ж ты делаешь, мы же без заработка останемся", в общем, уговорили его, он расплатился со всеми "взломщиками", плюнул на все и уехал.
Известнейший миллионер Хлудов приходил в Яръ в сопровождении ручной тигрицы.
А то ещё в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.
"Яръ" посещали Григорий Распутин и Феликс Юсупов, Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...
После революции ресторан закрыли, с потолков сорвали лепнину, уничтожили фонтан и сад, имущество ресторана вывезли. Судакова арестовали. Судьба владельца Яра трагична - после революции его и его детей часто арестовывали, вызывали ЦК, регулярно "трясли", считая его обладателем огромного состояния, он не мог эмигрировать за границу. Позже Судаков работал простым бухгалтером в обычной советской конторе. Доживать свой век он уехал в деревню. О "Яре" он говорить не любил, эта тема была для него закрытой. После смерти его, якобы, похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Таковы взлет и падение владельца "Яра", начавшего свою карьеру с "мальчика" в чайной, добившегося всего своим трудом, умом и талантом, превратившего культовый ресторан практически в империю, и закончившего обычным служащим в государственной организации...
До 1952 года в здании бывшего ресторана размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК и Дом летчика. В 1952 году к зданию ресторана "Яръ" по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле русский ампир. Сейчас прежнее здание выглядит почти неузнаваемым, только по арочным окнам можно идентифицировать судаковский «Яръ». "Яръ" был переименован в ресторан "Советский". Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.
Ресторан "Советский" получил широкую известность как «ресторан для привилегированных» - дипломатов, партийной верхушки и приближенных. В эти годы «Советский» не раз отмечался вымпелами и почетными наградами. Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.
Со временем ресторан пришел в упадок, однако с 1998 года он пережил свое очередное рождение под прежним именем – «Яръ». Ресторан был отреставрирован - здесь полностью восстановили дореволюционный интерьер, привели в порядок фрески начала века на потолке и стенах, починили люстру 1912 года, воссоздали фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.
Такова история ресторана "Яръ".

Рестораны появились в Петербурге и Москве лишь в третьем десятилетии XIX века, став символами заграничного шика. Легендарный ресторан «Яр» появился в Москве первым и так и остался непревзойдённым, разбавив заведение в стиле запада чисто восточным разгулом. Популярность «Яра» продолжала расти, и, достигнув пика в 1910-е годы, канула в бездну вместе с дворянской и купеческой Россией, для того, чтобы возродиться через столетие.

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."

А.С. Пушкин

История легендарного «Яра» начинается с 1826 года, когда на Кузнецком мосту в доме купца Шаванна «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах» (современный адрес: Кузнецкий мост, 9 – ред.). Так было заявлено в газете «Московские ведомости».

Стоит ли говорить, что это совершенно не соответствовало действительности? Даже завтрак в «Яре» обходился в сумму, равную стоимости обоза зерна, а жареная пулярка (жирная, откормленная курица-гриль, приготовленная по специальному рецепту) тянула на 25 руб. серебром - сумму, равную месячному бюджету семьи среднего достатка. А ведь одну курицу на ужин в «Яре» не закажешь.

Россия 19-го века активно перенимала западные технологии, умело адаптируя их под собственные реалии и нередко этой самой адаптацией занимались обрусевшие иностранцы. Название «Яръ» не имеет ничего общего с оврагом, ресторан был основан иностранцем, французом Транкилем Ярдом, в 1826 году, и унаследовал фамилию своего родителя. Место на Кузнецком мосту было выбрано бойкое: в доме Людвига Шаванна находились также модные магазины вин, нюхательного табака, духов, шляп, тканей и книг.

Ресторан Транкиля Ярда посещали известные люди, он был в полном смысле слова элитным местом. Здесь проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы. В «Яре» в полной мере чувствовался «дух времени», легендарный ресторан играл роль места встречи тех, кто вершил историю. Завсегдатаями «Яра» были Савва Морозов и Гиляровский, заходили сюда Плевако, Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Леонид Андреев, Бальмонт, Шаляпин и Распутин.

Пушкин упомянул любимый ресторан в стихотворении «Дорожные жалобы»: «..и с телятиной холодной трюфли «Яра» вспоминать..». В мемуарах «Былое и думы» литератор Александр Герцен вспоминал, как он с приятелем ходил в «Яръ» обедать: «Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали oukha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные».

Несмотря на чудовищную дорогозивну, «Яръ» очень скоро стал законодателем мод в ресторанном мире. Старое скромное помещение перестало вмещать всех желающих, и уже в 1848 году ресторан переезжает на Петровку, поближе к саду Эрмитаж. Однако сад Эрмитаж так же не мог вместить всех желающих посетить «Яръ». К тому же здесь не было простора для широты размаха и воплощения всех идей. «Яръ» переезжает последний раз - на Петербургское шоссе.

Сейчас это начало Ленинградского проспекта - престижный, почти центральный район, а тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки - все в «Яръ».

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем были самые красивые и голосистые. Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям - удовлетворение любых (абсолютно любых) прихотей и поражение воображения - делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы. Осечки случались редко.

«Кто не помнит знаменитого Яра с его супом a la tortu из телячьей головки, который нисколько не уступал вкусом настоящему черепаховому, – писал в 1858 году журнал «Москвитянин», – с его бивстексом, с труфлями, с его куропатками жареными en Perigord, в которых опять труфелей было больше, чем мяса, с его цыплятами в январе месяце, с свежими бобами, с его кропадинами из молодых тетеревов, паровыми лещами и, наконец, с его матлотом из стерлядей?»

В 1871 году «Яръ» становится собственностью купца Федора Аксенова и в последующие десятилетия поражает современников оригинальностью и масштабом купеческих кутежей. Представьте себе раскрытый рояль, полный до краев водой, в которой плавают рыбки - так в «Яре» подгулявшие купцы играли в аквариум. На удовлетворение прихотей здесь денег не жалели. Более того, старались изобрести что-нибудь эдакое, чего до этого не делал никто: это был вопрос престижа. Рассказы о купеческих причудах передавались из уст в уста с оттенком удивления и восхищения, становились легендами, оседали в анекдотах и мемуарах.

Постепенно в «Яре» сформировался своеобразный прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей стоило, к примеру, 120 рублей, запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Впрочем, «Яръ» от такого разорения только богател: вся обстановка предусмотрительно страховалась на солидные суммы. Гость платил «за удовольствие», страховая компания - за ущерб.
Официанты тоже не были обижены - чаевые, если гость был доволен, раздавались пачками.

Каждый сходил с ума по-своему - кто-то приходил в «Яръ» не иначе как в сопровождении ручной тигрицы, кто-то поил дам шампанским из бокала с горстью бриллиантов на дне, и за всем этим наблюдал довольный хозяин, умевший грамотно подстегнуть богачей и наживавший на этом разгуле огромные барыши.

Продолжая вкладывать в «Яръ» деньги, Аксенов предпринимает глобальную перестройку здания. Ресторан должен был стать настоящим дворцом с зимним садом, фонтанами и бассейнами, оснащенным по последнему слову техники. Для «Яра» была заказана уникальная мебель, проект уже был запущен но... неожиданная смерть помешала воплощению наполеоновских планов Аксенова.

В 1895 г. «Яръ» достается выходцу из крестьян-ярославцев, Алексею Акимовичу Судакову. Ярославские крестьяне издавна уходили на заработки в московские трактиры и рестораны. Так что Алексею Акимовичу, несмотря на 27-летний возраст, опыта было не занимать: начинал он мальчиком в чайной, затем дорос до хозяина трактира. Судаков не загубил дела своих предшественников, более того, именно при нем «Яръ» стал самым знаменитым рестораном России стоимостью без малого в триста тысяч рублей.

В 1910 году "Яръ" наконец перестроен: из скромного деревянного дома он превратился в роскошный дворец с колоннами. Здание было перестроено знаменитым архитектором, работающим в стиле модерн - Адольфом Эрихсоном. Дореволюционный «Яръ» был великолепен и эклектичен: помимо Большого и Малого зала в имперском стиле в «Яре» существовали отдельные кабинеты в мавританском, русском и французском стилях.

Кабинеты были рассчитаны как на высоких гостей, так и на публику попроще. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. «Яръ» с «погребами и садами» занимает уже целый квартал. При нем образуется небольшой поселок, в котором живет армия служащих.

В начале ХХ века ресторан первым завел гараж, откуда за клиентами выезжали авто в любое время суток. В «Яре» вели учет именитым клиентам: на входе в ресторан стояло чучело медведя с серебряным подносом в лапах, и к концу ночи на подносе вырастала гора визитных карточек, оставленных гостями. Пресса сообщала, что новое здание ресторана «превзошло всякие ожидания по богатству и даже роскоши отделки, а главное – по огромному вкусу и изяществу выполнения. Бывалые люди затруднялись сказать, приходилось ли им видать среди заграничных храмов чревоугодия что-либо подобное по величию и блеску».

Достопримечательностью заведения был огромный резервуар с осетрами и стерлядью, откуда клиент мог выбрать рыбу для приготовления фирменного блюда. «Любитель отварной осетрины подходил к бассейну, – вспоминал современник, – указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывали к вырезу. Если совпадал, значит – рыба та! Без обмана».

Небывало великолепный «Яръ» просуществовал всего несколько лет. В 18-м году Судакова забрали прямо из «Яра» суровые люди в кожанках. Больше хозяин «Яра» в свой ресторан не вернулся. Победивший пролетариат с ожесточением сбивал лепнину, грузил на телеги роскошную обстановку и замазывал роспись на стенах - «Яръ» перестал существовать.

С 1918 по 1952 годы в здании ресторана размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК и Дом лётчика. В 1952 году к зданию ресторана по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле русский ампир (сейчас - отель "Советский"). А в 1952 году, после более 30 лет забвения, вновь открылся ресторан. Правда, называться он стал «Советский», но по-прежнему оставался элитным – здесь бывали только самые-самые. Ресторан в разные годы посетили премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, премьер-министр Индии Индира Ганди, правительственные делегации иностранных держав, известные артисты и другие.

В новую Россию ресторан «Советский» пришёл в весьма плачевном состоянии. В 1998 году новый генеральный директор Валерий Максимов начал реконструкцию «Яра», возрождая его былую славу. На сегодняшний день полностью восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработали люстра 1912 г. и светильники 1952 г., воссоздан фонтан во внутреннем дворике. Медленно возрождаются и традиции, правда, пока современные купцы так не самодурствуют. Впрочем, поживём – увидим…

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."
А.С. Пушкин.

Кто не слышал о легендарном ресторане "Яръ"!

История «Яра» начинается с 1826 года, когда на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана (на фото слева) «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой "ресторации" с гостиницей был француз Транкиль Ярд.

Фото 1900-х гг.

Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига.
У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

Евгений Абрамович Баратынский ..

Петр Андреевич Вяземский 1792-1878.

Антон Антонович Дельвиг (1798-1831).

У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

На всякий случай привожу рецептик* - вдруг захотите попробовать.
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).

Фото кон.19 века.

Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет... — рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".
Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. — "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке**.
А в 1851 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) во владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне.

Фото 1890-х гг. Ресторан "Яръ" на Петербургском шоссе.

Это сейчас начало Ленинградского проспекта — престижный, центральный район «не так уж далеко от Кремля». А тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки — все в «Яръ». Один из самых знаменитых афоризмов о «Яре» - «В «Яръ» не идут — в «Яръ» попадают» - очень точно отражает специфику заведения и его завсегдатаев. В «Яръ» именно «попадали» , достигнув определенного состояния... Опьянения? Нет, состояния души, когда эта широкая русская душа просит удалого разгула, размаха и «никто не моги мне перечить». Вот тогда и мчались тройки в «Яръ», к цыганам.

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна Захаровна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем самые голосистые и самые красивые.

Здесь я сделаю небольшое отступление и немного о цыганах.......

Посмотрите на этого милого человека, это граф Алексей Орлов ("Граф Алехан") (1737-1807) - одна из колоритнейших фигур авантюрного и галантного XVIII века: богатырь, богач, кутила, победитель турецкого флота при Чесме, брат екатерининского фаворита Григория Орлова, похититель княжны Таракановой, создатель породы орловских рысаков и, в конце концов, заведший моду на цыган в России.

Граф Алехан полюбил цыганское пение во времена русско-турецкой войны, и в 1774 году продемонстрировал московскому обществу диковину - цыганский хор и оркестр. Он купил часть хористов на территории современной Румынии, где цыгане находились в рабстве, часть набрал в России из сложившейся к тому времени цыганской этнической группы, а затем дал им вольную.

Руководителем ("хореводом") первого профессионального цыганского хора в России являлся Иван Трофимович Соколов. Артисты были приписаны к мещанскому сословию и поселились на Большой и Малой Грузинской улицах в Москве (этот район как-то не заимел исторического названия).

По примеру Алехана свои цыганские хоры завели в Петербурге другие "екатерининские орлы" Потемкин и Безбородко. Но все-таки "столицей" российских цыган навсегда осталась Москва.

Граф Алексей Орлов и из жизни ушел под пение своего хора. По мнению современных медиков, знакомых по описаниям с симптомами болезни, умер от рака. Перед смертью он так кричал и ругался от боли, что было слышно на улице, и наследники, желая соблюсти благопристойность, приказали цыганам играть и петь как можно громче.

В 1807 году новый руководитель хора, племянник Ивана Трофимовича, Илья Осипович Соколов (1777-1848) - цыганский певец, автор песен, стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики. Московские цыгане к тому времени так прославились, что даже Наполеон захотел полюбоваться на знаменитую русскую забаву. Но в 1812 году хор Соколова, пожертвовав большие деньги на нужды армии, перед приходом французов эвакуировался в Ярославль, а все боеспособные мужчины хора с началом боевых действий вступили добровольцами в гусарский полк.

В 1852 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке (ныне здесь расположен спорткомплекс "Динамо"), на Петербургском шоссе (ныне - Ленинградский проспект). Примерно с этого времени в "Яре" стал выступать Соколовский хор. Дело в том, что тогда для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать (Тверская застава, теперь - площадь Белорусского вокзала).

При новом хозяине ресторана Ф.И. Аксенове в ресторане также появились: большой оркестр, русский и датский хор, также зимний сад с всякими диковинками. В это время хором руководила Анна Захаровна Иванова, талантливая певица и одновременно незаурядный "менеджер". Цыганский хор "от Яра" был лучшим в Москве, а цыганки в нем самые голосистые и самые красивые. В случае если к хористке воспылал любовью какой-либо фабрикант, ему необходимо было выплатить хору большую сумму денег, в подтверждение "серьѐзности" своих намерений. Только после этого хор был "не против", а руководила процессом, конечно же, Анна Захаровна. Следует тут же добавить, что в соответствии с бытующей тогда нравственной атмосферой, все заработанные хором деньги делились на всех, в том числе и на стариков.

Купцы и золотая молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты, не отваживали от него остальную публику.

Следующим владельцем ресторана стал предприимчивый А.А. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Ипподром был тогда центром московской светской жизни, близким к Тверской Заставе и к месту гуляний "чистой публики" - Петровскому парку. Почтенные отцы семейств, покормив детей пирожными в кондитерских парка, вечером могли предаться загулу в "Яре".

В "Яре" проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы, художники, адвокаты. Завсегдатаем "Яра" был Савва Морозов. Заходили сюда Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Станиславский… Во всем этом великолепии был не прочь шумно погулять "народный целитель и психотерапевт" Распутин.

Посетителей "потчевали всякой снедью" в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, "Яръ" считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара "Яра" готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В "Яре" же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.

Великий русский бас Фѐдор Иванович Шаляпин (1873-1938), как только терял интерес к себе публики, приезжал в "Яръ", пел с балкона главного зала, затем устраивал шумную потасовку с посетителями. На следующий день об этом знала вся Москва, аншлаг в "Большом" был обеспечен.

Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Был одним из лучших репортеров столичной прессы, его "коньком" были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли "королем репортеров". Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское "дно". Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Ходили легенды и о физической силе "дяди Гиляя": он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие другие литераторы, художники, актеры. Само собой, Гиляй бывал в "Яре" и красочно описывал кутежи, которыми прославился ресторан.

Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых ) прихотей и поражение воображения — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы с неумолимостью удава .

Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки — в "Яръ".

Фото начала 20 века. Петербургское шоссе. "Яръ" справа за деревьями.

Как говаривали тогда: "В "Яръ" не едут — в "Яръ" попадают". Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в "Яръ". Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны.
В 1871 году владельцем "Яра" становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала.

Фото 1900 г. Старое здание ресторана "Яръ".

В 1895 г. после смерти Аксёнова "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
"Ямщик, гони-ка к «Яру" - песня, посвящённая Судакову, её пели во время торжественного открытия нового здания ресторна.

Фото 1911 г. Новое здание "Яра".

Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским.

Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов.

МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1862-1905)

Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было ещё до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп" (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену - "плачу за всё". Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.
А то в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

Фото 1910 г. Летний зал ресторана "Яръ".

В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нём не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.
В разное время "Яръ" посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

Фото 1910-х гг. Новое здание ресторана "Яръ".

В феврале 1918 года "Яръ" был закрыт. Большевикам тогда было не до рябчиков с ананасами, на повестку дня выдвигался суп из крапивы. От Яра осталась только песня:
Соколовский хор у "Яра"
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Тройка мчится быстро к "Яру",
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор……
Припев:
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда……

После революции ресторан закрыли. Судакова арестовали. Краткое время, в нэп, он ещё поработал как ресторан, а потом здесь поочерёдно прописывались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. В 1930-е гг. он был перестроен под Клуб лётчиков.

Фото нач.1930-х гг.

"Яра" уже не было, а песни о нѐм звучали по всему миру. Там, за океаном, старинную песню "Эй, ямщик, гони-ка к Яру" в сопровождении "американского" цыганского хора запела юная голливудская звезда Дина Дурбин (Deanna Durbin).


Фото кон.1930-х гг. Бывший "Яръ", перестроенный под клуб лётчиков.

В начале 1950-х гг. здание было ещё раз перестроено, теперь уже до неузнаваемости и в нём открылась гостиница "Советская" с одноимённым рестораном. Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.

Фото 1952 г.

Фото 1954 г. А.Тартаковского. Гостиница "Советская".

Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.

Фото 1955 г. Боковой фасад.

Фото 1960-х гг.

В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу "Яра".
На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Источники - http://dedushkin1.livejournal.com; http://allday.ru

ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XV ВЕКА

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ

20 - 15 тысяч лет назад - начало заселения территории края людьми

II тысячелетие до н . э . - фатьяновская культура

I тысячелетие до н . э . - I тысячелетие н . э . - дьяковская культура

IX в . - первое упоминание племени меря, начало заселения края славянами

862 г . - первое упоминание в летописи города Ростова

988 -1010 гг . - княжение в Ростове Ярослава Мудрого

992 г. - начало христианизации Ярославского края

1071 г . - первое упоминание в летописи города Ярославля

1148 г . - первое упоминание в летописи города Углича

1152 г . - основание города Переславля-Залесского

1207 г . - выделение Ростовского княжества

. 1218 г . - выделение Ярославского княжества

1237 - 1238 гг . - нашествие монголо-татар на Северо-Восточную Русь

4 марта 1238 г . - битва на реке Сить

1240 г . - Невская битва

1242 г. - Ледовое побоище

1257, 1262 гг . - восстания в городах края против монголо-татар

1260 - 1299 гг . - официальные даты княжения Федора Черного в Ярославском княжестве

8 сентября 1380 г . - Куликовская битва, в которой вместе с други­ми русскими войсками приняли участие ярославские полки

II половина XV в . - окончательное включение ярославских земель в состав Московского государства

§1. Древнейшая история ярославской земли

Каменный век

Ученых очень давно интересовал вопрос о времени появления человека на территории нашего края. Суще­ствовали разные точки зрения по этой проблеме. Сейчас благодаря археологии мы знаем: наши далекие предки появились на территории Верхней Волги примерно 13-14 тысяч лет назад. Это время древнего каменного века - палеолита.

Самая древняя стоянка людей этого времени назы­вается Золоторучье. Она находится недалеко от города Углича. Археологи обнаружили здесь разнообразные орудия труда из кремня: резцы, топоры, ножи, прокол­ки и другие предметы. Люди этого периода вели охоту на быков, северных оленей, а также на более мелких лесных животных.

В эпоху среднего каменного века - мезолита (12-10 тысяч лет назад) на территории нашего края жили племена охотников и рыболовов. Эти племена строили свои поселения по берегам рек.

Во время охоты они умели использовать не только копье, но также лук и стрелы. В их жизни большую роль играли рыболовство и собирательство.

Люди жили небольшими родовыми общинами, а для жилья использовали вырытые в земле небольшие полу­землянки.

Примерно 8-6 тысяч лет назад наступила эпоха но­вого каменного века - неолита. Люди этого времени продолжали заниматься охотой и рыболовством. При архе­ологических раскопках были найдены кремневые нако­нечники стрел и копий, костяные гарпуны, рыболовные крючки, деревянные ловушки для рыб. Наши предки зна­ли и различные средства передвижения - лодки, лыжи, сани, плоты.

Одна из стоянок людей эпохи неолита была обнару­жена в 1970-е годы прямо на территории современного Ярославля - в Заволжской части города, напротив Стрелки. Это стоянка Заволжье. Она существовала при­мерно 6-4 тысячи лет назад. Это самое древнее поселе­ние человека на территории Ярославля.

Как видно из приведенных примеров, в эпоху ка­менного века территория нашего края начала заселять­ся первобытными охотниками и рыболовами.

Бронзовый век

На территории Ярославского края известны и племе­на бронзового века. Эти племена были названы фатьянов-скими, потому что первые следы этих племен были обна­ружены у деревни Фатьяново недалеко от Ярославля.

Сейчас известно множество могильников этих пле­мен. Например, Волосово-Даниловский, где было найде­но около 120 захоронений.

Фатьяновцы были скотоводами. Они разводили сви­ней, овец, коров и лошадей. Подсобными занятиями были рыболовство и охота. В погребениях встречались кости медведей, кабанов, оленей и других зверей. Во всех могильниках обнаружены поделки из костей медведя, его зубы и клыки. Вероятно, медведь считался у фатьянов-цев священным животным, покровителем скота. Пере­житки медвежьего культа сохранялись на территории Ярославского края и в дальнейшем.

Фатьяновцы использовали орудия труда из бронзы, но у них долго сохранялись и изделия из камня.

Они сами занимались металлообработкой, умели вы­плавлять топоры, наконечники копий, а также всевоз­можные металлические украшения - колечки, перстни, браслеты.

Гончарным де­лом у фатьяновцев занимались жен­щины. Они лепили из глины сосуды, а затем обжигали их на костре. Пле­мена фатьяновцев находились на ста­дии патриархата, то есть главную

роль в хозяйстве и управлении играли мужчины. Хозяй­ственная деятельность была строго разделена по полу и возрасту. Продолжительность жизни доходила до 40 лет, хотя в некоторых погребениях похоронены люди и в воз­расте от 50 до 60 лет.

Позднее фатьяновские племена столкнулись с мно­гочисленными финно-угорскими племенами и раство­рились в них. А пережитки фатьяновской культуры прослеживаются археологами вплоть до появления на Верхней Волге славянских племен.

Железный век

А как жили наши далекие предки в эпоху железно­го века? Об этом мы также можем судить по материа­лам археологических раскопок. Они свидетельствуют о том, что лесная полоса была заселена тогда многочис­ленными племенами дославянского, финно-угорского населения - дьяковцами. Их назвали так по имени го­родища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой.

Городище Березняки (Реконструкция)

Одно из таких городищ суще­ствовало на территории централь­ной части современного Ярослав­ля. Ученые назвали его Медведиц-кое городище. Оно находилось на берегу Медведицкого ручья при­мерно в том месте, где сейчас нахо­дится церковь Спаса на Городу.

Самым известным поселением дьяковцев на нашей территории является городище Березняки, рас­копанное археологами недалеко от Рыбинска в том месте, где в Волгу впадает речка Сонохта. Это городище представ­ляло собой хорошо укрепленный рвом, валом и бревенчатой оградой поселок. В нем обнаружены остатки большого дома в центре поселка, кузницы, нескольких жилых построек,

а также так называемый «домик мертвых» с находками пережжен­ных костей. Возможно, это остатки трупосожжений.

Жители поселка занимались изготовлением железных орудий труда, а также скотоводством. Ар­хеологами были найдены желез­ные топоры, ножи, наконечники стрел, бронзовые и стеклянные украшения.

Еще одно поселение дьяков­цев - Попадьинское селище. В от­личие от городища селищем в археологии называют неукреплен­ный поселок. Этот поселок сущест­вовал на расстоянии около 20 км от Ярославля в районе современного санатория «Красный Холм». Он располагался на возвы­шенном правом берегу Волги в том месте, где в нее впадает небольшая речка Пекша.

Археологи раскопа­ли большесемейный дом. Он представлял собой бре­венчатую постройку дли­ной 20 метров и шириной 6 метров с углубленным земляным полом.

В доме находились три действующих и два забро­шенных очага. Это были углубления в полу около одного метра диаметром, выложенные по окружно-СТИ камнями.

В центре дома была небольшая глинобитная печь, стоявшая на камнях. Такой многоочажный дом говорит о разложении родовых отношений у дьяковцев и о выделе­нии отдельных семей. Эти семьи строили бревенчатые дома с земляным полом и каменными очагами. Размеры таких семейных жилищ составляли около 25 квадратных метров. Всего на поселении существовало 12 построек.

Жители селища занимались скотоводством и земле­делием. Среди домашних животных преобладали свиньи и лошади, мясо которых употреблялось в пищу. Из кос­ти жители делали разнообразные орудия труда, а также резные фигуры животных. Была найдена, например, костяная фигурка медведя. Эта находка связана с рели­гиозными представлениями населения, среди которого продолжал существовать культ медведя. Пережитки этого культа сохранились до X-XI веков и в дальней­шем нашли отражение в ярославском гербе.

Жители Попадьинского селища занимались также рыболовством, об этом говорят находки грузил. Охота давала им пушнину - товар, который обменивался на металл и украшения. Среди находок встречаются при­возные вещи, например, крестовидные фибулы (застежки), которые тогда были распространены в Южной Прибалтике, а также стеклянные бусы.

Попадьинское селище было внезапно покинуто жи­телями в связи с какой-то катастрофой, которая закон­чилась пожаром. Спасаясь от пожара, жители были вынуждены оставить многие вещи, по которым археоло­ги и восстановили жизненный уклад поселка.

Меряне

В VI-IX веках на территории Ярославского Повол­жья обитали племена финно-угорской этнической груп­пы - меря, которые исторически являлись преемниками дьяковцев.

О мерянах нам известно не только по археологиче­ским памятникам. О них сохранились некоторые летопис­ные свидетельства. Известная русская летопись «Повесть временных лет» под 907 годом рассказывает о меря как о племени, которое живет в районе озер Неро и Клещино (Плещеево). В том же году, сообщает летописец, меряне участвовали в походе киевского князя Олега на Византию.

Ярославское Поволжье являлось окраиной земли мери, но и здесь сохранились следы их пребывания. Известное мерянское селище Медвежий угол находилось на Стрелке, в центре современного Ярославля. Именно с ним легенда связывает приезд сюда князя Ярослава Мудрого, убийство медведя и основание города. До сих пор на карте Ярославской области сохранились много­численные мерянские названия населенных пунктов, рек, озер и т. п. Например, Тимерево, Которосль, Курба, Нерль, Неро, Туношна, Толга и другие.

Наиболее известным мерянским поселением на на­шей территории было Сарское городище. Оно существо­вало с VII по XI век в месте впадения реки Сары в озеро Неро. В городище было развито кузнечное, бронзолитей-ное и ювелирное производство.

Археологи обнаружили там большое количество предметов труда, оружия, украшений, клады монет и торговый инвентарь, что говорит о развитых торговых связях поселения. Хозяйство жителей поселения осно­вывалось на земледелии и скотоводстве. Среди домаш­них животных преобладал крупный рогатый скот.

Славянская колонизация края

В IX веке в Волго-Окском междуречье появились первые славянские поселенцы. Они создавали здесь но­вые поселения или оседали на уже обжитых землях. Местные жители - меря - частично были вытеснены славянами, частично вошли в состав нового населения и довольно быстро растворились среди славян.

Самые известные археологические памятники этого периода - Тимеревский, Михайловский и Петровский могильники. Они были открыты еще в конце XIX века недалеко от Ярославля и получили свои названия по близлежащим населенным пунктам.

В XX веке археологи подробно изучили эти памятни­ки и обнаружили много интересного. Рядом с Тимерев-ским могильником было открыто крупное поселение. На его территории на берегу реки Сечки в 1968 году был найден клад серебряных восточных монет - дирхемов, которые относились к VIII-IX векам. Часть клада была утрачена, но все-таки удалось собрать около 1500 монет.

В 1973 году на бе­регу той же речки был обнаружен еще один клад дирхемов числен­ностью около 2760 мо­нет. Ученые установи­ли, что найденные монеты чеканились на огромной территории - Дирхем из Тимеревского поселения в Средней Азии, в Персии, в Сирии, на Аравийском полуострове и в других местах. Эти сведения позво­лили ученым сделать вывод об очень тесных торговых связях на­шей территории со странами Восто­ка через Великий Волжский путь. Среди находок археологи обна­ружили и «скандинавский след». Во время раскопок археологи нашли мужское погребение с мечом, боевым ножом и другими воинскими доспе­хами. Рукоятка меча была укра­шена орнаментом, а на клинке вид­нелась надпись на латыни - ULFBERHT. Это было клеймо известной Рейнской мастерской, что говорило и о торговых связях нашей

земли с Западной Европой.

Найденные вещи, а также изучение погребений лю­дей привели ученых к очень важным выводам. Оказа­лось, что среди захоронений X века 13 % относились к скандинавским, 12 % - к славянским и 75 % - к финно-угорским. Состав населения был смешанным, но пока преобладали меряне.

Уже в XI веке славянский элемент значительно уве­личился, скандинавский почти исчез, а мерянский сильно сократился. Как говорят ученые, славяне ассимилировали мерян. Так шел процесс формирования населения Яро­славского Поволжья.

На первом этапе в славянской колонизации участво­вали ильменские славяне, пришедшие из новгородских земель. Затем в этот процесс включились вятичи, кото­рые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и да­лее вверх по ее притокам.

Из Ярославского Поволжья через озеро Неро славя­не попадали на Клещино озеро. Городище Клещин из центра мерянской округи стало для них опорным пун­ктом при освоении Залесского края. Славяне селились на незанятых территориях без военного захвата мерян-ских земель. Археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ. Местная мерянская знать вошла в состав славянской знати.

Славянская колонизация сопровождалась культур­ным влиянием на племена мерян. Смешение славянских и мерянских племен облегчалось еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика.

Это интересно

Среди монет второго Тимеревского клада, кото­рый насчитывал около 2760 восточных монет, ученые обнаружили несколько очень редко встречающихся, уникальных монет. К ним относится, например, дирхем правителя Арабского халифата Идриса II (820-821 гг.), отчеканенный в городе Ватите. На се­годняшний день в мире известны только две такие мо­неты. Одна хранится в нумизматической коллекции Национальной библиотеки в Париже. А вторая, яро­славская, была передана на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж в Петербурге.

1. К какому времени можно отнести появление пер­вых людей на территории нашего края? Найдите на карте Ярославской области и покажите места первых поселений человека в крае.

2. Расскажите о хозяйственной деятельности пле­мен каменного века.

3. Расскажите о хозяйственной деятельности жите­лей железного века.

Ярославский край с древнейших времен до конца XV века

4. Каким образом люди древнейшего периода изготав­ливали орудия труда?

5. Расскажите о наиболее известных поселениях древ­них людей в нашем крае (Попадъинское селище, Березняки, Медвежий угол и другие).

6. Найдите на карте Ярославской области географиче­ские названия, имеющие финно-угорское происхожде­ние. Какие этнические группы участвовали в фор­мировании древнерусского населения Верхневолжья?

7. Какие интересные находки были сделаны археоло­гами при раскопках Тимеревского могильника? Рас­скажите о них подробнее.